Литературный стендап сценарий

Пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу: где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного

standupЛюбите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.

«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.

1

Собирайте идеи

Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.

Где еще брать темы для шуток

  • Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
  • Шутите над  собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
  • Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
  • Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.

2

Пишите шутки

Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.

Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».

Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.

Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.

3

Создайте монолог

Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.

Вот как может выглядеть схема такого выступления:

  1. Сложности с общественным транспортом;
  2. Работа и тупой босс;
  3. Вечер пятницы;
  4. Ночь пятницы.

Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.

4

Репетиция

Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.

Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?

Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.

Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.

5

Выступление

Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать смешно, а быть спокойным и уверенным в себе скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.

Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.

Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.

Полезная литература по теме

  • Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
  • Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
  • Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
  • The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.

В поисках своего читателя библиотекам все чаще приходится адаптировать технологии шоу-бизнеса под мероприятия по популяризации чтения и книги.

Так уже две библиотеки примерили на себя опыт проведения литературных стендапов.

Как перспективную форму проведения библиотечных мероприятий литературный стендап рекомендовал Алексей Яковлев, сотрудник пресс-центра Московской Губернской универсальной библиотеки в статье «Чем заманить подростков в библиотеку. Способы новые и не очень», опубликованной в первом номере 2020 года журнала «Справочник руководителя учреждения культуры».

Логотип группы ВКонтакте проекта Код Бродского

Фото взято с официальной странички группы в соцсети «Вконтакте».

Вдохновиться можно проектом шоу книжных стендапов «Кот Бродского», с 2016 года реализуемым проект-менеджером Ольгой Аристовой. Начавшийся в молодежной библиотеке «Бук» Владивостокской централизованной библиотечной системы, сейчас проект «дошел» до Москвы и вышел на подмостки одного из клубов.

Фото с мероприятия Говорящий Дронт

Фото взято с официального сайта Мурманской детско-юношеской библиотеки им. В.П. Махаевой.

Именно «Кот Бродского» подвигнул специалистов Мурманской детско-юношеской библиотеки им. В.П. Махаевой («Махаевки») провести в рамках акции «Библиосумерки-2019» первый литературный стендап «Говорящий Дронт» для читателей в возрасте 14-17 лет.

Несмотря на долгую «раскачку» потенциальных стендаперов в итоге в назначенную дату на сцену вышли 20 человек. Каждому участнику был предоставлен куратор. В выступлении ребятам необходимо было совместить юмор, анализ книги, свое к ней отношение, но при этом воздержаться от пересказа сюжета произведения. Финалистам же предстояло выступить со стендапом по книге, которая была задана им для прочтения за 3 недели до финала.

Запись прямой трансляции можно посмотреть на портале «Культура.рф»

Фото с мероприятия Дронт в бункере

Фото взято с официального сайта Мурманской детско-юношеской библиотеки им. В.П. Махаевой.

В том же году прошел второй стендап «Дронт в бункере», в котором уже приняли участие 26 человек.

Главный библиограф отдела информационной и справочно-библиографической работы «Махаевки» Елена Гизун подробно описала данный опыт в статьях «Литературные стендапы в Махаевке» и «20 шагов к литературному стендапу в библиотеке», опубликованных в пятом номере журнала «Молодые в библиотечном деле» за 2020 год. В статьях и на сайте библиотеки можно найти положения обоих стендапов.

Перечисленные журналы есть в фонде научно-методического отдела Владимирской областной научной библиотеки.

Презентация на тему: » Что такое ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТЕНДАП
О. Ю. Сураева, руководитель ПТЛ школьных библиотекарей Екатеринбурга, заведующая БИЦ МАОУ гимназия февраля 2021 г.» — Транскрипт:



1


О. Ю. Сураева, руководитель ПТЛ школьных библиотекарей Екатеринбурга, заведующая БИЦ МАОУ гимназия февраля 2021 г


2


Стендап – авторские юмористические зарисовки, шутки, истории от первого лица перед публикой. Отражают авторскую позицию, личное отношение к ситуации


3


Предполагает размышление, импровизацию именно на литературную тематику Например, вы можете рассказать о произведении, как оно вписывается в современность, рассказать немного об авторе или литературных героях


4


1. Проанализировать произведение 2. Составить сценарий 3. Выстроить сюжет 4. Рассказать на камеру (желательно с одного дубля) Можно создавать семейные стендапы, где мама и папа сценаристы, а ребенок рассказчик


5


Должен быть сюжет (начало, середина и конец) Одно произведение или несколько, но связанных по смыслу Не должно быть пропаганды и популяризации вредных привычек Нельзя оскорблять писателей и зло шутить над персонажами Только своя точка зрения, стараемся передать свои чувства и эмоции на камеру Ни в коем случае нельзя зачитывать произведения


6


Кот Бродского: первое в России книжное stand-up шоу Нина Дашевская «День числа Пи» | Дарья Кравченко Мари-Од Мюрай «Oh, boy!» | Богдан Бобылев Катерина Киери «Никто не спит» | Стендап: Аля Майдан Давид Гроссман «С кем бы побегать» | Стендап: Наталья Осина Давид Гроссман «С кем бы побегать» | Стендап: Наталья Осина Астрид Линдгрен, Сара Швардт «Ваши письма я храню под матрасом» | Пётр Степанов Астрид Линдгрен, Сара Швардт «Ваши письма я храню под матрасом» | Пётр Степанов Роланд Смит «ПИК» | Даша Митряшова


Дворец творчества детей и молодежи  им. Добробабиной А.П.    

 города  Белово

             Методическая  разработка открытого занятия

                  « Стендап » в детской телестудии «Кадр»

                                                      Составитель : педагог д/о Мочалов Г.В.

                                        г. Белово 2016

 Дидактическое обоснование занятия

Цель:

Формирование специальных навыков, необходимых для самостоятельного творчества учащихся в процессе создания видеосюжета.

Задачи.

Образовательные:

—        Сформировать систему базовых знаний работы в кадре в процессе создания сюжета (секреты успешной работы в кадре, создание стендапа, его виды и основные требования).

—        Закрепить полученные навыки на практике в процессе создания фрагмента телевизионного сюжета – стендапа.

—        Освоить видеотехнику и прочие инструменты, необходимые в работе тележурналиста.

Развивающие:

— Развить самостоятельность мышления, познавательный интерес, творческий потенциал учащихся  при создании фрагмента телевизионного сюжета – стендапа;

Воспитательные:

—     Способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки в ходе совместной творческой работы.

—   Поощрять стремление высказывать свои мысли, проявлять творческий потенциал в ходе совместной работы над созданием сюжета.

Тип: комбинированный  (  изучение нового материала, творческое занятие-практикум ).

Ключевые компетенции в ходе занятия:

— учебно-познавательные

— коммуникативные

— информационные

УУД, которые  формируются в ходе занятия:

Регулятивные:  

—  целеполагание,

—  контроль и оценка учащимися своих действий.

Познавательные: 

— уметь слушать и анализировать новый материал ,  

Личностные: 

— уметь позитивно оценивать свои  творческие возможности

МЕТОДЫ:

— По способам передачи и усвоения информации: словесный и практический.

— По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: 

фронтальная, групповая

Оборудование для педагога:

— Компьютер

— Мультимедийное оборудование

— Микрофон

— Видеокамера

— Штатив

— Проектор

— Экран

— Звуковые колонки

— Выход в интернет

Оборудование для учащихся :

—  Микрофон  

—  Видеокамера 

Материалы

— Зеленый и красные жетоны из картона

— Ручки , бумага

План занятия.

  1. Организационный этап – 2 минуты.
  2. Введение в тему :
  1. Разминка (дефиле под музыку, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика) – 5 минут.
  2. Повторение пройденного материала (кроссворд, классификация по жанрам тележурналистики) – 10 минут.
  1. Этап освоения нового учебного материала . (Рассказ – беседа 10 мин)
  1.   «Успешная работа в кадре» .
  2.  «Стендапы. Типы стендапов. »
  3.  «Практические советы , как нельзя делать Стендап»
  1.   Этап закрепления пройденного материала.  ( Практическая работа – 13 минут ).
  1. Написать  стендап  из 2 – 3 предложений  на заданные темы.
  2. Правила техники безопасности на занятиях тележурналистики  .
  3. Правила обращения с видеокамерой.

V . Заключительная часть  ( 5 минут ) .

  1. .  Подведение итогов пройденного материала..

2 .  Домашнее задание .

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Дидактические средства

I.

Организационный этап.

— Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие пройдёт немного в необычной форме, поработать нужно будет  вместе оперативно и в то же время плодотворно.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Стендап». Это первое занятие на данную тему. И его цель – научить вас самостоятельно работать над созданием фрагмента телевизионного сюжета – стендапом. Вы уже не раз слышали это слово .  Кстати, а что такое стендап?

— Все правильно — «Стендап» , буквально стойка, и это репортер, корреспондент в кадре.

Учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются  по своим местам

Возможные варианты ответов учащихся :

—  Это репортер в кадре

На экране 1 слайд презентации «  Стендап»

II.

      Введение в тему:

1. Разминка . (дефиле под музыку,  артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика , работа с микрофоном )

— Начнем мы с вами с разминки, а точнее с дефиле. но проводить её сегодня буду не я. У каждого из вас на столах лежат жетоны, у кого они зелёного цвета, те ребята и проведут разминку. Нужно пройтись, всячески демонстрируя себя. Пройтись и назвать одно прилагательное, начинающееся на первую букву вашего имени. Это прилагательное нужно выделить выразительно голосом и пластикой тела. Например , Марина : мокрая, или металлический или могучий

Артикуляционная гимнастика .Разминка речевого аппарата:

—        Встаём друг напротив друга и, не смеясь, делаем следующие упражнения. «Губки бантиком, губки улыбкой», «Толстый — тонкий» (вдуваем и надуваем щёки), «Пика» (язычком стучимся в щёки), «Кораблик» (язычком обводим зубы пять раз в одну сторону, пять в другую).

— Скороговорки: «На мели мы лениво налима ловили, для меня вы ловили леня, о любви не меня ли вы мило молили. «И в туманы лиманы манили меня»; «Рад кавалер Гард, что едет на парад. Там кавалер Гарды в какардах» и другие.

— Произносим чётко звук «Р». Ру-ру-ру. Все вместе, а потом каждый по отдельности.

Дыхательная гимнастика.

Дышим диафрагмой 5 раз. Потом выдыхаем в 5 заходов звук «Ш», «С», «Ц», «Ч», потом в 3 захода. Так, чтобы напряглись все мышцы пресса.

Работа с микрофоном:

1.Микрофон держим в руке свободно и не отдаляем ото рта.

2.Смотрим в камеру, а не в пол и улыбаемся.

3.Слова произносим громко, чётко, выразительно.

4.Осанка ровная, работает диафрагмальное дыхание.

5.Расположение ног в позиции «Y».

6.        Нужно сказать фразу: «Добрый день,  мы рады приветствовать вас в детской телестудии «Кадр».  Начали по- одному. Запись идет. Потом будем вместе просматривать , а запись я каждому скину на флэшку.

Встают те учащиеся у кого зеленые жетоны и приглашают остальных на разминку. Другие учащиеся поочередно встают называют выразительным голосом прилагательное  и , одновременно показывают  «театрально»,  помощью пластики и жестов.

Учащиеся парами встают друг напротив друга и делают упражнения.

Учащиеся проговаривают все скороговорки.

Учащиеся продолжают стоять и дышать легкими .

Учащиеся поочередно берут микрофон , встают перед камерой и говорят фразу  «Добрый день,  мы рады приветствовать вас в детской телестудии «Кадр».  

На экране 2 слайд презентации «Разминка»

Звучит фонограмма веселой мелодии .

На экране слайд  2 со скороговорками :

1. На мели мы лениво налима ловили , для меня вы ловили леня 2. О любви не меня ли вы мило молили .

3. Рад кавалер Гард, что едет на парад, там кавалергарды в какардах

4. И в туманы лиманы манили меня.  

5. Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

6. Вавилу ветрило промоклосквозило .

7. Водовоз вез воду из-под водопровода .

8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

9. Вожжи из кожи в омут вхожи.

10. Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку

 Включается .видеозапись  

III

. 2. Повторение пройденного материала (Кроссворд, классификация по жанрам тележурналистики) – 10 минут

— А теперь давайте снова вернёмся к теме нашего занятия «Стендап» и повторим пройденный материал, который неразрывно связан с ней. И так, для того, чтобы создать сюжет, каждый из нас должен владеть терминологией, а также различать методы сбора информации и жанровые характеристики. Все слова вы знаете из предыдущих наших занятий.  

— Сейчас, работая в группах, вы будете решать кроссворды: (ДАТЬ ВЫБОР) один из них больше, но легче, второй – меньше, но сложнее. В результате посредине у вас должно получиться определённое слово. На выполнение задания у вас – 5 минут. А теперь группы обменяйтесь кроссвордами и проверьте ответы друг друга. Проверили? А теперь внимание на экран.

Что получилось в 1-м кроссворде :

Сюжет , ракурс , синхрон, стендап, репортаж, лайф,  интершум, трансфокатор, интервью. В середине слово – Журналист.    

А во 2-м кроссворде — монтаж, панорама, план, подводка, кадр, редакция, мыльница. В середине слово – Молодцы.

— А теперь давайте вспомним жанровые характеристики тележурналистики. Я называю жанр, а вы определяете, к какой группе он относится :.

— Заметка, интервью, репортаж, опрос  ;

— Корреспонденция, ток-шоу, пресс-конференция ;

— Очерк, памфлет, фельетон .

— А теперь проверим, внимание на экран .

Ожидаемые ответы:

Ожидаемые ответы:

Кроссворд №1 и 1 – я группа   :

— Ответы : сюжет , ракурс , синхрон, стендап, репортаж, лайф,  интершум, трансфокатор, интервью. В середине слово — Журналист

Кроссворд №2 и 2-я группа по кроссворду .Ответы : монтаж, панорама, план, подводка, кадр, редакция, мыльница. В середине слово — Молодцы

Предполагаемые ответы  : Информационные

Аналитические

Документально-художественные

 На экране 4 слайд с

кроссвордом :

1 . Тема, предмет изображения телевизионной передачи или  видеорассказ о событии.

2.  Объект, точка зрения на него в пространстве, а также получаемая проекция

 (изображение) объекта в данной точке.

3.  Изображение говорящего человека, сопровождаемое звуком его речи или

 синхронизация видео и аудиоматериала.

4.  Корреспондент в кадре

5.  Сообщение с места событий  

оперативность.

6.  Вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста.

7.  Звук, записанный вместе с видео .

8.  Объектив с переменным фокусным расстоянием

9.  Разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми.

На экране 5 слайд с кроссвордом :

1 . Этап создания фильма или видеоролика .

2. «Широкоформатное» изображение

3.  Масштаб изображения, характеристика кадра

4.  Речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости.

5.  Фрагмент кино- или видеоряда, заключенное в рамках экрана и видимое в данный момент .

6.  Группа работников издательства, студии и т. п.,

7.  Компактный фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов.

На экране 6 слайд с правильными ответами.

На экране 7 слайд с правильными ответами :

Информационные

Аналитические

Документально-художественные

  Этап освоения нового учебного материала  

1.  «Успешная работа в кадре» .

— И так, а сейчас мы с вами посмотрим, что же нужно для успешной работы в кадре.

1. В кадре выигрышнее смотрится тот, кто стремится общаться со зрителем, а не просто проговаривает заученные слова. Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых.

2. Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально. Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам».

3. Смотреть нужно в основном в объектив. Но взгляд не должен быть «стеклянным», в частности, следует не забывать моргать.

4. Следует избегать движений-паразитов. Не нужно встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу и т.п.

5. Однако фигура человека в кадре не должна быть «замороженной». Нужно не переставать «жить». Естественные движения корпуса делают речь убедительней.

6. Нужно продумать, чем занять руки, если в них нет микрофона.

7. Жесты руками добавляют убедительности, но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.

8. В телеэфире нужно стараться проговаривать все звуки. Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции. Примечание: активная артикуляция не только не портит внешность человека в кадре, но чаще наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти.

9. Как правило, наиболее предпочтительная стойка в стендапе – четверть оборота корпуса от камеры. Таким образом создается направление «в перспективу», кроме того, человек занимает меньше места в кадре, кажется стройнее.

На экране слайд№ 8  

На экране слайд № 9

2. «Стендапы. Типы стендапов»

— А теперь, как вы уже правильно назвали,  стендап – приём в репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета. И как же требования к необходимы к стендапу:

— Продолжительность 10-20 секунд;

Фон должен иметь отношение к теме сюжета;

— Используем средний план;

— Атмосфера естественного общения со зрителем;

— Соответствующий теме внешний вид;

— Текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.

Стендапы бывают разные :

Стендап в начале сюжета

используется в случае, когда:

1. Один и тот же репортёр

делает два сюжета подряд

в одном выпуске;

2. Если сам ведущий, едет на съёмку.

Стендап в середине сюжета

используется в случае, когда:

1. Репортёр связывает разные

части сюжета;

2. Даёт информацию для которой нет видеоряда;

3. Репортёр работает в прямом эфире.

Стендап в конце сюжета

используется:

Как концовка или анонс продолжения темы.

3.«Практические советы , как нельзя делать Стендап»

Я расскажу вам , что не надо делать при создании СТЕНДАПА :

-Не выучивать текст наизусть;

-Не ставьте знаки препинания кивком головы;

-Не привязывайте текст к

конкретной дате или времени;

-. Не надевайте солнечные очки и головной убор;

— Не делайте стендап на фоне людей, которые должны делать вид будто вас нет;

— Не говорите полушёпотом в помещении, где идёт собрание.

Вы все согласны со мной .

-А теперь давайте посмотрим

Учебный фильм , как делать правильно СТЕНДАПЫ .

На экране слайд № 10

На экране слайд №11

На экране слайд № 12

На экране фрагмент учебного фильма телеканала «Евроньюс» Дениса Локтиера

IV

Этап закрепления пройденного материала

1. Практическое задание. «Создание стендапа»

Вы посмотрели, фильм профессиональных журналистов и теперь надо написать  стендап  из 2 – 3 предложений  на любые из трех тем:

— А как  вы думаете почему 2-3 предложения ?

-Правильно.Читаю задания.   Вы находитесь на открытии выставки декоративно -прикладного творчества в нашем Дворце.

—  Вы находитесь   на концерте юных артистов на мероприятии, посвященном Дню матери.

—   Вы находитесь на Всероссийском субботнике по уборке центральных  улиц и территорий г. Белово.

Например , вот так.

—  «Сегодня во Дворце творчества открылась выставка детских рисунков. Это работы самых маленьких участников из школы раннего развития «Радуга».

—  Даю 10 минут . Но прежде мы разделимся на две группы, те, кто за столом от меня справа  будут операторами, а кто слева — репортёрами. Поэтому тексты писать будут , конечно, репортеры, берите листочки  и ручки и творите. А с операторами мы проведем технику безопасности на наших занятиях и правила обращения с видеокамерой.

2. Правила техники  безопасности  на занятиях тележурналистики

Итак , скажите, наши «операторы» правила техники  безопасности  на занятиях тележурналистики . Это было , между прочим, самое наше первое занятие. Вспоминайте .

— А теперь посмотрим на экран .

Вы правильно все назвали.

3. Правила  обращения  с видеокамерой.

Следующий наш слайд посвящен видеокамере , правилам  обращения с видеокамерой. Давайте вспомним наше второе занятие .

1.        Видеокамера — достаточно хрупкое устройство, требующее бережного отношения к себе. Для транспортировки камер следует использовать специальные сумки.

2.        Камеру нужно беречь от ударов, влаги, пыли и грязи, электромагнитного излучения, перепадов температуры.

3.        В морозную или дождливую погоду используем специальный чехол для камеры.

4.        Внося в помещение с улицы, выдержать камеру без включения около часа, чтобы она приобрела температуру и влажность помещения.

5.        Камеры работают на морозе до 20 – 30oС. В паузе съемок камеру немедленно прячут за пазуху, а при наличии автомобиля – в теплый салон.

6.        Моторесурс бытовой камеры – 1000 часов работы. Этого хватает при средней нагрузке на 3-5 лет эксплуатации камеры. Поэтому старайтесь не использовать, в связи с этим, камеру в качестве плеера, не расходуйте и без того ее небольшой ресурс для несвойственных ей функций.

Препологаемый ответ учащихся :

-Потому , что за 10-20 секунд  не успеть прочитать больше предложений.

Учащиеся делятся на 2 группы –операторов и репортеров.  

«Репортеры» пишут тексты стендапов.

Ответы учащихся «репортеров»

— содержать своё рабочее место в чистоте и порядке;

— без разрешения педагога не включать теле-, видео-, аудиоаппаратуру;

-использовать электророзетки только по назначению;

-о неисправностях аппаратуры сообщать педагогу и ни в коем случае самостоятельно не устранять неполадки.

На экране слайд под номером 13 .

На экране слайд №14 с правилами ТБ.

На экране слайд № 15 с правилами обращения с видеокамерой.

V

Заключительная часть. Подведение итогов пройденного материала.

— Давайте посмотрим  результаты

Написания стендапов нашими репортерами . (Далее зачитываются

Написанные учащимися стендапы  поочередно разбираются с каждым «репортером» . Выбирается форма подачи стендапа – в начале сюжета, в середине, или в конце.  Для примера  , давайте один стендап  Вы «снимете» вместе с оператором. ( Выбирается лучший СТЕНДАП)

Вот он – Стендап в начале сюжета и задание репортер быбрал   «Вы находитесь на Всероссийском субботнике по уборке центральных  улиц и территорий г. Белово» , Вот текст – Посмотрите , как сегодня, все дружно работают метлами и граблями все те , кто вышел на субботник , и среди них и учащиеся школы №8, которые убирают свою территорию.»

Учащиеся поочередно зачитывают свои написанные СТЕНДАПЫ.

«Репортер» берет микрофон , «Оператор» камеру и начинают репетицию съемок.

На экране последний слайд  , с окончанием занятий .

— На этом наш урок закончен. А вам надо в качестве домашнего задания придумать сдендап в репортаже  

о праздничной демонстрации 1 мая .

Литература.

1. Верстаков А. П., Смирнов С. С., Шувалов С. А. Медиаобразование в школе: школьная телестудия. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: научно-образовательное пособие. 2009. – 64 с.

2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие.  М.: Аспект-Пресс, 2004.

3. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МГУ, 1995.

5. Техника и технология видеомонтажа. Учебное пособие. Под ред. П. Олефиренко. М., 1999.

6. Трудности словоупотребления на ТВ и РВ. Составители: Гаймакова Б.Д., Менкевич М.П. Словарь. М., 1998.

7.  Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.

8. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Под ред. Засурского Я. Изд-во МГУ, 1997.

9. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие . – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М.: Изд – во МНЭПУ, 2000.

Интервью: Михаил Визель

Фото с первого московского шоу «Кота Бродского» из паблика ВКонтакте, автор — Андрей Золотов

Авторское определение «Шоу книжных стендапов» озадачивает куда больше, чем название «Кот Бродского». Общеизвестно, что Бродский любил котов и в шутливую минуту сам считал себя немного котом. Но как стендап-шоу может сочетаться с книгами? Владивостокский культурный менеджер с большим опытом работы в книжных проектах Ольга Аристова уверена — может. Подтверждением чего и стал разработанный ей формат. После четырех лет работы во Владивостоке 5 марта 2020 года прошел московский дебют «Кота Бродского» в одном из московских клубов. Причем прошел с большим успехом — зал, привычный к рок-концертам, оказался полон молодыми людьми, пришедшими послушать о книгах. Привлечённых, конечно, заявленной темой — «книги о сексе», — но и новым необычным форматом.

Вскоре после этого мы встретились с Ольгой. Во время беседы мы, разумеется, еще не знали, что «Коту…», как и всем публичным мероприятиям, придется уйти на карантин. Но карантины заканчиваются. А удачно придуманные проекты остаются.

Что это вообще такое, «Кот Бродского»?

Ольга Аристова: Если говорить коротко, это уникальное для нашей страны шоу книжных стендапов. Когда проект стартовал, мы гуглили: а есть ли подобные проекты в России? Выяснили, что нет. И пока есть понимание, что такого проекта нет и в мире. Понятно, что формат стендапов не нов. Сегодня все знают, что такое стендап, однако идея скрестить, казалось бы, несочетаемое — стендап и литературу, возникла только сейчас. И когда я в 2016 году проводила первое шоу, к слову говоря, в парикмахерской, это был настоящий вызов всему, что я знала и делала до сих пор. Странная площадка, странный формат, время у нас тоже было странное. Мы делали первое шоу в одиннадцать ночи.

Для Москвы одиннадцать ночи звучит не страшно, а во Владивостоке весь транспорт перестает ходить в десять. Мертвая зона наступает для всех мероприятий, кроме рок-концертов. Мы делали в одиннадцать ночи книжный стендап в парикмахерской! На него пришло 90 человек. В тот момент ко мне пришло чувство, что у проекта большое будущее. Как минимум со зрителями у нас всё сложится.

А с финансовой моделью?

Тогда шоу было бесплатное, потому что мы только пробовали формат, хотели его обкатать. Но эти 90 человек приехали на такси, которое, как мне сейчас видится, во Владивостоке дороже, чем в Москве. Так или иначе, получается, зрители какой-то входной взнос заплатили. Это было очень показательно для нас. На самом деле тогда, в 2016 году, никто, даже я, не понимал, что это вообще за формат и чего от него ждать. Идея была простая. Даже не идея, задача: создать проект, который сформировал бы сообщество вокруг книг во Владивостоке. Вокруг этой задачи строилась гипотеза проекта. Моя гипотеза была — стендап. И он себя оправдал. Понятное дело, что первое шоу было сыроватое. Участники не совсем понимали, о чем говорить.

Вы сказали: «шоу книжных стендапов». Не могли бы вы более подробно раскрыть эту идею? Как это выглядит, что там происходит?

Ольга Аристова: Мы взяли за основу принцип стендапа как некоего классного, интересного, импровизированного монолога. Принято считать, что стендап предполагает только шутки, но это не совсем так. Стендап — это яркое, будоражащее выступление. Например, выступления, которые мы видим на проектах вроде TED. Это известный международный проект, чья концепция звучит так: «Идеи, достойные распространения». И это тоже стендап. «Кот…» мог бы сформулировать свою концепцию так: «Истории прочтения книг, которые стоит рассказать». Внутри нашего шоу стендап — это мастерски рассказанная личная история, где личный опыт становится объективным опытом, понятным окружающим. Идя по этой колее, мы разработали принцип нашего литературного стендапа. Это триада: читатель, книга (говоря «книга», я имею в виду сразу книгу, личность автора и отзывы критиков) и слушатели. Получается, что наши стендаперы читают книги и через свой личный опыт говорят о них так, чтобы у слушателей отозвалось.

Ваши стендаперы выходят на сцену уже подготовленные, но это же не профессиональные артисты? Такой элемент шоу «Голос»?

Ольга Аристова: Да, это еще один из принципов шоу, очень важный для меня и для моей команды. Мы берем читателей, людей, которые просто любят читать. Это не какие-то эксперты, не медиаперсоны. Чаще всего это люди из зрительного зала шоу. У нас очень простая схема: вы приходите на шоу, вам нравится шоу, вы заполняете анкету, оставляете свой контакт, мы с вами связываемся, приглашаем на кастинг. Вот вы уже на большом пути к выступлению.

Нам важно, чтобы была атмосфера доверия, а доверие и легкость возникают тогда, когда зрители ощущают себя наравне со спикером. Я часто бываю на разных фестивалях: КРЯКК, Нон/фикшн, ЛиТР. И на разных лекциях и панельных дискуссиях мне интереснее всего наблюдать за зрителями. Я замечаю, что чем более сложные вопросы поднимает спикер, чем больше пафоса в его высказываниях, чем более спикер признан и известен, тем меньше вопросов из зала. Люди думают: кто я такой, чтобы задавать ему вопросы, все только увидят, какой я дурак рядом с ним. Я, конечно, могу сейчас ошибаться. Но выглядит это примерно так.

И я тогда задумалась: а что, если бы люди выступали на сцене, другие люди их слушали, но никто никого не давил авторитетом? Тогда вместо монолога эксперта произойдёт диалог человека с человеком. При этом в центре диалога стоит книга. Я возвращаюсь опять к миссии и задаче шоу, когда хотелось, чтобы в центре была книга, а вокруг нее было много разговоров. Но нужно, чтобы эти разговоры были естественными. Чтобы это было не такое натужное: давайте поговорим сейчас, потому что надо. Нет, я хотела зажечь какой-то интерес, какую-то искру, какое-то безумие, связанное с этой книгой, когда тебе в голову приходят какие-то совершенно невероятные вещи относительно того, что ты прочитала. Кто-то другой может совершенно невероятное спросить. Мы берем сложные темы, кричащие темы или острые темы, и через них ищем новые пути говорения о книгах.

Шоу при этом имеет вид конкурса, как тот же «Голос». Есть жюри, есть победитель. Ему какой-то приз вручается, и что с ним дальше происходит?

Ольга Аристова: Вообще все участники шоу получают классные призы. Победитель получает дополнительный приз, как правило, это комикс и что-то, связанное с темой вечера. Так, например, Даше, победившей на шоу, посвященном теме секса, мы подарили набор необычных презервативов. В какой-то мере победитель шоу становится нашим лицом и голосом. Его зовут на сайд-проекты «Кота Бродского», приглашают в качестве спикера на фестивали в другие города, библиотечные подкасты.

И неслучайно участники берут на себя такую роль, а мы им доверяем. Большая часть нашего шоу — это подготовка и тренинги. Шоу — это вершина айсберга, два часа на сцене, которым предшествуют часы и дни сложной подготовки. Команде «Кота…» важно понимать, что все участники готовы пройти с нами весь этот месяц, все эти испытания. Вначале им достаются четыре книги. Их выбираю я при помощи книжных блогеров, а участники их тянут в слепой жеребьевке. И в этом тоже кроется интрига, потому что у меня, конечно же, есть собственные представления о том, кому из участников какая книга больше подходит, однако случай всё расставляет по местам. И я много раз наблюдала, как в слепой жеребьёвке книги находят своих идеальных читателей. И наоборот. Несколько раз у меня было желание подтасовать результаты жеребьевки, но я ни разу так не делала. У нас уже сложившаяся традиция, мы провели 65 шоу.

С какой периодичностью они проходят?

Ольга Аристова: Не чаще, чем раз в месяц. Потому что на данный момент я единственный наставник для участников шоу. В шоу «Кота…» наставник — это человек, которому участники пишут в любой момент, звонят в любой момент, говорят: я ничего не понимаю, ничего не получается, и наставник с этим должен справиться, найти нужные слова, подобрать индивидуальный инструментарий, чтобы помочь участнику разобраться с проблемой. Четыре — я еще справляюсь.

Наставник, шоу, участники… Какова финансовая сторона всего этого дела?

Ольга Аристова: Мы это шоу развивали на свой личный бюджет. Мы с моим молодым человеком. Он дизайнер и художник шоу, я делаю все остальное. Нас было изначально двое, и мы вкладывали в проект наши зарплаты. Около года оно было бесплатное. Тогда хотелось понять: выживет ли проект? Переломный момент произошёл, когда мы были вынуждены сделать платный вход. Известный местный писатель Василий Авченко сообщил мне о желании казанского писателя Ильдара Абузярова заехать по пути из Азии во Владивосток, но чтобы это произошло, нужно было найти деньги на авиабилет до Москвы. Тогда я решила провести шоу с участием Ильдара, а на вырученные деньги оплатить ему самолёт.

Тогда мы впервые сделали платный вход. И очень удивились, когда обнаружили, что с платным входом к нам приходит даже больше зрителей. Это был один из самых феноменальных «Котов…». Во-первых, это был бар, а мы еще ни разу не делали шоу в баре — только в парикмахерской, музее, библиотеке. Во-вторых, это был день, когда объявляли лауреата Нобелевской премии по литературе. Мы просто идеально совпали. И было классно, когда Кристина, победительница шоу, со сцены объявила, что лауреатом стал Боб Дилан.

Очень символично. Лауреат, балансирующий между музыкой, литературой и шоу, концертом.

Ольга Аристова: И весь бар поднимал бокалы за Боба Дилана. Это было невероятно.

И с этого переломного момента вы поняли, что можно делать шоу платными?

Ольга Аристова: Тогда мы поняли, что их можно делать платными, во-вторых, я наконец-то увидела, что вообще в себе несет шоу. Что наше шоу создает такое мощное единение людей, влюбленных в литературу, влюбленных в книги или каким-то образом связанных с ними, пусть это даже какие-то не заядлые читатели, но люди, которым нравится культура, нравится текст и нравится соприкасаться с литпроцессом, тогда я поняла, что проект нужно развивать. У меня были еще мои большие проекты — библиотека «БУК», в которой я делала разные проекты, акция «Библионочь», фестиваль световых искусств, на этом фоне от «Кота…» я много не ждала. Однако после шоу в баре «Контрабанда» я осознала, что нужно делать больше, нужно вкладывать больше сил и нужно делать платный вход, чтобы проект мог расти.

А как сейчас задним числом объясняете успех? Какие сошлись объективные факторы успеха шоу «Кот Бродского»? Ничего, кстати, что я всё время говорю «шоу»?

Ольга Аристова: Мне нравится слово «шоу», потому что шоу — это как раз некоторый вау-эффект, с которым мы работаем. Мне кажется, мы сделали то, чего обычно не делают организаторы литературных мероприятий. Тут немножко оговорюсь, я в сфере организации литературных мероприятий уже 10 лет. Я очень пристально слежу за всем, что происходит, мне это дико интересно.

А если говорить об успехе, у меня есть теория. Много лет я наблюдала за проектами, которые работают в сфере литературы, и сделала вывод, что организаторы редко уделяют внимание маркетингу. Сейчас важность маркетинговой стратегии в книжном бизнесе — это уже не новость, особенно когда есть книжный магазин «Подписные издания». Я смотрела беседу директора «Подписных…» Максима Мамлыги и директора «Фаланстера» Бориса Куприянова о современных книжных. Максим рассказал, что они где-то 70—80 процентов бюджета выделяют на маркетинг.

У «Кота…» примерно такой же процент от бюджета уходит на продакшн. То есть маркетинг, пиар, все остальное сопутствующее. Это то, на что мы сделали ставку изначально. То есть в тот момент, когда я поняла, что шоу «стреляет» и оно может заинтересовать больше людей, я просто все силы направила на то, чтобы сделать его классным, красивым, интересным. Как мне сказали «в кулуарах» после шоу 5 марта, когда я вышла передохнуть от всего, что происходит, я тоже удивилась, что пришло так много людей, потому что я ожидала гораздо меньше, я думала, что в Москве мы не сможем так сразу привлечь людей. «Здесь слишком большая конкуренция», — думала я, ожидая меньшего. И я об этом вслух размышляю, и мне человек, рядом стоящий, говорит: «Ольга, что вы удивляетесь, редкий проект создает вокруг себя историю». А мы создаем! То есть для нас каждый выпуск шоу — это история. И мы ее рассказываем с самого начала до конца.

Журналисты знают, что sex sells, секс продает.

Ольга Аристова: Есть журналисты секспросвета. И у них немножко другие подходы. Меня интересует тема этики очень сильно. Я в принципе стараюсь любое шоу повернуть к этике, чтобы мы поговорили о сексе с позиции этики. О добродетели или о красоте — с позиции этики. Книги, они же вообще если не воспитывают в нас этическое, то хотя бы позволяют задуматься над вопросами этики.

Понятно, что для первого вашего московского шоу вы взяли самую «бронебойную» и беспроигрышную тему. Что дальше? Как вы выбираете темы, как вы их строите?

Ольга Аристова: Тем, о которых хотелось бы поговорить, очень много. Я не то чтобы их выбираю, эти темы пока просто не кончаются даже. Например, мы ни разу не говорили про войну, если уж на то пошло.

Про Великую Отечественную?

Ольга Аристова: Войну как некую реалию. Меня многие просили поднять эту тему все эти четыре года. Вообще Москва просит много шоу.

К вам обращаются какие-то организаторы, менеджеры?

Ольга Аристова: Уже минимум три фестиваля ждут от меня шоу. А еще запускается шоу в Минске. К счастью, я их только консультирую. Хотя был план, что я туда поеду. То есть запрос по Москве и есть еще запрос по России. Это самое сложное для нас, потому что шоу «Кота…» — это шоу, которое существует в моей голове исключительно. У меня в голове есть четко отлаженная система, вплоть до того, что когда я готовлю шоу, у меня есть в голове таймер, который шлет мне ночные кошмары, если я что-то не успеваю. То есть мне серьезно снятся кошмары, если мне кажется, что я что-то не успела сделать по шоу. Я тогда просыпаюсь в ужасе и бегу это делать.

Сейчас это ваша основная работа?

Ольга Аристова: Нет, у меня еще есть работа, на которой я работаю, но это тоже такой фриланс.

Вы работали с «Тотальным диктантом» и «Открой рот». И тот и другой как социально значимые проекты получают гранты. У вас есть какая-то история взаимоотношений с государством, с грантополучанием?

Ольга Аристова: Во Владивостоке мы несколько раз получали городские гранты. И один раз получили губернаторский. Но это было на фестиваль, хоть и организованный от имени «Кота Бродского». Государственные гранты мы еще не пробовали брать, но я думаю, что мы попробуем, посмотрим свои силы. «Открой рот» и «Тотальный диктант» берут массовостью. У них большое количество участников. А «Кот Бродского» действует по-другому. У нас такой вторичный эффект происходит. И это не всегда понятная модель для государственной структуры. Потому что у нас всего четыре участника. Это достаточно для того, чтобы шоу прошло хорошо. Но при этом я, например, понимаю, что все зрители, присутствующие в зале, они тоже участники, которые в дальнейшем из этого шоу получают большой стимул читать, развиваться, бежать в библиотеки. Но это не совсем измеримо. Мы не можем, например, взять, пометить датчиками всех наших зрителей и сказать, что вот они зашли в библиотеку сразу после шоу. Не можем, хотя, например, во Владивостоке я зрителей «Кота…» видела в библиотеках, книжных магазинах. Это доходило до смешного. Когда я прихожу в книжный магазин, а там половина книжного — это просто зрители скупают…

А не поступают ли вам предложения от издательств, «включите в свое шоу нашу новинку на эту тему»?

Ольга Аристова: У нас так работают с подростковыми шоу. У нас же есть подростковое направление.

Окончание следует

«Проект «Литературный стендап» предназначен для школьников и студентов, которые хотят попробовать свои силы в литературной стендап-битве. В репертуар литературного стендапа входят авторские юмористические монологи, короткие шутки, истории и импровизация: все то же самое, что в классическом стендапе, однако, тесно связанное с литературой, писателями и персонажами. Написание сценария стендапа прекрасно подходит для семейного досуга, где сценаристами может быть все семья. Также монолог в жанре литературного стендапа интересно сочинять в компании друзей. Шутить и рассуждать на камеру предлагается на тему литературных произведений, их героев, писателей, поэтов и т. д. Стендап — зрелищная и интересная форма выступления, авторские юмористические монологи, короткие шутки, истории и импровизация. В 2019 году В Московской области впервые в России прошел конкурс «Литературный стендап». Участников было не много, но ведь и сам формат конкурса непростой. Считаем, что литературный стендап способен спать трендом на ближайшие пару лет. В 2020 году старт конкурса «Литературный стендап» будет дан в ноябре во время презентации нового проекта по популяризации семейного чтения в Московской области. II конкурс «Литературный стендап» будет направлен на семейное чтение и семейный досуг.» Московская губернская универсальная библиотека, Детский центр

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Литературный салон сценарий мероприятия
  • Литературный праздник сценарий начальная школа
  • Литературный праздник сказки пушкина
  • Литературный праздник посвященный международному дню детской книги
  • Литературный праздник линдгрен