Луперкалии праздник ведьм

Луперкалии - один из самых безумных праздников древних римлян. Эти торжества были посвящены богу плодородия, а многие их традиции могут шокировать современных людей.

Луперкалии были не просто весёлым, но и несколько диким праздником

Середина февраля в наше время связывается с праздником влюблённых, а именно – Днём Святого Валентина. Считается, что торжество 14 февраля связано со святым покровителем Валентином, однако немало исследователей говорят о том, что День влюблённых произошёл от гораздо более древнего праздника – Луперкалий.

Они знаменовали период с 13 по 15 февраля в Древнем Риме и были посвящены богу плодородия Луперку (его также именовали Фавном). Вот только римский вариант праздника совсем не походил на умилительное празднование с открытками-сердечками.

Луперкалии по праву называют фестивалем эротизма в Древнем Риме, а многие их традиции кажутся действительно шокирующим. Как же проводились Луперкалии? И почему во время них римляне не стеснялись предаваться разгулу без границ?

Как появился этот праздник?

О происхождении Луперкалий нет точных сведений (из-за давности самого праздника). Как писал Овидий, торжество попадало на третий день после февральских ид (это как раз приходится на 15 февраля), а иногда Луперкалии начинали праздновать на несколько дней раньше.

Как предполагают историки, традиция проводить торжества в честь бога плодородия появилась задолго до основания Рима, а позднее обычаи различных племён объединились в весьма колоритную “гремучую” смесь, что и наблюдалась во время Луперкалий.

Главным покровителем Луперкалий считался Луперк, божество плодородия и плодовитости. В Риме его также именовали Фавном, а греки с ним отождествляли своего бога Пана.

Аннибале Карраччи «Луперкалии»

Аннибале Карраччи «Луперкалии»
Местонахождение: Дворец Magnani, Болонья, Италия

Интересно происхождение имени Луперка. В нём явно слышится латинская основа “люпус”, что означает “волк”. Но не думайте, что Луперк мог превращаться в волка, словно оборотень из жутких преданий. Напротив, этот бог особенно защищал пастухов и скот, поскольку имел влияние на серых хищников.

Хочу заметить, что и греческий Пан являлся покровителем пастухов. Не исключено, что поначалу Луперкалии представляли собой пастуший праздник, который со временем вышел за пределы профессии.

День Святого Валентина по древнеримски

Где же проходили Луперкалии? Конечно, разнузданные торжества, что нередко превращались в оргии, сложно представить на центральных улицах Рима. Неслучайно местом проведения празднеств служила пещера Луперкал, что располагалась у Палатинского холма.

И здесь снова присутствует некий культ волка. Согласно легендам, именно неподалёку от этого места маленьких Ромула и Рема увидела волчица, что выкормила их своим молоком. В дальнейшем знаменитые герои стали основателями Рима.

Священным животным Луперка также являлся козёл, однако участи скота в дни Луперкалий не стоит завидовать. Именно козлы часто становились жертвами, которых римляне посвящали своему богу. Жертвоприношение становилось главным событием праздника.

Адам Эльсхаймер «Луперкальский фестиваль в Древнем Риме»

Адам Эльсхаймер «Луперкальский фестиваль в Древнем Риме»
Находится картина в Аукционном доме Christie’s, Нью-Йорк, США

После закалывания козла, с животного сдирали шкуру, которую разрезали на тонкие ремни. Всё это производили жрецы в храмах Луперка, приобщиться к ритуалам простым людям было нельзя. Но самое забавное начиналось после жертвоприношения. Остатки шкур жрецы повязывали в качестве набедренной повязки, брали в руки изготовленные ремни и выбегали из святилища.

На улице их уже дожидались люди (в большинстве – женщины). Жрецы Луперка мчались через толпу, нещадно стегая ремнями всех, кто попадался под руку. Поразительно, но многие римляне намеренно старались попасть под удар. Прикосновение ремня жреца Луперка сулило мужчине процветание и успех в делах, а женщине – возможность родить много детей.

Андреа Камассей «Празднование Луперкалий»

Андреа Камассей «Празднование Луперкалий», ок. 1635 года
Местонахождение картины: Музей Прадо, Мадрид, Испания

А вот другой обряд Луперкалий был весьма таинственным. Для него выбиралась пара знатных юношей. Во время жертвоприношения жрец прикасался окровавленным кинжалом ко лбам молодых людей, после чего второй служитель Луперка быстро стирал кровавые отметки козлиной шкурой. На праздничном пиршестве, что следовало после поднесения жертвы, оба избранных юноши должны были присутствовать, а по завершению трапезы – рассмеяться.

Что значил этот обряд, сказать сложно, поскольку в древних источниках нет точных трактовок. На мой взгляд, это было некое благословение от божества, которое затем молодые люди передавали всем в своём смехе.

Основной задачей Луперкалий было отпугивание волков от пастбищ и просьба бога послать приплод – как скоту, так и людям. Известно, что в 276 году до нашей эры в Риме резко упала численность детей. Из-за вспыхнувшей эпидемии часто рождались больные или мертворожденные дети.

Как известил народ оракул, для плодовитости люди должны были прибегать к различным мистическим ритуалам. Это укрепило традиции Луперкалий, ведь, как считалось, женщина способна оздоровиться после порки жертвенной кожей козла.

Аннибале Карраччи «Во время Луперкалий»

Голый молодой человек бьет молодую женщину ремнем из козьей кожи.
Аннибале Карраччи «Во время Луперкалий», около 1677 года
Местонахождение: Художественная галерея Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Луперкалии нельзя было назвать чинным религиозным празднеством. Во время “волчьего” торжества жрецы и сами стремились уподобиться диким животным. Многие из них полностью обнажались, что давало стимул собравшимся участникам также отбросить одежду и всякие приличия. Нередко в финале Луперкалий происходили массовые оргии, которые, как верили, несут энергию бога Луперка.

Луперкалии сегодня кажутся диким и шокирующим праздником, однако в Древнем Риме к ним относились вполне терпимо. Есть предположение, что даже знаменитый Марк Антоний участвовал в торжествах бога Луперка в качестве жреца. Запрещены Луперкалии были лишь в 496 году папой Геласием I, но даже сегодня в европейских странах 14 февраля остаётся любимым праздником. Правда, отмечают его несколько иначе.

Lupercalia — древнеримский фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata.
Место, где волчица по легенде выкормила будущих основателей Рима Ромула и Рема, считалось у римлян святым. Каждый год с 13 по 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (от лат. lupa — волчица, латинский омоним — «блудница»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи и после пира, молодые люди брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть женщин. Главной частью Луперкалий были голые мужчины, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Празднества Луперкалий завершались своеобразной лотереей. Девочки-подростки писали в записках свои имена и помещали эти записки в огромную урну, а затем каждый мужчина вытягивали из урны эти записки. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. Таким образом у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом.
В 496 году Папа Геласий I заменил Луперкалии празднованием Дня Святого Валентина

From Wikipedia, the free encyclopedia

Not to be confused with Lupercal.

Lupercalia
Wolf head, 1-100 CE, bronze, Roman, Cleveland Museum of Art.JPG

Lupercalia most likely derives from lupus, «wolf», though both the etymology and its significance are obscure[1] (bronze wolf’s head, 1st century AD)

Observed by Roman Kingdom,
Roman Republic,
Roman Empire
Type Classical Roman religion
Celebrations feasting
Observances sacrifices of goats and a dog by the Luperci; offering of cakes by the Vestals; fertility rite in which the goatskin-clad Luperci strike women who wish to conceive
Date February 15

Lupercalia was a pastoral festival of Ancient Rome observed annually on February 15 to purify the city, promoting health and fertility.[2] Lupercalia was also known as dies Februatus, after the purification instruments called februa, the basis for the month named Februarius.

Name[edit]

The festival was originally known as Februa («Purifications» or «Purgings») after the februum which was used on the day.[3] It was also known as Februatus and gave its name variously, as epithet to Juno Februalis, Februlis, or Februata in her role as patron deity of that month; to a supposed purification deity called Februus;[4] and to February (mensis Februarius), the month during which the festival occurred.[3] Ovid connects februare to an Etruscan word for «purging».[5]

The name Lupercalia was believed in antiquity to evince some connection with the Ancient Greek festival of the Arcadian Lykaia, a wolf festival (Greek: λύκος, lýkos; Latin: lupus), and the worship of Lycaean Pan, assumed to be a Greek equivalent to Faunus, as instituted by Evander.[6] Justin describes a cult image of «the Lycaean god, whom the Greeks call Pan and the Romans Lupercus», as nude, save for a goatskin girdle.[7]

The statue stood in the Lupercal, the cave where tradition held that Romulus and Remus were suckled by the she-wolf (Lupa). The cave lay at the foot of the Palatine Hill, on which Romulus was thought to have founded Rome.[8] The name of the festival most likely derives from lupus, «wolf», though both the etymology and its significance are obscure. Despite Justin’s assertion, no deity named «Lupercus» has been identified.[1]

Rites[edit]

Locations[edit]

The rites were confined to the Lupercal cave, the Palatine Hill, and the Forum, all of which were central locations in Rome’s foundation myth.[9] Near the cave stood a sanctuary of Rumina, goddess of breastfeeding; and the wild fig-tree (Ficus Ruminalis) to which Romulus and Remus were brought by the divine intervention of the river-god Tiberinus; some Roman sources name the wild fig tree caprificus, literally «goat fig». Like the cultivated fig, its fruit is pendulous, and the tree exudes a milky sap if cut, which makes it a good candidate for a cult of breastfeeding.[10]

Priesthoods[edit]

The Lupercalia had its own priesthood, the Luperci («brothers of the wolf»), whose institution and rites were attributed either to the Arcadian culture-hero Evander, or to Romulus and Remus, erstwhile shepherds who had each established a group of followers. The Luperci were young men (iuvenes), usually between the ages of 20 and 40. They formed two religious collegia (associations) based on ancestry; the Quinctiliani (named after the gens Quinctia) and the Fabiani (named after the gens Fabia). Each college was headed by a magister.[11]

In 44 BC, a third college, the Juliani, was instituted in honor of Julius Caesar; its first magister was Mark Antony.[12] The college of Juliani disbanded or lapsed following the Assassination of Julius Caesar, and was not re-established in the reforms of his successor, Augustus. In the Imperial era, membership of the two traditional collegia was opened to iuvenes of equestrian status.

Sacrifice[edit]

At the Lupercal altar, a male goat (or goats) and a dog were sacrificed by one or another of the Luperci, under the supervision of the Flamen dialis, Jupiter’s chief priest.[13] An offering was also made of salted mealcakes, prepared by the Vestal Virgins.[14] After the blood sacrifice, two Luperci approached the altar. Their foreheads were anointed with blood from the sacrificial knife, then wiped clean with wool soaked in milk, after which they were expected to laugh.

The sacrificial feast followed, after which the Luperci cut thongs (known as februa) from the flayed skin of the animal,[2] and ran with these, naked or near-naked, along the old Palatine boundary, in an anticlockwise direction around the hill.[10] In Plutarch’s description of the Lupercalia, written during the early Empire,

…many of the noble youths and of the magistrates run up and down through the city naked, for sport and laughter striking those they meet with shaggy thongs. And many women of rank also purposely get in their way, and like children at school present their hands to be struck, believing that the pregnant will thus be helped in delivery, and the barren to pregnancy.[15]

The Luperci completed their circuit of the Palatine, then returned to the Lupercal cave.

History[edit]

The Februa was of ancient and possibly Sabine origin. After February was added to the Roman calendar, Februa occurred on its fifteenth day (a.d. XV Kal. Mart.). Of its various rituals, the most important came to be those of the Lupercalia.[16] The Romans themselves attributed the instigation of the Lupercalia to Evander, a culture hero from Arcadia who was credited with bringing the Olympic pantheon, Greek laws and alphabet to Italy, where he founded the city of Pallantium on the future site of Rome, 60 years before the Trojan War.

Lupercalia was celebrated in parts of Italy and Gaul; Luperci are attested by inscriptions at Velitrae, Praeneste, Nemausus (modern Nîmes) and elsewhere. The ancient cult of the Hirpi Sorani («wolves of Soranus», from Sabine hirpus «wolf»), who practiced at Mt. Soracte, 45 km (28 mi) north of Rome, had elements in common with the Roman Lupercalia.[17]

Descriptions of the Lupercalia festival of 44 BC attest to its continuity; Julius Caesar used it as the backdrop for his public refusal of a golden crown offered to him by Mark Antony.[18][19] The Lupercal cave was restored or rebuilt by Augustus, and has been speculated to be identical with a grotto discovered in 2007, 50 feet (15 m) below the remains of Augustus’ residence; according to scholarly consensus, the grotto is a nymphaeum, not the Lupercal.[10] The Lupercalia festival is marked on a calendar of 354 alongside traditional and Christian festivals.[20]

Despite the banning in 391 of all non-Christian cults and festivals, the Lupercalia was celebrated by the nominally Christian populace on a regular basis into the reign of the emperor Anastasius. Pope Gelasius I (494–96) claimed that only the «vile rabble» were involved in the festival[21] and sought its forceful abolition; the Roman Senate protested that the Lupercalia was essential to Rome’s safety and well-being. This prompted Gelasius’ scornful suggestion that «If you assert that this rite has salutary force, celebrate it yourselves in the ancestral fashion; run nude yourselves that you may properly carry out the mockery».[22]

There is no contemporary evidence to support the popular notions that Gelasius abolished the Lupercalia, or that he, or any other prelate, replaced it with the Feast of the Purification of the Blessed Virgin Mary.[23] A literary association between the Lupercalia and the romantic elements of Saint Valentine’s Day dates back to Chaucer and poetic traditions of courtly love.[24][25][26]

Legacy[edit]

Caesar Refuses the Diadem (1894), when it was offered by Mark Antony during the Lupercalia

Horace’s Ode III, 18 alludes to the Lupercalia. The festival or its associated rituals gave its name to the Roman month of February (mensis Februarius) and thence to the modern month. The Roman god Februus personified both the month and purification, but seems to postdate both.

William Shakespeare’s play Julius Caesar begins during the Lupercalia. Mark Antony is instructed by Caesar to strike his wife Calpurnia, in the hope that she will be able to conceive.

Research published in 2019 suggests that the word Leprechaun derives from Lupercus.[27][28][29]

Today, the Satanic Temple celebrates Lupercalia among its official holidays.

References[edit]

Citations[edit]

  1. ^ a b H.H. Scullard, Festivals and Ceremonies of the Roman Republic (Cornell University Press, 1981), p. 77–78.
  2. ^ a b  One or more of the preceding sentences incorporates text from a publication now in the public domain: Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Lupercalia». Encyclopædia Britannica. Vol. 17 (11th ed.). Cambridge University Press. p. 126.
  3. ^ a b Lewis, Charlton T.; et al. (1879), «februum», A Latin Dictionary Founded on Andrews’ edition of Freund’s Latin Dictionary, Oxford: Clarendon Press.
  4. ^ The deity «Februus» is almost certainly a later invention; see Macrobius, Saturnalia, 1, 13, 3.
  5. ^ Richard Jackson King (2006). Desiring Rome: Male Subjectivity and Reading Ovid’s Fasti. Ohio State University Press. pp. 195 ff. ISBN 978-0-8142-1020-8.
  6. ^ Dionysius of Halicarnassus, Roman Antiquities 1.32.3–5, 1.80; Justin, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus 43.6ff; Livy, Ab urbe condita 1.5; Ovid, Fasti 2.423–42; Plutarch, Life of Romulus 21.3, Life of Julius Caesar, Roman Questions 68; Virgil, Aeneid 8.342–344; Lydus, De mensibus 4.25. See Smith, Dictionary of Greek and Roman Antiquities, s.v. «Lupercus»
  7. ^ Justin, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus 43.1.7.
  8. ^ Ovid, Fasti: Lupercalia
  9. ^ Livy, Ab urbe condita 1.5
  10. ^ a b c Vuković, Krešimir (October 2018). «The topography of the Lupercalia». Papers of the British School at Rome. 86: 37–60. doi:10.1017/S0068246217000381. JSTOR 26579503. ProQuest 2117060930.
  11. ^ Vuković, Krešimir. «Roman Myth and Ritual: the Groups of Luperci and Epigraphic Evidence». Epigraphica. 78: 43–52.
  12. ^ Vuković, Krešimir. «Roman Myth and Ritual: the Groups of Luperci and Epigraphic Evidence». Epigraphica. 78: 43–52.
  13. ^ One of Plutarch’s Roman Questions was «68. Why do the Luperci sacrifice a dog?»… [Because] «nearly all the Greeks used a dog as the sacrificial victim for ceremonies of purification; and some, at least, make use of it even to this day. They bring forth for Hecate puppies along with the other materials for purification.» (On-line text in English).
  14. ^ T. P. Wiseman (1995). «The God of the Lupercal». The Journal of Roman Studies. 85: 1. doi:10.1017/S0075435800074724.
  15. ^ Plutarch • Life of Caesar
  16. ^ Alberta Mildred Franklin (1921). The Lupercalia. Columbia University. pp. 79–.
  17. ^ Mika Rissanen (17 April 2013). «The Hirpi Sorani and the Wolf Cults of Central Italy». Arctos. Acta Philologica Fennica. Klassillis-filologinen yhdistys. Retrieved 2016-08-18.
  18. ^ Roller, Duane W. (2010). Cleopatra: a biography. Oxford: Oxford University Press. ISBN 9780195365535, p. 72.
  19. ^ Christian Meier (trans. David McLintock), Caesar, Basic Books, New York, 1995, p.477.
  20. ^ Calendar of Philocalus, tertullian.org (accessed 15 February 2017)
  21. ^ ad viles trivialesque personas, abiectos et infimos. (Gelasius)
  22. ^ Gelasius, Epistle to Andromachus, quoted in Green (1931), p. 65.
  23. ^ Green, William M. (1931). «The Lupercalia in the Fifth Century». Classical Philology. 26 (1): 60–69. doi:10.1086/361308. JSTOR 264682. S2CID 161431650.
  24. ^ Henry Ansgar Kelly (1986), in «Chaucer and the Cult of Saint Valentine» (Leiden: Brill), pp. 58-63
  25. ^ Michael Matthew Kaylor (2006), Secreted Desires: The Major Uranians: Hopkins, Pater and Wilde (electronic ed.), Masaryk University (re-published in electronic format), p. footnote 2 in page 235, ISBN 978-80-210-4126-4
  26. ^ Jack B. Oruch, «St. Valentine, Chaucer, and Spring in February» Speculum 56.3 (July 1981:534–565)
  27. ^ Leprechaun ‘is not a native Irish word’ new dictionary reveals, BBC, 5 September 2019.
  28. ^ Lost Irish words rediscovered, including the word for ‘oozes pus’, Queen’s University Belfast research for the Dictionary of the Irish Language reported by Cambridge University.
  29. ^ lupracán, luchorpán on the Electronic Dictionary of the Irish Language (accessed 6 September 2019)

Bibliography[edit]

  • A. M. Franklin, The Lupercalia (doctoral dissertation, 1921, 102pp.)
  • Green, William M. (January 1931). «The Lupercalia in the Fifth Century». Classical Philology. 26 (1): 60–69. doi:10.1086/361308. S2CID 161431650. Retrieved 2008-01-26.
  • Liebler, Naomi Conn (1988). The Ritual Ground of Julius Caesar.

Further reading[edit]

  • Beard, Mary; North, John; Price, Simon. Religions of Rome: A History. Cambridge University Press, 1998, vol. 1, limited preview online; search «Lupercalia».
  • Lincoln, Bruce. Authority: Construction and Corrosion. University of Chicago Press, 1994, pp. 43–44 online on Julius Caesar and the politicizing of the Lupercalia; valuable list of sources pp. 182–183.
  • North, John. Roman Religion. The Classical Association, 2000, pp. 47 online and 50 on the problems of interpreting evidence for the Lupercalia.
  • Markus, R.A. The End of Ancient Christianity. Cambridge University Press, 1990, pp. 131–134 online, on the continued celebration of the Lupercalia among «uninhibited Christians» into the 5th century, and the reasons for the «brutal intervention» by Pope Gelasius.
  • Rissanen, Mika (2012). «The ‘Hirpi Sorani’ and the Wolf Cults of Central Italy». Arctos (46): 115–135.
  • Vuković, Krešimir (2016). «Roman Myth and Ritual: Groups of Luperci and Epigraphic Evidence». Epigraphica. 78: 43–52.
  • Vuković, Krešimir (October 2018). «The topography of the Lupercalia». Papers of the British School at Rome. 86: 37–60. doi:10.1017/S0068246217000381. JSTOR 26579503. ProQuest 2117060930.
  • Wiseman, T.P. «The Lupercalia». In Remus: A Roman Myth. Cambridge, Cambridge University Press, 1995, pp. 77–88, limited preview online, discussion of the Lupercalia in the context of myth and ritual.
  • Wiseman, T.P. «The God of the Lupercal», in Idem, Unwritten Rome. Exeter, University of Exeter Press, 2008.

External links[edit]

  • William Smith, Dictionary of Greek and Roman Antiquities, 1875: Lupercalia

From Wikipedia, the free encyclopedia

Not to be confused with Lupercal.

Lupercalia
Wolf head, 1-100 CE, bronze, Roman, Cleveland Museum of Art.JPG

Lupercalia most likely derives from lupus, «wolf», though both the etymology and its significance are obscure[1] (bronze wolf’s head, 1st century AD)

Observed by Roman Kingdom,
Roman Republic,
Roman Empire
Type Classical Roman religion
Celebrations feasting
Observances sacrifices of goats and a dog by the Luperci; offering of cakes by the Vestals; fertility rite in which the goatskin-clad Luperci strike women who wish to conceive
Date February 15

Lupercalia was a pastoral festival of Ancient Rome observed annually on February 15 to purify the city, promoting health and fertility.[2] Lupercalia was also known as dies Februatus, after the purification instruments called februa, the basis for the month named Februarius.

Name[edit]

The festival was originally known as Februa («Purifications» or «Purgings») after the februum which was used on the day.[3] It was also known as Februatus and gave its name variously, as epithet to Juno Februalis, Februlis, or Februata in her role as patron deity of that month; to a supposed purification deity called Februus;[4] and to February (mensis Februarius), the month during which the festival occurred.[3] Ovid connects februare to an Etruscan word for «purging».[5]

The name Lupercalia was believed in antiquity to evince some connection with the Ancient Greek festival of the Arcadian Lykaia, a wolf festival (Greek: λύκος, lýkos; Latin: lupus), and the worship of Lycaean Pan, assumed to be a Greek equivalent to Faunus, as instituted by Evander.[6] Justin describes a cult image of «the Lycaean god, whom the Greeks call Pan and the Romans Lupercus», as nude, save for a goatskin girdle.[7]

The statue stood in the Lupercal, the cave where tradition held that Romulus and Remus were suckled by the she-wolf (Lupa). The cave lay at the foot of the Palatine Hill, on which Romulus was thought to have founded Rome.[8] The name of the festival most likely derives from lupus, «wolf», though both the etymology and its significance are obscure. Despite Justin’s assertion, no deity named «Lupercus» has been identified.[1]

Rites[edit]

Locations[edit]

The rites were confined to the Lupercal cave, the Palatine Hill, and the Forum, all of which were central locations in Rome’s foundation myth.[9] Near the cave stood a sanctuary of Rumina, goddess of breastfeeding; and the wild fig-tree (Ficus Ruminalis) to which Romulus and Remus were brought by the divine intervention of the river-god Tiberinus; some Roman sources name the wild fig tree caprificus, literally «goat fig». Like the cultivated fig, its fruit is pendulous, and the tree exudes a milky sap if cut, which makes it a good candidate for a cult of breastfeeding.[10]

Priesthoods[edit]

The Lupercalia had its own priesthood, the Luperci («brothers of the wolf»), whose institution and rites were attributed either to the Arcadian culture-hero Evander, or to Romulus and Remus, erstwhile shepherds who had each established a group of followers. The Luperci were young men (iuvenes), usually between the ages of 20 and 40. They formed two religious collegia (associations) based on ancestry; the Quinctiliani (named after the gens Quinctia) and the Fabiani (named after the gens Fabia). Each college was headed by a magister.[11]

In 44 BC, a third college, the Juliani, was instituted in honor of Julius Caesar; its first magister was Mark Antony.[12] The college of Juliani disbanded or lapsed following the Assassination of Julius Caesar, and was not re-established in the reforms of his successor, Augustus. In the Imperial era, membership of the two traditional collegia was opened to iuvenes of equestrian status.

Sacrifice[edit]

At the Lupercal altar, a male goat (or goats) and a dog were sacrificed by one or another of the Luperci, under the supervision of the Flamen dialis, Jupiter’s chief priest.[13] An offering was also made of salted mealcakes, prepared by the Vestal Virgins.[14] After the blood sacrifice, two Luperci approached the altar. Their foreheads were anointed with blood from the sacrificial knife, then wiped clean with wool soaked in milk, after which they were expected to laugh.

The sacrificial feast followed, after which the Luperci cut thongs (known as februa) from the flayed skin of the animal,[2] and ran with these, naked or near-naked, along the old Palatine boundary, in an anticlockwise direction around the hill.[10] In Plutarch’s description of the Lupercalia, written during the early Empire,

…many of the noble youths and of the magistrates run up and down through the city naked, for sport and laughter striking those they meet with shaggy thongs. And many women of rank also purposely get in their way, and like children at school present their hands to be struck, believing that the pregnant will thus be helped in delivery, and the barren to pregnancy.[15]

The Luperci completed their circuit of the Palatine, then returned to the Lupercal cave.

History[edit]

The Februa was of ancient and possibly Sabine origin. After February was added to the Roman calendar, Februa occurred on its fifteenth day (a.d. XV Kal. Mart.). Of its various rituals, the most important came to be those of the Lupercalia.[16] The Romans themselves attributed the instigation of the Lupercalia to Evander, a culture hero from Arcadia who was credited with bringing the Olympic pantheon, Greek laws and alphabet to Italy, where he founded the city of Pallantium on the future site of Rome, 60 years before the Trojan War.

Lupercalia was celebrated in parts of Italy and Gaul; Luperci are attested by inscriptions at Velitrae, Praeneste, Nemausus (modern Nîmes) and elsewhere. The ancient cult of the Hirpi Sorani («wolves of Soranus», from Sabine hirpus «wolf»), who practiced at Mt. Soracte, 45 km (28 mi) north of Rome, had elements in common with the Roman Lupercalia.[17]

Descriptions of the Lupercalia festival of 44 BC attest to its continuity; Julius Caesar used it as the backdrop for his public refusal of a golden crown offered to him by Mark Antony.[18][19] The Lupercal cave was restored or rebuilt by Augustus, and has been speculated to be identical with a grotto discovered in 2007, 50 feet (15 m) below the remains of Augustus’ residence; according to scholarly consensus, the grotto is a nymphaeum, not the Lupercal.[10] The Lupercalia festival is marked on a calendar of 354 alongside traditional and Christian festivals.[20]

Despite the banning in 391 of all non-Christian cults and festivals, the Lupercalia was celebrated by the nominally Christian populace on a regular basis into the reign of the emperor Anastasius. Pope Gelasius I (494–96) claimed that only the «vile rabble» were involved in the festival[21] and sought its forceful abolition; the Roman Senate protested that the Lupercalia was essential to Rome’s safety and well-being. This prompted Gelasius’ scornful suggestion that «If you assert that this rite has salutary force, celebrate it yourselves in the ancestral fashion; run nude yourselves that you may properly carry out the mockery».[22]

There is no contemporary evidence to support the popular notions that Gelasius abolished the Lupercalia, or that he, or any other prelate, replaced it with the Feast of the Purification of the Blessed Virgin Mary.[23] A literary association between the Lupercalia and the romantic elements of Saint Valentine’s Day dates back to Chaucer and poetic traditions of courtly love.[24][25][26]

Legacy[edit]

Caesar Refuses the Diadem (1894), when it was offered by Mark Antony during the Lupercalia

Horace’s Ode III, 18 alludes to the Lupercalia. The festival or its associated rituals gave its name to the Roman month of February (mensis Februarius) and thence to the modern month. The Roman god Februus personified both the month and purification, but seems to postdate both.

William Shakespeare’s play Julius Caesar begins during the Lupercalia. Mark Antony is instructed by Caesar to strike his wife Calpurnia, in the hope that she will be able to conceive.

Research published in 2019 suggests that the word Leprechaun derives from Lupercus.[27][28][29]

Today, the Satanic Temple celebrates Lupercalia among its official holidays.

References[edit]

Citations[edit]

  1. ^ a b H.H. Scullard, Festivals and Ceremonies of the Roman Republic (Cornell University Press, 1981), p. 77–78.
  2. ^ a b  One or more of the preceding sentences incorporates text from a publication now in the public domain: Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Lupercalia». Encyclopædia Britannica. Vol. 17 (11th ed.). Cambridge University Press. p. 126.
  3. ^ a b Lewis, Charlton T.; et al. (1879), «februum», A Latin Dictionary Founded on Andrews’ edition of Freund’s Latin Dictionary, Oxford: Clarendon Press.
  4. ^ The deity «Februus» is almost certainly a later invention; see Macrobius, Saturnalia, 1, 13, 3.
  5. ^ Richard Jackson King (2006). Desiring Rome: Male Subjectivity and Reading Ovid’s Fasti. Ohio State University Press. pp. 195 ff. ISBN 978-0-8142-1020-8.
  6. ^ Dionysius of Halicarnassus, Roman Antiquities 1.32.3–5, 1.80; Justin, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus 43.6ff; Livy, Ab urbe condita 1.5; Ovid, Fasti 2.423–42; Plutarch, Life of Romulus 21.3, Life of Julius Caesar, Roman Questions 68; Virgil, Aeneid 8.342–344; Lydus, De mensibus 4.25. See Smith, Dictionary of Greek and Roman Antiquities, s.v. «Lupercus»
  7. ^ Justin, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus 43.1.7.
  8. ^ Ovid, Fasti: Lupercalia
  9. ^ Livy, Ab urbe condita 1.5
  10. ^ a b c Vuković, Krešimir (October 2018). «The topography of the Lupercalia». Papers of the British School at Rome. 86: 37–60. doi:10.1017/S0068246217000381. JSTOR 26579503. ProQuest 2117060930.
  11. ^ Vuković, Krešimir. «Roman Myth and Ritual: the Groups of Luperci and Epigraphic Evidence». Epigraphica. 78: 43–52.
  12. ^ Vuković, Krešimir. «Roman Myth and Ritual: the Groups of Luperci and Epigraphic Evidence». Epigraphica. 78: 43–52.
  13. ^ One of Plutarch’s Roman Questions was «68. Why do the Luperci sacrifice a dog?»… [Because] «nearly all the Greeks used a dog as the sacrificial victim for ceremonies of purification; and some, at least, make use of it even to this day. They bring forth for Hecate puppies along with the other materials for purification.» (On-line text in English).
  14. ^ T. P. Wiseman (1995). «The God of the Lupercal». The Journal of Roman Studies. 85: 1. doi:10.1017/S0075435800074724.
  15. ^ Plutarch • Life of Caesar
  16. ^ Alberta Mildred Franklin (1921). The Lupercalia. Columbia University. pp. 79–.
  17. ^ Mika Rissanen (17 April 2013). «The Hirpi Sorani and the Wolf Cults of Central Italy». Arctos. Acta Philologica Fennica. Klassillis-filologinen yhdistys. Retrieved 2016-08-18.
  18. ^ Roller, Duane W. (2010). Cleopatra: a biography. Oxford: Oxford University Press. ISBN 9780195365535, p. 72.
  19. ^ Christian Meier (trans. David McLintock), Caesar, Basic Books, New York, 1995, p.477.
  20. ^ Calendar of Philocalus, tertullian.org (accessed 15 February 2017)
  21. ^ ad viles trivialesque personas, abiectos et infimos. (Gelasius)
  22. ^ Gelasius, Epistle to Andromachus, quoted in Green (1931), p. 65.
  23. ^ Green, William M. (1931). «The Lupercalia in the Fifth Century». Classical Philology. 26 (1): 60–69. doi:10.1086/361308. JSTOR 264682. S2CID 161431650.
  24. ^ Henry Ansgar Kelly (1986), in «Chaucer and the Cult of Saint Valentine» (Leiden: Brill), pp. 58-63
  25. ^ Michael Matthew Kaylor (2006), Secreted Desires: The Major Uranians: Hopkins, Pater and Wilde (electronic ed.), Masaryk University (re-published in electronic format), p. footnote 2 in page 235, ISBN 978-80-210-4126-4
  26. ^ Jack B. Oruch, «St. Valentine, Chaucer, and Spring in February» Speculum 56.3 (July 1981:534–565)
  27. ^ Leprechaun ‘is not a native Irish word’ new dictionary reveals, BBC, 5 September 2019.
  28. ^ Lost Irish words rediscovered, including the word for ‘oozes pus’, Queen’s University Belfast research for the Dictionary of the Irish Language reported by Cambridge University.
  29. ^ lupracán, luchorpán on the Electronic Dictionary of the Irish Language (accessed 6 September 2019)

Bibliography[edit]

  • A. M. Franklin, The Lupercalia (doctoral dissertation, 1921, 102pp.)
  • Green, William M. (January 1931). «The Lupercalia in the Fifth Century». Classical Philology. 26 (1): 60–69. doi:10.1086/361308. S2CID 161431650. Retrieved 2008-01-26.
  • Liebler, Naomi Conn (1988). The Ritual Ground of Julius Caesar.

Further reading[edit]

  • Beard, Mary; North, John; Price, Simon. Religions of Rome: A History. Cambridge University Press, 1998, vol. 1, limited preview online; search «Lupercalia».
  • Lincoln, Bruce. Authority: Construction and Corrosion. University of Chicago Press, 1994, pp. 43–44 online on Julius Caesar and the politicizing of the Lupercalia; valuable list of sources pp. 182–183.
  • North, John. Roman Religion. The Classical Association, 2000, pp. 47 online and 50 on the problems of interpreting evidence for the Lupercalia.
  • Markus, R.A. The End of Ancient Christianity. Cambridge University Press, 1990, pp. 131–134 online, on the continued celebration of the Lupercalia among «uninhibited Christians» into the 5th century, and the reasons for the «brutal intervention» by Pope Gelasius.
  • Rissanen, Mika (2012). «The ‘Hirpi Sorani’ and the Wolf Cults of Central Italy». Arctos (46): 115–135.
  • Vuković, Krešimir (2016). «Roman Myth and Ritual: Groups of Luperci and Epigraphic Evidence». Epigraphica. 78: 43–52.
  • Vuković, Krešimir (October 2018). «The topography of the Lupercalia». Papers of the British School at Rome. 86: 37–60. doi:10.1017/S0068246217000381. JSTOR 26579503. ProQuest 2117060930.
  • Wiseman, T.P. «The Lupercalia». In Remus: A Roman Myth. Cambridge, Cambridge University Press, 1995, pp. 77–88, limited preview online, discussion of the Lupercalia in the context of myth and ritual.
  • Wiseman, T.P. «The God of the Lupercal», in Idem, Unwritten Rome. Exeter, University of Exeter Press, 2008.

External links[edit]

  • William Smith, Dictionary of Greek and Roman Antiquities, 1875: Lupercalia

Фавн, он же Луперк и Пан

История луперкалий корнями уходит в глубину веков. Никто точно не знает, когда именно появились эти празднования, по современным меркам весьма экстравагантные. Вполне вероятно, что они зародились ещё до основания Рима. Традиционно языческим торжествам в честь Луперка были отведены дни в середине февраля: с 13-го по 15-е число. Интересно, что привычка отмечать какой-либо праздник в эти даты до сих пор не покинула европейцев: ныне 14 февраля приверженцы самых разных религиозных традиций почитают память святого Валентина.

Луперк в древнем мире был известен и под несколькими другими именами: в том же Риме его именовали Фавном, а в Древней Греций божество с похожими функциями называли Паном. Имя Луперк произошло от латинского слова lupus, что переводится как «волк». Нет, это вовсе не означает, что Фавн, он же Луперк, был оборотнем и периодически выл по ночам, обратив взор на лунный диск. Напротив, этот бог защищал пастухов и их подопечных от серых злодеев, норовивших внести раскол в стало и умыкнуть пару голов. Возможно, изначально луперкалии были сугубо «профессиональным» праздником пастухов, однако по прошествии времени они приобрели более общий характер и стали днём плодородия во всех смыслах этого слова.

фото 1.jpg

Празднество луперкалий в Риме. Рисунок художника круга А. Эльсхаймера. (Wikimedia Commons)

Традиционным местом встречи всех желающих присоединиться к бурному торжеству была пещера Lupercal, находящаяся у подножия Палатинского холма, знаменитого тем, что именно в непосредственной близости от него легендарная волчица вскормила Ромула и Рема, будущих основателей Рима — как видно, отношение к волкам в древнеримской культуре было двойственным.

Ключевым эпизодом празднования было жертвоприношение: луперки, жрецы данного культа, торжественно закалывали козлов — в этом контексте выражение «козел отпущения», хоть и связанное с совершенно иной культурной традицией, обретает новый смысл. Впрочем, согласно некоторым источникам, в роли жертв помимо козлов иногда выступали собаки. После того, как совершалось убийство, жрецы сдирали шкуры с несчастных парнокопытных и нарезали из них ремни. Повязав на бёдрах оставшиеся фрагменты шкур, луперки бегали по окрестностям и стегали этими ремнями всех тех, кто попадётся под руку. Особенно рады подобной встрече были женщины: римлянки свято верили в то, что удар луперка подарит им возможность зачать и выносить множество здоровых детей. Когда ритуал с ремнями завершался, все участники луперкалий собирались на праздничный пир.

Жрец, выполнявший ритуал с кинжалом

Плутарх упоминал ещё один своеобычный ритуал, который можно было наблюдать во время праздника в честь Луперка: один из жрецов прикасался ко лбам двух знатных юношей окровавленным кинжалом, другой же моментально убирал следы крови с помощью клочка козлиной шерсти, смоченного в молоке. Однако других описаний этой процедуры не сохранилось, поэтому многие исследователи склонны скептически относиться к этому описанию.

фото 2.jpg

Ромул, Рем и волчица. Картина Рубенса. (Wikimedia Commons)

Пожалуй, наиболее подробный рассказ о том, что представляли собой луперкалии, можно обнаружить в «Фастах» древнеримского поэта Овидия. Например, он писал:

«Как полагалось, козу козлоногому резали Фавну

И приглашённых на пир скромный толпа собралась.


Тут, покамест жрецы потроха натыкают на прутья


Ивы, готовя еду, солнце к полудню пришло».

Официально луперкалии были упразднены в 496 году по велению римского понтифика Геласия I. Однако существует мнение, что их элементы сохранялись в других торжествах вплоть до 10-го столетия.

Задолго до того, как мы стали дарить девушкам открытки в знак своей симпатии, римляне придумали праздник, посвящённый всем влюблённым. Каждый год 15 февраля они отмечали Луперкалий – позже этот праздник стал Днём Святого Валентина.

В течение нескольких тысячелетий традиции праздника неоднократно менялись. Сейчас мы вам подскажем, что нужно делать, чтобы отпраздновать его по всем канонам.

1. Убейте невинного щенка

Луперкалий начинался с того, что римляне затаскивали в пещеру двух козлов и одного щенка, чтобы жрецы принесли их в жертву. Относительно щенка было специально оговорено, что это должна была быть не взрослая собака, а обязательно очень милый и очаровательный щенок.

В действительности римляне и сами не знали, зачем им нужно убивать щенка. Наиболее полные из сохранившихся описаний праздника говорят о том, что эта была древняя традиция, и никто не знал, откуда она пошла.

Плутарх был уверен, что традиция приносить в жертву щенка была позаимствована у греков. Исходя из описаний Плутарха, греки были большими любителями убивать щенков. Он пишет, что греки приносили щенков в жертву так часто, что у них существовало даже специальное слово для этого: periskulakismoi («очищение с помощью щенка»). В некоторых современных научных работах люди с докторскими степенями предпочитают называть этот обряд просто словом «очищение».

Но это всего лишь теория. Во времена, описываемые Плутархом, никто уже толком не знал, зачем нужно убивать щенков – просто соблюдалась традиция. Правда, у Плутарха было и своё, особое мнение: это делалось из злости на то, что собаки лаяли на жрецов, которых это очень сильно раздражало.

2. Изобразите смех окровавленных мальчиков

После убийства щенка в пещеру приводили двух юношей благородного происхождения и делали с ними то, из-за чего, в конце концов, христиане объявили этот праздник сатанинским и запретили его отмечать.

Жрецы дотрагивались своими ножами до лбов юношей, чтобы окрасить их жертвенной кровью. Затем жрецы вымачивали в молоке куски шерсти и возлагали их на головы юношей. Это уже кажется немного странным, но дальше было ещё хуже: пока кровь и молоко стекали по головам, юноши должны были изображать истерический смех.

Опять же, римляне не имели ни малейшего представления, зачем нужно окровавленным подросткам хохотать в тёмной пещере. Римляне считали данное действо ритуалом очищения, но это была просто теория. Просто они слишком долго следовали этой традиции, чтобы просто взять и расстаться с нею.

Тем не менее, основные события начинали происходить позже. Священники вырезали ремни из кожи жертвенных козлов, юноши обнажались – и начиналось настоящее веселье.

3. Голые мужчины с ремнями

«Затем многие благородные юноши и самые достойные мужчины начинали бегать голыми по городу, – пишет Плутарх. – Всех, кто им встречался, они хлестали мохнатыми ремешками».

Перед «забегом» этих голых мужчин обмазывали маслом. Представители нижних слоёв общества не допускались к выполнению данного ритуала; его участниками могли быть только представители высшего класса и самые достойные мужчины города. Бегать по улицам голыми и обмазанными маслом разрешалось только таким мужчинам, как Марк Антоний.

После нанесения масла на свои тела мужчины начинали бегать и хлестать всех мохнатыми ремешками. В частности, они ориентировались на женщин, которые притворно убегали от них. Но тайно женщины мечтали получить удар ремешком: согласно римским поверьям, получившие удар становились более плодовитыми. Поэтому женщины обнажали спины и выставляли свои руки в надежде, что голые и маслянистые мужчины пройдутся по ним ремешком.

Кстати, эти ремешки называли «februare». В честь них позднее был назван месяц февраль.

4. Отведайте кишку на палочке

В программу Луперкалия входил и пир. Несмотря на то, что пир подразумевает огромное количество блюд и напитков, нельзя сказать, чтобы еда на празднике Луперкалий была обильной. Древнеримский поэт называл порции «мизерными» – и не без причины.

Священники готовили внутренности жертвенных козлов на ветках и кормили ими толпу людей. Однако угощение не ограничивалось только этим. Девственницы-весталки также пекли «солёные пироги» – кажется, это было что-то вроде древних блинов.

Вряд-ли что-нибудь из этого может показаться особо привлекательным, вероятно, поэтому римляне добавляли ещё одно блюдо: очень много алкоголя. В течение всего оставшегося дня люди Рима напивались до беспамятства.

5. Займитесь свингерством

В некоторых районах Римской империи праздничные ритуалы в честь плодородия были более насыщенными. Половозрелые девушки и женщины в надежде забеременеть писали свои имена на глиняных табличках и помещали их в сосуд. Затем мужчины вытягивали наугад таблички с именами. После этого двое случайно познакомившихся людей проводили вместе время до конца праздника.

Подробные сведения об этой традиции несколько неопределённы и противоречивы, но кажется, что это было не просто свидание вслепую. Мужчина помогал женщине сделать её мечту о рождении ребёнка реальностью. Время, на которое образовывалась пара, могло быть разным. По мнению одних, союз образовывался только на время проведения праздника; по мнению других, мужчина и женщина оставались сексуальными партнёрами на весь следующий год.

6. Огласите всё, чем недовольны

Луперкалий сопровождался специальными песнями. Тексты песен со временем были утеряны, но у нас есть достаточно много описаний, чтобы получить довольно чёткое представление о них. Во всяком случае, у нас нет ни одного упоминания об этих песнях, которое не содержит слов «распущенные» или «непристойные».

В V веке нашей эры люди на празднике исполняли грязные и пошлые песни, которые описывали всё плохое, что сделали их соседи. Если бы вы с кем-либо закрутили роман или вас застали в борделе, ваши соседи во время Луперкалия спели бы во всеуслышание громкую песню о ваших сексуальных похождениях.

Идея состояла в том, чтобы пристыдить людей за недостойное поведение. Но, по мнению Папы, песни заходили гораздо дальше простой критики. Видимо, когда римлянам давали возможность высказаться о своих соседях, они немного увлекались.

7. Праздник в честь бога с рогами

Как и каждый настоящий праздник, Луперкалий имел свои классические истории. Одной из них была история о Фавне, которую Овидий назвал «смешной старой сказкой».

Однажды Фавн увидел Геркулеса, который гулял со своей любовницей, и решил: «Она будет моею!» Однако это был Рим, так что, он вовсе не собирался писать ей любовные записки и звать на свидание. Вместо этого, он решил дождаться момента, когда девушка заснёт, пробраться в дом и оторваться по полной.

Фавн пробрался в дом девушки, не зная, что перед сном она накрыла Геркулеса своими собственными одеждами. Он стал ощупывать тело под одеждой девушки и, почувствовав, что что-то не так, отшатнулся назад. Согласно описанию Овидия, «раздвинув ноги, он обнаружил там змею» – и, похоже, тогда более или менее сообразил, за что схватился.

Геркулес проснулся. Фавн упал, и всем сразу стало понятно, что он пытался спрятаться после неудачных сексуальных посягательств на любовницу Геркулеса. Но никто особо не расстроился. По словам Овидия, «Геркулес рассмеялся, и его девушка засмеялась тоже».

Согласно Овидию, мужчины бегают голыми по городу во время Луперкалия в память о неудачной попытке Фавна. «Таким образом, бог возненавидел одежду, которая обманывает глаз, и приказал посвящённые ему обряды исполнять голыми».

8. Поклонение непонятно кому

Во время Луперкалия римляне рассказывали историю про Фавна, но на самом деле праздник был посвящён вовсе не этому богу. Праздник назывался Луперкалием, обряд совершался в Луперкальской пещере и жрецами-луперками. Очевидно, он был посвящён богу Луперкусу. Дело в том, что никто, включая жрецов-луперков, на самом деле не знал, кем был этот самый Луперкус.

Существовал целый культ, посвящённый этому богу, но никто не знал, чем он занимается. Луперкалий был древним сельским божеством, но никто не мог вспомнить, когда начали проводить в честь него праздник, не говоря уже о том, почему. Люди просто повторяли то, что делали их прародители.

Единственным намёком на божество была статуя обнажённого человека в козлиной повязке возле Луперкальской пещеры. Римляне предполагали, что он, вероятно, имел какое-то отношение к сельскому хозяйству – это было всё, что они знали. Луперкалий носил повязку – и этого было достаточно, чтобы люди становились его жрецами и посвящали ему свою жизнь.

9. Коронация Юлия Цезаря

Одно из важнейших событий в жизни Юлия Цезаря произошло во время Луперкалия. Именно в этот день Марк Антоний возложил на его голову венок и предложил Цезарю трон. Если вы вспомните это, то вы поймёте, что данное событие выглядело немного не так, как нам обычно рисовало наше воображение.

Историки совершенно определённо заявляют, что Цезарь наблюдал за проведением торжеств, когда всё это случилось. Но он смотрел не за тем, как люди едят; мы специально упомянули, что он смотрел на голых обмазанных маслом юношей, которые бегали по улицам. Как раз в этот момент подошёл Марк Антоний, чтобы предложить ему трон.

В отличие от Цезаря, Марк Антоний был не просто зрителем, он был участником. Плутарх описывает его как «одного из бегунов, совершавших священный ритуал»: это означает, что он подошёл к Юлию Цезарю вовсе не в тунике. Антоний подошёл к нему абсолютно голым, с лохматой плетью в одной руке и лавровым венком в другой.

10. Убийства мужчин с именем Валентин

В последний раз Луперкалий праздновали в конце V века. К тому времени христианство стало в Римской империи господствующей религией, и Луперкалий был одним из немногих древних праздников, которые всё ещё продолжали отмечать. Папа Геласий решил покончить с этим, заявив, что это было языческим ритуалом, наполненным жертвенной кровью и прославляющим секс.

Во всяком случае, прекратилось проведение основной части ритуала. Несмотря на то, что мы не знаем всех деталей того, как он отмечался в V веке, нам известно, что папа бросил вызов римлянам, которые жаловались на то, что без «голых бегунов» праздник нельзя считать полноценным, и не хотели отказываться от этой традиции.

Римляне были не слишком рады отказу от праздника, поэтому вскоре появился новый праздник – День Святого Валентина. Ну, формально папа заменил Луперкалий на чуть менее популярный «Праздник Сретения Пресвятой Девы Марии», но, в конце концов, он стал называться Днём Святого Валентина.

Праздник получил такое название потому, что мужчины с именем Валентин взяли себе странную привычку – умирать 14 февраля. Это был день смерти двух разных Валентинов, причём один из них был обезглавлен и объявлен святым.

За прошедшие с того времени полторы тысячи лет многое изменилось. Женщины перестали бросать в ёмкость таблички со своими именами и стали получать открытки. Мужчины, вместо того чтобы бить женщин плётками, стали дарить им цветы. Но праздник, который мы отмечаем сегодня, начинался именно с этого.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по статье с сайта listverse.com

Copyright Muz4in.Net © — Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать — «об Авторстве»

Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус…

Почитать ещё:

Странные люди жили в Древнем Риме, очень странные…

Тит Ливий (I, 5, 1), живший с 59 г. до Р.Х. по 17 г. по Р.Х., описывая юность будущих основателей Рима (т.е. середину VIII в. до Р.Х.), пишет: «Предание говорит, что уже тогда на Палатинском холме справляли существующее поныне празднество Луперкалии..». Обращаю внимание на слова: «существующие поныне». Получается, что при Тите Ливии это празднество продолжали справлять.

А вот как описывает Луперкалии Плутарх (живший в 50-125 годы от Р.Х.). Описание довольно длинное, но, черт побери!, заслуживающее быть прочтенным, ибо изобилует очень интересными деталями и подробностями:

«Луперкалии, если судить по времени, когда их справляют, –  праздник очистительный. Он приходится на один из злосчастных дней месяца февраля (что в переводе значит «очистительный»), и самый день праздника издавна именуется Фебрата. В греческом языке названию этого праздника соответствует слово «Ликеи», а стало быть, он очень древен и ведет начало от аркадян, спутников Эвандра. Впрочем, это не более чем ходячее мнение, ибо слово «луперкалии» [lupercalii] может происходить и от «волчицы». И в самом деле, мы знаем, что луперки начинают бег с того места, где, по преданию, лежал брошенный Ромул. Но смысл выполняемых ими действий едва ли постижим. Они закалывают коз, затем к ним подводят двух подростков знатного рода, и одни луперки касаются окровавленным мечом их лба, а другие немедленно стирают кровь шерстью, смоченной в молоке. После этого мальчики должны рассмеяться. Располосовав козьи шкуры, луперки пускаются бежать, обнаженные, в одной лишь повязке вокруг бедер, и своими ремнями бьют всех, кто попадается им на пути. Молодые женщины не стараются увернуться от ударов, веря, что они способствуют легким родам и вынашиванию плода. Особенность праздника состоит в том, что луперки приносят в жертву собаку. Некий Бутас, пересказывающий в элегических двустишьях баснословные причины римских обычаев, говорит, что Ромул и Рем после победы над Амулием, ликуя, помчались туда, где некогда к губам новорожденных младенцев подносила свои сосцы волчица, что весь праздник есть подражание этому бегу и что подростки

Встречных разят на бегу; так некогда, Альбу покинув,

Юные Ромул и Рем мчались с мечами в руках.

Окровавленный меч у лба –  намек на тогдашние опасности и убийство, а очищение молоком –  напоминание о пище, которой были вскормлены близнецы. Гай Ацилий пишет, что еще до основания города у Ромула и Рема однажды пропали стада. Помолившись Фавну, они побежали на поиски совсем нагими, чтобы их не беспокоил стекающий по телу пот; вот почему-де и луперки раздеваются донага. Наконец, собаку, коль скоро праздник очистительный, приносят, можно полагать, в очистительную жертву: ведь и греки на очистительные обряды приносят щенят и нередко совершают так называемые «перискилакисмы» (http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439000200#n39 ). Если же это благодарственный праздник в честь волчицы- кормилицы и спасительницы Ромула, в заклании собаки нет ничего удивительного, ибо собака – враг волков. Но есть, клянусь Зевсом, и еще одно объяснение: а что если луперки просто-напросто наказывают это животное, досаждающее им во время бега?»

Очистительный месяц февраль, закалывание коз, окровавленные мечи у лба, жертвоприношение ни в чем не повинных собак, бег голых подростков с окровавленными ремнями из свежеснятой шкуры только что убитых коз, и радостные молодые женщины, которые хотят быть исхлёстаны этими ремнями… И все это в I-II веке от Р.Х.!!!! Как-то не бьется такое поведение с представлением о цивилизованных древних римлянах. Больше похоже на обряд каких-то дикарей.

Не знаю, о каких именно набедренных повязках идет речь у Плутарха. Но они же (ну или другие, кто их знает) набедренные повязки всплывают у Гая в книге III Институций:

«192. Взыскание в четырехкратном размере по иску о сопротивлении обнаружению кражи было введено эдиктом претора; закон же не установил никакого штрафа на этом основании. Он лишь предписывает, чтобы тот, кто хочет произвести обыск, производил бы его обнаженным, препоясанным набедренной повязкой и с весами в руках; если же он что-либо найдет, закон повелевает считать это явной кражей.

193. Спрашивается, что такое набедренная повязка? Вероятнее всего, это род шитья, которым прикрываются интимные части тела, отчего весь закон становится смешным. Ведь тот, кто запретит проводить обыск одетому, тот и нагому пожелает запретить обыск, тем более что за вещи, найденные при подобном обыске, он подвергается большому штрафу. Затем, хотя закон повелевает держать в руках весы либо для того, чтобы проводящий обыск ничего не подбросил, поскольку его руки будет заняты, либо для того, чтобы он положил на них найденное, ни то ни другое не получится, если то, что разыскивается, такой величины или природы, что его нельзя ни подбросить, ни положить на весы. Определенно не возникает сомнений в том, из чего бы ни была сделана чаша, это соответствует закону».

Получается, что уже Гай не понимал, зачем по закону при обыске нужна набедренная повязка и весы. Ну и ладно, поехали дальше.

Как же долго продолжались в Риме все эти безобразия в виде ежегодного празднества Луперкалии? В 380 году от Р.Х. христианство стало государственной религией Римской Империи. И уже очень скоро, в 394 году от Р.Х., были запрещены Олимпийские Игры.

Но, видимо, Луперкалии были такой «духовной скрепой» древних римлян, что даже новая государственная религия более 100 лет не могла изменить их поведение и традиции. И только в 496 году от Р.Х. Римскому Папе Геласию I, который активно боролся с пережитками язычества, удалось убедить Римский Сенат прекратить празднование Луперкалии…. Таким образом, Луперкалии праздновались в Риме с середины VIII века от Р.Х. до 496 года от Р.Х., т.е. более 1200 лет. Впечатляет, однако. Вот это называется – стабильность!

Получается, что на протяжении всей истории Рима, с самого момента его основания и вплоть до низложения последнего римского императора в 476 году от Р.Х,

— и когда Республика сменяла царей, а Империи – Республику,

— и когда римляне завоевывали Грецию, Карфаген, и кучу всяких разных других территорий,

— и когда всякие-разные Ливии, Плутархи, Цицероны, Варроны, Вергилии, Горации, Цельсы, Аврелии, Сабины, Кассии, Лабеоны, Прокулы, Гаи и т.д. и т.п. чего-то там очень умное в т.ч , но не ограничиваясь, юридическое, писали,

— и когда Феодосии составляли свои кодексы,

каждый год в феврале голые подростки с окровавленными реманями бегали по Риму,  предварительно зарезав козу и собаку, празднуя тем самым Луперкалии.

Чуть-чуть не дожили Луперкалии до составления Дигест Юстиниана, а то это было бы еще более интересно и показательно.

ПыСы:

Забыл же самое главное написать!

Луперкалии отмечали не просто в феврале, а каждый год в одну и ту же дату – 15 февраля. А поскольку свято место пусто не бывает, отменяя Луперкалии, Папа Геласий I учредил новый христианский праздник – Сретение. Которое само вот уже полторы тысячи лет отмечается в этот же день. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лунтик стихи на праздник
  • Лунтик серия праздник меда
  • Лунтик сборник про праздники
  • Лунтик сборник майские праздники
  • Лунтик праздник раскраска