Массовый праздник определение

Работа по теме: Массовый праздник. Глава: Массовые праздники. ВУЗ: ХГУ.

14

Массовые праздники

Праздник
– это особое, многостороннее общественное
явление, отражающее жизнь каждого
человека и общества в целом.

Особенности
праздников

  1. Массовость.

  2. Разновозрастный
    состав участников и зрителей.

  3. Одновременная
    работа нескольких сценических площадок.

  4. Зритель
    может быть и непосредственными
    участниками массовых действий.

  5. Праздник
    — длительное по продолжительности
    мероприятие.

  6. Наличие
    особой праздничной ситуации, эмоционального
    настроя.

Классификация
праздников

  1. Всеобщие

  • День
    защитника Отечества;

  • День
    победы;

  • Всемирный
    день матери.

  1. Локальные
    праздники

  • День
    города;

  • День
    независимости республики Хакасия;

3.
Профессиональные

  • День
    шахтера;

  • День
    учителя.

  1. Религиозные
    (праздники Храма)

  • Троица;

  • Пасха;

  • Рождество.

  1. Трудовые.

  • Праздник
    урожая;

  • Праздник
    первого снопа

  1. Семейно-бытовые

  • Свадьба.

  1. Календарные
    (народные)

  • Масленица;

  • Праздник
    русской березки;

  • Новый
    год.

  1. Фольклорные

  • Красная
    горка

  1. Молодежные

  • День
    св. Валентина;

  • День
    молодежи;

  • Татьянин
    день;

  • День
    студента.

  1. Детские

  • День
    защиты детей;

  • День
    знаний;

  • Праздник
    Букваря

  1. Спортивные

  • Спартакиада;

  • Олимпийские
    игры.

  1. Национальные

  • Чыл
    Пазы

  • Тун
    Пайрам

Режиссура массового праздника

Понятие
«праздник»

— более широкое, чем «представление».
Праздник
всегда отличается широким, активным и
творческим
участием
масс.

Он рассредоточен
на обширной территории,
не
предусматривает локальной сценической
площадки и по су­ществу не имеет
границ.

Представление
же, в отличие от праздника,
всегда
вписывается в определенную сценическую
площадку,
локализуется четкими границами и
предполагает
разделение
массы на исполнителей и зрителей.

Массовый
праздник

одновременное
возникновение сразу
нескольких
очагов художественного действия,

и каждый
из его
участников
должен
сам
выбрать себе объект внимания,

тогда как
представление этот объект внимания
предопределяет.

Массовое
представление

может быть театрализованной частью
праздника и занимать важное место в его
структуре.

Драматургия
праздника…

Это, прежде всего, четкое
пони­
мание
идеи праздника,
осознание
того, что этот праздник дол­жен
утверждать, какую основную
тему он должен поднять и для чего, каковы
его задачи
:
призыв народа к новым победам, раскрытие
величия того или иного события, стремление
моби­лизовать
людей на решение важного вопроса. В
каждом празд­нике
есть «сверхзадача», которую ставит
перед собой режис­сер:
для чего проходит, во имя чего создается,
к чему стремится
праздник.

Драматургия
массового праздника зависит, кроме
того, от
целого
ряда обстоятельств. Одно из них —
место
действия.

Праздник
по своему масштабу может быть и
общегородским,
и
общенациональным.
Он может проходить в городе, в сельской
местности,
на стадионе, в клубе, парке, на площади
или улице.

Совершенно
естественно, что надо знать те средства,
кото­рыми
вы располагаете, т. е. те художественные
силы, возможно­сти,
с помощью которых будет выражена идея
праздника.

Итак,
тема
праздника, его место, масштаб, художественные
средства
все
это основа, без которой нельзя приступить
к
созданию
драматургии праздника и его режиссерскому
воп­
лощению.
Причем и драматургия и режиссура должны
учиты­вать
творческие возможности исполнителей,
место действия, а
не подчинять все это заранее созданным
режиссерским за­мыслам.

Под
словом «драматургия» чаще всего понимают
пьесу. Конечно, в массовом празднестве
это другая драматургия. В
ней нет подробно разработанных
взаимоотношений, углуб­ленного
психологического развития образов.
Драматургия
мас
сового
праздника ближе к сценарию кинофильма,
но и они су­
щественно
различны
.
Так, например, в киносценарии
большое
место
отводится слову.
Специфика же массового
праздника

требует
чрезвычайно экономного использования
его. Здесь
нужны
иные средства выразительности, иное
воздействие на
зрителей.
Такие компоненты, как песня, танец, живая
картинная
композиция,
заменяют в массовом представлении
психологиче­
ское
обоснование поведения героев.

Свойственная этому жанру эмоциональность
предполагает мгновенное переключение
вни­мания
зрителей
с одного объекта на другой без детализации
и психологических
мотивировок.

Иначе
говоря, драматургия массового действия
должна строиться так, чтобы во внешней
форме подачи материала най­ти
внутренний образ, соответствующий его
идее, ритму, ды­ханию.

Участников
праздника можно разделить на две группы:
не­
посредственные,
активные участники — исполнители и,
если
так
можно
выразиться, пассивные участники —
зрители.

Но
пассивны
они только до тех пор, пока не началось
праздничное действие. В течение праздника,
тема которого им близка и до­рога, а
форма понятна и увлекательна, зрители
начинают сопе­
реживать,
активно откликаться на воздействие
.
Это может быть выражено аплодисментами,
различными эмоциональными
переживаниями,
т.
е. в определенные моменты эти две стороны
объединяются,
между ними устанавливается тесная связь

контакт
между действием и его восприятием.

Чтобы
достичь этого с наибольшей полнотой,
необходимо приблизить
праздник к массе зрителей — это еще
одна важная задача,
во многом определяющая успех кампании.

Если
в театрализованном концерте необходимо
сфокусиро­вать
внимание зрителя на сценической
площадке, то в
массо­вом
празднике,

наоборот, надо искать как можно больше
рас­
средоточенных
центров, надо искать возможность
органично
разводить
в разных направлениях массы людей,
пришедших
на
праздник.
Это
необходимо, во-первых, для максимального
приближения
к зрителю воздействующих сил, а, кроме
того, во избежание несчастных случаев,
так как непродуманное и не­управляемое
скопление людей просто опасно.

Многоцентровость
массовых праздников приобретает особый
смысл
во время карнавалов, которые требуют
четкого ритма, площадок
для плясок, аттракционов, свободы для
движения людей
в театральных костюмах, прохождения
декорированных машин и всего того, что
составляет карнавальное шествие. Все
это
надо предусмотреть в сценарии массового
праздника, четко
определить все коммуникации, которые
связывают между собой
его части, только тогда можно организовать,
построить, подчинить
единому целому все праздничное действие.

Специфика
массового праздника предопределяет в
его сце­
нарии
и
режиссуре особое значение логики
развития действия, логики сцепления
образного строя, логики композиции.
Начало,
развитие,
кульминация, финал — все это обязательные
части
сценария
массового
действия,

в их рамках определяется сте­пень
эмоционального накала каждого эпизода,
ритмичная их контрастность
и строгое взаимодействие.

Сконцентрировать
внимание зрителей, заставить их
заинтересоваться
праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо
больше, чем
на любом театральном спектакле или
концерте) — важней­шая
задача сценария.

Режиссер
с помощью сценария должен объединить
эту мас­су
зрителей, помочь им сосредоточиться на
стержневой теме действия.
Раскрытие
темы начинается с
пролога.
Этому
может
служить
художественное оформление территории
праздника,
музыкальное
оформление, объединяющее его части и
диктую­
щее
его ритм, слово, в частности поэтическое,
направляющее
мысли
участников массового праздника в русло,
намеченное ре­жиссером
.
Подготовив, таким образом, участников
праздника, режиссер и сценарист должны
повести их по намеченному сю­жету
за своей основной мыслью, раскрытию
которой долж­ны
служить и исполнительские, актерские
силы, и те приемы, которыми
будет достигаться их приближение к
зрителю, и мно­гое
другое, зависящее от развития авторской
и режиссерской фантазии.

В
частности,
одним из, способов повышения
заинтересованности зрителя массовым
праздником является включение его в
действие. Достигается
это
путем максимального сближения
исполнителей
и зрителей.

Уже давно служат этому
движущие­ся платформы и грузовики,
превращаемые в сцены. Даже кры­ши
микроавтобусов стали площадкой для
концертов.

Итак,
продумывая драматургию праздника,
надо помнить, что люди, которые пришли
на массовое представление, хотят
быть
не только зрителями, но и участниками
действия. Поэто
му,
развивая сюжет массового представления,
надо определить
кульминацию,
которая обобщит тему праздника и
вовлечет
всех
зрителей в орбиту своего влияния. Надо
добиваться того,
чтобы
в ходе представления, праздника возникла
новая, актив­
но
действующая сила, способная стереть
грани между испол
нителями
и зрителями, превратить зрителей в
участников
мас­сового
действия.

Задача
финала

— закрепить в сознании зрителей то для
чего
был организован праздник,
к
чему стремились постанов­щики:
чувство гордости за свою страну и народ,
желание но­вой
встречи, ощущение удовлетворения от
проведенного дня.

Осуществление
всего этого сопряжено с рядом трудностей
в
самой режиссуре.

Одна
из них заключается в том, что массовый
праздник в целом
нельзя прорепетировать. Вторая — в
том, что данный
массовый праздник идет один раз.
А
если он и повторяется, то это
по своей форме уже совсем другой праздник
— новые сце­нарий,
режиссура и организация, другие зрители,
другое настроение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Ильченко Вера Константиновна
Должность: Преподаватель театральных дисциплин

Учебное заведение: МАУ ДО ГО «Город Калининград» «ДШИ им. Ф. Шопена»
Населённый пункт: г. Калининград ул. Горького 113
Наименование материала: Статья
Тема: «Массовый праздник как художественное явление»!

Раздел: дополнительное образование

Массовый праздник как художественное явление.

Массовый праздник – это художественное явление, включающие в себя

явление социальных и личных запросов человека, выраженное в масштабно

эмоциональном действии, с использованием различных видов и жанров

искусства.

Свой жизненный отсчёт массовый праздник ведет аж, от эллинской

культуры. Уже тогда возникла необходимость в неком виде объединения людей,

его сплочения, что и является одной из важнейших функций праздника,

обволакивающим это объединение в яркую, красочную, и что самое главное

ненавязчивую форму. Уже тогда понимали, что праздник богат средствами

эмоционального воздействия, и при правильном их использовании, могли

привести к нужному результату — управлению людьми. Массовый праздник мог

носить не только развлекательный характер, но и социальный, как например в

Древней Греции, где участие каждого гражданина — было выражением

демократии. Древняя Греция вообще служила праотцом Массового праздника.

Так в 776г. До н.э. там возникают Олимпийские игры, которые на сегодняшний

день носят не только спортивный, но театрализованный характер. Огромный

вклад в развитие массового праздника внёс праздник весны, плодородия и

здоровья, посвященный богу виноделия Дионису. Эти праздники включали в

себя: шествия, обрядовые церемонии, состязания, хоровые игры граждан. Что

послужило рождению первых театральных спектаклей. Аналогичные праздники

проходили и в Риме, составные части которых были триумфальные бои

гладиаторов, сражения на воду, цирковые состязания. Но в отличие от Древней

Греции в древнем Риме существовало разделение на тех, кто участвует и на тех,

кто смотрит. Огромный вклад римлян состоит в том, что они создали

уникальную систему механизмов сцены, которая и по сей день используется.

Массовый праздник как живое существо, живёт и воплощается в каждой

эпохе, являясь некой «губкой», впитывающей в себя всю правду, состояния того

времени. Так для Средних веков характерны церковные праздники, что говорит

о приоритете в то время духовенства, церкви, которая не жалела средств на

пышные церковные шествия в дорогих костюмах. И как антитеза им

существование народных праздников, таких как «Праздник Дураков», который

высмеивал религиозные обряды и нравы королевского двора. В туже эпоху

появляется и карнавал, который станет идеальным украшением массового

праздника, а впоследствии и отдельной разновидностью массового праздника.

Праздник был общественно-значимым явлением, который служит воспитанием

народа и его объединением, что говорит о слиянии политики и искусства. Таким

бал праздник «Свободы», проходивший на Марсовом поле, и в котором уже

тогда использовали пиротехнику и пушки.

Свои корни массовый праздник берёт и от народных гуляний от

«Масленицы», «Праздник Ивана Купала», зимних гуляний и т.д., которые

носили яркую, красочную форму. Так праздник «Ивана Купалы» носил суть

заклинания урожая; где существовал обычай прыжков через костёр. Самый

высокий прыжок сулил дородный урожай. Масленица же служила призывом

солнца, ожиданием весны, где ритуалом было сжигание чучела – что уже само

по себе зрелищно, и уже здесь мы наблюдаем всеучастность каждого в

празднике. Всё это привело к формированию некоторых законов массового

праздника.

Основные черты массового праздника:

1.

Ощущение личной причастности;

2.

Стремление к широкому общению;

3.

Особый эмоциональный настрой;

4.

Удачно найденное событие.

Активный контакт со зрителем — вообще служит залогом успеха и тем, что

праздник надолго останется в памяти человека.

Средства воздействия:

1.

Живое слово;

2.

Личность говорящего: Заразительность, обаяние;

3.

Временная мера происходящего. Основная часть должна быть не более 30

минут, а в идеале 15-20 минут;

4.

Ведущий, как компонент эмоционального воздействия;

5.

Поэзия, поэтическое слово;

6.

Кино(художественное, документальное);

7.

Музыка;

8.

Звуковой ряд (шумы, ассоциативные кусочки);

9.

Вокал;

10.Ансамбли разного рода;

11.Танцевальные группы;

12.Хоровые коллективы;

13.Пантомимы и пластические композиции;

14.Юмор (Юмор необходимо расположить так, чтобы он создавал

контрапункт);

15.Клоунада;

16.Цирк;

17.Спортивные номера;

18.Театр;

19.Свет и световые эффекты;

20.Художественное оформление и его элементы.

Признаки массового праздника:

Минимальная текстовая структура;

Отсутствие психологических нюансов (Нужны яркие эмоции);

Гармонизация всех частей в искусстве монтажа;

Закон утомляемости зрителя;

Художественная энергетика;

Контраст жанров, ритмов (последующий эпизод не должен

продолжать предыдущий, а должен вступать с ним в

противодействие);

Необходимо определить кульминацию действия, которая будет той

смысловой и эмоциональной вершиной спирали, к достижению,

которой, стремится все действо праздника. Он может быть и в

середине и в конце.

Режиссер, определив кульминацию, подводит к ней весь ход действия — и

внутренний и внешний. На кульминацию должны работать все элементы.

Ритмическая основа создается, как и для всего действия в целом, так и

для отдельных частей. Ритм меняется в определённых эпизодах, где-то

ускоряется, где-то появляется необходимость его задержать.

Классификации массовых праздников:

1. Всеобщие праздники (День Победы, Новый год и т.д.);

2. Локальные праздники (профессиональные, конфессиональные);

3. Личностные (День рождения и т.п.).

На сегодняшний день существует огромное количество массовых праздников,

но наиболее распространенными считаются вот такие виды:

1. Праздничный концерт;

2. Инаугурация;

3. Корпоративный праздник;

4. Юбилей-бенефис;

5. Праздник, посвященный дню города;

6. Конкурс красоты;

7. Политический праздник, приуроченный к выборам;

8. Различные вручения премий;

9.Народные гулянья, фольклорные праздники.

Организация Массового праздника.

Для организации массового праздника также существует свой закон.

ШИРОКОЕ, ТОТАЛЬНОЕ, МАССОВОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ В

ДЕЙСТВИЕ!

Осуществить это можно с помощью следующих компонентов:

1. Факельное шествие;

2. Возложение венков и цветов;

3. Всевозможные игры на разных площадках;

4. Викторины;

5. Конкурсы;

6. Молодёжные марши, шествия;

7. Скандирование слов, фраз;

8. Всевозможные шары;

9. Пуск голубей;

10. Самолёты, вертолёты;

11. Листовки;

12. Духовые оркестры на шествиях;

13. Широкий спектр народного творчества (Подворья);

14. Кавалькада;

15. Разного рода состязания;

16. Карнавальные шествия.

Неотъемлемой частью массового праздника являются ведущие. Правда

функция ведущего напрямую зависит от вида массового праздника. Так для

тематического массового праздника необходимо подобрать ведущих,

соответствующих вечеру, то есть имеющих какое-либо отношение к нему,

информационно подготовленных. Тем самым усилится эмоциональное

воздействие, будет ощущение «своего человека » на сцене. Если же праздник

носит общий характер, то функция ведущего несколько меняется. Теперь она

чисто развлекательная. К большому сожалению, эта функция ведущего перешла

на первый план. Если раньше существовал некий культ ведущих, по ведущему

можно было определить стиль вечера, его тематику, то сейчас их так много, и

многие довольно безлики, выполняют лишь роль ознакомителя со следующим

номером. Зато в отношении оформления массового праздника наступил очень

прогрессивный период. С развитием техники, в том числе и компьютерной. С

появлением цифровой техники появилась возможность воплощения, ранее

казавшегося невозможным. Компьютерное проецирование на огромные полотна

с идеальным качеством – это лишь то малое, что сейчас возможно. Различные

подвесные конструкции, которых раньше не было, усовершенствование

световой техники. Использование музыкальных фейерверков и фонтанов. В

этом плане прогресс техники оказывает неоценимую услугу организации

массового праздника. Так как зрелищный компонент, в том числе и оформление

неотъемлемая часть массового праздника. Что же касается музыкальной

партитуры праздника, то она очень богата. Потому что включает в себя

инструментальную, вокальную, танцевальную, музыку в речевых жанрах,

музыку в оригинальных жанрах и т.д. Только при подборке музыкальной

партитуры режиссёр должен учитывать тематику вечера, так чтобы музыка

создала необходимую атмосферу. Характер музыки должен быть

монументальным, поднимающим дух народа или популярным (Но не

попсовым) для объединения людей. Самым главным законом успеха массового

праздника служит организованная, слаженная работа коллектива

устраивающего праздник. Учитывающего тематику, место проведения,

интересы и запросы зрителя, учитывающего музыкальную картину, уделяющего

особое внимание зрелищному компоненту и обязательному участию каждого

зрителя в празднике. Будь то конкурсы, викторины, аукционы, лотереи,

награждения, спортивные эстафеты и даже участия в ритуальной части

мероприятия.

Иногда массовый праздник надолго остается в памяти зрителя и всё бы нечего,

но вот только беда массового праздника – в его одноразовости и повторить его в

том же ключе будет невозможно.

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

ВИДЫ, ТИПЫ и ФОРМЫ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Праздник
– это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный
переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно
переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с
её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё
единство со всем народом.

Праздник
всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек
ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление
всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм
поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт
через праздник.

Календарь
праздников меняется как меняется история Отечества. Неизменными остаются
традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время
значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной
культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны,
судьбу поколений и своей родословной.

Виды
праздников:

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с
переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно
считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные
обряды
– связанные со сменой времен года, памятными
датами и общегосударственными праздниками. Так появились Русская Масленица,
Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские
праздники.

Государственные
праздники
– это праздничные и выходные дни,
приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким
праздникам относятся День образования ПМР, Международный женский день, День
солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в
какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни
города и района.

Профессиональные
праздники
обязаны своим рождением социалистическому
строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных
работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий
(строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.).

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до
массового шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его
назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Школьные
праздники:
День знаний. Последний звонок, Выпускной
бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические
вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник
книги. Дни встречи с выпускниками.

Праздники
Природы и Времен года:
Новый год, Рождество, Святки,
Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал.

Воинские:
День Победы, День защитников Отечества.

Семейно-бытовые:
День рождения, День именинников, День пожилого
человека, День семьи, любви и верности и другие.

Типы
массовых праздников

Из
всех принципов классификации массовых праздников на виды самым логичным
является тип ситуации. Характер ситуации дает возможность наиболее целостно
охарактеризовать тот или иной праздник и при этом учесть сразу несколько его
характеристик.

Основными
характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб
проведения.

Если
брать в основу классификации масштабность, то тут можно выделить как
минимум три группы праздников.

Первая
группа
– это общие праздники, которые являются
значимыми событиями в жизни государства и каждого человека.
К общим
праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это
эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в
природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной
страной – они безграничны, их празднует все человечество. Например, День
России, День Конституции, День Флага.

В
проведении такого вида праздника задействованы различные социальные группы:
рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того, в нем принимают участие
этнографические и территориальные группы людей, рабочие коллективы и т. д. Все,
что объединяет этих людей – единая цель и порыв.

Вторая
группа
праздников по принципу масштабности – локальные.
Они отличаются от общих тем, что в их основе положено событие, которое
значимо для определенной группы людей.
Не смотря на то, что эти праздники
охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый
многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные
(День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей,
День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных
учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего,
количеством людей, относящихся к нему.

Третья
группа
– это личностные праздники. Они
характеризуются тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей.
Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и
т. д.

Личностный
праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов.

Отметим,
что порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не
существует четко очерченных границ. К примеру, если локальный праздник
проводится зрелищно, то он, несомненно, привлекает внимание и всех остальных
людей. Порой это приводит к тому, что к празднованию какого-либо локального
события приобщаются люди, которые фактически не имеют никакого отношения к
празднику.

Распространение
и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием,
которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении
всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает
элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и
проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное
учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует
потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо
стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная
ситуация.

Массовый
праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов
действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту
объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном
объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Праздник
– это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого
человека и общества в целом.

Сопоставляя
праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между
серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в
обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то
праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный,
символический, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых
правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни.

Является
совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции всегда
были и будут народные празднества. Настоящий праздник должен быть организован
как все на свете, что имеет тенденцию произвести высоко эстетическое
впечатление. Для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный
подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое
празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих,
талантливые организаторы. (А. В. Луначарский).

Социальная
сущность праздника в первую очередь проявляется в том, что он представляет
собой особый тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение данного
общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 394.2

МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЫЮЕ ЯВЛЕНИЕ

М.В. Литвинова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru

В статье анализируются основные подходы к функционированию праздника, выделяются функциональные компоненты массовых праздников и зрелищ, подробно рассматриваются идеологическая, социально-интегративная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоциональнопсихологическая функции.

Ключевые слова: праздник, массовый праздник, зрелище, функции массовых праздников.

Массовые праздники и зрелища существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. Праздник семантически связан со свободным, праздным временем, временем отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами истории народа и государства; с трудовым правом и организацией производства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами и демонстрациями; с радостью, весельем, играми, пиршеством, потреблением и растратами.

Массовый праздник представляет собой достаточно сложную структуру, как в плане возникновения, так и в плане реализации. Очевидно, что столь многогранное явление должно быть полифункционально. Всякий исследователь, рассматривающий тот или иной аспект праздничной культуры, в той или иной степени касается вопроса функциональных особенностей праздника. Можно отметить работы ЯП. Белоусова, Л.С. Лаптевой, Д.М. Генкина, К.О. Жигульского, А.И. Мазаева, Д.М. Угриновича и ДР-

Например, Я.П. Белоусов определяет функции праздников следующим образом: торжественное обновление жизни; коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров); компенсаторная (снятие

напряжения и восстановление физических и эмоциональных сил); эмоциональнопсихологическая (как средство эмоциональной разрядки); идеологическое и нравственное воспитание; целостная функция, включающая в себя предыдущие1. Л. С. Лаптева отмечает идеологическую, воспитательную, художественноэстетическую, информативно-коммуникативную, интегративную, игровую, рекреационно-компенсаторную функцию праздника2. Проблему функционирования праздника с различных методологических позиций рассматривают И.Н. Пронина и Г.Г. Карпова4. В каждой работе предлагается свой функциональный ряд. И.Н. Пронина выделяет функции: социально-интегративную, идеологическую,

коммуникативную, игровую, компенсаторную, функцию проективной разрядки, эстетическую, функцию трансляции социального опыта. Г.Г. Карпова ограничивается идеологической, интегративной, рекреативной, компенсаторной, функцией проективной разрядки. Анализируя праздничные аспекты фестивального движения А.М. Меньшиков выносит на первый план агитационную, коммуникативную, эстетическую, просветительскую, развлекательную функции5.

В исследованиях последних лет можно выделить труд О.Л. Орлова, который отмечает воспитательные и рекреативные функции праздника, функции физической и психической реабилитации и релаксации человека; исследует нормативную функцию праздника; касается функций мировоззренческих, воспитательных, регулятивных; особо подчеркивает художественную, зрелищную функцию (по мнению автора, именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности, может быть признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи). В итоге автор классифицирует все многообразие функций праздника по функциям культуры в целом, а именно, по таким направлениям, как социальноинтегративное, регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреа-

6

ционно-творческое и оценочное .

При сравнении функционального праздничного ряда данного разными авторами можно прийти к выводу, что при всем многообразии в определениях разница по существу не так велика. Если не принимать во внимание торжественное обновление жизни, что, по-видимому, являлось своеобразной данью времени (1974 г.), а, по сути, определяло эстетическую функцию, то в остальном авторы достаточно созвучны, различия в определениях продиктованы, предположительно, различными аспектами рассмотрения проблемы.

‘Белоусов А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования -Алма-Ата: Казахстан, 1974. — С. 198.

2Лаптева Л.С. Функции массовых праздников // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. М. -1976. — С. 173-201.

3 Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис. …канд.философ.наук. -Саранск, 2001.-С. 32-38.

4 Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. .. .канд.социол.наук. — Саратов, 2001. — С.41-45.

4 Меньшиков А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. …канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — С.38-43.

4 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дис. …докт. культурологии -Санкт-Петербург, 2004. — С.69-75.

5 Меньшиков А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. …канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — С.38-43.

6 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дис. …докт. культурологии -Санкт-Петербург, 2004. — С.69-75.

Массовые праздники и зрелища, как наиболее масштабная, всеобъемлющая форма праздничной культуры аккумулируют, вбирают в себя все перечисленные ранее функции, при этом выходят на первый план, усиливаются, приобретают наибольшую значимость функции идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая.

Обрядово-зрелищные формы массовых праздников сохраняют и передают традиции, нормы, эстетические идеалы и нравственные ценности, информационные ориентиры. Огромный социальный опыт, год за годом воспроизводящийся в форме праздничного действа, транслируется от поколения к поколению. Массовые праздники и зрелища активизируют и интенсифицируют культурную жизнь, прежде всего потому, что открыто утверждают основные, доминантные для празднующего сообщества ценности, характерные для данной культуры и этапа ее развития, исторического бытия. Массовые праздники и зрелища являются одним из институтов, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности культуры, вокруг которых данное сообщество организует свою сознательную жизнь. Праздник через обновление ценностей, напоминание важных событий, связанных с ним, выполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение. Массовые праздники и зрелища, таким образом, представляют собой самодостаточное семиотическое поле, в котором, как в зеркале отражается быт, нравы, ценности, идеалы общества в конкретной пространственно-временной ситуации.

В то же время, массовые праздники и зрелища являются своеобразной идеологической системой, которая обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззренческие, идейно-нравственные и эстетические позиции общества. Идеологичность заложена в самой природе праздника. Массовые праздники и зрелища издревле активно используются структурами власти с целью управления жизнью общества в качестве наиболее яркого и действенного культурного социально-психологического механизма. Со времен античности известна двойственная природа праздника: он принадлежит и миру человека и миру социальной системы, в отношении которых ему приходиться играть, как правило, прямо противоположные роли. Сущностное наполнение массового праздника, максимальная концентрация индивидов локализованная в едином пространстве-времени, широкое, многоплановое общение, эффект социального и эмоциональнопсихологического заражения создают неограниченные возможности использования массовых праздников и зрелищ как мощного средства формирования общественного мнения и манипулирования общественным сознанием. Наиболее четко эта функция проявляется в переломные исторические моменты, во времена войн, в сфере официальных политических событий, ангажированных государством (например, ассамблеи, «виктории» и морские баталии петровской эпохи, екатерининские триумфальные шествия, павловские военные парады, праздники Октября, агитсуды, массовые инсценировки, живая театрализованная газета, агитбригады, концерты-митинги, олимпиады, тематические концерты и т.д.). В отечественной культуре праздничных зрелищ и представлений советской эпохи идеологическая функции трансформировалась в агитационную, мотивирующую активность, побуждающую к действию.

Социально-интегративная сущность массовых праздников и зрелищ проявляется в первую очередь в том, что они «представляют собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного об-

у

щества, его политические, нравственные и эстетические идеалы» . Любой акт праздничного поведения индивида социален по своей природе, так как включен через каналы различного порядка в контекст социальной действительности, в функционирование общественной системы. Социально-интегративная функция массовых праздников и зрелищ может рассматриваться в разных аспектах:

как повышение уровня, стимулирование групповой консолидации; как прием организации совместной жизнедеятельности людей; как прием самоидентификации членов группы, класса, общества.

Коллективный характер массовых празднеств и зрелищ отражает факт участия в них вполне определенной единой общности, считающей данный конкретный праздник своим достоянием и выражающей в этом празднике свои ценности. Праздник по своей сути является формой обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Являясь видом совместной деятельности, праздник и празднование позволяют обществу выразить свое почитание этих ценностей. Участие человека в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показателем усвоения им культурных ценностей этого сообщества. Таким образом, массовый праздник, как по своему существу, так и по формам связан с жизнью коллектива, это коллективистское явление. Он всегда требует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Массовый праздник предполагает общность людей, так как, во-первых: возникает по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, и, во-вторых: требует коллективной реакции, коллективного отношения к этим событиям.

Потребность в возникновении и существовании массовых праздников и зрелищ вытекает из динамики общественной жизни. На время своей продолжительности массовый праздник порождает своеобразную организацию общественной жизни, с четко обозначенными функциями, задачами, обязанностями каждого члена общества, при этом степень интеграции, сплоченности, внутригрупповой солидарности, взаимопонимания и взаимодействия членов общности находится в прямой зависимости от целевых установок, порождающих совместную деятельность, от общности интересов, стремлений, духовных ценностей. Массовый праздник — это всегда выражение коллективной активности. Интегративные начала массовых праздников и зрелищ выражаются в различного рода коллективных действиях, процессиях, шествиях, манифестациях и т.д. С помощью массовых праздников и зрелищ общность периодически утверждает себя, свое единство. Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, эффект эмоционального заражения, возникновение всеобщей эйфории порождают у индивида чувство причастности, принадлежности к целому, осознание «я» и «мы», т.е. себя как частицы общности. Интегративная функция массовых праздников особенно усиливается в критические, экстремальные периоды жизни общества. К. Жигульский подчеркивает, что в «такой ситуации группа всяческими усилиями пытается все же сохранить праздник, провести его даже тогда, когда это выглядит невозможным, особенно если это важный праздник, относящийся к высшим ценностям общества… экстремальная ситуация заостряет смысл

о

праздника, усиливает эмоциональное напряжение» . Поражения, несчастья, кризисы создают опасность разрушения сообщества, утраты веры членов группы в общие для них ценности. Напоминание, обновление этих ценностей становится необходимым,

7 Генкин Д.М. Массовые праздники — М.: Просвещение, 1975. — С.45.

8 Жигульский К. Праздник и культура — М.: Прогресс, 1985. — С. 167.

массовый праздник объединяет, интегрирует сообщество, подтверждает единство, сплоченность, дает возможность слабому «я» почувствовать силу и мощь «мы».

Постоянство, устойчивость праздников связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни. Не случайно, при смене праздничного календаря официальных, государственных праздников, по сути, изменяется лишь название праздника, при том, что формы проведения остаются прежними.

Общение — есть наиболее общая, универсальная категория общества, способствующая связи индивидов друг с другом, а также с окружающей социальной и природной средой9. Общение в принципе является обязательным условием функционирования всякого социального организма, при этом связи общения не только повторяют систему функциональных отношений различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим структурным выражением. В этом смысле общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. Поскольку массовые праздники и зрелища локализуют процесс общения, как во времени, так и в пространстве, то, соответственно, предполагают и особое праздничное общение. Эмоционально приподнятая атмосфера массовых праздников и зрелищ, — снятие запретов, временное неподчинение традиционным нормам, ослабление социального контроля, — создает ситуацию идеальную для свободного, избыточного, анонимного общения, которое в принципе невозможно в будничной жизни. Общность участников массовых праздников «как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой личностного общения»10. В качестве таких микроструктур могут выступать семья, коллектив, группа единомышленников, компания друзей и т.д. Сочетание в массовом празднике личностного общения с групповым и массовым предполагает сложную систему контактов. Таким образом, праздничное общение можно охарактеризовать как чрезвычайно широкий многоплановый процесс. Коммуникативная функция массовых представлений, побуждающая через общение к единению, известна с давних пор. За многовековую историю празднеств, она не изменилась в главном — в самом содержании. Но при анализе системы исследуемого явления необходимо отметить ускорение информационных потоков в условиях происходящей аудиовизуальной революции (светозвуковые спектакли, международные концерты-акции, лазерные шоу и т.п.).

Эмоционально-психологическая функция массовых праздников и зрелищ тесно взаимосвязана с коммуникативной и эстетической. Синтез межличностного и массового общения, особая атмосфера праздничности, яркость красок, зрелищность, избыток впечатлений генерируют своеобразный механизм эмоциональнопсихологического заражения. Многократное усиление эмоционального настроя личности рождает потребность в сознательном приобщении к коллективной деятельности. Массовые праздники и зрелища — период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград; время эмоционального подъема, особого праздничного настроя. Многие аспекты и функции праздника, актуализируемые и становящиеся доступными во время празднования, целая гамма

9 Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып.1. — 2012. — С.58-64.

10 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР — М.: Высшая школа, 1990. — С. 130.

событий, каждое из которых может оказаться для человека источником удовлетворения, привлечь его внимание так же, как неповторимое настроение праздника, его атмосфера, красочность и динамизм — все это обеспечивает возможность личности гораздо более полной жизни, чем в будни. Праздник для личности сочетается с расширением привычных прав, временным отходом от повседневных норм поведения.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки, позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, массовые праздники дарят каждому участнику столь необходимое праздничное настроение и потрясение. Хорошо известно, что потрясение — важнейшая потребность человека, как и переключение его из серьезной сферы жизни в смеховую. Обилие ярких впечатлений, игровых приемов, зрелищных эффектов способствуют проявлению здоровой эмоциональности и формированию художественного вкуса. Эти чувства еще усиливаются благодаря живому общению, тесному контакту, когда грань между зрителями и актерами нивелируется, и каждый участник массового действа, по сути, становится его творцом. Массовый праздник служит мощным стимулом к творчеству, к активному участию в его художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником.

Эстетическая функция массовых праздников и зрелищ выражается, кроме того, в эстетической организации и переоформлении времени и пространства человеческой жизни, внесении в нее элементов полноты, удовлетворения, гармонии, соизмерении ее с жизнью общества и с жизнью природы. Внешняя зрелищность массового праздника, яркость, эффектность, блеск, масштабность обладают огромным потенциалом проникновения в сознание масс и закрепления, фиксации эстетических норм, ценностей, идеалов. Эффективность эстетической функции массовых праздников и зрелищ обеспечивается тем, что ситуация сопричастности происходит в условиях эмоционального подъема, который подкрепляется активным использованием визуальных, акустических, действенных средств художественной выразительности. Массовые праздники и зрелища во все времена служили своеобразным подиумом демонстрации и утверждения эстетических идеалов общества.

Компенсаторная функция массовых праздников и зрелищ выражается, прежде всего, в контрастном отражении реальной, повседневной жизни. В массовых праздниках и зрелищах претворяется модель, образец идеального общественного состояния. Яркая, эмоциональная, раскрепощенная атмосфера зрелищного действия призвана, по выражению И. Хейзинги, «через пьянящее ощущение красоты, через удовольствие -смягчить гнет реальности, без чего жизнь казалась бы нестерпимо тусклой»11. Массовый праздник — это идеальный мир, ставший на время реальностью. Пребывая на стыке искусства и жизни, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия — реально-эмпирическим и идеально-утопическим, массовый праздник наделен особым временем и располагается в особом пространстве. Будучи идеальной моделью мира, массовый праздник оказывается способным снять или решить (пусть даже иллюзорным образом) противоречия реальной действительности. Реализация идеальных представлений в данном случае распространяется на строго ограниченный временной и пространственный промежуток праздника. Временное отрицание различных ограничений, предоставленная возможность переступать границы и нормы, помогает

11 Хейзинга Й. Ното Ыеш. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992. — С.282.

переносить суровую реальность повседневной жизни. Массовый праздник, таким образом, претендует на преодоление противоречий существующей действительности, выступая идеальной моделью преображения мира.

Массовый праздник, несомненно, многозначен. Но все его значения произ-водны от тех социальных функций, которые становятся очевидными лишь в его соотнесении с основными слагаемыми культурно-исторического процесса: личностью, обществом, нацией, государством, культурой, субкультурой. Число такого рода функций достаточно велико. Наиболее общей и универсальной функцией праздника является обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление в процессе празднований социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству устойчивых сообществ.

Таким образом, массовые праздники и зрелища представляют собой полифунк-циональное явление. Наиболее значительными представляются идеологическая, соци-алъно-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. Функции эти переплетены и взаимосвязаны, усиление или выделение какой-либо из этих функций ведет к дестабилизации массового праздника как целостного явления. Так, например, искусственное акцентирование идеологической функции (что часто происходит в тоталитарных обществах) влечет за собой ослабление коммуникативной и компенсаторной функций, эмоциональный спад, потерю интереса к происходящему; напротив, усиление компенсаторной, эмоционально-психологической функций приводит к выхолащиванию духовной сущности праздника, низводит массовый праздник до уровня потребительского развлечения.

Список литературы

1. Белоусов, А .Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования / А.Я. Белоусов. — Алма-Ата: Казахстан, 1974. — 198с.

2. Лаптева, J1.C. Функции массовых праздников / J1.C. Лаптева // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. — Вып. 2. М. — 1976. — С. 173-201.

3. Пронина, И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис.

…канд.философ.наук. — Саранск, 2001. — 143 с.

4. Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука Искусство Культура. Вып. 1. — 2012. — С.58-64.

5. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. …канд.социол.наук. — Саратов, 2001. — 156 с.

6. Меньшиков, А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: : Дис. …канд.искусствоведения. — Москва, 2004. — 178 с.

7. Орлов, О.Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. — СПб.: КультИнформПресс, 2001. -160 с.

8. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. — М.: Прогресс, 1985. — 336 с.

9. Генкин, ДМ. Массовые праздники / ДМ. Генкин. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.

10. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.

11. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992. — 462 с.

MASS HOLIDAY IS ASA FUNCTUONAL PHENOMENON

M.V. Litvinova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: margarita-litvinova@yandex.ru

The analysis of this article is devoted to the main approaches of the holiday functioning, singling out functional components of the mass holidays and spectacles, detailed discussion of ideological, social-integral, communicative, compensatory, aesthetic and emotional-psychological functions.

Keywords: holiday, mass holiday, spectacle, functions of mass holidays.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ленивому каждый день праздник какая страна
  • Ленивому всегда праздник что значит
  • Массовый праздник масленица
  • Ленивому всегда праздник смысл поговорки
  • Массовые праздники характеристика