Марла сценарий марий эл

Сценарий праздника " День рождения республики Марий Эл" в старшей и подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1 «Шонанпыл» с.Помары

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

«День рождения республики Марий Эл»

Сценарий праздника

Подготовила: Учитель марийского языка МДОУ № 1
Васильева А.В.

Сценарий праздника «День рождения  республики Марий Эл»

Цель: Прививать любовь к малой  Родине, к своему народу.

Задачи:

— формирование духовно-нравственных ценностей;

— расширение и углубление знаний детей о республике Марий Эл;

-воспитание чувства гордости, уважения к своему народу.

Методические приемы: художественное слово, игра.

Под марийскую музыку дети входят в зал.

Ведущий 1:Поро кече, йоча-влак, пагалыме уна-влак! Таче мемнан йочасадыште пайрем.

Ведущий 2: Добрый день, ребята, дорогие наши гости! Сегодня в нашем детском саду праздник. Мы отмечаем день рождения нашей Республики!

Ребенок 1: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Вам говорим мы сейчас.

Всех поздравляем мы с праздником

В этот торжественный час!

Ребенок 2: Родина наша Россией зовется.

Пусть мирное небо сияет над ней.

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей.

Ребенок 3: Широка ты, родная Россия,

Высоки над тобой небеса

И под ветром шумят вековые

В разноцветном убранстве леса.

Ребенок 4: Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

песня о России «Росиночка – Россия»

 (музыка Е. Зарицкой слова И. Шевчука, исполняет подготовительная группа)

Ведущий 1: Россия – это наша большая Родина.

-А как называется наша малая Родина? (Марий Эл)

— Как называется столица нашей республики? (Йошкар- Ола)

— Как называется наш район?

Ведущий 2: Над полями, над лугами

Гимн несется в синеву.

Нет земли родней, прекрасней.

В Марий Эл, друзья, живу!

Ведущий 1:А сейчас прозвучит гимн республики Марий Эл.

Звучит гимн Республики Марий Эл

Ребенок. 5: Вот и осень больше половину

Срока своего прошла.

Заглянул в окошко месяц,

Что зовется ноябрем.

Ребенок 6: И у нас сегодня праздник.

Мы собрались вместе все,

Чтоб отметить День рождения

Любимой Республики Марий Эл.

Ребенок 7:Марий Эл- шочмо эл

Сылнын пеледалт.

Марий Эл- шочмо эл

Шерге пеш улат.

Ребенок 8:Илышым да вийым

Пуэнат мылам.

Куш ом кай, ом мие –

Тый декет толам.

Ребенок 9:Нур кава умбалне

Чучкалта турий.

А чашкер лонгаште

Шушпык шып ок лий.

Ребенок 10:Люблю тебя, мой край родной!

Ты так хорош зимой и летом!

Из года в год ты все цветешь

И звонко мы поем об этом!

Песня про родной край «Шочмо мланде». Слова И. Осмин, муз. В. Осипов. (исполняют дети старшей и подготовительной группы)

Теве тумо, теве корно,

Теве курык, теве ер.

Ер воктеке толын шордо,

Толын шордо пеш чевер!

Ой, пеш сылне,

Ой, пеш ямле!

Шордо вудым подылеш.

Тиде мыйын шочмо мланде.

Шочмо мланде сылне пеш!

Тыште муро, тыште модыш,

Чыла уло йочалан.

Ужам тендам йочасадыш

Тидым ужыда шкеак.

Ой, пеш сылне,

Ой, пеш ямле,

Шонанпыл йочасадна.

Тиде садыш кажне кечын

Куанен ме коштына.

Ведущий 2: Наш прекрасный марийский край богат не только лесами, реками, и чистыми родниками. Марий Эл славится своими людьми. Они умеют и работать , и от души повеселиться. Давайте и мы с вами потанцуем.

Дети подготовительной группы танцуют марийский танец

«Шошо кумыл» (Весеннее настроение)

Ведущий 1: Лес- это самое большое богатство нашей республики. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в наш красивый лес. А для этого нам нужно произнести волшебные слова:

Я на ножке покручусь,

В лесу волшебном окажусь.

Вот мы и на месте. Как прекрасен осенний лес! Давайте послушаем, о чем шепчутся листья (звучит фонограмма звуков леса).

Ведущий 1: Ой, ребята, послушайте, к нам кто- то спешит.

(Звучит музыка, в зал входит паучок.)

Паучок: Здравствуйте, ребята. Я — паучок- почтальон. У меня для вас есть письмо (паучок достает письмо и отдает ведущему).

Ведущий 2: Давайте посмотрим, от кого же оно?

«Я — Пампалче. Помогите мне, спасите от злой и коварной ведьмы Вувер-Кувы. Сижу я на высокой сосне, а Вувер-Кува рубит под корень сосну. Отвлеките злую ведьму, спасите меня!».

Ведущий 1: Ребята, поможем Пампалче? (Да). Где же только искать эту сосну и Вувер – Куву? Может лес нам поможет? Давайте послушаем.

Слышится стук топора

Ведущий 2: Слышите стук? Это Вувер – Кува. Давайте позовем ее в гости и отвлечем от злой работы.

Все: Вувер – Кува!

Вход Вувер – Кувы с топором

Вувер-кува: Кто вы такие? Откуда родом будете? Узнали меня?

Ведущий 1: Мы – друзья природы.

Вувер- кува: Вы – друзья природы? Ой, не могу!

Ведущий 2: А мы тебе сейчас докажем. Наши ребята расскажут как нужно вести себя в лесу.

(дети перечисляют правила поведения в лесу)

— нельзя шуметь, а ты шумела;

-нельзя ломать ветки, а ты ломала;

-нельзя рубить деревья, а ты рубишь;

Вувер- кува: Ладно, как будто я вам поверила. Надоели вы мне, да и заболталась я с вами, пойду, у меня еще дела.

Ведущий 1: Погоди, погоди, Вувер- кува. Мы же к тебе в гости пришли.

Вувер- кува: Я вас в гости не звала.

Ведущий2: По традиции ты должна нас накормить, напоить, развеселить.

Вувер-кува: Накормить, пожалуйста (достает мухомор). Самый красивый, самый полезный, самый вкусный гриб. Себе оставила, да придется вас угостить. Берите, не стесняйтесь, угощайтесь.

Дети: Это ядовитый гриб, его есть нельзя!

Ведущий: Наши дети знают все грибы. Могут тебе рассказать о грибах, которые можно есть и нельзя.

Вувер- кува: Не может быть!

Ведущий 1: А ты проверь!

Вувер-кува: А что? И проверю! Ну-ка, ребята, скажите-ка мне, что это за грибы?

1. Рыжие ушки с лисьей макушки (лисички).

2. Он в красной шапочке растет среди корней осиновых, его узнаешь за версту, зовется (подосиновик).

3. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как Петрушка

Ядовитый (мухомор).

4. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу (опята).

5. Под берёзой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки — с глинкой (подберезовик).

6. Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (белый гриб)

Ведущий 1: Ну как, удостоверилась?

Вувер –кува: Ага. Какие умные ребята! А знаю я одну интересную игру и хочу с вами в нее поиграть.

Мы сейчас все в круг встаем и вопросы узнаем. Тут- то точно не отгадаете.

Игра «Кого лапоть поймает»

Лынги-лунги, йыж-выж йыдалемым пордыктем.

Тыкыс-тукыс, пылт-полт йолдам куча йыдалем!

1. Какие деревья растут в моем лесу?

2. Какие животные живут в лесу?

3. Какое животное любит лакомиться желудями?

4. Какие птицы живут в лесу?

5. У какой птицы красная грудка?

6. Хозяин леса, который впадает в спячку.

Вувер- Кува: Ох-ох-ох, и здесь все отгадали

Ведущий 1:Вувер — Кува, а ты знаешь, как называется наш детский сад?

Вувер- Кува: Мухомор.

Дети: Нет.

Вувер- Кува: Ягодка.

Дети: Нет.

Вувер-Кува: Березка.

Дети: Нет

Ведущий 2: Ребята, давайте все вместе скажем название нашего детского садика.

Дети: Шонанпыл.

Вувер- кува: Да-а, молодцы, ребята. Совсем с вами забылась, мне же надо идти.

Ведущий1: Вувер-Кува, мы к тебе в гости, а ты все куда-то спешишь, ну куда это годится?

Вувер-Кува: Ну, что еще? Угостить — угостила мухомором, сами отказались от угощения. Что еще вам надо?

Ведущий 2: Развесели нас.

Вувер-Кува: Как? Я ничего не умею делать, только вредничать умею.

Ведущий 1: А вот вредничать очень плохо. Ты лучше нашу загадку отгадай. Угадаешь — будет тебе сюрприз!

А теперь тебе загадку

Ты позволь нам загадать.

Отгадаешь, будут дети

Вам частушки исполнять.

«Что за время, будто в сказке

Водит осень листья в пляске.

И качаются, летят,

Под ногами шелестят.

Вувер- кува: Это же осень!

Ведущий 2:Правильно. А теперь наши девочки исполнят частушки.

1. Муралтена мо вара?                      2. Изи улам, изи улам

Чучкалтена мо вара?                             Киса кайык гай улам.

Муралтена, чучкалтена                        Киса кайык гай улам да

Йолна ден тавалтена!                           Йочасадыш мый коштам.

3. Муралтенат кертына,                   4. Ой корно сай, корно сай

Кушталтенат кертына.                         Олыкышто корно сай.

Мураш, кушташ веле огыл.                 Ой илыш сай, илыш сай

Пашаланат кертына.                             Садикыште илыш сай.

5. Сита ынде мурышна,

Сита ынде куштышна.

Изи йолна нояле,

Изи йолна нояле!

Девочки поют частушки.

Ведущий 1: Вувер- Кува, может перестанешь вредничать, и станешь доброй Вувер-Кува: Замуж звал меня Водяной владыка.

Но отказ мой получил и в злую ведьму превратил.

Ведущий 1: Мы с ребятами готовы тебе помочь, и знаем как. Нужно три раза повторить волшебные слова и Вувер- Кува станет доброй.

«Осал, осал мемнан деч кай, лиеш Кува сай деч сай»

(дети повторяют слова и Вувер-Кува становится доброй)

Вувер-Кува: Спасибо вам, ребята, за помощь.

Ведущий 1: Вот и пришла нам пора прощаться с лесом и Вувер- Кувой.

Вувер- Кува: Погодите, погодите! За ваше доброе дело вот вам угощение! (Вувер- Кува достает угощение и отдает ведущему)

Вувер- Кува:Вот теперь можно и прощаться. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

(Вувер- Кува уходит)

Ведущий1: И нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад.

Ведущий 2: Пусть все народы России живут дружно, в мире и согласии. Пусть наш марийский край становится еще богаче и краше.

Ребенок13: Шочмо мланде, Марий Эл,

Ужарала волгалтат.

Эн куатле, эн чевер.

Мыланемже тый улат.

Ребенок 14: Калыкем пеш поро

Да ура чонан.

Таче тиде мурым

Полеклем тудлан.

Песня «Толза мемнан дек унала»(поют дети старших и подготовительных групп)

автор: Волкова Елена Ивановна

учитель родного языка и родной литературы МОБУ “Коминская национальная основная общеобразовательная школа”

Сценарий мероприятия “Марий тиште кече” (“День марийской письменности”)

День письменности

Цель мероприятия: познакомить с историей возникновения марийской письменности

Вводная часть.

Выходят ведущие:

1 ведущий: Поро кече, пагалыме йоча-влак !

2 ведущий: Поро кече, пагалыме туныктышо-влак!

Учитель родного языка и литературы:

Туныктышо: Поро кече лийже, кушко те тыге вашкеда?

                       Куда это вы так торопитесь?

1 ведущий: На праздник мы спешим, на День марийской письменности. «Марий тиште кече» по-марийски.

2 ведущий: Только у нас   есть один волнующий вопрос, никак не поймем, почему отмечают Марий тиште кече, и что он обозначает?

Туныктышо: О, это действительно праздник культуры. Не было бы письменности у народа, он не достиг бы того уровня развития, какой мы наблюдаем сейчас. 

1 ведущий: А правда, что отмечать этот праздник начали с 1998 года. Но история марийской письменности ухдит в глубь веков.

Туныктышо:  Да, это действительно так. А вместо букв у марийского народа раньше была знаковая символика «ТАМГА».

2 ведущий:  А я знаю, что эти знаки ,  «ТАМГА»,  хорошо сохранились в традиционной марийской вышивке.

Туныктышо:  Обо всем этом и о многом другом мы узнаем на нашем мероприятии, посвященном Дню марийской письменности. Объявляю его открытым.

Основная часть.

1 ведущий:  Официально это праздник отмечают 10 декабря. В ноябре 1998 года в президент Республики Марий Эл издал указ о праздновании Дня письменности. Как вы думаете, почему именно 10 декабря?

2 ведущий: В этот день, 10 декабря 1775 года в Санкт-Петербурге в книжных магазинах выставили на продажу книгу «СОЧИНЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ К ГРАМАТИКЕ ЧЕРЕМИССКОГО ЯЗЫКА». Составленной казанским архиепископом В. Пуцек-Григоровичем. Это был исторический день в развитии культуры марийского народа.

1 ведущий: Книга- шинчымаш памаш! Книга-родник знаний! Предлагаю послушать стихотворение классика марийской литературы – Сергея Чавайна «Книга».

                        Ой, книга, книга!                                               

                       Чылажымат тый кертат:

                       Чыла еным туныктет, 

                      Чыла еным тый нолтет,

                       Садлан тыйым чыланат

                       Пеш пагалат, йоратат. 

2 ведущий: Родной язык! Один из тысячи, самый близкий и родной сердцу. Родной язык, мы тебя не только в день праздника, но и в будни клянемся любить, хранить как зеницу ока. Нет языка – нет и самого народа.

                      Йылме пеледышым пого –                          

                       Тудо вет ўмырыштет

                      Шерге дечат шерге пого,

                      Эн кугу вий кидыштет.

Песня_____________________________________________

1 ведущий: Давйте вернёмся к марийским орнаментам. Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и животный.

 Геометрический орнамент – фигуры в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломаных и кривых линий, крестов, овалов и кругов. 

(показ орнамента)

2 ведущий: 

Растительный орнамент составляется из цветов, деревьев, листьев. Узор строится из розеток, фигур, близких к ромбу и квадрату. 

(показ орнамента)

Животный орнамент изображается в виде голов коней, птиц.

(показ орнамента)

C помощью орнамента марийский народ описывал свою жизнь. Рассказывал историю своей семьи, деревни, родины.

Стихи :        Мўндыр вер гыч портыл толын,

                   Шочмо мландыш шумекет,

                   Шўмбел шочмо йылмым колын,

                   Кушкеш тыйын шулдырет.

                                  +++

                   Шочмо мланде… Шочмо калык…

                   Шочмо йылме… Шочмо сем…

                   Тендан деч посна лач катык

                   Тылзе мыйын пиалем.

                                     +++

                           Тумо лышташыж дене

                          Ош тўня ден мутлана.

                         Йылмым монда гын айдеме, 

                         Вожшо кузе илана?

1 ведущий: Даа, сначала были знаки. А в 1867 году был издан  первый марийский букварь. Его автор Иван Кедров. 

1 ведущий: В начале XX века марийская письменность и литературный язык сделали еще один шаг вперёд в своем развитии. Начал издаваться «Марла календарь», первое периодическое издание на марийском языке. Он выходил в 1907- 1913 годах.

Танец _______________________

2 ведущий: 

В художественной литературе каждого народа есть много достойных, почитаемых имён. Одним из основоположников марийской литературы является Сергей Григорьевич  Чавайн. Всем известно его первое стихотворение «Ото». Это первое стихотворение на марийском литературном языке. Оно вышло в 1905 году.

Ик тымык ото уло мемнан элыште,

Шога тудо ото кугу ер серыште.

Тушто ладыра деч ладыра пушеҥге кушкеш,

Тушто мотор деч мотор саска шочеш,

Тушто, ужар лышташ лоҥгаште, шӱшпык мура,

Тудо ото гыч ерышке яндар памаш йога.

Тушто шудыжат ужаргырак,

Тушто пеледышыжат сылнырак.

Тудо отым мый йӧратем,

Тушто пушеҥге руышым мый вурсем.

1 ведущий: Марий мландын эше ик палыме поэтше Иван Осмин. Тудын почеламутшым колыштса. 

«Шочмо мланде»  

Теве тумо, теве корно, 

Теве курык, теве ер. 

Ер воктеке толын шордо, 

Толын шордо пеш чевер! 

Ой, пеш сылне, Ой, пеш ямле! 

Шордо вудым подылеш. 

Тиде мыйын шочмо мланде. 

Шочмо мланде сылне пеш! 

Тыште шордо, тыште рывыж, 

Кайыквусо шуко пеш. 

Шочмо мландым пале, эргым, 

Чот йорате курымеш

2 ведущий: На слова этого стихотворения сложена песня. Ее исполнят учащиеся начальных классов.

Песня__«Шочмо мланде»  

1 ведущий: Сочинять стихи могут не только поэты, можем и мы. 

Стих (Даша Ч.)

1 ведущий:  А теперь мы хотим провести небольшую викторину со зритерями. Тем самым проверить, хорошо ли вы знаете историю своего народа.

1).Что обозначает слово «черемис» (человек, живущий в лесу).

2). Первое стихотворение на марийском литературном языке («Роща»).

3). В коком году вышел первый марийский букварь? (1867)

4).В каких годах выходил «Марла календарь»? (1907-1913).

5).Первая марийская грамматика («Сочинения, принадлежащие к грамматике…»).

Мый йоратем Марий кундемым,

 Шке шочмо йылмым йоратем,

 Шумбел ялем моктен мурем мый,

 Пашаш чапланымым моктем.

Доска воктен марла ойлен учитель,

 Вара марла мый Лев Толстойым лудынам.

 Да Пушкиным поэмыже пеш лишыл лийын, –

 Чыла нерген мый шочмо мут ден шоненам.

2 ведущий:  Ещё раз поздравляем всех с праздником. Спаибо за внимание.

08.02.2016

Сценарий развлечения «Мой марийский край родной»

Боброва Наталия Владимировна

Знакомство с произведениями марийских поэтов и писателей, композиторов о родном крае, о его красоте и величии

Оценить




2451

Содержимое разработки

Тема занятия:

«Мой Марийский край родной»

Цель:

Знакомство с произведениями марийских поэтов и писателей, композиторов о родном крае, о его красоте и величии.

Задачи:

Расширение и углубление знаний детей о Республике Марий Эл, в которой они живут.

Воспитание любви к родному краю, Родине, к людям, воспитание чувства патриотизма.

Развитие познавательного интереса, умение наблюдать, анализировать.

Ход мероприятия:

(звучит марийская мелодия) входит Пампалче. Здравствуйте, ребята! вы меня узнали?

— Ребята, у каждого из вас есть свой день рождения. И у нашего марийского края есть свой праздник. 4 ноября Республике Марий Эл исполняется 94 года. Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поздравить нашу дорогую республику с днем рождения!

Ребята поздравят наш марийский край с днём рождения и подарят стих про «Марийский край» .

Стих: С. Вишневского «Марийский край» .

Марийский край родной,

На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах,

Мой край марийский милый,

Ты как цветок прекрасен, юн и чист. Алиса

* * *

А сколько звезд на небе светят вместе!

Ах, сколько звезд!

Я счет им не веду.

Свою звезду найду среди созведий-

Счастливую марийскую звезду. Ангелина

— Ребята, как называется наша республика?

Д: Республика Марий Эл.

В: Правильно! Наша республика называется Марий Эл. Республика наша не велика ни по территории, ни по населению. Если взглянуть на карту, площадь Марий Эл 23.000 кв.м., а население 780,00 человек. На карте наша республика граничит с Нижегородской и Кировской областями, с республикой Татарстан и Чувашия.(слайд 2)

В: какой город является главным в нашей республике?

Д: Йошкар Ола. (Слайд 2)

В: — Ребята, а какие символы нашей Республики, вы знаете?

Д: — герб, флаг, гимн. (слайд 4, 5,6)

В: -А как называется наш район, в котором мы живем?

Д: Звениговский.

В: а поселок?

Д: Красногорский

В: Теперь, давайте вспомним знаменитые места нашего края, и посмотрим какой красотой наделена наша с вами родина.

(Звучит мелодия – гусли.)

В: Марийский край богат лесами, полями, реками, озёрами. На красоту лесов смотришь — не насмотришься, сладкую родниковую воду пьёшь не напьёшься, а поля одаривают нас хлебом и овощами.

Марийские леса… (слайд 7) Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию, это самый крупный лесной массив на Волге. Леса — главное богатство нашей республики, содержащее огромные запасы древесины. Лес — это родной дом для множества зверей (слайд 8), кладовая всевозможных ягод, грибов и лекарственных растений. (слайд9)

В нашей республике существует национальный парк Марий чодыра. (слайд 10) Национальный парк «Марий чодыра» организован 2 декабря 1985 года. В переводе с марийского языка «Марий чодыра» означает «марийский лес». И назван он так не случайно — вся территория покрыта прекрасными сосновыми борами и хвойно — широколиственными лесами. В составе флоры национального парка около пятидесяти видов редких растений. Здесь обитает около ста видов птиц, пятидесяти видов млекопитающих и 29 рыб. Марий чодыра означает марийский лес. И это не только название. Просто этот лес один из лучших в Росии. Тем более, что он перемежается с большим количеством озёр. Среди них Яльчик, Глухое, Кичиер,(слайд 11,12,13) которые являются памятниками природы. Главная река – Илеть. (слайд 14). Сегодня ценным лесным объектом исторического значения является Дуб Пугачёва(слайд 15), охраняемый государством в пределах национального парка республики. Он расположен на Кленовой горе, не уступающей по непроходимости сибирской тайге. Диаметр ствола старейшего дерева равен 159 см, высота – 26 метров, а возраст этого исполина — 500 лет! Утверждают, что дуб обладает положительной энергетикой. Желающих прижаться к нему или попытаться объять его с каждым годом становиться все больше и больше.

Одна из красивейших мест нашей республики – озеро Морской глаз. (слайд 16). Озеро Морской глаз – удивительный уголок природы. С высокого обрыва открывается потрясающий вид: деревья, поля, бескрайняя марийская тайга. И нигде не видно ни заводских труб, ни летящих самолётов. А внизу под обрывом лежит озеро Морской глаз. Кажется, что это сама Земля смотрит на нас.

В нашей республике существует единственный заповедник – «Большая Кокшага». (слайд 17). Он был создан в1993 году на территории Медведевского и Килемарского районов. На эмблеме заповедника нарисованы медведь, дубовый листочек и река Большая Кокшага. Почему именно они попали на эмблему заповедника? В заповеднике живёт много медведей, больше, чем в соседних лесах нашей республики. И поэтому медведь стал символом заповедника. Дубовый лист на эмблеме – символ уникальных дубрав заповедника.

В: В Марийской народной песне поется :

Марийский край,

Прекрасный край.

И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле Онара.

И про марийский край, про землю Онара нам расскажут стихотворение… (слайд 18)

Аня: Марийский край — Земля Онара-

Ты часть страны моей большой!

Для сердца гордостью ты стала,

Я преклоняюсь пред тобой!

Оля: Поля, леса, озера, реки…

Твоих богатств не перечесть!

Люблю тебя, мой край, навеки

И принимаю все, как есть.

у нашей республики день рождения. А на день рождения дарят подарки.

В: И мы приготовили подарки — это стихи, песни, игры о нашей родине — Марий Эл. Начнем мы наш праздник песней о Дружбе. (Старшая Б)

Когда весёлою гурьбой

Торопимся мы в сад

Дорога кажется порой

Короткою для нас.

Припев: Йолташ коклаште эре сай

Йолташ пелен – пиал,

Йолташым мошто арален.

Йолташ уке- кычал.

Когда вступаем мы в игру

Победа наша в ней,

Ведь если рядом верный друг,

Ты в сотню раз сильней.

П: Родина… Среди необъятных пространств нашей России есть уголок земли, который человеку ближе всего. Это место, где он родился. Для вас, ребята, таким дорогим уголком стал марийский край.

В: Дети, а что мы называем Родиной? Про Родину расскажут нам стихотворение ребятки

Что такое Родина?

Марий Эл — земля,

Что такое Родина

Республика моя

Я люблю отчизну Ринат

Край свой, отчий дом.

Что мы знаем с детства,

Родиной зовем. Полина

* * *

У каждого листочка,

У каждого ручья.

Есть главное на свете,

Есть родина моя. Рома

А там, где мы родились

Где весело живем

Республику родную

Мы Марий Эл зовем. Маша

В: спасибо, ребятки. Мы приготовили песню про Родину.

Песня : » Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет,

Выхожу из дома я, —

» Здравствуй, улица моя!

2. Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне,

Травы шепчут мне в пути:

«Ты скорей, дружок, расти!»

3. Отвечаю травам я

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я :

«Здравствуй, Родина моя!»

П: Как приятно слышать такие слова о родине, видно сразу как вы её любите. Молодцы, ребята, порадовали меня

: Я тоже ребятки очень люблю петь и танцевать, а ещё я люблю играть. Давайте, поиграем в игру «Шовыч». Помните слова?

Игра «Шовыч».

Дети идут по кругу, произнося слова:

Икыт, кокыт, кандаш, лу

Шовычетым мылам пу ( под мелодию)

Водящий в центре скачет по кругу:

Ком йоратем, тудлан полеклем.

П: Молодцы, ребята! Вот мы и поиграли! Марийский народ очень любил сочинять загадки. И я хочу загадать вам интересные марийские загадки об овощах, и старайтесь отвечать на марийском.

1. Целых сто одежек, и все без застежек. ( капуста — ковышта)

2. Маленький, румяненький — слезы лить заставляет. ( лук — шоган)

3. Унесу в кармане, а привезти не смогу даже на двух лошадях. (свекла — ушмен)

4. Красна, да не девица, с хвостом, да не лошадка. ( морковь- кешыр)

5. И зелен, и густ, На грядке вырост куст, Покопай немножко: Под кустом …… (картошка- паренге)

П: Какие умницы и умники. А давайте теперь споём песню о Родине. (подготовит группа )

А я знаю много марийских частушек, а вы ребята знаете марийские частушки.

Мне бы хотелось услышать марийские частушки, давайте споём их.

Частушки:

1. Удыр-шамыч шогалза,

Рвезе-шамыч шогалза

Ваш ончалза, воштылза,

Вара кушташ туналза.

2.Йолна мемнан тавалта,

Уэш пачаш тавалта.

Теве тыге тавалта,

Теве тыге кушталда.

3.Ме муренат кертына,

Ме куштенат кертына.

Мураш, кушташ веле огыл,

Тавалтенат кертына.

4.Сита ынде мурышна,

Сита ынде куштышна,

Изи йолна нояле,

Кизанаже ирнале.

П: Как весело, девочки! Ах захотелось в танец пуститься, а что, станцуем под звениговскую мелодию?

Танец подготовительной группы(звучит звениговская мелодия)

-Входит Вувер кува.

В: Ой, ребята, кто это? Вы узнали кто это? Кто тебя звал, зачем ты пришла?

А на все дни рождения,

Я хожу без приглашения.

Видите ли они не звали,

Приглашенья не прислали.

Захотела и пришла,

И хочу поздравить я

С днем рожденья край марийский

Неужели детвора,

Не узнали вы меня?

Это я — вувер кува,

Добрая моя душа!

Вувер: Ребята, вот вы пришли сюда праздновать день рождения своего края, а что вы знаете про свою республику, сейчас проверим. Я проведу с вами викторину, выявлю знатоков.

Викторина:

1. Сколько районов в Марий Эл? (14)

2.Главный город в нашей республике?(Йошкар-Ола)

3. Какие символы республики вы знаете? (герб, гимн, флаг)

4.Какое животное изображено на гербе? (медведь)

5.Какие 3 крупных города означают 3 зубца на гербе?( Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск)

6.Кто является коренными жителями Марий Эл? (марийский народ)

7.Какое самое большое богатство марийского края? (лес)

8.Сколько лет исполнилось республике? (94)

В: Неужели это ты, Вувер кува, знаешь столько много.

Ох, мне верится с трудом,

Не пожалеть бы потом.

Вувер: Вот не верит, киямат

Посмотри в мою корзину.

Там в лесных хоромах, в печке,

Пирожки я испекла.

И на кухню унесла.

В: Вот какая молодец!

Ты порадовала всех!

Вувер: А теперь мы все встаем,

Дружно каравай споем.

(дети встают в общий круг)

-На день рождения Марий Эл

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины

Вот такой ширины.

Каравай, каравай

С днем рожденья мой край!

Вувер: Молодцы ребятки, за то, что хорошо пели и плясали я принесла вам угощенья.

А сейчас Ольга Владимировна споёт нам песню на марийском языке «Поро кас».

В: А теперь давайте все вместе, весело станцуем под весёлую марийскую музыку.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/184973-scenarij-razvlechenija-moj-marijskij-kraj-rod

Также вас может заинтересовать

  • День почтенного человека
  • Сценарий новогоднего представления для дошкольников Дружно встретим Новый год
  • Спортивный досуг для родителей и детей подготовительной группы «День Взросления»
  • Сценарий праздника, посвященный Дню защитников Отечества «Джентльмен-шоу» Сценарий праздника для подготовительной группы
  • Досуг посвященный дню матери

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Маркетолог профессиональный праздник
  • Марица оперетта сценарий
  • Марио варгас льоса нечестивец или праздник козла
  • Маринкины косички на праздник
  • Маринина киндер детские праздники