Литературный футбол сценарий

Cкачать: Интеллектуальная игра "Литературный футбол"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОЛЛЕДЖ

Н. Ю. Лопырева

Методическая
разработка интеллектуальной игры «Литературный футбол»

Петропавловск-Камчатский

2021 г.

1.     Цели
проведения мероприятия

·       
развитие
интереса учащихся к художественной литературе;

·       
формирование
мыслительных, речевых, коммуникативных навыков учащихся;

·       
развитие
творческого и аналитического мышления обучающихся.

2.     Участники
и жюри игры

Участники игры объединяются в
команды по 5 человек. Количество команд – 4. Каждая команда выбирает своего
капитана («вратаря»).

В состав жюри входит преподаватель
(председатель жюри) и по одному представителю команд, не участвующих в игре на
данном этапе.

3.     Подготовка
к игре

В рамках подготовки к игре каждая
команда должна придумать свое название и девиз, а также детали имиджа, обозначающие
принадлежность каждого игрока к своей команде.

4.     Правила
игры

В каждой игре (две игры полуфинала
и одна финальная) участвуют две команды. Командам зачитывается текст,
представляющий собой короткий рассказ. После этого командам дается 5 минут, чтобы
придумать вопросы к тексту по заданной схеме:

КТО……………………………………………………………………………….?

ЧТО……………………………………………………………………………….?

КАКОй…………………………………………………………………………….?

ГДЕ
(или КОГДА)………………………………………………………………..?

ПОЧЕМУ
(или ЗАЧЕМ)…………………………………………………………?

КАК……………………………………………………………………………….?

Доп.
вопрос («пенальти»)

Доп.
вопрос («пенальти»)

Формулируя вопрос, разрешается
использовать любую падежную форму опорного слова, например, КОГО? КЕМ?,
предлоги, например, В ЧЕМ?, число (КАКИЕ).

Первая команда «атакует», задавая
любой вопрос из списка, за исключением дополнительных. Жюри оценивает вопрос на
соответствие тексту. Если вопрос не однобрен жюри, право «атаки» получает
вторая команда.

В случае, если вопрос одобрен,
вторая команда «защищается» ответом на него. Если ответ одобрен жюри, «гол» не
засчитывается, и право «атаки» получает вторая команда. Если команда не может
ответить на вопрос, противник «забивает гол» и атакует повторно.

Команды не могут использовать
вопрос одного типа. Таким образом, за время основной игры должно прозвучать 6
вопросов.

Когда основные вопросы исчерпаны,
подводятся предварительные итоги. Если количество голов позволяет определить
победителя, игра прекращается, если нет – используется по вопросу («пенальти»).
В этом случае право ответа имеет только «вратарь».

Жюри оценивает вопрос и ответ
каждой команды и определяет победителя.

Для полуфиналов используются
следующие тексты:

1.     «Дурак»,
стихотворение в прозе И.С. Тургенева.

2.     «На
живца», рассказ М.М. Зощенко.

Для финала используется рассказ
И.А. Бунина«Красавица».

Для выявления призера 3 степени
используется текст притчи «Грязное белье».

Во время игры запрещается
пользоваться гаджетами. Нарушение данного правила, а также правил поведения,
влечет за собой штрафные санкции, вплоть до исключения из игры.

5.     Сценарий
игры

I.                  
Оргмомент,
целеполагание, объяснение правил игры.

II.               
Жеребьевка.
Цель: определить пары команд для полуфинала. Вратари команд тянут жребий. Цифра
«1» обозначает участие команды в первом полуфинале, цифра «2» — во втором.

III.            
Первый
полуфинал.

1.     Представление
команд. Жюри оценивает оригинальность названия и девиза, эффектность и четкость
представления команды. Команда, которая произвела лучшее впечатление на жюри,
получает право на «первую атаку».

2.     Чтение
рассказа.

3.     Составление
вопросов (работа внутри групп). Время – 5 минут.

4.     Команды
задают вопросы друг другу и отвечают на них. В случае, если исчерпаны основные
вопросы и количество «голов» одинаково, разыгрываются «пенальти»
(дополнительные вопросы).

5.     Определение
победителя.

IV.           
Второй
полуфинал (проводится в том же порядке, что и первый полуфинал).

V.              
Финал.
Участвуют победители полуфиналов. Победитель финальной игры занимает первое
место, проигравшая в финале команда – второе место.

VI.           
Третье
место разыгрывается между командами, проигравшими полуфинал. Ведущий читает
текст, пропуская развязку. Задача команд – угадать финал истории.

VII.        
Подведение
результатов игры, награждение призеров дипломами 1, 2, 3 степени.

МКОУ «Таловская средняя школа»

Пенжинского муниципального района Камчатского края

http://i.istockimg.com/file_thumbview_approve/4345973/2/stock-illustration-4345973-boy-playing-football.jpg

                             СЦЕНАРИЙ УРОКА-ИГРЫ

по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

http://www.tonnel.ru/gzl/338832930_tonnel.gif

Учитель: Кноль А.В.

2015

Урок-игра «Литературный футбол» по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«К вам Александр Андреевич Чацкий!»

Участники: учащиеся 9-го класса

Цель: обобщить и повторить материал по творчеству А.С. Грибоедова

Задачи:

— формировать навыки интеллектуального состязания;

— развивать навыки монологического и диалогического высказываний;

— развивать творческие способности учащихся;

— воспитывать интерес к художественной литературе

Оборудование: портрет А.С. Грибоедова, иллюстрации к комедии «Горе от ума», аудиозапись «Вальс А.С. Грибоедова», видеофрагменты из комедии «Горе от ума», карточки с указанием ролей

Подготовка к игре:

  1. повторить биографию и творчество А.С. Грибоедова;
  2. выучить афоризмы из комедии «Горе от ума»;
  3. выполнить иллюстрации к комедии;
  4. подготовить вопросы к игре;
  5. разделиться на две команды, распределить роли: «капитан», «вратарь», «защитник», «полузащитник», «нападающий», «арбитр»

I. Вступительное слово

А.С. Грибоедов — одна из самых ярких личностей в России 19 века. Драматург, поэт, музыкант и, наконец, дипломат, сыгравший значительную роль в истории государственных отношений России и Персии. В русскую литературу Грибоедов вошёл прежде всего как автор одного величайшего произведения – комедии «Горе от ума».

Давайте послушаем высказывания о писателе и его комедии:

«Это один из самых умных людей России». (А.С. Пушкин)

«Мало людей мне по сердцу, как этот урод ума, чувств, познаний и дарования!». (Д. Давыдов)

«Не имею довольно слов объяснить, до чего приятны были для меня частые беседы наши вдвоём. Сколько сведений он имел по всем предметам! Как увлекателен и одушевлён он был, когда открывал мне, так сказать, нараспашку свои мечты и тайны будущих своих творений или когда разбирал творения гениальных поэтов». (С. Бегичев)

«Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». (И. Гончаров)

Отрывок из стихотворения Я.П. Полонского «Н.А. Грибоедова»:

Он русским послан был царем,

‎В Иран держал свой путь,

И на пути заехал к нам

‎Душою отдохнуть.

Желанный гость,— он принят был,

‎Как друг, моим отцом,—

Не в первый раз входил он к нам

‎В гостеприимный дом…—

Но не был весел он в тени

‎Развесистых чинар,

Где на коврах не раз нам пел

‎Заезжий сазандар;

Где наше пенилось вино,

‎Дымился наш кальян,

И улыбалась жизнь гостям

‎Сквозь радужный туман…

И был задумчив он, когда,

‎Как бы сквозь тихий сон,

Пронизывался лунный свет

‎На темный наш балкон…—

Его горячая душа,

‎Его могучий ум

Влачили всюду за собой

‎Груз неотвязных дум.

Напрасно север ледяной

‎Рукоплескал ему,

Он там оставил за собой

‎Бездушную зиму;

Он там холодные сердца

‎Оставил за собой,—

Лишь я одна могла ему

‎Откликнуться душой…

Он так давно меня любил,

‎И так был рад,— так рад,

Когда вдруг понял, отчего

‎Туманится мой взгляд.

II. Подготовка к игре

Сегодня у нас необычный урок по творчеству А.С. Грибоедова – игра «Литературный футбол». Все вы знаете, что такое футбол, и знакомы с правилами этой игры. Но мы будем играть не в обычный, а в литературный футбол. Это значит, мы будем не бегать и пинать мяч, а задавать вопросы и отвечать на них. И чем интереснее и сложнее будут вопросы, тем напряженнее будет игра. Будут у нас и команды, соперничающие друг с другом, будут и капитаны, защитники, нападающие, вратари, а также судьи. В общем, всё как в настоящем футболе. И, конечно, будут болельщики.

Итак, знакомимся с командами. Команды должны были придумать название и распределить роли всех игроков: капитанов, вратарей, нападающих, защитников и полузащитников.

В чем состоит задача каждого из игроков?

Капитан – руководит, назначает отвечающего, задающего вопрос, дополняет, исправляет.

Вратарь – отражает «удары», т.е. отвечает на вопросы, если защитники не ответили или дали неполный ответ.

Защитник – отвечает на вопросы, старается дать полный ответ.

Полузащитник – помогает защитнику.

Нападающий – задает вопросы

Судья – следит за правилами игры, учитывает очки.

Помощники судьи – помогают судье.

III. Разминка

Вопросы командам:

1. Годы жизни писателя А.С. Грибоедова (1795-1829)

2. Какое образование получил Грибоедов? (Университет Благородный пансионат, университет Московский)

3. Факультеты, на которых учился Грибоедов? (словесный, нравственно-политический, юридический, физико-математический)

4. Какими языками владел Грибоедов? (французский, немецкий, английский, итальянский, персидский)

5. Во сколько лет Грибоедов закончил университет? (в 17 лет)

6. Близкий друг Грибоедова (Станислав Николаевич Бегичев)

7. Жена Грибоедова? (Нина Чавчавадзе)

8. Основной род занятий? (дипломат)

9. Где и при каких обстоятельствах был убит Грибоедов? (в Персии, при подписании мирного договора)

10. Какие музыкальные произведения написал Грибоедов? (2 вальса)

   Звучит «Вальс А.С. Грибоедова»

11. В каком году была написана комедия «Горе от ума»? (1824-1825)

12. Первоначальное название произведения («Горе уму»)

13. Кто является прототипом Чацкого? (П. Чаадаев)

14. Определите жанровое своеобразие произведения: комедия, трагедия, трагикомедия (трагикомедия)

15. К какому литературному направлению относится комедия «Горе от ума»? (реализму)

16. Признаки каких литературных направлений использованы в комедии? (классицизм – единство места, времени, действия; романтизм – романтический конфликт «герой» и «толпа»; ранний реализм – истинная конкретность, правдивость и типичность в изображении быта и нравов)

17. Традиции какого писателя Грибоедов продолжил? (Фонвизин –  «Недоросль»)

18. События скольких дней описывается в комедии? (один, сутки)

IV. 1-й тур

Команды отбирают лучшие из вопросов и задают противникам (по 5 вопросов)

Примерные вопросы:

Что является завязкой, кульминацией, развязкой в комедии?

Почему Чацкий сразу не покинул дом Фамусовых, видя холодный приём и равнодушное отношение к нему Софьи?

Почему именно Софья является инициатором сплетни о сумасшествии Чацкого?

Каков смысл поединков Чацкого с Молчалиным?

Почему Чацкий говорит о том, что у него «ум с сердцем не в ладу»?

К чему стремились главные герои и к какому финалу приходят? На что надеялись и что получили Софья, Чацкий, Фамусов и Молчалин?

Что движет Чацким в последнем монологе: ненависть к старой Москве или разрыв с Софьей? Ум или сердце?

Почему изменилась Софья, кто, по-вашему, преподносит ей «уроки жизни»?

Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба Софьи? Чацкого?

С какой целью Грибоедов приводит своего героя Чацкого на бал?

Почему неизбежно столкновение Чацкого с фамусовским обществом?

В чём суть монологов Фамусова и Чацкого («Вкус…» — «А судьи кто?»)? Какова их роль?

Зачем комедии нужен 4-й акт?

Почему Грибоедов не привел на бал Репетилова?

Прав ли Чацкий, говоря Софье о Молчалине: «Вы помиритесь с ним…» Сможет ли Софья пережить обиду и помириться с ним?

Чем пугает разоблачение Молчалина? Выбросят ли его из дома, где он незаменим?

Почему Чацкий нежеланный гость?

За что выступает Чацкий и против чего?

Смысл первоначального названия комедии («Горе уму»)

V. 2-й тур. «Афоризмы»

Командам предлагается определить литературных героев по афоризмам.

1. О ком сказано:

«Не человек, змея» (о Чацком)

«Герой не моего романа» (о Скалозубе)

«Пускай себе сломил бы шею» (о Молчалине)

«На что вы мне?» (о Чацком)

«Жалчайшее создание» (о Молчалине)

«Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!» (о Скалозубе)

«Он славно пересмеять умеет всех» (о Чацком)

«Шел в комнату, попал в другую» (о Молчалине)

«Ах! Этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства» (о Чацком)

«Отвлеченный мошенник, плут» (Загорецкий)

«Лгунишка он, картежник, вор» (Загорецкий)

«И золотой мешок, и метит в генералы» (о Скалозубе)

«Кто другой так мирно все уладит?» (о Чацком)

«Не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тко послужи» (Молчалин)

«Убийственны холодностью своей» (о Чацком)

«Прошу подальше руки!» (о Молчалине)

2. Кто сказал:

«Счастливые часов не наблюдают» (Софья)

«Подписано, так с плеч долой» (Фамусов)

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий)

«Учились бы, на старших глядя» (Фамусов)

«Едва другая сыщется столица, как Москва» (Фамусов)

«А судьи кто?» (Чацкий)

«Ах, злые языки страшнее пистолета» (Молчалин)

«Зачем сюда бог Чацкого принес!» (Софья)

«Частенько там мы покровительство находим, где не метим» (Молчалин)

«Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, Угодно на себя ль примерить?» (Софья)

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина» (Фамусов)

«Забрать все книги бы да сжечь» (Фамусов)

«Молчалины блаженствуют на свете!» (Чацкий)

«Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь» (Лиза)

«Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» (Фамусов)

«Нет отдыха, мечусь как словно угорелый По должности, по службе хлопотня.» (Фамусов)

«Где чудеса, там мало складу» (Фамусов)

«Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб» (Максим Петрович)

«Прямой был век покорности и страха»

VI. Просмотр видеофрагментов из спектакля «Горе от ума» (по комедии А.С. Грибоедова).

VII. Подведение итогов игры. Объявление результатов.

VIII. Заключительное слово. Рефлексия.

Наша игра подошла к концу. «Литературный футбол» показал, насколько внимательно вы изучили биографию писателя  и его произведение. Благодаря вашей хорошей подготовке и активности, сплоченности команд, игра прошла интересно. Было очень много захватывающих моментов, ощущалась постоянная поддержка болельщиков. Судьи были строги, но объективны.

— Чем вам, ребята, запомнится эта игра?

— Какие чувства вы испытывали во время игры?

— Стоит ли проводить такие мероприятия?

Ссылки на материалы и источники:

1. Сетевые ресурсы: http://конспекты-уроков.рф/liter/9-klass/file/3771-urok-issledovanie-po-literature-v-9-m-klasse-a-s-griboedov-gore-ot-uma.html

2. Сетевые ресурсы: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3056/

3. Сетевые ресурсы: http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_0150.shtml

4. Сетевые ресурсы: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200204808

Здравствуйте, ребята!
Вчерашний урок показал, что вы начали активно читать произведения Николая Сладкова. Приятно было слышать ваши ответы о том, какой рассказ-сказка запомнился и почему он называется так, а не иначе.
Мы учились «читать» книгу,  рассматривая ее.
Обращали внимание на заголовки и старались понять, какое значение они имеют для содержания.
Все большие молодцы! :) Порадовали!
Приятно удивило такое большое количество книг, которые вы принесли. И особенно — книги из библиотеки! Ну просто чистая радость! :) Эх, не успела сфотографировать, но обязательно сделаю.
Книги Николая Сладкова мы будем читать весь сентябрь.
 Кто не нашел книги, принес распечатки.
А значит, читают все!

Очень понравилось вам разгадывать кроссворд по произведениям Николая Сладкова.

Оставляю на него ссылку здесь. Автор кроссворда — Тютюсова Елена Вячеславовна, учительница из города Хабаровская. Обязательно попробуйте дома заполнить его весь.
Для этого в левом верхнем углу нажимаем кнопку «Файл — Создать копию» и тогда вы сможете печатать ответы в клетках кроссворда.

Вчера мы учились задавать вопросы по произведению.
На следующем уроке будет игра «Литературный футбол». 
О ней я узнала в блоге Инги Петровны Тихоновецкой, учительницы из города Минска :)

Домашнее задание такое:
придумать 3-5 вопросов по прочитанным произведениям Николая Сладкова.
Начинаться ваши вопросы должны со слов:

  • Кто…?
  • Что…?
  • Где…?
  • Когда…?
  • Какой…?
  • Какие…?
  • Верно ли…?
  • Может ли…?

Проверяем себя по критериям:

  • Ответ на вопрос требует знания содержания текста. 
  • Вопрос сформулирован так, что ответ лежит на поверхности.
  • Вопрос не повторяет вопросы кроссворда.
  • Вопрос задан по произведениям из списка.

На все критерии ответили «да»? Поздравляю, задание выполнено отлично. Если какой-то критерий «западает», всегда можно исправиться.

Вопросы записывайте в тетрадь по творческому чтению (она у вас розовая). Не забываем красиво и правильно оформлять записи!
Будет здорово, если вы и в комментариях оставите свои вопросы. Тогда мы сможем избежать повторяющихся вопросов, а я откорректирую содержание урока :)

Желаю приятного чтения, ребята!

Литературный футбол
 У нас две команды игроков, в каждой из них есть нападающие, защитники и
Вратарь. Вопросы – мяч ­ задаются командам преподавателем по очереди.
Сначала  право  ответа (передачи мяча)  предоставляется  нападающим. Если
они не отвечают, то это право передаётся защитникам команды. Если они не
справляются, то  в дело вступает вратарь. Если он не отвечает – ГОЛ, а  очко
может заработать  команда противников.
За нарушение дисциплины: шум, выкрики, подсказки, использование телефона
­  назначается штрафной вопрос.
Главный судья – преподаватель. Его помощники­ гости. За табло отвечает
назначенный  студент.
1.Какое время года особенно любил Пушкин?
1.Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве?
2.«Ах! Умолчу ль о мамушке моей…» Кого имел в виду поэт? Имя и фамилия
2.Кого Пушкин считал своим первым и бесценным другом? Имя и фамилия
3..Как звали четверых детей А.С. Пушкина?
3..Назовите   имя   женщины,   посетившей   поэта   в   его   ссылке   в   селе
Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты». (Анна Петровна Керн).
В связи с чем В. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с 
4.
подписью «Победителю ученику от побежденного учителя»?
4. Назовите  фамилию  друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на 
дуэли с Дантесом. (К.К. Данзас).
5.Знаете ли вы известный пушкинский афоризм о воспитании: «Мы все 
учились понемногу…»? 5. Знаете ли вы известный пушкинский афоризм: «Неуважение к предкам есть
первый признак…..» безнравственности.
6.В каком произведении Пушкина  описывается Екатерина 2? («Капитанская 
дочка»)
6.В каком произведении Пушкина описывается Пётр Первый? («Медный 
всадник»)
Назовите три прозвища Пушкина в лицее (Обезьяна, Француз и Тигр,
7.
Смесь обезьяны с тигром)
7.
Цифроним  Пушкина (1…14­16)
Кто такой Феофилакт Косичкин?
8.
8. После известия о казни пятерых декабристов Пушкин нарисовал виселицу с
телами повешенных и написал четыре слова. Какие? («И я бы мог…»)
Внимание! Чёрный ящик
1.Какой подарок колдуна из сказкиПушкина  обернулся крахом и царства, и
царя? (ПЕТУШОК).
ИЛИ   Предмет,   который   находится   в   этом   ящике,   говорил     в   одном   из
произведений Пушкина всем всегда только правду. 
1. С помощью этого предмета Балда ходил к чертям выбивать оброк. 
     Да вот …..этим хочу море морщить
     Да вас проклятое племя корчить
9.Что   заставило   поэта   6   мая   1820   года   покинуть   Петербург   и   выехать   в
Екатеринослав? (это была первая южная ссылка поэта)
        9. Как назывался литературный журнал, основанный А.С.Пушкиным?
10.Сколько в стихотворении  «Я вас любил…»  слов с корнем люб­ ?     Три 
раза  любил,  по одному — любовь и любимой. (5)
10. Сколько раз в стихотворении «узник» повторяется слово туда? (3) 11.   В   комнате   под   каким   номером   жил   лицеист   Александр   Пушкин?
(№ 14).
11. Назовите рост А.Пушкина.( Он указал свой рост как 2 аршина и 4 вершка
А это примерно 160см,  вес 65 кг.)
По   данным   музея   в   Бродзянах,  где   имеется   зарубка   роста   жены   поэта   на
дверном проеме, росту в ней 175,5 сантиметра, она была на 15,5 сантиметра
выше Пушкина.
12.  Сочетание   каких   карт   сулило   выигрыш   в   драме   «Пиковая   дама»?
(Тройка, семёрка, туз).
12.  В   какие   годы   происходит   действие   в   повести   «Капитанская   дочка»?
(В 1770­е гг.).
13.   Какое важное событие  произошло в жизни поэта  18 февраля 1831 года
Пушкин женился на Наталье Гончаровой
13. На одной из дуэлей, в которых участвовал Александр Пушкин, пистолеты
у   обоих   противников   были   заряжены   клюквой.   С   кем   стрелялся   поэт?
(Кюхельбекер стрелял в сторону, Пушкин выкинул пистолет в снег)
14  ****Перед поступлением  в  лицей, тетка Пушкина подарила ему  100
рублей   (большие   по   тем   временам   деньги).   Дядя   Александра,   Василий
Львович, взял эти деньги себе «на сохранение», а после выдал племяннику
всего 3 рубля. Остальные деньги он ему не вернул, чем, возможно, спас
Александра от смерти.  Каким образом ему угрожала опасность?
Серийный убийца 2 года жил вместе с ним и был его слугой.
14  ****Самое   первое   опубликованное   стихотворение поэта   «К   другу
стихотворцу» сначала не хотели публиковать в журнале «Вестник Европы»,
так   как   Пушкин   послал   его   анонимно.   Только   после   указания   авторства
стихотворение   согласились   опубликовать,   правда,   в   журнале   все   равно
указали   только   псевдоним   автора.   Какой   именно   псевдоним?  «Александр
НКШП».
****   Какая     реальная   история   стала   основой   для   произведения   Пушкина
«Братья разбойники».
В Екатеринославе,  где Пушкин находился в ссылке,  произошел побег двоих
заключенных, которые были скованы кандалами между собой: в таком
положении они сбежали и смогли переплыть Днепр. Для  пенальти
***Какое произведение читали Пушкин и Пущин в Михайловском?
Иван Пущин приехал проведать своего лучшего друга Александра Сергеевича
Пушкина в Михайловское село с томиком комедии Александра Грибоедова
«Горе от ума».

04.10.2015

Литературно-спортивная игра «Литеролимпия»

Юлия Пономарева

учитель русского языка и литературы, учитель физической культуры

Литературно-спортивная игра «Литеролимпия» проводится среди учащихся параллели 5-х классов и преследует следующие цели:
— формирование духа сплоченности между классными коллективами;
— вырабатывание умений работать в команде;
— формирование навыка логического рассуждения;
— обобщение учебного материала по литературе за период обучения в начальной школе;
— формирование навыков быстрого ориентирования в новой предметной ситуации;
— мотивация к ведению здорового образа жизни и занятиям спортом;
— пропаганда Всероссийского культурно-спортивного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»).
Данное внеклассное мероприятие предполагает командное участие, место проведения — спортивный зал или открытая спортивная площадка.

Оценить★★


6903

Содержимое разработки

Международного педагогического конкурса

«Лучшее внеклассное мероприятие 2015»

Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия

«Литеролимпия»

(литература и физическая культура)

для параллели 5-х классов

Авторы работы:

Пономарева Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

Скуратова Елена Михайловна, учитель физической культуры

МБОУ СОШ №70 г. Липецка

О мероприятии

Литературно-спортивная игра «Литеролимпия» проводится среди учащихся параллели 5-х классов и преследует следующие цели:

— формирование духа сплоченности между классными коллективами;

— вырабатывание умений работать в команде;

— формирование навыка логического рассуждения;

— обобщение учебного материала по литературе за период обучения в начальной школе;

— формирование навыков быстрого ориентирования в новой предметной ситуации;

— мотивация к ведению здорового образа жизни и занятиям спортом;

— пропаганда Всероссийского культурно-спортивного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»).

Форма проведения мероприятия, оборудование

Данное внеклассное мероприятие предполагает командное участие, место проведения — спортивный зал или открытая спортивная площадка.

Перед началом игры все ученики с помощью жеребьевки делятся на 6 команд по 15 человек. Жеребьевка подразумевает под собой случайный выбор одного из 6-ти цветов заранее приготовленных карточек. В результате чего должны сформироваться команды-поезда «красных», «зеленых», «желтых», «белых» и т.д., которые будут «путешествовать» по стране Литеролимпия.

Каждой команде предстоит побывать на 6-ти станциях (на каждой станции по два ведущих-старшеклассника), обозначенных в маршрутных листах, и выполнить задания, связанные с физической культурой (нормы ГТО для возраста 11-12 лет) и со знанием произведений литературы и устного народного творчества за курс начальной школы.

Участники команд в ходе игры должны продемонстрировать, как они владеют не только своим телом, но и речью, как быстро они могут сориентироваться в новой предметной ситуации. А соревновательный дух только придаст остроты и азарта в процессе достижения цели.

Всем пассажирам поезда-победителя, а также прибывшим к финишу под номерами 2 и 3, вручаются почетные грамоты.

Ход мероприятия

Ведущий мероприятия №1 (учитель литературы): «Добрый день ребята! Хотя нет, вы сегодня не просто ребята, вы путешественники! А цель вашего путешествия — покорить страну Литеролимпию, разгадав все ее загадки и выполнив все задания на станциях, которые будут встречаться на пути ваших поездов.

Ведущий мероприятия №2 (учитель физкультуры): «Цвет каждой команды — это цвет поезда, на котором вы будете путешествовать по стране «Литературный олимп». Чтобы вам не заблудиться, машинист каждой команды должен взять маршрутный лист. Побеждает тот поезд, который первым вернется домой, а значит, по результатам игры наберет большее количество баллов. Желаем вам интересного путешествия и счастливого пути!»

Станция №1 « Город Перевертундия»

Ведущие станции: «Здравствуйте, ребята. Вы попали на станцию, где когда-то очень давно жила мудрая королева самой малой формы поэтического народного творчества – Пословица. Но однажды злой волшебник Перевертун заколдовал ее, и все русские пословицы стали звучать неправильно. Ваша задача расколдовать королеву и вернуть ей утраченную мудрость. Для этого вам следует поменять смысл предложенных фраз на совершенно противоположный, чтобы в итоге у вас получились известные русские пословицы».

Пословицы-перевертыши (5 пословиц на одну команду)

Две ноги — плохо, а одна — хуже.  (Одна голова хорошо, а две -лучше)

С зайцами умирать — не по-заичьи хихикать (С волками жить- по-волчьи выть)

Быстрее стоишь — ближе умрешь. (Тише едешь — дальше будешь).

Начал развлекаться — сиди дома трусливо (Кончил дело – гуляй смело)

Булка — ничему ноги. (Хлеб — всему голова).

Рубль копейку транжирит (Копейка рубль бережет).

Перед одним волком убегать станешь — всех  двух догонишь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь).

Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Трезвеннику суша до подбородка. (Пьяному море по колено)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Ничего плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Собак не страшиться- по полю гулять. (Волков бояться — в лес не ходить)

Умный умного не видит вблизи. (Дурак дурака видит издалека)

Максимальное количество баллов за это задание – 10, команде предлагается решить «перевертыши» 5 пословиц (т.е. за каждый верный ответ – 2 балла, за верный ответ с подсказкой ведущего 1 балл)

Спортивное задание

Ведущие станции: «В стране «Перевертундии» все не только говорят наоборот, но и ходят и даже бегают. Ваша задача пройти или пробежать обратным ходом до обозначенного места. В руках у вас будет теннисная ракетка, а на ней шарик для пинг-понга. Нужно суметь удержать шарик на ракетке. Если шарик падает, его нужно положить на место и продолжить участие. Чем быстрее вы выполните это задание, тем больше баллов за него получите».

Максимальное количество баллов = количеству участников команды, умноженное на два, т.е. 20

Максимум на этой станции можно получить: 30 баллов.

Станция №2 « Деревня Скороговорилкино»

Ведущие станции: «Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас на станции «Веселые скороговорки»! Чтобы ваш поезд не остался на нашей станции навсегда, вам нужно подружиться с четкостью и выразительностью речи, проговорив наши скороговорки».

Задание: всем членам команды раздаются карточки со скороговорками, которые они должны суметь быстро прочитать. За каждую внятно и быстро произнесенную скороговорку команда получает 1 балл.

Максимальное количество баллов равняется количеству участников команды (15)

Скороговорки

Ткет ткач ткани на платок Тане.

На дворе трава, на траве дрова. Не коли дрова на траве двора

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Дробью бьют по перепелам и тетеревам.

Тридцать три корабля лавировали, но не вылавировали.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска

Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

По шоссе шел с посошком и услышал шум шасси.

Спортивное задание

Ведущие станции: «Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Но жители этой станции не только умеют быстро говорить, но и быстро двигаться. Чтобы ваш поезд смог продолжить свое путешествие по стране Литеролимпии, вам нужно показать, как быстро вы умеете бегать».

В спортивном задании участвуют 4 члена команды (желательно 2 мальчика и 2 девочки). Они выполняют бег на 60 м (нормы ГТО для возраста 11-12 лет)

Мальчики

Девочки

+ 2 балла

+3 балла

+ 5 баллов

+ 2 балла

+3 балла

+ 5 баллов

150 см

160 см

175 см

140 см

145 см

165 см

Максимальное количество баллов 20

Максимум на этой станции можно получить35.

Станция №3 «Иллюстраторский край»

Ведущие станции: «Приветствую вас на самой художественной станции – «Юный иллюстратор». Все жители этой станции замечательно создают иллюстрации к любому художественному произведению. И чтобы они с легкостью отпустили вас в дальнейшее путешествие, вам нужно понравиться им и нарисовать иллюстрацию к одному из хорошо известных вам произведений. А к какому именно, вы должны будете догадаться сами».

Задание: одному-двум членам команды предлагается сделать иллюстрацию к произведению, название которого им сообщает ведущий. Время у «художников» ограничено 2-мя минутами. А вся команда должна потом догадаться, что это за произведение. После 1-го неправильного ответа команда имеет право взять подсказки. Но для этого ребята должны будут выполнить определенные физические упражнения (нормы ГТО для возраста 11-12 лет).

Максимальное количествобаллов — 10.

Цена каждой подсказки – минус 2 балла.

Предлагаемые для иллюстраций произведения:

Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»

М.Ю. Лермонтов «Парус»

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Н. Носов «Незнайка на луне»

Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»

А. Дюма «Три мушкетера»

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Спортивное задание для права получения подсказок

Ведущие станции: «Для того чтобы получить подсказки, мне нужна она девочка и 1 мальчик для выполнения прыжков в длину с места толчком двумя ногами. От того, насколько вы умеете хорошо прыгать в длину, будет зависеть количество подсказок, которые вы можете получить. Если первая пара не сможет заработать подсказку, пробует вторая, затем третья. Цена каждой подсказки – минус 2 балла.

Мальчики

Девочки

1 подсказка

2 подсказки

3 подсказки

1 подсказка

2 подсказки

3 подсказки

150 см

160 см

175 см

140 см

145 см

165 см

Станция №4 Город «Баснелюб»

Ведущие станции: «Добрый день, гости города Баснелюб. Как вы, наверное, догадались, в нашем городе все знают и любят басни. И вы знакомы с таким литературным жанром? Сейчас мы и проверим, сколько басен вы знаете. Я буду называть вам строчки из басни, а вы должны угадать ее название. Если вы сумеете еще и своими словами объяснить мораль угаданной басни, то получите дополнительные 2 балла за каждый верный ответ».

Строки из басен, предлагаемые для угадывания

«Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак». («Мартышка и Очки» И. Крылов)

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом» И.Крылов)

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный! («Стрекоза и муравей» И. Крылов)

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру («Ворона и лисица» И. Крылов)

Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться? («Слон и Моська» И. Крылов)

За каждую угаданную басню – 4 балла, за объяснение морали басни +2 балла.

Максимальное количество баллов – 30.

Спортивное задание

Ведущие станции: «Молодцы, ребята! Видно сразу, что с баснями Ивана Андреевича Крылова вы хорошо знакомы. А знаете ли вы басню Эзопа «Лисица и виноград»?

Голодная лисица увидела виноградную лозу со спелыми гроздями ягод и хотела до них добраться. Прыгала-прыгала да не смогла. И уходя прочь, сказала сама себе: «Да ну их, они еще зеленые!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом

обстоятельства.

Вот и проверим, есть ли у вас силы для победы? Для этого вам нужно выбрать четырех человек из

команды, которые выполнят отжимания (сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, нормы

ГТО для возраста 11-12 лет)

Мальчики

Девочки

2 балла

3 балла

5 баллов

2 балла

3 балла

5 баллов

12

14

20

7

8

14

Максимальное количество баллов20.

Максимальное количество баллов на этой станции50.

Станция № 5 « Город Рифма-на-Ходу»

Ведущие станции:

Добрый день вам всем, ребята!

Город наш вам очень рад.

Как успели вы заметить,

Все здесь в рифму говорят.

А среди вас есть стихоплет?

Думай рифму к слову «рот» (компот, пилот, обормот, поворот)

А теперь скажите смело

Рифму к слову «надоело» (заболело, улетело, околело)

А теперь придумай нам

Рифму к слову «Амстердам» (не отдам, продам, раздам, шум и гам)

Вот какие ловкачи!

Рифма к слову «калачи»? (бормочи, постучи, кирпичи)

Как же обхитрить нам вас?

Дай мне рифму к слову «таз» (водолаз, унитаз, спецназ, глаз)

А сейчас придумай мне

Рифму к слову «крем-брюле»! (короле, рыле, на коне)

И такое вот заданье

На смекалку, на вниманье:

Дом его — лесная чаща,

Там увидишь его чаще,

А еще услышишь звук:

Стук-стук да стук-стук-стук

Он на дереве живет,

Несомненно это… (дятел)

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору

И трусливая немножко,

Безусловно, это…. (заяц)

Каждой команде по 4 задания. За каждое выполненное задание – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 20.

Ведущие станции:

С вами долго мы болтали,

Мы почти уже устали

А теперь сюда ступайте —

Дружно в «классики» играйте.

Ведущий объясняет задание: всей команде, взявшись за руки, нужно выстроиться в шеренгу. Затем поочередно, но всем одновременно перепрыгивать из клеточки в клеточку до тех пор, пока последний человек не перепрыгнет последнюю клетку. Прыгают все, кроме одного игрока, который помогает команде своим счетом.

За ошибку, допущенную в игре (несинхронность, заступ за линию) у команды снимается 1 балл.

Максимальное количество баллов10.

Максимальное количество баллов на этой станции30.

Станция №6 «Сказкоград»

Ведущие станции: «Приветствуем вас, пятиклассники, в самом сказочном городе нашей страны Литеролимпии – в Сказкограде. Жители нашего города приготовили вам сюрприз, они передали мне изображения волшебных предметов, а вам нужно отгадать, что это за волшебный предмет, для чего он нужен, где и кем он использовался». Ведущий показывает ребятам карточки с изображениями.

1. Скатерть-самобранка – волшебный предмет, фигурирующий в русско-народных сказках.

2. Ковер-самолет есть в сказке Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», а также в «Волшебной лампе Аладдина» из сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь», русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Вещий сон».

3. Сапоги-скороходы или семимильные сапоги есть в сказке «Золушка» Шарля Перро и в сказке «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа.

4. Живая вода. Русские-народные сказки: «Марья Моревна», «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

5. Волшебная игла есть в русско-народной сказке «Царевна-лягушка», где говорится, что смерть Кощея Бессметрного находится на конце иглы.

6. Волшебное зеркальце – предмет, с помощью которого можно было узнать все, что твориться в мире, есть в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

7. Волшебное кольцо есть в сказке А.В. Платонова «Волшебное кольцо»

8. Веретено. Сказка «Спящая красавица» Шарля Перро.

9. Ядовитые яблочки в русско-народной сказке «Иван крестьянский сын…», а так же в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Молодильные яблочки – волшебный атрибут многих русско-народных сказок

10. Волшебный клубок есть в сказках «Пойди туда — не знаю куда, принеси то – не знаю что», Клубок является подарком бабы Яги в сказке «Звериное молоко» («куда клубочек покатится, туда и иди»).

За каждый полный ответ – 2 балла, за неполный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

Ведущие станции: «Молодцы, ребята! Видно, что все вы знаете и любите сказки. А сможете ли вы теперь пройти через сказочный лабиринт? Для этого мне потребуется один участник вашей команды, который не боится потерять ориентацию на местности. Но без вас, команда, он не сможет справиться, потому что проходить лабиринт вашему другу нужно будет с закрытыми глазами, а вы ему должны подсказывать, в каком направлении идти, чтобы не заблудиться в сказочном лабиринте. В волшебных сказках дорогу героям указывал волшебный клубок. А сейчас вы сами будете в роли волшебного клубка и спасете своего члена команды от вечного заточения в лабиринте.

За прохождение лабиринта без ошибок (без заступов за линию) команда получает10 баллов.

За один заступ снимается 1 балл.

Максимальное количество баллов на этой станции – 20 баллов.

Подведение итогов

После того как все команды-поезда побывали на каждой из станций и сдали свои маршрутные листы, объявляется 10-минутный перерыв, во время которого подсчитываются баллы каждой из команд и подписываются почетные грамоты. А в это время под зажигательную музыку старшеклассники проводят ритмическую гимнастику для всех участников и зрителей мероприятия.

Команде, которая сдала первой свой маршрутный лист, добавляется 3 балла. Но в итоге побеждает не тот «поезд», который первым вернулся домой, а тот, у которого в маршрутном листе оказалось больше баллов.

Использованная методическая литература

УМК «Планета знаний»: Э.Э.Кац «Литературное чтение» Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. — М.: АСТ: Астрель, 2013. 

УМК «Школа России»:Литературное чтение для II – IV классов четырёхлетней начальной школы. Авторы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 2012.

УМК «Школа 2100». Литературное чтение для 4 класса. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: Баласс. 2013.

Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5–7 класс. М.: Олма-Пресс, 2002.

«Учимся, играя», Шмаков С.А.- М.: издательство ЦГЛ, 2004.

Сайт «Нормы ГТО»http://www.gto-normy.ru/normy-gto-dlya-shkolnikov/ , раздел «Нормы ГТО для школьников»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/150664-literaturno-sportivnaja-igra-literolimpija

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Внимание! Литературный футбол продолжается!

21 апреля пройдет очередной матч. 

Красивые картинки gif анимации, фотографии бесплатно - Анимашки, фотки, аниме, рисунки открытки аватары онлайн


Правила игры:

1. Нужно прочитать книгу, заданную учителем.
2. Составить 3 вопроса по содержанию книги.

3. В классе по очереди команды задают друг другу вопросы.

4. Если у команды нет ответа — забивается гол.

5. Побеждает команда, забившая максимальное количество голов.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Емеля-охотник

I

Емеля-охотник

Далеко-далеко, в северной части Уральских
гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего
одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка
стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной
поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно
разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех
сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам
горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную
погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает
много ключей и ручейков. Один такой ручеек весело катится к Тычкам и
зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.

Избы в Тычках выстроены без всякого плана,
как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна – на крутом склоне
горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет
улицы, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам
совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем:
в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает
окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в
нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не
всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается
тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет с них.

Все тычковские мужики – записные охотники.
Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать.
Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют
медведей, куниц, волков, лисиц; осенью – белку; весной – диких коз;
летом – всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто
опасная работа.

В той избушке, которая стоит у самого леса,
живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели
совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на
избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи.
Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было у Емелиной избушки.
Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско –
одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой
Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и
выслеживал всякого зверя.

– Дедко… а дедко!.. – с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. – Теперь олени с телятами ходят?

– С телятами, Гришук, – ответил Емеля, доплетая новые лапти.

– Вот бы, дедко, теленочка добыть… А?

– Погоди, добудем… Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук!

Емеля-охотник

Мальчик ничего не ответил, а только тяжело
вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц
на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик
простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться. Его
смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос
обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не
знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, –
больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку
черного хлеба, и только. Оставалась от весны соленая козлятина; но
Гришук и смотреть на нее не мог.

«Ишь чего захотел: теленочка… – думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. – Ужо надо добыть…»

Емеле было лет семьдесят: седой,
сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва
разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и
кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику,
особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью.
Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он
сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.

Пора старику и на покой, на теплую печку, да
замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился, о нем нужно
позаботиться… Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели
волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из
деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки
грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.

Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут еще болезнь приключилась. Беда не приходит одна…

II

Стояли последние дни июня месяца, самое
жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники
давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже
третий день завывал от голода, как волк зимой.

– Видно, Емеля на охоту собрался, – говорили в деревне бабы.

Это была правда. Действительно, Емеля скоро
вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и
направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами,
рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не
носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично
защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.

– Ну, Гришук, поправляйся без меня… –
говорил Емеля внуку на прощанье. – За тобой приглядит старуха Маланья,
пока я за теленком схожу.

– А принесешь теленка-то, дедко?

– Принесу, сказал.

– Желтенького?

– Желтенького…

– Ну, я буду тебя ждать… Смотри не промахнись, когда стрелять будешь…

Емеля давно собирался за оленями, да все
жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик
решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, –
все же лучше, чем лежать одному в избушке.

В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не
знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с
собакой. Все тропы, все приметы – все знал старик на сто верст кругом.

А теперь, в конце июня, в лесу было особенно
хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял
чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко,
обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и
далекие горы.

Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.

Тропинка, по которой он шел, змейкой
взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был
вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и
зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые
перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по
сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В
одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и
на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и
крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив
глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.

– Ну, Лыско, ищи… – говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.

Лыску не нужно было повторять приказание. Он
отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в
густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми
пятнами.

Охота началась.

Громадные ели поднимались высоко к небу
своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой,
образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который
только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет
желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не
растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.

Несколько часов брел охотник по этому лесу.
Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или
перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли
где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не
отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на
кочках. Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было думать
о ночлеге.

«Вероятно, оленей распугали другие охотники», – думал Емеля.

Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал.

Это был олень. Настоящий десятирогий
красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вот он приложил
свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая
воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще.

Старый Емеля завидел оленя, но он слишком
далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет
дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах… Вот
грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а
Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала
запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит
хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом.
Очень скверная история…

– Ну, пусть его погуляет, – рассуждал вслух
Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. – Нам
надо теленочка добывать, Лыско… Слышишь?

Собака только жалобно виляла хвостом,
положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва
выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.

III

Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском и все
напрасно: оленя с теленком не попадалось. Старик чувствовал, что
выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско
тоже приуныл и совсем отощал, хотя и успел перехватить пару молодых
зайчат.

Приходилось заночевать в лесу у огонька
третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, о
котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу,
прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско
тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне
взвизгивал и принимался глухо лаять.

Только на четвертый день, когда и охотник и
собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след
оленя с теленком. Это было в густой еловой заросли на скате горы. Прежде
всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и
запутанный след в траве.

«Матка с теленком, – думал Емеля,
разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. – Сегодня утром
были здесь… Лыско, ищи, голубчик!..»

День был знойный. Солнце палило нещадно.
Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал
ноги. Но вот знакомый треск и шорох… Лыско упал на траву и не шевелился.
В ушах Емели стоят слова внучка: «Дедко, добудь теленка… и непременно,
чтобы был желтенький». Вон и матка… Это был великолепный олень-самка. Он
стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю. Кучка жужжавших
насекомых кружилась над оленем и заставляла его вздрагивать.

«Нет, ты меня не обманешь…» – думал Емеля, выползая из своей засады.

Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

«Это матка меня от теленка отводит», – думал Емеля, подползая все ближе и ближе.

Когда старик хотел прицелиться в оленя, он
осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. Емеля
снова подполз со своей винтовкой. Опять медленное подкрадывание, и опять
олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

– Не уйдешь от теленка, – шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.

Эта борьба человека с животным продолжалась
до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью,
стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка; старый Емеля и
сердился и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет
от него… Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую
собою мать. Лыско, как тень, ползал за хозяином, и когда тот совсем
потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. Старик
оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял
тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это
был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и
тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал
тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с
замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову
маленькому, беззащитному животному…

Еще одно мгновение, и маленький олененок
покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это
мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка
его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей
жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил
ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и
прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, –
маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

– Ишь какой бегун… – говорил старик,
задумчиво улыбаясь. – Только его и видел: как стрела… Ведь убежал,
Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти… Ах ты, какой
шустрый!..

Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.

На другой день Емеля подходил к своей избушке.

– А… дедко, принес теленка? – встретил его Гриша, ждавший все время старика с нетерпением.

– Нет, Гришук… видел его…

– Желтенький?

– Желтенький сам, а мордочка черная. Стоит под кустиком и листочки пощипывает… Я прицелился…

– И промахнулся?

– Нет, Гришук: пожалел малого зверя… матку
пожалел… Как свистну, а он, теленок-то, как стреканет в чащу, – только
его и видели. Убежал, пострел этакий…

Старик долго рассказывал мальчику, как он
искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и
весело смеялся вместе с старым дедом.

– А я тебе глухаря принес, Гришук, – прибавил Емеля, кончив рассказ. – Этого все равно волки бы съели.

Глухарь был ощипан, а потом попал в горшок.
Вольной мальчик с удовольствием поел глухариной похлебки и, засыпая,
несколько раз спрашивал старика:

– Так он убежал, олененок-то?

– Убежал, Гришук…

– Желтенький?

– Весь желтенький, только мордочка черная да копытца.

Мальчик так и уснул и всю ночь видел
маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей
матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне.

Емеля-охотник

Дмитрий
Наркисович Мамин-Сибиряк Емеля-охотник IДалеко-далеко, в северной части
Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В
ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что
одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом
деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за
верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно
нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами.
Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой
вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых
облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой
ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой,
как слеза, водой. Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто
хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна – на крутом склоне горы, а
остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а
между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и
улицы, пожалуй,


Описание игры:

Игра состоит из спарринга (разминки) и четырех раундов.

1 раунд «Бой с тенью»

2 раунд «Держи удар»

3 раунд «Поэтический нокаут»

4 раунд «Апперкот» от писателя»

Во время игры дети задают друг другу вопросы из области литературы (название произведений, кто автор, герои произведений и т.д.)

Дорогие ребята! У вас есть возможность погрузиться в атмосферу настоящего боя: боксерские перчатки, гонг, нокаут, спарринг, таймаут — и это еще не все, что   ждет вас на литературном ринге. Вы сразитесь силой интеллекта, проверите, насколько хорошо эрудированы ваши соперники, откроете для себя новые горизонты, обменяетесь знаниями.

Наш литературный бой будет проходить по правилам. Правила простые: бой начинается по команде судьи, в начале и в конце раунда будет звучать гонг, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы.Вваша задача внимательно слушать судью и вовремя выполнять задания.

Есть такая команда в боксе – брэк. Услышав ее, соперники должны отступить на один шаг назад. Это слово мы будем использовать в качестве сигнала для привлечения вашего внимания. Если вы услышите «Брэк!», немедленно прекратите обсуждение, перестаньте разговаривать. За нарушение правил боя команда получает штрафные баллы. После боя мы сосчитаем полученные вами баллы и подведем итоги.

Итак, мы начинаем бой!

Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить у детей знания в области литературы.

Задачи: прививать любовь к книге; развивать память, познавательный интерес; формировать умение выразительно пересказывать и читать наизусть; пополнить словарный запас.

Оборудование: боксерские перчатки, гонг, стойки заграждения, песочные часы, таблички с названиями раундов, картинки с литературными героями 8 шт., шляпа или мешок, отрывок из книги А.Тилипмана «Прессница и Кардон» для перевода, карточки-баллы, 2 текста басен.

«Спарринг» (разминка)

На каждый вопрос дается 15 секунд, ответы записываются на карточке, после звука гонга карточку сдают судье. За каждый правильный ответ 10 баллов.

Ответить на вопросы:

  1. Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола? («Алиса в Зазеркалье»)
  2. Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке? (сварился в чане)
  3. Друг Тома Сойера? (Гек Финн)
  4. Как звали почтальона Печкина? (Игорь Иванович)
  5. Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона? (Мартин)
  6. При каком царе в России началось книгопечатание? (при Иване IV по прозвищу Грозный)

1 раунд «Бой с тенью».

От команды выступает 1 участник, он получает картинку с героем произведения и описывает его, не называя и не используя однокоренные слова. Команда должна отгадать литературного героя. (прием сэйм бат дифферент).  Показать детям на примере. Если команда отгадала, получает 10 баллов. На объяснение дается 1 минута.

2 раунд «Держи удар!» 

Назови как можно больше авторов детской литературы. От каждой команды выходит по 1 человеку, всего 4 участника. Соперники по кругу, ударяя боксерской перчаткой о перчатку, называют по очереди фамилию автора литературного произведения (поэта или писателя). Получается импровизированный «бой». Кто не смог назвать автора, покидает ринг. Игра идет до тех пор, пока не останется 1 победитель. 40-30-20-10 баллов.

3 раунд «Поэтический нокаут»

Выходят две команды, им дается по одинаковому стихотворному тексту (басни И.Крылова). 1-я команда учит строки под цифрой 1, вторая под цифрой 2. Читают басню по 1-й строчке по очереди. Победитель определяется по количеству набранных баллов:

«0» ошибок – 30 баллов

«1» — «2» ошибки – 20 баллов

«3» и более – 10 баллов

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда — висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»

Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

4 раунд «Апперкот от писателя»

Переведи с русского на русский отрывок из сказки-головоломки А.Тилипмана «Прессница и кардон» на скорость.

Самая быстрая команда получает 40 баллов, далее -30-20-10 баллов

Знаете ли вы, что такое анаграмма? Анаграмма — перестановка букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. В нашем тексте в словах перепутались буквы, расставьте их в правильном порядке и прочтите.

Каждая команда получает отрывок из текста, «переводит» на русский язык.

Вопросы: 40-30-20 баллов

Вопрос о писателе (Джеке Лондоне)

Подсказки

  1. Американский писатель и журналист, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов. Весной 1897 года он поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску, став золотоискателем.
  2. Этот человек – автор известных книг: «Морской волк», «Белый клык», «Сердца трёх» и многих других.
  3. Его литературный псевдоним совпадает с названием большого европейского города.

Джек Лондон, урождённый Джон Гриффит Чейни, годы жизни — 12 января 1876 — 22 ноября 1916.

Вопрос о литературном персонаже (о бароне Мюнхгаузене)

Подсказки

  1. Книгу о нём написал Рудольф Эрих Распе. Впервые этот литературный персонаж появился на страницах журнала «Путеводитель для веселых людей» в 1781 году в Берлине.
  2. Распорядок дня этого литературного героя начинался так:
    • 6 часов утра – подъем
    • 7 часов утра – разгон облаков
    • 8 часов утра – подвиг
  3. Этот персонаж— главный враль мировой литературы. Не лжец, не злокозненный обманщик, а именно враль — «говорун, рассказчик, забавный пустослов, шутник, балагур» или «тот, кто любит рассказывать небылицы, выдумывая их на ходу».

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен — немецкий барон, ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

О каком произведении идет речь?

(Вопрос о сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями»)

Подсказки

  1. Автор этого литературного произведения для детей –  шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе в 1909 году.
  2. Эта сказочная книга вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
  3. Эта книга о мальчике, который защищал и спасал своих сказочных попутчиков. Из путешествия он возвратился настоящим человеком. Сказочные попутчики мальчика – Гусь Мартин и Акка Кнебекайсе.

В этой книге рассказывается, как Нильс спине гуся Мартина путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек — не человек.

Назовите псевдоним известного американского писателя (Вопрос о Марке Твене)

Подсказки

  1. Настоящее имя этого американского писателя — Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Кроме литературы, он увлекался наукой и был дружен с Николой Теслой. В 1882 году — более чем за десять лет до того, как методы дактилоскопии стали известны в Соединённых Штатах — он описал поиск преступника по отпечатку пальца в романе «Жизнь на Миссисипи».
  2. Клеменс утверждал, что свой псевдоним он взял в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а его псевдоним дословно переводится как «метка двойка») и означает, что достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов — 2 морские сажени (≈ 3,7 м).
  3. Наиболее известные произведения этого автора: «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Физминутка «Игра со зрителями (если они будут) и игроками команды»

Прием Тейк Офф Тач Даун (прямые вопросы с односложными ответами да-нет для всех детей)

Подведение итогов, награждение победителей.

Литература:

Тилипман А.М. — «Прессница и Кардон»; Издательство: Вако, 2018 г.; Серия: Занимательный учебник

Шаульская  Н.А. – 2500 вопросов для школьных викторин; Издательство: Феникс, 2013 г.; серия: Здравствуй, школа!

Басни Крылов И.А. с сайта https://rustih.ru/ivan-krylov-basni/

Команда №

Вопрос

Ответ

1.

Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола?

2.

Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке?

3.

Друг Тома Сойера?

4.

Как звали почтальона Печкина?

5.

Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона?

6.

При каком царе в России началось книгопечатание?

Команда №

Вопрос

Ответ

1.

Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола?

2.

Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке?

3.

Друг Тома Сойера?

4.

Как звали почтальона Печкина?

5.

Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона?

6.

При каком царе в России началось книгопечатание?

Добрый день, ребята.

Каждый знает, что такое футбол.


Футбол — командная игра, в которой игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота противника. Но ни ногами, ни мячом мы пользоваться не будем.  Играть будем командами, а вместо мяча у нас вопросы по прочитанным произведениям к команде сопернице. Если соперники не смогут ответить на вопрос, это и будет считаться голом. 
Об этой игре я  узнала в блоге учителя из города Минска Инги Петровны Тихоновецкой.


Как и в любой игре существуют правила:

1. Нужно прочитать книгу/произведение по теме. 

2. Составить 3 вопроса по содержанию произведения.
3. В классе по очереди команды задают друг другу вопросы.
4. Если у команды нет ответа — забивается гол.
5. Побеждает команда, забившая максимальное количество голов.

Начинаться ваши вопросы должны со слов:

  • Кто…?
  • Что…?
  • Где…?
  • Когда…?
  • Какой…?
  • Какие…?
  • Верно ли…?
  • Может ли…?

Проверяем себя по критериям:

  • Ответ на вопрос требует знания содержания текста. 
  • Вопрос сформулирован так, что ответ лежит на поверхности.
  • Вопрос не повторяет вопросы кроссворда/викторины.
  • Вопрос задан по произведениям из списка.

На все критерии ответили «да»? 
Поздравляю, задание выполнено отлично.
 Если какой-то критерий «западает», всегда можно исправиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Я заметила, что мои ученики с большим удовольствием слушают выступения своих одноклассников. Анализируют, сравнивают, восхищаются, дают оценку выступлению. Поэтому в каникулярную неделю я «запускаю» игру «Литературный футбол». Предлагаю учащимся на свой мобильный телефон на микрофон записать ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение отрывка читаемого произведения, причём слегка допускается изменить голос. Задача остальных — догадаться, кто читает произведения? Если угадали — «ГОЛ» забили читающему.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературный сценарий это примеры
  • Литературный сценарий это кратко
  • Литературный сценарий тучкины штучки
  • Литературный сценарий структура
  • Литературный сценарий реферат