Литературный дартс мероприятие сценарий

Внеклассное мероприятие для вожатого, классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной работы для всех классов. Методические разработки для всех классов.

МБОУ ДОД «Дворец Детского (юношеского) Творчества»

г. Лысьва Пермский край
 


 

Интеллектуальный дартс

(игра по сказкам А.С. Пушкина)

                                                                 разработка: О.Н. Рязанова

                                                                             Педагог – организатор ДД(Ю)Т

                                                                      

Аннотация: Ресурс содержит конспект игры-викторины. Материал можно использовать как для проведения урока при обобщении знаний о сказках А.С. Пушкина, так и во внеклассной работе. В летний период игру можно приурочить ко дню рождения поэта. Уровень вопросов в игре подобран для разного возраста (1-8кл).

Цель: Содействие развитию интеллектуально — творческих способностей воспитанников.

Задачи:

— Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления;

— Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности; — Воспитание любви к русской поэзии, русскому языку, интереса к творчеству    А.С. Пушкина.

Реквизит: Дартс + 2 дротика, таблица для занесения очков.

Правила игры: В игре принимают участие 2 команды. Каждая команда по очереди выбирает уровень вопроса и сколько очков разыгрывается (кидая дротик в мишень). Чем больше очков, тем сложнее вопрос. Право ответа у той команды, которая первой подаст сигнал готовности к ответу – дружные хлопки. Если ответ будет неверным, то право ответа переходит к команде, подавшей сигнал второй. Итоги подводятся по количеству общих очков.

ХОД ИГРЫ

Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина. С самых ранних лет мы слушаем его волшебные сказки. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим для себя что-то новое. Сказки многому учат. Вот и сегодня, я предлагаю вам вспомнить замечательные строки сказок, сказочных героев, почувствовать необыкновенный язык поэзии А.С. Пушкина, соприкоснуться с миром волшебства. Итак, мы начинаем игру-викторину «Интеллектуальный дартс» по страницам сказок великого поэта. Давайте познакомимся с условиями игры. Каждая команда по очереди выбирает уровень вопроса и сколько очков разыгрывается (кидая дротик в мишень). Право ответа у той команды, которая первой подаст сигнал готовности к ответу – дружные хлопки. Если ответ будет неверным, то право ответа переходит к команде, подавшей сигнал второй. Итоги подводятся по количеству общих очков.

Но прежде чем перейти к игре я предлагаю командам представиться (название+девиз).

(после жеребьевки команды начинают бросать дротик, выбирая вопросы)

ВОПРОСЫ 1-2 ОТРЯДЫ

Сколько всего сказок у Пушкина. (7)

(Доп.баллы) Перечислите все сказки А.С. Пушкина

(О попе и работнике его Балде, О Царе Салтане, О рыбаке и рыбке

О мёртвой царевне, о золотом петушке, о медведихе, о женихе)

Произведения Пушкина настоящие чудеса – которые мы помним и цитируем с детства, вспомните о ком или о чём повествуют следующие строки:

Идёт – бредёт сама собой (ступа)

А сама – то величава, выступает, будто пава (Царевна – Лебедь)

Смолоду был грозен он… (Царь Додон)

Замяукал, как голодный котёнок (чертёнок)

Голубка, дряхлая моя (Подруга дней моих суровых…)

За столом сидит она царицей (старуха)

Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (простофиля)

Немало сказок интересных Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место, Где с цепью дуб растет зеленый? (Лукоморье)

На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник)

Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(Волю первую твою, Я исполню, как мою.)

В каком из произведений А.С.Пушкина ветер оказывает серьезную помощь одному из главных героев? ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство славного царя Салтана»? (В комара, муху, шмеля.)

Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна? (Ткачиха)

Кого называл Балда меньшим братом? (Зайца)

Героиней какой сказки является Шамаханская царица? (сказка о золотом петушке)

Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла…»)

А ну, ответь-ка мне дружок, что в сказке кричал Золотой петушок? ( «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»).

Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)

В какой сказке Пушкина рассказывается о принципиально новой форме оплаты труда? («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Как правильно называется сказка о царе Салтане ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Не садись не в свои сани)

Назовите профессию мудреца, который сделал царю Дадону бесценный подарок в «Сказке о золотом петушке»? (Звездочёт)

Из какой сказки эти строки?

…Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана? (Буяна)

В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)?

(«Сказка о попе и о его работнике Балде»)

Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года.)

ВОПРОСЫ 3-5 ОТРЯДЫ

Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) (доп. баллы) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех? (изумруды)

Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)

Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»? (корыто)

В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? (7 богатырей)

Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина? (золотой петушок)

Что выстроил для своей белки князь Гвидон? (Хрустальный дом)

Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)

Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту? (Ветер)

Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (Месяц)

Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? (неводом)

Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?

(Песнь заводит)

Какое дерево Пушкин окольцевал золотой цепью? (Дуб)

Как нужно надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимым? (Задом наперёд)

За какую плату работал пушкинский Балда у Попа? (за три щелчка по лбу)

Сколько лет рыбачил старик?( Он рыбачил 30 лет и три года»)

Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»? (Стать владычицей морской )

Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто. (карлик)

Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)

Имя царя, который подслушал трех девиц. (Салтан)

Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. ( «Сказка о царе Салтане,о сыне его,славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Кто в сказке А.С. Пушкина подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)

ВОПРОСЫ ДЛЯ 6-7 ОТР

Необыкновенный обитатель моря, исполняющий желания (золотая рыбка)

Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (Четыре: корыто, изба, дворянка, царица)

Под каким деревом белка грызла орешки?(Под елью)

Что за птицу подарил мудрец, царю Дадону? (Золотого петушка)

Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»? (корыто)

Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)

Что выстроил для своей белки князь Гвидон? (Хрустальный дом)

Вряд ли может зуб простой Грызть орешек золотой. Ай да сказочный орех! Что ж внутри орехов тех? (изумруды)

Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? (неводом)

Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)

Героиней какой сказки является Шамаханская царица? (сказка о золотом петушке)

Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»? (Стать владычицей морской )

Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту? (Ветер)

Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПЕРЕВЕРТЫШИ: (ПР: Бледненький кустик — Аленький цветочек.)

Стихотворение про охотника и дичь (Сказка о рыбаке и рыбке)

Былина про чугунную курочку (Сказка о золотом петушке)

Кто из пушкинских сказочных персонажей имел шапку-невидимку?

( Черномор)

Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра — чистый изумруд».)

Какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»? (Черномор из поэмы «Руслан и Людмила»)

Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

А мне остается сказать лишь одно:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –

Вот вам подсказка!

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

Турнир по библиодартсу

Сегодня в библиотеке для для детей младшего и среднего школьного возраста была проведена литературная викторина в форме всем известной игры в дартс.
На игровом поле цифры закрылись табличками: «Музыкальный вопрос» (узнать литературного героя, который исполняет песню и назвать произведение и автора), «Мудреные загадки» (из сказок), «Агентство частного сыска» (узнать литературного героя по описанию), «Волшебные заклинания» (сказать из какой сказки и кто их говорил).
Соревновались три команды по четыре человека. Кидая дротик, участники, попадая на один из секторов, открывали цифру и получали выпавшее количество очков, а ответив на вопрос данного сектора добавляли в свою копилку еще столько же очков.
Практически на все вопросы, за редким исключением ребята дали ответы. С небольшим отрывом, в несколько баллов выиграла команда «Акуна-Матата».
На игровом поле был так же сектор «Приз», но как участники ни старались, попасть в него никто не смог. 
Для желающих попробовать свои силы в «Библиодартсе», игра будет повторена в ближайшие дни. 

 Команда-победительница

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДАРТС

Мероприятие разработала:  Канайкина Евгения Петровна учитель начальных классов,  ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск.

Цель: Повторение  и закрепление пройденного материала

Задачи:

— создать условия для интеллектуального и творческого развития детей;

— научить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

 — развивать интерес к учебной деятельности.

Возраст детей: 3-4  классы

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, столы, стулья, дартс, жетоны и флажки  3 цветов, часы, грамоты, призы.

Оформление: таблички с надписями предметов «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литература»; буквы и цифры  разного цвета, надпись «Интеллектуальный дартс».

В центре зала стоят три стола для команд. На столах лежат предметы необходимые для игры. Стулья для болельщиков. Стол и стулья для жюри. На стене висит дартс с табличками. (см. выше). В зале звучит музыка.

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята, учителя, родители! Мы рады видеть нас на нашей игре «Интеллектуальный дартс». (Слайд 1). Сегодня ученики 4 «В» класса покажут нам свои знания, способности, умения, находчивость и эрудицию.

В состязании участвуют три команды. Формирование команд будет происходить на ваших глазах.

Жеребьевка команд: ученики из коробки достают жетоны. Жетоны 3 цветов. Кто достал жетон синего цвета садятся за сто с синим флажком, красные – за стол с красным флажком, зеленые –за стол с зеленым  флажком.

Ведущий: Поприветствуем участников команд громкими аплодисментами! Внимание!

Настало время познакомить команды с составом жюри и правилами игры.

Представление жюри.

Правила игры: На доске висит дартс. Дартс разделен на 4 части – 4 области знаний: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литература». Представители команд по очереди бросают дротики (по жеребьевке), выбирая тему, а затем вопрос стоимостью 1, 2, 3, 4 или 5 баллов. Больше баллов – труднее вопрос. Команде дается 1 минута на обдумывание ответа.  (Слайд 2).

Конкурс для капитанов «Кот в мешке» проводится в конце игры.

 Команды получают первое задание.

1 задание.  За 2 минуты вы должны придумать название своей команды и выбрать капитана.

Представление команд.

Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых. Наступил тот звездный час, когда вы можете показать нам всем, здесь сидящим, ваши знания, способности, эрудицию.

Презентация к игре прилагается.

Команда, получившая наибольшее количество баллов становится победителем и награждается грамотой и призами. Остальные команды получают дипломы 2 , 3 степени  и поощрительные призы.

Опыт, идеи проведения мероприятий в библиотеках

Уважаемые коллеги!

  Предлагаю вашему вниманию разные идеи и опыт проведения различных мероприятий в библиотеках страны. Может быть, кому-то они понравятся, и вы захотите провести у себя что-то подобное. Я считаю, что самое главное – ухватить идею, а остальное уже можно придумать применительно к своей библиотеке. Удачи вам, дорогие коллеги, в планировании!

Дерево признания (ко ДНЮ МАТЕРИ)

В библиотеке №2 ЦБС г. Ельца прошла акция «Мама, я тебя люблю!», которая была приурочена ко Дню матери, одному из самых трогательных праздников.  В  течение  трёх недель читатели  библиотеки признавались в любви своим мамам. Они писали поздравления-сердечки и прикрепляли их на Дерево признания,  которое  «выросло»  в  фойе библиотеки. Счастливые мамы благодарили детей и фотографировались с ними у дерева. Акция имела большой успех у читателей.

Библиотечное погружение (КВЕСТ-ИГРА)

Херсонская областная библиотека для детейрегулярно «погружает» подростков в библиотеку, проводя воскресную квест-игру. Эффект «погружения» состоит в том, что читатели в течение определенного времени в разных отделах библиотеки ищут всю возможную информацию (как на традиционных носителях, так и на электронных) по заданному слову (теме). Так, например, один из  квестов был посвящен яблоку. Его участники разделились на 3 команды, каждая из которых получила яблоко своего цвета — маршрутный лист с заданиями. Во время квеста дети «погружались» в работу всех отделов библиотеки и узнали: символом чего является яблоко; о трех  яблоках,  которые изменили мир;  в  младшем  отделе  вспомнили названия песен и сказок; в секторе литературы на иностранных языках нашли «яблоко»  Стива Джобса; в журналах прочитали полезную информацию о  витаминах и микроэлементах; в клубной комнате провели свое  расследование. После прохождения маршрутов все участники собрались  для презентации результатов «яблочного погружения». За  настойчивость и старания организаторы угостили их вкусными яблоками! А в завершение ребята украсили символическое дерево «Погружение  в  библиотеку» добытыми  плодами. Его библиотекари заранее разместили в холле первого этажа. Кроме яблочного погружения в библиотеке  прошли и другие: «Червячок», «Бабочка», «Чайка». И теперь  сотрудники библиотеки обращаются к коллегам: «Погружайте и вы ваших читателей в библиотеку!».

Подробнее: http://www.library.kherson.ua/ppt/2014/kherson_pogruzhenie.pdf 

Фото-квест в стиле селфи

ЦБС г. Челябинска в августе-сентябре 2014 года провела фото-квест в стиле селфи. Суть квеста заключалась в том, чтобы познакомить участников с разнообразием библиотек в городе. Для участия и победы  было необходимо:  

1. посетить не менее 5 городских библиотек;  

2. сделать фото себя на фоне библиотеки так, чтобы было видно номер, 

название библиотеки; 

3. зарегистрировать своё участие в конкурсе в Центральной библиотеке  им. А. С. Пушкина и предоставить фото на любом электронном  носителе. 

Первые 5 участников,  выполнивших  задание,  и  участник, посетивший наибольшее количество библиотек, получили призы. Награждение участников  и  победителей  квеста состоялось 7 сентября на Фестивале книги и чтения.

Сторитайм («время историй»)

Сторитайм – способ передачи информации в процессе рассказывания историй, сочетающий чтение вслух с элементами театрализации, музыкального сопровождения, игры, различного рода  познавательной активности.  В  США  сторитайм  —  это одна из главных  форм приобщения  детей к чтению в семьях нечитающих родителей. 

Традиционно признается, что родители  –  это первые учителя ребенка, а библиотекарь в Америке — первый учитель родителей  в  формировании литературной грамотности. 

Родители через участие в сторитайме в американских библиотеках  видят грамотный подход к реализации процесса чтения в семье.

Подробнее: Азарова, Л. И. Сторитайм в библиотеке: из опыта американских коллег: выступление на конгрессе «Современная молодежь в современной библиотеке». –Режим доступа:

http://conference.rgub.ru/congress_2013/reports/item.php?new_id=1838 

                                                    Классика на каждом шагу

В июле 2014 года детская библиотека им. А. С. Пушкина г. Сарова предложила своим читателям принять участие в летней уличной акции “Классика на каждом шагу”. Суть акции — выбрать понравившиеся  цитаты из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина и украсить  ими улицы города, написав мелками на асфальте. К акции подключились  и малыши-дошкольники, и учащиеся школ, и взрослые. В адрес библиотеки пришло более пятидесяти фотоподтверждений.

Источник  http://vpereplete.blogspot.ru/2014/07/blog-post.html

Подобная акция под названием «Пушкин в Липецке» прошла по инициативе Липецкой областной юношеской библиотеки с 26 мая по 6 июня 2014 года в преддверье Пушкинского дня России под девизом «Украсим город цитатами из произведений великого поэта».

Подробнее: http://ideaslibrary.blogspot.ru/2014/05/blog-post_29.html

Поэтический батл

В Молодежном клубе BookClub библиотеки № 89 ГБУК г.Москва «ЦБС СВАО»  состоялся «поэтический батл». Восемь поэтов были представлены в поединке: Уильям Шекспир, Артюр Рембо, Леся Украинка, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Иосиф Бродский и наша  современница  –  Вера  Полозкова.  Японию представляли поэты в  жанре хокку. 

Каждого поэта представлял один из членов  Клуба, который должен  был выбрать по одному стихотворению в категориях: дружба; любовь; природа; воспевание жизни; отчуждение, разочарование, меланхолия.  Были и оценочные баллы, и споры, и отстаивание своей точки зрения. В  ходе батла в финал вышли два поэта – Уильям Шекспир и Иосиф  Бродский. «Победил» Иосиф Бродский.  Но главный итог встречи  – творческая атмосфера, царившая в этот вечер. Ведь так приятно, когда  в библиотеке собирается молодая интеллигентная публика  —  активная,  начитанная,  дружелюбная и откровенная.

Подробнее: http://biblioteka89.blogspot.ru/search/label/Поэтический%20батл

Литературная печа-куча

Печа-куча  – это новый, но активно развивающийся формат общения. Он был придуман в 2003  году  в Токио  австрийцами Астридом Кляйном и Марком Дитамом. Основав архитектурное бюро, Марк и Астрид по долгу  службы постоянно присутствовали на презентациях коллег. Чаще всего это было утомительно, поэтому они придумали для выступающих жесткое правило:20×20. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, и на комментарий к каждому ему дается 20 секунд. Слайды  сменяются автоматически. 

Формат печи-кучи стал популярен во всем мире. В России к проведению подобных мероприятий подключились около 300 городов. В библиотеках этот формат используется в основном на профессиональных мероприятиях, но Вологодская областная юношеская библиотека в  формате печа-куча проводит и встречи для читателей. Они проходят  под общим названием«Литература и все, что ее окружает». Спикеры представляют публике тематические доклады, а по итогам зрительского  голосования определяется лучший спикер встречи.

Подробнее: http://cultinfo.ru/home2/6932/15.htm  

Дресс-код для старой книги

Библиотекари Астраханской юношеской библиотеки  им. Б. Шаховского решилиоригинально продвигать классику, разработав проект «Дресс-код для старой книги». На его создание их вдохновила известная  русская пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Они «нарядили» книги в новые супер-обложки с иллюстрациями, так или иначе отражающими содержание книги или показывающими её главных персонажей. Естественно, без юмора не обошлось. Такое  новшество уже привлекло внимание к классическим произведениям  многих постоянных читателей и случайных гостей, впервые узнавших о  проекте на праздновании Дня славянской письменности и культуры, где  была организована отдельная выставка книг — участников проекта.  Многие с удовольствием приняли участие в своеобразной литературной викторине — отгадывали по обложке вероятное название спрятавшейся  за  ней  книги. Получалось, конечно, не всегда. Но зато было весело и интересно.

Источник: http://beloyarlib.ru/news/dress_kod_dlja_staroj_knigi/2014-07-10-697

Супер-читатель

Для «выходных» мероприятий проекта «Библиотека без границ» библиотекари ЦБС «Юго-Запад» г. Москвы придумали игру «Супер-читатель» для горожан любого возраста. 

Техника проста: на большом стенде последовательно наклеены все  буквы алфавита; стрелочки ведут игроков от А до Я. Около каждой  буквы перечислены литературные произведения, с нее начинающиеся.  Всего на стенде собрано более 100 произведений для детей и взрослых.  Учитывая, что с некоторых букв названия не начинаются, библиотекари  использовали это для усиления игрового и воспитательного эффекта. 

Например, к букве «Й» добавлена надпись: «Пролил Йогурт на книгу –  три хода назад». 

На букву «З» – «Загнул страницу – пропуск хода». Около буквы «Ъ» – «твердо решил записаться в библиотеку – 1 ход вперед», а рядом с  буквой «Ь» – «Мягко посоветовал другу записаться в библиотеку – 2  хода вперед». Правила игры просты. В ней могут участвовать от 1 до 3  игроков (или семей). Каждый  игрок (команда) получает флажок определенного цвета. Игроки поочередно бросают кубик. Выпавшая на  нем цифра означает, сколько шагов может сделать игрок и сколько  авторов перечисленных на его пути произведений он должен назвать. В  конце игры победители получают призы. Игровой сюжет увлекает, но многие испытывают трудности: не всегда удается вспомнить автора. 

Источник: Белоколенко, М. В. От Пушкина до Алигьери // Современная библиотека.  – 2013. — № 8. – С. 83

Литературный кросс «Найди друга»

Сектор абонемента для учеников 5-9 классов Херсонской областной библиотеки для детей на Ярмарке библиотечных инноваций презентовал идею литературного кросса «Найди друга»Условия игры:первый читатель — капитан команды, выбирает любую книгу из предложенного  списка. Прочитав сам, он советует ее своему другу, а тот в свою очередь, следующему. В  результате, вокруг одной книги «вырастает» команда сторонников. Пункт передачи книги — сектор абонемента, срок чтения — две недели, дистанция читательского забега — 10 недель. В  финал выходят команды, в которые входят минимум 5 читателей. На финальном турнире «Книга собирает друзей» команды интересно  представляют свою книгу, друзей и свой литературный кросс. Выбор победителя — команды, которая лучше всех представила себя и свою книгу, происходит путем голосования зрителей и болельщиков. В дополнительной номинации побеждает команда, которая привлекла наибольшее количество читателей к своей книге.

Презентация «Найди друга» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей  в 2013 году (рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив»).http://biblio-yarmarok.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

«Книжный боец»

Городская детская библиотека г. Армянск на Ярмарке библиотечных инновацийпрезентовала идеи соревнования «Bookfighter» («Книжный боец»). Идеей к ее созданию послужило английское движение «Буккроссинг». Только в этом соревновании участники не «отпускают» любимую книгу, а «бьются» за нее. Битва длится 3 раунда:  

1 раунд – приветствие соперников; 

2 раунд – творческий подход к рекламе любимой книги; 

3 раунд — «Битва» (ведущий задает каждому из участников вопросы по  его теме).  

«Бойцы» могут использовать 20-секундные паузы, но  в случае задержки ответа после 20 сек. участнику объявляется: 

нокаут — если «боец» не  дает ответ на вопрос; 

нокдаун — ответ есть, но неправильный или  неполный; 

аут — нет ответов на все вопросы, выход из битвы. 

Если «бойцы» набирают равное количество баллов и жюри затрудняется в определении победителя «битвы», то используется “Экспресс-лото” (дополнительные вопросы от жюри). Как считают авторы игры, инновационность идеи заключается в возможности даже в такие традиционные мероприятия, как «Читатель года», внести немного  новизны и свежести, сделать их ярче, динамичнее, зрелищнее.

Презентация «Bookfighter = Книжный боец» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке  для детей в 2013 году .

(рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив»). 

http://biblio-yarmarok.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

Книжный дождь

Глядя на выставку, оформленную на абонементе 5-9 классов в Хакасской республиканской детской библиотеки к открытию Недели детской и юношеской книги, можно смело утверждать, что подготовили её люди с незаурядной фантазией и верящие в чудо. 

Ведь это так чудесно: парящие в воздухе книги!

При разработке выставки за основу было взято слово «дождь», соответственно этому, с потолка свисают золотистые ленты, к которым при помощи канцелярских зажимов прикреплены книги. На таких же лентах размещено и название  выставки. А верхняя часть, под потолком, украшена воздушными  шарами, создавая праздничное настроение. Вся конструкция очень  лёгкая и подвижная, вращается от малейшего прикосновения, делая книги загадочными и притягательными.

Ребята «окунаются» в книжный дождь, создающий иллюзию волшебства  – каждая книга этой выставки притягательна необычностью своего  парения в воздухе. У многих читателей возникает вопрос: «Можно ли  брать книги с выставки?» Конечно, можно и нужно! И ребята с  удовольствием берут книги для прочтения домой с необычной выставки. Можно смело утверждать, что ни одна выставка в библиотеке не обновляется так часто, как «Книжный дождь» — ещё ни один читатель не  устоял перед искушением снять книгу с ленты. 

И еще несколько идей из опыта работы библиотек Хакассии.

В  г. Черногорске для детей в дни летних каникул продолжил свою  работу читающий дворик. Библиотекари организовывали досуг детей на дворовых территориях города: проводили литературные викторины, игры, спортивные состязания.

Большой интерес у дошкольников и воспитателей вызвала  интерактивная сказка-игра «Ослик Моёшка», которую придумали и  провели сотрудники Усть-Абаканской ЦДБ. Для наглядности был оформлен красочный игровой стенд-поляна, на котором ребята вместе с осликом Моёшкой совершили путешествие в сказку. Чтобы путешествие  ослика состоялось, дети выполняли задания, учились быть вежливыми,  дружными и отзывчивыми.

Подробнее: http://страна-читалия.рф/kollegam/innovatsii/knizhnyj-dozhd 

Книжный марафон «Юбилей писателя – праздник для читателя».

1. Самая популярная книга писателя-юбиляра  2015 года (голосование в  библиотеках города).

2. Самая популярная книга писателя-юбиляра (голосование на сайте).

3. Читатели — победители «Книжного марафона – 2015».

Подробнее: http://bibliopskov.ru/maraphon2012.htm  

Проект «Мобильная библиотека»

Инновационный проект «Мобильная  библиотека» реализует ЦБС г. Челябинска в партнерстве с МТС и при поддержке управления культуры администрации г. Челябинска. Проект стартовал в мае 2014 г.  Мобильная библиотека – это новый удобный способ популяризации  среди горожан классической литературы с помощью новых технологий. 

Виртуальные книжные полки с QR-кодами появились в пешеходной зоне улицы Кирова. 

«Мобильная библиотека» насчитывает около 150 произведений русской  и зарубежной литературы в электронном виде. Владельцы гаджетов  могут скачать произведения за несколько секунд при помощи специального QR-кода, расположенного на корешках книг, и читать классическую литературу на своем планшете или смартфоне. Как загружать книги или настроить устройство покажут мобильные библиотекари, которые работают рядом с мобильной библиотекой. При необходимости они могут помочь подключиться к сети WI-FI, скачать бесплатные приложения для QR-сканирования, дать советы по поиску книг. Жители и гости города могут пользоваться мобильной  библиотекой, как в пешеходной зоне улицы Кирова, так и в здании ЦГБ  им. А. С. Пушкина: виртуальные книжные полки с QR-кодами размещены в окнах библиотеки.

Подробнее: http://chelreglib.ru/ru/pages/prof/expert/projects 

Абонементная служба книжной навигации

«Читатель изменился. А мы?»

Эти слова директора библиотечной системы г. Майами можно считать своеобразной установкой для библиотечных специалистов в целом и  для сотрудников Центральной городской библиотеки для детей г. Николаева.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием – задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение,  новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме. Основной задачей нового  структурного подразделения библиотеки – абонементной службы  книжной навигации, является освоение дополнительных территорий для продвижения книги к тем, кто в силу объективных и субъективных причин не может прийти в библиотеку.

Служба осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм:

«библиосада» (обслуживание воспитанников в детских садах, детских домах, других дошкольных учреждениях);

«библиорюкзачков» (обслуживание учащихся младших классов, групп продленного дня, детей из летних школьных лагерей в классах и отрядах);

book-боксов «Скорая  книжная  помощь» (обслуживание организаторов детского чтения педагогов, воспитателей в сервисном режиме, т.е. с доставкой литературы на параллельных носителях информации по  заказу педагога в школу или внешкольное учреждение);

«библиодесанта» в места, где часто бывает молодежь (медиацентры, бюро по трудоустройству, кафе и т.д.);

«абонемента под открытым небом» (где каждый человек, проходящий мимо, может стать читателем без правил и условий); 

«библиогастролей» (в отдаленные школы и внешкольные учреждения как с обменом книг, так и со зрелищной библиотечной программой).

Среди новых услуг для других групп пользователей – услуги «библиотечного гувернера» — библиотечная продленка; школа выполнения домашних заданий — в нее привлекаются учителя-пенсионеры, дети-волонтеры, библиотекари-педагоги; летний библиосад, в котором родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг.

Подробнее: Семилет, Н.В. «Нельзя быть увядающей фиалкой и работать  в библиотеке» / Н. В. Семилет, Г. С. Гречко  // Школьная библиотека.-  2011.  —  №5.  —  С. 17-20. 

Источник http://www.apatitylibr.ru/dl/have_idea_3.pdf

Повесть о культурном человеке или Библиотечный перформанс

Его Величество Зритель всегда критически относится к зрелищам, ему предлагаемым – будь то фильм, спектакль, концерт, представление, выставка картин или книг. Но Зритель всегда ждет для себя от зрелищ Удивления, Удовлетворения, Учения и Успеха. И всю эту игру ума, палитру чувств, гамму эмоций, галерею впечатлений, коллекцию знаний, умений и навыков  можно  было  получить  в  Тульском  государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого 27 мая 2014, погружаясь  в  атмосферу  праздника  — Общероссийского дня библиотек. В этот день к себе притягивала, заставляла задуматься и улыбнуться  выставка-шутка «Магия  заглавия»,  неожиданным  был джазовый  джем-сейшн, прошел  буккроссинг  «Культурная  книга для культурных  людей» и чемпионат  по чтению  вслух «Я  читаю лучше  всех, в  жизни  ждёт  меня  успех!». Кстати, во всех мероприятиях участвовали как студенты, так и преподаватели.

Подробнее: http://tsputnic.blogspot.ru/search/label/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F 

«Цветок — РАДУГА»

В Новоодесской районной библиотеке для детей в рамках программы «Большое чтение малого читателя» была разработана интерактивная интеллектуальная игра «Цветок — РАДУГА», представленная наЯрмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детейИнновационность игры в том, чтобы используя веру детей в чудеса, привить юным читателям любовь к книге, пробудить интерес к чтению литературы разной тематики.

По условиям игры «Цветок-РАДУГА» исполняет желания начитанных и эрудированных детей. Он имеет семь лепестков разного цвета, на обратной стороне каждого из которых прикреплен бумажный кармашек, в который вложен один из семи вопросов из разных областей знаний (родной край, литература, природа, сказочные герои и т.д.). Ребенок загадывает желание, вытягивает лепесток, зачитывает вопрос, отвечает.

Если ответ дан верно — желание сбудется

План реализации: за несколько месяцев дать задание детям прочитать как можно больше книг различной тематики; оформить разнообразные книжные выставки; изготовить реквизит игры; разработать вопросы из разных областей знаний; подготовить музыкальное оформление проведения игры; изготовить и расклеить объявления о проведении игры в школах города; подготовить призы самым компетентным читателям. 

Еще с первой экскурсии библиотекарь обращает внимание детей на то, что эмблемой и талисманом библиотеки является «Цветок-РАДУГА», который исполняет желания, но для этого нужно прочитать много интересных книг. Игра проводилась в Неделю детского чтения, во время летних каникул в библиотеке, школах, Доме детского и юношеского творчества.

Презентация «Квітка-райдуга» была представлена на Ярмарке библиотечных инноваций в Херсонской областной библиотеке для детей в 2013 году (рубрика «Банк инноваций» блога «Библиокреатив»). http://biblio-yarmarok.blogspot.ru/p/blog-page_14.html  

Литературный подиум

В преддверии Дня библиотек центральная районная библиотека г. Борисова порадовала своих читателей серией оконных выставок «Литературный подиум». Всего было оформлено7 тематических выставок: «Книги странствий», «Вкусные книги», «Умные книги», «Любимые книги детства», «Удивительные книги», «Духовная литература», «Об эпохе наполеоновских войн».

Подробнее: http://selskajabiblioteka.blogspot.ru/2014/09/blog-post_10.html 

Литературный дартс

На абонементе отдела обслуживания учеников 5-9 классов Николаевской областной библиотеки для детей им. В. Лягина юные читатели играют в «Литературный дартс». Это игра с литературными загадками и ребусами, которая помогает ребятам проявить себя не только меткими стрелками, но и показать свое умение свободно ориентироваться в книжном фонде.

Игроки по очереди бросают дротики в мишень и попадают в одну из трех категорий, после чего им необходимовыполнить определенное задание и заработать соответствующее количество баллов.

Правильный ответ принесет баллы, неправильный — переход хода, победителем является тот, кто наберет 200 баллов. Игровое поле разделено на четыре цветных сектора:

красный — мировая литература; 

зеленый — русская литература; 

желтый – украинская литература; 

синий — отраслевая литература. 

Каждый сектор состоит из трех категорий:

«Калейдоскоп загадок» — 20 баллов; 

«Мозаика ребусов» — 40 баллов; 

«Детективный перекресток» — 60 баллов (задание: найти в фонде абонемента загаданную книгу). 

Счет игры ведет библиотекарь. После определения победителя, игру можно начать сначала. Фото победителей размещаются на «Звездном пьедестале рекордов» отдела в номинациях «SuperДартсGirl» и «SuperДартсBoy», что поощряет детей к более активному посещению библиотеки. Самые активные игроки «Литературного дартса» попадают в «Большую книгу библиотечных рекордов».

«Литературный дартс» можно использовать на абонементе постоянно, а можно включать в качестве соревновательно-игрового элемента в другие мероприятия.

Подробнее: http://www.library.kherson.ua/ppt/2014/mykolaiv_lit_darts.pdf 

Акция «Люблю. Читаю. Делюсь»

В Липецкой областной научной библиотеке провели уникальную акцию «Люблю. Читаю. Делюсь», посвященную Дню Святого ВалентинаУчастники акции признавались в любви не своим вторым половинкам, а книгам. А их признания получали совершенно незнакомые люди, которые, могли заинтересоваться описанной книгой и захотеть ее прочитать.

Чтобы стать участником акции, нужно было свое признание (небольшой, но вдохновенный отзыв о любимой книге) отправить на электронный адрес библиотеки до 14 февраля (обязательно указав свой почтовый адрес), а потом ждать чужое признание в своем почтовом ящике. Сотрудники библиотеки красиво оформили все послания и разослали их участникам акции в случайном порядке, указав при этом, можно ли взять конкретную книгу в библиотеке. Автора лучшего признания ждал приз. В планах у организаторов проводить такой своеобразный обмен мнениями ежемесячно.

Источник: http://ideaslibrary.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html  

Неделя молодежной книги

Предлагаю познакомиться с несколькими неординарными Неделями молодежной книги, проходившими в муниципальных библиотеках Воркуты. Основными акцентами Недели молодежной книги были: поддержка молодежного чтения; продвижение классической литературы. 

В течение Недели библиотека предлагала для молодых читателей акции и мероприятия на любой вкус. Среди них: 

выставка «Читай, пока молодой», 

сюрприз-акция «Все дороги ведут … в библиотеку», 

игра-путешествие «Словарный дилижанс», 

брейн-ринг «Соперники? Союзники? (книга или компьютер)», 

интеллектуальная игра «Нить Ариадны», 

блиц-конкурс «Книжные прибамбасы» (проверка знаний по литературе),

«Литературная рулетка» по книгам-юбилярам

Каждый день Недели отражал одно из направлений деятельности библиотеки: 

День сильных духом «Герои, патриоты и подвиг: есть ли им место в наши дни?»; 

День идущих вместе «Семья — тысячи проблем»; 

День содействия профессиональному успеху «Алгоритм успеха» (самоменеджмент); 

День краелюбия «Родные просторы Заполярья» и многое другое.

Подробнее: http://rudocs.exdat.com/docs/index-159018.html?page=10 

Промоакции как самая эффективная форма привлечения новых читателей

Очень  многое  сегодня  зависит  от  рекламы:  имидж  библиотеки, привлечение  новых читателей, продвижение библиотечных услуг и др. Примеры библиотечных промоакций:

«День рождения в библиотеке» — праздник, на котором  именинника ожидают  в библиотеке поздравления, подарки и сюрпризы. 

Приведи друга в библиотеку» 

«День  смеха» — комплексное  мероприятие  (литературная  викторина «Улыбайтесь, господа!  Улыбайтесь!»,  отгадка сатирических фраз из популярных литературных произведений, шуточный конкурс «Найди кота» и др.) 

День рождения буквы Ё» (тематическая экскурсия, ё-викторина, сувениры для  тех, у кого в инициалах присутствует буква Ё).

Подробнее: Бондарь, И. Промоакции: белгородский вариант / И. Бондарь, С. Черкашина // Современная библиотека. – 2014. — № 5. – С. 20-24.

Материал подготовлен Мамедовой И.Н.

Ключевые слова:

игра «Клубок сказок»
,
сказочный тест
,
украшения из «Малахитовой шкатулки»

Цель: Формировать у учащихся устойчивый интерес и
любовь к чтению и книге.

Задачи:

  • Приобщать учащихся к устному народному творчеству.

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности
    учащихся через активное участие в игровом процессе.

  • Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь
    учащихся.

  • Развивать интуицию, эрудицию, смекалку и находчивость.

  • Воспитывать взаимоуважение между учащимися.

  • Формировать умение общаться и работать в коллективе.

Предлагаемый сценарий литературной игры носит познавательный
и развивающий характер. В основе развития познавательного интереса – викторина в
самых разнообразных ее видах.

Участие в игре позволяет учащимся вспомнить любимых сказочных
героев, авторов сказок и сами произведения. Игра расширяет кругозор учащихся,
способствует развитию мышления, навыков устной связной речи, обогащению
словарного запаса, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей.
Для игры отобраны не только хорошо знакомые учащимся сказки, но и те, которые им
еще не известны, что дает возможность каждому участнику проявить свои
индивидуальные творческие способности, смекалку, эрудицию.

Соревновательность, участие в команде делают игру
увлекательной. В течение всей игры дети работают в группах и командах
переменного состава, что помогает формировать у них умения и навыки общения и
работы в коллективе, а также доброжелательное отношение друг к другу.

Помещение, в котором будет проходить игра, желательно
оформить иллюстрациями к сказкам, выполненными детьми.

Интерес детей вызовет и выставка книг русских народных сказок
и сказок русских писателей.

Ход игры

Звучит фонограмма песни “В мире много сказок”(муз. В.Шаинского,
слова Ю.Энтина).

Чтецы:

Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком живет!
И за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой.
Обожаем сказки
Слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка – умница и прелесть!
Нам без сказки не прожить!
(Ю. Мориц.)

Ведущая:


Друзья! Сегодня к сказке в гости
Вам будет нелегко попасть:
Всем приготовлены загадки,
Их нужно будет отгадать.
Загадки эти не простые,
И, чтоб найти на них ответ,
Упорно надо потрудиться:
Всем вместе думать, не лениться
И сообща держать совет.
Смекалка, ловкость, ум и дружба
Помогут все вам одолеть.
Загадок верное решенье
Вас ободрит. Чур, не робеть!
У вас в руках конверт с заданьем.
Его раскройте поскорей
Да в путь-дорогу собирайтесь
И отправляйтесь побыстрей.
Пройти вам через испытанья
Давно пришла уже пора.
Присядьте дружно на дорогу
И в путь! Ни пуха, ни пера!
(Н.Денисова.)

Дети открывают конверт и читают задание: “Собраться через пять минут в Малом зале!”

Ведущая:


Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя.
Они живут повсюду,
И нам они друзья.
Ю.Полухин “Чудо-сказки”.

Проводится дидактическая игра “Клубок сказок”.



Ведущая:

Как-то книжку я листала,
Сказку сыну я читала.
Только в сказке той, друзья,
Я ничего не поняла.
Сказки спутались в клубок.
Не возьму никак я в толк:
Кто, откуда и куда?..
Идет кругом голова!
Клубок распутать помогите,
Сказки, дети, назовите!

“Сказка об Иванушке-дурачке”.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был
Иванушка-дурачок. Жил он с матерью-старушкой в землянке у самого синего моря
ровно тридцать лет и три года. Прослышал как-то Иванушка, что тому, кто плачущую
царевну рассмешит, царь-государь полцарства подарит. Долго не раздумывая, собрал
он котомку, да в путь-дорогу отправился. Долго ли шел, коротко ли… Медное,
серебряное, золотое царства прошел. По пути трем старикам три диковинки из
отцовского наследства поделить помог: одному – шапку-невидимку, второму –
ковер-самолет, третьему – сапоги-скороходы достались. Журавля из сети вызволил,
за что сам волшебные дары получил: скатерть-самобранку, баранчика и суму.

Пришел он в город на царский двор, раскрыл суму и говорит: “А
ну, двое из сумы, рассмешите царевну!” Двое из сумы выскочили, царевну
рассмешили. То-то обрадовался царь-отец! Иванушку с царевной обвенчали. Стол
большой скатертью-самобранкой накрыли, пир богатый справили. Баранчика в
просторный теплый загон поставили, душистого сена дали. Был наш Иванушка
дурачком – стал Иваном-царевичем. И доселе они с молодой царевной живут,
поживают и добра наживают.

Сказка вся, больше сказывать нельзя.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”, А.С.Пушкин;
“Царевна-Несмеяна”, русская народная сказка;
“Три царства – медное, серебряное и золотое”, русская народная сказка;
“Вещий сон”, русская народная сказка;
“Скатерть, баранчик и сума”, русская народная сказка.)

Ведущая: Удивительные сказки! А сколько чудес в
них происходит! И главное чудо – поэтический язык сказок. Неспешный, певучий,
пословицы и поговорки его украшают. Да и о самих сказочных пословицах и
поговорках сложено их немало.

Давайте вспомним их!

Проводится дидактическая игра “Сложи пословицу!”


Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждой группе
предлагается прочитать пословицы и поговорки о сказках, в которых перепутаны
концовки.

Ребята должны правильно “сложить” начала и концовки всех
пословиц и поговорок.

  • Сказку слушай, / не бросай указки.
    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.


  • Не дочитав сказки, / в середке не перебивается.
    Не дочитав сказки, не бросай указки.

  • Сказку слушать легко, / умом-разумом смекай да на ус
    мотай.
    Сказку слушать легко, да сказывать сказку тяжело.


  • Сказка от начала начинается, до конца читается, / а к
    присказке прислушивайся.
    Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

  • Кашу кушай, а сказку слушай: / да сказывать сказку
    тяжело.
    Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.


Ведущая: А не пора ли, друзья, и нам с вами
подкрепиться?!

Проводится викторина “Яблоня сказок”.

На стенд крепится рисунок яблони с висящими на ней яблоками
(вырезанными из картона).

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает пустую
корзинку.

Затем участники команд по очереди срывают яблоки с яблони и
читают отрывки из сказок.

Задача: Назвать сказку и ее автора.

За каждый правильный ответ команда получает яблоко-муляж.

Побеждает команда, в корзине которой окажется больше яблок.

  • “Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих
    зайчат, но, как назло,
    Ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
    И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню…”
    (“Мешок яблок”, В.Г.Сутеев.)


  • “Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней
    полным-полно яблочек.
    Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все
    яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше”.
    (“Госпожа Метелица”, братья Гримм.)
    “Девочка все сделала, что коровушка ей завещала: голодала, мяса ее в рот
    не брала, косточки ее каждое утро в саду поливала, и выросла из них яблонька
    необыкновенной красоты: яблочки на ней висят наливные, листики шумят
    золотые, веточки гнутся серебряные…” (“Крошечка-Хаврошечка”, русская
    народная сказка.)


  • “… Стоит яблоня.
    – Яблоня, матушка, спрячь меня!
    – Поешь моего лесного яблока.
    Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ее ветвями,
    прикрыла листами”. (“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.)


  • “…она удалилась в потайную каморочку, в которую никто,
    кроме нее не входил, и
    там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное,
    наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его
    отведать, а только откуси кусочек – и умрешь.
    Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась
    крестьянкою и пошла за семь гор…” (“Белоснежка и семь гномов”, братья
    Гримм.)


  • “Засмеялись сестры, за бока ухватились:
    – Ай, да Маша, ай да дурочка!
    Да у нас яблок полный сад, любое бери, да на что тебе блюдечко? Утят
    кормить?”
    (“Серебряное блюдечко и наличное яблочко”, русская народная сказка.)


  • Старушонка хлеб поймала;
    “Благодарствую, – сказала. –
    Бог тебя благослови;
    Вот тебе за то, лови!”
    И к царевне наливное,
    Молодое, золотое
    Прямо яблочко летит…
    (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, А.С.Пушкин.)


  • “Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит – стоит
    яблоня с серебряными
    листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три
    яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о
    двенадцати рылец”. (“Сказка о молодильных яблоках и живой воде”, русская
    народная сказка.)


Проводится дидактическая игра “Сказочный тест”.


Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждая группа получает
тест.

Ведущая: Ребята, вам предстоит разгадать одну сказочную
загадку.

Вы вспомните сказки русских писателей, о которых пойдет речь
в Сказочном тесте.

Внимательно прочитайте все вопросы и варианты предлагаемых
ответов, из которых надо выбрать только один. Каждому ответу соответствует
определенная буква. Угадав все буквы, вы сможете составить слово, которое
поможет вам узнать, что лежит в нашей сказочной малахитовой шкатулке.

Задание понятно? Тогда за работу!

  • Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не
    хватился, и остался кузовок у дороги.
    Летела муха, увидала, думает: “Дай загляну, нет ли чего съестного”. А в
    крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть. (“Лесные хоромы”,
    М.Л.Михайлов.)
    И звали эту муху …
    А – Муха-цокотуха,
    К – Муха-громотуха,
    Я – Муха-горюха.

  • Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во
    дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть.
    Один царский слуга пообещал доложить царю о находке мужика с уговором, что
    мужик отдаст ему половину того, что даст царь. (“Награда”, Л.Н.Толстой.)
    Царь взял камень, выслушал рассказ мужика, посмеялся и прогнал слугу, а
    мужику дал…
    О – тысячу рублей,
    Б – пятьдесят плетей,
    З – мешок пшеницы.

  • Однажды в лесу утром, только что заря стала заниматься,
    петух закричал: “Ку-ку-ре-ку!” Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим
    мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать и в
    гости на новоселье приглашать.
    – Хорошо, – говорит петух, – только мне одному идти никак нельзя: со мной
    товарищ.
    – Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.
    (“Петух да собака”, К.Д.Ушинский.)
    Кто был товарищем петуха?
    У – кот,
    Ж – баран,
    Л – собака.


  • – Давай-де, мышка-норышка, совьем себе по гнездышку – я
    под стрехой, ты в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой
    питаться и будет у нас все вместе, все пополам.
    Мышка согласилась. Вот и зажили они вдвоем; живут год, живут другой, а на
    третий стал амбар ветшать, зерна в нем оставалось намале. Мышка-норышка это
    дело смекнула, раскинула умом и порешила, что коли ей одной забрать все
    зерно, то более достанется, чем пополам с… (“Про мышь зубастую да про
    воробья богатого”, В.И.Даль.)
    С кем не захотела делиться мышка-норышка?
    И – с хозяином,
    Ь – с воробьем,
    Ш – с летучей мышью.

  • Пудик не верил маме; он еще не знал, что, если маме не
    верить, это плохо кончится.
    Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного
    сочинения:
    Эх, бескрылый человек,
    У тебя две ножки,
    Хоть и очень ты велик,
    Едят тебя мошки!
    А я маленький совсем,
    Зато сам мошек ем. (“Воробьишко”, М.Горький.)
    Кем был Пудик?
    Ц – желторотым воробьем,
    Ю – вороненком,
    Н – маленьким стрижом.

  • Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да
    бородатый, а она махонькая, и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка
    ободранная за ними попрыгивает.
    Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка.
    Старик был мастер сказки сказывать. Даренка любила те сказки слушать, а
    кошка Муренка лежит да мурлычет: “Пр-равильно говорит. Пр-равильно”.
    Только после всякой сказки Даренка напомнит:
    – Дедо, про козла-то скажи. Какой он? (“Серебряное копытце”, П.П.Бажов.)
    О каком козлике просила рассказать Даренка?
    Р – о козленке из сказки “Волк и семеро козлят”,
    И – о козле из сказки “У тебя у самого свой ум”,
    О – о козлике Серебряное копытце.


Дети составляют слово КОЛЬЦО.

Проводится игра “Малахитовая шкатулка”.



Ведущая: “У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка
малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по
женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он
еще жениться собирался”.

“Малахитовая шкатулка” П.П.Бажов

Ведущая предлагает детям отгадать по описанию,героям каких
сказок принадлежат украшения из шкатулки.




  • Золотой перстень – принадлежал Зверю лесному,
    чуду морскому из сказки “Аленький цветочек” С.Т.Аксакова.
    “… Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и
    очутишься в дому у батюшки родимого…”




  • Колечко заветное – принадлежало Василисе
    Премудрой, царской дочери из русской народной сказки “Сивка-бурка”.
    “Никто и охнуть не успел, как Иван на коне долетел до Василисы, поцеловал
    ее в уста алые, снял колечко заветное и ускакал. Только его и видели”.




  • Колечко чудодейное – принадлежало царю
    подземельного царства из русской народной сказки “Волшебное кольцо”.
    “… За мое спасение он будет тебя награждать; ты проси у него с мизинного
    перста колечко. То кольцо не простое, а чудодейное: если перекинуть его с
    руки на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет
    приказано, все сделают”.




  • Перстень Царь-девицы – принадлежал молодой
    царевне из сказки “Конек-горбунок” П.П.Ершова.
    Говорит ему царевна:
    “Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна”.




  • Заветное кольцо – принадлежало вещему финну из
    поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.
    … Возьми заветное кольцо,
    Коснися им чела Людмилы,
    И тайных чар исчезнут силы,
    Врагов смутит твое лицо,
    Настанет мир, погибнет злоба.




  • Колечко на память – принадлежало Апрелю-месяцу из
    драматической сказки “Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака.
    “… А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.
    смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на
    землю, в воду или в снежный сугроб и скажи:
    Ты катись, катись, колечко,
    На весеннее крылечко,
    В летние сени,
    В теремок осенний
    Да по зимнему ковру
    К новогоднему костру!
    Мы и придем к тебе на выручку – все двенадцать придем, как один –
    с грозой, с метелью, с весенней капелью!..”


Ведущая: Молодцы! Вы разгадали все сказочные
загадки, ответили на вопросы всех викторин. И делали вы это все вместе, сообща,
помогая друг другу, как Братья Месяцы.

Мы завершаем нашу игру замечательными стихами Ю.Энтина.

Чтецы:

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Звучит спокойная музыка.

Литература

  1. “Русские народные сказки” “Сказки русских писателей”
    Москва:, “Правда”, 1987.

  2. http://folklor.igraemsdetmy.ru/?p=557

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературный гороскоп сценарий
  • Литературный вечер сценарий фет
  • Литературный вечер сценарий евтушенко
  • Литературный вечер посвященный пушкину сценарий
  • Литературный вечер посвященный осени сценарий