Марийский национальный праздник ага пайрем

Статья про праздник уральских марийцев Ага-Пайрем, проходит он в Свердловской область на Урале, а также в других регионах, где компактно проживают восточные марийцы. На этом празднике соревнуются в борьбе, в перетягивании каната, поют национальные песни, исполняют марийские танцы, предлагают национальные блюда.

марийцы
   Каждый год в первой половине июня уральские марийцы отмечают национальный праздник «Ага-Пайрем» — «праздник плуга» (или «праздник борозды»), приуроченный к окончанию посевных работ.

Это один из самых любимых, почитаемых и массовых праздников народа мари, иначе называемый «марийским сабантуем». 
В свердловской области «Ага-Пайрем» превратился в ежегодный фестиваль марийской культуры, способствующий сохранению и популяризации народных традиций и позволяющий всем приехавшим на праздник гостям познакомиться с марийскими песнями, танцами, играми, декоративно-прикладным искусством и национальной кухней.

Общая статья про народ мари — тут!  

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ — ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД — ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО — ТУТ!

СВЯЩЕННАЯ РОЩА — СЕЛО МИШКИНО — ТУТ!

СЕЛО МАЯДЫК, МАРИЙСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА — ТУТ!

Охота в жизни марийцев — тут!

Моление восточных (эрвел) мари — тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари — тут!

Марийские предания и были о древнем змее — тут!

                                              Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                      Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
   8 июня 2013 года фестиваль Ага-Пайрем принимала деревня Верхний Бугалыш Красноуфимского района (в 2012 году это почётное право было у села Курки Артинского района, в 2011 году праздник проходил деревне Марийские Каршина территории Ачитского городского округа). 
Было оборудовано сразу несколько площадок: летняя сцена для концертной программы, площадка для национальных подворий, несколько площадок для спортивных игр, детская площадка с аттракционами и поле для конных скачек, в общем – на любой вкус и возраст.

                                   Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                               Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
   На фестиваль съехались творческие коллективы, преимущественно из марийских сёл и деревень Свердловской области. Мононациональных небольших населённых пунктов на Урале не так уж мало, иногда даже в названии села или деревни фиксируется национальность жителей: Марийские Ключики, Татарская Еманзельга, Русская Тавра. Приехали и Екатеринбургские артисты, но всё же самыми колоритными были деревенские коллективы в национальных костюмах ручной работы – знаменитые Бурановские бабушки на их фоне смотрелись бы бледновато.
 

 Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
   Несмотря на хмурящуюся погоду, зрительный зал на открытом воздухе был полон – все пришли повеселиться и поболеть за своих. Не меньшей популярностью пользовались конные скачки, проходившие в два заезда. В первом заезде состязались рабочие лошади, во втором – породистые скакуны. Дистанция была для всех одинаковая – два круга протяжённостью 1100 метров.
   Участвовали в скачках только взрослые кони, а жеребятам доверили катать детей в повозках.

                                             Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                        Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
   На площадке подворий можно было поближе познакомиться с марийским бытом: попробовать блюда марийской кухни, рассмотреть национальную одежду (если очень попросить, то даже разрешали примерить – платье, передник, яга, халат йылан).

Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

 
       Полная экипировка позволяет легко слиться с местным населением, почувствовать себя полноправным участником праздника.
                                                     Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                    Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем
   Марийская молодежь в национальных костюмах выглядит очень естественно и гармонично, вель правильно носить такую одежду они учатся с детства.

   Село Первые Сарсы с гордостью представило вышитые работы своей рукодельницы.
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем

 
   Жители села Вторые Сарсы привезли на праздник свою главную достопримечательность — воду из святого источника на Монастырской горе. 
В большинстве своём марийцы до сих пор остаются язычниками, но был в ХIХ веке в Сарсах проповедник, архимандрит Зосима, который не только многих «черемис» (так называли марийцев) привёл ко Крещению, но даже построил в этих краяххрам и Боголюбскийженский монастырь. 
Монастырь, к сожалению, не сохранился – осталось только название горы и чудесный источник, в котором вода всегда появляется 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.
 

    На площадке для спортивных игр взрослые и дети упражнялись в силе и ловкости. И если на вертикальный столб могли забраться только самые спортивные, то по наклонному столбу поднимались все желающие.
    А деревенские бабушки ревниво наблюдали: чьи же внуки и внучки окажется самыми шустрыми?

    Фестиваль удался на славу, даже погода не подвела! Следующий Ага-Пайрем — в июне 2014 года. Познакомиться с марийской культурой можно так же в музее «Марийская изба» села Юва.
 

                                                    Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                     
Марийцы относятся к средним по численности народам России. По данным переписи населения их насчитывается чуть менее 700 тысяч человек. Все мы знаем, что народ имеет свою государственность — Республику Марий Эл. Однако большая группа марийцев — около 30 тысяч человек проживает далеко от своей столицы Йошкар-Олы – на юге Свердловской области. Их предки мигрировали на Урал еще во время правления Ивана Грозного, избегая насильственной христианизации.

                                                Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем                                             

Сегодня, спустя столетия давления христианства, потом социализма, марийцы открывают для себя новую страницу – возвращение к истокам. Пока самым большим шагом в этом направлении является проведение праздника Ага-Пайрем, официально именуемого «областным фестивалем марийской культуры».
Ныне праздник утратил свое религиозное содержание. Однако каждый год Ага-Пайрем начинается с речи главного карта уральских марийцев. Он щедро осыпает всех собравшихся теплыми пожеланиями и, конечно, просит у высших сил хорошего урожая, ведь марийцы, как и сотни лет назад, занимаются земледелием.
На праздник съезжаются как уральские народные ансамбли, так и гости из Марий Эл, которые находятся на особом положении «старших братьев».
Наряды – это гордость марийских женщин, они шьются вручную и надеваются только на праздники. Особенно шикарным считается нагрудник, на котором есть дореволюционные монеты. На некоторых женщинах можно увидеть одеяния, которым больше ста лет, они передаются из поколения в поколение.
Ага-Пайрем — это еще и великолепная возможность, хотя бы раз в году повстречаться со знакомыми, друзьями, родственниками из других, рассыпанных по всему юго-западу области, деревень.

_______________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/
Автор текста: Наталья ЗАЙЦЕВА.
Авторы фотографий: Наталья ЗАЙЦЕВА и Елена КРАМАРЕНКО.
http://mariuver.files.wordpress.com/

Вложение Размер
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем 68.14 КБ
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем 44.3 КБ
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем 45.94 КБ
восточные марийцы 50.5 КБ
Ага-Пайрем 41.16 КБ
Праздник уральских марийцев Ага-Пайрем 50.47 КБ
Aga-pajrem (9).jpg 33.61 КБ
Aga-pajrem (12).jpg 53.42 КБ
Aga-pajrem (13).jpg 89.24 КБ
Aga-pajrem (15).jpg 114.37 КБ

Древний земледельческий праздник Агавайрем посвящён божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение для народа мари. Он полностью связан с проведением весенне-полевых работ и  представляет собой комплекс обрядов, пронизанных аграрной тематикой. Этим праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.

Праздник не имеет точно установленной календарной даты проведения: его отмечают перед весенним севом, но большей частью после него. Время и день его проведения заранее выбирается картами (марийскими жрецами), при этом желательно – на новолуние. А в Республике Марий Эл праздник может проводиться в период с 11 мая по 26 июня. Например: в деревне Олоры Параньгинского района Агавайрем в этом году будут праздновать 15 июня.

В день праздника всем семейством выходят на моление в священную рощу Агавайрема (Агавайрем ото) или открытое поле (яра пасу).

Празднику предшествует подготовительный этап. К нему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы; заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. Обращаются к Богу с молитвами о благополучном исходе всех обрядов. Топят баню, моются, надевают чистую белую одежду. Затопив в доме печь, готовят специальные хлеба, угощения. На открытом огне стряпают блины, в печи готовят туара, салмамуно, ватрушки, пироги. Отваривают яйца, готовят квас, медовый напиток и пиво. Специально катают  вручную с молитвами восковую свечу. Все приготовленные угощения, свечи размещают в корзине. Необходимо донести их до места назначения в целости, т. к. поломанные в пути хлеб или свечу считают непригодными для молений.

Моление в святой роще – это радость, праздник души. Женщины надевают марийскую национальную одежду: платья, кафтаны, передники, голову покрывают платком. Посещение молений в брюках нежелательно. Мужчины в белых кафтанах подпоясаны красными кушаками.

Около полудня выходят в поле или в рощу к назначенному месту. Ритуальная еда ставится на пихтовые ветки. Разводят костёр, рядом ставят ковшик с пивом, куда бросают кусочки от всей выпечки в дар богам. Молятся, чтобы всходы зерновых радовали, чтобы дожди были тёплые, ветер ласковым, а урожай богатым; чтобы хватило сил и здоровья собрать выращенный урожай. Бог Агавайрем объединяет воедино силы солнца, луны, звёзд, ветра, дождя, воды и облаков.

Ранее – ещё в начале ХХ века – главный карт распределял среди женатых мужчин,  кому и какому богу надлежит молиться. Карт произносил молитвы, а помощники выполняли его поручения. Во время чтения молитвы первым делом обращались к богу «Агавайрем юмо» (Богу праздника пашни), затем последовательно к «Тӱня юмо» (Богу света), «Кече ава» (Матери солнца), «Кӱдырчо юмо» (Богу грома), «Волгенче юмо» (Богу молнии), «Мланде ава» (Матери земли). Обращались также к Миколо Юмо – Николаю Чудотворцу, Христос Юмо – Иисусу Христу.

После моления пиво выливалось в огонь.

Для проведения культовой трапезы непосредственно в поле или в роще устанавливают шилык – лавки из деревянных досок. На них должны сидеть уважаемые всей общиной старцы.

Ритуальную пищу первыми пробуют карты. После этого все участники торжества угощают друг друга с пожеланиями хорошего урожая.

Здесь же карт – руководитель моления – благословляет молодушек на благополучную семейную жизнь. Он дарит им яйцо с наилучшими пожеланиями, а они, в свою очередь, дарят карту полотенце. В ответ карт благословляет молодых  и на их правое плечо кладёт полотенце.

После окончания моления Агавайрем во многих местах принято проводить игры. Дарят с наилучшими пожеланиями друг другу яйца; затем соревнуются, кто кинет яйцо дальше, или катают их по жёлобу – чьё крепче. Все, от мала до велика, качаются на качелях, чтобы тело было лёгким. Прыгают друг за дружкой через костёр, а пожилым помогают перейти через огонь молодые. И просят у Духа Огня очищения, освобождения от болезней и тяжести тела. Каждый проходит босиком по три круга вокруг кострища по ходу движения солнца, чтобы крепче была связь с Духом Земли. Также три круга пробегают (те, кто помоложе) или проходят (те, кто постарше) вокруг самой рощи Агавайрем, чтобы до следующего моления доставало силы жить и работать.

Выйдя из рощи Агавайрем, все встают на колени перед самой рощей и произносят слова благодарности Агавайрем Юмо, святому месту с надеждой, что бог услышал молитвы и принял их.

Закончив ритуал благодарения, старшее поколение направляется домой, а молодые мужчины и парни устраивают соревнование на ловкость и быстрый бег. Первый, кто добежит быстрее всех до ворот деревни, получает полотенце и десять яиц. Прибежавшие вторым, третьим, четвёртым и пятым также получают награды.

Агавайрем праздновали в течение двух-трёх дней. В первый день проводили большие моления в священной роще (ото), во второй – отмечали «ташлама»: ходили из дома в дом с картом, который читал молитвы, а в третий – все веселились, качались на качелях, пели, плясали, играли в разные игры.

Умели наши предки настраиваться на тонкие струны сил природы. Это мастерство передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, укрепляя свой род, свою семью. Именно такое отношение к окружающему миру даёт нам силу и радость жизни.

При подготовке материала использована литература:

  • Степанова, И. Кӱсото. Святая роща : иллюстрированное издание / Ираида Степанова. – Йошкар-Ола, 2012. – 196 с.
  • Шкалина, Г. Е. Традиционная культура народа мари / Г. Е. Шкалина. – Йошкар-Ола, 2003. – 208 с.
  • Смирнов, И. Н. Черемисы : историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. – Йошкар-Ола, 2014. – 304 с.

Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева

Новости, Новости с фото
11/06/2019
1 229

Традиционный областной фестиваль народа мари

Фото: Александр Коржавин, Ирина Давлятшина

 

Областной фестиваль народа мари «Ага-Пайрем» состоялся 8 июня. На этот раз – в селе Сарсы Вторые муниципального образования Красноуфимский округ.

Марийский народ трепетно хранит свои обычаи и традиции национальных праздников. И на сегодняшнем празднике можно было познакомиться с богатой историей марийцев, национальными костюмами, кулинарными, музыкальными, танцевальными и ремесленными традициями, ощутить необыкновенный национальный колорит.

Наверное, нет таких людей, которые не любят праздники. Ведь каждый праздник – это замечательный повод провести время с друзьями, воплотить в жизнь самые интересные и смелые традиции, которые навсегда останутся в памяти.

Самый любимый и известный народный праздник у марийцев – это, без всякого сомнения «Ага-Пайрем», пришедший из глубины веков.

На праздник «Ага-Пайрем» приезжают не только марийцы с ближайших сел, но и со всей области. Приезжают, чтобы вспомнить песни и танцы своего народа, надеть национальные костюмы бабушек и дедушек и приложить все силы для того, чтобы марийский язык и культура продолжала жить и развиваться.

Почетных гостей, по марийской традиции, встретили хлебом с маслом.

На сцене праздника: Министр образования и молодежной политики Юрий Биктуганов, депутаты Законодательного собрания Свердловской области Альберт Абзалов и Владимир Терешков, управляющий Западным управленческим округом Виталий Вольф, главы: Красноуфимского округа Олег Ряписов, городского округа Красноуфимск Вадим Артемьевских, Артинского городского округа Алексей Константинов, Ачитского городского округа Дмитрий Верзаков.

После прозвучавших приветственных слов депутаты Альберт Абзалов и Владимир Терешков вручили Благодарственные письма Законодательного собрания Свердловской области.

Марийцы очень ценят  торжество по случаю окончания сева и каждый год собираются, чтобы заручиться поддержкой духов при сборе урожая, заготовке полезных трав и чтоб обеспечить благополучие своего народа – предки марийцев знали сезонные обряды на все случаи жизни.

В празднике «Ага-Пайрем» важное место занимает религиозная составляющая. Поэтому со сцены праздника карт марийской традиционной веры (Онаен) обратился к Верховному Богу традиционной марийской религии молитвенными словами.

Мы затем встретились с картом марийцев Свердловской области Леонидом Канакаевым. И он, по нашей просьбе, пересказал марийские молитвенные слова на русском – понятном всем читателям языке:

— Мы благодарим Белого Большого Бога (Ош Кугу Юмо) за то, что он марийцев сохранил и в этом году собрал нас здесь вместе – с едиными помыслами, с единым духом.

Закончили посевную, мы пришли вместе отдохнуть. Просим, чтобы все, что насеяли – взошло: зерно чтоб родилось в поле и картофель, чтобы посевы были защищены от града, вредных насекомых и других напастей. Большой Бог чтоб нам помог и дал большой урожай.

И чтоб хлеб мы вырастили и убрали, высушили и смололи, из этого испекли каравай, сели вокруг большого стола с родителями, бабушками и дедушками, детьми и внуками.

И, возблагодарив Белого Большого Бога за то, что он нам все это дал, и сохранил наше здоровье, чтобы все несли по жизни наш марийский дух.

Сцена с надувным навесом, установленная в красном углу поляны с несколькими рядами лавок перед ней превратилась в концертный зал.

После официальной части на эстраде выступили с песнями и танцами коллективы художественной самодеятельности муниципальных образований, а также столичные артисты из Республики Мари-Эль.

В этот день принято веселиться, петь и танцевать. Приняли активное участие на различных веселых играх также и почетные гости праздника.

В стороне от песен и плясок происходили другие события — битвы и скачки. Бились мешками на буме, скакали на лошадях. О соревнованиях, аттракционах забавах — лучше расскажут фотографии.

А у депутатов Законодательного собрания, несмотря на праздник, продолжался рабочий день — неформальные приемы граждан. А Альберт Абзалов, считай, что он местный — в сое время закончил здесь Сарсинскую среднюю школу. Так что встречи у него происходили на каждом шагу — с друзьями, товарищами, знакомыми, одноклассниками. И конечно, к нему обращались с различными просьбами как к депутату все, кто только хотел.

Состоялось торжественное вручение наград и призов победителям соревнований.

Этот репортаж с областного праздника «Ага-Пайрем» хотелось бы завершить проникновенными словами проповеди карта марийцев Урала, с которыми он обращается ко всем единоверцам:

—  Сегодня над поляной марийский дух витал густо. Я прошу, чтоб каждый присутствующий на празднике увез с собой частичку этого духа и нес с собой по жизни. Чтоб детей своих учил языку. И чтоб всегда гордился тем, что он мариец – не  прятался, не стеснялся, а всегда гордо носил звание марийца.

И чтоб марийский народ сохранился из века в век!

Наверное, многие из нас берутся за важное дело, мысленно помолясь. Происходит это будто само собой. Истоки таких, казалось бы, спонтанных действий, надо искать не в личности отдельного человека, а в характере и традициях целых народов.

Ключевые события в выживании общества часто принимали религиозный характер, поскольку исход их не всегда зависел от людских решений. Так тысячелетиями история человечества покрывалась особыми маркерами – праздниками и памятными датами, которые обрастали своими обрядами и фетишами. Оттуда происходит наша внутренняя потребность просить помощи у высших сил или же благодарить их за поддержку.

Простые молитвы

oto.jpg

14 июня будет отмечаться большой марийский праздник Агавайрем. Он знаменует собой окончание посевных работ и связанный с ним целый цикл весенних молений у исповедующих традиционную религию мари. О том, что происходит в этот праздник, «Марийской правде» рассказал Александр Бирюков, глава Йошкар-Олинского общества традиционной религии «Марий кумалтыш»:

— Агавайрем посвящен завершению весенних посевных работ, он схож с праздниками пашни или сохи у других народов. Раньше все марийские деревни выходили на моленье в священные рощи, сейчас, конечно, меньше людей отмечают его. Празднуется он через семь недель после Пасхи. У каждого района есть свои особенности проведения праздника и свой день. Агавайрем обычно делают на новую луну.

Моления проходят в рамках одной деревни или территории, как и когда — решают карты. Это целый комплекс обрядов, пронизанных земледельческой тематикой. Они духовно сопровождают все важные этапы весенних аграрных работ, а завершает их Агавайрем. Просьбы жрецов обращены к природным силам. Они просты, сводятся к тому, чтобы в мире и природе было равновесие.

— Люди приходят в священные рощи благодарить богов и просить, чтобы дали хороший урожай, — продолжает Александр Бирюков. — Обращаются к богу праздника Агавайрем юмо, богу дождя, богу ветра, богу солнца, богу грома. Но и до заключительного дня весенних молений люди постоянно обращаются к Всевышнему. Пришла весна — вышли в поле, взяли соху, вспахали, посеяли, просят, чтобы зерно взошло. Когда зерно взойдет, просят солнце, чтобы грело, просят дождя или, наоборот, ветра, чтобы злые тучи разгонял. Каждому циклу, каждому виду работ сопутствуют свои молитвы, для этого существует специальный обрядовый календарь.

agavayrem.jpg

Гулянье

К Агавайрем верующие готовят угощения, это жертва богам, ведь на пустом месте, как считают марийцы, ничего не происходит.

— К этим моленьям на стол подаются специальные блюда – блины, лепешки с творогом, маленькие пирожки, квас, обязательно крашеные яйца, — рассказывает глава Йошкар-Олинского общества традиционной религии «Марий кумалтыш». — Блины – это олицетворение солнца, яйца – символ зарождения новой жизни. Каждая семья на моленья приносит свое угощение. Подношенье ставится перед деревом, которое выбрали карты в священной роще, на обкуренные ветки. На месте моленья в роще жрецы разводят костер и прямо на месте варят кашу. Есть еще одна особенность у этого праздника. Люди приносят в рощи предметы, связанные с тем, у кого что болит. Если болит, к примеру, голова, приносят платок. Полотенца приносят, носки. Все это развешивается на специальные жерди, а после молений жрецы раздают вещи людям уже вперемешку.

aga.jpg

В прежние времена особо в ритуальном действе выделялись яйца, которые долго собирали перед праздником, и в Агавайрем их было в изобилии. С яйцами, как символом плодородия, в праздник проводились различные магические действия. Их дарили молодушкам, чтобы имели много детей, зарывали в поле, чтобы зерна росли крупными, бросали через деревья, чтобы урожайность полей была высокая. Яйца были и призом для победителей состязаний, ведь Агавайрем – это не только моленья, но и народное гулянье с песнями, танцами, спортивными соревнованиями, национальными играми.

— Еще победителям соревнований дарили свои подарки молодые семьи, которые в этом году поженились, — вышитые полотенца, нарукавники и тому подобное. Пока старшее поколение живо было, придерживались этих канонов, — вспоминает Александр Бирюков. – Я рос в Сернурском районе, и лет в 12 впервые попал на Агавайрем. Мы пацанами летом работали в колхозе. И пололи, и сено возили, и зерна сортировали, и мусор убирали. Как-то на обед убежали в соседнюю деревню, где, нам сказали, идет праздник. Там я и увидел в первый раз, как проходит Агавайрем. Раньше даже конные скачки проводились, в разные игры играли. Мы и пообедали там, и в соревнованиях поучаствовали. Сейчас все попроще стало.

Беречь себя и природу

В Йошкар-Оле Агавайрем намечен на 12 июня, но в этом году без скопления людей. Сами понимаете, в условиях пандемии коронавирусной инфекции очень важно обеспечить сохранность здоровья. 14 июня пройдет последнее весеннее моленье, на котором соберутся карты из районов. Накануне праздника верховный карт республики Александр Таныгин сказал:

— Духовность нельзя терять ни на минуту, но при этом мы понимаем, какая сейчас ситуация, и договорились, что 14 июня на моление будут собираться только главы общин из районов. Мы будем соблюдать исключительные меры безопасности. У нас все моления хлебосольные, от Всевышнего без ничего не просят. Традиционно люди приносят свое угощение на общий стол, но сейчас мы решили приготовить все блюда в одном месте у одного человека, так безопаснее. Всем верующим хочу сказать: надо быть очень аккуратными, чистоплотными, соблюдать все правила, чтобы не болеть. Сейчас каждый должен молиться в своей семье, не обязательно молиться вместе в такое время.

Кстати

В этом году традиционные обрядовые моления народа мари впервые в истории пройдут в прямом телеэфире. Наблюдать за трансляцией можно будет также в сети Интернет.  Трансляцию 14 июня проведет республиканский телеканал «Марий Эл Телерадио». Телезрители смогут увидеть моления с 9.00 до 11.00 в эфире телеканала «МЭТР» (21 кнопка в кабельных сетях) и в сети Интернет (на сайте metr12.ru и на канале «ТВ МЭТР» в видеохостинге «YouTube». Трансляция пройдет при поддержке ПАО «Мегафон».

Агавайре́м (луговомар. Агапайрем, Агапайрам; у восточных марийцев – Сабантуй), марийский народный праздник, в аграрном календаре символизирующий начало пахотных работ поздней весной или ранним летом. Этимологически название праздника происходит из двух луговомарийских слов: «ага» – соха и «пайрем» – праздник. Обрядовые действия, совершаемые в этот праздник, направлены на повышение плодородия земли и урожайности полей. Схожей семантикой обладают праздники весенне-летнего цикла других народов Поволжья: чувашский Акатуй, удмуртский Акашка, татарский Сабантуй. Точно установленной календарной даты проведения Агавайрема у марийцев нет, часто день его проведения выбирали местные старейшины или карты. Согласно некоторым источникам, марийцы праздновали его перед посевом яровых культур (Казанская губерния. Ч. 2. 1870) или «около 9 мая старого стиля» (Маркелов. 1931. С. 179). Марийцы Кировской области (вятские марийцы) отмечали этот весенний праздник за четыре дня до Троицы, башкирские марийцы (восточные марийцы) – до начала весеннего сева (Тойдыбекова. 2007). Агавайрем представлен в обрядово-праздничной традиции луговых, восточных и северо-западных этнографических групп марийцев. В культуре горных марийцев данный праздник не встречается в виду более активной христианизации данной группы населения. В то же время Г. Я. Яковлев описывал весенний обряд варки ритуального пива и моления у «горно-козмодемьянских» марийцев, осуществляемый без участия жречества и без праздничных гуляний. Данный праздник проводился горными марийцами после посевных работ во второй половине июня (Яковлев. 1887. С. 31).

Данные об Агавайреме и особенностях его празднования известны в историографии с 18 в. В работе И. И. Георги описан праздник начала посевных работ Анга Соаренъ, соответствующий Агавайерму (Георги. 1799. С. 34). Характеристики данного праздника приведены в путевых заметках А. А. Фукс, очерках В. И. Рагозина, работах Г. Я. Яковлева, И. Н. Смирнова, Т. С. Семёнова и в других описаниях 19 в. В первой половине 20 в. этнографическим изучением Агавайрема занимались этнографы Т. Е. Евсеев и М. Т. Маркелов. Марийские народные праздники, в том числе и Агавайрем, активно исследовались советскими и российскими специалистами по фольклору и этнографии А. Е. Китиковым, Н. С. Поповым, О. А. Калининой, Л. С. Тойдыбековой.

Согласно различным этнографическим описаниям 19–20 вв., Агавайрем проходил в течение двух – пяти дней. В первый день среди последователей марийской традиционной Марийская священная рощаАгавайрем ото. Советский район, Республика Марий Эл. 2021.религии, а также марийцев-синкретистов (двоеверцев) было распространено проведение моления (луговомар. кумалтыш) в священной роще или в паровом поле (луговомар. яра пасу). В некоторых деревнях для проведения ритуальных действий на Агавайрем была отведена отдельная роща – агавайрем ото, которую посещали один раз в году. В марийской мифологии выделяют также отдельное божество, которому молятся в указанный праздник – Агавайрем юмо. По данным Л. С. Тойдыбековой, в конце 19 – начале 20 вв. женщины в коллективных молениях непосредственно не участвовали, а только поддерживали горение ритуального костра, оставаясь в стороне от основных обрядовых действий (Тойдыбекова. 2007. С. 56). Т. С. Семёнов в конце 19 в. свидетельствовал, что моления на Агавайрем были единственными общественными молениями, на которые допускались женщины (Семёнов. 1893. С. 30). В настоящее время в ритуальных действиях, приуроченных к Агавайрему, участвуют и женщины и мужчины, однако молитвы читает мужчина – карт.

Г. Я. Яковлев составил обширное описание ритуальных практик, осуществляемых на Агавайрем в 19 в. (Яковлев. 1887. С. 26–31). Местные жители заранее готовили для молений мёд, вино, пиво, пекли ватрушки и блины. Из числа мужчин выбирали двух картов – организаторов молений. Перед ритуальным действием обязательно все его участники традиционно ходили в баню, надевали чистую одежду. Среди божеств, почитаемых на Агавайрем, упоминаются Кугу Юмо (в пер. с луговомар. – великий бог), Тӱня-Юмо (в пер. с луговомар. – бог Вселенной), Мер Юмо (в пер. с луговомар. – бог общества), Ош кече Юмо (с луговомар. – бог белого солнца). Часть ритуальной пищи сжигали в костре в качестве жертвы богам (Рагозин. 1881), другую часть присутствующие уносили домой. Карт после молитвы бросал в ритуальный костёр кусочки блинов и других принесённых жертвенных угощений со словами «алаллиже», что означает «сила всех земных благ – богу, а мы просим только здоровья» (Маркелов. 1931. С. 179–180). По Г. Я. Яковлеву, сначала карты выливали в огонь ритуальное пиво с накрошенными туда блинами, а после молений так делали и все остальные присутствующие. Считалось, что пиво, принесённое с молений, является освящённым и проливать его нельзя (Риттих. 1870). Над ритуальным пивом и едой зажигали свечи (Маркелов. 1931). Во многих этнографических описаниях указано, что во время молитвы карта присутствующие стояли на коленях. Моление в честь Агавайрема марийский карт обычно читал три раза. По завершении молений мужчины угощали картов ритуальным пивом, блином, пирогом, яйцом и ватрушкой, такое же угощение получали от женщин жёны картов (Яковлев. 1887. С. 27). После этого еду по очереди получали и все присутствующие на молении. Примечательно, что, по словам Г. Я. Яковлева, татары тоже могли прийти на моление, но их угощали ритуальной едой отдельно от остальных присутствующих. При возвращении из мольбища карты в сопровождении пожилых людей и незамужних девушек посещали дома местных жителей до следующего утра. В каждом доме жрец получал от хозяина ковш пива и яйцо. При получении даров карт говорил ритуальные слова-пожелания, а в ответ хозяин произносил слова «Аминь, аминь, да будет так» (Яковлев. 1887. С. 29). На следующий день жители деревни шли в гости к старшему карту с подношениями – ведром пива и блинами. Затем участники праздника ходили в гости другу к другу. Второй день праздника, по словам М. Т. Маркелова, носил название «ташлама» (Маркелов. 1931. С. 180). На третий день праздничная процессия посещала младшего карта и одаривала его. В целом праздник продолжался пять дней.

По свидетельствам Г. Я. Яковлева, Агавайрем сопровождался молодёжными увеселениями: скачками на лошадях, бегом, качанием на качелях. В Царёвококшайском уезде (ныне Республика Марий Эл) было известно праздничное состязание в беге: молодые люди наперегонки направлялись из священной рощи в деревню. Самые быстрые получали полотенце и яйца. Т. С. Семёнов связывал появление скачек в праздновании Агавайрема влиянием татарского праздника Сабантуй (Семёнов. 1893). В некоторых местностях известна традиция зарывать в землю яйца, что символизирует передачу земле плодородных сил. Л. С. Тойдыбекова определяет игрища после молений как «агавайрем модыш» (с луговомар. – обрядовые игры Агавайрем), в ходе которых жители марийских деревень устраивали соревнования по бегу. «А в некоторых местах, например в Параньгинском и в Куженерском районах, растянув в длину полотенце, бежали с ним вокруг рощи Агавайрем» (Тойдыбекова. 2007. С. 57). Гонки сопровождались звучанием народных инструментов: барабана, волынки. И. Н. Смирновым описаны обрядовые игры марийцев Пермской губернии: «Забравши с собой праздничных кушаньев, пива, черемисы уходят вечером в четверг на гору, раскладывают огни и устраивают представления. Одни берут на себя роль судьи, исправника, станового, сотского, другие истцов, третьи разного рода ответчиков, воров, пьяниц. Происходит словесное судопроизводство. Судья произносит приговор, и его немедленно приводят в исполнение, в шутку наказывая виновного. Рядом с состязанием в беге у пермских черемис происходят состязания в борьбе и скачке». Победители в данных играх получали платки, принесённые женщинами, вышедшими в этом году замуж (Смирнов. 2014. С. 109). В некоторых деревнях сохранились обрядовые песни, исполняемые исключительно на Агавайрем. В частности, исследователь Л. С. Тойдыбекова в 1990-х гг. зафиксировала текст «жертвенно-молельной песни Агавайрам» (луговмар. Ага-пайрам кумалтыш муро) (Тойдыбекова. 1997. С. 247). Песни весенне-летних календарных праздников содержат просьбы к высшим силам о плодородии и различных благах.

В советское время праздник Агавайрем, воспринимаемый администрацией как элемент традиционных религиозных верований, вышел из публичного пространства праздничной культуры. В 1920-е гг. марийской интеллигенцией была осуществлена попытка вытеснить традиционные марийские праздники новым – Пеледыш пайрем (с луговомар. – Праздник цветов), в котором отразились некоторые ритуальные черты Агавайрема.

Начиная с 1990-х гг. на фоне возрастающего интереса местного населения к марийской традиционной культуре отмечается тенденция к регулярному празднованию Агавайрема на районном и республиканском уровнях. В современной праздничной обрядовости марийцев моления в честь Агавайрема могут сочетаться с концертами, фестивалями, проводимыми в один день. В организации праздника прослеживается региональная специфика. Празднование Агавайрема изображено на одноимённой картине А. Т. Бугаева. Празднику посвящена пьеса современного российского писателя А. И. Пудина «Эрла агавайрем» (с луговомар. – «Завтра – агавайрем») и одноимённый спектакль, поставленный по её сюжету в Марийском национальном театре драмы имени М. Шкетана.

Дата публикации:  21 ноября 2022 г. в 15:51 (GMT+3)

8 июня 2020, 23:45 1.6к.

Агавайрем — праздник плуга — марийский национальный праздник весеннего сева. Он посвящён божествам плодородия, земли и силам природы. Праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.

Агавайрем распространён у луговых, северо-западных и восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов Марий Эл.

Агавайрем отмечают перед весенним севом, но большей частью — после него, в период между летним Николиным днём (Кеҥеж Миколо — 22 мая) и Духовым днём (Мланде Шочмо кече, через 50 дней после Пасхи).

Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние. Всемарийское моление Оно Морко Агавайрем в Сернурском районе, завершающее празднование Агавайрема, проводится через восемь недель после Пасхи в субботу — за шесть дней до Девятой пятницы (Индеш кугарня).



К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведённое место выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем-Юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

Восточные марийцы во время Агавайрема в прошлом проводили обряд изгнания злых сил.

В праздничные дни соблюдались запреты: нельзя было красить нитки, стирать бельё, устраивать шум.

С начала 1990-х годов праздник справляется на официальном уровне.

Материал подготовлен на основе информации интернет-журнала «Кидшер» («Пульс») и открытых источников.


13 картов марийской традиционной религии во главе с главным картом Республики Марий Эл Александром Таныгиным 20 июня 2015г. на Дубовой поляне Сосновой рощи Йошкар-Олы обратились к Агавайрем Юмо (Богу), молились, чтобы восходы зерновых радовали, чтобы дожди были тёплые, ветер ласковым, а урожай богатым; чтобы хватило сил и здоровья собрать выращенный урожай. Бог Агавайрем объединяет воедино силы солнца, луны, звёзд, ветра дождя, воды и облаков. Объединяет, распределяя их в окружающем пространстве, радуя окружающий мир.

Peledush2015_Agavajrem3_Arslan_0.jpg

Так, Агавайрем – древний земледельческий праздник, посвящён божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Народ мари на моления Агавайрем может выйти и перед весенним посевом, и после окончания весенних посевных работ — в период между летним Николиным днём (кеҥеж Миколо – 22 мая) и Духовым днём (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи).

Вплоть до середины 30-х годов ХХ столетия в начале праздника Агавайрем играли на шÿвыр (волынке). Это был непременный и единственный из музыкальных инструментов участник ритуального обхода поля с заклинанием доброго всхода, богатого урожая, защиты от града и других природных стихий. Сегодня на молениях играют на кÿсле (гуслях).

«Агавайрем» День Творения Всевышнего в создании Земной жизни. Слово «Ага» в переводе обозначает пространство, «Вайрем» — творение. Марийская философия связывает все происходящие силы c Ветром, Облаком, Водой. Они находятся непрерывном в движении за счёт Творца. Всевышний создатель для этого использует силы светлого Солнца, Звёздного мира и Луны. Агавайрем — Творец Всевышней силы всей Вселенной. В своих объятиях является держателем благоденствия всех живых существ на космическом пространстве.

Peledush2015_Agavajrem5_Arslan.jpg

Предварительно расстелив полотно на землю, возле мирового дерева «Онапу» ставят национальные блюда, которые варятся из различных видов круп, символизирующий дружбу марийского народа. Яйца, сваренные вкрутую, являются началом жизни. Хлебный квас олицетворяет могущество и народную силу.

После окончания моления Агавайрем во многих местах принято проводить игры, олицетворяющие очищение тела. Яйцо — символ семени, которое продолжает жизнь и обозначает её бесконечность, поэтому на молении Агавайрем игра имеет особый смысл. Много игр проводят с яйцом… Все, от мала до велика, качаются на качелях, чтобы тело было лёгким. Друг за другом прыгают через костёр, пожилым помогают перейти через огонь молодые. Просят у Духа Огня очищения, освобождения от болезней и тяжести тела.

Каждый босиком проходит по три круга кострища по ходу движения солнца, чтобы крепче была связь с Духом Земли. Три круга молодые пробегают, а постарше проходят вокруг рощи Агавайрем, чтобы до следующего моления было много сил жить и работать.

В этот день особе внимание уделяется молодым семейным парам, которые связали себя узами браки год назад после моления Агавайрем. Им дарят яйца с наилучшими пожеланиями, а они дарят карту полотенце. В ответ карт благословляет молодых на счастливую семейную жизнь и на правое плечо молодой кладёт полотенца.

Выйдя из рощи Агавайрем, все встают на колени перед самой рощей и произносят слова благодарности Агавайрем Юмо, святому месту с надеждой, что Бог услышал молитвы и принял их.

При составлении материала использована книга
Ираиды Степановой «Кӱсото — Святая роща» книгаже.

Песня о Юмо — Боге.

Peledush2015_Agavajrem1_Arslan_0.jpg

Peledush2015_Agavajrem2_Arslan_0.jpg

Peledush2015_Agavajrem_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem2_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem4_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem1_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem3_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem10_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem9_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem8_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem6_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem7_Arslan.jpg

Peledush2015_Agavajrem5_Arslan_0.jpg

Peledush2015_Agavajrem4_Arslan_0.jpg

Peledush2015_1Agavajrem_Arslan.jpg

  • Йӱла: Агавайрем (ага пайрем) кумалтыш.
    Агавайрем модыш-влак

20 июня 2015 года в г.Йошкар-Оле прошёл
Межрегиональный марийский праздник «Пеледыш пайрем».

  • О празднике ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ

Икымше лаштыкыш пöртылаш>>>
Назад на первую страницу>>>

В Башкортостане после завершения посевных работ порайонно отмечается праздник Сабантуй. В переводе с татарского сабан — плуг, туй — празник, свадьба. Место проведения сабантуя называется майдан. Чаще всего это ложбина, луг, поляна, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окруженные деревьями, кустарником. Средства для проведения сабантуя собираются у населения, так молодушки (незамужние) вышивают полотенца.

Собранные подарки от населения крепили на шест. Самое красивое полотенце расположено на самом верху. Подарки для победителей распределяли заранее. Полотенца вывешивались на шесте по красоте, качеству исполнения: самое лучшее красовалось на самом верху шеста, ниже — чуть похуже. На особых шестах выставляются полотенца и другие подарки, предназначенные для одаривания победителей скачек, победителей и участников бега и других состязаний.

В марийской интерпретации праздник называется Агавайрем. Ага-плуг, Пайрем-праздник, дословно – праздник плуга. Отмечается этот день еще до начала посевных работ в первых числах мая. Со временем, праздник Агавайрем отмечают одновременно с сабантуйем. Многие уже забыли про само название Агавайрем, или Ага пайрем.

День праздника Агавайрем назначают заранее и ожидают как великоторжественный праздник, готовят пиво, мед, вино. Чуть свет топят баню, моются, одевают чистую одежду. Женщины пекут праздничные блюда. К полудню все выходят на поле и выносят с собой угощенье. Все принесенные кушанья ставят по порядку. Церемонией руководит карт, проводит моление, просит благополучия, здоровья, хорошего урожая, приплода скота. По окончании молитвы — угощение.

Если между пришедшими на праздник есть молодушки, вышедшие замуж после прошлогоднего Агавайрем, то они подходят одна за другой к «картам», подносят к старшему из них ковш пива и 2 яйца. Он берет яйца и кладет в кучу, а вместо их дает другие и говорит свое благословение.

После угощений — состязания в беге. Прибежавшему первым, карт дает полотенце и 10 яиц, вторым — полотенце и 5 яиц и т.д.

В день Агавайрем устраивают соревнования: бег на лошадях,  борьба, лазание на шест, песни, пляски, соревнование костюмов и пр.

После состязаний все идут в деревню, где ходят из дома в дом, говорят благопожелания: «… дом ваш да будет богат, да будет в семействе вашем прибыль, да будет в хлебе вашем прибыль…», поют песни, пляшут. А в это время парни на гумне играют в яйца, сбивая их мячиками. Есть поверье, если играют  в яйца, то зерна посеянного хлеба будут полны как яйца.

Земледельческий праздник Агавайрем характерен и для других нерусских народов. У мордвы это кереть озкс, акатуй — у чуваш, у татар и башкир — сабантуй, у удмуртов — акаяшка.

Яковлев Г. Религиозые обряды черемис. Казань, 1887г.

_______________________________________________________________________

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мамы разных национальностей сценарий
  • Марий кас сценарий
  • Мариачи на праздник
  • Мамы добрые глаза сценарий
  • Мари праздники 2022