Малахитовая шкатулка праздник

Скачать: Внеклассное мероприятие по литературе "Малахитовая шкатулка" 5 класс

  МАЛАХИТОВАЯ

ШКАТУЛКА

ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ  «МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА»

ТЕМА:  «СКАЗЫ П.П. БАЖОВА»

ЦЕЛИ: 1. Образовательная:
познакомить учащихся с творчеством

                  П.П.  Бажова, героями его сказов.

            2. Развивающая: в игровой форме привить интерес к
чтению,

                урокам литературы;

                Развивать воображение, внимание, память,
творческие     

                способности.

           3. Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю,
чувство

                гордости за свою родину, уважение и бережное
отношение к  

                чужому труду;

                Воспитывать трудолюбие, усидчивость, чувство
коллективизма,                    

               ответственность за порученное дело, чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ:    Портрет П.П. Бажова.
Иллюстрации к сказам.  Рисунки  детей по сказам  П.П. Бажова.  Выставка книг
П.П. Бажова.

СЦЕНАРИЙ 
ПРАЗДНИКА  « МАЛАХИТОВАЯ  ШКАТУЛКА»

Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить самые
красивые легенды Уральских гор – уральские сказы. Наш праздник называется
«Малахитовая  шкатулка».

— А как зовут самого известного автора уральских сказов?

Дети: Павел Петрович Бажов.

Ведущий: Правильно, ребята!
Посмотрите на портрет этого замечательного писателя, которого называют
Волшебником Уральских гор.

(портрет П.П. Бажова, слайд №1 ),

 звучит стихотворение Д. Бедного, посвященное Бажову.

Колдун уральский бородатый,

Бажов, дарит нам новый сказ,

«Живинка в деле» — сказ богатый

И поучительный для нас.

В нем слово каждое лучится

Его направленность мудра

Найдут, чему здесь поучиться

Любого дела мастера.

ЦЕЛЬ:   — Ребята! У нас будут
гости из сказов Бажова, которые предложат разные испытания. Я, надеюсь, что вы
покажите себя настоящими мастерами, и как в сказах П.П. Бажова, выполните  всё
с «живинкой в деле».

И сегодня мы ещё увидим, как много интересного удалось
рассказать автору о прошлом своего края и так мастерски, увлекательно написать
об этом.

Сказы Бажова, как драгоценные уральские камни, сверкают и
переливаются народной выдумкой, фантазией. Они обработаны автором с большой
мастерством и любовью.

— Ребята! А давайте вспомним, как назывался первый сборник
Бажова?

Дети:  «Малахитовая шкатулка».     

 Ведущий: Правильно! Поэтому так же называется наш
праздник.

— А почему малахитовая? (Слайд №2)

Дети:  Потому что малахит
добывали на Урале.

Ведущий: Верно! Ведь герои
бажовских сказов живут и работают на Урале.

Сказы Бажова – это  сокровищница народного языка.

Сказы Бажова – это  сокровищница народной мудрости.

Людям простым да удалым, людям чистых помыслов да честных думок
помогают всесильные хранители уральских сокровищ: Великий Золотой Полоз, бабка
Синюшка, Огневушка- поскакушка, козлик Серебряное копытце т многие другие.

— А как называют главную волшебницу, хранительницу уральских
сокровищ?

Дети: Хозяйка Медной горы.

Ведущий: Вспомните, как по-другому
величали её в народе?

Дети: Малахитница, девка Азовка.

Ведущий: Хозяйка Медной горы не
только хранительница сокровищ, но и  покровительница смелых и мужественных,
творчески одаренных людей. И наделил её Бажов необыкновенной внешностью:    (слайд
№3)

«Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое
колесо – на месте не посидит. Коса-то не как у наших девок   болтается, а ровно
прилипла к спине».

Была она сурова, но справедлива. Рабочие побаивались встреч с
ней, потому что частенько многие люди пропадали после этого.

Вот как о ней рассказывал П.П. Бажов в сказе «Каменный цветок».

— Кто главные герои этого сказа?

Дети: Данила — мастер и его невеста
Катерина.

Ведущий: — Что пытался вырезать из
камня Данила — мастер?

Дети:   Каменный цветок! Вазу!

Ведущий: Давайте  вспомним этот
сказ.

(инсценировка отрывка из сказа).

Ведущий: В гости к нам пришла Катерина,
которая не побоялась Хозяйки и спасла жениха (слайд № 4).

 Выходит девочка в народном костюме.  В руках  Катерины части
разрезанной вазы.

Катя: Здравствуйте, ребята! Хочу
вас испытать, проверить, какие вы умельцы. Ребята! Нужно собрать разбитые на части
вазы правильно! Кто попытается это сделать быстро и умело?

(Вызывает ребят, которые собирают вазу).

— Молодцы! Настоящие умельцы!

Ведущий: Давайте посмотрим, на какой
каменный цветок хотел сделать похожим  свою вазу Данила – мастер.

Спасибо тебе, Катерина, за задание. Будь нашей гостьей и дальше.
Присаживайся, отдохни да на ребят посмотри.

-А сейчас следующий вопрос. В каком сказе П.П. Бажова два
мальчика вызывали волшебницу словами:

Эй-ка, эй-ка, голубая змейка!

Объявись, покажись.

Колесом покрутись.

Дети: «Голубая змейка».    слайд
№ 5)

      Ведущий: — А
как звали мальчиков?

Дети: Ланко Пужанко и Лейко
Шапочка.

Ведущий: — Почему одарила голубая
змейка мальчиков?

Дети:  Они настоящими друзьями были и не
жадными, друг другу помогали.

Ведущий:- Правильно, ребята!

Приходила голубая змейка с двумя обручами: золотым и черным. 
Золотым   добрых  да щедрых привечала, богатством одаривала, от беды ограждала.
А черным   жадных  да злых наказывала, золото в пыль превращала.

(Входит девушка в наряде голубой змейки, в голубом платье и
двумя обручами).

Голос змейки: Здравствуйте, ребята! Я
Голубая змейка. Хочу узнать, кто из вас дружней окажется. Вызываю 2 команды по
3 человека. Кто из вас быстрей пробежит и хвост не потеряет? Первый участник
«голова» бежит в обруче, добегает до финиша «возвращается к старту, забирает 2
участника, снова делает круг, забирают 3 участника и, делая круг, возвращаются
к финишу. Ваша задача: не расцепляться, бежать вместе.

(Проходит игра «Змейка»)

— Следующее задание. Необходимо пробежать дистанцию, прыгая 
через обруч.

— И ещё одно испытание! Каждый участник пробегает через обруч,
возвращается к старту, передавая эстафету другому.

— Молодцы! Вы оказались проворными, дружными.

Ведущий: Проходи, голубая змейка,
посмотри, как ребята с другими заданиями справятся.

— Из какого произведения эти предметы:

решето и три перышка:  желтенькое, беленькое, черненькое, —
перевязанные синей ниткой.

Дети: «Синюшкин колодец».  

Ведущий: Назовите главных героев
этого сказа.

Дети: «Парень Илюха, бабка Лукерья,
бабка Синюшка, которая в девицу оборачивалась. А ещё Кузька Двоерылко.

Ведущий:- Вот как описал  волшебницу
из этого сказа  Бажов:  слайд № 6)

«Платьишко на ней синее,

Платок на голове синий,

А пригожая – сказать нельзя.

Брови – дугой,

Глаза – звездой,

Губы – малина,

Русая коса через плечо перекинута, а в ней лента синяя».

— А почему Синюшка наказала Кузьку Двоерылко, а  Илюху
наградила?

Дети: Кузька жадный был и
завистливый, а Илья добрый и скромный.

Ведущий: — А вот и сама Синюшка в
гости пришла!

Синюшка : Здравствуйте. Синюшкой меня
прозвали в народе. Бабка я, а девицей только для хороших людей оборачиваюсь.
Вот вижу, и вы ребята простые, добрые да удалые.

Приготовила я вам своё задание.

Кто сможет пробежать с решетом и вернуться обратно, не уронив перышки?

(Вызывает игроков, проводит соревнование)

— Справились, молодцы! Утомилась шибко, посижу тоже с вами.

Ведущий: — Милости просим! А мы
дальше по сказам Бажова отправимся.

— Какую огненную девочку увидели Федюнька и дедко Ефимка?
Отгадайте по описанию:

«Из самой середины костерка вынырнула девчоночка махонькая.
Вроде кукленки, а живая. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула
зубенками, платочком махнула и пошла плясать».

Дети: Огневушка из сказа
«Огневушка- поскакушка».

(Выходит девочка в костюме Огневушки)

Огневушка: Я Огневушка — поскакушка.
Люблю песни петь да плясать. А где пляшу, там людям теплее становится. Только
веселым и работящим я помогаю, добрых не забываю, а жадных и ленивых не терплю.
Хочу и вас порадовать да позабавить.

(Огневушка танцует под русскую народную музыку).

Ведущий: — Спасибо!
Огневушка-поскакушка! Присядь, отдохни, на нас посмотри.

 А вот и ещё одна гостья. Кто же это?

Подаренка: — Меня дедушка называл
Подаренкой. Побежала я зимой за своей кошколй Муренкой в лес и увидела козлика.
Забавный козлик. Где ножкой ударит, там из-под копытца камушки самоцветные
появляется. И такие дюже красивые! Узнали, из какого я  сказа?

Дети— «Серебряное копытце».   слайд № 7)

Подаренка: Правильно! Я вам тоже
задание придумала. Приглашаю трех смелых да работящих.

— У меня разноцветные поделочные уральские камни (показывает
блюдо с разноцветной  фасолью: черной, белой, пестрой).

— Я смешаю все, а вы должны только свои камушки собрать (Игра).

— Справились с заданием. Молодцы!

Ведущий: Да, богата наша уральская
земля самоцветами. Не случайно в наших краях на Южном Урале существует
Ильменский заповедник, единственный в мире заповедник камней. И нашли в нем 145
видов камней.

По этому сказу снят мультфильм. Послушайте в исполнении ребят
«Песню о козлике».

Ведущий: А сейчас, Подаренка, и вы
ребята, посмотрим сценку из сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».   слайд
№ 8).

(Инсценировка отрывка из сказа «Малахитовая шкатулка» в
исполнении учащихся)

— Спасибо!

-А вот и героиня этого сказа!

(Выходит девочка в костюме Танюшки).

Она подросла, похорошела.

Танюшка: Здравствуйте! Я принесла
малахитовую шкатулка. Подарила её моему отцу Степану сама Хозяйка Медной горы
за смелость и верность. А украшения в шкатулке такие, что не у каждой царицы
есть. И надеть их не каждая может. Мне вот впору пришлись.

Хочется посмотреть, кто из мальчиков сможет  надеть  эти
украшения на девочку! Приглашаю девочку и мальчика. Нужно всё одеть правильно.

(Входит девочка в костюме Хозяйки Медной горы).

Хозяйка Медной горы: Ай – да,  молодцы! Потешили!
Узнала я, что вы с моими верными помощниками встречаетесь да испытания
проходите. Решила и я в гости к вам прийти! Узнали? Кто я?

Дети: Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Уважили! Принесла я
вам, ребята, предметы волшебные из сказов Бажова. Кто не ленился, слушал
внимательно, читал усердно книги, тот справится. Итак, отгадайте, из каких
сказов эти предметы!

(Вытаскивает из шкатулки – коробки предметы, показывает
ребятам).

— 1 – «Шкатулка малахитовая»?

Дети — «Малахитовая шкатулка».

— 2 —  Веточка смородины?

Дети: «Хрупкая веточка».

— 3- «Камешек узорчатый?

Дети: «Хозяйка Медной горы»

4 – «Цветок красоты невиданной?

Дети: «Каменный цветок».

5- Решето с перьями?

Дети: «Синюшкин колодец».

6— Кошка Муренка.

Дети: «Серебряное копытце».

7— Жучки золотые?

Дети: «Огневушка- поскакушка»

Хозяйка Медной горы: Молодцы! Хорошо
потрудились!

Знаете сказы Бажова.

Ведущий: Ребята не только читали, а
ещё рисовали.

Эти картинки написали маслом учениками нашей школы из кружка изобразительного
искусства под руководством Тихомировой Т.А. Вот выставка детских рисунков к
сказам:

А здесь представлены книги со сказами П.П. Бажова.

(Демонстрация рисунков, картин, книг). (  слайд № 9)

Хозяйка Медной горы: Я, надеюсь, что вы
будете и дальше читать сказы, знакомится с героями, узнавать новое о своём
крае. Каждый человек должен любить свою родину, гордиться ею и беречь для
потомков.

Ведущий: О богатстве и красоте
нашего края  уральская поэтесса Римма Дышаленкова, написала замечательное стихотворение
«Уральские самоцветы»

(Звучит стихотворение).

Ведущий: О богатстве и красоте
нашего  края писал свои сказы  Бажов. Ребята! А чему  учат нас сказы
Бажова?

Дети:- Быть честными, добрыми,
смелыми, трудолюбивыми.

 -Любить свою родину, беречь её природу, защищать от жадных и
глупых варваров.

— Учат видеть прекрасное, понимать красоту.

Ведущий: Спасибо всем, кто пришел
сегодня на наш праздник, кто помог сделать его интересным, а самое главное
рассказать о замечательном писателе и его героях.

До свидания!

ПЕСЕНКА
О КОЗЛИКЕ.

Прозрачен легкий воздух,

огнем роса горит,

оранжевые звезды

летят из – под копыт.

Отважный козлик мчится,

земля цветет ковром.

В тиши звенят копытца

веселым серебром.

К земле он прикоснется –

раскроются цветы,

а он вперед несется,

как вестник доброты.

Отважный козлик мчится,
отбрасывая тень.

Серебряным копытцем

звенит весенний день.

СТИХОТВОРЕНИЕ
НАШЕЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭТЕССЫ

 РИММЫ
ДЫШАЛЕНКОВОЙ

 «УРАЛЬСКИЕ
КАМЕШКИ».

Интересно, знают дети,

Что такое самоцветы?

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет?

Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек –

Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень – яшма –

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор –

Красота Уральских гор.

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят…

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немного тоже знал.

«МАЛАХИТОВАЯ   
ШКАТУЛКА».

(сценка)

 —   Нельзя ли, хозяюшка, у тебя денек — другой отдохнуть?
Ноженьки не несут, а идти не близко.

—  Места не жалко. Не пролежишь, поди, и с собой не унесешь.
Только вот кусок – он  у нас сиротский. Утром – лучок с кваском, вечером квасок
с лучком, всея и перемена. Отощать не боишься, так милости просим, живи сколь
надо.

(достает странница
рукоделие)

Иди-ко, дитятко, погляди мое
рукоделие. Коли поглянется, и тебя выучу. Видать, цепкий глазок-от на это
будет. Поглянулось, знать, доченька, моё рукодельце? Хочешь, выучу?

— Хочу!

— И думать забудь! Соли
купить не на что, а ты придумала шелками шить! Припасы-то поди-ко денег стоят.

— Про то не беспокойся,
хозяюшка. Будет понятие у доченьки – будут и припасы. За твою хлеб — соль
оставлю ей – надолго хватит. А дальше сама увидишь. За наше-то мастерство
денежки платят. Не даром работу отдаем. Кусок имеем.

-Коли припасов уделишь, так
о чем не поучиться. Пущай поучится, сколь понятия хватит. Спасибо тебе скажу…

«КАМЕННЫЙ
ЦВЕТОК».

(сценка)

Данила:

— Чаша мне покою не дает.

Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел.

Прокопыч:

— Ты милый, сын по этой половице не ходи! Из головы выбрось. А
то попадешь к Хозяйке в горные мастера.

— Какие мастера, дедушко?

— А такие : в горе живут, никто их не видит. Что Хозяйке
понадобится, то они и сделают. Им ведь что! Они цветок каменный видели, красоту
поняли!

— Какой цветок, расскажи!

— Не знаю, милый сын! Слыхал, что есть такой цветок. В том
цветке красота показана. Видеть его нашему брату нельзя. Кто  поглядит, тому
белый свет не мил станет.

— Я бы поглядел!

— Что ты, что ты, Данилушко! Неужто тебе белый свет наскучил? (в
слезы)

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17, г. Челябинска»

Сценарий утренника по творчеству П. П. Бажова

«Сказы из малахитовой шкатулки»

(старшая группа, подготовительная группа)

Составил: Горбунова Юлия Раильевна

воспитатель подготовительной

к школе группы

Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова.

Задачи:

1. Побуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной атмосферы.

2. Актуализировать знания о содержании сказов П. П. Бажова.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей.

4. Воспитывать чувство гордости за литературное наследие Урала.

Материал:

— портрет писателя;

— книги П. П. Бажова;

— выставка рисунков, по сказам П. П. Бажова;

— предметы из сказов (шкатулка, камни);

— презентация по сказам П. П. Бажова.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихотворений о сказах П. П. Бажова.

3. Чтение сказов «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хозяйка медной горы»

Ход мероприятия:

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий 1:

 — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

 — Верно, это — Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 1 слайд с портретом писателя)

Ведущий 2:

 — Его друзья писатели говорили о нём так:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы».

• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом».

• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

Ведущий 1:

-На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Но его произведения называют сказами, а не сказками.

Ведущий 2:

— А скажите ребята, что такое сказ? (ответы детей)

(Сказ – это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек. Герои – обычные люди.)

Ведущий 1:

— Уважаемые, ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный творчеству Павла Петровича Бажова.

 Павел Бажов родился 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (слайд 2).

Родители писателя: Августа Стефановна и Петр Васильевич (слайд 3).

Ведущий 2:

— Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).

Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка» (слайд 4, 5).

Ведущий 1: — История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле. В этом году 28 января исполнится 142 год со дня его рождения.

Ведущий 2: — Ребята, а скажите, какие сказы Бажова вы знаете?

Дети: — Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце… (На экране слайды 6-14)

Появляется в зале под музыку Хозяйка Медной горы (слайд 15)

— Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитницей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова. В нашем путешествии мы еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Слайд 16. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!

(Звучит русская народная музыка).

Хозяйка Медной горы:

 — Вот мы и в сказке.

Дети рассказывают стихи: Вика, Кристина, Илья

Ребёнок 1: На дворе пурга в окно стучится

В комнате уютно и темно

Мне сегодня что-то вдруг не спится.

Ночь уж на дворе стоит давно.

Ребёнок 2: Начинает мама тихо сказы

О хозяйке, что живёт в горе.

Вижу я Данилушку и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Реб. 3: И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло

В царство сказов дедушки Бажова

На Урал, как птицу, занесло…

Ведущий 1:

— О чем же Бажов писал, какой край прославлял?

— Нам богатства эти дал

Край родной, родной (Урал).

(Исполняется песня — хоровод)

А вот и первое задание из малахитовой шкатулочки.

Задание 1:

Узнай сказ по отрывку.

• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка») Слайд 17

• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце») . Слайд 18

• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка») .Слайд 19

— А теперь попробуйте отгадать мои загадки:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка …. (Даренка) Слайд 18

2. Шапочке Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Голубая змейка) Слайд 17

5. Как кукленка, девочка

Спляшет вам с припевочкой.

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне.

Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка) Слайд 19

Хозяйка Медной горы:

 — Молодцы, все загадки разгадали.

Ведущая 2: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. Слайд 20 (Игра проводится под музыку)

После игры все занимают свои места.

Хозяйка Медной горы:

В моей волшебной шкатулке есть предметы из сказов, я предлагаю вам отгадать из какого сказа каждая вещь и кому она принадлежала.

Задание 2 «Чья вещь?»

1. Костер.

2. Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей).

3. Камешки.

Ведущий 1: (обращается к хозяйке медной горы):

 — Посмотрите, сколько рисунков приготовили дети вместе с воспитателями и родителями по сказам П. П. Бажова. (Рассматривание выставки)

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось, как здорово вы справились со всеми моими заданиями. А от меня примите подарок. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи!

Ведущий 2: 

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

(ведущие вместе) «Спасибо, добрый дедушка Бажов».

— Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала. Ребята кроме него есть и другие писатели и поэты Ю-Урала, которые жили и живут рядом с нами в городе Челябинске. С одним из поэтов Ю-Урала Ниной Васильевой Пикулевой мы встретимся лично. Она придет к нам в детский сад. До новых встреч!

23.10.2014

Сценарий театрализованной программы «Малахитовая шкатулка»

Катунькина Ирина

педагог дополнительного образования

В рамках «Дней народной культуры» учащиеся знакомятся с народным творчеством.

Оценить




2342

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СЦЕНАРИЙ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПРОГРАММЫ

«МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА».

Автор: Катунькина Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г.Трехгорный, 2014

Театрализованная программа «Малахитовая шкатулка» организована в рамках городского фестиваля «ДНИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В фойе ЦДТ располагаются выставки декоративно-прикладного творчества общеобразовательных школ города.

Работают МАСТЕР-КЛАССЫ: «Кукла-оберег», Оригами, «Народные игры и забавы «Делу — время, а потехе — час».

В выставочном зале проходит кукольный спектакль «Теремок».

В фойе расположен камень, на котором написано: «Направо пойдешь — к народным умельцам попадешь», «Налево пойдешь – в сказку «Теремок» попадешь»

«Направо завернешь – в игру попадешь», Все испытания пройдешь – в малахитовую шкатулку попадешь».

Возле камня сидит Старичок-Лесовичок. Он встречает гостей праздника.

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, люди добрые, ребятишки, малышки! Я – старичок — лесовичок Хранитель леса уральского! В моем лесу много тайн скрыто, а одну тайнуя вам открою! Лес — не только для нашей забавы , он- богатство уральской Земли! А сколько самоцветов в земле нашей – видимо-невидимо! И если человек к этим самоцветам руки свои приложит – получится настоящее богатство! Вот сижу я здесь- этот камень охраняю, и вас поджидаю! Пройдете все испытания трудом, мастерством и умением – попадете в малахитовую шкатулку – и все самоцветы перед вами раскроются.

«Старичок-лесовичок направляет группы детей на мастер-классы.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЦДТ

Звучит сказочная музыка (тема Бабы-яги). Н авансцену выходит Баба-яга.

Баба-яга: Фу-фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Чую, гости ко мне в лесную чащу пожаловали! С добром, али с худом?

В зал заходят Никита, Полина и Аня с Лесовичком.

Дети: С добром идем, Баба-Яга!

Поднимаются на сцену.

Б.-Я.: И что же вас привело ко мне?

Лесов.: Под большим шатром

Голубых небес,

вижу даль лесов зеленеется.

Никита: И на гранях их, выше темных туч

Цепи гор стоят великанами.

Аня: И во всех концах света белого

Про нашу Родину идет слава громкая!

Полина: Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною,

Вечно радуют кого-то наших прадедов работы.

Лесов.: Знаем, знаем, Баба-Яга, что ты можешь открыть нам тайну малахитовой шкатулки!

Б.-Я.: И кто же вам про это сказывал?

Никита: На Руси уж так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец!

Полина: Парни здесь — мастера, ловко правят все дела.

Аня: Да и девушки под стать, им не станут уступать,

А как праздник наступает — весь народ гулять идет

Дружно водит хоровод!

Б.-Я.: Хороводы водить – не цепом молотить. Орать — не пахать!

Лесов.: Баба-яга, не противься! Покажи дорогу к малахитовой шкатулке!

Б.-Я.: Так вы все сговорились? Выполните мое задание, тогда и судачить будем!

Лесов.: Говори скорее!

Б.-Я.: Есть у меня волшебные клубочки, пусть они побыстрее катятся, какой быстрее прикатится ко мне, с тем и в дорогу пойдете!

ИГРА С ЗАЛОМ «ПЕРЕДАЙ КЛУБОК».

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Б.-Я.: Вот вам клубочек, куда покатится, туда и пойдете! А приведет он вас прямо к Хозяйке Медной горы, у нее малахитовая шкатулка, а там самоцветы, да все талантливые: поют и танцуют!

Никита: Спасибо, Бабулечка-Ягулечка.

На сцене танцевальный коллектив и Хозяйка Медной горы.

Хозяйка: Милости прошу, гости дорогие! На самоцветы моей шкатулки пришли посмотреть? Вот они, мои таланты, самоцветы уральские драгоценные камушки!

Так сияют, радуют глаз и душу, таланты народные!

«РУССКИЙ ТАНЕЦ»

ВЫХОД НИКИТЫ И ХОЗЯЙКИ.

Никита: Да, ведь это сама Хозяйка! Ее одежда-то, как я сразу не приметил!

Хозяйка: Ну, что, Никита, нравятся мои самоцветы? А как играют, танцуют в хороводе. Вот, смотри, наигрыш заиграет, они и запоют!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «В ГОРНИЦЕ».

ВЫХОД АНИ И ХОЗЯЙКИ.

Аня: Нельзя ли Хозяйка, у тебя денек, другой погостить? Может научусь чему-нибудь?

Хозяйка: Иди-ка, дитятко, погляди на мое рукоделье, коли поглянется, я тебя выучу, а сейчас, смотри и запоминай!

«УТУШКА», «У НАШЕЙ СВЕТЛИЦЫ»

«КАК ПО МОСТИКУ ТЕСОВОМУ»

АНСАМБЛЬ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДШИ.

ВЫХОД АНИ И ХОЗЯЙКИ.

Аня: Очень нравятся каменья самоцветные, красиво тут у вас. Только устала я, спать хочется, а где прилечь можно?

Хозяйка: Баю-баюшки- баю, баю девочку мою!

Спи, усни, угомон тебя возьми!

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ», «ГАРМОШКА-ГОВОРУШКА» Д.МОИСЕЕВА.

ДШИ.

ВЫХОД НИКИТЫ И ХОЗЯЙКИ.

Никита: Хозяйка, говорят, есть такой невиданной красоты цветок каменный. Покажи его!

Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь. Мысли об этом цветке не уйдут, захочется такой же изваять. Может попытаешься сам!

Никита: Без этого цветка мне жизни нет! Покажи!

Хозяйка: Держись, молодец, закрой глаза, перенесемся на восток, там тоже красивые цветки, сначала на сакуру посмотришь, может, что для своего цветка что и возьмешь!

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «САКУРА».

ВЫХОД АНИ И НИКИТЫ.

Аня: У нас сегодня день чудес, у нас радость до небес!

Никита: Чему радуешься? Вот запал мне в душу цветок и хочу я его из камня высечь!

Аня: Ну, чем тебя, Никита, развеселить? А хочешь я тебе варежки свяжу? (Пританцовывая.) Как свяжу я рукавицы нарумяненным девицам. Рукавицы необычные, очень уж нарядные, и на вкус приятные!

«РУКАВИЧКИ БАРАНОВЫЕ»

ВЫХОД ПОЛИНЫ И ХОЗЯЙКИ.

Хозяйка: Ты зачем в мой лес забралась? Чего тебе? Камень что ли хороший ищешь? Любой бери, да уходи поскорей!

Полина: Не надо мне твоего мертвого камня. Зачем Никите голову камнем задурила? Он ходит сам не свой. Только и мечтает цветке каменном.

Хозяйка: Ишь, смелая какая, твоя взяла! Вот тебе мой подарок: пусть Никита хорошим мастером станет, у лучших мастеров учится, тогда и каменный цветок у него в руках заиграет!

«СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ»

«ПОСМОТРИТЕ, КАК У НАС В МАСТЕРСКОЙ»

ВЫХОД АНИ И НИКИТЫ.

Никита: Знаешь, Аня, с детства не научишься, всю жизнь намучишься!

Аня: Это ты о мастерстве говоришь?

Никита: Твои щечки разгорелись, любо-дорого смотреть, не пора ли песню спеть?

«УТУШКА-ЛУГОВАЯ» АНСАМБЛЬ «АПРЕЛЬ»

ВЫХОД ПОЛИНЫ И ХОЗЯЙКИ.

Полина: А у нас сегодня день чудес, вот так радость до небес! Мы к тебе в гости пришли, открывай свою шкатулку!

Хозяйка: Я гостей ждала, наряжалася, бусы красны надевала, украшалася!

«РУССКИЕ МАТРЕШКИ»

ВЫХОД БАБЫ-ЯГИ И НИКИТЫ.

Баба-яга: Ну, что, молодец, нашел свой каменный цветок, да малахитовую шкатулку?

Никита: Ты, бабуля, всякий цветок в наших местах знаешь?

Баба-Яга: Знаю, милок, знаю! Поди сюда! Как по лугу пойдешь, так маков цвет увидишь, на горе-то, калина стоит, а вдоль горы — черна ягода растет!

«А Я ПО ЛУГУ», «МАКОВ ЦВЕТ», «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА», «ЧЕРНА ЯГОДА»

Хозяйка: Ну, Никита, выбирай — как быть? Со мной, да с моими самоцветами останешься? Или домой пойдешь?

Никита: Нет, к людям пойду, а про твои самоцветы я все понял. Талант и творчество нашего народа, свои корни нельзя забывать!

Хозяйка: Смотри, Никита, еще открываю свою малахитовую шкатулку! Дивись маленькими самоцветными камушками.

«ПИРОГИ», «ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»

ВЫХОД АНИ И ПОЛИНЫ.

Аня: Любо мастерицы поют,

Словно лебедушки плывут!

Полина: Ну-ка, девицы, выходите,

Свое творчество покажите!

«ВО КУЗНИЦЕ», «ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ»

ВЫХОД ХОЗЯКИ И ВСЕХ ГЕРОЕВ.

Хозяйка: Вот она — моя шкатулка малахитовая! Вот где каменья-самоцветы – это наши участники фестиваля!

Никита: Примите слова признательности и благодарности, уважаемые педагоги!

Аня: Большое вам спасибо за сохранение традиций пропаганду народной культуры, за ваше творчество и вдохновение!

Никита: Вас на сцену приглашаем,

Честь и славу воздаем

Мы таланты прославляем,

О России мы поем! ФОН.

ВЫХОД НА СЦЕНУ ПЕДАГОГОВ, АГРАЖДЕНИЕ.

Полина: Пусть всех весенний ветер дразнит,

Нам жить без творчества нельзя!

Не уходи из сердца праздник,

До новых праздников, друзья!

ФОН. ЗАНАВЕС.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/68414-scenarij-teatralizovannoj-programmy-malahitov

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

16

Литературно – интеллектуальная игра

«Чудеса из малахитовой шкатулки»

Сценарий

Цель: — познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

          — показать красоту и нравственную сторону сказов П.П.Бажова

Задачи: — повышение читательской активности через развитие интереса детей к творчеству П.П. Бажова;

— воспитание патриотических качеств;

— социализация детей средствами театрального искусства;

— развитие эмоциональной сферы ребёнка через театральные постановки;

знакомство с ремеслом камнерезов;

— знакомство с разнообразием самоцветных камней;

— воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других  нравственных качеств человека;

— развитие творческих способностей учащихся;

Приветственное слово. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отмечаем юбилей удивительного человека, писателя, который воспел Уральский край, людей, живущих в этом краю – тружеников, владеющих мастерством работы с камнем и сталью. А зовут этого человека П.П.Бажов.

Показ презентации «П.П.Бажов».

Слайд 2. В нашей стране есть замечательный край. Уважительно люди относятся к нему, с почтением называют его «Седой Урал», «Урал – Батюшка». А само слово «Урал» с переводе с башкирского означает «пояс».

Слайд 3. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом».

Слайд 4. Богат Урал не только горами, лесами, реками и озёрами, но и старинными легендами и преданиями.

Собрал их, переработал и донёс до нас очень мудрый человек –

Павел Петрович Бажов.

Слайд 5. (П.П.Бажов и его книги).

Слайд 6. П.П.Бажов родился в 1879 году в городе Сысерти.

Слайд 7. Отец — Пётр Васильевич работал мастером на металлургическом заводе,

мать — Августина Степановна была кружевницей.

Слайд 8. Про своё детство П.П. Бажов написал повесть «Зелёная кобылка».

А в 1960 году по этой книге был снят фильм «Тайна зелёного бора»

Слайд 9. Сначала будущий писатель посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, затем продолжил образование в Екатеринбургском духовном училище. В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию.

Окончив духовную семинарию, Павел Петрович стал народным учителем. Он

учил детей грамоте, а во время школьных каникул отправлялся странствовать по родному краю, смотрел, как «люди живут», пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, столяров, литейщиков и других мастеров.

Слайд 10. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Так как его фамилия родственна диалектному глаголу «бажить», имеющему значение «колдовать», он придумал псевдоним Колдунков. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле».

Слай 11. В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов.

Слайд 12. У Павла с Валентиной родилось всего семеро детей. Они создали идеальную семью; бесконечно уважали друг друга; в болезнях, бедности и в трудных ситуациях всегда сохраняли нежные отношения. У тех, кто знал эту семью, сохранились самые лучшие воспоминания о Бажовых.

Сдайд 13 – 15. Фото тс видами Урала.

Слайд 16. Уральские мастера в этих легендах и сказах пытались найти объяснение несметным богатствам наших недр.

Слайд 17. Больше всего на Урале различных камней (минералов): драгоценных, полудрагоценных, поделочных.

Слайд 18. Фото.

Слайд 19. Самый распространённый, самый уральский камень – это МАЛАХИТ.

Слайд 20. Фото.

Слайд 21. На Урале родилось слово «самоцвет». Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей).

Слайд 22. Самоцвет – это камень, который сам светит.

Слайд 23 — 26. Урал – родина алмаза, изумруда, яшмы, орлеца и других камней.

Слайд 27. Живёт у нас и хранительница самоцветов – Медной горы Хозяйка:глаза зелёные, косы чёрные, платье из шёлкового малахита. Очень часто она предстаёт перед людьми в образе зелёной ящерки. Сказ про Хозяйку Медной горы открывает первую страницу в сборнике П.П.Бажова под названием «Малахитовая шкатулка».

Слайд 28. Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. «Тайные сказы» он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко — рассказчика из произведения «Малахитовая шкатулка».

Главная тема сказов Бажова — простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной Горы была известна в уральском фольклоре также под именами Малахитница, Горная  матка,  Каменная  девка,  Золотая  баба, девка Азовка, или же в мужском обличье — Горный  дух,  Горный  старец,  Горный  хозяин.

Слайд 29. Внимательно изучая историю уральских заводов, Бажов узнал, что в Златоусте в начале XIX века трудился замечательный мастер Иван Бушуев. Именно ему Павел Петрович посвятил сказ «Иванко-Крылатко».

Слайд 30. Златоустовские мастера славились варить булат. Вы знаете что это такое? (Ответы детей).

Булат — очень прочная сталь. Из неё делали сабли, ножи и другое холодное оружие. Это оружие украшали различными узорами: животными, людьми, сценами из истории. Такое мастерство называлось «гравюра на стали» или «чеканка».

Слайд 31. В те времена признанными мастерами считались немцы. Они могли так изобразить коня, что каждый завиток на его гриве будет отчётливым. Поэтому немецкие мастера считали, что среди русских никогда не будет равного им мастера.

Но вот появился на заводе молодой мастер, который сумел перещеголять немецких мастеров. Он изобразил на рукоятке сабли крылатых коней. Эту идею ему подсказала его невеста Ксения. Немецкое начальство, конечно, выгнало Бушуева с завода: «Где это видано, чтобы конь с крылами был!»

Слайд 32. Но вскоре на завод приехал царь вместе со старым генералом. Решил царь пожаловать генералу за заслуги его ратные саблю. Вот и выбрал генерал бушуевскую работу да ещё похвалил Бушуева – «мастер с полётом, крылатый человек».

Бушуева, конечно, вернули на завод, но после этого все стали

Звать его Иванко – Крылатко.

Слайд 33. За свою недолгую жизнь Иван Бушуев сделал очень многое. Его работы хранятся в музеях Москвы и Петербурга.

Слайд 34. Посмотрите внимательно на работы Ивана Бушуева. Вы видите, что он рисовал на оружии сцены из русской военной истории, охоты, изобразил сам процесс изготовления оружия на заводе.

Слайд 35. А конёк Иванко — Крылатко стал символом Златоуста.

Слайд 36. О другом известном мастере -литейщике — Василии Фёдоровиче Торокине Бажов рассказывает нам в сказе «Чугунная бабушка».

Слайд 37. Завод в городе Касли славился фигурным литьём из чугуна. Но литейщики отливали непонятные для русского человека фигурки греческих богов. Василий Торокин задумал отлить из чугуна простую русскую бабушку Анисью Бескреснову, добрую, работящую. Василий Фёдорович часто видел её за прялкой. Вот и получилась такая «Чугунная бабушка». Немецкое начальство, конечно, запретило лить

из чугуна простолюдинов. Но талант всегда найдёт себе дорогу, и

разлетелась «чугунная бабушка» по всему свету, а вслед за ней и другие работы Торокина.

Слайд 38. На всемирной выставке в Париже в 1900 году каслинское литьё получило Золотую медаль.

Слайд 39. Каслинские мастера были очень благодарны П.П.Бажову. В знак своей признательности они отлили из чугуна многих героев бажовских сказов.

Слайд 40. В сказах П.П.Бажова — вся красота Урала, его быт и культура. А самое интересное в сказах то, что какие бы фантастические он ни были, всегда в них мы видим людей труда. Сказ «Чугунная бабушка» заканчивается очень мудрыми словами: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то».

Ну, вот вы и познакомились с биографией этого удивительного человека. А теперь, пришла пора узнать, как вы подготовились, ведь сегодня мы отправляемся в путешествие по Уральским сказам.

А начнём мы сегодняшнюю игру с Домашнего задания.

1 Конкурс – «Домашнее задание». Команды инсценируют отрывок из предложенных сказов П.П. Бажова. Команда – соперница должна угадать и назвать этот сказ.

За этот конкурс баллы получают обе команды.

2 балла – команде, которая показала отрывок, учитывается актёрское мастерство и элементы костюмов.

2 балла – команде – сопернице за правильный ответ.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь настала пора проверить ваши знания сказов. И в качестве разминки, предлагаю командам ответить на вопросы кроссворда. А пока команды работают, мои помощницы – Огневушка-Поскакушка и Катя – Данилкина невеста, зрителям загадки позагадывают. Хранитель времени проследит, чтобы команды справились с заданием, в отведённые на этот конкурс 5 минут. Комнда, ответившая на большее количество вопросов кроссворда получает 2 балла, вторая команда – 1 балл.

  1. Конкурс. Разминка. Кроссворд.

Для зрителей — загадки.

Загадки

Посказки

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная… (земля)

В глубинах гор, /чудесных/ гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы? (Уральские горы)

(По А. Юнусу)

Путь его далёк и долог

Ищет залежи … (геолог)

Он был когда-то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды.

(каменный уголь)

Это топливо. Им топят печку.

При сжигании этого топлива выделяется большое количество тепла и энергии.

А этот — прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки,

Он службу большую несёт,

Высоко-высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка —

Прозрачная, тонкая льдинка.

(горный хрусталь)

Когда-то этот минерал считали льдом, замерзшим настолько, что его невозможно растопить. Применяется: в радиотехнике и для изготовления украшений, люстр, предметов посуды (бокалов, ваз и т.п.)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного … (малахита)

Я увидел свой портрет,

Отошёл — портрета нет. (зеркало)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно —

Укусит. Ясно? (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь. (ящерица)

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (лиственница)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! —

Удрала, а хвост в руках. (ящерица)

Кто на своей голове лес носит? (олень)

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (кошка)

Деревянная шея,

Железный клюв.

Кричит: «Тук-тук-тук!» (молоток)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (змея)

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте —

Неленива я в работе. (кошка)

Ведущий: А теперь, ребята, вас ждёт следующий конкурс – «Малахитовая шкатулка». За каждый правильный ответ викторины команда получает 1 балл. Команды по очереди отвечают на каждый вопрос викторины, затем на слайде появляется правильный ответ. Жюри своевременно ставит баллы командам. Зрители могут принести баллы своей команде в случае затруднения.

  1. Конкурс «Малахитовая шкатулка». Презентация с ответами.

1.Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?

а) алмазный перстень;

б) драгоценное оружие;

в) малахитовую шкатулку;

г) волшебную палочку

2. Что находилось в малахитовой шкатулке?

а) деньги;

б) женские украшения с драгоценными камнями;

в) золото;

г) уральские самоцветы

3. Что сказал Настасье о ценности малахитовой шкатулки знающий человек?

а) что грош ей цена;

б) что стоит она двести рублей;

в) что больших тысяч она стоит;

г) что ни у кого нет столько денег, чтобы купить эту шкатулку

4. О чём просила Настасью Танюша, когда была маленькой?

а) продать шкатулку;

б) подарить шкатулку царице;

в) никому не продавать шкатулку;

г) спрятать шкатулку от посторонних глаз

5. Какому рукоделию обучила Танюшу женщина – странница?

а) резьбе по малахиту;

б) вышивке бисером по шёлку;

в) плетению из лозы

г) вязанию;

6. «Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зелёные. И вся-то она изукрашена

дорогими каменьями, а платье на ней из зелёного бархата с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?

а) во сне;

б) в голбце, как в зеркале;

в) во дворце;

г) на картинке

7. Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина – странница?

а) клубок;

б) пуговку;

в) пяльцы;

г) иголку

8. Почему Настасья всё же продала малахитовую шкатулку?

а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было;

б) нужно было отдать долги;

в) понадобились деньги старшим сыновьям;

г) из-за этой шкатулки были одни неприятности

9. Почему все мастера, к которым обращалась барыня, купившая шкатулку, отказали ей в переделке драгоценностей, лишь только оглядывали шкатулку, а на камни даже не смотрели?

а) барыня давала мало денег;

б) им жалко было переделывать такую красоту;

в) боялись испортить украшения;

г) считали, что им не по плечу тягаться с мастером, изготовившим шкатулку и украшения, подразумевая под мастером Хозяйку Медной горы

10. При каком условии Танюша согласилась выйти замуж за

молодого барина Турчанинова?

а) если он вернёт ей отцовское подарение – малахитовую шкатулку;

б) если он сделает её богаче царицы;

в) если он ей покажет царицу в палате, обделанной малахитом, добытым отцом Танюши;

г) если он предложит ей жить в столице

11. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?

а) её ослепила красота Танюши;

б) её поразили украшения Танюши;

в) ей стало плохо от большого скопления людей;

г) на её глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой

12. Что Турчанинов видел каждый раз в пуговке, которую подобрал с полу после исчезновения Танюши?

а) малахитовую шкатулку;

б) Хозяйку Медной горы;

в) смеющуюся Танюшку, которая говорила ему обидные слова;

г) подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

13. Что после этого случая сказывали люди?

а) будто барин Турчанинов сошёл с ума;

б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;

в) будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях видели;

г) будто ничего этого не было.

Ведущий: Молодцы, ребята! Славно поработали, переходим к следующему конкурсу.

  1. Конкурс Дидактическая игра «Сложи сказ». Командам предлагается конверт с набором слов и с названиями двух сказов. Задача команд разложить слова для соответствующих сказов. За выполненное задание команда получает 2 балла.

«Серебряное копытце» — Кокованя, хризолит, кошка Мурёнка, Дарёнка.

«Голубая змейка» — Марьюшка, гребешок, золотой обруч, Голубкова невеста.

«Синюшкин колодец» — Илья, перья, бабка Лукерья, решето.

«Огневушка – Поскакушка» — Федюнька, филин, дедко Ефим, Золотая Редька.

Ведущий: Пока команды выполняют задание, предлагаю болельщикам выступить в роли толкователей слов, ведь в сказах Бажова встречается много слов, которые сегодня не используются в речи. Что же они обозначают, нам помогут объяснить наши болельщики. За каждый правильный ответ они принесут 1 балл своей команде.

  1. Игра с болельщиками «Объясни словечко». (презентация с ответами).

Парун — жаркий день после дождя

Бадожок — дорожный посох, палка

Зарукавье — браслет

Робить — работать

Изробиться — выбиться из сил от тяжелой работы

Обутки — обувь

Голбец — подполье; чулан около печки, где делается ход в подполье, обычно зовётся голбчик.

Косоплетки плести — сплетничать

Ширинка — полотенце; отрезок ткани по всей её ширине

Удобриться — стать добрым, ласковым (чаще притворно)

Хитник — грабитель, вор, хищник

6 Конкурс «Серебряное копытце». Презентация с ответами.

За каждый правильный ответ к5оманда получает 1 балл.

  1. Кем Дарёнка приходится Коковане?

а) дочкой

б) внучкой

в) никем

2. Как Какованя заманил к себе Дарёнку?

а) куском хлеба

б) сказкой про козла

в) малиновым вареньем

3. Чем летом занимается Кокованя?

а) обрабатывает землю

в) охотится

в) добывает золото

4. Как можно было зимой узнать Серебряное копытце?

а) по следам

б) по ветвистым рогам

в) по следу из драгоценных камней

5. Что такое зимний балаган?

а) маленькая временная избушка

б) цирк зимой

в) ярмарочное представление зимой

6. Почему Кокованя оставил Дарёнку одну в балагане?

а) он пошёл за лошадью, чтобы было на чём привезти солонины;

б) она разболелась, и ей нужен был врач;

в) он пошёл на охоту

7. Для чего Дарёнка взяла с собой нитки и ткань?

а) чтобы сшить себе юбку;

б) сшить Коковане рубаху;

в) шить кукле платья

8. Что такого сказала Дарёнка, что «Козёл о пяти ветках» рассмеялся?

а) она спросила не видел ли он дедушку;

б) она очень смешно удивилась;

в) она стала приманивать его, как домашнего

9. О чём сожалела Дарёнка?

а) что не удалось погладить козлика;

б) что Мурёнка исчезла вместе с козликом;

в) что на утро все камни снегом засыпало

10. Какие камешки стали находить по тем ложкам, где скакал козёл?

а) изумруды

б) рубины

в) хризолиты

Ведущий: Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже отлично справились. Продолжаем игру.

  1. Конкурс «Каменный цветок». Презентация с ответами.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Какое прозвище было у Данилки?

а) Недокормыш

б) Оборвыш

в) Доходяга

2. Сколько лет было Данилке, когда он попал в ученики к малахитных дел мастеру Прокопьичу?

а) 10

б) 8

в) 12

3. За что селянки любили Данилушку ?

а) он был хорош собой;

б) умел искуссно играть на рожке;

в) был умелым резчиком по дереву

4. Какими знаниями владела бабушка Вихориха?

а) знала силу в травах;

б) была хорошей грибницей;

в) знала толк в камнях

5. Когда приказчик стал считать Данилу мастером и написал барину, что, мол, объявился у нас новый мастер по малахитному делу?

а) когда Данила сделал шкатулку;

б) когда Данила показал приказчику, чему его научил Прокопьич?

в) когда он выточил змейку из цельного камня

6. Как звали невесту Данилы?

а) Анна;

б) Катя;

в) Дарья

7. От кого Данилушко узнал про каменный цветок?

а) от Прокопьича;

б) от Кати;

в) от старика-мастера, который ещё Прокопьича учил

8. О чём попросил Данилушко Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на Змеиной горке?

а) чтобы научила понимать силу камня;

б) чтобы показала каменный цветок;

в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши

9. О чём предупредила Данилу Хозяйка Медной горы?

а) что он забудет о людях, когда увидит каменный цветок;

б) что он рано или поздно вернётся к ней;

в) что на земле он забудет о том, что видел каменный цветок

10. К чему понуждали Катю родственники после исчезновения Данилы?

а) чтобы она вышла замуж за другого человека;

б) чтобы она искала Данилу;

в) чтобы уехала в город

11. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?

а) шитьём и вязанием;

б) малахитным ремеслом;

в) стала прислугой в богатом доме

12. Что потребовала Катя у Хозяйки

Медной горы, когда оказалась в её владениях?

а) показать каменный цветок;

б) вернуть Данилу;

в) наделить её богатством

  1. Конкурс «Чьи это вещи?»

(Если останется время).

  • Дурман – цветок (каменный)? (Даниле – мастеру «Каменный цветок»).

  • Малахитовые серьги. (Танюшке. «Малахитовая шкатулка»)

  • Голубой платок (Огневушке – Поскакушке).

  • Шапка с зелёными камушками (Коковане, «Серебряное копытце»)

  1. Конкурс «Чей портрет»? Презентация с ответами.

1.Коса ссиза – чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают,

будто листовая медь. Небольшого росту , из себя ладная.

А одежда и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, Хоть рукой погладь. («Медной горы Хозяйка». Малахитница

  1. Вдруг из самой средины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками,

подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит , что и сказать нельзя. (Огневушка – Поскакушка).

  1. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький.Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки. (Данилко. «Каменный цветок»)

  2. Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. На наших

девчонок будто и вовсе не походит. Вот и росла та девчонка на приметеу людей. Ровно и всамделе гарусинка из праздничного пояса выпала – далеко её видно. И хоть она не шибко

к чужим людям ластилась, а всяк ей…. (Танюшка. «Малахитовая шкатулка» )

5.Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на

голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует

Ветерок – и разнесёт старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие,

да такие большие, будто им тут вовсеи не место. (Бабка Синюшка.

«Синюшкин колодец» ).

6. Кафтан это на ем, штаны – всё жёлтое, из золотой, слыш-ко,

поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, тоже из парчи, только с зеленью. Шапка жёлтая, а справ и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо жёлтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнёшь их. Только глаза зелёные и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково.

(Великий Полоз.«Про тВеликого Полоза». )

Ведущий: Дорогие ребята, вы прекраснго справились со всеми без ислючения заданиями, показали прекрасные инсценировки сказов П.П.Бажова, и сейчас настало время подвести итоги. (Жюри подводит итог игры). Награждение победителей.

Тематические выходные
«Малахитовая
шкатулка»

Многообразие уральской культуры в одном месте

п. Арамиль, ул. Парк Сказов, 1

Количество билетов ограничено

3 июля в «Парке Сказов» проведем для вас тематические выходные
«Малахитовая шкатулка». Мы собрали всё самое лучшее и колоритное на Урале: народные гуляния и хороводы под живую музыку, яркие наряды, сказки и сказы, блюда местной кухни, традиционные игры и забавы.

Гостям в народных костюмах мы подарим бесплатный вход на посещение дворца Урал Мороза

Гостям в народных костюмах мы подарим бесплатный вход на посещение дворца Урал Мороза

Что входит в билет

Цены до 02 июля

Насыщенная концертная и развлектаельная программа на сцене

Немецкий сказочный дворик с анимационной программой

Поселение Манси с традиционными играми

Неограниченное посещение тематических объектов

Расписание праздника

Суббота, 03 июля

11:00

Утренняя зарядка со сказочными героями, народные игры и забавы

12:00

Открытие праздника с Хозяйкой Медной горы и Данилой Мастером

12:30

Концертная программа

13:00

Мастер класс от модельного агентства Wild Ekaterinburg по фотопозированию и постановке тела в кадре

13:30

Чемпионат по запуску воздушных змеев

14:00

Выступление фольклорного коллектива и чемпионат по чублингу

14:40

Конкурс народных костюмов среди гостей

15:00

Розыгрыш от Хозяйки Медной горы

15:20

Семейные соревнования

16:20

Квест с Лешим «Лесные проделки»

17:40

Зажигание «Живого огня» на событийном поле

Платные тематические объекты

  • Пещера Хозяйки Медной горы

    В гостях у нее загадки отгадать надо, проявить смекалку и знания показать

  • Дом Данилы-Мастера

    Пройдет 2 программы:
    1) Мастер-класс по каменной композиции из самоцветных камней

    2) Спектакль по мотивам героев сказов П.П. Бажова

  • Владения Водяного

    Главный озорной весельчак. Интересные загадки, веселые игры и активности жду в его владениях каждого ребенка

  • Дворец Урал Мороза

    Квесты в его владениях

  • Мишкин дом

    Ждите задания от Мишки и Машеньки

  • Избушка Бабы Яги

    В ней вам не дадут заскучать и покажут тайны изготовления волшебных зелий

  • Домик Лешего

    Проказник каких свет не видывал

  • Самоходная печь

    Весело прокатимся с Емелей на его печи

  • Подворье бабушки Нины

    Мастер-класс по урало-сибирской росписи

  • Батут

    Детки вдоволь напрыгаются и повеселяться

  • Ослица Черника

    Увлекательная прогулка по парку на ослице

Тематические объекты, входящие в стоимость всех билетов

  • Поселение Манси

    Узнаете как и в чем жили коренные народы Урала, какой был у них быт, чем занимались и посмотрите на их жилище

  • Скотный двор

    Лошадь Чебурашка, косуля, кабаны, овцы, козы, кролики и птичий двор ждут гостей

Площадь Парка в 6 Гектар позволит обеспечить социальную дистанцию и комфортный отдых для наших гостей

3 точки питания где вы и ваши дети подкрепитесь и наедитесь блюдами традиционной кухни: блинчики с домашним вареньем и сгущенкой, жаркое с цыпленком, рыба запеченная с картофелем по деревенски, шанежки с травянным чаем и многое другое

  • Лето ФМ 98,9

    Теплый, солнечный звук

    Музыкальная русскоязычная программа, состоящая из вечных хитов и любимых композиций

Могут быть фестивали душевными, добрыми и светлыми. Именно на таком мы оказались недавно на Урале. Фестиваль посвящен возрождению и популяризации культурных традиций и ремёсел народов Урала, но это уже не местечковое мероприятие, а событие международного масштаба. На «Малахитовую шкатулку» приезжают гости и участники даже из-за рубежа. Праздник получился ярким и самобытным.

2. Проводится фестиваль недалеко от столицы Урала, Екатеринбурга. В поселке Арамиль выстроен целый городок — «Парк Сказов». Именно, сказов, а не сказок. Сказами называются произведения уральского писателя Бажова, которому и посвящен и сам парк, и фестиваль.
Пройдемте же за ворота!

3. Нас встречает развеселый и лиричный гармонист. Его песню я напеваю до сих пор.

Видео я выложил у себя в журнале, в комментариях оказалось, что это земляк из Подмосковья гармонист Сергей Борискин.

4. В «Парке Сказов» воссоздана атмосфера уральских сел.

5. Но сначала мы пройдем в гости к Бабе-Яге. Вопреки стереотипам, она тут молодая и озорная.

6. Живет Бабя-Яга в такой избушке. Удивительно, но избушка реально поворачивается. Тут даже у Станиславского не может найтись возражений.

7. Внутри куча всяких зелий и снадобий. Пробовать не рискнул.

8. Очень здорово отыграла Баба-Яга, порадовала не только детей, но и все взрослые были в восторге.

9. Следующий сказочный персонаж — Леший. Как вы думаете, что у него в руках? Это, оказывается, палки-хваталки, которыми он держит тапки.

10. Около Лешего его друг Водяной. Не знаю как вам, но мне кажется, что он очень похож на Ельцина.

11. А тем временем на фестиваль приезжает народ, поют гармонисты, резвятся детишки, взрослые тоже не отстают.

12. Один из гостевых домиков. Если бы он не был занят гармонистами, приехавшими на конкурс со всей страны, заночевали бы здесь, а не в гостинице в центре Екатеринбурга.

13. Вот еще хорошее дело для детей, знакомство с деревенским укладом жизни. Раньше на каникулы дети разъезжались по деревням к бабушкам, а сейчас большинство сидит в городе. Но тут есть Хозяюшка, которая покажет животных на дворе.

14. Курицы отнеслись к появлению нежданных гостей подозрительно и начали суетиться.

15. А вот петух сразу принял выжидательную стойку. Сразу видно, кто тут хозяин.

16. Всех животных можно кормить капустой и морковкой.

17. Конь красавец.

18. Поросята проявили любопытство, но вскоре убежали за мамкой.

19. Привет от козла Федора, брата Фрэнка.

20. Я чуть не завис на хозяйском дворе, наблюдая за животными, но нужно идти дальше. На фестивале очень много людей с золотыми руками, которыми издревле Урал славился. Такие вещи делают, что ни в одном магазине не сыщешь.

21. А какие лица!

22. Тем временем мы зашли в дом Данилы-мастера, посмотреть на коллекцию уральских камней. Что это блестит? Неужели золотой самородок?

На самом деле это пирит, он же железный колчедан. Но пирит действительно часто встречается там, где есть золото.

23. Гранат. Слева обработанный, справа такой, как встречается в природе.

24. Коллекция очень интересная. Невероятно, что здесь все это в земле встречается.

25. Красавец аметист.

26. Кстати, на фестивале можно приобрести сувениры из уральских камней по смешным ценам. Вот ящерка на малахите, всего 100 рублей.

27. Вот эти камни тоже по 100 рублей или чуть больше. Для знатоков есть пореже и подороже, они выставлены отдельно. Я тоже прикупил, привез другу-коллекционеру.

28. Пока я камнями любовался, на фестивальной лужайке развернулся настоящий бой. Оказывается, старинные забавы очень увлекательны и для современных детей.

29. Обратили внимание на мешки? Оказывается и от «Почты России» есть польза.

30. Пойдем дальше осматриваться. Угадайте, кто это? Ни за что не догадаетесь.

Это сотрудники музей Бажова. Где же им еще быть, как не на фестивале?

31. Вновь продукция уральских мастеров. Натуральные молочные продукты, сыры и колбасы. Тут точно санкции не страшны. Хотя какие санкции, это же фестиваль друзей, скажу по секрету, что неподалеку был стенд Венгрии, на котором можно было полакомиться импортной колбасой. А дальше уж каждый сам выбирает.

32. Некоторые поделки потрясают тщательностью и вниманием к деталям. Такие хоть в музей, хоть в театр.

33. А на сцене фестиваля показ уральской моды. Девушкам очень идут наряды, сшитые по народным мотивам.

34. Урал — край многонациональный, костюмы тоже очень разные и яркие, как самоцветы в горах.

35. Это хозяйка фестиваля, Наталья Ларионова. Очень увлеченный человек, многих заражает любовью к краю. Фестиваль проводится уже девятый раз.

36. Общая фотография организаторов и почетных гостей.

37. Идем дальше. На переднем плане уголок кузнеца, а дальше еще интереснее. Мастера показывают, как моется золото. Специально на фестиваль привезли золотоносный песок. Действительно попадаются маленькие крупинки, я первый раз видел процесс.

38. Хозяйка Медной горы. Тоже сказочный персонаж. У нее своя пещера, стены которой украшены самоцветами.

39. Главный дворец «Парка Сказов». Зимой тут живет Урал-Мороз, брат Деда Мороза. Летом скрывается от жары, не исключаю, что где-нибудь у нас в Подмосковье.

40. Почтовое отделение Урал-Мороза, сюда приходят письма от детей.

41. Хороший вид с балкона.

42. Какой фестиваль без катания? Можно прокатиться в телеге.

43. Можно на сказочной печи вместе с Емелей.

44. Вот еще замечательная тема. Босоногий парк. Можно босиком пройти по гальке, песку, траве, сосновым шишкам.

45. Все в восторге, я тоже.

46. Народ здесь гораздо более открытый, чем в нерезиновой. Диалог с гостями фестиваля:

— Простите, а вы фотограф?
— В общем, и да и нет, но давайте сфотографирую и пришлю фотографии.

47. Замечательный фестиваль. Мне кажется, что сейчас возрождается понимание и любовь к своей культуре. Такие праздники нужны, чтобы лучше узнать свой край, свою культуру, свою страну и, в конечном счете, самих себя тоже.

48. Согласитесь, такой наряд выглядит куда более женственно чем растянутая футболка и рваные джинсы?

49. И детишкам радость большая. Пусть отвлекаются от своих планшетов.

50. По-моему, так и должен выглядеть настоящий праздник.

51. Напоследок наша общая фотограяия. Теперь хочу такую рубаху.

Тур в Екатеринбург и на международный фестиваль «Малахитовая шкатулка» прошел при поддержке администрации Екатеринбурга, тематического парка «Парк сказов» и сообщества путешественников travel_russia. Огромное спасибо всем организаторам и лично Наталье Ларионовой.

Подписаться на журнал
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.

Поделитесь ссылкой:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Майские праздники 2033
  • Маланья голова баранья сценарий
  • Маланка праздник украинский
  • Майские праздники 2030
  • Малайзия праздники 2022