Мальте рольф советские массовые праздники рецензия

Совмещена рецензия на монографию Мальте Рольфа (в русском переводе) о взаимодействии российского административного аппарата и польского населения в течение «долгого XIX века» с размышлениями о значении изучения символического восприятия и поведения исторических акторов для интерпретации этнических конфликтов. В книге поставлена и успешно решена задача показать на польско-российском материале, как функционировала Российская империя между Венским конгрессом и началом Первой мировой войны. Особенно убедительно замысел книги решен на материале после польского восстания 1863 – 1864 гг. Рольфу удалось аргументировать мысль о том, что взаимная подозрительность царских чиновников и польского населения не исключала взаимной заинтересованности и конструктивного, плодотворного взаимодействия. Автор убедительно критикует расхожее клише о перманентном конфликте «реакционного» государства с «прогрессивным» обществом как в императорской России в целом, так и – в особенности – в западных губерниях. Внимание к символической составляющей польско-российского  конфликта позволило Рольфу пластично менять перспективу исследования и изложения в рамках макро- и микроисторического подходов, понять оптику видения Своего и Чужого и логику действий и взаимодействий сторон конфликтного сообщества. Коммуникация между царскими чиновниками, польским обществом и русской диаспорой, как убедительно демонстрирует немецкий историк, обеспечивала сложный учебный процесс для всех ее участников, в ходе которого одни стереотипные представления друг о друге укреплялись, другие модифицировались, третьи устаревали и выходили из оборота политической, социальной и символической практики.

Ключевые слова:


Российская империя, Привисленский край, Царство Польское, конфликтное сообщество, символическая политика

Аннотация

Совмещена рецензия на монографию Мальте Рольфа (в русском переводе) о взаимодействии российского административного аппарата и польского населения в течение «долгого XIX века» с размышлениями о значении изучения символического восприятия и поведения исторических акторов для интерпретации этнических конфликтов. В книге поставлена и успешно решена задача показать на польско-российском материале, как функционировала Российская империя между Венским конгрессом и началом Первой мировой войны. Особенно убедительно замысел книги решен на материале после польского восстания 1863 – 1864 гг. Рольфу удалось аргументировать мысль о том, что взаимная подозрительность царских чиновников и польского населения не исключала взаимной заинтересованности и конструктивного, плодотворного взаимодействия. Автор убедительно критикует расхожее клише о перманентном конфликте «реакционного» государства с «прогрессивным» обществом как в императорской России в целом, так и – в особенности – в западных губерниях. Внимание к символической составляющей польско-российского  конфликта позволило Рольфу пластично менять перспективу исследования и изложения в рамках макро- и микроисторического подходов, понять оптику видения Своего и Чужого и логику действий и взаимодействий сторон конфликтного сообщества. Коммуникация между царскими чиновниками, польским обществом и русской диаспорой, как убедительно демонстрирует немецкий историк, обеспечивала сложный учебный процесс для всех ее участников, в ходе которого одни стереотипные представления друг о друге укреплялись, другие модифицировались, третьи устаревали и выходили из оборота политической, социальной и символической практики.

Библиографические ссылки

Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.

Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Мифы – эмблемы – приметы: Морфология и история: Сб. статей. М.: Нов. изд-во, 2004. С. 287–320.

Долбилов М.Д., Миллер А.И. (ред.) Западные окраины Российской империи. М.: НЛО, 2007. 608 с.

Миллер A. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. M.: НЛО, 2006. 248 с.

Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. 439 с.

Рольф М. Польские земли под властью Петербурга: от Венского конгресса до Первой мировой. М.: НЛО, 2020. 576 с.

Flusser V. Kommunikologie. Frankfurt am M.: Fischer Taschenbuch Verlag,, 1998. 288 S.

Hobsbawm E., Ranger T. (eds.) Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 320 p.

Miller A., Dolbilov M. «The Damned Polish Question». The Romanov Empire and the polish Uprising of 1830–31 und 1863–64 // Leonard J., Hirschhausen U. von (eds.) Comparing Em-pires. Encounters and Transfers in the Long Nineteenth Century. Göttingen, 2011. Р. 425–452.

Rolf M. Das sowjetische Massenfest. Hamburg: Hamburger Edition, 2006. 453 S.

Rolf M. Soviet Mass Festivals. 1917–1991. Pittsburgh: University Press, 2013. 324 p.

Rolf M. Imperiale Herrschaft im Weichselland: Das Königreich Polen im Russischen Imperium (1864–1915). München: Oldenbourg, 2014. 544 S.

Rolf M. Rządy imperialne w Kraju Nadwiślańskim. Królestwo Polskie i cesarstwo rosyjskie

(1864–1915). Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2016. 506 s.

Rolf M. Russian Rule in the Kingdom of Poland (1864–1915). Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2021 (в печати).

References

Anderson, B. (2016), Voobrazhaemye soobshchestva. Raymyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionaliz-ma [Imaginary communities. Reflections on the origins and spread of nationalism], Kuchkovo pole, Moscow, Russia, 416 p.

Dolbilov, M.D. & A.I. Miller (eds.), Yapadnye okrainy Rossiyskoy imperii [Western periphery of the Russian Em-pire], NLO, Moscow, Russia, 608 p.

Flusser, V. (1998), Kommunikologie, Fischer Taschenbuch Verlag, Frankfurt/M., Germany, 288 p.

Ginzburg, K. (2004), “Mikrohistory: two or three things I know about it”, in Mify – emblemy – promety: Morfol-ogiya i istoriya [Myths – emblems – signs: Morphology and history], Novoe izdatelstvo, Moscow, Russia, pp. 287 – 320.

Hobsbawm, E. & T. Ranger (eds.) (1983), Invention of Tradition, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 320 p.

Miller, A. & M. Dolbilov (2011), “»The Damned Polish Question». The Romanov Empire and the polish Uprising of 1830-31 und 1863-64”, in Leonard, J. & U. von Hirschhausen (eds.), Comparing Empires. Encounters and Transfers in the Long Nineteenth Century, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen, Germany, pp. 425–452.

Miller, A. (2006), Imperiya Romanovykh i natsionalizm. Esse po metodologii istoricheskogo issledovaniya [Ro-manov Empire and nationalism. Essays on historical research methodology], NLO, Moscow, Russia, 248 p.

Rolf, M. (2006), Das sowjetische Massenfest [Soviet Mass Festivals], Hamburger Edition, Hamburg, Germany, 453 p.

Rolf, M. (2009), Sovetskiye massovyye praydniki [Soviet Mass Festivals], ROSSPEN, Moscow, Russia, 439 p.

Rolf, M. (2013), Soviet Mass Festivals, 1917–1991, University Press, Pittsburgh, USA, 324 pp.

Rolf, M. (2014), Imperiale Herrschaft im Weichselland: Das Königreich Polen im Russischen Imperium (1864-1915) [Imperial rule in the Vistula Region: The Kingdom of Poland in the Russian Empire (1864-1915)], Olden-bourg, München, Germany, 544 p.

Rolf, M. (2016), Rządy imperialne w Kraju Nadwiślańskim. Królestwo Polskie i cesarstwo rosyjskie

(1864–1915) [Imperial rule in the Vistula Region: The Kingdom of Poland in the Russian Empire (1864-1915)], Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, Poland, 506 p.

Rolf, M. (2020), Polskiye zemli pod vlast’u Peterburga: ot Venskogo kongressa do Pervoy mirovoy [Polish terri-tories under St. Petersburg’s rule: from the Vienna Congress to World War I], NLO, Moscow, Russia, 576 p.

Rolf, M. (2021), Russian Rule in the Kingdom of Poland (1864–1915), University of Pittsburgh Press, Pittsburgh, USA, (in print).

Патрик Делафорс. «Досье Гитлера» — не очередная биография нацистского диктатора

книги, ахматова

Светлана Коваленко. Анна Ахматова/ Под общ. ред. А.Николюкина; вступ. ст. Л.Калюжной. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 348 с. (ЖЗЛ). ISBN 978-5-235-03128-9

Как написал когда-то Евгений Евтушенко в стихотворении «Памяти Ахматовой»: «Не верилось, когда она жила,/ не верилось, когда ее не стало…» То же можно сказать об «Анне Ахматовой»: некоторым верится с трудом, что первая жэзээловская биография Анны Андреевны увидела свет только сейчас, хотя мемуаров о поэте написаны премногие тома┘ Зато в отличие от многих «вспоминальщиков» доктор филологических наук Светлана Коваленко (к сожалению, не дожившая до выхода книги), рассказывая о жизни и судьбе своей героини – человеческой и поэтической (в том числе об «Истоках» и «Гумилеве», «Культуре любви» и «Позорном постановлении» – названия глав), придерживается принципа документальности и не творит новые мифы.

Алан Мур, Дэйв Гиббонс. Хранители: Графический роман. Пер с англ. М.Юнгера, под ред. С.Бережного. – СПб.: Амфора, 2009. – 415 с. (Графический роман). ISBN 978-5-367-00923-1

Это сложное и многоплановое произведение язык не поворачивается назвать «комиксом», это настоящий роман с несколькими сюжетными линиями и временными слоями, только «роман графический». «Хранители» буквально переворачивают все стандарты жанра, из которого выросли. Именно это позволило книге получить престижные награды, вручаемые за прозу. Действие происходит в некой параллельной реальности, в которой типичные для комикса персонажи соседствуют с реальными президентами – Кеннеди и Никсоном. Когда-то герои в масках сражались с засильем преступности на улицах, но теперь они вынуждены задуматься над тем, что зло не во вне, а внутри человека. Борец со злом становится главным его источником┘ Ощущение такое, как если бы Микки-Маус задался вопросами Достоевского!

Патрик Делафорс. Досье Гитлера/ Пер. с англ. В.Журавлева. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 336 с. ISBN 978-5-386-01198-7

Это не очередная биография нацистского диктатора, а именно досье. Какого роста был Гитлер? Сколько он весил? Что любил есть? Когда и по каким причинам стал вегетарианцем? Музыку каких композиторов любил слушать? Какие фильмы любил смотреть? Кто из соратников был с фюрером на «ты»? Каких женщин он предпочитал? О чем была написанная Гитлером в юности пьеса? Что думал фюрер о браке? Почему «Пивной путч» получил такое название? Почему не вышла, после «Майн кампф», вторая книга Гитлера? Кому принадлежит отзыв о фюрере: «Он просто болтливый монах»? Книга состоит из маленьких главок, содержащих ответы на эти и многие другие вопросы. Вот, например, какие стихи писал Гитлер в траншеях на передовой в 1915 году: «Я часто отправляюсь холодными ночами/ К Дубу Одина в тихом лесу,/ Сплетающему единство с помощью темных сил./ Луна принимает форму рунических букв с их магической силой,/ И все, кто полон гордости в дневные часы,/ Покоряются ее магической формулой!/ Они вынимают свои мечи из сверкающей стали, но не сражаются –/ Они застывают неподвижными сталагмитами./ Так ложь отстает от подлинных душ./ Я постигаю набор слов/ И раздаю дары хорошим и справедливым,/ И моя формула несет им благословение и богатство!» Этот типичный образчик актуальной поэзии с удовольствием напечатал бы в своем журнале «Воздух» Дмитрий Кузьмин.

Мальте Рольф. Советские массовые праздники/ Пер. с нем. В.Алтухова – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Фонда первого президента России Б.Н.Ельцина, 2009. – 440 с. (История сталинизма). ISBN 978-5-8243-1086-3

Немецкий историк Мальте Рольф поднимает проблему советского массового праздника и задается вопросами, зачем они были нужны – эти торжественные дни, каким образом они превратились в главную форму партийной деятельности и как обрели пропагандистскую функцию. Книга в основном исследует период с 1917 по 1941 год, когда праздник в полной мере был самоидентификацией режима, в том числе в его конфронтации с прежним религиозным праздничным календарем. Автор заключает, что «в сегодняшних воспоминаниях современников 1930-х годов советские праздники не только продолжают жить, но и вызывают у них положительные ассоциации, совершенно независимо от того, пострадали ли от малого и большого террора режима».

В.Барабаш, Г.Бордюков, Е.Котеленец. Образы исторической и современной России: проблемы конструирования и восприятия в мире: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 216 с.

Россия всегда составляла часть европейской цивилизации – хотя и весьма самобытную, – и внутри русского общества никогда не умирало стремление к сближению с Западом. В последние десятилетия явственно проявились пути движения страны: либо Россия ценой потери своей исторической самобытности примет ценности европейской цивилизации, либо в стране возьмет верх историческая инерция и в этом случае возможен новый виток исторического противостояния с непредсказуемыми последствиями, либо Россия найдет формы конструктивного взаимодействия с Западом. При всей привлекательности последней альтернативы ее реализация затруднена наличием очевидных противоречий национальных интересов России, ее западных соседей, сущностными различиями культур. Отсюда – очевидная необходимость изучения и показа проблемы восприятия образов новой России в мире с учетом конкретно-исторических факторов, сложившихся стереотипов, которые в критических ситуациях могут весьма значительно повлиять на выбор тех или иных политических решений. Освещению обозначенных проблем и посвящено данное учебное пособие.

Комментарии для элемента не найдены.

Одна из первых ассоциаций на слова «Советский союз» — Красная площадь, по которой что-то или кто-то марширует. Тем более удивительно, что идея массового мероприятия в России не так уж стара. За исключением крестных ходов, пользовавшихся большой популярностью ещё со средних веков, внимания заслуживают разве что торжества начала двадцатого века, посвящённые трёхсотлетию дома Романовых, столетию Бородинского сражения и т.д.
Подлинный расцвет массового мероприятия приходится на момент становления большевистской России, собственно, именно ему посвящена большая часть книги Мальте Рольфа «Советские массовые праздники» вышедшая в России в серии «История сталинизма».

Рольф выдвигает идею колонизации общественного пространства тоталитарными режимами с помощью праздников (определение советской России как «тоталитарного режима», кстати, единственный случай оценочного суждения автора) и проводит её через всю историю массового праздника в раннесоветской России. Мысль автора не слишком «свежая и оригинальная». В СССР, когда любая история, это почти всегда «история дефицита» был нужен простой и недорогой способ решить следующие проблемы: 1) подготовки в наикратчайшие сроки административных кадров (для организации массовых праздников всегда прибегали к кадрам наиболее высокой квалификации, состав оргкомиссий иногда просто удивляет), 2) продвинуть новую советскую идеологию в преимущественно неграмотную массу, 3) прививать новую этику и эстетику советского человека.
Лучше всего на роль решения подходила модель массового праздника — своеобразного искусственного, срежиссированного пространства, в котором виден идеальный образ советского государства, со своими примерами и ценностными ориентирами. Т.к. сама советская Россия находилась в рамке срочной модернизации, ситуация доходила до смешного: не успевал закончиться один праздник, как уже начинали готовиться к новому. А так как освещение подготовки к празднику в СМИ было непременным атрибутом самого праздника, в редакции многих центральных и периферийных газет была атмосфера «постоянного праздника».

Отдельного внимания заслуживает компаративистика советского (диктаторского) и американского (демократического) праздника. Несмотря на то, что тенденции во всех государствах были одни и те же, а именно: стирание структурных различий и всеобщность, «демократический праздник» принципиально не ориентировался по форме и структуре на «центр», это находило выражение даже в отсутствии идеи «вождя праздника». В лучшем случае им мог быть местный герой или символ. Но приходится согласится, что сравнение какого-нибудь техасского человека-початка и Иосифа Сталина не корректно.

Мальте Рольф, «Советские массовые праздники», РОССПЕН, 2009, М.: 439 стр.

Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мальта праздники традиции
  • Мальдивы на январские праздники
  • Мальдивы на ноябрьские праздники
  • Мальдивы на новогодние праздники погода
  • Мальдивы на новогодние праздники отзывы