Литературный перфоманс сценарий

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПРОМТ по литературе "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРФОРМАНС: ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК И ТАИНСТВЕННАЯ НЕЗНАКОМКА"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Предназначен для учащихся 9-х классов…

Евгений Онегин — образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Предназначена для учащихся 9-х классов….

Упражнения ронина в концентрации внимания (под музыку ропанга). Перформанс в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга на выставке «47 самураев».

Сейчас это особая субкультура, происхождение которой не очень понятно, имеющая мало шансов на широкое распространение из-за своей специфики.Пенспиннинг произошёл от японских упражнений с ручкой «пэн м…

Урок литературы в 9 классе. «Лишний человек» в русской литературе 19 века

Урок литературы в 9 классе. «Лишний человек» в русской литературе 19 века.Урок с применением сингапурских структур…

Урок литературы в 9 классе. «Лишний человек» в русской литературе 19 века

Урок обощающий  пр произведениям А.С.грибоедова «Горе от ума», А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»с использованием сингапурских структур….

Педагогический проект «Космос для человека — загадочный, непознанный, таинственный»

Россия – великое, могучее государство, в истории которого немало побед и свершений. Одно из величайших событий в истории нашей страны — полет в космос. Этот прорыв в космическое пространство произошел…

Литературно-театральный вечер (сценарий) по И.С. Тургеневу «Он был человеком – самым человечным человеком…»

ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о биографии Тургенева; развитие познавательной активности. 2. Развивающие: развитие мышления, воображения; развитие мировоззрения, памяти; эстети…

Идея перфоманса на поприще современного
литературного урока

Автор: Федоровская Галина Геннадьевна

Организация: МБОУ СОШ №14

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Что значит заниматься образованием как искусством? Как можно оценивать эти опыты? Как такие эксперименты влияют на понимание писательского творения юными читателями? Действенный ли это способ? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в скурпулёзной работе, мы наглядно прикоснёмся к этому приёму и посмотрим его в действии!

Изучив определённое количество литературы по данному вопросу, которая могла мне попасться на незамысловатых и тернистых просторах интернета, я поняла технологию перфоманса таким образом – это некий жанр современного искусства, в центре которого прозаический или поэтический текст, соединённый с эмотивным действием, имеющий сценарий (тут следует отличать перфоманс от театрального представления в классе, первое происходит под действием эмоций, без подготовки, руководитель только предоставляет базу для создания образа и всех подводных камней для его понимания) и использующий разные коды: поэтический, музыкальный, танцевальный и вокалический, также не забываем, что действия художника происходят в определённом месте и в определённое время. Подытожить вступительное слово мне бы хотелось словами Константина Дмитриевича Ушинского «Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Считаю, что перфоманс, как ничто другое, является волшебной палочкой в самостоятельном постижении сути произведения, в растворении себя, как личности, в субъекте, которого играешь, а учитель – это всевидящий маг, который подкидывает всевозможную материальную базу для воплощения всего, что задумано в ирреальности в действительность.

Перформанс невозможно сохранить, записать или задокументировать, более того, он не способен в какой-либо иной форме участвовать в процессе тиражирования изображений, поэтому крайне сложно изложить сам процесс на бумаге, ведь не знаешь как личность поведёт себя в той или иной ситуации, как прочувствует, какой искрой глаза загорятся, как дрогнет палец на руке при ярком жестикулировании, как прозвучит голос при проникновении музыкальных нот, поэтому я попытаюсь более подробно описать все символы и помощники для актёров в раскрытии образов, а остальное нужно будет проверять непосредственно на практике.

Я решила сотворить некий Военный перфоманс, ведь эта тема всегда являлась для меня сокровенной и драгоценной и мне бы хотелось, чтобы дети, точно также как и я, прочувствовали весь ужас военных лет, соприкоснулись с писателями и поэтами через призму письма опалённого войной и поняли всю важность всех тех событий, и как они повлияли на нашу будущность. Эта методическая технология заключает в себе выразительную декламацию текста с возможностью и желательным включением сценических движений, реквизита, актеров-ассистентов и других средств. Другими словами, это определенный номер, в котором автор должен поразить публику не только словом, но и действиями, в нашем случае пропустить через себя события писем.

Они сражались за Родину оружием и словом. Писатели, ставшие на время Великой Отечественной войны военными корреспондентами, были в гуще страшных событий. Благодаря их таланту, запечатленному на пожелтевших листках передовиц, мы можем представить, какой ценой далась Победа. Война стала тем периодом в истории литературы и журналистики, когда все устоявшиеся жанры, стили, тематика подчинились одной центральной теме – объединению всех сил во имя достижения Победы. Творчество, вдохновение, талант стали такими же средствами борьбы, как боеприпасы и техника. Мастера слова создали произведения в различных стилях и жанрах (письма с фронта, статьи, стихотворения и др.), но с единой верой в Победу советского народа и любовью к Родине.

Перед работой над перфомансом для внутренней мотивации обучающихся может использоваться кинофрагмент, театральное выступление других детей, важно, чтобы учащиеся прониклись всем тем, на почве чего будет строиться их выступление, как кирпичики создастся образ, в котором они полностью растворятся и будут двигаться в симбиозе: событие+эмоция.

Название нашего перфоманса: «Адрес для писем тот же…» (*Название полностью загорится к концу инсталляции, когда зритель пройдёт через все локации писем).

Процесс будет проходить в разных локациях:

1. Коридор оформляется разными пожелтевшими письмами: солдатские треугольники, похоронки, приказы, назначения, то есть образуется некая машина времени в события Великой Отечественной войны. В то время, когда учащиеся будут проходить по нему, то письма, в свою очередь, будут загораться разным пламенем, активно акцентируя на важности этого элемента во временном срезе.

2. Военные палатки с керосиновыми лампами, из которых идёт дым от махорки.

3. Инсценировка домашнего быта, печка, лавочка, старые, поблёкшие стены.

Детям будет представлено ряд трагических писем, пропитанных утратой, болью и разочарованием, для начала им даётся время выбрать, проникнуться и прочесть свой монолог наедине с собой, после они выбирают локацию, на которой будут работать, учитель должен подготовить для каждого выступающего музыкальное сопровождение для полного погружения зрителей в судьбы героев.

Примеры писем:

Борис Горбатов:
«Товарищ! Очень хочется жить. Жить, дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Но не всякой жизнью хочу я жить, не на всякую жизнь согласен. Вчера приполз к нам в окоп человек «с того берега» — ушел от немцев. Приполз на распухших ногах, на изодранных в кровь локтях. Увидев нас, своих, заплакал. Все жал руки, все обнять хотел. И лицо его прыгало, и губы прыгали тоже… Мы отдали ему свой хлеб, свое сало и свой табак. И когда человек насытился и успокоился, он рассказал нам о фашистах: о насилиях, пытках, грабежах. И кровь закипала у бойцов, слушавших его, и жарко стучало сердце.»

Константин Симонов:

Конец марта 1942 года

Мама, родная! Конечно, я негодяй, что не пишу, но такое уж чадо родила, так что на себя пеняй. Со времени моего последнего письма произошло нижеследующее: двадцать дней просидел, как каторжный, день и ночь над пьесой и в тот день, как прочел ее в первый раз актерам, вечером был вызван в редакцию и утром улетел в Крым, на этот раз на Керченский полуостров. Ну, ничего, уеду опять на фронт, вся эта работа над пьесой забудется и появятся и новые силы, и новые возможности. Были немцами разбомблены шерстяные кальсоны и рубашка вашего сына, и в дырявом виде заброшены на телеграфные провода… Теперь о личных делах. Настроение неплохое, как будто все идет удачно, и работа, и поездки, а из этих двух вещей в сущности ведь и состоит жизнь. Жизнь стала трудной, но интересной, иногда даже непонятно, как жил до этого и чем жил, в той повседневности и отсутствии волнений и тревог — как это было до войны. Словом, в жизни всего так много, что всего не поспеваешь — а это уже хорошо, ибо скучать и хандрить некогда. А до сих пор скука была моим самым злым врагом, не так ли? Здоровьишко — ничего, не кашляю и не шмурыгаю носом, а прочих иных болезней у меня последние годы и не водится. Ну, что ж, родная моя, ругай меня, если хочешь, а лучше не надо, обиды только ожесточают сердце и не приносят радости. Люблю вас обоих, милых моих стариков, по-прежнему, а что редко пишу, так это не от нелюбви, а так уж повелось. Напишите адрес Алешки, лишен даже возможности перевести ему денег. Уже неделю тщетно ищу в архивах «Красной звезды» его адрес — по копии аттестата, — пока найти не могут. Крепко целую отца. Скажи ему, что в пьесе — Васин — это он, и этот образ очень мил моему сердцу и всем нравится. Обнимаю, нежно вас целую обоих, мои любимые. Когда вернусь с фронта, примерно через месяц, напишу опять. Ваш сын.

Муса Джалиль
5 февраля 1942 г.
Дорогая моя Нина!
Я все еще в Москве. Нахожусь в резерве. Откровенно говоря, надоело здесь околачиваться в неопределенном положении. Я уже тебе писал, как это получилось. Даже в последнем, очень длинном письме, я подробно описал свое положение и просил тебя договориться с соответствующими инстанциями о рекомендации меня на работу по специальности и об отправке на фронт. Мы с мамой долго пытались звонить тебе по телефону и говорить конкретно об этом. Но частный телефонный разговор с Казанью прекращен. После получения моих писем, может быть, ты уже что-нибудь предприняла. Мне только нужно ходатайство и рекомендации Казанских организаций. Этого здесь не было. А я сам не могу же себя рекомендовать и характеризовать. Без этого получается так: я не был в Армии (раньше), и поэтому затрудняются дать мне какое-либо ответственное назначение. А после того, как я заявил, что на русском языке я поэтом работать не могу, меня из отдела печати перевели в другой отдел — отдел политработников. Пока никакого назначения нет. А мне хотелось скорее поехать. Я предчувствую, что в один прекрасный день меня отправят без всякого назначения вместе с одной командой. Вот поэтому мне желательно по рекомендации сейчас получить соответствующее назначение с определенным, ясным профилем и поехать скорее на фронт.
Я редко встречаюсь с родителями. Потому что из общежития в город пускают редко и ненадолго. Родители живут ничего. Папа работает. С поездами только иногда случаются задержки. И потом есть затруднения с продовольствием. Это уже общее явление в Москве. Мама и папа меня очень хорошо принимали; заботятся, как о родном сыне. Мне это очень приятно. Мама всячески старается облегчить мое положение. Меня она очень богато угощала, стирает белье. В общем, когда я бываю у них, и физически и морально полностью отдыхаю. Большое им спасибо!..
Наша комната и мебель в сохранности. Но там очень холодно — холоднее, чем на улице. Больше пяти минут невозможно оставаться там. Стекла разбиты (забито только фанерой). Домоуправление собирается сделать ремонт только весною. Я зарплату еще не получил. Денежно меня поддерживает мама. Но я скоро получу и все отдам маме.
Мама и папа очень крепко обижаются на тебя и на Розу, что вы не пишете писем. Что это за дурная привычка!.. Папа сколько вам писем писал и телеграмму послал. Их очень беспокоит состояние здоровья Светланы и Чулпаночки. Они также очень интересуются вашей жизнью (экономически). А вы точно набрали воду в рот, молчите. Какое это неуважение к родителям!!
Ну, пока все. Как живет Чулпаночка? Окончательно ли она выздоровела? Я ей написал открытку (вторую) и еще буду писать.
Горячий, братский мой привет Розе, Светику и Валерику. Как здоровье Светика? Пишите. Роза сейчас переживает очень большое горе. Ей гораздо тяжелее, чем кому-либо из вас. Поддержите ее морально, вселите в ее сердце веру своей лаской и дружбой.
Нина! К тебе просьба: договорись с Кашшафом, забери у него копии моих оборонных стихов и срочно сделай подстрочные переводы. Если сама не сможешь, то попроси помочь Кутуя. И эти переводы пришли мне. Поскорее. Здесь хотят печатать. Сделай, пожалуйста, это. Если у Кашшафа есть русские переводы (готовые), тогда пришли прямо их.
Ну, пока. С приветом

Муса

Елена Ширман

Возвращение

Это будет, я знаю… Нескоро, быть может, — Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной. Твои добрые губы станут суше и строже, Опалённые временем и войной. Но улыбка останется. Так иль иначе, Я пойму — это ты. Не в стихах, не во сне. Я рванусь, подбегу. И наверно, заплачу, Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель… Ты поднимешь мне голову, Скажешь: «Здравствуй…» Непривычной рукой по щеке проведёшь. Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья. Это будет нескоро. Но ты — придёшь. (1941)

Алексей Смоленский

6 декабря 1941, родителям:

Я от вас получил 2 открытки и от Феди [двоюродный брат] письмо. Я очень рад, что вы не в лапах кровавого фашизма. Мне чуть не стоило жизни, когда я был несильно далеко от своего дома и хотел узнать вашу судьбу, но не пришлось войти, еле ноги унёс. [Новороссийск п/я 492 — 6/9 — 157-я Стрелковая дивизия]

13 декабря 1941 года, родителям:

Рад, что вы благополучно уехали и прибыли на место [в эвакуацию]. Жизнь сейчас военная, бьём немцев и всю свору проклятую

12 января 1942 года, родным

Меня интересует, как успели Игорь и папа выехать в период ожесточенных боёв… Мы отходили, и я был в нескольких километрах от нашего города. Я с некоторыми друзьями на наблюдательном пункте попал в окружение и отбивались до ночи. Мы уходили в сторону Евпатории, но за Саками почти в упор встретились с немцами. В это время ехала наша машина и нас взяла. Тут был убит Воеводин Саша и Грудинов Павел, но мне посчастливелось остаться живым… За кровь товарищей и Клавы буду беспощадно убивать. У меня есть свой закон: всех попавшихся на месте убивать. А сейчас у нас хороший лозунг — всех истребить паразитов на нашей священной Родине… Я утверждён заместителем политрука и являюсь командиром взвода. Получаю 186 руб. В ближайшее время, т.е. дни, снова буду бить паразитов.

9 февраля 1942, родным

Привет из нашего края, т.е. Крыма. С этого времени будут у нас перерывы с письмами, может и 2 месяца и более. Потому что снова иду на передовую бить врагов. В скором времени выбьем зверьё из нашего Крыма, и если жив останусь, то и Евпаторию посмотрю, и своих друзей, и Клаву.

17 февраля 1942 года, открытка родным

В ближайшее время снова начнём бить гадов в своей местности [Крым, Евпатория].

23 февраля 1942 года, письмо родным из Крыма

Все мы, доблестные войны и артразведчики, даём своё слово отцам и матерям нашим, что уже близок час, когда вышибим к чертовой матери всю нечисть с нашего солнечного Крыма… Эта война более жестокая и кровавая. Насчёт обмундирования очень хорошо — не хуже, чем в финскую. Насчёт питания, конечно, всякое бывает. Доблестная Красная армия живёт заботой наших вождей во главе с товарищем Сталиным. Я временно возглавляю взвод разведки. На днях приняли кандидатом в члены ВКП(б), так что в бой пойду с партбилетом. На днях, наверное, месяца на 2 отправят в школу на политрука, т.е. комиссара. Но я постараюсь в бою это звание получить и с честью выполнить свой долг как сын полкаторжанина… Игорь, Олег, учитесь на «хорошо» и «отлично», и если пойдёте в Красную армию — бейте беспощадно фашистскую нечисть. Мой лозунг — лишь вперёд, за Сталина, за Родину!

Ход событий:

1. Включается ролик, на фоне которого педагог читает вступительное слово, вводя в курс дела, естественно, он также в сценическом образе на фоне поля боя.

Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

*Включаются записи голосов из писем, чтобы все зрители и актёры взбудоражились и окунулись в поток сознания и осознания строчек военных лет.

2. Дети, одетые в военную форму, измазанные сажей (они сами подготавливают и выбирают себе образ) идут по серому коридору с разными письмами, которые постепенно загораются, образуется некая дорогая, идущая по воспоминаниям Великой Отечественной войны.

3. Располагаются на своих локациях и постепенно, друг за другом читают письма, если есть возможность, то сделать круг, который сможет вращаться и когда тот или иной ученик будет читать реплику, то оно должно двигаться. *Сверху крутятся письма, наподобие парада Планет образуется парад памяти и скорби, также на каждого участника событий, когда он говорит своё слово, устремляется столб света. Кстати, письма ученики начинают читать, когда актёр в форме почтальона зажигает свечи на определённой локации, ведь он является неким связующим звеном между солдатами и их родными.

4. Дети лирически и вдохновенно читают свои отрывки, видят отклик у зрителей.

*Можно перед выступлением записать отрывки писем на аудио, соответственно, этим дети и занимаются.

5. Когда данная работа подходит к концу педагог включает поток голосов ребят, записанных ранее, всё происходит под трагическую, динамическую композицию. Дети в это время должны успеть переодеться в белые одеяния и как-то выйти по особенному на поле боя событий (это на их усмотрение, должны показать каждого героя индивидуально) всё происходит под слова ученицы-почтальона, дети встают сзади и вместе с ней создают скульптуру: жестами, мимикой, взглядом должны показать общую картину того времени, все тяготы Великой Отечественной войны, так сказать, замереть во времени. После того, как дети образуют картину, то учитель включает видеофрагмент о писателях-фронтовиках. Перфоманс готов.

Слова ученика-почтальона:
На фронте в окопах, в госпиталях, в далеких глухих деревеньках, в блокадном Ленинграде, в эвакуации в Ташкенте и Алма-Ате, в каждой семье Советского Союза их ждали. Ждали почтальонов. Ждали, что они принесут весточку от мужей, сыновей и дочерей с фронта домой или из дома на фронт. У всех, кто помнит войну, почта вызывает особые чувства. Она не только обеспечивала связь между фронтом и тылом, несла в себе огромный эмоциональный заряд, давая миллионам людей возможность узнать о своих и близких.

Несёт почтальон то на фронт, то обратно
Конверт и листочек сложённый трёхкратно.
Летят треугольники, словно птенцы,
В Москву, Ленинград, за Урал, в Соловцы.

Идёт почтальон неприметный по тропке,
Рюкзак за спиной или сумка на кнопке.
Его очень ждут каждый день, каждый час,
И вот, наконец: » Треугольник для вас».

Рука задрожала, а сердце так бьётся,
Невеста губами к письму прикоснётся.
А мать вдруг заплачет, потом отойдёт,
Сквозь слёзы и смех над листочком вздохнёт :

» Сыночек, живой, слава Господу Богу «…
А он отправляется снова в дорогу.

Идёт почтальон, раздавая приветы,
Но в сумке остались одни лишь конверты.
Не ждут на подобные письма ответ,
Плохая примета — казённый конверт.

По виду его письмоносица знает,
Всё тянет. Подольше с собою таскает.
Но время идёт, и пора их пришла,
От жалости к людям страдает душа.

Согнулась она, тяжелее шагает,
Что горе и слёзы несёт, точно знает.
Увидев её, люди выйдут во двор,
Но страшный выносит она приговор…

Идёт почтальон по военным дорогам,
То горе, то радость приносит к порогам.
И каждый в лицо его знает,
И ждут и боятся, бывает.

Никто к боевой не представлен награде,
И не было их на победном параде,
Но службе своей они были верны,
Как трудно пришлось почтальонам войны !

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

Данный методический приём поможет ребёнку прочувствовать на собственном теле и душе все события, эмоции и впечатления, которые связаны с писателями-фронтовиками. В конкретном перфомансе субъект находится вне времени и вне пространства. Он ощущает смерть за своей спиной, и в финале мощная инсталляция заставляет полностью повернуть сознание участников и зрителей процесса здесь и сейчас. Ребята собрались в одном месте: на поприще военных лет, естественно, само действие вызывает эстетическое чувство. Хочется отметить, что в круговороте представленной ситуации важен не текст писем, а непосредственное его создание – чтение, то есть важно, как дети прочувствуют строчки писателей-фронтовиков, окунуться в поток сознания каждого крючка в письмеце. Хочется отметить, что сам процесс исключительный и уникальный: найти смысл каждой вещи, окружающей и помогающей тебе в создание образа – это поиск смыслов и символов в мире. Время, место, тело художника растворяется в невидимом симбиозе зрителя и художника. На мой взгляд, этот метод ярок и нестандартен, получается, что мы помещаем детей в несвойственные для их подсознания условия, думаю, что именно так возможно донести до учеников всю значимость литературы и её всецелого понимания, здесь также можно наблюдать метапредметность: история+литература.

Надеюсь, что перфоманс удался…

Приложения:

  1. file0.docx.. 146,0 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 904,0 КБ

  3. file1.ppt.zip.. 904,0 КБ

  4. file0.docx.. 146,0 КБ

  5. file1.ppt.zip.. 904,0 КБ

Опубликовано: 10.03.2022

Перфоманс

Выпуск 36

Василиса Николаевна читает письмо:

«Уважаемая Василиса Николаевна, здравствуйте!

Сейчас появилась мода на литературный перфоманс. Расскажите, пожалуйста, что это такое, и какое отношение перфоманс имеет к литературе? Спасибо. Аня Суворова, 15 лет, г. Самара».

На самом деле литературный перфоманс — явление далеко не новое, оно существовало уже в Серебряном веке. Но, чтобы с ним разобраться, давайте сначала узнаем, что  же это за модное слово такое — перфоманс? Произведениями этой формы искусства являются действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. При этом зритель должен был вовлечён в ситуацию. Получается, если просто прочитать написанные когда-то стихи — это не будет перфомансом. Но, если создать эти стихи прямо на глазах у зрителей и с их помощью, — это уже будет настоящий перфоманс. Или если во время чтения переодеться в лирического героя своих стихотворений, или разыграть свой текст по ролям — это тоже будет перфомансом. Можно немного импровизировать. Или делать вид. Ведь известно, что хорошая импровизация всегда заранее подготовлена. Современный поэт Лев Рубинштейн приходит на выступления с тремя стопками карточек, на каждой из которых записаны фразы и строчки стихов. Поэт достаёт из стопки карточки в произвольном порядке и создаёт стихотворение на глазах у публики. То есть в перфомансе нам интересен не столько сам текст, сколько действия и жесты, связанные с ним. Литературный перфоманс — не новшество. Такими выступлениями славились ещё Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский. Одной из их постоянных практик было нанесение рисунков на лица. Также поэты носили яркую одежду, которая подчеркивала их литературный стиль.  В футуристическом перфомансе нет принципиальной грани между визуальным искусством и литературой. «Поэма конца» Василиска Гнедова не содержала ни одного слова. Она была предназначена для исполнения на сцене. И состояла только из одного жеста рукой, поднимаемой перед волосами, и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок. Алексей Кручёных создавал множество экспериментальных произведений, которые предназначались не для чтения, но для выступления. Например, опера «Победа над солнцем», где были строки из одних согласных. А ещё в школах раньше устраивали литературные балы, где ребята одевались и гримировались под литературных персонажей. Так что, в самом перфомансе нет ничего страшного или сверхмодного. Хорошо продуманные перфомансы могут стать чем-то очень интересным, привлечь зрителей и вызвать интерес к литературе. Также в передаче пойдёт речь о таком литературном жанре, как интернет-пост. 


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Перфо́рманс (также употребительное название – перфо́манс, англ. performance – исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Джоном Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс. Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства.

Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы. Я решила кратко обозначить творчество ярких представителей этого явления в странах Европы и Росии.

Ив Кляйн (род.в1928 году во Франции) — художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Блестящий шоумен, Кляйн представляет в искусстве двадцатого столетия новую тенденцию, согласно которой личность художника важнее его произведений. Для выставки в IrisClertGallery в апреле 1958 Кляйн решил показать пустоту — «LeVide» («Вакуум»). Он убрал все из галерейного пространства, за исключением большого шкафа, покрасил все поверхности белым, затем установил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.

Герман Нитш (род.в 1938 году в Австрии) является одним из основателей «венского акционизма». Кровь – великая сила, особенно в искусстве, в чем убежден художник Нитш. За своиперформансы он трижды попадал в тюрьму, однако не считает это своими главными фигурами в искусстве перформанса, да и в искусстве вообще. 69-летний Герман Нитш шокирует людей своими работами с 1960-х годов. Вместо красной краски он использует кровь; заклания животных для него – неотъемлемая часть творческого процесса, подчас напоминающего древние кровавые ритуалы. Центральная тема его работ – религия.

Крис Бурденрод. В 1946 показал серию провокационныхперформансов, в которых идея личной опасности как средства художественного выражения была центральной. Его наиболее известная работа этого времени — перформанс «Выстрел» (1971), в котором левая рука художника была прострелена при помощи ассистента с расстояния около пяти метров. Бурдена отправили к психиатру после этого произведения.

Марина Абрамович (род.в 1946 году в Белграде) — югославская художница. С 1976 года живет в Амстердаме. Ее перформансы — это уже «классика жанра». Одна из ее известных ранних инсталляций «Отношения в пространстве»(1976). Полностью раздетая художница и её возлюбленный, немецкий художник Улай, изображали свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.

Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович создала один из своих наиболее сложных и известных перформансов. Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике. Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала: «Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».

Инсталляции Абрамович иногда вызывали шок у зрителей ( в 1988 году один из зрителей упал в обморок). В 1997 году Марина Абрамович получила престижную премию «Золотой лев» за работу «Балканское барокко» — художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.

В России наиболее известен своими акциями политической направленности Пётр Павленский .

«Шов». Свою первую акцию Пётр Павленский провёл 23 июля 2012 года в поддержку участниц панк-группы «ПуссиРайот» судебный процесс над которыми в это время проходил в Москве. Зашив себе рот суровой ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция PussyRiot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12—13)».

«Туша». 3 мая 2013 года Пётр Павленский провёл художественную акцию протеста против репрессивной политики властей в РФ, получившую название «Туша». Ассистенты Павленского принесли нагого, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки художника ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Полусогнутый, неподвижный и безмолвный художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от пут проволоки при помощи садовых ножниц. Позже Павленский дал такое пояснение своей работе: «Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться».

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что все художники, в каком бы веке и стране они не жили, пытались вызвать у зрителя самые острые чувства, что позволяет и в наши дни давать их перформансам не однозначную оценку.

Чтобы наиболее точно понять суть явления перформанс я решила сравнить его с похожим направлением постмодернизма и театром.

Перформанс—современная форма акционистского искусства,направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики. По сути, перформанс — современная форма спонтанного уличного театра.

( перформанс Елены Ковылиной)

Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. Happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Здесь нет ни сценария, ни примерного плана поведения, никто из участников не может знать заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Все абсолютно непредсказуемо. Хеппенинграссчитан исключительно на импровизацию в высшей степени абсурда. Цели, как таковой не выдвигается, так главное, что должно быть достигнуто в ходе хеппенинга — это некие взаимоотношения со зрителем, который необычайно активно должен включатся в данную художественную игру, причем эти взаимоотношения, как правило, вызывали нестандартную реакцию, но не столькен78 шокирующую, как в перформансе. Нет в хеппенинге так же и намека на персонажность и авторство.

Пример такого «случая»: На сцену выходит дирижер, кланяется, поднимает палочку, занавес опускается; появляются два трубача. Они начинают дуть в трубы, из которых вылетают резиновые рукавицы, разлетающиеся над залом. На сцене появляется мужчина во фраке, подходит к фортепиано, ударяет по очереди по всем клавишам, потом перекрашивает инструмент в белый цвет. Далее выходит ребенок с отцом и матерью. Мать (или отец) купает ребенка, одевает его, оставляет на сцене с игрушками. Конец зрелища наступает тогда, когда ребенок, которому надоела игра, уходит со сцены. Самым выдающимся после Кейджа американским «хеппенингистом», который и дал название этому типичному зрелищу, считается Алан Капроу. «Хеппенингисты» предлагают идентифицировать жизнь и сцену, утопическое соучастие зрелища и зрителя, зрелища и действительности — сочетание актерской работы и втянутой в игру публики.

Они уничтожают литературный текст, сохраняя при этом только сценарий как основу для импровизации, а также предпочитают не традиционные зрительные залы, а «органическую» среду — улицу, мастерскую, церковь, сарай, хлев, погреб, горы, морской берег и тому подобное. «Хеппенингисты» акцентируют такие средства выразительности, как гипербола, гротеск, грубость в речи, жесте, мизансцене. В хеппенинге нет «героя», есть только ряд жизненных ситуаций. Наиболее популярный технический термин хеппенинга — коллаж (нагромождение вещей, участников, эпизодов) и «деколаж» — деструкция и уничтожение аксессуаров, скандал и нарушение моральных и эстетических норм.

Хеллоуин – это очень веселый хеппенинг, когда с утра до вечера все (даже на работе) ходят в маскарадных костюмах, загримированные и угощают друг друга конфетами. Вечером принято ходить по домам и просить сладкое. Дети ходят от дома к дому и говорят хозяину «Treatortrick». To есть: или давай угощение или будем шалить. Это, конечно, не более чем формальность. Иногда дети ничего не говорят или просто не успевают сказать, так как им сразу же дают в руки конфеты, пряники и мелкие деньги. Если хозяин дома желает, чтобы к нему заходили, он кладет перед своей входной дверью на крыльцо обычную, но довольно большую тыкву (pumpkin), которую перед этим разрезает пополам, вынимает внутренности и вставляет внутрь пустой тыквы горящую свечку. Сбоку у тыквы вырезаются отверстия в виде глаз и рта, и вечером в темноте, когда пламя свечки подрагивает, кажется, что тыква живая. В Хэллоуин все друг друга разыгрывают и веселятся от души. Это такой местный аналог нашего Нового Года.

Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра, участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримеры, рабочие сцены, осветители.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

Я попыталась сравнить 3 эти направления в таблице:

 

Цель

Роль

Главное

Художник и процесс

Контроль художника

Сценарий

Исход и время

Зритель

Перформанс

Художественная, идейная

Перфомансер переживает преложеннуюсамим собой роль

Художник, его тело

Художник участвует в процессе

Художник контролирует процесс

Имеет не четкий сценарий

Известен примерный исход и его время

Участие зрителя обязательно

Театр

Художественная,Вызвать рефлексию у зрителя

Артист вживается в роль

Эстетичность, жизнь актера в произведении

Художник(автор) не участвует в процессе

Актер действует по заранее составленному сценарию

Имеет сценарий

Исход и время известны

Зритель не участвует

Хеппенинг

Ничего конкретного не выделяют

Нет ролей и персонажей

Преодоление границ между художником и зрителем

Художник участвует

Художник контролирует ситуацию не полностью

Сценария нет

Исход и время неизвестны

Зритель участвует активно

В этой работе я попыталась дать оценку явлению современности — перформансу и сравнить его с похожим стилем второй половины XX века — хеппенингом и зрелищным видом искусства — театром. В процессе работы стало понятно, что постмодернизм это состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до -постмодернистскоемискусство, а также массовую культуру этой эпох. А театр — вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств. Театр обусловлен традициями еще древних времен и обладает собственной спецификой — отражение действительности. Моей целью было показать сходство и различие этих явлений. Проводить более детальный анализ на конкретных примерах я не решилась. Каждый из этих видов искусства специфичен и интересен по-своему. Они обладают разной идеологией, разными средствами донесения ее до зрителя, участием зрителя в процессе и т. д. Можно ли называть перформанс искусством? Мне кажется на этот вопрос ответит только искусство новейшего времени. Закончить я хотела бы словами Лизы Морозовой : «Перформанс – искусство свободных и для свободных. Он дышит где хочет – проявляет себя во все времена, для него нет законов и границ».

Литература:

1. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства.

2. Взаимосвязи: Театр в контексте культуры: Сборник научных трудов / Редкол. С. К. Бушуева, Л. С. Овэс, Н. А. Таршис, предисл. С. К. Бушуевой. – Л., 1991.

3. Родина М. Т.Театр // БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

4. Интернет-ресурс [ru.wikipedia.org/]

13

Перформанс – это (перевод с английского):

1)     представление, спектакль;

2)     исполнение, выступление, концерт;

3)     киносеанс;

4)     игра;

5)     техническая работа машины;

6)     техническая отдача;

7)     техническая интенсивность труда.

Перформансом является спонтанный театр. Основные его отличия от спектакля:

1)     отсутствие идеологии;

2)     концептуальность – главенство идеи (проекта);

3)     чувственность – воздействие на чувства;

4)     провокационность (эпатаж);

5)     индивидуальность проекта;

6)     импровизация;

7)     прямое общение со зрителями.

Главным в перформансе является не само произведение, а процесс работы над ним или акция перформера. Получается, что зритель должен увидеть не спектакль, а его репетицию и поучаствовать в ней. Перформанс – это ступень в развитии чувственного интеллекта. Ритуал, который основан на личной мифологии перформера. Он состоит из перформов – действий и включает в себя хореографию, пластику, слова и звуки (элементы контактной импровизации), которые провоцируют чувства зрителей. Действия выражают содержание предмета — концепцию. От перформера требуется умение создавать концепции. Перформанс не использует идеи просвещения и оставляет сомнения в душе. Сомнение заставляет ум развиваться: от концепции к другой концепции. Поэтому перформанс насыщен второстепенными деталями, подтекстом и скрытыми смыслами. Его определяют свободный ход идей, ассоциаций, множественность и калейдоскопичность. Результатом является простое окончание действия, а не то ради чего все происходило (цель).

Перформанс организует перформер (ведущий). Лучше всего если перформер не имеет театрального образования, так как перформанс предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов (незашоренный взгляд). Требуется самостоятельность суждения и незамутненность чувства. Для перформанса необходим сценарий. Этим он отличается от хэппенинга. Участники (статисты) должны заранее знать последовательность действий, с чего начинать и как заканчивать. Они должны знать, что потребуется действовать, реагировать и быть собой, а не играть определенную роль. Спектакль разворачивается прямо перед публикой. При этом одинаково используются всё: поэзия, музыка, кино и т.д.

Обычно перформансы организуют в закрытом помещении, хотя есть исключения. Пейзажный перформанс – акция, которая проводится на открытом воздухе.

Как создать сценарий перформанса?

Шаблон сценария:

1)     Место проведения акции;

2)     Длительность акции;

3)     Перформер и статисты;

4)     Реквизит (предметы, призы и т.д.);

5)     Зачин акции (музыка, песни, стихотворения, озвучивание концепции перформанса, объяснение правил акции);

6)     Акция (игры, демонстрация жестов, совместное творчество перформера и статистов и т.д.)

Например, я придумал концепцию «Барон Мюнхаузен имеет много ног». Доказательство: в двухмерном пространстве книжного рисунка или мультфильма барон, действительно, имеет две ноги. Реальный мир имеет несколько измерений (больше двух). В каждой плоскости будут видны «свои» ноги Мюнхаузена. Если суммировать мнение множества наблюдателей, которые видят его одновременно, то мы придем к выводу о многоножестве барона (похож на гусеницу). Вспомним «Алису в Стране Чудес» Кэрролла. Абсурдная логика (http://ru.wikipedia.org/wiki/Абсурд) перформанса поражает воображение читателя.

Перформер: …

Статисты: …

7) Окончание (вручение сувениров и подарков, дискуссия, диспут, обсуждение перформанса).

Изместьев И. В., Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина

Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.

Дерзайте, и о вас заговорят, и в вашу библиотеку запишется еще больше читателей.

Акции

«Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. В детских библиотеках акция проходит до 21:00-22:00 в рамках специального проекта «Библиосумерки». Ключевое направление акции — популяризации детской книги, поиск новых форм её продвижения. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства. Для участия в акции необходимо пригласить в партнёры книжные магазины, музеи, картинные галереи и другие учреждения культуры, а коммерческие организации — в спонсоры. 

Библиотечные сумерки. Саратовская Областная библиотека для детей и юношества придумала новую форму работы. В декабре, в самый короткий зимний день для подростков проведено литературное путешествие по книгам Стивенсона, Сабатини, Сальгари, Верна. Мероприятие проходило после закрытия библиотеки в тёмном читальном зале, который освещался лишь уличными фонарями из окон и подсветкой аквариума. Ролевая словесная игра продолжалась с 19 до 21 часа.

Буккроссинг (от англ. — «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Принцип «прочитал отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга — принести прочитанную книгу в Библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.

Либмоб. В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку.  Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки. 

«Подвешенная книга». Суть акции — популяризация чтения. Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями, ВАУ!).
Длительность акции 3 месяца. По результатам акции можно составить именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создать рейтинг самых-самых книг вашей библиотеки!

В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели.

Ведется список книг участниц акции. На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга». Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также очередь из желающих на ее прочтение.

Предполагаемые результаты:
1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
2. Создание читательских рентингов лучших книг. (В. Иванов рекомендует…)
3. Создание рейтингов лучших читателей.
4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.

Флэшмоб (от англ. flash mob — «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия и так же быстро расходятся.

Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте района, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Массовые мероприятия.

 Бенефис читателя. В  переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей. Включает в себя знакомство с биографией читателя, его книжными пристрастиями, с выставкой книг из домашней библиотеки и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями. Сопровождает бенефис книжная выставка «Мои любимые книги».

Библиокафе (или книжное кафе) — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.

Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети могут получать библиофишки за участие в книжном марафоне.

Библиоперфоманс (от англ. performance – «представление, спектакль») — это форма современного искусства, где произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Он объединяет возможности изобразительного искусства и театра. Например, в библиотеку для проведения мероприятия приглашаются ребята из школы-студии Дома детского творчества. Они одеты в костюмы сказочных героев: Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера, Золушки, Белоснежки и Пьеро. И сказка оживает вместе с ожившими литературными героями, создав тем самым библиотечный перфоманс.
Маленькие читатели по описанию угадывают каждого героя, отвечая на вопросы викторины по этим литературным произведениям.

Еще пример: библиоперфоманс «Англия: туда и обратно». Мероприятие посвящено году Британской культуры в России. В ходе акции разыгрываются призы (настольные игры). В рамках мероприятия предусмотрены квесты по мотивам произведений Конан Дойла. Литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературная мафия по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Актер кукольного театра читает стихи и рассказы английских юмористов, проводится интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также выступление волынщика, брейк-данс. Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и многое другое. 

Библиотечный бульвар — мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Библиофреш — (от англ. fresh — «свежий») — библиографический обзор новинок.

Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Дискуссионные качели. В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». Это могут быть две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего. «Оптимисты» и «пессимисты».

Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что…» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что…» — отвечает другая сторона.

Гурман-вечер любителей… жанра — вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.

Звездопад поэтический — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.

02Квест (от англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!

Пример библиотечного квеста см.: Пантюхова Т.В. //Здоровая нация-это мы: метод.эстафета проектов и программ. – М., 2014. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 152). – С.54-55.

4-х уровневый игровой квест в пространстве выставки «Ступени роста — XXI век».

Кот Базилио с лисой АлисойКнижное дефиле — торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле  обложек книг.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Книжный дресс-код — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

Комильфо-вечер — (вечер хороших манер) — вечер, посвящённый этикету.

Литературная печа-куча. Печа-куча (яп. ペチャクチャ, болтовня) — это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности на неформальных конференциях.

Литературная печа-куча проходит в традиционном формате: участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария — всего 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.

Литературный суд. Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

Поэтический батл — битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.

Ток-шоу — на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Феерия — представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

Флешбук — презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

Наглядные и информационные формы

DSCN1388Библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.

Например. «Алкоголь: иллюзия свободы».  На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.

Буктрейлер — это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Очень похож на трейлер к кинофильму. Выполняя свою основную задачу — представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение — в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.

Криптограмма — зашифрованное сообщение для читателей. Это может быть имя писателя, название произведения.

Филворд для детейФилворд, или Венгерский кроссворд, представляет собой прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении (исключая диагональное). Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего, отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. Часто, для еще большего упрощения задачи, количество букв в слове-ответе сообщается в скобках после определения.

Филворд для детей 8-10 лет на школьную тему, т.е. все слова из школьной жизни.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.

Источник информации.

Библиотека им. Горького – Наш методпортфель: Формы библиотечных мероприятий: Электронный  ресурс. – Режим доступа:  http://www.gorlib.ru/

Играем-квест в библиотеке. – Методическая консультация:  Электронный ресурс. – Режим доступа: http://bibliom.ru/wp-content/uploads/Играем-квест-в-библиотеке.-Методическая-консультация.doc

Инновации: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://страна-читалия.рф/?f_n=46

Составитель: гл. библиотекарь ЦРДБ им. Кошевого — Барчева Т. Ф. 2015 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературный круиз литературный чемоданчик сценарий
  • Литературный квартирник сценарий
  • Литературный капустник сценарий
  • Литературный каламбур планета сказок сценарий
  • Литературный детектив сценарий