Макошь языческий праздник

Божество древнеславянского языческого пантеона Макошь (Мокошь, Мокоша, Мокуша)

Мокошь — мать-сыра-земля, богиня урожая и судьбы



Объединённый праславянский словарь:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |

Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
Ѫ |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ю |
Ѭ |
Я |
Ѩ



Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи «Словаря славянской мифологии» Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Орнаментальное изображение славянской богини Земли Мокошь

Мокошь — богиня, мать всего живого, подательница земного изобилия,
одно из древнейших божеств славянского пантеона.
Первоначально, по мнению многих исследователей, она собой олицетворяла стихию землиМать сыру землю.

Впоследствии Мокошь приобрела многочисленные и разнообразные функции, прежде всего — богини судьбы.
Можно сравнить часть ее имени со славянским словом «кош», что означает «судьба», «жребий».
Находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу.
Древний, известный многим народам символ человеческой судьбы — нить, которую прядет божественная пряха.
У славян такой богиней-пряхой была Мокошь.
В более поздние времена она стала восприниматься как покровительница и помощница всех женщин-прях.
Считалось, что о ее присутствии говорит жужжание веретена.
Она представлялась длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе.
В жертву Мокоши приносили снопы льна и вышитые полотенца.

Мокошь почиталась также как богиня урожая.
По мнению исследователей, часто встречающаяся в народных вышивках стилизованная женская фигура с руками,
оберегающим жестом обращенными к земле, — это и есть изображение Мокоши.

Мокошь — единственное женское божество, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами
Перуна, Велеса и других божеств.

О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области:

«Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец.
Иное: спят — веретено урчит.
Говорят — Мокуша пряла.
Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет».

Разделы страницы о богине судьбы славянского пантеона и хозяйке Пятницы:

  • Славянская богиня земли Макошь
  • Иноземные аналоги Макоши
  • Символы и животные Макоши
  • Мокошь и ее дочери как богини судьбы
  • Дни в честь Макоши
  • Другие языческие образы МАкоши
  • Параскева Пятница — христианский образ Макоши
  • Сетевые ресурсы о Макоши и Рожаницах

Мифологические сюжеты
о богине судьбы и богине Земли идут, вероятно, не только
с индоевропейских неолитических,
но и с ностратических позднепалеолитических времён.


Славянская богиня земли Макошь

Макошь (Макошь, Мокошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня.
Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян.
Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир.
То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище,
говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков.
Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Этимология теонимов Мокуша/Макошь

Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения.
Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть»,
и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем.
Другие исследователи — В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили,
что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как «прядение».

По мнению известного исследователя Бориса Рыбакова, имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий.
Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы.
В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов
и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая.

Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье,
чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.

Мокошь — покровительница женщин, их ремёсел и богиня судьбы

Славянская языческая богиня Макошь - Мать Сыра-Земля

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел,
покровительница женщин, богиня судьбы.
[Видимо, изначально — покровительница женщин. А поскольку ремёслами стационарно занимались, скорее всего,
сначала женщины (прядение, ткачество, изготовление одежды) и старики (изготовление орудий труда),
то Мокоша стала и покровительницей ремёсел.]

То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению.
До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу,
так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать.
По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами»,
потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам.
В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец.
Этот обряд носит название — мокриды.
Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц
и богини дождя и урожая [потому что собирательство, а затем, на первых порах, земледелие (огородничество) — были чисто женским занятием?].

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян.
Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня.
Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества:
«Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну,
и Аполлону [Хорсу], и Мокоши, и Перегине [берегиням?],
и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» (XVI век, Поучение духовным детям),

«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа,
иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу
и Перуну и Роду и Рожаници» (XVI век, Слово о мздоимании),
«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве,
Перуну. Хърсу…» (XV век, Слово об идолах) и многие другие.

Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов.
Образ богини находят и на известном Збручском идоле.
Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.

Иноземные аналоги Макоши

Макошь часто сравнивают с таким античными богинями, как
Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств),
Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты) [отсюда английское Fridy — пятница (День Фрейи и планеты Венеры)],
Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви) [римский вариант — Венера, этрусский — Уни].
[Думаю, и Деметру можно в аналоги записать.]

Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других [славянских] странах.
Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.

Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию.
Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу.
Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам.

Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин,
покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы.

Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера.
Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают
Денницу, Зорю (богиня Венеры)
и Макошь [тем более, что пятница — не только день Макоши, но и день Венеры].

Символы и животные Макоши

Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь.
Металлом Макоши является серебро.
Животным — кошка.

При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам.
Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами.
Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош.

Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия.
Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках.
Кумир или идол предпочтитали делать из женских пород дерева, например, из осины.

Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть.
Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы).
Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак,
то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая.

Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница,
который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями,
как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

Мокуша в народном орнаменте

Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке, где Макошь представлена довольно подробно.
Здесь она всегда изображается центральной фигурой.
Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде — весна и начало лета);
богиня с опущенными руками — покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли — лето и осень).

Часто в вышивке её сопровождают две фигуры.
Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях:
некогда владычицы мироздания — небесные лосихи или Рожаницы
Лада и Леля.

Спутницы Макоши

В наставлениях против язычества средневековые писари очень часто ставили Макошь
рядом с берегинями и вилами.

Макошь считается их наставительницей, их главной богиней.
Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям.

Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.

Мокошь и ее дочери как богини судьбы

Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы.
По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити).

Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча)
[Лада и Леля?].

Доля и Недоля

По-другому судьба и несудьба, удача и неудача.
Одно из основополагающих философских противопоставлений в славянском мировоззрении.
Наравне с правдой — кривдой, правым — левым, близким — далеким.

В сознании древних славян это были две сестрицы, девы судьбы, — небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека.
Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную.
Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая.

Дни в честь Макоши

Посвященный ей праздник отмечался в начале ноября — на рубеже осени и зимы [почти в Хэллоуин].
В этот день девушки ткали особое полотно.
Называлось оно обыденным, то есть изготовленным в один день.
К работе приступали рано утром — теребили лен, пряли, ткали, белили, выполняя весь годовой цикл женских работ.
Культ Мокоши, особенно среди женщин, сохранялся очень долго.

День Макоши отмечается осенью — 26 октября [по с тарому стилю?].

Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) — 10 мая.

Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши,
который по традиции отмечается 8 января.

Праздники, связанные с древними верованиями в Макошь, после христианизации были перенесены на
христианскую святую,
но имеют прямое отношение к языческим праздникам: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).

По пятницам, и в случае с Макошью и в случае с Параскевой, женщинам запрещается ткать, шить, прясть, купаться и купать детей.

По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами, накануне [в «чистый четверг»] подметают пол,
чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным.
На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия.
Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз.
Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами.
Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).

Другие языческие образы Макоши

Мать сыра земля

Мать сыра земля — самый важный персонаж в славянской мифологии с праславянских времен.
Язычники обожествляли природу, поэтому им необходимо было персонифицировать самые главные жизненные силы
и они представляли Мать сыру землю человекоподобным существом.

Ее внешность должна была напоминать человеческую:
волосами были травы, кустарники, цветы, деревья;
скелетом и костями — скалы; жилами — корни; воды рек — кровью.

Она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, сотрясаясь землетрясениями,
она радовалась солнцу, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась весной, она умирала, обожженная засухой…

И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Она помогала верным своим сыновьям.
Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек.
Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь;
кто сыновьим поклоном не поклонится Матери сырой земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем.
Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины.

Дидилия — богиня женщин

Дидилия — богиня женщин [как Макошь?].
Она всячески помогала им в их нелегкой женской доле.
Самое большое несчастье женщины — бесплодие, и Дидилия старалась избавить от него как можно больше женщин.
Бесплодные женщины ей усердно поклонялись. Но особенное покровительство она оказывала, конечно, беременным женщинам.
Она была их самой значительной защитницей от болезней и несчастий.
Дидилия покровительствовала также благополучным родам и воспитанию младенцев.

Дидилия изображалась молодой, прекрасной, цветущей женщиной, увенчанной драгоценными камнями.
Такая статуя украшала ее храм в Киеве.
Один кулак у нее был сжат, что знаменовало трудности родов, а другой разжат: это означало благополучное разрешение.
Богине жертвовали цветы, плоды и новорожденных ягнят, телят, поросят.
По прошествии какого-то времени их отдавали бедным.

[Пара/ипостась Дида?]

Золотая Баба — покровительница повитух и домашнего очага

Золотая Баба — одна из самых древних славянских богинь.
Ее культ со временем сильно менялся, но сущность ее почитания сохранялась во многих вариантах,
поскольку ее сфера находится в основе всей жизни человечества.
Это богиня тишины и покоя, домашнего благополучия, покровительница повитух, повивальных бабок,
помогающих женщинам разрешиться от бремени, а также и всех женщин — созидательниц, тружениц, хранительниц счастья.

Ее изображала статуя в виде красивой, сильной женщины.
Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Статуя стояла в храме.
Почтение к богине было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы.
Ей кланялись в землю и тем надеялись ее умилостивить.
Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры.
Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха,
ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.

Ее атрибутами, в частности, были гусли и другие музыкальные инструменты,
от которых постоянно слышались звуки, нежные и тихие, или погромче и увереннее.
По этим звукам можно было предсказывать будущее.
Таким образом эту богиню можно считать пророчицей. [Богиня судьбы Макошь?]

Параскева Пятница — христианский образ Макоши

Пятница — продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши.
Позднее культ Пятницы соединился с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных славян
и сохранил некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии.
У восточных славян Пятница — персонифицированное представление нечётного дня недели,
следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна.

В паре Четверг [день Зевса-Тора-Перуна] — Пятница [день Геры?-Фрайды-Макоши], воспроизводящей более древнюю Перун — Мокошь,
особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт — нечет и мужской — женский.

Пятница иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля,
т.е., 14 октября
нового стиля — дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем.
В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть.
В случае нарушения запретов она может покарать болезнями глаз и другими бедами.
Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси.

Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую
Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху.
День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей;
Пьняниха или Льяниха — прядущая лён, так же относится к образу Макоши.
Параскева, в переводе с греческого, означает — «пятница».
Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами,
увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине,
перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную «рокировку».
Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши.

Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств,
начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини,
различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях.
К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы — Freitag.

Христианская Параскева Пятница, которая так схожа с Макошью и носит её черты, лишь только на словах остаётся христианской святой.
Например, даже сейчас часовни, иконы и различные статуи, которые посвящены этой святой, ставят вблизи рек и водоёмов,
что делали и наши предки относительно идолов Макоши.
Параскеву также называют покровительницей женщин или «бабьей святой», «бабьей заступницей»,
что ещё раз доказывает, что именно в нашей культуре образ той изначальной Параскевы практически полностью изменился.
От той самой Параскевы из Турции (города Конья) ничего не осталось, а на деле, народ просто стал называть Макошь другим именем,
дабы не прогневать довлеющую длань карающей церкви.
Если в начале прошлого тысячелетия, христианские деятели ещё пытались как-то бороться с традициями,
которые загадочным образом перенеслись с Макоши на Параскеву — пятничные обряды, моление о дожде и так далее,
то впоследствии церковь с этим как будто смирилась, и до сих пор христиане, даже такие,
которые с большим негативом относятся к язычеству, почитают не настоящую святую Параскеву, а богиню Макошь, которую переименовали в Параскеву.

Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом.
Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием.
Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство.
В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь,
о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде.
Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине.
Ещё одним интересным сопоставлением «старой» и «новой» богини стали представления о том,
что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов,
что также является отголоском древних языческих мифов и преданий.

В первое время после христианизации, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны,
люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши),
лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее.
Для того, чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев,
в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года.
Из всех этих и многих других свидетельств мы можем понять, что люди, принимая новую религию,
ни за что не хотели расставаться со своими Богами.

Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли.
К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых:

  1. церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году;
  2. церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.;
  3. церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее.

Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница.
Само же имя «Мокошь» после христианизации не забылось, а перешло на домашнего божка
(как и в случае с Родом, который после крещения Руси
из всемогущего создателя превратился в домового).
Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками.
Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить.

Сетевые ресурсы о Макоши и Рожаницах



© «Proto-Slavic.ru»,
Игорь Константинович Гаршин, 2012.

Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.

Автор и владелец сайтов — Игорь Константинович Гаршин
(см. Curriculum Vitae автора).

Пишите письма
( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).

Страница обновлена 15.09.2022


Макошь (Мокошь) — богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.

У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40—30 тысяч лет назад.

Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища (от старославянск. капь — изображение, идол, культовое сооружение у восточных славян дохристианского периода).

Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.

В этот день женщинам категорически запрещалось прясть, ткать, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты — наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. После этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Рассказ «Звонок от жены»

с 11 на 12 ноября по календарю староверов инглингов, один из главных славянских праздников — почитание Богини судьбы и плодородия Макоши.

Макошь-в славянской мифологии богиня судьбы, представительница высшего пантенона ведических богов, супруга Велеса.

Осенью Макошь почитается особо, начиная с сентября. 8 сентября- день  Всевышнего Рода и рожаниц. И тогда Макошь почитается как старшая рожаница. Также в этот день чествуют всех предков, сородичей. Это день семьи и благополучия в семье.

В октябрьские дни- начинается Осеннее Макошье, где Макошь почитается как богиня урожая и плодородия.

То, что она занимает высшее место в ведическом пантеоне богов древней Руси может подтвердить семантическое родство слова «Макошь» со словом «макушка» в значении «вершина» чего-либо- , головы, горы или мира горнего (высшего), где происходит вершина бытия, освобождение души. Здесь прослеживается сходство со словом «мокша» которое с санскрита переводится как ‘освобождение’ (или спасение души).

Также это слово можно расшифровать по образам ВсеЯСветной Грамоты как: «Ма»-мать, «К»-Жизнестроя , «О»- в новом пространстве , «Ш»-наполненного энергией и обладающего защитой от низких вибраций, «Ь»- для рождения и творчества.

Зимняя ипостась богини Макошь – Марена, Мара, богиня смены мерности — смерти (смена реальности). Она предстаёт в своём зимнем лике 11 или 10 ноября.

Считается, что каждую душу, покинувшую Белый Свет, встречают на «Велесовых пастбищах» бог Велес и богиня Макошь и определяют дальнейшую судьбу души в новых воплощениях согласно их поступкам на Земле. Макошь прядет нитями путь судьбы (от слова «суд»), а помогают в этом ей 2 дочери- Доля (Среча) и Недоля (Несреча)

Доля прядет золотую нить судьбы, а Недоля слабую, некачественную, часто рвущуюся. Так исполняется закон воздаяния или кармы каждому человеку по его делам и отмеряется в жизни счастье или горе.

Главный день, когда особо почитают Великую богиню Макошь, — 10 ноября (11-12 ноября по календарю староверов инглингов)-Осеннее Макошье, или Осенние Мокриды.

Принято в этот день приносить Матери-Земле и Матери-Водице (так как Макошь-это стихия земли и воды) требы и просить прощения у них, если чем обидели воду и землю в прошедшем году.

Также проводят гадания, спрашивая Небесную Пряху Макошь, судьбы покровительницу, о том, что в будущем она для тебя приготовила.

Макошь  — богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей. А девушки  в этот день девушки сотворяют замолвление Макоши на хороших женихов.

Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища (от старославянск. капь — изображение, идол, культовое сооружение у восточных славян дохристианского периода).

Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.

Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. После этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.

Обряд славления Макоши

Прежде всего в этот день нужно славить Великую Богиню. Поблагодарить её за щедрые дары и помощь, оказываемую ранее, в общих чертах попросить ее милости и благосклонности в следующем году. Вам понадобятся белые свечи и знаки-символы Богини. Подобные обряды славления проводятся для проведения тонкой связующей нити с родными богами. Ведь обращаться с конкретными просьбами к ним следует только после выражения своей благодарности и признательности.

Заговор на рождение

Макошь — Владычица течения жизни, Великая Мать, причастная к самому первому заговору на рождение в начале времён, одна из Рожаниц, соединяющая всех дочерей со своими матерями. Обратитесь к ней с просьбой о благополучии своих уже родившихся дочек, с благодарностью вспомните добро своей матушки или сплетите науз (сделайте вышивку) с пожеланием родить ребенка, читая при этом заговор на рождение.

Если твои помыслы чисты, а дела праведны, Великая Макошь обязательно придет на помощь, ниспошлет свою благодать, придаст сил, дарует женское счастье и претворит тайные желания в Явь.

Мудрыми были наши предки, и можно перенять их мудрость, обратившись к славянской Богине, что означает — сделать счастливой себя и всю свою семью.

Источник — http://welemudr.ru/?p=35559

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Макошь праздник 10 ноября
  • Макошь богиня славян когда праздник
  • Маковский народный праздник
  • Маковия праздник на украине
  • Маковей праздник 2022 какого числа