Луна 2112 сценарий

"Луна 2112" - американский низкобюджетный научно-фантастический фильм режиссера и сценариста Данкана Джонса. Вышел на экраны в 2009 году. Главные роли исполнили Сэм Рокуэлл и Кевин Спейси. Получил отличные отзывы от зрителей и критиков.

«Луна 2112» — американский низкобюджетный научно-фантастический фильм режиссера и сценариста Данкана Джонса. Вышел на экраны в 2009 году. Главные роли исполнили Сэм Рокуэлл и Кевин Спейси. Получил отличные отзывы от зрителей и критиков.

Режиссер

Данкан Джонс — сын знаменитого на весь мир музыканта Дэвида Боуи от первого брака. В юности изучал философию в университете, однако вскоре переключил свое внимание на кинопроизводство. Работал оператором, сценаристом видеоигр и режиссером рекламных роликов. В 2006 году прославился провокационной рекламной кампанией для модного бренда FCUK. После премьеры видеоролика для продвижения новой линии одежды, в котором дерутся две женщины, было написано более ста жалоб различными комитетами и отдельными людьми в Агентство по контролю рекламы.

Данкан Джонс

Задумка и кастинг

Дебютным полнометражным фильмом Данкана Джонса должен был стать научно-фантастический триллер «Немой», премьера которого прошла недавно на платформе Netflix. Когда режиссер пришел к Сэму Рокуэллу с просьбой сыграть одну из второстепенных ролей, тот попросил отдать ему центральную партию. На это место уже был назначен шведский актер Александр Скарсгард. Однако Джонс так хотел поработать с будущим лауреатом премии «Оскар», что специально для него в соавторстве с Нэйтаном Паркером написал сценарий «Луны 2112». Сэм Рокуэлл был первым выбором на роль Сэма Белла, однако, по признанию режиссера, если бы актер отказался, то главного героя на экране изобразил бы британец Пэдди Консидайн.

Сэм Роукэлл

Вторую главную роль, голос робота Герти, предложили Кевину Спейси. Он согласился при одном условии: вначале он посмотрит готовый фильм, а после, если ему конечный продукт понравится, озвучит свои реплики. Однако дубляж «Луны 2112» на русский язык лишил российского зрителя возможности насладиться актерской игрой оскаровского лауреата. Зрители, посмотревшие картину в оригинале, отмечали, что Спейси при исполнении роли робота ориентировался на Хала из легендарной «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика.

Остальные актеры фильма «Луна 2112» появляются лишь в эпизодах. Роль дочери Сэма сыграла известная в будущем модель и актриса Кая Скоделарио.

Съемочный процесс

Фильм «Луна 2112» был снят всего за тридцать три дня при рекордно низком бюджете в пять миллионов долларов. Съемки на натуре заняли всего восемь дней. Благодаря забастовке сценаристов в 2009 фильм «Луна 2112» смог заполучить лучших мастеров по специальным эффектам практически за бесценок, ведь большинство съемок были остановлены до окончания забастовки.

При съемочном процессе Данкан Джонс делал упор на практические спецэффекты, не прибегая к компьютерной графике и зеленому экрану. Благодаря этому, отзывы на фильм «Луна 2112» содержат в себе множество сравнений с научной фантастикой семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века. Но все они в основном хорошие.

Завязка сюжета

Описание «Луны 2112» наполнено спойлерами. Сюжет картины построен на неожиданных поворотах и откровениях, поэтому это может испортить впечатления от просмотра. Действие фильма «Луна 2112» происходит в 2035 году. Главный герой Сэм Белл заканчивает свой трехлетний контракт на работу по добыче изотопов гелия на лунной поверхности. Этот ресурс позволяет отстрочить ужасный энергетический кризис на Земле. Сэм работает на огромную корпорацию «Лунар».

Сэм Белл

Единственный спутник главного героя — робот по имени Герти. Связь с родной планетой нарушена в результате поломки станции связи, единственная возможность общения с семьей — видеосообщения, которые приходит с большой задержкой. Дома Сэма ждут жена и маленькая дочь.

За две недели до отправления домой Сэм осознает, что у него начались проблемы с психическим здоровьем. Отправившись за очередной порцией гелия к одному из лунных кратеров, он видит странную галлюцинацию и попадает в аварию на луноходе.

Развитие событий

Сэм Белл приходит в себя в медицинском отсеке корабля, но не может вспомнить ни аварию, ни как он попал сюда. Случайно герой становится свидетелем сеанса прямой связи Герти с Землей. Сэм начинает подозревать неладное. Он отправляется к месту аварии, где обнаруживает разбитый луноход и своего идентичного двойника.

Раненый мужчина утверждает, что именно он является реальным Сэмом Беллом. Мужчины не могут найти общий язык, ссорятся и даже дерутся. Но вскоре они начинают работать вместе и при помощи Герти, который, согласно основным законам роботехники, должен в первую очередь помогать людям, выясняют правду.

Кадр из фильма

На самом деле оба они — клоны настоящего Сэма Белла, который живет на Земле. Он пожертвовал свой генетический материал и воспоминания для производства бесконечного количества клонов. Главные герои обнаруживают анабиозные капсулы со спящими двойниками. На самом деле возвращение домой в специальной капсуле является уничтожением отслужившего свое клона.

Также оба Сэма обнаруживают, что связь с Землей глушится специальными установками. После сеанса прямой связи с домом они понимают, что жена из их имплантированных воспоминаний мертва, а дочери не три года, а целых пятнадцать.

Корпорация «Лунар» высылает специальную группу к месту проживания Сэма. Официальный повод — ремонт поломанной установки по добыче изотопа. Однако герои понимают, что реальная цель злодеев — убить их обоих и избежать огласки.

Концовка

Сюжет «Луны 2112» начинает набирать обороты. Второй Сэм придумывает план по спасению. Он просит Герти оживить третьего клона, чтобы потом убить его, посадить в разбитый луноход, отправить первого Сэма на Землю с помощью работающей ракеты, а самому остаться на станции и делать вид, что все нормально.

Кадр из фильма

Но первый Сэм против убийства себе подобного. Его состояние стремительно ухудшается, судя по всему, срок жизни клонов строго ограничен тремя годами. Он решает сам сесть в разбитый луноход и умереть, второй Сэм отправляется на Землю, а третий клон остается на станции. Для избежания риска быть раскрытыми, Герти просит клонов перезагрузить себя и стереть все воспоминания о произошедшем.

По пути домой Сэм Белл намеренно уничтожает глушилки и открывает возможность прямой связи с Землей. Первый Сэм умирает на месте аварии, пока к нему подбирается спецназ «Лунара».

В последних кадрах фильма слышны отрывки новостных репортажей о судебном разбирательстве против корпорации. В фильме Данкана Джонса «Немой» есть небольшая сцена прямой трансляции судебного заседания, где клоны Сэма Белла судятся со своим прототипом.

Отзывы критиков

В 2009 фильм «Луна 2112» был представлен на кинофестивале «Сандэнс». Первые отзывы критиков были более чем благосклонны. Особенно журналисты отмечали актерскую работу Сэма Рокуэлла и продуманный сценарий картины. Большая часть отзывов на фильм «Луна 2112» от профессиональных критиков являются положительными. Точно так же обстоят дела и с рецензиями пользователей. Также профессиональные критики отмечали уверенную режиссуру дебютанта Данкана Джонса и работу со спецэффектами в фильме.

Metacritic, который выдает оценку по усредненной шкале всех рецензий, показывает, что отзывы на фильм «Луна 2112» имеют 67 баллов из ста. Знаменитый кинокритик Роджер Эберт дал картине три с половиной звезды из четырех.

Сэм Белл

По итогам года фильму пророчили множество номинаций на престижные награды. Картина получила премию BAFTA за лучший британский дебют и номинировалась в категории «Лучший британский фильм». Также сюжет «Луны 2112» был отмечен сценарными наградами специализированных научно-фантастических премий и премией Гильдии сценаристов Британии.

Однако актерская работа Сэма Рокуэлла была обделена номинациями и наградами. По итогам года авторитетный журнал Empire включил отсутствие актера среди претендентов на премию в список десяти главных разочарований «Оскара».

Реакция зрителей

Зрительские отзывы на фильм «Луна 2112» также были положительными. На данный момент картина имеет приличный рейтинг: 7.9 баллов из десяти на сайте IMDB и 7.5 на «Кинопоиске».

Однако, несмотря на положительную реакцию преданных фанатов научной фантастики и жанрового кино, широкая публика фильм проигнорировала. В прокате картина собрала всего 9.5 миллионов долларов, едва вернув свой производственный бюджет. За прошедшие девять лет картина стала в своем роде культовой и приобрела более широкую известность среди рядового зрителя.

Наследие и влияние

Фильм «Луна 2112» входит во многие списки лучших научно-фантастических фильмов 21 века. Кроме этого, журнал Empire и интернет-портал о кино They shoot pictures, don’t they? включил картину в списки лучших фильмов этого века независимо от жанра.

Робот Герти

Данкан Джонс этой работой зарекомендовал себя как выдающийся молодой постановщик. Следующий его проект, триллер «Исходный код», тоже получил отличные рецензии критиков и неплохо показал себя в прокате. На волне успеха режиссер рассматривался в качестве постановщика нового фильма о Супермене и седьмого эпизода «Звездных войн». Однако Джонс решил заняться экранизацией легендарной видеоигры «Варкрафт». Фильм не вернул в прокате потраченные деньги и получил в основном отрицательную критику. После этого режиссер вернулся к малобюджетным жанровым фильмам и снял киберпанк-триллер «Немой», действие которого происходит в одной вселенной с «Луной 2112».

Автор:

11 февраля 2015 13:11

Фильм «Луна 2112» был снят всего за 33 дня и всего за 5 миллионов долларов во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Благодаря этому режиссеру фильма удалось набрать в свою команду первоклассных мастеров по спецэффектам. Предлагаю вам узнать как же при столь малом бюджете был снят вполне неплохой фантастический фильм.

 Как делалась Луна 2112

Данкан Джонс – давнишний поклонник актера Сэма Рокуэлла, поэтому, когда он «дорос» до создания собственного фильма, он очень хотел видеть в главной роли именно его. Он нашел Сэма через агентов и встретился с ним. Оказалось, что они оба поклонники фантастики одного типа. Но первый проект, придуманный Джонсом, оказался слишком большим для дебютной работы, и от него пришлось отказаться (этот проект станет вторым фильмом Джонса и в нем тоже появится Сэм Рокуэлл в той же самой роли, так мы узнаем, что стало с персонажем «Луны», это будет совсем другая история, но происходить она будет в той же «вселенной», правда, на Земле).

 Как делалась Луна 2112

Но Рокуэлл дал принципиальное согласие работать с Джонсом, поэтому Данкан вернулся домой и написал новый сценарий — специально для Сэма. Сюжет фильма основан на личных переживаниях и опыте Джонса. «Когда пришло время отправляться в колледж, — рассказывает он, – у меня была подруга. Чтобы не расставаться с ней, я поехал в ее колледж в Нэшвеле, штат Техас. Но примерно через пару недель мы с ней поругались и разошлись. Однако, не менять же колледж только из-за того, что ты расстался с подругой? Пришлось доучиваться. И вот там было ужасно скучно и одиноко, мне казалось, что я несу одинокую вахту на Луне – все мои друзья были далеко. Я был в постоянной депрессии. Позже я начал думать, а как бы я вел себя, если бы я сегодняшний встретил себя тогдашнего? Как бы я молодой стал реагировать, и что я старый говорил бы себе в утешение?».

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

История его более поздних отношений с другой подругой, с которой пришлось длительно общаться по телефону, потому что она уехала работать в другую страну, тоже вошла в фильм в виде сюжетов про видеообщение Сэма и его жены.

После того, как сценарий был закончен, Джонс отправил его Сэму. Он также нашел агента Кевина Спейси и встретился с актером. Спейси прочитал сценарий и был не прочь поучаствовать, но увидев бюджет картины (5 млн долл.), он засомневался. Его смутила маленькая цифра, и возникли сомнения, что фильм будет выглядеть достойно, имея такой бюджет. Сошлись на том, что Спейси должен будет увидеть картину, чтобы решить, участвовать в ней или нет. Его не волновали деньги, его волновало, каким будет фильм, в титрах которого будет стоять его имя. В конечном итоге фильм Кевину понравился, и озвучку робота записали за один день.

 Как делалась Луна 2112

Теперь о съемках и спецэффектах

Бюджет фильма очень мал для фантастики. Очень давно с такими деньгами к ней даже не подступают. Напомню, бюджет «Звездных войн» в 1976 году составлял 11 млн долл. Сегодня на дворе год 2009, и доллар с тех пор сильно подешевел. То, что Данкан Джонс умудрился сделать пусть не крышесносные блокбастероподбные (а они тут и не нужны!), но безупречные, на уровне той необходимости, эффекты – это удивительно. В этом фильме эффекты есть почти в каждом кадре! И, несмотря на бюджет, все сделано настолько органично, что вопросов не задаешь (ну, разве что, на базе слишком чисто).

 Как делалась Луна 2112

Фильм снимали на студии «Шеппертон», там же, где Ридли Скотт снимал своего «Чужого». Многое из того, что мы видим в этом фильме, является омажем к другим, забытым сейчас классическим и не очень фантастическим фильмам. Например, дизайн секретного помещения, найденного Сэмом, напоминает известные картины Сида Мида (Syd Mead), а вся станция и транспортный парк вызывает ассоциации с роботом Рона Кобба (Ron Cobb). Это сходство неслучайно: концепт-дизайнер фильма Гавен Ротери (Gavin Rothery) совместно с художником-постановщиком картины Тони Ноблом (Tony Noble) сделали ретро-дизайн станции.

Джонс, поклонник фантастики 70х и начала 80х, разыскал ветерана-модельмейкера Билла Пирсона (Bill Pearson), делавшего модели кораблей к его любимым «Задворкам» и «Чужому», и попросил его собрать свою команду пенсионеров, чтобы построить модели лунного транспорта.

В студии была построена модель жилых помещений базы в натуральную величину, включая потолок. С одной стороны, это ограничивало съемочные возможности, а с другой – для Джонса было важно иметь полноценную декорацию, чтобы камеру можно было, таская по всей базе, и просто поворачивать во все стороны, при этом, имея на экране уже готовую картинку, не требующую какой-либо доработки. Иногда, правда, все-таки приходилось убирать стену, чтобы поставить камеру туда, куда хотелось.

 Как делалась Луна 2112

Но наличие полной декорации не позволило сделать полноценного робота прямо в студии, его пришлось делать частями и дорабатывать с помощью CGI. Модель робота в натуральную величину была сделана Биллом Пирсоном и Стивом Говартом (Steve Howarth). Его поставили на колеса, и просто возили за собой по базе. Отдельно были сделаны и его руки-манипуляторы. Остальные детали робота были сделаны с помощью CGI в студии Cinesite.

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

Экстерьер станции был построен Стивом Говартом и Питером Ли (Peter Lee) из подручных материалов, которые включали даже коробки из-под компьютера, а также части их старых проектов. Кроме того, в студии построили миниатюрный лунный пейзаж с модельками луноходов. Все модели были сняты за восемь дней после того, как закончился основной съемочный период. Интересно, что у Джонса и его команды не было денег даже на радиоуправляемые модели, они возили свои луноходы в прямом смысле за веревочку. Леску потом пришлось стирать на компьютере.

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

Модели лунного транспорта были построены в двух масштабах (в случае большого масштаба сделали только часть модели) для общих планов и крупных. Сами модели были построены командой Пирсона во главе с Питером Толботом (Peter Talbot): три набора шасси для лунных роверов со сменными кабинами и один харвестер. Запчасти для роверов брали… из игрушечных тракторов! Пирсон купил восемь игрушек немецкого производства, с хорошей детализаций и снял с них шасси, которые и использовал для моделей роверов. Кроме того, от предыдущей работы (фильм «Казино «Рояль») у него осталось множество частей, которые тоже пригодились. Для модели лунной базы пригодились полистироловые коробки от компьютеров, фильтры для аквариума и даже пластмассовые контейнеры для туалетной бумаги, которые нашли на помойке и распилили.

 Как делалась Луна 2112

Чтобы воспроизвести текстуру и цвет лунного грунта, Пирсон нашаманил смесь из измельченной в мелкий порошок черной и белой краски, перемешанной с наполнителем для кошачьих туалетов. Но поскольку воспроизвести пыль в лунной атмосфере (и гравитации!) на Земле не получается, всю эту смесь пришлось смачивать, чтобы она не поднималась от движения игрушечных роверов. Всю пыль вставили позже в компании Cinesite.

 Как делалась Луна 2112

Лунная поверхность располагалась на столе размером 12 на 7 метров. Во время работы над миниатюрным пейзажем настольной книгой дизайнера стал альбом фотографий, сделанных во время лунных миссий «Апполонов», поэтому лунный пейзаж сделан очень реалистично. Этот крошечный кусок пейзажа был продлен и раздвинут с помощью работ matte painter Роджера Гиббона (Roger Gibbon). Во время постобработки специалисты студии Cinesite добавили бортовых огней харвестеру и другим лунным машинам в большинстве сцен с лунными машинами.

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

Для съемки разговаривающего с самим собой Сэма Рокуэлла использовалась технология разделенного экрана (split screen). Сэм Рокуэлл играл сначала одного персонажа, потом его гримировали для второго. В это время он отсматривал свою предыдущую игру, чтобы понять, где он должен стоять для второй роли, и куда смотреть. Актера снимали с помощью системы контроля движения, чтобы движения камеры в обоих дублях были идентичны. Но такая сложная съемка требовалась отнюдь не всегда – гораздо чаще одного из персонажей снимали сзади, что позволяло использовать дублера.

 Как делалась Луна 2112

Перед работой с этими сценами Данкан усиленно штудировал два фильма: «Связанные намертво» Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) и «Адаптация» Спайка Джонза (Spike Jonze). На одном из DVD с «Намертво связанными» Джонс обнаружил фильм о съемках, который оказался очень кстати, поскольку подробно показывал процесс подобной съемки актера Джереми Айронса (Jeremy Irons). Он даже поговорил со Спайком Джонзом, который дал ему несколько практических советов.

Сцены с разными Сэмами соединяли на студии Cinesite с использованием ротоскопирования и сложных масок, ведь они не могли использовать хромакей, раз вся съемка происходила в декорациях. После съемки обоих вариантов Сэма камера делала третий проезд, чтобы заснять пустой задний план – это было необходимо для удаления стоек, камеры и прочих технических деталей, попавших в кадр при первых двух дублях.

 Как делалась Луна 2112

Прежде всего, нужно было подогнать контрастность теней под ту, которую мы видим на лунных фотографиях, а также приглушить цвета, ведь лунные фотографии выглядят почти черно-белыми. Студия Cinesite добавила 16 слоев световых эффектов и пыли в сцены с харвестером. «Для этих сцен было сделано несколько слоев пыли разного размера, — рассказывает супервайзер Саймон Стэнли-Кламп (Simon Stanley-Clamp), — пыль и булыжники, которые расшвыривает харвестер, — это все отдельные слои изображения. Также мы добавили несколько панелей с мелкими заклепками, чтобы визуально увеличить размер харвестера, с помощью системы motion track. Поэтому, когда вы видите детали харвестера крупным планом, вам кажется, что он больше, чем есть на самом деле. Также Сэму Рокуэллу пришлось сниматься на зеленом фоне – его вставляли в лунный пейзаж позже – в сценах, где он сидит в кабине ровера или выходит из нее. Художник Роджер Гиббон создал панораму лунного пейзажа, а также виды Земли и Луны в космосе.

 Как делалась Луна 2112

 Как делалась Луна 2112

В конечном итоге Cinesite перелопатила 300 сцен для «Луны 2112».

Удивительно, что умело жонглируя технологиями, даже сегодня можно снять весьма неплохой фантастический фильм, полный спецэффектов, за такие смешные деньги!

 Как делалась Луна 2112

«За 32 года, что я делаю модели для кино, «Луна 2112» — это фильм, которым я горжусь больше всего, — говорит Билл Пирсон. – Когда я впервые посмотрел готовый фильм, я вышел и пожал руку Данкану Джонсу».

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Мой Телеграмчик:)

«Луна 2112» – странный фильм, который начинается как толковый космический ужастик, а заканчивается скверной пародией на «Вспомнить все» или еще какую залихватскую старенькую фантастику. Хотя в свое время его расхвалили и выдали массу наград, мне он показался слабым.

Ахтунг! Возможны откровенные спойлеры, так что если вдруг не видели «Луну 2112», посмотрите. Может быть, вы будете настроены не так критично, как я, и фильм вам понравится.

Сэм – астронавт, занимающийся обслуживанием станции корпорации «Лунар», ведущей добычу Гелия-3 на Луне. Единственный его компаньон – робот Герти. Иногда Сэм получает с Земли видеозаписи от жены Тесс и маленькой дочки. Скоро истекает 3 года, как Сэм на Луне, и его рабочая смена подходит к концу. Однако в процессе забора Гелия-3 Сэм попадает в аварию. Придя в себя в медицинском отсеке станции, он обнаруживает на станции еще одного Сэма…

Если вам нездоровится, ваш клон любезно позаботится о вас!

 «Луна 2112»: плюсы

Главный плюс фильма – милый робот Герти, который в кои-то веки не хотел убить всех человеков, а помогал и поддерживал Сэма, как мог. Правда, озвучивал его Кевин Спейси, который лично мне был несимпатичен еще до обвинений в педофилии. Хотя, если так продолжится и дальше, скоро не останется актеров, не обвиненных в домогательствах к кому-либо (детям, женщинам, мужчинам, роботам, клонам, репликантам и т.п.).

Стоит отметить неплохие для малобюджетного фильма лунные модельки, но в «Аполлоне 18» они были куда лучше, хотя и там, и там бюджет составлял 5 млн долларов.

Первая треть фильма интригует, но дальше сценарист обнюхался кокаина и впал в кому, и дописывать сценарий доверили уборщице. На самом деле, возможно, так и было, поскольку во время съемок «Луны 2112» в Голливуде состоялась забастовка сценаристов.

Герти — это Хэл 9000 наоборот

«Луна 2112»: минусы

Сценарий полон зияющих, как полная Луна, дыр:

  • Зачем корпорация «Лунар» вообще заморачивалась с клонированием, стиранием памяти и вживлением воспоминаний? Неужели нельзя было отправить на Луну тихого, работящего интроверта без семьи, ну или с лояльной семьей, готовой терпеть его отсутствие? Или робота?
  • Соглашался ли настоящий Сэм на клонирование? Если нет – это одно дело. Если да, то клоны являются рабочими инструментами и собственностью корпорации, и какие к ней вообще могут быть претензии. Да, бесспорно, это создает морально-этическую проблему – и именно поэтому корпорации стоило отправить на Луну человека. Или робота.
  • Кстати, мимоходом в фильме свершился прорыв в робототехнике: Герти обрел самосознание, эмоции и способность привязываться к людям. Потому что без Герти и сюжет, и сам Сэм застряли бы на Луне. Навеки.
  • Где защита «от дурака»? Почему Сэм с такой легкостью нашел на станции склад с клонами?
  • Почему один из Сэмов был в курсе клонирования, а другой – нет?
  • Большое количество клонов, видимо, подразумевает, что они часто выходили из строя. С чем это связано? Ведь вряд ли работа Сэма на Луне была такой уж опасной. С несовершенством самого клонирования? С тем, что «оригинальный» Сэм страдал от генетических «неполадок», например, душевного расстройства или другого заболевания, которое каждое 3 года и доводило его клоны до цугундера? Ведь не зря же стандартная смена клонов составляла именно 3 года? Значило ли это, что по истечении 3-х лет каждый клон вовсе не случайно, а намеренно попадал в аварии и погибал, чтобы его мог заменить новый здоровый клон?

Наконец, я не поверила глазам своим, когда Сэм просто улегся в капсулу и рванул на Землю. До последнего я была уверена, что зловещая корпорация «Лунар» это предусмотрела, и его собьют на орбите или отправят на Юпитер, но какое там! Сэм добрался до Земли и радостно разоблачил своих работодателей. Хотя с учетом их идиотизма и одновременно склонности к усложнению простых вещей это вполне закономерный финал.

А ведь начало сулило столько возможностей…

Вердикт «Луне 2112»: 4/10. Интересная задумка была испорчена нерадивым подходом к сценарию из серии «И так сойдет». Если уж нужно интересное кино про клонов без такого количества неувязок, лучше посмотреть «6-й день» со Шварценеггером.

Фильм «Луна 2112»/Moon 2009 года — удачный режиссерский дебют Данкана Джонса с массой положительных отзывов. Зрительские мнения, как обычно, разделились: любители экшн-фантастики скорее разочарованы, тогда как вдумчивая аудитория приняла работу на ура. Удивительно хорош слоган: «Обратная сторона будущего». Жанр кинофильма можно определить как угодно: фантастика — конечно, социальная драма — безусловно, интеллектуальный артхаус — тоже да. Легко проводятся параллели с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика и «Солярисом» Тарковского — не в части повторения сюжета, а в глубоком эмоциональном воздействии.

Одиночество на Луне

Сэм Белл — главный герой, на котором держится вся история. Бесконечно одинокий работник крупной корпорации отрабатывает трехлетний контракт на обратной стороне Луны. Спутниковая связь неисправна, прямой связи с Землей нет. Время от времени на станцию приходят сообщения от руководства и семьи: милой маленькой дочки, любимой жены — красавицы Тесс.

Луна 2112 (2009) - скрытый смысл и разбор сцен фильма

До истечения контракта остается 2 недели, герою осточертело однообразное существование на базе, он с нетерпением ждет возвращения на Землю. Именно с этого времени начинаются странности.

Персонажи

По сути, этот фильм — бенефис одного актера. Сэм Рокуэлл замечательно хорош в ролях двух ипостасей Сэма Белла: первого и второго клонов. Плюс замечательный робот Герти. Больше в кадре практически никого нет. Второстепенные персонажи появляются на считанные минуты, их влияние на общее впечатление минимально.

Сэм Белл — кто из них настоящий?

Сэм 1

Первый герой, которого видят зрители. Неухоженный, растрепанный, считающий дни до возвращения домой. Три года однообразия и разлуки с семьей приводят к ухудшению общего самочувствия. Героя беспокоят головные боли, появляются психические нарушения в виде галлюцинаций.

Дальше — хуже: рвота кровью, выпадение зубов. Скорее всего, каждому клону отмерен свой срок — около 3 лет. Отработанный материал разрушается просто на глазах, что особенно наглядно видно в сравнении со вторым оживленным клоном — Сэмом 2, который здоров, силен, активен.

Луна 2112 - скрытый смысл и разбор сцен фильма

Сэм 1 отправляется на поверхность Луны и попадает в аварию. Далее на экране появляется уже другой, новый активированный клон.

Сэм 2

Герой приходит в себя в изоляторе, Герти сообщает ему о несчастном случае. Заподозрив неладное, Сэм 2 выходит наружу и спасает Сэма 1, который по-прежнему оставался без сознания на месте аварии. Произошла непредвиденная накладка: одновременно сразу два клона оказались на базе. Теперь они составляют команду и вместе приступают к поискам истины.

Оба героя имеют одинаковые воспоминания и ссорятся, выясняя, кто же из них настоящий.

Луна 2112 - глубокий смысл и разбор сцен фильма

Я и есть настоящий Сэм. Я — Сэм Белл!

На самом деле, каждому из героев вживлены импланты памяти — загруженные и отредактированные воспоминания исходника, самого Сэма Белла, живущего на Земле.

Когда оба героя спустятся в тайную комнату-хранилище клонов, им откроется масштаб катастрофы. Никто из них не является настоящим, а сколько клонов работало на лунной базе прежде — кто знает?

Герти — эмоциональный робот

Луна 2112 - скрытый психологический и философский смысл фильма

Самодостаточный персонаж, робот в виде коробки с монитором. Задача Герти — помогать, с чем он успешно справляется. Способен ли робот на чувства? На экране монитора просто меняются смайлики: от нейтрального до улыбающегося или печального. Этого уже достаточно для того, чтобы аудитория принимала механического персонажа в качестве полноценного героя. А Герти, плачущий или металлической рукой-манипулятором выражающий сочувствие, — это переворот мировосприятия, супер-находка режиссера для усиления эффекта.

Луна 2112 (2009) с Сэмом Рокуэллом - скрытый смысл фильма

В финале фильма Герти просит Сэма о перезагрузке. Пожалуй, эмоциональному роботу нелегко переносить смену клона-хозяина каждые три года.

Все ложь — это страшно

Сложно представить себе отчаяние человека, который вдруг узнает: все его представления о мире и собственной жизни — обман, чудовищная ложь. В такой ситуации оказывается главный герой. Уверенность в своем прошлом и будущем рухнула в один миг. Фактически связь с Землей не потеряна, а заглушается намеренно, жена давно умерла, а маленькой дочери уже 15.

Луна 2112 (2009) с Сэмом Рокуэллом - скрытый смысл фильма

Более того: оказалось, что у Сэма вовсе нет никакого прошлого, он всего лишь работник-клон, произведенный для выполнения определенных функций. Отпущенное время стремительно приближается к концу, возвращаться некуда, никто и нигде в мире его не ждет.

Клоны — права и человеческие чувства

Фильм поднимает проблему не столь фантастическую, как можно подумать. Развитие науки опережает установление этических норм в обществе. Клонирование людей технически уже возможно, а что дальше? В понимании обывателей — они же клоны бесчувственные. И тут неожиданность: чувствуют, страдают, хотят жить и иметь такие же права.

Я хочу вернуться домой!

Каким образом общество, считающее гуманизм своей основой, станет в ближайшем будущем справляться с подобной ситуацией?

Социально-политический подтекст

Трудно сказать, подразумевал ли сам режиссер подобное прочтение сюжета, однако в одноразовых клонах несложно увидеть совершенно реальные образы.

Миллионы людей на нашей планете работают за копейки, их судьбы и здоровье никак не волнуют тех, кто получает в итоге большую прибыль. Труд маленького человека дешево ценится, его можно легко обмануть, заменить другим. Печальная метафора: случись несчастье, многие из этих людей-клонов окажутся столь же бесконечно одиноки, как герой кинофильма на Луне.

Где мы сейчас?

Интересные факты

  • Отец режиссера — культовая британская мегазвезда Дэвид Боуи — в далеком 1976 году играл в фантастическом фильме роль инопланетянина.
  • На съемки «Moon» понадобилось всего 33 дня.
  • Крайне малый бюджет (лишь 5 млн. долларов) в результате даже пошел на пользу картине: минималистический антураж усиливает необходимый эффект.

Смысл фильма

Наполненная смыслом, серьезная фантастика — нечастая гостья на экранах. Размышления о смысле картины приводят к определенным выводам о будущем, которое человечество строит уже сегодня.

Луна 2112 (2009) с Сэмом Рокуэллом - скрытый смысл фильма

  • Корпорации ради выгоды с легкостью пойдут на запрещенные действия и нарушение этических норм — в любые времена.
  • Искусственно созданные личности порой способны поступать более человечно, нежели натуральные биологические организмы.
  • Человеческий цинизм и отсутствие понятий об этике могут привести общество к печальным перспективам.

Если вернуться к слогану фильма, понятно, о чем идет речь.

Обратная сторона будущего

Данкан Джонс своей работой заставляет задуматься о вечных проблемах. Добыча энергии из космоса — это, конечно, хорошо. Однако лучшее доказательство высокой ступени развития людей будущего — цивилизованные принципы общения со всеми мыслящими существами. Иначе, чем мы отличаемся от роботов?

Луна 2112 (2009) с Сэмом Рокуэллом - скрытый смысл фильма

У этого термина существуют и другие значения, см. Луна (значения).

Луна 2112
Moon
Постер фильма
Жанр

Фантастика,
драма

Режиссёр

Данкан Джонс

Продюсер

Стюарт Финиган,
Труди Стайлер

Автор
сценария

Данкан Джонс,
Натан Паркер

В главных
ролях

Сэм Рокуэлл,
Кевин Спейси

Оператор

Гэри Шоу

Композитор

Клинт Мэнселл

Кинокомпания

Liberty Films UK
Xingu Films
Limelight

Длительность

97 мин

Бюджет

5 млн $

Сборы

9 760 104 $[1]

Страна

Flag of the United Kingdom.svg Великобритания

Язык

английский

Год

2009

IMDb

ID 1182345

«Луна́ 2112» (в оригинале — «Луна», англ. Moon) — британский научно-фантастический фильм 2009 года, полнометражный режиссёрский дебют сына Дэвида Боуи — Данкана Джонса. Главную (и фактически единственную) роль в фильме исполнил Сэм Рокуэлл. Большое значение для образного строя картины имеет оригинальная музыка Клинта Мэнселла.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
  • 3 Создание фильма
  • 4 Выход фильма
  • 5 Отзывы критиков
  • 6 Награды
  • 7 Сиквелы
  • 8 Интересные факты
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Сюжет

Действие фильма происходит в будущем. Сэм Белл — астронавт-контрактник, заканчивает трёхлетнюю одиночную вахту на лунном горнодобывающем комплексе компании «Лунар». Комплекс обеспечивает добычу изотопа гелий-3, с помощью которого удалось остановить катастрофический энергетический кризис на Земле. Сэм живёт на лунной базе «Саранг», которая расположена на обратной стороне Луны и на которой кроме него есть только робот по имени ГЕРТИ (голос Кевина Спейси). Прямой связи с Землёй у базы нет из-за повреждения лунного ретранслирующего спутника, поэтому обмен сообщениями с Землёй осуществляется через удалённые космические базы с большой задержкой. Время от времени Сэму приходят видеозаписи обращений его жены; на Земле его также ждёт маленькая дочь.

За две недели до окончания трёхлетней вахты Сэм начинает чувствовать неладное. У него начинается расстройство психики, вызванное длительным одиночеством. Когда в очередной раз Сэм отправляется забрать добытый изотоп из работающего добывающего модуля, он видит галлюцинацию, отвлекается и попадает в аварию, столкнувшись с модулем…

Сэм приходит в себя в изоляторе (медицинском отсеке станции), но не помнит о произошедшей аварии. Подсмотрев прямой разговор робота с Землёй, он начинает подозревать, что его обманывают. Обманув ГЕРТИ и отправившись на место аварии, он находит луноход и в нём ещё живого своего абсолютного двойника, который утверждает, что именно он — настоящий Сэм Белл. Каждый из них пытается разобраться в этой непростой ситуации, но отношения у них не ладятся, что вскоре приводит к драке.

Постепенно, при участии запрограммированного на помощь людям ГЕРТИ и тщательного обыска станции на предмет тайников они выясняют, что оба они — клоны человека, который, по-видимому, живёт на Земле и чьи отредактированные воспоминания внедрены в память клонов. На станции размещены анабиозные капсулы с клонами, которых пробуждают по одному каждые три года (или если предыдущий клон гибнет в аварии), а «старый», отслуживший свою вахту и исчерпавший свой ресурс клон, под предлогом возвращения на Землю уничтожается в замаскированном под криосаркофаг инсинераторе. Два Сэма обследуют окрестности и обнаруживают, что прямая связь с Землёй не потеряна, а намеренно заглушается специальными устройствами на базах «Луна» с порядковыми номерами, размещёнными вокруг обитаемой станции. Один из Сэмов выходит на прямую связь с Землёй и узнаёт, что «его» жена умерла, а родившейся, по его представлениям, три года назад дочери на самом деле уже 15 лет. При этом она живёт с отцом, который скорее всего и есть реальный Сэм Белл.

Под предлогом необходимости ремонта харвестера (заготовительный модуль) земная база высылает экспедицию «Элиза» (англ. Eliza). Однако клонам уже известна истинная цель прибывающей команды, как и то, что если на базе обнаружится сразу два Сэма, их обоих тут же убьют, чтобы избежать утечки информации. В преддверии прибытия экспедиции, второй Сэм даёт ГЕРТИ команду оживить третьего клона, договаривается с первым Сэмом убить нового клона и вернуться на Землю транспортной ракетой, сам же он хочет остаться под видом единственного Сэма, подложив тело третьего клона в харвестер. Первый Сэм против убийства себе подобного и по мере ухудшения своего состояния понимает, что улететь должен второй Сэм. В итоге, третий клон Сэма активируется к работе, умирающего первого Сэма сажает обратно в сломанный луноход второй Сэм, который и летит на Землю. Перед полетом на Землю он успевает запрограммировать харвестер, так, что тот врезается в генератор помех и прямой выход в эфир с Землёй становится возможен. ГЕРТИ просит перегрузить его, так как хочет помочь Сэму — таким образом он потеряет в своей памяти события, связанные с тремя клонами, что позволить обеспечить некоторую безопасность для второго Сэма, который возвращается на Землю в ракете для доставки Гелия-3, яркой точкой пролетая мимо лунохода с умирающим Сэмом, к которому уже подбирается «Элиза».

На последних кадрах слышатся отрывки из передачи новостей с Земли, где в связи с разоблачениями прибывшего клона разгорается скандал и начинаются судебные разбирательства относительно злоупотребления клонированием со стороны компании «Лунар». Сам Сэм, который, как выясняется, клон №6, оказывается встречно обвинен руководством компании и в центре скандала.

В ролях

  • Сэм Рокуэлл — Сэм Белл
  • Кевин Спейси[2] [озвучивает] — робот Герти
  • Доминик Макэллиготт — Тесс Белл
  • Кая Скоделарио — Ив Белл
  • Бенедикт Вонг — Томпсон
  • Мэтт Берри — Овермейерс
  • Малкольм Стюарт — техник
  • Робин Чок — клон Сэма

Создание фильма

Фильм был снят на крохотный для научной фантастики бюджет в 5 млн $[3]. Расходы на производство были сведены к минимуму. Съёмки проходили в английской студии «Шеппертон» и были завершены за 33 дня. В фильме многие объекты не являются компьютерными моделями, а созданы в виде макетов (лунная станция, харвестеры и т. д.). Интересно, что у Джонса и его команды не было денег даже на радиоуправляемые модели, они возили свои луноходы в прямом смысле за веревочку. Леску потом пришлось стирать на компьютере[3].

Фильм снят во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Режиссёр Данкан Джонс говорит, что ему благодаря «затишью» удалось набрать в команду первоклассных мастеров по спецэффектам. По словам режиссёра, фильм был показан некоторым специалистам из NASA, которые поинтересовались, почему добыча гелия-3 велась на обратной стороне Луны, хотя на видимой части гелий-3 есть в большем количестве (см. Планы добычи гелия-3 на Луне).

Выход фильма

Сэм Рокуэлл и Данкан Джонс на нью-йоркской премьере фильма

Компания Independent занимается международными продажами фильма.[4] Sony Pictures Worldwide Acquisitions Group приобрела права на распространение фильма в англоязычных странах.[5] Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Санденс» в январе 2009 года.[6] Sony Pictures Classics начала распространять фильм в июне 2009 года.[7] В широкий прокат фильм не выходил. Права на распространение фильма на территории США и Канады были приобретены компанией «Sony Pictures Classics», фильм выпущен в ограниченный прокат в Северной Америке 12 июня 2009 года. В России фильм вышел в прокат 17 сентября 2009 года. Телепремьера фильма на российском телевидении состоялась 12 апреля 2010 года, в День космонавтики, на телеканале ТВ3.

Отзывы критиков

Кинокритики увидели в «Луне 2112» весьма многообещающий режиссёрский дебют: на сайте Rotten Tomatoes девять из десяти отзывов оказались положительными.[8] К удачам картины в лондонской Times отнесены меланхоличный тон, неспешный ритм и внимание к деталям повседневной жизни — черты, совершенно нетипичные для научной фантастики последних десятилетий.[9] Питер Трэверс из журнала Rolling Stone выделяет «Луну» как редкое для нулевых годов произведение кинофантастики, которое в большей степени зависит от идей, чем от «компьютерных фокусов».[10] Рецензент The New York Times увидел в фильме высказывание по поводу неизбежности конфликта неистребимых человеческих желаний и чувств с всё обезличивающей логикой технологического прогресса.[11]

К недостаткам фильма относят «провисание» драматической интриги, впрочем, практически неизбежное в фильме с единственным актёром.[12] Рецензент The Guardian объясняет это тем, что создатели ленты слишком рано раскрыли зрителю основные фабульные тайны.[12] Дж. Хоберман (Village Voice) иронизирует по поводу производности «Луны» от более ранних фильмов, в которых рассматривались вопросы взаимозаменяемости людей и репликантов («Бегущий по лезвию»); проблему же космического одиночества отец режиссёра поднял за 40 лет до выхода фильма.[13]

В других рецензиях также отмечается, что фильм снят с оглядкой на эпоху интеллектуальной фантастики, когда появились такие философско-футуристические шедевры, как «Космическая одиссея» (1968), «Молчаливый бег» (1971) и «Солярис» (1972).[12][9][14] Роджер Эберт полагает, что минималистичные декорации лунной станции в стиле 1970-х навеяны «Космической одиссеей» Кубрика.[14] Кинообозревателю Times «Луна 2112» напомнила другой фильм об одиночестве, отчаянии и невозможности общения — «Человек, который упал на Землю» (1976), главную роль в котором сыграл отец режиссёра.[9]

Награды

  • 2009 — премия за лучший новый британский художественный фильм на Эдинбургском кинофестивале
  • 2009 — Гран-при за лучший европейский фэнтези-фильм на кинофестивале в Эспоо
  • 2009 — приз лучшему актёру (Сэм Рокуэлл) на кинофестивале в Сиэтле
  • 2010 — Премия за лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера BAFTA 2010
  • 2010 — Премия Хьюго как лучшая полнометражная фантастическая постановка 2009 года.[15]

Сиквелы

Режиссёр Данкан Джонс заявил о намерении снять ещё два фильма в тех же пространственно-временных координатах, что и «Луна 2112». По крайней мере в одном из них должен вновь появиться Сэм Белл в исполнении Рокуэлла.[16] Эту ленту Джонс описал как «послание в любви к «Бегущему по лезвию».[17]

Интересные факты

  • Песня, которая играет у Сэма на будильнике — это сингл 1991 года британского исполнителя Чесни Хоукса — «The One and Only».
  • Название «Sarang» в переводе с корейского (кор. 사랑) означает «Любовь»[18].
  • В качестве развлечения главный герой смотрит чёрно-белый комедийный сериал «Моя жена меня приворожила».
  • Желтый костюм, о котором так положительно отзывается Сэм-2 («Спасибо за костюм! Отличная штука! Удобная.»), на самом деле спальный мешок MusucBag.
  • В композиции «Downfall» канадской электро-индустриальной группы Front Line Assembly использован фрагмент из саундтрека к фильму, а также сцена уничтожения отслужившего клона в инсинераторе.
  • Четыре добывающих модуля названы в честь авторов четырех Евангелий: Матфея, Марка, Луки, Иоанна (англ. Mattew, Mark, Luke, John).
  • В фильме есть эпизод, в котором главный герой наблюдает Землю из окна ровера, что невозможно в принципе, т.к. станция расположена на обратной стороне Луны.
  • В фильме есть киноляп в самом конце. На станцию прибывает «Спасательная команда», ее большой корабль прилунился рядом со станцией. Через некоторое время стартует челнок с клоном Сэма внутри, но при этом рядом со станцией корабля уже нет.

См. также

  • «6-й день», «Суррогаты», «Исходный код» (этого же режиссера), «Не отпускай меня», где также исследуется экзистенциальная тема «заброшенности человека» в мире.

Примечания

  1. Данные о сборах на сайте Box Office Mojo  (англ.). Box Office Mojo (12 декабря 2011). Архивировано из первоисточника 31 марта 2012. Проверено 12 декабря 2010.
  2. IMDb — Moon (2009): Full cast and crew (англ.)
  3. 1 2 Надежда Маркалова «Луна 2112» — настоящая научная фантастика  (рус.). mir3d.ru. ООО «Мир 3Д» (16.09.2009). — По материалам журнала Cinefex. Архивировано из первоисточника 31 марта 2012. Проверено 25 марта 2010.
  4. Variety — Independent flies to ‘Moon’ (англ.)
  5. Variety — Sony lands ‘Moon’ rights (англ.)
  6. Variety — More star power at Sundance (англ.)
  7. Variety — Sony Classics nabs ‘Moon’ (англ.)
  8. Moon — Rotten Tomatoes
  9. 1 2 3 Video: Moon — Times Online
  10. Moon | Rolling Stone Movies | News and Reviews
  11. Movie Review — Moon — Planet Earth Is Blue and So Very Far Away — NYTimes.com
  12. 1 2 3 Film review: Moon | Film | The Guardian
  13. Bowie’s Kid Makes Moon, a Space Oddity — Page 1 — Movies — New York — Village Voice
  14. 1 2 Moon :: rogerebert.com :: Reviews
  15. 2010 Hugo Awards Winners
  16. Sam Rockwell Will Have A Cameo in Moon’s Quasi-Sequel
  17. Duncan Jones talks Moon and reveals his next sci-fi project — Coventry Telegraph — The Geek Files
  18. 사랑 — Викисловарь

Ссылки

  • Официальный сайт фильма
  • «Луна»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Луна»  (англ.) на сайте allrovi 3.5 из 5 звёзд

Фильмы Данкана Джонса

Луна 2112 (2009) • Исходный код (2011)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лукойл сценарии развития
  • Лукойл праздник 30 лет
  • Луковый праздник сценарий
  • Луковые посиделки праздник
  • Луков день сценарий праздника