Лошадиный праздник 6 мая

Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней...

Егорий и Юрий — имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный — 9 декабря, а другой голодный — 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем.

Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.

Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» — чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест — бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.

По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — в грече недород», «На Юрья роса — будут добрые проса».

Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса — от сглазу, от семи недугов».

И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели — никому неведомо.

В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.

В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.

Реклама

В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».

Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.

Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от хворей и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.

В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.

Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.

Народные приметы на 6 мая

  • Теплая погода на Егория – скоро лето наступит
  • Нельзя ничего вязать 6 мая и даже просто держать в руках изделия из шерсти – волки всех овец в стаде перегрызут
  • Нельзя кричать и ругаться в этот день – может убить грозой
  • Сильный дождь на Егория – травы много вырастет
  • Растущая луна, сильные ветер, который гонит тучи на пасмурном небе – такая погода сохранится еще достаточно долго
  • Комары 6 мая в стаи сбиваются – жди потепления в ближайшее время
  • Выступила роса на Егория – будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, на деревьях заметен иней – гречка уродится. Дождь предвещает, напротив, неурожай гречихи, но отличный рост хлеба
  • Сильно разлились реки на Егория – примета к тому, что трава будет на Николин день (22 мая)
  • Ясное, безветренное утро – ранние посевы будут удачными, и можно будет собрать богатый урожай. Если погода изначально была плохой, но в течение дня улучшилась – удачными будут поздние посевы
  • Ночь с 6 на 7 мая очень теплая – хлеб успеет созреть до первых морозов
  • Дует южный ветер – будет богатый урожай. Северный ветер 6 мая предвещает ранние заморозки осенью
  • Крупный лист на березе – год будет урожайным
  • На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет – урожай огурцов будет богатым

6 мая – Юрьев день: приметы и поверья

  • По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:
  • Если на Егория тепло, то лето не за горами.
  • В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
  • Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
  • Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
  • Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
  • Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
  • Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
  • Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  • Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
  • Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
  • Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  • Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  • Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  • Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  • Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

По поверью, именинник дня будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс. Этот камень дает способность властвовать над другими людьми, проясняет ум и позволяет проникать в замыслы противника. Он укрепляет память и охраняет от внезапной смерти и покушений на жизнь.

6 мая – Юрьев день: что нельзя делать

  • Запрещается работать с тканью, вышивать или заниматься шитьем.
  • Работа с ножницами также под запретом. Особенно не рекомендуется стричь волосы, иначе они начнут сильно выпадать или ослабнут.
  • Ссоры, недомолвки, ругань или нецензурная брань – строго настрого не разрешены. Считалось, что эмоционального человека могут начать преследовать неудачи.
  • Не стоит работать на огороде или в доме, так хозяйству можно только навредить.
  • Не стоит сегодня есть мясо.

Значение снов с 5 на 6 мая

В ночь с 5 на 6 мая часто сняться вещие сны, в которых можно увидеть своё будущее. Сюжет сновидения и увиденные образы будут понятны для толкования, не будет никаких скрытых смыслов и трудных трактовок. После пробуждения вы можете понять своё предназначение, призвание, то, чему вам стоит посвятить свою жизнь. Вам станет понятен смысл занятий.

Если вы хорошо помните, что вам приснилось, обратите внимание на слова, которые вы слышали во сне. В них и будет содержаться смысл всего сновидения.

Источник astromeridian.ru, fankino.ru


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Егорьев день

В народном календаре праздник получил название «Юрий Вешний» отмечается 6 мая (по старому стилю – 23 апреля). В православном церковном календаре это день памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых святых у наших предков. Другие названия праздника: «Георгий Победоносец», «Юрьев/Егорьев день», «Юрий/Егорий весенний», «Отмыкание земли», «Праздник пастухов», «Ярила вешний», «Егорий тёплый», «Егорий голодный», «Ерило зелёный, «Егорий храбрый», «Росенник», «Купайло на весне», «Купайло на Юрия», «Ягорий», «Святы Еры», «Скотопас и волчий пастырь», «Лошадиные именины», «Конский праздник», «Комарник», «Ленивая сошка», «Скотский день», «Свята жывёлы».

Георгий Победоносец был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых. Ему молились за детей, о покровительстве воинов, в скорби, о помощи при недугах, об охранении домашних животных от диких зверей. В народной мифологии Егорий считается покровителем домашней живности, особенно коров. Поэтому, в Егорьев день скот называли именинником. Его всячески обхаживали, чистили, кормили лучше, чем обычно.

Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий — Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей.

День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.

Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. «Будь здоров, как Юрьева роса!» На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом — осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз — будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса — будут добрые проса. На Юрья дождь — гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия — роса — не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий — праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает. На егорьевской неделе прилет ласточек.

Другие народые приметы 6 мая

Егорий Вешний. Праздник пастухов — выгоняют стадо в поле.
При грозе гром скоро прекращается — погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение — к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная — к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы — через 1-1,5 часа начнется гроза.

Народные приметы в мае

«Даст небо дождь, а земля — рожь».
«Загоняй кобылу и паши под пшеницу».
«Май на порог весну приволок».
«Май создает хлеба, а июнь — сено».
«Малая птичка соловей, а май знает».
«Не обездоль корову едой, будет удой».
«Рад бы жениться, да май не велит».
«Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору, а овес — сей меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору».
«Чудак рыбак: рыбу ловит, а сам не ест».
«Где оратай плачет (тяжело!), там жнея скачет (с веселья, что хлебушек удался!)».
«Много выморочек-проплешей на озимях — к грибному году».
«Солнце встает — выдается лето сухо и ведрено; облачный восход — на дождливый сенокос».
«Соловей неумолчно поет ночью — к вёдру».
«У вяза много почек — уродится ячмень».
«Хвощ прет — на недород».

Русские народные приметы и суеверия

Большой иней во всю зиму — тяжелое лето для здоровья.
Будь не к ночи помянуто (о злом, страшном).
В правом ухе звенит — добрый помин; в левом — худой.
Ворожба не молотьба: не красна ей изба.
После заката денег в долг давать нельзя — не вернут.
Свистеть в доме — денег не будет.
Ругаться в доме — к гибели цветов.
Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.
Кудью да кудесью волости не изойдешь (арх.).
Куры дерутся — к гостям.
Ни днем, ни ночью, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни в обыден (никогда).
Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть.
Ногами под лавкой качать — черта тешить.
Ногти цветут — к обнове, гостинцу, к перемене жизни.
Подслушивать у замка житницы. Смотреть на месяц.
Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами.
Покойника везти со двора вскачь (потому что он в последний раз здесь веселится, а также чтобы этого больше не было в доме. Родственник садится верхом на гроб. Уфа).
Полевой пуще на межах проказит.
Разбирать встречи — не слезать с печи.
Ребенку Не показывать зеркала, чтоб не был пуглив.
Тринадцатый за стол не садится.
Увидать домового — к беде, к смерти.
Хлеб — батюшка, кормилец; кроху наземь уронить грешно.
Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы.
Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен).

6 мая – день Георгия Победоносца, в народе этот день известен как Егорий Вешний или Водонос. Поскольку этот Святой считался покровителем полей, приметы 6 мая связаны с многочисленными ритуалами, направленными на улучшение плодородия, укрепление здоровья.

Не менее важным было толкование знаков, которые посылает природа. Необходимо было решить, когда начинать сев тех или иных культур. Ведь для простого человека Юрьев день – важная веха в хозяйственной деятельности. А вот для князей Святой Георгий всегда был воином – покровителем, помогающим в защите земли от иноверцев.

Егорий – покровитель полей

Наступление весны

Наступление весны

От 6 мая испокон веков ждали полноценного наступления весны. С этого времени овец пасли уж в поле, а не держали в загонах во дворе. Момент первого выхода овечьих гуртов на выпас сопровождался ритуальными действиями, цель которых – защитить скот, способствовать его плодовитости, здоровью и увеличению веса. Например, гнать животных вперед следовало освященными вербными ветками, специально для этого оставленными с Вербного воскресения.

К коням в этот религиозный праздник было особое отношение. Традиционно Егорий изображался верхом на коне, был неотделим от него в народном сознании. Поэтому именно этим животным уделяли больше всего внимания. Коней непременно нужно было выкупать и покормить ритуальными печеньями, которые готовились на Крещение. Такая выпечка имела форму креста и должна была защитить лошадок от сглаза, болезней, падежа.

Народ старался задобрить пастухов, их угощали яичницей, дарили им ткань. Несли и деньги. Главное – сделать так, чтобы пастухи на работе не спали и развлекались, а внимательно следили за стадом и отарой, охраняя от лихих людей и хищников.

Чтобы на овец не напали хищники, старались не прикасаться к шерстяной пряже, не вязать, не проводить с шерстью никаких работ.

Официальная церковь поддерживала многие приметы. Поскольку Егорий в народном сознании соединялся с плодородием, со способностью земли одаривать людей своими плодами, именно в этот день к Святому обращали молитвы о хорошем урожае. В день Георгия Победоносца священники выходили в поля, чтобы освятить их и помолиться о будущем урожае. В луга выносили стол, который накрывали праздничной скатертью, а сверху водружали икону, потом совершался молебен и водосвятие. Освященной водой кропили скот.

Люди молились не только о богатых дарах земли. В этот праздник обязательно просили Святого о защите домашних животных: коровок и овечек, козочек и лошадок. Для этого читали специальную молитву – скотопас. Народные поверья утверждали, что на Юрьев день Святой отправляется к лешему и заключает с ним договор о неприкосновенности тех животных, о которых помолились люди. Чтобы леший не отказал Святому Георгию, народные суеверия советовали задобрить лесного духа подаяниями. Самое распространенное – кувшинчик с молоком.

Были особые приметы, помогающие понять, продлен договор с лешим о неприкосновенности скота или нет. Пастух в этот праздник подходил к краю леса и бросал в гущу растений запертый замок. Чрез некоторое время нужно было прийти и посмотреть, в каком состоянии замок: отперт или нет. По этим признакам делали вывод, как отнесся леший к просьбам Святого Георгия и простого народа.

Святому Георгию приписывали и другие способности. Его считали покровителем леса и его обитателей. Народные поверья гласили, что этот Святой разъезжает на своем белом коне и командует всеми обитателями леса. Его даже звали «волчьим пастырем». Поэтому народные обычаи советовали молиться Святому Георгию о защите себя и своих детей от лесных зверей.

Простой народ немало времени проводил за посевом, также ухаживали за рассадой.

Магическая сила дня

Утреная роса

Утреная роса

По поверьям, 6 мая не совсем обычный день. Приметы говорили, что по земле распространяется живительная сила, которая сосредотачивается в утренней росе. Потому нужно воспользоваться такой возможностью и умыться, чтобы никакой сглаз и болезни не приставали. Чтобы приобщиться к магической силе росы, вставали до рассвета, полотенца обильно смачивали в росе. А потом выжимали влагу из них в емкости. Полученной водой умывались сами, умывали детей.

Девушки, стремящиеся найти себе женихов, тоже пользовались помощью Святого в Юрьев день. Они молились Святому Георгию, проводили обряды. Чтобы святой отнесся благосклонно, нужно непременно нарядиться, приукраситься. В этот православный праздник начинали водить хороводы, только посиделки проводить было по – прежнему нельзя. Ведь посевная – особое время, когда нельзя тратить время и силы на посторонние дела. Кроме того, вечерняя прохлада могла негативно сказаться на здоровье, подорвать его.

К магии дня нужно было относиться почтительно, следить за своим поведением. Крики и ругань на Юрьев день, по поверьям, могли привести к смерти от грозы.

10 секретов Таро

Приметы о погоде

Егорьев день в народном представлении связан с прилетом ласточек. Поскольку старинные приметы на 6 мая утверждали, что ласточки на крыльях обязательно принесут весну, их прилет всегда вызывал восторженные чувства. В это ж время должны появиться майские жуки. На Юрьев день пристально наблюдали за всеми изменениями в природе:

  • Ясная теплая погода считалась признаком скорого прихода лета.
  • Дождливая погода с ливнями – к богатому травостою и удачному сенокосу, а также к обильным хлебам. Зато гречка, скорее всего, будет скудной.
  • Если в Юрьев день шел рост луны, смотрели на ветер и тучи. Затянутое небо в сочетании с сильными ветрами считались признаками затяжного ненастья.
  • Комары перемещаются кучками – скоро потеплеет, погода станет хорошей.
  • Росистое утро в Егорьев день – уродится просо.
  • Пошел снег – к урожаю гречки. Об урожае этого злака свидетельствовали также иней, покрывающий ветви деревьев, и град.
  • Заморозки в Егорьев день обещали еще 40 заморозков подряд.
  • Разлив рек, хорошо заметный именно в Егорьев день, считается признаком того, что на Николу – 22 мая – трава уже будет обильной и сочной.
  • Ясная, тихая погода утром – с посевами ничего дурного не случится, они принесут хороший урожай.
  • Дождливое прохладное утро, сменившееся теплой спокойной погодой к вечеру – признак того, что более удачными окажутся те посевы, что были сделаны позднее.
  • Не менее важным были наблюдения за погодой ночью на 7 мая. Если ночь простоит теплой, то морозы наступят поздно. Потому весь урожай можно будет спокойно собрать, ничего не оставив под снегом. В эту же ночь можно определить, каким будет урожай огурцов. Для этого следует на ночь оставить на улице мокрое полотенце. Если оно утром станет сухим, то огурцы обязательно уродятся. Если же оно будет влажным, то на большое количество огурцов рассчитывать не приходится.
  • Наблюдения за ветром позволили сделать такие выводы. Южный ветер – к богатому урожая. Северный ветер – к ранним заморозкам в конце лета.
  • О хорошем урожае судили и по крупным березовым листочкам, которые успевали нарасти на Юрьев день.

Церковное празднование

Святой Георгий Великомученик

Святой Георгий Великомученик

Церковь много веков чтит память Святого Георгия Великомученика, обезглавленного после 8-дневных истязаний. Он был храбрым и сильным воином, поэтому быстро стал военачальником, любимцем императора Диоклетиана, который не признавал иных богов, кроме римского пантеона.

По приказу императору пытали и убивали многих христиан. Георгий не мог спокойно смотреть на их мучения поэтому он раздал свое имущество обездоленным, потом сам пришел к императору и признался в том, что он христианин обвинив при этом императора в жестокости.

После такого признания император попытался уговорить Георгия отказаться от веры в Христа, но у него ничего не вышло. В результате над мучником издевались 8 дней, придумывая страшные и изощренные пытки, каждая из которых должна была оказаться смертельной. Но после ночи молитв он наутро выходил в добром здравии. После этого ему отсекли голову. Супругу императора, которая в ногах у Георгия просила простить супруга, оказавшегося таким тираном, тоже казнили.

Георгий в истории остался с именем Победоносец, потому что его приняли в небесное воинство, да и перед земными мучителями он не отступил. Его мощам поклоняются в разных странах. Частичка есть и на Поклонной горе в Москве, чьим покровителем этот святой является.

В православной церкви отмечается 2 дня его почитания: весенний и осенний. Его образ запечатлен на монетах, печатях русских великих князей. Обычно святого изображают верхом на коне с копьем, которым он пронзает змея. Народные предания сохранили легенду, что этот Святой убил змея, которому в Бейруте хотели отдать на растерзание царскую дочь. После такого явления жители окрестностей массово приняли христианство.

Ему испокон веков молятся воины о стойкости и храбрости, земледельцы об урожае, пастухи о сохранности скота, путешественники о благополучном исходе поездки.

В некоторых местностях его просят защитить от ядовитых змей и опасных болезней. Но гораздо важнее представление о Святом Георгии как о победителе мирового зла.

Народные поверья передают легенду о том, как в этот православный праздник Георгий скачет по полям и лесам, распространяет благодать, устанавливает гармонию, возвращает равновесия в душах и в бытие. Егорий возвращает на землю свет и святость, разрушенные при грехопадении людей и во времена их поклонения языческим божествам.

Считается, что в Егорьев день Святой всему старается вернуть первоначальный облик: и горам, и рекам, и лесам. Все должно быть так, как задумал Господь, только тогда Русь может быть полностью воцерковлена.

Святой Георгий – воплощение русского народа

Различные ипостаси Святого Георгия в русском народном сознании сделали его неотъемлемой частью национальной культуры. Он стоит в одном ряду с былинными богатырями, легендарными защитниками русской земли.

Можно даже сказать, что Святой Георгий стал символическим воплощением русского народа: мужественный, способный на подвиг, отважный, наделенный огромным терпением и целеустремленностью. И простой человек, и боярин, и военачальник могли найти в образе этого Святого свои черты. Именно такая особенность сделал образ Святого Георгия символ московской государственности.

Рейтинг:

Загрузка…

Комментарии

Казачьи праздники

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Казачий праздник Рождества

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святочные казачьи празднования

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Казачий праздник Крещения

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Казачий праздник Масленицы

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

Казачий праздник Пасхи

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

Казачий праздник Троицы

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Казачий праздник Покрова Богородицы

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

День нагайки — 23 ноября!

Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.

Казачьи праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Общеказачий воинский праздник

Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Отмечает его:

  • 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
  • 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
  • 1 сентября – Астраханское казачье войско;
  • 7 сентября – Терское казачье войско;
  • 12 сентября – Кубанское казачье войско;
  • 30 октября – Донское казачье войско;
  • 21 ноября – Уральское казачье войско;
  • 19 декабря – Сибирское казачье войско.

Казачий праздник Новый год

  Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.

  Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.

Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников

Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников

Егорьев день — праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца. В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

егорьев день какого числа

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий — Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря — Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

егорьев день праздник

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля — день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же — основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему — завершаются.

Егорий Вешний — суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

егорьев деньЕгорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки, за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на Пасхальную неделю и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо — жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

егорьев день какого числаВ день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета — если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей — проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки — плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров — к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо — в этом году его вырастет много. Снег, град и иней — к хорошему урожаю гречки.

егорьев день праздникЯсное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась — урожайными будут поздние. Южный ветер — к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру — ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет — рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний — традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

егорьев деньВ представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой — на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных — напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки — «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция — парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие — в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников, чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета — к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви — чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

егорьев день какого числаКрылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе — сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего — слушать воду в колодцах. По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода — к теплу, шумная — к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия — к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет — к сильному ветру, вьюге. Ветер — к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

XXIII. ЛОШАДИНЫЙ ПРАЗДНИК

На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. На этот сказ, откуда ни взялись, два странника с посохами.

«За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика. — Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним».

Такова нехитрая пензенская легенда, свидетельствующая своим давним происхождением о повсеместном чествовании избранного святого дня Флора и Лавра. По орловскому поверью, почитание этих святых мучеников вызвано следующим случаем. Оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и притом так, что никто этого не заметил. А колодец, между тем, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть — не с овса (так оказалось, по справке у хозяина), а именно от этого самого пойла. Стали гонять своих кляч сюда и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Флора и Лавра: стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы. Замечательно, при этом, стремление легенд приурочить этих святых греческой церкви к сонму святых русской церкви, как наиболее освоившихся с нуждами русского народа. В древней Смоленщине (Дорогобужск. у.) существует, например, такая легенда. Святые Флор и Лавр были по ремеслу каменщики и находились в числе строителей стен Киево-Печерской лавры. Один раз, когда они обламывали камни, осколок одного отлетел так неудачно, что попал в глаз единственному сыну и наследнику князя, заведовавшему работами. Разгневанный князь приказал закопать обоих братьев по пояс в землю и держать в ней до тех пор, пока не исцелится глаз, а в случае, если глаз вытечет, то князь собирался виновных закопать совсем в землю живыми. По молитвам братьев, Господь исцелил больного, и святые получили свободу.

Хотя эта легенда и оправдывает обычай прибегать к этим святым с молитвами при глазных болезнях, но такой обычай — исключительный и узкоместный. Главное же и основное верование не утрачивает своей силы на всем пространстве русской земли. В Москве, на Мясницкой, против почтамта, и около старинной церкви Фроловской, вдоль стены бывшего строгановского училища живописи, можно было любоваться выставкою первостепенных московских рысаков, приводимых сюда для молебствия и до сих пор составляющих любительскую слабость купечества, глубоко вкоренившуюся в городские нравы. Другой такой разнообразной и блестящей выставки, не похвальбы, а мольбы ради, только один раз бесплатно предоставляемой для обозрения любителям, положительно нигде уже нельзя видеть на всем пространстве Великороссии. Праздные и шаловливые посетительницы кавказских вод, в этот же день, на обширной площадке казачьей станицы, подле православной церкви греческого стиля в Кисловодске, могут любоваться теми скакунами всякого роста и возраста, с довольно разбитыми ногами, на которых совершаются горные прогулки. Скакунов приводят сюда для служения молебна св. мученикам и окропления св. водою, освященною тут же на площади. Тот же обычай наблюдается и на севере. «До 300 — 400 голов лошадей приводят в село, — сообщает наш корреспондент из Никольского уезда, Вологодской губ., — для окропления св. водою». Лошади рабочие, местной мелкой породы, по большей части, рыженькие; шерсть у них не лоснится, как у московских рысаков, а зачастую хохлатая, так что не расчистить ее самой крепкой скребницей; неказисты они видом, но похвальны обычаем: нетребовательны в пище и изумительно выносливы: им нипочем те лесные дороги, где всякая другая порода лошадей надрывается. На «лошадиный праздник» пригоняют их подкормленными овсецом и даже круто посоленным яичным хлебцем. Гривы и хвосты расчесаны, и в них вплетены девками ленточки или лоскуточки кумача, или ситцев самых ярких цветов.

Для «конной мольбы» в некоторых местностях (Вологодск., Костромск., Новгородск. губ.) существуют особые деревянные часовни, нарочито предназначенные для чествования мучеников в заветный их день. Некоторые часовни находятся в значительном удалении от сел, на лесных полянах (как, например, в лесах вологодских и ветлужских) и стоят в течение всего года совершенно забытыми, а на праздник мучеников привлекают поразительное многолюдство и получают особое оживление. После торжественной обедни крестьяне — кто верхом, кто пешком, кто в телеге — отправляются, по местному выражению, «к пиву». Лошадей набирается так много, что поляна перед часовней сплошь покрывается ими. За версту от часовни раскинулось ровное поле, где, по окончании молебствия, начинаются скачки (новое доказательство древности лошадиного праздника, а равно и того, что самые часовни представляют позднейшие сооружения, освятившие собою места древних игрищ). С постройкой одной из таких часовен, в ветлужских лесах, предание связывает явление иконы св. мучеников при источнике из горы (лет 300 тому назад). Из часовни впоследствии образовалась церковь, стоящая одиноко в темном лесу, в 17 верстах от жилья. «За сто верст (свидетельствует корреспондент) со всех сторон, съезжаются сюда служить водосвятный молебен после обедни, а также и после того, как все верхом, по три раза, успеют объехать кругом церкви. Священник выносит крест со святою водой, благословляет крестом и все время кропит, причем каждый, проводящий мимо него лошадей, старается о том, чтобы хотя одна капля св. воды попала на лошадь. Как только все объехали, священник осенит крестом и скажет: «С Богом» — тогда все разъезжаются по домам».

Обычные скачки на лошадях вперегонку (отчего кое-где и самый праздник получает название «скакалки») сохранились далеко не везде. Даже в той же Вологодск. губ. (в Вельском уезде) «фролят» только любители из взрослых, т. е. скачут вперегонку в первое воскресенье, следующее за Петровым днем. Оно называется «конною мольбой», именно потому, что в этот день установлено молебствие о лошадях, и каждый хозяин приводит на площадь если не всех, то по крайней мере одну лошадь. Зато повсюду установлено общим и неизменным правилом кормить в этот день лошадей в полную сыть и ни в каком случае на них не работать (даже на скачках седлать лошадей не принято). Во всяком случае, «Фролы», или, по крайней мере, самый день праздника отличается в деревне особым торжеством, в лесных же губерниях этот день замечателен по обилию яств и питей. Избы к тому времени чисто вымыты, хозяева принаряжены, пива наварено вдосталь, гости не спесивы, а потому и пир легко и скоро идет в гору и доходит до тех криков, когда все галдят, и никто друг друга не слушает, и даже до беспричинной ссоры и кровавой драки. «На Фролах» дают себе волю выпить лишнее и женщины, что составляет исключение, сравнительно с прочими деревенскими праздниками. Это особенно заметно в вологодских краях: «Мужики, которые любят винцо, пьют очень мало, даже некоторые совсем отказываются, зато уж бабы пьют за себя и за мужиков, бабы и старухи уже поздно вечером еле плетутся домой».

И на этот раз, как при чествовании Власия, в стройный однообразный ряд обрядов христианского молитвенного чествования св. Флора и Лавра врывается кое-где, как осколок доисторической веры, обряд нелепых жертвоприношений, подобный тому, который замечен был в Пермской губ. и так описан самовидцем: «На вспаханном под пар поле, сплошь усеянном народом, лежат в крови и корчатся в предсмертных судорогах голов до 20-ти животных, издающих душераздирающие стоны и хрипение. Вот ведут на веревке к «жертвенному полю» молодого бычка. На него набрасывается, с криком и шумом, толпа народа, и через момент несчастное животное лежит уже распростертым на земле, придавленное толпой жертвователей. А в это время проходит жрец конца XIX века с невозможно тупым ножом и начинает пилить животному горло. Процесс пиления продолжается не менее четверти часа. Помощники жреца тотчас же приступают к потрошению. Таким образом, ко времени, когда у животного будет окончательно перерезано горло, с него успеют содрать всю шкуру и отрезать ноги. Затем начинается жаренье животных на кострах. Около двух часов ночи раздается удар в колокол, возвещающий, что жертвенное кушанье поспело, и толпа набрасывается на горячее мясо с криком и дракою, причем большинство желает получить мясо ради его «особо освященного свойства». Обряд этот и пиршество, под общим именем «скотского праздника» , совершается не иначе, как в день Флора и Лавра». «Не ирония ли это судьбы (справедливо замечают в газете «Уральская жизнь», сообщившей об этом событии), что подобное медленное истязание животных происходит в скотский праздник? »

Читайте также

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК
— В Средние века любили праздники (кроме церковных)?— Очень любили. Можно даже сказать, что у людей было сильно развитое чувство праздника. По сути, это в равной степени плод старых языческих традиций (в особенности крестьянских), не изжитых или переиначенных, и

«Праздник заслуг»

«Праздник заслуг»
На местном кладбище над могилами калаши устанавливают деревянные доски и столбы с вырезанными на них солярными знаками. Центром родового культа служит резная доска, олицетворяющая богиню Джештак (J???ak), покровительницу родственных связей, или же «храм»

Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения

Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения
Главными мусульманскими праздниками являются1) ИД АЛЬ-ФИТР или Ид ас-сагир (Эйде-фетр – перс, Ураза-байрам, Кучук-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ;2) ИД АЛЬ-АДХА (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир – перс, Курбан-байрам –

Праздник в Бермондси.

Праздник в Бермондси.

 

 Праздник в Бермондси. На заднем плане—Темза и Тауэр.
Г.

XXIII ПРАЗДНИК ФЕДЕРАЦИИ

XXIII
ПРАЗДНИК ФЕДЕРАЦИИ
С переселением короля и Собрания из Версаля в Париж заканчивается первый, так сказать героический, период Великой революции. Открытие Генеральных штатов, королевское заседание 23 июня, клятва в Jeu de Paume, взятие Бастилии, восстание городов и деревень в

Праздник ели

Праздник ели
На Алтае ели всегда были удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле у тюрков считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда, когда люди поклонялись языческим богам.Праздник

VII. Праздник Долины

VII. Праздник Долины
Священная ладья Амона еще раз снималась с якоря для другого празднества – праздника Долины.[594] Она пересекала Нил, «ведомая богами». Это выражение некоторые переводчики истолковывают в том смысле, что ладью вели на буксире люди в одеяниях и масках

Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов

Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов
Праздник Дуаньу называют еще и Днем поэта.В 5-й день 5-го месяца лунного календаря (приблизительно день летнего солнцестояния) отмечается очень красочный древний праздник. В этот день принято есть пирамидки из риса,

6.31. Праздник пива

6.31. Праздник пива
Пиво играет в жизни немцев особую роль. В свободное время многие сидят и беседуют в «биргартенах» – «пивных садах» под открытым небом. На столе перед каждым должна стоять как минимум огромная кружка пива. Его в продаже больше 4000 сор тов. Для

Праздник ели

Праздник ели
На Алтае ели удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда люди поклонялись языческим богам.Праздник посвящался Йер-су, который

Праздник ели

Праздник ели
На Алтае ели всегда были удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле у тюрков считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда, когда люди поклонялись языческим богам.Праздник

Глава вторая Высшая школа. Студент и профессор, инженер Телеграфной компании. Болезнь. Удивительное изобретение. Париж, Страсбург, снова Париж. «Лошадиный круг». Из Европы в Америку

Глава вторая
Высшая школа. Студент и профессор, инженер Телеграфной компании. Болезнь. Удивительное изобретение. Париж, Страсбург, снова Париж. «Лошадиный круг». Из Европы в Америку
Выздоровление, казалось, окончательно решало вопрос о дальнейшем образовании Николы.

Праздник гребня

Праздник гребня
Праздник гребня, который отмечали только женщины в первый рождественский день. Празднично одетые соседки собирались в одной хате. Хозяйка заносила гребень из коморы и ставила его на покутье. Женщины приговаривали: «Слава Богу, что дождались праздников;

Праздник

Праздник
«Девятого мая 1945 года радовались все, — вспоминал пехотный солдат Иван Коломоец. — И не только мы, но и большинство гражданских немцев. А как же, наконец весь этот кошмар кончится. Они его на себе под конец войны очень хорошо ощущали».А мальчишкой получивший

8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии

8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает
Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии
В книге «Царь Славян» мы показали, что существенная часть летописной «биографии» знаменитого Юлия Цезаря состоит из сведений об императоре

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лофт на тульской аренда на праздник
  • Лофт контора праздника зеленоград
  • Лоуренс альма тадема праздник сбора винограда
  • Лоток на празднике
  • Лото народные праздники