Льняные смотрины народный праздник

Народно-христианский праздник Параскевы Льняницы отмечается 10 ноября (28 октября по старому стилю) каждого года. В православных храмах в этот день чтят память святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Другие названия праздника: Параскева Пятница, Льняница, Бабья заступница, Трепальницы, Параскева и Ненила, Льняные смотрины, День великомученицы Параскевы.

Параскевы Льняницы

Народно-христианский праздник Параскевы Льняницы отмечается 10 ноября (28 октября по старому стилю) каждого года. В православных храмах в этот день чтят память святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница.

Другие названия праздника: Параскева Пятница, Льняница, Бабья заступница, Трепальницы, Параскева и Ненила, Льняные смотрины, День великомученицы Параскевы.

В народе ее прозвали Льняницей, так как в этот праздник женщины хвастаются своим льном. Также святую мученицу называют Параскевой Пятницей, поскольку она родилась именно в этот день.

В конце 3 века Римскую империю возглавил Диоклетиан. Он установил твёрдое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), после чего объявил себя полновластным правителем. В годы его правления борьба с христианством стала сходить на нет, но всё равно гонения ещё продолжались.

В это время в городе Иконии проживала одна благородная и красивая де­вица по имени Параскева. Родители её, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Па­раскева стала подражать вере и делам своих родителей.

Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и ­молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единаго безсмертнаго Жениха, Едино­роднаго Сына Божия, для которого и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедывала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело пропо­ведывала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от неё таковых обличений, неверующие граж­дане схватили ее и предали побоям, потом ввергли в темницу, а затем предали на истязания. Преподобную растерзали до костей, но в темнице посетил ее Ангел и исцелил все ее раны. Другое чудо произошло, когда ввели святую в капище идольское; по ее повелению все идолы пали и обратились в прах. Во время очередных мучений пламя огня, которым опаляли тело святой, настолько воспламенилось, что нечестивые мучители были сожжены им. Наконец святая Параскева была усечена мечом.

Со временем имя святой великомученицы Параскевы Пятницы для православных людей приобрело огромное значение. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Иконы святой великомученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. Святая Параскева — покровительница полей, скота и торговли, а также водных источников. По молитвам святой великомученицы совершаются исцеления от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

На Руси с принятием христианства почитание святой Параскевы получил особое распространение. У святой Пятницы находилось дело на каждый день. На распутьях и перекрестьях дорог ставили деревянные столбцы с резными изображениями великомученицы, и назывались они «пятницами». К этим святым местам выходили встречать близких, до «пятниц» провожали отправляющихся в дальний путь. Сюда, таясь, приходили девушки, чтобы помолиться о даровании хорошего, доброго жениха.

В честь святой великомученицы Параскевы в 1865 основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы святой около 1780 года. Освобождение крестьян (1861 года) поставило помещиков в необходимость продать земли. Ее купили крестьяне и, вырубивши лес, решили открыть женский монастырь. Через землевладелицу Марию Михайловну Киселеву крестьяне исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая была открыта 20 июля 1865 года.

Традиции и обряды на праздник Параскевы Льняницы

Главные традиции 10 ноября — осмотр и утепление изб, льняные смотрины.

— Почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Если именины святой выпадали на пятый день недели, то это считалось особенным праздником. В любом случае неделю, на которую приходился день Параскевы, называли Пятницкой неделей.

— Пятница покровительствует в первую очередь женщинам: в замужестве, деторождении, домашнем хозяйстве, прядении и ткачестве. В жертву ей приносили ткани, нитки, льняную кудель, овечью шерсть. Все это бросали в колодец, над которым стояла деревянная скульптура Пятницы. Этот обряд назывался мокрида. От слава «мокрый». От того же корня идет и имя древней славянской богини Мокоши.

— Святая Параскева была помощницей в женских делах и заботах. Обыкновенно в ее день не работали, особенно запрещалось стирать белье и прясть нитки. Можно было лишь мять и трепать лен. Устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Девушки старались показать свои умения женихам и будущим свекровям.

— Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы, считались целебными. В случае какой-либо болезни их прикладывали к больному месту, обливали водой, в которой потом купали детей, или поили их отваром больных. Для избавления от болезней в честь святой Параскевы существуют особые молитвы. Параскеве наши предки приписывали также покровительство над торговлей, по ее имени назывались «пятницкие» торги и ярмарки, на которых на самом почетном месте ставилась ее икона.

— Также в этот день осматривали и утепляли избы, а поголовья скота загоняли в зимние стойла. Считалось, что Параскева покровительствует полям и домашнему скоту. В связи с этим в церковь приносили различные выращенные плоды, которые после освящения хранили в домах до конца года. Если начинался падеж домашнего скота, то первым делом воздавали молитвы святой Параскеве.

— В этот день женщинам категорически запрещается прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считается, что Пятница может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Приметы и поговорки на праздник Параскевы Льняницы

  • На Параскеву — первый зимний день.
  • Если выпал снег, а вишня еще не все листья сбросила, то он быстро растает.
  • В день Параскевы Льняницы, чтобы не накликать беду, запрещается делать работу, связанную с водой.
  • Исключение составляет болезнь ребенка. В этом случае его необходимо умыть в источнике.
  • Получившийся после вытрепки первый лен необходимо освятить в церкви.
  • Беременной женщине запрещается в этот день давать в долг деньги. Считается, что таким образом она отдает в чужие руки судьбу своего будущего ребенка.
  • Родившиеся 10 ноября наделены даром предвидения. Носить им следует оникс.
  • На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лён.
  • Мни лён доле и волокно будет доле.
  • Параскева-пятница — бабья заступница, крестьянок защитница.
  • В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
  • Кто в пятницу много смеётся, тот в старости много будет плакать.
  • Около луны круг — к буре.
  • Быстрая оттепель — к долгому морозу.
  • Ослабление ветра после непогоды, прекращение осадков, уменьшение облачности и ночное похолодание — к холодной малооблачной погоде на следующий день.

Именины 10 ноября

Георгий, Неонила, Прасковья, Анна, Афанасий, Наум, Степан, Терентий, Тимофей, Николай.

Другие названия: Параскева Пятница, Льняные смотрины, Льняница, Трепальницы, Бабья заступница, Параскева и Ненила

Церковное название: Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница

Значение: Почтение памяти святой Параскевы

Традиции: Осмотр и утепление изб; льняные смотрины

Народный праздник Параскевы Льняницы отмечается 10 ноября 2022 года (по старому стилю – 28 октября). В церковном календаре это дата почтения памяти святой великомученицы Параскевы. В народе ее прозвали Льняницей, так как в этот праздник женщины хвастаются своим льном. Также святую мученицу называют Параскевой Пятницей, поскольку она родилась именно в этот день.

История

В III веке во времена правления Диоклетиана жила богатая сенаторская семья. Она была бездетной, но, проповедуя христианскую веру, супруги ежедневно читали молитвы Господу Богу о даровании им дитя. Особенно молились в пятницу – в день страданий Сына Божьего. Их просьбы были услышаны, и у них родилась дочь, которую нарекли Параскевой (в переводе с греческого «пятница»).

Живя в благочестии и вере, девушка не обращала внимания на сватовство молодых людей, посвятила всю себя Господу Богу, а все свои богатства тратила на одежду и пропитание для нищих. После мучительной смерти от рук императора Диоклетиана она завоевала еще большую любовь и уважение среди народа.

В настоящее время считается, что лик святой Параскевы охраняет семейное счастье и благополучие. Кроме того, она может излечить различные болезни души и тела.

Традиции и обряды

В этот день осматривают и утепляют избы, а поголовья скота загоняют в зимние стойла.

Считается, что Параскева покровительствует полям и домашнему скоту. В связи с этим в церковь приносят различные выращенные плоды, которые после освящения хранят в домах до конца года. Если начинается падеж домашнего скота, то первым делом воздают молитвы святой Параскеве.

Женщины выносят за ворота домов вытрепанный лен, льняные холсты и, раскладывая их, хвастаются перед соседями. Таким образом проводятся льняные смотрины.

Приметы

Если выпал снег, а вишня сбросила еще не все листья, то он быстро растает.

В день Параскевы Льняницы, чтобы не накликать беду, запрещается делать работу, связанную с водой. Исключение составляет болезнь ребенка. В таком случае его необходимо умыть в источнике.

Получившийся после вытрепки первый лен необходимо освятить в церкви.

Беременной женщине запрещается в этот день давать в долг деньги. Считается, что таким образом она отдает в чужие руки судьбу своего будущего ребенка.

День Параскевы Льняницы, известный также как Льняница, Бабья заступница, Трепальницы, Параскева и Ненила, Льняные смотрины, День великомученицы Параскевы, ежегодно празднуется 10 ноября. Традиционно в этот день существовали приметы и традиции.

Праскеву прозвали Льняницей поскольку женщины 10 ноября хвастались своим льном, а Пятницей — потому что она родилась в этот день недели.

Традиции на 10 ноября:

• Если именины святой выпадали на пятый день недели, то это считалось особенным праздником. В любом случае неделю, на которую приходился день Параскевы, называли Пятницкой неделей;

• Пятница покровительствует в первую очередь женщинам: в замужестве, деторождении, домашнем хозяйстве, прядении и ткачестве. В жертву ей приносили ткани, нитки, льняную кудель, овечью шерсть. Все это бросали в колодец, над которым стояла деревянная скульптура Пятницы;

• Святая Параскева была помощницей в женских делах и заботах. Обыкновенно в ее день не работали, особенно запрещалось стирать белье и прясть нитки. Можно было лишь мять и трепать лен;

• Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы, считались целебными. В случае какой-либо болезни их прикладывали к больному месту, обливали водой, в которой потом купали детей, или поили их отваром больных;

• В этот день осматривали и утепляли избы, а поголовья скота загоняли в зимние стойла. Считалось, что Параскева покровительствует полям и домашнему скоту. В связи с этим в церковь приносили различные выращенные плоды, которые после освящения хранили в домах до конца года;

• В этот день женщинам категорически запрещается прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считается, что Пятница может сурово наказать нарушающих запреты.

Приметы на праздник Параскевы Льняницы

• Если выпал снег, а вишня еще не все листья сбросила, то он быстро растает;

• В день Параскевы Льняницы, чтобы не накликать беду, запрещается делать работу, связанную с водой;

• Получившийся после вытрепки первый лен необходимо освятить в церкви;

• Беременной женщине запрещается в этот день давать в долг деньги. Считается, что таким образом она отдает в чужие руки судьбу своего будущего ребенка;

• Родившиеся 10 ноября наделены даром предвидения;

• Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать;

• Быстрая оттепель — к долгому морозу;

• Ослабление ветра после непогоды, прекращение осадков, уменьшение облачности и ночное похолодание — к холодной малооблачной погоде на следующий день.

Льняница

10 ноября на Руси в старину отмечали праздник Параскевы – льняницы. С этого дня начинался новый период деревенских женских работ: тяжёлая страда позади, хлеб убран, лён надерган, вымочен и оттрёпан. Поэтому главные традиции 10 ноября — осмотр и утепление изб, льняные смотрины.

Сегодня наш разговор и пойдет об одном из главных растений на Руси- о льне.

Лён выращивать было нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон». Весной высевали лён в землю. Шло время, лён всходил и зацветал. До наступления холодов начинали уборку льна: женщины выдергивали лён с корнем. Когда лён высыхал, его топили в речке и расстилали на траве. Через несколько недель его опять сушили и только потом колотили доской. «Стоит Арина – рот до ушей». Это загадка про эту самую доску – мялку. Раньше говорили: «Не домнёшь мялкой, вспомнишь за прялкой». Затем лён трепали.

После того, как лён вытрепали, его начинали чесать гребнем, пока он не делался мягким и шелковистым. А потом начинали изо льна нитки прясть.

Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. За маленькую прялочку девочка садилась уже с пяти — семи лет, и потом не расставалась с прялками всю жизнь. Прялки и трепала украшались узорами, с изображениями солнца, деревьев, животных и птиц.

А знаете ли вы что русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которой крепится кудель, а также донца, на которое садится пряха. И, конечно, веретено.

Как только нити были напрядены, мастерицы начинали ткань прясть на ручном ткацком станке, который называется кросны.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, делали паклю. Ей конопатили – затыкали щели в избе.

10 ноября устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен- первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Существовала традиция тканья «обыденной пелены»: собравшись вместе, девушки коллективно проделывают в один этот день весь годичный цикл работ: теребят лён, прядут, ткут, белят – и оканчивают работу в одни сутки.

А потом начинались долгие зимние посиделки – коллективное прядение льна и шерсти, во время которых пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудрёные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

Вот и для вас, ребята, одна из игр.

Игра «Веретено»

1 ведущий держит один конец веревки, а 2 ведущий за другой, и бегая вокруг первого, наматывает на него веревку, как нитку на веретено, то поднимая ее, то опуская. Игроки должны перепрыгивать, перешагивать, пролезать через веревку. Кто дотронется до веревки, тот выходит из игры.

Свой инструмент для шитья (иголки, булавки, наперстки да ножницы) мастерицы доверить могли только Параскеве, чтоб берегла от потери и поломки. Поэтому делали куклу Берегиню. Давайте и мы с вами попробуем. Для этого сделаем крестовину, центр замотаем тканью, чтобы подушечка получилась, туда и булавки-иголки потом воткнуть можно, а на поперечину навесим ленты, тесьму, кружево, лоскутки. Затем можно надеть на нее подобие платья из льняного лоскутка. Получилась кукла Берегиня, помощница, хранительница ремесла.

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЛЁН

Лён любит поклон.

Лён ручки любит.

Посеешь лён – пожнёшь золото.

Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.

Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.

Много льна – денег закрома.

Кто в лён одет – доживёт до ста лет.

Лён вымотает – лён и озолотит.

Мни лён доле, волокна буде боле.

Параскевы Льняницы
Икона святой Пятницы. XVII (?) векИкона святой Пятницы. XVII (?) век
Тип народно-христианский
Иначе Льняные смотрины, Бабья заступница, Параскева-Пятница
Также Святая Параскева (церк.)
Значение начинались осенне-зимние работы
Отмечается славянами
Дата 28 октября (10 ноября)
Традиции в этот день крестьянки мнут новый лён и приносят «первину» в церковь.
Связан с с почитанием культа Параскевы Пятницы

Параске́вы Льняни́цы — день в народном календаре славян, приходящийся на 28 октября (10 ноября). В этот день крестьянки мяли новый лён и приносили «первину» в церковь. Украинские и белорусские женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой»[1].

Другие названия

рус. Льняница, Льняные смотрины, Трепальницы[2], Бабья заступница, Параскева Пятница, Пятина, Петна, Козьмодемьянская Пятница, Великая мать всего живого, Мать — сыра Земля, День Макоши, День Прасковьи-временной, Параскева Льняница, Прасковьи-льняницы, Ненилы Льняницы[2]; белор. Пяцёнка, Макоша, Чернёвка[2].

Славянские традиции

Параскеве-Пятнице молились при разных болезненных состояниях, о покровительстве семейному очагу, в супружеском бесплодии, о достойных женихах и невестах, а также о здравии младенцев. Преподобному Иову, игумену Почаевскому молились при различных недугах. Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому молились об исцелении от грудной болезни, о просвящении разума, научении духовной грамоте, о помощи в трудном учении, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к нищим и беззащитным, о помощи в бедности и нужде[3]

14 и 28 октября по ст. стилю — даты христианской святой Параскевы, которая заслонила архаичный культ Макоши[4]. Если 14-го октября — день святой Параскевы приходится на пятницу, то она зовётся Параскевой-Пятницей[5].

По болгарским сказаниям, «света Петка-Парашкева» носит на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придёт ночью и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб, вино и мёд и после молебствия празднуют св. Пятнице[6].

У славян считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле её просили дать лёгкие роды и здоровых детей. Макошь считалась, кроме всего указанного выше, и покровительницей торговли. Торговым, базарным днём на Руси с незапамятных времен была пятница[7]. Об уважении к Макоши свидетельствует и специальный «пятничный календарь», в котором указаны двенадцать праздничных пятниц и особая пятничная неделя[8].

28-го октября (по ст. стилю), когда чтится память святой Параскевы, поселяне кладут под её икону разные плоды и хранят их до следующего года[9]. Крестьянки мнут новый лён и приносят «первину» в церковь. С Параскевой связывают оберег-верёвочку, сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье[10].

К этому дню во многих местах приурочивали начало мятья и трепания льна. Первину — первый обтрёпанный пучок льна — женщины освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы[11].

В этот день женщинам категорически запрещается прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считается, что Пятница может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене[12].

Поговорки и приметы

  • На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лён[13].
  • Мни лён доле и волокно будет доле[14].
  • Параскева-пятница — бабья заступница, крестьянок защитница[15].
  • В пятницу нельзя прясть, а шить можно[14].
  • Кто в пятницу много смеётся, тот в старости много будет плакать[16].

См. также

  • Параскева Грязниха
  • Мокошь
  • Пятничный календарь

Примечания

  1. Левкиевская, Толстая, 2009, с. 632.
  2. 2,0 2,1 2,2 Усачева, 2004, с. 93.
  3. Котович, Крук, 2010, с. 289.
  4. Рыбаков, 1994, с. 387.
  5. Коринфский, 1901, с. 423–424.
  6. Афанасьев, 1995, с. 123.
  7. Невский, 1990, с. 71.
  8. Толстая, 2005, с. 544.
  9. Чичеров, 1957, с. 58.
  10. Лаврентьева, Смирнов, 2004, с. 210.
  11. Мадлевская, 2005, с. 746.
  12. Чичеров, 1957, с. 59.
  13. Грушко, Медведев, 1996, с. 567.
  14. 14,0 14,1 Некрылова, 2007, с. 523.
  15. Усов, 1997, с. 153.
  16. Максимов, 1903, с. 514.

Литература

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1. — 1221 с. — ISBN 5857591420.
  2. Грушко, Е. А., Медведев Ю. М. Словарь имен : Учеб. пособие по русскому яз., литературе, истории в ср.шк., колледжах, гимназиях и вузах. — Нижний Новгород: Русский купец, 1996. — 655 с. — ISBN 5-88204-040-X.
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  4. Коринфский А. А. Октябрь-назимник // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 416—425.
  5. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор. — СПб.: Паритет, 2004. — 445 с. — ISBN 5-93437-117-7.
  6. Мадлевская Е. Л. Параскева // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 745—746. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13535-6.
  7. Максимов С. В. Двенадцать пятниц // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 514.
  8. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  9. Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 631–633. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  10. Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  11. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  12. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. — 608 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-02-009585-0.
  13. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  14. Лен / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 91–96. — ISBN 5-7133-1207-0.
  15. Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  16. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.

Ссылки

  • 28 октября в православном календаре (pravoslavie.ru)

Москва, 01.02.2023, 02:50:15, редакция FTimes.ru, автор Ксения Кирпик.

Народный праздник, отмечаемый 10 ноября, получил название Бабья заступница, или Параскева Льняница. В этот день верующие вспоминают о жизни преподобной Параскевы. На Руси ее образ олицетворяли с богиней Пятницы, которая считалась заступницей женского пола.

  • Традиции празднования и обряды на Параскеву Льняницу 10 ноября
  • Народные приметы 10 ноября 2022 года
  • Что нельзя делать 10 ноября

Согласно преданию, Параскева родилась в богатой семье сенатора. В юности она вела аскетичный образ жизни. Все свои деньги девушка тратила на помощь бедным. За веру и преданность Иисусу Христу Параскеву казнили.

Прозвище Пятница Параскева получила из-за того, что ее так называли родители, почитавшие этот день недели. Свое уважительное отношение к святой на Руси соединили с культом славянского божества Пятницы, или как ее еще называли Макошь. Она была покровительницей прях и портных. Наши предки считали, что она помогает обрести земное счастье.

Крестьяне занимались очисткой стойла, готовясь таким образом к зиме. Одна из самых распространенных традиций дня – «льняные смотрины». Люди начинали хвастаться друг перед другом, демонстрируя вытрепанный лен. Таким образом девушки пытались показать парням, какие они хорошие хозяйки.

Святой Параскеве было принято молиться с просьбами о здоровье детей, об излечении от бесплодия, о благополучии семейного очага. Наши предки делали все возможное, чтобы 10 ноября задобрить домового. Считалось, что еда, оставленная для домашнего духа, привлечет финансовое благополучие в новом году.

В этот день обязательно украшали травами и цветами икону с изображением святой. Икона Параскевы служила своеобразным оберегом дома. Считалось, что если в семье кто-то заболел, к нему можно приложить растение, взятое с иконы, и больной пойдет на поправку.

Народные приметы 10 ноября 2022 года

Наши предки на Параскеву Льняницу внимательно следили за погодными изменениями:

  • если в лесу встретить белку или увидеть ее где-то, это к теплым дням;
  • если на деревьях, особенно на вишне, есть еще листья, то зима будет поздней;
  • если вокруг луны виднеются круги, это к предстоящей буре;
  • сильный туман в праздничное утро предупреждал о том, что зима будет холодной;
  • о приближении сильных морозов свидетельствовали покрытые инеем ветки деревьев.

Что нельзя делать 10 ноября

На Параскеву Льняницу под запретом прядение, разрешено было только шитье. Девушки в этот день собирались на посиделки, чтобы пообщаться обо всем, что им интересно. Нельзя 10 ноября много смеяться, иначе слезы потом неизбежны. Запрещено мыть полы в этот день, так как покойникам на том свете будет нелегко.

Нельзя 10 ноября женщинам в положении давать свои денежные средства в долг. Люди верили, что вместе с финансами другим людям можно передать судьбу малыша. Мыть голову в этот праздничный день не рекомендуется.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Параскева Льняница является народным праздником, который приходится на 10 ноября ежегодно.

По юлианскому календарю дата выпадает на 28 октября. Святая великомученица Параскева поминается и почитается. Второе ее имя Параскева Пятница, благодаря дню рождения.

История

Параскева родилась в богатой сенаторской семье, которая долго не могла завести детей. Ее родители были набожными людьми, молились о ребенке, чтобы Бог подарил им дитя. Она родилась в пятницу.

Девушка соблюдала благочестие, хранила невинность, отказывала молодым людям, которые ее сватали. Ее предназначением стала служба Господу Богу. Все сбережения уходили на то, чтобы одеть и прокормить нищих, обездоленных, больных, бездомных. Мучительная смерть, в которой виновен император Диоклетиан, сделала Параскеву мученицей. Ее стали любить еще больше.

Икона с изображением святой великомученицы способна помочь в сохранении семейного счастья, приносит благополучие в дом. Она является целебной: вылечит израненные душу и тело.

Традиции и обряды

День посвящается утеплению и осмотру изб. Скот окончательно уводится в зимние сараи.

Многие считают, что Параскева является покровительницей полей и домашнего скота. Поэтому на службу в церкви несут самостоятельно овощи с собственного огорода. Их освящают и хранят в домах до следующей Параскевы Льняницы. В случае падежа скота, ей молятся самой первой.

Женщинами принято хвастаться перед соседками льном, льняными холстами, которые есть в доме. Для этого его выставляют за воротами. Смотрины, устроенные льну, пользовались большой популярностью.

Образ Параскевы украшался цветами и травами. Они считались лечебными. Из заваривали, обливались отварами. Настои использовались для лечения безнадежно больных.

Приметы

Свежевыпавший снег не будет лежать долго, если на вишне еще остались осенние листья. В случае, когда их уже нет, стоит приготовиться к заморозкам, которые не отступят до самой весны.

Чтобы избежать беды, необходимо прекратить работу с водой в этот день. Если ребенок в доме захворал, его нужно умыть в любом источнике и прочитать молитву. Люди считают, что Параскева может наслать беду в дом, болезнь. Она рвет сотканные полотна.

Первая вытрепка льна завершается освещением в церкви. Для этого его просто уносят в церковь, где он поливается святой водой.

Беременная женщина не должна занимать деньги и отдавать их из дома. Примета берет свое начало с языческих поверий. Отдать финансы означает то, что будущая мама доверяет судьбу своего ребенка другому человеку.

  • Люди, рожденные 10 ноября, могут предвидеть будущее. Их талисманом является оникс.
  • По пятницам запрещается заниматься пряжей. На шитье запретов нет.
  • День нельзя проводить праздно и все время смеяться. Считается, что постоянный смех спровоцирует горькие слезы в старости, болезни, неудачи.
  • Очерченная кругом луна предвещает скорую бурю, но ясную теплую погоду после.
  • Быстро наступившая оттепель означает долгие зимние морозы впереди.

*

*

Народное название:
Терентий. Феофил
Неонила, Ненила-Льняница
Параскева и Ненила
Параскева

День Параскевы
Параскева Пятница — Бабья Заступница
ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА, ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА

Пятина, Петна
«Пяцёнка» (белорус.)
Параскева Льняница, Параскева-Льняница
БАБЬЯ ЗАСТУПНИЦА
Прасковья, бабья заступница, великая мать всего живого, мать сыра земля
Прасковея Пятница — Бабья Заступница
День Прасковьи-льняницы
ЛЬНЯНИЦА

Льняные смотрины
Льняницы
«Макоша» (белорус.)
ДЕНЬ МАКОШИ
Пятница — день Макоши
Неделя Макоши (14-28.10)
Великая мать всего живого

Мать – сыра Земля
  *

День милиции.
Всемирный день молодежи.

*
конспект
*

*

Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые


В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III).
Святителя Арсения I, архиеп. Сербского (1266).
Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651).
Святителя Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Преподобного Нестора некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363).
Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI).
Прп. Стефана Савваита, творца канонов
Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VI) (Груз.).
Мчч. Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249-250).
Св. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853).
Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Новосщмч. свящ. Михаила (Лекторского) (1921).
Св. Арсения Каппадокийского (1924).
Свт. Фирмалиана, еп. Кесарии Каппадокийской, и прп. Малхиона, пресв. Св. Февронии, дщери имп. Ираклия.
Прав. Параскевы, девы Пириминской, Пинежской.
Новомчч. Ангелия, Мануила, Георгия и Николая, Критских (Греч.).
Свт. Афанасия I, патр. Константинопольского (Греч.).
Покров Божией Матери (Греч.).
*
———————————-

Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :


Первый зимний день.
• На Параскеву – первый зимний день.

Осматривали и утепляли дома.
А скот окончательно размещали в зимних стойлах

Также святая Параскева считалась и покровительницей полей и скота

поэтому 10 ноября крестьяне приносили в церковь «плоды земные», которые потом хранились в домах до Нового года как священные предметы.
Именно этой святой было принято молиться об избавлении от падежа скота, в особенности коров.
*
——————————-

В этот день Православная Церковь отмечает память   святых мучеников Терентия, Неониллы и чад их, отказавшихся от жертвоприношения идолам и казненных при императоре Деции в III веке,
Мученицы Параскевы, нареченной Пятницей (III).
Родители святой Параскевы долго оставались бездетными, поэтому они постоянно молили Господа, особенно в день страданий Иисуса Христа – пятницу, о ниспослании им ребенка.
Ее родители особо почитали страсти Господни (Господь, как известно, был распят на кресте и умер в пятницу). Их молитвы были услышаны, и в пятый день недели у супругов родилась дочь, которую нарекли Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница».
Святая Параскева всегда пользовалась у православных любовью и почитанием.
Мученица Параскева пользовалась на Руси особым уважением и была одной из самых почитаемых святых. Лик ее, запечатленный на иконах, охраняет семейное благополучие и счастье.
Она считается покровительницей полей и скота.
Она считается целительницей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.
В былое время даже церкви, посвященные святой Параскеве, назывались Пятницами.
Так же назывались в старину на Руси и придорожные небольшие часовни. В народе же слово «пятница» преобразовалось в слова «пятина» и «петна».
Вся неделя, на которую выпадет этот день, — Пятницкая Неделя.
Параскевия Пятница, с одной стороны, совпадала и даже заслоняла собой христианскую Богородицу, а с другой — наследовала и завещала Макошь (Мокошь), древнейшую богиню славянского язычества: богиню пряху, покровительницу земного счастья.

*

· Параскева Пятница — покровительница убогих и нищих.
Около церквей в честь Параскевы на Руси обычно селились юродивые.
· Параскева почитается также как покровительница женского рукоделия — женских зимних работ.
Она следит, чтобы в ее день — пятницу, женщины не прикасались к работе и наказывает тех, кто ослушался.
Ей оставляют иконки у ручейков, дают заветы.

Святую Параскеву часто изображали на иконах в образе худощавой высокой женщины с сияющим венком на голове.
Такой образ можно было встретить в любом доме, ведь именно этой святой было принято молиться о благополучии семьи и удаче в домашних делах.
Параскева Пятница – бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей».
Церковные иконы украшались лентами, цветами и душистыми травами.
На 10 ноября полагалось отнести в церковь первый отрепанный лен.
Отсюда и название этого дня – Параскева-льняница.

 «Льняные смотрины».
По старинному народному календарю в сей день отмечались льняницы.
В этот день праздновали начало трепки льна.
Щедр лен, он дает ткани и бумагу, веретенное масло и олифу, краски, лаки, мыло и др.
На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лён.
Мни лён доле и волокно будет доле.
На Прасковью льняницу мнут лен и приносят первинку в церковь.
Чесали коноплю, распутывая и выравнивая длинные волокна, получали куделю.
Готовили лен для пряжи.
Ходили в церковь служить молебны и с усердием испрашивали благословение своей работе.

· В этот день устраивали льняные смотрины: у кого лен лучше.
В этот же день женщины выносили на улицу вытрепанный лен.
С вытрепанными опышками льна шли на улицу напоказ добрым людям.
К тому же хозяйки снова выносили на улицу льняные холсты и хвастались ими перед соседями.
Девушки и женщины выхвалялись друг перед дружкой льнами и своими издельями из них: кто самая умелая?
Устраивали <льняные смотрины> — вытрепанный лен-первак показывали друг другу , рассматривали, у кого вытрепанные опышки мягче да тоньше.
Чья куделька — чистый шелк?
Хвалились своим рукоделием и мастерством.
А молоденькие девушки обязательно стремились показать  свое льняное искусство/сотканные собственноручно холсты/ своим парням-женихам и будущим свекровям.
Подготовленные за осень холстины аккуратно сворачи- вали, укутывали в чистые тряпки — готовили к продаже.
В этот день не прядут, не стирают.
Льняницы приносили первинки для приклада в церковь.
Рядном, принесенным с церкви вчера, лечили от сглаза, считали, что оно прибавляет здоровья больным, обтирали им их.

Считалось, что святая Параскева может исцелить не только животное, но и человека.
К ней обращались, прося об излечении 

от лихорадок, зубной и головной боли.
А также с молитвой об избавлении от дьявольских наваждений.
В честь святой Параскевы даже составляли особые молитвы, которые записывали на бумажку и в качестве оберегов от различных болезней носили на шее.
Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли.
Цветы и травы, которыми украшали иконы святой, тоже считались сильными лекарственными средствами. 

В случае какой-либо болезни предки наши варили их в воде и этим отваром поили больного.
Причем считалось, что такой отвар помогает при любых болезнях.

С Параскевой Пятницей связано множество  примет, обычаев, поверий и обрядов

нельзя по пятницам прясть, вязать и стирать, нельзя в пятницу также много смеятся.
Параскевия Пятница Христовым страстям причастница.
Не разрешалось:

пахать, боронить-

(«По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут»);
В день ее памяти не работали, даже если этот день приходился не на пятницу, а на другой обычный день недели.

прясть, ткать — «а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза»

(«В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель» — Воронежская губ.;
«Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью» («кострыкой глаза запорашивает»);
«Не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать»);
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
стирать, «золить» белье (т.е. мыть его с золой или щелоком) —
«а то на том свете будет Пятница гоняться»;
• В день Прасковьи не золят белья (не стирают в растворе золы и щелока), а то на том свете будет пятница гоняться.
мыть полы — «иначе после смерти будешь в помоях ворочаться»;
• Кто в пятницу моет полы, тот после смерти в помоях валяться будет.
выносить золу из печи, чистить трубы («трусить сажу»);
печь хлеб; мести сор из избы («пылить»);
В пятницу нельзя было ни мыть голову, ни купать детей.
• По пятницам ребенка не купают, а то сушец (болезненная худоба) нападет.
если ребенка все-таки искупали в пятницу,
то для того, чтобы он не заболел и на него не напал «сушец», прибегают к следующему обряду:
мать отдает своего ребенка посторонней женщине,
та подходит с ним к окну и продает его за грош матери;
мать, взяв своего ребенка через окно, платит деньги.
Этот грош, получившая его женщина должна истратить в пользу св. Параскевы Пятницы.
В этом обряде продажа и выкуп ребенка делает его «чужим», «новым», «вновь купленным», что снимает с него кару за купание в недозволенный день.
смеяться
Кто в пятницу много смеётся, тот в старости много будет плакать.
• Кто в пятницу над людьми насмехается, тому на том свете так же достанется.
*

Рецепты

Каша рисово-овсяная рассыпчатая
     рис – 1,5 стакана,
     овес – ? стакана,
     вода – 0,7 л,
     соль – 1 ч. ложка,
     лук репчатый – 1 шт.,
     чеснок – 4–5 зубчиков,
     подсолнечное масло – 4–5 ст. ложек,укроп – 1 ст. ложка.
Рис и овес промойте по отдельности, равномерно перемешайте, затем засыпьте рисо-овсяную смесь в кипящую воду и плотно закройте кастрюлю крышкой, чтобы пар не выходил (этим способом можно готовить только в плотно закрытой посуде).
Держите на сильном огне в течение 12 минут, затем убавьте огонь до среднего и держите еще 5–8 минут, после чего снимите с огня, укутайте и лишь через 15 минут откройте крышку.
Готовую кашу заправьте обжаренным на масле луком и мелко нарезанным чесноком и укропом.
Прогрейте в сковороде на медленном огне в течение 3–4 минут.

*

Параскева считалась «бабьей» святой и покровительницей брака.
• Параскева – покровительница плодородия, мать земного счастья.
«Матушка Пятница-Параскева,— молились в старину девицы,— покрой меня поскорее (т. е. пошли скорее жениха)».
· На Неонилу девки молятся о хороших женихах.
На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов, считая, что они помогут, ведь «Девка красна до замужества», а
«Скрасит девку венец да молодец», но
«Невеста не лошадка, не выведешь на площадку», хотя
«Девка на поре, женихи во дворе».
С мужем – хужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой – хоть волком вой.
Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться.
Отсюда говорили: без поры, без времени солнце не взойдет, молодец к красной девице не подойдет.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
На пятницину зарю
Встают на Параскеву Пятницу раньше других, не умываются, не причесываются, не едят, слова ни с кем не перемолвят. 

На коленях, босой, читают три раза, после этого снова ложатся в постель.
Пятница моя,
Я служанка твоя.
Посади вьюн-вьюнок,
Чтоб тот вьюн вился, извивался,
По жердочке бы взбирался,
А без жердочки бы ломался.
Так и раб (имя)
Вокруг меня бы вился,
Передо мной стелился,
За меня бы хватался,
Со мной бы не расставался.
Как твой вьюн, Пятница Параскева,
Без жердочки, без подпорочки,
Не мог быть и жить,
Слов моих никому не перебить,
Святою водою не отмыть,
В бане веником не захлестать,
Мастерам бы не отшептать.
Слово мое крепкое,
Дело мое цепкое.
Чах бы, исчах обо мне, Божьей рабе (имя),
Раб (имя). 

Аминь.

*

Параскева также содействует налаживанию добрых отношений в семье, помогает при бесплодии.
Советы беременным
    * За три недели до родов будущая мать не должна давать деньги взаймы, чтобы не отдать судьбы своего ребенка.
    *  Детское приданое не принято покупать задолго до родов (можно дитя скинуть).
    *  Не покупают одежду в среду и пятницу.
    *  Как поедете покупать ребенку коляску или кровать, не объявляйте этого никому, тогда ребенок будет спать спокойно.
    *  Если новорожденный появится на растущую Луну, то следующий ребенок родится точно такого же пола.
Заговор на облегчение родов
Сии слова правдивы и справедливы.
Говорил Христос: «102 раза евреи в суде
Били Меня по губам, 30 раз Меня били
У деревьев в саду, 40 раз били по голове,
По рукам, 30 раз Меня били по плечам,
Грудь Мою копьем пронзили и
Затем снова Меня жестоко били.
За власы таскали 30 раз,
Стонал я 127 раз, за бороду 72 раза,
Кнутом 6666 раз.
Тернием голову увенчали
И еще 1000 ударов дали,
Плевали 73 раза.
5475 ран на Моем белом теле,
Убить Меня еще до креста хотели.
30 430 капель крови текло
И затем под Мои ноги ушло.
За кровь Мою каждый день
Семь раз «Отче наш» прочти.
Зато, Боже, к рабе Божьей в родах ее
К ней боль не подпусти.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
*

Критический день. Проявите осторожность во всем.
В это день следует подавлять боязнь и страх.
Очень хорош этот день для окончания и завершения любых дел.
Не начинайте в этот день никаких новых дел — все будет бесполезно.
Избегайте сегодня секса и любовных утех, ведь сексуальная энергия этого дня подрывает здоровье. 

Сохраняйте спокойствие и уравновешенность.
Ограничте сегодня потребление соли.
Полезно в этот день голодать и очищаться.

*

Знахари сегодня лечат людей.
В этот день к родникам матери приводили своих больных детей, умывали их водой и немочи детские, как правило, сходили!

Не помешает вам сегодня прочитать молитву —  

оберег от всяких несчастий.
Ее надо читать утром и вечером.
       «Воскреснет Господь на небеси и
       Вострепехнут крутые горы,
       воздрогнется сырая Мать земля,
       и изчезнет сила диаволова.
Аминь».

*
——————————————————

Дети, рожденные сегодня, наделены даром предвиденья.
Желательно чтобы они жили недалеко от источников и рек.
Родившийся в этот день черпает силу из источников.
Ему следует носить оникс.

Именины празднуют:
По православному календарю :
Анна  • Афанасий • Георгий • Иван • Максим • Нестор • Николай • Степан • Терентий • Ангел,  Африкан, Валентина, Вил,  Евникия,  Иеракс, Иов, Кириак, Константин, Максим, Мануил, Нафанаил, Неонилла (Неонила),  Нит, Помпей, Сарвил,  Феврония, Феодул, Фотий.
По католическому календарю :
Анджей • Андрей • Елена • Лев •
Именины у
Параскевы, Арсения и Дмитрия.
Параскева (Прасковья) с греческого — «пятница, приготовление». 

Дмитрий с греческого — «принадлежащий богине Деметре». 

Арсений с греческого — «мужественный».
*
——————————————————————————————

————————————————

——————-

Великомученица Параскева, нареченная Пятницей (3 век).
 

 ** Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница (ок. 284-305).
Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III).

 * Мучеников Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (ок. 249-250).
Οἱ Ἅγιοι Τερέντιος καὶ Νεονίλλη καὶ τὰ τέκνα αὐτῶν

*

*
————————————-
Преподобный Стефан Савваит, творец канонов (9 век).
* Преподобного Стефана Савваита, творца канонов (после 870).
Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX).
Ὁ Ὅσιος Στέφανος ὁ Σαββαΐτης


Преподобный Стефан Савваит, творец канонов
     Подвизался в лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине и известен как церковный песнописец. Из его творений известны: канон Обрезанию Господню, преподобному Кириаку отшельнику и другим. Им было описано нападение на лавру сарацин в 796 г. Кончину его полагают после 807 г., по другим источникам — около 840 г.

Λόγιος μοναχὸς ὁ Ὅσιος Στέφανος στὴν Λαύρα τοῦ Ἁγίου Σάββα, ἔζησε τὸν 8ο αἰῶνα μ.Χ. Ἡ ἀσκητική του ζωή, συνοδευόταν ἀπὸ μεγάλη ἀγάπη στὴν μελέτη καὶ ἀπὸ τὴν ἀξιόλογη ἐπιδεξιότητα τῆς ἱερῆς ποίησης. Ἀγαποῦσε τοὺς ἀγῶνες γιὰ τὴν ὀρθόδοξη ἀλήθεια, καὶ πρόθυμα μετεῖχε στὸν πόλεμο κατὰ τῶν αἱρέσεων.
Συχνὰ ἀπέφευγε κάθε λογὴς ἀνθρώπινης ἐπικοινωνίας καὶ ζοῦσε ἐντελῶς μόνος σὲ διάφορα ἐρημικὰ μέρη. Ἐκεῖ ἀγαποῦσε νὰ παρατηρεῖ τὴ φύση καὶ νὰ μεταρσιώνεται μὲ τὴν προσευχή. Ἐπίσης χάϊδευε τὰ ἐλάφια, ποὺ τὸν πλησίαζαν συναισθανόμενα καὶ αὐτὰ τὴν ἀγαθότητα καὶ τὴν παιδικὴ ἀφέλεια τῆς ψυχῆς του.
Τέλος ὁ ἐρημοπολίτης Στέφανος ὁ Σαββαΐτης, βάσταξε καὶ τὰ βάρη τοῦ ἐπισκόπου, μετὰ ἀπὸ ἐπίμονες παρακλήσεις.
Πέθανε διδάσκοντας καὶ οἰκοδομώντας τὸν λαὸ μὲ τὸ χρηστό, ἄμεμπτο καὶ φιλάνθρωπο παράδειγμά του.

Тропарь преподобному Стефану Савваиту, творцу канонов
Тропарь, глас 8:
     Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Стефане премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 5:
     Воздержанием житие украси и страсти умертвив, посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане, и приложися к Богу, чудотворец показася, в вечней славе со ангелы ликуя, с ними же моли помиловати души наша.
Кондак, глас 4:
     Насадил еси добродетелей рай, и напоил еси токами слез твоих, яко жизни, всеславне, древо получив, спаси молитвами твоими от тли стадо твое, избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане, тя бо предстателя величайша, мудре, вси верою и любовию стяжахом.
Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας πίστεως.
Στέφος εἴληφας, τῆς εὐδοκίας, στέφος γέγονας, τῆς Ἐκκλησίας, ἐπωνύμως παναοίδιμε Στέφανε· σὺ γὰρ ἐνθέοις στεφόμενος χάρισι, δι’ εὐσεβείας ποικίλως διέπρεψας. Πάτερ Ὅσιε, Χριστὸν τὸν Θεὸν ἱκέτευε, δωρήσασθαι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.
Πεποικιλμένος τῷ στεφάνῳ τῆς ἀσκήσεως
Τὴν Ἐκκλησίαν τῷ σῷ βίῳ ἐστεφάνωσας
Ὤσπερ θεῖος Ἱεράρχης καὶ θεηγόρος.
Ἀλλ’ ὡς μύστης τῶν ἀρρήτων ἐπιλάμψεων
Μετανοίας φωτισμὸν Πάτερ πρυτάνευσον
Τοῖς βοῶσί σοι, χαίροις Ὅσιε Στέφανε.
Μεγαλυνάριον.
Χαίροις τὸ δοχεῖον τῶν ἀρετῶν, καὶ ἠθῶν ὁσίων, ὀ θεόφρων μυσταγωγός· χαίροις ἐγκρατείας, στηλογραφία ἔμπνους, Πατέρων εὐκοσμία, πάνσοφε Στέφανε.
*
————————————-
Святитель Арсений I, архиепископ Сербский (1266 г.).
 

 ** Святителя Арсения I, архиепископа Сербского (1266).
Ὁ Ἅγιος Ἀρσένιος Ἀρχιεπίσκοπος Σερβίας

*

*
————————————-
Преподобный Иов, игумен Почаевский (1651 г.).
 

Прп. Иов (фрагмент). Икона. Россия. Начало XX в. Местный ряд иконостаса Троицкого собора Успенской Почаевской Лавры.

Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651).

Память 6/19 мая, 28 августа/10 сентября и 28 октября/10 ноября
*

*
————————————-
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1709 г.).
 

 * Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).

Память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября и 23 мая/5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых)
*

*
————————————-
Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый (1853 г.).
 

Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853).
Св. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853).
Ὁ Ἅγιος Θεόφιλος ὁ Ἱερομάρτυρας ὁ δία Χριστὸν σαλός, ἐκ τῆς Λαύρας τῶν Σπηλαίων Κιέβου (Ρῶσος)


Дни памяти:
28 октября / 10 ноября; 4 / 27 июля.

*

*
————————————-
Мученики Африкан, Терентий, Максим, Помпий Карфагенские и иные 36 (3 век).
Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III).
Οἱ Ἅγιοι Τερέντιος, Ἀφρικανός, Μάξιμος, Πομπηΐος, Φωκᾶς καὶ ἄλλοι 36 Ἀφρικανοὶ Μάρτυρες


Страдание святого мученика Терентия и прочих с ним
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2372

Мученик Терентий Петрийский, Африканский, Карфагенский
    Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Помлием, Африканом, Максимом, Зиноном, Александром, Феодором и иными 33 мучениками при императоре Декии (249-251 гг.) в Африке.
     Во время гонения на христиан, сорок последователей Христа во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Правитель Африки, видя, что Терентий своим примером воодушевляет других, велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями — Африканом, Максимом и Помпием. А остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора предал жестоким мучениям. Несмотря на страдания, они мужественно исповедовали Христа, и Господь укреплял их. Святых мучеников привели в храм для принесения жертвы идолам, но Господь по их молитве разрушил и идолов и храм. Разъяренный правитель приказал обезглавить этих 36 святых мучеников.
     На св. мучеников Терентия, Максима, Африкана и Помпия, которые также отказались принести жертву идолу, наложили тяжелые оковы и морили в темнице голодом. Ночью Ангел Господень освободил от оков и напитал их. Тогда правитель приказал волхвам навести в темницу змей и всяких гадов, но они ползали у ног мучеников, не причиняя им вреда. После этого они были усечены мечом.

Тропарь мученикам
Тропарь, глас 4
     Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
Кондак, глас 2:
     Мученическая честная память прииде днесь, веселящи всяческая, Терентиа премудраго и дружины его. Тепле убо стецемся, да приимем исцеления: сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго, исцеляти нудуги душ наших.
Величание
     Величаем вас, страстотерпцы святии, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
*
————————————-
Священномученик Кириак, патриарх Иерусалимский (363 г.).
 

 Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363).
Священномучеников Кириака, патриарха Иерусалимского, и матери его, мученицы Анны (363);
Ὁ Ἅγιος Κυριακὸς ὁ Ἱερομάρτυρας

Сщмч. Кириак. Фреска. Афон (Ватопед).
Сщмч. Кириак. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.


Ὁ Ἅγιος αὐτὸς ἀφοῦ φανέρωσε τὸν Τίμιο Σταυρὸ στὴν Ἁγία Ἑλένη, κατόπιν ἀναδείχτηκε ἐπίσκοπος Ἱεροσολύμων.
Ὅταν τὸ 361 ὁ Ἰουλιανὸς ὁ Παραβάτης ἐκστράτευσε κατὰ τῶν Περσῶν καὶ πέρασε ἀπὸ τὴν Ἱερουσαλήμ, ἔμαθε γιὰ τὸν Κυριακὸ καὶ ἀφοῦ τὸν κράτησε τὸν ἀνάγκαζε νὰ θυσιάσει στὰ εἴδωλα. Ἀλλὰ ὁ Κυριακὸς, ὄχι μόνο δὲν θυσίασε ἀλλὰ καὶ ἤλεγξε τὸν Ἰουλιανό. Τότε αὐτὸς τοῦ ἔκοψε τὸ δεξὶ χέρι. Κατόπιν ἔχυσε καυτὸ μολύβι στὸ στόμα του καὶ τὸν ἔβαλε νὰ πλαγιάσει σὲ χάλκινο πυρακτωμένο κρεβάτι. Ἔπειτα τὸν ἔβαλαν μέσα σ’ ἕνα καζάνι, ποὺ ἦταν γεμάτο μὲ βραστὸ λάδι.
Ἐκεῖ τὸν κάρφωσαν μὲ ἀκόντιο καὶ ἔτσι μαρτυρικά, ἀλλὰ ἔνδοξα παρέδωσε τὸ πνεῦμα του.

Ἡ Ἁγία Ἄννα μητέρα τοῦ Ἁγίου Κυριακοῦ    
Ἡ Ἁγία Ἄννα, μητέρα τοῦ Ἁγίου Κυριακοῦ, ὅταν ἔμαθε τὰ μαρτύρια τοῦ γιοῦ της, ἔτρεξε νὰ τὸν δεῖ καὶ νὰ τὸν ἐνθαρρύνει.
Τότε συνελήφθη καὶ αὐτή, καὶ ἀφοῦ τὴν κρέμασαν ἀπὸ τὶς τρίχες τῆς κεφαλῆς της, τὴν ἔκαψαν ζωντανὴ μὲ ἀναμμένες λαμπάδες.
*
————————————-
Преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский (6 век).
 

Преподобный Иоанн Хозевит

 Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI).

Преподобный Иоанн Хозевит
Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.


Память преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=934
*
————————————-
Священномученик Неофит, епископ Урбнисский (7 век)(Груз.).
Сщмч. Неофита, епископа Урбнисского (587).
Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.).

 —
Священномученик Неофит Урбнийский, епископ
    До обращения в христианство был персидским военачальником. Во время похода на Грузию он был послан своим султаном Ахметом в обитель св. Шио с дарами для иноков и с просьбой помолиться о нем Богу. Приближаясь к обители, св. Неофит увидел множество небесных сил, парящих в воздухе. Как видение, так и ознакомление с жизнью иноков расположило его принять святое крещение.
     Вскоре святой был пострижен в монашество. Проводя девственную жизнь, постом и молитвой он так прославился, что был поставлен настоятелем обители. Впоследствии за свою святую жизнь он был поставлен епископом на Урбнисскую кафедру, обуреваемую идолопоклонниками. Достигнув ревностной проповедью быстрого уничтожения огнепоклонства, св. Неофит этим возбудил против себя языческих магов, и они побили св. епископа камнями. Мученическая кончина св. Неофита последовала в 642 г.
     Мощи его (часть их) были перенесены в обитель св. Шио и положены под престолом главного храма.

Тропарь мученику Неофиту
Тропарь, глас 4:
    Мученик Твой, Господи, Неофит во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша.
*
————————————-
Свт. Афанасий I, Патриарх Константинопольский (Афон.) (после 1311 г.).
Свт. Афанасия I, патр. Константинопольского (Греч.).
Ὁ Ὅσιος Ἀθανάσιος ὁ Α’ Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως

 —
память  24 октября/6 ноября , 28 октября/10 ноября, ум. после 1311 г.
*

*
————————————-
Священномученик Иоанн пресвитер (1918 г.).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Священномученика Иоанна (Виленского) пресвитера, Ярославского (1918).
Виленский Иоанн, священник, священномученик;

*
————————————-
Преподобного Нестора некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
*

*

*
————————————
Свт. Фирмалиана, еп. Кесарии Каппадокийской, и прп. Малхиона, пресв.
Преподобных Фирмилиана, архиепископа Кесарийского и Мелхиона пресвитера (ок. 250).
Οἱ Ὅσιοι Φιρμιλιανὸς καὶ Μελχίων


Ὁ Ὅσιος Φιρμιλιανὸς ἦταν Ἀρχιεπίσκοπος Καισαρείας καὶ ὁ Ὅσιος Μελχίων Πρεσβύτερος Ἀντιοχείας
Καὶ οἱ δυὸ ἀγωνίστηκαν κατὰ τῶν αἱρετικῶν. Τὸν Φιρμιλιανὸ ἀναφέρει μὲ στοργὴ ὁ Μέγας Βασίλειος.
Σὲ Σύνοδο, ποὺ ὁ Ἀρχιεπίσκοπος αὐτὸς συγκάλεσε στὸ Ἰκόνιο, ἀποφασίστηκε νὰ βαπτίζονται οἱ αἱρετικοί, ποὺ ἤθελαν νὰ προσέλθουν στὴν ἀληθινὴ Ἐκκλησία.
*
————————————-
Св. Февронии, дщери имп. Ираклия.
Св. Февронии, дочери царя Ираклия (632).
Ἡ Ἁγία Φεβρωνία


Αὐτὴ ἦταν θυγατέρα τοῦ βασιλιὰ τοῦ Βυζαντίου Ἡρακλείου (610 – 641).
Ἀφοῦ ἔζησε μὲ πνεῦμα Θεοῦ, ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
—————————————
Новосщмч. свящ. Михаила (Лекторского) (1921).
Св. Арсения Каппадокийского (1924).
Св.  Нафанаила;
Прав. Параскевы, девы Пириминской, Пинежской.

*
——————————————
Покров Божией Матери (Греч.).
Μνήμη Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου

Μνήμη Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου


Εορταζόμενο όνομα:     Νεφέλη
Διαβάζουμε: «Τῇ αὕτῃ ἡμέρᾳ τὴν ἀνάμνησιν ποιούμεθα τῆς Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας ἤτοι τοῦ ἱεροῦ αὐτῆς Μαφορίου, τοῦ ἐν τῷ σορῷ τοῦ Ἱεροῦ Ναοῦ τῶν Βλαχερνῶν, ὄτε ὁ Ὅσιος Ἀνδρέας ὁ διὰ Χριστὸν σαλὸς κατεῖδεν ἐφηπλωμένην αὐτὴν ἄνωθεν καὶ πάντας τοὺς εὐσεβεῖς περισκέπουσαν».
Λόγω τῶν πολλῶν θαυμάτων ἀπὸ τὴν Παναγία, ποὺ ἀνέφεραν οἱ Ἕλληνες στρατιῶτες στὸν Ἑλληνοϊταλικὸ πόλεμο τὸ 1940, ἡ Ἱερὰ Συνοδὸς τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος μὲ ἀπόφασή της τὸ 1952, καθιέρωσε νὰ ἑορτάζεται ἡ Ἅγια Σκέπη τῆς Θεοτόκου ἀντὶ γιὰ τὴν 1η Ὀκτωβρίου, στὶς 28 Ὀκτωβρίου.
Ἡ ἑορτὴ τῆς Ἅγιας Σκέπης τῆς Θεοτόκου ἡ ὁποία τελοῦνταν ἀπὸ παλαιότατων χρόνων τὴν 1η Ὀκτωβρίου, ἦταν ἀνάμνηση τοῦ θαύματος τὸ ὁποῖο εἶδε ὁ Ὅσιος Ἀνδρέας. Κατὰ τὴ διάρκεια μιᾶς ἀγρυπνίας στὸ παρεκκλήσι τῆς «Ἅγιας Σοροῦ» τοῦ ναοῦ τῶν Βλαχερνῶν στὴν Κωνσταντινούπολη, ὁ Ὅσιος Ἀνδρέας εἶδε τὴν Θεοτόκο νὰ προχωράει ἀπὸ τὶς βασιλικὲς πύλες πρὸς τὸ θυσιαστήριο ἀνάμεσα σὲ λευκοφορους ἅγιους, ἀπὸ τοὺς ὁποίους ξεχώριζαν ὁ Ἅγιος Ἰωάννης ὁ Πρόδρομος καὶ ὁ Ἅγιος Ἰωάννης ὁ Θεολόγος. Ὅταν ἔφθασε στὸ θυσιαστήριο γονάτισε καὶ προσευχόταν γιὰ πολλὴ ὥρα, κλαίγοντας καὶ παρακάλωντας τὸν Υἱό της γιὰ τὴν σωτήρια του κόσμου. Ὅταν ὁλοκλήρωσε τὴν δέησή της, ἔβγαλε ἀπὸ τὸ κεφάλι της τὸ ἀστραφτερὸ μαφόριο, ποὺ φοροῦσε καὶ μὲ μία κινήση τὸ ἅπλωσε σὰν σκεπὴ ἐπάνω ἀπὸ τὸ ἐκκλησίασμα. Ἔτσι ἁπλωμένο τὸ ἔβλεπε γιὰ ἀρκετὴ ὥρα ὁ Ὅσιος Ἀνδρέας μαζὶ μὲ τὸν Ἐπιφανιο, ποὺ τὸν συνόδευε. Ὅσο φαινόταν ἐκεῖ ἡ Θεοτόκος, φαινόταν καὶ ἡ ἱερὴ ἐσθήτα νὰ σκορπίζει τὴ Χάρη της. Ὅταν ἐκείνη ἄρχισε νὰ ἀνεβαίνει πρὸς τὸν οὐρανό, ἄρχισε καὶ ἡ Θεία Σκέπη νὰ συστέλλεται καὶ σιγὰ – σιγὰ νὰ χάνεται. Τὸ ἱερὸ αὐτὸ μαφόριο ποὺ φυλασσόταν ἐκεῖ συμβόλιζε τὴν Χάρη καὶ τὴν προστασία ποὺ παρέχει ἡ Παναγία στοὺς πιστοὺς.

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Τῆς Σκέπης σου Παρθένε ἀνυμνοῦμεν τὰς χάριτας, ἣν ὡς φωτοφόρον νεφέλην ἐφαπλοῖς ὑπὲρ ἔννοιαν, καὶ σκέπεις τὸν λαόν σου νοερῶς, ἐκ πάσης τῶν ἐχθρῶν ἐπιβουλῆς· σὲ γὰρ σκέπην καὶ προστάτιν καὶ βοηθόν, κεκτήμεθα βοῶντές σοι· δόξα τοῖς μεγαλείοις σου Ἁγνή, δόξα τῇ θείᾳ σκέπῃ σου, δόξα τῇ πρὸς ἡμᾶς σου προμηθείᾳ Ἄχραντε.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.
Ὥσπερ νεφέλη ἀγλαὼς ἐπισκιάζουσα
Τῆς Ἐκκλησίας τὰ πληρώματα Πανάχραντε,
Ἐν τῇ πόλει πάλαι ὤφθης τῇ βασιλίδι.
Ἀλλ’ ὡς σκέπη τοῦ λαοῦ σου καὶ ὑπέρμαχος
Περισκέπασον ἡμᾶς ἐκ πάσης θλίψεως
Τοὺς κραυγάζοντας, χαῖρε Σκέπη ὁλόφωτε.
Μεγαλυνάριον.
Σκέπης σου τρυγῶντες τὰς δωρεάς, καὶ τὰς καθ’ ἑκάστην, Θεονύμφευτε παροχάς, ὑμνοῦμεν Παρθένε, τὴν σὴν μεγαλωσύνην, τὴν πρὸς ἡμᾶς σου πρόνοιαν, μεγαλύνοντες.
*
——————————————-
Мучеников Ангелия, Мануила, Георгия и Николая Критских (1824).
Новомчч. Ангелия, Мануила, Георгия и Николая, Критских (Греч.).
Οἱ Ἅγιοι Ἀγγελῆς, Μανουῆλ, Γεώργιος καὶ Νικόλαος οἱ Νεομάρτυρες ἐκ Μελάμπων Κρήτης    28 / 10 / 1824

Οἱ Ἅγιοι Ἀγγελῆς, Μανουῆλ, Γεώργιος καὶ Νικόλαος οἱ Νεομάρτυρες ἐκ Μελάμπων Κρήτης


Ὅλοι γεννήθηκαν στὸ χωριὸ Μέλαμπες Ρεθύμνου Κρήτης, ἀπὸ γονεῖς εὐσεβεῖς χριστιανούς.
Ὁ Ἀγγελῆς καὶ ὁ Μανουῆλ ἦταν γνήσια ἀδέλφια, γιοὶ τοῦ Ἰωάννη Ρετζέπη. Ὁ Γεώργιος ἦταν γιὸς τοῦ Κωνσταντίνου Ρετζέπη. Ὁ Νικόλαος ἦταν γιὸς κάποιου ἄλλου, Ἰωάννη Ρετζέπη.
Ὅλοι δηλαδὴ ἦταν ἀπὸ τὴν ἴδια οἰκογένεια, πλούσιοι, διακεκριμένοι γιὰ τὴν ἀνδρεία τους, ἔγγαμοι μὲ παιδιὰ καὶ ἀπολάμβαναν ὅλα τὰ προνόμια τῶν Μωαμεθανῶν, διότι ὑποκρίνονταν τοὺς Τούρκους.
Τὸ 1821 ὅμως, συντάχθηκαν μὲ τοὺς χριστιανοὺς καὶ πολέμησαν γενναία γιὰ τὴν ἐλευθερία τῆς πατρίδας. Ὅταν ἐπέστρεψαν στὴ γενέτειρά τους καὶ πῆγαν νὰ πληρώσουν τοὺς καθιερωμένους φόρους στοὺς ἐντεταλμένους Τούρκους, τοὺς κατάγγειλαν σὰν ἀποστάτες τοῦ Μουσουλμανισμοῦ στὸν Μεχμὲτ Πασᾶ τοῦ Ρεθύμνου.
Συλλήφθηκαν καὶ ὁδηγήθηκαν δεμένοι στὴν πόλη αὐτή. Ἐπειδὴ ὅμως δὲν ὑπέκυψαν στὶς κολακεῖες τῶν τυράννων καὶ ἔμειναν σταθεροὶ στὴν πίστη τους, βασανίστηκαν μὲ τὸν πιὸ φρικτὸ τρόπο.
Τελικὰ στὶς 28 Ὀκτωβρίου 1824 τοὺς ἀποκεφάλισαν μπροστὰ στὴν «Μεγάλη Πόρτα» τοῦ Ρεθύμνου. Οἱ τρεῖς κάρες ἀπ’ αὐτοὺς τοὺς Νεομάρτυρες, φυλάσσονται στὸν Ναὸ τῶν τεσσάρων μαρτύρων στὸ Ρέθυμνο.

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’.
Τῆς Κρήτης γεννήματα καὶ Λάμπης θρέμματα, τοὺς τετραρίθμους Νεομάρτυρας ἀνευφημήσωμεν, Γεώργιον, Ἀγγελῆν, Μανουῆλ καὶ Νικόλαον, οὗτοι γὰρ διὰ πίστιν τοῦ Κυρίου σφαγέντες, τὸ αἷμα αὐτῶν ἐθελουσίως ἐν τῇ Ρεθύμνῃ ἐξέχεαν, διὸ καὶ παρρησίαν ἔχοντες πρὸς Χριστόν, πρεσβεύουσιν ἀεί, ὑπὲρ τῶν ψυχῶν ἡμῶν.
*
——————————————————————————————

————————————————

—————


Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

—————————
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой  http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Журнал «Самиздат»:
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур «Русский Народный Календарь», Э. Бондаренко «Праздники Христианской Руси»
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/
Sibnet • Форум
http://forum.sibnet.ru/index.php?s=5fba39fe09828e897bae7021be7434ff&act=idx
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Куйбышевский форум
http://www.kainsksib.ru/123/index.php?act=idx
Славянские и православные праздники и обряды.
http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.html
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://www.abc-people.com/event/crush.php#today
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
БОГУСЛАВА
http://boguslava.in.ua/?ch=intro
РОДНОВЕРЫ НОГИНСКА
http://rodnoverie.narod2.ru/
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
http://www.pravenc.ru/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Источники:
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 — М: 1995;
Нечистая, невѣдомая и крестная сила, Максимов С. В. — С-Пб: 1903;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. — М.: Рипол-классик, 2009;
Приметы, обычаи и пословицы в пяти волостях Нижегородского уезда. Священник А.Борисовский Нижегородский статистический комитет, 1870 – http://www.trust.narod.ru;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. — К: Т-во «Знання України», 1993;
Календарь Праздников, Праздники Сербии – www.calend.ru/holidays;
Информатор: Ботвиньева Анна Павловна, 1909-1991 гг., урожд.: с.Солдатское, Ст.-Оскольский р-н, Белгородской обл. — с.Солдатское, 1979 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Льдинка холодинка на новогоднем празднике
  • Лучшие тосты на праздник
  • Львенок на праздник
  • Лучшие сценки на праздник осени
  • Лыткарино детские праздники