Литературный праздник сценарий начальная школа

Праздник для учащихся начальных классов. Сценарий «Здравствуй, книга!»Цели: познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе.Оборудование:магнитофон, костюмы сказочных персонажей. Книги: учебники, книжка-малютка, художественные книги; выст

Праздник книги в начальной школе. Сценарий

Праздник для учащихся начальных классов. Сценарий «Здравствуй, книга!»

Цели: познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе.

Оборудование: магнитофон, костюмы сказочных персонажей. Книги: учебники, книжка-малютка, художественные книги; выставка книг.

Ход праздника

Учитель. Дорогие ребята, мы собрались с вами здесь для проведения праздника, посвященного .., а впрочем, догадайтесь сами. Об этом вы узнаете, правильно отгадав загадку. Будьте внимательны:

1. Хоть я не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговариваю с вами

Всем понятным языком. (Книга.)

2. Не в лесу, не в саду,

Корешки на виду,

Веток нет — одни листы.

Что за странные кусты? (Книги.)

3. Сама мала, а ума придала. (Книга.)

Вы правильно отгадали. Значит, наш праздник посвящается нашим друзьям — книгам.

Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц —

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Ей злая вьюга не страшна,

И не страшна распутица.

С тобой беседует она.

Как умная попутчица.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Степа.

Ну, а когда взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь, ведь книга — это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед вами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга — источник знаний, бодрости духа.

Сейчас мы вам кратко расскажем историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал он гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжел.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.

И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготовлять бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его помощники стали печатать первые книги.

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.

Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу че сможет. Чтобы сделать бумагу, трудились лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делали из древесины). Писатели, ученые, художники писали тексты, рисовали иллюстрации. Наборщики, печатники, переплетчики и еще многие другие люди создавали книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остается груд людей.

Книга прошла нелегкий и длинный путь, прежде чем попасть к мам. Нельзя обращаться с ней небрежно.

Если каждый из ребят

Порвет листы, обложку,

Во что же книгу превратят

Ребята понемножку?

Чтоб книги были у детей

В библиотеке, в школе,

Трудилось множество людей

На фабрике и в поле.

Трудились твой отец и мать.

Тебе бы надо уважать

Труды их и заботы —

Беречь и книгу, и тетрадь,

Не мять, не пачкать, не трепать

Страницы, переплёты.

Нам книги — лучшие друзья,

Они дают нам счастье.

А эта книга — и моя,

Да и твоя отчасти!

Запомните правила обращения с книгой:

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась — подклей ее.

Но, к сожалению, не все ребята нашего класса соблюдают эти правила…

Послушайте обращение книги к вам, ребята:

— Я книга, я — товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Не бережешь меня, друг, ты.

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

Надеюсь, вы будете выполнять просьбу книги.

А сейчас вторая часть праздника, на которой мы узнаем лучших знатоков книг.

I конкурс «Загадка».

Задание. Угадать героев сказок, назвать произведение и автора.

1. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор…   (Айболит, К. Чуковский.)

2. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился…   (Колобок, р. н. с.)

3. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется…     (Чипполино, Д. Родари.)

4. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки —

Кто герои этой сказки?    (Три медведя, р. н. с.)

5. Человечек деревянный,

На воде и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?… (Буратино, А. Толстой.)

Участникам, правильно давшим ответы, вручаются медальки с изображением героев сказок.

II конкурс «Театральный».

Задание: угадать писателя и произведение. Приз — медальки «Солнышко».

1. Мальчик на коленях перед скамьей, на которой лежит лист бумаги, стоит чернильница, свеча. Пишет «вслух»: «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

(А Чехов, «Ванька».)

2. Один мальчик стоит с учебником арифметики, другой играет за столом сам с собой в шахматы.

— Вот хорошо, что ты пришел! Сейчас мы с тобой сыграем в шахматы.

— Да я не затем пришел. Вот помоги мне лучше арифметику сделать.

— Ага, хорошо, сейчас, только знаешь что! Арифметику мы успеем сделать…

(Н. Носов, «Витя Малеев в школе и дома».)

3. Мужчина подходит к мальчику лет семи или восьми, который стоит у будки или сторожки. Мальчик плачет.

— Эй, что с тобой, мальчик? (Мальчик перестает плакать.)

— Ничего.

— Как ничего? Тебя кто обидел?

— Никто.

— Так чего же ты плачешь? (Мальчик всхлипывает.)

— Давай, пошли. Смотри, уже поздно, уже сад закрывается. (Протягивает руку, чтобы взять мальчика за руку. Мальчик отдергивает руку.)

— Не могу.

— Что не можешь?

— Идти не могу.

— Как? Почему? Что с тобой?

(Л. Пантелеев, « Честное слово».)

III конкурс «Музыкальный».

Задание. Узнать героев песни, назвать произведение, автора.

Звучат песни в исполнении ребят:

1. «Если долго по дорожке…». (Красная шапочка, Ш. Перро.)

2. «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…». (Чебурашка, Э. Успенский.)

Подведение итогов. Награждение.

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга — самый лучший друг!

Книга — друг твой и товарищ,

Мы берем ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

* * *

Мы идем в библиотеку,

Чтоб побольше почитать.

Настоящим человеком

Помогает книга стать!

Новых книг живые строки

Открывают путь далекий.

Жить без книг мы не могли бы.

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем — наш пламенный привет!

Обзор книг «У книжной выставки».

Можно пригласить библиотекаря. Все стихи можно раздать детям. Ведущими можно взять старшеклассников.

Я всех людей, что трудятся над книгой.

Люблю, и уважаю, и ценю.

А книги — у меня уже их много –

На книжной полке бережно храню.

Покамест книгой сделается книга,

Огромный путь она пройти должна,

И сколько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она.

Пока бумагу сделают, ребята,

Положится большой, тяжелый груд.

Писатель на бумаге пишет книгу,

Потом ее в редакцию несут.

За книгой этой — сколько дней рабочих.

Ночей бессонных, помыслов живых…

Писателям я очень благодарен.

За труд упорный уважаю их.

Вот рукопись готова. И редактор

Прочтет ее. Потом отдаст в печать.

За каждое словечко в этой книге

Перед народом надо отвечать!

Проворная печатная машина

И день и ночь печатает листы…

Но ведь листы — они еще не книга.

Ее такой читать не станешь ты!

Ее подклеить нужно и обрезать,

В хороший переплет переплести,

Упаковать, на поезде отправить

И в уголок любой страны огромной развести.

И станет жить в народе эта книга.

Беседуя с читателем своим,

Источник радости, источник жизни, знанья,

Люби ее! Читать давай другим!

                                             

                          к Международному дню            

        детской книги

                                       

                                                     

                                                                     Писмарева Н.В.,

                                           учитель высшей категории

Литературный праздник, посвящённый Международному дню детской книги – 2 апреля.

Цель:

 обогащение духовного мира ребёнка посредством введения его в круг истинной литературы;  

Задачи:                                                                                                                                               1. воспитывать читательскую  культуру детей, любовь к чтению, бережное  отношение к книгам;

2. развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный интерес;

3. развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;

4. формировать навыки общения учащихся.

Оборудование:

-выставка детских книг, детских рисунков и творческих работ по прочитанному;

— костюмы королевы страны Литературии, героев: Мэри Поппинс, почтальона Печкина, Мюнхаузена,  Старика Хоттабыча,  Алисы, Шамаханской царицы,  Пеппи Длинныйчулок,

Шапокляк, Колобка, Мухи-Цокотухи.

— фонограмма песен «Улыбка», «Я на солнышке лежу», музыка для танца «Полонез»;

— наглядный материал для проведения турнира;

— призы, награды участникам турнира.

Герои: королева страны Литературия, дети в роли книг-жителей этой страны, Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина, Федя Нехочухин, дети в роли  литературных героев.

Жюри для литературного турнира.

                                         Проведение праздника.

1. Слово ведущему.

Дорогие ребята, есть в нашем календаре две замечательные даты: 3 марта — Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.

Я приглашаю вас на праздник, посвящённый этим замечательным датам.

Книги.… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…

Добро пожаловать в замечательную страну Литературию!

2. Театрализованное представление  

(на сцене ученики в роли книг-жителей страны Литературии)

Ученик 1

С незапамятных времён существует Книг страна.

Хором

Литературия зовётся она!

(Под танец полонез выходит королева Литература.)

Королева Литература

В названии моей страны латинский слышим язык.

« Litera» — значит буква,

Запомни, ученик!

Ученик 2

Из букв сложили мы слова

Из слов собрали  строчки.

И получилась Книг страна

Для маленьких и взрослых.

Ученик 3

Рассказы, сказки, басни и стихи,

Былины, повести и мифы,

И много разных книг других  

Читателям открыты.

Королева

Дорогие друзья, Книги! Нужна ваша помощь! Посмотрите, что происходит в Стране невыученных уроков!

Сценка. 

Встретились Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина и Федя Нехочухин.

Петя:                                                             Федя:

Я – лентяй! Учиться лень!                        Я бы тоже вместо чтения

Отдыхаю целый день!                                Мяч гонял до посинения!

Не хочу я буквы знать!

Книжки не хочу читать!

Поют песню ( песня Львёнка и Черепахи)

1Мы на чтении сидим,                                  2. Нам бы комикс почитать,

 Долго в книжку мы глядим.                           Поиграть, порисовать.

 Всё сидим и глядим,                                          Ну а мы всё сидим,

 Очень мы гулять хотим!                                  И в учебник всё глядим.

3.Вместо книг бы всех давно

   Сняли лучше бы кино…

   Я б отличником был.

   Все б по телику учил.

Королева

Ребята, Литературия – волшебная страна. Кто в неё попадёт, сразу подружится с книгой. Приглашаю вас, Петя, Галя и Федя в гости к книгам. (Берёт их за руки и ведёт в круг к ученикам в роли книг)    (Книги начинают убеждать Петю, Галю и Федю)

Ученик 4

Вы представьте лишь на миг, как бы жили вы без книг.

Если б всё исчезло разом, что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок, до весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ,

Протянул за книгой руку, а её на полке нет!

Ученик 1

Нет, нельзя себе представить, чтоб такой момент возник,                                                         И тебя могли оставить все герои детских книг!

Королева

 Сейчас начнётся здесь парад!

На сцену выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад-

Литературные герои…

Парад литературных героев. ( Дети в костюмах рассказывают о себе, а зрители угадывают имя литературного героя)

-Я – отважный путешественник. Побывал на Луне, летал на ядре, вытащил себя из болота за волосы. ( Мюнхаузен.)  

-Я живу на вилле «Курица». Мои друзья – Томми и Аника. ( Пеппи Длинныйчулок)  

-Долго просидел я в кувшине, пока Волька не спас меня.   (Старик Хоттабыч)   

-Я побывала в Стране Чудес. (Алиса) 

-Я работаю почтальоном в деревне Простоквашино. (Почтальн  Печкин)

-Я – самая лучшая няня на свете. Кто я, дети? (Мэри Поппинс)

—  Меня полюбил царь Додон. (Шамаханская царица)

— Я — старушка хоть куда: и умна и молода.

Со мной моя крыска по имени Лариска. (Старуха Шапокляк)

На сметане я мешён, на окошке я стужён.  (Колобок)

— Я по полю пошла и денежку нашла.

Пошла я на базар и купила самовар. (Муха-Цокотуха)

А теперь игра  со зрителями «Назовите  имя литературного героя»

Все жители Литературии по очереди называют героя, а зрители хором дополняют его имя.

доктор…(Айболит)                    папа …( Карло)                    царь. ..(Салтан)

Оле…(Лукойе)                           крокодил…(Гена)                 крошечка…(Хаврошечка)

Илья…(Муромец)                      Том …(Сойер)                       Урфин…( Джюс)

почтальон…(Печкин)               Мери…(Поппинс)                 Гарри…(Поттер)

Петя, Галя и Федя:

                                Мы поняли, кто много читает, тот много знает.

                                Чтение-вот лучшее учение!

Книга добрая, живая.

Чудеса она творит!

Обо всём на свете знает!

И со мною говорит.

Королева.    Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

                       Полезнее книг ничего нет на свете.

                       Пусть книги друзьями заходят в дома!

                       Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Обращение жителей страны  Литературии к читателям:

Я – книга. Я – товарищ твой.

Будь, школьник, бережным со мной!

Мой чистый вид всегда приятен!

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Меня в обложку обверни!

Где взял меня, туда верни.

Не загибай мои листы.

А про закладку помнишь ты?

Запомни! Я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Песня- гимн страны Литературии.  ( На мотив песни «Улыбка») 

(Исполняют все участники.)

 Вместе с книгой хмурый день светлей.

Книги разные нам в жизни пригодятся.

Так возьми же книгу поскорей,

И читателем ты будешь называться.

                          И тогда, наверняка, в голове твоей всегда

                          Будут знания, и будешь ты стремиться

                          Горы книжек прочитать, самым умным в школе стать,

                          Ведь всему у книг ты сможешь научиться.

В этом мире станет всем теплей,

Если книги будут близкими друзьями.

Береги ты книгу и жалей.

Это верный друг, всегда он будет с нами!

3. Литературный турнир  «По страницам любимых книг».

( Проводит ведущий) Дети делятся на команды, придумывают названия команд.

1. Путаница.  Прочитайте и исправьте перепутанные названия книг.

«Снежная принцесса» («Снежная королева»)

«Илья-царевич и Серый волк»  («Иван-царевич и Серый волк»)

«Стойкий железный солдатик»  («Стойкий оловянный солдатик»)

«Сказка о потерянных часах»  («Сказка о потерянном времени»)

«Дядя Петя, пёс и кот» («Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Если команда дополнит и фамилию автора, то жюри добавляет баллы)

2. Из какой книги этот предмет? Кому он может принадлежать?

(Домашняя заготовка команд)

Каждая команда показывает какой либо предмет, другие команды угадывают, в какой книге он мог быть. (Например: зеркало,  золотой ключик, банка варенья, цветик-семицветик, телефон , самовар, мыло , градусник и т.п.)

3. Собери пословицу о книгах, чтении.

(Из рассыпанных слов дети составляют пословицу)

-твой, жизнь, всю, хорошая, друг, книга, на

— лучшее, чтение, учение, вот

— мост, в, книга, знаний, мир

— читает, кто, знает, тот, много, много

4. Литературная пантомима.

Командам предлагается изобразить литературного героя на свой выбор.

Баллы засчитываются в том случае, если остальные ребята смогут узнать, кто это.

5. Цветик-семицветик.

У команд набор цветных карточек. Дети должны показать карточку того цвета, который есть в названии произведения.

А.Куприн «….. пудель»   (белый)

Д.Мамин-Сибиряк «… шейка»  (серая)

Ш. Перро «… борода» (синяя); «… шапочка» (красная)

А. Погорельский «… курица, или подземные жители» (чёрная)

В. Бианки «… горлышко» (оранжевое)

Б. Заходер «… звёздочка» (серая)

Г.Горбовский «… слон» (розовый)

В.Осеева «… листья» (синие)

6. Юные поэты.

Командам предлагается 2 строки из стихотворения И. Токмаковой. Дети должны придумать продолжение.

Бежал ручей по камешкам

Бежал, бежал, бежал…

4. Подведение итогов турнира. Награждение детей.

    Самоанализ проведённого мероприятия.

Праздник проведён в 3 классе и посвящён двум важным календарным датам: 3 марта — Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.

1. Обоснование выбранной темы.

            Социологи рассматривают чтение как «чуткий, надёжный индикатор состояния общества». Только читающее общество является обществом мыслящим.

Всем очевидно, что компьютер и телевидение заменили многим детям общение с книгами. Всё чаще мы, учителя, сетуем, что растёт нечитающее поколение, а это ведёт к духовной бедности ребят, к снижению общей культуры, культуры речи. Это очень тревожный симптом. Именно поэтому, обращение к книгам я считаю важным средством воспитательной работы в начальной школе. Подобные формы работы формируют читательский кругозор детей, читательские пристрастия, читательскую культуру, привычку читать регулярно и с удовольствием.

2. Предварительная подготовительная работа.

         Детям заранее объявляется о проведении этого праздника. Им предлагается принести на выставку свою самую любимую книгу, нарисовать иллюстрацию к прочитанному.

Ребятам даются слова для заучивания роли в театрализованном представлении, задание подготовить соответствующий роли костюм. Также ребятам предлагается подумать над

домашней заготовкой для второго конкурса в литературном турнире. Идёт распределение ребят на группы для проведения турнира.                                                                    

                 На этом этапе поощряется самостоятельность, активность, инициатива детей.

Также мы обращаемся за помощью к родителям в подготовке костюмов и записи фонограмм.

3  Цель воспитательного мероприятия:

 обогащение духовного мира ребёнка посредством введения его в круг истинной литературы;  

Задачи:                                                                                                                                               1. воспитывать читательскую  культуру детей, любовь к чтению, бережное  отношение к книгам;

2. развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный интерес;

3. развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;

4. формировать навыки общения учащихся.

            Праздник является частью систематической работы по воспитанию детей с помощью книг. Содержание праздника соответствует возрастным особенностям ребят.

4. Самооценка.

         Праздник стал коллективным творческим делом 3 четверти. Я стремилась к организации делового творческого сотрудничества детей. Ребята оправдали мои ожидания. Они ответственно отнеслись к подготовке и проведению праздника. Увлечённо, с интересом  репетировали, примеряли костюмы, предлагали новые идеи в сценарий. Большую помощь в подготовке оказали родители.

Поставленные задачи были выполнены. Отзывы учеников и родителей показали, что праздник им понравился. Важную роль сыграла также выставка книг и творческих работ детей. Выставка и праздник помогли  привлечь к книгам детей, не интересующихся чтением, не имеющих книг дома.

Мы с ребятами решили устраивать выставки регулярно, а также вместе пополнять нашу классную библиотеку.

         Конечно, одним праздником все воспитательные проблемы  не решить, поэтому систематическая работа по решению поставленных задач  мною будет продолжаться.

Цель: Прививать любовь учеников к чтению книг.

Задачи:

  1. воспитывать у учащихся интерес к книгам, бережное отношение к художественной литературе; чувство коллективизма.
  2. развивать память, внимание, речь, мышление, воображение, смекалку.
  3. расширять читательский кругозор детей.

Оборудование: кроссворд, таблички с частями пословиц о книгах, выставка детских книг, панно с изображением сказочных героев.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы рады видеть вас на нашем «Празднике книги». Русская народная пословица гласит: «Книжное царство – мудрое государство». И действительно, книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей. Книги помогут понять окружающую среду, жизнь, поэтому их нужно читать вдумчиво, бережно, внимательно. И сегодня мы посмотрим, какие вы читатели.

Первое наше задание – «Важное слово». Разгадав кроссворд, мы прочитаем с вами очень важное слово.

  1. 33 богатыря
    К нам пришли сюда не зря.
    Изучая их секреты,
    Ты на всё найдешь ответы,
    Но скажите нам пока,
    Как зовут их? ( Азбука)

  2. Должен он пораньше встать,
    Чтоб за партой не зевать,
    Чтоб проверить, все ль, а порядке?
    В ранце ль книжки и тетрадки?
    А вопрос возник такой:
    Кто он? (Ученик)

  3. Когда приходим мы в свой класс,
    Она встречает первой нас.
    Она добра, хоть и бывает строгой,
    В мир знаний открывает нам дорогу.
    Кто это – назовите. (Учитель)

  4. Путешествуя по странам,
    По морям и океанам,
    И по суше, и средь вод –
    Мне не нужен пароход,
    Поезд, самолет, автобус,
    Потому что есть, друзья,
    Шар волшебный у меня.
    Называется он? (Глобус)

  5. У каждой девчонки и у мальчишки
    Есть эта книжка, заветная книжка,
    Читают и ныне, читали и встарь
    Чудесную книгу с названьем (Букварь)

Вот, ребята, мы разгадали кроссворд, и теперь мы можем наше важное слово прочитать по вертикали. Это слово (все)Книга.

А теперь конкурсы, посвященные книге. Проводить их будут сказочные герои.

Старик Хоттабыч: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Из какой я сказки? (Старик Хоттабыч)

Молодцы! Моё задание будет таким: я читаю отрывки из книг, вы называете произведение и автора.

  1. Как ты смеешь, мужик, спорить со мной,
    Со мной, дворянкой столбовой?
    Ступай к морю, говорят тебе честью.
    Не пойдешь – поведут поневоле.
    (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  2. Вдруг из маминой из спальни
    Кривоногий и хромой
    Выбегает умывальник
    И качает головой.
    (К. Чуковский. «Мойдодыр»)

  3. Пообедал я сперва
    За решеткою у льва,
    Подкрепился у лисицы,
    У моржа попил водицы.
    (С. Маршак. «Где обедал воробей»)

  4. Белка песенки поет,
    Да орешки все грызет,
    А орешки не простые –
    Все скорлупки золотые.
    (А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)

  5. Оглядев с тревогой тир,
    Говорит в ответ кассир:
    – Вам придется на колени,
    Дорогой товарищ, встать –
    Вы же можете мишени
    Без ружья рукой достать.
    (С. Михалков. «Дядя Степа») 

Молодцы, ребята! На все мои вопросы ответили. (Старик Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, колдует и уходит).

Ведущий: Ой, ребята, а чья это песня слышна? (Под фонограмму песни выходит, танцуя, Красная Шапочка.)

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Вставайте в круг, давайте вместе со мной поиграем. (Красная Шапочка проводит игру «Передай корзинку». Под музыку дети передают друг другу корзинку Красной Шапочки. Когда музыка замолкает, тот, у кого в руках оказалась корзинка, выходит в центр круга и танцует под аплодисменты.)

Молодцы, ребята! А теперь давайте посмотрим на нашу книжную выставку. Все представленные на ней книжки можно взять в нашей библиотеке. А вот и сама хозяйка библиотеки. Поприветствуйте её. (Дети рассаживаются по своим местам и слушают небольшое выступление библиотекаря о книгах).

Когда библиотекарь уходит, в зал вбегают Буратино, Незнайка и Рассеянный с улицы Бассейной.

Буратино: Добрый день, дорогие ребята. Вы нас узнали? У нас к вам самое сложное задание. Соберите разрезанные пословицы, и вы узнаете много интересного о книгах. (Буратино, Незнайка и Рассеянный с улицы Бассейной раздают детям карточки, помогают собрать пословицы и прикрепить их к панно).

  1. Мудрый не тот, кто много знает, а тот, кто знает, что нужно.
  2. Книга – это дорога от сердца к сердцу.
  3. Кто учится без книг, тот решетом воду черпает.
  4. Книга – путь к знанию для человека.
  5. Знания – лучше богатства.

Незнайка: Молодцы, ребята! Давайте вместе с нами ещё раз прочитаем эти пословицы.

Буратино: Да, без книг нигде не проживёшь.

Рассеянный с улицы Бассейной: Ребята, любите книги, читайте их, дружите с ними!

(Буратино, Незнайка, Рассеянный с улицы Бассейной уходят).

В зал входят Доктор Айболит, Снежная Королева, Шапокляк, почтальон Печкин, царь Салтан, разбойники.

Ведущий: Ребята, кто может назвать наших героев, из каких сказок они к нам пришли? (дети по очереди отвечают). А ведь эти герои здесь не случайно. Сейчас каждый класс покажет, как подготовился к нашему празднику, какие книги прочитал. Наши герои будут жюри. (Дети показывают небольшие инсценировки из сказки, читают стихи).

Почтальон Печкин: Молодцы, ребята. Мне по почте из страны «Книга» пришло много посылок. Я обязан доставить их по адресу. (Доктор Айболит, Снежная Королева, Шапокляк, почтальон Печкин, Царь Салтан, прощаются и уходят).

Ведущий: Вот и окончился наш праздник. Ребята, вам понравилось? Книга – наш самый лучший друг. Любите книги, берегите их, не забывайте о них. А в классах на уроках изобразительного искусства нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации к тем книгам, которые вы читаете. А наши герои оценят ваше творчество.

Возможные варианты конкурсов.  

1. Викторина «Кто в кого превращался»

  1. Князь Гвидон. (комар, муха, шмель).
  2. Великан-людоед из сказки Ш. Перро. (Во льва, мышь)
  3. Одиннадцать братьев-принцев. (В диких лебедей)
  4. Коротышка Листик из книги Н. Носов. (В ослика)
  5. Гадкий утенок. (В лебедя)

2. Хорошая игра «От мухи до слона».

Нужно назвать недостающие имена животных (самых известных литературных героев).

  1. Муха… (цокотуха)
  2. Пчела… (Майя)
  3. Курочка… (Ряба)
  4. Попугай… (Карудо)
  5. Уточка… (Серая Шейка)
  6. Гусь… (Мартин)
  7. Крыса… ( Шушера)
  8. Черепаха… (Тортилла)
  9. Братец… (Кролик)
  10. Оленёнок… (Бемби)
  11. Лиса… (Алиса)
  12. Кот… (Базилио)
  13. Пудель… (Артемон)
  14. Медведь… (Балу)
  15. Крокодил… (Гена) и т.п.

3. Игра «Определи лишнее»

  1. «Чип и Дейл», «Утиные истории», «Том и Джерри», «Ну, погоди».
  2. «Почтальон Печкин», «Матроскин», «дядя Фёдор», «Шарик».
  3. «Кот Баюн», «Ивашка», «Кощей Бессмертный», «Змей Горыныч».

4. Блиц-конкурс

  1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)
  2. Назовите трёх русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)
  3. Какое лекарство хотела дать Маьвина Буратино? (Касторку)
  4. Какое учёное звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
  5. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
  6. Кто говорил эти волшебные слова: «Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пинаку, трикапу, скорики, лорики»? (Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
  7. Кому из литературных героев принадлежал термометр? (Айболиту из сказки К.И. Чуковскому)

5. Игра «Знатоки книг»

Найти четырех героев одного произведения, назвать это произведение.

  1. Старушка, Снежная королева, золушка, Иван-Царевич, Лиса, Женя, Матрешка, Павлик, дядя Степа, Витя. (В. Катаев «Цветик-семицветик»)
  2. Колобок, Волк, Муха-цокотуха, Медведь, бабушка-пчела, девочка, Комар, Василиса, Кузнечик, стойкий оловянный солдатик. (Чуковский «Муха-цокотуха»)
  3. Осёл, Герда, Лиса, петух, Емеля, Ванечка, Собака, Чип и Дейл, Кот, дядя Степа, Машенька. («Бременские музыканты»)

Литература:

  1. Г.И. Василенко, Н.А. Касаткина и др. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе.» Издательство «Учитель», 2006.
  2. «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 1, 2 классов» Составители Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева, С.А. Шин. Серия «Школа радости». Издательство «Феникс», 2002.

Приложение.

Литературный праздник.
Цель:
 обогащение духовного мира ребёнка посредством введения его в круг 
истинной литературы;  
Задачи:                                                                                                                       
1. воспитывать читательскую  культуру детей, любовь к чтению, бережное  
отношение к книгам; 
2. развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный 
интерес;
3. развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;
4. формировать навыки общения учащихся.
Оборудование:
­выставка детских книг, детских рисунков и творческих работ по 
прочитанному;
­ костюмы королевы страны Литературии, 
­ фонограмма песен «Улыбка», «Я на солнышке лежу», музыка для танца 
«Полонез»;
­ наглядный материал для проведения турнира;
­ призы, награды участникам турнира.
Герои: королева страны Литературия, дети в роли книг­жителей этой страны, 
Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина, Федя Нехочухин, дети в роли  
литературных героев.
Жюри для литературного турнира.
                                         Проведение праздника.
Начало «Песня про сказку»
1. Слово ведущему
 
 .
Дорогие ребята, есть в нашем календаре две замечательные даты: 3 марта ­ 
Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.
Я приглашаю вас на праздник, посвящённый этим замечательным датам.
Книги.… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они 
рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и 
поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные 
истории, поведают чудесные тайны…
Добро пожаловать в замечательную страну Литературию!
2. Театрализованное представление  
(на сцене ученики в роли книг­жителей страны Литературии) Книга 1.(Жукова В.)
С незапамятных времён существует Книг страна.
Хором
Литературия зовётся она!
(Под танец полонез выходит королева Литература. (Павлова София)
Королева Литература
В названии моей страны латинский слышим язык.
« Litera» ­ значит буква, 
Запомни, ученик!
Книга .2
(Гаврилин Д.)
Из букв сложили мы слова
Из слов собрали  строчки.
Книга 3. (Чвалова Н.)
Рассказы, сказки, басни и стихи,
Былины, повести и мифы, 
И получилась Книг страна
Для маленьких и взрослых.
И много разных книг других  
Читателям открыты. Костя
 ):                                                             Федя(
 
 ):
Королева (Павлова С.)
Дорогие друзья, Книги! Нужна ваша помощь! Посмотрите, что происходит в 
Стране невыученных уроков!
Сценка. (Витя,Настя Л.,Костя)
Встретились Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина и Федя Нехочухин.
 (Витя
 
Петя 
 
Я – лентяй! Учиться лень!                        Я бы тоже вместо чтения
Отдыхаю целый день!                                Мяч гонял до посинения!
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Поют песню ( песня Львёнка и Черепахи)
1. Настя Л.
Мы на чтении сидим,                                  2.Костя Нам бы комикс почитать, 
 Долго в книжку мы глядим.                           Поиграть, порисовать. 
 Всё сидим и глядим,                                          Ну а мы всё сидим, 
 Очень мы гулять хотим!                                  И в учебник всё глядим.
3Витя.Вместо книг бы всех давно
   Сняли лучше бы кино…
   Я б отличником был.
   Все б по телику учил.
Королева(Соня)
Ребята, Литературия – волшебная страна. Кто в неё попадёт, сразу 
подружится с книгой. Приглашаю вас, Петя, Галя и Федя в гости к книгам. 
(Берёт их за руки и ведёт в круг к ученикам в роли книг)    (Книги начинают 
убеждать Петю, Галю и Федю)
Книга 4.(Дима)
Вы представьте лишь на миг, как бы жили вы без книг.
Если б всё исчезло разом, что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок, до весёлых повестей…
Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ, 
Протянул за книгой руку, а её на полке нет!
Книга1.(Вероника)
Нет, нельзя себе представить, чтоб такой момент возник,                                    
И тебя могли оставить все герои детских книг!
Королева(Соня)
 Сейчас  мы вспомним литературных героев. 
Презентация ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ.
Петя, Галя и Федя:
                               Витя. Мы поняли, кто много читает, тот много знает.
                                Чтение­вот лучшее учение!
Настя Л.Книга добрая, живая. Чудеса она творит!
Костя. Обо всём на свете знает!
И со мною говорит.
Королева. (Соня)
                       Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
                       Полезнее книг ничего нет на свете.
                       Пусть книги друзьями заходят в дома!
                       Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Обращение жителей страны  Литературии к читателям: Вика.Я – книга. Я – товарищ твой.
Будь, школьник, бережным со 
мной!
Дима.Меня в обложку обверни!
Где взял меня, туда верни.
Мой чистый вид всегда приятен!
Оберегай меня от пятен!
Настя ЧВ.Не загибай мои листы.
А про закладку помнишь ты?
Вероника.Привычку скверную 
оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Запомни! Я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук! Песня­ гимн страны Литературии.  ( На мотив песни «Улыбка») 
(Исполняют все участники.)
 Вместе с книгой хмурый день светлей.
Книги разные нам в жизни пригодятся.
Так возьми же книгу поскорей,
И читателем ты будешь называться.
                          И тогда, наверняка, в голове твоей всегда
                          Будут знания, и будешь ты стремиться
                          Горы книжек прочитать, самым умным в школе стать,
                          Ведь всему у книг ты сможешь научиться.
В этом мире станет всем теплей,
Если книги будут близкими друзьями.
Береги ты книгу и жалей.
Это верный друг, всегда он будет с нами!
Делимся на команды по 5 уч­ся от класса.
3. Литературный турнир  «По страницам любимых книг».
( Проводит ведущий) Дети делятся на команды, придумывают названия 
команд.
1. Путаница.  Прочитайте и исправьте перепутанные названия книг.
«Снежная принцесса» («Снежная королева»)
«Илья­царевич и Серый волк»  («Иван­царевич и Серый волк»)
«Стойкий железный солдатик»  («Стойкий оловянный солдатик»)
«Сказка о потерянных часах»  («Сказка о потерянном времени»)
«Дядя Петя, пёс и кот» («Дядя Фёдор, пёс и кот»)
Если команда дополнит и фамилию автора, то жюри добавляет баллы)
2.     Из какой книги этот предмет? Кому он может принадлежать?
(Домашняя заготовка команд)
Каждая команда показывает какой либо предмет, другие команды угадывают, 
в какой книге он мог быть. (Например: зеркало,  золотой ключик, банка 
варенья, цветик­семицветик, телефон , самовар, мыло , градусник и т.п.)
3. Собери пословицу о книгах, чтении.
(Из рассыпанных слов дети составляют пословицу)
­твой, жизнь, всю, хорошая, друг, книга, на
­ лучшее, чтение, учение, вот
­ мост, в, книга, знаний, мир
­ читает, кто, знает, тот, много, много
4. Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)
•  Жилище Бабы­Яги.
•  Кто из обитателей болот стал женой Ивана­царевича?
•  Аппарат, на котором Баба­Яга совершает полёт.
•  Что потеряла Золушка?
•  Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? •  Весёлый человечек­луковка.
•  Герой сказки, путешествующий на печи.
•  Кто смастерил Буратино?
•  Кем стал гадкий утёнок?
•  Почтальон из деревни Простоквашино.
•  Крокодил, друг Чебурашки.
•  Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.
•  Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка­сестричка и Серый Волк»?
•  В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?
•  Кого вылепили старик со старухой из снега?
5.  «Доскажи словечко»
Сказочные герои часто носят двойные имена. Я буду называть начало, а вы 
конец.
 Кощей­Бессмертный
 Елена­Прекрасная
 Иван­Царевич
 Василиса­Премудрая
 Спящая­Красавица
 Мальчик с Пальчик
 Крошечка­Хаврошечка
 Конек­Горбунок
 Кот в сапогах
­ Матроскин

­ Леопольд

 Домовенок Кузя
 Доктор Айболит
 Красная Шапочка
Пока жюри подводит итоги мы приглашаем на сцену 1 класс
­ номер
­стихи
Награждение
Приглашаем 2 класс
­номер
­стихи
­награждение
Приглашаем на сцену 3 класс
­номер ­стихи
­награждение
Приглашаем на сцену 4 класс
­номер
­стихи
­награждение
4. Подведение итогов турнира. Награждение команд.
Вручение грамот.
                       
    Самоанализ проведённого мероприятия.
Праздник проведён в 3 классе и посвящён двум важным календарным датам: 3
марта ­ Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской 
книги. 
1. Обоснование выбранной темы. Социологи рассматривают чтение как «чуткий, надёжный индикатор 
состояния общества». Только читающее общество является обществом 
мыслящим. 
Всем очевидно, что компьютер и телевидение заменили многим детям 
общение с книгами. Всё чаще мы, учителя, сетуем, что растёт нечитающее 
поколение, а это ведёт к духовной бедности ребят, к снижению общей 
культуры, культуры речи. Это очень тревожный симптом. Именно поэтому, 
обращение к книгам я считаю важным средством воспитательной работы в 
начальной школе. Подобные формы работы формируют читательский 
кругозор детей, читательские пристрастия, читательскую культуру, привычку 
читать регулярно и с удовольствием. 
2. Предварительная подготовительная работа.
         Детям заранее объявляется о проведении этого праздника. Им 
предлагается принести на выставку свою самую любимую книгу, нарисовать 
иллюстрацию к прочитанному.
Ребятам даются слова для заучивания роли в театрализованном 
представлении, задание подготовить соответствующий роли костюм. Также 
ребятам предлагается подумать над 
домашней заготовкой для второго конкурса в литературном турнире. Идёт 
распределение ребят на группы для проведения турнира.                                     
                 На этом этапе поощряется самостоятельность, активность, 
инициатива детей. 
Также мы обращаемся за помощью к родителям в подготовке костюмов и 
записи фонограмм.
3  Цель воспитательного мероприятия:
 обогащение духовного мира ребёнка посредством введения его в круг 
истинной литературы;  
Задачи:                                                                                                                        
1. воспитывать читательскую  культуру детей, любовь к чтению, бережное  
отношение к книгам; 
2. развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный 
интерес;
3. развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;
4. формировать навыки общения учащихся.
            Праздник является частью систематической работы по воспитанию 
детей с помощью книг. Содержание праздника соответствует возрастным 
особенностям ребят.
4. Самооценка.
         Праздник стал коллективным творческим делом 3 четверти. Я 
стремилась к организации делового творческого сотрудничества детей. 
Ребята оправдали мои ожидания. Они ответственно отнеслись к подготовке и 
проведению праздника. Увлечённо, с интересом  репетировали, примеряли 
костюмы, предлагали новые идеи в сценарий. Большую помощь в подготовке 
оказали родители. 
Поставленные задачи были выполнены. Отзывы учеников и родителей 
показали, что праздник им понравился. Важную роль сыграла также выставка книг и творческих работ детей. Выставка и праздник помогли  привлечь к 
книгам детей, не интересующихся чтением, не имеющих книг дома. 
Мы с ребятами решили устраивать выставки регулярно, а также вместе 
пополнять нашу классную библиотеку.
         Конечно, одним праздником все воспитательные проблемы  не решить, 
поэтому систематическая работа по решению поставленных задач  мною будет
продолжаться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературный праздник линдгрен
  • Литературный праздник книжкины именины
  • Литературный праздник день белых журавлей
  • Литературный праздник белые журавли сценарий
  • Литературный праздник белые журавли история