Малахитовая шкатулка сценарий спектакля

В рамках "Дней народной культуры" учащиеся знакомятся с народным творчеством.

23.10.2014

Сценарий театрализованной программы «Малахитовая шкатулка»

Катунькина Ирина

педагог дополнительного образования

В рамках «Дней народной культуры» учащиеся знакомятся с народным творчеством.

Оценить




2342

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СЦЕНАРИЙ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПРОГРАММЫ

«МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА».

Автор: Катунькина Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г.Трехгорный, 2014

Театрализованная программа «Малахитовая шкатулка» организована в рамках городского фестиваля «ДНИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В фойе ЦДТ располагаются выставки декоративно-прикладного творчества общеобразовательных школ города.

Работают МАСТЕР-КЛАССЫ: «Кукла-оберег», Оригами, «Народные игры и забавы «Делу — время, а потехе — час».

В выставочном зале проходит кукольный спектакль «Теремок».

В фойе расположен камень, на котором написано: «Направо пойдешь — к народным умельцам попадешь», «Налево пойдешь – в сказку «Теремок» попадешь»

«Направо завернешь – в игру попадешь», Все испытания пройдешь – в малахитовую шкатулку попадешь».

Возле камня сидит Старичок-Лесовичок. Он встречает гостей праздника.

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, люди добрые, ребятишки, малышки! Я – старичок — лесовичок Хранитель леса уральского! В моем лесу много тайн скрыто, а одну тайнуя вам открою! Лес — не только для нашей забавы , он- богатство уральской Земли! А сколько самоцветов в земле нашей – видимо-невидимо! И если человек к этим самоцветам руки свои приложит – получится настоящее богатство! Вот сижу я здесь- этот камень охраняю, и вас поджидаю! Пройдете все испытания трудом, мастерством и умением – попадете в малахитовую шкатулку – и все самоцветы перед вами раскроются.

«Старичок-лесовичок направляет группы детей на мастер-классы.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЦДТ

Звучит сказочная музыка (тема Бабы-яги). Н авансцену выходит Баба-яга.

Баба-яга: Фу-фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Чую, гости ко мне в лесную чащу пожаловали! С добром, али с худом?

В зал заходят Никита, Полина и Аня с Лесовичком.

Дети: С добром идем, Баба-Яга!

Поднимаются на сцену.

Б.-Я.: И что же вас привело ко мне?

Лесов.: Под большим шатром

Голубых небес,

вижу даль лесов зеленеется.

Никита: И на гранях их, выше темных туч

Цепи гор стоят великанами.

Аня: И во всех концах света белого

Про нашу Родину идет слава громкая!

Полина: Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною,

Вечно радуют кого-то наших прадедов работы.

Лесов.: Знаем, знаем, Баба-Яга, что ты можешь открыть нам тайну малахитовой шкатулки!

Б.-Я.: И кто же вам про это сказывал?

Никита: На Руси уж так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец!

Полина: Парни здесь — мастера, ловко правят все дела.

Аня: Да и девушки под стать, им не станут уступать,

А как праздник наступает — весь народ гулять идет

Дружно водит хоровод!

Б.-Я.: Хороводы водить – не цепом молотить. Орать — не пахать!

Лесов.: Баба-яга, не противься! Покажи дорогу к малахитовой шкатулке!

Б.-Я.: Так вы все сговорились? Выполните мое задание, тогда и судачить будем!

Лесов.: Говори скорее!

Б.-Я.: Есть у меня волшебные клубочки, пусть они побыстрее катятся, какой быстрее прикатится ко мне, с тем и в дорогу пойдете!

ИГРА С ЗАЛОМ «ПЕРЕДАЙ КЛУБОК».

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Б.-Я.: Вот вам клубочек, куда покатится, туда и пойдете! А приведет он вас прямо к Хозяйке Медной горы, у нее малахитовая шкатулка, а там самоцветы, да все талантливые: поют и танцуют!

Никита: Спасибо, Бабулечка-Ягулечка.

На сцене танцевальный коллектив и Хозяйка Медной горы.

Хозяйка: Милости прошу, гости дорогие! На самоцветы моей шкатулки пришли посмотреть? Вот они, мои таланты, самоцветы уральские драгоценные камушки!

Так сияют, радуют глаз и душу, таланты народные!

«РУССКИЙ ТАНЕЦ»

ВЫХОД НИКИТЫ И ХОЗЯЙКИ.

Никита: Да, ведь это сама Хозяйка! Ее одежда-то, как я сразу не приметил!

Хозяйка: Ну, что, Никита, нравятся мои самоцветы? А как играют, танцуют в хороводе. Вот, смотри, наигрыш заиграет, они и запоют!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «В ГОРНИЦЕ».

ВЫХОД АНИ И ХОЗЯЙКИ.

Аня: Нельзя ли Хозяйка, у тебя денек, другой погостить? Может научусь чему-нибудь?

Хозяйка: Иди-ка, дитятко, погляди на мое рукоделье, коли поглянется, я тебя выучу, а сейчас, смотри и запоминай!

«УТУШКА», «У НАШЕЙ СВЕТЛИЦЫ»

«КАК ПО МОСТИКУ ТЕСОВОМУ»

АНСАМБЛЬ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДШИ.

ВЫХОД АНИ И ХОЗЯЙКИ.

Аня: Очень нравятся каменья самоцветные, красиво тут у вас. Только устала я, спать хочется, а где прилечь можно?

Хозяйка: Баю-баюшки- баю, баю девочку мою!

Спи, усни, угомон тебя возьми!

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ», «ГАРМОШКА-ГОВОРУШКА» Д.МОИСЕЕВА.

ДШИ.

ВЫХОД НИКИТЫ И ХОЗЯЙКИ.

Никита: Хозяйка, говорят, есть такой невиданной красоты цветок каменный. Покажи его!

Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь. Мысли об этом цветке не уйдут, захочется такой же изваять. Может попытаешься сам!

Никита: Без этого цветка мне жизни нет! Покажи!

Хозяйка: Держись, молодец, закрой глаза, перенесемся на восток, там тоже красивые цветки, сначала на сакуру посмотришь, может, что для своего цветка что и возьмешь!

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «САКУРА».

ВЫХОД АНИ И НИКИТЫ.

Аня: У нас сегодня день чудес, у нас радость до небес!

Никита: Чему радуешься? Вот запал мне в душу цветок и хочу я его из камня высечь!

Аня: Ну, чем тебя, Никита, развеселить? А хочешь я тебе варежки свяжу? (Пританцовывая.) Как свяжу я рукавицы нарумяненным девицам. Рукавицы необычные, очень уж нарядные, и на вкус приятные!

«РУКАВИЧКИ БАРАНОВЫЕ»

ВЫХОД ПОЛИНЫ И ХОЗЯЙКИ.

Хозяйка: Ты зачем в мой лес забралась? Чего тебе? Камень что ли хороший ищешь? Любой бери, да уходи поскорей!

Полина: Не надо мне твоего мертвого камня. Зачем Никите голову камнем задурила? Он ходит сам не свой. Только и мечтает цветке каменном.

Хозяйка: Ишь, смелая какая, твоя взяла! Вот тебе мой подарок: пусть Никита хорошим мастером станет, у лучших мастеров учится, тогда и каменный цветок у него в руках заиграет!

«СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ»

«ПОСМОТРИТЕ, КАК У НАС В МАСТЕРСКОЙ»

ВЫХОД АНИ И НИКИТЫ.

Никита: Знаешь, Аня, с детства не научишься, всю жизнь намучишься!

Аня: Это ты о мастерстве говоришь?

Никита: Твои щечки разгорелись, любо-дорого смотреть, не пора ли песню спеть?

«УТУШКА-ЛУГОВАЯ» АНСАМБЛЬ «АПРЕЛЬ»

ВЫХОД ПОЛИНЫ И ХОЗЯЙКИ.

Полина: А у нас сегодня день чудес, вот так радость до небес! Мы к тебе в гости пришли, открывай свою шкатулку!

Хозяйка: Я гостей ждала, наряжалася, бусы красны надевала, украшалася!

«РУССКИЕ МАТРЕШКИ»

ВЫХОД БАБЫ-ЯГИ И НИКИТЫ.

Баба-яга: Ну, что, молодец, нашел свой каменный цветок, да малахитовую шкатулку?

Никита: Ты, бабуля, всякий цветок в наших местах знаешь?

Баба-Яга: Знаю, милок, знаю! Поди сюда! Как по лугу пойдешь, так маков цвет увидишь, на горе-то, калина стоит, а вдоль горы — черна ягода растет!

«А Я ПО ЛУГУ», «МАКОВ ЦВЕТ», «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА», «ЧЕРНА ЯГОДА»

Хозяйка: Ну, Никита, выбирай — как быть? Со мной, да с моими самоцветами останешься? Или домой пойдешь?

Никита: Нет, к людям пойду, а про твои самоцветы я все понял. Талант и творчество нашего народа, свои корни нельзя забывать!

Хозяйка: Смотри, Никита, еще открываю свою малахитовую шкатулку! Дивись маленькими самоцветными камушками.

«ПИРОГИ», «ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»

ВЫХОД АНИ И ПОЛИНЫ.

Аня: Любо мастерицы поют,

Словно лебедушки плывут!

Полина: Ну-ка, девицы, выходите,

Свое творчество покажите!

«ВО КУЗНИЦЕ», «ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ»

ВЫХОД ХОЗЯКИ И ВСЕХ ГЕРОЕВ.

Хозяйка: Вот она — моя шкатулка малахитовая! Вот где каменья-самоцветы – это наши участники фестиваля!

Никита: Примите слова признательности и благодарности, уважаемые педагоги!

Аня: Большое вам спасибо за сохранение традиций пропаганду народной культуры, за ваше творчество и вдохновение!

Никита: Вас на сцену приглашаем,

Честь и славу воздаем

Мы таланты прославляем,

О России мы поем! ФОН.

ВЫХОД НА СЦЕНУ ПЕДАГОГОВ, АГРАЖДЕНИЕ.

Полина: Пусть всех весенний ветер дразнит,

Нам жить без творчества нельзя!

Не уходи из сердца праздник,

До новых праздников, друзья!

ФОН. ЗАНАВЕС.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/68414-scenarij-teatralizovannoj-programmy-malahitov

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий «Малахитовая шкатулка»

Музыкальное оформление:

1. Песня из мультфильма «Малахитовая шкатулка» 2. В.Городовская,
Сказ, (исп. О.Алексеева, альбом «Музыкальные вечера в Гнесинке, гусли) 3. Л.
Половинкин, музыка из советских сказок 4. Фрагмент из русской плясовой
«Чеботуха» 5. Композиция «Русские гусли» (альбом Славянский фольклор) 6.
Классическая музыка для детей «Сказка» (Аренский) 7. Сочинение 118 «Сказ о
каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр
Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский 8.
Песня «Не бойся сказки..» из мультфильма «Дом для Кузьки» 9. Е.Стрельников
«Гусли»

1. Ну что ж, друзья!
Всем снова «здрасьте»

Команда
«Агон» из школы «Согласие»,

Готовы
снова бой держать.

2.
Вас
просим всех нас поддержать.

Аплодисментами,
вниманием,

За
актёрское старание.

1.
О
чём хотим вам рассказать?

Да
просто сценку показать,

2. И обратить ваш
взор всех снова

На
сказы  батюшки Бажова.

1.
Жаль,
с ним мы не встречались лично,

Но
для всех нас не секрет,

Писал
сказы он отлично,

Ему исполнилось
сто сорок лет.

2.
Суровый
край: леса и горы

Всё
это так нам всем знакомо.

1. Природа-матушка
сама

Сюжеты
сказов подсказала.

Будь
лето то, или зима,

Чудес
вокруг людей не мало.

2.
Герои
– люди все простые,

Парни,
девки молодые.

1. Им лениться не
пристало

Все
у него они с Урала.

2.
Был 
тот из них вознаграждён

Кто
в дело искренно влюблён.

1. Ведь недаром
говорится:

«работа
мастера боится»

2. Ну что ж, друзья,
тогда начнём

И
артистов позовём.

На
сцену выходят мальчики.

1
ученик.
Эй,
Данилко, чё сидишь,

И на
цветочек всё глядишь?

2
ученик.

Вот Прокопьич наш придёт,

По
затылку надаёт.

Данилко. Посмотри, какая
жилка,

Словно
змейка пробежала….

1
ученик.

Недокормыш ты, Данилко,

2
ученик.

Кормили, видно, тебя мало!.

Выходит
Прокопьич.

Прокопьич.
Чего
орёте недоладом,

Выпороть 
вас, что ли надо?

Может,
хватит баловаться,

Пора,
робяты, вожголяться.

1
ученик.
Я
шкатулку смастерил…

Прокопьич.
Да
ты же камень-то убил.

Нет,
работать так негоже

Мешкотный
ты у нас Егорша.

Малахитчиком
не стать

Егор. Ну почему?

Прокопьич.
Дак
надо сноровлять.

2
ученик.

А я , Прокопьич сделал брошь…

Прокопьич.
Ой…
Заскокал-то, словно вошь.

2
ученик.

Я, Прокопьич, молодец?

Прокопьич.
Шмыгало
ты и шельмец.

(показывает
на Данилко)

А Недокормыш
, что там мается?

Егор.
Да
как обычно… умовается.

2
ученик.

То травинкой себя тешит,

Егор.
То
цветок у носа держит,

Прокопьич.
Косоплётки
всё плетёте?

Нет,
чтоб камень околтать…

2
ученик.

Да мы, Прокопьич, все в работе

Прокопьич.
Да
хватит вам мне ревливать.

Прихоронитесь-ка,
робяты,

С
Данилкой побалакать надо.

Мальчики
уходят.

Я
вижу, ты не изробился,

Кажи-ко
мне, над чем трудился?

У
Недокормыша надсада…

Данилко. Мне цветочек
сделать надо,

Чтоб
к сердцу моему пришёл…

Но я
рисунок не нашёл.

Рассмотрел
я все травинки,

На
окне твоём садинки,

Прокопьич. Ну и чо?

Данилко. Да всё напрасно…

Прокопьич. Всё с тобою,
паря, ясно.

Оха,
знать-то я поймаю

Данилко.
А
чо делать-то?

Прокопьич. Не знаю!
Приказчик тоже мне зараз

Выдал
барина приказ

Чтоб
ты , Данилко, сделал чашу

В
виде дивного цветка,

Она
всех чаш должна быть краше

Ну
чо смогёшь?

2
ученик.

Кишка тонка.

Прокопьич.
А
ну-ка цыц вы, зло отродье,

Сами-то
чего могёте?

Дурмашки
лишь перебирать,

Да
языками почесать.

(обращаясь
к Данилу) А ты, запончик надевай,

Да
кумекай

Данилко.
Чо?

Прокопьич.
Вникай!

Я
начну тебя учить

как
камень к меди присадить,

Но
сначала околтать,

Зарез
сделать, фаску снять,

На
глазок всё как примерить,

Полер
навести, где склеить…

Данилко. А образец где
чаши взять?

Прокопьич.
Смогу
тебе я подсказать,

Папор
скоро зацветёт,

Как
образец он подойдёт

Но
цветок тот не простой,

В
народе кличут – воровской.

Данилко.
Видал
я папора цветок,

Он
как бегучий огонёк.

Клады,
молвят, открывает,

Прокопьич.
Вот-вот…
и разум затмевает.

Всё,
это парень мой, не то

Есть
ещё один цветок,

(мечтательно)
Вот такой бы сделать, паря!

Он
как живой, хоть и из камня!

Данилко.
Прокопьич!
Его видел ты?

Прокопьич.
Свят!
Свят! Свят! Язык мой к нёбу

Хозяйки
медной он горы…

Погубил
народу много.

Данилко.
Чо,
цветок такой красивый?

Прокопьич.
Обладает
страшной силой,

Кто
хоть раз цветок увидит,

Навсегда
тот грешный, сгинет.

Данилко.
Да-а-а!
Баская, вышла байка…

Прокопьич.
А
всему виной Хозяйка.

Коль
по вкусу кто придётся,

В
горе он так и остаётся.

(обращаясь
к Данилу) О цветке ты не мечтай,

Что
услышал – забывай.

Попроще
чашу ты сваргань,

Да и
думать перестань.

На
сцену снова выходят ведущие.

1. Хотите знать, что
было дальше?

Вам
мы, так и быть, расскажем.

2. Данилко чашу
смастерил

Ту,
чо барин заказал,

Потратил
он немного сил,

Но
ночами плохо спал.

Всё
никак забыть не мог

Хозяйки
каменный цветок.

3. Задумал сделать
он такой же,

Разум
потерял похоже.

Стал
Хозяйку он искать,

Да и
камень подбирать.

4. И вот однажды так
случилось,

Хозяйка
перед ним явилась.

В
малахитовой одёжке,

При
короне, при серёжках,

И
Даниле говорит:

Дам
тебе я малахит,

Сделаешь
такой цветок,

Какой
придумать себе смог.

4. А Данилко всё
внимает,

Да
потом и отвечает,

И
без страха так, неспешно:

Нужен
малахит, конечно,

Только
дай его потом,

Можно,
хоть одним глазком

Цветок
из камня посмотреть,

А
потом и умереть.

5. Какой, смешной,
Данилко, право,

Пришёлся
знать-то он по нраву,

Хозяйке
медной –то горы…

Повела
его в сады.

1. А там деревья все
такие

Стоят,
как будто бы живые,

2. А вкруг их растёт
трава,

Из
мрамора и змеевика.

3. Промеж деревьев
пляшут змейки,

И
золотые все, злодейки.

4. Полянка в
бархатных кустах,

И в
малахитовых цветах.

5. От ветра всё в
саду колышется,

Звон
колокольчиков повсюду слышится.

1.
Хозяйка
бровью повела,

Улыбнулась
и ушла.

2. А Данилко был и
рад

Что
Хозяйки-то не стало

«Вернёшься
ты ко мне назад!»

Только
лишь в ушах звучало.

3. Над чашей стал он
вновь трудиться,

Никак
не мог остановиться,

4. И когда лишился
сил

Понял,
что Цветок забыл.

И
впрямь, скажите, кто из нас

Запомнил
бы цветок за раз.

5. Вот и Данилко наш
не смог,

Вспомнить
Каменный цветок.

1. И говорили все в
ту пору,

Вернулся
он обратно в гору.

Бросив
всё, невесту, дом…

2. А что было-то
потом?

3. Что дальше было –
не гадайте

Бажова
сказы вы читайте.

4. Терпение,
упорство, труд

Вас
на страницах сказов ждут.

5. И чудо с тем лишь
происходит,

Кто
дело по душе находит.

1. Читайте батюшку
Бажова,

Всё
будет в жизни вашей –

Все:
КЛЁВО!

УРАЛЬСКИЙ
ГОВОР

Вожгаться- длительно и упорно трудиться

Умоваться -лишаться ума, заговариваться.

Папора-папоротник

Мешкотный -медлительный , требующий много времени

Здоровьем скудаться — болеть

Надсада -напряжение от непосильной работы, потеря
здоровья.

Сноровлять — проявить ловкость, сноровку, улучив время,
момент; ухитряться, умудряться

Косоплетки плести – сплетничать

Робята — ребята

Прихоронился — спрятался

Заробить — сделать

Шельмец – плут обманщик

Ревливать – жаловаться

Запон – фартук

Садинка – цветок (комнатный)

Оха поймать. Нажить горя, впасть в горе, когда приходится охать.

Околтать камень — обтесать

Полер навести — отполировать

Фаску снять -обточить грань

Малахитчик-рабочий, обрабатывающий малахит

Присадить-прикрепить к дереву, металлу

Зарез- срез камня под определенным углом

Дурмашки – малоценные камни горного хрусталя

Шерловые шарички- ценный камень, черный турмалин.

Шмыгало – быстрый, ловкий человек

Раскумекал – понял

Понужать – заставлять

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17, г. Челябинска»

Сценарий утренника по творчеству П. П. Бажова

«Сказы из малахитовой шкатулки»

(старшая группа, подготовительная группа)

Составил: Горбунова Юлия Раильевна

воспитатель подготовительной

к школе группы

Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова.

Задачи:

1. Побуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной атмосферы.

2. Актуализировать знания о содержании сказов П. П. Бажова.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей.

4. Воспитывать чувство гордости за литературное наследие Урала.

Материал:

— портрет писателя;

— книги П. П. Бажова;

— выставка рисунков, по сказам П. П. Бажова;

— предметы из сказов (шкатулка, камни);

— презентация по сказам П. П. Бажова.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихотворений о сказах П. П. Бажова.

3. Чтение сказов «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хозяйка медной горы»

Ход мероприятия:

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий 1:

 — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

 — Верно, это — Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 1 слайд с портретом писателя)

Ведущий 2:

 — Его друзья писатели говорили о нём так:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы».

• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом».

• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

Ведущий 1:

-На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Но его произведения называют сказами, а не сказками.

Ведущий 2:

— А скажите ребята, что такое сказ? (ответы детей)

(Сказ – это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек. Герои – обычные люди.)

Ведущий 1:

— Уважаемые, ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный творчеству Павла Петровича Бажова.

 Павел Бажов родился 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (слайд 2).

Родители писателя: Августа Стефановна и Петр Васильевич (слайд 3).

Ведущий 2:

— Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).

Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка» (слайд 4, 5).

Ведущий 1: — История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле. В этом году 28 января исполнится 142 год со дня его рождения.

Ведущий 2: — Ребята, а скажите, какие сказы Бажова вы знаете?

Дети: — Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце… (На экране слайды 6-14)

Появляется в зале под музыку Хозяйка Медной горы (слайд 15)

— Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитницей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова. В нашем путешествии мы еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Слайд 16. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!

(Звучит русская народная музыка).

Хозяйка Медной горы:

 — Вот мы и в сказке.

Дети рассказывают стихи: Вика, Кристина, Илья

Ребёнок 1: На дворе пурга в окно стучится

В комнате уютно и темно

Мне сегодня что-то вдруг не спится.

Ночь уж на дворе стоит давно.

Ребёнок 2: Начинает мама тихо сказы

О хозяйке, что живёт в горе.

Вижу я Данилушку и сразу

Ящерки мелькнули на заре.

Реб. 3: И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло

В царство сказов дедушки Бажова

На Урал, как птицу, занесло…

Ведущий 1:

— О чем же Бажов писал, какой край прославлял?

— Нам богатства эти дал

Край родной, родной (Урал).

(Исполняется песня — хоровод)

А вот и первое задание из малахитовой шкатулочки.

Задание 1:

Узнай сказ по отрывку.

• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка») Слайд 17

• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце») . Слайд 18

• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка») .Слайд 19

— А теперь попробуйте отгадать мои загадки:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка …. (Даренка) Слайд 18

2. Шапочке Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Голубая змейка) Слайд 17

5. Как кукленка, девочка

Спляшет вам с припевочкой.

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне.

Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка) Слайд 19

Хозяйка Медной горы:

 — Молодцы, все загадки разгадали.

Ведущая 2: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. Слайд 20 (Игра проводится под музыку)

После игры все занимают свои места.

Хозяйка Медной горы:

В моей волшебной шкатулке есть предметы из сказов, я предлагаю вам отгадать из какого сказа каждая вещь и кому она принадлежала.

Задание 2 «Чья вещь?»

1. Костер.

2. Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей).

3. Камешки.

Ведущий 1: (обращается к хозяйке медной горы):

 — Посмотрите, сколько рисунков приготовили дети вместе с воспитателями и родителями по сказам П. П. Бажова. (Рассматривание выставки)

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось, как здорово вы справились со всеми моими заданиями. А от меня примите подарок. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи!

Ведущий 2: 

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

(ведущие вместе) «Спасибо, добрый дедушка Бажов».

— Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала. Ребята кроме него есть и другие писатели и поэты Ю-Урала, которые жили и живут рядом с нами в городе Челябинске. С одним из поэтов Ю-Урала Ниной Васильевой Пикулевой мы встретимся лично. Она придет к нам в детский сад. До новых встреч!

16

Литературно – интеллектуальная игра

«Чудеса из малахитовой шкатулки»

Сценарий

Цель: — познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

          — показать красоту и нравственную сторону сказов П.П.Бажова

Задачи: — повышение читательской активности через развитие интереса детей к творчеству П.П. Бажова;

— воспитание патриотических качеств;

— социализация детей средствами театрального искусства;

— развитие эмоциональной сферы ребёнка через театральные постановки;

знакомство с ремеслом камнерезов;

— знакомство с разнообразием самоцветных камней;

— воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других  нравственных качеств человека;

— развитие творческих способностей учащихся;

Приветственное слово. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отмечаем юбилей удивительного человека, писателя, который воспел Уральский край, людей, живущих в этом краю – тружеников, владеющих мастерством работы с камнем и сталью. А зовут этого человека П.П.Бажов.

Показ презентации «П.П.Бажов».

Слайд 2. В нашей стране есть замечательный край. Уважительно люди относятся к нему, с почтением называют его «Седой Урал», «Урал – Батюшка». А само слово «Урал» с переводе с башкирского означает «пояс».

Слайд 3. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом».

Слайд 4. Богат Урал не только горами, лесами, реками и озёрами, но и старинными легендами и преданиями.

Собрал их, переработал и донёс до нас очень мудрый человек –

Павел Петрович Бажов.

Слайд 5. (П.П.Бажов и его книги).

Слайд 6. П.П.Бажов родился в 1879 году в городе Сысерти.

Слайд 7. Отец — Пётр Васильевич работал мастером на металлургическом заводе,

мать — Августина Степановна была кружевницей.

Слайд 8. Про своё детство П.П. Бажов написал повесть «Зелёная кобылка».

А в 1960 году по этой книге был снят фильм «Тайна зелёного бора»

Слайд 9. Сначала будущий писатель посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, затем продолжил образование в Екатеринбургском духовном училище. В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию.

Окончив духовную семинарию, Павел Петрович стал народным учителем. Он

учил детей грамоте, а во время школьных каникул отправлялся странствовать по родному краю, смотрел, как «люди живут», пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, столяров, литейщиков и других мастеров.

Слайд 10. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Так как его фамилия родственна диалектному глаголу «бажить», имеющему значение «колдовать», он придумал псевдоним Колдунков. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле».

Слай 11. В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов.

Слайд 12. У Павла с Валентиной родилось всего семеро детей. Они создали идеальную семью; бесконечно уважали друг друга; в болезнях, бедности и в трудных ситуациях всегда сохраняли нежные отношения. У тех, кто знал эту семью, сохранились самые лучшие воспоминания о Бажовых.

Сдайд 13 – 15. Фото тс видами Урала.

Слайд 16. Уральские мастера в этих легендах и сказах пытались найти объяснение несметным богатствам наших недр.

Слайд 17. Больше всего на Урале различных камней (минералов): драгоценных, полудрагоценных, поделочных.

Слайд 18. Фото.

Слайд 19. Самый распространённый, самый уральский камень – это МАЛАХИТ.

Слайд 20. Фото.

Слайд 21. На Урале родилось слово «самоцвет». Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей).

Слайд 22. Самоцвет – это камень, который сам светит.

Слайд 23 — 26. Урал – родина алмаза, изумруда, яшмы, орлеца и других камней.

Слайд 27. Живёт у нас и хранительница самоцветов – Медной горы Хозяйка:глаза зелёные, косы чёрные, платье из шёлкового малахита. Очень часто она предстаёт перед людьми в образе зелёной ящерки. Сказ про Хозяйку Медной горы открывает первую страницу в сборнике П.П.Бажова под названием «Малахитовая шкатулка».

Слайд 28. Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. «Тайные сказы» он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко — рассказчика из произведения «Малахитовая шкатулка».

Главная тема сказов Бажова — простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной Горы была известна в уральском фольклоре также под именами Малахитница, Горная  матка,  Каменная  девка,  Золотая  баба, девка Азовка, или же в мужском обличье — Горный  дух,  Горный  старец,  Горный  хозяин.

Слайд 29. Внимательно изучая историю уральских заводов, Бажов узнал, что в Златоусте в начале XIX века трудился замечательный мастер Иван Бушуев. Именно ему Павел Петрович посвятил сказ «Иванко-Крылатко».

Слайд 30. Златоустовские мастера славились варить булат. Вы знаете что это такое? (Ответы детей).

Булат — очень прочная сталь. Из неё делали сабли, ножи и другое холодное оружие. Это оружие украшали различными узорами: животными, людьми, сценами из истории. Такое мастерство называлось «гравюра на стали» или «чеканка».

Слайд 31. В те времена признанными мастерами считались немцы. Они могли так изобразить коня, что каждый завиток на его гриве будет отчётливым. Поэтому немецкие мастера считали, что среди русских никогда не будет равного им мастера.

Но вот появился на заводе молодой мастер, который сумел перещеголять немецких мастеров. Он изобразил на рукоятке сабли крылатых коней. Эту идею ему подсказала его невеста Ксения. Немецкое начальство, конечно, выгнало Бушуева с завода: «Где это видано, чтобы конь с крылами был!»

Слайд 32. Но вскоре на завод приехал царь вместе со старым генералом. Решил царь пожаловать генералу за заслуги его ратные саблю. Вот и выбрал генерал бушуевскую работу да ещё похвалил Бушуева – «мастер с полётом, крылатый человек».

Бушуева, конечно, вернули на завод, но после этого все стали

Звать его Иванко – Крылатко.

Слайд 33. За свою недолгую жизнь Иван Бушуев сделал очень многое. Его работы хранятся в музеях Москвы и Петербурга.

Слайд 34. Посмотрите внимательно на работы Ивана Бушуева. Вы видите, что он рисовал на оружии сцены из русской военной истории, охоты, изобразил сам процесс изготовления оружия на заводе.

Слайд 35. А конёк Иванко — Крылатко стал символом Златоуста.

Слайд 36. О другом известном мастере -литейщике — Василии Фёдоровиче Торокине Бажов рассказывает нам в сказе «Чугунная бабушка».

Слайд 37. Завод в городе Касли славился фигурным литьём из чугуна. Но литейщики отливали непонятные для русского человека фигурки греческих богов. Василий Торокин задумал отлить из чугуна простую русскую бабушку Анисью Бескреснову, добрую, работящую. Василий Фёдорович часто видел её за прялкой. Вот и получилась такая «Чугунная бабушка». Немецкое начальство, конечно, запретило лить

из чугуна простолюдинов. Но талант всегда найдёт себе дорогу, и

разлетелась «чугунная бабушка» по всему свету, а вслед за ней и другие работы Торокина.

Слайд 38. На всемирной выставке в Париже в 1900 году каслинское литьё получило Золотую медаль.

Слайд 39. Каслинские мастера были очень благодарны П.П.Бажову. В знак своей признательности они отлили из чугуна многих героев бажовских сказов.

Слайд 40. В сказах П.П.Бажова — вся красота Урала, его быт и культура. А самое интересное в сказах то, что какие бы фантастические он ни были, всегда в них мы видим людей труда. Сказ «Чугунная бабушка» заканчивается очень мудрыми словами: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то».

Ну, вот вы и познакомились с биографией этого удивительного человека. А теперь, пришла пора узнать, как вы подготовились, ведь сегодня мы отправляемся в путешествие по Уральским сказам.

А начнём мы сегодняшнюю игру с Домашнего задания.

1 Конкурс – «Домашнее задание». Команды инсценируют отрывок из предложенных сказов П.П. Бажова. Команда – соперница должна угадать и назвать этот сказ.

За этот конкурс баллы получают обе команды.

2 балла – команде, которая показала отрывок, учитывается актёрское мастерство и элементы костюмов.

2 балла – команде – сопернице за правильный ответ.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь настала пора проверить ваши знания сказов. И в качестве разминки, предлагаю командам ответить на вопросы кроссворда. А пока команды работают, мои помощницы – Огневушка-Поскакушка и Катя – Данилкина невеста, зрителям загадки позагадывают. Хранитель времени проследит, чтобы команды справились с заданием, в отведённые на этот конкурс 5 минут. Комнда, ответившая на большее количество вопросов кроссворда получает 2 балла, вторая команда – 1 балл.

  1. Конкурс. Разминка. Кроссворд.

Для зрителей — загадки.

Загадки

Посказки

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная… (земля)

В глубинах гор, /чудесных/ гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы? (Уральские горы)

(По А. Юнусу)

Путь его далёк и долог

Ищет залежи … (геолог)

Он был когда-то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды.

(каменный уголь)

Это топливо. Им топят печку.

При сжигании этого топлива выделяется большое количество тепла и энергии.

А этот — прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки,

Он службу большую несёт,

Высоко-высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка —

Прозрачная, тонкая льдинка.

(горный хрусталь)

Когда-то этот минерал считали льдом, замерзшим настолько, что его невозможно растопить. Применяется: в радиотехнике и для изготовления украшений, люстр, предметов посуды (бокалов, ваз и т.п.)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного … (малахита)

Я увидел свой портрет,

Отошёл — портрета нет. (зеркало)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно —

Укусит. Ясно? (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь. (ящерица)

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (лиственница)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! —

Удрала, а хвост в руках. (ящерица)

Кто на своей голове лес носит? (олень)

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (кошка)

Деревянная шея,

Железный клюв.

Кричит: «Тук-тук-тук!» (молоток)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (змея)

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте —

Неленива я в работе. (кошка)

Ведущий: А теперь, ребята, вас ждёт следующий конкурс – «Малахитовая шкатулка». За каждый правильный ответ викторины команда получает 1 балл. Команды по очереди отвечают на каждый вопрос викторины, затем на слайде появляется правильный ответ. Жюри своевременно ставит баллы командам. Зрители могут принести баллы своей команде в случае затруднения.

  1. Конкурс «Малахитовая шкатулка». Презентация с ответами.

1.Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?

а) алмазный перстень;

б) драгоценное оружие;

в) малахитовую шкатулку;

г) волшебную палочку

2. Что находилось в малахитовой шкатулке?

а) деньги;

б) женские украшения с драгоценными камнями;

в) золото;

г) уральские самоцветы

3. Что сказал Настасье о ценности малахитовой шкатулки знающий человек?

а) что грош ей цена;

б) что стоит она двести рублей;

в) что больших тысяч она стоит;

г) что ни у кого нет столько денег, чтобы купить эту шкатулку

4. О чём просила Настасью Танюша, когда была маленькой?

а) продать шкатулку;

б) подарить шкатулку царице;

в) никому не продавать шкатулку;

г) спрятать шкатулку от посторонних глаз

5. Какому рукоделию обучила Танюшу женщина – странница?

а) резьбе по малахиту;

б) вышивке бисером по шёлку;

в) плетению из лозы

г) вязанию;

6. «Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зелёные. И вся-то она изукрашена

дорогими каменьями, а платье на ней из зелёного бархата с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?

а) во сне;

б) в голбце, как в зеркале;

в) во дворце;

г) на картинке

7. Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина – странница?

а) клубок;

б) пуговку;

в) пяльцы;

г) иголку

8. Почему Настасья всё же продала малахитовую шкатулку?

а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было;

б) нужно было отдать долги;

в) понадобились деньги старшим сыновьям;

г) из-за этой шкатулки были одни неприятности

9. Почему все мастера, к которым обращалась барыня, купившая шкатулку, отказали ей в переделке драгоценностей, лишь только оглядывали шкатулку, а на камни даже не смотрели?

а) барыня давала мало денег;

б) им жалко было переделывать такую красоту;

в) боялись испортить украшения;

г) считали, что им не по плечу тягаться с мастером, изготовившим шкатулку и украшения, подразумевая под мастером Хозяйку Медной горы

10. При каком условии Танюша согласилась выйти замуж за

молодого барина Турчанинова?

а) если он вернёт ей отцовское подарение – малахитовую шкатулку;

б) если он сделает её богаче царицы;

в) если он ей покажет царицу в палате, обделанной малахитом, добытым отцом Танюши;

г) если он предложит ей жить в столице

11. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?

а) её ослепила красота Танюши;

б) её поразили украшения Танюши;

в) ей стало плохо от большого скопления людей;

г) на её глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой

12. Что Турчанинов видел каждый раз в пуговке, которую подобрал с полу после исчезновения Танюши?

а) малахитовую шкатулку;

б) Хозяйку Медной горы;

в) смеющуюся Танюшку, которая говорила ему обидные слова;

г) подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

13. Что после этого случая сказывали люди?

а) будто барин Турчанинов сошёл с ума;

б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;

в) будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях видели;

г) будто ничего этого не было.

Ведущий: Молодцы, ребята! Славно поработали, переходим к следующему конкурсу.

  1. Конкурс Дидактическая игра «Сложи сказ». Командам предлагается конверт с набором слов и с названиями двух сказов. Задача команд разложить слова для соответствующих сказов. За выполненное задание команда получает 2 балла.

«Серебряное копытце» — Кокованя, хризолит, кошка Мурёнка, Дарёнка.

«Голубая змейка» — Марьюшка, гребешок, золотой обруч, Голубкова невеста.

«Синюшкин колодец» — Илья, перья, бабка Лукерья, решето.

«Огневушка – Поскакушка» — Федюнька, филин, дедко Ефим, Золотая Редька.

Ведущий: Пока команды выполняют задание, предлагаю болельщикам выступить в роли толкователей слов, ведь в сказах Бажова встречается много слов, которые сегодня не используются в речи. Что же они обозначают, нам помогут объяснить наши болельщики. За каждый правильный ответ они принесут 1 балл своей команде.

  1. Игра с болельщиками «Объясни словечко». (презентация с ответами).

Парун — жаркий день после дождя

Бадожок — дорожный посох, палка

Зарукавье — браслет

Робить — работать

Изробиться — выбиться из сил от тяжелой работы

Обутки — обувь

Голбец — подполье; чулан около печки, где делается ход в подполье, обычно зовётся голбчик.

Косоплетки плести — сплетничать

Ширинка — полотенце; отрезок ткани по всей её ширине

Удобриться — стать добрым, ласковым (чаще притворно)

Хитник — грабитель, вор, хищник

6 Конкурс «Серебряное копытце». Презентация с ответами.

За каждый правильный ответ к5оманда получает 1 балл.

  1. Кем Дарёнка приходится Коковане?

а) дочкой

б) внучкой

в) никем

2. Как Какованя заманил к себе Дарёнку?

а) куском хлеба

б) сказкой про козла

в) малиновым вареньем

3. Чем летом занимается Кокованя?

а) обрабатывает землю

в) охотится

в) добывает золото

4. Как можно было зимой узнать Серебряное копытце?

а) по следам

б) по ветвистым рогам

в) по следу из драгоценных камней

5. Что такое зимний балаган?

а) маленькая временная избушка

б) цирк зимой

в) ярмарочное представление зимой

6. Почему Кокованя оставил Дарёнку одну в балагане?

а) он пошёл за лошадью, чтобы было на чём привезти солонины;

б) она разболелась, и ей нужен был врач;

в) он пошёл на охоту

7. Для чего Дарёнка взяла с собой нитки и ткань?

а) чтобы сшить себе юбку;

б) сшить Коковане рубаху;

в) шить кукле платья

8. Что такого сказала Дарёнка, что «Козёл о пяти ветках» рассмеялся?

а) она спросила не видел ли он дедушку;

б) она очень смешно удивилась;

в) она стала приманивать его, как домашнего

9. О чём сожалела Дарёнка?

а) что не удалось погладить козлика;

б) что Мурёнка исчезла вместе с козликом;

в) что на утро все камни снегом засыпало

10. Какие камешки стали находить по тем ложкам, где скакал козёл?

а) изумруды

б) рубины

в) хризолиты

Ведущий: Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже отлично справились. Продолжаем игру.

  1. Конкурс «Каменный цветок». Презентация с ответами.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Какое прозвище было у Данилки?

а) Недокормыш

б) Оборвыш

в) Доходяга

2. Сколько лет было Данилке, когда он попал в ученики к малахитных дел мастеру Прокопьичу?

а) 10

б) 8

в) 12

3. За что селянки любили Данилушку ?

а) он был хорош собой;

б) умел искуссно играть на рожке;

в) был умелым резчиком по дереву

4. Какими знаниями владела бабушка Вихориха?

а) знала силу в травах;

б) была хорошей грибницей;

в) знала толк в камнях

5. Когда приказчик стал считать Данилу мастером и написал барину, что, мол, объявился у нас новый мастер по малахитному делу?

а) когда Данила сделал шкатулку;

б) когда Данила показал приказчику, чему его научил Прокопьич?

в) когда он выточил змейку из цельного камня

6. Как звали невесту Данилы?

а) Анна;

б) Катя;

в) Дарья

7. От кого Данилушко узнал про каменный цветок?

а) от Прокопьича;

б) от Кати;

в) от старика-мастера, который ещё Прокопьича учил

8. О чём попросил Данилушко Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на Змеиной горке?

а) чтобы научила понимать силу камня;

б) чтобы показала каменный цветок;

в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши

9. О чём предупредила Данилу Хозяйка Медной горы?

а) что он забудет о людях, когда увидит каменный цветок;

б) что он рано или поздно вернётся к ней;

в) что на земле он забудет о том, что видел каменный цветок

10. К чему понуждали Катю родственники после исчезновения Данилы?

а) чтобы она вышла замуж за другого человека;

б) чтобы она искала Данилу;

в) чтобы уехала в город

11. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?

а) шитьём и вязанием;

б) малахитным ремеслом;

в) стала прислугой в богатом доме

12. Что потребовала Катя у Хозяйки

Медной горы, когда оказалась в её владениях?

а) показать каменный цветок;

б) вернуть Данилу;

в) наделить её богатством

  1. Конкурс «Чьи это вещи?»

(Если останется время).

  • Дурман – цветок (каменный)? (Даниле – мастеру «Каменный цветок»).

  • Малахитовые серьги. (Танюшке. «Малахитовая шкатулка»)

  • Голубой платок (Огневушке – Поскакушке).

  • Шапка с зелёными камушками (Коковане, «Серебряное копытце»)

  1. Конкурс «Чей портрет»? Презентация с ответами.

1.Коса ссиза – чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают,

будто листовая медь. Небольшого росту , из себя ладная.

А одежда и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, Хоть рукой погладь. («Медной горы Хозяйка». Малахитница

  1. Вдруг из самой средины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками,

подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит , что и сказать нельзя. (Огневушка – Поскакушка).

  1. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький.Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки. (Данилко. «Каменный цветок»)

  2. Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. На наших

девчонок будто и вовсе не походит. Вот и росла та девчонка на приметеу людей. Ровно и всамделе гарусинка из праздничного пояса выпала – далеко её видно. И хоть она не шибко

к чужим людям ластилась, а всяк ей…. (Танюшка. «Малахитовая шкатулка» )

5.Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на

голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует

Ветерок – и разнесёт старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие,

да такие большие, будто им тут вовсеи не место. (Бабка Синюшка.

«Синюшкин колодец» ).

6. Кафтан это на ем, штаны – всё жёлтое, из золотой, слыш-ко,

поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, тоже из парчи, только с зеленью. Шапка жёлтая, а справ и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо жёлтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнёшь их. Только глаза зелёные и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково.

(Великий Полоз.«Про тВеликого Полоза». )

Ведущий: Дорогие ребята, вы прекраснго справились со всеми без ислючения заданиями, показали прекрасные инсценировки сказов П.П.Бажова, и сейчас настало время подвести итоги. (Жюри подводит итог игры). Награждение победителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Малахитовая шкатулка праздник
  • Майские праздники 21 года на календаре
  • Маланья русские народные праздники
  • Майские праздники 2033
  • Маланья голова баранья сценарий