Литературная беседка сценарий

Сценарий арт-встречи поможет разнообразить внеурочную деятельность по литературе

Сценарий арт-встречи

«Литературная беседка».

 Здравствуйте, многоуважаемые участники и зрители нашей арт-встречи «Литературная беседка». Слова «литературная беседка», я думаю, понятны всем. А вот что такое приставка АРТ? Это создание чего-то нового средствами искусства.

Действительно, книги,  музыка, живопись, театр, кино  способны сотворить чудо возрождения души. И счастлив тот, кто способен к творчеству. Он спасается сам и спасает других от рутины жизни, от дурных поступков и черных мыслей, даруя нам свое искусство.

1-й Вед.

Мир красок в музыке разлит,

И если даст господь таланта,

Поэт в себе соединит

Художника и музыканта.

Все встанет на свои места –

Полутона, оттенки, звуки…

Восторжествует красота,

Спасая нас от зла и скуки! (Е. Лебедев)

1-й Вед.

Песней, стихами, музыкой порой можно сказать очень многое.  Аккорды  помогут там, где бессильны обычные фразы и интонации; помогут выразить то, что  на душе.

 Вашему вниманию предлагаются

     — сцены из спектакля по мотивам повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Спектакль приурочен к юбилею А.С.Пушкина;

  • литературно-музыкальная композиция «навеяно музыкой…»;

Ведущий 2«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце  любовью к миру, к человеку». Максим Горький:

Ведущий 1: Слушайте музыку, пойте песни, и ваш внутренний мир станет богаче. Как писал Платон: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Ведущий 2: Любите музыку и литературу! Любите театр! Приобщайтесь к прекрасному!

Ведущий 1: Верьте в волшебную силу искусства!

СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия по литературе

«Читаем любимые стихи».

(литературная гостиная).

Цель: привитие интереса к поэзии, умения слушать, читать и понимать поэтическое слово, развитие эстетического вкуса.

Методы:

1. Объединительно-иллюстративный

а) рассказ

б) выразительное чтение стихотворений

2. Демонстрационный

а) обращение к материалам стенда «Поэтическая Россия»

б) книжная выставка

Оборудование:

а) книжная выставка

б) чайный стол

Время проведения – 16 февраля 2017 года, 15.05 – 15.50.

Место проведения – кабинет литературы.

Участники – студенты 1-3 курсов, преподаватели, работники образовательного учреждения.

Ход занятия:

I. Вступительное слово хозяйки гостиной.

Добрый день, уважаемые гости, любители поэзии!

Говорить прозой о поэзии трудно потому, что стихи воспринимаются сердцем, чувствами, так же, как музыка, а попробуйте сказать о музыке!

Слушая музыку или читая стихи, каждый по-своему ощущает красоту, каждому они говорят о своем и по-своему, каждый находит и любит в стихах что-то своё, необходимое его внутреннему миру. А любовь к поэзии, к музыке, вообще к искусству – естественная потребность человеческой души.

Поэзия, как музыка и живопись, как всякое великое искусство, существовала и будет существовать вечно, помогая каждому человеку отвечать на бесконечно многие жизненные вопросы, делить с ним печаль, радость, раздумья и трепет, сомнения, озабоченность и восторг.

II. Вечные строки (литературный монтаж из стихов, ставших классическими).

1 чтец: Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны облака

(Ф. Тютчев)

2 чтец: Мороз и солнце!

День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин)

3 чтец: Люблю весну в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом!

(А.А. Фет)

4 чтец: Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

(Е. Баратынский)

5 чтец: О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(А.А. Блок)

6 чтец: Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей!

(Р. Гамзатов)

7 чтец: Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

(С. Есенин)

8 чтец: Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!

(Н. Заболоцкий)

9 чтец: Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

(М. Лермонтов)

10 чтец: Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

(В. Маяковский)

Хозяйка гостиной. Какие они разные – эти стихи! Да, не сразу приходит к нам понимание и ощущение стихов. Многое требуется от читателя для того, чтобы уметь отличить совершенное стихотворение от несовершенного. Но чем старше становится человек, тем острее и тоньше становится его вкус.

III. Чтение любимых стихотворений.

(Присутствующие читают свои любимые стихи, обмениваются впечатлениями, беседуют, пьют чай).

IV. Заключительное слово хозяйки гостиной.

Поэзия учит нас проникновению в самые сокровенные стороны духовной жизни человека, учит понять другого человека, делает человека нравственно богатой личностью, привлекающей к себе людей, помогает нам находить друзей – и что важно – единомышленников.

И ещё: мы в нашей стране обладатели несметных поэтических богатств. Наша поэзия – созвездие блистательных имен. Ломоносов, Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Есенин, Ахматова, Цветаева, Бродский, Пастернак, Евтушенко, Рождественский, Друнина, Ахмадуллина, Рубцов и … Море неисчерпаемых поэтических богатств!

Любите поэзию, читайте стихи!

Преподаватель литературы и русского языка – Карелина Е.Г.

Встреча выпускников

Рыжая женщина вышла из дверей торгового центра Галерея и закурила тонкую сигарету. Она рассеяно посмотрела по сторонам и пошла вдоль стоящих машин. Около одной черной машины она невольно повернула голову, потом ещё раз, как будто узнала кого-то за рулём. Выкинув сигарету, она подошла к открытому окну с пассажирской стороны и эффектно нагнулась, как в фильме Красотка.

– Извини, – сказала она мужчине с аккуратной бородкой. – Николай? Выпуск девяностого года двадцать второй школы? Десятый бэ?

Мужчина нахмурился и окинул незнакомку взглядом.

– Ну… Может и Николай… смотря, кто спрашивает…

– Ну, ты чего! Светка я, из параллельного! Выпускной не помнишь? Шампанское, фейрверки, рассвет встречали. А кто тебе в туалете, на выпускном… – рыжая сделала недвусмысленные движения языком за щекой. – Забыл, поди, уже? А какие слова говорил мне тогда, Коля…

Мужчина усмехнулся.

– Ну-ка садись, и по подробнее.

Рыжая села на переднее сиденье

– Ну, Коля, – она достала зеркальце из сумки и, подводя помадой губы, спросила. – Так ты меня не помнишь? Почти тридцать лет прошло.

– Помню, помню, всё помню, и тебя и выпускной  и как мы на выпускном…

Она положила зеркальце в сумку и улыбнулась ему. Раздался глухой выстрел. Николай дёрнулся, так и остался сидеть с открытым ртом и открытыми глазами. Рыжая открыла бардачок и вытащила документы.

– Ну, Коля, а теперь расскажи, зачем ты Ржавого на деньги кинул? –  она развернула водительские документы и прочитала. – Олег Васильевич… Какого черта!?  Так ты не Николай?

Она ударила по щеке водителя, который с ужасом смотрел в лобовое стекло и держался за грудь, куда выстрелила незнакомка.

– Нет… – просипел он и повертел головой.

– Ну а кого черта ты мне тут кивал? Николай! Николай! Черт! Что я шефу скажу?  Номера же у машин совпадают! Какого лешего ты тут стоишь? Работать мешаешь?

Рыжая ругалась на подстреленного Николая, который оказался Олегом, а со стороны казалось, что это жена кричит на мужа, который отказывается реагировать на её крики.

– Ладно, черт с тобой, живи! – она достала телефон. – Скорая? Пулевое ранения в область грудины, ещё двадцать минут будет жив. Почему я знаю? Ну, потому я знаю куда стреляю! Чего вы там орёте? Выезжайте клиента спасать!

Она назвала адрес и откинулась на сиденье.

– Ну и сволочь же ты, Олег! Всю работу мне испортил! – вздохнула она глубоко.

В этот момент в боковое зеркало она увидела нужные номера черной машины и водителя с аккуратной бородкой.

– Блиииииин… ну если и это не Коля… – протянула она, и, повернувшись к прерывесто дышащему Олегу, сказала. – Смотри, узнаю, что ты много болтал, приду к тебе в больничку и пиф-паф. Понял?

Тот еле качнул головой

– Да не ссы, там только рёбра треснули, заживёт! Сиди не дёргайся! – и вышла из машины

Она достала из сумки длинную сигарету и пошла по направлению нужной машины, водитель сидел и смотрел в телефон. Она остановилась напротив открытого окна машины и начала щёлкать зажигалкой, та не поджигала.

– Позвольте прикурить? – обратилась она к водителю, тот поднял голову и пока доставал зажигалку, она сказала

– Николай? Десятый бэ? Двадцать вторая школа?

– Наташка?  – удивился тот.

– Угадал! – весело сказала рыжая

–  Погоди, ты ж всегда блондинка была!

– Ты точно Коля?  – уточнила рыжая, помня о своей ошибке.

– Да точно! Точно! Ты чего? Забыла, как  после выпускного на квартире у Мишки зависли? Мы с тобой! Вдвоём! Ну-ка, садись!

Рыжая села на переднее сиденье. Раздался глухой выстрел.

Она сидела и перебирала документы водителя.

– Зажми крепче, а то кровь течёт. Да не кряхти и дёргайся, больно что-ли? Ну вот нафига вы себе бороды все понаотращивали? Нафига вы эти номера с тремя семёрками лепите? Все на черных тачках, все с одинаковыми номерами и на одну рожу, пока нужного человека найдёшь – пол-Питера завалишь, – сокрушалась рыжая, глядя на водительское удостоверение

– Ну, Николай Михайлович… – сказала она, поворачивая лицо Николая из стороны в стороны и внимательно разглядывая его.

Подъезжала Скорая с сиреной.

– Ржавому деньги верни, – продолжила она, тот кивнул. – А то насовсем тебя пиф-паф. Да зажми крепче! Вон кровищи натекло сколько! Чего ты ноешь, как баба! Ладно, пойду врача тебе позову, живи, красавчик.

Она шлёпнула его по щеке, чмокнула губами воздух и не торопясь пошла к Скорой.

(Просмотров за всё время: 65, просмотров сегодня: 1 )

Автор публикации


1 381

Комментарии: 108Публикации: 29Регистрация: 26-10-2022

Литературная гостиная « И Пушкин нам опять сердца расшевелит…»

1 ведущий

Это имя — знакомое с детства —
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь!

Портрет А.С. Пушкина.

С самого детства входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель прекрасного и дорогого в человеке.

Пушкин – солнце русской поэзии, великий русский поэт.

2 ведущий

А.С. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас – это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Любое из человеческих чувств — печаль и гнев, грусть и радость, любовь и дружба – он поднимал в своей поэзии до высочайших точек.

1 Ведущий.

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт.
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.

(Михаил Кузьмин)

2 Ведущий.

Текут родимые слова
Сквозь толщу времени былого,
Сквозь посвист хвои, шум берёз.
Я весь его могучий рост.

Мне кажется, что Пушкин пишет,
Он на земле, он среди нас.
И чутким своим ухом слышит
Дыхание народных масс!

(Виктор Боков)

1 Ведущий. Да, Пушкин – наш,этот гениальный чародей земли русской. Любовь вечная и всегда новая. Любовь благородная и нежная, возвышенная и необыкновенная, простая в своем бесконечно естественном ощущении Пушкина. Сегодня мы открываем самые прекрасные и трагические страницы А.С.Пушкина.

Детский портрет А.С. Пушкина.

2 Ведущий. 1799 год, 26 мая (6 июня), четверг. В Москве ветрено и прохладно. Пасмурное небо, дождь. В этот ненастный день на Немецкой улице в доме Ивана Васильевича Скворцова у жильца его, майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.

(слайд 3) Великий русский поэт родился 6 июня 1799 года в Москве на улице Баумана 10. Там и доныне прикреплена мемориальная доска с надписью: “Здесь родился Пушкин”.

Семья Пушкиных была родовитая, но небогатая. Род Пушкиных принадлежал к полулегендарным героям, участникам походов: Александра Невского в битве его со шведами у устья реки Ижоры (1240) и Дмитрия Донского в битве с татарами на поле Куликовом (1380) в верховьях Дона. Многие из предков, как Пушкины, так и Ганнибалы, были видными государственными деятелями.

(слайд4)Портрет отца.

1 Ведущий. Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Предки Пушкина со стороны отца были уважаемыми людьми при царском дворе.

(слайд5)ПОРТРЕТ МАТЕРИ.

МАть Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, арапа Петра великого, ставшего впоследствии русским генералом.

Портрет деда.

А родился прадед Пушкина в Африке, в богатой княжеской семье. Маленьким мальчиком он был взят в плен, привезен в Россию и подарен русскому царю Петру. За трудолюбие и большие умственные способности был отправлен царем Петром учиться во Францию. Вернувшись в Россию, стал великим государственным деятелем.

(слайд6) Брат и сестра.

2 Ведущий. Занятые светской жизнью, родители Пушкина уделяли мало внимания детям, которых в семье родителей Пушкина было 3. Старшая дочь Ольга, Александр, младший сын Лев.

1 Ведущий. Маленький Саша по свидетельству старшей сестры был толстым неповоротливым молчаливым мальчиком. Он очень любил свою няню Арину Родионовну и бабушку Марию Алексеевну.

Воспитанием Саши и Оли занимались гувернеры- французы, которые были плохими учителями и воспитателями. В доме господствовал французский язык, так что читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой, образный и богатый. Это дядька Никита Козлов, няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.

В комнате бабушки Саша нередко забирался в большую корзину, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, которая стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине.

2 ведущий Когда Саше исполнилось 5 лет, М. А. Ганнибал стала учить его читать и писать по- русски.

Чтец.

Мастерица ведь была И откуда что брала!
И куда разумны шутки, Поговорки прибаутки,
Небылицы, былины Православной старины!
Слушать так душе отрадно, И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел.

(слайд7) Портрет няни.

1 Ведущий. Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна Яковлева, няня поэта. Русские народные сказки, песни, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи — словом, все богатство разговорного русского языка и русского фольклора раскрывалось перед мальчиком в словах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной, детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку. Он звал ее мамой, мамушкой и посвятил ей немало поэтических строк.

Арина Родионовна знала множество народных русских песен, сказок, прибауток, пословиц и была замечательной рассказчицей. Всё это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.

Чтец.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало:
Едва дыша, прижмусь под одеялом,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник, из глины,
Чуть освещал глубокие морщины,
Другой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало,
Все в душу страх невольный поселяло;
Я трепетал, и тихо наконец
Томление сна на очи упадало.

2 Ведущий Рядом с домом-музеем Пушкина в Михайловском, под сенью большого двухвекового клёна, среди кустов сирени, жасмина стоит маленький деревянный флигелёк. Это знаменитый домик няни Александра Сергеевича.

В горницу няни приходил поэт отдохнуть и послушать чудесные сказки и песни Арины Родионовны.

Домик няни заставляет каждого пришедшего сюда вспомнить образ этой замечательной женщины, которой великий поэт обязан глубоким знанием народного творчества, и имя которой он обессмертил.

Показ иилюстрации домика няни.

 ( слайд8) 1 Ведущий. Много позднее Александр Сергеевич записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для сказки “ О мертвой царевне и о семи богатырях».

Показ сказок.

Слух Пушкина – мальчика пленён был напевами няни. В стихотворении «Зимний вечер» поэт вспоминает эти напевы.

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Чтение стихотворения « Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?

Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила, спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка, бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

1 Ведущий. В доме у Пушкиных по-настоящему любили и ценили литературу. Ещё мальчиком Александр прочитал множество книг. В семь лет Пушкин впервые попал в деревню, село Захарово.

2 Ведущий. Роль Захарова, этой скромной и маленькой деревушки в жизни великого поэта нельзя недооценивать.
Природа, крестьянский труд и крестьянское, органически живое и разнообразное искусство: песни, пляски, и хороводы, да и просто сама по себе русская речь –всё это вместе уже не было колыбельной сказочной песнью, это уже дыхание самой жизни.

В Захарове Пушкины проводят лето и осень с 1804 по 1811 годы.

2 Ведущий. Пушкин рано выучился читать. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся перечитана. Память у мальчика была великолепная, много из прочитанного знал наизусть.

В доме Пушкиных часто собиралось общество знаменитых в то время писателей: приходил Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков. Отец разрешал Саше присутствовать на собраниях. Там шли горячие литературные споры, гости читали стихи, поэмы, прозу. Мальчик внимательно слушал, и в нем рано пробудилось желание писать.

(слайд9) Портреты писателей .

(слайд10) Ведущий. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Сергей Львович и Надежда Осиповна определили своего сына в Царскосельский лицей, который находился недалеко от Петербурга.

19 октября 1911 года было открытие Лицея.

( слайд11 Лицей)

С этого времени начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и его друзей- лицеистов: Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига.

Портреты друзей.

Чтец.

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа-
Еще грозил и колебался он.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… И племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.

1 ведущий
19 октября 1811 года в Царском селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
Лицей разместился в пристройке царского дворца. Вокруг простирался великолепный парк с могучими деревьями, прудами, памятниками в честь событий русской истории.

Самым близким другом Пушкина стал Иван Пущин, или, как называли его лицеисты, Жанно. Именно ему Александр Сергеевич посвятил стихотворение « И.И.Пущину», когда Пушкину пришлось два года прожить в ссылке в селе Михайловском – это имение родителей в Псковской губернии. Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество. И вот однажды ранним морозным утром к поэту приехал его лицейский друг Иван Иванович Пущин. Иллюстрация.

Чтение стихотворения « И.И.Пущину».

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!

(слайд12) Пушкин на экзамене.

2 Ведущий. “ Это было в 1815 году на публичном экзамене в Лицее. Мы волновались очень, когда узнали, что будет присутствовать на экзамене Державин. Дельвиг даже вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать руку этому замечательному русскому поэту. В ту пору Державин был уже очень стар. Экзамен наш его сильно утомил. Он сидел, подперев голову рукой. Лицо его ничего не выражало, глаза были мутны. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели, он преобразился весь. Читали его стихи, его стихи хвалили. Он слушал с живостью необыкновенной.

Наконец вызвали меня. Я прочел мои “ Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Державин был в восхищении от стихов, он требовал меня к себе, он хотел меня обнять, но я убежал. Меня долго искали, но не нашли».- вспоминал А.С.Пушкин об экзамене.

1 ведущий Пушкин об экзамене

э“ Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном кзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Он слушал с живостью. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “ Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей, когда дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.”

До конца своих дней А.С. Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство.

Чтец.

Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, не разделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни завело,
Все те же мы: нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское Село…

(слайд13) Пушкин в Петербурге.

2 Ведущий. В 1817 году Пушкин окончил лицей и уезжает в Петербург. Там он зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Служба оставляла много свободного времени, и он с жадностью отдался соблазнам столичной жизни. Он полюбил театр, балет, светские вечера. Возвратившись далеко за полночь домой, он удобно устраивается за своим письменным столом и пишет, пишет, пишет…

Именно в 1820 году в Петербурге А.С. Пушкин создает свою замечательную поэму “Руслан и Людмила”. Василий Андреевич Жуковский, восхищенный написанной поэмой, подарил автору свой портрет с надписью “ Победителю- ученику от побежденного учителя 25 марта 1820 г.”.

1 ведущий Язык этого произведения простой, шутливый, истинно народный. Сквозь дым веков родной истории встает перед читателями поэтическая картина русской земли, дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

2 Ведущий. В годы петербургской жизни Пушкин создает ряд стихотворений, где резко осуждает крепостное право, призывает отдать жизнь борьбе с самовластием, посвятить отчизне души прекрасные порывы.

(слайд14) 1 Ведущий. За вольнолюбивые стихи А.С. Пушкин был отправлен в южную ссылку, а затем в село Михайловское.

Показ иллюстрации с. Михайловское зимой.

В Михайловском Пушкина встретила вся семья, недовольная опальным поэтом. Радостно только встретила своего питомца Арина Родионовна, няня поэта, теперь уже старушка.

Долгими зимними вечерами горел огонь в комнате няни. В эту светлицу часто приходил Александр Сергеевич, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у Бога за пазухой. Тут было тепло. На лежанке в углу, свернувшись в клубок, дремал серый кот. Пушкин и сам взбирался на лежанку. Они с Ариной Родионовной много болтали, хотя няня всегда была за работой: вязала чулки, латала старую юбку, вертела нить на веретене. Но самым замечательным в эти долгие зимние вечера были нянины сказки. Она их мастерски сказывала, пересыпая пословицами и поговорками. Эти нянины сказки, приговорки, песни Пушкин записывал в блокнот. Неслучайно лучшие сказочные творения родились после Михайловской ссылки.

(слайд15)

2 Ведущий. Много позднее был записан рассказ кучера Пушкиных о взаимоотношениях Александра Сергеевича с нянюшкой. “ Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть: “Здорова ли мама?” Он ее все мамой называл, а она ему нараспев:“ Батюшка, ты за что это меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?” “Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила”, — отвечал поэт.

Вернувшись из ссылки в 1826 году, Пушкин посветил няне прекрасные строки.

Чтец. Чтение стихотворения « Няне».

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь…

1 Ведущий. После Лицея мы видели Пушкина и за большой работой, и принимающего гостей у себя, и члена литературных кружков и обществ, и автора серьёзных политических стихотворений, направленных против самодержавия и крепостничества. Но в то же время он не утратил своей резвости, непосредственность, шаловливость.

2 Ведущий. Вот случай рассказанный известной трагической актрисой А.И.Каратышкиной (Колосовой). В 1818 г. после жестокой горячки ему обрили голову, и он носил парик. Как-то в Большом театре, он вошёл к нам в ложу. Мы усадили его в полной уверенности, что он будет сидеть смирно. Ничуть не бывало. В самой напряжённой сцене Пушкин, жалуясь на жару, снял с себя парик и начал им обмахиваться, как веером. Это рассмешило сидевших в соседних ложах, мы же стали унимать шалуна; он же со стула соскользнул на пол и сел у нас в ногах, прячась за барьер, наконец, кое-как надвинул парик на голову, как шапку, нельзя было не смеяться. Так и просидел до конца. Свобода и любовь для Пушкина не только чувства, соперничающие в сердце человека; любовь для поэта – тоже свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняется никому и ничему, даже собственной воли человека.

2 Ведущий. 6 мая 1820г. начинается южная ссылка поэта за стихи против правительства, которая длится 4 года. Высылка из Петербурга открывает новую полосу в жизни поэта

. Пушкин на Кавказе.

1 Ведущий. Он пишет южные поэмы: «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан».

2 Ведущий. В мае 1823 года начинает большой роман в стихах «Евгений Онегин». Летом 1823 года Пушкин переезжает в Одессу.

2 Ведущий. Творчеством Пушкина открывалась новая полоса в развитии русской литературы. Гениальный поэт, Пушкин явился основоположником и реалистической прозы. В «Повестях Белкина» он рисует незнакомые до этого отечественной литературе образы героев, стоящих на нижних ступнях социальной лестницы. «Повести» были написаны в период знаменитой «Болдинской осени»1830 года.

Слайды Болдино.

1 Ведущий. Осенью 1830 года в Болдине поэт с тревогой и надеждой, заглядывая в будущее, писал:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнует море.
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья,
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть, на мой закат печальный,
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

2 Ведущий. И эта заветная мечта поэта исполнилась. Его закат был озарён улыбкой любви, большого личного счастья.

1 ведущий

Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души.

Любовь и дружба присутствуют в стихах, адресованных Екатерине Бакуниной, Елизавете Воронцовой, Анне Керн, Марии Волконской, Александре Смирновой — Россет, Наталье Гончаровой.

Свобода и любовь для Пушкина не только чувства, соперничающие в сердце человека; любовь для поэта – тоже свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняется никому и ничему, даже собственной воли человека.

Екатерина Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. Поэт на всю жизнь запомнил свою первую робкую влюблённость. К ней обращены многие стихи и элегии. С нежностью вспоминал о ней поэт и долгие годы спустя в черновых записях 8 главы “Евгений Онегин”. К ней обращается он в стихотворении “Разлука”. “О, милая, повсюду ты со мною” (звучит стихотворение).

2 ведущий .Елизавета Воронцова – жена Воронцова, новороссийского генерала – губернатора. В 1823-1824 годах, будучи в Одессе Пушкин, был ею страстно увлечён. В своём Михайловском изгнании поэт рисует на полях рукописей тонкий профиль Воронцовой, (показать иллюстрацию) слагает посвящённые ей тревожные строки.

Всё в жертву памяти твоей” — звучит стихотворение.

Ведущий 1:

Показ портрета А.нны Петровны Керн.

Анна Керн… Встреча с ней в годы Михайловского заточения произвела, по признанию Пушкина, “впечатление… глубокое и мучительное. Благодаря этой встрече появилось одно из лучших лирических творений поэта:

Чтение стихотворения « К***».

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…

В томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный и снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный, твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновленья, без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

2 ведущий Мария Николаевна Волконская – одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был дружен с её семьёй и знал её ещё девочкой, задумчивой и мечтательной. Её своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство.

Звучит стихотворение “Я помню море пред грозою…”

1 Ведущий

Александра Осиповна Смирнова – Россет – очень образованная и начитанная женщина, страстно увлеклась искусством и поэзией. Познакомилась с Пушкиным в 1828 году и особенно подружилась с ним летом в 1831 году в Царском селе.

Александр Сергеевич любил её общество, ценил её живые рассказы, непринуждённый и образный язык.

Ей он адресовал следующие строки.

Звучит стихотворение “В тревоге пёстрой и бесплодной».

2 Ведущий

А сейчас нам предстоит открыть самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни поэта.

Портрет Н.Н.Гончаровой

Наталья Николаевна Пушкина, жена поэта, урождённая Гончарова.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были ещё той любовью, тем чувством, которое захватило его теперь.

Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели в эти годы им Звучит стихотворение “Я думал, сердце позабыло”.

Другой портрет Н.Гончаровой

Ведущий 1

Впервые Пушкин увидел её зимой в 1828 году на одном из московских балов. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой.

! Звучит стихотворение “Цветок”.

Ведущий 2:

Пушкин глубоко и нежно любил Наталью Николаевну. Тихим октябрьским вечером Александр Сергеевич попросил художника Карла Брюллова написать портрет своей молодой жены. Он звал её просто Натали.

Портрет Н.Гончаровой работы Карла Брюллова

Чувство глубокой любви он сохранил к ней на протяжении всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека. О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то злословил, кто-то пытался очернить её.

Александр Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не сможет быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал её портрет (показывает портрет), запечатлевший образ прекрасной женщины для потомков.

Спокойное лицо, с тонкими чертами, кротким взглядом, нежность в каждом движении…

А платье Натали одела то, в котором Александр Сергеевич её впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день в их жизни.

Звучит стихотворение “Мадонна”.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.

.

СЦЕНКА.

Пушкин. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой прелестной женой Наташей, произошла зимним вечером 1828 года на балу танцмейстера Игоря. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрый от снега, и прямо с порога кричит…

(Вбегает Вяземский)

1 Ведущий. Осенью 1830 года в Болдине поэт с тревогой и надеждой, заглядывая в будущее, писал:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнует море.
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья,
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть, на мой закат печальный,
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Вяземский. Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Игорю, выбирать мне молоденькую невесту.

Пушкин. Я не успел слова сказать, как очутился в санях.

Вяземский. А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.

Пушкин. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

(Звучит 4 сочинение Шопена)

Вяземский. Из особняка доносились звуки волшебной музыки. И в больших окнах мелькали силуэты дам и кавалеров.

Пушкин. Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило и волновало душу. Петр что-то говорил. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её в прозрачном облаке воланов и кружев, среди молодых поклонников. Я шагнул навстречу своей судьбе.

(Звучит вальс из балета «Спящая красавица»)

Пушкин приглашает Натали на танец. К ним присоединяются другие.

1 Ведущий. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже её. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Пушкин.

Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать.
Я говорил: тому, что было
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легкозерные мечты.
Но сердце вновь затрепетало
Перед мощной властью красоты.

Натали.

Звезда моя! Свет предречённых дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
В тебе она заветная читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь.
Гори, гори! Не выгорит он здесь.

(Уходят вальсируя)

2 Ведущий. Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. Ответ матери не определённый. Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уехал на Кавказ и только в конце сентября вернулся в Петербург. И снова холодный прием.

Пушкин. А я не строил иллюзий насчет будущей женитьбы и возможно счастья. Мне было тяжело. Я знал кто я, что я, зачем….

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Душу мне наполнил страстно,

Уж с сомненьем волновал.

Пушкин. Участь моя решена. Я женюсь! Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали мои глаза, боже мой – она моя!

1 Ведущий. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец. Согласие было получено. В конце августа накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино, для устройства своих денежных дел. Ехал на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окружённый холерным карантином. Три месяца тревог, тоски ожидания, беспокойства за невесту, оставшуюся в Москве, три месяца уединения и необычайного нечеловеческого взлета таланта и творческих способностей: две последние главы Онегина, около тридцати стихотворений и пяти повестей, несколько маленьких трагедий.

2 Ведущий. Наконец, дорога в Москву открыта. Он встретил Натали, и не было для него более счастливых минут. Однажды с друзьями Пушкин приехал в дом Чухина послушать цыганский хор и встретился здесь с молодой певицей цыганочкой Таней.

СЦЕНКА.

Цыганка Таня (увидев Пушкина, говорит подругам по-цыгански): Дыка, дыка, на нелечо таки вашискези (смеются)

Пушкин. Что вы сказали? Что ты сказала?

Таня. Ничего не сказала, что вы надо мной смеётесь, поваренком зовете. Давайте-ка лучше, Александр Сергеевич, я тебе нагадаю судьбу твою (раскладывает карты). Ждёт тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая. Будешь страдать и писать, а потом дорога ждёт тебя ранняя… Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной – развеешься!

(Пляшут)

1 Ведущий. А 16 февраля они снова встретились.

Пушкин. Ах, радость моя, как я рад тебе, здорово моя бесценная. (Сел и задумался) Спой мне, Таня, что-нибудь на счастье. Слышала, может быть, я женюсь?

Таня. Как, не слыхать! Дай вам бог Александр Сергеевич.

Пушкин. Ну, спой, Таня, мне спой?

2 Ведущий. Наконец 18.02.1831 г. в церкви Вознесения, что у Никитских ворот венчание. (Сцена венчания. Во время обряда, когда молодые шли кругом, Пушкин, задев за аналой, уронил крест и Евангелие, а при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин изменился в лице))

1 Ведущий. У Пушкиных было четверо детей.

Показ слайда ДЕТИ ПУШКИНА.

Позже, когда поэт живет с семьёй в Петербурге, по городу ползут слухи об открытом ухаживании за женой поэта приёмного сына голландского посланника барона Геккера – Жоржа Дантеса.

Портрет Ж.Дантеса.

Конфликт нарастает. Дантес чувствует себя уверенно в своих наглых домогательствах: ведь затеянная им интрига сплетена не без тайной поддержки высшего света.

1 Ведущий. Мысль о том, что честь его задета, для Пушкина нестерпима и 26 января 1837 года он посылает барону Геккерну резкое письмо, ответом на которое может быть только дуэль.

1 Ведущий Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась из-за Натальи Николаевны Гончаровой. Именно из-за верности мужу, ее нежелание флиртовать с другими мужчинами. Это вызвало у Дантеса месть. Разве мог Пушкин запятнать имя своей юной жены, подарившей ему четверых детей, жены, для которой Александр Сергеевич был и мужем и другом.

Они встретились 27 января 1937 года на Черной речке под Петербургом.

Показ слайда.

2 Ведущий. Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана поэта оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытал величайшие муки. Но несмотря на это, думал о других, и прежде всего – о семье. Простился и нашёл в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне. Картина была разрывающая душу…

2 Ведущий. Когда раненого Пушкина привезли домой, он больше всего волновался, чтобы Наталья Николаевна не узнала о тяжести его ранения. А Наталья Николаевна лежала без памяти, потрясенная горем, когда она увидела умирающего Пушкина, то бросилась к нему, упала перед ним на колени и, рыдая, восклицала: “ Пушкин, мой Пушкин…”

29 января 1837 года в 2 ч.. 45 минут пополудни поэта не стало.

1 Ведущий. Он был и остаётся гениальным поэтом, политическим писателем, который подарил нам великую прозу. Он – драматург, критик, историк, детский писатель. Он был другом декабристов, их учеником и учителем, был просто здоровым и весёлым, смелым и сильным человеком; умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он был незаменимый собеседник, бескорыстный друг. Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами.

2 Ведущий. За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой.

1 Ведущий. 37 лет было отпущено судьбой Пушкину. И за этих 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.

Пленительные его стихи завораживают нас колдовскими строчками — он поэт!

Сценарий поэтического вечера
«Встреча в литературной гостиной
«Полёт души»

Автор: Карязина Марина Николаевна

Организация: МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»

Населенный пункт: Оренбургская область, п. Новосергиевка

Цели:

1.Познакомить учащихся с творчеством их сверстников.

2. Воспитывать любовь к поэзии, чтению.

3. Объединить сообщество учителей, учащихся, родителей идеей популяризации литературного творчества одаренных детей и подростков.

4. Развивать умение слушать, сопереживать, сочувствовать.

5. Формировать интерес к творческой литературной деятельности.

Оборудование:

— Выставка книг литературного творчества учащихся, изданных в школьной типографии МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»

— Выставка рисунков учащихся

— Ноутбук

— Музыкальное сопровождение.

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия

Звучит музыка «Вальс-бостон» Яна Табачника

Учащиеся танцуют вальс на сцене

1 ведущий: Добрый день, дорогие гости и участники праздника! Сегодня наша литературная гостиная распахнула свои двери и рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.

2 ведущий: В нашей школьной типографии на протяжении нескольких месяцев велась работа по сбору и обработке литературного материала учащихся школ нашего района. В результате, при поддержке компании «Газпром нефть» были изданы 3 книги.

1 ведущий:

Уважаемые гости и юные дарования, мы отправляемся с вами в путешествие в прекрасный неразгаданный, таинственный мир словесного творчества.

2 ведущий:

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

1 ведущий: Эти строки из стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского можно взять эпиграфом нашего поэтического вечера.

2 ведущий: Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее, унылее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами.

1 ведущий: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни.

(Звучит музыка Сентиментальный вальс П.И. Чайковского)

2 ведущий: Любовь к русской природе всегда вдохновляла поэтов на создание истинных шедевров. Образы родной природы, сменяемые вместе с временами года, с нескрываемым патриотизмом и любовью к родным краям, описывали в своих произведениях русские писатели и поэты. Не оставила эта тема равнодушными и наших ребят.И сейчас ученики школы №3 прочтут свои стихи о природе.

***

Весенний лес, как ты прекрасен!

Как ты красив весеннею порой!

Здесь реки разливаются, играя,

И звери пробуждаются от сна.

К тебе все также прилетают птицы,

Чтоб новый дом создать себе опять.

И первые цветочки распускаются,

Хотя ещё не весь растаял снег.

Ах, побывать в лесу – одно лишь наслажденье!

Как я люблю тебя, весенний лес!

Капинус Константин

На закате

Не смогу пройти я весь

Тихий и безлюдный лес.

Он огромен и красив,

В нем особых много лип,

Его краски поражают

И людей так удивляют.

Все деревья, будто в пламени,

Полыхают ярче знамени.

Тут красоты всего края,

Лучше нет земного рая!

Пономарева Полина

***

Что можешь встретить ты в лесу?

Зайчонка, волка и лису.

Вот пролетают птицы:

Вороны и синицы.

Тут можешь ты найти грибы:

Опят, рядовок, рыжиков…

Собрать ты можешь тут малинку,

Боярышник и землянику.

Лес полон красок и цветов,

Чудесных звуков и мелодий.

Захочешь снова возвратиться

И красотою насладиться.

Вахитова Зарина

1 ведущий: Две сестры Раяновы Илянаи Аделина сочинили стихи о лете, послушаем, что у них получилось.

***

Вот и лето наступило.

Фрукты, ягоды, цветы

Распрекрасной красоты!

Лето

Облака бегут по небу.

Дети бегают по брегу.

Вокруг цветы прекрасные:

Белые, синие, красные.

Лето, лето к нам пришло!

Всё цветет и пахнет.

Столько света!

Столько цвета!

Сколько радости от лета!

2 ведущий:

А. Белоусова (школа №3) написала сразу несколько стихотворений о разных временах года. Послушаем её стихи.

Июнь

Палящий зной окутал землю,

От пыла-жара воздух дремлет,

Плывут неспешно облака,

Лениво сморят свысока.

В садах клубника щёки греет,

В ней слаще мёда мякоть зреет,

Свой пух роняют тополя,

И дождик просит вся земля!

Октябрь

Пожелтели берёзки, покраснела рябина.

Дождик мелкие слёзки роняет уныло.

Только ветру не страшно, октябрю он так рад,

И, играя, сдувает осенний наряд.

Апрель

Оживает природа, снова птицы запели,

Зазвенели ручьи после марта капели.

Просыпается лес, набухают все почки,

Скоро выйдут на свет молодые листочки.

Умываются сосны, талый снег с них стекает,

А весёлый скворец домик свой подправляет

И, боясь опоздать, солнце раньше восходит,

Торопитесь проснуться! Как весь мир превосходен!

В книгу «Проба пера» вошли и другие стихотворения, и рассказы Александры Белоусовой.

— Саша, расскажи немного о себе.

Саша, как давно ты начала сочинять стихи, сказки, рассказы?

— Назови своего самого любимого поэта.

— Что тебя вдохновляет на создание стихов?

1 ведущий: Хаустов Дмитрий из Новосергиевкой средней школы №4 прочтёт стихотворение о красоте нашей родной природы.

***

Над рекой туман ложится,

По дороге тройка мчится,

Вдалеке за косогором

Расстилаются просторы

Милый сердцу край родной

И обильный, и большой.

Все мне это сердцу мило,

Лучезарно и красиво.

(Звучит музыка В. Баснера «На безымянной высоте»)

2 ведущий:

Стихотворения о войне – особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Эта тема нашла отклик в душе наших ребят.

1 ведущий:

Васильева Карина (Новосергиевская школа №1) прочтёт свое стихотворение «А знали бы вы, что такое война…»

***

А знали бы вы, что такое война.

Война – это очень большая беда,

Война – это горе в наших глазах,

Война отразилась на женских лицах.

Война – это боль, содержащая страх.

У женщин и стариков на устах,

Всё те же просьбы с мольбой:

«Спаси, прошу, Господь мой!»

Все матери детей отдавали своих,

На смерть отправляя живых.

Ведь знали они, что за Родину мать

Надо кому-то, да воевать.

Погибло тогда очень много парней,

Ничем не жалевших душою своей,

Шли они в бой, всё смелее, смелей.

И вот в 45-ом закончилась боль,

Закончился страх.

Погибших тогда уж развеялся прах.

Пришла долгожданная ими победа,

И ликовал весь народ до рассвета

2 ведущий:

Ижока Андрей из Сузановской средней школы написал стихотворение «Врагу Россия не сдалась»

Врагу Россия не сдалась

Бывает так и очень часто,

Что, не вникая в смысл слов,

Ты произносишь их напрасно,

А кто-то к ним и не готов.

Есть много слов на белом свете,

Но слово страшное – война.

Его не понимают дети.

В войну играют, как всегда.

Но если взять, кого постарше,

Дедов иль прадедов моих,

Заплачут ветераны наши

От слова страшного для них.

Заплачут, может быть, негромко,

Но в памяти всплывают звонко

Друзей погибших имена,

Что жизнь отдавши за победу,

Уже не встанут ото сна.

Война: жестоки были дни,

Сироты, вдовы голодали,

И чтобы выжили они,

Вручную хлеба добывали.

На фронте громыхали танки,

Казалось, небо разорвется,

И жили воины в землянке,

И ели мало, что придется.

Жизнь не жалея, наши деды

Шли в бой отважно, не страшась,

Чтоб позади остались беды –

Врагу Россия не сдалась!

Война – все знают это слово.

Но все ли знают его суть?

Произнося впустую, снова

Над ним задумайся чуть-чуть.

Спасибо, Андрей. Расскажи нам немного о себе.

— Со скольки лет ты пишешь стихи?

— О чем тебе нравится писать стихи?

1 ведущий:

Рогачёва Мария из Новосергиевской средней школы №4 сочинила стихотворение «День Победы»

День Победы

День желанной Победы

Все мы ждали давно!

Он пришел! Всюду праздник,

И на сердце тепло!

Прогремели салюты

В нашей славной стране!

Будьте бдительней, люди,

Мир храните себе!

(Звучит музыка Д.Б. Кабалевского «Школьные годы»)

2 ведущий:

Вот ещё одна тема которая волнует наших юных поэтов. Это тема родной школы. Творения наших ребят получились очень искренними и трогательными. Ведь школьные годы самые лучшие в жизни. А время учебы в начальных классах одно из самых беззаботных.

1 ведущий:

Учащиеся Новосергиевской средней школы №3 прочтут свои стихи о школе.

***

Класс наш в школе самый лучший,

В нём уютно и тепло.

И с учительницей нашей

Нам, скажу вам, повезло.

Пусть уроков в школе много,

Одолеем, не беда!

И помогут нам учиться

Наши добрые учителя.

Сюндюков Даниль

***

Школа – наш любимый дом.

Мы в ней весело живём!

Учимся читать, писать,

Математику решать.

Школе нашей – юбилей.

Больше века уже ей!

Степанова Виктория

***

Школа, школа дорогая!

Очень я люблю тебя!

Ты одна у нас такая,

Не забуду никогда.

Здесь я знанья получаю,

Книги учат нас любить.

За поступки отвечаю,

Дружбой буду дорожить.

Я люблю тебя, родная,

И хочу тебе сказать:

Ты одна у нас такая,

Молодец, вот так держать!

Рахимова А

***

После каникул мы в школе опять,

Будем стараться учиться на пять.

Рады мы школьным учителям

И своим близким хорошим друзьям.

Много задачек мы будем решать,

Книги читать и диктанты писать.

Если трудиться, а не лениться,

Многого в жизни можно добиться!

Полуэктова Настя

МОБУ «Новосергиевская СОШ №3»

2 ведущий:

Яна Слабоспицкая посвятила стихотворение своим учителям. Она его так и назвала «Учителя».

Учителя

Школа смотрит добрыми глазами,

Открывая кабинеты вновь,

И листы тетрадей зашуршали,

Потому что начался урок.

Учитель около доски

Вновь объясняет теоремы,

Читает Пушкина стихи,

И учит нас решать проблемы

И, улыбаясь, видит нас.

И как растем, и как взрослеем,

Как на его глазах умнеем.

Учитель нам становится родным,

Уроки жизни учим с ним.

С ним нам уютно и тепло.

Улыбка на лице, в глазах добро.

1 ведущий:

Яна написала не одно стихотворение, темы её стихов очень разные. Несмотря на столь юный возраст, её лирике присуща особая «взрослость», серьёзность мысли и чувства.

— Яна, что значит для тебя поэзия?

— Что для тебя является источником вдохновения?

— Что бы ты хотела пожелать ребятам, которые только начинают пробовать писать стихи?

(Звучит музыка Юрий Чичков «Из чего же сделаны наши мальчишки»)

2 ведущий:

А сейчас мы узнаем, что же ещё волнует наших поэтов, о чем ещё написали наши ребята?

1 ведущий:

Мальнева Кристина, ученица школы №1, сочинила загадку, сейчас она вам её загадает.

Он пушистый и смешной,

А на лапках у него подушечки.

Часто любит он поспать

И поиграть в игрушечки.

(Кот)

2 ведущий:

Молчанова Аня, ученица школы №1, прочтёт стихотворение о своей любимой кошке.

Моя кошка

Моя кошка-лапочка,

Ножки в пушистых тапочках,

Глазки изумрудом горят,

Как увидит своих котят.

Сладко мурчит обнимая,

Когда их к себе прижимает.

Преданно смотрит в глаза

Она говорит: «Их трогать нельзя».

Ушки держит востро,

Чтоб не обижал никто!

Это не сложно понять,

Ведь наша кошка — хорошая мать!

1 ведущий: А еще Аня сочинила басню, которую назвала «Две мухи».

Две мухи

(Басня)

Сидели мухи на стекле

И спорили, кто краше.

Одна: «Я ведь всех милей,

И умна, и младше!»

Ну, а другая ей в ответ:

«Я старше и мудрее,

И лапки у меня сильней,

И крылья серебрее!»

Вот мухи начали борьбу,

Кто из них важнее,

Но не заметили они,

Что нужно быть мудрее.

К ним тихо подошел мудрец

И шлепнул их хлопушкой.

Вот спору их конец!

Ведь нужно быть «вертушкой».

2 ведущий:

А сейчас прослушайте стихотворения Яны Слабоспицкой «Доброе утро»

Доброе утро

Доброе утро всем, кто проснулся,

Всем, кто себе и другим улыбнулся.

Тем, кто под боком, и тем, кто вдали.

Доброе утро, все люди Земли!

Доброго дня пожелайте друг другу,

Вирус добра передайте по кругу.

Радостью всех заразите, теплом-

Станем для ближнего светлым лучом.

Вечером добрым пусть день завершится,

Всё, что от Бога, пусть состоится!

И еще одно стихотворение-пожелание от Яны Слабоспицкой

Добрым людям — добрый вечер

Добрым людям — добрый вечер

Как подарок после дня,

Пусть опустятся на плечи

Пожеланья от меня.

Отдыхайте, вы устали.

Я желаю вам добра,

Чтоб сильнее телом стали

И поспали до утра.

Чтоб вам ночью не мешали

Дней обрывочные сны,

И чтоб сладко-сладко спали

Вы в объятьях тишины.

1 ведущий:

На нашем вечере прозвучали стихотворения, которые вошли в сборник «Проба пера». Конечно, мы услышали лишь небольшую часть из всего количества произведений. Здесь не только стихи, но и рассказы, и сказки, сочинённые нашими юными творцами. Познакомиться с остальными произведениями вы сможете, прочитав нашу книгу.

2 ведущий:

Изданную нами книгу мы хотим подарить в ваши школьные библиотеки.

Вручение книги

1 ведущий: Благодарим всех ребят и взрослых за участие в нашем мероприятии. Творческих вам успехов! На память о нашей встрече мы хотим подарить всем участникам закладки, изготовленные в нашей школьной типографии.

Звучит музыка «Читайте, читайте, творите, мечтайте»

Список используемых источников

  1. Внеклассные мероприятия: 4 класс./ Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина.-3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272с. – (Мозаика детского отдыха).
  2. https://infourok.ru/scenariy-poeticheskogo-vechera-poka-gorit-svecha-glazovskie-poeti-i-prozaiki-1928687.html

Приложения:

  1. file0.docx.. 109,0 КБ

  2. file1.docx.. 5,6 МБ

Опубликовано: 24.10.2019

Оформление литературной гостиной:
музыкальное сопровождение “Ноктюрн” Ф.Шопена,
“Пастораль” Г.Свиридова.

Действующие лица: ведущий, 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й
чтец, члены клуба “Литературики”, исполняющие
роли поэтов.

Поэзия — моя держава,
Я вечный подданный ее.
М.Светлов.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Ведущий: Сегодняшняя наша встреча
посвящена не просто поэзии. Сегодня мы услышим,
что думают сами поэты о своем творчестве, о роли
поэзии в жизни, о том, что же это такое — поэзия,
почему вот уже много лет она волнует
человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите
стихотворения русских и зарубежных поэтов. И
очень бы хотелось, чтобы каждый из Вас услышал те
строки, которые предназначаются именно Вам. Итак,
слушайте: говорят поэты.

1-й чтец (стихотворение А.Ахматовой)

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А, может, и смерти нет.

3-й чтец: (текст О.Берггольц)

“Среди множества ремесел и искусств,
воздействующих на человеческую душу, нет силы
более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она
все может. Я утверждаю: она сильнее ядерной бомбы
— разрушающее и творящее слово, пропитанное
кровью любящего сердца, светом духа. Нет
подчинения более добровольного и более
неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви
более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии.
Любящий поэзию — дважды поэт!”

2-й чтец (стихотворение Н.Матвеевой);

…Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю для их обновленья, приходят поэты.
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых
вопросов-
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну у Земли…

Звучит “Пастораль” Г.Свиридова.

Ведущий: Поэзия — особый мир со своими
законами, мир, в котором “звучат свежие ритмы”,
“властвует свет”, куда нет доступа жестоким,
бескрылым, ограниченным.

3-й чтец (стихотворение Е.Евтушенко):

Поэзия — великая держава.
Империй власть, сходящих с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия — такое государство,
Где правит правда в городе любом,
Где судят, как за нищенство, за барство,
Где царствует, кто стал ее рабом.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравные цветы.
И чем подняться выше, тем предметней
Плоды ее великого труда —
Над мелкой суетливостью предместий
Стоящие сурово города.

1-й чтец (стихотворение В.Набокова “Страна
стихов”):

Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных, такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.
И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный совет.
Там будем мы свободны и богаты…
Какие дни. Как благостны закаты.

Ведущий:

Говорить прозой о поэзии трудно: ведь стихи
воспринимаются сердцем, чувством, так же, как
музыка. Каждый по-своему ощущает ее красоту,
находит что-то свое, необходимое его внутреннему
миру. Поэзия полна пленительных тайн. Может быть,
только для нас, читателей? А что думают об этом
сами поэты?

2-й чтец (стихотворение В.Рыленкова)

Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда — ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия.

3-й чтец (слова Ф.Г.Лорки):

“Поэзия заключена во всех вещах: в уродливых,
прекрасных, отталкивающих; все дело в том, чтобы
суметь извлечь ее… Все увидеть, все
почувствовать… Поэзия не знает границ. Вот вы
возвращаетесь домой промозглым утром, подняв
воротник, от усталости едва волоча ноги, а она
ждет вас на пороге. А может, у ручья, или на ветке
оливы, или на скате крыши… везде есть своя тайна
и поэзия- это тайна, которая живет во всем… Мимо
идет человек, вы взглянули на женщину, пес
перебежал дорогу- все это поэзия”.

2-й чтец (стихотворение Р.Гамзатова):

Стихотворение — стихов творенье,
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы — память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует.
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия — тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.

Ведущий: Попробуем найти ответ на этот вопрос
в творчестве русских поэтов.

3-й чтец (стихотворение А.Пушкина):

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Ведущий: Вдохновение…. Душевный подъем,
который овладевает поэтом в часы творческого
труда. В одном из писем он признавался: “Осень
подходит. Это любимое мое время — здоровье мое
обыкновенно крепнет,- пора моих литературных
трудов настает…”

3-й чтец (стихотворение И.Козлова “Гимн
Орфея”):

Когда поэт на языке земном
Передает пророческим пером
Таинственные вдохновенья
И осветлит души виденья
Поэзии огнем,-
Венчает мир, исполнен удивленья,
Чело певца бессмертия венком.

Ведущий: А как представляли процесс
творчества поэты Серебряного века?

1-й чтец:

Бывает так: какая-то истома
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг;
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук….
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2-й чтец (стихотворение А.Ахматовой):

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость Вам и мне.

3-й чтец (слова Б.Пастернака):

“Поэзия валяется в траве, под ногами, надо
только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с
земли”

1-й чтец (стихотворение М.Волошина “Рождение
стиха”):

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучии.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Ведущий (стихотворение А.Вознесенского):

Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат
Душа — слепая соучастница
Не написал — случилось так.

“Стихи не пишутся — случаются”, “ Я пишу, как
дышу…”. Но простота создания стихотворения
кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество-
это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный.
Марина Цветаева писала: “Я всегда разбивалась
вдребезги. И все мои стихи- те самые, серебряные,
сердечные дребезги”. В стихах поэт отдает
читателям душу, свои силы, свое сердце.

2-й чтец (стихотворение Л.Мартынова):

Я хотел бы и ночью, и днем
Создавать, создавать, создавать,
Я хотел бы стихи выдавать, выдавать, выдавать,
Штамповать и ковать их и вновь штамповать, как
медали.

3-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы):

Строка из старого стиха слывет ненастоящей:
Она растрачена уже, да и к мольбам глуха.
Мне строчка новая нужна какая-нибудь послаще,
Чтоб начиналось из нее течение стиха.
Текут стихи на белый свет из темени кромешной,
Из всяких горестных сует, из праздников души.
Не извратить бы вещий смысл строкой поспешной.
Все остальное при тебе – мужайся и пиши.
Текут стихи на белый свет, и нету им замены,
И нет конца у той реки, пока есть белый свет.
Не о победе я молю: победы все надменны,
А об удаче я молю, с которой спроса нет.
Текут стихи на белый свет рекою голубою
Сквозь золотые берега в серебряную даль.
За каждый крик, за каждый вздох заплачено
любовью,
Ее все меньше с каждым днем, и этого не жаль.

Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за
каждое слово платить любовью, не жалеть своей
любви, своей души – в этом судьба поэта. Помнить о
высоком назначении поэзии, не идти на поводу у
черни, толпы — эгоистичной, корыстной,
равнодушной, ждущей лишь угождения своим вкусам,
оставаться независимым, бескорыстным,
взыскательным и строгим к себе, мужественно
встречать “суд глупца и смех толпы холодной” — в
этом судьба поэта. Она всегда нелегкая.

Чтец 2:

Сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут
своего читателя, сколько бы ни прошло лет или
веков, в этот момент произойдет чудо-
соприкосновение душ людей, разделенных огромным
временным пространством.

Чтец 3 ( из речи А.Блока “О назначении поэта”):

“Что такое поэт? Человек, который пишет
стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не
потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами,
то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому
что он — сын гармонии, поэт”.

“Похищенные у стихии и приведенные в гармонию
звуки, внесенные в мир, сами начинают творить
свое дело, Они проявляют неожиданное могущество:
они испытывают человеческие сердца”.

“Первое дело, которого требует от поэта его
служение, — открыть глубину”.

“Второе требование заключается в том, чтобы
поднятый из глубины звук был заключен в прочную и
осязательную форму слова; звуки и слова должны
образовать единую гармонию”.

“Третье дело поэта; принятые в душу и
приведенные в гармонию звуки надлежит внести в
мир”.

Ведущий: Стихи умеют терпеливо ждать своего
часа. Некоторые забываются очень быстро, еще при
жизни их авторов. Настоящая же поэзия — всегда с
читателем, и даже запрещенная, спрятанная, она
всегда возвращается и помогает людям жить.
Поэзия, как впрочем, и любое другое дело, которым
вы увлечены — это и есть тот плот, который поможет
уплыть “из монотонных будней”, от пошлости,
серости и скуки в мир красоты и вдохновения.

Чтец 2:

Многое дано сказать истинному поэту. И многое
требуется от читателя, чтобы уметь понять
совершенное стихотворение и отличить от
несовершенного. Потому так важно, чтобы процесс
общения поэта и читателя всегда был живым, делая
нашу духовную жизнь богаче и радостней.

3-й чтец (стихотворение М.Луконина):

Раскройте вы книгу мою,
Раскройте ее для полета!
Развяжите ее жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.

1-й чтец:

Да, это не книга, а я. Не стихи это- сердцебиенье.
С вами я молод.
Вижу небо, слушаю землю, вдыхаю траву.
Рядом с вами, боевое мое поколенье.
Вместе с вами и я бесконечно живу.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литература написание сценария
  • Литвак книга про сценарии
  • Литва католические праздники
  • Литва какой сегодня праздник
  • Лита это языческий праздник