Литературный патриотический вечер сценарий

   Сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на  совершенствование патриотического воспитания учащихся в МБОУ  «Горо

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Сценарий музыкально – литературного,  исторического вечера,

посвященного Дню защитника Отечества

Отчизны верные сыны

Авторы разработки:  

Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

Елисеева Анастасия Васильевна,

учитель истории и  обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

2015

Пояснительная записка

к сценарию литературно-музыкального, исторического вечера

«Отчизны верные сыны»

        Данный сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на  совершенствование патриотического воспитания учащихся в МБОУ  «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко».                                                                                                                                                                      

         Главной целью мероприятия является воспитание  чувства гордости за свою Родину и свой народ,   чувства ответственности за будущее нашей страны. Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

— приобщать учащихся к   военной поэзии, музыке через современные композиции и  патриотические вечера;

— воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;

— обучать учащихся умению объективно оценивать  исторические события, поступки отдельных людей.

        Результат вечера: понимание учащимися того, что  патриотизм, любовь к Родине, стремление защищать её от врагов, служить её интересам в любое время  — это чувство великое и необходимое. И что оно должно передаваться из поколения в поколение.

        Данный сценарий подходит для учащихся 7-11 классов.  Местом проведения может быть актовый зал школы, клуб, школьный коридор и т.д. Сценарий не исключает возможности приглашения ветеранов войны,  курсантов военных училищ, участников локальных конфликтов.

        В предложенном варианте сценарий по времени составляет 2 часа, эмоционально насыщен и не утомителен для учащихся.        

        Значительно усиливает патриотический настрой школьников чтение стихов, живое исполнение современных военных песен (в данном случае студии «Аккорд») и показ видеоклипов. Данный сценарий обязательно должен сопровождаться предложенной презентацией, которая несет наглядный материал. Слайды в презентации переключаются по щелчку.

        Сценарий вечера  поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении знаний  по истории Отечества,  формировании умения оценивать события с позиции гуманизма, справедливости.  

Подробный конспект сценария  литературно-музыкального, исторического вечера

«Отчизны верные сыны»

Методическая информация

Цель: воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ,  чувства ответственности за будущее нашей страны.

Задачи:

— приобщать учащихся к   военной поэзии, музыке через современные композиции и  патриотические вечера;

— воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;

— обучать учащихся умению объективно оценивать  исторические события, поступки отдельных людей.

Эпиграф:  «Во имя мира – помни о войне! »

Оформление: музыка, свечи, выставка с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, воинов – земляков, участвующих в афганской и чеченской войнах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Отчизны верные сыны».

Форма проведения: литературно-музыкальный, исторический вечер.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя литературы (слайд 1)

         Так уж вышло, что история России – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это история  военного подвига. Это для истории – поле Куликово, Бородино, Прохоровка ….  Для русского солдата – просто родная земля (слайд 2).  И нужно вставать во весь рост  и идти в атаку. И умирать … В чистом поле … (слайд 3)   Под небом России ….

         Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, защищал свою землю.

  1.  Основная часть.

    Учитель истории (слайд 4).   Прошло почти 66 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но время не властно предать забвенью великие события.

          Есть память, которой не будет конца, и наша задача – сберечь её, передать следующим поколениям.

                                           Чтоб памяти нить живую

В поколеньях не прервать,

Мы солдата судьбу боевую

   Будем с нашей вечно сверять.

         Ученик 1 (слайд 4).

Как  было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край  неведомый,  война.
(слайд 5)

Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
 Порой слышны  на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! – Прикрою, Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля в этом тихом поле  
(слайд 6) 
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер нам порою
Напомнит страшные года.
 Сегодня мало кто заплачет,
Придя к могилам той войны,
(слайд 7)
Но это все-таки не значит,
Что позабыли Колю мы.
 Мы помним, помним это горе,  
(слайд 8)
Осталась в памяти война,
И  русское, родное  поле
(слайд 9 )
Приносит ветром имена
(слайд 10).

       Показ видеоклипа «Ты помни».

       Учитель немецкого языка. И наши предки строго глядят на нас из прошлого, напоминают нам об истинных ценностях, о  совести, доблести, чести.

        Так уж повелось у нас на Руси – помогать другим (слайд 11, Афганистан 1979-1989 гг.). Трудно говорить об этой войне правду, потому что правда у каждого своя, потому что времени прошло мало, чтобы разобраться, а ещё потому, что правда слишком горькая (слайд 12).

         Афганская война длилась почти 10 лет. Погибло  за эти годы 14 тысяч советских солдат, ранено и пропало без вести около 35 тыс. (слайд 13-15, об оренбуржцах и тюльганцах — участниках афганской войны) 

          15 февраля 2011 года  —  22-я годовщина вывода советских войск из Афганистана.
        5418 солдат и офицеров – оренбуржцев с честью выполнили свой долг, проявили стойкость, мужество, героизм. Более тысячи награждены орденами и медалями.

Погибли в Афганистане и наши земляки:

Бобков Александр (с. Городки)

Елисеев  Иван ( с. Ключи)

Быстроновский  Александр

(с. Владимировка)

         Десятки тысяч жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в чужой для нас стране гор и песков.

        Судьбы русских мальчишек, оказавшихся вдали от Родины и заглянувших в лицо смерти … Судьбы женщин разных национальностей, но переживающих одинаковую боль потери близкого человека: сына, мужа, брата … Судьбы детей, рано узнавших запах пороховой гари …. Сколько этих судеб,  сплетенных войной в тугой узел!

       Живое исполнение песни «Война» (студия «Аккорд»).

       Видеоклип «Афганистан» (слава и музыку группы «Спринт»).

       (Слайд 16-19, «Черный тюльпан», читать со слайда)

         Печально известный «черный тюльпан» … «Черный тюльпан». Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро «Чёрный тюльпан».

       Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту название «Чёрный тюльпан». С тех пор название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы, или «груз 200».

      Живое исполнение песни «Белый танец» (студия «Аккорд»).

      Учитель немецкого языка. Как и на любой войне, качества человека проявляются в полной мере: обнажается трусость и геройство, отвага,  совесть, честь.

        Мальчишки, волею судьбы оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они, как их отцы и деды, надежные защитники интересов России.

         Живое исполнение песни «Война» (студия «Аккорд»).

         Видеоклип (без звука) «Под шум и взрыв гранат» под песню

М. Муромова «Боевым награждается орденом».

         Видеоклип «Сапёрная рота» (в исполнении группы «Боевое братство»).

         Ученик 2 (слайд 18).

Всё дальше в прошлое уходит та война,

Что билась по отрогам Гиндукуша…(слайд 20)

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались ваши души. (слайд 21)

Как души  тех, кто в цинковом гробу

С последней почестью вернулись к маме, (слайд 22)

И тех, кто вспоминает про Кабул

С протезными руками и ногами

А Гиндукуш стоит, как пьедестал, (слайд 23)

Как памятник исполненного долга,

Взывая к тем, кто вас к нему послал

Запомнить этот ложный долг надолго…

Далёкая и дикая страна … (слайд 24)

Да, ты права: мы все не из металла…

Как хочется живым, чтоб та война (слайд 25)

Для всех для нас войной последней стала.

Ученик 3 (слайд 26).

Мы два года шагали с тобой

По горячим дорогам войны,

Нам знакомы и зной, и бой,

И тюльпаны афганской весны.

Ах, тюльпаны прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней,

Алым пламенем вы проросли, (слайд 27)

Словно кровь наших русских парней.

Не осудят знакомые нас

И угрюмостью не попрекнут.

Мы с тобою выполняли приказ

На земле, где тюльпаны цветут. (слайд 28)

Ах, тюльпаны прожженной земли… (слайд 29)

Над горами плывут облака,

Словно нашей мечты корабли,

Словно нашего детства река.

Мы два года шагали с тобой,

Боль утрат с нами, радость побед.

Нам знакомы и зной, и бой,

И тюльпанов тех алых цвет. (слайд 30)

Ах, тюльпаны прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней, (слайд 31)

Если б только могли,

Если б только могли

Воскресить вы моих друзей. (слайд 32)

         Видеоклип «Уходим» (в исполнении группы «Ростов»).

        Учитель немецкого языка. Говорят,  время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Одним повезло – вернулись, другие же попали в скорбные списки «Книги памяти», памяти, опаленной афганской войной.

        Россия скорбит о погибших. Память о тех, кто выполнял свой воинский долг, священна. Эта наша живая боль.

         Видеоклип «Память» (в исполнении группы «Ростов»).

         Учитель истории. У каждого поколения своя война. Все новые и новые «горячи точки» возникают на карте страны. Чечня (слайд 33).

         Показ презентации с музыкальным сопровождением «Город Грозный».

         Учитель истории.  История России – это история военного подвига. 1марта  2000 года над Родиной яркой звездой вспыхнул подвиг 6 роты псковских десантников. 90 человек вступили в неравный бой с двухтысячной бандой боевиков. 84 из них погибли в бою, но не отступили. Прорыв банде не удался.  

Ученик 4 (слайд 34).

Бьется с бандой псковская рота.

Здесь повсюду гуляет смерть,

И навряд ли минует кого-то. (слайд 35)

От разрывов гудит земля,

Не пробьется никак подмога. (слайд 36)

Отступить же никак нельзя,

На вес золота эта дорога. (слайд 37)

На исходе боезапас, (слайд 38)

В ход пошли уже штык и лопата.

«Как-то мамы там будут без нас, -»

Шепчут губы мальчишки —  солдата.

На высотке лежат бойцы,

Стонет лес от тоски и печали.

Честь вам, матери и отцы!

Что такими вот их воспитали!

Честь вам, матери и отцы!

Что героями их воспитали!

  Ученик 5 (слайд 41).
Замер ключ внезапно на последней точке,
Смерть вонзила в сердце пулеметной строчкой.
(слайд 42)

В онемевших пальцах —  ложе автомата,
И зовут в эфире:  «Где ты, ноль-двадцатый?»
(слайд 43)
«Где ты, ноль – двадцатый?» Тишина в эфире,
Словно все убито в этом странном мире,
Словно все оглохло в пламени и дыме.
Там отцы остались вечно молодыми,
Вечно молодыми, в бронзе обелисков,
(слайд 44)
Встали над планетой русские мальчишки,
Юностью бесценной,  памятью священной
Встали над планетой, вечной и нетленной.

          Видеоклип «6 рота» (в исполнении группы «Голубые молнии»).

          Учитель истории.  Афганистан, Чечня. У этих войн ещё нет истории. Она не написана. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными.

            Ученик 6 (слайд 45).

Я убит под Бамутом, (слайд 46)

А мой друг в Ведено. (слайд 47)

Как Иисусу, воскреснуть

Нам уже не дано.

Так скажите мне, люди,

В этот смертный мой час:

Кто послал нас, мальчишек,

Умирать на Кавказ?

В сорок первом мой дед (слайд 48)

Уходил на войну

За Советскую власть,

За родную страну.

Ну, а я за кого (слайд 49 -50)

Пал в смертельном бою?

За какую державу?

За какую страну?

Ты прости меня, мама, (слайд 51)

Что себя не сберег.

Нас лежит очень много (слайд 52)

У кавказских дорог.

И ещё тебя, мама,

 Об одном попрошу:

Всем народом судите

Тех, кто затеял войну!

Кто заставил бомбить

Города и людей,

И свинцом поливать

Стариков и детей,

Кто отдал тот приказ

Нам в своих же стрелять.

Кто послал на Кавказ

В двадцать лет умирать.

Ученик 7 (слайд 53 ).

Я знаю, ты ночами плачешь

От боли той, что причинила я,

Себя за это проклинаю

И не могу смотреть в твои глаза.

Ты много раз меня прощала

И, забывая обо всем, лишь только мило улыбалась,

Держа на сердце тяжкий ком.

Полоской черной обернулась

Вся жизнь, моя разбитая мечта,

Но только ты меня спасала

И помогла  дальше жить.

Я преклоняюсь пред тобою,

Прости за всё меня, прошу,

Любимая, моя родная…

Мой самый близкий человек,

Ты для меня, поверь, святая,

Дороже в этом мире не!

          Видеоклип «Звезда» (из художественного фильма «Честь имею»).

         (Слайд 54)

  1. Заключение.

         Учитель литературы.  Наши ребята показали, что они достойны памяти отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.

         Патриотизм, любовь к Родине, стремление защищать её от врагов, служить её интересам  — чувство великое и необходимое. И оно передается из поколения в поколение (слайд 55).

         Живое исполнение песни «Зажгите свечи»» (студия «Аккорд»).

         Видеоклип «Честь имею».

         (Прочтение слайда 56)

…. Вы не ушли от нас, вы вместе с нами,

И вашим боем в нас  стучат сердца.

Вы в душах наших выситесь, как знамя,

Как символ мужества и стойкости бойца.

Вы не ушли от нас, вы рядом с нами,

В едином множестве защитников Отчизны,

В строю рядов, построенных веками,

Из тех, кто отдал ей непрожитые жизни.

Сценарий литературного вечера «Россия-Родина моя»

Звучит песня «Наш край»

Ход вечера:

На фоне фонограммы песни «Уголок России» (музыка В.Шаинского) за«кадром» произносят слова:

Живём мы посреди большой России,

Среди лугов, лесов, озёр, полей,

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться,

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться.

1Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем поэтическом вечере, который посвящаем самому дорогому, — Родине.

2Ведущий:

Классик русской литературы Л.Н.Толстой утверждал: «Есть чувство, лежащее в глубине души каждого русского — любовь к родине».

1Ведущий: К сожалению, в последние годы мы несколько растеряли то чувство, которое испокон веков было самым священным — патриотизм. Это горько и страшно сознавать.

2Ведущий:Но мы должны избежать этой печальной участи — не любить родину. С целью воспитания патриотизма и организован сегодняшний вечер.

1 Чтец. Стихотворение А.Прокофьева «Мне о России надо говорить».

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Россия!

Сильнее всех имён произнести,

Сильнее матери, любви сильнее

И на устах отрадно пронести

К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,

Просил участья, требовал совета,

И ты всегда была моей судьбой,

Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,

И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,

И если б он в груди моей погас,

То сердце б разорвалось в тот же миг!

Ведущие читают текст на фоне мелодии «Memories» F.Goja.

1-й Ведущий: Русь моя, любимая Русь!

Смотрю на тебя безбрежную:

То лиственную, то снежную.

Смотрю и не насмотрюсь.

2-й Ведущий: Величаю тебя опять,

Добрая земля былинная.

Славлю каждую высь и пядь,

Любуюсь полями, долинами.

1-й Ведущий: Как можно не любить свою Родину, не любоваться её

просторами и красотой!? «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него Родина», -говорил К.Д.Ушинский.

2 Чтец читает стихотворение Поляковой.

— Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Ведущий 1: Я родилась в России. Это моя Родина.

Что такое Россия?

Равнины?

Ледяное мерцание звёзд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берёз?

Ведущий 2: Да, всё так

Но не только… не только…

В ней есть север, и юг, и восток,

и её соловьиное горло

исторгает печаль и восторг.

Ведущий 1: А что такое Родина?

Ведущий 2: Родина… Это страна, в которой человек родился и

гражданином которой является.

Ведущий 1: Родина… Это вся наша страна с её лесами и полями, морями и реками, городами и сёлами.

Ведущий 2: Наша Родина – это Родина А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова,М.Глинки и Ю.Гагарина, М.Исаковского и А.Твардовского.

3,4,5,6. Стих Твардовского 4 человека

Звучит песня «С чего начинается Родина» в сольном исполнении.

Ведущий:

— Можно ли представить Россию без березы, которая уже давно стала ее простым и трогательным символом. Сколько песен, сколько стихов сложено о белоствольной русской красавице березе! Это и душевные, лирические стихотворения, и торжественные, патетические.

7. К.Симонова «Родина».

8.Звучит песня «Отчего так в России березы шумят» ( 10 класс)

9-й Ученик: «Родина!» — мы говорим волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

10-й Ученик: Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим!

М.Пляцковский

11-й Ученик: Я твой. Я вижу сны твои,

Я жизнью за тебя в ответе!

Твоя волна в моей крови,

В моей груди не твой ли ветер?

Гордясь тобой или скорбя,

Полуседой, но с чувством ранним

Люблю тебя, люблю тебя

Всем пламенем и всем дыханьем.

Россия… Родина моя, Россия,

Я с каждым днём люблю тебя сильней!..

И.Сельвинский

Слайд № 21.

12-й Ученик: За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можешь никак наглядеться.

А.Левушкин

9-й Ученик: Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Родная Русь! Храни себя, храни.

Ведущий1: Говорят, что самое страшное для русского человека — утерять связь с Родиной. И многие русские писатели в годы революции и гражданской войны, а позднее и сталинщины испытали это на себе.

2 Ведущий: Как мучительно переживали они, патриоты, вынужденную разлуку с родиной, расплачиваясь жесточайшей депрессией и творческим кризисом. И.А.Бунин, например, первые два года жизни за границей не написал ни строчки. Печально, что ни Бунин, ни десятки других русских поэтов так и не смогли вернуться домой, потому-то столько боли и страданий в их стихах о России.

Чтецы читают стихотворения поэтов-эмигрантов Д.Мережковского «Возвращение» и «Будет вскоре весенний день» Северянина.

Дмитрий Мережковский

10.ВОЗВРАЩЕНИЕ

О, Русь! И вот опять закована,

И безглагольна, и пуста,

Какой ты чарой зачарована,

Каким проклятьем проклята?

И все ж тоска неодолимая

К тебе влечет: прими, прости.

Не ты ль одна у нас родимая?

Нам больше некуда идти…

11. Северянин И будет вскоре…

И будет вскоре весенний день,

И мы поедем домой, в Россию…

Ты шляпу шелковую надень:

Ты в ней особенно красива…

И будет праздник… большой, большой,

Каких и не было, пожалуй,

С тех пор, как создан весь шар земной,

Такой смешной и обветшалый…

И ты прошепчешь: «Мы не во сне?..»

Тебя со смехом ущипну я

И зарыдаю, молясь весне

И землю русскую целуя!

Ведущий1: В многовековой истории русского государства было немало трагических страниц. Наши предки пережили и опричнину, и наполеоновское нашествие, и немецкий фашизм. Честь и слава им, сумевшим выстоять и сохранить для нас Россию.

Ведущий2: Бои под Ржевом стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. безвозвратные потери советской армии. в ходе Ржевской битвы 1942—1943 годов составили 605 984 человека. «Ржевской мясорубке» посвящено стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»[

12-20. Стихотворение «Я убит подо Ржевом»(7Б класс)

Ведущий2: У каждого человека свое понимание родины. Ученый, публицист Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о ней так: «Родина — это и дом твой, и улица твоя, и школа, и город, и мать, и отец, и все друзья. И мы говоря о России, о Родине, не можем не сказать о своей любимой Республике Бурятия.

Ведущий1:

Есть земля, ту, которую свято
Помнит каждый, где б он не бывал.
Потому-то в душе у бурята
Степь синеет, грохочет Байкал.

Ведущий2:

Ты, Бурятия, нежность и вера.
И любовь ты моя навсегда.
Над землею потомков Гэсэра
Пусть горит, не сгорая, звезда.

Ведущий1:

Отчий край, цвет багульника алый,
В каждой капле поет океан.
Я глубок глубиною Байкала,
И высок высотою Саян!

Стихи о Бурятии (6 «В» класс).

Бурятский танец.

Ведущий1: В последнее время общественные деятели все чаще обсуждают проблемы современной России.

Ведущий2:Но как сказал Федор Иванович Тютчев еще в 1866 году.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать

— В Россию можно только верить.

Ведущий:

К этой вере призывает и З.Гиппиус.

21. Чтец

читает стихотворения З. Гиппиус.

«Нет»

Она не погибнет — знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся,- верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасется,- знайте!

И близко ее воскресенье.

Ведущий1: Любите Россию! Берегите её, цените, будьте её достойными детьми, и она согреет вас своим теплом, вселит надежду на счастливое будущее.

Песня о Родине.

7

Уважаемые коллеги!
Предлагаемый сценарий написан на основе двух концертных программ, представленных на зрительский суд во время проведения Всероссийского молодёжного форума, проходившего в Волгограде, и Всероссийского обучающего культурно-спортивного фестиваля «Крымская осень».
Обе программы были составлены на основе того репертуара, который был заявлен во время регистрации участниками вышеуказанных мероприятий, поэтому, вполне возможно, вы найдёте не один аспект предложенной темы, который не отражён в сценарии.
Тем не менее, мы предлагаем вам данную работу, как опорную для проведения аналогичного мероприятия, так как необходимость уделять большее внимание патриотическому воспитанию сегодня очевидна.
Будем рады, если данная работа поможет вам и абсолютно уверены, что вы сумеете дополнить её интересным местным материалом.

Сценарий вечера военно-патриотической песни

Звучит протяжная русская мелодия в инструментальном исполнении. Если у вас есть ансамбль или оркестр русских народных инструментов – это может быть живой номер под открывающийся занавес. Если нет, можно использовать запись любого подобного профессионального коллектива. Выходят ведущие.

ВЕДУЩАЯ: Добрый вечер, друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече.

Мы – россияне! Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни. Для каждого открыт огромный мир, в котором мы живём, простуженный ветрами и умытый ливнями, в бриллиантах росы и позолоте солнца, расцвеченный всеми яркими красками радуги. И мы одинаково любим землю, на которой живём. Я, ты, он, она – мы вместе! Именно этим так сильна наша держава!

Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озёрах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!

И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же сильней
О России, о Родине милой моей!

Звучит песня о России. Если вы начинаете с живого инструментального исполнения, этот номер, впрочем, как и следующий, может пройти под аккомпанемент уже сидящего на сцене коллектива.

ВЕДУЩАЯ:
Россия в песнях вся: то грустная,
А то, как вьюга в бубенцах.
Да где ж оно, всё это русское?
Да здесь же всё – у нас в сердцах!

В данном месте программы может звучать любая русская народная песня или произведение о русской песне.

ВЕДУЩАЯ:
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(П. Синявский)

Звучит песня о России и вере. Такие песни есть у братьев Заволокиных, Жанны (Анны) Бичевской, часто встречаются у местных авторов.

ВЕДУЩАЯ:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

(В. Степанов)

Говорят, Родина не там, где родился. Родина там, где ты счастлив, где есть те, кого ты любишь, и те, кто любит тебя. Родина там, где среди сотен тысяч голосов Бог различает и твой голос. И где бы мы ни были, каждый из нас хранит в своём сердце частицу своей малой родины.

Звучит песня или стихотворение о вашем городе, области, крае. Можно также предложить вниманию слушателей песню о русской деревне, маленьком городке и т.п. Например, В. Шаинский на сл. Е. Шевелёвой — «Уголок России», Н. Кудрин на сл. В. Гундарева — «Деревенька моя», В. Малежик — «Снится мне деревня», В. Шаинский, сл. М. Танича — «На дальней станции сойду», песни из репертуара группы «Любэ» и т.д.

ВЕДУЩАЯ:
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

П. Аедоницкий, ст. Ф. Лаубе — «Довоенный вальс», Ю. Чичков, сл. М. Джалиля – «Девочке из Мензелинска», Б. Окуджава – «До свидания, мальчики», автор музыки неизвестен, сл. М. Исаковского — «Огонек».

ВЕДУЩАЯ:
Война и Мир – всегда противоречье,
Накопленное в душах за века.
Проблема эта чисто человечья,
Никем не разрешённая пока!

Учёные, мыслители, пророки,
С времён древнейших и до наших дней,
Всё те же называют нам пороки,
Которые всегда ведут к войне!

Чужими могут стать родные братья,
История народов вся в крови.
Зло, ненависть и горькие проклятья.
В душе людей нет места для любви.

Любой войны всегда известны цели,
Мир длится только от войны к войне,
Поэтому всегда он под прицелом,
И надо миром дорожить вдвойне!

А чтобы лучше понимать цену мира, мы обязаны помнить уроки войны.

В содержании произведений этого блока должен быть рассказ о военном героическом эпизоде российской истории. В. Баснер, сл. М. Матусовского — «На безымянной высоте», М. Фрадкин, сл. С. Острового — «У деревни Крюково», Б. Окуджава — «Мы за ценой не постоим», О. Фельцман, ст. Р. Рождественского — «Баллада о красках».

ВЕДУЩАЯ:
Настал великий час расплаты,
Пришёл рассветный час земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточённый бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей
Победы знамя вознеслось.

Звучит блок песен, посвященных Победе. Д. Тухманов. сл. В. Харитонова — «День Победы», И. Лученок, сл. М Ясеня — «Майский вальс», В. Баснер, сл. М. Матусовского — «Встреча с победой», Дм. и Дан. Покрасс, сл. Ц. Солодаря — «Казаки в Берлине», И. Дунаевский, сл. Л. Ошанина — «Ехал я из Берлина» и т.д.

ВЕДУЩАЯ:
Люди! Замрите! Минута Молчания!
Пусть только сердце бьётся отчаянно,
В это мгновенье их помянуть бы:
Всех — поимённо! Всем — по минуте!
И в миллионах бесценных минут
Десятилетия скорби пройдут…
Эта минута — Память кому-то!
Пусть поживут среди нас хоть минуту!

Я прошу всех встать и почтить минутой молчания всех, кто отдал свою жизнь за мир без фашизма и свободу нашей Родины.

МЕТРОНОМ ОТСЧИТЫВАЕТ МИНУТУ ПАМЯТИ

Муз и сл. Л. Гуров — «Тишина» (Из реп. Ансамбля «Ариель»), Ю. Антонов — «Маки», В. Мигуля, ст. М. Агашиной — «Ты же выжил, солдат», В. Высоцкий — «Он вчера не вернулся из боя», В. Гаврилин, сл В. Максимова — «Два брата».

ВЕДУЩАЯ:
Носите ордена —
И в праздники, и в будни:
На строгих кителях
И модных пиджаках.
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.

От первых залпов и выстрелов до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Тем, кто прошёл и пережил, не сломился и остался верным своей Родине, посвящается следующий номер.

А. Пахмутова, сл. М. Львова — «Поклонимся великим тем годам»; С. Туликов, сл. Я. Белинского — «Не стареют душой ветераны»; В. Соловьев-Седой, сл. А. Фатьянова — «Друзья однополчане»; М. Табачников, сл И. Френкеля — «Давай закурим».

ВЕДУЩАЯ: А вы никогда не задумывались, сколько дней в году посвящено праздникам, связанным с армией? День Российской армии, День Победы, различные дни воинской славы, а ещё все дни, посвящённые воинским профессиям: танкистам, летчикам, артиллеристам, десантникам, разведчикам, пограничникам. Все они могут гордиться бессмертными подвигами во имя Родины. Всем им посвящены песни.

Здесь слушателям можно предложить следующие песни: Муз. Дм. И Даниил Покрасс, сл. Б. Ласкина — «Три танкиста», Б. Мокроусов, сл. А. Жарова — «Заветный камень», Б. Окуджава «Не верьте пехоте», В. Баснер, сл. М. Матусовского — «Берёзовый сок», песни из кинофильмов, посвящённых представителям различных родов войск.

ВЕДУЩАЯ: Все мы помним с детства бессмертные строчки «Жди меня, и я вернусь». Давно закончилась война, но для всех, кто служит и ждёт, тема по-прежнему актуальна, и потому продолжает вдохновлять творческих людей.

А. Новиков — «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир», Е. Мартынов, сл. А. Дементьева — «Баллада о матери», В. Высоцкий — «Марьюшка», К. Молчанов, сл. К. Симонова — романс Женьки Комельковой «Жди меня» из оп. «А зори здесь тихие», Е. Петербургский, сл. Я. Галицкого, М. Максимова — «Синий платочек», песня из репертуара Стаса Михайлова «Ты только жди», В. Шаинский, сл. В. Харитонова — «Не плачь, девчонка», В. Шаинский, сл. М. Пляцковского — «Через две зимы», В. Шаинский, сл. М. Танича — «Идёт солдат по городу», муз. и сл. В. Бородина — «100 дней до приказа».

ВЕДУЩАЯ:
Сёстры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.

В. Экимян, сл. М. Рябинина — «Фронтовая сестра», В. Баснер, сл. П. Фоменко — «На всю оставшуюся жизнь», Д. Тухманов, сл. В. Харитонова — «Вальс в медсанбате».

ВЕДУЩАЯ:
О счастье песню женщина поёт…
Улыбка на устах — а сердце плачет.
О счастье надо бы не так — иначе,
Но ведь оно у всех у нас своё.
О счастье песню женщина поёт…
Отец ей пел о том же в давнем детстве,
Он пал в бою одним из первых в Бресте,
Но песня не угасла, а живёт.
О счастье песню женщина поёт…
Она её так часто пела сыну,
Пропал в Афгане он, бесследно сгинул,
И в сердце боль вовеки не пройдёт.
О счастье песню женщина поёт…
Она поёт, а думает о внуке,
Ведь он — в Чечне. И каждый все поймёт.
О счастье песню женщина поёт…

Да, во все времена, вопреки всему, думать и петь хочется о мире и о счастье.

Звучат песни о мире. Д. Тухманов, сл. А. Поперечного — «Аист на крыше», В. Мурадели, сл. А. Соболева — «Берегите мир», А. Островский, сл. Л. Ошанина — «Пусть всегда будет солнце».

ВЕДУЩАЯ:
Мелодии войны звучали в зале,
Певица пела так самозабвенно,
Так страстно,
Что казалось —
Сейчас ни зала нет, ни сцены,
А есть землянка, и гармонь играет
И тихо подпевают ей ребята —
Как будто на переднем крае
Ни свиста пуль, ни грохота снарядов.
Певица пела, словно бы она
Хлебнула с ними горечи солдатской,
Как будто бы другая рождена
Была тогда – в победном сорок пятом.

Музы не молчали во время войны. Не молчат они и сейчас. Очень приятно осознавать, что победные и печальные страницы нашей истории находят отклик и понимание в сердцах представителей всех поколений россиян. Поэтому вновь и вновь в память о тех событиях рождаются и поются песни…

Выбор песен для этого эпизода очень широк. К вашим услугам весь песенный музыкальный пласт послевоенного периода на соответствующую тематику, начиная с песен из кинофильмов о войне.

ВЕДУЩАЯ: К сожалению, мы сегодня так много говорим о патриотизме не только в связи с юбилеем великой Победы, но и с изменением ситуации в мире. И тут необходимо сказать: историю можно переписывать сколько угодно, но остаётся генетическая память и упрямство фактов, и с ними очень трудно спорить.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Осёдлан был хозяином на пашне.

Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.

(Э. А. Асадов)

Р. Хозак, Сл. Е. Аграновича — «От героев былых времен», М. Фрадкин, сл. Р. Рождественского — «За того парня», Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов — «Журавли», В. Гевиксман, Г. Фере — «Берёзовые сны».

ВЕДУЩАЯ:
Давайте жить одной семьёй
И подставлять уставшим плечи.
В минуты горечи большой
Друг другу поспешим навстречу.
А будет радостно – споём,
И песня взмоет в поднебесье!
Давайте же построим дом,
В котором всем нашлось бы место!

Ты слышишь, Россия? Наша Родина здесь! Её территория пролегает не по земле, а по душам людей. Давайте всегда оставаться большой, дружной семьей, и пусть всегда объединяет нас хорошая и добрая песня.

Можно продолжить программу молодёжной современной песней о России, например О. Газманов – «Вперед, Россия», И. Демарин, А. Федорков, сл. М. Танича – «Улыбнись, Россия», или предложить залу вместе спеть песню, например «Катюшу».

Автор сценария:
начальник ОМО КСРК
Л.Н.Смирнова

Оформление зала:

1)Плакаты с высказываниями великих людей:

Дым отечества сладок. (Гомер)

Отрадно и почетно умереть за отечество.
(Гораций)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить. (Тютчев Ф. И.)

Самое лучшее предназначение есть защищать свое
отечество. (Державин Г. Р.)

Пасть за отечество — счастливая чреда:
Умерший доблестно бессмертен навсегда. (Корнель
П.)

2) Стенды с репродукциями картин
художников-баталистов. Все картины в течение
праздника показываются через
мультимедиапроектор (см. материалы презентации).


На сцену под барабанную дробь выходят
чтецы, одетые в костюмы солдат 1812 года. Ведущих
двое.

(Слайд 1) (Презентация)

1 ведущий: Сегодня особый день.
Именно в этот день 196 лет назад произошло
легендарное Бородинское сражение – генеральная
битва кампании между русскими и наполеоновскими
войсками в районе с. Бородина, в 124 км к западу от
Москвы.

2 ведущий: Событиям 1812 года
принадлежит особое место в нашей истории. Не раз
поднимался русский народ на защиту своей земли
от захватчиков, приходивших и с запада, и с
востока. Но никогда прежде угроза порабощения не
порождала такого сплочения сил, такого духовного
пробуждения нации, как это произошло в дни
нашествия Наполеона.

1 Ведущий:  С самого начала
военных действий в 1812 Наполеон делал ставку на
разгром русских армий в решающей битве, но
русские войска из-за почти троекратного численного
преимущества противника стали запланированно
отходить в глубь своей территории.

(Слайд 2) Чтец:

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
(Лермонтов М.Ю. Бородино)

(Слайд 3)

2 Ведущий: Только после того, как
было достигнуто примерное равенство сил,
прибывший к войскам 30 августа новый
главнокомандующий М. И. Голенищев-Кутузов решил
дать генеральное сражение, чтобы не допустить
французов к Москве.

(Слайды 4-5)

Чтец: И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
(Лермонтов М.Ю. Бородино)

1 Ведущий: 4 сентября русские армии
подошли к с. Бородино, где по предложению
начальника квартирмейстерской части полковника
К. Ф. Толя была выбрана плоская позиция
протяженностью до 8 км. Она представляла собой
покрытую кустарником и перелесками холмистую
равнину, через которую протекало несколько
небольших речек, русла которых проходили по
глубоким оврагам.

(Слайд 4) Чтец:

Друзья! Мы на брегах Колочи,
Врагов к нам близок стан;
Мы сну не покоряем очи,
Не слышим боли ран!..

Друзья, бодрей! Друзья, смелей!
Не до покоя нам!
Идет злодей, грозит злодей
Москвы златым верхам!
(Ф.Н.Глинка. Песнь сторожевого воина перед
Бородинской битвою)


(Слайд 5)

2 Ведущий: Глядя на Бородинское поле,
Наполеон, недооценивший тактический талант
Кутузова, сказал: “Наконец-то они попались. Идем
открывать ворота Москвы”.

1 Ведущий: Возвратясь в свою палатку
после объезда Бородинского поля накануне дня
великой битвы, Наполеон сказал: “Шахматы
поставлены, игра начнется завтра” .

2 Ведущий:

Рано утром, 8 сентября, Наполеон со
свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда
он намеревался руководить своей шахматной
партией. Здесь император и свита сошли с лошадей
и заняли наблюдательный пост.

(Слайд 6)

1 Ведущий: Но прежде чем начаться
задуманной игре был прочитан перед войсками, как
только они заняли свои места по диспозиции,
знаменитый приказ Наполеона:

2 Ведущий: “Воины! Вот сражение,
которого вы столь желали. Победа зависит от вас.
Она нам необходима; она даст нам все нужное,
удобные квартиры и скорое возвращение в
отечество. …Пусть позднейшее потомство с
гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день.
Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве
под Москвой!”

(Слайд 7)

1 Ведущий: Зная твердую и горячую
веру русского солдата в помощь Божию,
главнокомандующий, чтобы укрепить дух воинов,
приказал совершить перед Бородинским сражением
молебен и пронести по рядам чудотворный образ
Смоленской Божией Матери. Эту икону возили за
армией, так как считалось, что она помощница в
военном де

(Слайд 8)

Чтец:

У наших ушки на макушке!
Лишь утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


Чтец :

День настал! Мы ждали битвы,
Все возрадовались ей:
Шли давно о ней молитвы
Приунывших усачей.


И на пир веселый словно
Каждый радостно летит,
Будь у каждого три жизни,
Он всех трех не пощадит.
(Вяземский П.А. Поминки по Бородинской битве)

(Слайд 9)


Чтец: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
(Лермонтов М.Ю. Бородино)




Чтец: Что тут хитрить, пожалуй к бою,
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


Чтец:

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


Чтец:

Повсюду стали слышны речи:
“Пора добраться до картечи!”
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


(Слайд 10)

Чтец:

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


(Слайд 11)

Чтец:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


(Слайд 12)

Чтец:

Никогда еще в подлунной
Не кипел столь страшный бой:
Из орудий ад чугунный,
Разразившись, поднял вой;
(Вяземский П.А. Поминки по
Бородинской битве)


(Слайд 13)

Чтец:

И Кутузов предо мною,
Вспомню ль о Бородине,
Чрез плечо повязан шарфом,
Он стоит на высоте.
(Вяземский П.А. Поминки по Бородинской битве)

Чтец:

Мыслью он парит над битвой,
И его орлиный взгляд
Движет волею и силой
Человеческих громад.
(Вяземский П.А. Поминки по Бородинской битве

(Слайд 14)

Чтец:

Целый день не умолкает,
Извергая смерть кругом;
Строй за строем исчезает
Под убийственным огнем.
(Вяземский П.А. Поминки по
Бородинской битве)


(Слайд 15)

Чтец:

Полковник наш рожден был хватом
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


Чтец:

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(Лермонтов М.Ю. Бородино)


(Слайд 16)

1 Ведущий: Вечером 26-го августа,
около пяти часов, Бородинское сражение,
длившееся 15 часов окончилось. Каковы же были
итоги этой кровопролитнейшей из битв?

2 Ведущий: Очень печальные для
Наполеона, ибо здесь не было победы, которой в
течение целого дня тщетно ждали от него все
приближенные.

1 Ведущий: Русская армия, хотя и
расстроенная во всех частях своих, все же не была
разбита, и если численный состав ее уменьшился,
преимущество осталось на нашей стороне в том
отношении, что мы скорее Наполеона могли
пополнить полки резервами.

(Слайд 17)

2 Ведущий:

Наполеон сам признавался: “из всех моих
сражений самое ужасное то, которое я дал под
Москвою. Французы в нем показали себя достойными
одержать победу, а Русские стяжали право быть
непобедимыми”.

1 Ведущий:

В этом кровавом бою легло с обеих сторон
в общей сложности 80.000 человек и между прочим 49
генералов.

(Слайд 18) 2 Ведущий: “Сей день
пребудет вечным памятником мужеству
и отличной храбрости российских воинов…
Французская армия, будучи в превосходнейших
силах, не превозмогла твердости духа
российского солдата, жертвовавшего
с бодростию жизнию за свое Отечество”, –
написал Кутузов Александру I.

1 Ведущий: Хотя Бородинское сражение
и закончилось ничейным исходом,
оно навсегда останется в истории
как пример исключительного героизма русских
воинов.

(Слайд 19)

Чтец:

Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино!
(Последнюю строку все чтецы и ведущие произносят
вместе)

Под марш Преображенского полка
участники литературно-художественной
композиции покидают сцену.

Список использованных источников.


  • Филологический портал — http://www.philology.ru/
  • Виртуальная библиотека — http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
  • http://www.klassika.ru:8014/
  • Иллюстративный материал, предоставленный
    сотрудниками музея-панорамы “Бородинская
    битва”.

Сценарий литературно-музыкального патриотического экскурса

«Россия, Русь, храни себя, храни!»»

Фон — «С чего начинается Родина».

Ведущий 1

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам, — писал А.С. Пушкин в 19 веке

Сегодня мы совершим литературно-музыкальный патриотический экскурс в историю нашей страны. В русской национальной культуре художественная литература всегда составляла важный компонент духовного развития народа.

Ведущий 2

 Молчат гробницы, мумии и кости, — 
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена, —
скажет Иван Бунин в 20 веке.
Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи – от Древней Руси до наших дней. Патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. В литературном памятнике 12 века — «Слово о полку Игореве» мы видим горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности.

Ария кн. Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», на слайде – моменты из к/ф «Князь Игорь»

Ни сна, ни отдыха измученной душе,

Мне ночь не шлёт надежды на спасенье,

Всё прошлое я вновь переживаю

Один в тиши ночей.

И божья знаменья угрозу

И бранной славы пир весёлый.

Мою победу над врагом

И бранной славы горестный конец,

Погром и рану, и мой плен,

И гибель всех моих полков,

Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё и честь моя, и слава,

Позором стал я земли родной.

Плен, постыдный плен —

Вот удел отныне мой,

Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу,

Я мой позор сумею искупить.

Спасу я честь свою и славу,

Я Русь от недругов спасу.

 Ведущий 1: Двести пять лет тому назад, 7 сентября, произошла Бородинская битва, крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. О Бородинском сражении написано немало художественных произведений, особо ярко отразили непобедимый русский дух Л.Н. Толстой и М.Ю. Лермонтов

Чтец:

Михаил Лермонтов «Бородино»

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

Гимн русскому воинству на стихи О. Алфёровой, музыка С. Косточко.

На слайде — фрагмент фильма «Война и мир»

Бородино — богатырское поле!

Нам суждено, веки вечные помнить;

О том сражении, на груди твоей,

И поколение богатырей,

Что грудь твою, своей грудью закрыли!

За Русь в бою все героями были

Их вечный сон, на земле материнской,

Застывши стон, о Москве уже близкой!

Спасайте Русь! — на губах их застыло

Восторг и грусть, перед всем, что там было;

Россия есть и сыны ее тоже,

Есть совесть честь, так спаси же нас Боже!

Пусть плачет стон, не витают над нами!

Суров закон, быть России сынами!

Бородино, наши памяти в генах;

Нам суждено! Черпать лучшее в дедах!

От новых бед и сражений кровавых,

Дадим обед, что на левых и правых

Делить мы Русь, никому не позволим!

Все помнят пусть! Бородинское поле!

Спасайте Русь! — на губах их застыло

Восторг и грусть, перед всем, что там было;

Россия есть и сыны ее тоже,

Есть совесть честь, так спаси же нас Боже!

Ведущий 2: Широко раскинулась земля русская. Волей и простором всё дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле – светлые, душевные, сильные, свободные, как в романе Шолохова «Тихий Дон». Любили они свою землю, украшали её, работали от зари до зари, водили хороводы, учились военному мастерству и слагали о Родине и о своей нелегкой солдатской доле.

Песня рекрута (под гитару) на слайде – кадры из «Тихого Дона»

Сл. и муз. Бориса Сидорычева

Во зеленом бору перепелки поют,

а меня поутру во солдаты берут.

Как дадут автомат на зеленом ремне

и пошлют воевать во чужой стороне.

Промочила мне мать всю рубаху слезой:

– Не ходи воевать, мой сыночек родной!

На чужой на войне каждый камень – душман.

На чужой стороне каждый дом, как тюрьма.

На войне на чужой ты судьбу не дразни.

Возвращайся живой, Бог тебя сохрани!

– Не печалься по мне, моя родная мать!

На любой на войне двум смертям не бывать

Ведущий 1:  Многое ты видела, Россия, на своем веку за долгие свои столетия. Отовсюду! Из века в век! Но не знающая покоя под набатом колоколов, в зареве сигнальных огней и несчитанных пожарищ, ты на удивление врагам подымалась перед ними все могущественней и величественней.

Ведущий 2: Навсегда остались в художественной литературе не только победы при Полтаве и Бородино, но и на Чудском озере и Куликовом поле. С нами моряки крейсера «Варяг» и канонёрской лодки «Кореец». Оборона Севастополя и битва за Крым. Со своим народам в страшные годы фашизма была и Анна Ахматова.

Чтец

А.Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, — 
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки! 

Ведущий 2: За «Великое русское слово» народ готов заплатить высшую цену — жизнь – в этом суть русской души, свободной и чистой, полученной от предков и унаследованной молодыми. Более 160 тысяч астраханцев ушли на фронт в годы Великой Отечественной войны, более половины из них не вернулись домой.

Песня «Кукушка» Слайды- из к/ф «Битва за Севастополь»

Слова, музыка — В.Цой

Песен еще ненаписанных, сколько?

Скажи, кукушка, пропой.

В городе мне жить или на выселках,

Камнем лежать или гореть звездой?

Звездой.

Солнце мое — взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох — дай огня.

Вот так…

Кто пойдет по следу одинокому?

Сильные да смелые

Головы сложили в поле в бою.

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твердой рукой в строю,

в строю.

Солнце мое — взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох — дай огня.

Вот так…

 Ведущий 1: Но откуда вновь боль, от которой никуда не деться, когда смотришь на гибнущих солдат 9-й роты и воинов, исполняющих интернациональный долг в Афганистане? Самой длительной стала война в Афганистане. На той войне погибло 37 астраханцев, более 180 получили ранения

Кадры из фильма «9-я рота»

Чтец

Стихи Леонида Молчанова


Туманы над рекою, словно дым, 
Кровавые закаты над горами. 
Я навсегда останусь молодым, 
Я буду жить в коротком слове «память». 

Я буду жить в ромашках придорожных, 
В листве берез, в журчащем ручейке, 
В молчанье обелисков осторожном, 
В жемчужине росинки на цветке. 

А в небесах, промчавшись яркой черточкой, 
За дальним полем, в темноте ночной 
В траву упала голубая звездочка 
И загорелась золотой звездой. 

Объята вечность тишиною звонкой, 
Тяжелой, напряженной тишиной, 
Склоняют низко головы потомки 
В молчании суровом надо мной. 

Над тихим полем, над озерной синью, 
Над трепетом березовых ветвей 
Склонилась в вечной скорби мать — Россия 
Пред памятью погибших сыновей. 

Роняя по утрам росинки-слезы, 
В торжественной и скорбной тишине 
Сияют в небе голубые звезды 
Над каждым из живущих на Земле. 

Ведущий 2: 

Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.

Матери сыночков провожают
И свои наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.

Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают,

Перед всем солдатским строем обещают:

«Честь имею Родине служить!» (хором)

Слайды – выпуск суворовцев

В этом разделе собраны презентации и сценарии для подготовки культурно-массовых мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием. Данные материалы разработаны в разные годы сотрудниками МБУК «ЦБС г. Вологды».

Все материалы можно скачать бесплатно.

При размещении презентаций и сценариев на других сайтах работающая ссылка на сайт МБУК «ЦБС г. Вологды» обязательна!

Служу Флоту и Родине

Мультимедиа презентация об Адмирале Флота Советского Союза  Николае Герасимовиче Кузнецове. Составитель: Кузнецова Н. И., методист по массовой работе МБУК «ЦБС г. Вологды»

Скачать презентацию

Над Мамаевым курганом тишина…

 Мультимедиа презентация, посвященная Сталинградской битве. Составитель:  Кузнецова Н.И.

Скачать презентацию

Маршалы Победы

Презентация к мероприятию по патриотическому воспитанию к Дню Победы. Иллюстративный и текстовый материал о маршалах Жукове, Василевском, Рокоссовском, Малиновском и Коневе. Составитель: Завиженец М.С., филиал №6 МБУК «ЦБС» г. Вологды.

Скачать презентацию

Пожарные в годы Великой Отечественной войны

Презентация к мероприятию к Дню Победы о вологжанах из состава пожарной охраны, участниках Великой Отечественной войны. Использованы фотографии из истории пожарного дела Вологодской области и звуковой фрагмент выступления Ю. Левитана. Составители: Баталова Г.А., Боева Н.С., филиал №18 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать презентацию

Увековеченная память

Презентация о памятниках Великой Отечественной войны в Вологодской области. Представлены иллюстративные материалы о мемориалах воинской славы, в том числе установленных в честь юбилейных годовщин Победы, о бюстах героям войны, об обелисках славы, о памятниках, воздвигнутых непосредственно на местах прошедших боев, памятниках-образцах военной техники, памятниках на месте захоронений воинов, умерших от ран в вологодских госпиталях, и эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. Составитель: Власова Г.В., филиал №7 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать презентацию

Вспомним всех поименно…

Презентация по патриотическому воспитанию презентация филиала №7 о вологжанах, погибших в «горячих точках». Автор: Власова Галина Владимировна, оформление Мишенева Оксана Николаевна.

Скачать презентацию

Вологда прифронтовая

Презентация ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Презентация к мероприятию о Вологде времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Использованы также иллюстративные материалы о Вологде довоенной и о некоторых памятниках Великой Отечественной войны. Составитель: Завиженец Мария Сергеевна, городская библиотека №6 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать презентацию

Став навеки Родиной самой

Презентация об улицах города Вологды, названных в честь вологжан — Героев Советского Союза. Может быть использована при проведении мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 9 мая и ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Составитель: Завиженец Мария Сергеевна, городская библиотека №6 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать презентацию

Небесные амазонки

Презентация по патриотическому воспитанию к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Презентация о женском 46-м гвардейском Таманском авиаполке ночных бомбардировщиков. Составитель: Завиженец Мария Сергеевна, городская библиотека №6 г. Вологды.

Скачать презентацию

Мы славим армию и флот!

Презентация может использоваться для проведения урока патриотизма – внеклассного мероприятия для учащихся 5–9 классов. Мероприятие может быть приурочено к празднованию Дня защитника Отечества. Составитель: Ильичёва М. А. , городская библиотека №6 МБУК «ЦБС г. Вологды». Дополнения, изменения: Шабашов А. С., отдел библиотечного маркетинга МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать презентацию

Скачать текст к презентации

Маленькие герои большой войны

Презентация по патриотическому воспитанию о юных защитниках Родины, о детях — героях Великой Отечественной войны. Может быть использована на мероприятиях, приуроченных к Дню Победы 9 мая и к Дню Защитника Отечества 23 февраля. Составитель: Москвина Т. Б., городская библиотека №8 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать презентацию

И книга тоже воевала

Мультимедийная презентация о книге и чтении в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Составитель: Кузнецова Н.И., методист по массовой работе.

Скачать презентацию

Вечной памятью живы

Сценарий утренника к Дню Победы в Великой Отечественной войне. Городская библиотека №12 МБУК «ЦБС» г.Вологды».

Скачать сценарий

Война в моей судьбе: вечер-встреча Детей войны

Сценарий мероприятия к Дню Победы в Великой Отечественной войне. Составитель: Сивова Л.Н. – библиотекарь городской библиотеки №19. Оформление: Смирнова К.Е. – библиотекарь городской библиотеки №19.

Скачать сценарий

Детство, опаленное войной

сценарий утренника ко Дню Победы. Составитель: Власова Г. В., главный библиотекарь городской библиотеки №7 МБУК «ЦБС».

Скачать сценарий

Сатирой по врагу: час памяти

сценарий мероприятия к 65-летию Победы.

Скачать сценарий

Эти песни спеты на войне

Сценарий тематического вечера: вечер двух поколений – ветеранов и их внуков. Составители: Сивова Л.Н. – главный библиотекарь, Смирнова К.Е. – библиотекарь городской библиотеки №19 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать сценарий

Письма как летопись боя…

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы.

Скачать сценарий

Детское лицо войны

беседа о детях- героях Великой Отечественной войны.

Скачать сценарий

Потомок наш о нас еще вспомянет

Сценарий литературно-музыкального вечера ко Дню Победы (дата проведения — 14 мая 2013 года ).

Скачать сценарий

Праздник со слезами на глазах

Сценарий музыкально-литературного вечера, посвященного Дню Победы. Составитель: Пегина С.И., городская библиотека №14 МБУК «ЦБС г. Вологды».

Скачать сценарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературный круиз литературный чемоданчик сценарий
  • Литературный квартирник сценарий
  • Литературный капустник сценарий
  • Литературный каламбур планета сказок сценарий
  • Литературный детектив сценарий