Лэпбук народные праздники

Вашему вниманию представляю свой первый проектный лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника».Актуальность: ни для какого не секрет, что знание родного языка в настоящее время нахо

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНое казенное дошкольное образовательное учреждение ергенинский детский сад « герл » Овкаджиева Данара Тальевна Воспитатель

Слайд 2

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника » Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме . В своей работе при проведении праздников и мероприятий использую печатный индивидуальный раздаточный материал со стихами, песнями и творческими заданиями, которыми ребята вместе с родителями пополняют свои папки. Подобое творение пригодится ребятам и в школе и в университете, да и просто в жизни…. . Вашему вниманию представляю свой первый проектный лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника».

Слайд 3

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Тип проекта: информационный Продолжительность: долгосрочный (1 год) Участники проекта: воспитатели, дети, родители Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, Этапы : 1 — подготовительный, 2 — основной, 3 — заключительный Используемые ресурсы : журналы « Байр », Нуура Владимир « Алтн авдр », Шугран Вера «Мини дегтр », Санҗин Бося « Хальмг Ц ə ».

Слайд 4

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Актульность : национальная культура, язык, традиции в настоящее время не пользуются большой популярностью. знание родного языка в настоящее время находится на низком уровне и у взрослого поколения, и у молодежи. Что же говорить детях… У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, национального быта, а именно дети не имеют достаточных знаний о культуре, традициях и фольклоре нашего народа. Эту проблему считаю достаточной актуальной, кто-то скажет что подобные проблемы не решить в пределах одного детсада, но как говорится: « Далад дусал немр » ( и капля океану в подмогу). Каждое новое выученное слово, стихотворение, песня послужат маленькой ступенькой в решении этой проблемы . И все эти капли мы будем собирать в наш лэпбук

Слайд 5

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Цель: Повышение интереса к изучению национальной культуры и языка посредством ведения накопительной папки Лэпбук . Задачи: систематизировать полученные знания о национальной культуре калмыцкого народа, обычаях, традициях и быте . -формировать положительное отношение к национальному быту, традициям калмыцкого народа; -прививать любовь к фольклору; — воспитывать чувство толерантности и патриотизма.

Слайд 6

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Процесс создания: в оформлении лэпбука у ребятишек проявляется творчество, вырабатывается дисциплина, закаляются самостоятельность чувство ответственности. Существует много дизайнов и вариантов, воспитанники вместе с родителями сами определяют наиболее интересный и удобный для них.

Слайд 7

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Лэпбук и родители… На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Требования ФГОС предусматривают обязательное вовлечение родителей в образовательный процесс. А решение такой глобальной проблемы невозможно без их участия. Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук

Слайд 8

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Ожидаемые результаты: создание лэпбуков по запланированным темам Цаган Сар и Зул ; использование лэпбуков в разнообразных видах деятельности с детьми; формирование разносторонних знаний о традициях, обычаях и культуре родного края; активное использование полученных знаний детьми в жизни; повышение познавательного интереса детей; воспитание организованности, самостоятельности и дисциплины в детях; родители – активные участники изготовления лэпбуков Продукт: лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбуков информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); большой багаж из стихов, песен йорялей и игр у выпускника детского сада, который несомненно пригодится в будущем.

Слайд 9

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» Вывод: Разработка, создание и внедрение данного наглядного пособия « Лэпбук » считаю необходимыми для более углубленного и интересного изучения любых тем. Полученный продукт «Национальные праздники в жизни дошкольника» уже включает в себя достаточный учебный материл, прост в использовнии как для детей, так и их родителей. А вложенные силы и творчество не останутся потраченными зря, и в будущем обязательно дадут свои плоды и в школе, и в обычной жизни!

Слайд 10

Образовательный проект: « Лэпбук «Национальные праздники в жизни дошкольника» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ В ВАШИХ НАЧИНАНИЯХ!

Лэпбук Масленица

Праздники идут один за одним – и про каждый хочется сделать лэпбук 🙂 Только что я показывала шпионский лэпбук к 23 февраля, а в этот раз я выбрала “Масленицу”. Яркий, весенний и веселый праздник. И лэпбук тоже вышел очень ярким: рисуя картинки, я старалась расцветить их жаркими красками 🙂 В этот раз лэпбук получился не столько для самостоятельной исследовательской работы над темой, сколько что-то вроде мини-энциклопедии. Из этой тематической папки ребенок узнает что такое Масленица, где ее празднуют, какова история этого праздника, какие есть обычаи празднования и какой смысл они несут. Но, конечно, немного интерактива я заложила в задания и в этот раз, ведь скучно просто читать теорию, хочется что-нибудь поделать самим 🙂

Как обычно, лэпбук – полностью мой авторский, в нем все, от идеи до рисунков делала я сама:)
Вы можете приобрести у меня шаблоны для распечатки этого лэпбука, плюс подробную инструкцию с фото, как его делать и как по нему заниматься. Я пришлю их вам в виде двух файлов в формате pdf. 

Все подробности о том, как получить шаблоны для распечатки, и ответы на вопросы что, когда и как – в конце поста. 

 

А сейчас я покажу подробнее, что я поместила внутри лэпбука “Масленица”

Лэпбук Масленица

Лэпбук Масленица - скачать и распечатать

Дальше коротенькое минутное видео, как выглядит эта тематическая папка в действии, и подробное описание элементов лэпбука.

Итак, в лэпбук «Масленица» включены 9 развивающих элементов:

1. Конверт с интересными фактами о Масленице.

2. Кармашек с рассказом о странах, где празднуют Масленицу.

3. Кармашек с пазлами картин известных живописцев о Масленице.

4. Блокнот «Традиции празднования Масленицы».

5. Мини-книжка «Чучело Масленицы».

6. Открывающийся клапан «Имена Масленицы»

7. Кармашек с блинами  – песнями и поговорками про Масленицу.

8. Мини-книжка «История Масленицы».

9. 7 открывающихся клапанов по дням недели праздника.

Лэпбук Масленица - скачать и распечатать

Сначала идет конверт с интересными фактами о Масленице.

Я нашла 5 исторических фактов, которые мне показались любопытными. И планирую, что  в процессе занятий с лэпбуком и вообще, знакомства с Масленицей, появятся новые факты, которые можно будет записать и добавить в кармашек к уже существующим.

Лэпбук Масленица - шаблоны для распечатки

Во втором кармашке дана информация о том, где празднуют Масленицу. Я сама с удивлением узнала, что ее аналоги есть не только в славянских странах, но и в Германии, и в Великобритании, и по всей Европе. Это не одни лишь западноевропейские маскарады, но и отдельные дни, традиции которых очень похожи на нашу Масленицу. Те же блины – например, их пекут в Англии на блинный день тоже перед постом.

Лэпбук Масленица - шаблоны для распечатки

В следующем кармашке  – интерактивная часть занятия. Надо составить из полосочек-пазлов картины известных живописцев о Масленице.

Что входит в лэпбук Масленица

В блокнотике “Традиции” я постаралась выписать все самые основные черты праздника. Чем знаменита Масленица? Блинами, катанием с гор, народными гуляниями, кулачными боями, взятием снежного городка (с легкой руки Сурикова:)), дрессированными медведями, костром, на котором сжигают чучело Зимы. Вот о каждой этой традиции  я подобрала немного информации для лэпбука.

Что входит в лэпбук Масленица

Что символизирует кукла Масленицы, как она выглядит, во что одета, когда ее делают и зачем сжигают, – все написано в мини-книжечке “Чучело Масленицы”.

Что входит в лэпбук Масленица

А это небольшой открывающийся клапан с другими названиями праздника – чуть ли не в каждой местности люди ему давали свои имена.

Как сделать лэпбук о Масленице

Что за Масленица без блинов? Вот и в моем лепбуке есть блины, хоть и бумажные:) На обратной стороне – народные песни и поговорки о Масленице. Я постаралась выбрать песни попроще, хотя и они уже малопонятны не только современным детям, но и взрослым. Зато будет повод поговорить о старине и узнать некоторые подробности крестьянского быта.

Да и к празднику выучить какой-нибудь стишок не помешает – мы каждый год делаем и сжигаем чучело Масленицы – теперь будем это делать под народные запевки:)

Как сделать лэпбук о Масленице

Как сделать лэпбук о Масленице

История Масленицы теряется в веках. Поэтому информация, которую я поместила в лэпбуке, не претендует на стопроцентную достоверность, это скорее, предположения разных историков. Но, все равно, интересно!

Как сделать лэпбук о Масленице

Ну и, конечно, расписание Масленичной недели по дням. Как называется каждый день, что в него положено делать, какие есть традиции. Может, когда-нибудь и нам захочется всю праздничную неделю обыграть? Пока же нас хватает только на сжигание чучела 🙂

Как сделать лэпбук о Масленице

элементы лэпбука о Масленице

Вот так выглядит обложка лэпбука “Масленица”.

обложка лэпбука

А вот так он выглядит в раскрытом виде.

файлы для распечатки лэпбука к масленице

Шаблоны для распечатки лэпбука “Масленица” содержат 15 листов формата А4, созданные в формате pdf. Файлы открываются и печатаются с помощью программы Adobe Reader.
Из них 6 первых листов цветных, остальные – черно-белые. 
Плюс подробная фото-инструкция по сборке лэпбука и рекомендациями о том, как заниматься с ребенком по этой интерактивной папке.

Делать лэпбуки очень просто – не волнуйтесь, у вас все легко получится 🙂

листы для распечатки лэпбука "Масленица"
Так выглядят листы для распечатки лэпбука “Масленица”

Шаблоны для распечатки лэпбука 

можно приобрести у меня на сайте 

  • Оплата и сроки отсылки файлов:  

    Оплата происходит ТОЛЬКО на моем сайте “Магазин лэпбуков” lapbook.ru

    Я НИКОМУ не перепоручаю связываться с покупателями в соцсетях, в комментариях или иными способами предлагать оплатить файлы где-то еще помимо сайта. Остерегайтесь мошенников!
    По всем вопросам обращайтесь ко мне на емейл tavika2000@yandex.ru

    После оплаты на сайте файлы лэпбука отсылаются автоматически через 15 минут на тот емейл, который вы указали при оформлении покупки в “Корзине” сайта. 

    Внимательно проверяйте правильность написания емейла!!! Оооочень много опечаток(((
    И всегда сохраняйте электронный чек вашей оплаты, а то мало ли что:)

    Если в течение часа с момента оплаты вам файлы лэпбука не придут, то проверьте папку “Спам”, “Промоакции”, “Рассылки” и подобные папки, куда сыпется спам в вашем почтовом сервере – бывает, письмо с лэпбуком попадает туда.
    Если файлы так и не пришли – пишите мне на почту tavika2000@yandex.ru и присылайте документ об оплате, я буду искать ее вручную.

 

Чтобы получать сообщения о выходе моих новых лэпбуков, подписывайтесь на  новости блога, которые будут приходить к вам на почту:

файлы для лэпбуков

У меня в блоге на страничке “Лэпбуки” вы увидите еще полсотни лэпбуков на самые разные темы – от времен года до праздников, и от математики до биологии. 

В том числе и сможете бесплатно скачать лэпбук “Серая ворона“, которую я выложила в ознакомительных целях, чтобы вы могли попробовать сделать свой первый лэпбук:)

автор: Смольникова Виктория Алексеевна

Воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 “Колокольчик” Муниципального образования Новокубанский район

Лэпбук “Русские – традиции и культура”

Лэпбук как средство ознакомления дошкольников с народной культурой России и Кубани

Лепбук «Русские – традиции и культура»

Понимание дошкольниками наследия своих предков, носителями которого они являются, помогает и воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую Родину, любовь к земле, на которой он живет, уважение к людям, которые его окружают. В данном аспекте воспитание будущего поколения в рамках нравственно-патриотического воспитания есть социальный запрос общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, родной природе, традициях, его лучших людях, тем большую пользу они смогут принести нашей стране.

Под нравственно – патриотическим воспитанием подразумевается сотрудничество взрослого и детей в совместной деятельности и общении, ориентированное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.

Новое средство обучения – Лэпбук.

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, — это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это наглядно – практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Малыш может дополнить эту папку, выполнив определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). 

Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края средствами технологии лэпбук ставит перед собой следующие задачи:

  • 1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.
  • 2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
  • 3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с природным и культурным наследием малой Родины
  • 4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
  • 5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
  • 6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса
  • 7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.
  • 8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.

Дидактическое пособие лэпбук «Русские – традиции и культура», представляет собой деревянную основу. Внутри семь прозрачных папок-кармашек, карточки, в которых собрана информация по теме, имеет несколько видов заданий.

Лэпбук «Русские – традиции и культура» в занимательной форме знакомит детей 4-7 лет с этим замечательным праздником. В пособии представлены следующие разделы:

  1. Народные промыслы
  2. Русский народный фольклор
  3. Русские народные музыкальные инструменты
  4. Стихи. Загадки, пословицы и поговорки
  5. Задания на тему «Русские – традиции и культура»
  6. Игры на тему «Русские – традиции и культура»
  7. Русская живопись
  8. Русский народный костюм
  9. Народы России

Лэпбук предназначен для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, может использоваться в групповой, подгруппой и индивидуальной работе, а также в организации самостоятельной деятельности детей. Подходит как для преподнесения нового материала детям, так и для закрепления полученных знаний.

Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса у детей к русским народным традициям.

Актуальность. Актуальность проекта определяется стремлением расширить познания детей старшего дошкольного возраста об истории народов, их культуре, традициях и обычаях, природы родного края. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально – нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний о традициях и культуре своего народа.

Цель: формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи:

– развитие творческих способностей дошкольников в художественно-продуктивной деятельности;

– знакомство с русскими народными играми;

– способствовать возрождению интерес к обрядовым русским праздникам;

– воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

– дать знания детям о традициях и культуре русского народа.

Из этой тематической папки ребенок узнает что такое традиции и культура русского народа. Немного интерактива я заложила в задания, ребенку всегда  хочется что-нибудь поделать самому.

В лэпбук «Русские – традиции и культура» включены несколько развивающих элементов:

  1. Конверт «Русские народные промыслы» (в нем: круги Луллия «Народные промыслы», картинки «Народные промыслы»).
  2. 7 открывающихся клапанов с описанием некоторых народных промыслов
  3. Конверт «Персонажи» (персонажи сказок, бумажные куклы со сменяемой одеждой).
  4. Конверт «Праздники» 
  5. Конвертик «Особенности русского костюма»
  6. Конвертик «Посуда» 
  7. Мини-книжка «Стихи»
  8. Папка-конверт «Загадки» 
  9. Папка-конверт «Пословицы и поговорки»
  10. Игры: «Верю – не верю», «Собери узор», «Придумай историю», «Откуда фрагмент»
  11. Русская кухня
  12. Танцы и Музыкальные инструменты
  13. Лото «Русский быт»
  14. Разрезные картинки
  15. Народы России, карта России с метками расположения народов России
  16. Народы России и их костюмы
  17. Пословицы и поговорки народов России
  18. Раскраски 
  19. Картинки для рассматривания
  20. Пособие «Народные промыслы»
  21. Пособие «Народы России»
  22. Картотека русских народных игр
  23. Домик на липучках «Русское народное творчество»
  24. Деревянные пазлы «Матрешки»
  25. Комплект наглядных дидактических пособий: «Обычаи, обряды и традиции русского народа», «Приобщение детей к русской народной культуре», «Русская народная игрушка», «Предметы русского быта».

Немного остановимся на некоторых играх и пособиях. Так, например, круги Луллия «Народные промыслы» – это отличное средство для закрепления материала или для того, чтобы лучше запомнить узоры росписи. На них изображен пример узора той или иной росписи, и с помощью кругов можно посмотреть какие предметы расписали этим узором.

Далее, персонажи. Детям очень интересно играть ими. Они вспоминают русские народные сказки, придумывают или додумывают свой сюжет. Кукол можно нарядить в русский народный костюм или платье и кокошник, украшенные росписями русских народных промыслов.

Лэпбук наполнен наглядными картинками. Такими как: русские народные праздники, музыкальные инструменты, танцы, кухня. Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Домик на липучках «Русское народное творчество» – это отличное средство для изучения русского народного творчества в процессе игры. Особенно будет интересно детям младшего дошкольного возраста. Во время игры у детей активизация словаря детей; развитие познавательной активности, творчества, инициативности.

Одной из самых красочных игр, которые любят дети всех возрастов в моем лэпбуке являются Деревянные пазлы «Матрешка». В лэпбуке их два вида: Матрешка Даша и Матрешка Маша. Они обе украшены русскими народными росписями, что позволяет детям лучше запомнить узоры русских народных промыслов. 

В дальнейшем планирую, что в процессе занятий с лэпбуком и вообще, знакомства с русской культурой и традициями, появятся новые факты, которые можно будет записать и добавить в кармашки к уже существующим. Такой формы лэпбук позволяет применять вариативность тем. В уже имеющиеся кармашки можно вставить информацию на любую тему. Так, например, у меня уже имеется лэпбук на тему «Масленица».

Самостоятельная деятельность детей.

Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среду, частью которой и являются лэпбуки . Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук :

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную воспитателем книжку.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей и формой представления итогов проекта «Русские – традиции и культура»

Результаты использования лэпбука:

-быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;

-проявление повышенного интереса к содержанию;

-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

-проявление интереса со стороны родителей.

Благодаря этой форме работы дети многое узнали о традициях и культуре русских, знают и с удовольствием читают наизусть стихи и поют песни. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

Результат работы:

Пополняется развивающая среда группы;

С помощью лэпбука у детей  формируется интерес и чувство уважения к культуре и традициям родного народа.

Таким образом, подводя итог выступления, можно сделать следующий вывод: лэпбук является средством воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающим устойчивый интерес к процессу познания истории и культуры родного края, и ориентированным на взаимодействие с различными носителями культурного опыта (педагогами, родителями). Целесообразность использования лэпбука при формировании знаний о родном крае у детей заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о русских традициях и культуре.

Лэпбук направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического и природного наследия.

Лэпбук «Широкая Масленица»

Приобщение детей к русским национальным традициям, неотъемлемой частью которых являются народные праздники, — это важнейшая задача педагогов детского сада. Народные праздники — это веками отработанный способ единения людей, время отдыха и ощущения радости, полноты жизни. Одним из самых любимых русским народом праздников является Масленица, о которой можно говорить много и долго. Но как правильно рассказать об этом празднике дошкольнику? Как вызвать интерес у детей к народным традициям? Для ответа на эти вопросы педагог может использовать данное пособие.
Цель: познакомить детей с традициями русского народа.
Задачи:
— развивать познавательный интерес, память, внимание;
— прививать любовь к русским народным традициям.

Данный лэпбук предназначен для дошкольников. Ребята в игровой форме получают знания о традициях празднования Масленицы, приобщаются к творчеству русского народа, заучивая заклички.
Лэпбук содержит кармашки с красочным и необходимым материалом, который можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной форме работы с детьми. На первой странице находится информация об истории возникновения праздника, а также картинки с изображением празднования Масленицы на Руси. На второй странице представлены кармашки с дидактической игрой «С чем блинчик?» (где ребята должны сопоставить изображение блина и его начинки) и «Пальчиковые игры» по данной теме. На третьей странице расположен кармашек с русскими народными закличками, а также познавательная информация о том, почему символом масленицы являются блины. На последней странице — пословицы и поговорки, связанные с праздником Масленицы.
Данный лэпбук будет полезен и интересен детям, а также поможет в работе педагогам.

11

Женская одежда

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.

  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.

  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.

  • Приволока — безрукавная накидка.

  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.

  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными. Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой

Головные уборы Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома они надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком. Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.

  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.

  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Обувь

Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.

Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки. Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.

  • Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

  • Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

  • Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли. Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Мужская одежда

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI — XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Зепь — вид кармана.

Штаны. Гачи. Порты.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка (свита). Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.

  • Кожух — зимний кафтан.

  • Терлик

  • Сермяга

  • Вотола

  • Корзно — парадный плащ.

  • Бекеша — меховая одежда, урезанная в талии

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь»), и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата. Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма. При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплекс (северно-русский) и понёвный комплекс(южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Русские народные

Праздники

  • Рождество

  • Святки (святочная неделя)

  • Крещение

  • Масленица

  • Вербное воскресенье

  • Пасха

  • Красная горка

  • Иван Купала

  • Ильин день

  • Медовый спас

  • Яблочный спас

  • Третий спас

  • Покров день

Русские народные праздники

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:

Зима

Рождество

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

Крещение

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

Масленица

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Весна

Вербное воскресенье

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Пасха

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Лето

Иван Купала

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Ильин день

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась «братчина», приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

Медовый Спас

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

Яблочный Спас

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Третий Спас

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Осень

Покров день

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Льдинка холодинка на новогоднем празднике
  • Лучшие тосты на праздник
  • Львенок на праздник
  • Лучшие сценки на праздник осени
  • Лыткарино детские праздники