Литературно музыкальный салон сценарий

Cкачать: Сценарий литературно-музыкального салона по истории на тему "Культура начала ХХ века

Внимание
– шедевр!      Русские  эгерии.

Литературно-музыкальный
салон   «Ностальгия»

                                      Сценарий
внеклассного мероприятия.

Автор проекта Ананьева

Светлана
Ивановна
педагог дополнительного

образования ДТДиМ

                                                                            АНГАРСК,
2017

Оформление помещения;  

«Художественная галерея» —  на стенах
иллюстрации произведений художников ХХ века П.Пикассо, А.Матисса,
В.Кандинского, С.Дали, Мондригана и других.

На столиках:
планшеты с материалами о художниках, журналы – «Курьер Юнеско»,
«Иностранная литература».

Музыкальные записи:
песни ансамбля «Куин»

Столы, свечи в подсвечниках.  Столик для
ведущих и два кресла.

На экране – Название темы и картины
художников- абстракционистов.

Музыкальная заставка: в исполнении ансамбля «Куин»  звучит песня «Шоу должно продолжаться».

 Ведущая 1:-Проходите
дорогие гости! Устраивайтесь поудобнее…

Ведущий 2:
Здравствуйте, друзья! Мы снова встречаемся с вами.  И я надеюсь, что радость
нашей встречи будет всё умножаться и умножаться… (мечтательно).

Ведущая 1. Я тоже
так думаю. Надеюсь, что разговор получится интересный и не совсем обычный.

Ведущий 2. Вот,
послушайте! На этих днях я услышал выражение «Экология души»…?! Как это
понимать? И что необходимо душе, чтобы ей было комфортно и радостно?

Ведущая 1. Круг
друзей и хорошая музыка…

Ведущий 2. Любимая
девушка и любимые стихи…

Ведущая 1.
Взаимопонимание и интерес к тому, что волнует тебя.

Ведущий 2. Можно
так сказать: и много всего и …немного.

Ведущая 1. Поэтому
я думаю, нам сегодня будет трудно создать всем хорошее настроение и комфорт,
праздник для души.

Ведущий 2. Почему?

Ведущая 1. Да
потому, что разговор будет необычный – о художниках, о живописи. А она ведь
безмолвна, неподвижна, не то, что музыка или танцы.

Ведущий 2. Зато
живопись располагает такими средствами, которых нет у других видов искусства.

Участник 1. Не
волнуйтесь, пожалуйста.  Ведь  живопись передаёт неповторимость  человеческого  жеста,
позы, взгляда, мимики; она воздействует экспрессией цвета, линии,
выразительностью силуэта, пластических ритмов,  композиций.

Участник 2.
Воздействие изобразительного искусства на личность огромно. В зримых образах
зафиксировано отношение художника к миру, произнесён его « приговор над
действительностью». (Н.Чернышевский).

Участник 3.Оно 
«способно остановить мгновенье»,  «души изменчивой движенья перенести на
полотно» (Н.Заболоцкий)

Ведущая 1. Это
так. Но сегодня мы, наверно, больше будем говорить о таких художниках, чьё
творчество с момента его рождения и до настоящего времени вызывает много
споров, недоумения, восхищения, неприятие одних и поклонения других.

Ведущий 2. И
чуть-чуть поговорим о тех, кто был с ними рядом – их вдохновлял, их понимал,
заботился о них и любил.

Звучит песня в исполнении Фреди  Мэркьюри

Участник 4. С тех
пор как вечный судия

                   Мне дал всевиденье пророка,

                   В очах людей читаю я

                   Страницы злобы и порока.

                   Провозглашать я стал любви.

И
правды чистые ученья:

В
меня все ближние мои

Бросали
бешено каменья

                   /М.Ю.Лермонтов

Продолжает 5 участник:

Смотрите:
вот пример для вас!

Он
горд был, не ужился с нами.

Глупец
хотел уверить нас

Что
бог гласит его устами!

                            / М.Ю.Лермонтов, «Пророк»

Участник 6: Мне бы
хотелось поддержать ваш разговор о художниках, художниках- абстракционистах,
сюрреалистах, модернистах, о которых долгое время мало что было известно. Часто
они были гонимы, мало почитаемы официальной критикой у нас. Но кто они? Кто
стал родоначальником этого направления в живописи? Назовёт кто-нибудь их имена?

Участник 7.
Абстракционизм пришёл на смену импрессионизму, господствовавшему на рубеже
XIXXX вв. как разновидность стиля модерн.
Представители этого художественного течения отказывались от простого
воспроизведения видимой поверхности реальных вещей, объектов, стремились
проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека.

Участник 8. Их называли ещё авангардистами. Один из великих художников ХХ века
Пабло Пикассо писал: «Я никогда не считал, что живопись доставляет только
наслаждение и развлечение. Я хотел при помощи рисунка и краски всё более
глубоко проникать в познание людей и мира»

Участник 9. Начало его было положено кубизмом,
основателями которого стали П.Пикассо, М.Дюшан, Ж.Брак.

                                     Портрет

                            Клинками сна в ночи проведена

                            Волшебная черта и мы опять чужие

                            Бронёю бархатной щека

                            Мазком воздушным нос морским прибоем лоб

                             Горячей стрункой рот

                            Звенящими весами подбородок

                            И в завершенье росчерк птичьего крыла

                            И вот рождаются огни

                             Слова над мягкими холмами

                            Её зелёных глаз

                            И ясный день

                            Который вписан в контур головы.

                                                        /Поль Элюар

Участник 10.

Кубисты отказались от свойственных импрессионизму передачи цвета и
света, они создавали новые формы многомерной перспективы:

разлагая предметы на геометрические формы, изображали его с самых
разных сторон, в том числе и невидимых. На картинах обычно пересекаются
различные плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности,
треугольники). Обратите внимание на картину Пикассо,  выполненной в манере
кубизма. (Обращает внимание на иллюстрацию)

Участник 11. Конечным, пиковым достижением
авангарда стали абстракционизм и беспредметность. Трудно, наверно, представить,
но родоначальником беспредметной живописи стали русские художники В.Кандинский,
И.К.Малевич, М.Шагал.

Ведущая 1. Может быть, вы назовёте и их
произведения?

Участник 12. Наиболее известное произведение
К.Малевича «Чёрный квадрат». Малевич стал основоположником супрематизма (от
латинского – высший) Мир его картин вне земного измерения. На белом фоне –
символ чистого света – как бы парят геометрические фигуры, лишённые всяких
содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.

Участник 13. Малевич, помещая на белом фоне
уравновешенную форму чёрного идеального квадрата, создавал символ вечного
противостояния двух сил – света и тьмы, небытия и жизни, прошлого и неизвестного
будущего.

Участник 14. Кандинский же создавал свой
абстракционизм и теорию абстрактного искусства, уходя от предметных ассоциаций
в мир цветовых симфоний. Это были поиски в духе философии искусства того
времени, они не были изолированы от состояния общественной мысли и философских
направлений конца
XIX— начала XX вв.

Участник 15. Многие художники авангарда
практически и теоретически разрабатывали идеальные модели. В.Кандинский писал
теорию «О духовном в искусстве», Малевич создавал теорию супрематизма, а
композитор Скрябин, например, грезил о высочайшем воплощении духа творчества в
«Соборе будущего», где в едином хоре сольются голоса разных искусств.

Музыкальная пауза: звучит «Испанская мелодия» в исполнении Ф.Мэркьюри.

Участник 16.      

                   Кто сказал, что поэт должен жить благонравно и
чинно,

                   Что нельзя ему мчаться вдогонку за малым весенним
ручьём

                   И бродить по росистой траве, и аукать, смеясь
беспричинно,

                   И, промокнув до нитки под буйным апрельским дождём

Засвистать соловьём?

                                      /
Десанка Максимович

Участник 17. В искусстве авангарда в начале
века утвердилось два направления – одно было устремлено в будущее, второе – к
природе, к человеку, стремясь уберечь его от разрушительного напора
цивилизации. А сегодня не волнуют ли нас эти проблемы? Француз Матисс, опираясь
на идеи стиля модерн, обращается к природе и к человеку. В его картине «Танец»
выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал – неба, земли,
людей; трёх цветов – голубого, зелёного, оранжевого; трёх состояний – статики,
динамики и их соединения в стремительном танце.

    На экране – иллюстрация картины Матисса
«Танец».
Ведущая обращает внимание присутствующих: «Присмотритесь,
пожалуйста, к  этой картине…»

Ведущий 2. А вы знаете, … мне хочется изменить
немного тему разговора.  Все-таки на улице прекрасная пора, ( весна или осень)
солнце, рядом одноклассницы…

                            Знай, друг мой, друг мой нежный

                            С тобою лишь, с тобой одной

                            Рыжеволосой, белоснежной

                            Я стал на миг самим собой.

Музыкальная пауза: звучит песня «Рисунок» в
исполнении Валерия Леонтьева, авторы А.Косинский, А.Костерев.

Участник 18. (задумчиво-отвлеченно) Нума
Помпилий простился тогда с городской жизнью. Большей частью он жил в деревне,
проводил время то в священных рощах, то в безлюдных местах. Вследствие чего и
распространился слух о его знакомстве с одной  богиней.

   Говорили, что ему выпало счастье иметь её своей женой, что он
счастлив, проводит время в обществе любившей его нимфы Эгерии и что ему
доступны божественные тайны.

Участник 19. «Очевидно, все это походит на те
сказания, которыми так богата глубокая древность,» — замечает недоверчивый
Плутарх, пересказав одну из красивейших легенд античного мира – историю любви
нимфы божественного происхождения Эгерии к земному человеку, второму царю
Древнего Рима Нуме Помпилию – «поклоннику крайней демократии, стороннику
народа». Нелегко управлять людьми свободными. Мудрая Эгерия была советчицей
Нумы Помпилия.

Участник 20. Впрочем, это легенда. Но она
оставила глубокий след в истории. Имя собственное «Эгерия» в ХХ столетии стало
нарицательным. Эгериями называют прекрасных вдохновительниц выдающихся людей –
государственных мужей, музыкантов, художников.

Участник 21. Во Франции вышла книга Гонзага
Сен-Бри и Владимира Федоровского «Русские эгерии». Судьба русской эмиграции во
Франции, вызванной важнейшими событиями ХХ века — Первой мировой войной,
Великой Октябрьской революцией – вызывает большой интерес и учёных, и
писателей. Авторы рассказывают о судьбах русских женщин, которым выпало на долю
быть избранницами крупнейших художников ХХ столетия

Участник 22. Кто они – эти женщины? Их имена:
Гала – Елена Дьяконова, Лидия Делекторская, Ольга Хохлова и другие. Сальвадор
Дали говорил о своей Гале ( это имя ей дал первый муж Поль Элюар, французский
поэт) «волнующий силуэт этой русской девушки я видел ещё в оптическом театре
моего детства». Он утверждал ещё:» всякая большая любовь означает обожествление
любимого человека и именно в сокровенной глубине самого себя обычно черпают
штрихи портрета возлюбленной»

Участник 23. Познакомимся поближе. Гала –Елена
Дьяконова – занимает особое место среди русских эгерий. Она вдохновляла самого
крупного поэта Франции Поля Элюара, была подругой немецкого художника Макса
Эрнста, для которого она была музой и, наконец, гениального Сальвадора Дали,
которому была и женой, и мадонной. «Она исцелила меня от моей страсти к саморазрушению,»
— говорил Дали. Кто она? Отец её был московским адвокатом, мама писала книги
для детей. Сестра Марины Цветаевой была её лучшей подругой детства. Первая
мировая война задержала Галу в Европе, Элюар познакомил её с французской
богемой. Когда её спрашивали, почему она выбрала Дали? Ответ был прост: «потому
что я сразу поняла, каким гением он был». А Дали писал: «…Благодаря ей я весь
пронизан светом любви, которую она мне подарила. Она изгнала мысли о смерти».

Участник 24. « У этого человека солнце во
чреве». — сказал Пабло Пикассо об Анри Матиссе.  Он любил юг, любил Ниццу, но
настоящая его любовь родилась в краю северных морозов. «Когда наступает тоска,
я рисую мадам Лидию…». Со многих портретов и картин  Матисса смотрит эта
женщина. В течение 22 лет она была в одно и тоже время и модель, и ближайшая
сотрудница художника. А впервые они встретились в Ницце в 1917 году.

К этому времени Лидия уже пережила три бурных романа. Героем первого
был Борис Пастернак. И звали эгерию Матисса Лидия Делекторская. Её абсолютная
верность, совершеннейшее бескорыстие по отношению к Матиссу, которые проявляла
она, делают её самой привлекательной из русских эгерий.

   Балерина Ольга Хохлова стала спутницей Пабло Пикассо.

Ведущий 2. Русские Эгерии умели с полуслова
понимать своих избранников – сложнейших художников сложнейшей эпохи. Прошло сто
лет после важнейших событий начала ХХ века, а интерес к ним не исчезает. И нет
однозначной оценки этих событий, судьба же отдельного человека привлекает нас
возможностью приблизиться к эпохе, попытаться понять её, как это делали,
избранники русских эгерий. В их жизни было счастье, была большая любовь.

Ведущая 1. Наш разговор подходит к концу. Мы
только назвали имена художников, чьи полотна на художественных выставках
вызывали яростные споры, удивление, восхищение. Вам предстоит завидная  судьба
– открывать их творчество, страницы жизни, новые имена.

Участник 25.

Пусть наши стихи и рассказы, как апрельские зори,

Как друзья и подруги, к вам в сердце навеки войдут.

В них воспеты сраженья, и пашня, и звёзды, и море,

И любовь, и Отчизна, и голуби в синем просторе

И мечта, и надежда, и труд.

                                               / Десанка Максимович

Музыкальная пауза: звучит мелодия «Куин» «Зачем мы живем?»

Заключение учителя: мы закрываем сегодня
литературно-музыкальный салон.

О чем шла речь на наших встречах – о культуре начала ХХ века, о поэзии,
об эстраде, о художниках  и их вдохновительницах. Звучали песни в исполнении
певцов и певиц, чьи судьбы тоже могли бы стать поводом для отдельного
разговора. Мы только прикоснулись беглым взглядом к той огромнейшей
сокровищнице, что называется искусством. Что же объединяет всех тех людей, о
которых мы вели разговор. Прежде всего, на мой взгляд, и как сказал один из
членов группы «Куин» о Фреди Мэркьюри « мы гордимся той смелостью, с которой он
жил и умер». Смелость – вот что роднит этих людей.

Они смело жили, были азартны и  неистовы в творчестве, давая
возможность другим двигаться дальше по проторенной ими дороге.

                                               Успехов вам!

Литература:

1.Андреенков В. Новая пластика Мондриана.// Юный художник, 1991,№5, с.
37-39.

2.Батыгин А. Мерцающий мир потерянного рая.// Правда, 1992, 19 ноября.

3. Бона Доминик. Гала. («Женщина-миф»). – Смоленск: Русич, 1997.

4. Дали Сальвадор. Дневник одного гения. – М.: «Эксмо», 2003

5. Камаева И.И., Позднякова Т.С.Подросток в клубе. — М.: Профиздат.
1985.

6. Пикассо.// Курьер Юнеско,1981, январь.

7. Максимович Десанка. Зелёный витязь. Избранные стихотворения. – М.:
Детская литература, 1977.

8.Савосин Д. Русские эгерии // Культура, 1994, 5 марта

9. Щербаков Р. Серебряный век. Новое искусство родилось в России.//
Знание-сила, 1991, №2.

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы

Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани

Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

«Два народа, две культуры-одна судьба»

Цели:

Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.

Показать связь русской и татарской культур во времени.

Воспитывать в учениках уважение к культурному наследию разных народов,и толиратность.

Оформление зала. Плакат со словами Л.Н.Толстого»Без Тютчева нельзя жить»Портреты Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя. На журнальном столике подсвечники со свечами и томики произведений поэтов.

Музыкальное оформление. «Лунная соната» Бетховена, романс П.Булахова»Я встретил Вас…»,»Сентиментальный вальс»П.И.Чайковского,»Метель»Г.И.Свиридова.

Эпиграф.»Каждый его стих хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантом сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце». (Н.А.Некрасов)

“Якутлар табыладыр вакыт белән

Вакытлар табылмыйдыр якут белән”.(Г.Кандалый)

1ведущий …  Он блистал,как сын природы,

                         Играя взглядом и ,умом,

                         Блистал.как летом блещут воды,

                         Как месяц блещет над холмом.

                         И сны Венеции прекрасной,

                         И грустной родины привет-

                         Все отражалось в слове ясном

                         И поражало высший свет.

Ф.И.Тютчев-вот имя поэта,которому посвящены строки Николая Рубцова.Для того чтобы  войти в историю литературы,достаточно единственной книжки стихотворений.Во всяком  случаи,Ф.И.Тютчеву хватило этого,чтобы его помнили и через 200 лет.Поэт прожил большую и интересную жизнь,богатую событиями и встречами.

2ведущий Тютчев начал писать рано.Первые его стихотворные опыты относятся к 1813-1814 годам, когда будущему поэту всего 11лет.Первое же печатное выступление-стихотворение «Послание Гороция к Меценату»-состоялось в1819 году,когда он был студентом Московского университета.

Юношеская  вариация на тему оды древнеримского поэта Горация содержит мотивы, которые впоследствии стонут постоянными,более того-ведущими в лирике:поток времени,судьба человека,»свидетеля» и»жертвы роковой игры «Фортуны злой»,познание смысла жизни.

3алып баручы Татар поэзиясенең дини суфичылык йогынтысыннан дөньяви реалистик юнәлешкә,халыкчанлыкка таба борылышында Г.Кандалый  иҗаты зур роль уйнады.Ул элекке Самара губернасы(хәзерге Улҗяновск өлкәсе Майна районы )Иртуган авылында мулла гаиләсендә туа.Бу авылны Иске Кандал дип тә йөрткәннәр.Шагыйрьне Кандалый дип атау шуннан килә.Габделҗәббарның тәүге укытучысы әтисе була.Аннары ул Мораса,Кизләү,Кышкар һәм Идел –йорттагыкайбер мәдрәсәләрдә белем ала.1824 елда туган авылында мулла булып тора,балалар укыта.Гөлстан исемле кызга өйләнә,5 баласы туа.Муллалык вазифасын үтәү ,балалар укыту белән бергә,ул игенчелек,бакчачылык,умартачылык белән шөгыльләнгән.

4алып баручы Укымышлы һәм шигъри сәләтле Кандалый табигате белән хис-тойгыларга бай,тынгысыз холыклы,туры сүзле,горур кеше була.Шуңа күрә гомер юлында ул төрле кыенлыкларга  очрый:мәдрәсәләрдән куыла,эшеннән алынып тора,эләк аркасында 2еллап төрмәдә дә утырып чыга.

1848-1849 нчы елларда улы Садретдин солдатка алына.Солдатта 25 ел хезмәт иткәннәр.Инде картаеп барган ата кеше аерылуны авыр кичерә.

“Газиз балам ,сәне көтдем”шигыре сөйләнә.

Г.Кандалыйның иҗат эшчәнлеге шәкертлек чорында башлана.Иҗат мирасы шактый бай һәм катлаулы.Әсәрләренең үзәгендә- кешеләргә хас уйланулар,хис- кичерешләр.”Сабырлык бирсәнә,Алла!” шигырендә лирик каһарманның эчендәге ут –ялкыны.кайгы –хәсрәте дөньдагы карны”эретеп су итәр дәрәҗәдә көчле.

Тәфтиләү көенә”Сабырлык бирсәнә,Алла!”шигыре сөйләнә.             

Кандалый шигырьләрендә рус теленнән кергән сүзләр дә бар.Татар язма әдәбиятында гарәп-фарсы сүзләре генә кулланылган бер вакытта Кандалый әсәрләрендә халык теленә кереп барган рус сүзләренең алынуы,әлбәттә, әһәмиятле.Мәсәлән ,без анда: Кәгазе ирде почтовой,

 Сүзенең килгән уставы,-кебек рус сүзләрен эченә алган юлларны күрәбез.

1ведущий

Все вопросы, возникающие в сознании поэта,сливаются в одну глобальную проблем –в тайну человеческого бытия.

Через два года,после окончания университетского курса,молодой Тютчев избрал себя не литературную,дипломатическую карьеру.Он уехал срусской миссией в Мюнхен.За границей.на службе поэт провёл почти 22года.Там в общении с замечательными людьми того времени:поэтом Гейне,философом Шеллингом-складывается тютчевское философское мировоззрение,его совершенно особое отношение к природе.

2ведущий Поэзия Тютчева философична.Многие его стихи предваряют философские идеи конца 19 –начала 20 века.Такова»идея безостановочной,напряженной работы духа,идея проблематичности творчества»,идея слияния природы и человеческой жизни.Эти идеи воплощаются в стихотворении»Тени сизые смесились…»(1835)Оно состоит из двух строф.В первой дается восприятиям лирическим героем ночи,во второй-эмоциональное обращение и желание героя ощутить те  магические чувства,которые составляют сукщность природы.

Звучит стихотворение»Тени сизые смесились» на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.

3алып баручы Кандалый табигатькә күз салып,кеше тормышы турында уйлана.Табигатьне лирик герой бик үз итә.”Йөрәге уттай янганда “ул сахраларга чыгып китә,су буйларында талларга карап юана,җан сердәше итеп,кошлар,агачлар белән сөйләшә:

                                 -Әй агач,яшең күпме?

                                 Түгелгән җимешең күкме?

1ведущий Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения.Ёго пейзажи в стихах:»Как весел грохот летних бурь …»,»Что клонишь над водами,ива,макушку свою…»,»В небе тают облака…» и многие другие-по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

Звучит стихотворение «В небе тают облака…»

2 ведущий Пейзаж у Тютчева редко даётся сам по себе.Поэт всегда связывает явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.Иногда природа и человек настолько тесно связаны между собой,что составляют единое целое.

Звучит стихотворение»В душном воздухе молчание»

4  алып баручы

Кандалый-беренче чиратта мәхәббәт җырчысы.”Мәхәббәт ул үзе иске нәрсә,ләкин һәрбер йөрәк аны яңарта,”- дигән иде заманында Һади Такташ.Г.Кандалый да шушы “иске нәрсәне “үз күңеле,үз иҗади казаны аркылы уздырып,аңа шактый яңалык,шәхси төсмер бирә.

“Ай гынам ла көл генәм лә,гөл генәм”шигыре сөйләнә.

Кандалый үз әсәрләрендә хат алымын да куллана һәм кайвакыт язганнарын хат та дип атый.

Сагыну”шигыре укыла

1 ведущий Любовная лирика рождается тогда,когда поэт всретит женщину,способную вызвать в его душе сильные чувства:любовь,страсть,восхищение.И пусть благословенны будут Анна Керн,Наталья Гончарова,Авдотья Панаева,благодаря которым мы узнали удивительные творения поэтов. Одной из таких женщин в судьбе Тютчева была Амалия Лерхенфельд.

Звучит романс «Я встретил Вас…» в исполнение С.Захарова.

2 ведущий На своем жизненном пути Фёдор Иванович встретил несколько женщин,которых любил.Спустя чуть более полугода после смерти первой жены он женился на Эрнестине Дернберг.Этой удивительной женщине суждено было олицетворять семейный дом,воспитывая кроме своих детей,также и детей Тютчева от первого брака.Это ей,доброму ангелу –хранителю,посвящены стихи.

Звучит стихотворение “Не знаю я,коснеться ль благодать…”

1ведущий Стихотворение это созданное в пору недавно начавшейся,но уже ставшей известной свету любви Тютчева к Денисьевой, было вложено  в альбом –гербарий,принадлежавший Эрнестине Фёдоровне.Но она обнаружила его лишь в1875 году,после смерти мужа.

2 ведущий Тютчева –поэта открыл Некрасов в 1850 году.До этого его знали лишь немногие.В одной из своей  Некрасов дал подробный разбор Тютчевских стихов,причислив его самого к “первостепенным поэтическим талантом “.А Лев Николаевич Толстой как –то сказал своему современнику;”Без Тютчева жить нельзя”.

1ведущий Разумеется,каждый читатель по -своему оценит творчество Тютчева.Стихи его гениального русского лирика выдержали самое суровое испытание-испытание временим.

                           Чему бы жизнь нас неучила,

                           Но сердце верит в чудеса:

                           Есть нескудеющая сила,

                           Есть и нетленная краса.

Звучит вальс.(танцуют две пары)

3алып баручы Заманында Г.Кандалый”Ни язганым,ни дигәнем-җәелеп беткән иллләрдә”- ди.Әйе шагыйрь хаклы.Аның бу сүзләре узган гасырда гына түгел,бүгенге көндә дә урынлы яңгырый…Г.Кандалый калдырган “якутлар”һаман да балкый,һаман да кадерле!

Безнең уйлавыбызча,укыту-тәрбия,сыйныфтан тыш чараларда төрле милләт халыкларының бай мәдәни мирасын куллану зур нәтиҗә бирә.Халкын,гореф-гадәтләрен,әдәбиятын хөрмәт иткән кеше генә башка халыкларны,аларның мәдәниятен,әдәбиятын хөрмәт итә.

Бер үк19нчы гасырда яшәгән,төрле мохитта тәрбияләнгән рус шагыйре Тютчев белән татар шагыйре Кандалый иҗатларында уртак яклар,уртак темалар яктыртыла.Күреп киткәнебезчә,икесендә дә мәхәббәт темасы,табигать темалары яктыртылган,төрле чагыштырулар кулланылган.

9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамайская средняя общеобразовательная школа им В.Д. Лонгинова»

Литературно-музыкальный салон

«Его Величество Бал…»

Разработали и организовали:

Аввакумова Г.А., Петрова О.П.,

учителя русского языка

и литературы

2014-2015 уч.г.

Литературно-музыкальный салон «Его Величество Бал…» приурочен к открытию Года литературы в России, Дню памяти А.С. Пушкина.

Оформление зала:

  • места для почётных гостей – директора Павловой А.Ф., заместителей директора Терентьевой М.П., Сидорову Г.Г.,

  • стулья и скамейки расставлены по периметру актового зала,

  • искусственные цветы,

  • компьютер,

  • проектор,

  • кран для медиапроектора.

Музыкальное сопровождение:

  • П.И. Чайковский «Вальс цветов»

  • Бочерини

  • Верди «Аида»

  • Бетховен

  • Глинки

  • Моцарт

  • Штраус

Участники бала:

  • Ведущие – Аввакумова Г.А., Петрова О.П., учителя русского языка и литературы

  • Хозяин и хозяйка бала – учащиеся 11 класса Жирков Саша и Петрова Сандаара

  • Почётные гости – директор школы Павлова А.Ф., зам.директора по УМР Терентьева М.П., зам.директора по ВР Сидоров Г.Г., организатор детского движения Павлова Т.А.

  • Герои бала – учащиеся 8 класса по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» и учащиеся 9 класса по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Поэты бала – учащиеся декламирующие стихотворения А.С. Пушкина.

  • Танцмейстеры – педагог дополнительного образования, руководитель танцевального ансамбля «Атамайчаан» Сивцева Ж.В., школьный библиотекарь Аввакумова В.М.

  • Маэстро – ученик 10 класса Саввин Айаал

Ход мероприятия

Звучит вальс П.И. Чайковского «Вальс цветов».

В фойе хозяин и хозяйка бала встречают гостей, раскланиваются и обмениваются с ними любезностями.

Звучит Верди «Аида».

Входят ведущие – учителя русского языка и литературы Аввакумова Г.А. и Павлова О.П.

I часть

Тихо звучит вальс П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Ведущий 1. Милостивые государыни и государи!

Ведущий 2. Уважаемые дамы и господа!

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас на литературно-музыкальном салоне «Его Величество Бал».

Ведущий 2. На нашем блистательном празднике мы рады приветствовать наших почетных гостей – директор школы Павлова А.Ф., заместитель директора по учебно-методической работе Терентьева М.П., заместитель директора по воспитательной работе Сидоров Г.Г., организатор детского движения Павлова Т.А., учителя…

Ведущий 1.  Наш сегодняшний его Величество Бал украшают танцмейстеры – педагог дополнительного образования, руководитель танцевального ансамбля «Атамайчаан» Сивцева Ж.В. и библиотекарь Аввакумова В.М.

Ведущий 2. Также позвольте официально представить семью Романовых, которая устраивает для нас этот изумительный праздник. Хозяин бала – Николай II и хозяйка бала – Александра Романова, и их дети. Право открыть бал предоставляется хозяину и хозяйке бала.

Звучат фанфары.

Ведущий 1. Как же бал без гостей! Позвольте пригласить и представить вам гостей этого изумительного вечера. Начинаем церемонию входа в зал. Гости бала (4 класс).

Ведущие торжественно приглашают и представляют входящих гостей бала.

Ведущий 2. Представляет гостей бала – учащиеся 5 класса

Ведущий 1. Представляет гостей бала – учащиеся 6 класса

Ведущий 2. Представляет гостей бала – учащиеся 7 класса

Ведущий 1. Представляет гостей бала – учащиеся 8 класса

Ведущий 2. Представляет гостей бала – учащиеся 9 класса

Ведущий 1. Представляет гостей бала – учащиеся 10 класса

II часть

Ведущий 1. XIX век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи…

Ведущий 2. Сегодня мы даже представить не можем жизнь не только без телевизора или автомобиля, но даже без электричества и интернета.

Ведущий 1. Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать на великосветском бале, рукоплескать знаменитым поэтам, насладиться поэзией Пушкина, музыкой Чайковского, Бетховена, Шопена, танцевать с героем своего романа и дамой сердца.

Ведущий 2. Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху XIX века. Одна из примет XIX века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.

Ведущий 1. Обычно балы праздновались в честь какого-нибудь мероприятия. И наш бал, наш первый бал, посвящён, во-первых, открытию Года литературы в России. Вспомним символику этого года.

Ведущий 2. Во-вторых, наш бал приурочен Дню памяти нашего великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

Ведущий 1. Кстати Пушкин обожал балы. Не зря мы взяли эпиграфом к нашему литературно-музыкальному салону слова из стихотворения Пушкина

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный.

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

Хозяин и хозяйка бала. Милые дамы и уважаемые господа! Бал открыт!

Ведущий 2. Бал откроют своим танцем наши маленькие гости. Они порадуют нас одним из красивейших бальных танцев. Подеграс. Младшая группа танцевального коллектива «Атамайчаан», руководитель Сивцева Ж.В.

Звучат фанфары.

Ведущий 1. Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми для разговоров, галантных танцев, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич – и название им велено дать АССАМБЛЕИ, далее стали именоваться БАЛЫ.

Ведущий 2. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое другое.

Ведущий 1. А у нас сегодня не просто бал, а литературно-музыкальный салон. Салон, потому что в большом, красиво украшенном, роскошном зале собрались сам император со своей семьёй, екатериниские вельможи, большие чиновники, дворяне, графы и графини, бароны и баронессы, принцы и принцессы, военные и штатские. Салон литературный, потому что мы сегодня вспоминаем стихи великого человека, гения, поэта  А.С. Пушкина. Салон музыкальный, потому что мы сегодня узнаем о бальных танцах, увидим красивый подеграс в исполнении учащихся 4 класса, будем восторгаться величественным вальсом в исполнении наших выпускников и сами попробуем научиться танцевать.

Ведущий 2. Каждому гостю бала были заранее розданы программа бала.

Часть I. Церемония входа в бальный зал.

Часть II. Открытие бала.

Часть III. Конкурс презентаций «Ох уж этот танец! Красота!»

Часть IV. Конкурс чтецов стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Сразу после конкурса чтецов стихотворений мы будем выбирать нашу красавицу, наше украшение – Царицу бала. После её провозглашения она откроет вечер танцем со своим кавалером и выпустит фонарь на высокое, вечное, бесконечное небо.

Часть V. Игры в фанты, «Ручеёк».

Часть VI. Мастер-класс танцмейстера. Подеграс.

Часть VII. Бал… Бал? Бал!

Ведущий 1.

Во дни веселий и желаний 

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма

О, эта бешеная младость,

И теснота, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.

Так о балах отзывался А.С. Пушкин.

Звучат фанфары.

III часть

Ведущий 1. У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. Например, на балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. В России танцевали стремительный вальс, любили энергичную мазурку, кружились в изысканном полонезе.

Ведущий 2. Мы, люди 21 века, не все не знаем, как правильно танцевать кадриль, котильон, кадриль, фигурный, венский вальс и другие танцы, поэтому вам было задано подготовить презентацию о танце и качественное выступление по нему. Это наш первый конкурс «Ох эти танцы! Красота!»

Ведущий 1. Глубокоуважаемое жюри…

Ведущий 2. Итак, начинаем конкурс презентаций. Первый танец на бале представит нам коллектив 5 класса (полонез).

Ведущий 1. 6 класс (подеграс)

Ведущий 2.7 класс (мазурка)

Ведущий 1. 8 класс (кадриль)

Ведущий 2. 9 класс (полька)

Ведущий 1. 10 класс (вальс)

Ведущий 2. 11 класс (котильон)

Ведущий 1. Сейчас сделаем перерыв перед другим не менее интересным конкурсом.

Ведущий 2. Нас своим величественным вальсом порадуют учащиеся 11 класса. Вальс.

Ведущий 2. Благодарим! Вы были великолепны.

IV часть

Ведущий 1. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала, кроме танцев, были развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль. А мы сегодня пригласили поэтов. Наш второй конкурс — конкурс чтецов стихотворений А.С. Пушкина о любви. Почему о любви? Потому что сегодня, 13 февраля, канун Дня влюблённых, канун Дня святого Валентина.

Ведущий 2. Коллектив 5 класса представляет нам стихотворение …

Ведущий 1. 6 класс

Ведущий 2. 7 класс

Ведущий 1. 8 класс

Ведущий 2. 9 класс

Ведущий 1. 10 класс

Ведущий 2. 11 класс

Ведущий 1. Сейчас наступает волнительный момент, потому что мы будем выбирать Царицу бала. Желающие участвовать в этом конкурсе, желающие быть выбранной Царицей бала собираемся здесь и готовимся показать всю свою красоту и изящество, грациозность и величественность. Проходим по залу, останавливаемся перед жюри и представляемся.

V часть

Ведущий 2. Сейчас пока жюри совещается, подсчитывает баллы, делает итоги конкурсов, мы будем играть, танцевать, веселиться.

Ведущий 1. Поиграем в фанты. Вот это перо надо будет передать друг другу, пока звучит музыка. В чьих руках окажется перо, когда музыка остановится, тот и будет выполнять задания.

Задания:

    1. нарисовать себе под носом усы и ходить с ними до конца вечера;

    2. станцевать русский народный танец;

    3. изобразить медведя на ярмарке;

    4. изобразить лихого гусарского коня;

    5. побыть зеркалом для нескольких человек (повторять их слова и движения);

    6. изображать весь вечер цыганку-гадалку (ходить по залу, и предсказывать будущее);

    7. разносить в конце вечера письма из анонимного ящика (быть почтальоном);

    8. дать торжественную клятву хорошо учиться тому учителю, по предмету которого наименее успеваешь;

    9. изобразить мимикой лица различные эмоции — все должны угадывать, какая эмоция была продемонстрирована;

    10. загадать и изобразить с помощью телодвижений какое-либо животное.

Ведущий 2. Также молодежь на балах 19 века очень любила играть в «Ручеек». Это давало возможность продемонстрировать свои чувства без слов.

VI часть

Ведущий 1. Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная.

Ведущий 2. Вспомним одну из пленительных страниц романа «Война и мир» – первый бал Наташи Ростовой! Первый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали мы вместе с ней в отчаянии, что никто не пригласит ее танцевать, благодарные князю Андрею, словно не Наташу, а нас закружил в танце…(демонстрация видеоролика из кф “Война и мир)

Спасибо за прекрасные минуты.

VII часть

Ведущий 1. Бал – это невероятно важное событие в жизни человека 19 века. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы Танцмейстеры научат нас танцевать подеграс.

Хозяин и хозяйка бала, гости бала танцйуют за танцмейстером.

Ведущий 2. Ну, а сейчас то, для чего мы все и съехались на бал: танцы! Кавалеры, ангажируйте дам!

Звучит медленный танец.

Ведущий 1. Сейчас дадим слово жюри, они нам огласят итоги сегодняшнего великолепного вечера.

Ведущий 1. И так незаметно, дамы и господа, наш бал подошел к концу.

Ведущий 2. Спасибо хозяину и хозяйке бала. Мы благодарим танцмейстеров бала. Спасибо всем. И всем до новых встреч.

05.11.2015

сценарий литературно — музыкального салона «В гармонии с природой»

Шейерман Ирина Георгиевна

учитель начальных классов

Сценарий проведения литературно — музыкального салона «В гармонии с природой». Учащиеся знакомятся с музыкой и стихами культурных деятелей 19 века. Учатся танцевать полонез, вальс. В празднике использованы не только культурное наследие России, но и творчество самих ребят. Во время подготовки к празднику учащиеся работают по группам над проектами «Композиции из осенних листьев «Времена года» и др.

Оценить




1612

Содержимое разработки

Литературно – музыкальный салон

В гармонии с природой

Цель: познакомить учащихся с литературно – музыкальным салоном

создание условий для реализации творческих способностей

учащихся

Оборудование: — презентация,

— картины природы русских художников

— выставка рисунков учащихся, посвященных природе

— подсвечники с горящими свечами

— стулья расставлены полукругом

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов». 2 пары учеников танцуют

Россия XIX века, атмосфера музыки, поэзии, прекрасных дам… В это время в России процветают литературные кружки-салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением и развлечением. Салон как одна из форм, интеллектуальной жизни высшего круга общества.
Салон — очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую. Умение держать салон П.А. Вяземский называет «искусством». Он отмечает как главную особенность салона то, что им может руководить только женщина.

Дорогие, друзья! Сегодня у нас первое заседание литературно-музыкального салона, в котором мы познакомимся с творчеством лучших писателей и композиторов. Сегодняшний разговор будет о красоте русской природы.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

                                            Ф. Тютчев

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Весна»

Весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а ещё вчера её не было, то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишня, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.

(К. Ушинский)

Ученик читает стих:

 Е. А. Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый её лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне…

А. Плещеев             Майский день.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён

И мир цветущий,

Мир природы избытком жизни упоён.

Романс «Белой акации гроздья душистые»

Николай Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на лоне залива

Лиловые тени берёз.

Головка её шелковиста,

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льётся сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она как изваянье

Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи,

Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье,

Приделаны к выступам нор,

И смотрят фигуры оленьи

На воду сквозь тонкий забор.

И вся мировая столица,

Весь город сверкающий наш,

Над маленьким парком теснится,

Этаж громоздя на этаж.

И слышит, как в сказочном мире

У самого края стены

Крылатое диво на лире

Поёт нам о счастье весны.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Лето»

Земля, одетая в зелень, обрызганная росой, казалась прекрасной и счастливой. Лучи солнца яркими пятнами ложились на лес, дрожали в сверкавшей реке, а в необыкновенно прозрачном, голубом воздухе стояла такая свежесть, точно весь мир божий только что выкупался, отчего стал моложе и здоровей.

(А. П. Чехов)

Ученики читают стихи

       А. Плещеев

Ночь пролетала над миром,

Сны на людей навевая;

С тёмно – лазоревой ризы

Сыпались звёзды, сверкая.

Старые мощные дубы,

Вечнозелёные ели,

Грустные ивы листвою

Ночи навстречу шумели.

Радостно волны журчали,

Образ её отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая.

Крики кузнечиков резвых

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землёй пролетая,

С тёмно – лазоревой ризы

Сыпались звёзды, сверкая…

Утро на берегу озера.

          И. Никитин

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

Окаймлённое кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывёт;

Вот один взмахнул лениво

Крыльями – и вдруг

Влага брызнула игриво

Жемчугом вокруг.

Звучит «Вальс дождя». Несколько детей танцуют с зонтиками.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин. Шелестит под ногами листва. В небе косяком пролетают журавли. Прозрачен и чист воздух.

( И. Соколов – Микитов)

Ученики читают стихи

И. Бунин «Листопад» (отрывок)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

«Осенний вальс»

Осенней вальс листвы прощальный,
Слегка прохладный и печальный
Летает, кружит над землей,
Всех увлекая за собой.

Танцуют гривы трав пахучих,
И солнца луч с косматой тучей,
И с облаками – леса тень –
Танцует вальс осенний день.

Повсюду шорохи, шуршанье.
Мух робких тихое жужжанье,
И в кронах птичьи голоса, –
Гудят осенние леса.

Кто же придумал песню эту?!
Столько чувств в ней, столько цвета!
Кто великий музыкант?
Мать земля ее талант.

Звучит песня А. Розенбаума «Вальс – бостон»

Звучит музыка Г. Свиридова «Метель»

Проснёшься утром – всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое праздничное платье. Первый снег делает чудеса. Как он преображает всё кругом!

(В. Петров)

Константин Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Над ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

она утешена,

с его метелями

кружится бешено.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая!

Какая белая!

 А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Романс

Подходит к концу наш замечательный вечер. Хочу напомнить, что некоторые литературно — музыкальные салоны сопровождались танцами. И мы сегодня закончим наш вечер прекрасным полонезом.

Огинский « Полонез» Ученики, встав парами, танцуют.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/159418-scenarij-literaturnomuzykalnogo-salona-v-gar

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«Весна – прекрасное мгновенье»

 Е. М. БЫКОВА,

методист МБУ  ДО  «Дом детского творчества»  

Литературно – музыкальный салон  одна из важных форм культурного общения, эстетического воспитания детей. Развитие этой камерной формы получает новый импульс в дополнительном образовании.

Дом детского творчества активно взаимодействует с образовательными учреждениями городского округа город Выкса в рамках внеурочной деятельности. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий   для  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В рамках данного взаимодействия проводятся занятия по декоративно – прикладному творчеству, мероприятия, акции.

Благодаря таким мероприятиям, ребёнок может углубить имеющиеся знания, выбрать занятие по интересам, поучаствовать в мероприятиях индивидуально или совместно с родителями, познакомиться с интересными людьми городского округа город Выкса. Мероприятия такого формата ценны тем, что каждый ребёнок может проявить свои потенциальные возможности, расширить границы общения и взаимодействия, поучаствовать не только в интеллектуальной, но и гражданской, культурной и духовной деятельности.

Замечательный советский педагог В. А.Сухомлинский писал: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день. Нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника— увидел и изумился и начал создавать красоту.» Показать красоту, которую воспевали поэты, композиторы возможно в рамках литературно – музыкального салона «Весна – прекрасное мгновенье»

Возраст детей: 13-15 лет

Цель: приобщение детей к миру поэзии и музыки.

Задачи:

  • познакомить детей с поэзией и музыкальными композициями, отражающих пейзажи, оттенки весны;
  • развить у детей образное восприятие весны посредством стихов и музыки;
  • формировать эстетический вкус.  

Ход мероприятия:

Голос за кадром  (музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года»)

Ведущий 1: (Автор: Любовь Сафонова)

Весна — прекрасное мгновенье!..

Мельчайшие штрихи его — лови!..

…Мне кажется, предчувствие Весны —
подобие предчувствия Любви…

Ведущий 2: (Автор: Мария Борисова-Ипокрена)

Весна! Весна!
Сияет высь небес,
И тучек ветер водит хороводы!
Весна — пора любви, пора чудес,
Надежд и пробуждения природы…

Ведущий 1:

Весна! Весна!
Заветная пора!

Ведущий 2:

Пора чудес! Пора любви, мечтаний!
Свиданий и признаний до утра,
И искренних и ложных обещаний…

Выход ведущих

Ведущий 1:

Добрый вечер, уважаемые гости! Двери литературно – музыкального салона «Весна – прекрасное мгновение» открыты. Мы рады нашей первой весенней встречи.

Ведущий 2:

Природа весной пробуждается, распускается. Весна в стихах долгожданна весела и игрива.

Веточки с листочками тянутся к солнцу, переплетаясь весенним ветерком словно рифмы из строчек весенних стихов и песен.

Песня «Весна» (автор слов Добронравов Н., автор музыки — Пахмутова А.)

(дети детского объединения «Мелодии детства»)

Ведущий 1:

Вот и пришла после зимней холодной стужи, снежных заносов, вьюжных  морозных вечеров красавица — весна с солнышком и улыбками, с птичьим щебетанием и оживающей природой.

Ребёнок 1 (детское объединение «Воображение»)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метель злых и бурь

Опять на долго миновало…

           Автор: А.Н. Плещеев

Ребёнок 2 (совет старшеклассников «Мы – молодые!»)

Весна стучится в окна, поёт на все лады,
Горят на солнце стёкла и лужицы воды.
Я беленький подснежник для мамы принесу,
Он пахнет нежно — нежно, как талый снег в лесу.
Шумит ручей — проказник, проснулся ото сна,
Пришла на мамин праздник красавица — весна!

            Автор: Бэра Макинтош

Ведущий 2: 

Наступил март! И что же? Почему нам всем стало радостнее и теплее, почему настроение наше светлое и восторженное? Потому что:

Март — это песня!
Март — это сказка!
Весна улыбается нам!
Март — это свежесть!
Март — это праздник
Добрых и милых мам!

Ребёнок (детское объединение «Созвездие»)

Мамочке подарок

Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.
Самая красивая
Мама у меня!

         Автор: Ольга Чусовитина

Ребёнок 4 (детское объединение  «Мелодии детства»)

Колыбельная для мамы

Баю-баю, мама!
Ляг в кроватку рано.
Ляг, а я тебе спою
Колыбельную свою.
Баю-баю, мама!
Знаю, ты устала.
Целый день своим теплом
Согревала ты наш дом.
Баю-баб, мама!
Ночь полна тумана.
Обниму тебя рукой,
Подарю тебе покой.
Баю-баю, мама!
Я шалить не стану.
Лягу рядом на кровать,
Полежу и буду… спать. Баю-бай!

               Автор: Татьяна Бокова

Песня «Зелёная карета» (автор музыки и слов Александр Суханов)

(детское  объединение «Мелодии детства»)

Ведущий 1:

Слушая стихи и песни, мы понимаем, что источником жизни и вдохновения является её величество — женщина. И сегодня мы поздравляем вас, милые женщины, девочки, девушки с весной. В эти весенние дни мы желаем вам счастья, радости, здоровья, семейного благополучия.

Ролик «МАМА» (фрагмент из фильма «Мамы», режиссеры: Евгений Абызов, Сарик Андреасян, Алан Бадое)

Ребёнок 5 (совет старшеклассников «Мы – молодые!»)

Девочка, девушка, женщина,
В ранний ли, поздний ли час
Сколько в тебе перемешано!
Всё и не выскажешь в раз:
В шёлке ли ходишь ты, в рубище —
Вьётся судьбы твоей нить,
Будь, заклинаю я, любящей,
Если уж выпало быть!
Дни ожидания выстланы,
Жди же, не прекословь.
Есть непреложная истина:
Женщина — это любовь!

            Автор: Кузовлева Т.

Ребёнок 6   (совет старшеклассников «Мы молодые!»)

Женщина

Загадка. Нежность. Не случайно
Возведена до божества.
Очарование и тайна.
Естественность из естества.
К ней все пути и все дороги.
Она сосуд для Рождества
Всех истин — Откровенье в Боге.
Лик — без конкретного лица:
Жена и мать. Сестра, подруга,
Невеста, дочь. Такая роль.
Кольцо у замкнутого круга.
И имя ей одно — Л Ю Б О В Ь.
И если кто-то кинет камень,
Тот сам споткнётся об него;
И если вспыхнет адский пламень —
Сожжёт и сердце и чело.
Пади же ниц! Почти за благо
Быть в роли принца и пажа.
Она — и слабость, и отвага
И вечная твоя Д У Ш А.

           Автор: Владислав Хитрик

Песня «Снег» (автор слов: Анатолий Моисеенко, автор музык: Игорь Воронцов) (детское объединение «Вдохновение»)

Ведущий 1:

Весна — это начало жизни, это движение после покоя, это детство, это радость, это цвет и свет, пробуждение и чистая энергия. Не зря многие люди больше всего любят именно весну, она прекрасна и дает стимул для действий и начинаний.

Приглашение поэтов городского округа город Выкса  (Гордеева Т.А., Белов В.В.)

Ведущий 2:

И на Земле обетованной
Весна творит завет Отца,
А Мать, с Природой первозданной,
Весною строит все сердца.

Свободный микрофон для детей, которые сами пишут стихи

Ведущий 1:

Уже растаял снег, бегут ручьи так торопливо

И солнце силу раздает природе так ретиво,

Вот так прекрасен мир, пропавший в миг весною,

Мы пробудились ото сна, застывшие зимою.

             Автор: Федотова Татьяна

Ведущий 2:

Музыкально – литературный салон «Весна – прекрасное мгновенье» подошёл к концу. Стихи, песни, и прекрасное настроение в этот чудесный весенний день мы дарим всем Вам. Спасибо за участие.

Проводимое мероприятие, в рамках дополнительного образования, призвано приобщить детей к миру поэзии и музыки посредством знакомства их с произведениями классических и современных авторов, поэтов городского округа город Выкса. Важными особенностями мероприятия являются: проявление индивидуальных способностей детей через прочтение стихотворений собственного сочинения, удовлетворение их возрастных потребностей в общении.

  Литература:

  1. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2005.
  2. Школьный праздник собирает друзей: разработки праздников, познавательных конкурсов, развлекательных шоу – программ. 5 – 11 классы/ авт. – сост.  

В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. http://blogs.bashtanka.info
  2. http://docfish.ru/documents/stihi-russkih-poetov-o-vesne-i-lubvi
  3. http://blogs.bashtanka.info/viewdn.php?id=12&id_d=69
  4. http://stixishok.ru/index.php/stivi-pro-vesnu/1676-2012-01-02-23-01-12
  5. http://www.vampodarok.com/stihi.php?autor=37
  6. http://anyamashka.ru/publ/prazdniki/stikhi/detskie_stikhi_mame/6-1-0-155
  1. «И видит Бог, есть музыка над нами» (музыкальные образы в поэзии Серебряного века). Литературно-музыкальный салон

Авторы : Мирная Светлана Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 15»

Ручкина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 15»

Участники:Ведущие (2 юноши и 2 девушки), вокальная группа, музыканты.

Оформление и оборудование:фортепьяно, скрипка, гитара, музыкальный центр, столики для ведущих, кресла для вокальной группы свечи в старинных подсвечниках, стулья для зрителей, стоящие по кругу, фотографии из жизни поэтов в старинных рамках, которые создают ощущение уютной гостиной, коллажи Мережковского и картины футуристов, афиши начала века.

Шопен. Вальс. (слушаем)

1 юноша (под музыку).
Жилец с шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На чёрной выпилке пюпитра.

Шопен. Вальс. (слушаем)

1 девушка. Мы начали нашу встречу с музыки Фредерика Шопена и стихов Бориса Пастернака. Это не случайно. Серебряный век русской поэзии полон музыки. Это и музыкальные образы в поэзии Гумилева и Мандельштама, и блоковский цикл “Кармен”, и песни современных композиторов на стихи Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Никого не будет в доме… (исполняем)

1 юноша. Серебряный век подарил нам много замечательных имен. Одно из них – Николай Гумилев.

1 девушка. В ту ночь, когда он родился, над Кронштадтом бушевала буря. Тогда и предрекли ему полную событий жизнь. В детстве он был слабым, некрасивым, болезненно застенчивым ребенком. Часто хворал, но неистово бредил морскими путешествиями и завидовал героям Гомера и Фенимора Купера.

1 юноша. Оказалось, что у этого тщедушного мечтателя огромная воля к жизни и необыкновенная настойчивость. Каждодневные физические упражнения, непрекращающаяся работа над собой.

1 девушка. Повзрослев, он стал одним из самых блестящих молодых людей Санкт-Петербурга. Несмотря на многочисленные отказы все же добился руки Ани Горенко, будущей поэтессы Анны Ахматовой. Поистине эта история андерсеновского гадкого утенка.

1 юноша. Не исчезла с годами и его страсть к путешествиям. Он совершает их одно за другим, смотрит на мир глазами поэта и пишет о знойных африканских пустынях, о гордой красоте итальянских храмов, о суровых норвежских фиордах.

Э.Григ. “В пещере горного короля”. (слушаем)

1 девушка ( под музыку).
Кричит победно морская птица
Над вольной зыбью волны фиорда.
К каким пределам она стремится?
О чем ликует она так гордо?
Холодный ветер, седая сага
Так властно смотрит из звездной песни,
И в лунной грезе морская влага
Еще прозрачней, еще чудесней.
Родятся замки из грезы лунной,
В высоких замках тоскуют девы.
Златые арфы так многострунны,
И так маняще звучат напевы.
Но дальше песня меня уносит,
Я всей вселенной увижу звенья.

Мое стремленье иного просит,
Иных жемчужин, иных каменьев
Я вижу праздник, веселый, шумный,
В густых дубравах ликует эхо,
И ты проходишь мечтой безумной,
Звеня восторгом, пылая смехом.
А на высотах столь совершенных,
Где чистых лилий сверкают слезы,
Я вижу страстных среди блаженных,
На горном снеге алеют розы.
И где-то светит мне образ бледный,
Всегда печальный, всегда безмолвный.
…Но только чайка кричит победно
И гордо плещут седые волны.

1 юноша. Это стихотворение Н.Гумилева называется “На мотивы Грига”. Музыка норвежского композитора Эдварда Грига к драме Генриха Ибсена “Пер-Гюнт” не раз вдохновляла поэта.

1 девушка. В драме Ибсена рассказывается, как увлекаемый жаждой приключений крестьянский парень Пер-Гюнт покинул родную деревню. Прошло много лет. Умерла старая мать, забыли о нем друзья. Лишь верная Сольвейг ждет и по-прежнему любит. И вот Пер-Гюнт возвращается. Кругом бушует море, а вдали уже показались величественные Норвежские горы, родина.

Э.Григ. “Возвращение Пера-Гюнта”. (слушаем)

1 Юноша.
Я ничего не понимаю, горы:
Вам гимн поет кощунство иль псалом.
И вы, смотрясь в холодные озера,
Молитвой заняты иль колдовством.
Здесь с криками чудовищных глумлений,
Как сатана на огненном коне,
Пер-Гюнт летал на бешеном олене
По самой неприступной крутизне.
И, царств земных непризнанный наследник,
Единый побежденный до конца,
Не здесь ли Брандт, суровый проповедник,
Сдвигал лавины именем творца.
А вечный снег и синяя, как чаша
Сапфирная, сокровещница льда!
Страшна земля, такая же, как наша,
Но не рождающая никогда.
И дивны эти неземные лица,
Чьи кудри – снег, чьи очи – двери в ад.
С чьих щек, изрытых бурями, струится,
Как борода седая, водопад.

1 девушка. Образ Сольвейг по сей день является символом женской верности. Идут века, а женщины по-прежнему обречены ждать любимых, хранить верность, любить вопреки всему.

2 девушка. Поэтесса Марина Цветаева беззаветно любила Россию. Это была любовь- вина, любовь- зависимость, любовь – преданность. Но наступил день, когда она была вынуждена покинуть Россию, уступив другой любви, не менее сильной.

2 юноша. Ее муж Сергей Эфрон, офицер белой гвардии, жил в далекой Праге. И она уехала к нему. Позади была Россия, впереди – встреча с любимым. Высочайшая трагедия и печальное счастье.

2 девушка.

Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!

Хочу у зеркала, где муть…”” ” ” ( Песня из кинофильма “С легким паром”).

2 девушка. Вернуться на родину она смогла лишь перед самой войной. В столичных городах ей, эмигрантке, жить запретили. Она поселилась в маленькой Елабуге, зарабатывала себе на жизнь стиркой белья и не могла писать.

2 юноша. Усугубленная войной драма отчаяния и одиночества завершилась в августе 1941 года самоубийством. Великой русской поэтессы не стало. Зато продолжают жить ее стихи. В том числе и это, посвященное Сергею Эфрону.

Дебюсси. Шаги на снегу. (слушаем)

2 девушка (под музыку).
Писала я на аспидной доске
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах,-
И на стволах, которым столько зим,
И, наконец,- чтоб было всем известно!-
Что ты любим! любим! любим! – любим! –
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест- накрест перечеркивала – имя…

Но ты в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты – уцелеешь на скрижалях.

Мне нравится” ( Песня из кинофильма “С легким паром”). (исполняем)

2 девушка.

Я на душу твою не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку бледную от лобзаний
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь,
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И под медленным снегом стоя,
Опущусь по колено в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.

3 девушка. Эти стихи Марина Цветаева посвятила Александру Блоку, к творчеству которого она всю свою жизнь испытывала благоговейное восхищение.

3 юноша. Александр Блок не умел любить счастливой любовью. Непростым было его чувство к его Прекрасной Даме, жене поэта Любови Дмитриевне Менделеевой. Непросто складывались и его отношения с актрисой Любовью Александровной Дельмас.

3 девушка. Он пришел в театр музыкальной драмы, не ожидая никаких чудес. И вдруг в буре бессмертной бравурно- тревожной музыки, на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся дерзкая, неукротимая воля, вся – вихрь и сверкание. Разлетающиеся юбки – рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи.

3 юноша.

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.

Выход Кармен из оперы Ж.Бизе “Кармен”.

3 девушка. Потом он вспоминал: “С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала буря музыки влекущая колдунья, и – одинокое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души”.

3 девушка.Потом они встретились. Ее звонкий смех, открытые плечи, розы на груди, крепкие духи… Его неловкость. Пустынные улицы. Темная Нева. В этот день были написаны “Ты – как отзвук забытого гимна…” и “О да, любовь вольна, как птица”.

3 юноша.

О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно – я твой!
Да, все равно мне будет снится
Твой стан, твой огневой!
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей свершу я требу
За твой огонь звездам.
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов… !

3 девушка. Истинные поэты не могут не чувствовать музыку, не любить ее. В поэзии Осипа Мандельштама звучит музыка Баха и Бетховена, незатейливая мелодия гармоники и скрипка Паганини.

Фуга e-moll Иоганна Себастьяна Баха (слушаем)

1 девушка.

Здесь прихожане – дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.
Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах.
Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал.

1 юноша.

Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик,
Лишь рокотал твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!
И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, главный собеседник,
Мешает звук своих очей.

2 девушка. И стихи самого Мандельштама удивительно легко ложатся на музыку. Вернее музыка живет в них самих. И композиторам остается лишь услышать ее и запечатлеть в нотах.

Наедине со всеми. Песня из репертуара А.Пугачевой. (исполняем)

2 девушка.

Судьба его оказалась трагической. Недоброжелательство властей, почти открытая травля, ведь он был не из тех, кто воспевал шелест красных знамен.

2 юноша.

С 1925 по 1930 год он не написал ни строчки: путешествует по Кавказу, Армении, Грузии. В 1930 году он возвращается в родной город и вновь начинает писать.

Ленинград. (слушаем)

3 девушка

Потом была ссылка в Воронеж, арест и смерть в далеком пересыльном лагере. “Вторая речка” под Владивостоком. Страшная трагическая смерть. Он был жесток со своими поэтами. этот серебряный век.

3 юноша.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, –
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век–волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей…
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

Александр Герцевич. (слушаем)

1 девушка. Велик был новый век России. Век двадцатый. Век побед и свершений.

2 юноша. Страшен был новый век России. Век двадцатый. Век войн и репрессий.

3 девушка. Прекрасен был новый век России. Век двадцатый век поэзии и любви.

1 юноша. Каким будет новый век России. Век двадцать первый?

Аллилуйя любви. Из оперы Рыбникова “Юнона и Авось”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературно музыкальная композиция этот праздник со слезами на глазах
  • Литературно музыкальная композиция у войны не женское лицо сценарий
  • Литературно музыкальная композиция сталинградская битва сценарий
  • Литературно музыкальная композиция праздник белых журавлей
  • Литературно музыкальная композиция ко дню россии сценарий