Логика построения сценария

Работа по теме: kursovaya_po_tu. Глава: 1.2.3 Создание базовой логики сценариев. ВУЗ: МГУПС МИИТ.

Существует
несколько методов создания базовой
логики сценариев. Их можно разделить
индуктивные и дедуктивные. Среди
индуктивных наиболее известны метод
«знаковых» событий и метод модификации
официального будущего. К дедуктивным
относится метод построения сценарных
матриц.

Метод
«знаковых» событий предполагает поиск
ответов на такие вопросы:

    • какие
      наиболее важные события могут повлиять
      на наш бизнес;

    • к
      чему могут привести такие события;

    • какая
      вероятная цепочка обстоятельств может
      привести к таким событиям;

Из
ответов на эти вопросы команда может
построить схемы, карты, описание историй
будущего, которые определят многие
стратегические решения настоящего.
Такой подход требует чрезвычайно высокой
открытости мышления и хороших творческих
возможностей у членов команды.

Техника
модификации «официального будущего»
основана на выделении наиболее важных
компонентов из официальных планов и
программ, аналитических материалов и
прогнозов. Из них выделяется официальная
трактовка движущих сил и неопределенностей.
После этого, проводится мозговой штурм,
в котором рассматриваются другие версии,
отличающиеся от «официальных историй»
о будущем.

Построение
сценарных матриц может осуществляться
в разных вариантах. Наиболее простыми
и популярными являются техники GBU и
BEAR. В первом методе сценарии фокусируются
вокруг наиболее желательных, нежелательных
и опасных вариантах развития событий.
BEAR метод концентрируется на уровнях
изменений: низком, среднем и высоком —
в экономике, демографических особенностях,
потребительском спросе и т.д. Часто
используемой разновидностью также
является построение «два на два»
сценарных матриц. Например, на развитие
пивной отрасли влияют отношение населения
к потреблению данного вида алкогольных
напитков и, с другой стороны, законодательная
база, регулирующая международную и
внутреннюю торговлю. На развитие
современной образовательной индустрии
— два таких неопределенных фактора, как
общий уровень развития экономики и
отношение населения к получению высшего
образования (рисунок 1). По комбинациям
указанных факторов нашими клиентами
были выделены четыре сценария, которые
далее наращивались другими значимыми
факторами — политическими изменениями,
изменчивым экономическим ростом,
результатами реформ, созданием новых
образовательных технологий, которые
влияют на развитие отраслей и будут
по-разному меняться в будущем, определяя
разные конфигурации сценариев. С другой
стороны, в указанные сценарии были
включены также и важные предопределенные
элементы, например, демографические
тренды, изменение структуры семейных
расходов в связи с ростом доходов. Таким
образом, используя сочетание метода
«знаковых событий» и «матричного
метода», были построены четыре сценария
с учетом восьми параметров. Практика
показывает, что иногда очевидно, как
неопределенности и движущие силы должны
включаться в разворачивание сценариев,
иногда нет.

Построение
логики сценариев является творческим
процессом. Здесь очень важным является
квалификация консультантов, их опыт в
использовании разных теоретических
конструктов и методологии в помощи
клиентской команде в построении новых
ментальных моделей и каркасов историй.

Рис.1.
Промежуточная матрица сценариев развития
высшего образования в Лапутании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Структура сценария — это не мифология или спасение котика.  Это основные инструменты, c  помощью которых сценарист может рассказать свою историю. Все эти типы структуры применимы к любому жанру.

Попробуем разрушить некоторые стереотипы и предложить приемы, которые вы сможете взять на вооружение.

Будем честны. Даже если разрушить все до основания, история все-равно будет иметь начало, середину и конец. Это структура, которой следовали с тех пор, как древние люди рассказывали истории вокруг костра или создавали наскальные рисунки, изображающие сюжеты охоты на добычу (начало), противостояние добыче (середина) и победу над ней (конец). Больше о том, что такое трехактная структура >>>>>

Трехактная структура в кино —  простая и понятная структура, которой следуют большинство фильмов, независимо от того, что потом говорят об этом эксперты и критики. Есть экспозиция, конфронтация и развязка. Четырех, пяти и семи-актные структуры, как и другие варианты для телевизионных фильмов, просто продолжают трехактную структуру.

Девять структур, которые приводятся ниже, тоже разбиваются на три акта, просто в каждой это работает по-разному.

Когда автор решает использовать трехактную структуру, он предлагает самый простой и доступный для аудитории сюжет.

Каждая сцена имеет значение.

Каждая сцена переходит к следующей, двигая историю вперед с естественным развитием — без каких-то дополнительных приемов. Существует экспозиция персонажей и мира, далее следует конфликт, с которым они вынуждены столкнуться, и в конце все приходит к развязке. 

Вместо того, чтобы создавать сценарий только с использованием самых важных частей истории, как это делают в трехактной структуре, можно представить свою историю в непрерывном повествовании и реальном времени.

Примеры:

  • 12 Разгневанных мужчин  (1956 ) 
  • Мой ужин с Андре ( 1981 ) 
  • В последний момент ( 1995 ) 
  • Потерянный рейс ( 2006 ) 
  • Ровно в полдень  (1952 ) 

Нет перерывов в повествовании, нет флэшбэков, нет срезок, нет пробросов времени или чего-то подобного.

История представлена цельной и неотфильтрованной. Каждая мелочь важна, и сценаристы, которые применяют эту структуру к своим историям, должны это понимать.

Эти типы сценариев сложны, поэтому сценаристу часто приходится искать возможности, чтобы управлять действием и мотивацией персонажей. Обратный отсчет времени – лучший инструмент в данном случае.

Если посмотреть на фильм «Ровно в полдень» и, особенно, на «В последний момент», то видно, что действие и драма превращаются в единый механизм из-за эффекта тикающих часов.

В фильме «Ровно в полдень» в определённое время что-то произойдет и маршал должен успеть подготовиться.

А в фильме  «В последний момент» отец вынужден выполнять то, что говорит злодей, если он хочет снова увидеть свою дочь. Часы в прямом смысле тикают.

Ровно в полдень ( 1952 )

Ровно в полдень ( 1952 )

Если решите рассказать свою историю в формате структуры реального времени, имейте в виду — ни одна секунда в выбранный момент жизни персонажа не может быть упущена.

Преимущество этой структуры в том, что напряженность истории постоянно растет и выглядит намного более убедительно. Особенно, если сценаристу удалось сделать все честно.

Это, пожалуй, одна из самых сложных структур. В ней несколько различных историй смешиваются вместе.

Примеры: 

  • Нетерпимость  ( 1916) 
  • Фонтан ( 2006 ) 
  • Облачный атлас ( 2012 ) 
  • Крестный отец 2 ( 1974 ) 

Эти фильмы охватывают одновременно несколько историй, которые могут происходить в разное время.

Все эти истории объединены темами, эмоциями, смыслом, но не всегда связаны напрямую. События одной истории не всегда влияют на остальные.

Единственная связь между ними —  общие темы, эмоции и смыслы. Кроме этого, возможно использование одних и тех же актеров для отображения разных персонажей, демонстрация одинаковых мест в разные периоды времени и т. д.

Магия заключается в том, что у аудитории создается ощущение, что жизнь во Вселенной каким-то образом связана.

Если решите связать сюжетные линии, как это сделал Фрэнсис Форд Коппола во второй части Крестного отца, то каждая история будет иметь более глубокий смысл. Когда мы видим подъем власти Майкла Корлеоне …

Крестный отец 2 ( 1974 )

Крестный отец 2 ( 1974 )

… в сочетании с более коварным и незаметным подъемом власти его отца …

Крестный отец 2 ( 1974 )

Крестный отец 2 ( 1974 )

… начинаем ощущать двойственность этих историй, которые могли бы существовать в других разных фильмах сами по себе.

Решите вы связывать истории из нескольких хронологий или нет, эта структура в любом случае предполагает выход за рамки обычного повествования.

Истории со взаимосвязанной структурой работают по принципу домино. Каждая кость домино падает, заставляя падать следующую и следующую, и следующую, и так до конца.

Примеры: 

  • Магнолия ( 1999 ) 
  • Столкновение ( 2004 ) 
  • Вавилон ( 2006 ) 

Некоторые истории, которые были в фильмах «Магнолия», «Столкновение» и «Вавилон», похожи на фильмы, созданные по структуре множества сюжетных линий. Но отличие заключается в том, что все истории связаны между собой как несколько разных рядов падающих домино. Они взаимодействуют друг с другом так, что вместе приводят к развязке. События каждой отдельной линии ведут всю историю фильма целиком.

Этот тип структуры дает аудитории ощущение того, что наши жизни могут быть невероятно взаимосвязаны. Причины и следствия поступков, могут иметь параллельные причины и следствия в жизни других людей.

В «Магнолии» Пол Томас Андерсон создал историю, в которой восемь персонажей и их рассказы медленно соединяются по мере развития сюжета.

Магнолия ( 1999)

Магнолия ( 1999)

Главным в структуре взаимосвязей является то, что к концу каждый сюжет и персонаж должны мастерски воздействовать на других, и если удалить одну сюжетную линию или персонажа, то вся история целиком не сработает.

Сценарий со структурой взаимосвязей делает чтение сценария невероятно увлекательным, так как захватывает читателя с самого начала, он задается вопросом, действительно ли эти истории и персонажи связаны между собой.

Возможно, вы не слышали о такой структуре, но на самом деле она распространена больше, чем кажется на первый взгляд.

Примеры: 

  • Бойцовский клуб ( 1999 ) 
  • Казино ( 1995 ) 
  • Красота по-американски  ( 1999 ) 
  • Славные парни ( 2016 ) 
  • Форест Гамп ( 1994 ) 
  • Интервью с вампиром ( 1994 ) 
  • Гражданин Кейн ( 1941 ) 

Эта структура пришла в Голливуд из России, основываясь на терминах, которые возникли из русского формализма и используются в нарратологии, где создается повествовательное построение сюжета.

Фабула —  сама история, а сюжет —  повествование и то, как устроена история.

Эта специфическая структура, используемая американским кино,  она имеет оригинальную организацию, сначала демонстрируя конец.  А уже после экспозиции, которая представлена финалом фильма зрители видят, как герои туда попали.

«Гражданин Кейн» начинается со смерти главного персонажа, когда он бормочет «Роузбуд» на смертном одре. Жизнь затем представлена через воспоминания, с вкраплениями журналистских расследований жизни Кейна.

Гражданин Кейн ( 1941 )

Гражданин Кейн ( 1941 )

Фабула фильма — это реальная история о жизни Кейна, как это происходило в хронологическом порядке. В то же время сюжет — это то, как рассказывается история на протяжении всего фильма.

«Форрест Гамп» открывается почти финалом истории, когда Форрест ждет автобуса. Зритель изучает фабулу через воспоминания, когда он рассказывает спутникам на автобусной остановке о некоторых историях из жизни. 

Сюжет присутствует в сценах, когда автобусная остановка переплетается с этими историями о жизни. Если бы фильм был представлен в трехактной структуре, мы бы встретились с Форрестом Гампом в детстве и дошли до того момента, когда он сидит на автобусной остановке. Сцены с Форрестом, где он разговаривает с людьми на остановке, были бы лишними, а голос за кадром можно было бы не использовать.

Форрест Гамп (1994)

Форрест Гамп (1994)

«Интервью с вампиром» начинается со знакомства с вампиром Луи, с которым беседует Маллой. Луи вспоминает о днях в качестве вампира за сотни лет до этого момента, прожитых с его создателем Лестатом. Это и есть фабула истории, а события интервью представляют собой сюжет. События истории (фабула) сами существуют, независимо от того, как их рассказывать (сюжет).

Интервью с вампиром ( 1994 )

Интервью с вампиром ( 1994 )

Это уникальная структура, которая часто используется в реальных историях, но также может быть креативно применена к вымышленным. 

Структура Фабула/Сюжет дает дополнительное ощущение повествования и оправдывает использование закадрового голоса. Поэтому, если нужен голос за кадром в сценарии, один из лучших способов сделать это — написать сценарий по структуре Фабула / Сюжет.

Больше о том, что такое структура в материале что такое акт в сценарии >>>>>.  Во второй части статьи разберем структуры:

  • С реверсивной драматургией
  • Расёмон
  • Цикличная (круговая)
  • Нелинейная
  • Сновидений

Перевод статьи Кена Миямото сценарного ридера и аналитика компании Sony Pictures, оригинал статьи

Перевод статьи: Илья Глазунов, Вадим Комиссарук

Читать вторую часть >>>>

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ловушка времени сценарий
  • Лобстер сценарий фильма
  • Лобачева проджект детские праздники цены
  • Лобачева проджект детские праздники отзывы
  • Лишний на празднике айрин