Леший день сценарий

В сценарии утренника представлен литературный и музыкальный материал подобранный по возрасту детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного  вида №52»

Сценарий народного осеннего праздника-Ерофей-лешегон для детей старшего дошкольного возраста

«Леший день»

                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                    Высшей категории

                                                                     Гутарова Т. С.

                                Октябрь 2016 г.

Предисловие: По поверью, изгнанная в сентябре из деревне в лес нечистая сила проваливалась под землю до весны, стараясь напакостить напоследок людям. По этому в леший день старались в лес не ходить.

Цель: Закрепить знания детей о русском народном празднике Ерофей-Лешегон (17 октября).

Задачи: Познакомить детей с русской народной игрой «Солнышко» Архангельской области. Разучить песенный и танцевальный материал.

Действующие лица: ведущий, Алёнушка, Леший (взрослые)

Дети входят в зал под пьесу «Октябрь» П. И. Чайковского и встают полукругом.

Ведущий: Что ни день-то резче ветер

                Рвет в лесу листву с ветвей…

                Что ни день-то раньше вечер,

                А светлеет все поздней.

                Медлит солнышко, как будто

                Подниматься силы нет…

                Потому и всходит утро

                Над землей почти в обед.

 Песня «Осенняя» сл и муз Е. Шаламоновой

Звучит фонограмма шуршания листьев под ногами. В зал входит Аленушка с корзинкой.

Аленушка: Здравствуйте ребята.

Ведущий: Здравствуй, Аленушка. Куда ты собралась?

Аленушка: В лес по грибы.

                Ведь волнушки я люблю

                Больше всех на свете.

                Под березками растут,

                Под осинками растут,

                Грибников охотно ждут.

                И осеннею порой

                С кузовами, с коробами

                В лес пойдем мы за грибами.

Ведущий: Аленушка, не ходи сегодня в лес. Ведь сегодня заповедный Леший день. Попадешься Лешему-утащит тебя с собой.

Аленушка: Это все суеверия. Не боюсь я никого и ничего!

Ведущий: Да ты хоть кофточку надень наизнанку, чтобы Леший тебя не узнал. У него самого все шиворот-навыворот, вот и тебя он за свою примет, отпустит домой.

Аленушка: Вот еще! Стану я смешно одеваться! Я не неряха. А вы-то, ребята, со мной в лес пойдете?

Дети: Да!

Аленушка: Тогда поднимайтесь да в путь-дорогу собирайтесь.

Песня «Тропиночка» сл. Ю. Полухина, муз. М Картушиной («Осенние детские праздники»)

Ведущий: Вот мы и в лесу.

Звучит фонограмма завывания ветра. Появляется Леший.

Леший:         Это кто здесь гуляет,

                Мои грибы собирает?

Аленушка:        Это я, Алена.

Леший:        Гриб тебе соленый!

                Я тебя схвачу,

                Домой не пущу,

                Под землю утащу!

Леший хватает Аленку за руку и пытается утащить ее.

Алёнушка:         Зачем я в лес пошла, старших не послушала! Дедушка Лешачок, отпусти меня, пожалуйста. Как же дедушка и бабушка без меня жить будут? Они у меня старенькие- и воды не принесут, и дров не припасут. (плачет)

Леший: Развела сырость! Страсть как не люблю слезы. Ладно, так и быть, если отгадаешь мои лесные загадки, я тебя отпущу.

Алёнушка: А можно ребята мне помогут?

Леший: Ладно, пусть тоже помогут. Я сегодня добрый. Слушайте и думайте.

                Загадки.

Отыскал я их в лесу.

А теперь домой несу.

Видишь-полное лукошко.

Будем жарить их с картошкой.   (Грибы)

 А теперь задание усложняется: надо не только назвать гриб, про который я вам загадаю загадку, но и найти его. (картинки с изображением грибов)

                ***

В лесу на лужочке

Гнилые пенечки.

А на каждом из них

Много братцев лихих.   (Опята)

                ***

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красное шляпкой,

На шляпке горошки.  (Мухомор)

                ***

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки,

Очень хитрые сестрички

Эти жёлтые…       (Лисички)

Вижу, знаете вы грибы. А вот знаете ли вы, какие ягоды растут в наших лесах?

Дети: Брусника, черника, земляника, клюква…

Ведущий:  Давайте, ребята, насобираем для Лешего ягод да грибов, пусть их сушит да варит.

Музыкально-ритмическая игра «Грибы-ягоды»

Леший: Уважили Лешачка. Грибы засолю, ягоды насушу и варенье сварю. А теперь слушайте мою новую загадку.

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.  (Дождь)

Ведущий: Лешачок, а ребята песенку  про дождик знают и сейчас споют для тебя.

Леший: Вот спасибо. С удовольствием послушаю.

Песня «Дождика слезинки» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой

Леший: Ребята, а я еще одну загадку вспомнил.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое.   (Солнце)

Ведущий: Лешачок, а наши ребята знают русскую народную игру «Солнышко». Давайте в неё поиграем? И ты Лешачок с нами вставай.

Леший: Обязательно поиграю.

Русская народная игра «Солнышко». Дети встают вокруг  «Солнышка» в круг и говорят слова:

Солнышко-ведрышко,

Выглянь-ка в окошко,

Посвети немножко! ( Взявшись за руки, дети идут по кругу. «Солнышко» кружится в центре.)

Солнце заиграло. (Останавливаются и показывают «фонарики»)

Деточкам сказало: («Солнышко» выполняет пружинку)

-А играйте в поле,

Прыгайте на воле. (Слова «Солнышка»)

Дети и «Солнышко» прыгают под музыку в рассыпную по залу (прыжки произвольные). На музыку дождя появляется ребенок-«тучка». Дети должны встать в круг вокруг «Солнышка».

Ведущий: Солнышко выглянуло и подружки Алёнушки закружились в хороводе.

Хоровод «По малинку». Исполняют девочки.

Леший: А вот теперь я проверю, помните ли вы, какие животные живут у нас в лесу.

Заберется в огород

И давай над грядкою

Забивать капустой рот,

Грыздь морковь украдкою:

Погрызёт часок-другой

И стрелой летит домой.    (Заяц)

                    ***

Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны?      (Медведь)

                ***

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая…     (Лисица)

Ведущий: Лешачок, а наши ребята игру знают «Заяц и Лиса». Хочешь в неё поиграть?

Леший: Конечно хочу.

Игра «Заяц и Лиса» (по принципу игры «Кошки-мышки»)

Леший: Ну что ж ребята, вы все загадки отгадали. Молодцы!

Аленушка: Выполняй, Леший, своё обещание. Отпускай меня домой.

Леший: Отпущу, но напоследок исполните для меня задорную пляску.

Ведущий: Ребята, порадуем Лешего задорной пляской?

Дети: Да.

Пляска р. н. п. «Варенька»

Леший: Распотешили, Лешеньку! Так и быть, Аленушка, отпускаю я тебя домой. Только помни: в Леший день в лес больше не ходи! Это я сегодня такой добрый, а в следующий раз не пожалею тебя. А я как услышу, что петух запоёт, так и провалюсь под землю, от зимы и холодов спрячусь.

Ведущий: По-моему, ребята, пора нам Лешего под землю спрятать, а то передумает и Алёнушку с собой заберет. Давайте громко по кукарекаем.

Дети кукарекают. Леший с криком убегает.

Алёнушка: Спасибо вам ребята за помощь.

Ведущий: Ребята на этом наш праздник закончен и нам пора идти в группу. А тебя, Алёнушка, мы приглашаем в гости

29.10.2018

«Леший день или вечер загадок»

Бульбарова Татьяна Владимировна

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы

Оценить




565

Содержимое разработки

Вечер загадок «Леший день»

(Для детей подготовительной группы)

Действующие лица: Ведущий, Алёнушка(взросл.), Леший, дети.

Зал представляет собой осенний лес – ёлочки, деревья, на полу около них лежат жёлтые и красные листья. У одной стены расставлены корточки с изображением грибов.

Муз. Рук: (к родителям):По поверью, изгнанная в сентябре из деревни в лес нечистая сила проваливалась под землю до весны, стараясь напакостить напоследок людям. Поэтому в Леший день старались в лес не ходить.

Дети заходят в зал под песню «Листик-листопад», держась за руки, хороводным шагом. Останавливаются полукругом.

1реб: Я сегодня очень удивился:

Листик на ладошки опустился

Будто птичка с неба прилетела,

Кто его таким красивым сделал?

2реб: Мама мне сказала: « По дорожке

Ходит Осень в жёлтеньких сапожках.

В золотистом ярком сарафане,

С красными платочками в кармане.

3реб: Красит всё вокруг волшебной краской,

Мир становится волшебной сказкой.»

Вот она волшебница какая!
Всё раскрасит Осень золотая!

Вед: Ну, а где она?

4Реб: Могу ответить:

Осень ты повсюду можешь встретить!

ПЕСНЯ « ОСЕНЬ, МИЛАЯ ШУРШИ!»

(Под рус. нар мел. в зал заходит Алёнушка с кузовком и здоровается с ребятами).

Ведущий: Куда ты собралась, Алёнушка?

Алёна: В лес по грибы. Ведь волнушки я люблю больше всех на свете!

Под берёзками растут, под осинками растут, грибников охотно ждут!

И осеннею порой с кузовками, с коробами в лес пойду я за грибами.

Ведущий: Алёнушка, не ходи сегодня в лес. Ведь сегодня заповедный Леший день. Попадёшься Лешему – утащит тебя под землю.

Алёна: Это всё суеверия! Не боюсь я никого и ничего!

Ведущий: Да ты хоть кофточку надень наизнанку, чтобы Леший тебя не узнал. У него самого всё шиворот-навыворот, вот и тебя он за свою примет, отпустит домой.

Алёна: Вот ещё! Стану я смешно одеваться! Я не неряха! А вы-то, ребята, со мной в лес пойдёте?

Дети: Да!

Алёна: Тогда поднимайтесь, да в путь–дорожку собирайтесь! А чтоб в дороге было веселей польку спляшем поскорей!

ПОЛЬКА «ОЗОРНАЯ ПОЛЬКА» (парами)

Алёна: Вот мы и в лесу. Уж ты, бор — борок, дай ягод кузовок,

Грибов кузовочек, орехов мешочек!

ПЕСНЯ «ГРИБНОЙ УРОЖАЙ»

(Раздаётся завывание ветра. Появляется Леший.)

Леший: Это кто здесь гуляет, да песни распевает?! Ух, я вас! (догоняет детей. Убегают на стульчики)

Леший: Это кто здесь гуляет, мои грибы собирает?!

Алёна: Это я, Алёна.

Леший: Гриб тебе солёный! Я тебя схвачу, домой не пущу, под землю утащу!

(Леший хватает Алёнку за сарафан, тащит. Она начинает причитать.)

Алёна: Зачем я в лес пошла, старших не слушала! Дедушка Лешачок, отпусти меня, пожалуйста! Как же бабушка и дедушка без меня жить будут? Они у меня старенькие – и воды не принесут, и дров не припасут. (Плачет.)

Леший: Развела сырость! Страсть как не люблю женских слёз. Ладно, так и быть, если отгадаешь мои лесные загадки, я тебя отпущу.

Алёна: А можно ребята мне помогут?

Леший: Ладно, пусть тоже отгадывают. Я сегодня добрый. Слушайте и думайте!

Отыскал я их в лесу, а теперь домой несу.

Видишь – полное лукошко. Буду жарить их с картошкой.(Грибы.)

А теперь задание усложняется: надо не только назвать гриб, про который я вам расскажу, но и найти его.

(Леший загадывает загадки, дети называют гриб и выбирают соответствующую картинку.)

В лесу на лужочке- гнилые пенёчки.

А на каждом из них много братцев лихих.(Опята.)

Всё бредёшь, бредёшь по лесу, паутина, как завеса.

Чуть пригнулся – видишь вмиг белый, крепкий…(боровик).

Так заметны на дорожке и в траве. Все белоножки.

В разных шляпках. Ну, не мешкай! Собирай – ка…(сыроежки).

Под опавшие листочки дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички эти жёлтые… (лисички).

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он с красною шляпкой, на шляпке горошки. (Мухомор.)

Алёнка: Хоть и гриб он несъедобный, но зато уж очень модный!

Мухоморы, не сидите, а для нас скорей спляшите!

ТАНЕЦ МУХОМОРОВ

Леший: Вижу, знаете вы грибы! А теперь посмотрим, кто из вас самый быстрый и ловкий? Кто быстрее всех свою корзиночку наполнит?

ИГРА « СОБЕРИ ГРИБЫ»(эстафета)

Вед: Вот какой богатый урожай грибов мы собрали! Как же нам его сохранить?(ответы детей и родителей.) Предлагаю грибочки все насушить!

Игра «Насуши грибы»

(Дети в 2-х командах начинают на скорость цеплять грибы на нитку с прищепками. Можно привлечь родителей.)

Леший: Уважили Лешачка! Грибы засолю, ягоды насушу, да варенья наварю. А вот листики осенние в дупло к белке перенесу, пусть не мёрзнет долгой зимой хлопотунья моя! Кто мне поможет?

Алёнка: Дедушка Леший тебе наши девочки помогут!

Вы листочки соберите, в танце нежно закружите!

ТАНЕЦ « ЧАРОДЕЙ ЛИСТОПАД»

Леший: Молодцы, девочки, так красиво станцевали! да и белочке помогли, утеплили её домик!

Но я вашу Алёнку всё равно не отпущу! Такая хозяюшка нужна самому! (снова тащит её за сарафан, Алёнка кричит?

Алёнка: Дедушка Лешачок, отпусти меня к дедушке, отпусти меня к бабушке! А я тебе песенку спою! Ребята вы мне поможете?

ПЕСНЯ « ВЫЛЯНУЛО СОЛНЫШКО»

Леший: Даааа, хорошие у тебя помощники! Голосистые какие! Да умные , наверное? А я вот их проверю, знают ли они, какие животные живут в моем лесу?

Заберётся в огород и давай над грядкою забивать капустой рот,

Грызть морковь украдкою: погрызёт часок-другой

И стрелой летит домой. (Заяц.)

Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны днём и ночью смотрит сны? (Медведь.)

Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он.

К счастью, Тузик и Трезорка за отарой смотрят зорко.

Еле ноги уволок от собак матёрый…(волк).

Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора.

И мышами поживится любит хитрая…(лисица).

Леший: Все загадки загадали. Уж не помню ни одной!

Алёнушка: Выполняй ты обещанье, отпусти меня домой.

Леший: Отпущу, но напоследок вы меня развеселите? Отвечайте, дети!

Дети: Да!

Девочка: Я зимой пляшу и летом! Ах, кадриль, как хороша!

Развернётся в ней гармошкой моя русская душа!

Мальчик: Нет прекраснее кадрили! Русский танец, озорной!

Дед и бабушка любили…

Вместе: Обожаем мы с тобой!

ТАНЕЦ « МОСКОВСКАЯ КАДРИЛЬ»

Леший: Повеслили, Лешеньку, хорошую песню спели! Так и быть, Алёнушка, отпускаю я тебя домой. Только помни: в Леший день в лес больше не ходи! Это я сегодня такой добрый, а в следующий раз не пожалею тебя. А я, как услышу, что петух запоёт, так и провалюсь под землю, от зимы и холодов спрячусь. Только весной на белый свет выберусь.

Вед: По-моему, ребята, пора нам Лешего под землю спрятать, а то передумает и Алёнушку с собой заберёт.

(Дети кукарекают.Леший с криком убегает. Алёнушка находит корзинку )

Алёнушка: Ребята, посмотрите, кажется, Леший корзиночку свою забыл?…да здесь не шишки, не грибы, а угощение ребятам!

(Дети угощаются. Уходят из зала)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/329150-leshij-den-ili-vecher-zagadok

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Зал представляет собой осенний лес – елочки, деревья, на полу около них лежат желтые и красные листья. Дети входят в зал под пьесу П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Действующие лица:

Бабушка

Настенька

Леший

Дети.

Бабушка:

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели,

Закружился листьев пестрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лед.         

Песня: «Желтые листочки».

Звучит фонограмма шуршания листьев, в зал входит Настенька с корзинках в руках и здоровается с детьми.

Настенька: Здравствуйте, ребятки, здравствуйте милые. Так хочется грибочков, пойду-ка я в лес да насобираю и вас угощу. Ребята, а вы знаете, какие грибы съедобные растут в лесу.

Дети: Опята, грузди, лисички…

Бабушка: Внученька, не ходи сегодня в лес. Ведь сегодня леший день. Попадешься лешему – утащит тебя под землю.

Настенька: Не верю я в сказки. Не боюсь я ничего и никого.

А вы, ребята, может, тоже пойдете со мной в лес. Вы же не боитесь лешего?

Дети: Да!

Настенька: Тогда поднимайтесь да в лес собирайтесь.

Двигательные упражнения под слова «По камушкам, по камушкам шагают наши ножки…»

Настенька:

Вот мы и в лесу.

Уж ты бор – боровок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек! Русская народная приговорка.

Раздается завывание ветра. Появляется Леший.

Леший:

Это кто здесь гуляет?

Мои грибы собирает?

Настенька: Это я, Настена.

Леший:

Гриб тебе соленый!

Я тебя схвачу,

Домой не пущу,

Под землю утащу!

Настенька: Зачем мы в лес пошли, старших не послушали. Дедушка Лешачок, отпусти нас, пожалуйста. Как же бабушка без меня жить будет, она же старенькая.

Леший: Развела сырость! Страсть как не люблю женских слез. Ладно, так и быть, если отгадаешь мои лесные загадки, я тебя отпущу.

Настенька: А можно ребята мне помогут?

Леший: Ладно, пусть отгадывают.

Я сегодня добрый. Слушайте и думайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой

Хороводами и вряд

В шапках молодцы стоят (грибы).

— А теперь задание усложняется: надо не только назвать гриб, но и найти его.

Леший загадывает загадку, а дети отгадывают и выбирают соответствующую картинку.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос, пестрый как Петрушка,

Ядовитый …. (мухомор).

Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их ….. (волнушки).

В лесу на лужочке

Гнилые пенечки,

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята).

Так заметны на дорожке

И в траве. Все белоножки.

В разных шляпках. Ну, не мешкай!

Собирай-ка… (сыроежки).

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти желтые….(лисички).

— Вижу, знаете вы грибы. А вот знаете, какие ягоды растут в наших лесах?

Дети: Брусника, черника, клюква, земляника…

Настенька: Давайте насобираем для нашего Лешего ягод и грибов.

Игра «Собери ягоды и грибы».

Леший: Уважили старика, грибы засолю, ягоды засушу и варенье сварю. А теперь слушайте мою новую загадку.

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

Песня о дожде (по выбору).

Леший:

А я еще одну загадку знаю.

Всем оно нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце).

Русская народная игра «Солнышко».

Дети встают вокруг «Солнышка» и поют:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко,

Посвяти немножко!

Солнце заиграло,

Деточкам сказало

-А играйте в поле,

Прыгайте на воле!

Дети и солнышко прыгают в рассыпную (прыжки разные – на двух ногах, на одной ноге…)

Ведущий громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать вокруг «Солнышка».

Леший: А вот сейчас я проверю, помните ли вы, какие животные живут у нас в лесу:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ежик).

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,.

А в рыжей шубке – летом. (Белочка).

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

По полю скачет,

Ушки прячет,

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

А зовут ее… (лиса).

Музыкальная игра «Зайцы и волк».

Леший: Все загадки отгадали! Уж не помню не одной!

Настенька: Выполняй ты обещанье! Отпусти меня домой.

Леший: Отпущу, но напоследок меня рассмешите.

Дети: Да!

Настенька: Ставьте ушки на макушки, пропоем мы вам частушки (частушки по желанию воспитателя).

Леший: Распотешили меня! Так и быть отпущу я вас домой. Только помните: в Леший день не ходите лучше в лес. Это я сегодня такой добрый, а в следующий раз не отпущу. Ну, ладно, пока, до встречи весной!

Бабушка: Вот как бывает, когда не слушаешь старших. Ребятки, запомните: старших надо слушать.

Дети кукарекают, а Леший с криком «проваливается сквозь землю».

Автор: 

Полякова Наталья Васильевна – воспитатель МБДОУ № 7 «Незабудка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск.


Сценарий осеннего праздника для старшей группы детского сада

Вечер загадок «леший день» для детей старшей группы

Данный праздник посвящён народному празднику Ерофей-лешегон, который отмечается 17 октября.
Историческая справка
По поверью, изгнанная в сентябре из деревни в лес нечистая сила проваливалась под землю до весны, стараясь напакостить напоследок людям. Поэтому в Леший день старались в лес не ходить.
Оборудование
Фонограммы пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского, завывания ветра, шагов по осенним листьям, песни «Вместе весело шагать…» В. Шаинского; кузовок для Аленушки; картинки с изображением грибов — опят, мухомора, боровика, сыроежек, лисичек; 4 корзинки, равное количество деревянных грибков из счетного материала, шариков красного, желтого и синего цвета; 4 стульчика-домика для зайцев; маски солнышка и лисы.
Действующие лица
Взрослые:
Ведущий
Аленушка
Леший
Дети.
* * * 
Зал представляет собой осенний лес — елочки, деревья (бутафория), на полу около них лежат желтые и красные листья. У одной стены расставлены карточки с изображением грибов.
Дети входят в зал под пьесу «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»  и садятся на места.
Ведущий
Что ни день — то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день — то раньше вечер,
А светлеет все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
И. Мазнин
Песня об осени (по выбору)
Звучит фонограмма шуршания листьев под ногами. В зал входит Аленушкас кузовком и здоровается с ребятами.
Ведущий. Куда ты собралась, Аленушка?
Аленушка
В лес по грибы.
Ведь волнушки я люблю
Больше всех на свете.
Под березками растут,
Под осинками растут,
Грибников охотно ждут.
И осеннею порой
С кузовами, с коробами
В лес пойдем мы за грибами.
Н. Лопатина
Ведущий. Аленушка, не ходи сегодня в лес. Ведь сегодня заповедный Леший день. Попадешься Лешему — утащит тебя с собой под землю.
Аленушка. Это все суеверия. Не боюсь я никого и ничего!
Ведущий. Да ты хоть кофточку надень наизнанку, чтобы Леший тебя не узнал. У него самого все шиворот-навыворот, вот и тебя он за свою примет, отпустит домой.
Аленушка. Вот еще! Стану я смешно одеваться! Я не неряха. А вы-то, ребята, со мной в лес пойдете?
Дети. Да!
Аленушка. Тогда поднимайтесь да в путь-дорогу собирайтесь!
Двигательные упражнения под песню «Вместе весело шагать…» В. Шаинского
Аленушка. Вот мы и в лесу.
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Русская народная приговорка
Раздается завывание ветра. Появляется Леший.
Леший
Это кто здесь гуляет,
Мои грибы собирает?
Аленушка
Это я, Алена.
Леший
Гриб тебе соленый!
Я тебя схвачу,
Домой не пущу,
Под землю утащу!
Леший хватает Аленушку. Она начинает причитать.
Аленушка. Зачем я в лес пошла, старших не послушала! Дедушка Лешачок, отпусти меня, пожалуйста. Как же бабушка и дедушка без меня жить будут? Они у меня старенькие — и воды не принесут, и дров не припасут. (Плачет.)
Леший. Развела сырость! Страсть как не люблю женских слез. Ладно, так и быть, если отгадаешь мои лесные загадки, я тебя отпущу.
Аленушка. А можно ребята мне помогут? Леший. Ладно, пусть тоже отгадывают. Я сегодня добрый. Слушайте и думайте! (Загадывает загадки.)
Отыскал я их в лесу,
А теперь домой несу.
Видишь — полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой. (Грибы.)
Л. Венгер
А теперь задание усложняется: надо не только назвать гриб, про который я вам расскажу, но и найти его.
Леший загадывает загадки, дети называют гриб и выбирают соответствующую картинку.
В лесу на лужочке Гнилые пенечки.
А на каждом из них
Много братцев лихих. (Опята.)
В. Хесин
 
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
Н. Пикулева
 
Все бредешь, бредешь по лесу,
Паутина, как завеса.
Чуть пригнулся — видишь вмиг
Белый, крепкий … (боровик).
 
Так заметны на дорожке
И в траве. Все белоножки.
В разных шляпках. Ну, не мешкай!
Собирай-ка … (сыроежки).
 
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые … (лисички).
Вижу, знаете вы грибы. А вот знаете ли вы, какие ягоды растут в наших северных лесах?
Дети. Брусника, черника, голубика, морошка, клюква…
Аленушка. Давайте, ребята, насобираем для Лешего ягод да грибов, пусть их сушит да варит.
Игра «Собери грибы и ягоды»
Участвуют 4 ребенка. Каждый держит корзину. На полу рассыпают вперемешку деревянные грибы из счетного материала и шарики разных цветов в одинаковом количестве. Дети по команде начинают собирать в корзинки «грибы» и «ягоды». Один ребенок собирает грибы, второй — красные шарики («клюква»), третий — желтые («морошка»), четвертый — синие («голубика»). Побеждает ребенок, первым выполнивший задание.
Леший. Уважили Лешачка. Грибы засолю, ягоды насушу и варенье сварю. А теперь слушайте мою новую загадку.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь.)
Л. Сандлер
Песня о дожде (по выбору)
Леший. И еще одну загадку я вспомнил.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится —
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
И. Мазнин
Русская народная игра «Солнышко»
Дети встают вокруг «Солнышка» и поют:
Солнышко-ведрышко,               Взявшись за руки, дети идут
Выглянь-ка в окошко,                по кругу. «Солнышко» кру-
Посвети немножко!                    жится в центре.
Солнце заиграло,                        Останавливаются и показывают «фонарики».
Деточкам сказало:                      «Солнышко» выполняет «пружинку».
— А играйте в поле,                   Слова «солнышка».
Прыгайте на воле.
Лешуконский р-н Архангельской обл.
Дети и «Солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные — на двух ногах, на одной ножке, поскоки и др.). Ведущий громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».
Леший. А вот теперь я проверю, помните ли вы, какие животные живут у нас в лесу. (Загадывает загадки.)
Заберется в огород
И давай над грядкою
Забивать капустой рот,
Грызть морковь украдкою:
Погрызет часок-другой
И стрелой летит домой. (Заяц.)
И. Мазнин
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны? (Медведь.)
В. Степанов
Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый … (волк).
Г. Ладонщиков
Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая … (лисица).
Г. Ладонщиков
Музыкальная игра «Зайцы и лиса» А. Майкапара
Леший
Все загадки разгадали.
Уж не помню ни одной!
Аленушка
Выполняй ты обещанье,
Отпусти меня домой.
Леший
Отпущу, но напоследок
Рассмешите вы меня.
Вы меня развеселите?
Отвечайте, дети!
Дети
Да!
Аленушка
Приготовь скорее ушки.
Мы споем сейчас частушки!
Частушки
1. Не таим мы адреса,
Мы ведь из Архангельска,
Знаешь ты и знаю я,
Чем славны наши края.
 
2. Тундрами раздольными,
Да лесами хвойными,
Да лугами вольными,
Да песнями задорными.
 
3. Полны кузовки черники
Мы из леса принесем,
Коли мало вам покажется —
Еще мы в лес пойдем.
 
4. Не ходите, девки, в лес,
Комары кусаются,
А на тех, кто краше всех,
Пуще всех бросаются.
 
5. Наши парни ходят гордо,
Нос повыше задерут,
Оттого и сыроежку
Под кусточком не найдут.
 
6. Пошли девки за малиной
Да и заплутали,
Как медведя увидали,
Вмиг домой примчались.
 
7. По задорным по залесьям
Солнце улыбается,
Наши северны частушки
До небес взвиваются.
Леший. Распотешили, Лешеньку! Так и быть, Аленушка, отпускаю я тебя домой. Только помни: в Леший день в лес больше не ходи! Это я сегодня такой добрый, а в следующий раз не пожалею тебя. А я, как услышу, что петух запоет, так и провалюсь под землю, от зимы и холодов спрячусь. Только весной на белый свет выберусь.
Ведущий. По-моему, ребята, пора нам Лешего под землю спрятать, а то передумает и Аленушку с собой заберет.
Дети кукарекают. Леший с криком «проваливается под землю» (убегает). Дети вместе с Аленушкой уходят из зала
 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛАИНТЕРНАТ VI ВИДА №73

Методическое объединение учителей начальных классов

Познавательноигровая программа

по мотивам славянской мифологии

Конспект

внеклассного мероприятия

во 2 «В» классе

«В гости к Лешему»

Выполнила:

Эрендженова Валентина Манджиевна,

учитель начальных классов

2 квалификационной категории

Проверила:

Чеканова И.А.,

руководитель МО

учителей начальных классов

2013г.

Ход урока

Цели:

1. знакомство с образом лешего в славянской мифологии;

2. повторение знания жанров русского фольклора.

Задачи урока:

Образовательные:

1. В игровой форме дать ребятам представление об истоках народного

творчества,

2. познакомить со славянской мифологией, со старинными обычаями

русского народа, с загадками, играми и потешками, которые

помогут понять и полюбить традиции родного народа.

Развивающие:

1. Способствовать развитию творческой и познавательной активности

учащихся.

2. Пополнять словарный запас новыми словами, что будет

способствовать развитию логического мышления, развитию речи.

3. Развивать интерес к истории и традициям русского народа; развивать

память, внимание и восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к творчеству и традициям родного

народа.

2. Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к

родной природе, эмоциональноценного отношения к окружающему.

3. Воспитывать любознательность и желание общаться друг с другом,

терпимость и уважение к чужому мнению.

Коррекционные:

1. Упражнять в правильном артикулировании звуков посредством

чтения стихов, загадок.

2. Учить логически мыслить и давать объяснение.

3. Обучать эмоциональному восприятию и творческому мышлению.

4. Способствовать коррекции их памяти, внимания, речи и

фонематического слуха.

5. Укреплять физическое здоровье и душевное равновесие.

Методы работы:

1. Объяснительноиллюстративный.

2. Частичнопоисковый.

3. Наглядный.

4. Практический.

5. Стимулирование интереса к учению (повторение пройденного

раздела по литературному чтению «Устное народное творчество»).

Материальнотехническое обеспечение:

1. Атрибуты народного обряда: хлеб с солью, блины, белая ткань с

красной ленточкой.

2. Ветки деревьев: дуб, клен, рябина, тополь, боярышник, береза.

3. Русские народные костюмы для двух ведущихмам, костюм лешего,

несколько корзинок.

4. Импровизированные пеньки для каждого ученика.

5. Варенья и чай.

6. Мультимедийное сопровождение: презентация с загадками и

изображениями лешего.

Ход мероприятия

1 ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пойдем в гости к хозяину леса

старикулесовику. Нашими далекими предками славянами лес

воспринимался, как живое существо, в котором жили загадочные

обитатели. Хозяина леса лесовика в разных краях Руси называли по

разному: леший, леший царь, лесной дедушка, лесной дядя, лесак, лесник,

лесный, лесовой, лесовик, лесовой дедушка, дядя леший, лешак, лешой

(слайд1 с изображением лешего). Есть он в каждом лесу, особенно любит

еловые. Одет как человек: красный кушак, левая пола кафтана запахнута за

правую. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую, левый на

правую. Глаза у него зеленые и горят, будто угли.

2 ведущий:

Как бы ни скрывал лесовик своего нечистого происхождения, ему не

удается это сделать: славяне считали, что, если посмотреть на него через

правое ухо лошади, лесовик отливает синеватым цветом, так как кровь у

него синяя. Он корноухий – правого уха нет.

Если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями;

выходя на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, укрываясь под

любым ягодным кусточком (слайд 2 с изображением лешего).

Лесовик нем, но голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя

хлопаньем в ладоши. Он умеет хохотать, свистеть и плакать полюдски.

1 ведущий:

Лесовики, лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят.

Человека, углубившегося в чащу во время сбора грибов или ягод, они либо

«заведут» в дебри, либо напустят на глаза такого тумана, что совсем

собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на

одном и том же месте (слайд 3 с изобр.лешего). Мифы о леших, лесовиках

существуют тысячелетия. В народе считается, что лешие как бы

наказывают за вольные и невольные грехи человека. Часто леший «водит»

людей за какуюнибудь оплошность, неправильное поведение в лесу, но

бывает и без причины, просто так.

2 ведущий:

Пропавших в лесу людей пытались возвратить с помощью молитвы,

нередко обращались к колдунам, относили лесному духу дары, исполняли

обряд «отведывания» или «отворачивания» (демонстрируется ведущими):

Для этого на перекрестке дорог клали «откос»: хлеб с солью, горшок с

кашей, блины и пироги, а то и кусок сала, причем вся эта снедь

заворачивалась в чистую тряпочку и перевязывалась красной ниточкой.

При этом люди кланялись на все четыре стороны и просили: «Честной

леса, просим тебя: нашу хлебсоль прими, а нашего родного возврати».

Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, люди старались

соблюдать определенные правила: избегали произносить проклятия,

ругательства, особенно такие слова, как «Веди, леший!», «Где тебя лешак

водил?». Люди входили в лес, испросив разрешения у лесовика, старались

не шуметь, не ломать веток, не оставаться в лесу в сумерки.

1 ведущий:

По представлению наших предков, в каждом лесу свой лесной дух.

Леших в лесах может быть множество, от самых маленьких до старшего

лесовикавеликана. Обычно старший лесовик предстает величественным

стариком или высоким человеком в белых одеждах (слайд4 с

изображением лешего). У него белая борода, высокий колпак, пощелкивая

им, леший может гнать стаю волков, а человека без причины не тронет.

Образ лешего в поверьях разнообразен, но он не представляется

злокозненным стариком, который противен людям. Люди верили, что лес

«живой», что в нем живут лесные духи, поэтому люди всегда относились с

любовью, уважением и почтением ко всем растениям, которые

произрастают в лесу, ко всем зверям и птицам, которые обитают в лесу.

Учитель:

Сегодня мы побываем в царстве лесовика, посмотрим, кто там живет и

что там растет.

Наше путешествие в царство лесовика начнем с игры. Я буду

говорить слова и показывать движения, а вы за мной повторяйте.

Выходим из дома (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья

шуршат под ногами (скользящие движения ногами).

Впереди река, идем по песочку, песок под ногами

шуршит (трут ладонью о ладонь).

По деревянному мосточку переходим через речку

(хлопки ладонями по коленям).

Реку перешли и снова идем по песочку (трут ладонью

о ладонь).

А теперь по листьям (скользящие движения ногами).

Впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

А вот и лес. Деревья вокруг большие, качаются (руки

над головой).

Скажем громко: «Мы в лесу!»

Дети:

Мы в лесу!

Голос издалека:

Ууу!

1 ведущий:

Ой! Что это? Как вы думаете, ребята?

Дети:

Эхо!

Учитель (тихо):

По народным поверьям, эхо, раздающееся из глубины лесной чащи,

считается откликом лесовика. В стародавние времена вместо «эхо»

говорили: отголосье, отгул, поголосье, зык. (Громко) Эхо, я тебя зову!

Эхо: Ау! Ау!

Учитель: Мы в гости в лес пришли!

Эхо: Шли! Шли! Шли!

Учитель: Хорошо в лесу всегда?

Эхо: Дада! Дада!

Учитель: Лесовик придет сюда?

Эхо: Да! Да! Да!

Учитель: Позови лесовика!

Эхо: Хаха! Хаха!

Учитель: Не то мы уйдем домой!

Эхо: Ойой! Ойой!

Учитель: Позовешь? Иль плохо слышишь?

Эхо: Шшшшшш! Шшшшшш!

Ведущий (тише к ребятам):

Нет, ну вы только послушайте, как лесовик шутит с нами! (Громко к

эху) Эхо! Где лесовика приют?

Эхо: Тут! Тут! Тут!

Выходит лесовик:

Кто это в моем лесу раскричался?

Ведущий:

Ой, дедушка, здравствуй! Пусти нас в лес.

Лесовик:

Ишь, чего захотели! Я крикунов не люблю!

едущий:

А мы не будем больше кричать,

Птиц и зверушек пугать,

Мы тебя искали, поэтому кричали.

Мы хотели бы побольше узнать о твоем лесном царстве, попробовать

твоих душистых ягод, послушать пение птиц, поискать грибы.

Лесовик:

Всем подавай грибы да ягоды! На вас не напасешься! Оно, конечно,

интересно: собирать грибы, ягоды да орехи. А вот загадки искать в лесу

еще интереснее. Грибыягоды набрал и успокоился. А как искать загадки

станешь, так и покой потеряешь: нашел загадку отгадку подай. Пока ее в

лесу ищешь другие загадки найдешь. И пошлопоехало, концакрая не

видно! А вы … грибы, ягоды, скучный вы народ, как я погляжу.

2 ведущий:

Да мы с удовольствием и загадки поищем, и отгадки, и игры веселые

покажем.

Лесовик:

Игры? Ну ладно! Заходите уже, раз пришли. Только с лесом сначала

поздоровайтесь!

Дети по очереди читают стишки:

Здравствуй, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь, мы свои!

Лесовик:

Ну, это мы еще посмотрим, какие вы свои. Ходят тут всякие, а потом

собирай после них фантики.

1 ведущий:

Не сердись на нас, дедушка, мы с добрыми намерениями пришли в твое

царство.

Лесовик:

А я вам задание для начала дам, а там посмотрим, какие вы свои. Я вот

тут веник связал, чтобы старые косточки попарить, а какие веточки от

каких деревьев запамятовал. Вот вам веник, разберите его по веточке да

назовите деревья, помогите дедушке. (Дети разбирают веник и называют

деревья).

Лесовик:

Молодцы! Теперь я вижу, что вы свои. Айда искать загадки! (Дети

проходят и усаживаются на импровизированные пенечки).

Ваши прапрапрапрадедушки и прапрапрапрабабушки относились к

лесу, как к живому существу, берегли его, песни о нем пели, славили

деревья, зверей и птиц, придумывали о них сказки и загадки. Сможете ли

вы отгадать загадки, которые придумали ваши пра…дедушки и

пра…бабушки? Сейчас поглядим.

Слушайте! емонстрируются слайды с загадками и всплывающими

картинкамиотгадками):

1. На горе шумит,

Под горой молчит. (лес)

2.Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. (лист)

3.Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

4.Изба белена,

А маковка зелена. (береза)

5.Зимой и летом

Одним цветом. (ель)

6.Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (сова)

7.В болоте плачет,

А из болота не идет. (кулик)

8.Серовато, зубовато –

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

9.Косой бес поскакал в лес. (заяц)

10.Ползун ползет, иглы везет. (еж)

11.Не птичка, а с крыльями. (бабочка)

12.Кто трудолюбивее

Всех на свете? (муравей)

13.Не по рыбам, а сети

Расставляет. (паук)

14.Не зверь, не птица,

А нос как спица. (комар)

15.Никто не пугает,

А вся дрожит. (осина)

16.Стоят казаки,

На них белы колпаки. (пни под снегом)

17.Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (мох)

18.Стоит в лесу Трошка,

Его ищут, а он молчит. (гриб)

19.Что не сеяно, а родится? (трава)

20.Не шмель, не пчела,

А жалит. (крапива)

21.Глаза на рогах,

А домик на спине. (улитка)

22.Вьется веревка,

На конце головка. (змея)

23.Летом гуляет,

Зимой отдыхает. (медведь)

Лесовик:

Теперь я вижу, что вы не только свои, а очень даже свои родственники.

2 ведущий:

Дедушка Лесовик, а расскажи нам какуюнибудь историю из своей

жизни.

Лесовик:

Кхе! Я историйто могу много рассказать, только ведь все равно не

поверите, что это про меня и про мои чудеса. Нонешние люди пошли

какието недоверчивые, все им сказки блазнятся.

Ведущий:

Да нет же, мы поверим. Правда, ребята?

Лесовик:

Ну, раз так, тогда слушайте. Давно это было. Я еще молодым был тогда.

Одного мальчонку наняли стадо пасти. В лес послали. Он и давай реветь.

А мнето жалко его: невелик ведь совсем, годков девять, не более. Вышел я

на тропу и спрашиваю: «Что ты плачешь?» «Вот батька нанял в пастухи,

а коровы ушли» «А будешь пасти?» спросил я три раза. нас так

полагается, по три раза спрашивать.) «Буду», отвечает. Взял я его поясок

(раньше у пастухов пояски были), сказал слова свои секретные и отдал

ему, наказав: «Завтра утром приведешь скотину, в лес не ходи. Утром

распусти пояс, вечером завяжи, на ночь снимай». А он, постреленок, не

вытерпел, сразу затянул пояс, коровыто в мыле все к нему прибежали.

Много он денег тогда заработал, потому что скотина в сохранности была.

Вот такто! Я ведь добрым людям помогаю! Мной больше стращают

только, чертом лесным зовут. А никакой я не черт, я сам чертей не люблю.

А теперь давайте поиграем. Хоть я и стар стал, а игры люблю.

(Игры проводятся вместе с Лесовиком).

Игра «Лесные веселушки»

Лесовик называет птицу, зверя, насекомое обитателей леса. Дети

показывают способ передвижения, наиболее характерный для этого

представителя животного мира. Тут уж кто во что горазд! Здесь

оценивается не скорость, а умение передать способ передвижения. Можно

предложить изобразить полет птицы, бег муравья, ход лягушки, зайца,

медведя, и т.д.

Игра «Жукжучище»

В центре один игрок «жук». Дети, взявшись за руки, идут по кругу со

словами: «Жукжучище, длинные усищи, попался, а?» После этих слов

«жук» старается «улететь» выбраться из круга под руками детей. Те

приседают, не дают выйти.

Лесовик:

Спасибо вам, ребята! Порадовали вы меня. А теперь попробуйте мое

снадобье и угадайте, из чего оно приготовлено. Если угадаете, то сил у вас

прибавится, а если нет, то еще долго будете блуждать по лесу, прежде чем

найдете дорогу домой.

А мне пора, скоро сумерки, надо обойти свои владения, проверить,

все ли в порядке. Прощайте, ребята!

Дети:

Прощай, Лесовик!

Чаепитие. Дети пробуют чай с мятой, разнообразные варенья.

Список использованной литературы:

1. Пашнина В.М., Шепелева Т.В., Фролова С.Н. и др. Занятия в группе

продленного дня. 14 классы. Волгоград. 2012.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.1994.

3. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная

традиция славян. М.2000.


  • Методические разработки


  • Сценарии праздников


  • Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий народного осеннего праздника для детей подготовительной группы»Леший день»

Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий народного осеннего праздника для детей подготовительной группы»Леший день»

Возрастные группы:

  • Подготовит. гр. 6-7 лет

В сценарии утренника представлен литературный и музыкальный материал подобранный по возрасту детей.

Скачать файл:
 
stsenariy_narodnogo_osennego_prazdnika_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx 27.2 КБ

Просмотр содержимого документа

Источник

19.09.2018 14:30

42

admin

  • Комментарии

RSS

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лечим печень после праздников
  • Летят журавли праздник
  • Летчики вов сценарий
  • Летчик праздник когда
  • Летучий корабль пьеса сценарий