Лимон на праздник суккот

Поздравляю с наступившим большим праздником Суккот! Праздник кущей, памяти и возвращения к истокам, вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне! Пусть благословен будет лулав и этгор! Добра и мира вам и вашим семьям!

Суккот

Поздравляю с праздником Суккот! Пусть твой шатёр укроет тебя от всех бед, пусть все твои мысли и деяния будут полны света и доброты. Желаю не бояться трудностей, желаю никогда не сдаваться и не останавливаться на полпути к мечте. Пусть этот праздник прибавит сил и веры, пусть твоё сердце смело стремится к любви и счастью!

  • I
    Суккот (Праздник кущей) 2022: традиции и правила праздника 1 вариант

    • I.I
      Когда отмечается Суккот в 2022 году

    • I.II
      История праздника Суккот

    • I.III
      Традиции и правила праздника

    • I.IV
      Что обозначают четыре растения, которые используют в Суккот

    • I.V
      Можно ли использовать сукку, построенную в прошлом году

    • I.VI
      Почему из сукки выходят в день праздника Шмини Ацерет

  • II
    Зачем евреи неделю едят в шалашах ~ история и традиции праздника Суккот 2 вариант

    • II.I
      Откуда взялся этот праздник

    • II.II
      А что это значит для евреев

    • II.III
      Так, что нужно делать

    • II.IV
      Окей, украсили, а дальше что

    • II.V
      Почему на картинках про Суккот какие-то ветки и лимон

    • II.VI
      И что, все дни нельзя работать?

    • II.VII
      На этом всё?

    • II.VIII
      Краткий словарик

Суккот (Праздник кущей) 2022: традиции и правила праздника  
1 вариант

Осенью иудеи отмечают один из важнейших праздников — Суккот.

Главная традиция и правило Суккота, или Праздника кущей, — жить в особом шалаше, сукке, в течение семи дней. Это действие отсылает к библейским событиям и одновременно учит смирению и правильной расстановке приоритетов, напоминая о том, что духовное важнее материального.

Когда отмечается Суккот в 2022 году

Отмечают событие в начале осени, в месяц еврейского календаря Тишрей — он приходится примерно на середину сентября-октября. Праздник Суккот в 2022 году начинается вечером 9 октября и будет продолжаться целых семь дней, до 16 октября. Многие памятные даты в иудейской традиции начинают отмечать не с восходом, а именно с закатом солнца. Ведь в первой части еврейской Библии — Торе — говорится: «И был вечер, и было утро — один день». Таким образом, действительно, день у евреев начинается с заходом солнца и завершается уже вечером следующего дня.

Осень у евреев богата на праздники и памятные даты. Некоторые из них, например праздники Шмини Ацерет, Симхат Тора, связаны с Праздником кущей.

Самостоятельный по своей сути праздник Шмини Ацерет (дословный перевод — «задержитесь на восьмой») добавляет к Суккоту еще один день, в 2022 году это будет 17 октября. Шмини Ацерет — завершение Суккота, его кульминация. В этот день евреи зажигают свечи и выходят из своих шалашей. Прожив несколько дней в сукке, в праздник Шмини Ацерет можно из нее выйти и начать молиться о дожде.

Симхат Тора также вытекает из отмечания Суккота и считается самым радостным праздником у евреев. В общем, умеют устраивать и проводить праздники в иудейской традиции.

Суккот в ИерусалимеСуккот в Иерусалиме. Иллюстрация из книги 1780 года

История праздника Суккот

Праздник Суккот тесно связан с богатым историческим прошлым еврейского народа. Как и история иудеев, Суккот обращает нас к заре раннего христианства и древним библейским летописям. Известно, что иудеи странствовали по Синайской пустыне на протяжении сорока лет после выхода из Египта. Поэтому к шалашу-жилищу, к домашнему уюту у евреев особое отношение. Появление упоминаний Суккота в разных частях Торы свидетельствует, что предания о древнем еврейском празднике неоднократно переписывались и дополнялись различными мудрецами-летописцами того далекого времени.

Древнееврейские мудрецы и их летописи донесли до нас смысл праздника Суккот. Его поздняя традиция сформировалась уже в XVII веке нашего времени. Через столетие идеи, заключенные в праздновании Суккота, проникли и в Россию в виде движения субботников. Нет, не тех, где таскают бревна и облагораживают территорию. Субботники — это религиозное движение, связанное с ритуалами иудаизма и запретом на работу в субботу.

Суккот имеет ряд других названий. Это время евреи иногда называют датой сбора урожая, концом странствий по пустыне, праздником человечности и мира, черпания и возлияния, временем просьб дождей для будущего урожая. Впрочем, в древности Суккот также ассоциировался с аналогичными процессами.

Суккот. Открытка начала XX векаСуккот. Открытка начала XX века

Традиции и правила праздника

В почитаемой всеми евреями части Библии — Торе говорится: «В шалашах живите семь дней … чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». Особое внимание Тора уделяет окончанию праздника, когда на седьмой его день, называемый Хоша’на Рабба, евреи обходят синагогу семь раз. Все, что связано с Суккотом, Тора подает исключительно в веселом, праздничном духе. И даже заповеди, предназначенные для осеннего праздника, проникнуты радостью и весельем.

Важнейшая традиция Суккота — житие в сукке. К такому шалашу предъявляются определенные требования: желательно строить его своими руками под открытым небом, в сукке нужно собираться всей семьей и обязательно там ночевать. Конечно, если у человека есть проблемы со здоровьем, проживанием в шалаше во время Суккота можно и пренебречь.

Сукки в ИерусалимеСукки в Иерусалиме

Еще одна традиция — «вознесение лулава», букета из четырех видов растений. Сначала читают благословения над цитрусовыми и пальмовыми ветвями и плодами — этрогом и лулавом, также в сукке лежат ветви мирта и ивы. Все эти четыре растения символизируют людей еврейской национальности, живущих на разных континентах. Плод этрога, имеющий и вкус, и запах, связан с праведниками, соблюдающими все законы Торы и совершающими благие поступки. Остальные плоды и растения на столе (лулав, мирт и ива) «принадлежат» людям, не дотягивающим до праведников. Связкой из этих четырех, священных для евреев растений, обмахивают жилища.

Желанными гостями праздника являются души ушпизинов — пастырей— с именами Авраам, Ицхак, Яков, Давид, Моисей, Аарон и Иосиф. Пригласить их в сукку — значит подарить евреям надежду на избавление народа от скитаний.

Суккот

Что обозначают четыре растения, которые используют в Суккот

Четыре растения: этрог, лулав, мирт, ива. Они символизируют людей разной степени праведности. Есть люди, соблюдающие все законы Торы. Они имеют «вкус». Есть люди, совершающие благие поступки. Они имеют «запах». У этрога есть и вкус, и запах, он символизирует праведников. У мирта есть запах, но нет вкуса. У лулава есть вкус, но нет запаха. У ивы нет ни вкуса, ни запаха.

Можно ли использовать сукку, построенную в прошлом году

Да, можно. Но перед праздником необходимо приподнять часть «схаха» (крыши) и опустить снова.

Почему из сукки выходят в день праздника Шмини Ацерет

Тора говорит находиться в сукке семь дней. Шмини Ацерет не является частью праздника Суккот, хотя и непосредственно выходит из него — она считается восьмым днем.Суккот

Зачем евреи неделю едят в шалашах ~ история и традиции праздника Суккот  
2 вариант

Период еврейских Высоких праздников заканчивается недельным отмечанием Суккота. В 2022 году праздник начинается 9 октября с заходом солнца.

Через пять дней после Йом-кипура, на 15-й день месяца тишрей, начинается Суккот, или Праздник кущей. Он назван в честь шалашей (на иврите «сукка», а во множественном числе — «суккот»), в которых евреи, согласно Торе, должны провести целую неделю. Считается, что эти непрочные постройки символизируют шалаши, в которых евреи жили во время 40-летнего блуждания по пустыне с Моисеем после исхода из Египта.

Итак, Суккот – один из самых любимых праздников среди последователей иудаизма. Тора трижды называет Суккот «временем радости». Праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах, сделанных из веток («кущи»). Само слово «суккот» в переводе с иврита означает «шатры, шалаши». Поэтому Суккот еще называют праздником кущей или шалашей. Также его называют праздником урожая («хаг а-асиф»), так как в Израиле время праздника совпадает с последней жатвой.

Откуда взялся этот праздник

Истоки Суккота — в древнем осеннем празднике урожая; его до сих пор иногда так и называют, хаг hа-асиф, «праздник урожая». Шалаши-сукки напоминают постройки на скорую руку, которые возводили земледельцы, чтобы не отлучаться с полей во время сбора урожая, ведь нужно было сделать это как можно быстрее, успеть до зимних дождей. В Торе древний земледельческий праздник был переосмыслен, и к нему добавился определённый, именно еврейский смысл — воспоминание о блуждании по пустыне.

А что это значит для евреев

Неделя во временном и зыбком жилье и простоте бытия должна помочь нам сфокусироваться на том, что в жизни важно, отвлечься от материальных вещей и соблазнов современного мира. Но особенно задумываться мы не обязаны — Суккот описывается в Торе как праздник, в который положено веселиться, и эту заповедь мы тоже должны выполнять. Суккот даже иногда называют зман симхатейну — «время нашей радости».

Так, что нужно делать

Сразу после Йом-кипура начинают строить сукку — это центральный символ праздника. Сукка специально должна быть непрочной, временной постройкой, возведённой под открытым небом, — чтобы напоминать нам о том, что всё в этой жизни временно. У неё должны быть как минимум три стены, а крыша — из растительных материалов, например веток или бамбука.

Крыша должна достаточно хорошо защищать от солнца днём — но ночью сквозь неё обязательно должны быть видны звёзды.

Именно поэтому в религиозных районах израильских городов часто можно увидеть многоэтажные дома с балконами лесенкой: чтобы каждая семья на Суккот могла устроить себе на балконе сукку, не нарушая правило про звёзды.

Обычно сукку нарядно украшают, часто мишурой и гирляндами, бумажными фонариками, мобилями, иногда вешают в ней ламинированные постеры с библейскими сценами и открытки на Рош а-Шана. Поскольку это всё же праздник урожая, часто подвешивают фрукты, делают бусы из попкорна или ягод — впрочем, многие предпочитают пластиковые муляжи. На стол накрывают, используя лучшую праздничную посуду: вы же ещё помните, что это «время нашей радости»? Ещё одна традиция — наряжаться на Суккот в новую одежду.

Окей, украсили, а дальше что

Тора велит евреям проводить в сукке семь дней, но что именно требуется делать? По галахе, еврейскому религиозному закону, считается, что сукка на эти дни должна стать жилищем. В разных общинах это интерпретируется по-разному и зависит в основном от климата.

Самая широкая интерпретация — очевидно, для людей из тёплых стран — что основная жизнь семьи должна в эту неделю происходить в сукке, следует там есть, принимать гостей, отдыхать, учиться и даже спать.

Многие самоотверженные люди так и делают, но евреи из стран похолоднее всё же сводят своё пребывание в сукке к принятию пищи.
А если на улице невыносимые условия, например сильный ливень, и сидеть в сукке никак нельзя, самым минимумом будет прочитать там благословения на хлеб и вино и несколько специальных праздничных формул. После этого можно уйти ужинать в дом.

Почему на картинках про Суккот какие-то ветки и лимон

Ещё одна обязательная вещь в Суккот — размахивание четырьмя видами растений. Обычно это делают в синагоге, но если по каким-то причинам попасть туда нельзя, можно махать и дома. Нужны лулав — пальмовая ветвь, hадас — мирт, арава — ива и этрог — особый цитрусовый плод. Ветви вставляются в специальный чехол, их берут в руки вместе с этрогом и читают благословение, соответствующее случаю.

Размахивают лулавом и этрогом (так для быстроты называют букет из всех четырёх нужных видов растений) не просто так, а сначала на восток, потом на юг, на запад и на север, вверх и вниз. Обычно это делают во время утренней службы все семь дней Суккота, кроме Шаббата, но можно и не утром, а в любой час в светлое время суток.

И что, все дни нельзя работать?

Нет, праздничным (йом тов, «хороший день») считается только первый день Суккота (за пределами Израиля — первые два), и тогда соблюдаются почти все те же правила, что и для Шаббата. Остальные дни называются холь hа-моэд, «особые будни», и работа в них допускается — впрочем, обычно соблюдающие иудеи стараются взять на эти дни отгулы или отпуск. Но всё равно каждый день надо трясти лулавом и этрогом (что? да!) и есть в сукке.

На этом всё?

Нннет. На восьмой день снова йом тов, когда работа запрещена. В диаспоре в этот день отмечают особый день Шмини Ацерет (дословно «восьмого — праздничное собрание»), а в Израиле — Симхат Тора, праздник в честь завершения годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла.

Краткий словарик

hАда́с הדס — ветвь мирта, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Арава́ ערבה — ивовая ветвь, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Арбаа́ миним ארבעה מינים — дословно «четыре вида» (растений), так называют ветви пальмы, мирта и ивы, а также этрог, плод особого вида цитрусовых, которые нужны для традиционных ритуалов на Суккот.

Ге́шем גשם — «дождь». Молитву о дожде в форме акростиха возносят в последний день Суккота, а в диаспоре — на восьмой день, в Шмини Ацерет.

Гут йо́нтеф или гут йо́нтиф גוט יום-טוב — то же, что йом тов, но на идише.

Зман симхате́йну זמן שמחתנו — дословно «время нашей радости», одно из названий праздника Суккот в Торе.

Йом тов יום טוב — дословно «хороший день», так называют праздничные дни, когда работа запрещена. Этим выражением можно пользоваться и как приветствием.

Коэ́лет קהלת — Книга Екклесиаста; текст из Танаха, который принято читать на Шаббат, выпадающий на Суккот.

Лула́в לולב — пальмовая ветвь, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Моади́м ле-симха́ מועדים לשמחה — дословно «праздники — к радости», традиционное пожелание на Суккот, Шавуот и Песах. Отвечать на него принято так: «Хаги́м у-змани́м ле-сасо́н» חגים וזמנים לששון — дословно «праздники и времена — к радости».

Оша́на Раба́ ‏הושענא רבה‏‎ — «великое воззвание о защите», седьмой день Суккота с особыми молитвенными обрядами в синагоге.

Пито́м פיטום — маленький нарост на конце этрога. Если он случайно отвалится сам, этрог всё ещё будет кошерным, но если его оторвать нарочно, то фрукт станет считаться имеющим повреждения — а значит, неподходящим для праздничных ритуалов.

Сукка́ סוכה — дословно «шалаш», ритуальная временная постройка, которую возводят на праздник Суккот.

Схах סכך — крыша, или покров, сукки. Существуют специальные правила, из чего следует делать крышу (природные растительные материалы, которые когда-то были живыми, но сейчас уже нет, например обрезанные ветви, бамбук или трава) и какой она должна быть (достаточно плотной, чтобы давать тень днём, но такой, чтобы через прорехи можно было ночью видеть звёзды).

Ушпизи́н אושפיזין — «приглашённые» по-арамейски. Так называют семерых праотцов, которых символически приглашают в сукку разделить с хозяевами трапезу.

Хаг hа-аси́ф חג האסיף — Праздник урожая, одно из названий Суккота в Торе.

Хаг саме́ах חג שמח — «Счастливого праздника», традиционное пожелание на все еврейские праздники, включая Суккот.

Холь hа-моэ́д חול המועד — «особые будни», дни Суккота, когда есть праздник, но нет ограничений на работу.

Этро́г אתרוג — плод особого вида цитрусовых, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот. Очень важно выбрать этрог без изъянов, и хотя они сравнительно недороги, стоимость идеальных плодов может превышать тысячу долларов.

Суккот

Этрог — цитрон, цитрусовый плод, один из четырех видов растений («арбаа миним»), которые заповедано брать евреям во время праздника Суккот. Этрог, у которого есть и вкус, и приятный запах, Тора называет «при эц адар» — что буквально означает «плод дерева прекрасного».

Оглавление

Заповедь «Четырех видов растений» [↑]

Во время праздника Суккот мы выполняем заповедь «Арбаа миним» («Четыре вида растений»).

Заповедь заключается в следующем.

Сказано в Торе:

«И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Этрог и «Арбаа миним»Этрог — плод цитрусового дерева, один из видов в «Арбаа миним»

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира: этрог (цитрон), лулав (нераскрывшуюся ветвь финиковой пальмы), адас (мирт), арава (ива).

Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Произнеся над ними особое благословение в дни этого праздника, мы объединяем их вместе и обращаем их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз. Тем самым мы воцаряем Вс-вышнего над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Сами же эти четыре вида символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга (см. ниже). Таким образом, эта заповедь призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Ведь именно в таком состоянии — состоянии единства — мы и воцаряем Вс-вышнего над миром.

Этрог — часть  «Арбаа миним»Этрог, адас, лулав и арава символизируют единство народа и взаимную ответственность друг за друга

Что символизируют четыре вида и, в частности, этрог [↑]

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа:

— есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу;

— есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву;

другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас;

— и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют…

Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи».

Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца».

Этрог — плод дерева великолепного [↑]

Исполнение этой заповеди обусловлено определенными познаниями, касающимися этих четырех видов растений.

Этрог в разрезеУ этрога очень толстая кожура

Этрог, например, недаром называют «плодом великолепного дерева». Сама форма его красива: он напоминает башенку — верхняя часть его, заканчивающаяся шпилем (который называется питам), сужается кверху, а нижняя часть его (где находится окец, «черенок») — расширяется книзу.

Определение кошерности этрога: привитый или нет [↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом.

Хотя в некоторых общинах допускается использование этрога с дерева, прошедшего прививку («этрог муркав»), во многих общинах это категорически запрещено. Во всяком случае, и те и другие должны следить за тем, чтобы по ошибке не взять вместо этрога лимон.

Различие между этими родственными плодами выявляется во внешнем их виде: лимон — более гладкий, а поверхность этрога полна выступов и впадин.

В Израиле в подавляющем большинстве общин использование привитого этрога категорически запрещено.

Кроме того, здесь принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация.

Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша».

Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Чистота, цвет, форма и размер этрога [↑]

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден.

Если точки коричневые, следует показать этрог раву.

Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным).

Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошерный. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер.

Для Суккот — только кошерный этрогКошерность этрога определяется по нескольким параметрам

Но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя часть. И — «розочка» на верхушке, т.н. «питам». Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питамом — «розочкой» наверху.

Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо. Лучше — в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер. Некоторые этроги, например, йеменские, традиционно имеют намного большие размеры.

Toggle main menu visibility

Распечатать

Эрик Нюстрем

Праздник кущей

Праздник кущей
евр. Суккот. Праздник кущей (Лев.23.34 и дал., Втор 16.13 и дал.), один из 3-х самых больших праздников у евреев. Этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах (шалашах) во время сорокалетнего странствования по пустыне. (См. Лев.23.34). Он назывался также праздником собирания плодов (Исх 23.16, Исх 34.22), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда еще могли жить в кущах под открытым небом – в средине месяца Тишри (октября). Праздник продолжался 7 дней (15–21); восьмой день, который назывался «днем собрания», был как и первый день, святым днем отдыха и, кроме того, последним праздником истекавшего года. Впоследствии праздновали еще один день, 23 Тисри, когда оканчивалось чтение 54 парашим (отделений) книг Моисеевых; в следующую субботу начинали чтение парашим сначала.

Праздник Кущей был праздником радости; его празднование в позднейшее время может показаться слишком легкомысленным: оно сопровождалось черпанием воды, танцами с факелами и т.п. Хотя на праздник Пасхи разрешалось (если случалось дело, не терпящее отлагательства) возвращаться домой сейчас же после вкушения пасхального агнца, то, относительно, праздника кущей, закон предписывал, чтобы все находились у святилища в течение 7 дней. Каждый совершеннолетний мужчина должен был лично являться пред Господом и принести благодарение за те дары, которыми Бог его благословил в течение года. Радостному настроению в продолжение этого праздника содействовало также и то, что все жили в кущах или палатках. На улицах, открытых местах и на крышах домов строили кущи из ветвей деревьев, носили в руках ветки с плодами: лимонами и финиками, радостно пировали в кущах и т.д. По Талмуду, во время этого праздника носили в левой руке лимон, а в правой пальмовую ветвь, перевитую миртовыми и ивовыми ветвями, называемую «лулав». В святилище приносили в жертву за народ в течение праздника одних тельцов 70 штук и это делали в точно предписанном, удивительном порядке; далее, ежедневно по 2 овна, 14 однолетних агнцев, одного козла в жертву за грех и к этому предписанное хлебное приношение и возлияние. Жертвы 8-го дня состояли из одного тельца, одного овна, семи однолетних агнцев, при них хлебное приношение и возлияние, и одного козла в жертву за грех (Чис 20.12 и дал.). В субботныи год торжественность праздника увеличивалась ежедневным чтением заранее определенных частей закона перед собранием мужчин, женщин, детей и пришельцев (Втор 31.10). Последним обрядом этого торжественного праздника было выливание воды, состоявшее в том, что ежедневно, при совершении утреннего жертвоприношения, священник приносил в золотом сосуде воду из Силоамского источника и выливал ее вместе с вином в две серебрянные трубы, укрепленные на западной стороне жертвеника, при пении Галлелд (т.е. Пс 114.1Пс 118.1) или также Ис 12.1 и игре на музыкальных инструментах (Ин 7.2). Он говорит о живой воде (Ин 7.37). Обычай выливания воды понимается некоторыми, как молитва о даровании раннего дождя на посевы; другими, – как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне. Пророческие указания на этот обычай думают найти у Иоиль 3.18, Иез 47.1, Зах 14.8. Впоследствии в начале праздника устраивали роскошную иллюминацию во время приношения вечерней жертвы. Священники и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели Пс 120.1Пс 134.1 в сопровождении игры на музыкальных инструментах, а мужчины устраивали танцы с факелами в женском притворе (Ср. Пс 117.24 и дал.).

В Езд 3.4, Неем 8.14 и дал. рассказывается, как торжественно прошел праздник кущей после вавилонского плена. Будущее восстановление Израиля изображается, как подобие этого праздника (Ос 12.9). У Зах 14.16 и дал. говорится, что языческие народы будут приходить в Иерусалим для того, чтобы праздновать праздник кущей.

Комментарии для сайта Cackle

На потолки из фруктов тратят тысячи долларов – потом варят из них варенье на всю зиму. Как бедные самаритяне отмечают Суккот на месяц позже всего Израиля, наблюдала наша колумнистка.

Ноябрьский вечер в Холоне – городе-спутнике Тель-Авива. Я сижу на отливающем золотом почти что троне, надо мной – навес из фруктов весом не меньше полтонны. Из центра плодового потолка торчит острым кончиком вниз огромный этрог. Это такой цитрусовый фрукт с бугристой кожурой, непременный атрибут праздника Суккот.

Мне рады: ведь гость в Суккот, даже если он в маске мнется на пороге дома, – это все равно браха, благословение для семьи. Празднование Суккота во всех еврейских общинах закончилось почти месяц назад, но здесь, в светском Холоне, праздник только начинается – у самаритян.

С евреями у самаритян отношения были напряженные ещё со времен строительства в Иерусалиме Второго Храма. Но сегодня самаритяне – граждане Израиля, служат в армии, попадают под закон о возвращении. Из священных текстов они признают, впрочем, только собственное, Самаритянское Пятикнижие, но обязательно вешают в доме текст молитвы «Шма, Исраэль», написанной на древнем иврите.

В западном мире хорошо известна притча про доброго самаритянина, который помог раненому человеку. Но отнюдь не все самаритяне были «добрыми»: в античные времена они славились своей воинственностью. Проход через их земли – Самарию – был отчаянным предприятием.

Дальнейшая история некогда многочисленного народа – это восстания, войны за независимость и постепенное исчезновение: в основном, за счёт перехода в ислам. К началу XX века самаритян осталось всего полторы сотни, и тогда община разрешила браки с евреями и караимами, а позже и с христианами. В результате сегодня почти тысяча человек проживает в двух местах. Первое – это поселок Кирьят-Луза в районе сегодняшнего Шхема. Второе – как раз в Холоне. Здесь власти Израиля еще в 1954 году построили для самаритян дома, синагогу и центр изучения культурного наследия.

Суккот – самый красивый праздник общины. В эти дни самаритяне тоннами закупают фрукты, упомянутые в библейском тексте – гранаты, яблоки, разные цитрусовые, – и строят из них яркий потолок для сукки. Вот только делает это каждая семья не под открытым небом, как принято у евреев, а внутри собственного дома.

Квадратный каркас размером в среднем три на три метра закрепляется под потолком в гостиной и висит там круглый год. За несколько дней до праздника на него крепят сеть из проволоки и прочных веревок. На эти веревки нанизывают фрукты, располагают рядами: сначала зеленые яблоки, потом желтые лимоны, следом – красные гранаты и, наконец, этроги. Фруктовую сукку дополнительно украшают гирляндами и фонариками – в итоге получается нечто среднее между рыночном прилавком и новогодней елкой.

Семья собирается под фруктовой суккой, выставляет на стол конфеты и ждет гостей. В до-коронные времена по трем улицам самаритянской общины в Холоне ходили толпы местных туристов – и их всегда гостеприимно зазывали в дом. Сегодня некоторые самаритяне просят фотографировать их плодовые творения все-таки только снаружи.

Каждый в общине старается удивить соседей. И хотя на десятой сукке в глазах рябит от желто-красных плодов, я соблюдаю традиции и говорю в очередной раз на пороге:
– Хаг Суккот Самеах, с праздником! Ваша сукка – самая красивая!
По-хорошему, тут бы и остановиться, но я рискую спросить у этой хозяйки то, что меня действительно волнует:
– Сколько же стоит такая красота – и что с ней потом делают?

– В этом году у нас у всех скромные сукки, моя обошлась примерно в 800 долларов. Все равно дорого, конечно, но это же мицва, заповедь! Когда отпразднуем Суккот, фрукты уже будут суховаты, чтобы есть. Мы будем делать из них варенье. У меня, кстати, есть отличный рецепт варенья из этрогов, они же горьковаты сами по себе, поэтому нужно обязательно добавить апельсины, сладкие яблоки. Ну, и сахар в пропорции… Ау, ты вообще записываешь или как?!

Суккот [суккОт], или Праздник кущей, – одно из главных осенних торжеств у евреев. Он напоминает о ключевом событии в иудейской традиции – Исходе, когда израильский народ сорок лет скитался по Синайской пустыне вместе с Моисеем, прежде чем обрести Землю Обетованную. Узнаем, что такое Суккот в иудаизме и каковы основные традиции и заповеди этого праздника.

Главная традиция праздника

Иногда Суккот также именуют как Праздник сбора урожая, потому что он приходится на соответствующее время. Наряду с Песахом и Шавуотом он входит в число паломнических праздников, то есть тех, в которые было предписано совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы в Храме.

Название праздника на иврите произошло от слова, означающего «шатер», «куща», «шалаш» [суккА]. То есть Суккот фактически означает «шалаши». Традиция предписывает каждому еврею в течение семи дней (столько продолжается праздник) жить в специально построенном шалаше. В нем полагается принимать пищу, танцевать, молиться и даже ночевать.

Этот обычай связан с преданиями об Исходе. Когда евреи блуждали по пустыне, им приходилось ночевать или укрываться от солнца в простых шалашах из веток, ведь кочевники не могли иметь более надежного пристанища. И в память о скитаниях евреев, об их мужестве и об обретении Земли Обетованной сегодня и отмечают Суккот – Праздник кущей.

Традиция строить шалаши может иметь и метафорическое значение. Некоторые считают, что сукка – это символ так называемых облаков славы. Ими Господь затянул небо над Синайской пустыней, чтобы защитить свой народ от палящих солнечных лучей.

Как строить сукку

Чтобы действительно стать частью праздника, сукка должна соответствовать определенным требованиям. В частности, шалаш должен располагаться прямо под открытым небом, а не в каком-то помещении. Нельзя строить его даже под деревом с густой и раскидистой кроной, ведь в пустыне таких деревьев не было.

Обычно люди устанавливают шалаш во дворе дома или на веранде. Материалы для строительства можно купить в магазинах или собрать самостоятельно.

Постройка сукки – важная обязанность, своего рода ритуал. Поэтому по возможности каждый должен в этом поучаствовать. Если кто-то в силу обстоятельств не может построить себе шалаш, полагается пригласить его в свой.

Сначала нужно возвести стены – хотя бы две, но лучше три. Третья может быть символической, в виде широкой доски. Когда стены готовы, настает время для главного элемента – крыши [схах]. Здесь действуют особые правила. Схах делают из веток или тростника. При этом крыша должна быть не слишком плотной, но и чересчур много просветов оставлять нежелательно. В идеале через нее должно быть видно звездное небо и должен проникать дождь. Но она же должна давать защиту от солнца, обеспечивать тень.

Разрешено использовать ту же сукку и на следующий год. Но перед тем как заселиться в нее, нужно обязательно приподнять на шалаше крышу или ее часть и снова опустить.

Заповеди Суккота

Основная заповедь входит в 613 ключевых заповедей Торы и напоминает о том, какому событию посвящен паломнический праздник Суккот. Она же совпадает и с главной традицией – строительством сукки в память об испытаниях израильского народа в пустыне.

Согласно заповеди, каждый верующий еврей обязан провести в сукке семь дней. Но в наше время это правило не столь жесткое. Если люди проживают в местности с холодным или дождливым климатом, находиться в сукке постоянно они не обязаны. То же касается людей со слабым здоровьем. В этом случае достаточно хотя бы дважды в день принимать пищу в шалаше. Но по возможности следует всё же проводить в нем как можно больше времени.

Другая заповедь праздника связана с четырьмя священными растениями: этрог (цитрон), лулав (финик), мирт и ива. Эти растения в Суккот должны присутствовать на праздничном столе. Каждое из них наделено особым символическим значением. Этрог имеет выраженный вкус и запах. Он символизирует иудеев, которые прекрасно знают Тору и к тому же чтут и выполняют ее заповеди. Они настоящие праведники.

Растение лулав имеет вкусные и сладкие плоды, но не пахнет. Это – евреи, которые не слишком хорошо знакомы с Торой, но при этом совершают благие деяния, следуют заповедям.

Мирт – очень душистое вечнозеленое растение, из которого изготавливают эфирные масла. Оно символизирует иудеев, блестяще знающих Тору, вдыхающих ее «аромат». Но как мирт не обладает выраженным вкусом, так и эти иудеи не имеют вкуса к праведным деяниям.

Наконец, есть ива. Это растение не имеет ни аромата, ни вкуса. И оно символизирует сынов израильских, которые не знают Тору и не совершают благих дел.

В праздник над священными растениями читают молитвы, а затем их связкой обмахивают жилище – сукку.

Трапеза на Суккот

Этот праздник считается радостным и веселым событием, поэтому и приемы пищи проходят в теплой и дружественной атмосфере, сопровождаются танцами и исполнением песен. Как и при строительстве шалашей в Суккот, есть особые предписания к проведению трапезы, главное из которых состоит в том, что принимать пищу полагается в сукке. Впрочем, за пределами шалаша разрешено употреблять фрукты и сладости, а также утолять жажду.

Трапезу начинает хозяин дома, который произносит благословение [кид(д)Уш] над бокалом вина, а затем отливает немного каждому из собравшихся. Затем присутствующим полагается омыть руки, прежде чем отведать хАлу – традиционный праздничный хлеб. Его готовят из дрожжевого теста с яйцами. Отделение халы считается видом жертвоприношения.

Халу в Суккот полагается обмакивать не в соль, как обычно в праздники, а в мед. Затем переходят к основным блюдам, а завершают трапезу десертом. Поскольку Суккот связан со сбором урожая, на праздничном столе можно увидеть блюда из нового урожая. Часто в праздник подают:

  • креплах – пельменные изделия;
  • голубцы в виноградном листе;
  • баранину в горшочке;
  • блины с яйцами и морковью;
  • жареные огурцы;
  • сельдь с овощами.

В конце приема пищи возносят благодарственную молитву Всевышнему.

Отмечают Праздник кущей по еврейскому календарю, поэтому по григорианскому календарю его дата не фиксирована. Согласно еврейской традиции, Суккот празднуют 15 числа месяца тишрея – он считается началом года и приходится на сентябрь или октябрь. 1–2 тишрея отмечают Новый год, или Рош ха-Шана, а 10 – День очищения, Йом-Кипур. Сразу после Йом-Кипура начинают готовиться к Суккоту, строить шалаш.

В 2022 году Суккот начинают праздновать вечером 10 октября, в понедельник. Стоит помнить, что новый день начинается у евреев не в полночь, а с заходом солнца. Продлится Суккот целую неделю.

А на восьмой день наступает кульминация праздника: Шмини Ацерет [шминИ ацЕрет]. Правда, согласно Талмуду, это уже отдельный праздник, просто наступающий сразу за Суккотом. Его название буквально означает «восьмой день». В этот день уже можно покинуть сукку. Но многие верующие еще остаются в шалаше, совершают праздничную трапезу, читают молитвы.

Итак, праздник Суккот в Израиле и других странах связан с преданиями об Исходе. Его главная традиция – строительство шалаша, или сукки, в которой нужно проводить как можно больше времени в течение недели. Суккот отмечают осенью в месяц тишрей, празднование длится семь дней и завершается на восьмой другим праздником – Шмини Ацерет.

ivrika.ru

Серафима Самуиловна Азимова вспоминает Суккот в Ленинграде в 1954 году

Мне было лет пять. Я очень любила осень, поскольку жили мы на улице Гоголя (рядом Александровский садик). Я до сих пор слышу, или кажется мне звук трамвая, который долетал летом до открытого окна. В Александровском саду я обожала собирать желто-красные листья – клены, дубы, осины… А еще осенью наступали – ш-ш-ш – еврейские праздники. Да! Говорить об этом никому было нельзя, а праздновать, конечно, можно и нужно.

Особенно мне нравился праздник Суккот. (Это сейчас так называется, а в детстве моем он назывался Сукес). И в Синагоге шалаш – настоящий, не такие как мы на даче у Ленки строили – из прутиков и коробочек. Привозили растения для Сукки из Израиля (это такая земля всех евреев – ш-ш-ш). Лимон, т.е. не лимон – этрог, потом листики ивы (как в Александровском садике), а еще лулав и мирт. Мне очень нравился мирт. Листики, похожие на ротик. Много-много ротиков, и они мне все рассказывали, как они живут на своем дереве в Израиле.

Евреи Ленинград воспоминания Серафимы Азимовой о празднике Суккот

Я уже подумывала, как поеду с папой в Синагогу – на троллейбусе № 5. Доедем до площади Труда, а потом пешком…

Евреи Ленинград воспоминания Серафимы Азимовой о празднике Суккот

Как назло, я заболела. Середина октября, дождик, прекрасно, а я – заболела. Горло болит, глотать невозможно и температура. Ползет, ползет, ползет… ненавижу. Мама целовала меня в лоб вместо градусника и говорила:

– Горит – Heis, Brent, ברענט הייס. Надо срочно достать лимон! Лимон, и все пройдет.

Утром мама и папа уходили на работу, а я оставалась с дедушкой. Мой дедушка – Самсон Лейбович Шмулевич или просто дедушка Шимше, был моей «бабушкой». Дедушка был художник, мы вместе рисовали, гуляли, пекли мацу. Он со мной много разговаривал. И, только когда он молился, надевая тфилин, он ничего не говорил, а только грозно мычал, если я его дергала: «ммммм».

Утром мне хотелось плакать: горло болит. Мама опять целует и говорит:

– Горит – Heis, Brent, заставляй ее пить – пить – пить.

Когда все ушли, дедушка подошел ко мне, сел на кроватку и говорит:

– Кецеле. – Дедушка меня так звал: «кецеле, קעצעלע». – Мы сейчас поедем ин шул, שול אין . Лимон – слимон: ты увидишь этрог, ты его понюхаешь, и все пройдет. Только договоримся – ни папе, ни маме ты ничего не говоришь, и на улице ты тоже молчишь. Ты поняла, кецеле?

Теперь уже я говорю дедушке: «мммммммм».

Он надевает на меня противную шапку – в этой шапке про меня всегда спрашивали: «Это у Вас мальчик или девочка?»

– Ммммммм…

– Ну!

Мы едем в троллейбусе, за окном дождик, мимо садика едем, и листья хороводят…

Евреи Ленинград воспоминания Серафимы Азимовой о празднике Суккот

Но вот пришли в Синагогу. Большой шалаш – Сукка, много народу, дедушка меня подталкивает, и мне дают собранный воедино этрог-лулав-мирт и иву. Какой красивый этрог и как вкусно пахнет! Он весь золотой, но не как елочный шарик, а живой. А вот мои листочки-ротики. Они заулыбались и зашелестели наперебой: «Привет, привет, мы прилетели, нас чуть птички не съели, а ты все не приходила, где же ты была? Ты болела? Это не дело – надо поспать и проснешься здоровенькой. Шшшшш!»

– Дедушка, я очень хочу спать!

– Сейчас, кецеле, сейчас будем дома.

Я просыпаюсь от того, что мама целует меня в лоб и говорит:

– Слава Б-гу, температуры нет, ניט ברענט דאַנקען גאָט. Я тебе лимончик принесла! Сейчас ты с чаем его съешь, и горлышко не будет болеть.

– У меня не болит горло! – говорю я маме. – Лимон-слимон, я нюхала этрог и говорила с листочками мирта!

– Надо померять температуру градусником, – говорит мама.

А дедушка подходит ко мне, улыбается и говорит:

– Не надо трогать ребенка, дай ей поспать, он совсем здорова!

Позже, когда я рассказывала эту историю, мне говорили: или ты все выдумала, или это тебе приснилось. Тебе просто дали жаропонижающее, и все прошло.

Г-споди, какие странные! Но вы-то, надеюсь, мне верите, что все именно так и было?

Суккот – Праздник кущей

Праздник Суккот (праздник кущей или шалашей), называемый также праздником «Хаг а-Сиф» (праздник сбора урожая), завершает череду осенних праздников. «Суккот» – множественное число от слова «Сукка», что в переводе с иврита означает «палатка, шалаш». Впервые в Библии это слово встречается в Быт.33:17 «А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф». То есть, «сукка» – это шалаш, в котором люди временно размещали свой скот.

Лев.23:42-43 «в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». Здесь ясно сказано, для чего мы должны праздновать этот праздник – чтобы помнить, что Бог вывел нас из Египетского рабства и поселил в кущах – во временных жилищах. Может быть, нам не совсем удобно жить в наших жилищах, чего-то не хватает, хотелось бы больше комфорта, но мы не будем жаловаться, переживать, потому что знаем, что нас ожидает вечный дом, вечное жилище от Господа Бога. Откр. 21:1-3 «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Скиния Бога – это Сукка Божья. Празднуя праздник Суккот, мы заранее репетируем это событие, когда Господь сойдет в Своей скинии к нам и будет обитать с нами вечно. Мы ожидаем этого дня. Хотя в нашей жизни бывают трудности, испытания, мы не будем унывать и переживать, потому что и во временном нашем жилище Бог с нами, поддерживает и ведет нас; и в будущей жизни Он ожидает нас в Своем Небесном доме.

Мы живем в физическом теле, это тоже в каком-то смысле «сукка», наше временное жилище. 2Кор.5:1-2 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище».

Когда мы понимаем, что всё видимое временно, тогда мы начинаем смотреть на всё в перспективе вечности.

Семь ежегодных дней пребывания в кущах, через крыши которых видны были звезды и небо, должны были напоминать израильтянам, Кто именно их Господь и Бог, Кто способен хранить их от окружающего мира зла, Кто хранил их отцов 40 лет в пустыне в шалашах от змей и скорпионов, от холода ночи и жары дня. Чтобы жить в обетованной земле, где было полное изобилие, необходимо было научиться зависеть и полагаться только на Господа.

Праздник кущей показывает, что с Господом жить просто. Участвуя в этом празднике, мы проводим генеральную репетицию «простой жизни» и понимаем, что Бог живет с нами не в шикарном доме и не в шикарной машине, но Он живет в сердце простого скромного человека, который уповает на Господа.

Праздник кущей – это праздник радости. Под кущей все люди равны. Семья, соседи собираются вместе, кушают, поют, веселятся, «и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней…».

Лев.23:39-43 «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш».

Суккот встречают с тремя ветками в руке и плодом «этрог» (плод, похожий на лимон, имеющий приятный запах).

«Этрог» символизирует человека, который изучает, знает Тору и исполняет её. «Адасим» – веточки мирта, известные своим приятным запахом, но не приносят плодов – символизирует человека, от которого, как аромат, исходят добрые дела, но не изучает слово Божье, не имеет мудрости. «Лулав» или пальма (может приносить плоды, но не имеет запаха) символизирует человека, который знает слово Божье, но не исполняет его и не совершает добрых дел. «Аравот» или ивовые ветви символизируют человека, который не знает слова Божьего и не делает добрых дел. И все-таки Бог соединил их в один «букет», один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Иудеи машут этими ветвями в четыре стороны, которые означают 4 конца земли. Это жатва последнего времени, Откр.7:9-10 «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!».

Последний день праздника Суккот отмечали особо. Существовала церемония возлияния воды. Это была самая пророческая часть праздника кущей. «Вода» на иврите звучит «маим», небеса – «шамаим». Без воды люди не могут жить. Но в израильской земле народ может жить только водой, которая в виде дождя изливается с небес, потому что других источников воды там нет. Вода символизирует Слово Божье, и еврейский народ не может жить без Божьего слова, которое исходит с небес, из уст Божьих, как Божье откровение. Поэтому Иисус сказал в 1Кор. 10:4 «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня;  камень же был Христос».

В течение семи дней празднования Суккот священники носили воду в золотом кувшине из купальни Силоам. Они передавали этот кувшин другому священнику, который выливал ее в резервуар у жертвенника. В последний день праздника во дворе храма устанавливали большой столб и на нем – 4 огромных светильника. Светильники сияли так ярко, что не было ни одного двора в Иерусалиме, который бы ни освещался светом праздника церемонии возлияния воды. Вся эта церемония указывает нам на Иисуса Христа. Ин.9:5 «Доколе Я в мире, Я – свет миру».

Если посмотреть исторические книги, то можно обнаружить, что евреи проводили эту церемонию не для того, чтобы просить Бога послать дождь в следующем году, но это было пророческое действие, которым они выражали веру: «Отец, спасибо за дождь. Мы закрываем глаза и видим «шемаим» – небеса и как вода сходит с небес. Твое Слово нисходит и приносит свет этому миру. Спасибо, Отец, за грядущий дождь! Мы ожидаем в следующем году обильный урожай».

Этот ритуал возлияния воды указывал на излияние Святого Духа на еврейский народ. Именно на праздник Суккот Господь Иисус так явно провозгласил в Иерусалиме о Своем мессианстве и о Его важнейшей цели сделать нас храмом Его Вечного Духа.

Это событие описано в Ин.7:37-39 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…». Когда Божий народ празднует в восьмой день праздника Суккот церемонию возлияния воды, весь мир должен увидеть, что Иисус – Мессия, как источник живой воды, источник жизни, как Слово Божье, приходит к нам и приносит спасение. Именно в последний день праздника кущей изольется Дух Святой на каждую плоть – это совершится, когда Иисус придет во второй раз. Именно с этого момента начнется 1000-летнее Царство; там будут жить и царствовать те люди, которые омыты Кровью Иисуса Христа, очищены Словом Божьим, и ведомы Духом Святым. Поэтому избранный Божий народ всегда ожидает наступления этого дня. Восьмой день праздника кущей является пиком, самым главным моментом Праздников Божьих. Историки об этом празднике говорят следующее: «В действительности, эта радость была такой огромной, а празднование таким бурным, что Израильские мудрецы решительно утверждали: «Кто не видел, как отмечают праздник возлияния воды, тот никогда не испытывал истинной радости в своей жизни».

Именно в последний день вода потечет из храма. В день Йом Кипур мы должны покаяться и готовить себя, чтобы предстать пред Ним в святости и непорочности. Когда мы входим в кущи, мы не только должны помнить, что это наш временный дом, но также знать, что при втором возвращении Иисус возьмет нас к Себе в Свой брачный чертог, который Он, как Жених, готовит для своей Невесты-Церкви.

Куща Божья напоминает жизнь в Господе Иисусе. В ней – простота, свобода от забот и переживаний, страхов перед людьми. В ней – присутствие, сила и радость Иешуа.

Еще один аспект этого праздника – это пророческое ходатайство за всех людей, за все народы. В течение 7 дней евреи приносили в жертву 70 тельцов за все существующие народы, покрывая их грехи, таким образом, и ходатайствуя за их спасение. Это пророческое действие также означало, что все народы на земле должны праздновать этот праздник.

Зах.14:16-18 «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей».

Водная церемония проводилась в период существования храма. Но с тех пор, как храм был разрушен, на восьмой день праздника кущей, иудеи стали праздновать «Симхат Тора» – Радость Торы. Это не просто традиция иудейского народа, но в Библии об этом тоже написано: Втор.31:10-12 «И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери весь народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего».

Богобоязненные иудеи, чтущие Бога, в течение года читают определенные главы Торы. В последний день праздника Суккот заканчивается годичный цикл чтения Торы и начинается новый цикл ежедневного чтения и изучения Слова Божьего с 1-й главы книги Бытие.

В восьмой день праздника кущей иудеи не только читают Тору, но обмазывают ее медом. Раввины выносят свитки Торы во двор синагоги или приносят к стене Плача, и все верующие танцуют перед Господом и благодарят Его за Его вечное Слово.

Пс.118:162 «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». Наша жизнь и наша вера основана на Слове Божьем. Если мы не будем изучать Библию, мы быстро потеряем Божье направление своей жизни и веру в Господа. Чтобы этого не случилось, нам необходимо ежедневно поклоняться Господу, размышлять над словом Божьим, молиться, проповедовать и жить по Божьему расписанию.

Праздник кущей и все другие праздники Господни установлены Богом в определенное Им время. Эти праздники дают нам возможность приблизиться к Господу Богу, яснее понимать Его волю и приготовить себя к встрече с Господом во время Его второго пришествия. Участвуя в праздниках Господних, мы начинаем понимать Божий календарь. У каждого человека есть свой календарь, но Божий календарь, Его расписание должно быть в центре нашей жизни.


Суккот — один из главных праздников Израиля. Первый день празднования — всеобщий выходной день в Израиле.


Суккот (ивр. סוכות‎), праздник кущей (или шалашей) — один из основных праздников еврейского народа, начинается 15 числа месяца тишрей по еврейскому календарю  и продолжается в течение семи дней. По общепринятому григорианскому календарю праздник может отмечаться в разные дни. В 2019 году празднование Суккота начинается с вечера в воскресенье, 13 октября, и заканчивается ночью в воскресенье, 20 октября.
с заходом солнца.

У праздника Суккот несколько названий: «Праздник кущей, или шалашей», «Праздник сбора урожая».
Праздник отмечается в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах (слово «суккот» в переводе с иврита означает шатры, шалаши, кущи).

Тора (Библия) говорит человеку, удовлетворенному нажитому: именно сейчас уйди из дома твоего — из твоей теплой, надежной крепости, снабженной всеми удобствами, — и смени его на шаткое временное жилище, открытое всем ветрам и беззащитное перед превратностями погоды. Знай, что вся наша жизнь в этом мире — это жизнь в шалаше, покрытом листьями, которые сегодня зелены, а завтра увянут. Единственное твое ценное приобретение — это исполнение заповедей Всевышнего и твое духовное обогащение.


О том, что в течение недели рекомендуется жить в построенных шалашах у дома, напоминают надписи на «стенах». Однако современные последователи не ночуют в шалаше, а стараются дважды в день принимать пищу в этом своеобразном жилище.


Можно установить сукку без особых усилий:  в комплекте продаются крепления и празднично раскрашенная синтетическая ткань для «стен». Украшают сукку обычно всей семьей или при помощи друзей и соседей.


В предпраздничные дни сукки устанавливают во дворах домов, на верандах и даже на балконах.


«Схах» (крыша из веток) должен состоять из растений, но обязательно из сорванных, срезанных или срубленных со ствола. Нельзя использовать для «схах» ветки дерева или кустарника, растущего из земли.


Нужно позаботиться, чтобы «схах» был густым —  внутри сукки тени должно быть больше, чем солнца. Однако «схах» не должен быть слишком плотным: необходимо, чтобы ночью сквозь щели в крыше проглядывали звезды.

Перед праздником принято приобретать «арбаа миним» — четыре вида растений, которые, наряду с суккой, придают ему неповторимый колорит, сопутствуют в течение всего праздника.


Считается, что эти растения являются символами разных типов евреев.

Эти четыре вида растений следующие:


Этрог (цитрон), плод цитрусового дерева, называют «плодом великолепного дерева». По форме он напоминает башенку — верхняя часть заканчивающаяся шпилем (который называется питам), сужается кверху, а нижняя часть его (где находится окец, «черенок») — расширяется книзу. Поверхность этрога полна выступов и впадин. Отличается изысканным ароматом и своеобразным вкусом. Этрог — символ еврея – мудреца и праведника.


Лулав — нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы, отличается своей прямизной и плотностью: все листья его должны плотно примыкать один к другому. Следует следить, чтобы ствол лулава не разветвлялся. Лулав удостоился того, чтобы вся связка «арбаа миним» называлась по его имени — «лулав». Причина этого заключается в том, что из всех «четырех видов» он наиболее заметный и остальные растения в праздничной икебане из четырех растений привязывают именно к нему.
Ветви лулава не имеют запаха, но плоды пальмы имеют прекрасный вкус. Лулаву уподобляют евреев, которые много учатся, но не делают добрых дел.


Адас, или миртовое дерево, имеет прекрасный запах, но не имеет вкуса. Ему уподоблены те евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела, но вместе с тем они не учат Тору.
Необходим «тройной» адас (мешулаш) — три веточки мирта: на каждом «этаже» из ствола выходят три листика, доходящие до следующего «этажа». Тем самым оправдывается название адаса в Торе: «дерево густолиственное».


Арава — ветви ивового дерева, не имеющего ни запаха, ни вкуса, — напоминают нам, что среди еврейского народа есть люди, которые не учат Тору и не совершают добрых дел.


В праздник, когда весь народ вспоминает свои вековые странствия, четыре вида растений соединяют в единое целое, что символизирует единство народа и взаимную ответственность друг за друга, а достоинства одних компенсируют недостатки других. Это должно придать всем этим четырем типам евреев ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом.
В букете должно быть соблюдено количество растений: одна ветвь финиковой пальмы, две ветви речной ивы, три ветви мирта и один этрог.

Есть и такое толкование: каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.


Первые два праздничных дня праздника Суккот, а также в Шмини Ацерет (восьмой день) зажигают праздничные свечи. Перед зажиганием свечей произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.


Есть обычай украшать сукку плодами


Обычно украшают семью видами плодов, которыми славится Израиль.


Праздничным угощением на Суккот считаются гранаты и хурма


Праздник Суккот совпадает с уборкой урожая, поэтому на праздничном столе обязательны овощи, фрукты и зелень. Традиционные блюда на Суккот обычно включают в себя фруктовые салаты из сладких фруктов, компоты, яблочный штрудель, символизирующий изобилие.


Подают фаршированные овощи, креплах (треугольные пельмени с куриным фаршем), тушеную говядину, жареную рыбу. Главное не что есть, а где есть в праздник Кущей. Лучше всего в сукке и всей семьей вместе!

Праздничные дни — раздолье для детей. У них — каникулы!

SAMSUNG CAMERA PICTURES


Дети не только ближе знакомятся с природой, историей и традициями, но с удовольствием изготавливают поделки, практикуются в гончарном деле.


Во время праздника каждый из шалашей превращается в гостеприимный дом, куда можно заходить без особого приглашения.

This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/201399.html. Please comment there using OpenID.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лечим печень после праздников
  • Летят журавли праздник
  • Летчики вов сценарий
  • Летчик праздник когда
  • Летучий корабль пьеса сценарий