Масленица это белорусский праздник

Как, когда и где в 2022 году в Беларуси отмечают Масленицу: традиции, история, локации, цены.

В самом конце этой снежной зимы в Беларуси начнётся одна из самых весёлых и забавных недель в году – Масленица. Празднество проводит символическую границу между зимой и началом нового, весеннего периода. Читайте, как, когда и где в Беларуси отмечают Масленицу в 2022 году.

Когда отмечают Масленицу

Масленица – не только один из самых ожидаемых и любимых в народе праздников, но и один из самых долгих. Даты масленой недели меняются и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. В 2022 году Масленицу празднуют с 28 февраля по 6 марта.

История праздника

Древний славянский праздник уходит корнями в языческую культуру. С приходом на Русь христианства этот праздник осуждался церковью. Однако в XVIII столетии Масленица стала частью православной культуры. В календаре Русской православной церкви она называется Сырной седмицей, которая предшествует Великому посту.

Почему у Масленицы такое название

Единой версии о происхождении названия праздника нет. Самая популярная из них, что такое название праздник получил потому, что в последнюю неделю перед Великим постом верующим нельзя есть мясо, однако можно есть молочные – то есть, «масляные» продукты. К тому же именно весной начинали телиться коровы, и молоко появлялось в каждом доме.

По церковному обычаю, верующие за эту неделю подготавливались к Великому посту и могли примириться с ближними. Поэтому Масленицу всегда ждали и иногда называли «целовальницей», «объедухой», «ясочкой», а ещё были такие названия как «пеpебуха», «сахарные уста», «весёлая» и «честная».

Что готовят на Масленицу

Всю масленичную неделю пекли блины. Они олицетворяли солнце и были обязательными атрибутами празднества. Тесто делали на пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муке. Иногда добавляли пшённую или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Кроме традиционных масленичных тонких больших блинов ещё готовят оладьи, сырники и вареники.

Как отмечали Масленицу в прошлые времена

Если кратко, Масленицу отмечают народными забавами, приготовлением блинов и с чучелом зимы, вокруг которого водят хороводы, и которое в последний день празднества сжигают. Есть по этому поводу пословица: «На горах покататься, в блинах поваляться».

Сценарий масленицы зависит от дня недели, а если в общем, то от периода. Всего их два, и носят название узкая и широкая Масленица. Узкая Масленица проходит а понедельник, вторник и среду. Традиционно в этот период можно было заниматься хозяйственными делами. Широкая Масленица – четверг, пятница, суббота и воскресенье – отмечалась шумно и весело, а все работы по хозяйству прекращались.

Народные традиции и обычаи на Масленицу

Раньше каждый день праздничного цикла отмечали в соответствии с его названием и предназначением.

Понедельник – встреча. В этот день возводили снежные горы, строили качели и балаганы, устанавливали столбы, по которым затем взбирались, сооружали из подручных материалов чучело Зимы, которое насаживали на кол и носили по улицам. Был такой обычай: свекор со свекровью отправляли невестку к её родителям, а вечером приходили к сватам обсудить время, место гуляний и состав гостей. В этот день уже начинали печь блины, при этом первый испечённый блин отдавался малоимущим и на помин усопших.

Вторник – заигрыши. В этот день проводили смотрины. Вообще, многие обряды на Масленицу связаны со сватовством. Если всё складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, играли свадьбу.

Среда – лакомка. В третий день масленичной недели накрывались богатые столы для гостей. По традиции в этот день зять приходил к тёще на блины, которые она пекла по рецепту, передаваемый из поколения в поколение по женской линии.

Четверг – разгул. С четвёртого дня заканчивались домашние работы и начиналась широкая Масленица. Люди выходили на улицу покататься на санях, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города – этого было основным элементом. 

Пятница – тёщины вечерки. Этот день проводили в семейном кругу. С ответным визитом тёща приходила в гости к зятю.

Суббота – золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа.

Воскресенье – прощёный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые за год обиды. Кульминация – под весёлые песни сжигание на костре чучела, олицетворяющего уходящую зиму. А вечером поминали усопших.

Где отметить Масленицу в Беларуси

На Масленицу будут гуляния по всей стране, а если вы ждёте интерактива, народных обычаев, костров с хороводами, и всё это при особой праздничной атмосфере, то рекомендуем вместе со своими близкими и друзьями несколько вариантов для посещения.

Фестивальный

Загородный клуб «Фестивальный» 6 марта приглашает всех отпраздновать Масленицу и окунуться в неповторимый колорит традиций и легенд разных народов. Вас ждут:

  • «Блинный забег» со сковородками в традициях Британии, Шотландии и Ирландии;
  • «Холостяцкий забег» для гарних хлопцев по украинским традициям;
  • соревнование ездоков «Масленичное корыто» прямиком из Сербии;
  • «Корчемные торги» за красивых девушек в польских традициях;
  • чешская забава «Клатик» для незамужних красавиц;
  • весёлый турнир «Варяжский силач» на староскандинавский лад;
  • белорусские шляхетские забавы – забеги в парах «Конный четверг», многоборье «Рыцарь Масленицы» и «Масленичный турнир на саблях».

Гуляния начнутся в 12:00, к этому времени будут угощать «Чаркай i шкваркай», откроются анимационные точки с масленичными забавами, «детская комната» с играми для детей и аквагримом, ремесленные мастерские и продажа сувениров и аутентичная фотозона.

До 17:00 выступят музыкальные коллективы, будут проводиться конкурсы и игры. Во время гуляний гости смогут отведать масленичные блюда по специальному меню ресторана «Вокруг света», будет работать и уличная кухня, чтобы была возможность отведать горячие блюда, напитки и закуски, не покидая праздник. А в конце – факельное шествие, поджигание большого праздничного костра и сжигание чучела.

Входные билеты: для взрослых – 15 руб., для детей 8-15 лет – 5 руб., для детей 7 лет и младше – бесплатно.

Дудутки

Ярко проводят зиму в музейном комплексе «Дудутки» 5-6 марта. Гостей празднично встретят, предложат разнообразный интерактив и вкусные масляничные лакомства. Среди развлечений песни от этно-фолк-группы GUDA и семейного ансамбля «Жывица», белорусские танцы, игры, танцевальные мастер-классы, обряды, скоморошьи забавы, выступления настоящих казаков, колоритных цыган, представление жонглёров-ходулистов, добыча огня и сжигание чучела… Даже зрелищные бои стенка на стенку!

С 12:00 до 17:00 можно будет посоревноваться с другими гостями в уличных играх: «Масленичный столб», «Шишкоброс», «Кварто», «Баланс», «Лабиринт»,» Шашки», «Крестики-Нолики», «Бои мешками», «Перетягивание каната», в лучном тире, и не только. На протяжении всего празднества будут работать фуд-корты с горячей едой и напитками.

Входные билеты: взрослый – 15 руб., детский – 8 руб.

Сула

С 5 по 8 марта в парке интерактивной истории «Сула» пройдёт уникальная анимационно-развлекательная программа. Гостей приглашают познакомиться с интересными обрядами и играми, связанными с этим праздником, раскрыть смысл привычных традиций, как следует повеселиться на весенних гуляниях в атмосфере дворянской усадьбы XVIII века.

Будет и церемония приветствия с королём, и танцы, и пение, и развлечения на свежем воздухе с сульскими музыкантами, и масляничный спектакль с кукольном театре, и игры – например, игра со сковородками «Быстрые блины», и дегустации, и фуд-корты.

Главным событием праздника станет выпечка самого большого в Беларуси царского масленичного блина на 2-метровой сковороде и угощение им всех гостей. Яркой кульминацией праздника станет обряд сжигания чучела Зимы.

Входные билеты: взрослый – 20 руб. (для подписчиков «Сулы» в соцсетях – 15 руб.), детский – 10 руб., детям до 7 лет, участникам ВОВ, инвалидам 1-2 гр. – вход бесплатный.

Собирайте близких и отправляйтесь отмечать праздник в один из этих комплексов, а затем делитесь в комментариях своими впечатлениями. Желаем отличного отдыха, и чтобы было «не житьё, а Масленица»!

Масленица

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей, и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум – главные его приметы. А называется он – Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называют по-другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время – когда праздновалась Масленица – на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица – один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за восемь недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашним животным. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр – вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение – их старались есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста – каждый заворачивал в блины все, что его душеньке угодно. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название – мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по-разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости.

Среда – «Лакомка» — призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое – «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашних животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия.

В некоторых районах четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне.

Пятница – или «тещины вечера» — была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще – это была большая обида, которая могла стать причиной раздора двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках.

Воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы – оно олицетворяло собой все темное и негативное, что было в жизни людей. Воскресенье проходило очень шумно, с песнями и плясками, с обильными кушаньями. Считалось, что надо было семь раз сесть за стол, так как впереди был семинедельный пост.

Второе название последнего дня Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощения у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения – у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!»

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной неделе можно, но вот вечера – только для развлечений. В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна – с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощением. В других районах парни, которых заставили примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощение. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома – разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.  

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 20 февраля

Масленица — начало масленичной недели в Беларуси Масленица — праздник прощания с зимой (Фото: oliveromg, по лицензии Shutterstock.com)

Масленица была сначала древнеславянским языческим многодневным праздником «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост.

В древности этот праздник сводился к разнообразным обрядовым действам, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов в Беларуси был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло ночью, женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.

Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.

Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках. У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала.

В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.

В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.

На прощание с Масленицей обычно палили чучело — соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.

После революции и во время войны Масленицу не отмечали. В 1970–1980 годах отмечался праздник «Проводов зимы».

С 1990-х годов начали возрождаться традиции празднования Масленицы, в основном в деревнях. В белорусских городах устраиваются праздники прощания с зимой: шествия сказочных персонажей, аттракционы, спортивные игры, катание на конях, угощение блинами. Для детей проводят театральные гуляния на улице, катание с горок.

В Беларуси к блинам относятся с почитанием. Одним из самых давних и традиционных праздников и восточных славянских народов считается зимний период, в которой принято готовить и поедать блины – Масленица. Дата торжества привязана к пасхальному календарю. Поэтому иногда празднуется в начале, иногда в середине февраля и реже с конца января. Продолжительность Масленицы – одна неделя. Помимо поедания блинов в этот период принято просить прощения у ближних, делать добрые дела, ходить в гости и принимать их у себя. Белорусы до сих пор тепло относятся к этому празднику и отмечают его по сей день.

Отмечают Масленицу с большим размахом: наряжаются в яркие костюмы, участвуют в театральных постановках, проводят ярмарки. С учетом скорого окончания зимы люди стараются как следует повеселиться. Одинаково любим праздник как для детей, так и взрослых. Из-за отличающихся особенностей в отмечании торжества праздник может носить иное название. Так, к примеру, в некоторых местах Беларуси его называют Сырная неделя, Сырница, Масленка и т.д. К слову, в церковном календаре Масленица именуется «Сырная седмица». Кстати, такое внимание к молочным продуктам неспроста. Дело в том, что к концу января-началу февраля у крестьян по обыкновению коровы успевали отелиться. Поэтому молока (масла, сыра, сметаны, творога и прочих сопутствующих продуктов) было предостаточно. Примечательно, что мясные блюда кушать в эту пору запрещалось. А вот рыбу можно. Блины принято готовить со всеми возможными начинками. Наиболее выразительным и богатым украшением стола, конечно же, являются блины с лососевой икрой.

Если вести речь про точную дату, то издревле было принято начинать праздновать Масленицу за восемь недель до Пасхи. На протяжении целой недели люди ходят в гости, а также сами принимают родных, близких и друзей у себя. Корнями праздник уходит в языческую пору. Тогда благословили и задабривали Велеса – бога домашних животных. С тех пор мало что поменялось в плане празднования этого зимнего торжества. Христианство не привнесло никаких особых запретов и установок. Целые семь дней, может показаться, большой срок для праздника. Однако у каждого из дней был особый смысл и церемониал. К примеру, в понедельник (первый день) было принято встречаться, а затем начинали готовить чучело, которое символизировало собой суровую зиму. По окончании праздника, в последний день, этот чучело сжигалось. Как раз-таки чтобы согреть зиму и заставить ее поскорее отступить.

На третий день, в среду готовились все основные блюда. Считалось, что в этот день должно было прийти большинство гостей. Поэтому пеклось огромное число блинов и готовились различные начинки. Далее три дня поедали все эти вкусности. В пятницу было принято ходить к родителям. Поэтому именно оттуда пошло выражение «к теще на блины». «Толстым» четверг именовался по причине продолжения поедания обильного количество сытных блинов. Помимо застолья было принято гулять на улице, лепить снежных баб, кататься на санях. Завершался праздник в воскресенье. Именно тогда обычно возводили сцену, проводили ярмарку и на центральную площадь вываливал весь люд.

Еще последний день Масленицы известен под название «Прощеное воскресенье». В этот день было принято каяться и просить прощения у родных и близких за все прегрешения и обиды. В церквях проходили службы. Считалось обязательным с утра побывать и заручиться благословением батюшки. Некоторым может показаться, что люди на протяжении масленичной недели совсем не работали. Однако это не совсем так. Многие днем занимались различными полезными делами, а послеобеденное время и вечер были посвящены гостям и веселью. Масленица связана со множеством древних обрядов. К примеру, одним из самых известных являлось привязывание к ногам тяжелых деревянных колодок, с которыми надлежало ходить по деревне молодым мужчинам, которые долгое время не женились. В этот праздник было принято шить различные наряды и разыгрывать друг друга, переодеваясь в разных персонажей. Нередки были и различные маскарадные костюмы, в которых ходили друг к другу в гости.

В Беларуси и по сей день широко отмечается Масленица. Проводятся фестивали, в семьях также чтут популярное зимнее торжество.

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Церковь не сделала Масленицу своим праздником, но переосмыслила этот период года — дни, предшествующие Великому посту. Именно под влиянием христианства этот языческий праздник стал Масленицей в том виде, которой мы ее знаем уже многие века. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья (подробнее об истории и церковном понимании Масленицы читайте здесь). При этом в разных странах у этого праздника есть свой национальный колорит. 

Масленицу в Белоруссии отмечали в основном в восточных районах страны, среди православных христиан. У белорусских католиков традиция была иная.

В субботу перед Масленицей православные поминали умерших. Начинали печь блины — обрядовое блюдо.

Проводили ритуал «Цягаць калоду». В нем участвовали замужние женщины со всей деревни. Они шли по улицам с песнями и возгласами, несли с собой обрубок дерева — колоду. Если по дороге встречали неженатого мужчину, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, то платил выкуп.

В некоторых деревнях Белоруссии «спраўлялі Уласа». В сани, украшенные цветами, усаживалась хозяйка какого-нибудь двора, и ее возили по улицам. Всех встречных мужчин хватали и подбрасывали вверх, пока те не соглашались откупиться. Участницы шествия наряжались в карнавальные одежды, изображая «мужчин», «старцев», «цыган». Обойдя всю деревню, ряженые шли в самую большую избу и праздновали там всю ночь.

На неделе был обычай чествовать деревенскую повитуху: выводили бабку из дома, усаживали в сани и возили по деревне с песнями.

В Прощеное воскресенье родственники ходили в гости друг к другу, вечером, после службы в храме, устраивали ужин на всю родню. В этот же вечер совершали интересный обряд. После ужина к хозяину дома по очереди подходили все домочадцы, кланялись и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин кланялся им в ответ и тоже просил прощения.

На заставке фрагмент фото yoppy

Масленіца
Масленіца
Манета «Масленіца», 20 рублёў
Тып народна-хрысціянскі
інакш Масленка, Запусты, Запусная нядзеля
таксама Сырная седміца, Сырны тыдзень (хрысц.)
Значэнне першая сустрэча вясны і праводзіны зімы
Адзначаецца ўсходнімі славянамі
Святкаванне народныя гулянні
Традыцыі пякуць бліны, ходзяць у госці, застолля, катаюцца на санях і санках, рядятся, знішчаюць пудзіла Масленіцы
Звязана з з Вялікім постам

С. Л. Кожын. Масленіца ў XVII стагоддзі. 2001

К. Крыжаноўскі. Прабачэння дзень. XIX ст.

Масленіца (Сырны тыдзень, Масленка) — зімова-вясенні тыдзень перад пачаткам Вялікага посту, які адзначаецца ў Праваслаўнай царкве. Прыпадае на 8-ы тыдзень да Вялікадня. Назва паходзіць ад таго, што ў канцы лютага — пачатку сакавіка каровы паспявалі ўжо ацяліцца. Тады сялянскія гаспадаркі ставаліся багатымі на малако і рабілі прадукты з яго галоўнымі на стале.

Абрадавымі стравамі тыдня былі масла, тварог і сыр. Таксама штодзень частаваліся блінамі без мяса, таму паводле хрысціянскага звычаю тыдзень называўся мясапусным — пустым ад мяса. Лічылася, што ўвесь тыдзень увечары не варта было працаваць. Пашыранымі былі вечаровыя гасцяванні і коўзанне з абледзянелых пагоркаў на санках. У чацвер, што называўся шырокім, частавалі аладкамі карову, аб’язджалі жарабцоў, што дасягнулі трохгадовага ўзросту, і абіралі вясковага пастуха на наступны год. Таксама цягам тыдню зяці мелі завітаць да сваіх цешчаў на бліны. У суботу ладзіліся залоўкіны пасядзелкі, калі гасцявалі адзін у аднаго сваякі, а моладзь запрагала ў сані коней з аздобленаю стужкамі і званочкамі вупражжу.

Даравальная нядзеля[правіць | правіць зыходнік]

У нядзелю, пасля ваджэння па вёсцы, з заходам сонца спальвалі на вогнішчы пудзіла, як увасабленне марознага часу, і зламаныя, старыя рэчы. Лічылася, што ў гэты дзень — апошні перад Вялікім постам, што цягнецца 7 тыдняў, — варта сталавацца 7 разоў. Сёмае сталаванне было апошнім, калі перад постам елі ежу жывёльнага паходжання. Нядзелю называлі Даравальнай, бо ўвечары ў кожным доме ўсе прасілі дараваць адзін аднаму. Гаспадар сядаў на покуце пад абразамі, чытаў малітву і прасіў даравання ў сваіх продкаў — дзядоў і прадзедаў. Потым па чарзе, ад старэйшага, на сярэдзіну пакоя выходзілі сыны і дочкі і прасілі ў бацькі: «Прабач, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай або языком». Затым прасіла даравання маці. Пасля гадаванцы сядалі на лавы — сыны справа, дочкі злева. Бацька выходзіў на сярэдзіну пакоя, тройчы кланяўся ўсім і таксама прасіў дараваць за нядобрыя словы або дрэнныя ўчынкі. У цэрквах жа адбываўся абрад ачышчэння, калі пры канцы набажэнства святар прасіў даравання ў прыхаджанаў, якія тройчы адказвалі «Бог даруе!»[1]

Праваслаўная традыцыя[правіць | правіць зыходнік]

Масленіца доўжыцца некалькі дзён на Сырным (Масленічным) тыдні. Сырны тыдзень атрымаў сваю назву таму, што Святая Царква, паступова ўводзячы вернікаў у подзвіг Вялікага посту, з надыходам Сырнага тыдня ставіць іх на апошнюю ступень падрыхтоўчага ўстрымання: не ўжываць мяса, а дазваляецца есці сыр, яйкі і масла. Каб, паступова адмовіўшыся ад прыемных страваў, без цяжкасці перайсці да посту. Таму сапраўды пабожным вернікам у Сырны тыдзень неабходна быць ва ўсім асабліва стрыманым, хоць устрыманне неабходна заўжды.

Але Сырны тыдзень (Масленіца) па скажоным чалавечым разуменні і звычаі ператвараецца часам у тыдзень празмернасці ў ежы, свецкіх забаваў, што пярэчыць настаўленням Святой Царквы. Нярэдка ў святкаванні Масленіцы праяўляюцца язычніцкія традыцыі пакланення язычніцкаму богу — вынаходніку хмяльнога пітва, якому прысвячаліся некаторыя святы (вакханаліі), і такія святкаванні праводзіліся з усялякімі непрыстойнасцямі.

Народная традыцыя[правіць | правіць зыходнік]

Народная абраднасць Масленіцы звязаная з адраджэннем пладаносных сіл зямлі. Асноўная накіраванасць абраднасці — провады зімы, жаданне хуткага прыходу вясны. Існуюць разнастайныя масленічныя абрады, у тым ліку прысвечаныя маладажонам. Як правіла, на Масленічным тыдні маладыя гасцююць у бацькоў жонкі (прыезд зяця да цешчы «на бліны»).

Увогуле Масленіцы ўласцівая незвычайная весялосць. Дзяўчаты, маладзіцы ўбіраюцца ў лепшыя строі. Моладзь наладжвае гушканне на арэлях, коўзанне з горак на санках. Чым вышэй узляціш на арэлях, чым далей скоцішся з горкі — тым даўжэйшы быццам бы будзе лён. На Масленіцу абавязкова ласуюцца блінамі, спяваюць масленічныя песні.

Зноскі

  1. Масленіца. Дасье. Беларускае тэлеграфнае агенцтва (25 лютага 2011). Праверана 7 кастрычніка 2011.

Спасылкі[правіць | правіць зыходнік]

commons: Масленіца на Вікісховішчы
  • Масленіца як адзін з відаў абраднасці беларусаў Архівавана 5 сакавіка 2016.
  • Масленіца (Седміца сырная)
  • Масленіца
  • Фота: Масленіца ў Беларусі Архівавана 5 сакавіка 2016.

В этом году проводы зимы стартуют 8 марта – пришло время подкрепиться блинами и с размахом встретить весну.

В 2021 году Масленица выпадает на период с 8 по 14 марта: приготовьтесь распрощаться с аномальной зимой и широко поприветствовать наступление весеннего сезона. Ведь “как Масленицу встретишь, так весну и проведешь”.

В этом году начало масленичной недели совпало с еще одним праздником – Международным женским днем. Минск и все областные города Беларуси начнут наполняться манящими ароматами блинов, а красочные ярмарки и народные гулянья развернутся повсеместно 8 марта.

Однако есть и те, кто начал провожать зиму еще в феврале. Например, в Гродно массовые гуляния в честь Масленицы устроили 27 февраля. Горожане гуляли вдоль “блинной аллеи”, водили хороводы, пели песни, смотрели “Батлейку”, пытались покорить масленичный столб и провели обряд сжигания чучела зимы.

Sputnik разобрался, как правильно провести масленичную неделю, ведь каждый день праздничного периода уникален по-своему, у каждого есть свои ритуалы и обычаи.

Понедельник – встреча. Заканчиваем подготовку к празднику и идем в гости. Первый блин в этот день принято отдавать нуждающемуся человеку.

Вторник – сватовство. Издавна в это время устраивали так называемые смотрины. Так что, если в этот день вам подмигнула приятная незнакомка или улыбнулся симпатичный парень – не теряйте времени даром.

Среда – лакомка. В этот день сердобольные тещи кормили блинами своих зятьев. Так что обратите внимание на стол вашей мамы: чем богаче и разнообразнее выбор, тем больше любовь.

Четверг – разгул, или широкая Масленица. Пик народных гуляний, хороводов, песен и плясок. Главное развлечение – катание с горок. Но в этом году, к сожалению, о забаве придется позабыть – синоптики обещают плюсовую температуру.

Пятница – тещины вечерки. А вот тут уже теща и зять меняются местами, и мама идет в гости к зятю. Причем не одна, а с подружками. Тут уже он должен показать свое расположение и накормить женскую компанию.

Суббота – золовкины посиделки. Молодые невестки тоже не остались без внимания. В этот день девушки приглашают к себе семью мужа, а прежде всего – золовок.

Воскресенье – проводы. Подготовка к Великому посту, поминание усопших родственников. Всю еду доедаем, что осталось – сжигаем вместе с чучелом и негативными воспоминаниями зимы.

Масленичная неделя: традиции и обряды белорусской Масленицы

Масленица — славянский народный праздник проводов зимы и встречи весны. Даже после принятия христианства в обрядах празднования Масленицы сохранились отголоски языческого прошлого. Масленичная неделя делится на два периода — узкую и широкую. В узкую Масленицу (первые три дня) можно заниматься хозяйственными работами. В широкую (с четверга по воскресенье) на смену труду приходят отдых, веселье и общение с близкими.

Понедельник. Встреча Масленицы

К этому дню из соломы и старой одежды делали чучело Масленицы (Маслены, Мары), крепили его на шест и с песнями носили по селу. Свёкор со свекровью отправляли невестку в дом её родителей, а вечером сами приходили к сватам в гости.

Вторник. Заигрыш

Молодёжь с утра устраивала катания с гор, все веселились, ели блины. Проходили смотрины невест, чтобы на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) сыграть свадьбу.

На узкую Масленицу хозяйка пекла блины ржаные, овсяные или ячневые, на широкую — блины из гречневой муки. Хозяин разрезал стопку блинов на четыре части крест накрест. Каждый из членов семьи брал четвертинку блина и макал его в творог, политый топлёным сливочным маслом.

Среда. Лакомка

Продолжались семейные застолья, в этот день принято было есть столько, сколько сможешь. Тёщи приглашали на блины зятьёв, молодые приезжали к родителям невесты.

«ПЕРЕТАСКИВАНИЕ КОЛОДЫ» («Цяганне калодкі»). На масленичной неделе женщины привязывали к встретившимся холостым парням деревянную колоду — как бы в наказание за то, что они до сих пор остались холостыми. Холостяк должен был таскать колоду, пока не откупится сладостями или деньгами. Так же порой «наказывали» и незамужних девушек. Парни с колодами, проходя мимо двора, где жила девушка на выданье, должны были обязательно зайти к ней на угощение. Не остановиться с колодой перед домом девушки считалось неуважением к ней. На Витебщине маленькую колодку с пояском могли накинуть на шею любому хозяину хаты, обычай обязывал его откупиться деньгами или угостить гостей. Сейчас в некоторых местах символические «колодки» делают из конфет и пряников на ленточке, украшенной самодельными цветами.

Четверг. Широкий четверг. Разгул

Все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица. Молодёжь каталась на лошадях, сани и конскую упряжь украшали разноцветными ленточками и колокольчиками. Качались на качелях, устраивали кулачные бои, штурмовали снежные городки. Все обязательно съезжали со снежных горок, пели масленичные песни. Блинами угощали соседей, прохожих, одиноких стариков и бедняков. Навещали бабку-повитуху, угощали её, катали по селу, впрягаясь в сани вместо лошадей.

«РАЗУВАНИЕ МОЛОДОЙ» («Разуванне маладой»). Замужние женщины собирались большой кампанией и обходили хаты, где недавно выдали дочку замуж, пели песни с пожеланиями родить дочку или сына, угощались, а на следующий день этой же кампанией вели молодую жену в корчму, где уже её муж всех угощал.

«ПОДУШКИ ТРЯСТИ» («Падушкі трэсці»). Для молодой жены существовал и такой обычай: она должна была угостить пришедших к ней в гости подруг, а если угощения ей было жалко, то гостьи хватали её подушки и на санях возили их по селу. Хозяйка вынуждена была бегать за подругами и выкупать свой скарб.

Пятница. Тёщины посиделки

Зятья звали на угощение тёщу,теперь блины в доме мужа должна была печь её дочь. Тёща могла прийти в гости к зятю со своими подругами и роднёй

ВЛАС (Аўлас, Улас). Широкий четверг иногда называли Власьевым, коровьим или конским праздником, хотя масленица и не всегда совпадала Власьевым днём (у католиков – 3 февраля, у православных – 24 февраля). Власьев день отмечали с языческих времён как праздник Велеса, церковь приурочила к нему день христианского мученика Власия Севастийского, который в народе считался опекуном домашних животных. В этот день объезжали молодых коней и быков, пекли для домашней скотины блины.

Суббота. Золовкины посиделки

Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа) и других его свояков и обязательно дарила золовке подарок.

Воскресенье. Проводы Масленицы

На костре сжигали чучело Масленицы, костёр обязательно разводили на горке, пепел раскидывали по полям. Сожжение чучела Масленицы, символа зимы, означало её уход или смерть. Звали Весну и ругали Масленицу, называли её обманщицей, объедалой, блиножоркой и другими обидными кличками.


Катание со снежных горок на Масленицу считалось обязательным для всех возрастов. Считалось, что чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем выше вырастет у неё лён. В последний день Масленицы все прощали друг другу обиды, вспоминали ушедших родственников, ходили проведать могилы покойных. Считалось, что в этот день нужно сесть за праздничный стол семь раз, ведь всех ждал Великий пост, который продлится семь недель. Иногда в конце торжеств остатки праздничной еды сжигали, а посуду тщательно мыли.

Масленица в Беларуси 2

Рождение нового солнца — Масленица в Беларуси




  • 8 января, 2019



  • 23:47



  • Время прочтения: 4 минуты

Прочитано: 2 762

Масленица, несомненно, является самым ярким и красочным славянским праздником, культурным наследием наших предков. Древнее празднование берет свое начало во времена язычества и формировалось на протяжении множества веков. Наши праотцы провожали отступающую зиму и встречали весну – символ рождения нового солнца и нового года. Со временем масленица потеряла свое первоначальное сакральное значение и была перенята христианством как «Сырная седмица». Так давайте поближе познакомимся с отголосками минувших эпох и праздничными обрядами на белорусских землях.

Масленица в Беларуси

Народные празднования

Масленица в Беларуси — это шумные гуляния с танцами, песнями, катанием на санях и конечно же блинами. Веселье и забавы были обязательным атрибутом праздника. Считалось что это символ удачного урожая и хорошего приплода домашнего скота в будущем году. Также было принято принимать гостей и самим посещать родственников и близких друзей.

Масленица в Беларуси

Традиционные блюда

Праздничный белорусский стол славился обилием молочных продуктов. Главное блюдо Масленицы – блины, которые готовили на протяжении всей недели и в больших количествах. Есть их полагалось с медом, сметаной, маслом, овощами и морепродуктами. Мясо в эту мясопустную неделю употреблять категорически запрещалось. Помимо блинчиков готовили рыбу, кулебяки, запекали яблоки с медом в тесте. Первый испеченный блин предназначался усопшим предкам. Хозяин дома клал его на чердаке возле окошка или на подоконник.

Масленица в Беларуси

Каждый день праздничной недели имел свою традицию.

Понедельник.

Этот день именовали «Встреча». Совместно изготавливали чучело масленицы, которое на санях провозили по селу и устанавливали в начале центральной улицы. К вечеру муж с родней навещал сватов.

Вторник.

Гуляния начинались засветло. Устраивались шумные катания на санях по главным улицам с песнями и музыкой. Холостая молодежь отправлялась на смотрины в поисках своей второй половинки, дабы к осени справить свадьбу.

Среда.

День посвящался пиршеству, отчего его прозвали «Лакомка». Хозяйки готовили всяческие угощения и прибирали жилища. Молодые семьи заходили к теще на блины. По богатству стола судили о том, насколько теща ценит зятя.

Четверг.

Начиная с этого дня прекращались домашние хлопоты и все время посвящали веселью. Люди надевали праздничные наряды и украшали лошадиные упряжки. Отовсюду раздаются песни и радостный смех. Вечер заканчивался кулачными боями, в которых парни демонстрировали свою силу и смелость.

Пятница.

В этот день ждут в гости тещу с ответным визитом. Молодые хозяйки показывают свое мастерство на кухне и в домашних делах.

Суббота.

В гости ждут сестру мужа и свояков, которых одаривают подарками. Гости хвалят праздничный стол и умения благоверной хранительницы домашнего очага.

Воскресенье.

Финальный день масленых гуляний. Народ собирается на окраине, где на костре сжигают чучело масленицы. В огонь также кидают старые вещи и остатки праздничной еды, дабы святое пламя забрало с собой все ненужное и возродило его в новом ключе. В этот день принято просить друг у друга прощенье и забывать обиды, которые скопились за прошедший год.

Масленица в Беларуси

Беларусь славится своим трепетным отношением к сохранению и возрождению национальных традиций. Масленичные гуляния проводятся в каждом городе страны, но наиболее красочным воплощением обрядов славянской культуры можно насладится в местных агроусадьбах и этнографических комплексах.

Понравилась статья? Поделись ею со своими друзьями!

Праздничные сборные туры по Беларуси

Уже 15 лет открываем для вас Беларусь

Работаем с 2004 года

За это время мы получили большой опыт в организации туров по Беларуси, поэтому можем предложить Вам лучшие туры.

Человек с чемоданом

более 15000 туристов в год

Именно столько туристов из РФ воспользовались нашими услугами за прошлый год

Автобус

мы организовали для различных организаций и школьных групп за прошлый год

Выражаем глубокую благодарность туроператору «Ваш отдых», экскурсоводам Ольге Владимировне, Таисии Федоровне, водителям автобуса Александру, Виктору за наш незабываемый отдых, увлекательный, содержательные экскурсии, комфортные условия проживания, полноценное, разнообразное, качественно приготовленное питание.
Благодарим за гостеприимство, доброе, теплое отношение в Республике Беларусь.
Желаем процветания и благодарных туристов.
Огромное Вам спасибо!

Группа МАОУ СШ № 39 г. Владимира

Группа школьников из СШ 1795 г. Москвы посетив памятные и исторические места Беларуси выражает благодарность фирме «Ваш Отдых» за отличную работу и профессионализм.
Особую благодарность хочется выразить экскурсоводу Конторович Е. Н. , которая познакомила нас с именами белорусских поэтов, много интересного рассказала о истории Хатыни.
Много нового мы узнали о Беловежской пуще из рассказов Ястребова Николая Анатольевича.
Условия проживания и организация питания — хорошие. Все очень вкусно и сытно. Все работники музеев встречали группу с большим вниманием и увлечением.
Оценка «5».

Средняя школа 1795 г. Москва

Вся программа продумана. Замечательные гиды. Очень интересно и эмоционально передаются события времени ВОВ. Каждый час нашего пребывания и в Минске и в Бресте были насыщенными. Детей растрогало посещение Хатыни. Спасибо Вам большое!

Отдельное спасибо нашему водителю Сергею за внимание к нам, осторожность на дороге и интересные рассказы о Беларуси.

Приедем еще!

Руководитель группы: Петрова Л. Н.

Экскурсия очень понравилась. Все организовано четко, быстро. Питание замечательное, всем понравилось. Проживание также не вызывает нареканий. Транспорт подавался вовремя, водители доброжелательные, ответственные, высокопрофессиональные.
Программа насыщенная, познавательная, интересная. Особенное спасибо хочется сказать экскурсоводам Белоусовой Г. М. и Крукович З. А., обладающим энциклопедическими знаниями в влюбленными в свою Родину. Спасибо всем!

Старшая группы — Прохина Е. Г.

Огромное спасибо за обслуживание!
Все очень понравилось. Программа насыщенная, спланированно все отлично! Отдельное спасибо Таисии Федоровне. Она — большой профессионал!
Нам было с ней очень комфортно.
Желаем вас удачи и успехов! Всегда приятно приезжать в Беларусь. Приедем снова.

Руководитель группы: Карпова Т. В.

Выражаем огромную благодарность Гавриленко Инне Владимировне за прекрасную организацию и проведение экскурсий по городу Бресту. Хотим отметить высокий профессионализм, глубокое знание материала и чуткое отношение к детям. Отдельное спасибо водителям автобуса Сергею и Эдуарду, работавшим с нами 27 и 28 мая.

Учителя и учащиеся школы № 654
им. А. Д. Фридмана г. Москвы

20 мая группа из г. Калуги в составе 13 учащихся и 3 взрослых посетила город Брест, Брестскую крепость. Очень довольны экскурсоводами Таисией Федоровной и Эдуардом из музея ВОВ Брестской крепости.
Большое впечатление произвела сама Брестская крепость, дети читали стихи у вечного огня и почтили память героев минутой молчания.
Вообще от Беларуси остались очень хорошие впечатления. Вернемся сюда еще раз. Все отлично!

Группа туристов из Калуги.

Мы, туристическая группа из школы № 17 г. Соликамска Пермского края, выражаем Вам сердечную благодарность за интересные содержательные экскурсии, качественное транспортное обслуживание, доброжелательное отношение гидов Ахремчик Галины Леонидовны и Богуш Таисии Федоровны.
Мы познакомились с историей и культурой Беларуси, узнали много нового, познавательного.
Условия проживания – хорошие, питание — отличное, разнообразное.
Посмотрели много интересных мест. Хотелось бы еще раз вернуться в Вашу гостеприимную страну.
Выражаем благодарность туроператору «Ваш Отдых».

Группа туристов из Перми.

Коллектив учителей ГБОУ школы № 420 г. Санкт-Петербурга выражает глубокую благодарность за организацию отдыха и экскурсионного обслуживания с 29.04 по 01.05.2018 г.
Проживание в хороших условиях, экскурсии на высоком уровне. Профессионализм и личные качества Инны Владимировны сделали незабываемыми для нас поездки в Беловежскую пущу и Брест, особенно Брестскую крепость. Экскурсовод Ольга Анатольевна и её рассказы также заслуживают высокой похвалы.
Благодарим Вас, друзья и желаем отличного здоровья, благополучия, мира.

Руководитель группы — Сысоева О. П.

Коллектив учащихся, родителей и педагогов Саровской православной гимназии выражает благодарность всем сотрудникам туроператора «Ваш Отдых», подготовившим нашу поездку.
Особо хочется отметить высокий профессионализм, чуткость и отзывчивость гидов-экскурсоводов Елены Владимировны и Валентины Владимировны.
Очень понравились организация и содержание экскурсий.
Спасибо Николаю — нашему водителю за его доброжелательность, отзывчивость, доброту.
Питание было очень сытным и вкусным. Гостиница хорошая.
Большое спасибо за все.
С удовольствием приедем еще.

Коллектив Саровской православной гимнази

На все вопросы знает ответ

ваш консультант

Юлия Хавронич

Наш консультант поможет Вам подобрать тур, исходя из Ваших пожеланий. Вы узнаете как эффективнее использовать время путешествия, сэкономить деньги и получить максимальное удовольствие от тура.

                                         Интересные традиции белорусского народа 

Белорусская культура — одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках.

                                                      Праздник Дожинки 

Традиции и обычаи белорусского народа

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

                                            Праздник Купалье 

Интересные традиции белорусского народа

Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни. Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» — означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова «купать», так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде. 

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось 

                                                              Коляды  

Традиции белорусского народа

Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды — особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким

                                                            Праздник Гуканне вясны 

Культура и традиции белорусского народа

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист — самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хоровод.

  Белорусская свадьба

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы. 

Культура и традиции белорусского народа

Белорусы — открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.

                                                  Масленица

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.

Иноземный путешественник, некто Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа такпотому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни ониупотребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; онипекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду и до беспамятства».

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.

Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумноимпровизированные качели (гойданки).

                                               Пасха 

Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленнымиветочками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью,верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началомнедели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу жесъедал одну пупырышку — чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербнымпрутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровьеживёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждойпрутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же потри раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могилесвояков.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой.Но всегда этот пучок был под рукой — в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвестимолнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. Впервую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг передпасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый.

Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковнымпраздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногдавяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануненичего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья поземле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходилана пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.

Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывалииз теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященноеяйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы бытькрасивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцоударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться)песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

                                                                 Радуница

<blockquote></blockquote>
<blockquote>

Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.

В Троицкой летописи 1372 года написано:

<blockquote>

«Литва и ляхи и жемоть приедоша изгоном к Переяславлю по Велице дни на другой недели во вторник назаутрие на радунице».

</blockquote>

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухеяйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на которыйставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители,ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились. выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Моиродители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «нарадуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

                                                     Троица

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник послеТроицы — Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух,подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходитиз глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочкамисимволизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их доКупалы, сжигая потом в купальском костре.

</blockquote>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масленица что происходит во время праздника
  • Масленица четверг разгуляй сценарий
  • Масленица чему посвящен этот праздник
  • Масленица чей это праздник языческий или православный праздник
  • Масленица чей праздник происхождение