Лиго или день Ивана Купалы — это один и тот же праздник, только в некоторых странах он имеет иное название. Как правило, Лиго отмечают только в Латвии, а в России данный праздник называют днём Ивана Купалы. В этой статье мы с вами рассмотрим в чём особенности каждого праздника.
Лиго (Янов день)
Лиго или как его ещё называют Янов день — это латышский народный праздник летнего солнцестояния, традиции которого берут своё начало еще в глубокой древности и связаны они с культом солнца, а также с подготовкой празднества в честь бога плодородия Яниса. Традиционно этот праздник отмечается в ночь с 23 на 24 июня.
В этот день было принято собирать различные травы, так как считалось, что именно на Лиго они приобретают лечебные свойства. Также плели венки из дубовых листьев, которыми украшали себя, животных и свои дома.
Поверья, связанные с Лиго
Согласно старым обычаям на холмах разжигали костры, которые олицетворяли победу солнца над тьмой. В этот день вокруг костров пели и танцевали, люди верили в то, что это способствовало плодородию полей. Также через костёр, держась за руки, прыгали влюблённые пары. Считалось, что если во время прыжка пара расцепит руки, то их отношения продлятся не долго.
Помимо этого, существовала традиция, когда ближе к ночи собирались все девушки и пускали по реке свои венки. По поверьям, те девушки, у которых венок не погрузится в воду осенью станут невестами. Также с этим днем связана традиция поиска цветка папоротника. По народному поверью, если молодые люди в ночь Лиго отправятся в лес и найдут волшебный цветок папоротника, то вместе с ним обретут и свою настоящую любовь.
Как празднуют Лиго в наши дни
В настоящее время на Лиго во всех городах Латвии проходят ярмарки, различные фестивали и гуляния, так как в Латвии 23 и 24 июня являются официальными выходными и одними из самых ярких отмечаемых праздников. Также в эти дни свои именины отмечают все девушки и парни, с именами Лига и Янис.
Традиционно на Лиго к столу подают тминный сыр и ячменное пиво. Однако со временем в праздничное латышское меню вошло и такое популярное блюдо как шашлык.
День Ивана Купалы
День Ивана Купалы или Купайла — это народный праздник восточных славян, который также, как и Лиго посвящён летнему солнцестоянию. В России день Ивана Купалы отмечают в ночь с 6 июля на 7 июля.
Ритуалы, связанные с днём Ивана Купалы
С древних времен день Ивана Купалы считается праздником Солнца, лета и зелёного покоса. В этот языческий праздник было принято совершать различные ритуалы, связанные с очищением и омовением. Считалось, что, если человек искупается в каком-нибудь водоёме, то он избавится от всех болезней.
Также предки славян считали, что в ночь на Ивана Купала выходит вся нечистая сила, лешие, русалки, водяные, домовые и прочие, а вода и огонь приобретает магическую силу. В день Ивана Купалы волшебной считалась вся вода, даже роса, которой умывались не только женщины, но и мужчины.
Традиции празднования Ивана Купалы тесно связаны с традициями Лиго. Этот праздник был также немыслим без сбора трав, прыжков через костёр. Люди верили, что если они прыгнут через костёр, то избавятся от всяческих болезней и сглаза. Также эту забаву любили и молодые девушки. Они считали, что таким способом можно стать красивее и привлекательнее.
В эту ночь большой популярностью пользовался цветок папоротника. Согласно легенде, цветок папоротника цветёт только в самую короткую ночь в году и раскрывается точно в полночь. По преданию, у того, кто найдёт этот цветок, исполнятся все заветные желания.
Как празднуют день Ивана Купалы в наши дни
Праздник Ивана Купалы начинают отмечать уже вечером 6 июля, сразу же после захода солнца. Многие традиции с прошлых времён сохранились и до наших дней. Большое количество жителей России собираются в компании и празднуют день Ивана Купалы на берегу рек и озёр. В городах же проходят выступления народных коллективов. Люди плетут венки, жгут костры, а также водят хороводы.
На этом наша статья подошла к концу. Надеемся, что вы узнали много нового о праздновании Лиго в Латвии и дня Ивана Купалы в России. Нам будет интересно узнать, что вы думаете об этом празднике? Делитесь своими впечатлениями в комментариях!
Ритуальное угощение — это тминный Янов сыр и ячменное пиво (Фото: kazoka, Shutterstock)
Древний латышский праздник Лиго, смысл которого заключается в чествовании бога плодородия Яниса, традиционно отмечают в ночь с 23 на 24 июня. Лиго – это целая философия с системой сакральных ритуалов, которые, увы, почти утрачены.
В Янов день собирают травы, считалось, что в этот день вся растительность обретала лечебные свойства, плетут венки из дубовых листьев и украшают ими себя, животных, свой дом. В первую очередь, это именины Янисов, Ян и Лиг (Лига – женское имя). Если в компании нет ни одного с подобным именем, его «назначают», и он становится центром внимания. Праздник Лиго делится на три декады:
Встреча (зазывание/призывание) Лиго,
Приходите, приходите
Вместе с нами лиговать,
Не придете к нам на Лиго –
Мы к вам вовсе не пойдем.
Пособите влезть на камень,
я певичка – невеличка, —
Пусть летит мой голосочек
чтобы слышали сестрички.
собственно празднование Лиго
Раз в году приходит Янис,
Своих деток навестить:
Что едят, чем запивают,
Что на поле высевают;
Вы собирайтесь, дети Яна,
На высоком на холме,
Чтоб слыхали наши песни
В самом дальнем уголке.
и проводы Лиго, которые длятся до дня Петериса 29 июня.
На холмах по древнему обычаю жгли костры, символизирующие победу солнца. Вокруг костров пели и танцевали. В танцы вкладывали магический смысл — они должны были способствовать плодородию полей и домашних животных. Был и другой смысл, любовный. Влюбленные пары, держась за руки, прыгали через костры, чтобы проверить силу своей любви. Считалось, если в прыжке пара расцепляла руки, их отношения будут не долгими. Ближе к ночи они шли к реке и девушки пускали свои венки. Та, чей венок не погрузился в воду, станет осенью невестой.
В полночь молодежь уходит в лес искать цветущий папоротник, символ счастья. Только тогда можно прочувствовать всё волшебство и таинственность самой короткой ночи в году.
Ритуальное угощение — это тминный Янов сыр и ячменное пиво. И не дай Бог вам отказаться от кружечки, добродушно налитой хозяином! Обиды не миновать. Впрочем, со временем в праздничное латышское меню вошли изменения — теперь популярен и шашлык.
В Латвии эти дни являются официальными выходными и одними из самых ярких праздников, отмечаемых республикой.
Янов день: как отмечают день летнего солнцестояния в Латвии
В эту ночь в стране никто не спит. Все знают: сегодня нужно петь, танцевать, плести венки и не дать костру потухнуть. А утром, едва небо окрасится в розовый цвет, встретить первые лучи Его Величества Солнца
Чествование культа солнца и сил природы — традиция не уникальная. Подобные праздники есть в других странах, у других народов: Иван Купала — у восточных славян, Яанов день — в Эстонии, Йонинес — в Литве, Юханнус — в Финляндии. А в Латвии — Лиго, и здесь его отмечают с большим размахом, чем Новый год в России или Рождество в Европе.
Лиго празднуют в ночь с 23 на 24 июня. Он приурочен ко дню летнего солнцестояния, хотя это астрономическое событие происходит на пару дней раньше — 20 или 21 июня. Как и в других культурах, этот праздник родом из языческого прошлого. В старину верили, что в самый длинный день в году наступает лето, природа достигает наибольшего расцвета — и все живое наполняется силой. А в самую короткую ночь происходят чудеса, поэтому ее никак нельзя проспать.
Девушки в латышской национальной одежде во время празднования Лиго
Кто такой Лиго?
Нет, это не бог солнца из латышской мифологии и не герой латышского фольклора. «Лиго» — это даже не слово, а, скорее, междометие, радостный возглас. Такое название праздник получил из-за традиционных латышских песен с припевом «Лиго, лиго!».
Их исполняли в Янов день, воспевая бога плодородия Яниса, солнце, труд и щедрость земли. Из-за характерного припева появился и специальный глагол — «лиговать», то есть петь песенки лиго, а впоследствии и праздновать Лиго. Эти песни популярны и сейчас: их транслируют по радио, они фоном играют в кафе и магазинах.
Девушки в национальной одежде. Рига
Со временем появились и другие традиции. Например, в XIX веке в Латвии стало распространенным женское имя Лига. С тех пор 23 июня принято отмечать именины всех Лиг. Говорят, девушкам с этим именем покровительствует Солнце.
Солнце повсюду
Латыши, вопреки капризной балтийской погоде, стремятся окружить себя солнцем — его ассоциациями и символами. А они здесь повсюду. В витринах яркими пятнами желтеет янтарь — это солнце, застывшее в камне. Часто встречается изображение свастики — это древний солярный знак. В Риге даже есть музей солнца с экспонатами из разных стран.
Латыши украшают цветами все: свои дома, машины, питомцев
В преддверии Лиго «солнца» становится еще больше. В продаже появляются традиционные для этого праздника угощения: ячменное пиво и сыр с тмином — круглый и желтый, как небесное светило.
Вокруг много зелени и полевых цветов. Сотрудники кафе и ресторанов украшают ими двери заведений, водители — бамперы автомобилей, а собаководы — ошейники своих питомцев. Дамы вплетают цветы в волосы и декорируют ими одежду. Готовятся.
Зеленый день
День перед Лиго называется Зеленым, или Днем трав. Считается, что в этот день растения приобретают целебную силу, они способны подарить человеку здоровье и отвести от него нечисть. Поэтому в Зеленый день принято собирать травы. Эта традиция распространена до сих пор: в Латвии травы используются в народной медицине, из них делают чаи, косметику и знаменитый рижский бальзам.
В Зеленый день принято собирать травы и полевые цветы и плести из них венки
Утром 23 июня на Домской площади в Риге разворачивается Зеленый рынок. Прилавки заставлены емкостями с водой. В каждой — определенный вид растений: полевые цветы, рожь, дубовые, березовые и рябиновые ветки. За прилавками торговки в национальных одеждах плетут венки. Они разные для разных покупателей: для девушек — из цветов и ржи, для юношей — из дубовых веточек. Из васильков и ромашек — для украшения, из рябины — для оберега.
На Зеленом рынке в Риге можно купить травы и цветы для венка
Размеры тоже разные: от массивных и «пушистых» до тоненького ободка с цветочной окантовкой. Если ничего подходящего не нашлось, можно самим выбрать растения и попросить сплести венок. Или даже сделать это самостоятельно — здесь этому бесплатно учат всех желающих.
Девушка в традиционном праздничном наряде
Еще на Зеленый рынок приходят за травами, которые собирать горожанам негде. На ярмарке можно купить и свежие растения, и засушенные, и нужный травяной сбор, и даже садовые саженцы. Главное, приходить пораньше. Уже к обеду от товара почти ничего не остается.
А ночью — лиговать
Рижские улицы, которые еще днем были оживленным местом для праздничных мероприятий, ближе к вечеру пустеют. В ночных заведениях тоже безлюдно. Но рижане не спят — они идут лиговать.
Уличный прилавок с традиционными угощениями
Основные ночные гулянья в столице проходят на набережной 11 Ноября. Расположенные вдоль улицы длинные столы и торговые палатки ведут к сцене. С 8 часов вечера здесь начинается концерт современной латышской эстрады. А в 10, с наступлением темноты, зажигают костры.
Здесь особая наука. Костер не должен вспыхнуть и быстро погаснуть, он должен гореть до рассвета. Поэтому большие, метра два высотой, пирамиды из древесных стволов, заранее сложенные и расставленные вдоль набережной, поджигают с верхушки.
Так огонь будет гореть всю ночь, постепенно опускаясь к основанию пирамиды. Через эти костры не попрыгаешь, но зато они дарят свет и тепло не одному десятку человек и выглядят очень эффектно.
Всю ночь на набережной рижане танцуют под современные хиты и радостные речи ведущих. В них можно различить тот самый возглас — «Лиго!». Это и, пожалуй, костры — единственное напоминание о том, что это за ночь. Здесь традиции уступают модным течениям. На смену венкам приходят светящиеся рожки, а местную кухню заменили картофель фри и шашлыки.
Справа — традиционные пирожки с шпеком
За народными ритуалами нужно идти на Кукушкину гору. Так переводится на русский название рижского парка Дзегужкална (Dzegužkalns). Здесь мужчины, женщины и даже дети в национальной одежде и с венками на головах поют песни лиго, водят хороводы и исполняют народные танцы. На концертной площадке выступают латышские фолк-коллективы.
Здесь можно отведать домашний квас, тминный сыр, ячменное пиво и пирожки с шпеком (салом). Кукушкина гора — это то место, где можно попрыгать через костер и отправиться на поиски цветка папоротника в городских условиях.
Весь день на улицах городов поют и танцуют народные танцы
Янов день
Глядя на то, как догорающий костровый огонь сливается с розовеющим небом, латыши встречают обновленное Солнце. Самая волшебная ночь в году закончилась, оставив приятную усталость и чувство удовлетворения от исполненных ритуалов. Вернувшись домой, они омоются водой и повесят свои венки на стену — дань традиции. Теперь это оберег на весь год.
Но праздник не окончен. На календаре 24 июня — Янов день. Сегодня все мужчины с именем Янис отмечают именины. До заката их будут поздравлять и угощать ячменным пивом. Сегодня снова вспомнят бога плодородия, в честь которого названы именинники, и поблагодарят его за щедрость. И будут надеяться, что Янис пошлет им богатый урожай осенью. Если, конечно, позволит Солнце.
Фото: DPA / picture-alliance / Legion-Media.ru (в анонсе), SOPA Images / Contributor / Getty Images, Dace Kiršpile / flickr.com, Sek Keung Lo / flickr.com, Zelma Brezinska (х2) / EyeEm / Getty Images, PnP! / flickr.com, Zelma Brezinska / EyeEm / Getty Images, PnP! / flickr.com, Zelma Brezinska / EyeEm / Getty Images, Sek Keung Lo / flickr.com
Материал впервые опубликован в июне 2018, частично обновлен в июне 2022
Лиго – один и самых ярких праздников Латвии, который также называют Яновым днём. Во многом его традиции напоминают славянский День Ивана Купалы, что неудивительно – Лиго отмечают с 23 на 24 июня, что как раз соответствует этому празднику.
Однако интерпретация Янова дня у латышей довольно своеобразная. Лиго в народе называют “Днём пива и шашлыка”. Какая же история этого праздника? Что за поверья и традиции с давних времён связаны с ним? Давайте совершим виртуальное путешествие в Латвию и узнаем больше об этом Зелёном дне.
Празднование Лиго в старину
Истоки празднования Лиго уходят в далёкие времена язычества. В старину для латышей этот день символизировал солнце, а потому даже на праздничном столе появлялись особые “солнечные” продукты.
Яркий тому пример – сырные головки, что своей формой напоминали солнечный круг. К ним подавалось пиво, что ценили крестьяне, только завершившие тяжёлые работы в поле.
Вечером наступала пора празднования. Латыши чтили не только главного покровителя дня, Яниса, но и его отца и матушку. Открытием для торжества являлось костюмированное представление, которое разыгрывали ряженые.
Народ надевал костюмы Яниса и его детей, что возвещали о наступлении самой короткой ночи года. Янис следовал за своими помощниками, что с помощью огоньков указывали путь в сумерках, затем забирался на высокое дерево и трубил оттуда. После этого “дети Яниса” отправлялись по домам соседей.
Считалось, что таких гостей следует принять радушно и дружелюбно – тогда и удача будет сопутствовать хозяевам целый год. Чтобы задобрить маленьких “божеств”, их угощали сладостями, дарили подарки.
После череды ритуалов жители сёл отправлялись на ближайшую горку, холм, возвышенность, что в народе называлась “Янисовой горой”. В таких местах латыши сооружали замысловатую конструкцию. На толстый крепкий столб устанавливали бочонок или колесо, покрытое смолой.
После ритуала зажжения такого “факела” считалось, что огонь Яниса прибыл на землю. Особенно нравился праздник Лиго молодёжи, ведь во время него можно было и песни спеть, и через костёр прыгнуть, и устроить шуточные соревнования.
Кульминацией Лиго являлся ритуал спуска колеса (или бочонка). В самый тёмный момент ночи, что приходился на третий час, латыши поджигали поднятое столбом колесо и сталкивали его с горы. Важно было отправить катиться его в правильном направлении – а именно – к закату. Как вы догадались, вращающийся горящий шар тоже напоминал людям солнце.
Праздник Лиго сегодня
В наше время традиции празднования Лиго не слишком изменились. В этот день именины празднуют все девушки с именем Лига и все мужчины, нареченные Янисами (поскольку Янис – главный покровитель праздника).
Несмотря на то, что большинство современных Латышей исповедует христианство, это не мешает им искренне наслаждаться весёлым праздником Лиго, который сохранил многие языческие ритуалы.
В праздничный день народ Латвии стремится побыть на природе. Большими компаниями и семьями латыши отправляются за город, где устраивают пикники, напевая традиционные песни, неизменным припевом которых является “Лиго-Лиго”.
Чудесным подарком в Лиго является венок, что стал символом этого дня. Женщинам подойдёт такой украшение из полевых цветов, а вот для мужчины следует выбрать ветки дуба, дерева, воплощающего силу и мужество.
Как я уже сказала, для латышей издавна важен и праздничный стол Лиго. Домашний сыр с тмином готовится по особым рецептам, причём у каждого хозяина свои технология и секреты. Подобные сыры отличаются резким запахом и вкусом, что делает их непохожими на привычные разновидности продукта. Тем не менее, сыр Лиго пользуется спросом в Латвии. Мне кажется, такой необычный аромат тина и сырная резкость у латышей ассоциируются с праздничным настроением и чудесами Лиго.
Ещё один символ Лиго – цветок папоротника, однако он выступает в роли завуалированных действий, а не волшебным сокровищем (как у тех же славян). Дело в том, что у ряда народов (латыши, эстонцы, финны) слова “цветок папоротника” воспринимаются с эротическим подтекстом (что-то вроде “запретного плода”).
В древности праздник Лиго был связан с силами плодородия, а потому существовали и некоторые любовные ритуалы, что важно было исполнить в самую волшебную ночь года.
Поверья Лиго
С Лиго связано немало интересных традиций и поверий. Например, в прежние времена считалось, что спать в самую короткую ночь нельзя – иначе человек не найдёт себе пары. Во время прыжка через костёр можно проверить силу своих чувств. Если руки влюблённых разомкнутся – их ждёт расставание, если же нет – счастливая совместная жизнь.
Поскольку Лиго напрямую связан с волшебством, в праздник часто гадали. Если девушка мечтала покорить сердце юноши или, проще говоря, приворожить, следовало угостить его кусочком сыра, что предварительно несколько минут держала под рукой у сердца.
Чтобы прогнать напасти или избавиться от болезней, в огонь Лиго следует бросить заговорённые вещи. А вот утром после Лиго можно умыться росой – тогда красота засияет ещё ярче, продлевая молодость и силу.
Лиго – чудесный волшебный праздник, связанный с торжествами Янова дня. Это своеобразная интерпретация привычного нам празднования Купальской ночи, но в обычаях и поверьях есть и совсем неординарные моменты. Конечно, большинство поверий Лиго – лишь народные поверья и легенды, но очень хочется, чтобы и в наше время в такой особенный день находилось место настоящему чуду.
Лиго или Янов день – латышский народный праздник. Его отмечают с 23 на 24 июня и считается одним из самых любимых, долгожданных праздников у латвийцев.
Совсем, совсем скоро вся Латвия будет праздновать Лиго!
Что же это за праздник, которого так ждут? Каковы его традиции? Что непременно нужно сделать в канун Яновой ночи?
Наступает день летнего солнцеворота, а это значит, что наступает самый долгий день в году. А ночь в праздник Лиго, к счастью, короткая. Почему к счастью? А есть такая легенда: ночь дарит волшебство всем! Если, конечно, хорошенько подготовиться. И найти папоротник. Как известно, папоротник не цветет, но в Янову ночь случается все! Старожилы говорят, что если найти цветок папоротника, то жизнь превратиться в сказку! Счастье, успех, любовь, богатство! Что пожелаешь!
Я не слышала, чтобы кто-то его отыскал, но то, что готовятся к празднику основательно – факт!
Есть потрясающие традиции, которые «достались» нам от предков. Например, канун Яновой ночи называют Травный (или Зеленый) день. В этот день девушки и женщины собирали цветы и целебные травы.
Только в этот день они имеют особую магическую силу. Но!!! Яновы травы нужно непременно собирать с утра, когда обсохла роса, или под вечер. Увы, днем не стоит этого делать… Теряются лечебные свойства.
Какие самые популярные Яновы травы в Латвии?
Конечно, ромашка, красный и белый клевер, красные маки, полынь, иван-трава, васильки, зверобой и т.д.
Эти травы являются целебными, а в канун Яновой ночи их полезные свойства усиливаются. Интересно, что всю эту красоту вплетают в венок! Венок – символ праздника. Его украшают ветками дуба, рябины. Дуб – символ долголетия, а рябинушка отпугивает злых духов.
А почему праздник называют Янова ночь (день)?
В древности Янис был божеством плодородия. И не только в Латвии, но и в других странах Европы. Днем обычно праздник именовался, как Лиго: было принято петь, танцевать, веселиться. И в песнях обязательно был припев «лиго, лиго, лиго». Что означало «лиговать», «ликовать», «праздновать».
«Лигование» наступало вечером встречей Яниса. Важными людьми на этом празднике были Янов отец с Яновой матушкой. Хозяин варил обязательно пиво, а матушка готовила, стряпала, пекла.
Сегодня принято печь пирог из рабарбара: хозяйка утром идет на рынок, долго выбирает сочный ревень, а потом уже готовит изумительный пирог!
Выбор ревеня для пирога
Вот такой пирог готовят на Лиго
Когда стол готов и наступил вечер, то обязательно разжигают костер – Янов огонь. И до утра все веселятся, поют песни и прыгают через костер. Говорят, что если влюбленные прыгнут через костер и не расцепят рук, то отношения будут долгими. А если бросить в огонь костра «заговоренные» вещи, то в дом придет счастье, а беды отступят. И еще один ритуал: в волшебную ночь мужчинам советуют искупаться нагишом, а женщинам покататься, тоже нагишом, по утренней росе. Ну если не очень хочется, то просто стоит пройтись по росе. Избавитесь от болезней.
Праздник Лиго имеет государственный статус, а это значит, что три выходных дня у латвийцев есть! И они пользуются ими «по полной»: уезжают за город, расслабляются и ищут цветок папоротника. По легенде, он цветет в Янову ночь. Возможно, именно в эту ночь кто-то найдет свое счастье. Как утверждают врачи, этот обычай улучшает демографическую ситуацию в стране.
Продолжение следует…
Нигде в мире не празднуют дни летнего солнцестояния так, как в Латвии! 23 и 24 июня – два официальных выходных, так что праздник Лиго, или Янов день, имеет государственный статус. Это один из самых любимых праздников латышей, его можно сравнить разве что с Новым годом. И, так же как и Новый год, праздник Лиго имеет древние языческие корни.
Янов день тесно связан с культом плодородия; считается, что он посвящен языческому богу плодородия Янису и, по некоторым источникам, богу веселья Лиго, который в древнелатышском пантеоне был богом песен. Поэтому праздник Лиго отмечается со множеством припевов и песнопений, когда-то имевших сакральный смысл. В земледельческом календаре праздник солнцестояния знаменовал окончание весенних работ и начало летней страды, он служил магической подготовкой к уборке урожая, богатство которого, разумеется, зависело от бога плодородия Яниса.
День перед Яновым праздником был посвящен сбору лекарственных трав и назывался Травяным днем. В этот день из трав, полевых цветов и листьев дуба вили венки, которые служили не столько головными уборами, сколько оберегами для комнат в доме и хозяйственных служб: венками украшали ульи, коровники, клети и амбары, привязывали их на шею коровам. Венки являлись символом урожая, плодородия, плодоношения, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя к роли матери и хозяйки дома. Наступление сумерек знаменовало начало Яновой ночи, когда запевались песни, посвященные Янису – Яновы песни. В них славословили бога Яниса, воспевали усердный труд и высмеивали лентяев и тунеядцев. В песнях рефреном повторялось восклицание «Лиго! Лиго!», поэтому исполнение Яновых песен называлось «лигованием», а певцы – «лиготаями». В это время в каждом доме проводился обряд чествования «Яновой матушки» и «Янова батюшки», или хозяйки и хозяина дома: на голову хозяина возлагали венок из дубовых листьев, а хозяйку увенчивали цветочным венком. После этого с песнями обходили угодья: поля, пасеки, пастбища, сады и огороды, и везде ставили пышные ветви в честь Яниса, призывая процветание и благодать. Между тем лиготаи с песнями обходили деревню дом за домом, и везде им предлагали традиционное угощение – пиво и сыр. Затем жители деревни собирались на холме, разводили большой костер, пели и танцевали, прыгали через огонь.
В русском языческом календаре дни солнцестояния тоже были праздничными: знаменитая ночь Ивана Купалы сопровождалась сходными традициями прыжков через костры и плетения венков. Костры разжигают и в Норвегии, где этот праздник давно христианизирован и называется Jonsok в честь Иоанна Крестителя. Костер символизировал солнечный свет и должен был помочь солнцу преодолеть вершину небесного купола, чтобы затем медленно спускаться вниз. В Дании костры разжигают на морском берегу, после заката, и поддерживают их на протяжение всей ночи, называемой ночью св. Ханса. В Литве летнее солнцестояние носит название праздника Йонинеса: ночное костровое действо с прыжками и купанием заканчивается на рассвете встречей восходящего солнца. В Эстонии тоже любят разводить костры в Яанов день, на горах или у моря, но купанию голышом предпочитают сауну. Считается, что веники для парной нужно заготавливать на весь год обязательно до 24 июня, а после этого дня целительная сила растений пропадает.
И все-таки нигде в мире не встретишь такого праздничного размаха и пристрастия к национальным традициям в ночь летнего солнцестояния, как в Латвии. Сейчас Лиго – это национальный латвийский праздник, сопровождающийся веселыми гуляньями и непременными песнями, ведь латыши – один из самых поющих народов в мире. 23 июня – день именин Лиги, а 24 июня – именины Яниса. Во время празднования из присутствующих выбираются женщина по имени Лига и мужчина Янис, и они становятся центром всеобщего внимания. Если же людей с такими именами не окажется, их следует назначить – и увенчать традиционными венками: Яниса – дубовым, а Лигу – цветочным. В этот день по всей Латвии происходят народные гулянья и праздничные ярмарки, сопровождающиеся выступлениями песенных и танцевальных ансамблей в народных костюмах, цирковых артистов. Главное угощение праздника Лиго – латвийское пиво и сыр с тмином; если на язык попадается тминное зернышко, его нужно хорошенько разжевать, чтобы отвести от себя все беды и напасти.
Любимые развлечения в Янову ночь – прыжки через костер и купание голышом. Через костер юноши и девушки прыгают парами, как можно крепче взявшись за руки. Если во время прыжка руки случайно расцепятся, то такой союз считается недолговечным. Купание голышом в Янову ночь, по распространенному поверью, улучшает здоровье, и, конечно, является одним из самых забавных моментов праздника. В полночь молодежь отправляется в лес искать цветущий папоротник. Говорят, он зацветает только в эту ночь и к утру вянет; та пара, которой посчастливится найти и сорвать цветок папоротника, проживет вместе долго и счастливо. Кроме костров, на хуторах зажигают бочки на шестах: так, чтобы огонь был виден с соседнего хутора. Танцы и песни не прекращаются всю ночь.
Лиго – яркий, красочный, красивый и веселый латышский праздник, который празднуется повсеместно и любим всеми без исключения. Он настолько поражает воображение туристов, что многие из них приезжают в Латвию специально для того, чтобы поучаствовать в популярных развлечениях, посмотреть на традиционные действа, послушать национальные Яновы песни. Если вы еще не были в Латвии, то запланируйте свою поездку на конец июня, чтобы увидеть зрелищное национальное празднество!
Катерина Нистратова
Народный праздник Лиго немало пережил за свою историю — от почтения в Российской империи до запрета первым секретарем ЦК Компартии Латвии Арвидом Пельше и возвращения, пусть и в измененном виде, в конце 1960-х годов.
Близится двойной праздник Лиго – Янов день, отмечаемый 23–24 июня, – один из столпов национальной латышской идентичности, наравне со всеобщим Праздником песни, но в отличие от него бывает каждый год, пишет Михаил Губин для Sputnik Латвия. Для латышей Лиго – это своеобразный Новый год, со своими обрядами, церемониями и традиционными зрелищами – спектаклем «Дни портных в Силмачах» и культовым фильмом «Лимузин цвета белой ночи» (в оригинале – «Яновой ночи»).
При царе-батюшке
На территории Латвии этот праздник отмечается уже несколько веков, сначала в сельской местности, а потом и в городах. В Риге исторически праздновали на набережной Даугавы, а когда в 1825 году генерал-губернатор Ермолай Федорович Керн (супруг той самой Анны Петровны) разрешил отмечать праздник на городских валах, то начали жечь костры и там. Однако в 1857 году валы снесли, и Лиго опять начали отмечать на набережной.
В 1895 году газета «Рижский вестник» писала: «На Двинском рынке распевали «Лиго-Янь», имея на голове травяной венок, придающий им первобытный вид». А на набережной: «Суда засветили свои лампочки, стали жечь бенгальские огни и всевозможные фейерверки. Самую большую сенсацию в толпе произвел воздушный шар, пущенный с одного парохода. На набережной и на мосту, где буквально яблоку негде было упасть, царило праздничное настроение. И мужчины, и женщины имели на голове и в руках венки, букеты, цветы в горшках и просто пучки трав, часто пахучих… Гулянье продолжалось до глубокой ночи».
Двадцать третьего июня 1901 года латышский промышленник и меценат Август Домбровский пригласил две тысячи гостей, в том числе и рабочих своих предприятий, на гигантский плот, 65 на 25 метров. На плоту играл оркестр, горели традиционные бочки на шестах. Плот плавал по ночной Даугаве, и, скорее всего, в этом и был умысел ярого борца с пьянством и основателя общества трезвости «Зиемельблазма». Рабочим на плоту негде было взять водки.
А в 1903 году на Даугаве отмечал Лиго губернатор Лифляндской губернии Михаил Алексеевич Пашков. Он арендовал пароход и с его борта поздравлял всех.
Можно сказать, что в царской России к празднику Лиго относились с уважением. В 1911 году Майоренгофе, на Рижском взморье, в праздничную ночь играл военный оркестр Иркутского гусарского полка. Газета «Рижское взморье» сообщила, что песни и национальные костюмы латышей «привлекли на гулянье массу русской публики».
Ущерб экономике
После провозглашения в 1918 году Латвийской Республики отмечать Лиго в ее столице начали не сразу — война, немецкая оккупация, прочие неурядицы. Первое массовое празднование в Риге состоялось в 1925 году, тогда страна праздновала четыре дня.
Газета «Сегодня» описывала праздничное шествие: «Впереди двигался оркестр и с ним хор, бойко исполнявший традиционную ивановскую песню. Дальше медленно катился большой автомобиль Национальной оперы, на котором высилась усеченная пирамида, окруженная четырьмя пылающими жертвенниками и хором древнелатышских весталок в национальных костюмах».
Но столь продолжительный праздник понравился не всем.
Во-первых, четыре дня не выходили газеты – единственные тогда СМИ. «Явление совершенно ненормальное и, по нашему глубокому убеждению, не соответствующее интересам общественности. Западная Европа не знает подобного перерыва функционирования печати, этого нерва современной жизни», – писала «Сегодня».
Во-вторых, никто не работал. «В течение целых четырех дней пульс экономической жизни был искусственно приостановлен. Непосредственный убыток государственного хозяйства от этого празднования, по приблизительной оценке, составляет 60 миллионов рублей. Убытки же народного хозяйства не поддаются учету.
Приостановилась деятельность промышленности, торговли, транспорта и банков – словом, вся хозяйственная жизнь городов замерла. В течение этих дней прекратились все обороты внешней торговли, оборвались все нити, связывающие нашу страну с мировым хозяйством. Едва ли иностранный деловой мир зачтет нам это в плюс», – писал в той же газете профессор М. Зив, оценивая ущерб по старинке, в латвийских рублях.
«Мы позволяем себе выказать надежду, что этот урок не пройдет даром и что в самое ближайшее время будет у нас пересмотрен вопрос о числе праздников, которое по сравнению с другими государствами у нас чрезвычайно велико», – заявляла редакция газеты.
Однако в дальнейшем, особенно во времена Карлиса Улманиса, количество праздников, показывающих силу латышского духа, только увеличилось. Но Лиго всегда было самым главным.
Лиго на войне
Это понимали и пришедшие к власти коммунисты. Шестого сентября 1940 года председателем президиума Верховного Совета Латвийской ССР Аугустом Кирхенштейном был подписан указ о праздничных днях. Их устанавливалось семь: 1 января – Новый год, 22 января – день памяти Ленина, 1-2 мая, 24 июня – Лиго, 21 июля – день основания Советской Латвии, 7-8 ноября, 5 декабря – день «Сталинской Конституции».
За два дня до войны Совнарком и ЦК КП(б) Латвии просят Москву перенести выходной день с 22 на 24 июня. Москва пошла навстречу, но праздника не получилось.
Немецкие оккупанты тоже ничего не имели против Лиго, так как и в национал-социалистической Германии отмечали день летнего солнцеворота. Двадцатого июня 1942 года генеральный комиссар Риги штандартенфюрер Фуст уведомил, что 24 июня (Янов день) – законно празднуемый день. И что запрещение главы рейхскомиссариата «Остланд» находиться ночью вне дома отменяется с 23 по 24 июня.
В 1943 году начали праздновать уже 22 июня – Гитлер объявил его днем освобождения восточных территорий от большевизма, в этот день в рижских парках играли оркестры. Первого июня 1943 года вступил в силу новый список праздничных дней на территории Латвии, в котором было и 24 июня – Лиго. Рижане отметили праздник на острове Доле.
В 1944 году главная оккупационная латышская газета Tevija рассказала, как отмечали на рижских фабриках. «Над башнями Риги «Лиго!» отзвучало до следующего лета. Те трудящиеся, которые еще вчера весело праздновали, сегодня опять видны среди старательно делающих свою работу. Но такова старая и добрая привычка нашего народа», – писала газета. Но следующим летом праздник уже звучал по-другому.
Советский праздник
Девятнадцатого июня 1945 года газета Cīņa опубликовала решение президиума Центрального совета профсоюзов ЛССР «Об организации празднования праздника Лиго на предприятиях и в учреждениях Латвийской ССР». Преамбула: «До установления советской власти в Латвии у широких масс трудящихся не было возможности широко отмечать и праздновать свой народный праздник Лиго. Это празднование было привилегией узкой фашистской клики – айзсаргов и корпорантов. Еще более нетерпимое положение было во время немецкой оккупации, когда немецко-фашистские негодяи запрещали каждое проявление национального сознания латышского народа и отмечание народных праздников рассматривали как демонстрацию против фашистских захватчиков. В этом году трудящиеся Советской Латвии впервые широко отмечают и свободно празднуют свой национальный праздник во всех городах и деревнях».
Далее профсоюзным комитетам предписывалось привлечь широкие народные массы к празднованию, в том числе организуя праздничные вечера с докладами об историческом значении Лиго.
К первому послевоенному Лиго в столице приурочили открытие нового понтонного моста через Даугаву, по которому прошли две трамвайные линии. А предприятия торговли получили 36 тысяч ордеров на промышленные товары для нужд трудящихся – больше всего детской одежды и обуви, сообщали газеты.
Двадцать второго июня 1945 года в Риге торжественно встречали воинов 130-го Латышского стрелкового корпуса. На первой странице праздничного лиговского номера газеты Cīņa девушка в народной одежде стоит рядом с бойцом Красной армии, оба в венках.
Вот так в Латвии продолжали отмечать Лиго, привнося советские элементы, но все-таки только в концертном исполнении. Например, на Празднике песни в 1948 году сводный хор исполнил песню композитора Анатолия Лепина на слова Мейнхарда Рудзитиса Līgo, līgo! Staļinam! Līgo! Līgo! Но вряд ли ее пели у костра в тесной компании.
По-прежнему Москва по просьбе правительства Латвийской ССР переносила выходной день на 24 июня. «В связи с тем, что 24 июня является национально-бытовым праздником «Лиго», – как сказано в постановлении 1949 года.
Пришел и запретил
И все это проявление национального духа (но вместе с тем вполне советское) продолжалось до тех пор, пока 25 ноября 1959 года первым секретарем ЦК Компартии Латвии не стал Арвид Янович Пельше, который очень не любил праздник Лиго. Существует версия, что гонения на Лиго начались по воле Никиты Хрущева, он посетил Ригу в июне того же года и разгромил тех, кого позже назвали «национал-коммунистами», но это отдельная история. Очевидно, народный праздник показался ему одновременно проявлением и национализма, и религии, с которой Хрущев тоже боролся. А уж Пельше недовольство «хозяина» уловил мгновенно.
Празднование Лиго начали сворачивать, прекратили упоминать в прессе. Журнал «Лиесма» не сориентировался и в июньском номере поместил статью и фотографии о праздновании Лиго, главный редактор Юрийс Ногинс был уволен.
Двадцать четвертого марта 1961 года в газете Cīņa появилась передовая статья: «Лиго или Янов день следует признать устаревшей и не отвечающей духу времени традицией. В эпоху, когда советский человек закладывает основы великого строительства коммунизма, было бы неправильно и нецелесообразно отмечать языческие традиции. В воспитании трудящихся следует использовать только прогрессивные традиции». Дальше, правда, было написано: «Конечно, что праздновать и что не праздновать – личное дело каждого гражданина».
В июне 1961 года ни одного упоминания Лиго в латвийской прессе не было. Ни в газетах, ни по радио, где обычно звучал праздничный концерт. Писатель Янис Судрабкалнс, с 1945 года каждый раз писавший праздничный текст, в том году вместо этого опубликовал приветствие чувашскому народу.
Это заметила латышская эмигрантская печать и сделала вывод «об изменении культурной политики Москвы и русификации всеми доступными средствами».
Двадцать третьего июня 1961 года в Риге на углу улицы Слокас и бульвара Узварас на панно, изображающем освобождение народов Африки, появилась надпись Lai dzīvo Līgo, а вечером к памятнику Свободы был возложен венок из дубовых листьев. Виновные были задержаны и доставлены в Управление милиции.
Вместо запрещенного праздника власть принялась придумывать новые традиции. Объявили Неделю советской молодежи с возложением цветов к памятнику Ленину 19 июня. Двадцать первое июня – День дружбы народов, 23 и 24 июня 1961 года впервые прошел праздник песни и танца школьников.
Казалось бы, кто может противиться советской идеологической машине? Но тут в дело вмешались советские диссиденты.
Подвиг лингвиста
Из книги Льва Копелева и Раисы Орловой «Мы жили в Москве»:
«В 1960 году мы поехали в Латвию по командировке общества «Знание». Там в некоторых районах вводились новые гражданские обряды, сопровождающие рождение ребенка, окончание школы, свадьбу, совершеннолетие, похороны. Так власти надеялись ослабить влияние церкви и воспитать «нового человека».
В маленьких городах Валмиере, Талсы, Мерсраг мы встречали много людей, увлеченных этими новшествами. Но, празднуя новые обычаи, они пели старые песни, надевали старые наряды, уже, казалось, ставшие музейными экспонатами или театральным реквизитом. Так новые обряды укрепляли, утверждали национальную самобытность, еще недавно сурово подавляемую как «буржуазный национализм».
Но в те же дни мы узнали, что Хрущев запретил праздновать Янов день – самый большой латышский праздник, в народе его называют Лиго – то есть радость, веселье.
Угодливые местные власти стали искоренять любые упоминания о Яновом дне, хотя ими наполнены фольклор и классическая литература. Переделывались даже школьные учебники и словари, из латышского языка приказано было изъять такие словосочетания, как «Янов сыр», «Янов месяц», «Янов жук».
Вернувшись в Москву, мы опубликовали статью в журнале «Наука и религия» и отдельную брошюру, где рассказывали о творческом опыте латышских просветителей и возражали против запрета Лиго.
Наши публикации вызвали окрик из ЦК, Суслов распорядился «призвать к порядку» редакторов и осудить идеологическую ошибку. Между тем из Риги приходили все более тревожные известия о расправах со всеми, кто противился запрещению Лиго…»
Лев Копелев – известнейший российский правозащитник, ученый-филолог, лингвист, прототип Рубина из романа «В круге первом» Солженицына. В 1960 году Копелев вместе с женой Раисой Орловой выступил главным защитником латышского праздника. Помимо статей, он написал и обращение в ЦК КПСС, доказывая, что «запрет народного праздника и произвол цензуры противоречат советской конституции, принципам марксистско-ленинской национальной политики, традициям и воле латышского народа».
Письмо подписали тридцать латышских и московских интеллигентов. В том числе Илья Эренбург, бывший депутат Верховного Совета от Даугавпилса. «Он сперва не соглашался: «Не знаю мотивов запрещения… возможно, этот праздник используют латышские националисты. Ведь там еще очень сильны антисоветские, антисемитские, антирусские настроения». Но потом подписал.
Как вспоминали правозащитники: «Письмо было передано в приемную Кремля. Ответа никто не получил. А в «Известиях» появился фельетон, в котором высмеивались некие почтенные, но наивные ученые и литераторы, подписывающие письма, защищая неприкосновенность отсталых, мракобесных обычаев».
В журнале «Дружба народов» в 1965 году вышла статья «Лиго – значит радость», написанная Львом Копелевым и Дзидрой Калныней, старшей научной сотрудницей Латвийского университета. Там было рассказано, как латыши отмечают летний солнцеворот, а запрет праздника был назван «совершенно нелепым».
Зарубежные латыши статью заметили, но подвергли критике. «Никак не можем присоединиться к оптимизму Копелева и Калныни, что после отставки Хрущева – как обычно, прямо об этом не говорится – Лиго снова будет отмечаться», – язвила американская газета Laiks.
Но 15 апреля 1966 года товарищ Пельше ушел на повышение в Москву. А с 1967-го Лиго снова начали праздновать.
«Это мы восприняли как успех всех прошлых усилий, как ответ на первое коллективное письмо, задержавшийся на пять лет. Значит, все же можно, хоть и не сразу, добиться справедливости, можно воздействовать на власти словом…» – вспоминал Копелев.
И почему его не наградили орденом Трех звезд?
Наверное, потому что сам признался: «Мы начали защищать Лиго совершенно случайно. Только потому, что мы в то время оказались в Латвии. Мы хотели улучшать жизнь в нашей стране. Латвию мы тогда воспринимали как неотделимую часть…»
Лиго в искусстве
В 1967 году Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС издал брошюру Петериса Кампарса «Советская гражданская обрядность» в серии «Обряды и обычаи народов СССР». Там говорилось: «Золотые нити традиций, – пишет народный поэт Латвии Ян Судрабкалн, – связывают далекое прошлое народа с жизнью наших дней, и вечер Ивана Купалы, на латышский лад «Яню вакарс», и весь праздник Лиго полон старинного очарования, жизнерадостности, веры народа в свои силы… Лиго – пример бессилия христианской религии искоренить прогрессивные народные традиции. Латвийский Янов день по своей сути всегда был антихристианским, антицерковным крестьянским и плебейским праздником».
В общем, и на идейном уровне праздник был реабилитирован.
В том же году Евгений Евтушенко написал стихотворение о том, как он отмечал Лиго:
Меня за грудки кто-то тискал,
И за салфеткой кто-то рыскал,
А кто-то лучший стул волок.
То было иго, а не Лиго,
И в довершенье кто-то лихо
Надел на шею мне венок –
И хрустнул шейный позвонок.
И это тоже было в русле реабилитации праздника.
Лиго 70-х годов прошлого века запомнилось многим странными самодельными головными уборами, продававшимися на рынках перед праздником. Для девочек – якобы народные, с шариками из фольги, а также дамские широкополые шляпки из цветной бумаги. Для мальчиков – гусарские кивера с перьями и сомбреро, на которых было написано «Лиго».
Позже это исчезло, а в период Атмоды было расценено как оккупантские извращения.
Несмотря на то, что Лиго праздновалось открыто и всенародно, с водкой и шашлыками, выходных дней не переносили, и приходилось после празднования выходить на работу. Поэтому первое, что сделал Народный фронт, придя к власти, – объявил Лиго выходным днем.
Двадцать третьего июня 1988 года в Латвии первый раз отметили праздник Лиго как восстановленный официальный выходной. А 10 ноября 1989 года Верховный Совет Латвийской ССР объявил Лиго, 18 ноября и Рождество праздничными днями. А в 1991 году Почта СССР выпустила марку, посвященную латышскому празднику. Но было уже поздно…
Лиго | |
---|---|
Тип | |
Значение | Национальный государственный праздник |
Отмечается | Латвия |
в период с | 23 — 24 июня |
Традиции | выезд на природу, плетение венков из дуба, песни с припевом лиго, лиговская еда, чествование Лиг и Янисов (Янов). |
Связан с | днём памяти Иоанна Крестителя и летним солцестоянием |
Празднование Лиго в Видземе
Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) — латышский народный праздник. Отмечается обычно в ночь с 23 на 24 июня и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига — латышское женское имя).
Латышские традиции
Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому день до Лиго называется не только Зелёным днём — Zaļā diena (что, вероятно, является искажением от похоже звучащего Дня Трав), но и Днём Трав (Zāļu diena). В этот день все девушки с именем Лига отмечают именины. День после — днём Яниса, как и его именины. В Латвии эти два дня являются официальными выходными. Праздник связан с культом солнца и плодородия, является праздником летнего солнцестояния, в частности, похож на Иванов день, который празднуется славянскими народами. Название праздника Лиго представляет собой припев праздничной песни. «Лиго» — возглас ликования[1], восклицание līgo из песен понимается учёными как повелительная форма от латыш. līgot(ies) «качать(ся), колыхать(ся)». Понимание Лиго как «божества радости» не основывается на реальных фактах и является плодом «кабинетной мифологии»: в качестве божества Лиго появляется в латышских письменных источниках лишь с рубежа XVIII — XIX веков. Название «Янов день» — от имени Иоанна Крестителя.
В выходные на Лиго латыши традиционно выезжают на природу, разводят костры, поют песни характерные только для этого праздника с припевом «Лиго-лиго» и плетут венки из дуба и полевых цветов. Венок из дуба принято дарить тем, кого зовут Янис, однако в наши дни иногда их дарят и просто мужчинам. Янис должен всю ночь Лиго ходить в дубовом венке, после чего повесить его дома на стену, где он будет висеть до следующего Лиго.
Характерны для этого праздника особые напитки и кушания. Как в древности, так и в наши дни, перед Лиго во многих усадьбах варят пиво специально для Лиго и готовят особенный сыр с тмином, имеющий достаточно резкий вкус и сильный запах, который сложно встретить в какое-либо другое время, кроме Лиго. Существует традиция поиска цветка папоротника. Ищут его парни с девушками и широко известно, что это сугубо эротическая традиция. Забавен тот факт, однако, что в современной Латвии на Лиго статистически не становится больше зачатий, а как раз наоборот. Возможно, потому что в наши дни занятие любовью в лесу не является распространённым, а большинство жителей Латвии на этот праздник выезжают на природу. Тем не менее, в Латвии и во многих окружающих территориях, в частности, в Эстонии и кое-где в Финляндии само понятие «Цветок папоротника» имеет ярко выраженный эротический контекст, подобное христианскому «запретный плод», но без негативного окраса.
Традиционно описываемая процедура поиска цветка папоротника такова, что нужно пойти в лес, вырезать рябиновую дубину и идти в поисках не оборачиваясь ни разу, что бы не слышно было за спиной, ибо это тёмные силы пытаются отвлечь. Если ищущий нашёл цветок, то нужно 6 раз махнуть дубиной вокруг себя и только тогда срывать цветок, не обращая внимания на все крики и голоса сзади, потому что в этот момент тёмные силы пытаются испугать более всего.[источник не указан 710 дней]
В некоторых регионах Латвии существует поверье, что если девушки в ночь с 23 на 24 июня ищут в лесу цветок папоротника, то нашедшая выйдет замуж в этом году. Подобные поверья могут сильно меняться от региона к региону в Латвии.
Широко известны латышские дайны (традиционные двух- или четырёхстишья) о том, что спать на Лиго категорически не рекомендуется:
Kas gulēja Jāņu nakti,
Mūžam sievas nedabūs;
Kas neguļ Jāņu nakti,
Tas dabūs šoruden.
Вольный перевод — «Кто спал на Янову ночь, тот никогда не женится; Кто не спит в Янову ночь, Женится уже этой осенью».
Для девушек существует традиция умываться утренней росой с полей, тогда лицо всегда будет белым и красивым.
Распространена традиция идти в баню утром, после гуляний.
Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому их особенно много собирают именно перед Лиго. Традиция сильна и в наше время, так как среди латышей очень популярно лечение травами и травяные чаи.
Также на Лиго принято зажигать огонь в бочке, поднятой на шесте на горе, украшенной дубовыми листьями и крестами Лаймы.
Крест Лаймы (Laimas krusts) — свастика, ещё называемая крестом огня (Ugunskrusts) — являлся крайне популярным символом у латышей ещё до Второй мировой войны и особенно сильным на Лиго, когда им украшались входные двери, чтобы отпугнуть нечисть; бочки на шестах и многое другое. В наше время его популярность сильно угасла[источник не указан 710 дней] из-за двусмысленности образа этого символа, возникшей после войны.
Лиго в других странах
В России «Лиго» отмечают в с. Рыжково Омской области. В советские времена деревня состояла в основном из ссыльных латышей и эстонцев, поэтому праздник появился и в с. Рыжково. Интересен тот факт что этот праздник стал общим для всего села будь то латыш, русский, эстонец или немец[2].
Также праздник традиционно отмечается в Башкирии на территории Арх-Латышского, Бакалдинского сельсоветов, в селе Архангельском Архангельского района, в селах Ауструм и Балтика Иглинского района. [1]
См. также
- Иван Купала
Примечания
- ↑ Лиго — статья из Большой советской энциклопедии
- ↑ Латышский праздник в Сибири
Ссылки
- Валентина Томашевская. Ты спрашиваешь, что такое Лиго
- Pārdomas par Jāņiem (латыш.)
- Ligo Лиго — праздник в Латвии // Pribalt.info
- Виртуальная Латвия — традиционное празднование летнего солнцеворота в Латвии — 360º панорама, фотографии, живой звук