УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАНУ ДО ДХТД
МО Кореновский район
______________А. Н. Мищенко
«___»_______________2017 г.
Сценарий
развлекательной программы
«Лабиринт профессий»
Место проведения: концертный зал
МАНУ ДО Дом художественного
творчества детей
Дата, время проведения:
08 сентября 2017 года, 10-00 ч.
Ответственный за проведение:
МАНУ ДО Дом художественного
творчества детей
Педагог-организатор Т.А. Алексеева
Участники встречи: воспитанники ДХТД
Ход мероприятия:
09-15 участники мероприятия рассаживаются в зале
10-00 звучит музыка, на сцену выходит ведущая
Ведущая: Чему первым делом
Научиться кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научиться птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научиться школьник?
— Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, как вырастут, дети
Здравствуйте, дорогие друзья. Многие из вас уже, наверняка задумывались кем стать, когда вырастешь. Какую себе выбрать профессию. Кто-то мечтает стать летчиком, кто-то врачом, а кто-то строителем. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как же найти среди них свою? Давайте вместе с вами вспомним какие вы знаете профессии?
Интерактив с залом
Ребята, вы знаете, что самая редкая профессия – это переворачиватель пингвинов? Да – да, это не шутка, такая профессия действительно существует. Ей владеют всего два человека на планете, которые работают на полярных станциях в Антарктике. После взлета или посадки самолета они ходят вокруг аэродрома и ставят на ноги бедных пингвинов, которых звуковой волной опрокидывает на спину. Дело в том, что из этого положения птица сама выбраться не может, и в природе не бывает таких ситуаций, чтобы случилась подобная неприятность. Действительно, переворачиватель пингвинов очень редкая, но добрая профессия.
Вед: А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о какой профессии в них идёт речь.
Загадки:
1. Замирает в страхе зритель-
В клетке с тигром ……укротитель.
2. Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
В лесу охраняет надежно ……лесничий.
3. А мне сделала вчера
Два укола……медсестра.
4. У слона иль мышки жар-
Их спасет……ветеринар.
5.Слезо-носо вытиратель
В группе нашей …воспитатель.
6. Лоботрясов укротитель
В школе учит нас… учитель
7.Знает точно детвора,
Кормят вкусно……повара.
8.Справедливей всех, друзья,
Споры все решит …судья.
9. Письма в дом приносит он,
Долгожданный… почтальон
10. Герои легендарные
В огонь идут пожарные.
11. Пачку, пуанты надела Марина.
На сцене порхает! Она …балерина
12. Чтоб дымоход был свободен и чист,
Лезет на крышу всегда… трубочист
Вед: Читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.
Викторина
1. Лучшая в мире няня- гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда
(Мэри Попинс, П. Треверс)
2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня», -говорила она, -и дети, и собаки становятся шелковыми»
(Фрекен Бок Линдгрен)
3. Из трех цариц одна стала царицей, другая – ткачихой, а третья?
(поварихой А.С.Пушкин)
4. Матрос капитана Врунгеля
(Фукс В. Некрасов)
5.Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино
(Печкин Э. Успенский)
6.Сказочный ветеринарный врач
(Айболит К. Чуковский)
7. Профессия отца, который завещал одному из трех сыновей кота?
(Мельник Ш. Перро)
Вед: А сейчас я зачитаю вам отрывок из книги Драгунского «Друг детства». Вы внимательно слушайте, а потом назовете мне профессии, которые встречаются в этом отрывке.
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же, я, в конце концов, буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня в голове была ужасная путаница, я был какой-то рассеянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься. То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звёзды, а то я мечтал стать капитаном далекого плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекую страну Сингапур и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или в начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом: «Готов». Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником.
1. Астроном
2. Капитан дальнего плавания
3. Машинист метро
4. Начальник станции
5. Художник
6. Путешественник
Вед: А сейчас я приглашаю 5 человек на сцену. Участники игры получают карточки с названием профессий и должны походкой и жестами изобразить эту профессию или человека, имеющего эту профессию. Остальные должны угадать, какую профессию представляли.
Игра — «Кто есть, кто»
Дворник
Повар
Парикмахер
Летчик
Шофер
Пословицы о труде: (доскажи пословицу)
- Кто не работает, тот не ест.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Хочешь есть калачи, не лежи на печи
- Дело мастера боится
Игра «Определи профессию»
По данным группам слов вы должны определить, о каких профессиях идет речь:
- Чертеж, циркуль, линейка, чертежная доска (инженер)
- Земля, посевы, семена (агроном)
- Руль, колесо, мотор, шина (водитель)
- Рубанок, дерево, доска (плотник)
- Мука, ванилин, изюм, дрожжи, сахар (кондитер)
- Золото, серебро, изумруд, рубин (ювелир)
- Детский сад, игра, прогулка (воспитатель)
Конкурс “Кто потерял эту вещь?”
Ведущий берёт по одному предмету, а дети называют профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит. Можно положить лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной) и др. (
Вед: Очень важная профессия – повар. Повар всегда вкусно накормит. Испечет замечательный торт. И сейчас я предлагаю вам стать поварами.
Игра «Поварята»
Участник одевает на голову колпачок, берёт в руку поварешку. На линии финиша стоят чугунки. Задание: добежать до чугунка, посолить и помешать поварешкой суп. Затем эстафета передается другому игроку. Кто быстрее.
Вед: Дорогие ребята. Я хочу рассказать вам об одной из самых важных профессий – строитель. Жилые дома, школы, детские сады, магазины – всё это дело рук строителей.
Игра «Строители»
У каждого участника команды в руках по 1 кубику. Задание построить высокую башню, чтобы она не упала. Кто быстрее.
Перетягивание каната
Конкурс «Окажи помощь»
Вед: Строитель нам построит дом, и мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь, хлеб испечет в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему – научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон, а повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь и дело по душе найдешь!
Вед: Дорогие друзья, сегодня мы вспомнили и поговорили о разных профессиях. Я думаю, что вы обязательно выберите себе хорошую профессию. А я с вами прощаюсь. До свидания, до новых встреч.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 с углубленным изучением иностранных языков»
города Смоленска
Сценарий классного часа «Лабиринт профессий»
Автор:
Степанова Ольга Олеговна,
учитель географии,
классный руководитель 10А класса
Смоленск, 2022
Пояснительная записка
Сценарий данного классного часа разработан для проведения мероприятия в 10 классе в рамках Недели классного руководителя. Также он может быть использован для проведения классного часа в 9 и 11 классах с внесением небольших изменений в его содержание. Предполагаемое время мероприятия – 45 минут.
Тема профориентации является ведущим направлением воспитательной работы в старших классах. С ребятами проводится множество мероприятий по данному направлению и большинство из них вызывает у них положительный отклик. Некоторые обучающиеся приходят в 10 класс целенаправленно и уже настроены на получение конкретной профессии, но большинство ещё находятся на стадии самоопределения. Задача школы, в целом, и классного руководителя, в частности, – помочь им в определении будущего профессионального выбора. Традиционные формы мероприятий не всегда приводят к ожидаемому эффекту, поэтому в своей профессиональной деятельности я часто использую интеллектуальные игры, которые очень люблю сама и по своему опыту знаю, что они всегда нравятся детям.
Цель классного часа: расширение кругозора старшеклассников о мире профессий.
Задачи:
обобщить и расширить представления обучающихся о мире профессий и своем месте в нём;
расширить представления обучающихся о видах и способах организации интеллектуальных игр;
продолжить работу над формированием мировоззрения детей;
продолжить работу по развитию коммуникационной компетентности обучающихся, умения работать в команде, использованию имеющихся знаний в новой ситуации.
Содержательная часть
Вступление
На экране изображение лабиринта
Ребята! Что вы видите на экране?
Ответы детей
Действительно, на экране лабиринт. А что означает это слово? Древнегреческое слово лабиринт означает структуру, состоящую из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик). Под лабиринтом у древних греков и римлян подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход.
Можно ли нашу жизнь сравнить с лабиринтом? Это сравнение очень популярно. И по некоторым коридорам этого лабиринта уже поблуждали и вы. Сейчас вы — учащиеся 10 класса, а это значит, что каждый из вас уже сделал один из важных выборов в жизни. Почему вы выбрали этот путь?
Ответы детей
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и уровень жизни, и интересы, и круг общения, и счастье в жизни. Поэтому сегодня я хотела бы обсудить один из главных для вас вопросов на данный момент. Какая тема нашего классного часа?
Учащиеся: «Профориентация»
Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Ответы детей
Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация — это уровень профессионального мастерства.
Должность — это место, занимаемое человеком в организации.
На слайде приведена таблица:
Профессия |
Специальность |
Квалификация |
Должность |
Также на слайде написаны следующие профессиональные характеристики:
врач 1-й категории, хирург, заведующий отделением 3-й городской больницы;
учитель физики высшей категории, заместитель директора школы;
инженер-метролог, старший специалист, мастер инструментального цеха;
повар-кондитер 3-го разряда, заведующий студенческой столовой.
Распределить по колонкам таблицы.
Тест
Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте фигуру человечка, состоящую из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 минута.
Дети рисуют фигурки
Теперь подсчитайте количество треугольников и послушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Вызвать детей с одинаковыми типами и таким образом разделить их на команды.
Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Интеллектуальная игра
Рассадить детей по командам в соответствии с результатами теста, дать время для обсуждения названия команд, затем поприветствовать команды – участники игры.
Теперь нам предстоит поиграть в интеллектуальную игру, задания которой будут соответствовать теме классного часа. То есть игра будет посвящена различным профессиям.
Сама игра состоит из 3-х туров – командного варианта «Своей игры», игры «Что? Где? Когда?» и игры «Угадай мелодию». Вам предстоит выполнить задания каждого тура и постараться набрать как можно больше призовых очков. Итак, начинаем!
Своя игра
Вопросы игры объединены по темам. В каждой теме – 5 вопросов стоимостью от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности вопроса. Т.е. под номером 1 – наиболее легкий вопрос, а под номером 5 – самый сложный. Все ответы вы записываете в бланк ответов (Приложение 1).
Тема «Модные профессии»
Этот человек ведет онлайн-дневник и регулярно публикует в нем новые записи (блоггер)
Представитель этой профессии всё объяснит вам с точки зрения кодекса гражданского, уголовного, семейного или какого-нибудь другого (юрист)
Общаясь с представителем этой профессии, вы можете услышать выражения «отревьють доку», «дрова полетели», «зааджастить прогу» (программист)
Специалист, который занимается продвижением товаров и услуг компании, называется именно так (маркетолог)
Этот специалист организует транспортные потоки, координирует доставку товаров от производства до точек реализации (логист)
Тема «Забытые профессии»
Этот человек работает на благо лошадей, следит за чистотой и удобством их содержания, а также несёт ответственность за их здоровье и состояние (конюх)
С этой профессией вплотную знаком Санта Клаус, ведь именно она помогает ему попасть в дом (трубочист)
Первым этот титул в России носил Пётр Первый, последним – Николай Второй. Сейчас в мире только один человек является обладателем этого титула – Нарухито (император)
К представителю этой профессии обращаются в знаменитом романсе с просьбой не гнать лошадей (ямщик)
Этот мастер занимается изготовлением деревянных бочек разного размера и назначения. А ещё его профессия дала фамилию одному из учащихся нашего класса (бондарь)
Тема «Профессии, которые нужны всегда»
1 сентября 2012 года вас встретил в школе этот профессионал и стал для вас «второй мамой» (учитель)
Представителей этой профессии часто называют «люди в белых халатах» (врачи)
Представитель этой профессии должен иметь соответствующее удостоверение с указанием категории (чаще всего В или С). Чтобы получить категорию D нужно иметь как минимум трехлетний стаж в категориях В и С (водитель, шофер)
Представители этой профессии мечтают работать в заведениях, имеющих хотя бы одну звезду Мишлена. А лучше все три звезды (повар)
Работа этого профессионала требует богатого жизненного опыта, знания инженерных технологий и творческого подхода в каждом новом проекте. Он должен в совершенстве владеть как карандашом и линейкой, так и современными компьютерными программами (архитектор)
Сбор бланков ответов
Игра «Что? Где? Когда?»
Прослушайте внимательно правила игры. Всем командам одномоментно будет задан вопрос и дана 1 минута для поиска ответа. После истечения 50 секунд обсуждения, о чем мы вам сообщим, вы должны сформулировать ответ, записать его на ответной карточке и сдать её. На карточке также должны быть указаны номер или название команды и номер вопроса. Стоимость каждого вопроса – 5 баллов.
Вопросы игры:
В марте, с приходом весны, в руки городских врачей попадает особенно много парашютистов. Так много их не бывает даже летом. Назовите специальность врачей, в руки которых они попадают.
Ответ: Ветеринары.
Комментарий: Парашютистами в ветеринарных клиниках называют животных, чаще всего кошек, которые выпали из окон или сорвались с балконов. Пик этого явления приходится на весну.
Источник(и): «Санкт-Петербургские ведомости», 16.04.2003 г. — С. 5.
Автор: Сергей Виватенко (Санкт-Петербург)
Бывший тренер футбольной сборной Германии Юрген Клинсманн указывал, что он всегда, всю жизнь вставал очень рано. Клинсманн объясняет это привычкой, сформировавшейся у него с детства, ведь его отец был по профессии аптекарь. Убрав лишние буквы, назовите реальную профессию отца Клинсманна.
Ответ: Пекарь.
Комментарий: Люди этой профессии каждый день просыпаются очень рано, около трех утра; лишние буквы в слове «аптекарь» — «а» и «т».
Источник(и): «Футбол», 2008, N 12.
Автор: Александр Голиков (Харьков)
Представители этой непопулярной профессии в Древнем Китае, для того чтобы достичь необходимого мастерства, подолгу тренировались на больших, толстых деревянных досках, в которые были вбиты гвозди, пытаясь их из этих досок извлечь. Таким образом они развивали удивительные силу и ловкость. Назовите современное название их профессии.
Ответ: Стоматолог.
Зачёт: По смыслу.
Источник(и): http://www.mmu1.ru/news/p_10/id_82 /
Автор: Команда «Государевы дети» (Нижний Новгород)
Тренер Харри Реднапп, рассказывая о том, почему футболист Роман Павлюченко не задержался в клубе «Тоттенхэм», утверждал, что на первой тренировке ИКС работал намного усерднее, чем Павлюченко. В результате тренировки ИКС устал, а сам футболист даже не вспотел. Назовите ИКСА.
Ответ: Переводчик.
Комментарий: Переводя указания тренера-англичанина футболисту россиянину, переводчик устал намного сильнее самого футболиста.
Источник(и): https://www.championat.com/football/news-2648676-rednapp-perevodchik-pavljuchenko-na-odnom-iz-zanjatij-vspotel-bolshe-chem-sam-igrok.html
Автор: Артемий Хомутов (Калининград)
По одной из версий, зимой 1902 года Мэри Андерсон из Бирмингема придумала ИХ, пожалев водителя. Какая профессия дала ИМ название в русском языке?
Ответ: Дворник.
Зачёт: Дворники.
Комментарий: Британия славится плохой погодой, но дело было в Нью-Йорке. Шел снег, и водителю трамвая приходилось открывать окно, чтобы разглядеть хоть что-нибудь. Стеклоочистители часто называют дворниками.
Источник(и): К. Тиммеш. Придумано девочками. Истории о выдающихся изобретательницах. http://flibusta.is/b/489419/read
Автор: Михаил Локшин (Санкт-Петербург)
На раздаточном материале вы можете увидеть преступника XIX века, которого пытаются утихомирить служители порядка. Такое поведение преступника вызвано тем, что в комнате находится представитель ещё одной профессии и вместе с полицейскими они хотят сделать… Что сделать? И как называется представитель этой профессии?
Ответ: Фотографию; фотограф.
Зачёт: Сфотографировать преступника; синонимичные ответы.
Комментарий: Если раньше у пойманных преступников записывали только антропометрические показатели, то с появлением фотографии их стали снимать, что осложняло дальнейшую криминальную деятельность. На фотографии вы видите, как преступник не дает себя сфотографировать, — из-за длительной выдержки надо сидеть неподвижно, а он вертится и корчит рожи.
Источник(и): https://habrahabr.ru/post/126144 /#comment_4155818
Автор: Владимир Островский (Киев)
Резерв:
Карел Чапек утверждал, что человеку этой профессии необходимо каждый день сделать 29735 шагов, в том числе пройти 8249 ступеней вверх и вниз. Что это за профессия?
Ответ: Почтальон
Авторы: Анна Майсюк, Москва
ЕЕ функции вполне может выполнять бумажный свиток. Некоторые используют вместо НЕЕ собственные руки. Галина Кривошапко использовала ЕЕ из кости мамонта. Какая профессия упоминается в ЕЕ названии?
Ответ: Дирижер.
Комментарий: ОНА — дирижерская палочка. Бах, Гайдн и Гендель вместо нее использовали ноты, а Евгений Светланов — собственную руку.
Источник(и):
1. http://www.epampa.narod.ru/bulker/dirizher.html
2. http://www.gazetayakutia.ru/archive/read.asp ?id=30258-8&dates=23/1/2004
Автор: Александр Пономарев (Пермь)
Угадай мелодию
Заключительный тур игры – «Угадай мелодию». Вам будет предложено 10 песен, последовательно выбирая которые, вам надо будет указать название песни и исполнителя, или хотя бы одно из двух. Дополнительно можете вспомнить и указать, если песня звучала в каком-либо фильме или мультфильме. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл, т.е. 1 балл – за название песни, 1 балл – за указание исполнителя и 1 балл – за указание названия фильма. Каждая команда получит бланк, на котором и будет записывать ответы. В бланк (Приложение 2) записывайте номера мелодий в соответствии с их порядковым номером. Всем понятны правила тура?
№ песни |
Название песни |
Исполнитель |
Где звучала |
1 |
Стюардесса по имени Жанна |
В. Пресняков |
|
2 |
Офицеры |
О. Газманов |
|
3 |
Три танкиста, три весёлых друга |
Н. Крючков |
к/ф «Трактористы» |
4 |
Ни кочегары мы, ни плотники (Марш высотников) |
Н. Рыбников |
к/ф «Высота», м/ф «Ну, погоди» |
5 |
Во кузнице молодые кузницы |
Русская народная |
|
6 |
Перелётные птицы (Потому что мы пилоты) |
Н. Крючков |
к/ф «Небесный тихоход» |
7 |
Мой добрый учитель |
«Непоседы» |
|
8 |
Песенка сентиментального боксера |
В. Высоцкий |
|
9 |
Таких не берут в космонавты |
«Манго-манго» |
|
10 |
Наша служба и отважна, и трудна |
И. Кобзон |
к/ф «Следствие ведут знатоки» |
Резерв:
Капитан, капитан, улыбнитесь (Песенка Паганеля) (М. Магомаев)
Художник, что рисует дождь (А. Варум)
Бухгалтер («Комбинация»)
Крепче за баранку держись, шофер (Л. Агутин)
Заключение
Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Спасибо за внимание!
Список использованных информационных источников
https://proforientator.ru
https://db.chgk.info/
http://moykon.ru/sovety/
https://nauka.club/karera/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.uchportal.ru/
Приложение 1
Своя игра
№ вопроса |
Модные профессии |
Забытые профессии |
Профессии, которые нужны всегда |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
Приложение 2
Угадай мелодию
№ песни |
Название песни |
Исполнитель |
Где звучала |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
Приложение 3
Таблица результатов
Команда |
1 тур |
2 тур |
3 тур |
Итог |
Место |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
Сценарий профориентационной игры среди 8-9 классов коррекционной школы
« В лабиринте профессий»
Ход мероприятия
Здравствуйте дорогие гости…
-Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку. И это не случайно, ведь профессия – это одна из важнейших характеристик человека.
Тема нашей сегодняшней встречи: «Созвездие профессий»
— Ребята, а что же обозначает слово «профессия»?
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является обычно источником существования.
-Ребята скажите дворник, грузчик, уборщица – это профессии?
(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).
— Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
-В каких учебных заведениях можно получить профессиональное, образование?
Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию.
Участвовать в нашей игре будут 2 команды:
(команды выходят и занимают свои места)
В процессе нашей игры каждая команда сможет:
– поразмышлять о том, каков он, мир профессий;
– расширить знания о мире профессионального труда;
-доказать какая из них самая эрудированная., сообразительная и находчивая
Следить за ходом игры, определять уровень вашей осведомленности о мире профессий будет жюри в следующем составе (ФИО членов жюри)
Команды и члены жюри представлены, нам остается пожелать всем «ни пуха, ни пера»
Первый конкурс: «Визитка»
Сейчас нашим участникам, посовещавшись придумать название для свой команды, девиз и пожелание соперникам.
А пока наши участники выполняют первое задание мы с вами поиграем:
Игра с залом(с мячиком) – какими качествами должен обладать хороший работник (мастер, профессионал.. )
Второй конкурс ««Профессия на букву»
Председатель жюри вытягивает карточку с буквой.
Задача: написать как можно больше профессий на заданную букву.
А пока наши команды ломают головы и вспоминают профессии мы с вами поиграем. Игра «самая самая»
1. Самая зеленая – садовод, лесник, цветовод
2. Самая сладкая – кондитер, продавец в кондитерском отделе
3. Самая денежная – банкир, теннисисты, боксеры, модели
4. Самая волосатая – парикмахер
5. Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель
6. Самая смешная – клоун, пародист
7. Самая общительная – журналист, экскурсовод, массовик-затейник
8. Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик
9. Самая опасная – сапер, каскадер
10. .Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь
Третий конкурс «Пантомима профессий»
Каждой команде нужно показать по три профессии своей команде только с помощью мимики и жестов, никаких слов. А вам нужно угадать, что это за профессия. За каждую отгаданную профессию -1 балл.
Четвёртый конкурс «Пословицы»
У вас на столах конвертыс пословицами, но они перепутаны. Необходимо правильно собрать пословицу.
ИГРА С ЗАЛОМ «Викторина»
А мы пока с залом вспомним профессии героев литературных произведений.
-Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
-Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
-Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики?(строитель).
— Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
— Кто спас Красную шапочку? (охотники)
— Кем стали животные из Бремена — осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
Пятый конкурс: «Ящик профессий»
Из ящика я буду доставать различные предметы. Вы по очереди подходите, опускаете руку в коробочку, ощупываете предмет и выдвигаете вариант, какой профессии он может принадлежать.
Шестой конкурс «Угадай профессию с 5-ти подсказок»
Задача: угадать профессию, используя как можно меньше подсказок. Если вы угадываете профессию с первой подсказки, получаете 5 баллов. С каждой последующей подсказкой балл уменьшается на один. За один правильный ответ максимальный балл -5.
Ветеринар.
1. Профессия связана с животными;
2. Он тоже врач;
3. Им был Айболит;
4. В городе существуют лечебницы, где они работают;
5. Начинается с «ветер».
Шофер.
1. Он работает с техникой;
2. много времени проводит в пути
3. Он бывает в разных населенных пунктах;
4. Некоторых называют «дальнобойщиками»;
5. Любит крутить баранку.
Журналист.
1. Любит сочинять и описывать истории;
2. Он автор небольших произведений;
3. Иногда приходиться работать в горящих точках;
4. То же, что и корреспондент;
5. Сотрудник газеты, журнала.
Бухгалтер.
1. Работает с бумагами, цифрами;
2. В конце месяца составляет отчет;
3. Про него существует песня группы «Комбинация»;
4. Он считает зарплату;
5. Приход, расход – его любимые слова.
Электрик.
1. Он работает с проводами;
2. Его профессия опасна;
3. Знает где 220, а где 380;
4. Он есть и в школе
5. Если у Вас погас свет, обращайтесь к нему.
Охранник.
1. Обычно крепкого телосложения;
2. Исполняет обязанности на границе предприятия;
3. Им иногда выдают оружие;
4. Их услугами пользуются почти все организации;
5. Они отвечают за сохранность имущества.
Военнослужащий.
1. Они участвуют в боевых действиях;
2. Бывают наемные и призывные;
3. Суворов имел эту профессию;
4. То же, что и солдат;
5. Служат в военном городке.
Седьмой конкурс «Анаграмма»
Вам сейчас будут розданы карточки, в которых указаны профессии, но буквы перепутаны местами. Надо верно расставить буквы и получить правильный ответ
слово |
пояснение |
ваш вариант ответа |
Рвач |
врач |
|
Сопло |
посол |
|
Терка |
актер |
|
Марля |
маляр |
|
Фиакр |
факир |
|
Кредитор |
директор |
|
Старина |
санитар |
|
Водосток |
скотовод |
|
Авдотка |
адвокат |
|
Травинка |
антиквар |
|
Альков |
коваль |
Игра с залом –кому это надо?
Итак, я называю предмет, а вы представителя профессии, которому он необходим.
Указка — учитель, экскурсовод.
Ножницы — портной, парикмахер.
Автомобиль – водитель.
Молоток – плотник, столяр.
Кисть, краски – художник.
Компьютер – программист.
Кассовый аппарат – кассир.
Кастрюля – повар.
Скрипка – музыкант.
Подъемный кран – крановщик.
Свисток – тренер, милиционер.
Восьмой конкурс«Детектив»
Следующий конкурс «Детектив».
— Что вы знаете о профессии «Детектив»?
Детективы — люди, занимающиеся расследованием преступлений (в полиции или частным образом), сыщики. это человек, который может по одной маленькой зацепке восстановить облик преступника, картину событий.
Задание: Каждая команда должна провести расследование и установить, какой профессии разыскивается человек. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Раздаются описания профессий
1.человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед)
Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня.
Следит за безопасностью жизни ребёнка. (
Воспитатель )
2.Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах. Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов.
(Официант)
3. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей. Работает в музее, также и в автобусах, поездах. Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния.
( Экскурсовод)
4.Что за профессия? Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. Выполняет различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. (
Пекарь)
А пока наши команды пробуют себя в роли детективов, мы с вами разгадаем загадки
-
Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.) -
Кто погружается в работу с головой?
(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.) -
Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.) -
Человек, работающий с напряжением, – это … Кто?
(Электрик.) -
Мастер «топорной работы» – это… Кто?
(Дровосек, лесоруб.) -
Врач, который видит пациентов насквозь, – это… Кто?
(Рентгенолог.) -
Самый сладкий мастер – это… Кто?
(Кондитер.) -
«Зверский» доктор – это… Кто?
(Ветеринар.) -
Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.) -
Овощ, для закидывания плохих актёров – это…
(Помидор.) -
Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яг.) -
Парикмахер для травы – это… Кто?
(Газонокосильщик.) -
Ухажер за деревьями – это… Кто?
(Садовод, садовник.) -
Кто собирает «урожай» с минных полей?
(Сапёр.) -
Рыцарь с клюшкой – это… Кто?
(Хоккейный вратарь. Он защищён с ног до головы спортивными «латами» от летящей, как стрела шайбы.) -
Мастер с мастерком – это… Кто?
(Каменщик, штукатур.) -
Кто безнаказанно распиливает женщину пополам?
(Фокусник.)
Девятый конкурс: «Финальный куплет»
Команда должна как можно более творчески и эмоционально спеть куплет песни, а вот какой – они узнают, когда вытянут карточку с текстом
А пока команды репетируют и готовятся мы с вами поиграем.
Загадки:
-Он гантели поднимает, далеко ядро бросает?
На ринге противника поражает.(спортсмен)
-Мы всегда на пожаре нужны,
Смертельный огонь победить мы должны.(пожарные)
-Она шьёт иголкой медленно и тихо,
Новую одежду нам сошьёт …(портниха)
-Он с утра метёт наш двор,
Убирает всякий сор.(дворник)
-Скажи, кто аппетитно и вкусно
Умеет готовить блюда из капусты?(повар)
-Его машина — самолет,
аэробус или вертолёт. (пилот)
-Ножницы, шампунь, расческа —
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!(парикмахер)
-Мой костюм мне не по росту.
Я и грустный, и смешной.
Я смешу детей и взрослых.
Ну, так кто же я такой? (клоун)
-Он всегда играет роль,
Был вчера ещё король,
А сегодня он бедняк,
Не узнать его никак. (актёр)
-Он совсем не верхолаз,
А скорей «глубоколаз»
Через свой стеклянный глаз
Дно увидит … (водолаз)
-За порядком я слежу
И с законами дружу.
Тем же, кто закон не знает,
Про него я расскажу. (полицейский)
-Написать могу рассказ,
Басню, повесть или сказ,
Сказку, очерк и статью,
Биографию свою. (писатель)
-Нарисует он марину:
В синем море субмарину,
Волны по морю бегут,
Чайки по воде плывут. (художник)
Все конкурсы сыграны. Осталось подвести итоги сегодняшней игры.
Жюри подсчитывает количество набранных баллов командами, объявляются победители по номинациям
Проводится награждение (вручаются грамоты).
Номинации
«Самая эрудированная»
«Самая находчивая»
Все профессии важны! Все профессии нужны!
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть.
И людям пользу приносить.
Подборка по базе: Запуск Дым-ракеты (техническое описание, сценарий).docx, асық сценарий.docx, Вторая попытка (93 балла, 28 из 30 вопросов, 2 часа).docx, Тесты Теоретические и методические основы деятельности классного, Герои 5-7 сценарий.pdf, 4-сынып-кмж 11 Лабиринттан шығу.doc, взаимосвязь воспитателя и классного руководителя.docx, 16 Желтоқсан сценарий Дана.docx, залупа в 2 часа ночи.docx, 3 урок Выход из лабиринта.ppt
Сценарий классного часа «Лабиринт профессий» для обучающихся 10 класса
Введение
Актуальность: В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав — соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача — помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.
Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору
Задачи:
- Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;
- Формировать позитивное отношение к труду;
- Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;
- Развивать умение работать в группе;
- Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.
Методы и формы работы: проблемный диалог, игра, тестирование, групповая работа.
Оборудование: проектор, раздаточный материал.
«Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.»
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель: «Ребята! Сейчас вы- учащиеся 10 класса, а это значит, что каждый из вас уже сделал один из важных выборов в жизни. Почему вы выбрали этот путь?»
Ответы учащихся
Классный руководитель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Поэтому сегодня я хотела бы обсудить один из главных вопросов на данный момент. Какая тема нашего классного часа?
Учащиеся: «Профориентация» ( Выбор профессии»)
Классный руководитель: Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация — это уровень профессионального мастерства.
Должность — это место, занимаемое человеком в организации.
На доске написаны слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
На доске написаны профессиональные характеристики:
- Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
- Учитель математики высшей категории, директор школы.
- Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
- Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.
- Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;
II. Игра. Упражнение 1 «Реклама»
Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.
Например, экскурсовод и дизайнер.
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Кл. рук.: «Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?»
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого мы разделились на группы.»
Первая группа — «Самые модные профессии».
Вторая группа — «Самые забытые профессии».
Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа — «Самые отважные профессии».
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.
Кл.рук: «Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем».
Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.
Ученик 1: Разработчики «Атласа» включили в альманах не только специальности, которые будут востребованы до 2020 года и после, но и профессии-ветераны, которые неминуемо останутся в прошлом, как чистильщик ботинок или машинистка.
В частности, по мнению экспертов «Атласа», неизбежное вымирание ожидает такие профессии, как системный администратор, банковский операционист, журналист и копирайтер (удивительно, но факт), библиотекарь, турагент и логист.
Ученик 2: А вот, напротив, через 5-7 лет работодателям потребуются урбанист-эколог, переводчики поколений, сити-фермеры
Переводчики между поколениями — люди, которые будут помогать общаться представителям поколений X и Y. «Поколение X» — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 годы (он используется в демографии, общественных науках и маркетинге, хотя часто его можно встретить в общественной культуре). «Поколение Y» — это их дети.
Уже сейчас «игреки» говорят на другом языке, используют другой набор ценностей, нежели «иксы», и с каждым годом им все труднее понять друг друга. А дальше будет только хуже. Настолько, что им понадобятся переводчики-медиаторы, которые будут помогать вести переговоры — начиная от собеседований и заканчивая обсуждением творческих задач.
Готовить таких переводчиков смогут факультеты психологии, социологии и вузы, которые готовят специалистов для масс-медиа.
Сити-фермер. Сити- фермеры будут заниматься обустройством и обслуживанием агропромышленных хозяйств (в том числе выращивающих продукты питания) на крышах и стенах небоскребов. Сити-фермерство удовлетворит запросы сразу нескольких целевых аудиторий — жителей мегаполиса, которых «тянет к земле», но нет возможности выезжать на дачу, адептов натуральной продукции без ГМО и любителей экзотики.
Ученик 3: Через 10-17 лет — время ГМО-агрономов, биоэтиков, строителей «умных дорог»
Если верить футурологам и авторам «Атласа новых профессий», для нынешних первоклассников на первый план выходят интеллектуальные системы и высокие технологии на грани фантастики. Вот несколько профессий, которые прогнозируют эксперты.
ГМО-агроном. Натуральные продукты будут выращивать небольшие фермерские хозяйства и любители здорового питания на крышах небоскребов.
А потому возникнет потребность в целой армии ГМО-агрономов — в специалистах, которые будут использовать генно-модифицированные продукты в сельском хозяйстве и внедрять новейшие биотехнологические достижения.
Биоэтик. «Биоэтик» — это человек, который будет следить за нормативно-этическими аспектами работы медицинских, диагностических и биоинженерных центров. Соответственно, появится целая отрасль законодательства, регулирующая трансплантологию.
Оператор медицинских роботов. Уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы технологии вытеснили «классическую» хирургию — через 10-17 лет делать операции вручную будут только развивающиеся страны. Оперировать будут специальные роботы, обеспечивая максимальную точность и минимизируя врачебные ошибки. И, конечно, потребуются операторы таких роботов — люди, имеющие знания о медицине и IT-технологиях.
Еще одна профессия, востребованность которой обострилась совсем недавно и которая не утратит актуальности в ближайшие десять лет, — психиатр, специализирующийся на информационном «перегреве». Фильтрация потоков информации — это умение, недоступное пока 90% населения. Необходимы специалисты, которые помогут людям не сойти с ума под прессом противоречивой информации».
IV. Игра. Упражнение 2 «Объясни»
Капитаны должны, не употребляя однокоренных слов объяснить своей команде какую – либо профессию. Время на выполнение задание 1 минута.
Например: бухгалтер, юрист, секретарь, журналист, программист, каскадер, маляр, шахтер, риелтор, PR – агент
V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель: «Всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией?». Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
VI. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель: Чтобы правильно выбрать профессию можно воспользоваться формулой: «хочу», «могу» и «надо»?
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо)»
VII. Демонстрация осознанного выбора профессии
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи — стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец — водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь — стану репортером.
Кл.рук.: «Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки»
Игра. Упражнение 3. «Характеризуем профессию»
Каждая команда получает карточку с профессией. Необходимо написать 2 прилагательных, три глагола и фразу, которые характеризуют профессию.
Например,
- Бдительный, бесстрашный
- Контактирует, организовывает, приказывает
- Награждают, присваивая звание (полицейский)
VII. Тестирование
Кл.рук.: «Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
- Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
- Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
- Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
- Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
- Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
- Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.»
VIII. Рефлексия
- Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?
Кл.рук.: «Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Спасибо за внимание.
Список используемой литературы:
- Классные часы в 10-11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – Изд.3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- http://festival.1september.ru/articles/419335/
- http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/01/21/klassnyy-chas-pogovorim-o-professiyakh
- http://www.aforizmov.net/tema/tags/trud/
- http://www.xxlbook.ru/offerlab296415.aspx
Классный час в 10-м классе «Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя»
- Петросян Елена Николаевна
Разделы: Классное руководство
Самый несчастный из людей тот,
для которого в мире не оказалось работы.
(Томас Карлейль)
Берись за то, к чему ты годен.
(Пословица)
Цель урока: показ разнообразия специальностей; развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии; приложение творческих способностей к той или иной деятельности.
Задачи:
1) формирование представлений о роли профессии в жизни человека;
2) расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;
3) представление современных профессий, их видов;
4) ознакомление с ситуацией на рынке труда;
5) выявление психологической компетентности учащихся;
6) формирование умения вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям
План урока.
- Мизансцена.
- Слово учителя о теме, целях и задачах урока, выработка критериев профессионального выбора.
- Представление учениками рекламных роликов – презентаций их будущих профессий (Приложение 1 – “Профессия художника-модельера”, Приложение 2 – “Профессия фотографа”, Приложение 3 – “Профессия эколога”).
- Определение учениками названия современных профессий по их характеристике.
- Представление учениками собственных коллажей “Я через 10 лет”.
- Рынок труда сегодня: спрос и предложения.
- Перечень положительных и отрицательных сторон мира современных профессий.
- Слово родителей о выборе профессии (видеоролики).
- Рефлексия (в качестве итога: я узнал, я понял, я удивлен) – создание портрета профессионала, способного доказать свои лучшие качества в условиях высокой конкуренции.
Оборудование.
Рекламные проспекты учебных заведений, вузов Москвы и Московской обл.
Ход урока.
I. Мизансцена.
Ученик 1:
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Дима пел,
Сергей молчал,
А Тимур ногой качал.
Ученик 2:
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на забор,
Кот забрался на чердак.
Ученик 3:
Тут сказал ребятам Дима
Просто так:
“Я хочу стать программистом, ну а вы?”
Ученик 1:
Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
Первоклассница:
Только выбрать вам придется окончательно — одну!
Ученик 2: Тут вмешался в разговор наш Тимур.
Ученик 4:
А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких,
Перспективных, деловых!
Ученик 1:
От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?
Ученик 2:
Да, ученье хорошо,
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
А для школы отчислял
Крупные проценты!
Ученик 3:
Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!
Ученик 4:
Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года,
Санта-барбарские страсти не угаснут никогда.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.
Ученик 5:
Не шофером, не гипнотизером,
Не шахтером, на худой конец,
Нет, мечтал быть с детства прокурором.
Я, худой, веснушчатый малец
Представлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир.
Вступление.
II.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня мы снова встретились, чтобы поговорить о вашем будущем.
Вы хотите быть счастливыми?
Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.
В настоящее время существует около 40 тыс. профессий. В мире постоянно появляются новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий. В последнее время исчезли многие профессии, требующие тяжелого физического труда. А вот профессия “космонавт” существует всего 40 лет, но наряду с этим недавно появились и такие, как “дизайнер”, “маркетолог”.
Как ориентироваться в многообразном мире профессий?
Для этого мы спланировали урок следующим образом:
- выработка критериев профессионального выбора и представление рекламных роликов – ваших презентаций о профессии;
- представление мира современных профессий, понятие профессионализма и его слагаемые;
- предложения рынка труда;
- проба описания портрета профессионала, способного доказать свои лучшие качества.
Итак, класс делится на 4 команды, каждая из которых начнет работать на свой рейтинг. Подчеркиваю, вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свой рейтинг, т. е. компетентность в выборе профессии.
Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?
1.Что же такое профессия? (Ответы учеников: род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования (с лат. “объявлять своим делом”))
2. Чем надо руководствоваться в выборе, профессиональном самоопределении? (Кем стать; к какой социальной группе принадлежать; где и с кем работать)
3. В зависимости от особенностей труда (с чем или с кем приходится работать) все профессии делятся на 5 главных типов: “человек — природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек- знаковая система”, “человек-художественный образ”. В соответствии с целями профессиональной деятельности, профессии подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Эту классификацию предложил академик Климов, с результатами такого тестирования вы можете ознакомиться.
4. Перечислим же важные факторы, влияющие на выбор профессии:
- призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);
- семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);
- желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);
- практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса. Например, я мечтала о своей профессии очень рано и выбрала, я – педагог.
III. Слово рекламным роликам…
Ученики класса подготовили мультимедийные презентации о выборе следующих профессий: эколог, повар, ландшафтный дизайнер, фотограф, художник-модельер, мультипликатор, дизайнер интерьера, экономист. Каждое выступление составляло 1 минуту, в течение которой ученик должен был озвучить следующие параметры: содержание профессии, престижность, перспективность,причины выбора, материальная сторона, личностные особенности человека (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
IV.
Но мы не назвали еще и новые современные профессии, названия которых так и пестрят сегодня в газетах, журналах и видеороликах и “бьют” по ушам всеми своими согласными. Это имиджмейкер, логистик, бренд-менеджер, мерчендайзер, web-дизайнер и др. Посмотрим, каков ваш рейтинг компетентности по этому вопросу.
Определите по характеристике названия профессий:
- Специалисты, которые экономят деньги. Их задача – достичь максимальной прибыли при минимальных затратах (Логистик).
- Специалисты работают, основываясь на индивидуальность человека, т. е. создают коррекцию поведения своего клиента, используя знания по психологии и этикету
(Имиджмейкер).
- Специалист, занимающийся продвижением своей продукции, доказывая при этом ее необходимость и практичность (Бренд-менеджер).
- Специалист, обладающий навыками культуры общения, умеющий быстро и уверенно говорить, удерживать внимание аудитории (Радио-джей).
- Специалист, хорошо знающий основы программирования, имеющий логический склад ума и творческий способности. Он работает на фирму или организацию, создает ее
страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер).
- Специалист, занимающийся расположением продукции, учитывая вопросы освещения, удобного расположения товара, рекламу. Он должен представить товары своей фирмы так, чтобы увеличить объем продаж (Мерчендайзер).
- Специалист, работающий на создание особой атмосферы, соответствующей запросам аудитории. Он чувствует ее настроение и учитывает вкусы (Ди-джей).
V.
Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.
Вы изобразили себя самих в коллаже “Я через 10 лет”. Заранее ребята подготовили альбомные листы, на которых представили себя и свой будущий выбор, т. е., какими они себя видят или хотели бы быть. Эти так называемые коллажи держались в секрете и были обнародованы на уроке. Вопрос учителя: “От каждой группы выведите и покажите, где правильно указан выбор профессии, а где интересы” (Ребята называют)
VI.
Итак, мы сказали о профессиональном самоопределении, т. е. о том, что предшествует выбору профессии, какими бывают профессии, но важен и 3-й фактор – где и с кем работать. Это называется информированностью. Необходимо позаботиться о том, что данная профессия будет востребована сегодня на рынке труда. Что же означает это понятие – рынок труда? (Ответы) Нас интересует наш родной источник вакансий профессий в нашем городе. Не зря ведь говорится: где родился, там и пригодился (Видеоролик о молодежном кадровом агентстве г. Домодедово)
VI.
Вспомните притчу о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы:
- Везу проклятую тачку;
- Зарабатываю себе на хлеб;
- Строю прекрасный храм…
О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм. Дайте определение понятию профессионализма (компетентность, творческая активность, повышение квалификации, начало возможности достижения высоких результатов труда). “Тот, кто знает очень много об очень малом”
Найдите верные характеристики, являющиеся слагаемыми профессионального успеха (ребята называют:
- простое человеческое обаяние,
- сохранение надлежащего душевного состояния, быть мужественным, искренним и в хорошем настроении,
- быть привлекательным как внешне, так и внутренне — уметь общаться,
- не терять ни минуты на размышления о своих врагах,
- мысленно держать в уме портрет одаренного, серьезного,преуспеувающего человека)
Выбор профессии – это миллион сомнений и терзаний. Что мешает профессиональному выбору? (ребята называют: выбор профессии за компанию с друзьями, следование принципу выбора престижной, популярной профессии, установка на переоценку своих способностей и возможностей, лучше переоценить себя, чем недооценить)
- А что думают наши родители о своем выборе? Гордятся они или сожалеют?
Запись (видеоролик).
- А теперь давайте подведем итог нашей встречи. В течение всего нашего занятия каждая команда работала на свой рейтинг. Давайте посмотрим результат. Рейтинг_________ команды сегодня оказался выше. Как вы думаете, почему? И в качестве рефлексии мы
узнали, что судьба не случайность, а предмет выбора; мы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы; мы удивлены, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это…профи…(ребята перечисляют слагаемые портрета профессионала)
Итог урока был проведен следующим образом: ребятам каждой группы были предложены листы 3-ех цветов, которые они должны были выбрать по 3-ем признакам (понравился урок, показался обычным уроком, не понравился). Далее на выбранном листе ребята должны были проставить в процентном отношении 2 ответа на вопросы: 1) насколько познавателен был урок; 2) каков эмоциональный аспект.
Учитель: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. А вы все сегодня смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни. Я надеюсь и верю в вас.
Я прощаюсь с вами до следующей встречи. Успехов вам, друзья!