Лопшо педунь праздник

Cкачать: Сценарий развлечения "В гости к Лапшо Педуню"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА № 36

 ГОРОДА
ВОТКИНСКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Тематическое
развлечение

«В
гости к Лапшо Педуню»

Для
детей старшего дошкольного возраста.

                                                                  Музыкальный 
руководитель:

                                                                                         
А.В.Пьянкова

                                                  
2020 год

Цели и задачи:   Формировать
у детей нравственно-патриотическое чувство и любовь к своей Родине.

Воспитывать чувство уважения и гордости к
удмуртской национальной культуре.

Познакомить с пословицами и поговорками,
песнями, танцами, играми удмуртского народа.

Обогащать музыкально-слуховой опыт в
процессе игры на музыкальных инструментах (рубель, свистулька, коробочка,
трещотка и др.)

Познакомить детей с особенностями
удмуртских национальных костюмов. Развивать умение выразительно передавать
игровые образы.

Воспитывать добрые чувства и интерес к
происходящим событиям. Раскрывать традиции Удмуртского народа, его устои.

Воспитывать доброжелательность,
отзывчивость, чуткость, находчивость, смелость, отвагу.

Вызывать эмоциональный интерес к
удмуртскому фольклору.

Дети
входят в зал украшенный в виде избы, где их встречает с гармошкой Лапшо Педунь

Лапшо Педунь: Ты
играй моя гармошка, пока сердце не замрёт

Пой, играй, моя гармошка, веселись честной
народ.

Ведущий: Ребята,
нас с вами уже встречает Лапшо Педунь- герой удмуртских сказок- шутник да
весельчак.

— Лапшо, твоя песня хороша, на всю улицу
слышна.

Л .П : Коней
свистом подзывают,

 Гостей песней угощают!

 Я старый бродяга, я странник
седой.

 А слышу и вижу я, как молодой.

 Резвы  мои ноги, хоть я и старик,

 А,  руки сложив, отдыхать не
привык.

 Хожу и смотрю, как живёт мой народ

 И сердце моё от восторга поёт!

   Играй, веселись, играй,
веселись,

   Чтоб игры вам на память
остались!

Ведущий:  Удмуртская
мудрость гласит: «Песня – самый дорогой подарок для гостей и хозяев». Поэтому
давайте о  родном крае споём песню.

Песня
«Удмуртия» сл. и муз.И.Ю. Цаперцан

Лапшо: Молодцы,
ребята, понравилась мне ваша песня. А сейчас хочу проверить, какие вы  удмуртские
пословицы да поговорки знаете.

Дети
рассказывают пословицы

ПОСЛОВИЦЫ

О песне:Песня без
души в душу не войдёт.

-Песню запел –
допой до конца.

     -Поющему и дорога кажется
короткой.

-Если работать с
песней, не заметишь как кончится работа.

-От злого человека
пения никогда не услышишь.

-Песня не за
деньги куплена, отчего же не спеть.

-Соловья в клетке
петь не заставишь.

-Пою – плачу,
плачу – пою!

О труде:

1.     Если
хочешь отведать хлеба с мёдом, берись за лопату.

2.     Старательная
мышка доску прогрызёт.

3.     День
народится – и работа появится.

4.     Кто без
дела, тот без хлеба.

5.     Дерево
славится плодами, а человек – делами.                                     

6.     Не спеши
языком, спеши делом.

7.     Лентяй ещё
спит, а работник уже отдыхает.

О Родине:

1.   Человек. Забывший
родную сторонку, заблудившийся человек.

2.   Родная земля –
мягкая постель.

3.   На чужбине и собака
тоскует.

4.   На чужбине и вода
кажется пресной.

5.   Родная сторона –
мать, чужая сторона – мачеха.

6.   Без матери и отца
изба не красна.

7.   Ласка матери и
камень согреет.

О дружбе:

1.   Конь
познаётся при подъёме в гору, друг – в беде.

2.   Старого
друга не бросай, новый друг его не заменит.

3.   Если нет
близкого друга – ищи, а нашёл,береги.

4.   Дерево
держится корнями, а человек – друзьями.

5.   Друг о
твоей ошибке скажет. Враг – утаит.

6.   Вдвоём
идёшь – дорога веселей.

О смекалке:

1.   Медведь – силой,
человек – смекалкой.

2.   Умный  у огня
согреется, глупый – обожжётся.

3.Мудрый
человек добрые слова находит, ищущему добро  хочет передать.

Лапшо: Ребята,
предлагаю сыграть в удмуртскую игру «Небыльток»

Ведущий: Лапшо,
а тепеть поиграй  в нашу русскую игру.

Игра
 «Золотые ворота»

Дети
стоят по кругу подняв руки вверх, образуя «воротики», остальные проходят внутрь
и круга  и выходят из них С окончанием слов «воротики2 опускаются. Пойманные
дети встают в круг, образуя «воротики».

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропутим вас.

 В
игре участвует Лапшо – Педунь. В конце игры Л – П бегает по кругу, не может
остановиться

Л – П
: Ой, остановиться не могу, понесли лапти волшебные, а я слова позабыл,
помогите, остановите.

Ведущий: Ребята,
давайте дружно скажем по- удмуртски «Дугдыте!»

Л – П: 
Вот спасибо! Теперь не убегут.  За помощь вашу я с вами поиграю, загадки вам
загадаю.   

 Загадки:

Лапшо :
Молодцы, догадливые ребятишки, девчонки и мальчишки!

 Сейчас мы вместе с вами попляшем
удмуртский танец «Ялыке ,ялыке».

              Ялыке, ялыке, гости
желанные,

              Попляшите на дорожке, подарю
я вам серёжки!

Пляска
(по показу) «Ялыке».

Лапшо:
Ой, чабер! (по —  удмуртски , похвала — хорошо). Песни да пляски
хороши.  Спасибо вам, ребята. За это я с вами ещё поиграю, предлагаю поиграть в
игру «Цепи кованные»

Игра
«Цепи кованные»

Игра
«Одинокий журавель»

Ведущий:
Спасибо, Лапшо, за веселье, нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До
свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра
«Небыльток»-«Растяпа ты»

Дети встают парами по кругу, лицом
вкруг. Водящий стоит в центре круга. Под веселую плясовую музыку водящий
двигается по кругу, выполняя какое-либо танцевальное движение, легким поклоном
головы приглашает впереди стоящих игроков. Они следуют за водящим, повторяя его
движения. Внезапно музыка прерывается . Танцующие разбегаются и встают парами
позади свободных игроков, т.е. ищут себе пару. Отавшемуся без пары говорят »Небыльток»-«растяпа
ты».Он должен сплясать или спеть. Игра повторяется , растяпа становится
водящим.

Игра «Цепи
кованные»
2
команды стоят шеренгами, одна напротив другой. Между ними идёт перекличка:

— Цепи  скованы, раскованы!

— Раскуйте нас!

— Кем?

— Ваней!(называют любое имя члена
противоположной команды.)

Названный ребёнок бежит к команде –
соперников. Он должен порвать цепочку – разъединить сцепленные руки детей. Если
ему это удаётся, то он уводит в свою команду любого игрока. Если ему не удаётся
прорваться, то он сам остаётся в команде соперников. Затем снова перекличка,
только начинает её другая команда. Игра продолжается до тех пор, пока в одной
из команд не останется один игрок.

Игра «Поймай свой хвост»

Дети становятся в колонну, крепко держась
друг за друга «паровозиком».

Первому в колонне надевают атрибуты коня.
Последнему приделывают хвост. Колонна напоминает коня с подвижным туловищем.
Это «весёлая лошадь» должна поймать свой хвост. Дети должны крепко держаться
друг за друга и не разнимать рук.   

Игра «Одинокий журавель»

Считалка: Тури-тури, лалтури

                   Тины-инмы кизили,

                   Монэ, Ваня, кут али!

Считалку повторяют до тех пор, пока не
остаётся один человек. Он и становится «одиноким журавлём». Играющие становятся
парами по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Водящий стоит позади
всех. Затем он бежит между пар, ляпает кого – нибудь. Тот, кого заляпали должен
догнать ведущего. Догонит, они встают в пару, а оставшийся ребёнок становится
«одиноким журавлём». Если заляпанный не догнал «журавля» и тот успел встать в
пару, то он становится водящим.

«Ки ултй потыса шудон» («Игра парами»)

Играющие, взявшись за руки, встают парами
по кругу, лицом вкруг.Под веселую музыку пара пробегает через круг , и пройдя
под руками любой пары встает на ее место. Пара, оставшаяся без места, пробегает
под руками следующей пары. Движение продолжается, пока звучит музыка.С
окончанием музыки пара, оставшаяся без места должна станцевать или спеть. Она
же начинает игру вновь.

В гостях у Лопшо Педуня

(Фольклорный праздник)

Цели и задачи:

 — углубить знания об удмуртских  народных сказках;

 — развивать познавательный интерес к изучению удмуртского фольклора;

 — развивать творческие способности детей;

 — воспитывать чувство взаимопомощи при работе в команде.

Подготовительная работа:

За две недели до мероприятия учащиеся 1-4 классов получают список удмуртских сказок, которые нужно прочитать.(приложение №1) На основе этих сказок будут составлены вопросы и задания на празднике. Также по жеребьёвке учащиеся готовят инсценировку фрагмента удмуртской сказки. Все учащиеся 1-4 классов участвуют в конкурсе рисунков к удмуртским сказкам. Из лучших работ оформляется выставка. На празднике от каждого класса участвует команда из 5 человек, а также болельщики по 3 человека. На празднике подводятся итоги конкурса рисунков, каждая команда награждается грамотой.

Ход мероприятия.

1 ВЕДУЩИЙ : Снова в небе светит солнце,

                        Что должно было взойти.

                         Гости к нам стучат в оконце,

                         Что должны были прийти.

                         Двор цветами засеваю,

                        Чтоб красиво было в нём.

                         Дверь гостям я открываю,

                         Чтоб весёлым был мой дом.

2 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие гости, дети и взрослые! Зечбуресь, дуно куноос, пиналъёс но эшъёс!

1 ВЕДУЩИЙ: Наша встреча будет посвящена сегодня удмуртскому фольклору. Мы совершим путешествие в мир удмуртских сказок.

2 ВЕДУЩИЙ: Просим команды занять места в зале. Представляем наше многоуважаемое жюри, которое будет оценивать конкурсы.

(слышен стук в дверь)

1 ВЕДУЩИЙ: У нас ещё гости. Кто же это?

(вбегает Лопшо Педунь)

Лопшо Педунь: Зечбуресь, эшъёс! Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? Я – Лопшо Педунь. Лапти-самоходы принесли меня сюда. А что же здесь у вас  происходит?

2 ВЕДУЩИЙ: Ребята собрались здесь, чтоб вспомнить удмуртские сказки, посоревноваться в смекалке, сообразительности, быстроте да ловкости.

Лопшо Педунь: Я люблю такие соревнования. Разрешите мне на празднике остаться.

1 ВЕДУЩИЙ: Конечно, Лопшо Педунь, оставайся, нам веселее будет.

2 ВЕДУЩИЙ: Пора начинать нашу праздничную конкурсную программу.

Первый наш конкурс называется «Театральный» Команды должны были приготовить инсценировку фрагмента удмуртской сказки. Посмотрим, как они справятся с этим заданием. Задание оценивается по 5-бальной системе.

Лопшо Педунь: Молодцы, ребята! Очень интересно. Как будто я в настоящих сказках побывал. А вот хочется мне проверить, как вы ребята внимательно сказки читали. В пестере моём волшебном есть вопросы. Капитан каждой команды подойдёт ко мне да и вытащит из моего пестеря по два вопроса. (приложение №2)

1 ВЕДУЩИЙ: На обдумывание вопросов даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда может заработать дополнительные баллы, если сможет ответить на вопросы других команд.

2 ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс называется «Сказочные ошибки». Команды получат карточки с отрывками из сказок. В отрывках допущено по 3 ошибки. Эти ошибки нужно найти и исправить. За каждую правильно найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл. На выполнение задания даётся 3 минуты. (приложение №3)

1 ВЕДУЩИЙ: Что ж, Лопшо Педунь, команды у нас работают, а болельщики скучают. Надо бы позабавить их. Как ты думаешь?

Лопшо Педунь: Позабавить, это можно. В моём пестере загадок не меряно. Люблю загадки загадывать. В них мудрость нашего удмуртского народа кроется. Загадаю хотя бы некоторые. Слушайте. (приложение №4)

2 ВЕДУЩИЙ: Наши команды ждёт последнее испытание. Команды должны разгадать кроссворд, составленный по удмуртским сказкам. На выполнение задания даётся 2 минуты. (приложение №5)

1 ВЕДУЩИЙ: Лопшо Педунь, а, может, у тебя в пестере и игра какая-нибудь найдётся?

Лопшо Педунь: Конечно, найдётся. Вот у меня есть в пестере ремешок. Поиграем в мою любимую игру «Ремешок» (приложение №6)

2 ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к концу. Пора подвести итоги. Предоставляем слово жюри.

Приложение №1

Список сказок для подготовки к празднику «В гостях у Лопшо Педуня»

  1. «Топор-саморуб»
  2. «Три топора»
  3. «Кисель»
  4. «Лапти-самоходы»
  5. «Котофей Иванович»
  6. «Охотник и змея»
  7. «Алчный купец»
  8. «Ленивый Захар»
  9. «Стройная берёза»
  10. «Откормленная свинья»
  11. «Дом кота»
  12. «Девочка и белка»
  13. «Плохие приятели»

Приложение №2

Вопросы

  1. Какое решение приняли звери на собрании в сказке «Девочка и белка?»
  2. Какие дела поручила сделать Захару его жена в сказке «Ленивый Захар»
  3. Каких зверей в сказке «Дом кота» кот впустил в свой дом?
  4. Какой совет дала белка крестьянину в сказке «Плохие приятели?
  5. Как посоветовал удлиннить день Лопшо Педунь купцу в сказке «Алчный купец?»
  6. Сколько человек носили лапти-самоходы?»
  7. Почему не смогли срубить дуб на царском дворе?»
  8. Что попросила старуха у берёзы в сказке «Стройная берёза?»
  9. Куда спрятались звери от Котофея Ивановича, когда пригласили  его в гости?
  10. Какую работу просил сделать царь взамен за большую награду в сказке «Топор-саморуб?»

Ответы

  1. Вернуть маленьких бельчат матери, а действовать сообща: медведь напугает деревенских ребят, волк – овец, лиса – гусей, а другие звери – кого только найдуд.
  2. Цыплят караулить, хлеб испечь, масло сбить.
  3. Петуха, гуся, козла.
  4. Волк и медведь никогда не будут хорошими приятелями.
  5. Одеться потеплее, залезть на высокую берёзу и вилами удерживать солнце.
  6. 7 человек: старик, прохожий, кум, работник, писарь, дочь писаря, пастух.
  7. Потому что на месте срубленной ветки вырастает 100 новых веток.
  8. Срубить дуб, выкопать колодец, победить великана.
  9. Лучину, ветки, дрова, муку, золото, в дом послать что-нибудь страшное.
  10. Медведь – на сосну, волк – под сосну в нору, лиса с зайцем – под хворост.

Приложение №3

  1. «…Шли, шли они и дошли до города. В городе узнали, что царь предлагает большую награду и дочь в жёны тому, кто сумеет срубить берёзу на царском дворе. У царя уже собралось много народу. Трудно понять, что творится: у одного нет носа, у другого – уха, у третьего – ноги. Иван взял свой топор и ударил один раз. На том месте выросли новые тысячу веток, ещё ударил – опять выросли новые тысяча веток.»
  1. «…Сел волк. За разговором всё ближе к курочке придвигается. Едут они дальше. Немного проехали – навстречу лохматый медведь. Сел и медведь. Сани наполнились сверх меры. Проехали немного, дуга выдернулась и сломалась. Никому не хочется в лес за дугой идти. Тогда решили жребий бросить. Выпало идти лисе
  1. «…Так и порешили. Медведь за лошадью, волк – за овечкой, лиса жирного гуся присмотрела, а заяц морковки приволок. Богатое угощение сообща-то собрали и посылают волка, чтобы пригласил Котофея Ивановича.»
  1. «…Вздумалось купцу конюшню за один день построить. Стал он искать человека, который бы день удлиннил. На четвёртый день купец встретился с одним человеком по имени Лопшо Педунь. Лопшо Педунь согласился за двадцать пудов муки рассказать ему, как можно день удлиннить.»
  1. «…Продал хозяин писарю лапти-самоходы за пару новых лаптей. Жадный был писарь. Своего молодого работника готов был заставить работать за семерых. Только заехал он во двор, сразу отдал лапти работнику.

— Вот, я привёз тебе новые лапти. Обуйся и ступай кормить коров.

Приложение №4

  1. На полу попляшет, в угол убежит. (веник)
  2. И уходящий и приходящий ей руку подаёт. (дверь)
  3. Из маленького облачка и зимой, и летом дождь идёт. (сито)
  4. Пять братьев всюду вместе работают.(пальцы)
  5. Волнами ходит, а ре море. (хлебное поле)
  6. В брюхе баня, в носу решето, одна рука и та на спине. (чайник)
  7. Днём ходит, ночью спит. (солнце)
  8. В поднебесье золотая дуга. (радуга)
  9. Жуёт, жуёт, а не ест. (пила)
  10. Один говорит «поговорим», двое говорят «послушаем», двое говорят «поглядим» (язык, уши, глаза)

Приложение №5

  1. Один из предметов, который нашёл младший брат в сказке «Топор-саморуб»
  2. Один из владельцев лаптей-самоходов.
  3. Какой первый топор вытащил из реки водяной в сказке «Три топора?»
  4. Имя старшего сына крестьянина в сказке «Топор –саморуб»?
  5. Кто помог охотнику в сказке « Охотник и змея»?

                                                                                2

               

1  

                                                                3

                                               4

                                           5

Приложение №6

Удмуртская народная игра «Ремешок»

Правила игры:  Играющие встают в круг. Выбирается один галящий. В центр круга ставится стул. На стуле лежит ремешок. Галящий стоит около стула. Он берёт ремешок, подбегает к кому-либо из игроков и ремешком осаливает его. Затем возвращается к стулу и кладёт ремешок на стул. После того, как водящий положил ремешок на стул, он старается занять место того игрока в круге, которого осалил ремешком. Игрок, которого осалили, старается сохранить своё место в круге. Для этого ему нужно постараться взять ремешок со стула и заляпать водящего, пока тот не занял место в круге. Если игроку, которого осалили, не удаётся сохранить место в круге, он становится водящим.

Удмуртский праздник «Лопшо Педунь в гостях у детей»

Цель: приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству.

Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре; воспитывать любовь старших дошкольников к устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа.

Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Используемый материал и оборудование: Полено для подвижной игры, атрибуты для сказки, посуда для чаепития, перепечи и сладости, самовар.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Край родниковый» (музыка Новожилова, слова Токарева). Дети, нарядно одетые, входят в зал цепочкой и исполняют хороводные движения за воспитателем.

— Идут «змейкой».

— Идут по кругу.

— Идут из круга.

— Идут по кругу.

— Через центр- направо.

— Через центр – налево.

Встают полукругом у центральной стены.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались отпраздновать день рождения нашей Удмуртии, нашего родного края. Он прекрасен и своей природой, и замечательными людьми.

Песня «Удмуртия»

1. Где бы ты ни был

в какой стороне-

Всюду прекрасна земля!

Только не встретишь роднее нигде

Реки, леса и поля!

Припев: Удмуртия, Удмуртия, Удмуртия моя!

Мы любим нашу Родину-

Чудесные края!

2. Радужным светом

луга расцвели

Красками радуют нас.

Символом нашей Удмуртской земли

Стал золотой италмас.

Припев:

3. Чтоб стали еще прекраснее

Наши родные края,

Посадим мы каждый по деревцу

И песню споем для тебя!

1 ребенок: Опять, плетет родимый край

Цветной ковер перед глазами,

Да кто сказал, что в небе рай?

Не верю! Вот он, перед нами.

Платком раскинулся в лугах,

Лесной раскинулся вуалью,

Сверкает золотом в полях,

Синеет неоглядной далью!

Ведущий: Удмуртский народ и трудолюбив и талантлив. А когда отдыхает- любит петь и танцевать.

Песня «Ялыке»

Ялыке, Ялыке

Ойдолэ,ойдолэ

Чебергинэтэтчадыке,

Чеберугы сетом

Чим-чим соловей

Ваебыженюберен,

Жингыргинэ

Кунаоослыктиллям.

Ялыке, Ялыке

Ойдолэ, Ойдолэ

Чебергинэтэтчадыке,

Чеберугы сетом.

(Входит Лопшо Педунь с котомкой и вязанкой дров.)

Лопшо Педунь: Ой-ой! Куда же это я пришел? Вроде бы шел домой, а попал в детский сад. Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Ребята, а вы узнали, кто это к нам пришел! Правильно, это герой удмуртских сказок Лопшо Педунь. Он очень трудолюбив, любая работа у него в руках спорится. А еще его любят за веселый нрав и умения веселить народ в деревне.

Лопшо Педунь: Вы меня узнали? Очень рад! И я много слышал о вас и вашем детском саде, что у вас тут интересные дела творятся.

Ведущий: Да, Лопшо Педунь, ты прав! В нашем саду много интересных праздников и развлечений проходит, а дети с удовольствуем в них участвуют.

Лопшо Педунь: Если так, то я пришел не зря! Мне очень хочется посмотреть на ребят и проверить их удаль, быстроту и смекалку. Для начала я загадаю вам загадки. Ох уж они трудные, я вам скажу.

Крыльев нет, а летает

Ног нет, а бежит? (туча)

Что можно увидеть на небе только ночью? (звезды)

Сам маленький, рот есть,

Укусит- плакать заставит? (комар)

В доме полно народу,

А окна прорубить, никто не может? (огурец)

Не рубашка, а сшита

Языка нет, а говорит? (книга)

Безногий, безрукий, а вверх поднимается? (тесто)

Лопшо Педунь: Молодцы! Справились с загадками, а теперь проверим вашу ловкость и быстроту.

Игра «Не урони полено»

(Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руки одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают до тех пор, пока в кругу не останется только один человек. Он считается победителем.)

Ведущий: Ну что, Лопшо Педунь, понравилось тебе играть с нами? А ты не устал?

Лопшо Педунь: Устал, отдохнуть бы маленько.

Ведущий: Посиди, отдохни. А дети покажут тебе удмуртскую сказку «Охотник и змея»

Ведущий: Однажды поздней осенью возвращался охотник из лесу. Устал, проголодался и решил отдохнуть. Сел он у замершего ручья на пенек, скинул с плеч сумку и достал из нее большую лепешку-табань. Только откусил кусок- вдруг что то зашуршало у самого берега. Раздвинул охотник осоку, видит- лежит на льду плетка. Хотел ее поднять. Пригляделся, а это вовсе не плетка, а змея. Подняла змея голову, увидела охотника и говорит жалобно — прежалобно

Змея: Спаси меня, добрый человек. Видишь, у меня хвост примерз ко льду. Выручи, а нето пропаду я тут совсем.

Ведущий: Пожалел охотник змею, достал топор из-за пояса и разрубил лед вокруг змеиного хвоста. Выползла змея на берег еле живая.

Змея: Замерзла я, приятель обогрей меня.

Ведущий: Поднял охотник змею и положил себе за пазуху. Отогрелась змея в тепле.

Змея: Ну, а теперь прощайся с жизнью, овечья твоя голова! Сейчас я тебя укушу.

Охотник (испуганно): Что ты! Что ты! Ведь я тебе добро сделал, от верной смерти спас.

Змея: Ты меня спас, а я тебя погублю. Я за добро всегда злом плачу.

Охотник: Погоди, змея. Пойдем-ка по дороге и спросим у первого встречного, чем надо за добро платить. Если скажет- злом, ты меня погубишь, а если скажет добром, то отпустишь.

Ведущий: Змея согласилась. Вот пошел охотник по дороге, а змея за ним. Встретилась им корова.

Охотник: Здравствуй, корова!

Корова: Здравствуй!

Змея: Рассуди нас, корова. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Корова: Я за добро добром плачу. Меня хозяйка сеном кормит, а я ей за это молоко даю.

Охотник (змее): Слышишь? Теперь отпусти меня, как условились.

Змея: Нет, Корова скотина глупая. Давай спросим кого-нибудь другого.

Ведущий: Пошли они дальше. Встретилась им на дороге лошадь.

Охотник: Здравствуй, Лошадь!

Лошадь: Здорово!

Змея: Рассуди нас, лошадь. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Лошадь: Я за добро добром плачу. Меня мой хозяин овсом кормит, а я за это на него работаю.

Охотник (змее): Вот видишь! Теперь отпусти меня, как условились.

Змея: Нет, погоди. Корова и лошадь-животные домашние, всю жизнь возле человека живут, вот они за тебя и заступаются. Пойдем-ка лучше в лес, спросим дикого зверя, погубить мне тебя или нет.

Ведущий: Делать нечего- пошел охотник в лес. Видит- растет в лесу береза, а под ней сидит дикая кошка.

Змея (кошке): Рассуди нас, кошка. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Кошка: Подойди-ка поближе. Стара я стала, плохо слышу.

Ведущий: Подошел охотник со змеей к самой березе.

Змея (громко): Этот человек меня от смерти спас, а я его хочу погубить!

Ведущий: Выпустила кошка свои острые коготки, прыгнула на нее и погубила.

Охотник: Спасибо тебе, кошка. Ты меня из беды выручила, и я тебе за это добром отплачу. Пойдем со мной станешь у меня в избе жить, летом спать на мягкой подушке, а зимой- на теплой печке. Буду тебя мясом кормить, да молоком поить.

Ведущий: Взял охотник кошку к себе на плечо и пошел домой. С тех пор человек и кошка в большой дружбе живут.

ЛопшоПедунь: Да, хорошая сказка! Я тоже за доброе дело добром плачу.

(Дети садятся на места, издалека доносится игра баяна.)

ЛопшоПедунь (прислушивается): Ребята! Вы тоже слышите звуки баяна? Как же я люблю плясать под его мелодию, да частушки и песни распевать.

(Входят гости из удмуртского ансамбля «Сударушки» с баянистом и поют удмуртскую песню «Встреча гостей».)

1 гостья: Умоесь! Здравствуйте! Не тут ли принимают гостей. Мы как раз вовремя.

2 гостья: Наверно устали играть да шутить? Пора и песни петь, да плясать под удмуртские напевы баяна.

«Удмуртская пляска»

Ведущий: Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Давно у нас не было таких задорных и веселых гостей. А не хотите ли с нами поиграть?

Игра «Воротики»

2 ребенок: Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток,

Там соловей поет звучнее…

Песня о природе на удмуртском языке (артисты ансамбля).

3 ребенок: Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки- березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был ледок,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина…

Родина бывает разная

Но у всех она одна!

Песня « Родина»

1. Нет прекраснее тебя-Родина!

Сердце милая земля-Родина.

Мы живем в краю родном,

Песни о тебе поем, Родина!

2. Как нам не любить тебя, Родина?

Ты у каждого своя- Родина!

В чистом поле васильки.

И березки у реки- Родина!

3. Словно мамочка нежна- Родина!

Ты как воздух, нам нужна- Родина!

Неба синь, и солнца свет,

И тебя, дороже нет, Родина!

Ведущий: Настоящий праздник получился, как в сказке. Столько гостей сегодня у нас и герой из сказки, и настоящие артисты с веселым баянистом.

Тау! Спасибо, что вы пришли к нам.

Ребята, вам понравилась эта встреча? Давайте все вместе скажем- спасибо!

Но гостей не хочется отпускать просто так. Мы с ребятами приглашаем вас на чаепитие с перепечами, которое приготовили наши мамы и бабушки.

Устраивается чаепитие!

Аннотация внеклассного
мероприятия

МКОУ
«ОШ№5»

Данное мероприятие разработано с целью приобщать детей   и взрослых к   национальным
ценностям удмуртского народа,
познакомить с удмуртскими словами,
связанными с бытом.

  Мероприятие проходит в форме игровой программы с
театрализованным представлением. Всю программу ведет сказочный персонаж
Лопшо
Педунь. Обучающиеся знакомятся с традициями
удмуртов, устройством их быта, играют в национальные игры.

Мероприятие
сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и
проецированием её на экране интерактивной доски.

Методическая
разработка внеклассного мероприятия

«В
гостях у Лопшо Педуня»

                                              
Учитель русского языка и литературы

                                                                                    
Л.В.Чернявская

МКОУ
«ОШ №5» город Глазов

Внеклассное мероприятие «В гостях у
Лопшо Педуня».

 Цель: приобщать
детей   и взрослых к   национальным ценностям удмуртского
народа,  
познакомить  с удмуртскими словами.

Задачи: содействовать
развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре; способствовать
повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их  в
повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у школьников в процессе 
игровой деятельности,
расширение кругозора и представления об окружающем мире;

воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе
родного края.

Продолжительность реализации
разработки – 35 -45 минут

Средства
обучения:
  фонограммы
заставок,  интерактивная доска.

Оформление
класса:

ü  флаги
России и Удмуртии;

ü  картины
с государственной символикой;

ü  предметы
быта удмуртов, музыкальные инструменты;

ü 
цветок италмас для разучивания игры;

ü  мультимедийный проектор
и доска;

ü  музыкальное
сопровождение;

ü  стеллаж
с выставкой книг по Удмуртии.

                                            Ход мероприятия.

                  Под музыку в зал
входит Лопшо Педунь.

Лопшо Педунь (Л.) Зечбуресь,
пиналъес!

Вы меня узнали?

Тем, кто меня не знает,
представлюсь: Я – Лопшо Педунь – родной брат русского Иванушки,  двоюродный брат
узбекского Хаджи Насреддина и татарского  Шурале,  дядюшка белорусского
Нестера,  друг всех веселых людей на  Земле!

Поёт 
на мотив «Ялыки»

Ходит
– бродит  в нашем крае

Песенка
– вещунья.

Эту
песню каждый знает

Про
Лопшо Педуня.

Говорят:
«Педунь  тот рыжий».

Говорят:
«Седой как  лунь».

Говорят:
«Он выше крыши!»

А я
— вот какой, Педунь!

Лопшо Педунь, Лопшо Педунь!

Известен я во всех местах…

Как хорошо,  как хорошо
Что нынче вы у меня в гостях.

Л. Мы собрались сегодня с вами,
чтобы рассказать о нашем удмуртском крае,  познакомится с героями удмуртских
сказок и мифов, подышим воздухом наших лугов и лесов, зайдем в гости в
удмуртскую избу,  поучим удмуртские слова, поиграем в удмуртские игры и конечно
же споем. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.

Ребята, а вы знаете, когда день
рождения Удмуртии?

Более 450 лет назад наши предки —
удмурты решили жить единой семьей в составе России.  День рождения республики мы отмечаем
4 ноября.

Я
удмурт,

Нас,
удмуртов, немного,

Наша
родина невелика.

Но
сегодня и наша дорога

Широка,
словно Кама – река.

Л.  А как красив удмуртский язык.
Он богат пословицами и поговорками.

Я буду говорить 
удмуртскую пословицу, а вы  должны  назвать аналогичную русскую пословицу.

1.      Любишь мед — люби
и пчел. (Любишь кататься- люби и саночки возить)

2.      Без труда сыт не будешь.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

3.      Как крикнешь, так
и эхо отзовется. (Как аукнешь, так и откликнется).

4.      Шороха бояться в
лес не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить).

5.      Дерево без ветра
не скрипит (Дыма без огня не бывает).

6.      Лошадь есть – ездок
найдется. (Была бы шея, а хомут найдется)

7.       

Л. Наш край называют ещё и песенным
краем. Очень красивы удмуртские песни: ласковые и задушевные, весёлые и
задорные.

Кырзан
котькинлы дуно.

Кырзанэн
шулдыр улон.

Песня
всем всегда нужна.

Песня
в жизни нам важна.

Звучит  песня в
исполнении детей.

Л. Ребята, а вы хотите побывать у меня в гостях? Я вас приглашаю к себе в
дом, покажу свое любимое место в доме. А чтобы попасть ко мне в гости надо
произнести заветные слова: одык, кык, куинь!

Типичное поселение — деревня (удм.
гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой
планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба
(корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на
самцах, а позже на стропилах. Углы рубились, пазы прокладывались мхом.
Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней
половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

В домах находилась глинобитная печь
(гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По
диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы
семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал
погреб, хлев, навесы, кладовые.

Я очень люблю лежать на печи, а еще
вкусно покушать. Ребята, а назовите национальные блюда.

А еще я люблю поиграть.

«Игра
с лаптем»

ОПИСАНИЕ.
Дети образуют круг.

Водящий
за верёвочку крутит лапоть понизу,  дети должны перепрыгнуть, не задев его.

ПРАВИЛА.
Задевший лапоть – выходит из игры.

Л. Из окон моего дома открывается
вид на  прекрасный луг! Там растет огромное количество и травянистых, и
цветковых растений.

— Какой цветок является символом республики? (Италмас)

— Посмотрите,  какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу
Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а
только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду. …Жила-была красавица по имени
Италмас. Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком
купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые
тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком
зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже
становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу.
Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда
они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

                                         Игра «Италмас».

Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом.  Под музыку дети идут в
одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает
цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый
схватит цветок, тот и водит!

— Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии.

«Мать-и-мачеха» , «Подорожник» возле дорог растет, раны
залечивает(порезник, ранник), «Ромашка»,»Клевер» и др..

Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!

Эти растения нужно тоже беречь и охранять!

Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.

Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!

Вот перед нами лес.

Также как и без цветов, без леса мы не проживем.

Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и
растений, строительные материалы.)  Берегите леса-это легкие нашей планеты,
планета ими дышит.

Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?

В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки,
отгадками являются названия деревьев.

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег —
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

Молодцы , знаете растения.

О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много
книг, стихов (выставка книг).

Писатель Виктор Туганаев написал книгу «Коля знает 50 растений, а
ты?» Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не
обижает животных.

Л. Ребята, а знаете ли вы животных Удмуртии и их повадки?

Игра «Угадай, кто я?»

Л. : Молодцы, ребята!  Хорошо знаете животных. У всех животных есть

Игра «Хвост»

ОПИСАНИЕ.
Дети встают друг за другом по- цепочке, руки на поясе у товарища. «Хвост»
цепочки ловит «голову».

ПРАВИЛА.
Если «хвост» поймает «голову», то «голова»  становится «хвостом».

Мы покидаем лес.

Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык,
кык,куинь!

Л. Как велика моя земля, 
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Ты посмотри по
сторонам
Все это — наше, это — нам:
И горы, и луга:
На сотни верст — леса, поля,
И все — удмуртская земля,
Где ни ступи нога!

— Ребята, почему нашу Удмуртию
называют «Край родниковый»? А вы знаете что такое родник, ключ?

— Какая там вода? Да, в водоемах
должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Игра «Водяной»
ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро.
Выбирается водящий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова:
«Водяного нет, а людей много»

Водяной бегает по кругу и ловит
играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга.
Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.

Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.

Пусть уходит из мира тревога
Навсегда — на года и века.
Я — удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.

Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удмуртской  избе. Вспомнили названия
деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты,
узнали новые удмуртские слова.

Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?

Сейчас я проверю, какими вы внимательными были во время путешествия!

Ответьте
на мои вопросы:

1.     
О каком празднике нашей Республики мы говорили?

2.     
Как зовут весельчака в удмуртских сказках?

3.     
Какой цветок является символом Удмуртии?

4.     
Какие деревья и растения вы запомнили?

5.     
Какие слова удмуртские вы запомнили?

Л: Ну, ребятки, какие вы молодцы!
Жаль с вами расставаться! Зечь Лу, ребята!

 Домашнее задание.  Помимо Лопшо в
удмуртских мифах и легендах живут и другие герои.  О них вы   прочитаете  в книге
«Мифы и легенды удмуртского народа».

Список использованной литературы:

1.     
Мифы, легенды и сказки удмуртского народа /
лит. обраб. Н. П. Кралиной. – Устинов : Удмуртия, 1986. – 206 с.: ил

2.     
Леонтьев А.К.  Лесное чудо. — Ижевск,1978. —
32 с.

3.     
http://letopisi.ru/index.php/
«Золотой
символ Удмуртии — италмас»
letopisi.ru

4.     
http://ru.wikipedia.org  wiki Италмас

Скачано с
www.znanio.ru

автор: Кабанова Светлана Михайловна

Музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад № 44” города Воткинска Удмуртской Республики

Сценарий праздника, посвященного «Дню народного единства» и «Дню государственности Удмуртской республики» для детей подготовительной группы “Край мой родниковый”

«Край мой родниковый»

(Праздник, посвященный «Дню народного единства» и «Дню государственности Республики Удмуртии» для детей подготовительной группы)

Цель:

Формирование представления о традициях русской и удмуртской культуры.

Воспитание патриотических чувств к родине и любви к русской и удмуртской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о традициях русского и удмуртского народа; знакомит с разными жанрами удмуртского и русского фольклора: народной песней, народными играми, плясками, игрой на музыкальных народных инструментах.

Развивающие: развивать у детей интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие способности, фантазию, эстетический вкус; развивать толерантность, чувство дружбы, и взаимопомощи; совершенствовать творческие способности, двигательные умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение и вызвать положительные эмоции.

Предварительная работа: Знакомство детей с традициями и обычаями русского и удмуртского народов, с русским и удмуртским костюмом, русскими и удмуртскими блюдами. Знакомство с официальными и неофициальными символами России и Удмуртии. Разучивание стихов, поговорок; отгадывание загадок. Разучивание русских и удмуртских народных песен, танцев. Проведение русских и удмуртских народных игр, танцев. Знакомство с русским и удмуртским народным творчеством (лепка, рисование, аппликация и т. д.)

Герои взрослые:

Лопшо Педунь

Чеберина (удмуртская красавица)

Русская красавица

Ход праздника.

 (Дети заходят в зал под песню «Мы дети твои, Росси, садятся на стулья)

Ведущая: Здравствуйте, ребята, поздравляю вас всех с наступающим праздником! Совсем скоро, 4 ноября вся наша страна отметит День народного единства, для многих народов Россия является Родиной. 

Реб1:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Реб 2:

Страну, где мы родились

Где радостно живем

Края свои родные

Мы Родиной зовем!

 Песня «Моя Россия». (Муз. Струве)

Ведущая: Так совпало, что  4 ноября- это день Народного Единства , а еще в этот день наша Удмуртия отмечает день рождения. Давайте поздравим нашу республику и прочитаем стихи.

Реб 1: Все, что ясным утром видно из окна-

          Это наша родина, Удмуртия моя!

Реб 2: Удмуртия – это наш дом,

           Где вместе с вами мы живем!

Реб 3: Удмуртия – это край родников и говорливых речек.

           Удмуртия – это край, где цветет золотой италмас.

Реб 4: Край мой родной,

          Ты лесами красив,

           Ты раскинул поля широко

Реб 5: Серебристыми ветками ив,

           Шелестят берега над рекой

            Край мой родимый, край мой родной,

           Одет рябиной, и пахнет сосной.

Реб 6: Мальчишки, девчонки, мы рядом идем,

          Мы вместе встречаем наш праздник,

          Любимой Республике, славу поем 

          И нет ее в мире прекрасней!

Песня «Моя Удмуртия»  (Муз. И сл. Т.Н. Шикаловой)

Вед: Ребята, в честь дня рождения нашей Удмуртии, я предлагаю вам отправится в путешествие по родному краю. Хотите?

Дети: да!

(в зал вбегает Лопшо-педунь)

Лопшо-Педунь: Подождите, подождите! Кто здесь хочет отправится в путешествие? Давайте отправимся вместе.

 Ведущая: Подожди, а ты кто такой? Наверно старичок-лесовичок?

Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать все новое, а еще конечно люблю веселиться.

Ведущая: А что у тебя на ногах, Лапшо-педунь?

Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.

Ведущая: А давай проверим, какие быстрые твои лапти.

Игра «Лапоть» («Вуж кут»)

Лопшо-Педунь: Ну, что хороши мои лапти?

Вед: Хороши, Лопшо-педунь.

Лопшо-Педунь: Тогда в дорогу! Поведут нас мои лапти по полям, по лесам, покажу я  вам  красивые места , познакомлю с народом, который  живет в Удмуртии 

Лопшо-Педунь: Лапти вы нам помогите, по дорогам нас несите.

 (дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе, с окончанием музыки садятся на стулья)

Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали? (на экране появляется изображение леса и родника).

Дети: В лес

Лопшо-Педунь: Верно, слышите, а что это шумит в лесу?

Дети: Родник

Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым. А чтоб веселей звенел наш родник, поиграем в игру, которая называется «Чингыли», что означает-колокольчик.

  Игра «Колокольчик» («Чингыли»). (дети садятся)

Лопшо-Педунь: Что ж, родник послушали, пора и дальше в путь. Ой, ребята, а что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут.

Вед: Как же нам теперь путешествовать? 

Лопшо-Педунь: (Из пестеря достает компьютер)

Вот что нам поможет, мой друг – веселый компьютер, он у меня с чудесами (муляж компьютера ставит на стол) с его помощью продолжим путешествие по удмуртии.

На компьютере появляется изображение 

Мультфильм про народ Удмуртии

Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде.

Пословицы и поговорки о труде.

Вспомните их (дети поочередно рассказывают):

  1. Кто без работы, тот без хлеба.
  2. Работа человека насквозь видит.
  3. Проголодаешься, так и работать научишься.
  4. Без стараний и пригорки не насыплешь.
  5. Ленивый еще спит, а работящий уже отдыхает.
  6. На одном месте лишь пень стоит.
  7. Любишь мед, терпи и жало пчел.
  8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

Лопшо-Педунь: А после работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать (появляется картинка на экране)

Вед: И наши ребята любят плясать, а дети из группы «буратино» знают песню на удмуртском языке, которая называется «Детский сад».

(песня «Детсадын»)

Лапшо-педунь: Весело пели и плясали, а наше компьютерное путешествие продолжается.

В это время на экране появляется изображение «Вируса» и звучит его голос:

Я вирус злобный и коварный,

Заразил все наши файлы,

Не узнать вам детвора

Ничего и никогда.

(Лопшо-Педунь и воспитатель расстраиваются оттого, что вирус испортил компьютер)

Лопшо-Педунь: Ой, беда! Теперь наш компьютер плохо работает и не все файлы открываются

Вед: Ребята, нам необходимо очистить наш компьютер от вируса, и он снова хорошо заработает. Для этого нужно ответить на вопросы: (после того, как дети ответят, на экране появляются ответы)

  1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
  2.   Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).

И сейчас для вас прозвучит гимн Удмуртии

Слушаем гимн Удмуртии

  1. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии?

 (черный цвет – символ земли и стабильности;

красный цвет – цвет солнца и символ жизни;

белый цвет – символ космоса и нравственных устоев.

  1. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь, который является символом возрождения).
  2. Каких великих людей Удмуртии вы знаете? (на экране появляются портреты)
  3. В каком городе мы живем?
  4. Какие знаете достопримечательности нашего города?

Лопшо-Педунь: Ну что же, мы очистили наш компьютер от вируса, и теперь он работает хорошо и не зависает. Значит, путешествие наше можно продолжать.

На компьютере появляется изображение удмуртки.

Лопшо-Педунь: Посмотрите, компьютер нас переместил в удмуртскую деревню.

(Под веселую музыку заходит удмуртка с караваем и маслом)

удмуртка: Зёч буресь! Гажано эшьёс.

Лапшо-педунь: Зеч  буресь!

Дети: Зёч буресь!

Удмуртка: Здравствуйте, гости дорогие. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями. А встречаем мы гостей по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом. Пусть жизнь ваша течет как по маслу.

 (С поклоном отдает каравай)

Вед и дети: Тау! (берут каравай, ставят на стол)

Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, как красив удмуртский костюм нашей удмуртской красавицы.

Удмуртка: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. Украшение моё  старинное – мониста называется, когда мы пляшем она звонко звенит. И с вами я хочу поплясать, в мою любимую удмуртскую игру поиграть. Называется она «Параен шудон»-игра парами.

Игра «Парами» («Параен шудон». 

 Удмуртка: весело с вами играть только много дел у меня пора перепечи стряпать

Лапшо-педунь: Да и нам пора  продолжать путешествие. Зечь луэ, чебер апай.(удмуртка уходит)

На экране появляется изображение девушки в русском костюме.

Лопшо-Педунь: У нас в Удмуртии по соседству живут не только удмурты, но и русские. Посмотрите теперь мы оказались в русской деревне.

 (Под музыку входит русская красавица)

Русская красавица: Здравствуйте гости дорогие.

Дети: Здравствуйте.

Русская красавица: Очень рада я гостям. Мы русские люди очень гостеприимные. У нас свои традиции и обычаи, встречать гостей принято хлебом – солью. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил.

(Отдает каравай со словами: хлеб да соль вам люди добрые)

Вед и дети: Спасибо за хлеб-соль (принимает каравай, ставит на стол)

Русская кр.: У Русских людей своя традиционная кухня: щи да борщи, пироги румяные, блины сытные. Да и ягоды любим мы собирать: и калину, и малину, а собираем то мы их с песнями.

Хоровод «Калина» 

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми трудолюбивыми. Хочу я поиграть с вами в русскую народную игру «Колышки»

Игра «Колышки». 

Русская кр.: Хорошо с вами играть да пора и меру знать, пора делами домашними заняться. До свидания, ребята. (Русская красавица уходит.)

Дети: До свидания!

Лопшо-Педунь: Замечательное путешествие у нас получилось, побывали мы и в удмуртской деревне, и в русской. И все мы живем дружно и не ссоримся. 

Игра-танец «Приглашение»

Лопшо-Педунь: Что ж путешествие наше подошло к концу. 

 (обращает внимание на свои лапти) А лапти то мои домой меня несут. Пора мне. Где же мой пестерь? (берет пестерь) Что-то он легкий.

Вед: Да ведь ты компьютер забыл, Лопшо-педунь.

(складывает компьютер, обнаруживает там угощение кокроки) Эх! Я же совсем забыл, мне матушка, анай, дала в дорогу угощение, чтобы я всех угостил.

Вы и пели, и плясали, 

Очень я доволен вами

Вот вам кокроки от меня.

Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за путешествие и за угощение. 

Дети: Тау. (Спасибо.)

(Под веселую музыку лапти уносят Лопшо-педуня)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лопшо педунь на празднике
  • Лозунг на майские праздники
  • Лопушок у лукоморья сценарий
  • Лодки драконы праздник китай
  • Лопе де вега сценарий