Главный приз |
Остальные участники конкурсной программы: |
|
Премия за режиссуру |
Лучший дебют |
Roman Vasyanov
Лучшая мужская роль |
Лучшая женская роль |
Премия за операторскую работу |
Приз имени Григория Горина за лучший сценарий |
Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму |
Специальный диплом жюри |
Кинотавр. Короткий метр |
Участники конкурсной программы: |
|
Диплом жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» |
Почти весна
Приз зрительских симпатий |
В Сочи объявили победителей кинофестиваля «Кинотавр». Обладателем гран-при стала драма Николая Хомерики «Море волнуется раз», а исполнительнице главной роли Ольге Бодровой достался приз за «Лучшую женскую роль». Лучшим актером признали Павла Деревянко, сыгравшего в триллере «Подельники» Евгения Григорьева.
Награду за режиссуру получил Владимир Мункуев, представивший на фестивале фильм «Нуучча». За лучший сценарий отметили драму «Капитан Волконогов бежал», над которой работали Наталья Меркулова, Алексей Чупов и Март Таниэль. В категории «Лучший дебют» победу одержал режиссер «Общаги» Роман Васьянов.
По мнению зрителей, лучшим фильмом стала драма «Капитан Волконогов бежал». Второе место по результатам зрительского голосования заняла якутская драма «Нуучча» Мункуева. На третьем оказался фильм «Подельники» с Юрой Борисовым, Елизаветой Янковской и Павлом Деревянко. В пятерку лидеров вошли черная комедия «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова и драма «Общага» по роману Алексея Иванова.
32-й кинофестиваль «Кинотавр» проходил с 18 по 25 сентября в Сочи. Жюри основного конкурса возглавила Чулпан Хаматова. Компанию актрисе составили режиссер Петр Буслов, сценарист Олег Маловичко, продюсер Петр Ануров, киновед Лилия Немченко, оператор Юрий Никогосов и актер Петр Федоров.
Фильмом-открытием стал «Нас других не будет» — документальная лента Петра Шепотинника, посвященная развитию кино в 90-х, а закрыла смотр работа Киры Коваленко «Разжимая кулаки», отмеченная главной наградой программы «Особый взгляд» на 74-ом Каннском кинофестивале. Увидеть полную программу фестиваля можно здесь.
ПРИЗЫ 32-ГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»
-
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
-
Приз за лучшую режиссуру
-
Приз им. Д. Дондурея за лучший дебют
-
Приз за лучшую женскую роль
-
Приз им. О. Янковского за лучшую мужскую роль
-
Приз за лучшую операторскую работу
-
Приз им. Г. Горина за лучший сценарий
-
Приз им. М. Таривердиева автору оригинальной музыки к фильму / Специальный диплом с формулировкой жюри
-
Приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр»
На фестивале Кинотавр приз имени Григория Горина за лучший сценарий вручили фильму «Конференция» режиссера и сценариста Иван И. Твердовский
На фестивале Кинотавр приз имени Григория Горина за лучший сценарий вручили фильму «Конференция» режиссера и сценариста Иван И. Твердовский. Одним из продюсеров фильма является член Гильдии продюсеров России и выпускник первой онлайн киношколы Егор Одинцов.
«Конференция» — первое обращение кинематографа к трагедии «Норд-Оста», история об общей травме и о страхе возвращаться к пережитому. По сюжету главная героиня монахиня Наталья собирает в Театральном центре на Дубровке поминальный вечер, куда приходят бывшие заложники и делятся воспоминаниями. В фильме снялись Ольга Лапшина, Ксения Зуева, Ян Цапник и актеры «Гоголь-центра», еще детьми участвовавшие в этом самом мюзикле. «Конференция» получила приз за лучший сценарий на «Кинотавре. Рассказываем, почему это едва ли не важнейший фильм фестиваля.
Наши дни, осенняя Москва, годовщина «Норд-Оста». Монашка Наталья (Наталья Павленкова, постоянная актриса Твердовского) арендует тот самый зал Театрального центра на Дубровке для встречи жертв теракта. Заключая договор с распорядителем сцены (Ян Цапник с ролью короткой, но очень выразительной — как и у всех в фильме), она должна выбрать из пары казенных слов, как описать предстоящее мероприятие. Останавливается на «конференции» — понятии сухом, деловом и бесстрастном. Этот поиск слов и языка для разговора о травме и есть основной внутренний конфликт фильма. Но еще есть внешний: в 2002 году Наталья, никакая еще не монашка, была на «Норд-Осте» с мужем, дочкой и сыном. И с тех пор дочь (Ксения Зуева, актриса и режиссер; в ее «Вмешательстве» тоже нашлась роль для Твердовского) ее за что-то ненавидит — и велит держаться подальше от собственной же семьи.
Отношения матери и ребенка — рамка истории, которая кажется фильмом за пределами фильма, художественной рамкой документального спектакля. У этой сюжетной надстройки особая механика: между героинями почти нет диалога, конфликт разрешается с помощью действий, взглядов, животных рефлексов. И особая функция: защитить зрителя от той страшной реконструкции, которую герои разыгрывают в самом зале. Суть «конференции» — в том, чтобы вспомнить все, восстановить события по минутам, прислушаться к своим чувствам. За прошедшие с теракта годы матушка Наталья превратила эту коллективную терапию в ритуал, в молебен без символов веры. Но самой ей он уже не помогает. Поэтому в этот раз она готова повысить ставки.
С каждым годом людей на «конференцию» собирается все меньше, и пустые места в зале приходится заполнять ростовыми куклами — черными (для обозначения террористов, потому что «эти люди тоже здесь были»), белыми (в память о погибших) и синими (это те, кто не пришел). Надув манекены, герои начинают по очереди произносить речи, а матушка — призраком блуждать между рядами с микрофоном. Однажды она замрет перед двумя парнями (актеры «Гоголь-центра» Роман Шмаковой и Филипп Авдеев, которые, будучи детьми, участвовали в том самом мюзикле) — в белых и синих одеждах. Разговаривая с ними, монашка в черном сама напомнит террористку. Выживший покажется мертвым. Пришедший — отсутствующим.
Прежние фильмы Ивана И. Твердовского были жестокими («Класс коррекции»), эксцентричными («Зоология») и сюрреалистичными («Подбросы»), и «Конференция» удивляет прежде всего своей непохожестью на них — это деликатное, ответственное и зрелое кино. Режиссером выстроена совершенно новая система воздействия на зрителя. В начале и финале — длинные статичные кадры: пылесос чистит пол в зале, и несколько минут его монотонного шума заставляют зрителя сперва вспомнить все, что он знал о «Норд-Осте», а затем — подытожить свои отношения с фильмом. Спинки кресел во время этого медленного гипноза начинают казаться надгробными камнями. Ворсинки на ковре — гильзами. Почти вся музыка в фильме — внутрикадровая, планы крупные, а кадры длинные, отчего эффект присутствия становится травматичным. Тяжелые душевные раны замедляют ход времени, поэтому зрителю стоит быть готовым к нескольким длительным пыткам. Например, к бесконечной сцене, в которой ржавая тележка с едой гремит так, будто идет бомбардировка.
Но самое страшное происходит в диалогах, за которые фильму и достался сценарный приз «Кинотавра». Конференцию пытается прервать хамоватый охранник — полномочный представитель власти и государства в картине. Дочь поднимает голос и руку на мать — и ярость, которую находит в себе в этих действиях актриса Ксения Зуева, поражает. Главная героиня вот-вот возьмет участников встречи в заложники еще раз, не зная, как спасти их иначе. А ее внутренний диалог оказывается страшным спором между инстинктом самосохранения и материнским инстинктом. Может быть, поэтому фильм и остался без государственной поддержки, хотя предыдущие картины Твердовского ее получали. Причем получали, несмотря на свою критику инклюзивного образования и ювенальной юстиции и защиту бэбибоксов, которые одно время хотели запретить. «Конференция» — фильм не только о том, что бывает, если общество не рефлексирует об общих травмах. Он еще и о том, что будет, если нарушить заговор молчания. Свои могут оказаться чужими. Единственным общим опытом останутся боль и страх.
«Конференция» — фильм о сближении и отчуждении, о важности присутствия и трагедии отсутствия. Фильм о том, что у каждого есть свое место в своем ряду. Как от этого ни беги. На этом «Кинотавре» было меньше, чем обычно, действительно сильных фильмов. Но оказалось больше, чем обычно, фильмов, которые нельзя пропускать. «Конференция» — один из них.
Источник: Esquire.ru
Герда
Режиссер: Наталья Кудряшова
Главные роли: Юра Борисов, Дариус Гумаускас, Мария Иванова, Серафима Красникова, Анастасия Красовская, Юлия Марченко, Мария Леонова, Джулия Огун, Мария Песоцкая, Софья Александрова, Максим Стоянов, Мария Ильякова, Михаил Кремер, Тина Стойилкович, Ирина Сердечная
Специальный диплом жюри
Студентка соцфака Лера (Красовская) живет в провинциальном городке, по ночам танцует в стрип-клубе и превращается в Герду. Девушка заметно отличается от своих коллег по цеху, чем часто вызывает у них приступы ярости. Днем Лера проводит скучнейшие опросы. Часто ее просто не пускают в квартиру, а уж если открывают, то только полубезумные пенсионеры или серые женщины средних лет. «Вы довольны своим материальным положением? Считаете ли президента страны симпатичным мужчиной? Согласны ли вы с направлением развития России? Как часто в неделю употребляете алкоголь?» Из таких вопросов должен был бы сложиться портрет гражданина. Отстраненная и холодная Лера (не просто же так она Герда) сидит перед опрашиваемыми с каменным лицом, что только усиливает комичность самой ситуации. Дома ее ждет страдающая лунатизмом и находящаяся в депрессии мама (Юлия Марченко). Папа (Дариус Гумаускас) ушел к другой женщине, но упорно возвращается домой, чтобы потрепать всем нервы, выпить водочки и попытаться поговорить за жизнь. Спасают Леру от тоскливой действительности только метафизические сны. В них она свободна и никому ничего не должна, ни о ком не должна заботиться.
Премьера второй режиссерской работы актрисы Натальи Кудряшовой прошла в конкурсе фестиваля в Локарно, на котором дебютантка Анастасия Красовская удостоилась приза за лучшую женскую роль. Дебют Кудряшовой, «Пионеров-героев», шесть лет назад показывали в берлинской «Панораме». Вся картина окутана атмосферой сна. Главная героиня обитает меж двух миров: ее скудным ежедневным бытом с вечерними танцами ради денег на лекарства матери и сюрреалистической реальностью волшебного леса, по которому гуляет девушка. Фактически мифологическим персонажам является единственный друг Леры Олег (Юра Борисов) — художник и по совместительству гробовщик. Может быть, он, как всякий прекрасный принц (пусть и с некоторыми российскими особенностями), спасет спящую красавицу?
В Сочи завершилась 32-я церемония вручения «Кинотавра», и мы спешим сообщить о лауреатах за 2021 год. Главный приз — у драмы «Море волнуется раз» от режиссера «Селфи» и «Ледокола» Николая Хомерики. Актерские награды вручили Павлу Деревянко за перформанс в «Подельниках» и Ольге Бодровой, дочери Сергея Бодрова — младшего, которая снялась как раз в победившем «Море волнуется раз».
Наш автор Влад Шуравин, к слову, писал в телеграм-канал Cinemaholics о фильмах-конкурсантах на протяжении всего смотра.
Основной конкурс
Главный приз: «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Лучшая режиссура: Владимир Мункуев («Нуучча»)
Лучшая женская роль: Ольга Бордрова («Море волнуется раз»)
Лучшая мужская роль имени Олега Янковского: Павел Деревянко («Подельники»)
Лучший дебют: «Общага», реж. Роман Васьянов
Лучший сценарий: «Капитан Волконогов бежал» (Наташа Меркулова, Алексей Чупов)
Лучшая операторская работа: «Молоко птицы» (Николай Желудович)
Лучшая музыка: «Медея» (Алексей Ретинский)
Специальный диплом жюри: «Герда», реж. Наталья Кудряшова
Ранее этим днем объявили победителя конкурса короткометражного кино — им стала картина Антона Елисеева «Хорошая девочка Лида». А на первом месте по результатам зрительского голосования оказался фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогок бежал» с Юрой Борисовым в роли чекиста, бежавшего за искуплением.
Фото / Кадр из фильма «Море волнуется раз»