Древний славянский праздник Щедрый Вечер отмечается ежегодно 13 января. По старому стилю этот день приходится на 31 декабря. Щедрец или Щедрый вечер — народный праздник восточных славян. В наше время этот праздник практически не отмечают, однако многие его традиции перешли в празднование нового года.
Другие названия праздника
Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, День Маланки, День Василя, Обрізання, Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конікi, Сільвестр, Шчодрая куцця, Багатая куцця, Васільеўская Каляда, Щедрец, Багаты вечар, Шчодрык, Язэп, Давыд, Якуб, Малання, Шчодры вечар, Гаготы, Агатуха, Богатая вечера, Богатая коляда, Богатая кутья, Богатуха, Богатый вечер, Велея, Веселая щедруха, Вилия, Гоготы, Гутуха, Другая кутья, Куготы, Кутья святого козлика, Ласточки, Малашка, Оготуха, Середняя кутья, Скоромная кутья, Толстая вечера, Толстая кутья, Щедрая кутья, Щедренец, Щедрец, Щедрик, Щедрики, Щедрова кутья, Щедровки, Щедровли, Щедровная кутья, Щедруха, Щедрухи, Щедрушка, Щедры.
У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на Русском Севере — Васильев вечер, в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России был известен как Овсень. У словаков «Щедрым вечером», а также, наряду с чехами, «Щедрым днем» назывался Рождественский сочельник.
История праздника
После того, как власть языческого бога Корочуна ослабевала, славяне начали отмечать Большие или Велесовы зимние святки, которые длились двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю, по новому — это 13 января.
Щедрец: традиции праздника
Исходя из названия праздника, в Щедрый вечер принято накрывать щедрый, богатый стол. Считалось, что такой стол обеспечит богатство хозяину на следующий год. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!».
Также принято в этот день оставлять угощения домовым и духам предков. Кроме того, именно от Щедреца появилась новогодняя традиция ставить и украшать елку, поскольку именно это дерево считалось у славян символом потусторонней жизни и связи с духами. Среди молодых девушек в этот день было принято гадать на будущего жениха. По христианскому календарю в этот день почитают преподобную Маланию Римлянку, в честь которой в Украине этот день также называют «Маланки».
Белорусские традиции
С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. В Западном Полесье — этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу — тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» — смеяться. В этот день девушки гадали о будущем замужестве.
Обрядовый ужин отличался разнообразием блюд и их скоромностью. Нередко хозяин совершал обряд приглашения за стол Мороза: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьей святого козлика».
Щедровали как под окнами так и в домах, где величали хозяев и желали благополучия в наступающем году. Водили «козу», либо «кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля» и пели песни, главной из которых являлась «Го-го-го, коза». Щедровные песни отличались от рождественских в основном рефреном, вместо «Светлый вечер» звучало «Щедрый вечер». На Могилевщине бытовала праздничная забава Щадрец. Главным персонажем был «щадрец» или «щедра» — парень, изображавший девушку. На эту роль как правило выбирали крупного парня.
Украинские традиции
Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы. Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера.
На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц.
На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями. Вечером совершали аналогичный обряд взрослые девушки, распевая песни. На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка.
Новогодний вечер у украинцев связан с девичьими гаданиями о браке. В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух, который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал все это у ворот, на дороге или в саду.
Русские традиции
День святой Маланьи был посвящен приготовлению к праздничному застолью, как правило, довольно обильному. Верили, что чем изобильнее и разнообразнее будет стол, чем радостнее и добродушнее будет застолье, тем более благополучным будет год.
С Маланьей связывалось изобилие, праздничная одежда и большие приготовления: Наряжается, что Маланья на свадьбу. Наварила, ровно на Маланьину свадьбу. Маланья — кишечница, колбасы едят. На русско-украинском и украинско-молдавском пограничье «на Маланку» ряженые ходили колядовать по домам. Во время обходов порой разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи.
В канун Нового года по старому стилю, 13 января, православные верующие чтут память Василия Кесарийского или Василия Великого.
Василий Кесарийский
Икона Василия Великого. Служение Патриаршего Местоблюстителя в день праздника Обрезания Господня.patriarchia.ru
Святой жил в IV веке в Каппадокии. Ему приписывают изобретение иконостаса, авторство многочисленных проповедей и молитв.
Василий происходил из известного и богатого рода. Его предки пострадали во время Диоклетиановых гонений, которое считается самым суровым гонением на христиан в Римской империи. В 362 году стал диаконом, а в 364-м — пресвитером. За годы служения он ревностно проповедовал и заботился о нуждах паствы, чем снискал высокое уважение и большую любовь.
Исполняя служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.
Мелания Римляныня
Святая Мелания родилась в конце IV века в Риме. Дочь богатого сенатора Валерия Публиколы пошла по стопам бабушки Мелании, которая раздала все имущество и основала женский монастырь.
Мелания хотела сохранить целомудрие, но в 14 лет ее насильно выдали замуж и настояли на продолжении рода. После двух младенческих смертей супруг, видя страдания жены, дал обет целомудрия и завещает ей все свои владения.
Святая раздала все деньги нуждающимся и освободила множество рабов. После вместе с мужем, бабушкой и другими христианками она бежала в Северную Африку, спасаясь от вторжения вестготов. В городе Тагасте (современный Алжир) Мелания основала два монастыря и посвятила остаток жизни служению и молитве.
Затем семья перебралась в Иерусалим. Мелания основала большой монастырь близ Елеонской горы и продолжила помогать людям, в том числе аскетам-пустынникам. Монастырь святой Мелании был разрушен в 614 году во время нашествия персов, однако ее пещера на Масличной горе и ныне почитается христианами.
Предчувствуя скорую смерть, Мелания отправилась в Вифлеем, чтобы принять участие в Рождественской службе, и спокойно отошла 31 декабря.
Традиции 13 января — Маланья или Васильев Щедрый вечер
На Руси вечер 13 января назывался щедрым. Поскольку раньше день святой Меланьи приходился на 31 декабря, с почитанием святой связано понятие изобилия, больших приготовлений — Маланьины сборы: «Наряжается, что Маланья на свадьбу», «Деловая Маланья и к обедне с прялкой пришла», «Знай попа, Маланья, носи чаще подаянья».
Женщины готовили множество блюд, чтобы угостить всех зашедших в гости. Предки верили: богатый стол обеспечит хозяевам достаток на весь год. Популярностью пользовались угощения из свинины как символ благополучия. Кроме того, святой Василий считался покровителем свиноводов.
Не обходились в этот день и без каши. По ней же гадали на будущее. Треснувший горшок с кашей из печи или неудачно приготовленная, например, подгоревшая еда предвещали беду, а вкусная каша — счастье в дом.
Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время обязательно сбывается. Как и желания, загаданные во время праздничного застолья. Чтобы в доме всегда водились деньги, 13 января нужно поставить на стол тарелку с зерном, перемешанным с монетами разного достоинства. А чтобы привлечь добро, следует сделать благие дела: оказать помощь нищим, старикам, вдовам или сиротам.
Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились.
Что нельзя делать 13 января
Этот день запрещалось начинать с разговоров. Затевать беседу рекомендовали только после умывания, иначе весь год проведешь в пересудах. Нельзя скандалить — говорили, что поссорившиеся в канун Нового года никогда не помирятся.
13 января предки запрещали считать мелочь и давать в долг, чтобы в будущий год не плакать и не ходить в долгах. Нельзя экономить на еде для гостей и не пускать колядующих, чтобы не отвадить благополучие.
За праздничный стол старались не садиться в черной одежде. В противном случае по старому поверью в течение года не раз придется носить траур. Женщинам нельзя весь день проходить в одном наряде. Его нужно поменять хотя бы трижды, чтобы на весь год остаться красивой и привлекательной. Мужчинам же в Васильев вечер не советовали ходить неподпоясанными — иначе, по примете, жена изменит.
В канун Нового года по старому стилю, 13 января, православные верующие чтут память Василия Кесарийского или Василия Великого.
Василий Кесарийский
Икона Василия Великого. Служение Патриаршего Местоблюстителя в день праздника Обрезания Господня.patriarchia.ru
Святой жил в IV веке в Каппадокии. Ему приписывают изобретение иконостаса, авторство многочисленных проповедей и молитв.
Василий происходил из известного и богатого рода. Его предки пострадали во время Диоклетиановых гонений, которое считается самым суровым гонением на христиан в Римской империи. В 362 году стал диаконом, а в 364-м — пресвитером. За годы служения он ревностно проповедовал и заботился о нуждах паствы, чем снискал высокое уважение и большую любовь.
Исполняя служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь, пишет utro.ru.
Мелания Римляныня
Святая Мелания родилась в конце IV века в Риме. Дочь богатого сенатора Валерия Публиколы пошла по стопам бабушки Мелании, которая раздала все имущество и основала женский монастырь.
Мелания хотела сохранить целомудрие, но в 14 лет ее насильно выдали замуж и настояли на продолжении рода. После двух младенческих смертей супруг, видя страдания жены, дал обет целомудрия и завещает ей все свои владения.
Святая раздала все деньги нуждающимся и освободила множество рабов. После вместе с мужем, бабушкой и другими христианками она бежала в Северную Африку, спасаясь от вторжения вестготов. В городе Тагасте (современный Алжир) Мелания основала два монастыря и посвятила остаток жизни служению и молитве.
Затем семья перебралась в Иерусалим. Мелания основала большой монастырь близ Елеонской горы и продолжила помогать людям, в том числе аскетам-пустынникам. Монастырь святой Мелании был разрушен в 614 году во время нашествия персов, однако ее пещера на Масличной горе и ныне почитается христианами.
Предчувствуя скорую смерть, Мелания отправилась в Вифлеем, чтобы принять участие в Рождественской службе, и спокойно отошла 31 декабря.
Традиции 13 января — Маланья или Васильев Щедрый вечер
На Руси вечер 13 января назывался щедрым. Поскольку раньше день святой Меланьи приходился на 31 декабря, с почитанием святой связано понятие изобилия, больших приготовлений — Маланьины сборы: «Наряжается, что Маланья на свадьбу», «Деловая Маланья и к обедне с прялкой пришла», «Знай попа, Маланья, носи чаще подаянья».
Женщины готовили множество блюд, чтобы угостить всех зашедших в гости. Предки верили: богатый стол обеспечит хозяевам достаток на весь год. Популярностью пользовались угощения из свинины как символ благополучия. Кроме того, святой Василий считался покровителем свиноводов.
Не обходились в этот день и без каши. По ней же гадали на будущее. Треснувший горшок с кашей из печи или неудачно приготовленная, например, подгоревшая еда предвещали беду, а вкусная каша — счастье в дом.
Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время обязательно сбывается. Как и желания, загаданные во время праздничного застолья. Чтобы в доме всегда водились деньги, 13 января нужно поставить на стол тарелку с зерном, перемешанным с монетами разного достоинства. А чтобы привлечь добро, следует сделать благие дела: оказать помощь нищим, старикам, вдовам или сиротам.
Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились.
Что нельзя делать 13 января
Этот день запрещалось начинать с разговоров. Затевать беседу рекомендовали только после умывания, иначе весь год проведешь в пересудах. Нельзя скандалить — говорили, что поссорившиеся в канун Нового года никогда не помирятся.
13 января предки запрещали считать мелочь и давать в долг, чтобы в будущий год не плакать и не ходить в долгах. Нельзя экономить на еде для гостей и не пускать колядующих, чтобы не отвадить благополучие.
За праздничный стол старались не садиться в черной одежде. В противном случае по старому поверью в течение года не раз придется носить траур. Женщинам нельзя весь день проходить в одном наряде. Его нужно поменять хотя бы трижды, чтобы на весь год остаться красивой и привлекательной. Мужчинам же в Васильев вечер не советовали ходить неподпоясанными — иначе, по примете, жена изменит.
Щедрый вечер | |
---|---|
колядование обеспечивало хозяевам высокие урожаи и благополучие в доме |
|
Тип | народно-православный |
иначе | Богатая кутья, Маланья, канун Нового года |
также | Васильев вечер (христ.) |
Значение | Встреча нового года |
Установлен | Вероятно имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | славянами |
Дата | 31 декабря (13 января) |
Празднование | новогоднее колядование, игрища, гадания, ряженье |
Традиции | трапеза со свининой |
|
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Ще́дрый ве́чер (укр. Щедрий Вечір, белор. Шчодры вечар, также рус. Васильев вечер) — народный праздник славян; вечер в канун Старого Нового года 31 декабря (13 января) . У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер.
Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю — это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).
Содержание
- 1 Другие названия праздника
- 2 Украинские традиции
- 2.1 Празднование
- 2.2 Верование и гадание
- 2.3 Щедривки
- 3 Русские традиции
- 3.1 Щедровка
- 4 Белорусские традиции
- 4.1 Щедривка
- 5 Сербские традиции («Сировари»)
- 6 Болгарские традиции (Сурваки)
- 7 Приметы
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
Другие названия праздника
Щедрец, Богатый вечер, Богатая кутья, Жирная кутья, «Шчодрык»[1] (белорус.), Щедрая кутья (белорус.), «Щедровки» (полес.), «Куцця з каўбасой» (белорус.), Овсень, Авсень, Порезуха, Куготы (белорус.), «Каза» (белорус.), «Конiкi» (белорус.), «Сільвестр» (белорус.), «Куцця святого козліка»[2] (полес.), Ласточки (полес.), Оготуха (полес.), Васильева каша, Васильевская коляда, Васильева каляда, Кесаретский поросёнок, Меланьи-желудочницы, Меланка (укр.), Маланья толстая, Маланья, «Сировари» (серб.), Окончание праздника Рождества (христ.).
Украинские традиции
Празднование
В этот день, утром, начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую. В отличие от постной (на Коляду), её можно заправлять скоромниной (мясом и салом). На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол). Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней традиции, новогодние обходы посевающих, как и рождественских колядующих, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.
На Меланки ходят и группы парней. Это называется «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из них, обычно, переодет в женский наряд и его называют Меланкой.
По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы, соломы, что стояли наготове от Святого вечера до Нового года, потом прыгали через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой.
А на следующий день, на рассвете, идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крёстным отцам и другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом.
- Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
- На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
- Щоб уродило краще, ніж торік, —
- Жито, пшениця і всяка пашниця,
- Коноплі під стелю на велику куделю.
- Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
- Дай, Боже!
Первый посевающий на Новый год приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость в новом году. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством. Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека. Поэтому девушки как правило не посевают, а если и принимают участие — то в дом или не заходят или заходят после ребят.
Верование и гадание
С щедрой кутьёй связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новый год встретить в мире и согласию». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие.
Вечером в этот день девушки гадают.
При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.
В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:
- выходят на улицу, и какое животное встретится первым — таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца — тихим и послушным, и тому подобное;
- у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
- кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
- перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.
Щедривки
Щедрик ведрик (укр. )
Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало —
Дайте ще сала;
Ще того трішки —
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з’їм в затишку!
Ой сивая та і зозулечка (укр. )
Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У першому — красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У другому — ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в третьому — дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Ясен місяць — пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Красне сонце — жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Дрібні зірки — його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Щедрик, щедрик, щедрівочка (укр. )
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
На счастье, на здоровье (укр. )
На щастя, на здоров’я, на нове літо!
Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!
Русские традиции
Щедровка
Щедрик-Петрик (рус. )
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда!
Белорусские традиции
Щедривка
Не гневайся, мая міла (белор. )
Оригинал
- Ой, пад лесам да пад высокім,
- Ой, там ходзіць стада коней,
- Добры вечар, Шчодры вечар!*
- А ў том стадзе конь гаворыць:
- – Ніхто мяне не паймае, не асядлае.
- Адазваўся малады малойчык:
- – Я й таго каня паймаю, я й асядлаю.
- Ой, паеду ў чыста поле,
- Выпалюю дзевяць лісаў,
- Дзевяць лісаў, дзесятую кунку
- Да сваёй мамачцы на шубку.
- Як пачула гэта, загневалася,
- Ой, да яго міленькая.
- – Ох, не гневайся, мая міла,
- Ці ты ж гадавала?
- Гадавала мяне родна матанька,
- Цёмнай ночы не даспаўшы,
- Яснай свечы не тушыўшы,
- Ачэпак[3] з ножак не спушчаўшы.
- *) Прыпеў паўтараецца пасля кожнага радка.
- Шейн. Материалы, с. 75–76. Зап. настаўнік Рагачоўскага
- гарадскога вучылішча I. Аўсейц у Рагачоўскім п.[4][5]
Перевод[6]
- Ой, под лесом да под высоким,
- Ой, там ходит стадо коней,
- Добрый вечер, Щедрый вечер!*
- А в том стаде конь говорит:
- – Никто меня не поймает, не оседлает.
- Отозвался молодой молодчик:
- – Я й того коня поймаю, я й оседлаю.
- Ой, поеду в чисто поле,
- Споймаю девять лисиц,
- Девять лисиц, десятую кунку
- Да своей матушке на шубку.
- Как услышала это, загневалась,
- Ой, на него миленькая.
- – Ох, не гневайся, моя милая,
- Разве же ты растила?
- Растила меня родна матушка,
- Тёмной ночи не доспавшы,
- Ясной свечи не тушившы,
- Очепок с ног не выпускавши.
- *) Припев повторяется после каждой строки.
- Шейн. Материалы, с. 75–76. Зап. учитель Рогачевского
городского училища И. Овсейц в Рогачевском п.
Сербские традиции («Сировари»)
На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари), названный по двусловью — «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого Нового года ряженые посещают сельские дворы. В отличие от рождественских каледарей, они не одевают маски[7].
Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца[8]. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.
Оригинал
Aj, dedo vodi Novata godina,
otvaraj mladi corbadziji;
da vidite nasata nevesta,
ruce izmrznaja, noze prekapaja[9].Перевод с сербского[6]
Ах, дедо впусти Новую годину,
отворяй младой ворота;
да взгляните на нашу невесту,
руки замерзли, ноги промокли.
В некоторых местах количество сыроваров должно было быть обязательно нечётным (7, 9, 11), в противном случае, как считалось, кто-нибудь из участников умрёт в предстоящем году.
Сыровары сильно кричали: «Сирово-бурово!» или «Сирово!», а из дома отвечали «Борово!». За этим следовало пожелание богатства дому, плодовитость скота, урожая в поле, за что хозяева их одаривали (давали им мясо, водку, хлеб, сладости). Если хозяева не открывали дверь, сыровары кричали проклятия, например «чтоб никогда не открыть вам дома!» или «Сирово-борово и пусть весь год пройдет впустую!» (Сирово-борово и све по купи ћораво!).
В некоторых местах на праздник «Сыровары» раньше готовили специальный хлеб — сыроварский каравай[10][11].
Болгарские традиции (Сурваки)
В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд Сурваки. Символом обряда была украшенная ветка кизила — сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», т.е. пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.
В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. Воздействие танцев усиливалось дополнительно и звуком прикрепленных к костюмам и маскам медных и бронзовых колокольчиков. У некоторых масок были два лица — спереди и сзади. С одной стороны, нос курносый, а лицо добродушное, с другой — нос с горбинкой, а лицо — со зловещим выражением. Эти маски — символ добра и зла, которые всегда сосуществуют друг с другом. Большое значение для символики масок имел и цвет. Преобладал красный — символ плодородия и обновляющейся природы, солнца и огня; используется также чёрный цвет — олицетворяющий землю, и белый — символ воды и света.
В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценанами «убийства» и «воскрешения».
Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера. На центральных площадях в сёлах и до сих пор ряженые разводят огромный костёр — символ разжигания новой жизни в предстоящем году, «нового солнца», которое символизирует поворот к весне. Когда-то к костру подходил каждый крестьянин и бросал в него принесенный с собой хворост и ворошил угли, чтобы летели искры, и произносил пожелания: сколько искорок разлетится, столько должны, уродить поля и столько должно родиться живности в хозяйстве. Ряженье в страшные маски и исполнение магических танцев должно было испугать и прогнать злых духов и защитить урожай.
Приметы
Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:
- если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
- если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
- если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
- если падает мягкий снег, — к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
- какой первый день в Новом году, такой и год будет;
- если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.
См. также
Щедрый вечер на Викискладе? |
- Васильев вечер
- Щедровки
- Таусень
- Овсень
- Щедрование
- Вождение козы
- Сурваки
- Святки
- Коляда
- Ряженье
- Заваливание
- Новый год на Украине
- Цари Коледы
- Святочные гадания
- М. Леонтович. Песня «Щедрик»
- Посевание
Примечания
- ↑ Васілевіч, 2004, с. 571
- ↑ Санько, 2004, с. 212
- ↑ Очепок — шнур, которым качают колыбель.
- ↑ Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края — СПб.: 1887. Т. I, ч. 1. 1890. с.75
- ↑ Гисторыя Беларуси IX-XVIII стагоддзяу. Першакрыницы.
- ↑ 1 2 Перевод В. Лобачёва.
- ↑ Недељковић М., 1998.
- ↑ Васић О., 2011.
- ↑ Наши народни песни
- ↑ Сировари // Словенска митологија. С. 493.
- ↑ Васић О., 2011, с. 118
Литература
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. (белор.)
- Васілевіч Ул. А. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Валодзіна, У.Васілевіч і інш. — Мн.: Беларусь, 2004. — С. 571. — ISBN 985-01-0473-2. (белор.)
- Васић Оливера Традиционално играчко наслеђе Југоисточне Србије // Игра — Ниш : Центар за научна истраживања САНУ. 2011. 194 с. ISBN 978-86-7025-553-1. (серб.)
- Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. — / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
- Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ. (белор.)
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. — М.: Рипол-классик, 2009.
- Недељковић М. Српски обичајни календар просте 1998 године. — Београд: Чин, 1998. (серб.)
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
- Санько С. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Валодзіна, У.Васілевіч і інш. — Мн.: Беларусь, 2004. — С. 212—213. — ISBN 985-01-0473-2. (белор.)
- Словенска митологија, Енциклопедијски речник / / Ред. С.М. Толстој, Љ. Раденковић — Београд: Zepter book world, 2001. ISBN 86-7494-025-0. (серб.)
- Фольклорный центр «Песнохорки», Народный календарь: Рождественские святки.
- Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края — СПб.: 1887. Т. I, ч. 1. — 1890. 617 с.
- Ястребов И. С. Обычаи и песни турецких сербов — СПб.: Типография В. С. Балашева, 1889. 661 c.
Народные праздники славян |
---|
Коляда • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица • Со́роки • Благовещение • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний |
В стародавние времена многим современным девицам пришлось бы несладко. Такая мысль приходит в голову, когда смотришь на прилавки с платками ручной работы. Губы уточкой не прокатывали, приходилось долгими ночами при свете свечи вышивать на свою голову такую вот красоту. А поленишься – сидеть тебе, бесприданнице, в девках до старости.
Всё же, что сделал своими руками добрый молодец, автоматически становилось главным арт-объектом в доме. Даже если это простая домашняя утварь.
«На Руси, когда молодые женились, родители дарили им берестяную хлебницу и поднос. Первое – для того чтоб в доме всегда водился свежий хлеб, второе – чтобы жена могла красиво поднести чарочку гостям. Такая была примета», – поясняет мастер Наталья.
Наталья приехала из Ростова-на-Дону, чтобы презентовать на фестивале берестяную продукцию. Всего же на ярмарке были представлены 22 муниципальных образования области и четыре российских региона.
Суеверных примет у наших прадедов было хоть отбавляй. Об одной из них рассказала руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Виктория Подушкина. Уже много лет она учит детей из села Бехтеевка Корочанского района делать пёстрые народные куклы:
«У старинных кукол не было лица, потому что наши предки верили: если она обретёт лицо, то в неё непременно вселится злой дух, который будет вредить ребёнку. На изготовление каждой такой куклы уходило от двух часов до нескольких дней. Если кукла была обрядовая, или обережная, то вставать с места, пока не доделаешь её, было нельзя».
Как только отвлеклись на куклы, в ухо прилетел снежок от Деда Мороза! Их тут оказалось множество – на любой вкус и цвет. Оказалось, что здесь собрались сливки дедморозовского сообщества – по одному лучшему от каждого района.
Гвозди и валенки
Мёрзнуть народу было некогда. Тренажёрный зал на свежем воздухе организовали настоящие русские богатыри – участники клуба атлетического многоборья «Эра». Почтенным мужам и отпрыскам они предлагали похвалиться своей силушкой, вогнав гвоздь в деревянную чурку. Но то ли руки от холода свело, то ли силушки к субботе не осталось, но попадал по цели далеко не каждый.
«Дайте‑ка мне лучше попробовать», – взяв в руки молот, сказала хрупкая барыня в цветастом платочке и с одного удара вбила гвоздь по самую шляпку. Есть ещё, оказывается, женщины в русских селеньях.
Изба, к счастью, не горела, а конь спокойно катал в своих санях всех желающих. И потому Алина (так звали силачку) отправилась мериться сноровкой со своим мужем в бою на мешках. А в это время их сынишка штурмовал гору на санках и завоёвывал снежную крепость. А затем все оказались в одной куча-мала – после конкурса по перетягиванию каната.
Согреться всем, кто легко оделся, помогали и студенты из клуба народных игр «За! Валенки!». А ребята по соседству дарили всем возможность почувствовать себя средневековым лучником.
Те же, кому хотелось ратных подвигов повнушительнее, отправлялись на площадку, где хозяйничал клуб «Белгородская засечная черта». Постановочные бои русских служивых с крымскими татарами зрители сразу обрекли на успех и аплодисменты.
Посиделки на Николу
В этом году фестиваль проходил накануне дня памяти одного из почитаемых на Руси святых – Николая Чудотворца.
«Праздник проходит в пост, потому у нас на столе ничего мясного – только грибочки, огурчики и другие соленья. Обязательно был чай. Но собирались больше не есть, а веселиться да посплетничать», – рассказал руководитель фольклорного ансамбля «Истоки» Василий Алехин.
Кстати, чай на Руси тоже был особенный.
«Исконно наш напиток – это иван-чай. За границей именно его называют русским, или богатырским, чаем. До революции 1917 года наша империя в больших количествах экспортировала его в Англию», – показывает товар лицом чайный мастер Константин Грибоедов из Прохоровского района.
Раньше считалось, что ко дню Николы (по–новому календарю 19 декабря) устанавливаются первые сильные морозы. Полагают, что именно Николай Чудотворец стал прообразом современного Деда Мороза.
К этому дню было принято готовить побольше праздничных блюд, ведь гуляли несколько дней. На столе обязательно был каравай, рыбий холодец и постный борщ. А ещё варили брагу да приговаривали: «Красна Никольщина пивом да пирогами».
Продукты для стола брали на ярмарке, которая проходила на главной площади села. На Никольских ярмарках никто не боялся мошенничества – верили, что среди шумной людской толпы ходит сам угодник, следит за всеми и наказывает лгунов и проходимцев.
А вот кому вареники?
А ещё блины, плюшки, петушки на палочках, яблочки мочёные и море других вкусностей наперебой предлагали гостям фестиваля заезжие купцы.
«Попробуй, это тебе не гамбургеры трескать. Натурпродукт!» – рекламирует расписной пряник тетушка за прилавком.
Кое‑кто даже угощал бесплатно:
«Здоровья пожелаете – да и ладно будет», – приговаривая, наливает душистый травяной чай бабушка Фаина.
Народ уплетал натурпродукт за обе щеки, не забывая и про зрелища. На сцене фестиваля – многоцветье костюмов, национальные пляски и песни – всё смешалось в одну яркую какофонию. Подогретые чаем румяные гармонисты добавили разухабистости народным гуляниям.
А пока песня лилась да хороводы водились, народные умельцы затягивали пытливые умы на свои мастер-классы. Дуй стеклянные фигурки, свечи лепи, лапти плети – в хозяйстве всё сгодится. А коль не сгодится – продашь.
«Я здесь в гостях у бабушки, она меня сюда и привезла. Мы накупили кучу всяких этнических сувениров, сейчас они в моде. Русская народная культура – величайшая из всех существующих!» – уверен москвич Костя Лабутин.
Не пропускает ни одной «Маланьи» и белгородка Ольга Скоробогатько:
«Мне всегда тут нравится. А в этом году ещё и транспортную проблему решили – нас привезли автобусом прямо от Центра молодёжных инициатив. Уже ждём летний фестиваль, говорят, будет весело!»
«Будет!» – подтверждает директор ЦМИ, член Общественной палаты РФ Константин Курганский. Поскольку «Маланья» родилась пять лет назад, то в июне фестиваль отметит свой первый юбилей.
«Особенность «Маланьи» как проекта в том, что она делается молодёжью для молодёжи. Сами понимаете: привлечь внимание подрастающего поколения к народной культуре непросто. А такой формат помогает ощутить, насколько интересен мир исконно русских традиций», – уверен Курганский.
Выбор даты проведения фестиваля, по его словам, тоже не случаен. «Маланья зимняя» – это способ не только раскачать белгородцев к предстоящим праздникам, но и показать, что Новый год может ассоциироваться у нас не только с очередями в магазинах. Консервировать время 300–летней давности, конечно, никто не собирается. Но освежить некоторые моменты в памяти не помешает.
Фоторепортаж с зимней «Маланьи» смотрите здесь.
Краткое содержание:
- Маланка или День Святой Меланьи 2022
- Гадания и колядки на старый Новый год 2022 – какие ритуалы совершают и зачем щедро угощают гостей 13 января
- Гадания на старый Новый год
- Гадание по будущее
- Гадание по суженого
- Гадание на ребенка
- Приметы 13 января о погоде
- Приметы и поверья
- Обсуждение
Каждый год 14 января россияне, впрочем как и остальные славяне, согласно традиции отмечают Старый Новый год. А накануне Щедрый вечер. Это народное торжество также зовется — Щедрец, Васильев вечер, зимняя Маланья. С этим праздником связано множество поверий, традиций и обрядов.
Маланка или День Святой Меланьи 2022
13 января отмечается и Маланка 2022. Православный календарь гласит, что 13 января – день памяти преподобной Меланьи (Меланки), то есть Святая Мелания — покровительница вечера, а 14 января – день святителя Василия Великого. Поэтому в народе ночь с 13 на 14 января называют встречей Василия с Меланкой. По древней традиции, в новогоднюю ночь отмечался «щедрый» Васильев вечер. В этот день было принято богато, щедро накрывать на стол.
Что касается традиций, то на Меланку в хозяйстве ранее были специальные обряды: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Так защищали поля от птиц.
Праздник Меланки всегда пользовался популярностью среди молодежи. В этот праздничный вечер парни могли получить второй шанс, если до этого сватовство прошло неудачно, в вечер накануне Старого Нового года он имел право повторить попытку. Девушки на Меланку любили гадать. В ночь с 13 на 14 января они говорили:
«Загадает девица красная под Василья – все сбудется, а что сбудется – не минуется!»
Гадания и колядки на старый Новый год 2022 – какие ритуалы совершают и зачем щедро угощают гостей 13 января
13 января 2022 года православная церковь будет отмечать день Преподобной Мелании Римляныни. В народе этот праздник кличут как Васильева коляда, Щедрый вечер или Маланка. По старому стилю торжество приходилось на канун Нового года. Традиционно в этот праздник люди накрывают богатые столы, много едят и веселятся.
Наименование праздника «Васильев вечер» произошло от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокийской, память которого православная церковь чтит на следующий день, 14 января. К главным заслугам святого относят изобретение иконостаса и написание проповедей. Василий Великий умер 1 января 379 года. После перехода с юлианского на григорианский календарь православная церковь продолжила чтить его память по старому стилю (14 января). А Название «Маланка» произошло от имени преподобной Мелании Римляныни, в честь которой 13 января установлен церковный праздник.
Традиционно, этот праздник отмечают народными гуляниями. В эту дату люди ходят друг к другу в гости и угощают различной трапезой. Также Васильев вечер является лучшим временем для молитв. Люди верят, что Господь в этот день прислушивается к просьбам людей. Чаще всего люди в своих молитвах просят о счастье, здоровье и благополучии для себя и близких людей.
В сельской местности после захода солнца молодёжь собирается в компании колядовать. Они ходят по домам, поют обрядовые песни, в которых прославляют семью хозяина, желают благополучия и богатого урожая. За это они получают вознаграждение в виде сладостей и денег. Также в некоторых домах в торжество принято устанавливать обрядовый сноп из колосьев прошлогоднего урожая – дидух. Его размещают в самом видном углу дома. Дидух символизирует дух нового урожая. В конце святочных праздников сноп сжигают.
На праздничный стол обычно готовят запечённую рыбу, жареного поросёнка, студни со свиными ножками, домашние колбасы, пироги с грибной и мясной начинками и вареники. Также на столе можно увидеть запечённую свиную голову. В качестве десерта хранительницы очага подают рулеты с начинкой из мака или орехов, пряники, медовые пироги, ягодные кисели. Среди алкогольных напитков популярны вина и шампанское. Некоторые готовят к праздничному ужину кутью. Они варят её из цельных зерён пшеницы или риса с добавлением мёда, мака, изюма, грецких орехов, кураги. В отдельных регионах в кутью щедро добавляют сало.
Помимо этого, 13 января люди начинают верить в волшебство и проводят различные гадания и читают заговоры. В Васильев вечер люди обращаются к святым духам и нечисти, чтобы узнать события будущего. Среди молодых незамужних девушек популярны ритуалы на суженого и дату будущей свадьбы. Для проведения магических обрядов используются специальные атрибуты: свечи, зеркала, вода, бумага, кольца, еловые ветки.
Гадания на старый Новый год
До Крещения девушки гадали, а ночь с 13 на 14 января была особой. Считалось, что в Васильев вечер нечисть бродит, а значит, предсказания будут правдивыми.
Гадание по будущее
По горшку, в котором готовили васильеву кашу, определяли будущее:
Приметы на 13 января: что нельзя делать и что нужно сделать в старый Новый год от 13 бед
- Полный горшок – к добру;
- Со сколом – жди убытков;
- Каша через край вылезла – к беде.
На будущее гадали и по гостям. Если первый в дом зашел мужчина, год будет прибыльным, женщина – возможны неприятности, мальчик – хлопот будет много, девочка – что-то сильно удивит.
Гадание по суженого
В гадании участвовали несколько девушек. Хвостик от жареного поросенка разрезали на столько частей, каждая брала свою и опускала в щель в полу. Затем в дом приводили собаку. Чей кусочек она съест, та и выйдет в этом году замуж.
Гадание на ребенка
Чтобы узнать пол первого ребенка, брали три красных пуговицы и три синих. Их клали в мешочек и перемешивали. Вытягивали, не глядя, по одной три раза. Если все красные – первой родится девочка, все синие – мальчик.
Приметы 13 января о погоде
По приметам в Васильев вечер предсказывали погоду.
- Вечером пришла оттепель – лето будет дождливым.
- Много снега выпало – к сильным дождям летом.
- Луны на небе нет – к оттепели.
- Гром гремит – к сильным ветрам и морозам.
- Бледная луна на небе – жди снегопад.
- Звезды блестят – к лютой стуже.
- Лес шумит – придет тепло.
- Ветер подул – к сырому году.
Приметы и поверья
Мы собрали некоторые приметы и поверья в этот торжественным день:
- если в ночь с 13 на 14 января на небе много звезд, то урожай ягод будет хорошим;
- на праздничном столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, а в семье царил мир и лад;
- в Васильев вечер не следует давать деньги взаймы, иначе весь год пройдет в долгах;
- в канун старого Нового года следует надевать новую красивую одежду светлых тонов, чтобы весь год был удачным;
- если у хозяйки на Щедрый вечер получится вкусная кутья, то за столом ее нужно полностью съесть. В случае если угощение выйдет неудачным, его следует выкинуть в прорубь.
***************************************************
Подробнее ➤
Подробнее ➤
Подробнее ➤
«Маланья» – фестиваль народности и исторических реконструкций. Впервые он прошел в 2013 году. Ежегодно в парк «Ключи» Прохоровского района съезжаются реконструкторы, музыканты и народные умельцы со всех районов Белгородской области и гости из соседних регионов. На этом празднике будто попадаешь в прошлое с его хатками-мазанками, плетнями, старинным убранством комнат, расшитыми яркими узорами рушниками, стилизованными народными костюмами, ярмарками и традиционными гуляньями.
На «Маланье» можно познакомиться с работой кузнецов, гончаров и других умельцев, народным фольклором, посмотреть реконструкцию битвы и театрализованные представления, попробовать блюда русской и украинской кухни, поучаствовать в свадебном обряде и народных забавах, погулять по этнографической деревне, увидеть шоу ростовых кукол.
«Маланья» настолько популярна у туристов, что ее проводят дважды в год – зимой и летом. Зимой на фестивале размещают тематические площадки, устраивают ярмарки, концерты, спортивные конкурсы и игры. А еще проводят традиционные зимние развлечения: катания на санках и ледянках с горки, реконструкции зимних посиделок, конкурсы на лучшее оформление саней, снежные битвы, святочные обряды.
Фестиваль «Маланья. Летняя»
«Маланье» быть! Летний фестиваль исторических реконструкций пройдет 25 сентября. Гостей ожидает программа, которая включит в себя выступления народных коллективов с песнями, танцами, игрой на народных инструментах, театрализованными представлениями. А еще здесь будут представители обществ исторической реконструкции. Они познакомят посетителей со старинным оружием и доспехами.
Пока точная программа фестиваля не известна. Но если у вас есть желание быть не просто гостем, а участником, заявку можно подать уже сейчас.
Парк «Ключи»
Парк регионального значения «Ключи» открыли в 2010 году в месте бывшей барской усадьбы Константина Питры. На территории парка облагородили родник «Ключи», который является одним из источников реки Псел – притока Днепра, освятили часовню Архистратига Михаила, разместили пчелопарк и мини-зоопарк.
Главная достопримечательность парка – этнографическая деревня «Кострома». Это музей под открытым небом, который состоит из семи домов – подворий. В каждом доме сложена русская печь, а при обустройстве внутреннего убранства использованы предметы старины.
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.