Марийский праздник пасха

Большинство марийцев отмечает Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но более старая традиция, сохранившаяся у восточных мари, приурочивает этот день к пятнице. Калинина (2006) сообщает следующее: "КУГЕЧЕ (Великий день, Пасха) Распространение. Отмечается повсеместно всеми…

Большинство марийцев отмечает Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но более старая традиция, сохранившаяся у восточных мари, приурочивает этот день к пятнице.

Калинина (2006) сообщает следующее:

«КУГЕЧЕ (Великий день, Пасха)

Распространение. Отмечается повсеместно всеми марийцами. Традиционный комплекс обрядов наиболее полно соблюдается марийцами северо-восточных районов РМЭ, восточными марийцами.

Сроки и время проведения. Праздник Кугече начинает справляться за 5 дней до христианской Пасхи – со вторника пасхальной недели и продолжается до воскресенья. Православные марийцы, как и русские, празднуют Пасху в воскресенье, приходящееся после весеннего равноденствия и полнолуния. Восточные марийцы в некоторых местах отмечают в более ранние сроки, но не ранее 22 марта – дня весеннего равноденствия.

Значение праздника. Праздник Кугече является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла. Он связан с культом предков, с семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы. Значительное место отводится также аграрным обрядам.

Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник щелока или праздник умерших) [Кон— щелок, водный раствор из золы, употребляемый при стирке белья, мытье полов и т.д.; кон пайрем – праздник щелока, т.е. очищения, умершие, по поверью, приходят к своим родственникам помыться в бане, очиститься. – Авт.], поэтому значительное место в нём отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением. В праздничной обрядности слились языческие и христианские традиции. Марийцы, будучи приверженцами древней языческой веры, выполняют обряды своих предков, в то же время соблюдают и христианские. В прошлом, совершая различные магические действия, обряды очистительного, оградительного и искупительного содержания, моления, поминовение умерших предков, исполняя ритуальные танцы, игры, марийцы надеялись повлиять на природные силы, окружающий мир и обеспечить в будущем благополучие в семейной и хозяйственной жизни.

Обряды. Пасхальная обрядность начиналась с Вербного воскресения (Кичке пайрем). Накануне праздника проводился обряд изгнания нечистых сил. Парни, взяв ветки рябины или вербы, ходили по деревне и били по хозяйственным постройкам. Во время праздника Кугече проводились семейно-родовые моления за благосостояние хозяйства, благополучия семьи. В каждый день предпасхальной недели совершались определенные обряды.

Во вторник, называемый пел кон кече (половина щелокова дня), предохранялись от проникновения злых сил, колдунов – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родственников. У восточных марийцев принято было проводить в этот день благодарственное моление божествам с варёной конской головой. Среда – кон кече, тоштомарий кон кече (день щёлока, день древних марийцев) являлся днём запретов. До обеда не разводили огонь, не топили печь, не заходили к соседям. Несоблюдение запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также, по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай. В четверг – сорта кече (день свечи), собравшись со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, угощали обрядовой едой. Вечером провожали их.

Приверженцы православной веры общеродовые поминки устраивали на Радуницу (Радинча).

В пятницу кугу кон кече (большой щелоков день) праздник продолжался, молодежь устраивала разные игры на улице, качалась на качелях, специально установленных к празднику.

Суббота юмын аяр кон кече (божий злой щелоков день) – не работали, готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца. Православные марийцы посещали пасхальную церковную службу в честь Христова Воскресения.

В воскресенье утром наблюдали за тем, как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали бескровное жертвоприношение – кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку (возак).

В понедельник праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением пива из ритуального ковша таш- лама). Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече)».

При перепечатке указывайте ссылку на источник: kisitnikov.livejournal.com

Сорта изарня – Свечной четверг. Третий день Кугече
Кон кече – Щелочной день. Второй день Кугече
Пел кон кече – Полущелочной день. Первый день Кугече
Праздничный комплекс Кугече
Вербное воскресенье, или Пипи праздник

Добавить в друзья

10:26, 29 апр 2021

Марийский праздник Кугече (Великий день) — главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем. 

Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье. Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелют нарядные самодельные дорожки. Наводят порядок дома и во дворе, варят квас.

В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах».

В четверг рано утром топят баню, молятся.

Поминальный стол. С восходом солнца можно накрыть поминальный стол. Поминальный стол представляет собой поверхность (журнальный столик, кровать, кресло, стул), накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья (суп, блины, хлеб, мясо), рюмка с водкой, свечи.

В Кугече и Семык на поминальный стол ставят приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч. Свечи готовят сами, закручивают льняную веревку (марлю) в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном. Свечи ставятся в последовательности Киямат-тора, Киямат-савуш, недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая «шужо»- чтоб «дошло» (до умерших).

Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленного гуся. (В деревнях все мясо заготавливается по осени, для долгосрочного хранения мясо птиц солится).

Для празднования Кугече и Семык марийцы Шаранского района Башкортостана объединяются в родственные группы сорта рад, досл. свечной род. Сорта рад объединяет одну или несколько родственных по мужской линии семей одной деревни.

Праздник Кугече начинают отмечать в той семье, которая выше всех находится по течению реки. Для этого один из членов этой семьи должен пройтись по Сорта рӓд и пригласить к себе на праздничное угощение. Все, кто принимает приглашение и участвует в обряде, в свою очередь, тоже должны позвать гостей. Таким образом, праздничные гулянья переходят из одной семьи в другую, при этом направление мероприятия от одного хозяина к другому хозяину – строго вниз по направлению течения реки.

Праздник Семык, в отличие от Кугече, начинают отмечать в той семье, которая ниже всех по течению реки.

По прибытии всех гостей, их рассаживают за стол. Зажигают свечи, поминают умерших. Начинаются праздничные кушанья. После праздничных кушаний и после того, как погаснут все свечи – начинают провожать умерших. Для этого несколько женщин берут с поминовального стола яйца (сорта йӱмал муно) и идут на улицу. На улице чистят яйца и символически «провожают» умерших из этого дома к следующему хозяину, принимающему гостей. (Последний принимающий хозяин провожает в сторону кладбища). Женщины заносят яйца домой, ополаскивают в воде, надрезают вдоль на две части, солят и ставят на стол. После этого они еще раз должны подкрепиться. Сорта йӱ мал муно нельзя кушать детям. Все обрядовые действия сопровождаются пением народных песен. Затем все гости идут угощаться в следующий дом.

Праздник Кугече – Кугу Кече (буквально Великий День) – является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла народа мари. Древний языческий праздник связан с культом предков, который сопровождался семейно-родовыми и общинными молениями, с почитанием оживающей природы и семьи.

Для Кугече характерно слияние христианских и языческих традиций. Будучи в основной своей массе приверженцами древней религии, марийцы выполняли языческие обряды, и в то же время соблюдали христианские.

Сейчас большинство марийцев отмечают Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но языческая традиция приурочивает этот день к пятнице. В разных районах нашей республики Кугече празднуется по-разному: в Медведевском, Оршанском, Козьмодемьянском районах придерживаются христианских обрядов, а в Куженерском, Новоторъяльском, Параньгинском, Сернурском, Мари-Турекском районах соблюдают языческие обряды.

Праздник Кугече в народном календаре мари – это целая пасхальная неделя, причём каждый день имеет особенное значение: считается великим (Кугу) и имеет своё название. Эти дни насыщены многочисленными обрядами, запретами, поверьями.

Главным в языческом празднике считается обряд поминовения предков. Поэтому большое место в нём занимали поминальные обряды с ритуальным угощением усопших. Марийцы, считая, что существует тесная связь между живыми и мёртвыми, чётко выполняли все обряды, магические действия, связанные с ним, надеясь на их доброе расположение и помощь.

К празднику начинали готовиться заранее: наводили чистоту и порядок в доме и на дворе, варили пиво. Причём, надо было успеть до среды пасхальной недели – запретного дня, дня тишины.

В Вербное воскресение (кичке пайрем) проводился обряд изгнания нечистых сил. Жители с помощью рябиновых ветвей хлестали ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме. Рябина у многих финно-угорских народов считается оберегом от зла.

В дни пасхальной недели совершались уже другие обряды.

  • В понедельник – Кугу шочмо, Вӱд кече – ходили к воде, к роднику, к колодцу, проводили обряд омовения водой – умывались чистой водой, просили у Вӱд ава здоровья, силы, оберега.
  • Во вторник – Кугу кушкыжмо, пел кон кече (половина щёлокова дня) – предохранялись от проникновения злых сил – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая на праздник умерших родственников; готовили ритуальные блюда для поминовения в предстоящий четверг.
  • Среда – Кугу вӱргече, кон кече (день щёлока (золы), день древних марийцев) – являлся днём запретов. В этот день, по поверью, домой приходили души умерших. Старались вставать рано утром, иначе покойники могли накидать в глаза спящим золы (щёлок). До обеда не разводили огонь, не топили печь, не ели, не кормили скотину. Нельзя было ссориться и громко разговаривать, расчесывать волосы и подметать пол. Так же до обеда не заходили к соседям. Строго соблюдая запреты, марийцы верили, что оградят себя, свою семью и домашний скот от злых сил и обеспечат им здоровье и благополучие.

Для защиты дома приносили из леса ветви чертополоха, шиповника, можжевельника. Затем окуривали можжевельником членов семьи и приусадебный участок. Чтобы обеспечить достаток и благополучие считали деньги. Начинали красить яйца.

  • Четверг – Кугу изарня, Сорта кече (день свечи) – это главный день марийской пасхи, поминальный день. Собравшись со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, символически угощали обрядовой едой.

Православные мари общеродовые поминки устраивали на Радуницу (Радинча).

  • Пятница – Кугу кугарня, Кугече кече, Ташлама кече, Кугу кон кече (большой щёлоков день). Язычники отмечают Кугече (Пасху). До восхода солнца нужно успеть вымыться в бане, надеть не только всё белое и чистое, но и непременно что-нибудь новое, и встретить восход солнца. По приметам, если солнце на восходе яркое, то и в жизни людей весь год не будет осложнений.

Около полудня, когда были готовы ритуалъные блюда, проводили подворные моления. После молений желали друг другу счастья, добра и веселились до позднего вечера.

Молодёжь устраивала на улице разные игры, пели и танцевали, качалась на качелях (лӱҥгалтыш), которые специально устанавливались к празднику почти в каждом дворе. Причём качались только взрослые: молодёжь, семейные пары и даже пожилые люди.

Традиция катания на качелях имеет особое значение. Она родилась в честь дочери бога Юмын Ӱдыр. По преданию, дочь бога спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые считаются прародителями марийского народа.

Праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением из ритуального ковша ташлама). В качестве ритуального напитка использовалось пиво. Женщин угощали пивом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благопожелание: «Выпьешь пиво из ковша – будешь иметь ребёнка». Особенное внимание уделялось молодушкам. В этот день танцевали парный танец (ташлама куштымаш), который супружеским парам запрещалось танцевать вместе. В танце отчетливо прослеживается культ плодородия и деторождения.

«Кугече монча» – крещенные марийцы мылись в бане.

  • В субботу – Юмын аяр кон кече (Божий злой (страстной) щёлоков день) – не работали, готовили ритуальные блюда, возносили молитвы богам с просьбами о добром урожае, богатом приплоде скота, денежной прибыли, благоприятной погоде.

Луговые марийцы считали, что в ночь с субботы на воскресенье к людям с небес спускается Кугече юмо (божество Пасхи, Великого Дня).

  • Воскресенье – Кугече (Пасха) крещённых мари.
  • Понедельник – Юмын каныме кече (День отдыха Бога), Кугече ужатыме кече (Проводы Великого дня). Ташлама кече. Считалось, в этот день Бог поднимается в небо. В проводах принимала участие молодёжь. Она с песнями шла на луга, на горку, веселилась до вечера.
  • Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече).

На праздник Кугече мари всегда пекли блины, пироги с мясом, пироги с крупой (шӱраш когыльо), варили подкогольо из творога, сырцы, творожники. Обязательно готовили квас и пиво, варили бульон из мяса птицы.

Особое значение в пасхальной обрядности народа мари придаётся крашеным яйцам. Первоначально яйца не красили. Однако сейчас стали следовать христианской традиции, причём красят яйца обязательно в луковой шелухе, отчего они получаются насыщенного коричневого цвета. Яйцами обмениваются друг с другом, желая благополучной жизни и доброго здоровья. Молодые люди с вершины горки пускали крашеные яйца, выигравшие забирали все сбитые. Считалось, что тот, кто набирал больше яиц – самый счастливый.

Все виды жизнедеятельности народа мари были охвачены системой разнообразных обрядов и праздников. Проникая в народный быт, они передавались от одного поколения к другому. Впечатление от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником душевных сил.

При подготовке материала использованы литература и источники:

  •  Калинина О. А. Марийские праздники = Марий пайрем-влак : справочник / О. А. Калинина. – Йошкар-Ола : Стринг. – 2006.-52 с.
  • Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология : этнографический справочник / Л. С. Тойдыбекова. – Йошкар-Ола: МПИК, 2007. – 312 с.
  • Петухова Г. Календарно-обрядовый праздник Кугече : методические рекомендации по проведению // Арслан : этнокультурный журнал : [сайт]. – URL: http://mari-arslan.ru/ru/node/1556 (дата обращения: 22.04.2021)

Материал подготовила сотрудник отдела центра чтения М. И. Мамаева

























































Согласно традициям народа мари, на праздник Кугече нужно обязательно помянуть усопших, приготовить праздничное угощение и покататься на качелях.

фото Центра марийской культуры

Марий Эл, 07 апреля. Согласно традициям народа мари, на праздник Кугече нужно обязательно помянуть усопших, приготовить праздничное угощение и покататься на качелях.

Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день — традиционно отмечается через 7 недель после Масленицы (Уярня), в конце Пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.

Мари традиционно готовились к пасхе накануне, потому что в первый день праздника (среда) не разрешается разводить огонь до 12 часов. На 2-й день (четверг) в каждом доме поминали усопших.

В пятницу праздник продолжался, молодежь устраивала игры на улице, качались на качелях, специально установленных к празднику. В субботу — не работали, готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца. В воскресенье утром наблюдали за тем, как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления. В понедельник праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением пива из ритуального ковша таш-лама). Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече).

Одна их традиций праздника — катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях.

Напомним, как сообщал МедиаПоток, 15 апреля в Марий Эл пройдет календарно-обрядовый праздник Mari-folk пайрем «Кугече». Место проведение – деревня Шоруньжа Моркинского района, начало праздника – в 11 утра.

По исследованиям марийского фольклориста В.А. Акцорина, кандидата филологических наук, Кугече народ мари начал праздновать около 600 миллионов лет назад как обрядовый праздник Юмын Ӱдыр (Шочын Ава – первая женщина), спустившейся с Неба на Землю. В настоящее время отмечается как праздник весны, наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Время внесло свои поправки – Кугече празднуется по-разному: народ мари Медведевского, Оршанского, Козьмодемьянского районов придерживается христианских обрядов, а Куженерского, Новоторъяльского, Параньгинского, Сернурского, Мари-Турекского районов соблюдает языческие обряды.

Kygeshe_arslan_0.jpg

Праздничные обряды Кугече описаны в работах русской поэтессы А.А. Фукс (1840г), учителя и священника Г.Я. Яковлева (1887г.), финского ученого-этнографа У. Хольмберг (1911г.). В 1920-е годы изучением Кугече занимались мордовский исследователь-этнограф М.Т. Маркелов, советский историк А. Горбунов, учитель В.М. Мамаев.

В настоящее время многие традиции и обычаи Кугече исчезают или находятся на грани исчезновения. Хранителями её традиционных форм являются люди старшего поколения, они уходят – исчезает уникальная народная культура. Поэтому необходимо оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся традиционные обычаи и обряды, проследить их истоки и рассмотреть структуру.

Кугече – Кугу Кече (буквально Великий День) – один из древних языческих праздников народа мари. Этот праздник есть у многих народов мира: «Кугу кече» называется у ханты-манси, «Инячи» — у мордвы, «Мын кун» — у чувашей. Каждый день недели считается великим – Кугу шочмо, Кугу кушкыжмо, Кугу вӱргече…

Каждый день недели имеет свое название: понедельник – Кугу шочмо, Вӱд кече. Марийцы идут к воде, к роднику, к колодцу, проводят обряд омовения водой – умываются чистой водой, просят у Вӱд ава здоровья, силы, оберега.

Вторник – Кугу кушкыжмо, пеле кон кече, готовили ритуальные блюда для поминовения умерших в предстоящий четверг.

Среда – Кугу вӱргече, Кугече вӱргече, «ойымо кече», «кон кече», «аяр кон кече» (День золы мертвых). Действия для защиты дома: приносят из леса в дом ветви чертополоха, шиповника, можжевельника. В этот день окуривают можжевельником членов семьи и приусадебный участок. С целью обеспечить достаток и благополучие считают деньги. Хозяйки начинают красить яйца.

В среду необходимо соблюдать запреты (до обеда):
— нельзя расчесывать волосы;
— нельзя подметать пол;
— нельзя шуметь;
— нельзя заходить к соседям;
— нельзя в долг давать (брать) деньги;
— нельзя разжигать огонь в доме.

Членов семьи предостерегают:
— брать в руки веретено – летом может укусить змея;
— трогать головешку – урожай может быть плохим;
— открыть сундук – ураган может снести крышу дома;
— перебирать яйца – урожай будет пробит градом. (Н.С. Попов).
Поверье: если встанешь до восхода солнца – будешь успевать во всех сельскохозяйственных делах.

Четверг — Кугу изарня, Тӱвыт изарня, Сорта кече. Поминальный день. Зажигая свечи, приглашают родственников, в каждом доме поминают умерших предков и символически угощают ритуальными блюдами.

Пятница – Кугу кугарня, Тӱвыт кугарня, Кугече кече, Ташлама кече. День оживления природы, жизни. Выходили на встречу солнцу. В этот день выполняли обряд угощения женщин квасом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благопожелание: «Выпьешь квас из ковша — будешь иметь ребёнка».

Суббота — Ташлама кече – куштымо кече. Праздничное веселье, ходили по гостям. «Кугече монча» – крещенные марийцы мылись в бане.

Воскресенье — Кугече крещенных мари. Ташлама кече.

Понедельник – Юмын каныме кече – День отдыха Бога. Кугече ужатыме кече. – Проводы Великого дня. Ташлама кече. Считалось, в этот день Бог поднимается в небо. В проводах принимала участие молодёжь. Она с песнями шла на луга, на горку, веселилась до вечера.

Магическое свойство яйца. «Муно – илышым пуышо тамга» (В.А. Акцорин). Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар: «горящее строение обходили с яйцом и иконой, а затем бросали в огонь, после данного обряда пожар затихал».

Крашенные в луковой шелухе яйца вручали детям, чтобы они в течение года не болели, были здоровыми, крепкими продолжателями рода.

Обряд «Ташлама корка» (чув.«ташлама» — танцы, мар. «куштымаш», рус. «танец»). Поэтому «ташлама корка» — «куштымо корка». Как отмечает В.А. Акцорин, обряд начинался с игры волынки. Волынку подхватывал барабанщик – «тӱмырзӧ», несколько участников обряда топотом ног и хлопками рук задавали ритм. Хозяин дома называл имя мужчины, который должен был начать «ташлама куштымаш».

Мужчина подходил к карту, брал от него ковш со свекольным квасом, выпивал наполовину квас и приплясывая подходил к выбранной женщине. Женщина принимала ковш, выпивала остаток кваса и возвращала его мужчине. Это означало, что она согласна на танец. Мужчина, приплясывая возвращался к старцу – карту и с поклоном возвращал ковш. Снова приплясывая подходил к выбранной женщине, и начинался парный танец – «ташлама куштымаш». При приближении друг к другу женщина одну руку клала на плечо мужчине, мужчина – на плечо женщине. Танец завершался тем, что пара, приплясывая, подходила к карту, брала два ковша с квасом. Женщина угощала волынщика и выпивали наполовину – «пеле-пеле йӱаш». Мужчина подносил ковш ко всем сидящим и выпивали также «пеле-пеле». Пустые ковши мужчина и женщина возвращали карту. Потом выходили другие пары, и пляска продолжалась. Соблюдался запрет: СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА на пляску не выходила! Мужчина обязательно приглашал другую женщину. МОЛОДЁЖИ не разрешалось совершать обряд «ташлама корка». Этот обряд только для взрослых.

Обряд катания на качелях. Качели – символ шелковых качелей – «порсын лӱҥгалтыш», на которых спустилась с Неба Юмын Ӱдыр.
Качели устраивала молодёжь на возвышенном месте, на горке. Фольклорист А.Е. Китикова в книге «Марийская народная игра» подробно описал устройство таких качелей.
Качались супруги, молодёжь. ДЕТЕЙ НА ЭТИ КАЧЕЛИ НЕ САЖАЛИ! Они качались на них после Кугече до Ага-пайрем. Взрослые приходили к качелям с яйцами, их дарили тем, кто участвовал в устройстве качелей. А молодые парни их передаривали девушкам. Пары старались на качелях раскачаться высоко. Верили: «поднимешься к небу высоко – озимь взойдёт дружно, конопля поднимется высоко».

Обряд моления. Как отмечает фольклорист В.А. Акцорин в 1930-1940-е годы, в пятницу Кугече кече после обеда совершали праздничное моление. В один дом собирались родственники, соседи. С собой приносили обрядовую еду. На длинную скамейку, покрытую белым полотном, ставили квас с зажжённой свечой. На стол с белым полотном в большом блюдце – еду: блины, пироги, яйца. Карт произносил молитвенные слова и благопожелания присутствующим. Потом садились за стол, угощали друг друга обрядовой едой. В завершение вечера переходили к обряду «ташлама куштымаш».

«Муным куршталыкташ» — «Муным пӧртыкташ» модыш (игры с яйцами).
Вариант1. Яйца ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что кто набирал больше яиц — самый счастливый.
Вариант2. Катали яйца с горы. Сбитые яйца собирали. Кто набирал больше яиц – победитель.

Игра «Топ» — «Топла модмаш» («Топ»-мяч). Исследователи отмечают, что раньше вместо топ-мяча били яйца. Игрок, поймавший летящее яйцо, считался счастливым.

Игра «Солык» — «Полотенце».
Вариант1. Девушки и парни вставали парами. Первый парень (ведущий) оставался без пары, держал полотенце. Молодёжь тихо шла по улице или горке. Парень из последней пары, взяв полотенце у ведущего, вставал рядом с выбранной девушкой. Ведущий парень занимал место рядом с девушкой, оставшейся без пары, а свободный парень с полотенцем вставал рядом с новой девушкой. Так игра продолжалась бесконечно.
Вариант2. Девушки и парни вставали парами. Первый парень (ведущий) оставался без пары, держал полотенце. Молодёжь тихо шла по улице или горке. Последняя пара расходилась в обе стороны колонны и бежала вперёд. Ведущий пытался поймать девушку (ловил только ту, которая нравилась). Свободный парень вставал вперёд и готовился ловить новую девушку.

Пӱртӱс пале – Народные приметы.
Кугече шуматкече деч ончыч шырчык толеш гын, шошо эр лиеш.
Сорта чӱктыш йӱдым кылмыкта гын, Семык марте ок тӧрлане: нылле кылме эркын эрта.
Кугече кечын лум лумеш гын, шурно сай шочеш.
Кугече кечын кечан игече лиеш – шыдаҥ сай лиеш.
Кугече кечын ояр гын, мӱй лектыш сай лиеш.
Кугече деч ончыч кӱдырчо кӱдырта – кеҥеж шолеман лиеш.
Кугече вӱргече могай, кеҥеж тугай.
Кугече эрдене мардежан гын, кеҥеж мардежан лиеш.

Рекомендуемая литература:
Акцорин В. Марий Кугече / В.Акцорин // Кугарня.- 1994. – 29 апрель. – С4.
Ирдуганов И. Кугече: Марий йӱла / И.Ирдуганов // Чолман – 2007. – 28 март.
Евсеев Т.Е. Кугече кумалтыш мут / Т.Е.Евсеев. Калык ойпого. – Йошкар-Ола. 1994 – с.128.
Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. –Йошкар-Ола, МарНИИ, 2003. – С.33.
Кугече // Марла календарь – 2000 ий. – Йошкар-Ола,1999. – С.15.
Кугече // Марийские праздники. – Йошкар-Ола, РЦНТ, 1992. – С.37-38.
Кугече пайрем сценарий // Марий йӱўла калык пайрем. – Йошкар-Ола, 2005. – С.34.
Мамаев В.М. Марий юмынйӱла да пайрем-влак [Марийские религиозные обряды и праздники] / В.М. Мамаев. – Йошкар-Ола, 2014. – С.33.
Марий йӱла пайрем муро-влак: Нот ден возымо мурпого [Обрядовые песни народа мари: Нотный сборник]. – Йошкар-Ола, 2013. – С.12.
Носова С. Тичмаш ташлама гай лийже чылажат / С.Носова // Марий Эл. -2011. – 23 апрель. – С1.
Ош сандалык ончылно: Марий йӱмыйӱлан негызше. Кумалтышмут [Перед светлой Вселенною: Основы марийской традиционной религии, молитвы] /Составитель А. Таныгин. – Йошкар-Ола, 2012. – С.26.
Пехметова С. Кугече – тӱням помыжалтарыше пайрем /С.Пехметова // Марий Эл. – 2002. – 8 май.
Попов Н.С. Марийский народный праздник «Кугече» / Н.С.Попов // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 1980-х годов. –Йошкар-Ола, МарНИИ, 1993. – С.52 – 76.
Попов Н.С. Кугече / Н.С.Попов // Ямде лий. – 1999. – 10 апрель.
Таныгин А. Тӱнян угыч ылыжме жапше /А.Таныгин // Марий Эл. – 2003. – 26 апрель.
Тойдыбекова Л. Кугече … ыш код тулыкеш /Л.Тойдыбекова //Кугарня. – 1993. – 9 апрель. – С.8.
Тойдыбекова, Л. Кугече «ташлама» — куштымаш корка / Л.Тойдыбекова // Кугарня. – 1993. – 16 апрель. – С.8.
Федоров В. Есть такой обычай: об обычае крашения яиц /В.Федоров // Молодой коммунист. – 1984. – 19 апреля.

Подготовила Галина Петухова,
методист Республиканского центра марийской культуры.

  • Кугече — Кугу кече
  • Центр марийской культуры

Назад на первую страницу>>>

Как Уральские марийцы отмечают Пасху поделилась Роза Андреева из села Ювв Красноуфимского района Свердловской области.

Марийский праздник Кугече (Великий день) — главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем.

Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье.

В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах».

В четверг рано утром топят баню, молятся.

Поминальный стол. С восходом солнца можно накрыть поминальный стол. Поминальный стол представляет собой поверхность (журнальный столик, кровать, кресло, стул), накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья (суп, блины, хлеб, мясо), рюмка с водкой, свечи.

В Кугече и Семык на поминальный стол ставят приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч. Свечи готовят сами, закручивают льняную веревку (марлю) в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном. Свечи ставятся в последовательности Киямат-тора, Киямат-савуш, недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая «шужо»- чтоб «дошло» (до умерших).

Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленого гуся. (В деревнях все мясо заготавливается по осени, для долгосрочного хранения мясо птиц солится).

Для Кугече характерно слияние христианских и языческих традиций. Будучи в основной своей массе приверженцами древней религии, марийцы выполняли языческие обряды, и в то же время соблюдали христианские.

Сейчас большинство марийцев отмечают Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но языческая традиция приурочивает этот день к пятнице. В разных районах нашего Урала отмечают немного по разному, но в основном всегда придерживаются одного обряда.

Праздник Кугече в народном календаре мари – это целая пасхальная неделя, причём каждый день имеет особенное значение: считается великим (Кугу) и имеет своё название. Эти дни насыщены многочисленными обрядами, запретами, поверьями.

Главным в языческом празднике считается обряд поминовения предков. Поэтому большое место в нём занимали поминальные обряды с ритуальным угощением усопших. Марийцы, считая, что существует тесная связь между живыми и мёртвыми, чётко выполняли все обряды, магические действия, связанные с ним, надеясь на их доброе расположение и помощь.

В Вербное воскресение (кичке пайрем) проводился обряд изгнания нечистых сил. Жители с помощью рябиновых ветвей хлестали ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме. Рябина у многих финно-угорских народов считается оберегом от зла.

Особое значение в пасхальной обрядности народа мари придаётся крашеным яйцам. Первоначально яйца не красили. Однако сейчас стали следовать христианской традиции, причём красят яйца обязательно в луковой шелухе, отчего они получаются насыщенного коричневого цвета. Яйцами обмениваются друг с другом, желая благополучной жизни и доброго здоровья. Молодые люди с вершины горки пускали крашеные яйца, выигравшие забирали все сбитые. Считалось, что тот, кто набирал больше яиц – самый счастливый.

По материалам буклета, составленного учителем марийского языка и литературы М.П. Сташкиной 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мандарины шоколадки этот праздник самый сладкий
  • Марийские праздники осенью
  • Мандарины не приносят праздник извини
  • Марийские праздник святки
  • Мандариновый день праздник