Марийский праздник цветов

Дагестанский журналист знакомился с марийской культурой и традициями Марийцы или черемисы (прежнее название) — финно-угорский народ, который в основном проживает в междуречье Вятки и Ветлуги. По

Дагестанский журналист знакомился с марийской культурой и традициями

Марийцы или черемисы (прежнее название) — финно-угорский народ, который в основном проживает в междуречье Вятки и Ветлуги. Подавляющая часть из них сосредоточена в республике Марий Эл, а остальные в основном живут вокруг: в Татарстане, Башкирии, Чувашии, Кировской области и т. д. По данным переписи 2010 года их количество в России составляет чуть более 547 тысяч человек. Главный редактор «МД» попутешествовал в местах исторического проживания марийцев и познакомился с их культурой, традициями и религией.

«Пеледыш пайрем»

Знакомство с марийской культурой началось с праздника «Пеледыш пайрем», что в переводе с марийского означает «Праздник цветов». Это один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов. По традиции его отмечают в честь окончания весенних посадок. В последние годы он проходит в третью субботу июня. Праздник имеет интересную историю.

У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он Агавайрам и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник «Пеледыш пайрем» состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. В новой России празднование проходит еще более масштабно. А традиции и религиозные обряды возрождаются вновь.

Как правило, праздник проходит в два этапа. В первой из них подводят итоги весенне-полевых работы, а второй этап состоит из массовых гуляний.

Мы попали на народные гуляния в столице республики Йошкар-Оле. Весь день шли различные культурно-развлекательные мероприятия на разных площадках города. Каждый район организовывает свой шатёр, в котором гостей знакомят с традиционной культурой, присущей этому району и кормят разными вкусностями. В основном, это были трехслойные блины. Было много травяных настоев. Местные жители увлеченно рассказывали о том, какая трава что лечит.

О марийской культуре нам, журналистам из Гильдии межэтнической журналистики рассказывала директор Центра марийской культуры Наташа Пушкина.

Народные гулянья
Фото: Алексей Скуратов-Бельский

«Издревле именно в этот день марийцы обращались к богам с мольбами и просьбами о богатом урожае. И только после этого приступали к песнопениями и угощениям. Гуляли всей деревней. Для этого доставали из сундуков самые красивые наряды, как правило из домотканые. Любая девушка на выданье должна была уметь мастерить себе костюм», — рассказывает Пушкина, которой впоследствии суждено оказалось стать нашим гидом по всем интересным местам.

Подходим к шатру, где танцуют и стоят женщины в национальной марийской одежде. Одна из участниц фольклорного ансамбля рассказала о том, как шьют традиционный костюм и что означают узоры на них. По ее словам, главное украшение костюма — это вышивка. Для марийских костюмов характерна строгая симметрия рисунка. Обычно вышивают ворот и рукава. Украшения подчеркивают социальное положение человека. Ну или семейное. К примеру, если грудь и ворот на мужской рубахе богато украшены узорами, это означало, что он не женат. Чем больше вышивок или монет на костюме, тем человек считался богаче.

Историю марийской земли рассказывали и артисты на одной из площадей города. Рассказывали в танце. Один за другим зрители наблюдали театрализованные представления, в которых не трудно было догадаться чем жили древние марийцы, как землю обрабатывали, охотились, торговали, трудились, любили и женились.

Праздник этот во многом похож на татарский Сабантуй, чувашский Акатуй, ну или праздник Новруз-байрам, который отмечают кавказские народы. Но в марийском празднике, именно в том, как его празднуют сейчас, заметно огромное желание не только объединить народ, но и возродить, сохранить традиции.

Как скажет карт

Марийцы, пожалуй, это единственная народность в России, которая сохранила свою традиционную религию. Некоторые ученые называют ее новым язычеством. Познакомиться с ней нам удалось на следующий день. Ехать надо было в соседнюю Кировскую область, где находится священная для марийцев гора Чумбылат. В этот день там проходили ежегодные общемарийские моления. После трехчасовой езды сначала по хорошему асфальту, потом по очень плохому, а потом и по бездорожью, мы приблизились к утёсу в скальном массиве. Но на машине доехать туда не суждено было. Сильный дождь размыл дорогу и нам пришлось три километра идти по грязи пешком.

Участники моления приносят с собой еду. Фото: Ольга Бондарева

Гора находится на левом берегу реки Немда. С одной стороны овраг, с другой — высокая пропасть. Из леса слышны звуки моления. Вокруг наблюдаем множество людей и машин. Судя по номерам, машины приехали из самых разных регионов. Надписи на деревьях нас сразу же предупредили, что в лесу нельзя сорить, плеваться, ругаться, а также снимать происходящее на камеру.

Пусть простят нас марийские боги, но несколько кадров мы все же сделали. Почти все люди были в традиционных марийских костюмах. И каждый вновь пришедший клали принесенные с собой продукты (хлеб, сыр, квас и т. д.) на специально сооруженные длинные столы. Перед столами стоял карт — верховный жрец. Он принимал у людей полотенца. Как оказалось, он их собирает в кучу, потом читает на них молитву и в конце моления будет раздавать каждому кто подходит. То есть, уже освященный. Уже «баракатное», как сказали бы дагестанцы.

Ещё еда. Фото: Ольга Бондарева

Мы решаемся спуститься к речке и осмотреть гору, пока идут моления. Спустились по крутой лестнице, вырубленной в скале. Внизу — родник. Наш гид Наташа объясняет, что она целебная. Она также может обижаться. Нельзя загрязнять родник, нельзя ругаться, говорить что-либо плохое про воду. Иначе, на следующий день тебе герпес, ну или плохое самочувствие обеспечены.

Моление. Фото: Ольга Бондарева

Из дальнейшего рассказа гида мы узнали достаточно об этом месте. Оказывается, по марийским преданиям, на этой горе похоронен марийский князь Чумбылат. Перед смертью он сказал, что может всегда прийти на помощь своим соплеменникам, если те попадут в беду. Нужно только произнести заклинание. С тех пор он не раз спасал своих соплеменников. Но однажды дети подслушали заклинание и в шутку произнесли его без надобности, тем самым позвав князя. После этого он обиделся и больше не приходит.

Наш гид Наташа Пушкина. Фото: Ольга Бондарева

Российского государство все время насаждало православную религию среди марийцев. В 1830 году после обращения Священного Синода указанием министра внутренних дел гора была взорвана. Скала разлетелась на несколько частей. Однако, марийцы не перестали почитать это место. Почитают его, кстати, не только марийцы, но и удмурты.

После молений нас угостили бульоном из баранины, мясом и лепешками. Вручили освященные полотенца. Считается, что они будут оберегать от всего. Главное — верить.

Просмотры: 1 708

ad

17.06.2023

ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ – «ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ» У МАРИЙЦЕВ

Пеледыш пайрем (в переводе с марийского «праздник цветов»; ранее – Йошкар пеледыш пайрем или Йошкар пеледш пайрем – марийск. «праздник красного цветка») является национальным праздником в республике Марий Эл; в настоящее время отмечается в третью субботу июня.

Пеледыш пайрем – марийский «праздник цветов», символизирующий весенне-летнее возрождение природы, посвящен завершению весенне-полевых работ. Он включает в себя элементы традиционной  календарной обрядности (Ага-пайрем и  Семик) и гражданского праздника.

Праздник зародился  в 1920 г., когда делегаты II-го губернского Съезда национальностей Вятской губернии, проходившем в г. Малмыже, подняли вопрос о необходимости создания новых торжеств, отражающих победу Октябрьской Революции. По инициативе известного марийского писателя, педагога и общественного деятелья, А.Ф. Конакова тогда в селе Сернур впервые вместо традиционного Семика был проведен новый «Йошкар пеледыш пайрем» – «Праздник красного цветка». По задумке организаторов праздник должен был стать кульминацией торжества нового строя в России.

Утром 27 мая в селе, украшенном плакатами и лозунгами, началось торжественное шествие, которое закончилось митингом, где прозвучали приветствия партийных деятелей. По случаю праздника был устроен концерт,  организованы спортивные состязания и игры. В течение последующих четырех дней агитбригады провели Йошкар Пеледыш пайрем еще в одиннадцати деревнях Уржумского уезда Вятской губернии.

Праздник получил хороший отклик и в 1923 г.  был объявлен Народным революционным днем трудящихся Марийской автономной области. День его празднования, приуроченный к Семику, был объявлен нерабочим. В мероприятих праздника Йошкар пеледыш пайрем, прошедшего 24 мая 1923 г. в  Йошкар-Оле, приняли участие известные представители марийской интеллигенции: С.Г. Чавайн, М. Шкетан, И.С. Палантай и многие другие. Новый праздник в полной мере отвечал задаче «сближения с советсткой властью и компартией»: активисты выступали с  лекциями о хозяйственно-культурном строительстве, проводили кампании против пьянства и антисанитарии.

В 1930-е годы  праздник был признан «узконационалистическим» и запрещен. Лишь в 1965 г. он был восстановлен с новым названием – «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») и стал проводиться в третье воскресенье июня. В повестку мероприятия добавилось церемония чествования  передовиков народного хозяйства.

В настоящий момент Пеледыш пайрем проводится как в сельской местности, так и  в  городах. Кульминация праздника проходит в г. Йошкар-Ола. Сценарий торжества состоит из официальной  и развлекательной частей. Первая включает поднятие флагов России и  Марий Эл, приветствие администрации  с отчетом по итогам проведения посевных работ, поздравление картов (жрецов), награждение лучших работников. В официальной части обязательно участвуют актеры в образах фольклорных героев: Акпарса, Акпатыра, Онара и других.

Развлекательная часть включает в себя праздничный концерт, игры, конкурсы, состязания. В Йошкар-Оле устраивается торжественное шествие по улицам города, в котором участвуют делегации разных районов республики Марий Эл, а также из других регионов.

С 2002 года в д. Сиухино Горномарийского района проводится фестиваль хоровых коллективов «Пеледыш айо», приуроченный ко Дню России (12 июня). Ежегодно здесь собираются творческие коллективы из разных районов Республики и других регионов.

В современной своей обрядности Пеледыш пайрем – яркое наследие советской эпохи с чертами самобытной местной традиции. Сочетая в себе национальные и светские черты, он пользуется большой популярностью, как у жителей Республики, так и за ее пределами. Начиная с 1998 г.,  Пеледыш пайрем ежегодно проводится марийским землячеством Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем принимают участие жители города, а также приглашенные гости из Республики Марий Эл. Помимо концертной программы, здесь проводятся выставки изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классы, дегустация блюд марийской кухни. Завершается праздник играми и танцами, в которых принимают участие все желающие.

Автор текста: Песецкая А.А.
Фотограф: Дигинаев А.

Инфоурок


Начальные классы

ПрезентацииПрезентация на тему «История праздника Пеледыш пайрем (Праздник цветов)»

Презентация на тему «История праздника Пеледыш пайрем (Праздник цветов)»



Скачать материал

МБОУ «Средняя общеобразовательная 
школа №13 г. Йошкар – Олы»...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 584 человека из 75 регионов

  • Сейчас обучается 114 человек из 46 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная 
школа №13 г. Йошкар – Олы»...

    1 слайд

    МБОУ «Средняя общеобразовательная
    школа №13 г. Йошкар – Олы»

    История праздника
    «Пеледыш пайрем»
    (исследовательская работа)

    Выполнила:
    Юзыкайн Райда
    ученица 3б класса
    Руководитель:
    Николаева И.В.,
    учитель начальных
    классов

  • Анкетирование.
Вопросы анкеты:
1. Знаете ли вы национальн...

    2 слайд

    Анкетирование.
    Вопросы анкеты:
    1. Знаете ли вы национальный праздник «Пеледыш пайрем»?
    Ответ: да — 25 чел., нет — 0 чел.
    2. Когда проводится этот праздник ?
    Ответы: в июне — 17 чел., не знаю — 8 чел.
    3. Как переводится название праздника на русский язык?
    Ответы: праздник цветов — 5 чел., не знаю — 20 чел.
    4. Как вы думаете, сколько лет проводится данный праздник в нашей республике?
    Ответы: 10 лет — 9 чел., 30 лет — 5 чел., не знаю — 11чел.
    5. Принимали ли вы участие в празднике «Пеледыш пайрем»?
    Ответы: да — 25 чел., нет — 0 чел.

  • Актуальность темы:  
            При подведении итогов анке...

    3 слайд

    Актуальность темы:
    При подведении итогов анкетирования, оказалось, что все ребят нашего класса знают, что в нашей республике проводится праздник «Пеледыш пайрем», сами принимают в нем активное участие. Но не смогли ответить на вопросы о том, сколько лет проводится этот праздник, когда и чему посвящен.
    Цель и задачи:
    Собрать и обобщить информацию о празднике «Пеледыш пайрем»
    Методы исследования:
    Поисковый: изучение и анализ литературы по данному вопросу.
    Опрос учащихся.
    Обобщение и анализ собранного материала.

  • История праздника




 25 июля 1917 г.- Первый Всероссийский съезд м...

    4 слайд

    История праздника

    25 июля 1917 г.- Первый Всероссийский съезд мари.
    1919 г. – разработка праздника.
    27-29 мая 1920 г. – первый праздник «Пеледыш пайрем» в поселке Сернур.
    Цель праздника: показать добрые намерения советской власти.

  • Основатель праздника




   Марийский поэт, 
драматург и общественны...

    5 слайд

    Основатель праздника

    Марийский поэт,
    драматург и общественный
    деятель Александр
    Фёдорович Конаков
    (1887-1922)
    Основал праздник, который первоначально назывался Йошкар пеледыш пайрем, что в дословном переводе означает «Праздник красного цветка»

  • Замена народным традициям




 4 июня - Семык (Семик) - главный праздник мари...

    6 слайд

    Замена народным традициям

    4 июня — Семык (Семик) — главный праздник марийцев, отмечался по окончанию весенних полевых работ.

    Праздник «Пеледыш пайрем»должен стать новым советским праздником.

  • День трудящихся




 1923 год  23 мая  -праздник получил официальный статус....

    7 слайд

    День трудящихся

    1923 год 23 мая -праздник получил официальный статус.
    В 1925 году был проведен в одной из священных рощ на месте традиционных языческих обрядов.
    Летом 1928 года праздник вышел за пределы Марийской автономной области.

  • Запрет и возрождение праздника




 В 30-е годы праздник запретили.
В 1965 го...

    8 слайд

    Запрет и возрождение праздника

    В 30-е годы праздник запретили.
    В 1965 году праздник возродился 20 июня проведен в районах , а 27 июня в г. Йошкар-Оле.
    В 1996 году стали отмечать 12 июня в День России.
    В 2009 году снова стали отмечать в 3-ю субботу июня.

  • «Пеледыш пайрем» в наши дни




Единая форма проведения праздника: официальна...

    9 слайд

    «Пеледыш пайрем» в наши дни

    Единая форма проведения праздника: официальная и развлекательную.
    В официальную часть включают церемонию торжественного поднятия флага, подведение итогов весенне-полевых работ.
    В развлекательной части этого праздника обязательно присутствуют увлекательные игры, концерты, выступления лучших местных творческих коллективов.
    Самое массовое празднование организуют в Йошкар-Оле.
    Оно проходит в формате народного гуляния.

  • «Пеледыш айо» в горномарийском районе




   На живописной Певческой поляне д...

    10 слайд

    «Пеледыш айо» в горномарийском районе

    На живописной Певческой поляне деревни Сиухино, ежегодно 12 июня, проходит праздник «Пеледыш айо». Это традиционный, подлинно национальный, праздник горномарийского народа, олицетворяющий его бессмертный дух, благородство и доброту.

  • Победитель международного проекта                финно-угорских нар...

    11 слайд

    Победитель международного проекта
    финно-угорских народов «Семь чудес финно-угорских и
    самодийских народов» в номинации «Праздник»

  • Результаты работы




  Праздник "Пеледыш пайрем" проводится ежегодно в треть...

    12 слайд

    Результаты работы

    Праздник «Пеледыш пайрем» проводится ежегодно в третью субботу июня или 12 июня в День России, по окончании весенне-полевых работ.

    2. Официально праздник проводится с 1923 года, значит празднику уже 95 лет.

    3. Цель праздника — объединение марийского народа, воспитание любви к родному краю и сохранение национальных традиций.

    4. Праздник «Пеледыш пайрем» в переводе с марийского означает «Праздник цветов». В марийском календаре июнь месяц называется пеледыш.

  • Список использованных источников





1. Калинина О.А.Марийские праздники. Йо...

    13 слайд

    Список использованных источников

    1. Калинина О.А.Марийские праздники. Йошкар-Ола, 2006 г., с. 40-43.
    2. Юзыкайн Э.А. Марла календарь ( к 100-летию со дня издания). Йошкар-Ола, 2007 г.
    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пеледыш пайрем
    4. http://mari-arslan.ru/Пеледыш пайрем — Праздник цветов
    5. http://posredi.ru/ марийский праздник «Пеледыш пайрем»
    6. http://mincult12.ru/Пеледыш пайрем, 2018 г.

  • 




СПАСИБО 
ЗА 
ВНИМАНИЕ !

    14 слайд

    СПАСИБО
    ЗА
    ВНИМАНИЕ !

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 362 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 24.09.2019
  • 192
  • 1

Рейтинг:
1 из 5

  • 24.09.2019
  • 1467
  • 35

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

  • 24.09.2019
  • 437
  • 0
  • 24.09.2019
  • 281
  • 0
  • 24.09.2019
  • 322
  • 1
  • 24.09.2019
  • 486
  • 3
  • 24.09.2019
  • 374
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»



  • Скачать материал


    • 24.09.2019


      1293
    • PPTX
      15.7 мбайт
    • 19
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Ирина Витальевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Николаева Ирина Витальевна

    • На сайте: 7 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 64891
    • Всего материалов:

      10

Пеледыш пайрем — популярный национальный праздник, который отмечается в республике Марий Эл. Он был создан во времена зарождения Советского Союза. Символизирует весенне-летнее возрождение природы, призван воспитывать патриотизм и любовь к малой родине. В наши дни празднуется в третью субботу июня.

История праздника

пеледыш пайрем

Пеледыш пайрем был впервые учрежден в 1920 году. Его отмечали в марийском селе Сернуре. Решение об этом было принято на специальном заседании губернского съезда, который проходил в Вятской губернии. Цель праздника была вполне определенной — продемонстрировать марийцам добрые намерения советской власти.

В то время местные средства массовой информации призывали всех, кому дорого будущее марийского народа, прийти на пеледыш пайрем в Сернуре.

Инициатор праздника

пеледыш пайрем в йошкар

Главным идейным вдохновителем праздника стал марийский поэт, драматург и общественный деятель Александр Конаков. Он жил и творил на рубеже XIX-XX веков.

Конаков окончил военно-хозяйственные курсы при Приволжской академии, которая базировалась в Казани. Преподавал педагогику. Именно он основал праздник, который первоначально назывался Йошкар пеледыш пайрем, что в дословном переводе означает «Красный праздник цветов». Он до сих пор считается одним из самых любимых и почитаемых среди марийцев.

В 1922 году Конаков скоропостижно скончался от болезни. Ему было всего 34 года.

Замена народным традициям

пеледыш пайрем в йошкар оле

Праздник пеледыш пайрем должен был прийти на смену традиционному народному празднику Семык.

Он был очень популярен на Руси еще с XVII века. Отмечали его также в конце весенних полевых работ. В этот день традиционно поминали усопших, а также казненных и умерших от болезней и голода. Молодые девушки проводили специальные обряды, которые должны были помочь им в ближайшее время родить ребенка.

Пеледыш пайрем должен был стать новым советским праздником. На первые торжества съехались не только местные жители, но и гости из окрестных сел и деревень. Все началось с торжественного шествия, затем прошли спортивные игры и митинг. Вечером устроили постановку спектакля «Эртыше» по пьесе местного автора Токмурзина. Завершилось все поэтическими чтениями и концертом.

В тот день в Сернуре зажгли факел, который затем торжественно пронесли по всем окрестным деревням и селам.

Революционный день трудящихся

праздник пеледыш пайрем

В 1923 году этот праздник получил официальный статус. Он стал народным революционным днем всех трудящихся Марийской автономной республики. Датой празднования был установлен четверг, когда отмечали и Семык.

Поэтому в 1923 году пеледыш пайрем в Йошкар-Оле состоялся 23 мая. Его организаторами выступили видные марийские деятели культуры — Ефремов, Шкетан, Палантай, Чавайн, Шабдар.

В первые годы к подготовке к празднику относились особенно тщательно. В 1925 году он был устроен в одной из священных рощ на месте традиционных языческих обрядов. Известный исследователь культуры марийского народа Соловьев в середине 60-х годов сообщал, что многие очевидцы помнят, как отмечался этот день. После данного праздника можно уверенно заявлять, что марийская культура окончательно вышла из темноты и отсталости.

К тому же праздник пеледыш пайрем в Йошкар-Оле сыграл важную роль в просвещении марийцев.

Запрет праздника

пеледыш пайрем в сернуре

В 30-е годы советские власти запретили праздник. Он был возрожден только по инициативе Валентина Семеновича Губина. Решение было принято на заседании бюро марийского областного комитета коммунистической партии. Чиновники решили возродить ежегодное отмечание этого праздника. Датой было определено третье воскресенье июня. Как раз в это время заканчивались основные весенние полевые работы.

В общении с местными СМИ Губин вспоминал, как ему пришла в голову идея восстановить этот праздник. По его словам, в середине 60-х годов он руководил отделом культуры в Сернуре. Старики ему увлеченно рассказывали, как в 20-х годах с подачи марийского писателя Конакова в их местах на протяжении шести лет отмечался этот праздник. Это были своеобразные торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Тогда активно насаждали новые советские праздники взамен старых традиций.

Многие запомнили митинги, лекции, агитации за здоровый образ жизни, а также благоустройство. Особенно всем нравилась идея чествовать лучших работников, которые проявили себя на полях.

Поэтому было решено по-новому возродить этот праздник. На него приехало руководство республики, идея им понравилась. Поэтому они решили закрепить его официально. Для этого издали специальное постановление о ежегодном праздновании в третье воскресенье июня. Такое решение было принято на заседании областного комитета партии и республиканского Совета Министров.

В истории современной России дата пеледыш пайрем еще раз изменилась. В 1996 году его перенесли на 12 июня. Он стал отмечаться одновременно с Днем независимости России, который позже стал называться просто Днем России.

Только в 2009 году вернули более привычную марийскому народу дату — третью субботу июня.

Формат праздника

В настоящее время республиканским министерством, которое заведует культурой, печатью и делами национальностей, разработана единая форма проведения этого праздника для жителей сельской местности. Ее делят на две части — официальную и развлекательную.

В официальную часть включают церемонию торжественного поднятия флага, подведение итогов весенне-полевых работ. В развлекательной части этого праздника обязательно присутствуют увлекательные игры, концерты, выступления лучших местных творческих коллективов.

Самое массовое празднование организуют в Йошкар-Оле. Тут оно проходит в формате народного гуляния. Сначала торжественное открытие на главной площади города. Оттуда стартует костюмированное шествие, устраиваются различные увлекательные мероприятия.

Сегодня это не только праздник всех марийских крестьян. Он, как и в те времена, когда только зарождался, носит ярко выраженный патриотический характер. Снова всех участников учат любить свою малую родину, с трепетом относиться к исполнению гражданского долга. Сегодня он остается одним из самых любимых среди марийцев.

75757768 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

Марийский праздник Пеледыш пайрем

В праздничном календаре марийского народа особое место занимает праздник Пеледыш пайрем (в переводе с марийского языка «праздник цветов»). Он широко отмечается в республике Марий Эл и за ее пределами, там, где компактно проживает марийское население. В настоящее время благодаря усилиям марийских землячеств, центров марийской культуры праздник стали проводить и в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Кировской области.

Начало было положено в марте 1920 г. на состоявшемся тогда II губернском съезде национальностей Вятской губернии в г. Малмыже, где был поднят вопрос и о внедрении в быт марийского народа новых праздников и обрядов вместо традиционных языческих. Делегаты марийской секции высказались за организацию в Марийском крае праздника Йошкар пеледыш пайрем («праздник красного цветка», «йошкар» означает красный), который стал бы соответствовать своим содержанием новой эпохе.

Название праздника носило ярко выраженную революционную символику. Для начала его решено было провести в с. Сернур, издавна считающемся духовным центром марийцев, и приурочить ко времени проведения народного летнего календарного праздника Семык (Семик). Организационная сторона дела была поручена коллективу Сернурских педагогических курсов. Руководство доверили молодому энергичному преподавателю, драматургу и общественному деятелю А. Ф. Конакову.

pairem Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

В день праздника, 27 мая 1920 г., Сернур был украшен красными флагами, плакатами и лозунгами. Посмотреть на небывалое для того времени праздничное представление собралось около двух тысяч человек.

Праздник начался с шествия по улицам села с красными флагами и с пения «Интернационала». В народном доме был устроен митинг. Собравшихся приветствовали руководители марийской секции губернского съезда, местные партийные деятели и организаторы праздника. Здесь же учащиеся педагогических курсов дали большой концерт. Они хором пели марийские песни, читали стихи, исполняли танцы. В заключительной части праздника состоялись спортивные состязания и игры. Завершилось все всеобщим весельем — плясками, песнями под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Народу праздник понравился, многие подходили к организаторам и благодарили их.

На следующий день праздник переместился в другие населенные пункты. Сельские жители с интересом наблюдали за происходящим на празднике и невольно сами вовлекались в праздничное действо. За четыре дня Йошкар пеледыш пайрем был организован и проведен в 11 деревнях и селах с участием нескольких тысяч человек. Из года в год праздник приобретал все большую популярность.

777 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

Широкое распространение праздник получил после выхода в 1923 г. постановления Марийского облисполкома, в котором Йошкар пеледыш пайрем был объявлен народным революционным праздником трудящихся Марийской автономной области (МАО).

В соответствии с ним 24 мая 1923 г. столица МАО Краснококшайск впервые в торжественной обстановке праздновала Йошкар пеледыш пайрем. В организации праздника и его проведении активное участие приняли известные марийские деятели культуры: С. Чавайн, М. Шкетан, И. Шабдар, И. Палантай, В. Мухин, Т. Ефремов, актеры Марийского передвижного театра.

В дальнейшем праздник стали отмечать и за пределами Марийской автономной области.

Следует подчеркнуть, что в первое время Йошкар пеледыш пайрем играл немалую роль в деле просвещения и культурного развития марийского народа. Организаторы праздника во время его проведения выступали с лекциями и беседами на общественно-политические, атеистические темы, призывали население к здоровому образу жизни, овладению знаниями, коллективному колхозному труду.

Празднику предшествовали кампании по наведению чистоты в домах, населенных пунктах, выставки марийской литературы, одежды, сельхозтехники и т. д. Марийские поэты посвящали празднику восторженные стихи, композиторы сочиняли музыку.

Однако наступившие годы репрессий коснулись и праздника. Многие из его организаторов и идейных вдохновителей в 1930-е гг. были объявлены врагами народа, а Йошкар пеледыш пайрем посчитали «узконационалистическим» и запретили.

Несколько десятилетий праздник пребывал в забвении. Только в 1965 г. бюро Марийского обкома КПСС приняло постановление о восстановлении и ежегодном его проведении во всех населенных пунктах республики. Так, Пеледыш пайрем (слово «йошкар» было исключено из названия) вновь стал занимать свое место в культурной жизни марийского народа.

66 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

В 1960-1980-е гг. Пеледыш пайрем сочетал, в основном, черты советского массового празднества с национальными элементами — песни, танцы, игры, народные костюмы. В наши дни Пеледыш пайрем все более привлекает национальным характером, становится разнообразнее его содержание. По времени проведения он, как и в советский период, отмечается в начале лета после завершения весенне-полевых работ. Сначала его проводят в сельской местности, затем праздник переносится в районные центры. Завершается Пеледыш пайрем в столице республики Йошкар-Оле массовым народным гуляньем.

С 1996 г. общереспубликанский Пеледыш пайрем приурочен ко Дню независимости России (с 2002 г. — День России) и ежегодно отмечается 12 июня.

В сельской местности праздник обычно проходит на лоне природы — на лугу, на берегу реки, где специально сооружают и красочно оформляют сценическую, спортивную, игровую площадки. Отводятся места для торговых палаток, буфетов.Работники культуры тщательно продумывают концертные номера, часто вся программа формируется по принципу театрализованного действа.

Обязательной частью Пеледыш пайрема является торжественное открытие праздника с поднятием флагов Российской Федерации и Республики Марий Эл. Руководители администраций районов, сельхозпредприятий поздравляют всех присутствующих с праздником, докладывают об итогах весенних посевных работ.

Открытие праздника не обходится без персонажей народных легенд, национальных героев Онара, Чоткар патыра, Акпатыра, Акпарса.

В последнее время с напутственными словами к труженикам села стали обращаться служители марийского религиозного культа — карты. Торжественная часть заканчивается вручением почетных грамот, денежных и ценных призов лучшим механизаторам, полеводам.

В развлекательной части, которая состоит из выступлений самодеятельных коллективов, приезжих артистов, спортивных состязаний, разнообразных веселых конкурсов, народных игр, аттракционов, участвуют все желающие. В отдельных хозяйствах, где молодежь занимается конным спортом, устраивают конные скачки. В программу спортивных состязаний включается и возрождаемая национальная борьба, а также вводятся новые виды состязаний — по армрестлингу, теннису и другим видам спорта.

77858 Марийский праздник Пеледыш пайрем МАРИЙ ЭЛ Народознание

Районные праздники справляют по аналогичной схеме. В райцентры съезжаются лучшие работники сельскохозяйственной отрасли со всего района. Здесь их также чествуют, устраивают концертные выступления и развлекательные мероприятия. Завершается праздник общим праздничным весельем, фейерверком. В некоторых районах к празднику приурочивают поэтические чтения, певческие праздники. Настоящим украшением становятся сводные взрослые и детские хоры, исполняющие произведения марийских и известных российских композиторов.

Ярко и торжественно проходит общереспубликанский Пеледыш пайрем в столице Марий Эл. Начинается он с костюмированного шествия по главным улицам города. Основные представления проходят в Центральном парке культуры и отдыха. Присутствующих со сцены приветствуют члены правительства республики, депутаты Госсобрания, мэр Йошкар-Олы, глава централизованной религиозной организации Марийской Традиционной Религии Республики Марий Эл Верховный карт, персонажи марийских легенд Акпатыр, Акпарс.

На сценической площадке показывают свое мастерство лучшие профессиональные и самодеятельные коллективы, фольклорные ансамбли, исполнители на национальных музыкальных инструментах. На детской площадке проводятся игры для детей. Популярными являются конкурсы гармонистов, частушечников, конкурс на лучший марийский костюм.
Праздничное гулянье продолжается до вечера.

Вечером желающие могут повеселиться на марийских посиделках Марий кас, а молодые люди — на дискотеке. Сочетание истинно народных и современных форм придает празднику яркость и эмоциональность. Пеледыш пайрем, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, и по сей день остается любимым праздником марийского народа.

Автор: Ольга Калинина

27 мая 2020, 00:00 548

Народ мари в течение века отмечает окончание весенне-полевых работ.

Национальный праздник народа мари Пеледыш пайрем — праздник цветов проходит 100 лет. Впервые праздник был проведён 27 мая 1920 года в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. Событие носило название «Йошкар пеледыш пайрем» — «Праздник красного цветка». Подробнее об одном из главных праздников марийцев — в материале интернет-журнала «Кидшер» («Пульс»).

История

В марте 1920 года в газете «Марий илыш» («Марийская жизнь») был опубликован наказ II Съезда национальностей Вятской губернии, который призывал всех прийти на «Праздник красного цветка». Он был придуман с целью отвлечь сельское население от религиозных праздников. Руководителем проведения праздника был назначен марийский писатель, драматург, общественный деятель Александр Конаков.

В день праздника, 27 мая в селе Сернур прошло шествие, затем состоялся митинг, на котором руководители марийской секции поздравили присутствующих с праздником и рассказали о первых успехах развития сельского хозяйства, культуры. После митинга были проведены концерт, лекции на общественно-политические, атеистические темы, спортивные состязания, игры, вечер марийской поэзии, выставка старинных вещей народа мари.

Марийский облисполком 11 мая 1923 года принял решение объявить Йошкар пеледыш пайрем народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области, а датой празднования был установлен главный день народного календарного праздника Семык — четверг.

В январе 1925 года на II Съезде марийских учителей России было принято решение национальный праздник проводить и в тех регионах, где компактно проживают марийцы. Но через пять лет, праздник был отменён.

В 60-ых годах прошлого века, Пеледыш пайрем решили проводить снова. 28 апреля 1965 года бюро Марийского областного комитета КПСС приняло постановление «О проведении праздника «Пеледыш пайрем». С этого года праздник имеет государственный статус и проводится в июне после окончания весенне-полевых работ.

Праздник сегодня

Пеледыш пайрем сегодня является неотъемлемой частью национальной культуры народа мари. В Йошкар-Оле праздник проходит как одно из самых массовых народных гуляний.

В программе праздника – костюмированное шествие по главным улицам столицы Марий Эл, торжественное открытие праздника на главной площади города, концерты, игры, конкурсы.

В 2018 году на праздник Пеледыш пайрем приехали более 15 тысяч гостей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 2 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА БИРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Сценарий мероприятия «Праздник цветов» — «Пеледыш пайрем»

(знакомство с культурой марийского народа)

на РМО музыкальных руководителей

Музыкальный руководитель

Акмурзина С.В.

Бирск — 2019

Цель: воспитание личности гражданина-патриота Родины и формирование сознания старших дошкольников на основе изучения исторических и культурных ценностей марийского народа.

Задачи:

  • образовательные: познакомить детей с историческим и культурным наследием Башкортостана, расширение представлений о традициях марийского народа, приобщение к истокам народной культуры мари: знакомство с песнями, стихами, обычаями, народной игрой;
  • развивающие: повышать речевую активность детей, эмоциональную сторону речи, песенные и танцевальные навыки;
  • воспитательные: формировать чувство гордости и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной культуре и традициям; воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Предварительная работа:

  • проведение беседы о Республике Башкортостан;
  • знакомство с музыкальной культурой марийского народа.

Зал оформлен по теме праздника: выставка кукол в марийских нарядах, выставка национальной вышивки: платье для девочки и рубашка для мальчика, украшения на пояса и головные уборы; детские книги на марийском языке.

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Салам лиже, йоча-влак! Приветствую Вас, наша большая дружная дошкольная семья!

Сегодня мы собрались в этом прекрасном зале, чтобы отметить сразу два праздника: марийский «Праздник цветов» («Пеледышпайрем») и 100-летие нашей Республики Башкортостан, Пошкырткундемын 100-ияшыжым.

Ведущий 2:

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Дети входят под танец «Серебряный ручей» («ШийэНер»)

Ведущий 1: Наш край богат и красив.За 100 лет существования многое изменилось в Республике Башкортостан. Что-то появилось новое, красивое, современное, а что-то свято бережется, как частичка прошлого, которое осталось в наследство, как память. 

Ребенок 1:

Мы рассказать хотим о том, как мы живем в краю родном.

Мой край, родной Башкортостан, ты лучше всех далеких стран.

В такой чудесной стороне живу, и счастлив я вполне.

Ты славен лесом, криком птиц. Кумысом славных кобылиц.

Горы, реки и поля — все это Родина моя!

Ребенок 2:

Вот двор, где есть друзья. Вот школа, дом, семья.

Вот рой пчелы, вкус меда, и добрая душа народа.

Здесь вырос мой отец и дед, и я здесь буду жить, учиться!

Чтобы тебе, мой край родной, так скоро пригодиться.

Башкортостан — надежда наша. Как я люблю тебя!

В твой день рождения желаю:

Все: цвети Республика моя!

Песня «Родной край» («Туган як») в исполнении И.Арины

Ведущий 1: Сегодня мы вас хотим пригласить в гости к марийскому народу и побывать на празднике цветов, который называется «Пеледышпайрем».

Ведущий 2:

Есть много праздников веселых
На свете и у нас в стране,
Есть день учителя, шахтера,
Есть даже праздник-День Земли…

А почему бы не устроить
Нам новый праздник-День цветов?
Цветам и взрослый, и ребенок
Любовь свою отдать готов.

Ведущий 1: Издавна марийцы любили петь и танцевать в берёзовых рощах, на берегу рек, где открывается удивительная красота и широта родного края.

Песня «Пение куниц» («Ой луймодеш, луймодеш»)

Ведущий 1: 

На марийских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали

Поиграть не забывали.

И до нас дошла игра

Называется она «Два круга» («Кок оНго»)

«Два круга» — марийская народная игра.

Участники игры образуют два круга (внутренний и наружный), берутся за руки и под музыку, взявшись за реки, идут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшимся перед ним. Вновь идут по кругу.

Ведущий 1: Марийцы, пожалуй, единственный европейский народ, который прошел все этапы развития цивилизации, не растеряв свою древнюю самобытность, мировоззрение, философию, язык, культуру. Представляем вашему вниманию видеофильм про марийский народ.

Просмотр видеофильма про марийский народ

Ведущий 1: Уважаемые гости! Чтобы получше узнать историю и быт марийского народа, мы для вас подготовили выставку национальной утвари, костюмов и предметов домашнего обихода.

Презентация выставки

Ведущий 1: Литературу любят и взрослые, и дети. Она заставляет нас плакать и смеяться, учит любить, дружить, быть трудолюбивыми. Дети приготовили для вас стихи на марийском языке.

Стихи на марийском

Ребенок 3:

КеНежкечынйырым-ваш

Кия олык, пеледалт.

Йоча-шамыч мор погаш

Курыктурышкоштедат. (А.Горохов)

Ребенок 4:

Мемнан ял могай мотор,

От ушане – ончаш тол.

Ял воктенакчодыра

Мардежденгужленшога.

Ребенок 5:

Шочмойылме! Марий йылме!

Моткочтыйымйоратем.

ИзинекойлаштуНалме,

Пойдаренмутпамашем. (М.Майн)

Ребенок 6:

Кеч-могайнаукышкорно –

Шочмойылме – туНурем.

Шочмойылмымтыйиторло,

Йоратен, шымлентунем! (М.Майн)

Ребенок 7:

Чодырапамашйукгае

Ныжылмутет.

Ялт эр ужара гай

Чеверкумылет.

Пашам йораталше

Марий калыкна,

Метыйыммоктен мурена. (С.Вишневский)

Ведущий 1: Ребята, весна уже вступила в свои права, на полях и лесах начинают распускаться цветы. И в нашем саду они распустились.

Чтобы праздник наш был веселее

Превратимся в цветочки скорее.

Заклинание произнесем:

Все: «Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

И в цветочки превратись».

Танец девочек «Белый цветок» («Ош пеледыш»)

Ведущий 2:

Великую землю, любимую землю

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой.

Мы Родиной нашей зовём.

У наших гор вершины до небес

И соловьиных песен полон лес.

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны — ягодами, а сердца — добром.

Мы дети Родины своей, своей большой страны.

Мы всех счастливей, всех сильней,

Покуда вместе мы!

Флэшмоб«Международный танец»

Ведущий 1:Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Поздравляем всех с праздником. Пусть всегда светит солнце, и сияют ваши улыбки! Мы приготовили для вас угощения – марийское национальное блюдо – слоеные блины из разных видов муки (команмелна) с квасом (киндепуро) – напитком из ржаного хлеба, свежих и сушеных плодов и ягод, с добавлением ревеня, меда.

Песня «Мама с сыном» («Мален кодам мо») в исполнении К.Руслана

Ведущий 1: Вашему вниманию был представленодин из праздников марийского народа. В республике Башкортостан живут бок о бок представители разных народов, у каждого своя сложившаяся культура. Столетний юбилей республики является тому подтверждением. Мы все живем одной большой дружной семьей. Народ жив – пока живы его культура и язык.

Гости праздника угощаются и фотосессия на память.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Марийский праздник пасха
  • Мандарины шоколадки этот праздник самый сладкий
  • Марийские праздники осенью
  • Мандарины не приносят праздник извини
  • Марийские праздник святки