Масленица понедельник встреча сценарий

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни

ЧДОУ Детский сад «Родничок»

Масленица пришла

Сценарий Встречи Масленицы в понедельник                                                     для всех дошкольных групп ДОУ

Составитель сценария: музыкальный руководитель Марценковская Н. И.

Пермь. 2011 год

МАСЛЕНИЦА  ПРИШЛА

Сценарий праздника для всех детей дошкольных групп

Понедельник «Встреча Масленицы» (в зале)

Дети дошкольных групп под музыку свободно входят в зал, рассаживаются.  Их встречает Ведущая в русском костюме.

Ведущая:   Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь,

По стульчикам располагайтесь.

Всех привечаем, душевно встречаем.

В тесноте, да не в обиде… (музыка смолкает)

Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые,

Детки большие и малые!   (кланяется)

Собрались мы с вами, чтобы по старому обычаю Зимушку проводить, да Весну приветить. А скажите, ребята, весело ли вы зимушку провели? Много ли с горок катались?.. А в снежки вы наигрались?.. О снеге да морозе немало в народе песен сложено, загадок, да поговорок. Вот и мы давайте некоторые из них сейчас вспомним. Вы послушайте загадки и скажите-ка отгадки:

«Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит, и стоять не велит.»     (Мороз)

«Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло, оно всё сошло.»            (Снег)

«Без рук, без ног, а рисовать умеет.»  (Мороз)

«Скатерть бела весь мир одела.»         (Снег)

Молодцы, все загадки мои разгадали! Завершается зима, а ведь, кажется, совсем ещё недавно радовались мы первому снегу, первому морозу, водили зимние хороводы у ёлки, и вот уже прощаемся с зимой, песню «Вот уж зимушка проходит» ей поём.

                         Эй, ребятушки постарше,

В хоровод, скорей, вставайте,

Да вместе песню запевайте!

/ Дети старшей и подготовительной группы, сделав два круга и шагая противоходом, исполняют хоровод «Вот уж зимушка проходит». /

Ведущая:   Издавна на Руси в конце зимы

Народные гуляния устраивали –

Праздник с играми да весёлыми состязаниями!

Как же праздник этот называется вы, ребята, знаете?..

Давайте и мы будем Масленицу встречать,

Её в гости зазывать!

А вы знаете, ребята, как в старину Масленицу зазывали?..

/ Произносит слова заклички, активизирует детей на дружное и звонкое произношение её слов так, чтобы «Масленица услыхала»…/

Закличка (дети поют вместе с Ведущей):

«Ах ты, Домнушка, красно солнышко!

Вставай с печи, гляди в печь,

Не пора ли блины печь?»

  (зовут говорком):  Масленица, приходи! Годовая, приходи!

/Дети исполняют рус.нар.песню «А мы масленицу дожидаем» (с движениями) и садятся на места. Затем дети подготовительной группы показывают обряд появления и катания чучела Масленицы. /

Девочка (в русском костюме выбегает на середину зала):

Всю неделю мы не пряли,

Масленицу дожидали,

В гости зазывали,

На горе её встречали!

Мальчик (в русском костюме подбегает к ней или они выходят вместе):

Снежком гору посыпали,

На саночках раскатали –

Будь, горушка, ледяная!

Приходи, Масленица дорогая!        (убегают к детям)

2 мальчик (галопом «въезжает на коне-палочке», напевая):

«Цок, цок, топоток,  

Еду, еду, путь далёк.

Ни шажком, ни бегом,

А на лошади верхом!»

Тпру, лошадка!

Девочки (подбегают к нему и окружают, спрашивая):

Везёшь ли Масленицу?!

/Если он отвечает: «Нет!», девочки «бьют» его лаптем и передают «лошадку» другому мальчику. Он, также напевая, «скачет» по кругу «на лошадке»./

Девочки (подбегают к нему и окружают, спрашивая):

Везёшь ли Масленицу?!

Мальчик:  Везу, везу!!!

/Он подбегает к дверям, за ним с шумом и весельем вбегают в зал скоморохи, вносят чучело Масленицы. Все поют русскую народную песню  

«Здравствуй, Масленица годовая/

Все (хором): Приехала Масленица!!!  (Дети садятся на места)

1 скоморох:   Здравствуйте, ребята дорогие,

И маленькие, и большие!

2 скоморох:   Масленицу широкую открываем!

Веселье начинаем!!!

1 скоморох:   Мы – скоморохи-потешники,

  Весёлые насмешники!

Я – скоморох Прошка.

2 скоморох:    А я – Федул-скоморошка.

Любим мы шутить, играть,

  (вместе)       Да людей потешать!

(поют, пританцовывая, вместе):

 «Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог –

Всё летело под порог!»

1 скоморох:    Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько

Сыром, маслицем, блинком

И румяным пирогом!

2 скоморох:     Игрой, весёлой пляской

 Да озорной загадкой!

 Вы послушайте, ребятки,

 Мои весенние загадки:

—   Лежал, лежал да в речку побежал.             (Снег)

  •   Дружно ударились рыбы об лёд,

И на реке начался…                                  (Ледоход)

  •   Деревянные дворцы,

Кто же в них живёт?                                (Скворцы)

  •   Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной…                              (Медведь)

1 скоморох:    Ребята, а какой же праздник Масленицы

Да без весенней игры-хороводьица?

Давайте игрой весну закликать,

Весну закликать, а зиму со двора провожать!

/Скоморох проводит  русскую народную (хороводную) игру «Гори ясно!»

 с детьми подготовительной группы, выступая в роли водящего, используя украшенный  цветами  и лентами бубен. Игра проводится 2 раза. /

Ведущая:       Становитесь-ка, друзья, и вы в хоровод,

Будем с вами выбирать,

Кто Весну играть пойдёт.

/ Дети старшей группы встают в круг, считалкой выбирают водящего 

на русскую народную хороводную игру «Заря-заряница».  

Ему дают в руки  бубен, украшенный лентами, надевают на голову венок. /

Считалка:    «Под горою у реки

Живут гномы — старики.

У них колокол висит,

Рассеребряный звонит!

Диги-дон! Диги-дон!

Выходи из круга вон!»

/Водящий с бубном в руках встаёт в центр круга, играет на бубне.

Дети идут хороводом и поют:

«Заря-заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые»

(говорком):     Раз, два, не воронь,

                      А беги как огонь!

В это время водящий подходит к одной из пар игроков, поднимая между ними бубен. Эти игроки встают друг к другу спиной и после слов: «…как огонь!» бегут в разные стороны вокруг хоровода под крики болельщиков. Победит тот, кто первым, добежав, ударит по бубну.

Игра (по желанию) может повториться с другим водящим. /

2 скоморох:    Широкая Масленица!

Гуляй, веселись,

Играй, не ленись!

Пришла пора и малышне поиграть:

В «Метелице» покружиться,

Да «Вьюгу» в землю забивать!

/ Младшие дети встают в пары, берутся калачиком на игру «Метелица» (по типу «Вертушки»). Затем проводится речевая игра «Вьюги вью»./

1 скоморох:    А вы, друзья, не засиделись?..

Пора и вам свою игру показать,

Со Снежной бабой побороться,

В хороводе с ней поиграть!

 /Приглашают детей средних групп на игру «Снежная баба» («Мороз»). Если детей будет много, то их нужно поделить и с каждой группой поиграть отдельно. / 

2 скоморох:    А с вами, весёлая малышня,

В игру «Ловишка» будем играть,

Я вас буду догонять!

/ С детьми смешанной группы проводит музыкальную игру «Ловишка»./

Ведущая:       Так на Руси весёлыми играми да песнями Масленицу встречали, её прославляли! Давайте и мы ещё раз для неё споём,

У стульчиков встанем и все вместе запоём:

«Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся!

На горах катаемся,                                              

Блинами объедаемся!»

 1 скоморох:     Молодцы, хорошо поёте!

Масленицу-блиноеду мы с вами встретили,

Играми да песнями её приветили,

Но пора и честь знать!

2 скоморох:      Будем с вами мы прощаться,

А Масленке ещё всю неделю гулять!

Вместе:             До свидания, честной народ!

Масленица у ворот!!!

/Все прощаются, выходят из зала/

Составитель: муз.рук. Марценковская Н.И.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Материал содержит сценарий мероприятий для начальной школы посвященных Масленице. Основная идея проведения данного праздника состоит в том, что он рассчитан на всю масленичную неделю. Дети каждый день принимают участие в праздничных мероприятиях и конце каждого дня получают грошики, своеобразную «валюту», которую можно заработать в различных конкурсах. Грошики можно потратить на ярмарке, которая проходит в последний день масленичной недели.

Цели: познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к русским традициям.

Задачи:

  • воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
  • активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности;
  • развитие творческих способностей учащихся.


п/п

День недели, название

Мероприятие

Ответственные

1

Понедельник — Встреча

Классный час «Веселая Масленица».

Классные руководители 1-4 классов

2

Вторник – Заигрыш

Конкурсная программа «Как на Масленке широкой гулял русский народ».

Учителя физической культуры

3

Среда — Лакомка

Классный час «Лакомка».

Классные руководители 1-4 классов

4

Четверг — Разгуляй

Конкурсная программа «Коляда, коляда, здравствуй, масленица!»

Классные руководители 1-4 классов

5

Пятница – Встреча у тещи

Экскурсия в интерактивный музей сказок «Тридевятое царство».

Классные руководители 1-4 классов

6

Суббота – Золовки угощение

Праздник «Широкая Масленица».

Зам. директора по ВР

Первый день. Классный час «Веселая Масленица»

Цель: познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация «Масленица» (презентация 1) и видеоролик (приложение 2) .

(Презентация 1)(слайд 1)

Учитель:

(слайд 2)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней — Великий пост,
Время, чтоб молиться.

(слайд 3) Один из древнейших праздников на Руси – Масленица. Среди всех народных увеселений Масленица была подлинно всеобщим, очень веселым, разгульным праздником. Это праздник проводов зимы и встречи весны.

(слайд 4) Веселье продолжалось целую неделю, которая была переполнена праздничными хлопотами и приготовлениями. В Масленичную неделю не ели мясо, поэтому она и называется мясопустная.

— Ребята, скажите, откуда Масленица получила свое название. (Ответы детей).

— Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица).

(слайд 5) Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.

— А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей)

(слайд 6)

Понедельник – Встреча

Собирайся, народ!
Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Собирайся, стар и млад,
Выходите из палат.
До поста одна неделя,
Там уж нам не до веселья.
Так что пой, гуляй, пляши,
Семь денечков от души!

— Ребята, как вы думаете, в чем особенность первого дня масленичной недели? (Ответы детей).

 (слайд 7) В понедельник чучело из соломы возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте.

(слайд 8)

Вторник – Заигрыш

Собирайся, народ,
Неделя «сырная» идет!
Наступает день второй,
Весь наполненный игрой!
День потех и угощений,
Смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись,
Вместе с нами веселись!

— Как вы думаете, чем занимаются во второй день праздничной недели? (Ответы детей).

(слайд 9) В этот день начинались игры и гулянья. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы. Потом молодежь каталась с гор, на качелях и на тройках лошадей. Также строили снежные крепости и защищали их. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Развлечения сопровождались озорными частушками …и дразнилками…   

(слайд 10)

Среда – Лакомка

Нынче Лакомка у нас!
Угощенье — это раз!
Объеденье — это два!
Пляски прямо у стола!
Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим,
Посидевши за столом!

— Что же это за день – Лакомка? (Ответы детей).

(слайд 11) С этого дня пекли блины — желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И… блины-то все поели!

— Ребята, а у вас не возникает вопрос: почему блин является символом Масленицы? С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь — от рождения и до последних дней.

Образное описание блина как символического кушанья дал А.И. Куприн: «… Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей!»

— Назовите начинки для блинов. (Ответы детей).

В этот день собирались родственники. Чтобы прийти в гости на блины они запасались пословицами и поговорками.

— А знаете ли вы пословицы? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы — конец.

Ученье — свет… (а неученье — тьма).
Готовь сани летом… (а телегу — зимой).
Не красна изба углами… (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Чем дальше в лес… (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит… (а лень портит).

(слайд 12)

Четверг – Разгуляй

Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать.
День четвертый будем вместе
Петь про Масленицу песни.

— Разгуляй – говорящее название. Что это день? (Ответы детей).

(слайд 13) Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Дети, наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

(слайд 14)

Пятница – Тещины вечера

— Ребята, а вы знаете кто такая теща? (Ответы детей).

Ах, на Масленицу,
На пятый на денек,
Заглянуть хочу к тебе
На огонек.
Обещала ты блинами угостить,
Даже доброе словечко подарить.
Отворяй-ка, теща, ворота!
Твой черед пришел
для зятя хлопотать.

(слайд 15) Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

(слайд 16)

Суббота – Золовкины посиделки

— А кто такая золовка? (Ответы детей).

— Что же делали в этот день? (Ответы детей).

Слово «посиделки» говорит уже само за себя. Основные развлечения в этот вечер: игры, угощение и песни.

(слайд 17) Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.

(слайд 18)

Воскресенье – Прощенный день

— В чем особенность этого дня? (Ответы детей).

Нынче зимние морозы
Ослабели. Стало быть,
Вспомнив смех, забыв про слезы,
Надо зиму проводить!
Жаворонки, прилетите
В гости к нам, давно пора.
Весну-красну принесите,
Зиму гоним со двора.

(слайд 19) В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.

(слайд 20)

Масленицу провожаем,
весну-красну встречаем.
Гостья погостилась,
с зимушкой простилась,
С крыши капели,
грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
они весну окликают.

(слайд 21)

Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье —
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью и дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

(слайд 22) Где еще вы сможете прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Вот какая она, русская Масленица!

(слайд 23) Веселой Масленицы!

(приложение 1) А сейчас я представлю вашему вниманию видеоролик посвященный Масленице.

— Ребята, каждый день масленичной недели носит свое название. Кто запомнил, как они называются? (Ответы детей).

— Как отмечают праздник Масленица? (Ответы детей).

— Что нового вы узнали об этом празднике? (Ответы детей).

Второй день. Конкурсная программа «Как на Масленке широкой гулял русский народ»

Цель: формирование навыков общения и устойчивого интереса к русским народным играм, развитие ловкости.

Оборудование: канат, санки, волейбольный мяч, 6 фишек, веник, 4 мешка.

Учитель:

Заиграем мы во вторник,
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Масляна,
Шаньгой, блинцем, пирогом.

Вторник – Заигрыш. В этот день на Руси катались с гор и устраивали различные состязания на силу, ловкость и смекалку. Все желающие могли соревноваться в перетягивании каната, беге в мешках и других состязаниях.

О том, как гулял народ на масленичную неделю в старину узнаем мы сейчас. И не только узнаем, но и примем самое активное участие во всех конкурсах и играх.

А теперь прошу вниманья!
Первое соревнованье!
Кто захочет, стар и млад
Перетягивать канат?

  1. Перетягивание каната. Две команды мальчиков перетягивают канат. Побеждает команда которая сильнее (приложение 3).
  2. Гонки на санках. Играющие разбиваются на пары. На расстоянии 10 м находится указатель. Один из участников везёт другого на санках до указателя. На обратном пути они меняются (приложение 3).
  3. Попади в цель. Метание снежного комка в волейбольные мячи. Задача – сбить мяч (приложение 3).
  4. Прыжки в мешках. Дети делятся на команды и поочередно совершают прыжки в мешках до финишной полосы и назад, передавая эстафету касанием руки (приложение 3).
  5.  Петушиные бои. На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из участников встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге (толкают друг друга плечами) (приложение 3).
  6. Кто быстрее на метле. На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет (приложение 3). 

Третий день. Классный час «Лакомка»

Цель: знакомство с особенностями празднования третьего дня масленичной недели; развитие интереса к обрядам русских народных праздников.

Оборудование: блины для угощения, компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация «Лакомка», музыкальное сопровождение.

В начале классного часа звучит песня «Весну звали» (приложение 4).

(Презентация 2) (слайд 1)

Учитель:

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин — символ солнца.

— Как вы думаете, почему блин является символом солнца? (Ответы детей).

Трудно еще солнышку растопить снежные заносы — надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки.

Третий день, среда, назывался Лакомки (Лакомка). Лакомка – третий и последний день Узкой Масленицы. А с четверга начинается Широкая Масленица.

(слайд 2)

Среда “лакомкой” слывёт:
Наготовит, напечёт!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает.

С этого дня начинались пиршества во всех домах. В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Гостей угощали блинами, накрывали столы.

(слайд 3) Также этот день принес славянам знаменитую поговорку «К тёще на блины».

— Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей).

А появилась эта поговорка именно потому, что в этот день тёща приглашала зятя в гости, и угощала, непременно, самыми лучшими блюдами, которые она умеет готовить. Разумеется, приглашала она и других гостей, но зятю оказывалось особое почтение. Учитывая то, что в старину в русских семьях в среднем насчитывалось по 5-10 детей, то нетрудно подсчитать, какой большой объем работы должна была выполнить тёща, чтобы накормить, как минимум пять (а то и более) зятьёв вместе с их родственниками. Поэтому теще нужно было привечать и угощать каждого из них, да еще и так, чтобы ни один не остался в обиде. Безусловно, дочери ей в этом помогали.

(слайд 4) Так что Лакомка была самым разорительным праздником в году для семей, в которых было много дочерей. В те времена даже родилась поговорка: «Все с себя заложи, а Масленицу проводи».

— Что же обозначает эта поговорка? (Ответы детей).

(слайд 5)Блины готовились самые разные и пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Кроме блинов готовили кисели, творог с маслом, лепешки, пироги. Были популярны оладьи, вареники c капустой, творогом, картошкой. Мяса уже не полагалось, зато рыба на столе была в изобилии.

(слайд 6)К блинам подавали разные приправы и начинки: сметану, икру, яйца, снетки. Ели блины с вареньем, медом. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно – тогда и год будет сытным, поэтому столы были обильны. Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

 (слайд 7)Это были приятные праздничные хлопоты, которые сопровождались шутками и звонкими девичьими песнопениями. За обильно накрытым праздничным столом пели песни о заботливой теще, угощающей блинами зятя. Для всеобщего увеселения проводились всевозможные игрища с участием зятя и тёщи, разыгрывались сценки, в которых все желающие принимали участие. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.

(слайд 8) Также, характерным для Лакомки действом были так называемые «девичьи съезды», когда молодые девушки вместе с пожилыми женщинами, облачившись в праздничные наряды, разъезжали по деревне на санях, распевали песни и катались с ледяных горок. Одновременно они веселыми озорными шутками поддергивали холостых парней, за что те в ответ угощали их блинами.

В общем, как и на протяжении всей Масляной недели, в этот день положено было беззаботно веселиться, наедаться «от пуза» и не думать ни о чем плохом.

Для выпечки блинов много секретов надо знать. В старину тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривали:

Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашонушку на столбушке.
Будет моя квашенка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна!

(слайд 9)В крестьянской избе, блины, как правило, подавали на стол стопочкой. А все вкусные дополнения расставляли в отдельных тарелках.

(слайд 10)Когда-то в древнюю старину настоящие русские блины пекли на дрожжах только из гречневой муки. Но со временем хозяйки стали добавлять и другую муку.

А вот как приготовить блины, нам расскажет ученик 2 класса Курбатов Илья. Он приготовил для нас интересную презентацию.

Илья:

(Презентация 3) (слайд 1)

— Кто умеет печь блины? (Ответы детей).

(слайд 2) Русское блюдо, блины, известно человечеству с древнейших времен и имеет родственников по всему свету. Это и тончайшие французские блинчики crêpe, английские pancakes, индийские dosa и многие другие жареные кулинарные изделия из жидкого теста. Однако именно русские блины по праву снискали мировую славу и любовь. Не напрасно во многих европейских языках слово блины используется без перевода и обозначает именно традиционные русские блины.

(слайд 3) На Руси блины пекли испокон веков, сначала из овсяной муки, а затем и из пшеничной, ржаной и даже гречневой муки. Крайне популярны были в русской домашней кухне блины с различными «припеками»: луком, грибами, мясом, яйцами, птицей. А уж различных начинок для блинов и вовсе было не счесть. К блинам подавали масло и сметану, икру и соленую рыбку, варенье и творог. И сегодня блины остаются одним из самых любимых русских блюд. Вряд ли найдется хоть одна русская семья, где хотя бы раз в год, на Масленицу, не пекли бы блинов. И сколько существует семей, столько есть и различных, излюбленных, иной раз держащихся в тайне рецептов приготовления блинов. Тонкие или пышные, дрожжевые и заварные, с припеком или начинкой, блины требуют умения и сноровки в приготовлении, но будучи правильно и с любовью приготовленными, дарят дому уют и радость.

(слайд 4) Необходимые инструменты и материалы:

  • Чугунная сковорода и хорошая плита.
  • Сито (просеять муку).
  • Посуда под тесто.
  • Мерный стаканчик.
  • Лопаточка чтобы снимать и переворачивать блины
  • Ложечки: столовая и чайная.
  • Тарелка под готовые блины.
  • Мука — 600 грамм.
  • Молоко — 1 литр.
  • Яйцо — 4 штуки.
  • Подсолнечное масло — 3 столовые ложки.
  • Сахар — 3 столовые ложки.
  • Соль — 0,5 чайной ложки.
  • Сода — 0,5 чайной ложки.
  • Сливочное масло (смазывать готовые блины).

(слайд 5) Для того, чтобы получились вкусные и румяные блины, нужно знать некоторые кулинарные хитрости.

  1. Обязательно просеивайте муку – так тесто получится более пышным. Но просеивайте муку непосредственно перед приготовлением!
  2. Перед тем, как добавлять яйца, их необходимо хорошенько охладить и тщательно взбить. Опытные повара советуют сбивать белки и желтки отдельно – так тесто получается более податливым и воздушным.
  3. Сковорода для блинчиков должна быть идеально чистой. В идеале – это должна быть специальная сковорода толстая чугунная. На этой сковороде желательно жарить ТОЛЬКО блинчики. Перед приготовлением блинов, сковороду необходимо прокалить с солью, затем очистить и хорошо смазать салом или маслом.
  4. Если добавить масло в тесто для блинов, то смазывать сковородку вам надо будет только один раз, в самом начале. И блинчики тогда получатся менее жирными.
  5. Если блины получаются сыроватыми, плохо переворачиваются – значит, вы положили мало муки и необходимо восполнить этот пробел.
  6. Тесто для блинов можно заготовить с вечера. С утра вы достанете тесто из холодильника и за считанные минуты приготовите вкусный завтрак для всей семьи.
  7. Готовые блины тоже можно сохранить: для этого сверните каждый блинчик и упакуйте в специальные пакеты или посуду для заморозки. В любое время вы сможете взять в морозилке блинчики и обжарить их (или просто разогреть на сковородке, добавив немножечко молока для пара).
  8. Не ограничивайтесь обычной мукой: это лакомство вкусно и на пшеничной, ржаной, овсяной муке, манной крупе. Экспериментируйте!

(слайд 6) А теперь я подробно расскажу, как нужно печь блины.

Прокалить соль на сковородке, очистить сковородку и смазать её салом (маслом). Сковороды, не бывшие в употреблении, надо поставить на огонь с каким-либо жиром и нагревать 10-15 минут, затем слить жир, а сковороду немедленно протереть солью. Чтобы испечь тонкие и румяные блины, нужно пользоваться сковородами небольшого размера — чугунными или другого металла, но непременно с толстым дном.

(слайд 7) Разбить яйцо.

(слайд 8) Добавить соль и сахар.

(слайд 9) Полученную массу хорошо взбить.

(слайд 10) Добавить половину молока.

(слайд 11) Просеять и добавить муку, постоянно размешивая тесто.

(слайд 12) Добавить оставшееся молоко и соду, тщательно размешать. Оставить тесто настояться на 15-20 минут.

(слайд 13) Разогреваем сковороду и начинаем жарить блинчики. Перед тем как налить тесто на сковороду, необходимо ее хорошо нагреть и смазать маслом, иначе блин пригорит. Наливаем поварёшкой тесто и поворачиваем сковороду так, чтобы тесто растеклось тонким слоем по всему дну. «Первый блин комом» — говорит старая русская пословица. Действительно, первый блин чаще всего получается «комом» — бледный, толстый, неаппетитный.

По первым блинам нужно установить, сколько теста следует наливать на сковороду, чтобы блины получались ровными и тонкими.

(слайд 14) Нужно следить, чтобы блин не подгорел, для этого своевременно его переворачивать. Переворачиваем блинчик, поддевая края лопаточкой.

(слайд 15) Готовый блин выкладываем на тарелочку и смазываем его сливочным маслом. К блинам можно подавать разогретое сливочное, топленое или растительное масло, сметану, сельдь, и икру разных сортов. 

(слайд 16) Ура! У нас получилось!!! Блины подают к столу горячими. Готовые блины складывают в подогретую миску или на блюдо стопками, накрыв салфеткой, или держат их в духовом шкафу, лучше же всего подавать блины к столу прямо со сковороды.

(слайд 17) Приятного аппетита!

Учитель: Блины давно перестали быть просто аппетитным лакомством. Сегодня приготовление румяных лепешек напоминает спортивные состязания.

  • Самый большой в мире блин испекли 15 марта 2002 года на Масленицу в Москве. Правда, получился он не круглым, а прямоугольным. Длина аппетитного угощения составила 1 км, вес — 300 кг. Тесто для блина-рекордсмена вытекало на специальный противень 3 часа — с 6 до 9 вечера. Готовое блюдо разрезали на 5 620 порций.
  • Москве принадлежит и другой «блинный» рекорд. На Масленицу в феврале 2004 года была изготовлена стопка блинов высотой 14 м 58 см. Для этого понадобилась 1 тонна теста.

Пора и нам ознаменовать начало Масленицы выпечкой горячей горки ароматных пышных блинов.

Да! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать.
Всех блинами угощать!

(Исполняется русская народная песня «Ой, блины — блины»)

Как на масляной неделе
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили, 
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет
И сама к столу несет. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои

— Что вы запомнили о праздновании Масленицы на Руси?

Все учащиеся приглашаются к столу и угощаются блинами (приложение 7).

Четвертый день. Конкурсная программа «Коляда, коляда, здравствуй, масленица!»

Цель: — развивать творческие способности у учащихся и навыки общения школьников.

Задачи:

  • развитие положительных нравственно-эстетических качеств и эстетических норм поведения;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие чувства ответственности;
  • воспитание культуры общения детей.

Оборудование: Костюмы: девочки – русские сарафаны, на голове «кокошники» или разноцветные ленты; мальчики – русские рубашки расшитые узорами.

Учитель: Любили на Руси Масленицу — праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ‘»Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде.

— Выставка рисунков на тему: «Веселая Масленица». (Рисунки подготовлены заранее. Учащимися нарисованы петушиные бои, катания на санках, сжигание чучела и т. д.) (приложение 8).

— Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Славяне отмечали праздник песнями и плясками, шутками ряженых и весёлыми играми. Обряд этот назывался колядование.

Что такое Коляда? (Ответы детей)

— Коляда – старинный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения или денег.

— А что такое колядка? (Ответы детей)

Это песенка, которая восхваляет Коляду. Кто это – Коляда? Он или она? Что означало это слово? (Ответы детей)

— Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на что похожа: на человека, на сказочное существо или на что-то другое.

— Так кто же и кому пел эти песни? (Ответы детей)

— Колядующие наряжались и надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и любых других животных), а также Коляду, чтобы прогнать злых духов. Молодёжь и ребята собирались и отправлялись весёлою гурьбой по деревне. Колядующие, войдя в избу, просили у хозяев разрешения пропеть колядку. Отказов обычно не было.

— А вы хотите поколядовать? (Ответы детей)

— Давайте мы с вами сейчас нарядимся и пойдём колядовать.

Дети ходят по кабинетам начальных классов в костюмах и поют.

Дети:

Коляда, Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком,
Или сена клок,
Или вилы в бок.

Колядующие славят хозяев и желают им всякого благополучия. Дети раскидывают зёрна по полу. Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные лакомства.

Что ж, красны девицы и добры молодцы, славно мы с вами поработали, повеселились и без награды не остались. А теперь я вас приглашаю к столу на чай.

Пятый день. Экскурсия в интерактивный музей сказок «Тридевятое царство»

В музее проходила игровая программа «Широкая Масленица». Ребятам рассказали о русском народном празднике «Масленица» и о том, как он праздновался на Руси. Все это проводилось в игровой форме. Дети с огромным удовольствием принимали участие.

Всех ребят нарядили в русские народные костюмы. Театрализованные герои помогли вспомнить ребятам русские народные игры и забавы, играя в которые они смогли проявить ловкость, сноровку и смекалку. После чего всех ребят угостили вкусными пирогами (приложение 9).

Шестой день. Праздник «Широкая Масленица»

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Оборудование: самовар, деревянная расписная посуда, рушники.

Костюмы: девочки – русские сарафаны, на голове «кокошники» или разноцветные ленты; мальчики – русские рубашки расшитые узорами, лента с сушками или баранками (на шею).

В холле школы организована веселая ярмарка.

На ярмарку каждый класс приносит товары на продажу: сушки, баранки, блины, пироги и т.п. Эти товары они смогут купить за грошики, которые получали за какое-либо выполненное задание в ходе масленичной недели.

Ход праздника

Под русскую народную мелодию «Эх, масленица да ты красавица» с разных концов холла выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника).

1-й скоморох.

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.

Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовет!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать.

2-й скоморох.

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается —
Наша ярмарка открывается!

1-й скоморох: А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками. (Частушки исполняют две девочки и два мальчика).

1 ученик:

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2 ученик:

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

3 ученик:

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

4 ученик:

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!

1 ученик:

Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!

2 ученик:

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

3 ученик:

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

4 ученик:

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

2 скоморох: — А сейчас посмотрим, как вы ловки и быстры.

Дети играют в игру «Третий лишний» (приложение 10).

Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу. Первый играющий отходит от водящего на 3-4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может встать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»). После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.

Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.

1 скоморох: Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите!

Плясовая – кто кого перепляшет (по желанию).

2 скоморох:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Все участники ярмарки начинают покупать товар (приложение 10).

Чаепитие с блинами, пирогами и баранками.

Праздничное мероприятие прошло на высоком уровне. Все ребята принимали активное участие в играх. Замечательно оформлены столы на ярмарке. Учащиеся начальной школы получили большой заряд положительных эмоций.

Оформление: рисунки по теме; плакат с изображением Масленицы; шары, ленты по классу; магнитофон; русские народные костюмы для трех девочек и одного мальчика; стол с угощением. Компьютер, проектор, экран.

Пословицы и поговорки:

  • Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Боится Масленица горькой редьки да пареной репки.
  • Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.
  • В прощенный день, как на Пасху, все целуются.
  • Масленица объедуха, деньгами побируха.
  • Блин не клин, брюха не расколет.
  • Масленица любит на горах покататься, в блинах поваляться.
  • Не подбивай клин под овеян блин: прожарится – сам свалится.
  • Масленица блиноеда накормила до обеда.
  • Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

Народные приметы:

  • Ненастье в воскресенье пред Масляной неделей, грибов цельная поляна.
  • Какой день Масляны красный, в такой и сей пшеничку.
  • Коли ночью на деревах был иней, то днем снега не жди.
  • На Масленицу дрова горят с треском – к морозу, плохо разгораются – жди оттепели.

В качестве музыкального сопровождении используются музыкальные произведения:

  • «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»;
  • «Прощай, Масленица» Н. И. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»;
  • произведения русского фольклора.

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день! Ярада видеть вас на нашем празднике, который посвящен встрече Масленицы. Ее встречали еще наши деды и прадеды. Мы сохранили эту традицию и сегодня встречаем Масленицу «широким разгулом», весельем и масленичным угощеньем. (Приложение Слайд 1)

Февраль да март на Руси – месяцы переломные. Вроде бы и зима еще, да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошел. А главное отличие зимы от весны – звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком. А пригреет солнце – потекут ручьи, зазвенят капели. (Слайд 2)

– А еще чьи голоса возвещают о приходе весны?

Ребята. Птиц.

Учитель. Правильно, птичье пение. Раньше считалось, что даже петухи в конце зимы поют звонче и веселее – тепло чуют.

На эту пору приходится с незапамятных времен на Руси самый веселый народный праздник – Масленица, совпадающая с так называемой «сырной неделей». (Слайд 3)

Масленица до сих пор считается одним из любимых праздников русского народа.

Наводившее страх на все живое чудище Морана (зима) убегало, и появлялось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Красавицу Ладу окружала многочисленная свита. С весенней песней шла она на поиски своего жениха – Леля, зачарованного злой колдуньей. (Слайд 4)

Звучит «Ивушка зеленая». Выходит Масленица со свитою, танцуют танец.

МАСЛЕНИЦА: – Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными, с пряниками медовыми, с орехами калеными. Вас вкусно накормить, вас сладко напоить да Зиму проводить!

Учитель. Шли за веками века, и мало-помалу красавица-богиня, вестница весны Лада превратилась в Масленицу. Масленица – гостья особая. Ее одно может привлечь – долгожданное солнечное тепло. Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали. 

1-я ученица.

Дорогая гостья – Масленица!
По тебе мы так соскучились.
Знаем: коль приходишь ты –
Зиме конец.

2-я ученица.

Если к нам приходит Масленица –
Значит, жди веселых праздников,
Удалых веселий с утра до ночи,
Распотешных шутовских забав.

Учитель. С давних времен встреча Масленицы совершалась торжественно.

Учитель. Первыми встречали Масленицу ребята. С первым проблеском зорьки высыпали они толпою строить «снежный городок». (Слайд 4 продолжение)

Ученик.

Душа моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости
На широкий двор на горке,
Покататься, в блинах поваляться.
А мы Масленицу дожидали?
Сыром горочку укладали?
Маслом горочку поливали?
Наша горочка, будь катлива.
Наша Масленица, будь гульлива.

Ученица.

Ой, Масленица Прасковейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.

Учитель.

Живет Масленица семь деньков.
Оставайся, Масленица, семь годков.

Праздновали Масленицу целую неделю. Катаниe на санях и строительство «снежных городков», Игрища и забавы были любимыми развлечениями на этой неделе.

МАСЛЕНИЦА: – Сейчас начнутся игрища. И девицы у нас ловки, и молодцы горазды. Пусть выйдут от каждой стороны по семь смельчаков.

Игра с кеглями «Пятый лишний». Масленичная неделя. Понедельник – встреча Масленицы. (Слайд 5)

Понедельник – В этот день
Масляну встретить нам не лень.
День так и зовется «встреча»
Целый день с утра по вечер.

К понедельнику были готовы качели, горки, балаганчики для скоморохов, столы со сладостями да другими яствами. Дети до упаду катались на салазках с гор, ходили по дворам ватагою: «Подайте на Масленицу да на Великий пост редьки хвост». А хозяева в ответ выносили им худую солому, на которой лежал больной, прохудившиеся туеса, рваные лапти и т.п. Ребятишки все это вывозили за деревню и сжигали, приговаривая: «Гори, наша Маслена до самого Петрова дня», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! искры летят, колокольчики звенят». А степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных и близких, начиная обход со старших.

Вторник – заигрыш. (Слайд 6)

Заиграем мы во вторник,
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Масляна,
Шаньгой, блинцем, пирогом.

С утра дети и молодежь приглашались покататься с гор на санках. А санки-то были не такие как сейчас: (Слайд 7)

  • доски-каретки (доска обливалась водой и замораживалась);
  • чуыки (санки со стульчиками);
  • трубли (санки с перильцами и рулем, чтобы ими можно было управлять);
  • лодейки (маленькое корытце с острым носиком, снизу навозом мазано, водой облито, да на мороз выставлено). Для таких саней и обувь была особенная — чуны (чуни) – тряпочные пимы с ледяной подошвой. А еще катались и на скопох соломы, и на телячих шкурах. Особым шиком считалось прокатиться на санном поезде: тут нужна и смелость и отвага. В народе говорилось: «Дальше с горки – длиннее лен родится». Вот ребятишки и старались. Кому не охота новую рубаху заполучить, да и «горячую картошку» льняным маслицем полить – вкуснотища, какую «свет не видывал».

Потом наступала среда – Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. (Слайд 8)

Среда лакомкой слывет:
Наготовит, напечет!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает.

Ученик.

А всего милее Масленице
Угощенье – блины вкусные,
Блины вкусные, румяные
С яйцом, маслом, со сметаною.

Ученица.

С теплым блинчиком ребята побегут
Попросить побольше солнышка.
И блинами станут хвастаться –
Блин гречишный, блин овсяный –
У кого какой!

Песня.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотня штук, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос блины кладите,
Да к порогу поднесите.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Конкурс «Блиноедов».

Четверг разгул, перелом. (Слайд 9)

«Разгуляй-четверг» пришел,
С утречка накрыл на стол.
Масленица-блиноеда
Всех накормит до обеда.

На этот день приходится середина масленой гульбы. Славили возрождение солнечных дней. На угорье, за деревней втыкали длинную жердь с привязанными тряпками. И начиная с этого дня крестьяне сносили туда все хламье. Так продолжалось до воскресенья.

Устраивались масленичные игрища, брались с боем «снежные города», ребята шли «стенка на стенку». (Слайд 10)

Игра «Стенка на стенку»

Пятница – тещины вечерки. (Слайд 11)

Хотя тещины блинки вкусны да сладки,
Но тещ угощают на Маслену зятьки.

На тещины вечерки зятья стараются, угощают своих тещ блинами. С вечера зять к теще лично зайдет, в пояс поклонится да в гости зазовет. А с утра с приглашением в дом тещи зватых пошлет, чем больше народу, тем больше почет и уважение от зятя. Девушки и молодки спозаранку к печи становились, блинки стряпали, в стопочку складывали. Затем наряжались да прямиком к катливой горе направлялись, блинки в миске на голове несли. Тут парням и потеха, и ответ на вопрос: какая из девчат хозяйка будет? Мужа голодом морить станет или умелой хозяйкой в дом войдет? А вечером обязательно песни пели. На сытый желудок не до плясок было.

Суббота – золовкины посиделки, но и родительской субботой называли. (Слайд 12)

Широкая Масленица
Невесткам помогает,
Золовок собирает,
Блинчиками угощает,
Подарками одаривает.

Подарки-то подарками, но что греха таить, мир да лад не всегда царили между бабами. Не зря в старину еще поговаривали: «На языке у бабы мед, а что под языком – и сам черт не разберет».

Эта суббота так же и родительской объявлялась. Поминание родителей – языческий обряд. По возвращению с кладбища шли в хлев к скотине и скармливали блинчики от родительской домашнему скоту, приговаривая: «Чтоб скотина велась, не переводилась».

Отгадывание загадок (Слайд 13, 14)

  • Была белая да седая,
    Стала зеленая и молодая. (Зима и Весна)
  • Что вверх корнем растет? (Сосулька)
  • Прилетела Пава,
    села на лаву,
    Распустила перо,
    Стало все зелено. (Весна)
  • Старый дед бородой потрясет,
    Снегом все заметет. (Дед Мороз)
  • Скатерть бела
    Весь свет одела. (Снег)
  • Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лед)
  • Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
  • Что вверх корнем растет? (Сосулька)
  • Черный, проворный,
    Кричит «крак» – червякам враг. (Грач)
  • Что на сковородку наливают,
  • Да вчетверо сгибают. (Блины)
  • Рассыпала Лукерья серебряные перья,
    Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)
  • По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце)
  • Не живое, а дышит. (Тесто)
  • Дам поесть – ворчит,
    Ничего не дам – молчит. (Сковорода)

Воскресенье прощенное воскресенье, проводы, целовник. (Слайд 15)

Воскресенье – проводины,
А еще прощенье всех!
Мы прощения попросим,
Поцелуем напослед.

За вину свою накануне понедельника Великого поста с чистой душой просили прощения друг у друга, молили забыть обиды, не держать зло на памяти. Обычно это происходило вечером, перед сном, после ужина. Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.

(Слайд 16)

Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но «не все коту Масленица» – на седьмой день наступали проводы зимы, сжигалась зима-Морана. Вывозили безобразное чучело-чудовище и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи.

1-я ученица.

Коли Масленица к нам пришла –
Значит, зиму пережили мы.
Как же праздник нам не праздновать,
Как же нам не петь да не плясать!

2-я ученица.

А тебя, Солнце красное,
Мы встречаем хороводами,
Знаем, любишь ты,
Когда мы кружимся
Да кругами ходим в праздник твой!

Учитель. После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.

– Честная наша Масленица! Пора нам прощаться! Славно потешила. Весело тебя было встречать, да трудно со двора провожать. Воротись к нам хоть на денечек, хоть на часочек! (Слайд 17)

МАСЛЕНИЦА: – Пройдет весна зеленая, пройдет и лето красное, и осень златотканая, потом зима изломится, медведь переворотится, пройдет пора морозная, морозная – колядная – тогда и ждать меня.

– Прощай, Масленица!

ВСЕ ХОРОМ: – Прощай! Прощай! Прощай! (Слайд 18)

Встреча Масленицы

1 Вед: Масленицу встречаем, зиму провожаем. С давних времен

Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают

его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Веселятся и

радуются тому, что прошла зима и наступает весна. Празднование

совершалось по строго расписанному порядку. Длится она целую

неделю. Каждый день имеет свое название.

Итак, Масленицу начинаем!

2 Вед: 1-й день – понедельник – «Встреча Масленицы». Звал позывал

честной Семик широкую Масленицу к себе в гости на двор: «Душа ль

ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце,

сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на

широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем

потешиться!» Посмотрите, детушки, не едет ли Масленица?

Имитируя езду на лошади, скачет мальчик.

1Вед: Везешь ли Масленицу?

1-й мальчик: Нет, не везу. (Убегает)

Появляется другой мальчик.

2Вед: Везешь ли Масленицу?

2-й мальчик: Везу, везу!

Мальчик скачет к дверям и ввозит санки с чучелом Масленицы, рядом идут 4 девочки: две – с дугой, две – с трещетками.

1 Вед: Ой да, Масленица на двор въезжает! Широкая на двор въезжает!

Дети заводят круг с песней «А мы масленцу дожидались»

2 Вед: Наша Масленица годовая,

Она гостюшка дорогая,

Она пешею да не ходит

Все на кониках да разъезжает!

Все: Здравствуй, сударыня Масленица!

1 вед: Будем масленицу величать да блинами угощать!

2 вед: Будем Масленицу хвалить да на саночках возить!

1-й: Дорогая наша гостья Масленица!

2-й: Авдотья Изотьевна!

3-й: Дуня белая, Дуня румяная!

4-й: Коса длинная, триаршинная!

5-й: Лента алая, двухполтинная!

1-й: Платок беленький, новомодненький!

2-й: Брови черные, наведенные!

3-й: Шубасиняя, ластки красные!

4-й: Лапти частые, головастые!

5-й: Портянки белые, набеленные!

Песня «Масленка, масленка»

1 вед: Сударыня наша, Масленица! Протянись до Велика дня!

Все: От Велика дня до Петрова дня!

2 вед: Раньше с такими словами обращались к Масленице, чтобы она

продлилась подольше, до самого летечка. И ставили ее на самое

видное место.

Ведущий провозит Масленицу по кругу и устанавливает у

центральной стены.

Дети: Маслена! Маслена! Куда ты идешь?

Потеряла лапоточки, не найдешь.

1 вед: Вот лапоток для Масленицы, носи. Масленица, не снашивай!

2 вед: Закончится первый день, наступает второй день недели. А назывался это день «Заигрыш»

1 вед: Третий день – «Лакомка». Чем же лакомились на Масленицу?

Дети: Блинами.

1вед: Правильно, Ох уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете.

Песня «Блины»

2 вед: Четверг –«Широкий четверток» разгул.

Катались по улицам на лошадях. Катание с гор сопровождалось

песнями. А еще сходились в назначенное место петь песни да хороводы

водить. Я думаю, и мы не будем отставать и заведем любимый хоровод.

Песня «В хороводе были мы»

1 вед: Любили на Руси Масленицу – праздник веселый, озорной. Чаще всего

празднование Масленицы приходилось на февраль. И до сей поры

живет пословица: «В феврале зима с весной встречаются впервой»

Появляется Зима со свитой

Зима: Здравствуйте, люди добрые! Что тут за веселье?

2 вед: А мы Масленицу величаем, весну поджидаем.

Зима: как Весну? Кто приказал?

Появляется Весна со свитой

Весна: Твое время, Зима, закончилось. Ступай к себе спать.

Зима: Ну нет. Я так просто не уйду. Давай силой мериться.

Зима и Весна встают друг против друга, встраиваются в две шеренги

и поют стенка на стенку.

А я Зима белая, белая, в поле снегом сеяла, сеяла

А я Весна красная, красная, солнечная, ясная !

А я Зима лютая, лютая, все снегами кутаю, кутаю!

Выйдет в поле солнышко, солнышко, и растает горушка, горушка!

Тебя снегом вымою, вымою, за ворота выгоню, выгоню!

Я снежком умоюсь, зеленью покроюсь,

Буду еще краше на просторах наших

Зима: Ну что же, Весна-красна, последнее слово за тобой осталось…

1Вед: Ты прости-прощай, Зима-матушка.

Ты прости-прощай, на нас не серчай,

Ждем тебя через годок на осенний наш порог.

2 вед: Пока Зимушка доделывает свои последние дела, мы с вами вспомним,

что пятница – «Тещины вечорочки», суббота – «Золовкины

посиделки», а воскресенье – проводы Масленицы – прощанье.

1 вед: В этот день прощались не только с холодной зимой и Масленицей.

Перед Великим Постом, желая очиститься от всего греховного, люди

просили друг у друга прощения. Прощаясь, они говорили друг другу

«Прости меня, пожалуйста, или в чем виноват перед тобою».

Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды.

Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.

2 вед: А поскольку Масленичная неделя только начинается, скажите еще раз,

какое главное лакомство на Масленицу?

Дети: Блины!

1 вед: Ну что ж, пойду за блинами. А вы порадуйте всех гостей веселой

Песней.

«Масленица-кривошейка»

Угощение блинами под веселую музыку.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Дворец детского (юношеского) творчества

Волховского муниципального района»

(отдел детского творчества № 4 г.Сясьстрой)

Автор: Демидова Анна Валентиновна,

педагог-организатор

Пояснительная записка.

Данное мероприятие является традиционным, проводится в рамках досуговой программы « В мире праздника и творчества». Мероприятие несет духовно – нравственное воспитание.

Актуальность

Тема воспитания уважения к обычаям наших предков, возрождения традиционных русских праздников является актуальной, т.к. мы сейчас живем во времена развития новых компьютерных технологий и стали забывать русские народные традиции и праздники, без которых раньше люди не могли обходиться.  

Идея (основная мысль автора);

Познакомить детей в игровой форме с народным праздником Масленица: с днями масленичной недели, русскими костюмами, играми. Масленица один из самых радостных и светлых семейных праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нём, даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого праздника.

Цель: Приобщить детей к культуре русского народа, через участие детей в празднике Масленица

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о русском народном празднике «Масленица»

Познакомить с характерными признаками Масленичной недели, играми, обычаями и обрядами

Формировать умение работать в команде: педагоги, воспитанники и родители.

Развивающие:

Развивать интерес к русским народным праздникам

Развивать театрально-игровую деятельность, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать духовно-нравственные качества детей и подростков

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Воспитывать личностные качества: интернационализм, дружелюбие, толерантность

Условия реализации программы.

Место проведения: площадка на улице у ДК

Программа рассчитана на 50 и более участников. Праздник проводится на улице (площадь у ДК или Дома творчества). Для игр выделяется отдельная площадка. Программа требует специальной подготовки:

— создаётся творческая группа, которая по сценарию работает над мероприятием – отрабатывая все действия на репетициях.

Праздник состоит из 2 частей.

В первой части идёт начало праздника, зазывалы приглашают всех на праздник, далее ведущие «Блин» и «Оладушка» проводят игровую программу «Блинная неделя», где участники мероприятия знакомятся с днями масленичной недели. Все участники игр и эстафет поощрены. В этой же части подводятся итоги и награждение за конкурсы «Блинопёки», «Частушки», «Масленичное чучело», которые были объявлены заранее.

Вторая часть – театрализованное представление «Как три богатыря масленичное чучело искали», после которого происходит традиционное сожжение Чучела Масленицы

Костюмы ведущих, творческой группы и используемые реквизит – яркие, красочные, в русском народном стиле. В программе используется музыкальное оформление (русская народная музыка). Оформление сцены соответствующее празднику.

Оборудование: музыкальная аппаратура (ноутбук, акустические колонки, микрофоны)

Реквизит:

2 сковороды, 2 блина (сшитые из материала), 2 мешка, 2 ухвату, 2 чугуна, 2 коромысла, 4 бутафорских ведра, 2 берёзовых веника, 2 лотка.

План праздника

Начало (организационная часть):

-приглашение на праздник;

-инсценировка «Блин да Оладушка» (переход к игровому блоку «Блинная неделя»

Основная часть. Конкурсная — игровая программа «Блинная неделя»

Заключение – переход к театрализованному представлению

« Как три богатыря Масленицу искали». Сожжение чучела Масленицы.

Театрализованная конкурсная — игровая программа

«Блинная неделя»

Действующие лица:

1 Ведущий –Ванька (он же Блин),

2 Ведущий —Оладушка,

4 девушки Зазывалы (помощницы ведущих)

(Голос за кадром)

Что ни лес, ни трава расстилается,
Под ногами лежат расстояньица,
Неоглядны российские стороны,
Ох, и буйны русские головы!
А земля-то духом объятая,
А Россия  — людьми то богатая!
Что ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!!

Звучит музыка идёт танцевальная зарисовка — выход зазывал (обучающие творческого объединения «Забавушка».

1:

Собирайся народ!

В гости масленица ждет!

Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех!

2:

Ох, как много здесь гостей!

Ждет вас множество затей:

Будем петь да играть,

Старину вспоминать.

3:

Эй, добрые люди!

Смотрите сюда!

Вы такого не видели никогда!

Вместе:

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем!

( звучит веселая музыка , появляется скоморох Ванька ).

Скоморох Ванька :

Здравствуйте, мальчишки- широкие штанишки!

Смешливые девчонки- короткие юбчонки!

Позвольте представиться!

Я скоморох- Ванька!

По всему свету гуляю, все на свете знаю,

Пришел к вам позабавиться да повеселится,

Праздник, Масленицы встречать!

А у масленицы герой один:

Круглый и вкусный! А зовут его … !

(отвечают дети: Блин!)

Скоморох Ванька:

Чтоб поднять вам настроение- Я устрою представленье!

Тили- тили! Трам — тарам!

Роль блина сыграю сам!

( надевает шапочку в форме блина)

Скоморох Ванька:

Позвольте представиться: я Блин, На весь свет один!

Всех моих братьев съели,

А меня не успели!

Только на меня раскрыли роток-

А я шмыг и утек! ( вздыхает)

Я думаю, вы все мне рады?

Будем петь и развлекаться,

Танцевать и кувыркаться!

Звучит музыка, появляется Оладушка — Маруся, на голове

шапочка в форме оладьи.

Оладушка:

Я от бабушки ушла! Я от дедушки ушла!

По снежочку я пошла… ( замечает зрителей)

Ой! И зрителей нашла!

Эх, сейчас поозарую! (видит приближающего блина)

Блин: Ты кто такая мне ответь?

Оладушка:

Да сестрица твоя- Оладушка!

Меня, как и тебя, испекла бабушка!

Блин: А почему ты такая маленькая?

Оладушка: А на меня муки не хватило.

Блин: А почему на тебя муки не хватило?

Оладушка: Вся мука на тебя ушла.

Блин:

Ну, что ж, теперь мы братец и сестрица!

Вмести будет веселится!

Оладушка:

Правильно, создали семейный дует.

Будем вместе выступать, Масленицу прославлять!

Эй, подходи честной народ,

масленица к нам идёт

С понедельника до воскресенья

Нам неделя для веселья.

Звучит музыка, ведущие, под музыку пританцовывая, меняются

местами — начинается игровой блок — «Блинная неделя»

Тема № 1 «Встреча»

Оладушка:

Понедельник – «встреча».

Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:

Реки сметанные, горы блинные!

Блин:

Понедельник — звался встречей,

Хоть остался он далече,

Будем мы весну встречать,

Будем Масленицу привечать

Блин:

Для начала, для «гуляночки»

Предлагаем вам

Не конфетки — бараночки,

А танец лихой и, как Радуга, цветной.

Значит так! Как звучит музыка – все танцуем!

Оладушка:

Танцуем — как умеем! А не умеем — все равно танцуем! В ходе танца мы будем называть цвета, а вы смотрите — на одежде кого эти цвета есть! И тут же — на счастье! — касайтесь этого счастливчика рукой!

Блин:

Например, я кричу «синий», на ком есть одежда синего цвета выходит в центр круга! А остальные водят вокруг него (них) хоровод! Как все цвета радуги переберем — точно счастье обретем!

(Проходит музыкальная игра « Радужный танец »)

Тема № 2 «Заигрыш»

Блин:

Закрутились карусели, полетели дни недели.

Вот и вторник – Заигрыш.

Первый день отметили, Масленицу встретили.

Во вторник надобно играть, Масленицу продолжать

Оладушка:

Начинаем состязание для тех,

В ком сила играет для зимних потех.

Приглашаем всех желающих,  прокатиться на резвых лошадях!

Игра-эстафета «Скачки »

Количество участников: 2 команды по 8 человек.

Реквизит: 2 деревянные лошадки.

Условия игры: каждый участник должен проскакать на лошадке проходя препятствия из кеглей и  передать лошадку следующему игроку. Та команда, которая первой выполнит все условия игры, станет победителем.

(Проходит игра «Скачки »)

Блин:

А теперь, друзья, начнём

Состязание — бег вдвоём.

Вам в мешки мы спрячем ноги,

Да и пустим по дороге,

Первым кто к черте придёт,

Тот подарок и возьмёт

Эстафета «Бег в мешках»

Количество участников: не ограничено

Реквизит: 2 шт.мешка

Условия игры: каждый участник должен забраться по пояс в мешок , держась за края мешка, проскакать до отметки и  обратно ,передать эстафету следующему игроку. (Проходит эстафета «Бег в мешке»)

Оладушка:

Вторник заигрышем был.

Только вдаль от нас уплыл.

Но не будем мы скучать,

Будем ЛАКОМКУ встречать

Блин:

Среда — лакомкой зовётся,

Сытно естся сладко пьётся.

Масленица наша дорогая,

Гостьюшка наша золотая,

К нам с весельем пришла и блинов принесла.

Оладушка:

Ах, вы блинчики-блины,

Вы пришли из старины.

Много ведь старинных блюд,

Где их жарят и пекут.

Блин:

Конкурс нынче объявляли

Блинопёков выявляли.

Что ж умельцы выходите

Да блинами угостите.

Объявляются итоги по конкурсу «Блинопёков».

Награждение призами.

Оладушка:

Эстафета «Блин на сковороде»

Количество участников: не ограничено

Реквизит: 2 шт.сковороды. 2 шт.блинов(из ткани)

Условия игры: участник должен «испечь блин» т.е пробежать с блином на сковороде до отметки и обратно, передать эстафету следующему игроку.

(Проходит эстафета «Блин на сковороде»)

Блин:

Вот и лакомка прошла,

Хороша она была!

А в четверг большой

Веселись-ка всей душой.

В «разгуляй четверток»
Не жалей своих ног.

 

Оладушка:

Не жалей своих ног

Да вокруг матрёшки

На ухвате чугунок

Пронеси с картошкой.

Эстафета « На ухвате чугунок»

Количество участников: не ограничено

Реквизит: 2 шт.сковороды. 2 шт.блинов(из ткани)

Условия игры: участник должен «испечь блин» т.е пробежать с блином на сковороде до отметки и обратно, передать эстафету следующему игроку.

(Проходит эстафета «На ухвате чугунок»)

Блин:

Закрутились карусели, полетели дни недели.

Вот и пятница пришла«Тёщины вечёрки».

На пятницу зятья тёщу

Корми блинами не тощими.

Оладушка:

Продолжаем праздник наш!

У нас для вас, сто затей.

Хочешь. Не хочешь. Выходи играть, не робей!

Блин:

На «Петушиный бой» приглашаются

Драчуны смелые, толкаться умелые!

(Выбираются игроки, им в одну руку даётся по подушке)

Встали плечом друг к другу- раз!

Поджали одну ногу – два!

Одну руку за спину – три!

( Проходит игра «Петушиный бой»)

Блин:

Наконец пришла суббота,

Ну ,какая тут работа!

Надо в гости нам сходить,

Воду к чаю наносить,

Самовар там растопить.

У золовки чай попить.

Эстафета «Принеси воду из колодца»

Количество участников: не ограничено

Реквизит: 2 коромысла. 4 ведра

Условия игры: участник должен «испечь блин» т.е пробежать с блином на сковороде до отметки и обратно, передать эстафету следующему игроку.

(Проходит эстафета «Принеси воду из колодца»)

Эстафета « Баня»

Количество участников: не ограничено

Реквизит: 2 стула,2 веника

Условия игры: участник должен «испечь блин» т.е пробежать с блином на сковороде до отметки и обратно, передать эстафету следующему игроку.

(Проходит эстафета «Баня»)

Оладушка:

А ещё в субботу не безделки-

Золовкины посиделки.

Вы, ребята, не зевайте,

Вы частушки запевайте!

Конкурс « Частушки »

Блин:

Кто нам весёлую частушку споёт — тот приз с собой унесёт!

(Приглашаются желающие на сцену для исполнения частушек. Исполнившим частушку – даётся приз)

Оладушка:

Молодцы ребята наши, и поют они и пляшут,

Закрутились карусели, полетели дни недели.

Вот и воскресенье – Прощёный день.

Блин:

Наступило воскресенье,

Попроси у всех прощенье.

Сразу станет легче жить,

И не будете тужить.

Все в этот день просят друг у друга прощение, обнимаются и целуются, не оставляя обид в душе, прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Прости меня Оладушка

Оладушка:

И ты меня прости…….(обнимаются и целуются три раза)

А ёщё в этот день торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.

А у нас этих Чучел видимо-невидимо, хочешь посмотреть?

Блин:

А то!

Оладушка:

Внимание! Внимание! Всем на удивление объявляю чучел представление!

ДЕФИЛЕ МАСЛЕНИЧНЫХ ЧУЧЕЛ

Звучит музыка приглашаются на сцену участники с самодельными чучелами.

Всем участникам вручаются призы

Блин:

А в воскресенье догуляй,
Да и Масленицу провожай.
А потом уж не взыщи —
Хлебай пустые щи!
После Масленки — пост —
Грызи редьки хвост!

Оладушка:

Пора и нам чучело сжигать,

Да Масленицу провожать!

Блин:

Я за факелом! (убегает, выбегает с олимпийским факелом)

Ну что стоишь, пошли жечь!

Оладушка:

Что?

Блин:

Чучело!

Оладушка:

Сам ты чучело, глянь по сторонам чучела-то нет!

Я уже на поиски отправила трёх наших друзей.

Блин:

Кого?

Оладушка:

Трёх богатырей!

Предлагаем вашему вниманию сказ про то как три богатыря Масленичное чучело искали!

Начинается 2 часть праздника масленицы театрализованное представление

«Как три богатыря Масленичное чучело искали», после которого идёт сожжение чучела масленицы.

Список используемой литературы

Лаврентьева, Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. & СПб.: Паритет, 2004. – С.285-289.   

Миловский, А. С. «Не житьё, а Масленица!» // Миловский, А. С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – С. 174-190.

Некрылова, А. Ф.  Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. – 2 изд., доп. — Л.: Искусство, 1988. – С. 16-20.

Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 изд. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 364-370.

Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).

Юнина, А. Весёлые проводы // Будь здоров!. – 2002. — № 3. – С. 70-73.

Шангина, И. И. «Широкая масленица»: (Материал к празднику) //

Шангина, И. И.  Русские дети и их игры. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – С. 222-336. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Массовые праздники испании
  • Масленица откуда пошел этот праздник
  • Масленица откуда название праздника
  • Массовые праздники европы
  • Масленица обозначение праздника