Масленица пятница сценарий

Cкачать: Сценарий блока "Пятница - тёщины вечерки" для праздника "Масленица"

Сценарий
выступления на празднике «Масленица»

Блок
«Пятница – Тёщины вечёрки» МБДОУ детский сад № 59

Персонажи:

Зять

Жена

Тёща           
роли исполняют дети

Барин

Кучер

Автор
– взрослый, читает текст сказки

Репертуар:


русская народная песня «Ой, блины»


сценка русская народная сказка «Беспамятный зять»


танец «Алёнушки»

Декорации: на сцене
стоит обеденный стол, накрытый скатертью. На столе стоят угощения: блюдо с
блинами, кувшин, стаканы. Возле стола стоят 3 стула.

Атрибуты:
корзина,
яйца, горшочек масла, сметана, кукла Масленка, блюдо с блинами, салфетки,
кувшин, стакан, деревянные лошадки.

Ход выступления:

(Под
музыку на сцену выходят под руку Зять и Жена. У жены в руке корзина.

Останавливаются
в центре сцены.)

Зять:
Я
в гостях у тёщи был,

Так весь двор меня кормил.

А теперь пришла пора,

Тёщу к вечеру жду я.

Жена: Мама с
вечера прислала

Яйца, масло да сметану.

Будут сладкие блины,

Всех накормим дружно мы.

(Стук в дверь. Входит Тёща.)

Тёща: Дети, в
гости я пришла.

Вам Масленку принесла (дарит куклу).

Слышу запахи блинов,

Вижу, стол у вас готов.

(Зять приглашает Тёщу к столу.)

Зять:
Тёща,
Вы за стол садитесь

Да блинами угоститесь.

Мы друзей всех соберем,

О блинах гостям споем.

(Тёща садится за стол. Зять с Женой
выходят в центр сцены. К ним из-за кулис выходят дети с музыкальными
инструментами.)

ПЕСНЯ «ОЙ, БЛИНЫ»

(Жена берет со стола блюдо с блинами, спускается
в зал, угощает зрителей. После песни дети уходят за кулисы.  Зять с Женой
возвращаются к столу.)

Жена:
Мама,
помните, на днях,

Когда были мы в гостях,

Случай с мужем приключился…

Зять (смущенно
машет рукой)
: Ой, тогда я пристыдился…

Тёща (встает,
выходит в центр сцены)
: Мы расскажем случай тот.

Рассмешим честной народ.

СЦЕНКА «БЕСПАМЯТНЫЙ ЗЯТЬ»

(Жена
уходит за кулисы. Взрослый читает текст сказки за кулисами.

Персонажи
разыгрывают действие на сцене.)

Автор:
Пришел
зять к тёще в гости. Тёща угостила его киселем. Зять съел кисель и спрашивает. (Зять
и Тёща выполняют действия по тексту.)

Зять: Это что
за кушанье?

Тёща: Кисель.

Автор:
Зятю
кисель очень пришелся по вкусу, думает он.

Зять: Дома
непременно заставлю жену сварить, только бы не забыть, как зовется.

(Зять встает из-за стола. Идет по сцене,
потирая затылок.)

Автор:
Случилась
на дороге канава. Хотел зятёк перескочить через нее, да поскользнулся и упал.
Встал – и забыл, что ел у тёщи. Думал, думал – никак не может вспомнить. (Зять
выполняет действия по тексту.)
Едет мимо барин. Видит, мужик бродит в
канаве. Остановился и спрашивает.

Барин: Что
потерял, мужичок?

Зять: Сто
рублей.

Барин: Кучер,
поди поищи, а найдешь – разделим пополам.

Автор: Кучер
подошел к канаве и говорит.

Кучер: Вишь, как
взболтал грязь-то в канаве, словно кисель!

Зять: Нашел,
нашел!

Автор: Выскочил
зять из канавы и со всех ног пустился домой, а сам кричит.

Зять: Кисель!
Кисель!

(Зять
убегает за кулисы. Барин с кучером уезжают. Из-за кулис выходит Жена.)

Жена: Что-то
гости засиделись,

Сказки были, песни пелись.

Нам пришла пора вставать,

Пляску русскую начать.

ТАНЕЦ «АЛЁНУШКИ»

(Жена, Зять и Тёща за руки выходят в центр
сцены.)

Тёща: Хорошо у
зятя было:

Ели, пили, веселились,

Но пришла пора проститься,

Мне домой уж возвратиться.

Зять: Вот и
«Тёщины вечёрки»

Тоже близятся к концу.

Провожу я тёщу к дому.

Жена: А я дома
приберу.

(Кланяются
зрителям. Зять уводит Тёщу за кулисы под руку. Жена убирает со стола и уходит в
другую кулису.)

На чтение 8 мин Просмотров 1.2к. Опубликовано 16 февраля, 2019 Обновлено 1 июля, 2020

По традиции в пятый день масленичной недели тёща приходила в гости к зятю с ответным визитом. К тёщиным вечёркам у наших предков было особое отношение. Ведь от того, как зять тёщу встретит, зависела тогда и судьба молодой семьи. Да, и в наше время – поссорятся родственники, значит мира в доме не жди.

Мы уже отгуляли с вами и Лакомку День третий, и весёлый Разгуляй День четвёртый. Пришла очередь задушевных тёщиных вечерков. Предлагаем весёлую музыкальную сценку.

Содержание

  1. Сценарий музыкальной постановки Тёщины вечёрки
  2. Сцена 1
  3. Сцена 2
  4. Сцена 3
  5. Тёща про зятя пирог пекла
  6. Чарочка моя
  7. Частушки про тёщу
  8. Ой, спасибо тому, кто хозяин во дому
  9. Сцена 4

Сценарий музыкальной постановки Тёщины вечёрки

Действующие лица:

Лукерья (Л)

  • Первая кума (К1), она же Петровна
  • Вторая кума (К2)
  • Кум Фёдор (Ф), муж второй кумы
  • Зять и его жена (З и Ж), дочь Лукерьи
  • Тимофей (Т), сын Лукерьи

Сцена 1

Дом Лукерьи. На полу стоят корзины, полные добра. Заходят кумушки и кум Фёдор. Кум с баяном.

К1: Здравствуй, кума Лукерья!

К2: Здравствуй, кума!

Л: Здравствуйте кумушки! Проходите!

Ф: Низкий поклон тебе, кума!

Л: И тебе быть в здравии, кум Фёдор!

К1: Жарко, как у тебя. А куда это ты корзины набрала? Пособралась куда-то что ли?

К2: Та не одну – аж две!

Л: Удивляюсь я с тебя, кумушка! Так ведь Масленица у ворот! Хлопот невпроворот! К зятю в гости собираюсь!

К2: Ой, гляди, кума! За дочку родную переживает, зятя ублажает, гостинцы вон им собирает. Эх, кума!

К1: Вот видно врут люди, что земля на трёх китах держится.

Л и К2: А на чём?

К1: Да вот на таких вот тёщах держится!

Л (застенчиво): Ой…

К2: Твоя правда, кума!

Л: Ой, кумушки, вот собираюсь-собираюсь, а не знаю, всё ли собрала. Аль чего забыла?

К2: Ой, да шо тут у тебя?

Ф: А горилочки-то приготовила?

Вторая кума показывает куму кулак.

Л: Ой, кум, приготовила!

Л (обращается к кумушкам): Вот смотрите: сковорода, чиплейка, мука, соль…

К2: Ой. Кума, а мука у тебя какая?

Л: Мука у меня разная. Вот пшеничная, кукурузная и гречишная!

К2: Ох ты ж!

К1: А я вот с гречишной муки блины не люблю!

К2: Чего это?

К1: Они чёрные получаются!

К2 (машет рукой на куму): Ой, хорошие да вкусные блины получаются!

Л (продолжает перечислять содержимое корзин, кумушки удивляются и смеются): Вот тут сахар, творог, изюм, курага… Варенье клубничное, черничное…. Ой, что-то ещё хотела положить да забыла!

К2 (со смехом): Что-то ещё! Да и так корзины полнёхоньки! Кума!

Л: Вспомнила! Медку!

Убегает за мёдом.

К1 (возмущённо): Нет, да ещё и медок! А?!

Ф: Шоб зятя чёрт не уволок!

Лукерья возвращается.

К1: Да, с такой вот тёщей зять не будет тощий!

Л: Ой, кумовья, зять-то у меня хороший! Не пьёт, не курит, дочку в гости отпускает! А сегодня сам лично приходил, меня в гости пригласил!

К2: Та ты шо!

Поворачивается к Фёдору: Видал?!

Л: Та вы знаете, кумовья, что-то мне идти одной боязно.

К2: Чего это ты, кума?

Л: Ой, да не знаю…

Ф: Кума, а мы тебе на что? Вместе пошли!

Л: Твоя правда, кум! Пошлите со мной!

К2: Ой, да и точно! Эх, по проторенной дорожке пойдём к зятю на блины! Эээх!

К1: Только будут ли блины? А то как погонят со двора вот этой вот чиплейкой!

К2: Ну шо ты такое говоришь?

Л: Та ну! После таких вот гостинцев и чиплейкой?! Не погонят! И блины будут!

Зовёт сына: Тимоша! Сынок, Тимоша!

На сцену выходит мальчик лет 12.

Т (кланяется): Здравствуйте!

К2 и К1 (умиляются, кланяются): Ой, здравствуй, Тимошка!

Л: Тимоша, надо вот гостинцы зятю отнести.

Т: Не, не пойду. Там холодно!

Л (хитро): А леденец хочешь?

Т (радостно): Хочу!

Л: Вот отнесёшь корзины, получишь петушка на палочке! Значит так, отнеси корзины да скажи зятю, что я не одна приду. А с кумовьями. Пусть хорошо готовится! Давай!

Тимоша надевает шапку, собирает корзины.

Л: Ну что, кумовья мои любезные, пойдём! Я вам своей наливочки налью, а то блины уже стынут!

К2: Ой, пошли, кума!

Фёдор наигрывает на баяне весёлую мелодию. Уходят. За ними уходит Тимоша с корзинами.

Сцена 2

Стоит стол, накрытый скатертью. На столе самовар, тарелки с булками, деревянная ступка.

Мальчика с корзинами подходит к столу. Топает ногой.

Т: Есть кто в дому?!

Голос зятя: Иду-иду!

З (выходит): О, Тимофей!

Т (ставит корзины перед зятем): Добрый день в хату! Мама велела корзины передать. Да сказала, что не одна придёт, а с кумовьями. И сказала, что за услугу вы мне денег дадите.

З: Сколько тебе дать?

Т (счастливый и удивлённый, что удалось обмануть зятя): Руб!

З: Ну, держи!

Тимоша открывает ладонь, а там: Пятак?!

З: Сойдёт и так!

Берёт корзины, уходят со сцены.

З (уходя): А за гостинцы спасибо!

Сцена 3

На сцену выходит Лукерья с кумовьями. Поют песню.

Тёща про зятя пирог пекла

Выходят зять с дочкой.

К2 (кланяется): Добрый день в хату!

З: И вам здравствуйте, гости дорогие!

Л: Здравствуй, зятёк любезный!

З: здравствуй, тёщенька родная!

К2: Вы нас в гости пригласили, мы к вам тут же поспешили!

Л: У зятя родного блиночков отведать, да за одно и дочку проведать! Доня!

Подходит к дочери, обнимает.

Зять направляется к первой куме: Маманька!

К1: Ой, крестничек! Какой же ты вымахал!

З: Эй, жена, а ну-ка глянь-ка в печь! Не пора ль блины испечь?!

Дочь Лукерьи уходит.

З: Мы вас в гости ждали, угощенья припасали.

Подходит к столу, берёт тарелку, прикрытую полотенцем.

З: Ну-ка тёща, угадай. С чем твоя дочь блины для тебя испекла?

Снимает полотенце – на тарелке один блинчик, свёрнутый трубочкой.

Л (удивляется): Как много блинцов!

К1 (в зал): Я ж сказала блинов не будет!

Л: Ну, наверное, с колбасой или с картошкой?!

З: Нет!

Л: Ну может с рыбой, с творогом?

Кумушки (подсказывают): С редькой!

Л: А! С редькой, наверное!

З: С редькой это у Федьки!

Ф: Чё это сразу у Федьки!

Кумушки хихикают.

Л: Ну, я прям не знаю….

К1 (подсказывает): С моркошкой.

Л: С моркошкой?

З: Ну что ты! Не с моркошкой и не с колбасой, а с красной икрой! Кушай тёщенька, угощайся, да на мои шутки не обижайся!

Кумушки удивлённо подходят. Рассматривают блинчик, щупают, нюхают.

Л: Ах, какая красота! Ах, какая вкуснота!

Подмигивает кумовьям: Нынче до хаты не пойду, у зятя заночую!

К2: А что ты, зятюшка не весел, что ты голову повесил? А?!

З: Близких радовать не грех! Присаживайтесь гости дорогие к столу! Жена, неси всё, что в печи!

Выходит жена с подносом, застеленным рушником. Сверху – угощения.

Ж: А у нас тут калачи! Только что из печи! Пирожки, блины, ватрушки! Угощайтесь, гости дорогие!

К2: Ой, хозяйка какая!

К1: Ой, кума, как давно мы блинов не ели!

К2: Ой, блиночков-то как отведать хочется!

Рассаживаются за столом, берут угощения.

Ф: За таким-то столом и чарочку не грех!

К2: Ой, и то правда!

З: А в моём дому и вино и пиво. Пируйте, гости дорогие!

Жена на подноси приносит чарочку. Зять подаёт тёще, поют песню.

Чарочка моя

Все наполняют чарочки. Чокаются.

К2: С праздником!

Ф: Быть добру!

Все вместе: С Масленицей!

К1: У Лукерьи зять-то богатенький – у него стаканчик пузатенький!

К2: Ой, будет сегодня веселье!

Ф: Ну-ка зять, запевай да не упирайся! А не хочешь петь, к чёрту убирайся!

Л: Ну-ка, зять, не подведи!

Поют частушки, танцуют.

Частушки про тёщу

Кумушки: Ух, наплясались от души!

Возвращаются к столу.

Л: Давно я так не плясала! Ну что: делу время, потехе час! Как говорится, попили, поели, пора и честь знать!

З: Ну что же вы, гости дорогие! Вы ж ещё не всё попробовали: и пироги румяные и блины с картошкой, да и с моркошкой найдутся!

Жена раскладывает угощения на тарелки.

Л: Спасибо, зятёк!

Ф (поднимает чарочку): На посошок!

К2: Ой. Давайте! С праздником вас ещё раз!

Л: Скажу вам дети просто. Живите дружно. В добрый час!

Кланяется детям, они кланяются в ответ.

К2: Ой, коли так, то и мы с вами прощаемся.

Ой, спасибо тому, кто хозяин во дому

Дочка с зятем уходят со сцены.

Сцена 4

К2: Спасибо этому дому, пойдём к другому!

К1: А куда пойдём?

Л (обращается к первой куме): Ой, кума, да пойдём к Петровне!

К2: Да и правда! Давно мы, кумочка, у тебя в гостях не были!

К1 (Петровна): Да я даже печку не топила! У меня ничего нема!

Л и К1 (переглядываются): Ну, как всегда!

К1: Пойдёмте тогда к нам! У нас и печь натоплена, и блинчики горячие!

Ф: А чарочку-то нальёшь?

К1: Ой, да налью!

Уходят под весёлую музыку.

Представить тёщины вечёрки без песен и плясок просто не возможно. Считалось, что весна придёт дружно только в те края, где её встречают с особым задором. С Масленицей!

Сценарий проведения «Тещиных вечерок»

Русская изба, за столом сидят теща с тестем и пьют чай.

ВЕДУЩИЙ №1: Пятый день Масленицы называется выразительно-
Тещины вечерки.Теперь уж зять тещу блинами угощает.

ВЕДУЩИЙ №2: Да не просто если та зайдет, а с предварительным
приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.

Зять идет приглашать тещу на блины, а из толпы ему
кричат(посмеиваясь):

1) Ничего нет в мире проще, чем стать свекровью или тещей!

2) Став тещей, надо знать, что любит и не любит зять!

3) Теща с возу — зятю легче!

4) У хорошей тещи зятек — самый любимый сынок!

5) С тещей жить — по волчьи выть!

6) Жена для совета, теща для привета!

7) Был у тещи, да рад утекши!

ЗЯТЬ: Друзья, глазами нам надо другими

           Взглянуть на тещу наших дней —

           Не шутки плоские, а гимны

           Мы создавать должны о ней.

           Не так страшна теща, как ее малюют.

           Ведь для многих зятей она ласковая,

           Заботливая, молодая, разбитная, поворотливая.

            Приглашаю завтра мою тещу любимую,

            Да вместе с тестем родимым

            В гости к нам прийти

            Да блинков наших отведать.

            Ждать мы вас очень будем

            И отказа никак не примем!!!

    Оборачиваясь к толпе:

           Всех на Масленицу ждем!

           Встретим масленым блином,

           Сыром, медом,калачом

            Да с капустой пирогом!

ТЕЩА: Ну коль приглашаешь так сердечно, то будем обязательно.

             Вот передай от меня дочке моей подарочки для
завтрашней

             нашей посиделовки.( передает сковороду, скалку,
кадку)

ТЕСТЬ: Ну и от меня любимый зять, принимай, попробуй не
взять!

               (мешок муки, масло)

Зять уходит.

ВЕДУЩИЙ №1: Говорят, у тещи зятек — любимый сынок.Вот он и
доказывает, что так и есть.

ВЕДУЩИЙ №2: А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась
вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

СКОМОРОХ №1: Добрый день, судари и сударушки,

              Красны девицы!Добры молодцы!

 СКОМОРОХ №2:  Зовем гостей со всех волостей,

                Кумовьев, зятей, девок, парней.

СКОМОРОХ №1: Свекров и свекровушек,кумушек, золовушек

ВМЕСТЕ(скоморохи):Тещу и тестя- зовем все вместе

СКОМОРОХ №2: Петь до надсады, плясать до упаду!

За накрытым столом рассаживаются гости

ЗЯТЬ: Сегодня у нас веселье!Масленицы продолженье!

            Все ли уселись? Все ли согрелись?

Ему отвечают: Да, да уселись!

ХОЗЯЙКА: Гости, будьте же здоровы!

        Вот блины мои готовы!

       Разных здесь блинов гора

         Нам их есть давно пора!

ЗЯТЬ: Угощайтесь, родные, блинками

     Какие кому по вкусу!

     Теща моя любезная,

     Теща моя чудесная,

     Отведай блинков со сметаною

     Да с земляничным вареньем,

     А вот с творогом, и с грибами,

     Да с картошечкой.

     Все отведайте, все попробуйте.

     Хоть тещины блинки сладки,

     Да тещ угощают сегодня зятьки!!!

Все едят блины и нахваливают

СКОМОРОХ : Ну – ка, русскую давайте!

           Веселее начинайте!

           Чтобы ножка топала,

           Чтобы сердце екало!

Поются частушки :

1)    
Я сегодня не в
порядке

Завтра лучше наряжусь

Дыни на ноги одену,

Кукурузой подвяжусь!

2)    
Взял землицу я в
аренду,

Чтоб построить там фазенду.

Посадил арбуз и дыню,

А теперь ищу рабыню!

3)    
Если хочешь
счастлив быть,

Приходи на станцию,

Тещу сдай скорей в багаж,

Потеряй квитанцию!

4)    
На таможне мою
тещу

Не пустили в Геную.

Говорят, что камни в почках

У ней драгоценные!

5)    
Лес шумит, шумит,
шумит,

Лес шумит, качается.

Кто крикливых тещ полюбит,

Тем налог скощается!

Далее играет песня про тещу, зять приглашает тещу на танец.
Танцуют все!

В заключение теща поет частушку :

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги!

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат!

Далее словами : Тещу танцем уморили и блинами накормили!

Спохватившись: Ой, родные, час какой?

              Не пора ли нам домой?

              Звезд на небе давно нет,

              На дворе уже рассвет!

Все хором: Давайте на прощание скажем : «До свидания!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Изобильненского муниципального района Ставропольского края

«Детский сад комбинированного вида №12»

Сценарий музыкально-фольклорного праздника

«Масленица. Проводы зимы.

День Пятый – тёщины вечерки»

Подготовила воспитатель:

Черевань Н.В.

Тернаскова А.В.

Дата проведения: 20.02.2015г.

Изобильный 2015г.

«Масленица в гости к нам идет.

День Пятый – тёщины вечерки»

Цели:    

  • Приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

  • Закрепить и расширить знания детей о русском народном  празднике — Масленице.
  • Закрепить умения выразительно и ритмично читать и петь произведения русского фольклора (потешки, пословицы, частушки) .
  • Сохранение традиций русского народа через использование народных игр, игру на русских народных инструментах.
  • Вызвать эмоциональную отзывчивость и восхищение творчеством русского народа.
  • Воспитание чувства патриотизма, интереса к особенностям русских традиций.

Действующие лица:

Скоморох — Черевань

Зима — Ченцова Г.А.

Снеговик — Тернаскова А.В.

Весна — Максимова Е.Е.

Музыка — Королёва

Реквизиты: Обруч с лентами, платочки, канат, верёвка для платочков, верёвки(ленты) для связывания ног, медальки- солнышки, санки -3, уздечки, метла, кегли, повязка на глаза, бубенчики.

Ход мероприятия. Пятница –Тёщины вечерки

На площадке звучит музыка, зазывает детей. После того как дети собираются, на площадку въезжают санки вместо лошадей запряженные скоморохом и снеговиком.

На первых санях – Зима, на вторых – Масленица, на третьих – Весна.

Скоморох:

Все! Все! Все на праздник!

Масленицу встречать – зиму провожать, весну закликать!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займёшь – соседу достанется!

Гостей давно мы поджидаем, масленицу без вас не начинаем!

Зима:

Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы!

Здравствуйте гости дорогие!

Собрались мы сегодня с вами повеселиться,

Зиму провожать, весну – красну встречать.

Скоморох: И так, начинаем! Пятница — «Тёщины вечера» — это когда папы приглашают бабушек в гости на блины. Суббота – «Заловкины посиделки». Воскресенье – «Прощеный день».  В этот день все просят друг у друга прощение за причинённые обиды. Давайте и мы попросим прощения друг у друга и обнимемся.

Зима:

День сегодня не простой,

Я пришла проститься с вами,

Мой закончился черёд,

У порога весна ждёт!

А ну ка матрёшки спойте нам (девочки подготовительной группы)

Скоморох:

Погоди зима прощаться,

И с детьми на год расстаться,

Все хотят с тобой плясать,

Песни петь и поиграть.

Скорее детвора, становись в хоровод,

Мы с зимой простимся, с ней повеселимся.

А для начала

Зима:

Ребята встаём в большой дружный хоровод.

Смотрите на меня и повторяйте.

Хоровод «Русская зима»

Зима:

Ну как ребята не устали?

Вот как весело плясали!

А скажите – ка, друзья,

Хорошо ли вам было зимой?

Дети: Да

Снеговик: А ну ка малыши становитесь со мной в хоровод будем заклички кричать.

Ясли и 2-1. Дети становятся в хоровод и держатся за ленты, привязанные к обручу по три человека за одну ленту и водя хоровод кричат закличку.

Зима:

Вот пора мне уходить,

Встретимся с вами в следующем году.

И масленицу с собой заберу.

А на память от масленицы вам солнышки. Детям раздают солнышки

До свидания!

Зима уходит и увозит масленицу.

Весна:

Здравствуйте люди добрые!

Зиму проводили,

Теперь будем веселиться и играть.

Скоморох. Снеговик, а ты не желаешь поиграть с ребятами?

Снеговик. Можно, но ведь ребята вон какие – спортом любят заниматься, а я не совсем спортивный, но поиграть люблю. Логопедическая группа выходи меня повеселите.

Логопедическая группа игра «Три ноги» (Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого) Пара на трёх ногах добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта);

Снеговик. (обращается к подготовительной группе) Ой, а что это за ребята такие рослые и сильные, настоящие богатыри, а не хотите ли сыграть, свою удаль показать.

Подготовительная группа игра «Подари платочек симпатии» (На площадке установлены воротца с повешенными платочками. Участники должны разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек);

Скоморох. Я сейчас возьму канат, позабавлю всех ребят! Что можно сделать с канатом? (Ответы детей). А ну ка старшая группа выходи позабавься.

Старшая группа игра «Перетяни канат»;

Скоморох.  Снеговик, а зачем тебя метла если без дела она, а нука дай её ребятам из средней группы, посмотрим кто у них самый сильный.

Средняя группа игра «Кто быстрее на метле»;

Снеговик. Вот пока вы тут летали ребята из групп «Гномики» и «Лесная сказка» совсем заскучали. А ну ка ребятки выходите и в «Жмурки» со мной сыграйте.

Группы 2/2 и 2/3 игра «Жмурки».

Скоморох. Ну что ребята весело мы сегодня играли, а теперь пора нам расходится чай пить и блины есть, а мы с вами увидимся через год.

Все участники хором прощаются с детьми.

Дети расходятся по группам на чаепитие с родителями.

Цель: знакомство с традиционным народным
праздником «Масленица».

Задачи:


  • Приобщение детей к народному творчеству,
    народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях
    народного праздника «Масленица»; о характере
    народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через
    продуктивную творческую деятельность;
    совершенствование навыков группового
    взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников,
    отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к
народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 — 30
человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для
детей можно сделать в форме куклы, разрисовать
которую будет не трудно. Сделать надпись «Пришла
Масленица — отворяй ворота». Так же подойдут для
приглашений праздничные открытки и фотографии,
самое главное, чтобы их содержание
соответствовало теме «Масленица».

Призы готовят заранее. Например, в качестве
призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами
блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в
эстетическом воспитании детей имеет оформление
помещения, где будет проходить праздник.
Попробуйте сами (или привлеките художника)
нарисовать исторические картинки с изображением
празднования Масленицы на Руси и украсьте этими
картинками помещение. Можно развесить плакаты со
следующими поговорками: «Блин добр не один»,
«Блин брюху не порча», «Блин не клин брюха не
расколет», «На горах покататься, в блинах
поваляться», «Без блина не Масленица, без пирога
не именинник».

С детьми следует заранее выучить русскую
народную песню «Блины» (запись А. Абрамского),
частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить
атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И
самое главное на столе для чаепития должны быть
блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд
для мини — выставки изготовленных во время
мероприятия работ; магнитная доска для
демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова «Взятие
снежного городка».

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по
числу мини — групп: обрезки ткани, бумага,
ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты
(игра «Три ноги»); 4 ведёрка, шарики или сшитые из
ткани снежки; обруч или мел (игра «Петушиный
бой»), бумага (для записок), ручки, конверт, спички
(только у педагога); мешочки с крупами (пшённая,
манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных
песен и мелодий. Фонограмма песни «Блины»,
частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию —
чучело «Масленицы

Конкурс «Испеки блины»

Игра «Золотые ворота»

Конкурс «Определи крупу»

Игра «Петушиный бой»

Игра «Три ноги»

Игра «Снежки»

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники
мероприятия рассаживаются за столы на свободные
места
.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали
Новый год, радовались рождественским праздникам
и русской зиме с ее белыми снегами, санками,
играми, сильными трескучими морозами. Но вот
появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал
день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну — красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник,
знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких
языческих времен пришла к нам Масленица, честная
Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси
Масленицу — праздник озорной, веселый,
отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны .Ее
повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе
говорили: ‘»Хоть с себя заложить, а Масленицу
проводить». Считалось, что если плохо
отпраздновать ее, то придется жить в горькой
нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете
почему? Масленица была самым весёлым и
разгульным праздником. Длился праздник целую
неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски,
песни. За это и величали в народе широкой
Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и
масляной еды, которой полагалось угощаться всю
неделю. По народным поверьям необходимо было
помочь солнцу победить злую морозную зиму, и
любимой на Масленице едой были блины круглые,
румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца.
Обжорство — самая примечательная черта
праздника. Это должно символизировать сытую
жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с
понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт
приготовления блинов и держала его в секрете от
соседей. Обычно блины пеклись большие во всю
сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались
разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д.
Масляный блин — символ солнца, солнечных дней,
хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице
говорится: «Без блинов не Масленица». «Блин
красив и горяч, как горячее всё прогревающее
солнце».

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и
Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый
правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о
блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли
вы их. Каждая команда получает по два набора
карточек (прил.2). На одних начало пословицы или
поговорки, на других конец. Ваша задача правильно
все это соединить. Кто справится с заданием
первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с
понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день
Масленицы имеет свое название.

Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник — «Встреча», гостей встречали
и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на
салазках, кричали: «Приехала Масленица!
Приехала Масленица!»Девушки приносили на гору
с собой блины, клали их на голову, когда пели
песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню «Блины».

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с
длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у
фигуры помазок и блин — символы Масленицы (дети
делятся на небольшие подгруппы по 4 — 5 человек).
Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной
(прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов,
находящихся на столе изготовить чучело
Масленицы в технике аппликация (во время
выполнения практической работы звучит народная
музыка). Выполненные работы вывешиваются на
ширму, проводится анализ наиболее интересных
работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы — брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь — горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын — трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома,
поздравляли с наступлением Масленицы и
выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем «испечь
блины».

Игра «Испеки блины».

Дети делятся на две команды. Каждая команда
получает «сковородки» (теннисные ракетки),
«блины» (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со
«сковородкой» и «блином» в руках так ,
чтобы «блин» не упал, и там положить
«блин» в тарелку, не прикасаясь к нему
руками. Если «блин» упал, участник выбывает
из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь
«испечет» все «блины» считается
победительницей.

Ведущий: Вторник — «Заигрыш».

«ЗАИГРЫШ» беспечный — ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них — награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху
и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни
приглашали друг друга покататься на горках.
Здесь парни высматривали невест, а девушки
поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра «Золотые ворота»,
в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра «Золотые ворота».

Половина участников игры встают в круг лицом к
центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти
«ворота» пробегает цепочка остальных
игроков, взявшись за руки. При этом они обегают
каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто
остался внутри круга, встают в него, увеличивая
число «ворот». Не пойманные, восстанавливают
цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не
поймали, считаются победителями. Запрещается
останавливаться перед «воротами», боясь
быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя
заранее опускать руки (закрывать «ворота»).

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит — «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники — всё им удаётся.
Пироги и блинчики — всё на стол мечи!

Среда — «Лакомка», готовили самые вкусные
блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием
в этот день было посещение зятьями тещи, для
которых она пекла блины и устраивала настоящий
пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс «Определи крупу».

А сейчас я приглашаю представительниц от
каждой команды двух (можно 4) девочек .Пришла ваша
очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки
с крупами: пшенка , горох, гречка, манка, перловка
и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не
развязывая мешочка, определить, какая крупа
находится в каждом мешочке. Победительницы
получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ — раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек — суженых своих.

«Разгуляй», «Перелом» — так называют
четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях «по
солнышку» (по часовой стрелке),исполняя
различные обрядовые песни. Парни и девушки
катались с горок в санях (демонстрация картины).
Сани по этому случаю украшались цветными
лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей,
надевались расписные дуги. Парни
демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в
несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день
— оборона и взятие снежного городка. Как это
проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда
крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри
крепости помещалась «стража». Потом конные и
пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным
стенам, а конные пытались прорваться через
ворота. Стража крепости оборонялась метлами.
После окончания боя победители и побеждённые
вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен
именно этот старинный русский обряд? Показ
картины. (Ответ: В.И. Суриков «Взятие снежного
городка». (ответившему
правильно — приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых
молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: «Петушиный бой».

От каждой команды выбирается по одному
представителю . Рисуется круг, в который
становятся два участника. Левой рукой нужно
держать свою левую ногу , а правым плечом
вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

«Тещины вечерки» наступали в пятницу.
Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к
этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и
было поводом к вечной вражде между ним и
тещей».

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре
от каждой команды. Девушка
соответственно-«теща», юноша — «зять».
Посмотрим, как у нас «теща» с «зятем»
дружно живут.

Проводится игра «Три ноги».

Каждой паре связываются вместе ноги — правую
ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех
ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто
первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия
зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА — «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота — «Золовкины посиделки». В этот
день молодая невестка; приглашала родню мужа к
себе в гости Больше всего внимания и почестей
оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы
они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных
санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на
свадьбе, торжественно под песни скатывались с
горы. А для ребятишек продолжались масленичные
забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на
лошадях.

Игра «Снежки»

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда
получает по ведёрку с шарами (или снежками из
ткани). На небольшом расстоянии от команд
ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть
снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая
большее количество снежков считается
победительницей. (За каждый снежок команда
получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное — Зимушку — сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Завершало Масленицу воскресенье — «Прощеный
день». Родственники и друзья шли друг к другу с
«повиновением», просили прощения за
огорчения и обиды. Самым главным в этот день было
восстановление хороших, добрых отношений. В
воскресенье старались доесть все состряпанное
на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на
кладбище, оставляли на могилах блины и
поклонялись праху родных «.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь
Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова — Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом
Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями,
с шумом, а поздно вечером подъезжала к
приготовленному костру. У масленичного костра
собиралось всегда много народу. С Масленицей
прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая
солому в огонь, дети усердно повторяли:
«Масленица, прощай! На тот год опять
приезжай!»Мы катались с горы от зари до зари, А
сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших
маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением
плохих дел, от которых хотели бы избавиться и
сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели
вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети
пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после
мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай,
широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с
блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою
потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила
всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ.
Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети
собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да
делать нечего. Пришла пора её провожать.
Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети
повторяют слова за ведущим).

Масленица — кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди — Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют
частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на
чаепитие. Настало самое время угоститься
традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки
(прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини —
выставку «Масленица», с творческими работами
учащихся, а также оформить газету «Наши
посиделки» (прил.4).

Список литературы.


  1. Александровская М. Масленичные забавы //
    Дошкольное образование — 2008. -№3.
  2. «Клубный репертуар» №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. «Русские праздники», М., 1998г.
  4. «Энциклопедия детских праздников», М.,
    Пилигрим., 1999г.
  5. «Дошкольное образование», №3 2008г.
  6. «Обруч» №1/2008г., январь.
  7. Сборник»Частушки»,библиотека русского
    фольклора ,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники
    и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. —
    М.: Сов. Россия, 1990.-160с.

Приложение 1,
приложение 2, приложение 3, приложение 4.

Сценарий мероприятия

» Масленица – Тещины вечерки, тещины блины»

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа,
приобщить детей к культуре русского народа, через участие детей в празднике Масленица.
Оформление: рисунки по теме; плакат с изображением Масленицы; шары, ленты по классу; стол с угощением.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, музыкальная колонка,

В качестве музыкального сопровождении —  произведения русского народного фольклора.

Ведущая в русском народном костюме или платке, ей помогают скоморохи.

Ход мероприятия.

Ведущая.  — Добрый день, дорогие друзья. Сегодня пятый день великой Масленицы. Называется он — Тещины вечерки. Ребята, а вы знаете, кого зовут тещей? А кто такой зять? (Ответы детей).

Пятый день Масленицы – «тёщины вечёрки» — гостевой день. В разных местах России этот день проводили по своему: или зять ходил на блины к тёще, или тёща ходила на блины к зятю.  

Скоморох 1.

Закрутились карусели, полетели дни недели.

Вот и пятница пришла – «Тёщины вечёрки».

Скоморох 2.

На пятницу зятья тёщу

Корми блинами не тощими.

Скоморох 1.

Тёщу зять позвал вчера,
На блины и кренделя.
Скоморох 2.

Потому как наступили,
Тёщи нашей вечера.

Ведущая. – Историческая справка. С вечера зять к теще лично зайдет, в пояс поклонится, да в гости зазовет.

А с утра с приглашением в дом тещи зватых пошлет, чем больше народу, тем больше почет и уважение от зятя.

Девушки и молодки спозаранку к печи становились, блинки стряпали, в стопочку складывали. Затем наряжались да прямиком к катливой горе направлялись, блинки в миске на голове несли. Тут парням и потеха, и ответ на вопрос: какая из девчат хозяйка будет? Мужа голодом морить станет или умелой хозяйкой в дом войдет? А вечером обязательно песни пели. На сытый желудок не до плясок было.

Русская народная песня.

 Скоморох 1:

Хватит уж на неделе петь да играть!

Пора пятницу объявлять!

2 скоморох:

5-й день уж наступает,

А народ не убывает!

Инсценировка тещиных посиделок.

1 девочка: Было у тещи семь зятьев:

Хомка зять, и Пахомка зять,

И Гришка зять, и Гаврюшка зять,

И Макарка зять, И Захарка зять,

Зятюшка Ванюшка – милей всех зятьев.

2 девочка: И стала тёща зятьев в гости звать.

Хомка идёт, и Пахомка идёт,

И Гришка идёт, и Гаврюшка идёт,

И Макарка идёт, И Захарка идёт,

Тёща: — «Зятюшка Ванюшка, иди поскорей!»

3 девочка: И стала тёща зятьев за стол сажать,

Хомка сел, и Пахомка сел,
И Гришка сел, и Гаврюшка сел,

И Макарка сел, и Захарка сел,

Тёща: — «Зятюшка Ванюшка – поди вот тут сядь!»

1 девочка: Стала тёща зятьев блинами потчевать:

Хомке блин, и Пахомке блин,

И Гришке блин, и Гаврюшке блин,

И Макарке блин, и Захарке блин,

Зятюшке Ванюшке – блин с маслицем.

2 девочка: Стала теща с зятьев деньги собирать:

С Хомки – рубль, и с Пахомки- рубль,

И с Гришки – рубль, и с Гаврюшки – рубль,

И с Макарки – рубль, и с Захарки – рубль,

С зятюшки Ванюшки – пара серебра!

3 девочка: Стала теща зятьев провожать:

И Хомку в шею, и Пахомку в шею,

И Гришку в шею, и Гаврюшку в шею,

И Макарку в шею, и Захарку в шею,

А зятюшку Ванюшку – за святые волоса.

Зять Иван. — Ну, спасибо, тёщенька! Накормила, повеселила, пора и честь знать. Все поперепробовал, всем угостился, наелся,  повеселился.

Ведущая: В этот день не только зятья в гости к тещам ходили, но и

приглашали своих любимых тёщ к себе в гости на блины

да пироги угощали их на славу.

Выходит девочка, исполняет роль тещи.

Теща: У меня, у тещи семеро зятьев.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит.

А второй, Петруша, целый день ворчит,

Третий зять, Степаша, до обеда спит,

А четвертый, Саша, все жену бранит,

Пятый, Алеша, калачи жует,

А шестой, Сережа, в гости не зовет,

А седьмой, Ванюша, дудочку берет,

Песенки веселые на дуде ведет.

Дудочку послушать, пироги покушать,

Сяду-ка я в сани, да поеду к Ване.

Ведущая. — От души играли, от души веселились, пора и честь знать: делу – время, потехе – час! А мы прощаемся с Вами до завтра!

 Скоморох 1.

Пока Масленица нас гладит по головке,

Завтра будет день шестой — навестим золовку.

Скоморох 2.

А пока пора проститься,

          Жаль, что скоро нам поститься!

Скоморох 1:

Чтобы пыл веселья не угас,

И время шло быстрее.

Скоморох 2.

Вновь приглашаем завтра вас,

Собраться в круг скорее.

Скоморохи оба.

До новых встреч!

Угощения блинами.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Творческая группа старшеклассников под руководством педагога распределяет роли, проводит репетиции, вывешивает афишу, готовят угощения.

В день проведения праздника развлекает гостей народным гулянием, в игровой форме представляя дни масленичной недели. Количество ролей, игр, сценок, песен может меняться, изменяясь в зависимости от возрастной группы, условий, количества участников, способностей артистов.

Пояснительная записка

Задолго до введения церковных памятных дат (Рождества, Крещения) существовали праздники и обряды языческие — праздник зимнего солнцеворота, встречи весны, летнего равноденствия, жатвы и другие. Таких праздников довольно много. Они прочно вошли в быт, особенно сельской местности. Один из них — Масленица. Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно на какой-нибудь возвышенности.

По традиции масленица расписана по дням на целую неделю: понедельник — встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощеный день.

У разных народов и в разных местностях масленица отличалась своеобразием. В центральной России помимо блинов использовали и другие символы солнца- горящие колеса, спускаемые с гор, полыхающие костры. В Сибири вместо блинов пекли хворост.

Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катанием на санках с гор, взятие снежных городков и другими шумными веселыми играми.

Традиция устраивать пышные проводы зимы живет и в наши дни. В ряде мест праздник отмечают на общегородских ярмарках. В образовательных учреждениях всех типов (школа, лицей, гимназия, техникум, колледж, а также в учреждении дополнительного образования) можно привести адаптированное к любой возвратной группе мероприятие в виде народного праздника «Широкая Масленица».

Цель проведения: показать богатство и широту народных традиций, способствовать формированию представлений о своеобразии русской культуры, народных обрядов.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к истории народных праздников средствами передачи информации в творческой форме.
  2. Овладение элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, обобщением собранных данных, представлением результатов.
  3. Воспитать чувство гордости за свою Родину.

Форма проведения мероприятия: праздник.

Оснащение: Народные костюмы (платки, шали, сарафаны, рубашки, веночки, атласные ленты, бусы фуражки, валенки, лапти и т. п.), могут быть народные костюмы местности, края, где проводится праздник; костюмы для отдельных ролей (Скоморохи, Зима, Весна, Богатырь, Семеновна, Коробейники, Медведь); накладывается соответствующий грим: белят или румянят щеки, разрисовывают лицо (усы, брови), меняется голос, чтобы не узнали. В качестве музыкального сопровождения желательно использовать народную музыку, можно в современной аранжировке. Реквизит для проведения игр и сценок (чучело «Масленица», канат, подушки, кегли, шары, балалайки, бубны, дудки и т.д.); интерактивная доска для демонстрации слайдов и музыкального сопровождения (ссылки на мелодии – на слайдах); столы, лотки для мучных изделий (блинчиков, булочек, блинов, пирожков, баранок, конфет и т.п.), чая.

Краткое описание: Творческая группа старшеклассников под руководством педагога распределяет роли, проводит репетиции, вывешивает афишу, готовят угощения. В день проведения праздника развлекает гостей народным гулянием, в игровой форме представляя дни масленичной недели. Количество ролей, игр, сценок, песен может меняться, изменяясь в зависимости от возрастной группы, условий, количества участников, способностей артистов.

Сценарий

Звучит народная музыка, вбегают скоморохи.

Рисунок 1

Скоморох 1:

Добрый день, гости званые и желанные!
Люди старые и молодые! Женатые и холостые!
Вот он я — мужичонка не плох!
Зовут меня Игрун- скоморох!
Моё дело — шутки-прибаутки,
Чтобы не было грустной минутки!
Моё дело — смешить, веселить, тормошить,
А когда веселится народ, то и дело на лад идет!
Не зря в старой песне поется:
«Кто весел, тот смеётся!
Кто хочет, тот добьется!
Кто ищет, тот всегда найдет!»

Скоморох 2:

Отдыхайте, веселитесь.
Здесь скучать никак нельзя

Скоморох 3:

Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!

Скоморох 4:

Весну встретим, зиму проводим!
В хороводе с ними походим!
На санях расписных покатаемся
Да друг с дружкой всласть пообщаемся.

Скоморох 1:

Поиграем, пирогов покушаем
Да рекламу блинов послушаем.
Будет всё, как в старину когда-то:
Песни, пляски, перетягивание каната.

Скоморох 2:

Каждый сегодня найдёт заделье,
Каждому будет смех и веселье.
Не стойте, не хмурьтесь и не скучайте!
Светлою радостью праздник встречайте!

ПОНЕДЕЛЬНИК. ВСТРЕЧА

На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни. В этот день начинали печь блины, а самый первый спекшийся блин хозяйка обязательно отдавала нищему, чтобы тот помянул души покойных родственников. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Рисунок 2

Звучит народная музыка, выходит девушка в костюме Зимы.

Зима:

Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, девчушки-хохотушки!
Здравствуйте, мальчиши-вертушки!
Спасибо, что пришли попрощаться со мной,
Снежной, холодной и вьюжной Зимой.
Уж любила я вас,
Развлекала я вас,
Щёки, уши и нос ущипнула не раз.
Сын мой старший – Мороз –
Вас морозил не раз.
Дочка старшая – Вьюга –
Много вьюжила вас,
Сын мой младший – Буран –
Вас буранил не раз.
Младшая дочка – Метель –
Снегом сыпала в вас.
Так ответьте Зиме
В мой последний час:
Угодила ли вам?
Уходить мне от вас? 

Крики из толпы: «Уходи! Надоела!»

Зима:

Кто кричал: «Уходи»?
Будут знать, что орать.
Я заставлю любого себя уважать!
Праздник вам закрываю
И марш по домам!
Под надзор ваших бабок,
Папашек и мам!
Я заставлю любого себя уважать!
И весны в году этом
Вам не видать!

Богатырь:

Что приуныли?
Зимы испугались?
Что ж вы с Зимой
За победу не дрались?
Что, среди вас уже нет силачей?
Рук богатырских, зорких очей?
Ворогов ваших берусь победить,
Пленных вернуть и весну воротить!
Правда, один в этом деле не воин.
Кто мне в помощники нынче достоин?

Скоморох 1:

Все, кто любит блины в сметане,
Чай горячий в большом стакане.
Все, кто любит пироги печёные,
Шашлыки на углях копчёные.

Скоморох 2:

Кто в пельмени влюблён без ума, отзовись,
В круг большой вокруг нас становись!

Скоморохи, Богатырь приглашают всех участников праздника в круг, в центр выходит юноша с чучелом Масленицы, все поют (слова можно разместить на экране).

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блины, блины, блины!
Вы блиночки мои!

Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица
Печь блины-то мастерица!
Ой, блины, блины, блины!
Вы блиночки мои!

Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть!
Ой, блины, блины, блины!
Вы блиночки мои!

Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга посмотрели (пауза)
И блины-то все мы съели.
Ой, блины, блины, блины!
Вы блиночки мои!

ВТОРНИК. ЗАИГРЫШ

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Рисунок 3

Cкоморох 1:

Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Наступает день второй, весь наполненный игрой!
День потех и угощений, смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись, вместе с нами веселись!

Скоморох 2:

Тара-ра, тара-ра!
Идут девки со двора!
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять!

Выходят девушки в народных костюмах, встают полукругом.

Скоморох 3:

Проходи, честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко!

Выходят парни, встают к девушкам лицом.

Скоморох 4:

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Масленица — это Вам не безделица!
Это Вам не зубрежка над книгами!
Это веселье! Веселье великое!

Скоморох 1:

Хи-хи-хи!
Ха-ха-ха!
Выбирайте жениха!
И вы, добры молодцы, не стойте на месте!
Выбирайте себе невесту!

Юноши и девушки инсценируют песню «Ой, не отдай меня, мать».

Запевала:

Как хотела меня мать
да за первого отдать.

Хор:

А тот первый, первый да неверный,
Ой, не отдай меня, мать!

Во время исполнения от шеренги юношей отделяется один, подходит к 3 девушкам, кланяется каждой по-разному и уводит их под ручку на свою сторону.

Запевала:

Как хотела меня мать
да за другого отдать.

Хор:

А тот другой ходит до подруги,
Ой, не отдай меня, мать!

Второй юноша подходит к двум девушкам, обнимается с ними и уводит их на свою сторону.

Запевала:

Как хотела меня мать
да за третьего отдать.

Хор:

А тот третий что во поле ветер,
Ой, не отдай меня, мать!

Юноша имитирует игру на балалайке, танцует в присядку, крутит колесо, возвращается к себе без девушки.

Запевала:

Как хотела меня мать
за четвертого отдать.

Хор:

А тот четвертый – не живой, не мертвый,
Ой, не отдай меня, мать!

Юноша идет еле-еле, шаркает ногами, до девушек не доходит, т.к. нет сил, возвращается обратно.

Запевала:

Как хотела меня мать
да за пятого отдать.

Хор:

А тот пятый – пьяница проклятый,
Ой, не отдай меня, мать!

Юноша выходит пошатываясь, имитируя походку нетрезвого человека. Уходит один, так как девушка, которой он кланяется, отворачивается от него.

Запевала:

Как хотела меня мать
да за шестого отдать.

Хор:

А тот шестой –мал да недорослый,
Ой, не отдай меня, мать!

Юноша невысокого роста кланяется самой высокой девушке, та отказывает, он разводит руками, подхватывает девушку маленького роста и уводит к себе.

Запевала:

Как хотела меня мать
да за седьмого отдать.

Хор:

А тот седьмый – красивый да веселый!
Ой, отдай меня, мать!

Скоморох 2:

Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для Вас!

Скоморохи проводят игры, вовлекая в соревнования как можно больше участников представления. Можно организовать одновременно несколько игр.

Примеры игр

1. «Отдай честь»

Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперёд с оттопыренными большим пальцем, сказав при этом «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, быстро сменив руки.

2. Танец «Яблочко»

Ведущий кладёт по яблоку на голову участникав конкурса и предлагает, не вставая со стула, сплясать танец «Яблочко». Если яблоко падает – проигрыш. (Можно играть всем, сидящим за столом).

3. «Погаси свечу»

Отвести играющего, закрыв ему глаза, на три шага от зажженной свечи и предложить ему вернуться, дунуть и потушить свечу. Руки держать за спиной.

4. «Перетяжка»

Положите на пол 2 гимнастических обруча на расстоянии 0,5 м. В обручи входят 2 игрока, у них в руках одна верёвочка. По команде необходимо, не выходя из своего обруча, вытащить соперника из своего круга.

Скоморох 1:

Тот, кто силою богат, выходи тянуть канат.
Перетягивание каната.

(Зима в одной из команд).

Зима:

Что ж, устала я сражаться,
Знать пришла пора прощаться.
Ну, прощайте, люди добрые, простите,
На зиму зла вы не держите.
Желаю вам добра и света,
Тепла всегда: весной и летом!

Зима кланяется и уходит.

СРЕДА. ЛАКОМКА

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам. По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно.

Рисунок 4

Скоморох 1:

Тут среда подходит — «лакомкой» зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники — все им удается,
Пироги и блинчики — все на стол мечи!

Скоморох 1:

К теще на блины идем
И друзей с собой зовем!

Инсценировка.

Было у тёщи семь зятьёв:
Хомка зять и Пахомка зять,
И Гришка зять, и Гаврюшка зять,
И Макарка зять, и Захарка зять,
Зятюшка Петрушка – милей всех зятьёв.
И стала тёща зятьёв в гости звать.
Хомка идёт и Пахомка идёт,
И Гришка идёт, и Гаврюшка идёт,
И Макарка идёт, и Захарка идёт,
«Зятюшка Петрушка, иди поскорей!»
И стала тёща зятьёв за стол сажать.
И Хомка сел, и Пахомка сел,
И Гришка сел, и Гаврюшка сел,
И Макарка сел, и Захарка сел,
«Зятюшка Петрушка, поди, вон туда сядь!»
Стала тёща зятьёв квасом потчевать:
Хомке рюмка и Пахомке рюмка,
И Гришке рюмка, и Гаврюшке рюмка,
И Макарке рюмка, и Захарке рюмка,
Зятюшке Петрушке – рюмочка с кваском!

Стала тёща с зятьёв деньги собирать:
С Хомки – рубль, и с Пахомки – рубль,
И с Гришки – рубль, и с Гаврюшки – рубль,
И с Макарки – рубль, и с Захарки – рубль,
С зятюшки Петрушки — пара серебра!

Стала тёща зятьёв провожать:
И Хомку в шею, и Пахомку в шею,
И Гришку в шею, и Гаврюшку в шею,
И Макарку в шею, и Захарку в шею,
А зятюшку Петрушку — за святые волоса.

Появляется поводырь с ряженым Медведем. Медведь рычит, кидается на окружающих, поводырь его сдерживает, шутит, смеётся, успокаивает.

Поводырь: Ну, не серчай, Михайло Потапыч, не пугай народ. Ну-ка, лучше загадаем гостям загадки.

Поводырь загадывает загадки. Того, кто угадает, Медведь три раза обнимает.

Загадки

  1. Четыре четырки, две растопырки, один вертун и два — как яхонты. (Кошка).
  2. На весь мир хватает и во все щели пролезает. (Свет).
  3. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).
  4. Слушайте внимательно, очень занимательно:
    Чего нет в капусте, ни в свекле, ни в репе, а есть в моркови, огурце, помидоре? (Буквы“О”).
  5. Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла? (По земле).
  6. Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
  7. Отчего гусь плавает? (От берега).
  8. Какой в реке камень? (Мокрый).
  9. Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).

Звучит музыка, выходит девушка в костюме Весны.

Весна:

Вот и я пришла к вам снова:
Весела, жива, здорова!
О зиме вы не грустите
Будет время, погодите,
С ней денёчков через пять
Повстречаетесь опять.
Она долго умирает
И весной ещё бывает.
Снег закружит, землю скроет,
Но теперь уже не стоит
Придавать тому значенья –
Я хозяйка положения!
Посему велю опять
Веселиться и играть!
А пока забавы ради
Вы игрой увлечены,
Я велю испечь блины,
Самовары снарядить,
И пельменей наварить,
Пирогов напечь с капустой.
Ешьте, дети, очень вкусно!

Скоморох 1:

Привет тебе, Весна-красна!
Отведай нашего блина!

Скоморохи предлагают всем отведать блинов.

Скоморох 2:

А вот горячие блины,
Вы их отведать все должны!
Вкусны да румяны,
С маслом да сметаной!

Скоморох 3:

Блины молочные:
Яиц с десяток положил-
И желтые и сочные!

Скоморох 4:

Блины овсяные,
Блины морковные,
С картошкой, фаршем и «Церковные»!

Скоморох 1:

А те, кто тут полеживает боком,
Так с рыбою они, с припеком!

Скоморох 2:

Все знают гурьевскую кашу в мире,
А гурьевские-то блины здесь на кефире!

Скоморох 3:

А вот блины горячие
Вкусные и пышные!
Зовут их тут «Боярские»,
Я б называла «Царские»

Скоморох 4:

А у меня не «Барские»,
Простые, звать «Крестьянские».
Добавишь сливки — будут сдобные,
Я пробовала — бесподобные!

Скоморох 1:

Коль много масла
В тесто Вы добавите,
Блины с названьем «Праздничные»
На стол Вы поставите!

Скоморох 2:

Коль на сметане
Вы их замешаете,
Блины «Сметанные»
Со смаком Вы вкушаете!

Скоморох 3:

А краше всех тут блинница,
Она сегодня именинница!

Весна:

За блины благодарю!
Всех ответно одарю!
Ну-ка, Солнце, засияй!
Снег на всей земле растай!
Славный праздник продолжая,
Весь честной народ, гуляй!

Все вместе танцуют танец «Марусечка», вовлекая гостей праздника.

ЧЕТВЕРГ. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Катание с гор сопровождалось песнями.

Рисунок 5

Скоморох 1:

Разгуляй-четверг придет,
Шутку, песню принесет!

Скоморох 2:

Походил уже по свету,
Лучше русской песни нету!
Где песня поется,
Там легче живется!
Запевайте песню русскую,
Песню русскую, задушевную!

Исполняется и инсценируется песня «Порушка-Пораня».

Скоморох 2:

Шалуны – балуны,
Прибегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать!

Скоморох 3:

Выходите женихи,
Кто тихи и кто лихи!
Удаль в играх показать,
Свои косточки размять.

Примеры игр

1. «Пройди, не задень»

На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставят кегли. Играющего ставят перед 1 кеглей, завязывают ему глаза и приглашают пройти между городками туда и обратно.

2. «Петушиный бой»

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

Скоморох 4:

А вот еще одна забава —
Победителя ждет слава!
Кто в беге в мешках победит,
Того скоморох наградит.

Проводится бег в мешках.

Скоморох 4:

А это что за представленье?!
Бой на подушках! Всем на удивление!

Проводится игра «Бой на подушках».

Скоморох 1: Кто лучше проговорит скороговорку?

СКОРОГОВОРКИ

— На дворе трава,
На траве дрова;

— Архип осип,
Осип охрип;

— Щетинка у чушки
Чешуя у щучки;

— Ушёл косой козёл с козой;

— Сшила Саша Сашке шапку.

Скоморох 2: Перекусить на Масленке – святое дело! Кавалеры без пряничков да конфет за девицами не ухаживают! И сейчас участники-юноши отправятся ненадолго позаигрывать с публикой. Получите все по кульку конфет. В них – равное количество для каждого из вас. А теперь, пока звучит музыка, постарайтесь угостить конфетами как можно большее количество участников праздника!

Скоморох 3: Кто быстрее вернулся? Получайте-ка кулек конфет в награду! Но девушки-то у нас все хозяйственные и аккуратные! Сейчас они тоже “пойдут в народ” и постараются собрать как можно больше фантиков от конфет, которые вы раздали почтенной публике. Народ, угощайся быстрее, готовь фантики!

Звучит музыка, участницы выполняют задание, возвращаются в игру. Определяется самая старательная, ей вручается приз – конфеты.

Скоморох 3:

Целый день Вы тут играли,
Воеводу выбирали
Ну, и кто же, наконец,
Будет этот молодец?!

Скоморох 4:

Добро молодца такого
Можно и не выбирать.
Каждый знает, кто знаком с ним –
Это Петя, тещин зять!

Петя: Семеновна, приглашаю тебя завтра на блины.

ПЯТНИЦА. ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В пятницу на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Ззять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

Рисунок 6

Инсценировка «Теща и Зять».

Теща:

Ах, на Масленицу, на пятый на денек,
Заглянуть хочу к тебе на огонек.
Обещал ты нас блинами угостить,
Даже доброе словечко подарить.
Отворяй-ка, зять любимый, ворота!
Твой черед пришел для тещи хлопотать.

Зять:

Петухи нонче рано запели,
Разбудили меня раньше раннего,
Красно солнышко подняло меня с печи,
Прилетел воробушек, на забор сел,
Прокликал, что моя теща одевается,
К милому зятю в гости собирается.

Потчует тещу и её подруг, гостей праздника блинами.

Юноши запевают Семёновну, девушки им отвечают, как бы инсценируя разговор Тещи и Зятя.

— Я Семёновну, да начинаю петь,
Чтобы публике, да веселей сидеть!
Эх, Семёновна, моя ты крошечка,
Да, я пришёл к тебе, да под окошечко!
— Эх, Семён, Семён, ты песни петь силён!
А я, Семёновна, под них плясать сильна;
— Ой, Семёновна, да ты кончай плясать!
Уморился я, пойдём со мной гулять!
— Ох, Семён, Семён, да ты как лук зелен!
А я, Семёновна, трава зелёная!
— Эх, Семёновна, юбка в полосу,
Кончай песни петь, да нету голосу!

Скоморох 1:

А сейчас конкурс танцевальный.
Согревал нас много раз
Развеселый перепляс.

Звучат танцевальные мелодии «Барыня», «Лезгинка», «Яблочко». Зять танцует с Тещей. Скоморохи приглашают всех желающих.

Теща: Ну, спасибо, зятюшка! Накормил, навеселил, пора и честь знать. Все поперепробовали, всем угостились. Наелись, наплясались, повеселились. 

СУББОТА. ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

В субботу, на золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости, где должна была одарить своих золовок подарками.

Рисунок 7

Скоморох 1:

А в субботу не безделки-
Золовкины посиделки!
Красны девицы, вставайте,
Дорогих гостей встречайте!

Скоморох 2:

У ворот хоровод,
выходи плясать, народ!

Скоморох 4:

Пойдем с нами веселиться
Да народ веселить.
Чай откушаем, да частушки послушаем.

Перепевки со зрителями: конкурс частушек.

Примеры частушек

  1. Говорят, что боевая,
    Ну и верно: ураган!
    На горячий камень встану,
    А милого не отдам!
  2. Мама, ставь самовар,
    Золотые чашки:
    Скоро миленький придет
    В вышитой рубашке!
  3. Говорят, я не красива,
    Только привлекательна.
    Семерых любить не буду,
    Тебя-обязательно!
  4. Ветер дует, ветер дует,
    Ветерочка не унять.
    Лапти новые надену,
    Побегу Весну встречать.
  5. Если б не было воды,
    Не было б и кружки.
    Если б не было девчат,
    Кто бы пел частушки.
  6. Я плясала в три ноги,
    Потеряла сапоги.
    Оглянулась я назад —
    Сапоги мои лежат.
  7. Чтобы печка разгоралась,
    Надо чаю поддавать.
    Чтоб частушка лучше пелась,
    Надо пляской помогать!

Танец-инсценировка «Валенки».

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

В последний день масленицы все друг у друга просили прощения. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».

Рисунок 8

Скоморох 1:

Воскресенье, воскресенье!
Наступает день прощения!
Всё друг другу мы прощаем,
С Масленицей поздравляем!

Из толпы выходят 2 девушки, делают вид, что ссорятся.

Девушка 1:

Подружка моя, как тебе не стыдно,
С моим милым целовалась,
Думаешь не видно?!

Девушка 2:

Подружка моя, мы не целовались,
На скамеечке сидели,
Просто обнимались.

Девушка 1:

Прости меня подруженька,
Если в чём я виновата
Перед тобой.

Девушка 2: И ты меня тоже прости!

Девушки (хором):

И вы нас простите, пожалуйста,
Коли в чём виноваты перед Вами!

Скоморох 1: Чтобы Масленица в новый год опять показалась – с квасом и с блинами, с мягкими пирогами, с веселыми играми и песнями, надо сжечь её чучело. А всем гостям я предлагаю положить в кармашек нашей Масленице записочки с бедами и несчастьями. Они и сгорят.

Скоморох 2:

Ты, прощай, прощай, прощай наша Масленица,
Ой, прощай, прощай, прощай, ты широкая.
Ты не в среду к нам пришла и не в пятницу,
Ты пришла к нам в воскресенье –
Всю неделюшку веселие.
Ай-да Масленицу жечь!

Хватают чучело и убегают.

Скоморох 3:

А мы масленицу прокатали,
Дорогую свою прокатали.
Думали, будет она 7 годков.
А она погостила 7 деньков.
Эх, масленица, воротись,
В Новый год покажись!

Все участники появляются на сцене.

Скоморох 4:

Вот настал момент прощания,
Короткой будет наша речь!
Говорим мы, до свидания,
До счастливых новых встреч!

Все участники хором:

Масленица, прощай,
А на следующий год
Опять приезжай!

Рисунок 9

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масленица праздник текст маленький
  • Масленица праздник русского народа описание
  • Масленица праздник особенности
  • Масленица праздник описание традиции
  • Масленица праздник описание коротко