Литературный боулинг сценарий

5. «Литературный боулинг»

Литературный боулинг»

5. «Литературный боулинг»

Каждой команде дается три попытки выбить кегли.

На кеглях написаны номера: от «1» до «6». Участнику зачитывается вопрос под номером сбитой кегли, и если он на него отвечает, то команда получает столько баллов, сколько нарисовано не кегле.

1.

Что погубило кошкин дом? (Пожар.)

Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)

Почтальон из Простоквашино. (Печкин.)

Кого обманули в Стране Дураков? (Буратино.)

Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2.

О горе этой женщины нам поведал Корней Чуковский. (Федоры.)

Куда вызвали Айболита телеграммой? (В Африку.)

Как звали человека-луковицу? (Чиполлино.)

Сколько лет проживет Кощей? (Бессмертный.)

Самая холодная женщина у Андерсена. (Снежная королева.)

3,

Автор сказки «Конек-Горбунок». (Петр Ершов.)

Кто из героев мультфильма любил произносить фразу «Ребята, давайте жить дружно»? (Кот Леопольд.)

Кто говорил волшебные слова «Сим-сим, открой дверь»? (Али-Баба.)

Из него был сделан колпачок Буратино. (Из старого носка.)

У какой героини вместо заколки месяц под косой блестит? (Царевна Лебедь.)

4.

Герой какой сказки вырос в волчьей стае? (Маугли.)

На каком виде транспорта увез Иван царевну Забаву? (Летучий корабль.)

Что подарила Сова ослику Иа на день рождения? (Хвост.)

Гордость старика Хоттабыча. (Борода.)

Любитель варенья, живущий на крыше. (Карлсон.)

5.

Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)

Как героиня сказки «Дикие лебеди» спасла своих братьев? (Навязала рубашек из крапивы.)

Автор сказки «Бармалей». (Корней Чуковский.)

Имя, отчество Маршака. (Самуил Яковлевич.)

На чем играл Осел из сказки «Бременские музыканты»? (На гитаре.)

6.

Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко.)

Кем по профессии был отец у Карлика Носа? (Сапожником.)

Кем мечтала стать ПеппиДлинныйчулок, когда вырастет? (Морской разбойницей.)

Из какого цветка появилась Дюймовочка? (Из тюльпана.)

На сколько лет Василиса Премудрая была превращена в лягушку? (На три года.)

МОУ Южно-Степная СОШ

ИГРА
«Книгогонки-2011»

(в рамках недели гуманитарного цикла)

Для учеников 9-11 классов

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Ковтун Р.И.

Цель игры:

 1. Углубить знания ребят  по русскому языку и литературе.

2. Воспитывать любовь и уважение к родному языку и литературе.

3. Стимулировать интерес к чтению.

Организационный момент:

Заранее формируются 2 смешанные команды из учеников 9-11 классов по 9 человек в каждой ( по 3 от каждого класса). Команды подбирают себе названия, выбирают капитанов.

Ход игры:

  1. Разминка.  Конкурс «Охота за буквами».

Командам предлагается набор букв. Задание:  игроки должны вспомнить литературных героев, чьи имена начинаются на эти буквы. Засчитываются только те буквы, на которые названы герои.

А     Б      В     Г       Д        Е      Ж          З       Т

И      К       Л        М         Н       О        П       Р         С

2.Конкурс «Самый умный»

Зал делится на 4 сектора (таблички  «1»    «2»       «3»         «4»  ).

Ребятам предлагаются  вопросы с 4 вариантами ответов. Задача игроков: выбрать правильный ответ и бежать под ту цифру, где этот ответ отражён. Те, кто выбрал правильную цифру, остаются в игре, остальные возвращаются на место. По окончании игры считают, сколько ребят правильно ответило на вопросы и осталось в игре. Именно столько баллов записывается той команде, представителями которой они являются.

Задания по теме «Алфавиты»:

1.Школьники Эстонии должны  запомнить  названия 14 падежей,  
Финляндии – 15 падежей,
в грамматике Венгрии — 22 падежа,
у народа Дагестана — 52 падежа .  
А сколько падежей у китайцев?

а) 12

б) 47

в) 61

г) нет

2.Самый короткий алфавит  (11 букв) –

а) папуасский

б) китайский

в) финский

г) эстонский

3.Самый длинный алфавит (72 буквы) –

а) японский

б) египетский

в) кхмерский

г) индийский

4. Какая самая древняя буква в алфавите ?
( она обнаружена в надписях, датируемых 1300 лет до н.э.)

а) а

б) э

в) о

г) я

5. В каком языке наименьшее

количество гласных (2)?

а) Армянский

б) Белорусский

в) Абхазский

г) Французский

6. Самое большое количество гласных ( 55!)
в каком алфавите?

а) армянский

б) вьетнамский

в) украинский

г) зулуский

3.Конкурс знатоков «Весёлая математика»:

  1. Мы знаем выражение
    «Мал золотник,  да дорог»
    (Незначительный  с виду, но ценный)
    Золотник — им мерили драгоценные металлы.
    Эта русская мера была 1/96 фунта т.е.-

а) 10 грамм

б) 4,26 гр.

в) 5,7 гр.

г) 1,3 гр.

2. От горшка два вершка .

Сколько это вершок?

4,4  см.

3.Ни пяди назад. Сколько это?

Пядь — расстояние между большим и указательным пальцем

(10 – 16см.)

4. Объясни значение выражения 

Мерить на свой аршин .

Сколько это:

Три аршина ткани.

аршин — 0,71 м

3 аршина — 0,71 м. х 3= 2,13м.

5. Объясни значение выражения

Косая сажень в плечах.

 Сколько это?

Косая сажень в плечах =

три аршина = 2, 13 м.

6. Объясни значение выражения

Жили в трех верстах.

Жили в трех верстах.

Верста 1,06км.

Жили в трех верстах

1,06км х 3 =3,18км

4. Конкурс капитанов:

Белобрысый. По какой части
тела определяют это, покажите

а) брови

б) ресницы

в) цвет волос на макушке

г) цвет волос на ногах

5. Конкурс «Литературный боулинг»:

(Каждой команде даётся по 3 попытки выбить кегли. На кеглях написаны цифры. Участник выбирает кеглю, ему зачитывается вопрос. Если он на него отвечает, то команда получает соответствующее количество баллов).

  1. О каком из портретов Пушкин сказал:« Себя , как в зеркале , я вижу,  но это зеркало мне льстит» ?

а) В. А.  Тропинина

     б) И. Е. Репина

в) О. А. Кипренского

г) В. М. Васнецова

  1. Назовите автора и название сказки, которая

начинается словами:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старушки три сына:

Старший умный был детина ,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

а) А. С. Пушкин «Сказки о попе и работнике его Балде».

б) А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

в) В. А. Жуковский «Сказка о спящей царевне».

г) П. П. Ершов «Конек-горбунок»

  1. В каком городе , в какой

стране родился знаменитый сказочник

Ганс Христиан Андерсен?

а) Оденс – Дания

б) Стокгольм – Швеция

в) Лондон – Англия

г) Копенгаген – Дания

4. Замечательную сказку «Алиса в Стране Чудес» написал Льюис Кэрролл. Прочитав её, королева Англии Виктория пришла в  восторг и приказала немедленно купить все сочинения Кэрролла. Каково же было её удивление , когда оказалось , что это труды

а) по математике

б) по медицине

в) по кибернетике

г) по астрономии

5. Как звали знаменитых немецких учёных – филологов братьев Гримм, опубликовавших в 1812г.

сборник сказок , который стал – одной из самых любимых книг читателей всего мира? 

а) Генрих и Вильгельм

б) Вильгельм и Якоб

в) Якоб и Генрих

г) Фридрих и Льюис

6.О каком произведении после его прочтения А.С, Пушкин сказал: «Теперь этот род сочинений можно и мне оставить»

А) «Сказка о спящей царевне» В.А.Жуковского;

Б)  П. П. Ершов «Конек-горбунок»

В)»Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя;

Г)»Левша» Н.С.Лескова

6. СУПЕРИГРА:

(Команде авансом зачисляется по 5 баллов. Если она даёт верный ответ, то +5, если неверный — -5баллов)

Множественное    число    слова  « дно» ?

ДОНЬЯ

Подведение итогов. Награждение команд.

А     Б      В

     Г       Д        Е      Ж          З       Т

И      К       Л        М         Н       О        П       Р         С

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Вахрушевский учебно — воспитательный комплекс №2 «Берегиня»

«Литературный ринг»

Викторина-игра

t1593071660aa.jpg

Заведуюшая библиотекой

ГОУ ЛНР ВУВК №2 «Берегиня»

Захарченко Л.Н.

Вахрушево — 2020

Сценарий викторины-игры «Литературный ринг»

Цель: формирование у детей и взрослых потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. Задачи: Пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности; Развитие творческих способностей путем организации литературных и поэтических конкурсов; Активное вовлечение учащихся и их родителей в культурно — просветительскую деятельность библиотеки; Повышение читательской и творческой активности детей

Видеоклип «В гостях у сказки …»

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня здесь собрались настоящие знатоки детских книг, ценители художественного слова.

Сегодня в «Книжном» царстве — мудром государстве праздник. Много праздников приносит нам весна и лето. И один из них – праздник книги. Он приходит в каждую школу, в каждый дом и приносит большую радость – встречу с хорошей, умной книгой.

Внимание!

«Есть на свете прекрасное чудо

Под веселым названьем игра,

И играть любят разные люди,

А особенно Вы, детвора!»

И сейчас мы проведём игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с литературными произведениями, пословицами и литературными сказками. В игре принимают участие две команды.

Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.

За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить ещё 1 балл. На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.

Подсчитывать очки будет наше уважаемое справедливое жюри.

Представление жюри.

Итак, начинаем нашу игру! Предлагаем вначале представить команды – название и девиз. Ну, и конечно, выбрать капитанов команд!

Представление команд.

Ведущий:

Задание 1. Вам предстоит угадать в сказочных описаниях, данных таких птиц и животных:

1. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон)

2. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух)

3. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)

1.Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка) .

2.Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака).

3. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)

Задание 2. Назовите 3 литературных произведений, в названиях которых есть цифры. За правильный ответ один балл.

Слово жюри.

Задание 3. « Смотрим пословицу»

Ведущий: Послушайте правила первого раунда.

(Каждая команда в первом раунде получает по две пословицы)

Первый участник команды выбирает одну из карточек, на которой написана пословица. Прочитав ее, он должен за 30 секунд мимикой и жестами донести ее до остальных членов команды. В случае правильного ответа команда получает 100 очков. Начнем мы играть с команды (название). ( Показ пословицы).

А мы переходим к команде (название). Вам досталась (цвет) карточка и пословица… Прочитали ее? Время! (Показ пословицы.)


1. Яблоко от яблони не далеко падает.

2. Много будешь знать, скоро состаришься.


1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Итак со счетом … очков у команды (название) и … очков у команды (название) мы заканчиваем первый раунд.

Слово жюри.

Музыкальная видео — пауза (игры с залом).

Игра «Что хотите, говорите»

Игра заключается в том, что на мой вопрос, вы отвечаете дружно «Да» если согласны, а если не согласны – то «Нет».

Ведущий: Что хотите, говорите. В море сладкая вода?

Все: Нет!

Ведущий: Что хотите, говорите. В море сладкая вода?

Все: Нет!

Ведущий: Что хотите, говорите. Небо красное всегда?

Все: Нет!

Ведущий: Что хотите, говорите. А мальчишки любят драться?

Все: Да!

Ведущий: Что хотите, говорите. А девчонки на уроках не болтают никогда.

Все: Да.

Ведущий: Что хотите, говорите. Ну а есть вы не хотите?

Все: Нет!

Ведущий: Что хотите, говорите. Ну а люди всей Земли в мире, дружбе жить должны?

Все: Да! Да! Да!

4. Ведущий: а сейчас – блиц-опрос. Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ по одному баллу, на обдумывание 2-3 секунды:

1. Лучший в мире крокодил. (Гена.)

2. Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро.)

3. Гордость Варвары-красы. (Коса.)

4. Самая известная курочка. (Ряба.)

5. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

6. Мальчик-луковка. (Чиполлино.)

7. Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо.)

8. Сказочная скатерть. (Самобранка.)

9. Назовите братьев — Чук и… (Гек).

10. Снежная баба в детстве. (Снегурочка.)

11. Дедушка — любитель зайцев. (Мазай.)

12. Главный атрибут Дуремара. (Сачок.)

2 команде;

13. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)

14. Итальянский прообраз папы Карло. (Джузеппе.)

15. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро.)

16. Кто разморозил сердце Кая? (Герда.)

17. Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка.)

18. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья.)

19. Герой какой сказки вырос в волчьей стае? ( Маугли)

20. Какого роста была Дюймовочка? (1дюйм- 2,5 см.)

21. Какие волшебные предметы есть в русских сказках?’ (Шапка-невидимка, скатерть- самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)

22. Где жили старик со старухой из сказки А. Пушкина? (у самого синего моря)

23. На чем передвигаются сказочные герои? (Ступа, метла, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, летучий корабль)

24. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах)

Задание 5. Тема этого задания – Конкурс знатоков кино

Задание дается командам. Время на отгадывание — 30 секунд. Узнайте название фильма по словам, которые спрятаны среди других слов. За правильный ответ по одному балу.

1. Слова: очки, шрам на лбу, метла, игра сквиддич (фильм «Гари Поттер»

2 . Слова: лев, сказка, волшебная страна, платяной шкаф (фильм «Хроники Нарнии»)

Задание 6. Черный ящик. Из каких произведений предметы, которые находятся в нашем ящике.

Задание 7. Следующий конкурс — «Мозаика».

Сложите мозаику, эти высказывания, стали крылатыми выражениями, (выражения разрезаны на отдельные слова). За правильно сложенную мозаику по одному баллу.

Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Видео клип « Сказки гуляют по свету!»

Песня Ксении Сытник «Мы вместе!»

До свидания! До новых встреч!

Ребята! Улыбайтесь. И мир улыбнется Вам!

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Сценарий

литературного турнира «Путешествие в страну Читалию»

Материал составила Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы

БПОУ «НАИТ»

г. Называевск

2016 год

1. Ролик «Песенка читателей»

Ведущий 1

Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе, На карту не насена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть она, Страна — страна Читалия.

Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать Вас. Сегодня мы проводим литературный ринг между двумя командами, который будет состоять из трёх раундов на определённые темы.

2. Ведущий 2: Прежде чем начать литературный ринг, представляю тех, кто будет принимать в нём участие. Справа находится команда, имеющая литературный девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» ( студенты произносят его хором). Это слова из клятвы Сани Григорьева – героя книги «Два капитана» Вениамина Каверина, мечтающего отыскать остатки экспедиции капитана Татаринова. Опасности, временные поражения, но настойчивый, целеустремленный характер героя помогают ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

(Демонстрируется буктрейлер «В. Каверин. Два капитана» библиотеки для молодёжи г. Щебекино. )

3. Ведущий 1: Прошу вторую команду «Атос, Портос, Д’Артаньян и Арамис» назвать свой девиз: «Один за всех, и все за одного». Надеюсь, вы вспомнили  роман «Три мушкетёра» Александра Дюма и фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», в котором даже звучит песня «Все за одного и один за всех».

Демонтрируется видео (на фоне кадров из фильма «Д Артаньян и три мушкетёра» звучит песня: Нас четверо, пока ещё мы вместе. Но дело есть – и это дело чести. Девиз наш – все за одного. И в этом наш успех.)

4. Теперь представляем капитанов. Прошу их подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

1-я команда: А соперников мы уважаем. Честно сыграть пожелаем. Дружно на ринге сражаться, Бороться, искать, но не сдаваться.

2-я команда: Вот и соперник есть у нас. С ним сразимся мы сейчас. Главное, ребята, не нужно унывать — Старание поможет победу одержать. Вспомним мушкетёров – другого не дано: «Один за всех и все за одного!»

5. Ведущий 2: Надеюсь, что во время ринга команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Оценивать ответы команд будут члены жюри : Краснолобова Ирина Александровна, Портных Анна Владимировна, Новикова Наталья Аполлоновна.

А эти слова мы адресуем, уважаемое жюри, Вам (обе команды хором по две строчки произносят):

Пусть улыбка без сомненья
Вдруг коснется ваших глаз,
А хорошее настроение
Не покинет долго Вас! 

6. Ведущий 1: Объявляем первый раунд. Первый раунд мы посвящаем такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с детских лет. Это поэзия. Поэзия приходит в нашу жизнь в самом раннем детстве. Мы можем ещё не уметь читать и писать, но уже хорошо запоминаем нехитрые строчки из стихов Агнии Барто, Маршака, К.И. Чуковского. И помним их, как ни странно, всю жизнь:

Гуси, гуси! – Га-га-га! Есть хотите? – Да, да, да ! Ну, летите. – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. Это лирика, освещенная улыбкой. Став старше, сами разучиваем и читаем стихи. Они звучат и дома, и на школьных праздниках.

Зачем нужны стихи? Кому какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
— А вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов! Н. Глазков

Но, к сожалению, многие прекрасные поэтические произведения остаются непрочитанными. А ведь поэтические строки делают нас восприимчивее к тому, что нас окружает. Спасибо поэзии, что она не даёт уснуть всему лучшему, что есть в человеке.

Команды приглашаются на разминку. Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого я прочитаю. Уважаемое жюри оценивает знание текста и мастерство хорового исполнения. Начинает команда с девизом «Один за всех , и все за одного».

  1. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.

  2. Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, досточка кончается, Сейчас я упаду».

  3. Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший.

Для второй команды:

  1. Муха, муха – цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

  2. Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

  3. Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила. Или: Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

7. Ведущий 1: Уважаемые гости, мы все сейчас собрались в своеобразном литературном салоне. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки. Изредка салоны носили развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет, а были распространены светские забавы: шарады, каламбуры, составление остроумных рифм, постановка спектаклей сами участниками салона. В большой моде и в Москве, и в Петербурге, и в провинции были рукописные альбомы. Их клали на столики в гостиных, брали с собой на балы и, конечно же — в путешествия. Альбомы всячески украшали, вплетали в них листки розовой, голубой, желтой бумаги, заключали в переплеты алого сафьяна, зеленой или коричневой кожи с золотым тиснением, с позолоченными латунными накладками и замочками. Дамы и барышни, молодые люди и литераторы — у всех были альбомы. Без альбомной культуры невозможно представить салоны пушкинской эпохи. Светское воспитание требовало от молодого человека пушкинской поры умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж. В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. В альбомных рисунках можно было обнаружить амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещенные луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос. Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными. Пушкин писал об альбомах в романе «Евгений Онегин», предложив читателю своеобразную их типологию: великолепные альбомы светских красавиц, альбом блистательной дамы и «уездной барышни альбом», альбом Ольги Лариной, заполненный стихами и рисунками Владимира Ленского, и еще — альбом Онегина, его «искренний журнал», не вошедший в окончательный текст романа. Светское воспитание требовало от молодого человека умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж.

Мы предлагаем вам создать макет иллюстрированного литературного альбома в стиле начала 19 века. В него вы разместите стихи о любви известных поэтов 19 века, строчки которых разбросаны – их необходимо собрать воедино и украсить. Члены Жюри тоже могут участвовать.

Пушкин Александр

Я вас любил: любовь еще, быть может

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Керн

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

8. Ведущий 1: Уважаемые болельщики, вы сейчас должны поучаствовать в подготовке игроков к выполнению следующего задания. Ваша задача – подобрать рифму к заданным словам: окно – темно, волокно, смешно; скачет – плачет, маячит, значит; зарница – ресница, темница, вереница;

Ведущий 2: А сейчас команды выполнят ещё одно задание первого раунда. Звучат последние рифмующиеся слова строк стихотворений знаменитых русских поэтов, а задача команд – в течение минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу тех стихов, из которых они взяты, с указанием фамилии авторов.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (Лермонтов М.Ю. «Парус»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. (поэма «Руслан и Людмила, А.С. Пушкин)

9. Ведущий 2: Объявляю конец 1-го раунда. Пока жюри подводит итоги, я прошу Вас обратить внимание на обложки книг, расположенных на полке. Сейчас вы послушаете музыку и подумаете над тем, с героиней какой из этих книг она у вас ассоциируется. Звучит романс «Да святится имя твоё» в исполнении Михаила Аверина.

(«Гранатовый браслет» — прекрасная история любви, любви обреченной, мученической, но великой. Желтков и княгиня Вера Николаевна Шеина. По сюжету повести Гранатовый браслет» поставлен фильм и сыграны спектакли.)

10. Объявление жюри итогов первого раунда.

11. Начинаем второй раунд. Звучит музыка к фильму «Убойная сила» — «Прорвёмся, опера» (видеоролик). Думаю, нетрудно догадаться, что второй раунд посвящён области страны Читалии под названием «Детектив». Детективы любят все. Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведений писателя Конан Дойла — Шерлок Холмс. А знаете ли вы, что автор произведения скептически относился к своему герою? Он считал, что повести и рассказы о нём недолговечны. Но писатель ошибся. Холмс стал очень популярным героем. Дотошные исследователи разложили его жизнь по полочкам, раскопали о персонаже такие факты, о которых не подозревал даже сам Конан Дойл.

Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и расшифровать полученное письмо.

Н…м ст…л… …зв…стн…,

Чт… пр…здн…к у в…с,

И н…м …нт…р…сн…

Пр……х…ть с…йч…с,

…в…д…ть р…б…т эт…х,

…мн..х и м…л…х.

Их зн…нь… пр…в…р…ть,

Пр…в…р…ть их с…л…!

(Нам сталоизвестно,

Что праздник у вас,

И нам интересно

Приехать сейчас,

Увидеть ребят этих,

Умных и милых.

Их знанья проверить,

Проверить их силы!)

(Герои книг)

12. Во время выполнения идёт показ трейлера к фильму «Шерлок Холмс» (2009) с участием Роберта Дауни-младшего.

13. В комнату находок страны Читалии поступало много различных вещей. Великие сыщики! Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи. (Все вещи, предметы показываются на экране в презентации.)

1) Микроскоп, ланцет, мешок с лягушками.

2) Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

3) Газета «Весть», печатные пряники, засаленные карты.

4) Прекрасные жемчужные серьги грушевидной формы, записная книжка, переделанная из молитвенника в бархатном переплёте, прикреплённая к тонкой венецианской цепочке.

5) Волшебное зеркальце, умеющее говорить.

6) Брошенный владельцем журнал с дневниковыми записями, начинающимися с повести «Тамань».

7) Маленькая хрустальная туфелька.

8) Рукопись, которая не горит.

9) Разбитое корыто.

10) Отвратительные жёлтые цветы.

14. Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. В этом ящичке хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг и интересные факты из жизни писателей. Я познакомлю вас с некоторыми. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить в каком произведении он действует, кто автор произведения – в первых двух вопросах. А 3-й и 4-й – ФИО писателя, о котором идёт речь.

(По очереди командам читает ведущий отрывки.)

  1. Острижен по последней моде,

Как денди лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Чего ж вам боле? Свет решил,

Что он умён и очень мил.

  1. «…громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами…» «…Теперь на шее у него оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у него были позолочены…» «…зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?..»

  2. А этот поэт покинул Россию в феврале 1920 г. через Одессу, через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где он обосновался, проводя лето в городке Грас, в приморских Альпах. Для него всё кончено с «великой Россией» уже после февраля 1917 г. Он решительно и категорически отверг Временное правительство и его лидеров, видя в них жалкие фигуры, способные привести Россию лишь к пропасти. Решительно не приемлет он и большевистское руководство, и короткое пребывание своё сперва в красной Москве, а затем в красной Одессе назвал «Окаянными днями». А всё же самое лучшее написано о России, но вне России. Ему первому из русских писателей присуждена Нобелевская премия.

  3. А этот поэт как бы берёт на себя все наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас, и учит, и вселяет надежду. Фронтовик. Родился 9 мая. Он скончался в военном госпитале под Парижем в 1997г. При отпевании священник отец Георгий сказал, что стихи этого человека могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. Его «Молитву» повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие. Кто же он?

Звучит «Молитва» Б. Окуджавы (видеоклип в исполнении Жанны Бичевской).

15.Закончился 2-й раунд. Пока жюри подводит итоги, ведущий говорит: Однажды у Аристотеля спросили: «Как же преуспеть ученикам?» «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», — быстро ответил тот. И был, конечно, прав. Итак, смелее, догоняйте первых, чтобы не оказаться последними. Пока такая возможность есть.

16. Третий раунд нашего ринга называется «блиц-аукцион». Конечно же, путешествуя в страну Читалию мы не можем не заглянуть в сказки . Он для капитанов команд.

1-я команда

1. Учёный житель Лукоморья. (Кот)

2. Профессия старика, поймавшего золотую рыбку. (Рыбак)

3. Какая часть лица пострадала после укуса шмеля? (Нос)

4. Кого спас царевич, убив стрелой чародея? (Лебедь)

5. Стал работник «верёвку крутить да конец её в море мочить». Кто вышел после этого из моря? (Бес)

6. Что бросила царевне в руки нищая чернавка? (Яблоко)

7. Волшебная жидкость, бывает живая и мертвая. (Вода)

8. Все в том городе богаты, изб нет, одни …. (Палаты)

9. Какой предмет доставил на пустынный остров царицу с сыном? (Бочка)

10.Кто просил себе в награду шамаханскую царицу? (Мудрец)

2-я команда

1. Мимо какого острова проплывали торговые люди? (Буян)

2. Ткачиха, повариха, сватья баба … (Бавариха)

3. Сколько братьев богатырей сваталось к красавице-царевне? (Семь)

4. Самое скромное желание старухи, жившей у самого синего моря? (Корыто)

5. Кому приказано «весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую, под сосной оставить там на съедение волкам»? (Чернавке)

6. Что хранила говорящая голова? (Меч)

7. Кто пытался спасти царевну, пока богатыри охотились? (Пёс)

8. Птица-чародей, убитая стрелой царевича. (Коршун)

9. В тот же день стал княжить он

И нарёкся: князь … (Гвидон)

10.Какое дерево украсила златая цепь? (Дуб)

17. Подведение итогов литературного ринга. Вручение грамот и призов.

Викторина «Кто на чем летает?» ( можно для болельщиков)

Она летает на метле (Баба Яга) А он – на пушечном ядре (Барон Мюнхгаузен) Моторчик на его спине (Карлсон) Бывал он даже на Луне (Незнайка) Он на ковре взлетит всегда Была б сухою борода (Хоттабыч) А этот, если налетит, Из всех голов огнем палит (Змей Горыныч) На ласточке летит она, От страшной свадьбы спасена (Дюймовочка) Его воздушный шар несет К заветной цели – это мед! (Винни Пух)

Она б летала и летала, когда бы рта не открывала. (Лягушка- путешественница) А этот сделался так мал, Верхом на гусе он летал.( Нильс) Летала в домике своем, Да не одна, а с верным псом. (Элли с Тотошкой) За сверхтопливом ведет Еѐ разумный звездолет. (Алиса Селезнева)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАТЛ

«Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, прививать любовь к чтению, слову; развивать любознательность, способствовать развитию творческих способностей школьников, формировать чувство коллективизма.

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Д. Дидро

В настоящее время чтение книг кануло далеко в прошлое. Если раньше человек мог рассказать, какую книгу прочитал, или какой любимый автор книг, то теперь вряд ли и вспомнит. Особенно, это касается молодого поколения, которое в мире технологий совсем забыли, о книгах. Книги годами пылятся на полках, а тема: какую книгу читаешь, и вовсе не обсуждается среди молодёжи. Почему? Возможно потому, что в повседневных заботах мы не можем найти время,  чтоб уединится за чтением книги, или зачем читать книгу, если можно погуглить в сети и узнать все что нам нужно, или же посмотреть фильм снят по сюжету книги. Наверное, большинство людей руководится именно этим, хотя так быть не должно.

Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С древних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. И это совершенно неслучайно. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки», — справедливо подчеркивал австрийский писатель Стефан Цвейг. И действительно, книга – неисчерпаемый источник мудрости многих поколений, который хранит живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать, это тренажер для развития ума и воображения.

К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов:

1. Люди, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.

2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг.

3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.

4. Чтение улучшает коммуникативные навыки, расширяет кругозор, развивает словарный запас: при чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни, находим новые темы для обсуждения с друзьями.

5. Чтение способствует повышению грамотности: читающий человек допускает гораздо меньше ошибок, нежели тот, кто не читает.

6. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. А без творчества нет самореализации, нет счастливого человека.

7. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей.

И это далеко не полный перечень преимуществ чтения.

Сцелью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе в рамках недели русской филологии мы сегодня проводим литературный батл.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники команд, зрители и наше многоуважаемое жюри. Я рада приветствовать вас на нашем литературном батле, который проходит под девизом «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»
К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов:

1. Люди, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.

2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг.

3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.

Поэтому, уважаемые друзья, мы призываем вас: читайте!

Ну а сегодня в знаниях литературы за звание самой читающей, творческой и креативной команды будет соревноваться 2 команды (представление команд)

Представление команд

Ведущий: Мы благодарим команды за представление ипредставляем вашему вниманию наше компетентное жюри.

Представление жюри.

Первый конкурс «Продолжи пословицу»

Отвечают по очереди обе команды. Каждый правильный ответ 1 балл.

Без труда не вытащишь ……….. и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет ……… плода.

Книга мала, да ума ……….придала.

В тихом омуте ……..черти водятся.

Терпенье и труд…………. все перетрут.

Книга книге рознь: одна учит, другая……. мучит.

Не умел шить золотом, так бей……. молотом.

Сегодняшней работы на завтра ………… не откладывай!

Кто не работает,………. тот не ест.

Маленькое дело лучше большого………. безделья.

После драки …….. кулаками не машут.

В рабочее время – язык………. на засов.

На ловца ……..и зверь бежит.

Глаза страшатся, а руки………….. делают.

Дело мастера …….. боится.

Кто рано встает, тому……… Бог дает.

В труде рождаются………. герои.

Щи да каша …….пища наша.

За двумя зайцами погонишься……. ни одного не поймаешь.

Милые бранятся …….только тешатся .

Делу — время,……… потехе — час.

Гром не грянет….…мужик не перекрестится.

От труда здоровеют, а от лени………. болеют.

Любишь кататься …….люби и саночки возить.

Не рой другому яму …….сам в нее попадещь.

Делу время …… потехе час.

Семь раз отмерь …….1 отрежь.

Нечего на зеркало пенять … коли рожа крива.

Второй конкурс «Лирики».

Три участника каждой команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник второй команды должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор.

Полный правильный ответ 3 балла.

Третий конкурс «Поясни поговорку»

Поговорки на карточках перевернуты на столе. Капитаны команд выбирают любые три. На подготовку ответов командам дается три минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл.

А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит, объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что несмотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)

А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)

А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)

А там хоть трава не расти. (Смысл поговорки, в том что, человек сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой — либо ситуации, и к тем, кто пострадает в результате его действий.)

Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)

Четвертый конкурс «Гонка за лидером»

За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос. Каждый правильный ответ –

1 балл.

Вопросы для первой команды.

— Лицей в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

— Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)

— В каком веке родился Пушкин? (В 18 веке)

— Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

— Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет? (М.В.Ломоносов)

— Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)

— Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»?( А. Погорельский)

— Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана… (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

— Как называется момент наивысшего действия в художественном

произведении?(Кульминация)

— Автор произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки»?(Н.В.Гоголь)

— Что такое аллегория?(Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

— Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

— Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом

(Баллада)

— Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

— Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или

нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

— Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

— Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)

— Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)

— Из какого произведения эти строки:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)

— Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор?

(«Руслан и Людмила»)

— В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

— Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных

героях? (Былина)

— В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы?

(В.Распутин. «Уроки французского»)

— Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова?(Литература)

Вопросы для второй команды.

— Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)

— Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

— Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри Финн)

— Автор книги «Путешествия Лемюэля Гулливера»? (Дж. Свифт)

— Автор строк

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)

— Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский) — Из какого произведения эти строки:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

— Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? (Инверсия)

— Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? ( А.С.Пушкин)

— Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого

предмета)

— Назовите трехсложные стихотворные размеры.

(Дактиль, анапест, амфибрахий)

— Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

— Речь одного человека в произведении? (Монолог)

— Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?

(Псевдоним)

— Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

— Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)

— Автор «Бородино»?(М.Ю.Лермонтов)

— Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

(И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

— Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”?

(В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

— К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

(К Ивану Пущину)

— В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

— Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без

селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) — Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких

ножках» и «мужичок в мешочке»?

(М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

— Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой

литературе.(Классика)

Конкурс капитанов

Задание 1-му капитану:

Вспомнить названия произведений, в которых встречается числительное «три».

1. «Три мушкетёра» А. Дюма.

2. «Три медведя» Л. Толстой.

3. «Три поросёнка» С. Михалков.

4. «Три толстяка» Ю. Олеша

5. «Три сестры» А.П. Чехов

6. «Трое в лодке…» Джером К. Джером

Задание 2-му капитану:

Вспомнить названия произведений, в которых встречается слово «белый» или однокоренные с ним.

1. «Белеет парус одинокий» В. Катаев.

2. «Белый пудель» А. Куприн.

3. «Белые ночи» Ф.М. Достоевский.

4. «Белый Бим Чёрное ухо» Г. Троепольский.

5. «Белый клык» Д. Лондон.

6. «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев.

7. «Белоснежка и семь гномов» Б. Гримм.

Пятый конкурс

Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде.

1 вопрос

Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь со второго на третье октября (по старому стилю; по новому- в ночь с 14 на 15 октября) 1814г. сына у Марии Михайловны, предсказала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало поэта всю его краткую жизнь. Младенцу не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение его бабушки, которая и занялась его воспитанием. Он учился в Московском университете. Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» был сослан в армию на Кавказ. Пророчество акушерки сбылось. 27 июля 1841 года, в возрасте 27 лет, около 7 часов вечера он погиб на дуэли. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

2 вопрос

Родился в Таганроге в купеческой семье за год до отмены крепостного права и скончался в Германии за год до русской революции 1905 года. После окончания гимназии переехал в Москву, где окончил медицинский факультет Московского университета. Он, шутя, говорил: «Если медицина — моя законная жена, то литература — любовница». С 20 лет он был болен чахоткой, от неё и скончался. (Антон Павлович Чехов)

3 вопрос

Обычно неторопливая, несуетная Москва с раннего утра 26 мая (по старому стилю, по новому- 6июня) 1799 года была оглашена беспрерывным, радостным звоном «сорока сороков»: в день Вознесения Господня Москва приветствовала новорожденную внучку императора Павла Марию. Но никто не догадывался, что в этот день в России родился великий поэт — будущая слава и гордость России,- именем которого будет названа целая эпоха. Учился в Царскосельском лицее. Женился на первой красавице Москвы. В 1837 году погиб на дуэли. (Александр Сергеевич Пушкин)

4 вопрос

1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы в Полтавской губернии в семье небогатого помещика родился один из самых оригинальных русских писателей. Осенью 1818 года поступил в Полтавское волостное училище, после окончания которого поменял несколько мест службы. Постепенно литературная деятельность вытеснила все другие его занятия. Существует версия, что он был похоронен в летаргическом сне. (Николай Васильевич Гоголь)

5 вопрос

Он родился в 1828 году в Тульской губернии. Создал автобиографические повести «Детство», «Отрочество», «Юность». Затем семья переехала в Казань, где будущий писатель поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на юридический факультет. Скончался в возрасте 82-х лет на стации Астапово, Рязано-Уральской железной дороги. (ЛевНиколаевич Толстой)

6 вопрос

Родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (по старому стилю, по новому- 3 октября) 1895 года, воспитывался в доме деда. Учился в Константиновском земском училище, Спас-Клёпиковской школе, в 1913г.занимался на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Шанявского. В 1914г. в журнале «Мирок» появилось первое стихотворение «Берёза» под псевдонимом Аристон. 28 декабря 1925г. покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер». (Сергей Александрович Есенин)

Ведущий: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие. Обе команды показали отличные знания, но победитель всегда один. Я предоставляю слово жюри для оглашения результатов нашего литературного батла и награждения победителей.

Подведение итогов

Награждение победителей.

Описание игры:

Игра состоит из спарринга (разминки) и четырех раундов.

1 раунд «Бой с тенью»

2 раунд «Держи удар»

3 раунд «Поэтический нокаут»

4 раунд «Апперкот» от писателя»

Во время игры дети задают друг другу вопросы из области литературы (название произведений, кто автор, герои произведений и т.д.)

Дорогие ребята! У вас есть возможность погрузиться в атмосферу настоящего боя: боксерские перчатки, гонг, нокаут, спарринг, таймаут — и это еще не все, что   ждет вас на литературном ринге. Вы сразитесь силой интеллекта, проверите, насколько хорошо эрудированы ваши соперники, откроете для себя новые горизонты, обменяетесь знаниями.

Наш литературный бой будет проходить по правилам. Правила простые: бой начинается по команде судьи, в начале и в конце раунда будет звучать гонг, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы.Вваша задача внимательно слушать судью и вовремя выполнять задания.

Есть такая команда в боксе – брэк. Услышав ее, соперники должны отступить на один шаг назад. Это слово мы будем использовать в качестве сигнала для привлечения вашего внимания. Если вы услышите «Брэк!», немедленно прекратите обсуждение, перестаньте разговаривать. За нарушение правил боя команда получает штрафные баллы. После боя мы сосчитаем полученные вами баллы и подведем итоги.

Итак, мы начинаем бой!

Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить у детей знания в области литературы.

Задачи: прививать любовь к книге; развивать память, познавательный интерес; формировать умение выразительно пересказывать и читать наизусть; пополнить словарный запас.

Оборудование: боксерские перчатки, гонг, стойки заграждения, песочные часы, таблички с названиями раундов, картинки с литературными героями 8 шт., шляпа или мешок, отрывок из книги А.Тилипмана «Прессница и Кардон» для перевода, карточки-баллы, 2 текста басен.

«Спарринг» (разминка)

На каждый вопрос дается 15 секунд, ответы записываются на карточке, после звука гонга карточку сдают судье. За каждый правильный ответ 10 баллов.

Ответить на вопросы:

  1. Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола? («Алиса в Зазеркалье»)
  2. Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке? (сварился в чане)
  3. Друг Тома Сойера? (Гек Финн)
  4. Как звали почтальона Печкина? (Игорь Иванович)
  5. Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона? (Мартин)
  6. При каком царе в России началось книгопечатание? (при Иване IV по прозвищу Грозный)

1 раунд «Бой с тенью».

От команды выступает 1 участник, он получает картинку с героем произведения и описывает его, не называя и не используя однокоренные слова. Команда должна отгадать литературного героя. (прием сэйм бат дифферент).  Показать детям на примере. Если команда отгадала, получает 10 баллов. На объяснение дается 1 минута.

2 раунд «Держи удар!» 

Назови как можно больше авторов детской литературы. От каждой команды выходит по 1 человеку, всего 4 участника. Соперники по кругу, ударяя боксерской перчаткой о перчатку, называют по очереди фамилию автора литературного произведения (поэта или писателя). Получается импровизированный «бой». Кто не смог назвать автора, покидает ринг. Игра идет до тех пор, пока не останется 1 победитель. 40-30-20-10 баллов.

3 раунд «Поэтический нокаут»

Выходят две команды, им дается по одинаковому стихотворному тексту (басни И.Крылова). 1-я команда учит строки под цифрой 1, вторая под цифрой 2. Читают басню по 1-й строчке по очереди. Победитель определяется по количеству набранных баллов:

«0» ошибок – 30 баллов

«1» — «2» ошибки – 20 баллов

«3» и более – 10 баллов

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда — висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

4 раунд «Апперкот от писателя»

Переведи с русского на русский отрывок из сказки-головоломки А.Тилипмана «Прессница и кардон» на скорость.

Самая быстрая команда получает 40 баллов, далее -30-20-10 баллов

Знаете ли вы, что такое анаграмма? Анаграмма — перестановка букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. В нашем тексте в словах перепутались буквы, расставьте их в правильном порядке и прочтите.

Каждая команда получает отрывок из текста, «переводит» на русский язык.

Вопросы: 40-30-20 баллов

Вопрос о писателе (Джеке Лондоне)

Подсказки

  1. Американский писатель и журналист, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов. Весной 1897 года он поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску, став золотоискателем.
  2. Этот человек – автор известных книг: «Морской волк», «Белый клык», «Сердца трёх» и многих других.
  3. Его литературный псевдоним совпадает с названием большого европейского города.

Джек Лондон, урождённый Джон Гриффит Чейни, годы жизни — 12 января 1876 — 22 ноября 1916.

Вопрос о литературном персонаже (о бароне Мюнхгаузене)

Подсказки

  1. Книгу о нём написал Рудольф Эрих Распе. Впервые этот литературный персонаж появился на страницах журнала «Путеводитель для веселых людей» в 1781 году в Берлине.
  2. Распорядок дня этого литературного героя начинался так:
    • 6 часов утра – подъем
    • 7 часов утра – разгон облаков
    • 8 часов утра – подвиг
  3. Этот персонаж— главный враль мировой литературы. Не лжец, не злокозненный обманщик, а именно враль — «говорун, рассказчик, забавный пустослов, шутник, балагур» или «тот, кто любит рассказывать небылицы, выдумывая их на ходу».

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен — немецкий барон, ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

О каком произведении идет речь?

(Вопрос о сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями»)

Подсказки

  1. Автор этого литературного произведения для детей –  шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе в 1909 году.
  2. Эта сказочная книга вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
  3. Эта книга о мальчике, который защищал и спасал своих сказочных попутчиков. Из путешествия он возвратился настоящим человеком. Сказочные попутчики мальчика – Гусь Мартин и Акка Кнебекайсе.

В этой книге рассказывается, как Нильс спине гуся Мартина путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек — не человек.

Назовите псевдоним известного американского писателя (Вопрос о Марке Твене)

Подсказки

  1. Настоящее имя этого американского писателя — Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Кроме литературы, он увлекался наукой и был дружен с Николой Теслой. В 1882 году — более чем за десять лет до того, как методы дактилоскопии стали известны в Соединённых Штатах — он описал поиск преступника по отпечатку пальца в романе «Жизнь на Миссисипи».
  2. Клеменс утверждал, что свой псевдоним он взял в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а его псевдоним дословно переводится как «метка двойка») и означает, что достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов — 2 морские сажени (≈ 3,7 м).
  3. Наиболее известные произведения этого автора: «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Физминутка «Игра со зрителями (если они будут) и игроками команды»

Прием Тейк Офф Тач Даун (прямые вопросы с односложными ответами да-нет для всех детей)

Подведение итогов, награждение победителей.

Литература:

Тилипман А.М. — «Прессница и Кардон»; Издательство: Вако, 2018 г.; Серия: Занимательный учебник

Шаульская  Н.А. – 2500 вопросов для школьных викторин; Издательство: Феникс, 2013 г.; серия: Здравствуй, школа!

Басни Крылов И.А. с сайта https://rustih.ru/ivan-krylov-basni/

Команда №

Вопрос

Ответ

1.

Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола?

2.

Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке?

3.

Друг Тома Сойера?

4.

Как звали почтальона Печкина?

5.

Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона?

6.

При каком царе в России началось книгопечатание?

Команда №

Вопрос

Ответ

1.

Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола?

2.

Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке?

3.

Друг Тома Сойера?

4.

Как звали почтальона Печкина?

5.

Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона?

6.

При каком царе в России началось книгопечатание?

20.06.2019

19 июня в рамках программы летнего чтения «Лето книжного цвета» в библиотеке-филиале №2 для воспитанников летнего лагеря гимназии №97 был проведён литературный боулинг «Кто много читает, тот многое отгадает». Две команды ребят, «Золотой ключик» и «Красная шапочка», во главе с капитанами отправились в необычное литературное путешествие, зарабатывая не только баллы, но и хорошее настроение.
Ведущая мероприятия Насибулина Л.С. прежде, чем начать состязание команд, провела разминку на знание писателей. Зарядившись позитивом и хорошим настроением, игроки сразу принялись с азартом выполнять задания: отгадать героев, которые прислали телеграммы, участвовать в блиц-турнире «Доскажи словечко», вспоминать героев на буквы, которые ребята доставали из волшебного ларца. В задании «Как герой сказки» участники игры не только вспоминали персонажей, но и пели песни из фильмов.
Команды очень стремились к победе, показывая свою эрудицию, лов-кость. Она им пригодилась, ведь совсем нелегко играть в литературный боулинг. Играющие стремились заработать дополнительные баллы, точно поразив кегли. Свой неоспоримый вклад внесли капитаны команд. Они быстро справились с заданием «Литературная путаница» . Несколько точнее был капитан команды «Золотой ключик».
Жюри в лице заведующей библиотекой Сусловой Г.В. внимательно следило за ответами ребят. Пока подводились итоги соревнования в лите-ратурном боулинге, гости библиотеки вместе в её хозяевами с удовольствием пели песни Красной Шапочки, Буратино, Крокодила Гены и Чебурашки.
С незначительным перевесом победу одержала команда «Красная Шапочка». Но победила, конечно, дружба. Все участники смогли попробовать вкусные конфеты, которыми их угостили гостеприимные
библиотекари.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературные праздники это
  • Литературные праздники сентября
  • Литературные праздники сегодня
  • Литературные праздники октября
  • Литературные праздники летом