Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611–641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане по своей необыкновенной скромности он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», – свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642–668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный по поручению Константина Константинопольским патриархом Павлом – «Типос» – «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора римскому папе Мартину I (649–654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»).
К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.
«Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября).
См. также: «Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Преподобный Максим Исповедник (Фрагмент фрески 14 века работы Мануила Панселина, Афон, pravoslavie.ru)
Имя святого преподобного Максима Исповедника особо чтится в Абхазской Церкви, поскольку он вместе с учениками был сослан на Кавказ и, согласно одной из версий, преставился на территории Абхазии.
Преподобный Максим Исповедник жил в 7 веке. Получив хорошее образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь. Монофелиты, с греческого, единовольники. Они учили, что в Иисусе Христе только одна воля божеская, а не две: божеская и человеческая, как учит Православная Церковь. Против этой ереси был IV Вселенский Собор.
Святой Максим оставил службу при дворе, постригся в иноки и сделался игуменом. В сане игумена он явился ревностным защитником Православия в борьбе с ересью: и словом, и писанием убеждал верующих не принимать еретического учения. Отправившись в Рим, убедил папу Мартина собрать собор против ереси. Император Констанс, державшийся ереси, счел такой поступок Максима за возмущение, и его вместе с Мартином сослал в ссылку в Херсонес, где святой папа скончался.
Святому же Максиму пришлось еще много пострадать. Посредством разных истязаний его хотели вынудить принять ересь. Наконец, отрезали ему язык и отсекли правую руку, чтобы лишить его возможности защищать истину словом и делом, и изуродованного заключили в темницу. Здесь святой поборник православия томился три года. Перед смертью Господь утешил его Своим явлением. Скончался святой Максим в 662 году.
Именины Максима
Полное имя: | Максим |
Церковное имя: | Максим |
Значение имени: | от римского родового имени Maximus — «величайший» |
Ближайшие именины Максима
3 февраля | Максим Исповедник , преподобный |
Максим Грек , преподобный |
Даты именин Максима в 2023 году по православному календарю
Святые с именем Максим в 2023 году почитаются 39 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Максим.
Январь |
||
26 января | Максим Кавсокаливит , преподобный | |
29 января | Максим Тотемский , Христа ради юродивый, иерей | |
31 января | Максим Новый , митрополит, Угро-Валахийский | |
Февраль |
||
3 февраля | Максим Исповедник , преподобный | |
Максим Грек , преподобный | ||
12 февраля | Максим , священномученик, пресвитер | |
Максим , мученик | ||
19 февраля | Максим Кизический , мученик | |
Март |
||
4 марта | Максим Адрианопольский , мученик | |
19 марта | Максим , преподобномученик | |
Апрель |
||
2 апреля | Максим | |
23 апреля | Максим | |
Максим Африканский , мученик | ||
Май |
||
4 мая | Максимиан (Максим) Константинопольский , патриарх | |
11 мая | Максим Доростольский , Озовийский, мученик | |
13 мая | Максим , мученик | |
27 мая | Максим Азийский , мученик | |
Июнь |
||
1 июня | Максим Богданов , священномученик, иерей
Новомученик, 2000 ? |
|
30 июня | Максим Попов , священномученик, иером
Новомученик, 2000 ? |
|
Июль |
||
4 июля | Максим Грек , преподобный (Обретение мощей) | |
Август |
||
12 августа | Максим Перс , Кордульский, мученик | |
13 августа | Максим Румянцев , мученик
Новомученик, 2000 ? |
|
24 августа | Максим Римский , мученик | |
26 августа | Максим Исповедник , преподобный (преставление, перенесение мощей) | |
Максим Московский , Христа ради юродивый | ||
Сентябрь |
||
2 сентября | Максим Фракийский , мученик | |
6 сентября | Максим Сандович , священномученик | |
18 сентября | Максим Антиохийский , мученик | |
28 сентября | Максим Маркианопольский (Мизийский) , мученик | |
Октябрь |
||
8 октября | Максим Дамасский , мученик | |
22 октября | Максим Антиохийский , мученик | |
Ноябрь |
||
5 ноября | Максим , мученик | |
10 ноября | Максим , мученик | |
12 ноября | Максим , мученик, диакон | |
20 ноября | Максимиан Мелитинский , мученик | |
24 ноября | Максим Московский , Христа ради юродивый | |
Декабрь |
||
5 декабря | Максим , мученик, страж темничный | |
Максим Римский , мученик | ||
19 декабря | Максим , митрополит, киевский |
Поздравления Максима с именинами
-
С именинами, Максим!
Желаю, чтоб ты был непобедим,
Чтоб тебя уважали партнеры,
В начальство выбился чтоб скоро.Желаю много разных благ,
Чтоб был удачным каждый шаг,
Успеха, радости, здоровья,
Жить в удовольствие, с любовью. -
Максим!
Ты – добрый, позитивный и целеустремленный человек. Желаю тебе не растерять этих качеств. Будь собой, и все обязательно получится! С Днем Ангела!
Читать все поздравления (8)
Что подарить на именины
Подсвечники. Набор подсвечников, приобретенный в церковной лавке, станет прекрасным презентом на именины и придаст празднику торжественную обстановку.
Гаджет. В разделе гаджетов можно найти подарок на любой вкус и ценовую политику: портативное зарядное устройство, беспроводную мышку, планшет, игровую приставку или клавиатуру. Водителю можно преподнести навигатор или видеорегистратор.
Фотоподарок. Фотоколлаж, подушка, чехол на телефон, кружка или футболка с фотографией именинника станет индивидуальным и оригинальным презентом к празднику.
Молитва святому, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Максим, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Именины по именам
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Прп. Максим Исповедник
Содержание страницы
- Житие Максима Исповедника
- Спор с монофизитами и монофелитами
- Где и когда скончался святой
- Икона преподобного Максима
- Богословские доводы прп. Максима в поддержку двух природ и двух воль в личности Господа Иисуса Христа
- Дни памяти святого
- Главные труды
- Цитаты
- Заключение
- Тропарь, кондак, величание прп. Максиму Исповеднику
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику
- Похожие статьи
Житие Максима Исповедника
Максим Исповедник прожил долгую и очень интересную жизнь. Он служил игуменом и был учителем Восточной Церкви, отлично разбирался в философии Платона, Аристотеля и идеях неоплатонизма.
В церковной истории он известен как богослов, проявлявший большое мужество и последовательность в защите православной веры. Максим противостоял желанию политической и религиозной элиты Византийской империи скрепить страну и церковное сообщество на основании ложных идей монофелитов, искажавших истину о Христе.
Краткое жизнеописание
Максим родился в Константинополе в 582 году. Высокородное происхождение позволило ему получить разностороннее образование. Среди прочего Максим превосходно разбирался в таких областях знания, как:
- античная литература;
- богословие;
- экзегетика;
- философия.
Будучи государственным служащим, он блестяще справлялся со своими обязанностями и в результате получил должность первого секретаря Ираклия, византийского императора.
Выбор монашеского пути и принятие пострига
Жизнь при дворе не приносила Максиму удовольствия. Однажды он решил удалиться в монастырь, расположенный в Хрисополе, на берегу пролива Босфор. Здесь он стал иноком приняв монашество.
Жизнь и подвиги в монастыре
В монастыре Максим вёл себя очень смиренно и проявлял глубокую любовь к собратьям. Поэтому он был назначен игуменом. Однако, получив назначение, Максим не возгордился, но вёл себя крайне скромно, был «простым монахом», как он сам говорил о себе.
Знакомство со святителем Софронием Иерусалимским
Свт. Софроний, патриарх Иерусалимский
В 633 году — по просьбе будущего святителя Иерусалимского Софрония — Максим, воспользовавшись путём через Крит, переехал в Александрию. Свт. Софрония на тот момент знали как мужественного оппонента ереси монофелитов, учение которых стало популярным среди армянских, египетских и сирийских верующих.
Разделение усиливалось враждой на национальной почве, что грозило разжиганием религиозных распрей и церковным расколом. Проблема усугублялась тем, что к 630 году на трёх патриарших престолах Православного Востока — в Александрии, Антиохии и Константинополе — воссели представители монофизитов.
Максим прослужил в Александрии 6 лет и всё это время активно занимался проповеднической деятельностью.
Спор с монофизитами и монофелитами
Внутрицерковные расхождения не могли не волновать политическую власть. Для их преодоления в 638 году патриарх Сергий в сотрудничестве с Ираклием выпустили «Экфесис». Это было официальное постановление, предписывающее верить лишь в одну волю Христа и в обе его ипостаси: божественную и человеческую.
Ересь быстро распространялась и находила себе множество сторонников как среди высшего руководства церкви, так и среди простых прихожан. В результате целые нации (копты, греки) отделялись от общего собрания верующих и создавали собственные общины.
Монофизиты утверждали, что Христос имел лишь одну природу — божественную. Монофелиты, продолжая эту мысль, учили, что Иисус обладал одной волей, божеской, но человеческой воли, как и деятельности, у Него не было. По их мнению, Им руководил лишь Дух Бога.
Усилия патриарха, приложенные для борьбы с заблуждением, не приводили к желаемому результату. Император ставил во главу угла политическую стабильность и ради неё был готов поддержать любое религиозное течение, выгодное для его правления.
Прп. Максим решил не оставаться в стороне, но активно бороться за чистоту учения. Он переписывался с сувереном Ватикана, императором, византийскими власть имущими и церковным руководством по этому вопросу. В своих письмах он доказывая православную точку зрения, а именно, что во Христе Иисусе две природы, а следовательно и две воли — божественная и человеческая.
Максим действовал настолько умело, что часто обезоруживал оппонентов: разрушал все их аргументы в поддержку идей монофелитства.
Переехав в Карфаген, он в течение пяти лет занимался проповедью. В 645 году Максим Исповедник вступил в полемику с будущим преемником патриарха Сергия — Пирром, ревностным сторонником монофелитства. В споре победа оказалась за Максимом.
Святой Максим был очень убедителен и его аргументы привели к тому, что Пирр вынужденно расписался в своём фиаско и даже поехал в Рим, чтобы отдать папе отречение от своих заблуждений. Хотя, впоследствии оказалось, что это была временная уступка с его стороны и позже, став патриархом, Пирр вновь стал сторонником монофелитства.
В Вечный город Пирр ездил в сопровождении святого, который затем вновь устремился на африканский континент. Здесь монофелитство было признано ересью, хотя споры после этого не утихли.
В 638 году почил патриарх Сергий I. А после смерти Ираклия на трон взошёл Констант II, который был жестоким и грубым. Он в открытую поддерживал монофелитов. В результате усилились нападки на тех, кто их взгляды не разделял.
Его реальным следствием стало укрепление еретических позиций, противостоять которым теперь было запрещено. Римские церковные руководители поддерживать запрет не стали.
Апелляция к папе Римскому и участь св. Мартина Исповедника
Если бы даже весь мир принял это противное Православию учение, я бы и в таком случае с ним не согласился. И хотя бы пришлось претерпеть смерть, я не отступлю от евангельского, апостольского и святоотеческого учения.
Мартин Исповедник
Одним из тех, кто радел за учение о двух волях, был папа Мартин I. Преподобный Максим попросил его рассмотреть вопрос о лжеучении монофелитов при участии всей Церкви.
Свт. Мартин Исповедник, папа Римский
Папа Мартин откликнулся, и в 649 году состоялся Латеранский Собор. После этого события Констант приказал военачальнику Олимпию доставить главу католиков в столицу Византийской империи. Однако Олимпий не смог выполнить поручение.
В конечном итоге царь всё-таки захватил Мартина и превратил его жизнь в сплошной кошмар. Его содержали в различных тюрьмах, унижали, пытали голодом, избивали и водили без одежды по городским улицам. От этих терзания свт. Мартин вскоре скончался.
Победа православного исповедания над ересью монофизитов и монофелитов
На Латеранский собор в Рим съехалось почти 200 епископов: 150 Западной и 37 Восточной Церкви. В кругу последних был и Максим Исповедник. По завершении обсуждения монофелитство было осуждено, а его главных идеологов отлучили.
Заточение, суд, страдания и ссылка преподобного Максима
После оглашения решения Собора император Константа II отдал приказ арестовать его организаторов. Какое-то время Максиму удавалось скрываться, но в 653 году он был доставлен в императорский дворец Константинополя. Его задержали по обвинению в предательстве Отчизны и — как и его ученика Анастасия — препроводили в тюрьму. В 656 году обоих отправили в ссылку.
В 662 году в Константинополе глава Восточной церкви и её самые влиятельные представители устроили судилище над доставленными в город заключёнными. Максима и двух его последователей прокляли.
После этого церковная власть передала Максима и его единоверцев представителю светской власти — городскому префекту. Он приказал пытать их с особой жестокостью.
Вначале их подвергли бичеванию, потом им отсекли языки, отрубили по правой руке и заставили идти по улицам. Префекту этого показалось мало, и он распорядился обречь Максима и каждого из его учеников на заключение в разных укреплённых цитаделях, расположенных на Кавказе. Далее было ещё одно заключение — в крепости Схимар.
Где и когда скончался святой
Максим предвидел свою смерть. Он скончался 13 августа 662 года. Полагают, что это случилось в Цагери (Грузия). Здесь же хранятся его мощи. Отрубленная рука находится на территории монастыря Святого Павла на Афоне.
Когда преподобный Максим был причислен к лику святых
Почитание преподобного в Византии, по всей видимости, было сформировано после VI Вселенского Собора (680-681), когда он уже обладал великим авторитетом. Но его смогли признать святым лишь после Константинопольского собора (843 год) из-за борьбы с иконопочитанием.
Икона преподобного Максима
Уже вскоре после кончины преподобного художники стали создавать иконы с его изображением. На них он показан по пояс, со священными письменами в руках.
В согласии с православным преданием, святой Максима помогает тем, кто занимается богословием, наукой и миссионерской деятельностью.
Богословские доводы прп. Максима в поддержку двух природ и двух воль в личности Господа Иисуса Христа
Монофелиты за основу своих идей взяли учение монофизитов, которые полагали, что Иисус обладал лишь одной, Божьей, природой.
Очевидно, что такой взгляд совершенно противоречит ясному сообщению Писания:
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)
Согласно теории монофелитов, Христос оставил нам пример высокодуховной жизни для того, чтобы мы открывали себя воле нашего Бога через уничтожение своей, человеческой воли. То есть мы должны истребить в себе всё человеческое, чтобы постичь истинного Бога.
Максим доказывал, что две природы, которыми обладал Божий Сын, не противоречат друг другу. Его человеческое естество подчиняется Божественному, понимая её в совершенстве и доверяя ему.
Божественная природа не подавляет человеческую в личности Христа. Речь идёт о подчинении сознательном и добровольном, не истребляющем человека. Человека подобное подчинение приводит к совершенному преображению в образ Божий.
Преподобный Максим утверждает, что воля состоит из двух составляющих:
- Предмет, по отношению к которому проявляется воля.
- Сам акт воли.
Вектор направления воли и предмет воли являются Божественными и едиными для всех. Но акт воли является человеческим и отличается настолько, насколько люди отличаются друг от друга. Ведь они свободны и Бог не вкладывает в них свою программу, которую они автоматически и бездумно выполняют. Иначе наша праведность обесценивается, потому что мы слушаемся Бога не по своей воле. Такая праведность является искусственной и шаблонной. В ней нет ни красоты, ни достоинства.
К тому же такая позиция подвергает сомнению любовь Бога к человечеству. Если бы он подавлял нас, насильно делая совершенными, то это бы значило, что он нам не доверяет.
Примерно это и сказал сатана Богу во дни Иова:
«И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?»
(Иов.1:9-11)
Говоря эти слова, дьявол подверг сомнению не только чистоту мотивов богобоязненного Иова, но и саму Божью любовь, который якобы покупает преданность людей.
В противовес этому утверждению Библия говорит о добровольном подчинении христиан действию Святого Духа:
«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».
(Рим.6:16,17)
Благодаря тому, что Бог не подчиняет наш разум и сердце своей воле насильно, наша божественная природа проявляется как уникальный дар, так что личность расцветает во всей красе.
Так, все истинные христиане понимают несомненную важность любви. Её проявление является непреложной волей Бога. Это его главная заповедь. Но каждый из нас любит Бога и ближних и ощущает любовь по-разному, исходя из глубины своего понимания духовных истин, уровня личностного развития и обстоятельств.
От Бога в данном случае исходит предмет его воли — любовь. Но действие, совершаемое в согласии с ней, различно. Поэтому мы можем обогащать друг друга, ощущая потребность в христианском общении и взаимном обучении.
Почему же люди не следуют заповедям Бога в совершенстве? Дело в том, что в нас есть ещё и воля внутреннего грешного человека, которую Максим называл гномической.
По его мнению, эта воля не является природной, она противоестественна, то есть не была создана Богом. Она появилась из-за того, что наши прародители, Адам и Ева, добровольно отвергли Бога как своего Владыку. В результате когда-то непорочная природа людей стала деформироваться и потеряла прежнюю красоту.
Но с Мессией было не так. Его воля была совершенной. Вместе с тем, как и мы, Он был человеком. По учению Максима Исповедника, и воля Сына Божьего была совершенно естественной, человеческой, которая не вступала в противоречие с Его небесным естеством.
Подвиг Иисуса заключается в том, что Он спас нашу естественную природу от искажений и деградации и дал возможность обрести полное богоподобие в духовном и нравственном смысле. Отказываться нужно не от всех желаний, но от греховных страстей и дел, которые ясно определены в Писании:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
(Гал.5:19-21)
Если Максим Исповедник говорит о том, что человек по природе разумен, то он имеет в виду именно то, о чём говорит: разум — свойство нашего естества. А наша воля — это следствие разума и одна из отличительных черт человека, делающая его непохожим на зверей. В этом суть учения Максима Исповедника.
Ведь отними у нас свободу воли, и мы уже не образ Божий, и не словесная и разумная душа, и наша природа воистину растлится, перестав быть тем, чем ей надлежит быть. (Прп. Максим Исповедник)
Если бы у Христа не было человеческой воли, как и природы, то чему нас мог бы научить Его пример? Тому, что совершенную святость может проявлять лишь Бог или тот, в ком человеческая воля подавлена Его волей?
Дни памяти святого
Православные чествуют преподобного 3 февраля и 26 августа. В эти дни празднуют именины те, кто в крещении получили имя в честь прп. Максима Исповедника.
Главные труды
Основными работами преподобного Максима стали:
- «Амбигвы, или О различных недоумениях у святых Дионисия и Григория». В этом произведении Максим объединяет два независимых от влияния друг друга труда, что были написаны в разные периоды его жизни. Сюда он включил «Амбигвы к Иоанну» и «Амбигвы к Фоме».
- «Вопросоответы к Фалассию». Здесь описано понятное объяснение сложных мест Библии.
- «Десять глав о добродетели и пороке». В этом труде описываются отрицательные последствия греховного поведения. По мнению автора, основная причина греха кроется в чрезмерной любви к собственной персоне.
- Четыре сотни глав о любви
- Диспут с Пирром и др.
Цитаты
«Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч. Не запрещает даже и думать об этом, но запрещает думать страстно».
«Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия; а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия».
«Любовь к Богу (…) не терпит ненависти к человеку».
«Люди, умудренные в [делах] Божиих, говорят, что есть три вида справедливости: человеческая, ангельская и Божественная. Человеческой справедливостью называют равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность, ангельской [именуют] независтное одарение Божественным знанием, Божественную же справедливость определяют как страдание за согрешающих».
Заключение
Часто встречается мнение, что люди, подобные Максиму Исповеднику, зря ломали копья. Какое отношение к практической человеческой жизни имеют богословские споры? Но анализ борьбы преподобного с монофелитами, как и Иоанна Дамаскина — с монофизитами, показывает, что это не было пустой тратой времени.
Всякий раз, когда верующий заходит в православный храм или читает богословскую литературу, ему стоит спрашивать себя: какой ценой Церкви удалось сохранить чистое и воодушевляющее учение о Боге, который не совершает насилие над нашей личностью, но развивает то лучшее, что есть в каждом из нас.
Виктор Глебов
Тропарь, кондак, величание прп. Максиму Исповеднику
Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Макси́ме прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6
Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне, явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, возпропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную, Безнача́льну.
Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 8
Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́, во дву́ естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся пропове́дниче ве́ры.
Величание преподобному Максиму Исповеднику
Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Макси́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва преподобному Максиму Исповеднику
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Макси́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме