На чтение 10 мин. Просмотров 3.6k. Опубликовано 04.03.2022
Страна: Мексика, Испания
Жанр: фэнтези, драма, приключения, исторический
Год производства: 2006
Режиссер: Гильермо дель Торо
Актеры: Ивана Бокеро, Даг Джонс, Сержи Лопес, Адриана Хиль, Марибель Верду
Слоган: Что происходит, когда фантазер верит, что его фантазии реальны? (What happens when make-believe believes it’s real?)
Награды и номинации: 2007 год — три «Оскара» (лучшая работа оператора, художника-постановщика и гримера. Всего было 6 номинаций на премию. Три премии BAFTA (за костюмы, грим и адаптированный сценарий). Гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов Fantasporto. Премия «Сатурн» 2007 года юной актрисе Иване Бокеро.
Фильм «Лабиринт фавна» (исп. El laberinto del fauno) режиссера Гильермо дель Торро рассказывает историю девочки, живущей в двух мирах — реальном и фантастическом. Смысл фильма «Лабиринт фавна» в том, что на фоне мрачных событий франкистской Испании 1944 года реальность оказывается куда страшнее самых жутких фантазий ребенка.
Содержание
- О чем фильм
- Объяснение концовки
- Смысл фильма
- Похожие фильмы
О чем фильм
Фильм начинается с надписи на темном экране и голоса за кадром: «Испания, 1944 год. Закончилась Гражданская война. Но вооруженные партизаны, укрывшись в горах, сопротивляются новому фашистскому режиму». На земле лежит окровавленная девочка, она прерывисто дышит, глаза мутнеют. Видно, что жить ей осталось считанные минуты.
И вдруг действие переносится в сказочную страну. Голос за кадром рассказывает о подземном царстве, в котором жила принцесса Муана, мечтающая попасть в мир людей. Однажды она вырвалась на поверхность и тут же забыла, кто она и откуда пришла. Муана не понимала, как жить в этом мире, ее одолели болезни, и она умерла. Но ее отец-король знал, что душа принцессы вернется в другом теле. Он готов был ждать ее до скончания времен».
По дороге едут несколько машин, в одной из них — беременная женщина с дочкой-подростком. Это Кармен — жена капитана Видаля, с ней ее дочь Офелия. Обосновавшись на новом месте, девочка находит каменный лабиринт и в его центре встречает магическое существо фавна.
Он рассказывает, что Офелия на самом деле принцесса Муанна, и во время полнолуния она сможет перейти в подземный мир и воссоединиться со своими настоящими родителями. Но для этого ей нужно выполнить несколько испытаний.
Параллельно идет описание событий реального мира. Капитан Видаль устраивает ужин для приглашенных гостей, но девочка сбегает в лес. Под корнями старой смоковницы она находит гигантскую жабу и, победив ее, выполняет задание фавна. Она знакомится с домработницей Видаля Мерседес и сразу проникается к ней симпатией. Ее мать постоянно лежит в постели, Видаль равнодушен к ней. Девочка предоставлена сама себе, она одинока и несчастна.
Во время второго испытания Офелия проникает в волшебное подземелье и находит там Бледного Человека. Это жуткий монстр с глазами, вставленными в ладони. Он сидит за накрытым столом, на котором, по наставлению фавна, девочка не должна ничего трогать. Но та, не сдержавшись, съедает виноградину и будит чудовище. Еле сбежав от Бледного Человека, Офелия оказывается в своей спальне. Задание провалено.
Между тем, капитан Видаль преследует партизан в лесу. На их стоянке он находит упаковку от антибиотиков. Ясно, что повстанцам помогают местные. Параллельно показано, как Мерседес с доктором собирают еду и медикаменты и относят в лес. У женщины там родной брат, который борется с фашистами. Офелия догадывается об этом. Она спрашивает Мерседес: «Ты помогаешь людям в лесу?». На ее вопрос, говорила ли она кому-нибудь об этом, девочка говорит: «Нет. Я не хочу, чтобы с тобой что-нибудь случилось».
Фавн узнает о проваленном задании Офелии и сильно злится. Он говорит, что той теперь никогда не вернуться домой. В лесу партизаны подрывают рельсы и пускают поезд под откос. Пока Видаль разбирается на месте, те грабят его склад. Вернувшись, капитан видит, что дверь склада целая — ее просто открыли ключом. Но он давал ключ только Мерседес, никому больше. Фашисту приходит идея о том, кто помогает партизанам.
Выследив в лесу группу партизан, они намеренно оставляют одного из них в живых. После страшных пыток его пытаются привести в чувства, но не могут. Видаль зовет доктора, но тот, увидев страдания пленного, просто добивает его, чтобы избавить от дальнейших мук. Капитан в ярости набрасывается на доктора, у того из сумки выпадает ампула с антибиотиком — такая же, какую нашел Видаль в лесу. Он стреляет в доктора и убивает его.
У Кармен начинаются роды. Они проходят крайне тяжело, женщина умирает, дав жизнь мальчику. Капитан хоронит жену и говорит, что Офелии нужно уезжать. Он не намерен растить ее, она ему не нужна. Ночью Мерседес собирается бежать к партизанам в лес, девочка просит взять ее с собой. Но Видаль уже давно знает, что женщина шпион. Он настигает ее, связывает и закрывает в амбаре, чтобы затем подвергнуть пыткам.
Мерседес перерезает веревки ножом, который она всегда прятала в складке передника. Затем она вырывается и ранит Видаля, разрезав ему щеку. Женщина убегает в лес, где ее от преследования солдат Видаля спасают партизаны. Тем временем, Офелия заперта в комнате. К ней приходит фавн и говорит, что решил дать ей шанс. Она сможет вернуться в свое волшебное царство, если выполнит последнее задание.
Фавн требует, чтобы девочка выкрала своего новорожденного брата и принесла его в лабиринт. Когда Офелия берет младенца, на лагерь нападают партизаны и будят капитана. Выбежав во двор, он успевает заметить Офелию около входа в лабиринт. Фавн дает объяснение, что для открытия портала нужно, чтобы пролилась кровь невинного. Офелия не отдает ребенка, крича: «Нет! Мой брат будет со мной!».
И тут выбегает Видаль. Он не видит фавна и не понимает, с кем говорит девочка. Он выхватывает младенца и стреляет в Офелию. Выйдя из лабиринта, он оказывается перед толпой партизан. Он отдает ребенка Мерседес и просит, чтобы она рассказала его сыну о нем. Но та говорит: «Он даже имени твоего не узнает» и стреляет Видалю в голову.
Объяснение концовки
В финале фильма Мерседес и партизаны идут в центр лабиринта и находят Офелию. Она смертельно ранена. Пока в реальном мире над ней плачет Мерседес, в мире фантазий Офелия переносится в роскошный замок своего отца. Ее приветствует фавн, говоря, что она сделала правильный выбор, не дав пролить кровь невинного младенца. Девочка счастлива, она занимает место на троне между своими родителями.
Смысл концовки фильма «Лабиринт фавна» в том, что смерть каждый может воспринимать по-разному. Для одних это просто конец земного пути и вечная пустота, а для других — переход в лучший мир, где нет места боли и страданиям.
Для чуткой девочки, живущей среди жестокости войны, концовка жизни прошла по второму сценарию. Было ли это все реально, режиссер не уточняет. Скорее всего, на этот вопрос у каждого будет свой ответ.
Смысл фильма
Сам Гильермо дель Торо в интервью говорил, что при создании фильма задумывал сделать всех монстров, увиденных девочкой, воплощением Фавна. Словно тот проверял ее, испытывал ее смелость, честность, доблесть. Но позже, уже в процессе подготовки к съемкам, у него стали возникать другие ассоциации. Внимательный зритель обязательно заметит их и увидит скрытый смысл сюжета.
Главная героиня — мечтательная девочка Офелия в глубине души несчастна. Она потеряла отца, а ее мать Кармен, устав от одиночества, полностью подчинила себя властному и жестокому садисту Видалю.
И девочка придумывает себе сказочный мир, в котором она сама вершит свою судьбу. Фавн в нем — воплощение ее настоящего отца, который наставляет на путь истинный, защищает, искренне желает, чтобы она прошла все испытания и перенеслась в лучший мир навсегда.
И тогда Офелия идет на борьбу с монстрами, каждый из которых — и есть ее жестокий отчим-садист. Первый из них — огромная жаба, сидящая под корнями смоковницы. Пока она пирует, дерево гибнет. Легко провести аналогию между этим противным животным и капитаном Видалем. Пока он устраивает пирушки, приглашая друзей, простой народ мучается от голода, получая по одной продуктовой карточке на семью в день.
После победы над жабой, Офелия получила ключ — точно такой же, как у капитана, которым он открывает склад с продуктами и лекарствами. Вряд ли это просто совпадение. Второй монстр — Безликий или Бледный человек. Возможно, это тоже одно из воплощений Видаля в глазах девочки. Ведь капитан сам по себе также слеп. Он оценивает ситуацию только исходя из того, что донесут ему его солдаты. И поэтому он часто карает невиновных, как в сцене с охотниками, которых Видаль застрелил ни за что.
Бледный Человек сидит за огромным столом с яствами. Внимательный зритель заметит, что блюда оформлены только в двух цветах — красном и оранжевом. Если провести подробный разбор этого момента, то можно усмотреть аналогию с цветами флага франкистской Испании тех лет. А печь, горящую за спиной Бледного Человека, связать с печами в крематориях концлагерей, где были сожжены сотни тысяч невинных людей. Смысл в том, что этот монстр также являлся воплощением капитана Видаля в глазах Офелии.
Лишь в третьем испытании ей пришлось столкнуться с капитаном лично, лицом к лицу. Девочка сделала свой выбор, не дав пролить кровь маленького брата. Но тиран и фашист Видаль не знал об этом. Он выхватил ребенка из рук Офелии и выстрелил в нее. Убив девочку в реальном мире, он все же не смог победить ее в мире ее фантазий. Суть фильма в том, что иногда в нашей жизни реальность и грезы переплетаются настолько тесно, что не всегда удается сходу разделить их. Но главное, всегда оставаться человеком, поступать по совести и быть собой.
Похожие фильмы
- «Мост в Терабитию», США, 2006. Подростки Джесс и Лесли находят в лесу волшебное царство, в котором становятся правителями. Щемящая сказка о попытке двоих детей убежать от ненавистной реальности.
- «Запределье», США, ЮАР, Индия, 2006. Каскадер Рой после ужасной травмы оказывается в больнице. Под действием морфина у него возникают галлюцинации, которыми он щедро делится с пятилетней Александрией. Благодаря Рою, девочка попадает в сказочный мир, полный приключений.
- «Алиса в стране чудес», США, Великобритания, 2010. Экранизация всемирно известного романа Льюиса Кэрролла о девочке Алисе, попавшей в сказочную стране Зазеркалье.
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр — фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.
Лабиринт Фавна | |
El laberinto del fauno | |
Жанр |
драма / фэнтези / приключения |
---|---|
Режиссёр |
Гильермо дель Торо |
Продюсер |
Альфонсо Куарон |
Автор сценария |
Гильермо дель Торо |
В главных ролях |
Ивана Бакеро |
Оператор |
Гильермо Наварро |
Композитор |
Хавьер Наваретте |
Кинокомпания |
Telecinco |
Длительность |
112 мин. |
Бюджет |
13 млн € |
Страна |
Мексика |
Язык |
испанский |
Год |
2006 |
IMDb |
ID 0457430 |
«Лабири́нт Фа́вна» (исп. El laberinto del fauno) — мрачная драма мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо по мотивам произведений Артура Мейчена, вторая часть его трилогии о гражданской войне в Испании, начатой фильмом «Хребет дьявола». История двенадцатилетней девочки Офелии, спасающейся от жестокой реальности франкистской Испании в мире не менее жестоких фантазий. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2006 года, в рамках которого 27 мая состоялась мировая премьера ленты. Лауреат трёх премий «Оскар» (лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший грим).
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 В ролях
- 3 Прокат
- 4 Художественные особенности
- 5 Награды и номинации
- 6 Интересные факты
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Сюжет
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
Сюжет фильма условно делится на параллельные действия в реальной Испании времен Второй мировой войны и на происходящее в мире грёз и фантазий главной героини Офелии. Сценарий построен таким образом, что зрителю остаётся предполагать самому, происходят ли фантастические события на самом деле или только в воображении персонажей. Сама стилистика повествования выдержана в духе сказок братьев Гримм, но в изначальном неадаптированном варианте.
Фильм открывается пересказом легенды о принцессе волшебной страны, которая, прельстившись рассказами о красоте подлунного мира, сбежала в реальный мир и, будучи им ослеплённой, забыла о том, кто она такая и как ей вернуться обратно. Но её отец-король по-прежнему ждёт, когда она вспомнит о нём и вернётся.
1944 год, Испания. Вторая мировая война фактически завершена, власть Франко утвердилась, немногие уцелевшие коммунисты мелкими партизанскими группами укрываются в горах. Для уничтожения партизан правительство отправляет небольшие карательные отряды, которые зачищают заросшие лесом горы или просто становятся на постой на фермах, не давая партизанам возможности получать помощь от сочувствующих крестьян.
Капитан Видаль и его отряд обосновались на старой мельнице и занимаются охотой за местным партизанским отрядом. Капитан Видаль позиционирует себя как главное средоточие власти для местного населения, он считает себя вправе убивать людей по подозрению в нелояльности. Также капитан Видаль страдает от того, что его отец погиб до его рождения и в качестве наследия оставил разбитые карманные часы, остановившиеся в момент его смерти и, считая такой поступок трусостью, капитан Видаль постоянно переламывает в себе всё человеческое.
По требованию Видаля в расположение его части приезжает его жена Кармен, находящаяся на финальном сроке беременности, со своей дочерью от первого брака Офелией. Отец Офелии, первый муж Кармен, погиб во время войны. Капитан Видаль не выносит Офелию, за что девочка ему платит такой же ненавистью, но Видаль хочет сына и ради этого готов терпеть рядом с собой чужого ребёнка.
Гуляя в одиночестве неподалёку от старой мельницы, где основался Видаль и его подчинённые, Офелия находит в лесу древний лабиринт, в центре которого она встречает Фавна — древнее магическое существо. Фавн сообщает Офелии, что на самом деле она принцесса Муанна из волшебной подземной страны, забывшая о своем происхождении, и что это её второе и последнее рождение в подлунном мире и, до наступления ближайшего полнолуния, она должна быть готова к возвращению, но для этого ей нужно пройти через три испытания, которые позволят ей подтвердить что она и есть та самая принцесса Муанна. Фавн даёт Офелии волшебную книгу, из которой она будет узнавать необходимую информацию для прохождения испытаний. На недоумённый вопрос о том, что книга состоит сплошь из пустых страниц, Фавн отвечает, что для того, чтобы книга показала нужное, ей нужно сформулировать вопрос и задать его книге и тогда она всё увидит.
Первое из этих испытаний — спасти древнее засохшее дерево, в корнях которого поселилась гигантская жаба, что своим присутствием губит это дерево. Для этого Офелия должна скормить жабе три волшебных камешка и после гибели жабы забрать золотой ключ
На следующий день на мельнице планируется вечеринка, во время которой капитан Видаль хочет представить свою жену влиятельным лицам, а также с гордостью сообщить, что, не смотря на войну, его сын, а как же иначе, родится здесь, рядом с ним с Капитаном Видалем. Офелию тоже готовят к этой вечеринке — Кармен даёт ей новое чистое и отглаженное платье и новые башмаки. Но так как из книги Офелия узнаёт, что первое задание нужно выполнить сегодня, то нарядная Офелия отправляется к древней смоковнице. Подойдя к дереву, заглянув в дупло у корней и увидев как там грязно и склизко, Офелия снимает платье, вешает на веточку и в одном исподнем на четвереньках заползает дупло между корней дерева. Перемазавшись по пути в глине и слизи Офелия доползает до жабы и начинает ту отчитывать за гибель дерева, но жаба атакует Офелию своим языком, попутно поедая жирных мокриц. Тогда взяв в руку одну из мокриц, Офелия обманом заставляет жабу заглотить все три камешка. После чего жаба раздувается и выплёвывает всё своё нутро, покопавшись в котором, Офелия находит ключ. Выйдя с ключом Офелия вся в грязи и слизи, обнаруживает, что пока она была внутри погибшего дерева, погода испортилась и начался ливень, попутно ветер сдул платье в грязь и в нём не возможно быть на вечеринке. Когда Офелия в самый разгар застолья возвращается, то вызванная прислуживающей Мерседес мать девочки — Кармен расстраивается, наказывает девочку и после отмывания Офелии от грязи служанками отправляет девочку спать, да и сама, почувствовав недомогание, ложится в постель.
Как только мать засыпает, Офелия переходит в ванную комнату открывает волшебную книгу и та показывает картинку с текстом второго задания. Второе задание заключается в том, что Офелия, должна проникнуть в таинственное хранилище, где на страже сидит Бледный, открыть золотым ключом правильный тайник, забрать содержимое и вернуться за ограниченное время.
Но тут Офелия слышит окрик матери и решает узнать у книги о том, что происходит прямо сейчас. Но открытые страницы окрашиваются кровью, а в соседней комнате вскрикивает Кармен, у которой начинается сильное кровотечение. Прибежав на крик, Видаль требует позвать доктора Феррейро. Доктор после осмотра и остановки кровотечения даёт Кармен успокоительное, попутно сообщая Видалю, что беременность протекает тяжело и что Видаль зря её сюда привёз, а также рекомендует переселить Офелию в другую спальню, чтобы она не тревожила мать.
Когда всё успокоилось и Офелию положили спать в отдельной комнате, Мерседес спела ей мелодию древней и позабытой колыбели. Ночью к девочке приходит Фавн и спрашивает, почему она не приступила к выполнению второго задания, ведь полнолуние уже близко. Девочка говорит о болезни матери и что она не может её оставить в таком состоянии. Тогда Фавн даёт ей волшебный корень мандрагоры, который нужно положить в плошку, залить свежим молоком и поставив под кровать Кармен, ежедневно подкармливать двумя каплями крови, и тогда Кармен будет лучше и она не будет отвлекать Офелию от выполнения заданий.
Перед уходом Фавн предупреждает Офелию, что Бледный — не совсем человек, и бескомпромиссно требует чтобы Офелия ни в коем случае не брала со стола ничего из еды. Он также даёт ей для выполнения второго задания мел, которым можно нарисовать проход в желаемое место, песочные часы и закрытый пенал с тремя феями-помошницами. После его ухода, нарисовав на стене дверь и дождавшись её проявления, Офелия открывает проход в тоннель. Выпускает фей, спускает стул и перед спуском в тоннель ставит песочные часы. Пройдя по тоннелю, Офелия попадает в большой зал, в центре которой стоит стол с различными фруктами и яствами, а во главе стола бездвижно сидит Бледный и его глаза лежат перед ним на тарелке. Феи-помошницы обнаруживают тайник и подзывают Офелию. Девочка достаёт ключ и задумывается какой же из трёх тайников открыть, попутно видя в углу груду детских башмаков. Выбрав крайний левый тайник, не тот, что указывали феи, девочка открывает его и вынимает оттуда золотой кинжал. После чего направляется в обратный путь, но проходя мимо стола, она всё-таки останавливается напротив вазы с виноградом и отщипывает ягоду и начинает её есть. Тем временем Бледный оживает, вставляет глаза в прорези в ладонях и, поставив ладони в области носа, начинает искать девочку. Офелия, доев первую ягоду, отщипывает вторую и отправляет её в рот, отмахиваясь от фей, которые пытаются её предупредить и защитить. В результате чего две из них, по числу съеденных ягод, отвлекающие Бледного, погибают. Офелия, воспользовавшись заминкой, бежит к открытому ей проходу, но время заканчивается и стена закрывается перед самым её носом, Бледный уже выходит в коридор и вот-вот схватит девочку. Не колеблясь ни минуты, Офелия на потолке рисует люк и, дождавшись его проявления, успевает влезть и прижать крышку обратно, чтобы Бледный не пролез за ней следом.
Когда к Офелии приходит Фавн, она отдаёт ему кинжал и пытается обмануть, сказав, что всё прошло замечательно, но обман раскрывается, когда из открытого пенала вылетает единственная оставшаяся фея и рассказывает тому на ухо как всё было на самом деле. Разозлившийся Фавн отметает лепет Офелии о трагической случайности и говорит, что, несмотря на добытый кинжал она не справилась с заданием. Видимо, он всё-таки ошибся, и она не принцесса Муанна. После чего Фавн исчезает, а Офелия остаётся в одиночестве и впадает в уныние.
Утром следующего дня Капитан Видаль преследует партизан и едва не настигает их, выйдя на место их спешно брошенного привала. Там он находит ампулу с антибиотиком. После чего объявляет своим солдатам, что повстанцы рядом и у одного из них проблемы со здоровьем, а также, что повстанцам помогают местные. По возвращении на старую мельницу Видаль заявляет, что для предотвращения помощи партизанам местными, он конфискует все продукты на склад и вводит распределения продовольствия в виде лимитированных пайков по учётным карточкам, равно как и лекарств. Отдавая Видалю ключ от склада, Мерседес обманывает капитана, заявляя, что это единственный экземпляр. Затем она проводит доктора в лагерь партизан для оказания посильной медицинской помощи. После того как доктор Феррейро и Мерседес сообщают, что возможности снабжать отряд продуктами и антибиотиками нет, доктор вынужденно ампутирует одному из партизан гангренозную ногу. Уходя утром обратно к мельнице, у ручья доктор Феррейро отчитывает командира отряда о том, что война с Видалем обречена и бессмысленна, на что получает ответ о скором появлении ещё 50 бойцов, после чего партизаны нападут на Видаля и его команду.
На следующее утро, пока Видаль бреется, в районе железной дороги раздаётся взрыв. Прибыв на место Видаль узнаёт, что пострадавший поезд никто не ограбил и никто не пострадал. Тем временем в районе старой мельницы раздаются взрывы и Видаль отправляется туда. По прибытии он обнаруживает, что часть его людей перебита, склад вскрыт и всё из него украдено. Однако замок на двери склада не повреждён, и повстанцы ничего, кроме еды, не взяли.
Капитан Видаль отправляется с солдатами в лес и настигает группу из отряда местных партизан. Перебив всех, он захватывает одного раненого в ногу, но живого. Притащив в амбар пленного, Капитан приступает к изощрённым пыткам, предварительно обрисовав пленённому его перспективы и относясь спокойно к тому, что собирается делать. Через несколько часов он вызывает к пленному доктора Феррейро и требует привести того в надлежащий вид для продолжения выведывания интересующих его сведений. После прихода доктора и раскрытия им своего саквояжа, заинтересовавшийся его содержимым Видаль берёт ампулу антибиотика и идёт к себе в комнату. Партизан просит доктора убить его, так как считает, что не выдержит продолжения пытки и расскажет всё, ибо он и так уже сболтнул лишнего. Пока Феррейро делает пленному смертельную инъекцию, капитан обнаруживает, что взятая из саквояжа доктора ампула точно такая же как найденная им до этого в лесу. Взбешённый Видаль по возвращении в амбар обнаруживает у тела мёртвого партизана доктора Феррейро и требует объяснений. Но доктор, уставший бояться и понимающий, что всё равно будет убит, игнорирует капитана, на слова о том, что достаточно было бы просто исполнять свой долг отвечает, что для этого и существуют такие, как Видаль. И, взяв саквояж, направляется в сторону леса. Видаль пристреливает доктора и отправляется проведать жену.
Тем временем Офелия, видя, что матери стало лучше, забирается к ней под кровать, чтобы проверить корень мандрагоры и подкормить капелькой крови, но замечает, что тот неподвижен, и заговаривает с ним. Но вошедший капитан выдёргивает Офелию из под кровати и достаёт плошку с корнем Мандрагоры. Спросив Офелию, что это и для чего, и не удовлетворившись ответом, Видаль уходит к себе. А Кармен, отчитывая дочь и говоря, что в реальном мире жизнь жестока и пора бы перестать жить в сказках, бросает корень в очаг, где тот с писком боли сгорает. Но после гибели корня у Кармен начинаются преждевременные роды, а вернувшийся Видаль посылает за фельдшером. После рождения ребенка Кармен умирает, Офелию готовят к отъезду в другое место и запирают комнате.
Вызвав к себе Мерседес, капитан предлагает ей выпить, вылив остатки самогона в стопку, но та отказывается. Тогда он посылает её на склад за выпивкой. А когда Мерседес, не спросив ключа, пытается уйти, высказывает обвинение в связях с партизанами. Затем Мерседес берет в тайнике письма, чтоб отнести их партизанам, и отправляется в лес, где её настигает Видаль, выследивший её. Связанную Мерседес приводят в амбар, Видаль, отвернувшись к ней спиной и, перебирая инструменты пыток, начинает рассказывать о том, как он из неё будет получать признания. Мерседес перерезает верёвки припрятанным в складке своего фартука ножом, затем ранит капитана в спину и грудь и, просунув в рот нож, заявляет, что она не такая лёгкая добыча как раненый или доктор, режет щёку изнутри и сбегает. Отправленная Видалем погоня загоняет Мерседес на поляну, и, когда отчаявшаяся женщина достаёт нож, один из офицеров глумливо заявляет, что она умрёт от его руки и никак иначе. Но тут подошедшие партизаны открывают огонь и убивает почти всех. А тем временем Видаль сам себе перед зеркалом зашивает разрез левой щеки.
Когда Офелия остаётся одна, снова появляется Фавн и даёт ей третье задание — она должна выкрасть у капитана Видаля своего новорождённого брата и принести его в самое сердце лабиринта. На замечание девочки, что она заперта Фавн напоминает про мел и про то, что это последний шанс вернуться и последнее полнолуние. Пока капитан отошёл к своим подчинённым и выяснял у выживших, что произошло и сколько было партизан, прокравшейся Офелии удаётся подлить Видалю в выпивку то успокоительное, что давал доктор её матери. И почти вынеся младенца из комнаты Офелия собирается уйти, но тут начинается нападение партизан на старую мельницу и Видаль обернувшийся на шум взрыва, замечает Офелию с младенцем в проёме двери и отправляется за ней в погоню. Не обращая внимания на взрывы и стрельбу партизан по солдатам капитана, Офелия бежит к лабиринту, а капитан вслед за ней.
Долго проплутав в лабиринте, Офелия попадает в тупик и, буквально за несколько секунд до появления капитана, открывается проход в сердце лабиринта по которому девочка проходит к Фавну. Увидев её с завёрнутым младенцем, Фавн говорит Офелии, что она справилась и осталось только самая малость — пролить кровь невинного, чтобы отворить врата в волшебную страну. Офелия категорически отказывается отдать ему брата, несмотря на шантаж последнего тем, что это единственный шанс вернуться и спасти подземную страну и её обитателей от забвения и исчезновения. Но тут появляется Видаль, видит что девочка спорит с кем-то невидимым, держа его сына в руках, подходит и, отобрав ребёнка, стреляет ей в живот. Смертельно раненая Офелия падает на краю лестницы и своей кровью орошает сердце лабиринта.
На выходе из лабиринта Видаль сталкивается с партизанами и Мерседес. Тогда вручает Мерседес ребёнка и, отступив назад, достаёт часы и, взглянув на них, высказывает желание, чтобы его сын узнал время смерти отца, но Мерседес перебивает капитана и заявляет, что сын и имени своего отца никогда не узнает, после чего Видаля убивает один из партизан.
Отдав младенца партизанам, Мерседес устремляется в центр лабиринта к Офелии. Мерседес находит девочку умирающей на краю сердца лабиринта. Присев около головы ребёнка, Мерседес напевает мелодию той самой колыбельной, что пела ей до этого. А Офелия вдруг слышит голос короля подземного мира, говорящего, что она теперь свободна от оков своего земного тела и может по праву занять своё место на своём троне возле него и королевы. Вышедший из тени Фавн подтверждает, что последнее испытание было в том, что сможет ли Офелия преодолеть искушение пожертвовать чужой жизнью ради достижения своей цели, даже если это ребёнок ненавидимого ею человека и даже если его погубленная жизнь позволит Офелии достичь своей самой желанной цели. И вот, умирая на ступенях сердца лабиринта, Офелия улыбается в последний раз, но воцаряется в подземном мире.
В качестве финальной сцены показывается распускающийся бутон на засохшем дереве, что спасла Офелия от жабы, и фея, присевшая около цветка. Но так и остаётся загадкой, насколько сильно в произошедшем с Офелией переплелись реальность и вымысел…
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Ивана Бакеро | Офелия |
Даг Джонс | Фавн / Бледный человек |
Серхи Лопес | капитан Видаль |
Ариадна Хиль | Кармен |
Марибель Верду | Мерседес |
Алекс Ангуло | доктор Феррейро |
Прокат
- 7 октября 2006 года на специальном показе фестиваля «Осенняя эйфория» президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов представил картину российским зрителям.
- Первой страной, в которой фильм вышел в широкий прокат (11 октября 2006 года), стала Испания.
- В российский широкий прокат «Лабиринт Фавна» вышел 30 ноября 2006 года.
- Начало проката фильма в США пришлось на 29 декабря 2006 года.
Художественные особенности
Критики сравнивают фильм «Лабиринт Фавна» с книгой Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»[1], отмечая при этом, что чудеса в картине Гильермо дель Торо порождаются мрачной реальностью франкистского государства. Дель Торо тщательно подошёл к созданию вымышленного мира, в котором ищет своё спасение юная Офелия. По эскизам, нарисованным Карлосом Хименесом, художник-постановщик ленты Эухенио Кабальеро построил уникальные декорации. С помощью камеры своего постоянного оператора Гильермо Наварро режиссёр превратил эти декорации в осязаемый до мельчайших деталей волшебный мир Фавна. Дополнительным источником, откуда черпал своё вдохновение дель Торо, стали живописные полотна Франсиско Гойи[1].
Ф. Гойя. «Сатурн, пожирающий своих детей»
Награды и номинации
- Три премии «Оскар» 2007 года за лучшую операторскую работу (Гильермо Наварро), лучшую работу художника-постановщика и лучший грим. Всего номинировался в шести категориях: в номинациях «лучший оригинальный сценарий», «лучший фильм на иностранном языке» (представлял Мексику) и «лучшая музыка» лента уступила другим картинам.
- Номинант Каннского кинофестиваля 2006 года.
- Номинант на премию «Золотой глобус» 2007 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
- Три премии BAFTA в номинациях «лучший фильм на иностранном языке», «лучшая работа художника по костюмам» и «лучший грим».
- Лучший фильм 2006 года по версии Альянса женщин-киножурналистов (The Alliance of Women Film Journalists).
- Номинирован на испанскую кинопремию Гойя в 13 категориях, в том числе «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший оригинальный сценарий».
- Гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов Fantasporto 2007 года.
- Ариадна Хиль номинирована на испанскую премию Годой в категории «Лучшая актриса второго плана».
- Лауреат премии «Сатурн» 2007 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
- Ивана Бакеро получила премию «Сатурн» 2007 года в номинации «Лучший молодой актёр или актриса».
- Гильермо дель Торо получил премию «Небьюла» в категории «Лучший сценарий».
Вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire.
Интересные факты
- Надпись на вратах Лабиринта Фавна гласит: «IN CONSILIIS NOSTRIS FATUM NOSTRUM EST»[2], что на латинском языке означает «В наших решениях — наша судьба».
- Актёру Дагу Джоунсу требовалось четыре часа, чтобы забраться в костюм Бледного Человека. Смотреть Джоунсу приходилось через носовые отверстия своего героя, так как на лице персонажа нет глаз.
- Мимика лица Фавна не была создана с помощью компьютерной графики. Актёр Даг Джоунс носил специальный прибор на лице, «считывавший» мимику его лица и управлявший маской Фавна[источник не указан 417 дней].
- Премьера фильма в Каннах завершилась 22-минутной овацией стоя критиков и зрителей, самой продолжительной овацией на фестивале с 1968 года[источник не указан 264 дня].
- В одном из интервью[3] Гильермо Дель Торо намекнул, что по его замыслу и Бледный Человек, и Жаба — это воплощения Фавна, который проводит Офелию через череду испытаний для выявления её нравственной цельности. Намёком на это обстоятельство в фильме является то, что в финале сказочной части появляются все три феи, две из которых якобы погибли от рук Бледного Человека.
- В России фильм «Лабиринт Фавна» при ограниченном прокате сделал хорошие кассовые сборы — более 750 000 $[4]. На волне этого успеха на российские экраны была выпущена более ранняя картина Гильермо дель Торо «Хребет дьявола» (2001), идейно и сюжетно связанная с «Лабиринтом Фавна».
- Фильм занял пятое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году[5].
- Бледный Человек невероятно похож на Ы Голоньяка (англ. Y’golonac). Поскольку фильм создан по мотивам творчества Лавкрафта и Артура Мэйчена[источник не указан 595 дней], а Ы Голоньяк входит в список окололавкрафтовских существ (англ. Cthulhu Mythos) это сходство вряд ли случайно.
См. также
- «Там, где живут чудовища»
Примечания
- ↑ 1 2 А. Плахов. Гильельмо дель Торо
- ↑ Изображение входа в лабиринт на эскизах к фильму
- ↑ Capone chats with Guillermo Del Toro
- ↑ По данным Box Office Mojo
- ↑ The 100 Best Films Of World Cinema
Ссылки
- Официальный российский сайт фильма «Лабиринт Фавна»
- Официальный американский сайт фильма «Лабиринт Фавна» (англ.)
- Официальный испанский сайт фильма «Лабиринт Фавна» (исп.)
- Официальный французский сайт фильма «Лабиринт Фавна» (фр.)
- Страница фильма на сайте Каннского кинофестиваля (англ.) (фр.)
- «Лабиринт Фавна» (англ.) на сайте Internet Movie Database
В этом году мексиканский режиссер Гильермо дель Торо получил два «Оскара», продюсерский и режиссерский, за свою прошлогоднюю картину «Форма воды». Фильм удостоился многочисленных похвал, но даже самые ярые поклонники «Формы» не решились назвать ее лучшей работой дель Торо. Все отмечали, что это «лишь» лучший фильм режиссера за последние 12 лет, со времени выхода в 2006 году испаноязычного шедевра дель Торо «Лабиринт фавна».
Соединение мрачной сказки и военной драмы, «Лабиринт фавна» был шестым полнометражным фильмом мексиканца после «Хроноса», «Мутантов», «Хребта дьявола», «Хеллбоя: Герой из пекла» и «Блейда 2». Однако замысел «Лабиринта» начал формироваться задолго до того, как дель Торо впервые сел в режиссерское кресло. Корни этой картины уходят в раннее детство режиссера.
Когда Гильермо был маленьким, он видел волшебного фавна, античного монстра с человеческом телом и козлиными ногами. Это случилось не раз и не два – видение посещало мальчика регулярно. Всякий раз, когда Гильермо ночевал в доме бабушки в Гвадалахаре, он ровно в полночь видел, как из гардероба выбирается фавн. Мальчик точно знал, когда это происходит, потому что монстр появлялся с боем колоколов расположенного неподалеку собора. Даже когда это зрелище стало привычным, оно продолжало до смерти пугать впечатлительного ребенка.
Что это было? Сейчас дель Торо считает, что фавн является ему в так называемых «осознанных сновидениях» – то есть в переходной фазе между сном и бодрствованием. Но тогда, в 1970-х, Гильермо был уверен, что монстры живут по соседству. Тем более что фавн был не единственным, кто «посещал» будущего режиссера. Бурное воображение помогало мальчику видеть чудовищ повсюду. И постепенно дель Торо с ними сроднился. Особенно когда осознал, что не вписывается в обычную жизнь и что ему что-то светит лишь в мире причудливого искусства. Будущий режиссер понял, что его жизнь будет связана с гротескными историями о монстрах.
В 8 лет мальчик впервые взял в руки отцовскую камеру формата Super 8, и это определило всю его дальнейшую жизнь. Он снимал любительские короткометражки, изучал искусство создания спецэффектов, создал собственную спецэффектную компанию, основал Международный кинофестиваль в Гвадалахаре… И, наконец, в 1993 году дебютировал как режиссер полнометражного кино с мексиканской хоррор-драмой «Хронос», которая была выдвинута на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Затем был переезд в США, сложные отношения с Голливудом, съемки в Испании исторического испаноязычного хоррора «Хребет дьявола», триумфальное возвращение в Штаты с блокбастерами «Хеллбой» и «Блейд 2»… И все эти годы «Лабиринт фавна» вызревал в голове дель Торо и в записных книжках режиссера, куда постановщик скрупулезно заносит свои идеи, графические концепты, сюжетные ходы.
Дель Торо – человек начитанный и о многом задумывающийся, так что его творения часто рождаются на перекрестке самых разных идей и влияний, от мировой политики до архаичной мифологии. Также огромную роль в формировании лент режиссера играют его любимые художественные произведения. В случае «Лабиринта фавна» это прежде всего «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «Вымыслы» Хорхе Луиса Борхеса, «Великий бог Пан» Артура Мэкена, «Благословение Пана» Лорда Дансени и «Сад Пана» Алджернона Блэквуда. То есть классика западной мистической и фэнтези-словесности.
С самого начала работы над «Лабиринтом» дель Торо видел фильм как мрачную сказку о пугающем и драматичном моральном выборе. Этот выбор должен был сделать обычный персонаж, вплотную столкнувшийся с волшебным миром. Сказочная реальность предлагала испытание, которое нужно было пройти и переродиться в процессе, переосмыслить себя и свое место в мире. Фавну предстояло сыграть в этом испытании ключевую роль, поскольку это двойственный мифологический персонаж, которого можно рассматривать и как бога, и как монстра. Так что, когда он предлагает «игру», трудно сказать, хочет ли он помочь герою или его уничтожить. В свою очередь, лабиринт – это древнейший символ испытания. Еще первобытные люди посылали мальчиков в пещерные лабиринты, чтобы ребята проходили инициации и возвращались мужчинами.
Какое-то время дель Торо сочинял «Лабиринт фавна» как мелодраматичную историю о беременной замужней женщине, которая заводит роман с фавном и делает выбор: последовать за волшебным любовником в его мир или сохранить ребенка – фавн требует кровь младенца в оплату за путешествие между реальностями. Однако постепенно режиссер осознал, что сказочное испытание больше подходит для ребенка. Так героиня «Лабиринта» превратилась в маленькую девочку. Тем не менее беременность, младенец и «кровавая плата» в сюжете остались, чтобы подчеркнуть женственность картины. Любовь же женщины и монстра перешла в сценарий «Формы воды».
Ключевой вехой в работе над «Лабиринтом фавна» стала вышедшая в 2001 года картина «Хребет дьявола», соединившая мистический хоррор с историческим кино о Гражданской войне в Испании. Для дель Торо Гражданская война – тема не совсем родная, но и не чужая. Ведь Мексика долгое время была испанской колонией. Кроме того, в Мексике идет криминальная война между правительством и картелями, так что раздробленность нации для дель Торо – повседневная реальность. Также отметим, что изначально режиссер хотел рассказать о Мексиканской революции 1910-1917 годов, но обнаружил, что деньги на историческое кино проще найти в Испании, чем в Мексике. Понятно, с условием, что фильм будет на испанскую тему.
После того как дель Торо сделал главным героем «Хребта дьявола» маленького мальчика, маленькая девочка из «Лабиринта фавна» с ним художественно срифмовалась. После мальчишеского взгляда на войну естественно было снять девчоночий взгляд на почти те же события. «Почти» – потому что действие «Лабиринта» было отнесено к 1944 году, когда Гражданская война уже завершилась победой испанских фашистов, но республиканские партизаны продолжали воевать подпольно, пользуясь поддержкой французских единомышленников из Сопротивления. Партизаны были особенно активны в горах – или, наоборот, в крупнейших городах. То есть там, где проще всего было спрятаться от властей, которые действовали исключительно жестко и часто прибегали к пыткам и бессудным расправам.
Для дель Торо главный ужас Гражданской войны в том, что это нередко была война внутри семей, между родителями и детьми или между братьями. Поэтому, вдохновляясь реальной историей и сказками вроде «Золушки», режиссер сделал маленькую героиню падчерицей бесчеловечного высокопоставленного фашиста. Мать девочки после гибели первого мужа решила, что не может без мужчины в доме, и вышла замуж за военного. Но тот оказался нарциссом-социопатом, которому жена нужна, чтобы получить сына-наследника. Так что беременная супруга его интересует только как «инкубатор», а до падчерицы ему и вовсе дела нет. В то же время прислуга в доме фашиста сотрудничает с партизанами, и вокруг этого строится «реалистичная», военная сюжетная линия.
А что же сказочный сюжет? Его дель Торо придумал в классическом стиле мистических сказок. Когда героиня с матерью переезжает к отчиму в захолустье, девочка обнаруживает неподалеку от дома древний каменный лабиринт, в который местные жители не решаются заходить. Ночью к героине прилетает маленькая фея, и она отводит малышку в лабиринт, где та знакомится с загадочным фавном. Монстр объясняет, что героиня – это переродившаяся принцесса волшебного мира и что она может вернуться в свою «настоящую» реальность и вновь обрести некогда утерянное бессмертие, если пройдет три испытания и докажет, что достойна трона.
В жизни девочки мало приятного, и она еще до переезда ищет утешение в сказочных мирах своих любимых книг. Поэтому героиня принимает правила игры фавна и проходит требуемые испытания – два столкновения со злобными монстрами и вышеупомянутое внесение «кровной платы» (фавн предлагает заплатить за путешествие кровью новорожденного брата малышки).
Казалось бы, монстр требует послушания и девочка должна строго следовать его инструкциям, чтобы заслужить корону. Но истинная суть испытаний в том, чтобы героиня показала свою решимость, предприимчивость, храбрость – и независимость, когда от нее требуют того, с чем она не согласна. В мире «Лабиринта» для обретения бессмертия нужно играть по своим правилам, а не быть послушным слугой. И воспитанная в испытаниях готовность настоять на своем помогает девочке и в реальном мире, в столкновении с ее отчимом, когда тот окончательно превращается в чудовище.
Вполне очевидно, почему дель Торо предлагает публике именно такую моральную интригу. Режиссер сам не доверяет навязанным правилам (особенно когда это правила коррумпированного государства или организованной религии), и он видит доблесть тех, кто идет наперекор могущественной силе, не имея шансов одержать победу. Испанские партизаны проиграли войну с Франко, но для дель Торо это не значит, что их война была бессмысленна. Хотя постановщик не считает себя христианином, потому что во многом не соглашается с католической церковью, он верит, что добродетельные поступки самоценны, даже если не ведут к триумфу, и что нужно делать выбор в пользу добра, чем бы этот выбор ни грозил. Отметим, что дель Торо следует этим принципам в реальной жизни, хотя и не в столь драматичных обстоятельствах, как его персонажи. Если бы он легко «прогибался», его фильмография была бы совершенно иной.
Дель Торо черпает вдохновение повсюду, и он смешивает сложные художественные коктейли. Поэтому мистические образы в его лентах редко поддаются однозначному толкованию. Тем не менее доминирующую аллегорию обычно распознать можно, особенно если режиссер намекает на нее в интервью. Когда дель Торо рассказал, что второй монстр фильма под названием «Бледный Человек» (самое кошмарное создание в фильме, которое изнывает от голода в окружении яств, потому что питается лишь невинными детьми) олицетворяет католическую церковь, стало ясно, что ненасытная Жаба, с которой начинаются приключения героини, символизирует бездушную буржуазию, а отчим героини – тираническое государство. «Лабиринт» оказался политизирован от и до, просто в сказочном мире это не столь очевидно. Впрочем, отметим еще раз – это не единственное возможное толкование и не единственный смысл, вложенный дель Торо и его командой в экранных монстров.
Когда проект разрабатывается долгое время и постепенно складывается в голове творца, мастеру бывает трудно понять, когда проект созрел для экранизации. Судя по всему, это было проблемой и для дель Торо. Ответ ему подсказала вселенная. Или, точнее, его собственная рассеянность. Однажды режиссер забыл в лондонском такси записную книжку, посвященную «Лабиринту». Дель Торо был вне себя от горя, потому что материалы там были уникальные, созданные в течение четырех лет и практически не поддающиеся восстановлению. Однако пару дней спустя таксист вернул режиссеру его драгоценные записи (он нашел режиссера по бирке с логотипом отеля, в котором мексиканец остановился), и дель Торо подумал: «Это знак. Пора писать сценарий и искать деньги на съемки».
В принципе, режиссер мог попробовать провести проект через голливудскую систему и постараться получить как можно больший бюджет на задуманные эффекты. Но дель Торо уже был научен горьким голливудским опытом и избалован испанскими и мексиканскими продюсерами, с которыми он работал над «Хребтом дьявола». Одним из этих продюсеров был Альфонсо Куарон, режиссер «Гарри Поттера и узника Азкабана» и будущий постановщик «Дитя человеческого» и «Гравитации».
Именно с подачи Куарона дель Торо снял в Испании «Хребет дьявола», и ему так понравилось это сотрудничество, которое дало ему почти полную художественную свободу, что дель Торо решил его продолжить. Он понимал, что для постановки задуманного кино в Америке придется либо пробивать головой студийные барьеры, либо мириться с продюсерской цензурой. А проект был к тому времени столь важен для режиссера, что он не хотел менять ни строчки по чужому настоянию. Так что дель Торо предпочел меньший бюджет в Испании большему бюджету в США. Кроме того, раз «Лабиринт» оказался своего рода продолжением «Хребта», логично было тоже снять его в Испании и на испанском языке, с участием местных актеров.
Как дешево снять дорого выглядящее кино? Ответ давно известен: тщательно спланировать работу, чтобы ни один доллар не был потрачен впустую. То есть исключить съемки сцен, которые в итоге не попадут в монтаж, эксперименты при строительстве декораций, актерский творческий поиск на съемочной площадке, заказ ненужных цифровых эффектов… И так далее. В случае «Лабиринта» сделать это было проще обычного, поскольку дель Торо годами придумывал и продумывал сценарий и дизайны, прежде чем начал тратить деньги инвесторов. Фактически режиссер снял кино у себя в голове до того, как занялся этим по-настоящему.
Правда, замысел все же пришлось подстраивать под реальные возможности. Так, предполагалось, что упомянутая выше монструозная огромная жаба будет активно передвигаться в кадре, и, соответственно, для сцен с жабой потребуется большая декорация. Но денег на такую жабу и на такую стройку не нашлось, и монстра пришлось «усмирить» и поместить в маленькую и тесную подземную пещеру. Придуманный же дель Торо дракон вовсе не попал в кадр. Правда, это был не значимый герой, а всего лишь персонаж сказки, которую героиня рассказывает своему нерожденному брату. Так что от дракона режиссер отказался с грустью, но не без боли.
Помимо самого дель Торо за разработку внешнего вида ленты отвечала команда под руководством художника-постановщика Эухенио Кабальеро и оператора-постановщика Гильермо Наварро. Кабальеро с режиссером работал впервые, а вот для Наварро и дель Торо «Лабиринт» стал четвертым большим совместным проектом после «Хроноса», «Хребта дьявола» и «Хеллбоя». После столь продолжительного сотрудничества оператор и режиссер отлично знали, что им друг от друга нужно.
Среди важнейших источников графического вдохновения были гротескная живопись Франсиско Гойи и древние кельтские изображения. Мы обычно ассоциируем кельтов с Северной Европой, но они жили по всему континенту, и их наследие есть и в Испании. Связывая своих сказочных существ с кельтской культурой, дель Торо стремился показать баснословную древность созданий, с которыми сталкивается героиня, и их безусловное «язычество». Хотя Куарон считает, что в итоге у его коллеги получился вполне католический фильм.
Одной из ключевых задач при планировании фильма было определение того, как на экране будет показано насилие. Вообще, от сказочных лент зрители обычно не ждут особой жестокости, но дель Торо любит страшные и кровавые народные сказки – такие, какими они были до современной литературной обработки. Ведь искусство – это всегда художественное осмысление реальности. А если реальность жестока, то и искусство может и должно быть кровавым.
Тем не менее насилие в «Лабиринте» демонстрируется совсем не так, как это делается в кино, которое упивается жестокостью. Если садистские фильмы начинают с малого и постепенно становятся все более жуткими, то в «Лабиринте» самая кровавая сцена – это шокирующая фашистская расправа в начале картины. В дальнейшем камера все меньше смакует насилие, а кульминационное убийство остается почти что за кадром. Хотя без крови этот фрагмент не обходится. Кстати, дель Торо доводилось в молодости жестоко драться и работать в больнице, так что режиссер хорошо знает, сколько проливается крови в реальных житейских передрягах.
Вся жуть, которую режиссер придумал для «Лабиринта», должна была быть противопоставлена ангельскому личику главной героини, восьмилетней девочки. Придумав такую героиню, дель Торо перегнул палку. Лишь исключительные вчерашние детсадовцы могут справиться со столь сложной и эмоциональной ролью, как роль девочки, которой режиссер дал шекспировское имя Офелия. Поэтому найти идеально подходящую актрису дель Торо не смог. Зато ему очень понравилась 10-летняя барселонка Ивана Бакеро, ранее снявшаяся в испано-британском хорроре «Хрупкость» и еще в паре картин. Девочка на пробах так прочла свои реплики, что две присутствовавшие женщины заплакали. Одной из них была жена режиссера. Дель Торо тоже был впечатлен, и он подправил сценарий, чтобы в «Лабиринте» смогла сыграть 11-летняя актриса (Ивана повзрослела к тому времени, когда включили камеры). Сейчас мы знаем взрослую Бакеро по американскому фэнтези-сериалу «Хроники Шаннары».
Роль зловещего капитана Видаля, отчима Офелии и главного злодея ленты, получил еще один каталонец – актер Сержи Лопес. До выхода «Лабиринта» его лучше всего знали ценители французского кино. Так, Лопес сыграл злодея в картине Доминика Молля «Гарри — друг, который желает вам добра» и получил за эту работу «Сезар» и приз Европейской киноакадемии. В родной Испании актера ценили меньше, и мадридские коллеги говорили дель Торо, что Лопес не справится с мощным образом самозацикленного мерзавца. Но режиссеру каталонец очень понравился, и Лопес получил возможность посрамить злопыхателей. Что он и сделал с большим мастерством.
Бывшая испанская модель Марибель Верду ярко дебютировала в большом кино в 1986 году, когда сыграла в драме Мончо Армендариса «27 часов». Еще большую известность ей принесли такие ленты, как «Любовники» Висенте Аранды и «Изящная эпоха» Фернандо Труэбы. В 2001 году Верду сыграла главную женскую роль в мексиканской трагикомедии Альфонсо Куарона «И твою маму тоже», и, видимо, именно эта работа помогла мадридской актрисе получить в «Лабиринте» героическую роль Мерседес – служанки в доме Видаля, которая тайно сотрудничает с партизанами. По словам дель Торо, Мерседес – это, в сущности, выросшая Офелия, и героини легко находят общий язык.
Напротив, мать Офелии Кармен – женщина из другого теста. Это добрая и любящая, но пассивная женщина, не способная противостоять властному супругу. Кроме того, она дополнительно ослаблена беременностью, которая очень тяжело проходит. Роль Кармен получила заметная каталанская актриса Ариадна Хиль, ранее снявшаяся с Верду в «Изящной эпохе». Параллельно с «Лабиринтом» Хиль сыграла в приключенческой ленте «Капитан Алатристе», где главную роль исполнил голливудец Вигго Мортенсен из «Властелина Колец». Несколько лет спустя Хиль и Мортенсен стали семейной парой, и они до сих пор вместе.
Роли монструозных Фавна и Бледного Человека дель Торо писал в расчете на конкретного исполнителя. Ранее режиссер снял американского мима и акробата Дага Джонса в «Мутантах» и «Хеллбое». Высокий рост, удлиненные конечности и редкая гибкость делают Джонса исключительно подходящим для ролей причудливых существ. При этом актера совершенно не пугает необходимость перед каждым съемочным днем просиживать по несколько часов в гримерном кресле.
Не испугался Джонс и того, что Фавна ему предстояло сыграть на испанском языке, которого он не знал. То есть поначалу актер немного сдрейфил. Однако он быстро взял себя в руки и решил, что не только выучит произношение своих реплик, но и разберется в их значении, чтобы произносить их с полным пониманием. Джонс практиковался в испанском языке в то время, пока над ним колдовали гримеры. В конце концов дель Торо решил переозвучить Фавна голосом испанского театрального актера и актера озвучания мультфильмов Пабло Адана. Но языковая работа Джонса даром не пропала. Наделить Фавна правильным испанским произношением оказалось довольно просто, поскольку его дикция была в основном верной. Если бы Джонс говорил по-английски, переозвученный Фавн смотрелся как дублированный персонаж. Что, конечно, не годилось бы для скрупулезно выстроенной ленты.
Кстати, о Фавне. Изначально дель Торо планировал показать традиционного получеловека-полукозла, но постепенно создал более странное создание с нечеловеческим и незвериным лицом. По ходу фильма фавн меняется. При каждой встрече с Офелией он молодеет, вначале появляясь как дряхлый старик и постепенно превращаясь в монстра в самом расцвете сил. Джонс стал соавтором роли, и он сыграл Фавна почти без помощи компьютерных эффектов. Графика использовалась лишь для того, чтобы стереть из кадра ноги актера, к которым крепились бутафорские козлиные ноги монстра. Аналогично был создан Бледный Человек, а вот гигантская жаба была сочетанием съемок куклы-робота и компьютерной анимации. Летающие феи же были полностью анимированы.
Студийные съемки «Лабиринта» проходили в Мадриде, а съемки на природе были организованы в горах Сьерра-де-Гвадаррама, которые расположены на северо-западе от испанской столицы. Дель Торо надеялся, что натуру удастся снять в северной провинции Наварра, где развивается действие ленты, но продюсеры не смогли найти достаточно покладистого наваррского землевладельца.
Съемки шли летом 2005 года, когда в центральной Испании была сильная засуха. Поэтому декораторам приходилось во время уличных съемок добавлять в кадр зеленую траву и мох, чтобы прикрыть выжженную солнцем землю. Также группа почти не могла использовать открытый огонь – лес мог вспыхнуть как спичка. Взрывы и искры пришлось добавлять в фильм с помощью компьютерных эффектов.
Насколько дель Торо любит вымышленных монстров, настолько же он ненавидит реальных лошадей. Во время съемок «Лабиринта» режиссер укрепился в этой ненависти, и съемки с лошадьми оказались для него настоящей пыткой. Очевидно, кони ему попались своенравные, а дель Торо, как истый перфекционист, терпеть не может, когда кто-то не выполняет в точности его команды.
Перфекционизм также заставил постановщика лично сочинить для фильма английские субтитры. Ранее американский релиз «Хребта дьявола» был отдан на откуп сторонним переводчикам, и дель Торо результат совершенно не устроил. Поэтому он провел около месяца, оттачивая перевод «Лабиринта».
Это был немного странный, но совершенно оправданный шаг. «Лабиринт» не мог похвастаться знаменитыми на весь мир актерами, и картине предстояло покорить публику за пределами Испании за счет изощренного видеоряда и необычного повествования. Если бы лента в переводе что-то потеряла, это могло бы ее существенно ослабить, а то и попросту прикончить.
К счастью, «Лабиринт фавна» не утонул, а взлетел. После премьеры на Каннском кинофестивале, где картина была встречена 22-минутной стоячей овацией, фильм вышел в испанский прокат 11 октября 2006 года и постепенно покорил киноманов всей планеты. Сборы ленты составили 83 миллиона долларов при бюджете в 15 миллионов долларов – не впечатляющий результат для Голливуда, но превосходный показатель для нестандартного европейского произведения на испанском языке.
За редкими исключениями, критики были в полном восторге. Они очень высоко оценили то, как дель Торо смешал волшебное и военное кино и как он создал завораживающую и пугающую сказку для взрослых, в которой самым страшным чудовищем оказался обычный человек. Все составляющие фильма, от актерской игры до звукового дизайна, удостоились громких похвал, и зрители были солидарны с журналистами.
Не согласились с критиками и киноманами лишь голливудские киноакадемики. «Лабиринт» получил «Оскары» в категориях «лучшая арт-режиссура», «лучшая операторская работа» и «лучший грим», но довольствовался номинациями в категориях «лучшая оригинальная музыка», «лучший оригинальный сценарий» и «лучший фильм на иностранном языке». В последней категории «Лабиринт» проиграл немецкой ленте «Жизнь других» – безусловно, очень удачной и исключительно драматичной, но не столь художественно сильной, как фильм дель Торо.
Что ж, в этом году дель Торо получил сразу два «Оскара», так что киноакадемия косвенно исправила былую недоработку. «Лабиринт фавна» же даже без продюсерского «Оскара» остается одним из лучших фильмов 2006 года и потрясающим образчиком того, что порой получается, когда уникальный творец соединяет несоединимое и делает это с вдохновением, душевно и без художественных компромиссов.