Март фольклорные праздники

Приметы в марте, обряды в марте, народные праздники в марте

Март Первые мартовские проталины (Фото: basel101658, Shutterstock)

Март — первый весенний месяц, в народе его называют «протальником», «грачником». Морозы в марте держатся недолго. Небо часто яркое, голубое. На 22 марта приходится весеннее равноденствие: долгота дня становится равной долготе ночи.

В марте на Руси происходило «заклинание весны». Это древний языческий обряд, с которым народ встречал весну, прилет птиц. После 22 марта обычно вешали скворечники.

Пословицы и поговорки о марте

Февраль силен метелью, а март — капелью;
Грач на горе — весна на дворе.

Народные приметы в марте

Длинные сосульки в марте предвещают холодную, затяжную весну, короткие — непродолжительную, дружную весну;
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде;
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето;
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай;
Большие ручьи в марте — к большому разливу весной, и наоборот;
Снег по весне тает с северной стороны муравьиных куч — лето будет теплым и долгим, а если с южной — холодным и коротким;
Снег быстро тает, и вода бежит дружно — к мокрому лету.

Март

В календаре древних римлян год начинался с месяца, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидили-сом — по своему порядковому номеру. После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом — в честь бога войны Марса, который первоначально почитался как бог земледелия и скотоводства.
В Древней Руси март величали березень, так как в этом месяце жгли березу на уголь.
Древнеславянское имя первого месяца весны — сухы(и)й. В такое время года мало осадков, сухость в лесу. Высыхает и заготовленная заранее древесина.
В русском народном календаре март назван протальником. Талая вода — снежица, по народному поверью, целебна. Ею мыли пол в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей.
Еще март назвали: солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: каплюжник, капелюжница, капелюшница, капельки, капитель, капельник.
Протальником, дорогорушителем, водотоком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушения зимних путей-дорог — «снега плющит настом». Свистуном, свистухой и ветроносом нарекли его за свист холодного ветра.
В марте от земли теплый парок поднимается — отсюда появилось еще одно название — парник. Этот месяц прозвали огородником, потому что «на огород позвал», пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также — весновка и весновей.
Величали март и наследником февраля, младшим братом и пози-мьем, перезимником и зимобором. Он же и катыш — торопись на санках накататься вволю.
Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетным и пролетьем, а еще грачевником. Разнопогодник он потому, что коварен.
Встреча весны. Весна, подобно солнцу, называется красной. В славянских наречиях весна именуется ярь — слово, по-видимому, однородное со славяно-русским Ир (солнечные и теплые места, куда около Покрова дикие птицы улетают и оттуда прилетают накануне Благовещения).
Слово «весна» уже встречается в славянской Библии, где описывается состояние земли после Потопа. Это слово — производное от санскритского (праздник вешний) или от инд (первое начало питательных вод, связь всех существ).
В России до XV века март признавался за первый месяц гражданского года и сопровождался разными обрядами и играми. Когда земледелец собирался сеять яровое зерно и сажать хмель ярый, варилось мартовское пиво. На Красную горку игрались свадьбы; устраивались хороводы и игры.
У древних славян-язычников совершалась торжественная тризна с жертвоприношениями и факелами. В начале марта воспевалась кончина зимы и сжигалось соломенное чучело.
Весну встречали и окликали. В Смоленской губернии по деревням бабы, девки и ребята залезали на крыши хлебных амбаров или поднимались на горы, звали весну дважды: в день Евдокеи-весновки и на Сороки, Припевая:
«Весна-красна! Что ты к нам принесла? Красное летечко».
В Костромской губернии в великий четверг рано поутру окликали весну.
В Чистопольском уезде в великий четверг, при полночном пении петуха, девки и парни бежали с песнями на речку Вахту почерпнуть воды, пока ворон не обмакнул в нее крыла. Этой водой они умывались. Если раскрылись воды, то девушки входили по пояс в реку и в воде, схватясь руками одна с другой, Припевали: «Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с милостью, с великою благостью!» Если воды не раскрылись, то девки, схватясь за руки, вертелись вокруг проруби с теми же Припевами.
В Петрозаводске встречали весну первого мая с соломенным чучелом, которое, подняв на шест, ставили на горке, потом садились вокруг него пировать и по окончании пиршества сжигали чучело с песнями и плясками.
В Тульской губернии перед заходом солнца поселяне обоего пола собирались на ближний холм или пригорок, проговаривали молитву, обратив лицо на восток, а потом становились в хоровод. Запевалыци-ца с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой начинала петь песню:

Весна-красна!
На чем пришла? На чем приехала?
На сошечке. На бороночке.
Как и все девки на улиие,
И все красные на широкой;
Одной девки нет:
Сидит она во тереме,
Ширинку шьет золотом,
Узду везет тесменную.
Ах! горе великое!
Кому-то достанется?
Достанется моему суженому,
Моему ряженому.

Во многих местах России игры хороводные начинались от Красной горки и продолжались до Ярилы или до Всесвятского заговенья.
При первом громе поселяне обычно умывались с золота, серебра и с куриного яйца.
С этим праздником языческого происхождения соединяются и за ним последуют другие народные праздники и гулянья: Красная горка, Вьюнец, Радуница, Первое апреля и Первое мая, Юрьев день, Свистопляска, Семик и пр.
Календарь природы. Накануне 8 марта прилетают с юга грачи и скворцы. 12 марта вскрываются крупные реки, а на следующий день наступает ранняя метеорологическая весна. 17 марта сходит снежный покров, и уже наутро другого дня можно увидеть жаворонков. Спустя еще сутки — оживших мух, бабочек-лимонниц, чибисов.
23 марта бывает первая вешняя гроза. На другой день появляются бабочки-крапивницы. 26 марта начинается сокодвижение у березы. 28-го появляются чайки, через день отправляется в лет вешняя паутина. А в последний день месяца запищат первые комары-толкуны, зацветет мать-и-мачеха, раскроет почки волчье лыко.
Рыбалка. В центральной части европейской территории страны наблюдается хороший клев налима и слабый — щуки. Лучшие места для ловли налима — омуты, пороги, ямы с глинистым дном, обрывистые берега с норами, около коряг. Ловят его закидушками, донками, жерлицами. Насадка в течение всей весны — выползок, птичьи кишки, ерш, мясо, лягушка. Лучше всего ловить ночью в плохую погоду.
Сбор растений. В марте заготавливают березовые почки, наросты березового гриба, кору крушины и корни одуванчика.
Приметы. Старики говорили: на дворе капель, так и у настепель; капельник длинный — лен долгий.
Если жаворонки рано прилетели, то весна затянется.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и первые хлеба.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Вода из мартовского снега целебная: она от веснушек и загара.

Называли день еще Маремьяна Праведная, Ярило — с вилами.

Ярило

Ярилу представляли себе юным мужчиной, пылким, влюбленным женихом. Кое-где, желая подчеркнуть его юность и красоту, «Ярилой» наряжали девушку. Ее сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую… символ смерти — изображение человеческой головы. Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!»
Житом в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге — пшеницу, на севере — рожь и даже ячмень, так как от урожая этого зерна зависела жизнь

Ярило вздевает зиму на вилы. С песнями встречали славяне-язычники бога плодородия Ярилу. Ярила снежные копны поднимал вилами, принимался за старуху-зиму. В этот день матери посылали ребятишек размести мостки, дорожку к колодцу, если ночью снежок напорошил.
Беременные выходили на угорья глядеть на восходящее солнце. По народному поверью, солнце этого дня дает силы выносить дитя. А бабки-повитухи вносили полуденный снег, им обтирались. Чтобы рукам чистота вешняя передалась.

Федору Тирону иногда молились о находке украденных вещей. Это был тоже ярилин день — Ярило — с сохой-бороной. Ярило брался за соху и борону. Крестьяне соху и борону во двор вытаскивали, чинили.

Ярило наставлял птицу-овсянку петь: «Покинь сани! Покинь сани!» Пекли в этот день овсянички, из овсяной муки — пирожки. Птичка-овсянка с желтоватым зобком и зеленоватым хребетиком слыла вестницей скорого тепла.

Приносили крестьяне на Красную горку снопы, оставляли на ночь до зари. А потом смотрели: какой сноп — пшеничный, ржаной или какой другой — за ночь больше всего покроется инеем, на тот хлеб урожай будет.
На Красную горку выходили разодетые девушки. Они заклинали солнце, чтобы оно катилось к лету. Чтобы за солнцем летели перелетные птицы, чтобы пришли на поля вешние дожди.
Пекли круглый хлеб и на вышитом полотенце высоко его поднимали. Потом делили его между собой, хлебные крошки рассыпали для птиц. Но бросали хлебные крошки по-особому — через себя, за спину.
Птиц одаривали хлебом, потому что они за хлебной нивой не меньше крестьянина ходят.

По церковному календарю. Церковь в этот день чтит память преподобного мученика Корнилия Псково-Печерского.
Корнилий родился в Пскове. Юношей он принял постриг в Псково-Печерском монастыре, тогда еще небольшом и бедном. Став игуменом (молодому человеку было всего около двадцати восьми лет), Корнилий внес вклад в процветание обители. Корнилий помогал также неимущим и строил бесплатные больницы. Псково-Печерский монастырь при нем превратился в центр просвещения. По инициативе Корнилия в обители стали вести летопись, создали великолепную библиотеку. Преподобный сам написал несколько книг.
Погиб Корнилий от руки Иоанна IV Грозного. Поверив клевете о «бесчестной жизни» печерских иноков, разгневанный царь отсек голову игумену, когда тот с поклоном встречал своего государя у ворот обители. Правда, говорят, Иоанн «тотчас же раскаялся и на своих руках отнес тело святителя в соборную Успенскую церковь». Долгое время тропа от монастырских ворот до храма Успения называлась кровавым путем…
По народному календарю. Пекли в этот день обрядовое печенье кокурки — круглые колобки на коровьем масле.
В этот день надо было изловчиться и взять у кузнеца огонь из горна. Добыв огонь, несли его в поле, чтобы закрепить союз земли, сохи и бороны.
Приметы. Было поверье, что в этот день нельзя глядеть на скатывающиеся с неба звезды. А то скатится с твоей жизни вешнее времечко, под стать звезде с неба.

Приметы. Если в этот день была солнечная погода, старики выходили на завалинку, грелись на солнышке, вели разговоры.

Возили крестьяне на поле навоз, пока крепок наст, удержать сани горазд.

По народному календарю. День этот крестьяне связывали с поведением птиц. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям, домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки. Знали, что именно домики из березовой коры скворцы заселяют всего охотнее. Береста хранит птиц от холодов, от сырости.
Приметы. Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай зерновых. Если дятел стучит в марте, то весна Поздней будет. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Если в этот день выпадает снег, то и святая неделя (Пасха) будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и в Пасху.

Тарасий-кумошник запрещает с этого времени спать днем, иначе нападет кумоха, т.е. лихорадка. Кто спит под вечер на Тараса, тот наспит кумоху. Вешний сон валит слабых со всех сторон.

Прокоп-дорогорушитель, санный путь рушит.

Нельзя было в этот день выезжать из дому, не приложив ухо к земле. Надо было сначала убедиться, надежен ли снежный наст.

По церковному календарю. Церковь отмечает праздник блаженного Николая.
Более тридцати лет блаженный Николай исполнял добровольно подвиг юродивого. Жители Пскова — родины Николая — считали его святым и верили, что он способен совершать чудеса.
После разорения Новгорода в феврале 1570 года царь Иван Грозный решил опустошить и Псков, а горожан подвергнуть казни за то, что они якобы хотели «предаться» неприятелю. Когда Иван Грозный вошел в город, на его пути попался юродивый Николай. Без страха глядя на государя, блаженный тихонько приговаривал: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови»-. Иоанн IV весьма почтительно относился к юродивым, считая их пророками, исполнителями Божьей воли на земле. Поэтому в присутствии Николая «гнев государев тотчас иссяк». Более того, Иоанн даже выразил желание посетить блаженного в его келейке. В качестве угощения тот предложил царю большой кусок сырого мяса. «Я христианин и в пост скоромного не ем!» — сказал государь. «Но ведь пьешь же ты кровь человеческую», — негромко возразил ему Николай. Царь устыдился жестокости своей и покинул Псков.
Преставился блаженный 28 февраля 1570 года, и благодарные псковичи похоронили его в главном, городском храме — соборе Святой Троицы.
По народному календарю. Полагают, что в этот день всегда бывает оттепель.
Примета. На Василия теплого солнце в кругах — к урожаю. Длинные сосульки — к долгой весне.

По церковному календарю. В этот день церковь отмечает память преподобной мученицы Евдокии.
Мученица Евдокия, уроженица города Илиополя, долгое время вела греховную жизнь. Но произошло чудо: Евдокия уверовала. Раскаявшись, женщина покинула мир и ушла в обитель. «И все казалось ей, что недостойна она прощения, и наложила на себя самую строгую епитимью…» За подвиги покаяния «Господь одарил преподобную умением творить чудеса»-. Говорят, святая могла молитвой своей даже воскресить умершего.
В 170 году по приказанию императора Викентия, гонителя христианства, преподобная Евдокия была казнена.
По народному календарю. В народе этот день называли также: Евдокия-шпощиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.
Плющихой называли потому, что происходят перемены в природе: от теплой погоды снег начинает подтаивать, оседать и как бы сплющивается. В некоторых местах святая Евдокия называлась также свистуньей, так как в это время начинали дуть и свистать весенние ветры. В старину народ именовал Евдокию весенницей, так как эта святая женщина заведовала у Бога весною. У нее хранились ключи от весенних вод: захочет «весенница» — рано пустит воду, не захочет или прогневается — задержит, а то и морозы напустит. Оттого раньше крестьяне боялись святой Евдокии и 1 марта никогда не работали.
Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Женщины рано поутру принимались раскатывать тесто. Пекли обрядовое печенье — жаворонки.
Позже день святой Евдокии ничем не отличался от других второстепенных церковных праздников. Только бабы обязательно приходили в церковь и заказывали молебны перед иконой Евдокии, так как эта святая считается покровительницей овец.
В некоторых деревнях женщины и дети начинали в этот день «кликать весну», для чего влезали на крышу или на пригорок и пели веснянки. Во многих местах крестьяне приносили в этот день из лесу сучья, топили избы, «чтобы весна была теплая», скидывали с кровли снег, а вечером примечали: если на крышах сосульки длинные, то лен будет хороший, особенно куделью.
Крестьяне верили, что на Евдокию все подземные ключи закипают, а бабы с этого дня начинают белить холсты.
Наступала пора подумать о предстоящих полевых и огородных работах. Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не сможет пострадать от мороза. Обычно на Евдокию сеяли капусту.
Особенно почитали в деревнях на Евдокию снежицу — талую водицу. Приносили воду курам — и куры начинали нестись через неделю-другую. Снежицей больных мыли, дома обмывали, цветы в доме поливали.
Приметы. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев.
Солнце, говорили, в этот день Евдокией поглядывает: то снег зарядит, то дождь зазвенит.
Какова Евдокия, таково и лето. На плющиху погоже — и все лето пригоже.
На Евдокию снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето, ветер с севера — холодное лето.
На Евдокию снег — в жнивень урожай с полей всех.
Новый месяц на Евдокию — быть лету мокрому.
Потекли ручьи на Евдокию — жди первую траву в первой декаде мая.
Евдокия красна — все весенние праздники будут ведрены, урожай на огурцы, капусту, грузди.
Если курица на Евдокию снежицы напьется, то и овечка на Его-рия (6 мая) наестся.
Отколь ветер на плющиху подует, оттоль придет и весна.
На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.

По церковному календарю. Церковь отмечает день святителя Арсения.
Арсений, епископ, родился в Твери, но еще юношей покинул родной город и отправился в Киев. Принял постриг в Киево-Печерском монастыре; «жизнь свою проводил в подвигах поста и молитвы», отличался «благочестием и мудростью».
Киприян, митрополит Киевский, посещая обитель, обратил внимание на этого инока и решил приблизить его к себе. Таким образом, преподобный Арсений стал архидиаконом; он часто заменял митрополита во время его отъездов.
Однажды на соборе архиереев в Твери Арсения большинством голосов выбрали епископом.
Во время правления Арсения в епархии не случалось ни смут, ни раздоров; были выстроены храмы в Старице и Никулине, Успенский собор в Твери, основан Желтиков монастырь.
Скончался епископ Тверской 2 марта 1409 года.
По народному календарю. Ожидается последняя оттепель.
Приметы. На Федота метель, ветер — долго травы не будет.
У Федота ветра, метели — бабам затеи.
Евдокия Федота не спросила, весну снарядила. А он: то крышу с сарайки сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит.

По церковному календарю. Церковь празднует день преподобного  Герасима и святого князя Даниила.
Преподобный Герасим Вологодский был монахом Киевской Гнилецкой Успенской обители. Приняв постриг и прожив некоторое время в монастыре, он удалился отшельником на север, на берег реки Вологды.
Вокруг кельи, построенной преподобным, вскоре возник монастырь Святой Троицы — первая обитель на севере Руси. И позже на месте небольшого посада возник город — Вологда.
Благоверный князь Даниил — сын Александра Невского. В наследство ему достался маленький провинциальный городок — Москва. Чтобы укрепить свое княжество, святой Даниил избегал междоусобиц, старался все проблемы решать мирным путем.
Племянник Даниила, переяславльский князь Иван Дмитриевич, умирал бездетным. Поэтому княжество свое он передал в управление «многомудрому» дяде. После присоединения Переяславля-Залесского границы Московского княжества значительно расширились, и Москва стала настоящим городом. Так было положено начало объединению русских земель. В честь этого великого события Даниил Александрович основал в Москве монастырь Даниила Столпника, небесного своего покровителя.
Преставился святой Даниил Московский в 1303 году.
По народному календарю. Прилетает первая весенняя птица — грач. Если грачи прямо на гнездо летят — дружная весна. В дни Герасима-грачевника пекут хлеба в виде грачей. На Герасима заговорами выживают кикимору.

Кикимора

Одни говорили, что кикиморы шалят во все святки; другие давали им для проказ одну только ночь иод Рождество Христово. Тогда якобы кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Бывает также, что они стригут овец. Во всех других великорусских губерниях считали, что кикиморы проказничают на протяжении всего года. Кикиморы всеми способами стараются укрываться от людей, потому что, если кому-то удастся накинуть на нее крест, она будет захвачена врасплох.
Думают, что она селится в курятниках, где садятся на насест куры. Если куры от плохого корма сами у себя выщипывают все перья, то в этом обвиняют кикимору. Чтобы не вредила она, вешают под куриным насестом лоскуты кумача или горлышко от разбитого глиняного умывальника. Иногда подвешивают камень со сквозной дырой, найденный в поле.
В вологодских лесах за кикиморой числились и добрые дела. Там считали, что умелым и старательным хозяйкам она даже покровительствует: убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки и оказывает другие услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб кикимора ненавидит: она щекочет малых ребят так, что те целыми ночами ревут, пугает подростков, высовывая свою голову с блестящими, навыкате глазами и с козьими рожками. Так что нерадивой бабе остается одно средство: бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и перемыть этим настоем все горшки и кринки.
Но единственно верным и могущественным средством против этой нечисти служит святой крест. Не возьмет чужой прялки кикимора, не растреплет на ней кудели, не спутает ниток у пряхи и не оборвет плетение у кружевниц, если они с молитвой положили на место свою работу.

Приметы. Особую весть о весне несут грачи. Они граят. Наши предки, слушая грачиный грай, старались понять: «Что сулит птица — добрые ли всходы? Ненастье ли?»
Выходили на пригорки старики и пристально глядели на птичьи стаи. Если опрометью над полем грачи пролетали, то печалились старые люди: «Не к добру. Зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Или будет косить ветер по первым всходам».
Если грачи шумно граят и летят к своим гнездам, то весна будет дружная.
Человек, рожденный в этот день, считался хозяйственным.

По церковному календарю. Церковь отмечает память мученика Конона.
Родился святой мученик Конон в Назарете. Был он человеком богобоязненным, очень добрым и простосердечным.
За христианское вероисповедание язычники осудили Конона на мучительную казнь. Палачи вбили в ноги святому большие гвозди и гнали за колесницей до тех пор, пока страдалец не упал замертво.
По народному календарю. С этого дня надо начинать копать огород.
В старинных месяцесловах писали: «Хотя в день Конона-градаря была и зима, начинают пахать огород, и ты только начни в этот день — непременно огород будет добр и овощей будет много». Замачивают семена, готовят парники.
Примета. Коли на Конона ведро, то града летом не будет.

По церковному календарю. Отмечается праздник священника Иоанна, получившего при постриге имя Иов.
Мудрый и ласковый, он в любое время дня и ночи готов был кормить, лечить, согревать, приносить утешение страждущим. Люди тянулись к нему, и не было человека, которому отказал бы святой отец.
Однажды услышал об Иоанне великий царь Петр Алексеевич и захотел, чтобы священник стал царским духовником. На новом посту батюшка не только не оставил служения ближним, но, использовав свое высокое положение, помогал большему числу несчастных. Он посещал тюрьмы, платил чужие долги, учил кротости и смирению безвинно страждущих.
В 1701 году по ложному доносу отца Иоанна сослали в Соловецкий монастырь и «насильно постригли с наречением имени Иов».
В монастыре он продолжил помогать всем нуждающимся. А через год «за доброту и силу духовную» был избран настоятелем Свято-Троицкого скита на острове Анзер.
По народному календарю. Этот день называли также Константиновыми кругами. Бабы и мужики обходили колодцы кругами. Чтобы колодцы горькими стоками не полнились, чтобы подземную воду подпустили добрую.

По церковному календарю. Святые сорок мучеников пострадал» в 320 году, когда особенно жестоки были гонения Лициния за христианскую веру.
В Севастии Армянской «за непреклонное исповедование новой веры» сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледяной воде при пронизывающем северном ветре. Утром их, полумертвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям. В конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли.
Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо. В этот день, приходящийся на время четыредесятницы, совершается литургия и облегчается пост.
По народному календарю. Весеннее равноденствие. Зима кончается, весна начинается. Вторая встреча весны.
День сорока мучеников севастийских носит в народе название «сорок», а иногда «куликов». В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них -жаворонок.
Еще накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздавали их детям.
Кроме этого, утром одна из женщин делала на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое клала по яичку из теста (чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома).
Когда жаворонки были готовы, дети, подхватив их, веселой гурьбой, с криками и звонким смехом, несли куда-нибудь в сарай или под ригу — закликать жаворонков. Там они сажали своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинали громко кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Или пели: «Уж вы кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошади ной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!«-
Песню исполняли несколько раз. Затем ребятишки разбирали сво их жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки опять собира лись в одно место и начинали есть своих ржаных птиц. Оставляли от жаворонка только голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был?.
В Пензенской губернии жаворонков пекли и для взрослых, которые по этим птичкам гадали. Прежде чем посадить жаворонков в печь, в каждую клали какую-нибудь вещицу с символическим значением: кольцо, щепку, копейку. Кольцо, например, обозначало свадьбу, щепка — гроб, копейка — деньги и т.д.
Приметы. С 22 марта до Зосимы-пчельника (30 апреля) считают сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
Гречу нужно сеять спустя сорок морозов после сорока мучеников.
Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Те, что прилетели раньше, считались «шепутящими».
Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начинается; жаворонок — к теплу, зяблик — к стуже.

На Никифора — медведь в берлоге потягивается.

На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров у лошадей, коров.
Выводили во двор скотину, чистили, заговаривали от дурного глаза.

По народному календарю. В этот день нельзя было садиться в сани, а то прокатят они тебя мимо желаний. Так говорили старые люди, выкатывая телегу во двор.
До большой воды надо было снарядить телегу. Надо было и колеса крепить, и оглобли ладить.
Примета. Если в этот день тепло, то и весна будет теплой.

Страница 1 из 21

Русский народный календарь марта: народные приметы, праздники, традиции, пословицы, поговорки и суеверия марта.

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Обозначения в календаре: X — дни постные; X — Двунадесятые праздники; X — Великие праздники; X — сплошные седмицы; X — дни особого поминовения усопших.

Народный календарь марта — аграрные народные праздники, традиции, обряды, обычаи, приметы и суеверия. Ими отмечались все трудовые циклы — пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет марта отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет марта вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

В русском народном календаре март назван — протальником. Талая вода — «снежица», по народному поверью, целебна. Известны и другие народные названия этого месяца, связанные с явлениями природы: зимобор, каплюжник, сухий (от ветров высушивающих влагу), берeзол или березозол, пролетний — с этого месяца начиналась весна, предвестница лета. Хотя сам март — не весна, а предвесенье. Утром года значится март в народном календаре. Зиму ломает, новому сезону дорожку дарит. В крестьянских хозяйствах начиналась подготовка к выезду в поле, к работам на огороде.

Март (протальник). Март зиму кончает, а весну начинает. В марте день с ночью равняется. Март – тепло ненадежное, может отморозить и пальчик. Пришел марток – надевай семь порток. Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. Мартовская вода целебная – от веснушек и загара. Вешний день год кормит. Грач на горе, так и весна на дворе. Видишь скворца – знай: весна у крыльца. Февраль силён метелью, март – капелью.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы марта будет полезны и познавательны — ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в марте, по которым жили наши деды и прадеды.

Народные приметы, праздники, традиции и суеверия в марте

1 марта: День Даниила Новичка. Ярило. Евдокия-плющиха. В этот день зиму ломает, новому сезону дорожку дарит. По народному поверью, первомартовское солнце дает силы выносить здравое, крепкое духом дитя. подробнее…

2 марта: Федор Тирон. Маремьяна Кикимора. Какая погода в этот день — такому и лету быть. На Федора ворона начинает строить гнездо. Мартовский ледок, что чужой избы порог (то есть не надежен). подробнее…

3 марта: Овсянка. Ярило. Говорят, в этот день можно увидеть вылет бабочек-крапивниц. Прилет птички-овсянки — к скорому теплу. подробнее…

4 марта: Федот. Архипов день. На Федота снежный занос — к поздней траве. Ни в марте воды, ни в апреле травы. подробнее…

5 марта: День Катыша. Лев Катанский. Народные приметы запрещают вечером смотреть на небо, поскольку увиденная падающая звезда может означать болезнь близкого. подробнее…

6 марта: Тимофей Весновей. «По Тимофею — начало весны». Весновей теплом веет, стариков греет. Как ни злись метелица, все весной веет. Начинается сокодвижение в кленах и березах. подробнее…

7 марта: Афанасий, Маврикий. На Маврикия грачи и скворцы прилетают. Если дятел стучит в марте, поздней будет весна, синица запела — будет тепло, зяблик — к ненастью. подробнее…

8 марта: Поликарп. Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. С 8 по 15 марта не исключено возвращение холодов: март-месяц любит куролесить — морозом гордится и на нос садится. подробнее…

9 марта: Иванов день. Обретение. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев — к холодному лету, на затемненной — к теплому лету. подробнее…

10 марта: Тарас-кумошник, Тарасий Бессонный. Считалось, что с этого дня на людей нападает кумоха — вешняя дрема. Сон валит слабых с ног, все время хочется спать. подробнее…

11 марта: Порфирий. В этот день утром лужи затянуты льдом — к теплому лету. Про начало второй декады марта говаривали: день упустишь — годом не вернешь. подробнее…

12 марта: Прокоп-Перезимник. Прокоп Зимний (5 декабря) дорогу прокопает, Прокоп Перезимный рушит. Если к этому дню птицы уже прилетели, жди хорошего урожая. подробнее…

13 марта: Василий Капельник. В этот день всегда оттепель. Если южный ветер, а на улице капель — лето будет жарким. подробнее…

14 марта: Евдокия Плющиха. Евдокия — подмочи порог. Прозвище Плющиха, день получил из-за того, что снег начинает плющиться, слеживаться. Если на Евдокию ясно — год прекрасный; если пасмурно — год плохой. Поверхность снега шершавая — к урожаю, гладкая — к неурожаю. подробнее…

15 марта: Федот. Федот Ветронос, везде сует свой нос, задирает курам хвост. Если на Федота снежный занос, ветер, метель — долго травы не будет. По середине марта судили о лете: подуло с юга — будет лето теплое и мокрое, если же снег и ветер с севера — холодное. подробнее…

16 марта: Василиск и Евтропий. Евтропий — снег топит. В это время просыпается и вылезает из берлоги медведь. подробнее…

17 марта: Герасим Грачевник. Прилетел грач — через месяц жди схода снега. Если грачи летят на свои старые гнезда, то весна будет дружной, снег сойдет разом. подробнее…

18 марта: Конон Огородник. Мученик Конон Градарь. Считали, что если в этот день начинать пахать огород (хотя бы сделать несколько лунок или копков лопатой), то огород будет добр и овощей будет много. подробнее…

19 марта: Аркадий. Константиновы круги. На Аркадия обходили колодцы кругами, чтобы те горькими стоками не полнились, а лишь подпустили добрую подземную водицу. Если в этот день мороз, то будет еще сорок утренних заморозков. подробнее…

20 марта: Василий Капельник. С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. Пасмурная холодная погода к ночи — будет заморозок. подробнее…

21 марта: Вешнее равноденствие. День вербы. Если облака высоко и плывут быстро — к хорошей погоде. В этот день пекли из теста ритуальное изображение солнца — круглые блины и просили природу о богатом урожае, после чего начинали весеннюю пахоту. подробнее…

22 марта: Сорок сороков. Вторая встреча весны. День с ночью меряется, зима кончается, весна начинается. День массового прилета птиц. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. подробнее…

23 марта: Кондрат. Василиса Указательница. Могут быть ранние грозы: если они случатся — год будет счастливым и удачным. подробнее…

24 марта: Ефим. Если в этот день нет холода, лето будет теплым и сухим. подробнее…

25 марта: Феофан. В народе говорят, что если на Феофана утром туман, то будет богатый урожай. На Феофана лед по затонам не тает, а тонет — весь год будет тяжелым. Если снег начал таять с южной стороны муравейников — лето будет коротким и холодным. подробнее…

26 марта: Никифор. Тропинки чернеют, снег подтаивает. Считалось: если первым прилетел жаворонок — к скорому теплу, зяблик — к запоздавшей стуже. Туманы в этот день предвещают дождливое лето. подробнее…

27 марта: Михаил. Венедиктов день. Услышите гром — лето будет плодородным. Нас ждет хороший год, если при восходе солнце будет красным либо на небе утром будут видны красные всполохи. подробнее…

28 марта: Александров день. Если снег тает от солнца, год будет урожайным, а если от дождя — засуха. подробнее…

29 марта: Савва. Тележный День. Если в этот день тепло, то вся весна будет теплой. подробнее…

30 марта: Алексей Теплый. С Алексея снег тает от земли, а лед от воды. В день Алексея Теплого доставали первые ульи. подробнее…

31 марта: Трофим — Евкарп. Кирилл — дери полоз. К этому времени дороги портятся. Если на склонах появились первые цветы мать-и-мачехи, а в воздухе — комары-толкуны, то жди скорого тепла. подробнее…

Народные приметы и суеверия, пословицы и поговорки марта

Авдотья красна — и весна красна.
В марте вода, в апреле трава.
В марте день с ночью меряется, равняется.
В марте и на корыте едешь (бездорожье).
В марте и сзади и спереди зима.
В марте курица из лужицы (под порожком) напьется.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
В марте югом веет, старого греет.
В марте — апреле зима сзади и спереди.
Весне сынок, зиме пасынок.
Видишь скворца, знай, весна у крыльца!
Грач зиму расклевал.
Грач на горе, так и весна на дворе.
И в марте мороз на нос садится.
Иногда и март морозом хвалится.
Март — ветронос, водотек, грачевник.
Март — грачевник, грачей пригнал.
Март — зимобор, с зимой борется.
Март — наследник февраля.
Март — протальник.
Март зиму кончает, весну начинает Март и снегом сеет, и солнцем греет.
Март зиму-зимскую на нет сводит.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.
Март корове рог сшибает.
Март месяц любит куролесить.
Март морозом гордится.
Март не весна, а предвесенье.
Март неверен: то плачет, то смеется.
Март позимье кончает, апрелю пролетному путь-дорожку кажет.
Март похоронит, август схоронит (хлеб: похоронишь в землю, схоронишь в закроме).
Март сенному быку рога своротит.
Март сухой, да мокрый май — будет каша и каравай.
Март теплом всех привечает.
Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
Март февралю-бокогрею — младший брат.
Март — не весна, а предвесенье.
Март, зажги снега, заиграй овражки!
Мартовский мороз с дуплом (не настоящий).
Мартовское солнце свой след оставит.
Мартушка еще закружит метельную вертушку.
Мартушка закрутит вертушку. Февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках).
На исходе марта щука хвостом лед разбивает.
На плющиху погоже — все лето пригоже.
Налетели грачи, стали зиму толчи.
Ни в мдрте воды, ни в апреле травы.
Перезимок-март февралю-бокогрею меньший брат.
Пора холод запасать — когда март на дворе.
Пост — не мост, не объедешь.
Придет март-капельник — и зима заплачет.
Пришел Алексей — выверни оглобли из саней.
Пришел марток — надевай семеро порток.
Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.
Раненько март веснянку затягазает — ненадежное тепло (ненадежная эта песня).
С гор вода — рыба со стану.
С крыш хоть и капает, а мороз за нос цапает.
С марта пролетье, весна начинается.
Сверху печет, снизу течет, Алексей с теплом — весь год с добром.
Синичка в марте запела — весеннее тепло ворожит.
У раннего марта — апрельские проталины.
Федот — ветронос, задирает курам хвост.
А если солнце Авдотья смотрит, то есть косо, неприветливо, разгулялась в полях свистунья?
В Сибири с марта (до пахоты) начинался дроворуб— «та же страда».
В конце марта у медведей пошли «потягушеньки».
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
В марте осина ярко зеленит кору, раскрытые почки обметает пушок.
В марте первое яйцо — у воронихи.
В начале марта садятся на гнездовья синицы, воробьи подбирают себе пары (Подмосковье).
В первой пятидневке марта ожидай первое таяние снега, а в начале второй начинается сокодвижение в березах и кленах.
Весновка ясна и морозна — к недороду.
Весной грач прилетел — через месяц снег сойдет.
Герасим Грачевник грачей пригнал.
Грач прилетел — через месяц снег сойдет.
Грачи играют — к хорошей погоде; с криком вьются, сядут на гнезда и опять взовьются — погода переменится.
Грачи сели в гнезда — через три недели на сев.
Гром ранней весной — перед холодом.
День Евдокеи красный — на огурцы и грузди.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Евдокия-плющиха снега плющит настом, иньевит стога.
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.
Если на Евдокею вода, то на Егорья вешнего еще будет в реках лед.
Если на Теплого Алексея 30 марта подует теплый ветер — будет лето теплое и мокрое, если ж снег, мороз и ветер — лето будет холодное, а если пройдет дождь — все лето будет дождливое.
Если первый гром грянет при северном ветре — к холодной весне; при восточном — к сухой и теплой весне, при западном — к мокрой весне, при южном — к теплой весне.
Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое.
Если снег тает вокруг дерева, образуя круги с крутыми краями — весна крутая, а круги с пологими краями — весна будет затяжная (продолжительная).
Если у сосульки нет в середине пустоты, то налив хлебов полный и богатый.
Как только лещина украсит сережками, земля больше не будет промерзать, можно сеять редис, мак, васильки, ноготки.
Каковы ручьи, таковы и поймы (вешний разлив).
Когда весной поверхность снега шершавая — к урожаю, гладкая — к неурожаю.
Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная.
Коли на Евдокею холодно, скот кормить лишних две недели.
Кора, во множестве потрескивающаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую и сухую погоду (Воронежская губ.).
Кукушка часто и сильно кукует по весне — верный указатель приближающегося тепла.
Кукушка, часто и сильно кукующая весною, предвещает теплое время.
Курочка в Евдокеи напьется, овечка на Егорья (6 мая) наестся.
Куры, напившись талой воды, начинают много нестись.
Мартовская вода (из мартовского снега.) целебная она от веснушек и загара.
Мартовский гром — признак плодородия. В марте облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде.
Множество майских жуков весною — урожай проса в этом году.
На Василия-Капельника с крыш каплет.
На Евдокею через дорогу перенос снега — весну жди крутую.
На исходе марта щука хвостом лед разбивает.
Не бойся того оста когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет
Не дадим зерну пропасть, раньше жито выжнем!
Не нарубишь до пахоты — так зиму сырником и будешь топить.
Новичок (молодой месяц) под Евдокею с дождем — быть лету мокрому.
Первый снег в марте считается благодатным, его собирают и воду из него берегут: называется мартовскою и употребляется при болезнях, ею также окрапывают кустарники и плодовые деревья, чтобы водились и роились пчелы (Орловская губ.).
По народным приметам, если на Евдокею идет дождь или снег — лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.
Погода ясна — уродится рожь, и пшеница, и травы.
Поет синица, но бывает ветер.
Полдня не будет ветра, а после полудня подует, то первая половина лета будет хорошая, а после от ветра осыплется хлеб…
Посмотри на Васильев день на капельки, и капель пойдет.
Пришли Евдокеи — мужику затеи, соху точить, борону чинить.
Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
Ребята порубят дровишек где-нибудь недалеко: все же хоть на осень истопить пригодится.
С Евдокеи ворона больно шибко кричит — весна скоро.
С гор снеговая вода — на богат укос.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.
Сочатся порознь ручейки из сугробов, не расплакались снега разом быть плохим кормам.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Те, кто постарше да посильнее, отправляются рубить дрова подальше от слободы, на ночеву, то есть ночи на три-четыре, а то и на неделю.
Увидал грача — весну встречай.
Чайка прилетела — скоро лед пройдет.
Частые мартовские туманы — признак дождливого лета.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Праздники марта у славян

[Показать]

Хотя в марте наступает только календарная весна и всюду еще лежит снег, мартовские празднички славянского годичного цикла посвящены возрождению природы и торжеству света и любви.

Содержание

  • Праздничек 8 марта – денек Мамы Мира богини Лады
  • Праздничек 9 марта – жаворонки, Сороки, заклички весны
  • Праздничек 21 марта – денек вешнего равноденствия либо Новолетие
  • Праздничек 24 марта – Ярило Красноватый, славянская Пасха
  • Праздничек 26 марта – Перунов денек

Праздничек 8 марта – денек Мамы Мира богини Лады

Когда Клара Цеткин предложила организовать Интернациональный дамский денек, она навряд ли подозревала, что на Руси 8 марта много веков попорядку тоже чествовали дам. Наши праотцы 8 марта праздновали денек Мамы Мира, богини Лады. Она являлась людям в виде юный дамы с ребенком на голове и зеленоватым яблоком в руках. Лада спускалась к людям из Ирия (в славянской мифологии – потустороннего мира) на небесной колеснице, запряженной парой голубей и парой лебедей, разжигала огнь небесных звезд, выводила из-за прохладных туч светлое солнце.

У старых славян Лада числилась покровительницей дам, деток, любви, домашнего счастья. Те, кто не мог иметь деток, обычно приносили ей жертвы, чтоб богиня любви содействовала зачатию здорового, прекрасного потомства. Славяне верили, что богиня собирает опосля погибели души праведников и возвращает их в мир людей, вкладывая в лоно будущих матерей. Сразу Лада была и богиней плодородия, которая пробуждала к жизни от зимнего сна природу. Она делала землю злачной, хлопотала о любом зернышке, давала всем растениям силу и направляла их к свету.

Вкупе с Ладой славили ее дочь Лелю, которую представляли юной женщиной на выданье, развеселой и нежной, лишь что, как сама природа, пробудившейся от зимнего сна. С ее возникновением в мире людей всюду пробуждалась природа, по-весеннему ярко светило солнце, звенели птичьи трели и расцветали 1-ые цветочки. Лелю славили как знак юной любви, вешней освеженной природы, щедрой и удовлетворенной новейшей жизни.

Праздничек 9 марта – жаворонки, Сороки, заклички весны

На последующий денек опосля праздничка Лады и Лели – 9 марта – у наших протцов обычно приходились Сороки. Заглавие это вышло от нескольких народных воспримет. Люди верили, что в этот денек из Ирия на землю прилетают 40 видов птиц, а сорока вьет гнездо из 40 палочек. Не считая того, от денька 40 до праздничка Вешние деды (когда наступает устойчивое тепло) может выпасть 40 похолоданий. Этот денек называли также Жаворонками. Числилось, что конкретно данной птичке боги вручают ключи от земли, которую она «открывает» от зимнего сна и приносит на собственных крыльях реальную теплую весну.

А потому что начало весны связывали с прилетом птиц, существовал обычай изображать возвращение птиц на землю. Славяне гласили, что жаворонок приносит весну на поля, ласточка – в дом, кукушка и соловей – в сады и рощи, горлица – в леса. К Сорокам во всех домах хозяйки выпекали булочки либо печенье в виде парящих жаворонков, куликов, овсянок. С данной обрядовой выпечкой ребятишки позже бегали по улицам, закликая весну: «Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою!» Испеченных пташек просили полететь за ключами, чтоб отпереть весну и лето и запереть зиму.

Праздничек 21 марта – денек вешнего равноденствия либо Новолетие

21 марта денек опять приравнивался с ночкой, и славяне прославляли новое солнце и пришествие новейшего лета, по другому говоря, теплые деньки. Поэтому праздничек и именовался Новолетием, он символизировал начало еще одного возрождения природы. Волхвы проводили ритуальные ритуалы единения людей с солнцем, обретения ими новейшей энергии. Числилось, что прошедший ритуал человек обретает частицу силы небесных богов и готовится таковым образом к трудам будущей фермерской страды.

В праздничек Новолетия проводили также обряд с ветками ветлы, которые с приходом христианства заменила верба. Славяне верили, что ветла воплощает собой огромную актуальную силу, помогает от почти всех заболеваний и отгоняет от дома всякую нечисть. Освященные волхвами ветки ветлы клали за покутье (божницу), втыкали в стенки в хлевах и конюшнях. А в первый раз выгоняя скотин и лошадок на вешние пастбища, их благословляли ветлой, чтоб звериные не терялись и их не «попортила» нечистая сила.

Праздничек 24 марта – Ярило Красноватый, славянская Пасха

Через некоторое количество дней опосля Новолетия, 24 марта, наступал Ярило Красноватый – славянский предок христианской Пасхи. Согласно поверьям, в этот денек солнце-дитя становилось солнцемюношей, денек совсем одерживал победу над ночкой, весна побеждала зиму, жизнь одолевала погибель. Весь славянский мир славил возрождение любви, доброты, надежды и радости жизни. Наши праотцы верили, что в этот денек Всевышний Род отворяет врата Ирия, и через их нисходит в людские души очищающий огнь. Всякое обрядовое действие обретало в праздничек особенный смысл, и волхвы наблюдали за соблюдением традиций.

1-ое полнолуние опосля Ярилина денька, к примеру, числилось самым пригодным временем для зачатия малыша. Волхвы считали, что конкретно тогда человеческий организм находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию мощного, жизнестойкого потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в принципиальном действе.

В ночь перед праздничком люди отчаливали к языческому капищу на праздничное славление. Волхвы разводили на алтаре ритуальный огнь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило – бог возрождения природы, плодовитости, вешнего солнца, и огнь символизировал это возмужание. Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, был должен до утра поддерживать огнь в печи либо жечь до утра свечу. Числилось хорошим знаком, если хозяйка приносила с капища частичку жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге. Днем люди опять собирались на капище, нарядные в праздничную одежку, оставаться в это время дома числилось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для торжественного угощения и писанки.

Крашенки – это вареные яичка, покрашенные природными красителями в один цвет. Крашенки ели за столом в Ярилин денек, ими игрались в обрядовые игры. Писанки – сырые яичка, разрисованные символическими узорами, они символизировали человечий мир, который оплодотворяет небесная сила ради возникновения новейшего урожая и продолжения непрерывного творения мира. Писанки никогда не варили, их расписывали сырыми, чтоб не уничтожить живую силу зарода.

Различали три главных вида писанок: земельные – с рисунками ростков, снопов и иной земледельческой темы, погребальные – на их для усопших наносили знаки богатства и обилия, жертвенные – где для богов отрисовывали три мира с населяющими их созданиями. По окончании утреннего славлення все его участники братались, приветствовали друг дружку и поздравляли с праздничком. Ссориться в таковой денек числилось недопустимым. Дома семьи угощались крашенками и иной освященной едой. Скорлупу от съеденных яиц полагалось кинуть в реку, чтоб известить весь мир о Ярилином деньке.

Не считая яиц, в любом доме обязательно пекли бабку-кулич, потом. как и крашеные яичка, попавшую в христианские пасхальные традиции. Но вышло это далековато не сходу. Опосля Крещения Руси Церковь практически вполне приспособила обычаи языческого праздничка для христианской Пасхи. Но крашенки и куличи за-прещались церковью до XVIII века, так как по раннехристианской традиции Пасха праздновалась пресным хлебом, виноградовым соком и травкой иссоп. Сохранилось свидетельство, что еще Иван Суровый сетовал священнослужителям, что их паства, возвратившись домой с пасхального богослужения, вкушает языческие куличи и крашеные яичка.

Праздничек 26 марта – Перунов денек

В конце месяца, 26 марта, когда теплые деньки становились все поближе, славили Перуна Громовержца. Восседая на пламенной колеснице, этот воинственный бог разъезжал по небу, вооруженный 2-мя молниями – голубой, убивающей на месте, и золотой, дарующей жизнь. Грохотом его колесницы наши праотцы разъясняли 1-ые вешние грозы. В Перунов денек бог являлся на землю, убивал зиму, оплодотворял землю дождиками и выводил из-за туч солнце. Опосля возрождающего землю к жизни вешнего дождика можно было начинать всякую сельскую работу. Опосля праздничка сеяли 1-ые зерновые: овес, ячмень и пшеницу.

Числилось, что Перун благословляет славян на 1-ые посевы. Но если не чествовать Перуна на славу, он мог наслать на недобросовестных град, бури и ливни, а пущенная им молния способна была зажечь пожар и сжечь все живое дотла. Так как этот бог олицетворял силу, воинскую доблесть, мощь и власть, он числился покровителем славянских князей и их дружин. По обычаю, опосля Перунова денька можно было приступать к ратным забавам и планировать воинские походы.

© vedmochka.net

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Март праздники святых
  • Март мусульманские праздники 2020
  • Март воинские праздники
  • Мармелад праздники улан удэ
  • Марла сценарий юбилей