Логопедическое занятие праздник елки

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Здравствуй, здравствуй  Новый год!» Коррекционно-обр

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Здравствуй, здравствуй  Новый год!»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах), слоговой структуры слова, элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, связной речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств. Воспитание доброжелательности, желания быть справедливыми.

Оборудование. Картина «У елки», игра «Украсим елку», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, цветные флажки по числу детей, предметные картинки с изображениями елочных игрушек для организационного момента, конфетти, разноцветные флажки, игрушка-пони, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, еловая ветка.

Предварительная работа. Рассматривание елочных игрушек и украшений. Участие в украшении елки в группе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет к столику, на котором уже лежат предметные картинки.

Логопед. Скоро Новый год. Вы уже украсили елку в группе, рассмотрели елочные игрушки на ней. На карточках перед вами тоже елочные игрушки. Сейчас сядет тот, у кого на карточке два шара.

Ребенок садится.

Логопед. Теперь тот, у кого — три шара.

Ребенок садится.

Логопед. Можно сесть тому, у кого на карточке четыре шишки, а потом тому, у кого пять шишек.

Дети садятся.

2. Работа в тетради.

Логопед. А теперь мы украсим елочку у вас в тетради. Сначала обведите ее по точкам простым карандашом, а потом нарисуйте шары на ней.

Дети рисуют.

Логопед. Теперь раскрасьте шары разными карандашами. И наконец, раскрасьте елочку зеленым карандашом.

Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и раздает мелкие наклейки, которые тоже можно наклеить на елку.

3. Дыхательное упражнение «Разноцветный снег».

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. На новогоднем празднике у елки всегда весело, звучит музыка, кружатся конфетти, разноцветный «снег». Сейчас я насыплю конфетти вам на ладошки, а вы подуете так, чтобы этот разноцветный снег закружился в воздухе. Помните, дуть нужно, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Упражнение выполняется 2—3 раза.

4. Рассматривание картины «У елки». Беседа по ней.

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит картина «У елки».

Логопед. Кого вы видите на картине?

Дети. Деда Мороза и детей.

Логопед. Какой праздник они отмечают?

Дети. Новый год.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Они около елки.

Логопед. Какая елка?

Дети. Зеленая, пушистая, нарядная.

Логопед. Что вы видите на елке?

Дети. Шарики, бусы, рыбку, цыпленка.

Логопед. Какие игрушки?

Дети. Красивые, блестящие, стеклянные.

Логопед. Давайте попробуем повторить все, что говорилось о елочке. Елочка зеленая, пушистая, колючая. На ней висят разноцветные блестящие бусы и шары.

Дети по очереди повторяют рассказ о елочке.

Логопед. Что делают дети на елке?

Дети. Поют и танцуют.

Логопед. Какое у них настроение? Им грустно или весело?

Дети. Им весело, они улыбаются.

Логопед. Посмотрите на Деда Мороза. Он высокий, в красной шубе с белым воротником. У него белые борода и усы, красные щеки и нос. Он принес детям подарки. Попробуйте по­вторить рассказ про Деда Мороза. Не забудьте описать, какой он, какие у него шуба, борода и усы, щеки и нос, рассказать, что он принес детям.

Дети повторяют рассказ по очереди. Логопед предлагает им оценить работу друг друга и выбрать лучший рассказ.

5. Подвижная игра «Снежная баба».

Логопед приглашает детей выйти на ковер. Дети образуют круг. Логопед выполняет движения вместе с детьми, дети договаривают слова и фразы.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот,

«Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Грозят указательным пальцем сначала правой рукой, потом — левой.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой на дворе!»

Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.

И. Демьянов

6. Общая артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Мостик» и «Длинный язычок». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывать соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражне­ния и оценивают работу друг друга.

1. Игра «Украсим елочку».

Логопед приглашает детей сесть на стульчики перед мольбертом, на котором находится игровое поле — большое изображение неукрашенной елочки с произвольно наклеенными на ветки липучками. На липучках закреплены предметные картинки с изображением елочных игрушек.

Логопед. Вот какая елочка. Что вы видите на ней?

1-й ребенок. Снеговика.

2-й ребенок. Лисичку.

3-й ребенок. Мишку.

4-й ребенок. Лягушку.

1-й ребенок. Рыбку.

2-й ребенок. Шишку.

3-й ребенок. Кораблик.

4-й ребенок. Шарик.

Логопед. Рядом с какой игрушкой висит лисичка?

Дети. Рядом с шишкой.

Логопед. Над чем висит снеговик?

Дети. Над корабликом.

Логопед. Где висит рыбка?

Дети. Под шариком.

Логопед. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу некоторые игрушки.

Дети закрывают глаза, логопед убирает лисичку и кораблик.

Логопед. Откройте глаза. Чего не стало?

Дети. Лисички и кораблика.

Логопед. Теперь вы снова закроете глаза, а я повешу на их место другие игрушки.

Дети закрывают глаза, логопед вешает на елку грушу и кораблик.

Логопед. Откройте глаза. Какие новые игрушки вы видите?

Дети. Грушу и кораблик.

8. Упражнение «Приятный запах».

Логопед убирает игру и достает еловую веточку.

Логопед. Вы знаете, как вкусно пахнет еловая веточка? Она пахнет зеленью, лесом, свежестью. Давайте понюхаем ее. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. По моей команде вы сделаете вдох, понюхаете ве­точку, а потом выдохнете и на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах!»

Логопед выполняет упражнение с каждым из детей.

9. Упражнение «Подними флажок».

Логопед предлагает детям вновь сесть на стульчики и раздает им цветные флажки.

Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с новым гласным звуком. Посмотрите, это маленькая лошадка-пони (показывает игрушку). Она умеет тоненько ржать: и-и-и! Сделайте «Улыбку» и спойте этот звук вместе с пони и со мной.

Дети поют.

Логопед. А теперь я буду петь звуки, а вы будете поднимать флажки только тогда, когда услышите И.

Логопед поет ряд звуков: у, а, о, и, у, и, а, о, и, о.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

10. Окончание занятия. Логопед предлагает детям вспомнить о том, где они побывали, чем занимались, рассказать, что им понравилось. Дети рассказывают, делятся самыми яркими впечатлениями от прошедшего занятия, объясняют, почему им одно понравилось больше другого. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка.

Цели:

  • Развитие эмоциональной сферы, выразительности речи.
  • Создание предпосылок для формирования связной речи.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

  • расширение пассивного и активного словаря по теме «Праздник — Новый год»;
  • учить подбирать слова-признаки к существительным;
  • слова-синонимы;

2) коррекционно-развивающие:

  • формировать правильное речевое дыхание;
  • использование предлогов: на, под;
  • развивать умение произносить трёхсложные слова;
  • формировать умение воспроизводить стихотворение быстро, медленно в соответствии с заданным темпом;

3) коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям;
  • развивать эмоциональную сферу, просодику: выразительность жестов, движений.

Оборудование: Д/И «Дед Мороз и Снегурка», «Нарядим ёлочку у мишки», «Соберём бусы», на дыхание «Катаемся с горки», три снежинки.

Ход занятия

Направление коррекционной работы. Название и содержание этапов занятия.

 Воспитание положительного отношения к занятию

I. Оргмомент. Настрой на занятие.

1. — Здравствуй, Алина!

— Ты хочешь сходить в гости к Деду Морозу? А вот и он!

Послушай, что он говорит: Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

На улице кругом бело,

Все тропинки замело.

Настрой на занятие

2. Сообщение темы занятия

Какое сейчас время года? (Зима)

— Алина, ты знаешь, что зимой бывает не только снег, но и большой праздник. Какой праздник? (Новый год)

— Праздник – это веселье, радость, счастье. Люди друг друга поздравляют, даря подарки, танцуют, поют песни. Люди веселятся, празднуют, радуются.

Развитие артикуляционного аппарата.

3. Самомассаж языка с движениями рук

Чтобы хорошо слушать Деда Мороза – потрем ушки, чтобы хорошо видеть – погладим глазки, чтобы ручки хорошо работали – поглади ручки: Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ручки щекотать.

Наши ручки непростые,

Наши ручки золотые, замечательные.

— Язычок погладим ласково губами;

— А теперь постукаем бережно губами;

— Язычок погладим ласково зубами;

— Язычок похлопаем ласково зубами;

— И опять погладим ласково зубами;

— А потом похлопаем мы его губами;

— И в конце погладим ласково губами.

4. Артикуляционная гимнастика:

— «Лопаточка»: Язык лопаткой положи,

И спокойно подержи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык можно убирать.

— «Лопаточка-желобочек»: Язычок трубочкой свернулся,

И лопаткой развернулся.

— «Чешем губы»: Белые зубки, почешите губки.

— «Дудочка»: Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Д у-ду, ду-ду, ду-ду!

Развитие речевого дыхания

 Дыхательное упражнение (Катаемся с горки)

– Дети на санках катались с горки. Горка большая, кататься было страшно и они тихонько говорили: о-о-о!

— Молодец Алина хорошо поработала язычком и губами, хорошо пела песенку.

Развитие мышления

II. 1. Д/И «Соберём Дед Мороза и Снегурочку»

— Ветер сильный подул, Дедушка Мороз и Снегурочка разлетелись, нужно их собрать.

— Где шубка Снегурочки, Дедушки мороза?

— Чья голова с бородой? Чья голова с волосами?

— Чьи сапожки? Чьи валенки?

— Кому звезду на волшебную палочку?

— Кому пушок на шубку?

— Молодец Алина, правильно всё сделала!

Слоговая структура слова-трёхсложные слова

2. Д/И «Назови что покажу»

Снежинки нам помогут правильно говорить (на каждую снежинку –слог), это кто, что? (Го-ло-ва, сне-гур-ка, са-по-ги, де-душ-ка, ва-реж-ки, во-ло-сы, бо-ро-да, ё-лоч-ка, ша-поч-ка)

— Молодец Алина!

Развитие выразительности мимики, жестов, движений

3. Физминутка

Покажи, как ты лепишь снежок; как его кидаешь; а если тебе снежком попали в лицо – огорчилась; кататься с горки страшно; скатились с горки, не упали – весело.

— Молодец Алина!

Формирование речевого голоса, развитие элементов интонационной выразительности

4. Д/И «Расскажи стихотворение»: Быстро, медленно.

Дед Мороз, дед Мороз!

Деткам елочку принёс.

А на ней фонарики,

Золотые шарики.

— Повтори стишок, отхлопывая ритм.

— Повтори стишок медленно, нараспев.

— А теперь весело.

— Молодец, Алина.

Предлоги: на, под

5. Д/И «Нарядим ёлочку у мишки»

— Помоги Алина Мишеньке-медведю нарядить ёлку.

— Звезду повесим на елочку, на верх. Куда звезду повесили? (На елочку, на верх)

— Шар повесим на елочку, бусы тоже на елочку. А мешок с подарками под ёлочку. Где мешок с подарками? (Под ёлочкой)

— Под елочку положим снежинки. Где лежат снежинки?

Мелкая моторика

 6. Д/И «Сделаем бусы на Мишкину ёлочку»

— Какие красивые бусы получились у Алины. Повесим их на ёлочку. Красивая ёлочка с Алиниными бусами.

Подбор прилагательных к существительным

7. И/У «Какой, какая»

Елка, какая? (Зелёная, нарядная, красивая)

— Дедушка Мороз, какой? (Добрый, хороший, весёлый, старенький)

— Снегурочка, какая? (Красивая, молодая, добрая, хорошая)

III. Итог

— У кого в гостях ты была? (У Дедушки Мороза)

— Кому помогала ёлку наряжать? (Медведю)

— Понравилось тебе играть с Дедушкой Морозом?

— Молодец, Алина, спасибо тебе! До свиданья!

Новогодний праздник

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— расширять и активизировать словарь по теме;

— учить детей правильно изменять существительные в Родит. и Дател. падежах;

— закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;

— учить составлять сложные предложения с союзом ЧТОБЫ.

Коррекционно-развивающие:

— развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное

отношение к людям, которые находятся рядом.

Оборудование: презентация, искус. елка, елочные игрушки, предметные картинки с изображением моркови, меда, орехов и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:

Это желтый сундучок,

А на нем висит замок.

Как же нам его открыть?

Как узнать, что там лежит?

Если в щелку заглянуть,

Посмотреть внимательно,

То узнать об этом мы

Сможем обязательно.

Логопед заглядывает в сюрпризный сундучок.

2. Объявление темы.

Логопед: Какой праздник скоро наступит?(Ответы детей). Как вы думаете, что в сундучке? (Ответы детей) Да, конечно, там подарки к этому празднику. А что же такое Новый год? Хотите узнать? (Ответы детей.)

СЛАЙД 1.

3. Вводная беседа.

Новый год

Чудесный праздник — Новый год! Загораются разноцветные огоньки елок, приходят с подарками Дед Мороз и Снегурочка. Обычай наряжать елку родился давным-давно. И не у нас, в России, а у жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились.

Но не всегда Новый год отмечали 1 января. Долго Новый год на Руси встречали осенью. И только после указа царя Петра I его стали отмечать зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели.

Мила нам нарядная елка, увешанная блестящими игрушками, в теплой, уютной комнате, когда за окном бродит славный мороз и танцуют в воздухе изящные снежинки.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Без чего не бывает Нового года?

Дети: Новогоднего праздника не бывает без елочки (Деда Мороза, Снегурочки, подарков, песен, сюрпризов, гирлянд и конфетти, улыбок и т.д.)

Логопед: Посмотрите на нашу елочку. Сейчас елочка (какая?) — зеленая, колючая, ненарядная…

Логопед: Мне кажется, на ней чего-то не хватает. (Ответы детей.) Правильно, игрушек. Сейчас мы будем украшать елочку и рассказывать, чем мы ее украшаем.

СЛАЙД 2.

Игра «Украсим елочку». Дети украшают елку, комментируя свои действия.

Я украшу елочку шарами.

Я украшу елочку гирляндами.

Я украшу елочку бусами.

Я украшу елочку снежинками. И т.д.

Логопед: А теперь скажите, какая елочка?

Игра «Подбери признак». Подбор имен прилагательных к именам существительным, согласование частей речи.

Елочка стала (какая?) — зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная.

Праздник Новый год (какой?) — веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый.

Настроение у детей (какое?) — праздничное, веселое, задорное, новогоднее.

Физминутка «Елочка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх

Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз

Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. Ходьба на месте, улыбка

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго, (Трём ладошку о ладошку)
Наконец пришла зима.  (Сжать кулаки, прижать их друг к другу)
Наконец пришла зима,  (Пальцы «идут» по столу)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются) 
К ёлке все мы подошли, (Пальцы «идут» по столу, по коленкам)
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук)
Покружились, поплясали,  (Круговые движения кистями рук)
Даже чуточку устали. (Кисти рук опустить, расслабить.)
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд).
Нам подарки принеси. (Показать подарок)

Работа на индивидуальных карточках.

Соединить линиями 2 одинаковые елочки.

СЛАЙД 3.

Игра «Подарки»

Логопед: Расскажите о том, что вы хотите, чтобы вам подарили на Новый Год?

Дети: Я хочу, чтобы мне подарили…

Игра «Праздник для зверят»

Логопед: Пора нам вернуться к замечательному сюрпризному сундучку. Подарки в сундучке для лесных жителей. Не можем же мы оставить наших друзей без праздника! Сейчас вы выберете подарок и расскажете, кому его можно подарить. (Дети по одному подходят к сундучку, выбирают подарок и рассказывают, кому его можно подарить.)

Дети: Это морковка. Морковку я подарю зайчику. Это орешки. Орешки я подарю белке. Это мед. Мед я подарю медведю. И т.д.

5. Итог занятия.

Логопед: О каком празднике мы сегодня говорили на занятии? В какое время года мы его отмечаем?

Новогодний праздник
PPTX / 5.8 Мб

Фронтальное занятие на тему:

«Новый год».

Цель:

Закрепление, расширение и накопление словарного запаса по теме: «Новый год».

Задачи:

Образовательная:

  • формировать представления детей о таком празднике как «Новый год».

Развивающая:

  • активизировать словарь по теме;

  • развивать кругозор;

  • развивать мышление, память, внимание;

  • развивать связную и диалогическую формы речи;

  • развивать фонематическое представление;

  • развивать мелкую моторику; развивать координацию речи с движением;

  • развивать речевой слух;

  • развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

  1. формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Этапы:

  1. Познакомить детей с темой занятия (Сюрпризный момент – искусственная ёлочка на столе (Новый год);

  2. Развитие слухоречевой памяти, ответы грамматически правильным предложениями на вопросы и самостоятельно.

  3. Отгадывание загадок.

  4. Игра дидактическая «скажи ласково».

  5. Физическая минутка.

  6. Дидактическая игра «Скажи ласково»

  7. Назови признаки зимних месяцев.

  8. Дидактическая игра «Посчитай -ка»

  9. Подведение итогов занятия.

Сюрпризный момент: на столе в группе стоит маленькая искусственная ёлочка. Дети заходят в группу и видят на столе елочку.

Учитель – логопед: Ребята посмотрите, что это такое? (на столе стоит маленькая игрушечная елочка).

Дети: ёлка.

Учитель – логопед: А знаете, что она символизирует (для чего нужна)? И на какой праздник мы ее наряжаем?

Ответы детей.

Учитель – логопед: Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как вы, ребята обычно отмечаете новый год?
Ответы детей.

Учитель – логопед (рассказывает детям, показывая, красочные иллюстрации картинок «Новый год»):

Новый год

Чудесный праздник – Новый год. Загораются разноцветные огоньки елок, приходят с подарками Дед Мороз и Снегурочка. Обычай наряжать елку родился давным-давно.  И не у нас, в России, а у жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленые ели, зажигали костры, пели, плясали, веселились.

 Но не всегда Новый год отмечали 1 января. Долго Новый год на Руси встречали осенью.  И только после указа Царя Петра 1  его стали отмечать зимой, под свист и шум, завывающий на дворе метели. Мила нарядная елка, увешанная блестящими игрушками, в теплой, уютной комнате, когда за окном бродит славный Мороз, и танцуют в воздухе изящные снежинки.

Беседа с детьми о новогодней ёлке. Контроль со стороны учителя — логопеда, чтобы дети правильно произносили звуки, и грамотно строили предложения. ( по наводящим вопросам).

Учитель – логопед: Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?

Ответы детей.
Учитель – логопед: А скажите мне ребята, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?
Ответы детей.
Учитель – логопед: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием, вижу, вы все умеете наряжать ёлку. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки?
Отгадывание загадок (учитель-логопед, читает загадки, дети дружно отвечают).

1. «Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год».
(месяц декабрь) 

2. «Что за звездочкисквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке»?
(снежинка) 
3. «Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год – важна».
(Елка) 

4.«В снег – на улице стоит,
В дождик исчезает вмиг,
Из дорожек белых свит,
Толстый очень».
(Снеговик)
5. «Что под елочкой лежит
В праздничной обертке яркой?
Только раз в году бывают
Новогодние…(подарки)».
6. «На елочке она висит
И огонечками мигает,
То вдруг погаснет ненадолго,
То снова ярко засияет».
(Гирлянда)

Учитель – логопед: сейчас ребята, я вам предлагаю провести физическую разминку.

Дети выполняют движения, слушая учителя-логопеда, и выполняя за ним движения.

Физическая минутка.

Вечер зимний в небе синем
(встать из-за стола)
Звезды синие зажег
(встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На заснеженный лужок.

Учитель – логопед: теперь предлагаю вам ребята поиграть в следующую игру (дидактическая игра «Скажи ласково»)

Дидактическая игра «Скажи ласково»:

  • Елка – елочка

  • Игрушка –

  • Гирлянда –

  • Дедушка Мороз –

  • Внучка –

  • Красный –

  • Синий –

  • Снег –

  • Мороз –

  • Подарок –

Учитель – логопед: теперь предлагаю вам ребята пройти на коврик и встать в круг, давайте с вами вспомним какой у нас сейчас месяц?

Ответы детей.
Учитель – логопед: какие еще зимние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Учитель – логопед: у меня в руках волшебная снежинка (учитель-логопед, берет красиво украшенную снежинку из картона). Мы будет передавать волшебную снежинку. Ваша задача, когда снежинка окажется у вас в руках назвать признак зимы (дидактическая игра «Назови признаки зимних месяцев»).

Ребята передают снежинку, называя признаки зимы.

Учитель – логопед: Теперь ребята предлагаю сесть на стульчики. Ребята посмотрите, что у нас появилось на доске?

Ответы детей.

Учитель – логопед: Правильно, это картинки с новогодними предметами, давайте теперь дружно пересчитаем вместе эти предметы

(на доске картинки предметов связанных с темой недели «Новый год»).

Дидактическая игра 1-2-5 «Посчитай-ка»

  • Елка- 2 елки- 5 елок

  • Елочная игрушка –

  • Снежинка –

  • Подарок –

  • Гирлянда —

Учитель – логопед: Ребята, давайте с вами подведем итоги нашего занятия, о чем мы сего с Вами разговаривали?

Ответы детей.

Учитель – логопед: Что нового узнали о таком празднике как «Новый год»?

Ответы детей.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ромашка»

652991, Кемеровская обл., г.Таштагол, ул.Советская,28-а.

Тел.: 8(3847) 2-37-99. E-mail:ds15romashka@mail.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему «Ёлка в гости к нам пришла»

(автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях)

Разработала:

Токмакова Анна Васильевна,

учитель-логопед

высшей категории

Таштагол, 2022 г.

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— автоматизировать звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях;

— закреплять знания о зиме, о Новом годе;

— учить согласовывать глаголы с существительными в роде и числе;

— учить подбирать прилагательные к существительным.

Коррекционно-развивающие:

— упражнять в подвижности артикуляционного аппарата;

— развивать мелкую моторику;

— развивать слуховое внимание, память, мышление, воображение;

— развивать правильное речевое дыхание;

— развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять по образцу.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самоконтроль за речью;

— формировать положительную мотивацию на занятие.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы:

1.Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания.

2.Методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент).

3.Методы контроля, самоконтроля и самооценки (вопросы, анализ результатов собственной деятельности).

4.Методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).

Подготовка и организация среды для проведения непосредственно коррекционно-образовательной деятельности: игрушка-матрёшка «Ёлочка», настенное зеркало, игра «Артикуляционная гимнастика с Дедом Морозом», карточка с изображением ёлочки, мягкие разноцветные шарики, ручки-пинцеты, карточки-подарки, молоточек с присоской, звонок, карточки-ёлочки, фонарик, игра-панорама «Зима».

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Серёжа, здравствуй. Сегодня к нам на занятие придёт необычная гостья. А кто, отгадай загадку.

Красавица лесная

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажи мне, кто она?

Ребёнок: Ёлка.

2. Сюрпризный момент.

Логопед: Молодец! Посмотри, какая красивая ёлочка к нам пришла в гости. Давай с ней поиграем. Ёлку открывай, кто в ёлке – называй (ребенок открывает матрёшку-ёлочку и достаёт Деда Мороза – фото 1). Кто в ёлочке спрятался?

Ребёнок: Дед Мороз.

Фото 1.

3.Игра на липучках «Артикуляционная гимнастика с Дедом Морозом».

Логопед: С Дедом Морозом выполним артикуляционную гимнастику (фото — 2). Посмотри, у меня на столе лицо Деда Мороза, мы будем ему менять рот и выполнять упражнения (ребенок приклеивает на липучки Деду Морозу рот с язычком и выполняет соответствующее).

Фото 2.

— Дедушка рад нас видеть, давай и мы в ответ ему улыбнемся. Возьми рот-улыбочку и приклей Деду Морозу.

Упражнение «Улыбка»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удержать под счет от 1 до 10.

— Дедушка Мороз ходи по сугробам, давай покажем, как он шагает. (Ребёнок приклеивает на липучку рот с язычком соответствующий данному упражнению)

Упражнение «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

-Зимой много снега наметает, давай возьмем лопату и поможем Деду Морозу расчистить дорожку. Где ротик с широким язычком, возьми его и приклей.

Упражнение «Лопата»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

— У Дедушки Мороза порвался мешок для подарков, давай возьмем иголку и зашьем мешок. Возьми рот с острым язычком и приклей на лицо Деда Мороза.

Упражнение «Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

— Дедушка Мороз любит пить чай с вкусным вареньем. Покажи, где язычок облизывает верхнюю губу, возьми этот ротик и приклей его на лицо Деду Морозу.

Упражнение «Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

— Дедушка Мороз хоть и старенький, но любит качаться на качелях вместе со своей внучкой Снегурочкой. Давай найдем ротик с язычком для упражнения «Качели».

Упражнение «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

— Чтобы зубы не болели у Деда Мороза, он никогда не забывает их чистить. Давай покажем, как Дедушка чистит верхние зубки.

Упражнение «Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Логопед: Отлично! С Дедом Морозом поиграли, язычок свой размяли. Давай теперь поможем Дедушке украсить ёлочку к Новому году.

4. Упражнение «Украсим елку»

Логопед: Украшать ёлочку мы будем разноцветными шариками. Возьми ручки, повторяй за мной слова со звуком [Л] и бери шарик (логопед произносит слова, ребёнок повторяет и берет шарик, украшает им ёлочку — фото 3,4).

Ребёнок:Лак, лапа, лама, лопата, ладонь, лампа, лопух, ласточка, лыжи, лыжник, лото, луна, лошадь.

Фото 3. Фото 4.

5. Упражнение на дыхание «Ветерок»

Логопед: Ёлочку украсили. Теперь подуй на разноцветные шарики, как дует ветерок, чтобы они разлетелись. Через нос набирай воздух, а через рот выдыхай на шарики (ребёнок выполняет упражнение «Ветерок»).

6. Игра «Снегурочка и подарки»

Логопед: Серёжа, как ты думаешь, кто обычно приходит с Дедом Морозом на праздник?

Ребёнок: Снегурочка.

Логопед: Открывай Деда Мороза и доставай Снегурочку. Снегурочка тоже хочет с нами поиграть. Посмотри, сколько под нашей ёлочкой подарков (фото 5). Давай назовем, что в подарках и определим количество слогов в словах. А поможет нам молоточек и звоночек (при помощи молоточка с присоской ребёнок поднимает карточку-подарок, переворачивает, называет слово, а при помощи звоночка – определяет количество слогов в слове)

Ребёнок: Лак – 1 слог, лам-па – 2 слога, ло-па-та – 3 слога, лук – 1 слог, лу-па – 2 слога, о-сёл – 2 слога.

Фото 5.

7. Игра с фонариком «Кто или что за ёлкой?».

Логопед: Снегурочка тоже не одна пришла в гости к нам, с ней пришёл ещё один сказочный герой. Снегурочку открывай, игрушку доставай. Кто это (фото 6)?

Фото 6.

Ребёнок: Снеговик.

Логопед: Снеговик спрятал за ёлочкой разные предметы. Давай назовем, кого или что спрятал Снеговик. Бери карточку с ёлочкой, наводи на фонарик и называй «за ёлкой ….». Следи за произношением звука [Л] (фото 7).

Ребёнок: За ёлкой белка. За ёлкой лопата. За ёлкой лыжник. За ёлкой волк. За ёлкой жёлудь. За ёлкой ложка. За ёлкой лось.

Фото 7.

8. Игра-шнуровка «Ёлочка».

Логопед: Молодец, всё назвал, что спрятал Снеговик. Открывай Снеговика, что у него внутри?

Ребёнок: Шишка.

Логопед: А где шишки растут?

Ребёнок: На ёлке.

Логопед: Давай поиграем с ёлочкой, будем на ёлочку при помощи шнурка пришивать предметы (шишку, звезду, птичку, шары) и называть, что ты пришил (фото 8,9).

Ребёнок: Я пришил шишку. Я пришил звезду. Я пришил птицу. Я пришил шар.

Логопед: Какая нарядная ёлочка у нас получилась. Молодец!

Фото 8. Фото 9.

9. Игра-панорама «Зима»

Логопед: Серёжа, скажи, какое сейчас время года?

Ребёнок: Зима.

Логопед: А почему ты так решил?

Ребёнок: На улице много снега, холодно, морозы, лёд на речке, скоро наступит праздник Новый год.

Логопед: Правильно. Посмотри на эту зимнюю картинку (логопед показывает картинку, фото 10,11). Составь предметы, которые лежат у меня на столе, по образцу, как на картинке. При этом называй, кого или что ты поставил и с какой стороны (справа, слева, посередине).

Ребёнок: Я поставил Деда Мороза справа. Я поставил сугроб слева. Я поставил ёлку посередине.

Фото 10.Фото 11.

10. Игра «Кого, чего не стало?»

Логопед: Всё верно. Теперь закрывай глаза. Я уберу один предмет, а ты скажешь, кого или чего не стало? Только не подглядывай(логопед убирает предмет, ребёнок открывает глаза и называет, чего не стало, при этом контролирует произношение звука [Л], игра повторяется 3-4 раза).

Ребёнок: Не стало Снегурочки. Не стало снежного дерева. Не стало ёлки.

Логопед: Молодец!

11. Игра «Какой? Какая?»

Логопед: Давай скажем как можно больше слов о наших героях, с кем мы сегодня играли на занятие.

Дед Мороз (какой?) – сказочный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…

Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый…

Ёлочка (какая?) – красивая, нарядная, новогодняя…

Логопед: Теперь сложи игрушки назад в ёлочку. Называй, кого или что спрятал (ребёнок собирает героев назад в ёлочку-матрёшку).

Ребёнок: Шишку спрятал в Снеговика. Снеговика спрятал в Снегурочку. Снегурочку спрятал в Деда Мороза. Деда Мороза спрятал в Ёлочку.

10. Итог занятия.

Логопед: Сегодня на занятие к нам приходила Ёлочка. Тебе понравилось с ней играть? Какой звук ты учился контролировать в речи? Какие игры тебе запомнились и понравились больше всего?Молодец! Ты хорошо справился со всеми заданиями и старался следить за звуком [Л], за это под ёлочкой тебя ждет сюрприз.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лозунг про праздник
  • Логопедический праздник ко дню матери
  • Логопед дефектолог праздник
  • Логические квесты сценарии
  • Логика построения сценария