Маланка праздник украинский

Скоро еще один праздник - Старый Новый год – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гуляния, праздники, старый новый год на развлекательном портале Fishki.net

Автор:

11 января 2017 08:00

Скоро еще один праздник — Старый Новый год. Каждый его празднует по-разному, кто-то вообще игнорирует, но существуют и интересные традиции празднования этой даты например украинский праздник Маланки.

1.

Праздник Маланки отмечают в канун Нового года (31 декабря по старому стилю, 13 января по новому), еще его называют Щедрым вечером, или Щедрой (Второй) кутьей.

Праздник Маланки отмечают в канун Нового года (31 декабря по старому стилю, 13 января по новому), еще его называют Щедрым вечером, или Щедрой (Второй) кутьей.

2.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

3.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

4.

Праздник Маланки еще называют самым разнузданным праздником Украины

Праздник Маланки еще называют самым разнузданным праздником Украины

Источник:

В отличие от Святого вечера во время Щедрого ужина накрывают богатый стол, где преобладают мясные блюда. В некоторых селах Винницкой области, даже кровянки, которые являются традиционным новогодним блюдом, называют «маланками», а также выпекают специальный хлеб «Маланку»

5.

Маланка – это прежде всего народные гулянья.

Маланка – это прежде всего народные гулянья.

Источник:

В некоторых источниках он описан как скромное театрализованное действо: песни, щедровки, прогулки с «козой», танцы с участием парней, переодетых в костюмы главных персонажей праздника – Бабы Маланки и Деда Василя. Во многих областях Украины до сих пор празднуют именно так.

6.

В некоторых регионах этот праздник празднуют с особым размахом — медведями, цыганами, переодетыми пожарными, санитарами, заключенными и т.д.

В некоторых регионах этот праздник празднуют с особым размахом - медведями, цыганами, переодетыми пожарными, санитарами, заключенными и т.д.

Источник:

7.

Например знаменит городок Вашковцы Черновицкой области. Из года в год жители всех окрестных сел съезжаются сюда на парад костюмов. В ночь с 13 на 14 ближе к 23.00 на улицах появляется пестрая толпа ряженых.

 Например знаменит городок Вашковцы Черновицкой области. Из года в год жители всех окрестных сел съезжаются сюда на парад костюмов. В ночь с 13 на 14 ближе к 23.00 на улицах появляется пестрая толпа ряженых.

Источник:

8.

Специально для Маланки местные умельцы «тюнингуют» свои автомобили под шинки, тюрьмы, пожарные машины и даже пиратские корабли.

Специально для Маланки местные умельцы «тюнингуют» свои автомобили под шинки, тюрьмы, пожарные машины и даже пиратские корабли.

Источник:

9.

Народ гуляет вовсю!

Народ гуляет вовсю!

Источник:

10.

Маланка – это не совсем карнавал.

Маланка – это не совсем карнавал.

Источник:

Сегодня карнавальные костюмы отражают современную действительность — многие переодеваются в костюмы милиционеров и даже известных политиков. На Вашковецкой Маланке можно встретить Юлию Тимошенко и Виктора Януковича.

11.

Самые популярные — баба и медведь

Самые популярные — баба и медведь

Источник:

12.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

13.

Некоторые забавы бывают грубыми и довольно злыми, хотя существует негласное правило — женщин и детей не трогать

Некоторые забавы бывают грубыми и довольно злыми, хотя существует негласное правило - женщин и детей не трогать

14.

Среди обрядовых действий, происходящих в Новогоднюю ночь, можно назвать соревнования отрядов ряженых меланкарей — стенка на стенку среди ряженых персонажей

Среди обрядовых действий, происходящих в Новогоднюю ночь, можно назвать соревнования отрядов ряженых меланкарей - стенка на стенку среди ряженых персонажей

Источник:

15.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

16.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

17.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

18.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

19.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

20.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

21.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

22.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

23.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

24.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

25.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

26.

Украинский праздник Маланки  - удивительное и шокирующее действо

Источник:

Источник:

Ссылки по теме:

В январе на юго-западе Украины, неподалёку от румынской границы произошли события, которые остались неизвестны широкой публике.

Я видел своими глазами — как люди в масках, одетые в полицейских и солдат, перекрыли все дороги, останавливали машины, проверяли салоны, вымогали деньги и ценности. Когда меня остановили люди в масках и с оружием, стало не по себе. Вспомнилось, что на Донбассе начиналось похоже.

1 Архаровцы останавливают машину и требуют взятку. Лучше не отказываться, может закончиться плачевно: были случаи, когда нежелавших платить разворачивали вместе с машиной, опрокидывая её с колёс на крышу.

2 Я подготовился к встрече с коррупционерами заранее, наменял мелких гривен и взял с собой бананы и шоколадки: даже не в качестве взяток, а чтобы самому не умереть от голода в течение долгого дня.

3 На третьем кордоне мне надоело платить за проезд, даже мелкими гривнами, и я попытался откупиться сосиской от существа в резиновой маске.


4 Но стоило проехать ещё с километр, как наткнулись ещё на один пост, и этот был похож на настоящий. Тут уже бананом не отделаешься. «Значит так, давайте 20 гривен и не тратим время друг друга зря» — серьёзно сказал мужчина в военном камуфляже и в маске на лице. Испытывать судьбу даже в шутку не хотелось, в конце-концов, это лишь правила игры, и отправлясь на Маланку, я автоматически соглашался быть готовым и не удивляться ничему.

5 В блокировании дорог участвуют очень разные люди: подростки, мужчины, девушки, даже дети сбиваются в «банды», чтобы зарабатывать таким образом. В некоторых местах «блокировщики» устанавливают потешные шлагбаумы, где-то – переодеваются в форму работников полиции, как украинской, так и румынской, а для пущей убедительности заклеивают номерные знаки своих автомобилей синими наклейками. На ходу – не отличишь. Где-то парни в балаклавах стоят на дороге вместе с настоящими сотрудниками правоохранительных органов – в день Маланки все смешалось и перевернулось с ног на голову.


6 День Святой Мелании приходится на канун Старого Нового Года – 13 января. Это один из самых почитаемых в народе религиозных праздников, так называемый «Щедрый вечер». Традиционно в разных регионах Украины этот день отмечают театрализованными представлениями с участием Маланки (обычно переодетый юноша), ее суженного Василя, козы, черта, царя, еврея и прочих персонажей.

7 В румынских селах Маланка – это карнавал, в котором нет никаких правил и ограничений для фантазии. Каждый населенный пункт или даже отдельный его район создает собственное представление с особыми легендами, персонажами, костюмами и сценарием. Кто-то одевается в цыган, кто-то – в медиков, кто-то – в библейских персонажей, кто-то – в охотников.

8 Ряженые выглядят потешно, но уж очень реалистично. Они не актёры, обычные сельские парни, возможно никогда не бывавшие в театре. Они и не играют свои роли, они ими живут. Кровавые порезы нарисованы, сабля тупа, но своё подсознание не обманешь — чувствуешь энергетику человека и ощущаешь первобытный страх, что этот дикарь набросится и изрубит в капусту. Он и мог бы, вот только для маланкарей не существует зрителей, мы словно невидимки…

9 В Маланке принимают участие молодые люди от 8 до 20 с небольшим лет, неженатые. Примерно за неделю до действа они собираются всем кутом (частью села), выбирают руководителя и назначают людей на роли, а потом вместе готовят к карнавалу костюмы и атрибутику.

10 Каждый кут имеет собственное самосознание, историю, традиции и, конечно же, собственную Маланку, совершенно не похожую на соседские. Маланки эти ходят по дворам своего района, а после обеда собираются вместе на центральной улице.

11 Костюмы и роли видоизменяются, но действующие лица и сам сюжет остаётся незыблем и расказывает об охоте на медведя. По версии одного из кутов медведи выглядят, как стога сена.

12

13

15 Несколько десятков участников Маланки заходят из двора во двор, где разыгрывают одинаковое действо – сцену охоты на медведей. Танцуют юные девушки, изображающие цыганок, водят хоровод юноши, вооруженные дубинками парни шуточно избивают своих товарищей в костюмах медведей.

16 После представления гостей двора ждёт угощение от хозяев.

17 Конечно же, им наливают. И дают деньги, от от нескольких сотен до тысячи гривен, в зависимости от достатка двора и того, насколько понравилось выступление. Вырученные средства помогают покрыть хотя бы часть расходов на подготовку, на изготовление костюмов тоже приходится потратиться.

18 Крылатые медведи.

19 Это не предназначено для посторонних глаз, это праздник для своих, пока что еще самый настоящий, не туристический. Главные зрители этого действа – сами жители Красноильска, в чьи дворы заходит Маланка. На взрослое веселье из-за забора одного из домов смотрит компания из совсем маленьких детей, лет по 5-6. Они тоже одеты, как участники Маланки: девочка носит красную юбку цыганки, мальчик – миниатюрный костюм крылатого медведя. Родители устроили своим чадам праздник – пройдет лет десять, и те станут настоящими участниками Красноильской Маланки, знаменитой на весь мир.

20 По традиции, в представлении принимают участие обычно только мужчины. Жещины наблюдают со стороны и делают фотографии на память.

21 Маланка — не только для молодых. Пожилые жительницы Красноильска с удовольствием приходят посмотреть на праздник, надевая лучшие наряды.

22 Мужички не наряжаются, но не забывают захватить бутыль для согрева. И вспоминают, как сами когда-то маланковали.

23 Костюм крылатого медведя весит больше 40 килограммов.

24

25 Несколько раз отыграв в своих дворах, куты двигаются в центр Красноильска, чтобы влиться в огромный праздничный поток людей и зверей на главной улице.

26 Через ветхий деревенный мост крылатые медведи переходят осторожно, боком.

27 Сам праздник Маланки, его персонажи и общая атмосфера очень напомнили народные гуляния в австрийской глухомани. Там местный ежегодный карнавал называется «Епифанией» и представляет собой рождественский обход дворов ряжеными в костюмы животных и нечисти: вместо медведей рогатые крампусы, вместо охотников — бабки Ёжки…персонажи другие, но общая стилистика похожа.

28 Тысячи зрителей идут пешком к центру Красноильска, время от времени к обычным зрителям вваливаются разгорячённые маланкари в костюмах.

29 Местные девчули.

30 Здесь, на главной улице, к традиционным карнавальным персонажам добавляются герои, передаленные на современный лад.

31

32 Здесь и пародии на популярные музыкальные группы.

33 И ИГИЛовцы с Путиным. Человке в маске президента России почему-то был одет в белый халат.

34 Красноильская Маланка аполитична, но каждый видит в этом свой собственный смысл. На самом же деле, каждый персонаж карнавала представляет собой символ человеческих пороков или добродетелей. Так, вместо медведя на цепи могут возить козу, а вместо охотника в «свите» может быть и Брежнев в костюме врача, так как всегда должен быть представитель власти.

35 Были целые медицинские бригады на раскрашенных автомобилях, и власть свою они показывали по-полной.

36 Хватали на улице приглянувшихся девушек, волокли в свои «амбулансы» и там когда в шутку, а то и всерьёз домогались.

37

38 Пленники ждут своей участи. Забирали всех, даже фотографов, поэтому мне сказочно повезло.

39 А вот этому мужчине не позавидуешь, скрутили его доктора да как начали лечить…

40 Красноильск стал территорией вне времени и пространства. Всё перемешалось, Путин и медведи, врачи и террористы. Из соседней Румынии приехал наряд пограничной полиции с огромной клеткой-прицепом.

41 И всех снова в клетку, первым делом — девушек посимпатичнее.

42 Оксюморон никак не хотел рассеиваться, и когда из полицейской машины вышел Борис Николаевич Ельцин, в костюме и со стопкой, я уже ничему не удивлялся.

43 Маланка — один из главных праздников в сельской части западной Украины. Праздник называют ещё Щедрым вечером, когда накануне ряженые ходят по домам и щедруют — поют песни, танцуют и желают удачного года, а в ответ получают от хозяев сладости и радости.

44 Но увидеть такое красочное и масштабное костюмированное представление можно лишь в Черновицкой области, в сёлах Красоильск и Вашковцы, причём каждый год карнавальные костюмы разные. Если хотите чего-то необычного, советую в следующем яваре отправиться в путешествие по Украине: побывать на одной из двух Маланок (оказаться на обеих будет сложно, так как они проходят одновременно), на следующий день посмотреть на парад маланкарей в самих Черновцах (об этом расскажу завтра).

45 И помните, здесь всё не по настоящему, но искренне и от души!

46

47 Но это ещё не всё: следующим утром всё продолжится с ещё большим размахом в Черновцах, областном центре края. «Маланка фест» — местный буковинский карнавал, дающий фору даже бразильскому. В чём, спросите?

48 В смелости, оригинальности и нетрадиционности. Да, голых девиц вы здесь не встретите, всё же январь месяц на улице, но гигантские движущиеся фигуры, слепленные в буквальном смысле из «Жигулей» и палок поразят ваше воображение. Семиметровый Скуби-ду с кивающей головой, Кинг-Конг, оседлавший разбитую «Волгу»…кстати, голова у пёсика качается не просто так, а чтобы не задевать троллейбусные провода в центре города. Вопрос только как всю эту красоту везли в Черновцы, прямо в таком виде по дорогам?

49 На фестиваль съезжаются из десятков деревень и сёл западной Украины, ведь Маланку отмечают повсюду в этом крае.

50 Здесь и любимые с детства персонажи кино…

51 …и свободные импровизации маланкарей. «Костюмы» и сюжеты могут быть абсолютно любыми, хоть двугробый быковерблюд, свирепо мычавший на прохожих. Как раз вот этот бычара и боги Олимпа получили призы фестиваля за оригинальность.

52

53

54 Если понравился пост — ставьте лайк, пишите коммент и приходите завтра в 10 утра читать продолжение репортажа про Украину. А я хочу сказать спасибо Sixt Ukraine за предоставленный для путешествия Renault Duster. Было здорово!

А главное, кому спасибо — Максиму sicheslavets Беспалову, открывшему для меня мир Маланки, в Красноильск мы ездили вместе, и при написании материала я взял за основу его прошлогодний репортаж в «Вокруг света».

Васильев вечер (также Васильева коляда, Щедрый вечер, Маланка) 2023 отмечается 13 января. По старому стилю он приходился на канун Нового года. В этот праздник люди накрывают богатые столы, много едят и веселятся.

Содержание статьи

  1. История праздника
  2. Традиции и обряды праздника
  3. Праздничный ужин
  4. Гадания
  5. Приметы и поверья

История праздника

Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого –  архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. К основным заслугам святого относят изобретение иконостаса и написание проповедей. Василий Великий умер 1 января 379 года. После перехода с юлианского на григорианский календарь Православная церковь продолжила чтить его память по старому стилю (14 января).

Название «Маланка» происходит от имени преподобной Мелании Римляныни, в честь которой 13 января установлен церковный праздник.

Традиции и обряды праздника

Васильев вечер отмечается народными гуляниями. В этот праздник люди ходят в гости поздравлять друг друга, носят угощения.

Васильев вечер считается благоприятным периодом для молитв. Люди верят, что Господь в этот день прислушивается к просьбам людей. Они просят в молитвах о счастье, здоровье и благополучии для себя и близких людей.

В селах после заката солнца молодежь собирается в компании щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам, поют обрядовые песни, в которых прославляют семью хозяина, желают благополучия и богатого урожая. За это они получают вознаграждение в виде сладостей и денег.

В некоторых домах в этот день принято устанавливать обрядовый сноп из колосьев прошлогоднего урожая – дидух. Его размещают в самом видном углу дома. Дидух символизирует дух нового урожая. В конце святочных праздников сноп сжигают.

Праздничный ужин

В праздничном меню присутствует запеченная рыба, жареный поросенок, студень со свиными ножками, домашние колбасы, пироги с грибной и мясной начинками, вареники. На столах также можно увидеть запеченную свиную голову. В качестве десерта хозяйки подают рулеты с начинкой из мака или орехов, пряники, медовые пироги, ягодные кисели. Среди алкогольных напитков популярны вина и шампанское. Некоторые хозяйки готовят к праздничному ужину кутью. Они варят ее из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда, мака, изюма, грецких орехов, кураги. В отдельных регионах в кутью щедро добавляют сало.

Гадания

13 января на земле царит особая атмосфера волшебства, которая наилучшим образом подходит для совершения гаданий и заговоров. В Васильев вечер люди обращаются к святым духам и нечисти, чтобы узнать события будущего. Среди молодых незамужних девушек популярны ритуалы на суженого и дату будущей свадьбы. Для проведения магических обрядов используются специальные атрибуты: свечи, зеркала, вода, бумага, кольца, еловые ветки.

Гадания на Старый Новый год

Приметы и поверья

  • Если в ночь с 13 на 14 января на небе много звезд, то урожай ягод будет хорошим.
  • На праздничном столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, а в семье царил мир и лад.
  • В Васильев вечер не следует давать деньги взаймы, иначе весь год пройдет в долгах.
  • В канун Старого Нового года следует надевать новую красивую одежду светлых тонов, чтобы весь год был удачным.
  • Если у хозяйки на Щедрый вечер получится вкусная кутья, то за столом ее нужно полностью съесть. В случае если угощение выйдет неудачным, его следует выкинуть в прорубь.

Канун Старого Нового года отмечается с особым размахом. После завершения Великого сорокадневного поста люди могут вдоволь отпраздновать наступление года, насладиться деликатесами, праздничными блюдами и напитками. Васильев вечер признан удачным периодом для гаданий и загадывания желаний. Все предсказанное и задуманное в этот праздник должно исполниться в ближайшем будущем.

Читать ~4 мин.

И вот к нам тихо шурша январскими лужами и серостью деревьев «в неглиже» подкрадывается еще один новый год. На этот раз Старый! У россиян канун этого праздника издавна назывался Щедрый вечер. Ужин в этот день был богатым — колбасы, жареное мясо, жаркое, поэтому называли его щедрым, а отсюда и название праздника — Щедрый вечер. Нынче он с гуляниями, щедривками и хождением ряжеными компаниями сохранился в России, пожалуй, в глубокой провинции. А вот братья-украинцы до сих пор шумно отмечают этот вечер в канун Старого Нового года, который называется у них праздник Маланки (или Меланки, так говорят чаще в Восточной Украине) и Василя (Василия), поскольку по христианскому календарю – 13 января отмечается еще и день преподобной Мелании (Маланки, Меланки) Римлянки, скончавшейся в 439 году, а на следующий день – святого Василия Великого.

Фреска с изображением святой Мелании.

Начинался праздник Маланки в каждом доме с ужина. Щедрый вечер (бытует и такое название в Украине) был богат на разные народные ритуалы. Например, прежде чем начать трапезу, хозяйка просила детей выйти из дома (зимой – на улицу, на мороз??!!), а перед отцом, который сидел за столом, клала столько пирогов, чтобы его не было видно. Затем детей звали в горницу, и они (наученные мамой!) удивленно спрашивали: Мама, а где наш тату (укр. – отец)?
Отец из-за баррикады пирогов спрашивал: А разве вы меня не видите, детки?
Те дружным хором отвечали: Нет, не видим, тату!
На что отец резюмировал, таким образом, желая благополучия семье и дому: Дай Бог, чтобы и в будущем году вы меня так же не видели!
Ну, а после ужина в гости в каждый дом приходили ряженые в масках с песнями-щедровками.

Татьяна Борисовна Зеленченко (Украина, род. 1951) Меланка, из цикла «Украинский год».

***
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я.
А пан, як господар.
Господиня, як калина.
А діточки, як квіточки.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Вечером и до полуночи, то есть тогда, когда «владычествует» всякая нечистая сила, щедрующие обходят дома. Сам обряд прихода в гости называют маланкувание, а его участников – маланкарями. На Маланку ходят щедровать часто группы парней. По давней традиции роль главного обрядового персонажа — Маланки – должен исполнять именно парень (мужчина), переодетый в женский народный костюм. Называется это действо «водить Маланку».

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Обряд, происходивший от аграрно-магических обычаев древних славян-язычников, в XIX веке трансформировался в своеобразный сельский карнавал, в котором важное место занимают брачно-свадебные мотивы. Традиционные образы ряженых на Маланку включали также маски животных — Козы, Медведя, Журавля, Быка, Коня, а также персонажей Деда и Бабы.

Михал Эльвиро Андриолли (Michał Elwiro Andriolli, Polish, 1836-1893) Kozy jazdy (Вождение козы). 1876 г.

***
Щедрик-Петрик, дай вареник!
Ложечку кашки, наверх колбаски.
Этого мало, дай кусок сала.
Выноси скорей, не морозь детей!
Сколько осиночек, столько вам свиночек;
Сколько ёлок, столько и коровок;
Сколько свечек, столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья, славного зимовья.
С Новым годом, со всем родом!

Николай Иванович Ткаченко (1866 -?) Святочные гуляки в Малороссии. 1894 г.
Судя по женской юбке и платку на голове у центрального «гуляки», дело происходит в канун нового года на праздник Маланки.

Во время обходов щедрования ряженые песнями славили хозяев, желали им здоровья и достатка, за что получали вознаграждение. Причем хозяевам необходимо было задобрить щедровальщиков — тогда и весь год будет счастливым и богатым. Ряженых не только кормили-поили, но и давали продукты и деньги. А за это, вернее, перед этим, гости-щедровальщики играли на музыкальных инструментах, танцевали, проводили обрядовые игры с масками, например, «аттракцион» «Вождение козы».

Рисунок Л.С. Ленчевского и Т.Н. Сафоновского к этнографическому описанию обряда Коза. 1926 г.

Опять же по обычаю, закончив ритуальный обход, утром щедровальщики шли на любой перекрёсток, чтобы сжечь «Дидуха» — сноп соломы, который стоял от Святого вечера до Нового года. Как и в ночь на Ивана Купалу народ прыгал через костёр, совершая обряд очищения от общения с нечистой силой.

Татьяна Михайловна Сипович Ряженые. 2006 г.

Обычай проведения Маланки ярко описан в драме украинского драматурга Михайла Старицкого «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» (Ой, не ходи, Гриша, да на вечерницы).
А в Черновцах, например, с 2011 года туристическая организация «Палитра Буковины» проводит ежегодный фольклорно-этнографический фестиваль «Маланка-Фест», основная идея которого — презентация Черновицкой области, как края, в котором сохранены этнические традиции и народные праздники. Это праздник с музыкой, танцами, спектаклями и диковинными костюмами, театральными действами и национальным колоритом.

Афиша фестиваля

Я залез на сайт фестиваля, посмотрел рекламные ролики — впечатляет! Сначала парад всех участников по улицам города. На фестиваль приезжают коллективы городов и сел Черновицкой, Тернопольской, Ивано-Франковской и Хмельницкой областей. А затем шоу-марафон (представление каждой команды) на центральной площади города! При этом каждый регион представляет свои особенности и традиции, костюмы и театральные действа. В общем, здорово!


Маланка

Завтра старий Новий Рік,
Маланку всі святкують,
Ще до Христа тисячі літ
Віншують і щедрують.
Гарне свято, щедра кутя…
Ери міняють покоління
На землі цвіте життя,
Сіє, жне і добира насіння.

Григорий Божок 2013 г.

Кстати, подобный Маланке обряд существует на юго-востоке Сербии. Называется он «Сыровары» (серб. Сировари). Накануне Старого Нового года ряженые сыровары (в основном, парни) посещают сельские дома. Они рядятся персонажами свадебной процессии – невестой, женихом, дед, баба, свекровь, сваты и т.д. «Невеста», как правило, держала в руках «ребёнка», сделанного из полена и тряпок, и искала в каждом доме его отца. Участники процессии стучат палками, звенят и шумят, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения). Само представление сыроваров было насыщено эротическими шутками и пожеланиями, того, кто умудрялся парня, переодетого в «невесту», ущипнуть за задницу, в новом году ждала любовь.

Алексей Григорьевич Потапенко (Украина, род. 1941) Меланка идет по селу.

***
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
Та ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.

(Уверен, у вас получится прочесть на украинском языке, если вместо буквы и – произносить звук Ы, вместо i – И, а вместо е — Э). А смысл, если и не станет понятен, то уверяю, — это добрые пожелания на весь новый год!

С Маланкой вас, братья-славяне!!!

Стиль Арлекино GIF

Украинцы привыкли отмечать Новый год дважды – 1 и 14 января. Но это не просто потому, что мы любим праздники. Даже не потому, что любим поесть и попеть. Некоторые не задумываются о древних обычаях, а празднуют Старый Новый год по привычке, потому что всегда так делали.

malanka

14 января – праздник Василия, издавна отмечается в Украине

У римлян день преподобной Мелании традиционно завершал год, а день святого Василия начинал новый. В народном воображении эти образы превратились в устойчивую пару, стала привязана к реальным историческим фигур (князя Владимира Великого и его матери Малуши). А в обрядовых текстах можно найти отголоски правовых норм и некоторых деталей быта Х века.

Этот день – праздник нового года по старому стилю, что сопровождается традиционными обрядами с переодеванием ряженых, щедривками и сеянием. А накануне Василия – праздник Маланки, один из самых веселых и колоритных.

malanka3

Вечер перед Новым годом называют «щедрым» и «богатым»

Пост уже прошел, и хозяйки готовят много вкусного – колбасы, вареники, блины. В этот вечер щедровали. За щедривки платили деньгами или продуктами.
Маскарад в вечер перед Василием сегодня стал просто развлечением. Наряду с традиционными персонажами – козой, бабушкой, дедом, медведем, цыганом – сегодня уже появляются и новые, современные. Однако в древности переодевание выполняло важные магические функции.
Такой задачей для ряженых было отгонять злых духов, приносить здоровье, обеспечивать урожай. Злые силы надо было напугать или обмануть. Для этого служили причудливые маски, калаталки, болтушки и тому подобное. Эти языческие мотивы и традиции свидетельствуют о древнем происхождении праздника.

photo1-vi (1)

В каждом регионе Украины этот день имеет свои особенности

Самое интересное, пожалуй, в Буковине. Праздник даже сегодня заканчивается купанием в реке. Ежегодно здесь проходят фестивали Маланок. В этом году он состоится уже в шестой раз. Это уникальный праздник, где представлены не только украинские традиции. В буковинскую яркую мозаику сложились румынские, молдавские, бессарабские.

Свидетелями захватывающего действа могут стать все жители Черновцов и гости города 15 января.

46942_3

Традиционно девушки маланкували преимущественно у окон, а ряженые просились в дом. Однако заходить можно было только с разрешения хозяев.

Якобы, Коза замерзала и начинала топать – проситься в дом, а когда заходила, пыталась боднуть присутствующих. Под конец песни она всегда «умирала». Это символизировало окончание плодородия и зимнюю «смерть» всего живого.

Однако важным был момент «оживления»: чтобы привести козу в чувства, ее надо было рассмешить, чем и занимались все присутствующие. Сперва пелись величальные песни в честь всех членов семьи, а потом песни о Маланке.

Девушка, переодетая в Маланку, при этом активно пританцовывала и имитировала руки, о которых шла речь в песне.

Случались даже настоящие соревнования групп меланкарей – чаще в полночь на перекрестках, мостах или кладках. Это были как коллективные, так и индивидуальные соревнования. Если каждая группа выдвигала своего представителя. Кстати, а соревнования чаще начинали медведи.

Все щедривки – радостные и оптимистичные, ведь важен не только сам текст, но и настроение, с которым его выполняешь. Ведь стоит самому верить в то, чего желаешь. Почему часто желают благополучия и богатства? Это обусловлено как самим характером занятий украинцев-земледельцев, так и тем, что Василий издавна считался покровителем земледелия и мог помочь с хорошим урожаем.

Вещие приметы в первый день нового года

  • Если ночь ясная – год будет счастливым; если день будет солнечным, то урожайным.

ContentImageHandler (2)

  • В некоторых регионах Украины в этот вечер хозяева «пугали» деревья, которые плохо плодоносят. Мужчина угрожал срубить его, если так будет продолжаться и дальше, а женщина после замешивания теста для новогоднего хлеба, обтирала руки о дерево и перевязывала его. А так как растения в эту ночь получали чудесную способность – говорить на человеческом языке – с ними можно было договориться.
  • Животные, кстати, также могли разговаривать на понятном людям языке и могли даже пожаловаться Богу на хозяев, если те плохо с ними обращались.
  • Обязательно побелить печь – еще одна традиция. Считалось, что накануне Нового года она танцует.

Утром 14 января мальчики ходят от дома к дому и колядуют. Они обязательно посещают родственников и крестных, желают им здоровья и благополучия. Посевают только мальчики, а зерно (чаще всего пшеницу) они насыпают в перчатку. При этом поздравления и пожелания адресованы как всей семье, так и каждому в отдельности – родителям, детям, дядям и тетям.

Сегодня далеко не все помнят о первоначальном ритуальном значении этих обрядов. Однако важно другое: украинцы не забывают об их существовании и делают все возможное, чтобы их поддерживать и распространять.

С Новым годом!

Оцените статью:

Загрузка…

А той другий праздник…

Українська святочність своїми кульмінаційними моментами має зимову тріаду – Святвечір і Різдво Христове, Маланки та Святого Василія, і Водохреща. Про це щороку неодноразово нагадують слова колядки “Добрий вечір тобі, пане господарю”. Пригадуєте: “А той другий праздник – Святого Василя…”? А Маланка – то переддень, так би мовити, Старого Нового року. Так вже склалось, що упродовж історії час святкування Нового року українцями змінювався аж чотири рази! У наших пращурів він збігався із початком землеробських робіт, тобто був навесні, 22 березня, – у день весняного рівнодення. Ви ніколи не замислювались, до прикладу, чому найважливішою традицією Старого Нового року є саме засівання домівок? Або чому найвідоміша у світі щедрівка починається словами “Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка, стала собі щебетати, господаря викликати”? Бо вони, власне, і є відголосками традицій наших пращурів, що святкували Новий рік саме навесні. Із прийняттям християнства на Русі візантійський календар почав потроху витісняти старий, а проте офіційно на Русі визначили початок Нового року як 1 вересня лише наприкінці XV століття. 1699 р. за указом Петра I Новий рік перенесли на 1 січня. Після більшовицького ж перевороту, 24 січня 1918 року, радянська Росія вирішила наздогнати решту світу і перейти з “архаїчного” юліанського календаря на григоріанський. Цього дня прийняли відповідний декрет: “З метою встановлення… однакового майже з усіма культурними народами обчислення часу запровадити після закінчення січня цього року новий календар. Перший день після 31 січня цього року вважати не 1 лютого, а 14-го лютого, другий день вважати 15-м і так далі”. Так у наших прадідів рівно 100 років тому “конфіскували” 13 днів. А відтак створили привід для тих, хто не сприйняв більшовицьких “реформ”, вже у ніч з 13 на 14 січня наступного, 1919 року святкувати не лише офіційний Новий рік (за новим стилем), але й, віддаючи данину традиціям, т.зв. Старий Новий рік, якому цьогоріч виповнилося 99 років. І триватиме отак, принаймні доти, поки українці святкуватимуть за юліанським календарем головні християнські свята – Різдво, Водохреща, Святого Миколая тощо.

Щедрий вечір. Маланки Старий Новий Рік і Василя, що припадають на 14 січня, завжди були улюбленими святами українців. З ними пов’язували найкращі сподівання, завбачували добробут, родинну злагоду, щедрий урожай тощо. Вечір ж напередодні Старого Нового року називається Щедрим або Маланчиним вечором. Опівночі люди виходили на подвір’я – слухати, як новий рік проганяє старий. Вважалося, що найуважніші можуть навіть почути лайку між ними: старий рік хоче забрати із собою усе, а новий намагається віддати лише лихе. Потім господар зв’язував солому та сіно у три в’язанки; одну ніс до клуні, а решту – на подвір’я та в садок (це ж робили з дідухом). Підпаливши їх, дим спрямовували так, щоб він обкурював фруктові дерева, “аби добре родили в новому році й не побив їх мороз”. Бо Новорічний вогонь вважався священним – спопеляє усі торішні негаразди, очищає людські душі від скверни. Маланки, або ж щедрий вечір проводять за святочною вечерею – щедрою кутею. Якщо на Святвечір було дванадцять пісних страв, то на Щедрий – вже і смажені ковбаси, і пироги. У деяких регіонах, зокрема на Гуцульщині та Поліссі, є традиція: батько ховається за пирогами, а коли матір запитує дітей, чи бачать вони батька, відповідають: ні, не бачимо. Тоді батько каже: дай Боже, щоб і на наступний рік ви мене не бачили за горою пирогів. Так пророкують багатство, щедрий врожай, достаток у родині. До слова, на Новий рік годиться пити не одну чарку, а дві – щоб старі в парі жили, а молоді собі пару знайшли. А після опівночі виходять на двір: якщо дерева стоять в інеї, а вгорі безхмарне небо і миготять зорі – прийде рання весна, а погода сприятиме врожаю. А ось щоб рік був багатим, вмийтеся… копійками. Але акуратно: якщо хоч одна монетка впаде – до витрат. Водіння ж Кози, коли вона помирає та народжується, символізує завершення та початок року. “Маланки та Василя – це два різних свята, 13 січня – Маланії Римлянки, 14-го – Василія Великого, – пояснював Олексій Доля. – Але народ їх поєднав, як, наприклад, у дитячій щедрівці: “Меланка ходила, Василька водила: Васильку, мій татку, пусти мене у хатку… Молітеся люди, ось вам Христос буде. Щедрий вечір, добрий вечір!” “У Карпатах якраз на Василя існував обряд “одружити піч”. Піч, як жіночий символ, на Маланку фарбували, розписували, вичищали. А ритуальні страви жінка подавала у чоловічій шапці, що символізувало запліднення, – каже Олена Івановська. – Наші традиції сповнені ідеями нескінченності, потреби ділитися тим, що маєш, почастувати, віддати часточку своєї душі та любові, щоб світ став добрішим”

.Василя: посівання

У день Старого Нового року Церква відзначає пам’ять Святителя Василя Великого – архієпископа, що за свої духовні подвиги отримав дар зцілення і молитвою вилікував багатьох важкохворих. Він опікувався бідними і немічними, влаштував для них притулок, а сам вживав лише хліб, сіль та воду. Із приходом Василя починалися нові обрядові дійства. Найважливішою традицією Старого Нового року є посівання осель збіжжям. Посівати починають з самого ранку, до сходу сонця, ходячи від хати до хати і бажаючи господарям щастя, здоров’я, щедрого врожаю. Спершу – власну домівку, потім у хрещених батьків, родичів, знайомих і сусідів: “Ой роди, Боже, жито-пшеницю, всяку пашницю! Добридень! Будьте здорові! З Новим роком та Василем!.. На щастя, на здоров’я, на Новий рік!” “Ходять тільки хлопці, бажано маленькі або підлітки, словом, незаймані, – наголошує Олена Івановська. – Існує звичай першого полазника, тобто першого гостя, який переступить поріг оселі в Новий рік. Якщо дівчата і щедрували, то лише під вікнами, в хату не заходили, їх обдаровували на вулиці. Вважалося поганим знаком, коли першою заходила в хату жінка. Щоб не випробовувати долю, господар посилав сина, аби той переступив поріг хати і засіяв свою родину. Хлопчика ж садовили на лаву і казали: “Сядь, щоб у нашій хаті сідали кури, гуси, качки, рої і старости”. Зі щедрувальниками й колядниками асоціювали долю, добро, прибуток на прийдешній рік. У давнину, якщо хату обходили колядники, це було трагедією, таку родину вважали пропащою. А не пустити гостя в хату вважалося великим гріхом”. Вважалося: чим більше прийде сівачів, тим щедрішим буде рік. Тому господар щедро винагороджував (особливо перших) засівальників гостинцями й грішми. Посівальників, які ходили невеличкими групами, приймали, як найдорожчих гостей: запрошували сісти до столу, щоб свати сідали (там, де були незаміжні дівчата). Зерно ж, яке посівальники розкидали по хаті, господиня збирала і давала курям, аби краще неслися. На Новий рік усі намагалися бути веселими і добродушними, уникали сварок і прагнули помиритись з усіма – адже як зустрінеш Новий рік, так і проживеш!

А то второй праздник … </ b>

Украинский святочнисть своими кульминационный момент имеет зимнюю триаду — Сочельник и Рождество Христово, Маланки и Святого Василия, и Крещение. Об этом ежегодно неоднократно напоминают слова колядки «Добрый вечер, господин хозяин». Помните: «А то второй праздник — Святого Василия …»? А Маланка — это канун, так сказать, Старого Нового года. Так уж сложилось, что на протяжении истории время празднования Нового года Украинская менялся аж четыре раза! У наших предков он совпадал с началом земледельческих работ, то есть был весной, 22 марта — в день весеннего равноденствия. Вы никогда не задумывались, к примеру, почему важнейшей традиции Старого Нового года является именно засева домов? Или почему известная в мире щедривка начинается словами «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетела ласточка, стала себе щебетать, хозяина вызвать»? Потому что они, собственно, и является отголосками традиций наших предков, которые праздновали Новый год именно весной. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, однако официально в России определили начало Нового года чем 1 сентября лишь в конце XV века. 1699 по указу Петра I Новый год перенесли на 1 января. После большевистского же переворота, 24 января 1918 года, советская Россия решила догнать остальной мир и перейти из «архаического» юлианского календаря на григорианский. В этот день приняли соответствующий декрет: «С целью установления … одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени ввести после окончания января этого года новый календарь. Первый день после 31 января этого года считать 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15-м и так далее «. Так в наших прадедов ровно 100 лет назад «конфисковали» 13 дней. Следовательно создали повод для тех, кто не воспринял большевистских «реформ», уже в ночь с 13 на 14 января следующего, в 1919 году праздновать не только официальный Новый год (по новому стилю), но и, отдавая дань традициям, т.н. Старый Новый год, которому в этом году исполнилось 99 лет. И продлится так, по крайней мере до тех пор, пока украинцы будут праздновать по юлианскому календарю главные христианские праздники — Рождество, Крещение, Святого Николая и пр.

Щедрый вечер. Маланки Старый Новый Год и Василия, приходящихся на 14 января, всегда были любимыми праздниками украинский. С ними связывали лучшие надежды, завбачувалы благосостояние, семейную гармонию, щедрый урожай и тому подобное. Вечер же в канун Старого Нового года называется щедрым или Маланчин вечером. В полночь люди выходили во двор — слушать, как новый год прогоняет старый. Считалось, что внимательные могут даже услышать брань между ними: старый год хочет забрать с собой все, а новый пытается отдать только плохое. Затем хозяин связывал солому и сено в три вязанки; одну нос к риге, а остальные — во двор и в сад (это же делали с дидухом). Поджегши их, дым направляли так, чтобы он обкуривал фруктовые деревья, «чтобы хорошо родили в новом году и не побил их мороз». Потому Новогодний огонь считался священным — испепеляет все прошлогодние проблемы, очищает человеческие души от скверны. Маланки, или щедрый вечер проводят по Святочной ужином — щедрой кутьей. Если на Сочельник было двенадцать постных блюд, то на Щедрый — уже и жареные колбасы, и пироги. В некоторых регионах, в частности на Гуцульщине и Полесье, есть традиция: отец скрывается за пирогами, а когда мать спрашивает детей, видят ли они отца, отвечают: нет, не видим. Тогда отец говорит: дай Бог, чтобы и на следующий год вы меня не видели за горой пирогов. Так предсказывают богатство, щедрый урожай, достаток в семье. К слову, на Новый год положено пить одну рюмку, а две — чтобы старые в паре жили, а молодые себе пару нашли. А после полуночи выходят во двор, если деревья стоят в инее, а вверху безоблачное небо и мелькают звезды — придется ранняя весна, а погода будет благоприятствовать урожая. А вот чтобы год был богатым, умойтесь … копейками. Но аккуратно: если хоть одна монетка упадет — к затратам. Вождение же Козы, когда она умирает и рождается, символизирует завершение и начало года. «Маланки и Василия — это два разных праздника, 13 января — Малании Римлянки, 14-го — Василия Великого, — объяснял Алексей Доля. — Но народ их соединил, как, например, в детской щедривци: «Маланка ходила, Василька водила: Вася, мой папа, пусти меня в домик … Молитесь люди, вот вам Христос будет. Щедрый вечер, добрый вечер! »« В Карпатах раз на Василия существовал обряд «женить печь». Печь, как женский символ, на Маланку красили, расписывали, вычищали. А ритуальные блюда женщина подавала в мужской шапке, что символизировало оплодотворение, — говорит Елена Ивановская. — Наши традиции полны идеями бесконечности, потребности делиться тем, что имеешь, угостить, отдать частичку своей души и любви, чтобы мир стал добрее «

.Василя: сеяние </ b>
В день Старого Нового года Церковь отмечает память Святителя Василия Великого — архиепископа, что за свои духовные подвиги получил дар исцеления и молитвой вылечил многих тяжелобольных. Он занимался бедными и немощными, устроил для них убежище, а сам употреблял только хлеб, соль и воду. С приходом Василия начинались новые обрядовые действа. Важнейшей традицией Старого Нового года является сеяние домов хлебом. Засевать начинают с самого утра, до восхода солнца, ходя от дома к дому и желая хозяевам счастья, здоровья, щедрого урожая. Сначала — собственный дом, затем в крестных родителей, родственников, знакомых и соседей: «Ой рода, Боже, рожь-пшеницу, всякий хлеб! Добрый день! Будьте здоровы! С Новым годом и Василием … К счастью, на здоровье, на Новый год! »« Ходят только ребята, желательно маленькие или подростки, словом, девственницы, — отмечает Елена Ивановская. — Существует обычай первого полазника, то есть первого гостя, который переступит порог дома в Новый год. Если девушки и щедровали, то только под окнами, в дом не заходили, их одаривали на улице. Считалось дурным знаком, когда первой заходила в дом женщина. Чтобы не испытывать судьбу, хозяин посылал сына, чтобы тот переступил порог и засеял свою семью. Мальчика же сажали на скамейку и говорили: «Сядь, чтобы в нашем доме садились куры, гуси, утки, рои и старосты». Из щедровальники и колядниками ассоциировали судьбу, добро, прибыль на грядущий год. В древности, если дом обходили колядники, это было трагедией, такую ​​семью считали падшей. А не пустить гостя в дом считалось большим грехом «. Считалось: чем больше придет сеятелей, тем щедрее будет год. Поэтому хозяин щедро награждал (особенно первых) засевальников гостинцами и деньгами. Посевальщиков, которые ходили небольшими группами, принимали, как дорогих гостей: приглашали сесть за стол, чтобы сваты садились (там, где были незамужние девушки). Зерно же, которое Посевальщик разбросали по комнате, хозяйка собирала и давала курам, чтобы лучше неслись. На Новый год все старались быть веселыми и добродушными, избегали ссор и стремились помириться со всеми — ведь как встретишь Новый год, так и проживешь!

Вот и приближается еще один зимний праздник. В ночь с 13 на 14 января мы будем отмечать Старый Новый год, с которым связано множество обычаев и культурных традиций. Среди таких — празднование Маланки. Как гуляют на Щедрый вечер, читай подробно в нашей статье.

Маланка на Старый Новый год

Накануне Старого Нового года украинцы традиционно отмечают Щедрый вечер или Маланки. Это древний народный праздник, который также совпадает с Васильевым днем и припадает на праздник Святой Мелании 13 января.

Согласно поверью, Меланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василием-Луной, чтобы оповестить хозяев о последующих торжествах и отметить празднование, которые в народе так и называют — Маланка.

По сей день христианские святые Мелания и Василий являются устойчивой фольклорной парой в сознании народа и главными персонажами обрядов в честь Щедрого вечера.

Как праздновать Маланку

Как праздновать Маланку

Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев были: богатый праздничный стол, щедрования, гадания, ряженье, игры и забавы. Некоторые из обычаев сохранились по сей день. Так, на праздник Маланки принято переодеваться в животных и фольклорных персонажей, щедровать, гадать и устраивать праздничный ужин.

Щедрования

Украинцы продолжают проводить этот давний славянский ритуал. Дети и взрослые обходят дома с песнями-благопожеляниями, а хозяева вручают им вознаграждения в виде сладостей или денежных средств.

Гадания

Девушки гадали на замужество, а в это время парни воровали у них дома двери или калитки. Чтобы вернуть похищенное, отец девушки должен был выставить магарыч.

Ряженье

Пожалуй, одна из самых веселых и ярких традиций. Так, на праздник Маланки принято переодеваться в животных и фольклорных персонажей. Среди таких — дед, бабка, цыган, цыганка, коза, черт, святые Мелания и Василий. В своих образах щедровальники ходят от дома к дому и веселят прохожих.

Маланка в Вашковцах. Фото

Маланка в Вашковцах. Фото: Николай Иващенко

Что приготовить на Щедрый вечер

Название «Щедрый» связано с традицией готовить богатый скоромный стол. Как и на Сочельник, главным блюдом в этот вечер является Кутья, однако ее принято делать щедрой и жирной. В праздничное меню обязательно должны входить пироги, вареники, мясные блюда, колбасы или кровянка.

Как отмечают Маланку в регионах

Хочешь увидеть совершенно уникальное действо и отпраздновать Маланку в соответствии с народными традициями? Тогда лови лучшие обрядовые идеи из регионов Украины.

Щедрый вечер - традиции и обряды

Вашковцы

На Маланку крошечное местечко Вашковцы неподалеку от Выжницы обретает статус  праздничной столицы страны и с трудом вмещает съехавшихся сюда гостей. К Маланке здесь тщательно готовятся. В состав традиционной «команды» входят: Васыль – символ силы, цыган, воплощающий хитрость, жандарм – ипостась порядка «наоборот», пара «молодоженов» – дед и баба и, конечно, коза, которую всю ночь водят от дома к дому. Роль Маланки исполняет юноша в женском наряде.

Изюминка: ряженые, пришедшие в дом, переворачивают все вверх дном. За это их следует щедро благодарить. К утру все участники и гости собираются на общий сход, именуемый «маланкарский тусняк». А после купаются в реке, смывая грехи ушедшего года.

Маланка в Вашковцах. Фото

Маланка в Вашковцах. Фото: Николай Иващенко

Красноильск

Маланка в местечке Красноильск, что в 40 километрах от Черновцов, у самой границы с Румынией — дело чрезвычайно серьезное. Здесь устраивают настоящее действо! Точнее священнодействие, с мужчинами во всех главных ролях. Непременные участники праздника: царь с царицей, дед с бабой и цыган с медведем на цепи.

Придя в дом, ряженые обязательно исполняют песню на румынском языке. Любопытно, что цитировать ее здесь могут все, а вот переведет далеко не каждый. Апогей праздника – борьба медведей.

Изюминка: смысл древнего ритуала загадочен. Красноильская Маланка ждет вдумчивого этнографа, который сможет пояснить происхождение здешнего дивного крылатого медведя. Медвежий наряд делается из соломы и весит порою более 80 кг! Размах «крыльев» у этого чуда бывает до пяти метров. Попробуй потанцуй в таком костюме, а ведь следует еще и бороться!

Маланка в Красноильске, фото

Маланка в Красноильске

Черновцы

Фестиваль Маланок в Черновцах успел стать доброй традицией. Вот и в этом году более 30 коллективов из разных регионов Украины будут радовать зрителей неиссякаемой фантазией и многочисленными талантами. Выбрать лучших – задача не из простых. Строгое жюри оценит и цельность действа и аутентичность костюмов и исполнительское мастерство всех участников. Мороза можно не бояться, ведь нынешний фестиваль не будет «стоять» на месте, а пройдет шествием по центральным улицам города.

Изюминка: этот праздник уникален тем, что за один единственный день можно увидеть украинский, румынский, молдавский и даже бессарабский вариант празднования Маланки.

Парад Маланок в Черновцах. Фото

Парад Маланок в Черновцах. Фото: Николай Иващенко

Маланка — это уникальный народный обрядовый праздник с переодеваниями, щедрованиями и весельем. Так что не упусти возможности предаться кутежу и почтить украинские традиции.

Фото: freepik.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Маланка (или Меланка) — это вечер накануне Старого Нового года, то есть 13 января. Празднование Маланки произошло от древнего, скорее всего дохристианского обычая. На него наложился христианский праздник — день преподобной Мелании.

Содержание

  • Кто такая Маланка?
  • Как правильно водить Маланку (маланковать)?
  • Песни-маланки на Старый Новый год
    • Маланочка світом ходи…
    • Наша Маланка — господиня…
    • Де коза ходить…
    • Вінчованє до Маланки

Кто такая Маланка?

Преподобная Мелания

Маланка, по славянским верованиям, — это красавица-дочка матери богов Лады и бога Месяца. Однажды, когда князь-Месяц охотился, злой змей похитил Маланку и спрятал в подземном царстве. Освободил ее богатырь Василий, а затем женился на ней. Поэтому 14 января отмечают день Василия Великого.

По христианской легенде, Маланка — дочка знатных родителей. После замужества она посвятила себя Богу. Вместе с мужем она поселилась в монастыре, а все имущество потратила на богоугодные дела: постройку церквей, выкуп пленных христиан и пр.

Также существует легенда, что девушку, которой царь-язычник Ирод поручил устроить маскарадное представление для увеселения скучающей толпы, звали Маланка. Она переоделась Смертью и глумилась над большой бедой. Поэтому и новогодние костюмированные сценки в народе называли Маланкой.

Как правильно водить Маланку (маланковать)?

В старину на праздник Маланки юноши и девушки переодевались в животных и фольклорных персонажей, надевали маски и ходили по домам, щедруя.

В разных регионах Украины сценарий действа с Маланкой был разным.

Обычно Маланкой был переодетый в девушку парень. Маланка ходила не сама, а со Свитой. В Свиту наряжались остальные парни. К примеру, в Свите могли быть:

  • Пахарь с рукоятками от плуга;
  • Сеяльщик с лукошком для зерна;
  • Циган с намазанным сажей лицом;
  • Еврей-орендатор в маске из пакли;
  • Орендарка;
  • Жандарм (полицейский) с палкой вместо оружия;
  • Дед и Баба;
  • Журавль;
  • Черт;
  •  Смерть в белой одежде и маске в форме черепа и с косой.

Также в шутливых сценках часто изображали современных персонажей — писателей, учителей, военных, врачей, фельдшеров.

Маланкарей сопровождали музыканты и Светлячие. Светлячие одевались в обычную одежду. Их задачей было нести свет — фонарь со свечей, сделанный из прозрачного материала в виде многолучевой звезды, полумесяца или солнца.

Участники Маланки разыгрывали шутливые сценки из повседневной жизни, пародировали работу хозяйки по дому и семейные отношения, изображали отрывки из свадебного действа, устраивали сеансы магии.

Например, Смерть могла убить Девушку косой, тогда Дед выпрашивал у хозяев деньги на ее лечение. Получив деньги, он отдавал их Фельдшеру, а Фельдшер не лечил девушку, а начинал приставать к ней. Тогда в ком-то из Свиты просыпалась ревность, и разгоралась перепалка.

Прежде чем зайти в дом, маланкари спрашивали у хозяев разрешение. Например:

Ой господарю, господарочку,
Пусти в хату Маланочку,
Маланочка чисто ходить,
Ніччю в хаті не нашкодить.
Як нашкодить, то помиє,
Їсти зварить та й накриє.
Добрий вечір!

В хате под песни Маланка могла устраивать переполох. Например, Маланка поднимала пыль, заметая веником от дверей к столу. Дед то ругался с Бабой, то обнимался. Циган шарил повсюду и просил солонины, якобы ребенок обжегся и нужно смазать ожоги. Циганка начинала всем гадать. Медведь танцевал, Коза играла на скрипке, а Журавль бил в бубен. Кто-то пытался схватить со стола пирожки или колбасу. Но Жандарм следил за тем, чтобы щедровальщики не навредили хозяевам.

В некоторых регионах ряженые, закончив свой обход, ранним утром 14 января шли на раздорожье, чтобы сжечь Дидуха — сноп соломы, который стоял в углу от Святого вечера до Нового года. Затем они прыгали через огонь, чтобы очиститься от нечистой силы.

В других регионах действующие лица Маланки утром 14 января отправлялись купаться, чтобы очиститься. Невзирая на мороз, в воде тоже устраивались веселые игры и чудачества (например, носили воду в решете).

Не забывайте, что петь щедривки разрешено только девушкам, а вот меланковать могут все вместе.

Как щедровать и посевать на Старый Новый год?

Традицию водить Маланку наши предки унаследовали с языческих времен и не считали это развлечением. Цель этого действа — привлечь добрые силы и отвадить злые.

Ряженые представляли добрых и злых духов. Например, Дед и Баба — это души прародителей (позднее их стали называть домовыми), Сеятель — это Рожаница (Судьба), Маланка — Весна-хозяйка, Еврей и Циган — злые духи, а Коза символизировала багатство и хороший урожай.

Песни-маланки на Старый Новый год

1. Маланка Маланочка світом ходи…

Маланочка світом ходи
Та й з дороги людей зводи.
Та й з дороги християнства
Навертає до поганства.
Гой ти донько-християнко,
Та най скаже твоя мамка,
Як вона тя народила,
Який празник спорядила,
Скільки кумів закликала,
Християнську віру дала.

2. Маланка Наша Маланка — господиня…

Наша Маланка — господиня,
Як помастить, так помиє:
Стоя миски під лавою
Та й поросли муравою.
Стоя горшки під другою
Та й си вкрили осугою.

3. Маланка Де коза ходить…

Де коза ходить,
Там жито родить.
Коза ногами —
Жито копами.

Де коза рогом,
Там жито стогом.
Де не буває,
Там вилягає.

Го-го-го козо,
Го-го-го сіра,
Го-го рогата,
Го-го кудлата.

Ти розходися,
Розвеселися,
Козо-небого,
Поскач немного.

Коза упала,
Нежива стала.
Протягла ріжки,
Витягла ніжки.

Козо-козуню.
Ой, пробудися.
Ґазді й ґаздині
Низько вклонися.

Несуть щедрівку,
В цебрі горівку,
В мисці горішки
Ще й кільце кишки.

Вінчованє до Маланки

А ти, пане господарю,
В тебе в дворі як у царя:
В тебе стелї все кидрові,
А помости маймурові,
В тебе стїни мальовані,
Сріблом, злотом цвітковані.
А ти, пане господарю,
В тебе в скринях як у царя:
Усі в срібло кованії,
В них червонні не бранії,
В них жемчуги не кивані,
В них коралї не вберані.
А ти, пане господарю,
В тя подвірє як у царя:
Куда станеш – кошарочка,
Куда глянеш – отарочка;
Куда станеш – все стодоля,
Куда глянеш – божа воля.
А ти, пане господарю,
В тебе стайні як у царя:
В тебе конї все турецкі,
В тебе воли загорецкі;
В тебе конї в сріблї дзвоня,
В тебе воли від короля.
А ти, пане господарю,
В тебе лани як у царя:
В тебе лани як загаї,
На них жита як дунаї.
На них жита як жир ситі,
А пшениця як столиця.
А ти, пане господарю,
В тебе жона як у царя:
Бо де ходит, жемчуг сходит,
А де ступит, село купит,
Вогонь кладе – злот хрест найде,
По воду йде – вина несе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Макушка лета праздник
  • Майские праздники 203
  • Майские праздники 2021 официальные выходные школьники
  • Майские праздники 2021 официальные выходные 10 дней
  • Майские праздники 2021 до какого числа