Личность воспитывает личность сценарий

Классный час по профориентиции учащихся 6 класса.. Классному руководителю, Мероприятия, 6 класс, Классный час "Личность воспитывает личность"

Классный час в 6в классе МБОУ СОШ №5 г. Ноябрьска

Тема: «Личность воспитывает личность»

Цель: Помочь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении.

Задачи:

— формировать понятие «личность»;

— развивать у учащихся потребность в самопознании и саморазвитии;

 — способствовать расширению представлений о профессиях своих родителей;

— учить определять важные стороны личности, которые необходимы для реализации себя в выбранной профессии;

— развивать потребность к самоанализу и личностному росту.

Оборудование: интерактивная доска, видеоролики, презентация (слайд «Правила работы в группе», фломастеры, карандаши, листы А3, листочки зеленые, дерево, клей.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Видеоролик «Агуша Я сам» Итоговая фраза видеоролика: А что в свои годы сделал ты?» (2 минуты)

Учитель: Понравился вам ролик? Какой вопрос прозвучал в конце ролика? Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на нашем классном часе? (на доске написана тема)

Ученики выдвигают версии. Возможные варианты:

1. Мы будем говорить о профессиях родителей, потому что мы готовили об этом презентации. (верный вариант)

2. Мы будем отвечать на вопрос видеоролика о том, что мы умеем делать и кем хотим стать (верный вариант).

3. Другие версии.

Учитель подводит ребят к понятию «личность»: Все ваши варианты очень интересны, но давайте посмотрим на доску, тема нашего классного часа «Личность воспитывает личность», значит в первую очередь нам необходимо выяснить что же такое «личность».

Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который говорит: «Я сам!». Развитие личности продолжается с малых лет и до глубокой старости. Так что же такое «личность», какого человека можно назвать личностью?

Ученики выдвигают свои версии: (версии могут быть разными)

Учитель: Ребята, а ваших родителей можно назвать личностями? Какими качествами обладают ваши родители? А где нужны эти качества вашим родителям?

Ученики: В общении с другими людьми, а также на работе.

Учитель: А знаете ли вы, как называются профессии ваших родителей и чем вообще ваши родители занимаются на работе? Готовясь к нашему сегодняшнему классному часу каждый из вас подготовил презентацию о профессии одного из родителей. И если мы будем смотреть каждую презентацию, то это займет много времени. Поэтому мама Артема обработала ваши презентации и создала видеоролик. Давайте посмотрим какие замечательные профессии имеют ваши родители.

(видеоролик о родителях)

Учитель: Сколько же замечательных личностей мы сейчас увидели. Я надеюсь, что для каждого из вас ваши родители являются примером. Когда-то и вы выберете себе профессию, а сейчас ваша главная задача достойно учиться в школе. Как вы думаете, какими качествами должен обладать ученик, который стремиться стать личностью?

(работа в группах)

У вас на партах находится все необходимое для работы в группах. Ваша задача обсудить, какими качествами должен обладать такой ученик и творчески оформить ваш ответ. На выполнение работы у вас есть 7 минут.

Обращаю ваше внимание на Правила работы в группе (слайд на интерактивной доске):

1. Работать тихо и дружно.

2. Выслушивать и уважать мнение каждого.

3. Прийти к общему решению.

4. Выбрать выступающего.

Учитель: Завершаем работу, приглашаем представителя 1/2 группы. Итак, какими качествами должен обладать ученик, который стремиться стать личностью?

(Учащиеся защищают свои листы)

Учитель: Посмотрите, ребята, еще раз на ваши листы, сколько замечательных качеств вы назвали! И я точно знаю, что когда вы заполняли свои портфолио, вы уже задумывались о том, какую профессию вы хотите выбрать. Я конечно же просмотрела все ваши портфолио и выписала ваши мечты о будущих профессиях вот на такие зеленые листочки. Давайте сейчас вместе с вами мы создадим наше дерево желаемых профессий. Но не просто наклеим листочки, а попытаемся отгадать, чья это мечта. Мне нужно два помощника, которые будут наклеивать листочки на наше дерево.

(Учащиеся отгадывают, кто о какой профессии мечтает)

Учитель: Сколько же будущих специалистов в нашем классе!!! Я очень надеюсь, что каждый из вас найдет себя в профессии и реализуется как личность.

Ведь Личность — это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу. У вас есть с кого брать пример! Это ваши родители и учителя. Только личность может воспитать личность.

Песня Денис Клявер «Когда ты станешь большим»

Наш классный час подошел к концу.

До свидания! Жду вас как всегда завтра.

«Личность воспитывает личность».

                                         Воспитание – это, прежде всего духовное

                                         общение учителя и ребёнка.        

                                                                             В. А. Сухомлинский

Современный темп развития общества оставляет всё меньше  и меньше времени на общение родителя и школьника, поэтому воспитательные функции крайне важны в работе классного руководителя. Личность воспитывает личность. Давайте разберемся!  Так ли это?

 Этот вопрос разбирается столько, сколько живёт педагогика. Понятие личность многогранна. На мой взгляд, личность это канат, который связывается из множества нитей.   Нельзя сказать, что на развитие личности влияет только родитель или только учитель, но можно сказать, что педагог способен повлиять на многие аспекты становления личности.

 В своем опыте я часто сталкивалась с обоснованием хулиганства детей, такой фразой родителей: «Мой ребенок — личность, поэтому он так поступил». Родители и педагоги зачастую по-разному рассматривают это понятие: для педагога ребенок – личность —  это самодостаточный  индивид, с развитыми в нём социально значимыми  чертами. А для родителя ребенок – личность, и ему всё дозволено. Главное  — это эмоции и чувства. Но выражение эмоций ребёнком —  это лишь реакция на изменение среды. Я же понимаю, что движение и рост внутренних качеств ребёнка, — это и есть развитие  личности. Я считаю, что личность может воспитывать личность.

Влияет ли на ребёнка учитель-личность? И как? Конечно, влияет! Взращивание личности происходит всю жизнь. Так и учитель растёт, взрослеет, приобретает всё новый и новый социальный  опыт, обрастает багажом знаний и умений. А, следовательно, растет, как личность. Но не только развитие житейских и профессиональных качеств способствует личностному росту педагога, а прежде всего опыт общения с учениками-детьми. Ведь каждый ребёнок индивидуален, к каждому надо найти подход и уделить внимание. Тут-то и проявляется личность учителя. Услышит или нет, найдёт ли нужные слова для поддержки?!  Исходя из этого, я утверждаю, что ребёнок-личность воспитывает педагога-личность.

Если рассматривать, могу ли я повлиять  на развитие личности ребёнка, то можно однозначно утверждать, что да. Это происходит в процессе урока: я учу ребёнка слушать, уважать мнение других детей, учу рассуждать, не торопиться с выводами, сдерживать эмоции и наоборот высказывать свое мнение. Своим личным примером  я «прививаю» ученикам такие качества как: трудолюбие, целенаправленность, настойчивость.  Я, как классный руководитель использую различные  «инструменты» педагога: классные  часы, внеурочную деятельность, тематические мероприятия, экскурсии и прочее. Например: на каникулах мы с учениками и родителями осуществляем работу  по скайпу. Во время обучения с применением дистанционных технологий  мы путешествуем в «страну знаний» с детьми виртуально, чтобы расширить их кругозор, пополнить знания по изучаемым предметам. Весь этот инструментарий помогает включить ребёнка в систему общественных взаимоотношений, что и является личностным развитием. А раз ученик развивается, значит и воспитывается.

Во-вторых, и общение с одноклассниками, и пример родителей, и внешняя среда непосредственно определяют личностное развитие маленького человека. Родители являются неотъемлемой составляющей воспитательного процесса, и мне необходимо выстроить контакт с родителями, так как воспитание личности зарождается в семье, а я помогаю преодолевать трудности этапов становления личности.  Находясь в постоянном контакте с родителями, я оказываю содействие в подборе  нужной литературы, наблюдая за изменениями в поведении детей, я информирую взрослых о необходимости обращения к специалистам.  Своим примером и наставлениями я способствую положительным изменениям в поведении учеников: кому-то надо быть смелее, кому-то стать спокойнее, кто-то нуждается в дополнительной похвале и прочее.  Управление эмоциями, самостоятельность, стремление к совершенству, контроль  поведения, всё  это —  аспекты личностного развития ребёнка. А я, как педагог – личность, взращивая  эти качества, воспитываю ребёнка – личность.

В современном обществе педагог является важным  звеном в личностном росте ученика, но ни один педагог не справится с этой задачей без участия остальных звеньев воспитательного процесса.  Успех воспитания личностью личности определяется множеством факторов. Все эти факторы занимают крайне важное место в воспитании. Нельзя сказать, что педагог в одиночку влияет на развитие личности, но он имеет огромное влияние  и, пренебрегая этим влиянием, воспитательный процесс может постигнуть неудача.

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться».
Янош Корчак

Я работаю в школе 29 лет, из них 27 года в качестве классного руководителя. Это путь потерь и находок, успехов и неудач, поиска своего пути в педагогике, в воспитании и освоении традиций. За эти годы выработался мой личный опыт, основанный на имеющихся знаниях, методической литературе и совете старших коллег. В моей практике часто встречались педагоги, которые рассматривают классное руководство как дополнительную и зачастую обременительную нагрузку, но с такой позицией я в корне не согласна.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности.

Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего – в школе. В таких условиях невозможно решить задачи, поставленные обществом перед школой, только средствами урочной и внеурочной деятельности. На первый план выходит деятельность именно классного руководителя, который должен создать условия для максимального развития каждого ребёнка, сохранения его неповторимости, раскрытия его потенциальных талантов, а так же для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Сегодня многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство. Воспитывают ребёнка не классные часы, морализирование, указание ребёнку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная деятельность.

Я пришла к следующему выводу: что воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса, очень разного и по социальному, и по интернациональному составу, и по уровню общительности детей. Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтоб каждый был погружен в деятельность, нашел себя, проявил себя как личность, и, в то же время, сформировать коммуникабельный, дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого ребенка.

Систему воспитательной работы разработала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цели:

  • развитие личности ребёнка;
  • формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетическое и физического потенциалов;
  • овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире;
  • овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности;
  • овладение приёмами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной действительности.

Чтобы реализовать данные цели, необходимо решить следующие задачи:

  • Каждый ребенок — личность. Главное — воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее.
  • Воспитание в детях уважения к себе и к другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).
  • Воспитание ребенка как члена общества, воспитание в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
  • Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитание в детях доброго отношения к родителям.
  • Развитие внимания, мышления, памяти, речи учащихся.
  • Развитие творческой активности учащихся.
  • Развитие чувства долга и ответственности.
  • Развитие самооценки ребенка.
  • Воспитание социально адаптированного человека, т. е. человека, приспособленного к требованиям общества.

Одним из самых приоритетных направлений деятельности считаю гражданско-патриотическое воспитание. Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом. Исходя из неоднородности контингента класса, пришла к необходимости сделать акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мною была разработана воспитательная программа «Я – гражданин России», целью которой стало формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком, соблюдая при этом моральные и правовые нормы, социальной активности и заинтересованного участия в общественной жизни.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

В этой связи совершенно объяснимо стремление усилить воспитательную направленность образовательного процесса: больше внимания уделить практическому изучению позитивных общественных явлений и фактов (гражданские поступки, ответственное отношение к труду, уважение собственного достоинства и достоинства другого человека) через участие в общественных акциях, социальную практику, проектирование и другие формы работы.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Состоит из восьми тематических модулей, разделенных на соответствующие им направления. В данной системе основными субъектами воспитательной деятельности являются наряду с классным руководителем обучающиеся, родители, учителя-предметники.

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. За последние несколько десятков лет страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения. Общение с детьми показало, что многие из них стремятся к лидерству в различных видах деятельности. В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного подхода понимается нами широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве. Для того, чтобы каждый ребенок смог реализовать данную потребность мною создана система внутриклассного управления.

Ключевая идея воспитательной системы ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей возраста.

Считаю, что большое значение в построении такой воспитательной системы играют и общешкольные мероприятия, которые проводят непосредственно дети.

Существенную роль играют принципы воспитательной системы:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

8. Уметь взаимодействовать с ребенком.

9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

10. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

11. Принимать индивидуальность ребенка.

12. Проявлять веру в ребенка, симпатию.

Реализация намеченных задач в работе с детьми невозможна без активного участия родителей, поэтому стараюсь построить воспитательный процесс с их участием, что не только делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, но и способствует сплочению семьи.

Результатом работы является положительная динамика уровня воспитанности, личностного роста, мониторинг которых проводится в школе заместителем директора по воспитательной работе регулярно.

Результаты труда в воспитании подрастающего поколения радуют тем, что мои воспитанники растут дружными, уважительными, любят свой край, ведут здоровый образ жизни, активно участвуют в социальных акциях. Ни один из ребят не состоял на учёте по делам несовершеннолетних. Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.

На мой взгляд, профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут казаться невнимательными и ленивыми, агрессивными, заносчивыми и слабыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе то лучшее, что делает человека человеком.

«Личность
воспитывает личность».

                                        
Воспитание – это, прежде всего духовное

                                       
 общение учителя и ребёнка.         

                                                                           
 В. А. Сухомлинский

Современный
темп развития общества оставляет всё меньше  и меньше времени на общение
родителя и школьника, поэтому воспитательные функции крайне важны в работе классного
руководителя. Личность воспитывает личность. Давайте разберемся!  Так ли это?

 Этот
вопрос разбирается столько, сколько живёт педагогика. Понятие личность
многогранна. На мой взгляд, личность это канат, который связывается из
множества нитей.   Нельзя сказать, что на развитие личности влияет только
родитель или только учитель, но можно сказать, что педагог способен повлиять на
многие аспекты становления личности.

 В
своем опыте я часто сталкивалась с обоснованием хулиганства детей, такой фразой
родителей: «Мой ребенок — личность, поэтому он так поступил». Родители и
педагоги зачастую по-разному рассматривают это понятие: для педагога ребенок –
личность —  это самодостаточный  индивид, с развитыми в нём социально значимыми
 чертами. А для родителя ребенок – личность, и ему всё дозволено. Главное  —
это эмоции и чувства. Но выражение эмоций ребёнком —  это лишь реакция на
изменение среды. Я же понимаю, что движение и рост внутренних качеств ребёнка,
— это и есть развитие  личности. Я считаю, что личность может воспитывать
личность.

Влияет
ли на ребёнка учитель-личность? И как? Конечно, влияет! Взращивание личности
происходит всю жизнь. Так и учитель растёт, взрослеет, приобретает всё новый и
новый социальный  опыт, обрастает багажом знаний и умений. А, следовательно,
растет, как личность. Но не только развитие житейских и профессиональных
качеств способствует личностному росту педагога, а прежде всего опыт общения с
учениками-детьми. Ведь каждый ребёнок индивидуален, к каждому надо найти подход
и уделить внимание. Тут-то и проявляется личность учителя. Услышит или нет,
найдёт ли нужные слова для поддержки?!  Исходя из этого, я утверждаю, что
ребёнок-личность воспитывает педагога-личность.

Если
рассматривать, могу ли я повлиять  на развитие личности ребёнка, то можно
однозначно утверждать, что да. Это происходит в процессе урока: я учу ребёнка
слушать, уважать мнение других детей, учу рассуждать, не торопиться с выводами,
сдерживать эмоции и наоборот высказывать свое мнение. Своим личным примером  я «прививаю»
ученикам такие качества как: трудолюбие, целенаправленность, настойчивость.  Я,
как классный руководитель использую различные  «инструменты» педагога: классные
 часы, внеурочную деятельность, тематические мероприятия, экскурсии и прочее. Например:
на каникулах мы с учениками и родителями осуществляем работу  по скайпу. Во
время обучения с применением дистанционных технологий  мы путешествуем в
«страну знаний» с детьми виртуально, чтобы расширить их кругозор, пополнить
знания по изучаемым предметам. Весь этот инструментарий помогает включить
ребёнка в систему общественных взаимоотношений, что и является личностным
развитием. А раз ученик развивается, значит и воспитывается.

Во-вторых,
и общение с одноклассниками, и пример родителей, и внешняя среда непосредственно
определяют личностное развитие маленького человека. Родители являются
неотъемлемой составляющей воспитательного процесса, и мне необходимо выстроить
контакт с родителями, так как воспитание личности зарождается в семье, а я
помогаю преодолевать трудности этапов становления личности.  Находясь в
постоянном контакте с родителями, я оказываю содействие в подборе  нужной
литературы, наблюдая за изменениями в поведении детей, я информирую взрослых о необходимости
обращения к специалистам.  Своим примером и наставлениями я способствую
положительным изменениям в поведении учеников: кому-то надо быть смелее,
кому-то стать спокойнее, кто-то нуждается в дополнительной похвале и прочее.  Управление
эмоциями, самостоятельность, стремление к совершенству, контроль  поведения, всё 
это —  аспекты личностного развития ребёнка. А я, как педагог – личность, взращивая
 эти качества, воспитываю ребёнка – личность.

В
современном обществе педагог является важным  звеном в личностном росте ученика,
но ни один педагог не справится с этой задачей без участия остальных звеньев
воспитательного процесса.  Успех воспитания личностью личности определяется множеством
факторов. Все эти факторы занимают крайне важное место в воспитании.

Нельзя
сказать, что педагог в одиночку влияет на развитие личности, но он имеет
огромное влияние  и, пренебрегая этим влиянием, воспитательный процесс может
постигнуть неудача.

«ГУ» КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Я- ЛИЧНОСТЬ»

Жунусова Р.Б.

2015

Тема: « Я личность»

Цель: сформировать понятие «человек личность»;

Формировать у учащихся потребность в самопознании и саморазвитии;

 расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;

показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе;

развивать потребность к самоанализу, внимание, речь учащихся,

воспитывать уважение друг к другу, доверие, взаимопонимание.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, притча музыка, фломастеры, листы А4.яблоки, дерево,листочки.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Психологический настрой.

«Дерево ожиданий»(видеоролик)

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот  и  мы  сегодня  создадим «Дерево ожиданий» Перед  вами  три  листочка. Вам  надо  выбрать  только 1.  

Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть  активными,

если красный — вы будете настойчивыми  в достижении  цели,

а если  зеленый  — вы будете успешными.

Помните, что красота вашего  дерева зависит  от  ваших  желаний.

(Дети  украшают  дерево.)

Вот  с желанием  быть  общительными, активными, настойчивыми  в  достижении цели, успешными  мы приступаем  к  работе.

2.Сообщение темы классного часа.

 Каждый из вас произносит такие слова  «МОЁ», «ПО-МОЕМУ»,  «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»? 
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

На доске появляется надпись «Я» Учащиеся выходят к доске и дополняют запись своими вариантами.( варианты готовые на листочках, им надо выбрать)

Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – ученик, ученица;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;
Я – пешеход ит.д.

Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной  личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фо­нарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Стран­но, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, навод­нены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами,  торгов­цами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенно­стей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я – личность», –  так и будет звучать тема нашего классного часа.

3. Работа с понятиями.

 Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который, отталкивая руку мамы, поддерживающей его, говорит: «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать выбор между добром и злом, когда, преодолевая себя, противится дешевым соблазнам. Личностью остается и старик, которому много лет и к которому тянутся маленькие и большие, а он, наперекор зимней стуже, щедро раздаривает всем последние искры своей души.

Но что же такое личность?

Слайд

Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.

Задание: записать слова – характеристики понятия «личность», а затем прикрепляют их к схеме :

«Личность» — это понятие, включающее темперамент человека, его характер и отношение к миру, к людям, к самому себе.

Поднимите руки, кто считает себя личностью.

Вывод. Конечно, все вы уже маленькие личности, и у каждого из вас свой характер, свои привычки (Надеюсь хорошие). Одно то, что вы ходите в школу, говорит о том, что вы уже маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.

Игра «Потопаем-похлопаем»

Я буду называть поступки и положительные и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок, с вашей точки зрения, хороший — похлопайте в ладошки, если плохой- потопайте ногами.

v  Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшим, с одноклассниками же грубит.

v  Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.

v  Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняше.

v  Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.

v  Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.

v  Денис встаёт в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.

v  Вася очень весёлый мальчишка- он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.

v  Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.

v  Намусорив в коридоре возле окна принесёнными из дома  семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщицы.

v  В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников

Творческая работа

     сейчас я провела с вами игру. А для чего, она нужна была? О том, что каждый из нас наделен разными качествами. В данный период времени вы являетесь учениками. Давайте составим макет личности ученика. Какими же качествами, должен обладать ученик?  ( у каждой группы плакат, там они прикрепляют качества личности ученика).

презентация

 Давайте будем стремиться к этому идеалу!

Итог классного часа

Просмотр притчи «Все в твоих руках»

 Личностью не рождаются – личностью становятся. Так вот, ребята, какой вы станете личностью, зависит только от вас самих.

Рефлексия (звучит песня дорогою добра)

Прием «Дерево чувств»

Ребята, наше дерево и наши листочки ждут вас. Так хочется узнать, не прошел ли даром этот классный час. Вы выбираете цвет яблока(он определяет ваше настроение к концу урока) , крепите к дереву и отвечаете на данные вопросы:

— Что вам понравилось?

— Что было особенно интересно?

— Что я сегодня уношу с классного часа? (моё открытие…)

Цвет яблока:

красный — восторженное;

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

(автор О.Л. Гончарова)

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Цель занятия: формирование духовных, социальных, общественных ценностей, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры.

Ход классного часа

Лекция «Воспитание. Духовно-нравственное воспитание»

П. И. Ковалевский писал: «в деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать – значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать – значит ввести в организм и его питательные соки – физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе – значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности».

Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Никто не становится хорошим человеком случайно».

Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраста и условия жизни.

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу. (А.П. Чехов. Сборник сочинений Т. 11).

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!».

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30,

40…100 (очень важно).

Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

Высокооплачиваемая работа.

Удачная женитьба или замужество.

Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

Вовлечение в общественную деятельность.

Ваша религия.

Спортивные упражнения.

Интеллектуальное развитие.

Карьера.

Красивые машины, одежда, дом и т.д.

Времяпрепровождение в кругу семьи.

Несколько близких друзей.

Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

Медитация, размышления, молитвы и т.д.

Здоровая сбалансированная диета.

Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т.п.

Обработка и интерпретация результатов. Распределите баллы согласно таблице. Подсчитайте количество баллов. Чем выше итоговое количество баллов, тем большую значимость представляет для вас ценность. При этом, чем ближе друг к другу баллы, тем более разносторонним человеком вы являетесь.

Ценности

Номера утверждений

Итого баллов:

1.

Профессиональные

1, 9

 

2.

Финансовые

2,10

 

3.

Семейные

3,11

 

4.

Социальные

4,12

 

5.

Общественные

5,13

 

6.

Духовные

6,14

 

7.

Физические

7,15

 

8.

Интеллектуальные

8,16

 

Подведение итогов классного часа.

Понятие «личность». Как воспитать личность в ребёнке?

Понятие «личность». Как воспитать личность в ребёнке?

Под словом «личность» подразумевают
человека, который обладает сознанием и самосознанием. А в традиционном понятии
«личность» — это человек, имеющий социальные отношения и производящий
сознательную деятельность. Структура личности состоит из психологических
характеристик человека, его физиологических особенностей тела.

Человек, как личность, может
сформироваться только благодаря процессу самовоспитания. Именно развитие
самосознания и само регуляции помогает стать человеку сильной личностью.
Развить это можно только изнутри, собственными усилиями. Известный психиатр
Пьер Жане как-то сказал, что, даже если человека и вылечили внушением, он все
равно остаётся больным. Здесь подразумевается психологическое здоровье.

Человек не может быть психологически
здоров, если изменения, которые с ним происходят – это только изменения извне,
а изнутри он никак ими не управляет. Другими словами, можно сказать так, что
развитие ребёнка или взрослого человека как личности – это некое таинство,
которое происходит внутри самого человека. И у детей очень большое влияние на
это таинство оказывают родители.

Родители влияют на формирование
среды (внешних факторов), которые воздействуют на ребёнка и формируют его
личность. Личность – это черты, привычки и навыки, которые обеспечивают
человеку счастливую или несчастную, яркую или блеклую, энергичную или не очень
жизнь.

Другими словами, сначала среда
влияет на формирование личности, а потом (когда человек вырос) он сам начинает
влиять на среду. У маленького ребёнка личность слабая и инертная, и повлиять на
среду он еще не в состоянии, поэтому его средой полностью занимаются родители.

Задача родителей – сделать все,
чтобы жизни ребёнка ничего не угрожало и что бы он правильно развивался. Они
его кормят, обеспечивают физическое и душевное тепло, дают ему новые
впечатления. Из всего этого и из своих врожденных особенностей ребёнок начинает
взращивать свою личность.

С точки зрения физических благ,
родителям понятно, что нужно для ребёнка, но с точки зрения психологии, к
сожалению, большинство даже и не догадывается, что нужно для нормального
развития ребёнка. Родителям нужно понимать, что для правильного развития
необходимо частично не удовлетворять потребности своего ребёнка. Потребности,
которые неудовлетворены постоянно, могут привести к гибели, а постоянно
удовлетворённые потребности – к полному покою.

Любая потребность связана со
стрессом. Потребность ползать связана со стрессом скуки. Именно её испытывает
малыш, когда не получает так ему необходимых новых стимулов и впечатлений. Родители
стараются во что бы то ни стало оградить ребёнка от стресса. Они хотят, чтобы малыш
никогда не испытывал негативных эмоций, стараются постоянно удовлетворять его
малейшие желания. Потребности в еде, игрушках — лишь бы только не было стресса
для ребёнка.

В результате того, что ребёнок
испытывает постоянный переизбыток и обилие всего, у него не формируется навыков
для преодоления стресса, удовлетворения своих потребностей. Когда такой ребёнок
вырастает, то ему становится мало внимания своей мамы. Он хочет, чтобы в школе
у него были хорошие оценки, что бы он был интересен своим друзьям, что бы его
любили девушки. И тут его ждёт неприятное понимание. Его новые потребности
родители удовлетворить не в состоянии. От этого у него появляется стресс, а его
с ним справляться не учили, потому что его он никогда не испытывал.

У него нет
никаких внутренних инструментов, которые бы помогли переживать проигрыши и
отказы, различные конфликты и падение собственной самооценки. Его мир был
искусственный, словно теплица, а попав под ледяной дождь, он не знает, как с
этим справиться.

Да, он мог
бы погибнуть, или сбежать от стресса в психическую болезнь. А возможно он мог
бы спрятаться от него за алкоголем или наркотиками. Но скорее всего, он бы
выжил и стал сильнее, научившись справляться со своими стрессами. Но в этот
момент родители «не дремлют». Пока они живы, то ради своего чада свернут горы.
К глубокому сожалению родители даже не подозревают, что не в состоянии
обеспечить счастье личности из вне.

И они
снижают стресс для своего ребёнка своими собственными силами, за счёт своих
ресурсов. Им даже в голову не приходит, что ребёнок должен научиться развивать
свои ресурсы, чтобы развиться как личность. Если у родителей очень много
материальных ресурсов, то все, что они могут сделать – это просто отстрочить
стресс для своего, уже подросшего чада.

Они платят
учителям, что бы те относились лояльно к ребёнку, покупают вещи, которые он
хочет, только чтобы он чувствовал себя хорошо и не страдал. Со временем благосостояние
родителей обеспечит «любовь» девушек, машина, появившаяся в раннем возрасте –
«авторитет» у сверстников. Избыток материальных благ и купленная лояльность
преподавателей, на время снизят стресс, а вот внутренний отпор так и не
сформируется. И вот этот подросток входит во взрослую жизнь.

Купить всех
преподавателей невозможно. Поступив по блату в престижный вуз, учится ребёнок
не хочет, а через время и вовсе бросает его, потому что собирается зарабатывать
и смысла в учёбе (где ему самому нужно учиться) он не видит. Тогда родители
могут дать ему деньги на своё «дело», но юный бизнесмен тратит их на кайф,
поскольку ему как-то нужно снять стресс, закрыть свои энергетические дыры.
Научиться работать в состоянии такой «ямы» он не может, и даже не знает, что
такое работать.

У него нет
внутреннего механизма, который бы смотивировал его, переломил инертность, помог
собраться с силами, поверить в себя и так далее. Ему всегда все приносили из
вне. На самом деле его личность – это рот, который может только глотать. Он не
может даже прожевать, потому что у него нет зубов. Даже в общении с другими
людьми он не может противостоять стрессу. Если он получает отказ в любви, тогда
сначала старается использовать иллюзии. Если это не получается, тогда он
обесценивает этот объект для себя, а потом обесценивает и всех остальных из
страха, что с ним опять случится тоже самое.

У него
развивается тщетное ожидание дружбы, любви. А вот его ресурсы учёбы и
творчества даже не подключались.
Родители могли дать ему свою любовь и купленную дружбу сверстников, но
они никак не могли дать ему творчество или интерес к знаниям.

Такой
человек начинает во всем обвинять родителей. Это происходит обязательно. Потому
что он привык, что всё к нему приходит из внешнего мира (от родителей). А
теперь, вместо того, что он хочет — получает только оплеухи. Соответственно и
виноваты в этом родители, и только потому, что не сумели прогнуть мир под своё
чадо.

Все причины
неудач такой человек видит только во внешнем мире, в своих родителях. Они
просто откупились от него вместо того, чтобы дать достаточно любви, не научили
быть сильным, хотя должны были и так далее. Это очень удобно, перекладывать
ответственность на других, оставаясь чистым в своих собственных глазах.

Невозможно
научить быть сильной личностью, потому что её сила формируется изнутри, тогда,
когда преодолеваются трудности. Из вне можно обеспечить для ребёнка нагрузку,
которую он выдержит и поддержку. Ребёнок будет пыхтеть, ныть и огорчаться, но
все же будет справляться с нагрузками и преодолевать стресс. А кроме этого
будет очень полезным, если родители покажут свой собственный пример, как они
справляются с подобными нагрузками.

И здесь хочу
обратить внимание еще на один момент. Обычно родители ведут беседы с ребёнком,
рассказывают ему что-то или объясняют, приводят себя в пример. Но дети не
считают своих родителе примером. Примером человек хочет и готов воспользоваться
только в том случае, когда он ищет инструменты, чтобы с их помощью решить
проблемы, которые возникли. А если нет проблем – зачем ему искать инструмент!?

Зачем
подростку, который хочет получить новый гаджет, брать пример с отца, который с
17 лет пошёл работать, чтобы заработать себе на обучение. Он может получить
гаджет намного проще – просто подойти к папе и попросить его купить. Вот и весь
секрет. И ему ненужно тяжело работать три месяца, для того, чтобы скопить
нужную сумму. Он же не идиот и не будет идти к своей цели в обход. Ведь в его
детстве все цели, которых он хотел, были доступны. И услужливые родители
позаботились об этом.

В его
системе ценностей нет необходимых ему умений. Вот если бы он умел. К примеру,
готовить или сам зарабатывать деньги, тогда бы он обратил внимание на пример
своего отца. А так, вся его система ценностей – это получение кайфа от разных
препаратов, а не умения. Что бы в системе ценностей ребёнка появились различные
умения, нужно сделать так, чтобы он осознал, насколько это кайфово быть
автономным. Именно это позволит ему радоваться, что он научился чему-то новому,
может это сделать сам, а не выклянчивать у кого-то.

Но такой
кайф появится только тогда, когда человек будет осознавать, что другой может
дать ему то, что он хочет, а может – не дать. Да и не должен ничего давать. А
если и даст – то будет смотреть с высока. Пока у него нет такой системы, пока
он получает все по своему первому требованию – он не сможет осознать тот кайф –
насколько хорошо делать все самому. Не унижаясь и ни от кого не завися.

Когда ему
все преподносят родители – их чадо не унижается. Он царит и просто принимает «подношения». Роль царя – это итог того, как
позиционировали и относились к нему его родители. Обвиняя родителей за это, уже
взрослый человек, старается поддерживать эту роль у себя в голове, и он вряд ли
когда ни будь станет полноценной личностью.

В интересах
же родителей — им не нужно закармливать своего ребёнка заботой и любовью. Ему
необходимо дать возможность пережить свои собственные трудности. У маленького
ребёнка они маленькие, у взрослого – большие. Ребёнок должен пережить свой
собственный стресс, справиться с ним. Именно это поможет ему развить свою
собственную личность.

Когда
ребёнок захотел, допустим, какую-то игрушку, и не получил её сразу, то он
начинает развивать свою собственную мотивацию, свой творческий подход. Он
начинает думать, как же ему получить то, что он хочет и таким образом он
растёт. Родители должны его хвалить и поощрять, чтобы он двигался к своей цели.

Да, есть и
другая крайность. Когда в жизни ребёнка очень много стресса, а на пути его
потребностей стоят непреодолимые заслоны, когда он испытывает сильную нужду и
может даже погибнуть физически, так и не успев вырасти и окрепнуть. Но,
зачастую, родители такого ребёнка сами находятся «на дне жизни». Большинство
родителей заботятся о своих детях.

Кроме заботы,
ребёнку нужно и уважении к его автономии. Быть автономным, означает быть в
одном лице себе и королём, и слугой, научиться обеспечивать свои потребности
или делать это взаимовыгодно с другими людьми. Что бы у ребёнка был такой
подходи, необходимо, что бы и его родители сами жили как полноценные личности и
любили своего ребёнка. В таком случае он получит и заботу, и ту дозу стресса,
которая ему необходима, чтобы вырастить свои опоры и научиться самому
удовлетворять свои потребности.

Для того,
чтобы у родителей появилось уважение к личности ребёнка, они должны уважать и
ценить свою собственную личность.

Если вы
чувствует, что ваша тревога идёт из детства, что там произошло что-то, что
сейчас проявляется все острее и острее и в самых неподходящих ситуациях, тогда
я рекомендую вам воспользоваться метафорическими ассоциативными
картами «Исцеление Внутреннего ребёнка». Они помогу вам выявить проблему и найти ресурсы для
её исцеления. Приобрести данную колоду вы можете в школе
Ирины Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск,
Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.

Берегите себя!

С любовью, Ирина Орда!

Октябрь 2017



Записаться / Задать вопрос

г. :

«ДРЕВО
И УЧИТЕЛЬ ПОЗНАЮТСЯ ПО ПЛОДУ»

…Она довольно долго не поддавалась на уговоры школьной администрации и коллег, которые настоятельно рекомендовали ей принять участие в престижном городском мероприятии. В какой-то степени определиться с выбором ей помог сын Андрей, ученик 10 класса физико-математического лицея № 1, многократный призер городских олимпиад. Когда Андрюша принес домой очередную почетную грамоту, счастливая мама с улыбкой его спросила: «Может быть, и мне тебя порадовать? Что-то я от тебя отстаю!». Собственно говоря, она и сын никогда не соперничали, потому что Светлана Павловна считает Андрюшку намного талантливее себя и его достижения для нее дороже.

Учитель высшей категории Светлана Павловна Яковличева пользуется самыми передовыми методиками, работая по системе развивающего обучения академика Занкова. Ее учительское кредо можно выразить словами Плутарха: «Ребенок – не пустой сосуд, который можно заполнить, но факел, который нужно зажечь». Свою педагогическую миссию она видит в том, чтобы распознать и развить способности каждого ребенка, заронить в детскую душу искорку творчества. Этим, пожалуй, и можно объяснить ее нестандартный подход к выполнению конкурсных заданий. Во время самопрезентации она применила необычный дидактический материал – «именные» воздушные шары. Самый большой пестрый шар – школьный мир, в котором живут педагоги и их воспитанники. А с кем ассоциируется маленький голубой шарик? Да ведь точно такого же цвета бант у любознательной Леночки из ее класса. Шар-сердце – напоминание о семье, маленьком островке любви. Семья – это сын, ее счастье, гордость, опора, радость и надежда.

«НЕТ ДОРОГИ ОКОНЧАНИЯ»

Эссе на тему «Педагогическая философия», написанное в виде диалога с маленькой любознательной девочкой, стало тем откровением, которым она решила поделиться с коллегами и членами жюри. Светлана Яковличева из разряда тех педагогов, кто не любит готовых схем, поэтому и выбрала такую необычную форму письма – интервью. Эпиграфом для мини-сочинения стали строки из песни ее любимого поэта-барда Ю. Визбора: «Нет дороги окончания. Есть зато ее итог». А что, разве все мы не путники? Садимся в вагон под названием «жизнь» и едем до нужной станции, знакомимся и расстаемся с попутчиками, храним в своих сердцах самые яркие и счастливые моменты встреч. Для школьника важным спутником является учитель, помогающий ему найти свою дорогу в жизни.

Сегодня в это трудно поверить, но факт остается фактом: о педагогической «дороге» Светлана Павловна никогда не мечтала, потому что с детства хотела стать биологом. После окончания средней школы № 12 поступала в Саратовский государственный университет. Когда узнала, что не прошла по конкурсу, особо не расстроилась, забрала из приемной комиссии документы, приехала на автовокзал и купила билет до Вольска. О преподавателях педучилища и педагогического института она вспоминает с особой любовью и теплотой.

В 20-ю школу Светлана Павловна пришла в 1990 году. Молодому специалисту доверили 1д класс. Ей казалось, что самые трудные, подвижные и непослушные дети из всей параллели именно у нее. Детали своего первого урока она уже не помнит. Помнит только, что очень сильно волновалась. Боялась не детских шалостей (дисциплину держать умела), а того, что ребята не поймут ее объяснений. Это сейчас она в совершенстве владеет педагогическими приемами, позволяющими сделать простым и доступным самый сложный материал, а в начале карьеры училась мудрости у других, более опытных учителей.

ШКОЛА –
ЕЕ СТИХИЯ

Чтобы учить детей, разговаривать с ними на одном языке, нужно не прекращать учиться самой. Педагог, который перестает развиваться внутренне, становится неинтересным для учеников. Эту истину Светлана Павловна усвоила давно. Она просматривает горы методической литературы, анализирует новые исследования и инновационные методики, берет на заметку удачные проекты и не боится экспериментировать. Когда учитель все время стоит у доски, он в классе считается хозяином положения. Светлана Павловна часто уходит на задний план, делая основными «ораторами» учеников. «Детей должно быть видно на уроке, – говорит она. – Пусть учатся отстаивать свою точку зрения, дискутировать, импровизировать».

Как утверждают педагоги из 20-й школы, С. П. Яковличева человек не особо эмоциональный, но на конкурсе на нее нашло такое воодушевление, что просто искры летели! Подруги не переставали удивляться ее умению быстро ориентироваться в сложной ситуации и предугадывать события. Работая в незнакомом классе с детьми, которых видела впервые, она мгновенно вычислила шустрого мальчишку и, не дожидаясь незапланированных сюрпризов, предложила ему задание, от которого он не смог отказаться. Композиция открытого урока предполагала игровой вариант общения, и ребята с удовольствием работали в непривычном для них формате. На перемене восторженные второклассники липли к ней, как к магниту, обнимали, пытались угостить шоколадкой. А ведь чтобы создать вокруг себя мощное «силовое поле», надо самой обладать мощным энергетическим зарядом!

«Родные» четвероклассники первыми поздравили ее с заслуженной победой, наперебой рассказывали, как вместе с родителями следили за сюжетами телерепортажей, держали кулачки за любимую учительницу. Теперь, когда она вернулась, не отходят от нее ни на шаг. Все дни, пока она отсутствовала, им не хватало ее ласковой улыбки, лучистого взгляда больших серых глаз и, конечно, динамичных уроков, превращающих обычные будни в яркое событие. Да и она не скрывает, что соскучилась по своему классу. Школа – ее стихия. Здесь ей легко и просто, весело и свободно. Давние увлечения музыкой и спортом помогают держать себя в тонусе, быть активной участницей туристических слетов и бессменным членом школьной сборной по волейболу. А еще Светлана Павловна любит бывать на природе, бродить по осеннему лесу после дождя и собирать грибы…

СЛЕЗЫ
СБЫВШЕЙСЯ
МЕЧТЫ

Во время награждения Светлана Павловна не смогла сдержать перед телекамерами слез. В этот момент она осознала, что звание лауреата не только почетное, но и ко многому обязывающее. Учитель года – главный ориентир для коллег на много-много лет вперед. А еще в эти мгновения она поняла, что впереди ее ждут новые переживания, бессонные ночи, потому что придется опять засучить рукава и готовиться теперь уже к областному интеллектуальному форуму! И только счастливые лица коллег заставили ее улыбнуться.
– Эта победа не только моя, – настаивает Светлана Павловна, – а всего нашего педагогического коллектива. Я очень признательна за огромную методическую помощь завучу Татьяне Ивановне Гришановой, моим коллегам, которые были рядом, давали полезные советы и переживали не меньше меня. Приговор подруг: «Срочно купить новые туфли и надеть другой костюм, у доски ты должна выглядеть настоящей королевой!» стал для меня руководством к действию. Наверное, они лучше меня понимали, что для высокой оценки жюри важны даже мелкие детали.

Весной в Саратове состоится региональный конкурс «Учитель года». Нет сомнений в том, что Светлана Павловна Яковличева выдержит и этот марафон педагогических идей, достойно представив наш город на областном турнире.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Личное письмо на английском на тему праздники
  • Лицея день заветный сценарий
  • Лицензия на проведение детских праздников
  • Лицейские годы пушкина сценарий
  • Лицеист года сценарий