Массовый праздник проводится только тогда когда

Работа по теме: Готовый реферат. Глава: О социальном значении праздника. ВУЗ: СПбГИКиТ.

Министерство
культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский
Университет культуры и искусств

Кафедра
режиссуры театрализованных представлений
и праздников

Реферат
по курсу теории праздничной культуры
на тему:

Социальная
значимость массового праздника

Выполнила
студентка группы 23 142

Протуренко
А.А.

Проверил
Орлов О. Л.

Санкт-Петербург

2012
г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………..3

  2. О
    понятии праздника……………………………………………………………..4

  3. О
    социальном значении праздника………………………………………………7

  4. Заключение………………………………………………………………………13

  5. Примечания………………………………………………………………………14

  6. Список
    использованной литературы…………………………………………..15

Введение

Основополагающей
формой массового общения является
праздник. Праздник – это всеобщая
радость и изгнание скуки бытия.

Социальная
значимость праздника очень велика, ибо
праздник – неотъемлемая составляющая
человеческого группового взаимодействия.
Человек нуждался не только в единении,
в солидарности, в круговороте
стрессово-экстремального бытия, он, как
в воздухе, нуждался в хорошем оптимистическом
настроении. Праздник изгонял стрессы
и скуку, люди тосковали без эмоциональной
подпитки друг друга.

Праздник
воздействует на чувства человека через
художественные образы, вызывает у него
яркие переживания, способствует
формированию разнообразных чувств.

Массовые праздники сопровождают
нас с самой зари человечества и до
сегодняшних дней, приобретая разные
формы, видоизменяясь, но не теряя, суть
и значение для культурного воспитания
граждан.

Значимость массовых праздников
связана также и с тем, что они объединяют
как форма досуга все возрастные категории,
и самую разную по социальному статусу
аудиторию социально-культурной
деятельности.

Наша
литература о празднике представлена
разнообразными книгами. Из неё можно
почерпнуть всевозможные сведения о
празднествах. Однако полных и содержательных
ответов на такие серьёзные вопросы,
как: сущность праздника вообще, социальная
значимость, место и роль в развитии
культуры и искусства, его связи с другими
сторонами общественной жизни и т.п., –
она пока не даёт. Но я всё же постараюсь
на основе прочитанных мною книг рассказать
в своей работе о социальном значении
массового праздника.

О
понятии праздника

Праздники существуют во всех обществах
и культурах, начиная с глубокой древности,
когда с их помощью отмечались события
космического цикла, и кончая современностью.
Они являются необходимым условием
социального существования и специфическим
выражением человека, обладающего – в
отличие от животных – уникальной
способностью праздновать, т.е. включать
в свою жизнь радости других людей и опыт
культуры предшествующих поколений.

Праздники – наиболее древний и постоянно
воспроизводимый элемент культуры,
который в отдельные периоды истории
способен переживать упадок, но не может
исчезнуть совсем. С его утратой общество
лишилось бы, по-видимому, одного из
существенных компонентов своей
человечности, во-первых, и необходимого
для своего нормального бытия источника,
во-вторых. Ведь этот элемент культуры
призван организовывать и эстетически
оформлять свободное время. Праздники
всегда были и остаются до сих пор важным
средством формирования и утверждения
общности, способствует социализации
человека.

На заре человечества
праздники выступали в качестве одного
из факторов зарождения и развития
художественной культуры и ориентированного
на неё эстетического сознания. Позднее
они постоянно вбирают в себя опыт
искусства, по-своему используют его
средства, а иногда объединяют различные
виды художественной культуры в сложном
синтезе.

Как показал анализ
историографии, исследователи по-разному
обосновывают причины возникновения
праздников как культурного явления.
Многие придерживаются упрощённого
подхода к анализу культурологических
аспектов праздников, считая, что праздники
как явление культуры явились следствием
стремления людей к отдыху после
напряжённых трудовых будней, своеобразной
защитой от физической и моральной
усталости. С этим утверждением можно
согласиться лишь частично.

Истинной причиной возникновения
праздников как элемента общечеловеческой
культуры является результат накопления
людьми, человечеством в целом культурного
опыта, объективно нуждающегося в
качественно иных, чем обыденная жизнь,
проявлениях.

Если рассматривать
праздники как своеобразное проявление
накопления людьми культурного опыта,
следует отметить, что этот опыт –
многообразен. Необходимо комплексное
исследование бытового, производственного,
религиозного, нравственного, национального,
интернационального, эмоционального,
географического опыта как продукта
человеческой культуры.

Соглашаясь
с другими культурологами, считающими,
что праздничная культура людей – это
защитная реакция на тяжесть труда,
следует подчеркнуть, что этот аргумент
не является единственным. Однако в
последнее время он начинает играть всё
большую роль. Это обусловлено
повышением интенсивности труда, его
интеллектуальной и физической
напряжённостью в последние годы. Как
результат стремительно растёт количество
стрессовых ситуаций; усталость, повышенный
износ человеческого организма становятся
одними из наиболее распространённых
«болезней». В силу объективных причин
несоизмеримо возросла интенсивность
общественной жизни; резко возрос
информационный поток, опережающий
биологические возможности человека.
Человек как биосоциальное существо
развивается медленней, чем создаваемые
им же технологии жизнедеятельности.
Это обусловливает сознательное и
бессознательное стремление людей к
биосоциальной защите, одно из ярких
проявлений которой находит своё отражение
в праздничной культуре.

Фактором,
стимулирующим развитие праздничной
культуры, является не только её духовная
сторона, но – в современных условиях –
её прагматическая сторона, выражающаяся
в коммерческих подходах к проведению
праздников. Для значительной части
современного общества праздник – это
возможность не только отдохнуть,
повеселиться, пообщаться с приятными
людьми, не только возможность сменить
остановку, восстановить силы после
трудовых будней. Это ещё и возможность
зарабатывания капитала, это бизнес,
который осуществляется тем успешнее,
чем чаще и шире будут праздноваться те
или иные события.

Важной тенденцией
современной праздничной культуры
является тенденция глобализации
праздников. Если в обозримом культурном
прошлом людей в основе праздников лежало
непосредственное «живое» общение
индивидуальностей, социальных групп,
то в современных условиях ситуация
качественно изменилась. На качество
взаимоотношений людей, в том числе и в
рамках праздничной культуры, влияет
изменение характера отношений. На смену
непосредственному общению всё больше
приходили иные формы общения – почтовые,
телеграфные, телефонные, общения
посредством радио, телевидения, факсов,
интернета. Причём виртуальное общение
в последние годы приобретает всё большее
значение и влияние на взаимоотношения
людей, в том числе и в сфере праздничной
культуры.

На качественные
изменения в сфере праздничной культуры
влияет многообразие различных факторов.
Среди них развивающаяся тенденция
открытости общества, моральное,
виртуальное и фактическое стирание
границ между государствами, «прозрачность»
границ в широком смысле.

На
изменение современной праздничной
культуры заметное влияние оказывает
качественно новое восприятие людьми
окружающего мира, отличное от прежней
реакции людей на внешние раздражители.
Это порождает проявление новых эмоций,
новые формы проявления этих эмоций, что
выражается в создании наряду с прежней
системой культурных ценностей –
элементов новой культуры. А это в свою
очередь порождает и новые праздники,
новые формы праздничных действ.

Само собой разумеется, эти и другие
наблюдения, многократно зафиксированные
в научной литературе, ещё ничего не
говорят о сущности праздников, не
объясняют и не исчерпывают всего того,
что относится к их социальной значимости,
месту и роли их в развитии культуры, а
также в жизни людей – общественной и
личной, в прошлом и настоящем, при разных
социальных системах, в разных общественных
слоях. Они лишь могут служить основанием
для постановки общих вопросов праздника
как социально-эстетического феномена.
Одним из таких вопросов является само
понятие праздника как такового.

«Праздник есть антитеза будней с их
трудом и заботами. Это проявление особой,
празднично-свободной жизни, отличной
от жизни будничной, каждодневной. Такое
толкование праздника является
традиционным».

Таким
образом, слово «праздник» означает
определенный период времени, когда не
занимаются делами. Оно характеризует
такое свободное время, когда что-то
отмечают, к примеру, определенное
событие, которое необходимо выделить
из потока других событий. Последнее
достигается в праздничном обряде или
ритуале, т. е. в определенном символическом
действии, которое художественно-выразительно
обставлено, и к тому же всегда сопряжено
с чем-то необычайно радостным или
торжественным.

Праздник
нуждается в определенной душевной или
психологической настроенности, он же
усиливает ее, причем значение этой
настроенности сводится к тому, чтобы
осуществить в структуре сознания некие
превращения, невозможные в обыденные,
занятые трудом дни. С давних пор и до
нашего времени с понятием праздника
связывается не просто свободное от
работы время, не просто отдых, а свободное
время в значении важного социально-культурного
акта, созидающего общечеловеческие
ценности. Ими являются: положительная
оценка свободы, праздничности, веселья
и т. п., которые предстают благодаря
празднику не как исключительные
состояния, а как равноправная и существенно
необходимая доля всего хода жизни.

Праздник соединяет людей узами общности,
порождает чувство свободы и коллективности.
На празднике люди, более чем где-либо,
ощущают конкретно, чувственно своё
материальное единство и общность,
открыто демонстрируют себя и в таком
же качестве видят других. С этой именно
стороны праздник доступен личному опыту
всех людей, ибо нет таких, кто не пережил
бы хоть один раз в своей жизни дня, часа
или минуты состояния праздничности, а
пережив, не связывал бы с ним представления
о свободной и по-своему счастливой
жизни.

О социальном значении праздника

Обращение
к исследованию феномена праздника
сегодня весьма актуально, поскольку
праздник является важнейшей составляющей
социума 21 века. Праздник сегодня
понимается как коммуникационная
технология, как приём консолидации
различных сообществ и способ трансляции
различных социальных и коммерческих
идей. Праздник, как коммуникационная
технология служит созданию и увеличению
символического капитала компаний,
брендов, персон. Эстетические законы
создания праздника сегодня используются
как осознанный инструментарий воздействия
на человека с целью его приобщения к
идеям и ценностям той или иной корпорации,
сообщества. В современную эпоху создание
праздников становится отраслью
профессиональной деятельности,
проявляются специалисты, event-менеджеры
и event-агентства, которые предлагают
широкий ассортимент «праздничных»
услуг (от англ. Event – событие, мероприятие).

Праздник является уникальным феноменом
культуры. Исторические основания
праздника уходят в древнейшие эпохи.
Праздник имеет различные социальные
функции, к которым относятся, прежде
всего, формирование общности, мировоззрения,
нравственных ориентиров, эстетических
предпочтений. Праздник – одна из наиболее
распространённых форм хранения и
трансляции социально значимого опыта.
Праздник, являясь формой эстетической
и художественной деятельности, включённой
непосредственно в ткань социально-культурной
реальности, отражает картину мира и
модель социума, в котором он существует.

Праздник
публичен и демонстративен, потому что
он репрезентирует социально значимую
идею или утверждает новый социальный
статус. Праздник создаёт и поддерживает
ощущение общности, участвовать в нём –
значит стать частью целого, обрести
свою идентичность. Способствует этому
и церемониал праздника, в котором слово,
музыка, движение, свет и цвет, художественно
воплощающие идею, создают особую
атмосферу.

Праздник
публично постулирует какую-либо
социальную идею. Средствами праздника
новая социальная идея обретает свою
легитимность. Праздник – это своего
рода массовое публичное признание новой
идеи. Участники, пришедшие на праздник,
уже самим актом участия, действием того,
что они пришли и, следовательно, разделили
этот праздник, как бы выражают признание
идеи. История неоднократно фиксирует
этот феномен. Смена исторических эпох
и политических систем сопровождается
сменой социальной мифологии, символики,
зачастую сменой летоисчисления
(календаря) и также сменой праздничного
календаря. Можно назвать это своеобразным
созданием «нового» социально-исторического
времени и нового социального пространства
со всей его символикой и атрибутикой.

Распространение
и возрастающая популярность массового
праздника связаны с его своеобразием,
которое в первую очередь состоит в том,
что он в любом практическом проявлении
всегда имеет глубокие социально-психологические
корни, полностью исключает элементы
случайности при постановке. Массовый
праздник не может быть намечен и проведен
тогда, когда этого хочет лишь тот или
иной организатор, то или иное учреждение.
Он проводится только тогда, когда в
широкой массе людей существует потребность
именно в этом, а не в другом праздничном
действе, когда налицо стремление или
готовность к нему, т. е. назрела определенная
праздничная ситуация.

А.В.
Луначарский1
видел в любом празднике несколько важных
компонентов и среди них в первую очередь
выделял порыв масс и замысел руководителей.
Главным условием успешного проведения
массового праздника, по его мнению,
является такая его организация, при
которой естественный порыв масс, с одной
стороны, и полный энтузиазма, искренний
замысел руководителей – с другой,
сливались между собой. Естественный
порыв масс, о котором говорил Луначарский,
или праздничную ситуацию невозможно
увидеть и правильно использовать без
глубокого понимания сущности праздника.

«Праздник
– это особое, многостороннее общественное
явление, отражающее жизнь каждого
человека и общества в целом».

Уже
по его распространенности среди всех
без исключения народов мира можно судить
о той непреходящей ценности, которую
имеют праздники для человека и общества.
Глубокие же корни праздников, уходящие
в эпоху «детства» человечества,
свидетельствуют о том, что они выступают
как одна из древнейших, первичных форм
человеческой культуры. Являясь
органической составной частью социальной
жизни общества, праздник в то же время
соизмеряет с нею жизнедеятельность
каждого человека, выступает как средоточие
свободной жизнедеятельности масс,
обеспечивающее по отношению к отдельно
взятой личности функцию разрядки, снятия
эмоциональной напряженности.

Такое
своеобразие праздника превращает
отданное ему свободное время человека
в ценность культуры, имеющую ярко
выраженный личностный характер, делает
это свободное время истинным богатством
в системе других ценностей человеческого
существования.

«Социальная
сущность праздника, в первую очередь,
проявляется в том, что он представляет
собой тип социального действия людей,
объединяющий их идейно, утверждающий
мировоззрение данного общества, его
политические, нравственные и эстетические
идеалы».

Праздник
является продолжением жизни общества,
его будней, только другими средствами,
в других формах. В самой природе человека
заложена необходимость гармоничного
сочетания будней и праздников, потребность
подытожить тот или иной этап своей
деятельности, услышать оценку своего
вклада в решение той или иной общественной
задачи. Чем значительнее социальный
прогресс, интенсивнее ритм жизни и
напряженнее трудовая деятельность, тем
более необходимой становится праздничная
разрядка.

Связь
праздника с повседневными трудовыми
буднями осуществляется через праздничное
осмысление труда, через создание
атмосферы праздника будней.

Убедительным
примером создания такой праздничной
атмосферы являются многочисленные
трудовые праздники советского общества,
дающие людям возможность осмыслить
свой повседневный труд, посмотреть на
него иными глазами, ощутить в нём высокое
стремление.

В
Советское время повсеместно возникали
и входили в традицию праздники посвящения
в специальность, первый заработной
платы, слёты победителей социалистического
соревнования, состязания и трудовые
юбилеи.

Таким
образом, можно рассматривать праздник
как особый вид социально-культурного
действия народных масс в часы досуга.
Он представляет в то же время момент
отдыха, переключения, эмоциональной
разрядки.

Сочетание
различных форм самовыражения масс с
восприятием зрелища выражает сущность
праздника. Массовый праздник как особый
вид социально-культурной жизни людей
предполагает множество типов такого
действа, в числе которых наиболее
значительными представляются торжество,
зрелище, обряд, ритуал и карнавал.

Преобладание
того или иного типа социально-культурного
действия людей в общем объеме массового
праздника накладывает отпечаток на
весь этот праздник и формирует его.

Если
сравнивать праздник с представлением,
то можно сделать определенный вывод.
«Понятие «праздник» — более широкое,
чем преставление. Праздник всегда
отличается широким, активным и творческим
участием массы – поэтому он и называется
массовым. Он рассредоточен на обширной
территории, не предусматривает локальной
сценической площадки и по существу не
имеет границ».

«Праздничность,
или праздничное настроение, есть
конкретный отклик каждого человека на
праздничное событие. Праздничность,
или праздничное настроение, как особое
состояние человека воплощает в себе
потребности, вызванные праздником».

Каковы
же эти социальные потребности, рождающие
праздничный настрой у людей? Прежде
всего, это потребность к всеобщему
ощущению, стремление к единой цели.
Праздник всегда связан с переломными,
этапными моментами в жизни природы,
общества, человека. Именно эти моменты,
выраженные в конкретных формах
определенных праздников, и создают
специфическую праздничность. Чем
значительнее то или иное событие, лежащее
в основе праздника, тем сильнее потребность
у человека ощутить свою причастность
к нему, выразить свое отношение, соединить
свои чувства с чувствами других людей.

«Ощущение
личной причастности к событию, к
отмечающей это событие общности есть
стержень праздничности, побудительный
стимул к действию вместе со всеми, с
массой.

Это ощущение, в свою очередь,
рождает у человека потребность в широком
социальном общении, которое основано
на причастности к празднику и представляет
собой вид праздничного действия.
Потребность в таком широком общении –
другая важная черта праздничности как
особого состояния человека».

Праздничность
характеризуется особым общественным
настроением, настроением торжества,
радости, оптимизма, которое вызывается
коллективными эмоциями, возникающими
в праздничном общении.

Общественное
настроение является важнейшим фактором,
побуждающим людей к деятельности,
накладывающим отпечаток на поведение
значительных слоев общества.

Основными
чертами, создающими праздничность как
особое состояние человека под воздействием
конкретного праздника являются:


ощущение личной причастности;


стремление к широкому общению;


особый эмоциональный настрой, вызванный
общественным настроением.

«Благодаря
особой силе эмоционально-психологического
воздействия на человека празднество,
неоднократно повторяясь, перерастает
в традицию, способствующую формированию
духовного и морального облика человека,
воздействующую на социально-экономические,
политические, правовые, нравственные,
эстетические и другие отношения между
людьми».

Входя
в народный быт, новые праздники
подхватывают и все лучшее, созвучное
нам из прежних устоявшихся традиций и
отбрасывают все консервативное и
реакционное в них.

Праздничная
ситуация является социально-психологической
основой массового праздника, и в то же
время ее поиски являются конкретным
педагогическим требованием к его
организации.

Понятие
праздничной ситуации дает возможность
поставить вопрос о классификации
праздников. Одним из первых предложил
свою классификацию еще в 19 в.И. М.
Снегирев2.
Он делил праздники на подвижные и
неподвижные, т. е. имеющие или не имеющие
точной даты, исключительные, т. е.
связанные с особым событием, сельские
и городские, отечественные и заимствованные.

Существуют
различные варианты классификаций
праздников, рассмотрение которых дает
возможность проследить развитие идей
в этом направлении.

Наиболее
распространенная в 20 в. система
классификации исходит из распределения
праздника по временам года, сезонам,
календарю. Этот принцип чрезвычайно
узок, ограничен, так как оставляет вне
классификации многие праздники и, кроме
того, носит местный характер. Широкое
распространение получило также деление
праздников на религиозные и нерелигиозные.
В этом случае за принцип классификации
принимается отношение праздника и
религии, подчеркивается его первоначально
религиозное, мистическое происхождение
и последующее разделение на две линии.

Исследователь
В. И. Брудный3,
показывая неправомочность такого
деления, справедливо утверждает, что
такое деление ошибочно, так как оно не
соответствует материалистической,
трудовой теории происхождения праздника.

Наконец,
очень часто праздники классифицируются
по аналогии с театральными жанрами. В
этом случае за основу классификации
принимаются либо сценарно-режиссерские
формы его реального воплощения (массовое
представление, театрализованный митинг,
карнавальное шествие, мемориальный
спектакль и т. д.), либо площадка действия
(площадь, пак, улица, стадион, клуб).

К
такой классификации праздника склонны
многие искусствоведы, сценаристы,
режиссеры. Но эта классификация также
несовершенна, ибо праздник всегда
представляет собой комплекс разнообразных
действий и не может уложиться в прокрустово
ложе одной зрелищной формы, одной
площадки действия. А. В. Луначарский
говорил, например, о необходимости
сочетания праздника на открытом воздухе
и в закрытом помещении, взаимодополняющих
и продолжающих друг друга.

Праздник
вообще – такое сложное, многостороннее
явление, что, очевидно, единой всесторонней
классификации его для всех времен и
народов создать невозможно.

В
этом случае более приемлемым может быть
принцип классификации праздников по
типу различной ситуации, так как она
складывается из нескольких характеристик,
определяется комплексом основных черт
массового праздника.

Наиболее
существенные из них – общественная
значимость и масштабность праздничного
события – становятся главными при
классификации праздников. Однако, важно
отметить, что масштабность праздничного
события сама по себе еще не создает
общественную значимость, так же как не
создает праздничной ситуации.

Необходимо
рассматривать общественную значимость,
или масштабность в комплексе, по крайней
мере, с еще одной существенной стороной
праздничной ситуации – потребностью
в широком социальном общении, которая
определяет границы празднующей
общности.

Масштаб
празднуемого события и празднующей
общности в комплексе дают наиболее
универсальный принцип, ключ к классификации
праздника.

Пользуясь
этим принципом, можно выделить три
основные группы праздников в нашей
стране:

1)
Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным,
большим событиям.

Это,
прежде всего, великие праздничные даты
нашей страны, имеющие всемирно-историческое
значение, эпохальные события истории
и наших дней, переломные моменты в
природе. Социальная общность, празднующая
такое событие, по существу – безгранична
– это все россияне, все человечество.

Всеобщий
праздник складывается из ряда конкретных
праздничных действий отдельных социальных
групп: рабочих, интеллигенции, молодежи,
различных коллективов, движимых единым
порывом.

2)
Локальные, вызываемые событием, имеющим
значение для определенной празднующей
общности.

Это
самый подвижный, многообразный слой
праздников. К этой группе относятся и
праздники отдельных наций, и праздники
различных категорий трудящихся, и
праздники отдельных возрастных групп,
и праздники по профессиям, и праздничные
даты отдельных российских городов, сел,
трудовых коллективов, учебных заведений,
и многие другие – в каждом конкретном
случае масштаб события определяет
масштаб празднующей общности.

3)
Личностные, вызываемые событием, имеющем
значение для отдельной личности, семьи,
группы людей.

Вообще,
«границы праздников чрезвычайно
подвижны, так любая празднующая общность
становится ярким, праздничным зрелищем
для остальной массы людей, вызывает у
неё сходные эмоции и приобщает к
празднику».

Организаторам
праздников всегда нужно обращать
внимание на это обстоятельство, учитывая,
что оно таит в себе большие потенциальные
воспитательные возможности.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»

Факультет социокультурной деятельности

Отделение организации и постановки театрализованных представлений

Курсовая работа

РЕЖИССУРА ПРОТОКОЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРАЗДНИЧНОГО ДЕЙСТВА

МДК.02.01 Основы режиссерского и

сценарного мастерства

Режиссура культурно — массовых

мероприятий и театрализованных

представлений

Вандышева Ивана Романовича

студента 4 курса гр. 4ОПТП

Специальность: 51.02.02

Социально-культурная деятельность

(по виду) «Организация и

постановка    культурно-массовых

мероприятий и театрализованных

представлений»

Руководитель:

Ступак Александр Владимирович

заведующий кафедры

Челябинск, 2019

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретические аспекты протокольной части праздничного действа

1.1 Сущность понятия «протокольная часть праздничного действа»…………………………………………………………………………………………………….5

1.2 Типы праздничного действа…………………………………………………………………….7

Выводы по первой главе …………………………………………………………………………12

Глава 2. Арт-протокол в структуре торжественных мероприятий

2.1 Технология режиссуры протокольной части мероприятия……………………….13

2.2 Арт-протокол и его функциональная нагрузка………………………………………..16

Выводы по второй главе ………………………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………………………………..20

Список использованных источников и литературы……………………………..…21

Введение

    На современном этапе развития сети культурно-просветительных учреждений массовая работа клуба приобретает особое значение. Она выступает способом решения клубной аудитории и организации настроения масс, средством включения в деятельность культпросветучреждений всех групп населения, способом создания максимальных условий для разностороннего творчества, отдыха, досуга.

    Актуальное значение и воспитательная ценность массовой работы клубов обусловлена и тем, что в центре ее всегда находится живой реальный человек. В нашем обществе растет тяга к коллективной, эмоциональной жизни и деятельности личности, коллектива, района, города, страны; становится все более актуальной необходимость режиссерско-организаторского подхода к методике организации массовой культурно-просветительской деятельности среди всех категорий населения. [3]

    Праздник, представление, мероприятие – это в первую очередь совмещение разных традиций, людей, взглядов и конечно же блоков, проводимого торжества. Грамотное сочетание, переход одного в другое, это искусство которым режиссер должен владеть в совершенстве, дабы создать стоящее и лаконичное действо. Любое мероприятие имеет свою стилистику, особенности жанра.

    Отталкиваясь от выше перечисленного, мы понимаем какие нам необходимы номера, ансамбли, коллективы, гимнасты, циркачи, а может исключительно вокальные исполнители, или наше действие будет строится на фундаменте актерской игры. Свет, звук должны полностью отражать концепцию идеи, соответствовать сформированной задумке. Стилистика, в коей будет выдержан праздник, массовое представление или юбилей, определяется на первой стадии работы. Еще до написания сценария, подбора площадки и участников события, мы четко понимаем зародившуюся в нас идею, придаем ей конкретно очерченный облик, и уже базируясь на полученном результате умственной деятельности, приступаем к написанию сценария и организации мероприятия. Стили бывают различных направленностей, вот некоторые из них: народный, патриотический, натуралистический (так же он известен, как бытовой), романтический, классический.

    Важнейшей составляющей почти каждого торжественного мероприятия является его официальная часть. Это такой своеобразный тип зрелища, который располагается в начальной стадии праздника, требует четкой организации и выверенного порядка. Официальные части на 90% состоят из речей и вручения наград и оттого кажутся суховатыми, казёнными. Мы, постановщики празднеств, все время пытаемся придать им некую художественную форму, но строгий регламент, такого рода зрелищ, как бы сопротивляется, не поддается шлифовке. В данной курсовой работе, мы попытаемся разобраться в особенностях и проведении протокольной части в праздничном действе.

    Цель курсовой работы: проанализировать и теоретически обосновать особенности режиссуры протокольной части мероприятий праздничного действа.

    Задачи курсовой работы:

— рассмотреть типы праздничного действа;

— изучить организацию протокольной части мероприятия;

— выявить специфику арт-протокола в структуре мероприятия праздничного действа;

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. Завершает работу список использованных источников и литературы.

Глава1. Теоретические аспекты протокольной части праздничного действа

1.1 Сущность понятия «протокольная часть праздничного действа»

    Слово «протокол» произошло от греческого protokollon, которое в средние века означало правила оформления документов, а затем правила ведения архивов. Со временем это слово стало применяться к правилам ведения дипломатических дел. Отсюда возникло современное понятие — дипломатический протокол. Его отдельные нормы называются церемониалом.

    История официального приема насчитывает не одно столетие. В прошлом такие приемы проводили правители государств для иноземных послов или своих подданных. Затем их стали устраивать и феодалы. Шло время, традиции официальных приемов в чем-то менялись, в чем-то, напротив, оставались неизменными. Со временем сформировались современные традиции, которых придерживаются в большинстве стран мира.

    Прием может быть устроен и для налаживания деловых контактов. Светские приемы устраиваются в честь какой-либо знаменитости, семейного торжества, также юбилея, симпозиума, конференции. На официальные приемы приглашаются люди, занимающие определенное положение в обществе. На деловые приемы приглашаются, как правило, главы или члены правительства, дипломатические представители иностранных государств, деятели науки, культуры и так далее. Подобные встречи могут совмещать в себе множество различных стилей, которые кажутся мало совместимыми, но при ближайшем рассмотрение образует вполне приятный для услады глаза и души синтез.

    Официальной частью мероприятия является серия последовательных эпизодов, где представители властных структур, вышестоящих инстанций или значимых партнеров дают публичную положительную оценку работы виновников торжества, поздравляют их с праздником и вручают награды.[2]     Содержание и структура официальной части, является, так называемым протоколом, если говорить точнее, сводом правил межведомственной вежливости. Понятие «протокол, как свод правил поведения» пришло к нам из дипломатии и активно распространяется по всем сферам внутренней общественной жизни, поскольку руководство некоторых крупных холдингов и монополий, подобно Губернаторам и Президенту уже обзавелось собственной протокольной службой.

    Протокола, в качестве некого общего, незыблемого и подсудного закона не существует. Он может варьироваться, в зависимости от местных традиций и ситуаций. Общепринято в нем одно: неукоснительное соблюдение принципа иерархии – то есть порядке подчинения низших звеньев высшим.[2]

    Мы рассматриваем протокольную часть праздничного действа, как торжественное, официальное мероприятие. В большей части они предусматривают различные награждения, для этого и разрабатывается специальная церемония вручения этих наград. Протокольная часть мероприятия — это и есть церемония награждения. Так же, можно привести пример других социально-культурных мероприятий, где предусмотрены награждения. Например: конкурсы, фестивали, олимпиады, игры, т. е. там, где ведется борьба за победу и выбираются лучшие из числа участников. Результатом этих мероприятий является церемония награждения победителей. В большинстве случаев, на церемонии награждения вручают дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, подарки, аттестаты, сертификаты. Церемония вручения наград может являться, как самостоятельное мероприятие, так и одним из составных частей праздника в целом.

1.2.Типы праздничного действа

    Праздники — это сложное, многостороннее и многообразное культурное явление. Массовые праздники и зрелища имеют достаточно богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Эладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», то есть наука о празднествах.

    Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое, в свою очередь, прежде всего, состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет достаточно глубокие социально-психологические корни, в полном объеме исключает элементы случайности во время постановки. Массовый праздник не может быть проведен и намечен тогда, когда этого хочет определенный организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация. [1]

    Если в обыденной жизни практическое и игровое действия разделены между собой, то праздник такого разделения не имеет, так как в нем всегда есть условный, символический обрядово-зрелищный момент. Природа праздника такова, что он не может оторвать игровое действие от реальности; в празднике основной, но не единственной целью является цель поддержания игровой атмосферы и соблюдение соответствующих правил. Человеку, не принимающему или не понимающему праздника, и сам праздник кажется нелепостью.

    Приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника. Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

    Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно — историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

    Вторая группа — локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие — в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

     К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификаци.

    Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Такое поведение не умаляет значения реального события, лежащего в основе праздничного действия. Природа праздника такова, что он не может, в свою очередь, оторвать игровое действие от реальности, ибо это приведет к ложной ситуации.

    Таким образом, мы видим, что праздник разнопланов и предполагает несколько типов поведения людей. Одним из таких является торжество.

    Праздник и торжество неразрывно связаны между собой. Торжество возникает и выливается в определенное, эмоционально окрашенное действие именно исходя из содержания праздника. Праздник, устремленный в будущее, утверждающий прогрессивные цели и идеалы и отмечающий их победу на том или ином этапе социального развития, всегда торжествен, полон высокого пафоса. Как разновидность праздничного действия торжество отличается именно этим всеобщим, публичным моментом политического единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях и демонстрациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно и музыкально.

    Торжество не исключает, а, наоборот, предполагает настроение радости и веселья, личные эмоциональные переживания, которые вызываются слиянием общего и личного, единением каждого человека с торжествующим народом, классом.

    Зрелище отличается от торжества лишь тем, что оно всегда является частью праздника. Человек, увидевший красочное и яркое зрелище, выражает сильные эстетические переживания, такое зрелище, стимулирует возникновение коллективных эмоций и тем самым придает всему празднику эмоциональную окраску.

    Мы предлагаем рассмотреть отношение массового праздника к обряду и ритуалу. Нельзя отрицать значение обрядов и обрядности в духовной жизни общества.

    Обряды — совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или бытовыми традициями. Они представляют собой социально-культурные действия людей, которые вызывает праздничная ситуация. Именно праздничная ситуация рождает обряд как форму массового праздника.

    Ритуал (церемония, церемониал) — официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий. Он представляет собой тип социального действия, порой выходящего за рамки праздника и обряда. Другими словами, ритуал можно определить как внешние формы, соблюдаемые в торжествах, или торжество по заранее установленному плану, или обряд по установленным правилам.

    Ритуалом можно также считать раз и навсегда установившееся действие, закрепленное в привычках и традициях людей. Ритуал создает стереотип поведения, помогает сохранить сплоченность коллектива, служит средством переключения внимания людей от временного и случайного в их жизни к постоянному и устойчивому.

     Можно сказать, что ритуальный момент содержится в празднике всегда. Он порой сочетается с творческим элементом и с импровизацией, которые придают каждому массовому празднику черты неповторимости.

    Праздник нельзя отождествлять также с карнавалом как действием, которым принято обозначать всеобъемлющее народное веселье. Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное мироощущение.

    Организатору, режиссеру и сценаристу нужно хорошо разбираться в этих особенностях карнавала. Ведь иногда мы ошибочно называем карнавалами обычные костюмированные вечера. А между тем это скорее маскарадные вечера, ибо разноцветный дождь конфетти и серпантина, смешные маски и плащи еще не делают костюмированный праздник карнавальным.

    Можно сказать, что массовый праздник как особый вид социально-культурной жизни людей предполагает множество типов такого действа, в числе которых наиболее значительными представляются торжество, зрелище, обряд, ритуал и карнавал. Преобладание того или иного типа социально-культурного действия людей в общем объеме массового праздника накладывает отпечаток на весь этот праздник и формирует его.

    Предположим, если преобладающим типом действия является торжество, то, несмотря на наличие других компонентов, праздник формируется как митинг, демонстрация или шествие, как праздничная церемония или манифестация.

Выводы по первой главе

    Подводя итог, можно сказать, что протокол — это форма иерархического порядка, демонстрация хороших манер. Это и традиции на официальных и неофициальных встречах, а так же совокупность правил поведения и норм.

    Хочется сказать, если уделить меньше внимания разработке торжественного ритуала праздника, то по итогу, данный праздник, может выглядеть как простое зрелище, которое людям будет малоинтересно. Каждый человек, посетивший праздник, погружается в праздничное состояние, которое и побуждает его к участию в том или ином праздничном действии. Это ощущение рождает у человека потребность в широком социальном общении, которое основано на причастности к празднику и представляет собой вид праздничного действия.

    Массовое праздничное действо, как особый вид социально-культурной жизни людей предполагает множество типов такого действа, в числе которых наиболее значительными представляются: торжество, зрелище, обряд, ритуал и карнавал.

Глава 2. Арт-протокол в структуре торжественных мероприятий

2.1 Технология режиссуры протокольной части мероприятия

    Главной составляющей каждого торжества является — официальная часть. Она состоит из выступлений, речей, поздравлений и награждений приглашенных. Как правило, содержание и структура официальной части обусловлена протоколом или, как можно еще сказать, сводом правил межведомственной вежливости. Протокол, как свод правил поведения, существует не в качестве какого-то общего, незыблемого закона. Он может меняться, варьироваться, уточняться, корректироваться в зависимости от определенных ситуаций и местных традиций. Но обязательным и общепринятым является неукоснительное соблюдение принципа иерархии, то есть порядка подчинения низших звеньев высшим. Например, расположение по иерархическому принципу может быть таким: 1) Президент Российской Федерации; 2) губернатор крася, области или президент республики; 3) законодательное собрание края, области; 4) министерство Российской Федерации, учредитель; 5) краевое, областное или республиканское министерство; 6) глава города; 7) глава района; 8) городские ведомственные управления и отделы; 9) руководство подобных организаций, предприятий, учреждений, ведомств; 10) общественные организации, фонды. Такой перечень характерен для больших регионов и довольно крупных городов. [4]

    В зависимости от масштаба и уровня региона, предприятия иерархический перечень может видоизменяться, а иногда и нарушаться. Например, если проводится юбилей предприятия и первым выступит директор, то никаких нарушений не допущено. Наоборот, соблюден еще один принцип протокола — принцип первенства — хозяина принимающей стороны. Возникает вопрос, зачем же нужны и какова роль официальных лиц для праздничных действ? Всем намеченным VIP-персонам или официальным лицам, госятм праздника рассылаются приглашения с просьбой наградить, поощрить ряд сотрудников учреждения предприятия. Но хочется отметить тот факт, что список должен быть не большим, иначе церемония награждения очень затягивается. В соответствии с иерархическими ступенями утверждаются списки для поощрения. В данном случае мы имеем дело с внешними наградами, но юбилейная дата предусматривает и внутренние награды. Именно внутренних наград бывает гораздо больше, чем внешних. Любая церемония имеет определенные границы и церемониал, затянутое до трех и более часов по времени, превращается в скучное зрелище. В таком случае, вручение наград необходимо разделить на две части.

Внутренние награды сотрудникам можно вручить накануне главного торжества, возможно на предварительной встречи или собрании. Но об этом обязательно необходимо уточнить на самом публичном торжестве. Хочется заметить, что помимо специально приглашенных VIP-персон есть еще желающие выступить и поздравить. Следует не допустить того, чтобы они остались в стороне, иначе их можно обидеть, не уважить. Но наше поздравительная часть уже затягивается, что делать в этом случае? Для этого следует предусмотреть еще одну важную часть торжества как фуршет или банкет. Именно там все желающие могут поздравить виновников торжества. Таким образом, торжественно-наградная часть празднично-обрядового действа может складываться из трех составляющих:

1. Серия предварительных встреч, заседаний, собраний, которые проводятся накануне основного торжества. Здесь вручаются внутренние награды.

2.Собственно само торжество с приглашенными VIP-персонами.

3.Фуршет(банкет), где все желающие, которые находятся ближе всего к виновникам торжества, могут поздравить и выразить слова признания.

    Каждая составная часть церемониала должна бфть продумана и подробно разработана. Как же сделать так, чтобы церемониал не был нудным и однообразным?

    Любая торжественно-наградная часть должна начинаться с пролога. В качестве пролога опытные коллеги часто используют большие, танцевальные, яркие номера, например «Вальс цветов» П.И.Чайковского или патриотику, типа «Вперед,Россия!» В силу своей массовости и красочности они сразу создают нужную праздничную атмосферу. [2]

    Затем следует торжественно-наградная часть торжества. Здесь следует предусмотреть разбивку речей официальных лиц. Первое, что приходит в голову это художественные номера. Разделенный номерами «протокол» потеряет свою унылость, а подачу номеров можно оправдать как музыкальный бонус к полученным наградам! Сама наградная часть также имеет определенную конструкцию и состоит из нескольких частей:

— подводки;

— тексты ведущих, предваряющие и представляющие выход официальных лиц. Тексты подводок пишутся заранее и написаны могут быть по-разному: в форме куплетов, стихотворной форме, в песенном варианте;

-выступления официальных лиц, их речи могут быть заготовлены заранее, а могут рождаться по ходу выступления;

— награждения сотрудников предприятий, организаций. В данном случае, списки и дипломы должны быть заготовлены.

    Художественно оформить эти составляющие — дело организаторов и в первую очередь — режиссера. Как правило, в этом помогает музыка. Музыкальное оформление официальной части можно сделать с помощью фонограмм, это довольно распространенный прием. Требуется обычно три музыкальных фрагмента. Торжественные музыкальные фрагменты на выход официальных лиц, выход награждаемого и награждение, уход(возвращение на место). В качестве музыкального оформления может использоваться и живая музыка. Это инструментальные ансамбли и оркестры, обслуживающие программу. В арсенале инструментального коллектива должен быть фанфарный фрагмент, музыкальные отбивки на выход и торжественно наградная музыка. Кроме прикладной музыки оркестр или ансамбль может помочь режиссеру решить задачу по наполнению официально-наградной части художественными номерами.

    Что касается дополнительных номеров. Здесь нужно чувствовать меру. Если каждый блок награждений увенчать номером, получится нелепая и тоже довольно однообразная форма: ни концерт, ни собрание, ни «от всей души». [2]

    Церемониалу в торжественно-наградной части любого мероприятия должно уделяться особое внимание, он подробно разрабатывается. Человеку, которого награждают, чествуют предоставляется возможность пережить свою «минуту славы». [4]

2.2 Арт-протокол и его функциональная нагрузка

    Рассмотрим подробнее торжественные мероприяти, такие как различные церемонии, официальные приемы, устраиваемые по случаю юбилейных дат, праздников, презентаций, открытий, конкурсов, фестивалей и т. п. Сценарием и его реализацией занимается постановочная группа, в состав которой входят сценарист, режиссер, ведущие, звкукооператор, осветители, художник, сценограф. Как правило такие официальные мероприятия предусматривают различные награждения, и разрабатывается специальная церемония вручения этих наград.

    Церемонию награждения можно считать одним из видов торжественных мероприятий, приуроченных к важным событиям в социальной, трудовой сферах деятельности. Есть ряд и других социально-культурных мероприятий, где ведется борьба за победу и выбираются лучшие из числа участников. Результатом всех этих событий является церемония награждения номинантов и победителей. Им вручаются дипломы, грамоты, благодарственные письма, подарки и т. д.

    Церемония награждения может быть как самостоятельным мероприятием, так и одним из составных частей торжества в целом. Порядок вручения определяется заранее положением о проведении мероприятия и его протоколом и проводится в соответствии с этими документами. Вручение проводится официальными лицами.

    Для того, чтобы награды были правильно вручены, правильность вручения должна разрабатываться и котролироваться специальными людьми. Таких людей называют — наградной группой или арт-протоколом.

    Арт-протокол — это группа творческих людей, которые обслуживают и обеспечивают успешное проведение церемонии награждения, и именно они непосредственные участники церемониального действия всего торжественного мероприятия. Какие же задачи они решают? Подготовка всех наградных атрибутов к вручению в строгом соответствии с протоколом и сценарием. Для этого должно быть отведено специальное место(стол,стул) где раскладываются все награды: кубки, статуэтки, дипломы, подарки, цветы и т. д., для каждого награждаемого отдельно и последовательно. Распределение и закрепление за каждым человеком из арт-протокола своих атрибутов. Можно сказать, что разрабатывается для каждого участника арт-протокола своя партитура выноса наград.

    Партитура арт-протокола — это последовательность процесса награждения. Партитура включается в себя следующую информацию: кому и что вручается. Бывает, что все участники конкурса или игры получают призы от организаторов или спонсоров. Все на сцене и сразу, всем необходимо вынести эти призы. Безусловно, эффектнее и качественней будет вынос этих наградных атрибутов несколькими людьми из арт-протокола. И вся атрибутика будет представлена наглядно и последовательность их вручения соблюдена.

    Есть ситуации, когда среди наградных атрибутов имеются необычные и сложные для вручения вещи, такие как ленты, короны, медали. Официальное лицо обычно не очень-то подготовлено к вручению таких наградных предметов. Здесь активно проявляет арт-протокол. Именно они должны разработать технологию надевания лент, корон, медалей. Быстро, красиво и эффектно этот атрибут должен оказаться на вручаемом, а официальному лицу предоставить возможность пожать руку, обнять и тем самым избежать неловких ситуаций, когда лента развязывается, а корона подает.

    Необходимо отметить, что арт-протокол должен владеть искусством мизансценирования. Мизансцена — это расположение действующих лиц в сценическом пространстве по отношению друг к другу и окружающей среде. Это еще раз подчеркивает, что арт-протокол должен включать в себя несколько человек. Задача арт-протокола также заключается в том, чтобы развернуть тех, кто вручает к публике, к залу. А для этого нужно выйти заранее, чем обьявят о награждении, то есть знать ту последнюю реплику, на которой надо появиться на сцене. Встать к официальному лицу в полупрофиль и передать всю наградную атрибутику впереди человека, который будет их вручать. Арт-протокол не должен спешить с уходом. Можно встать в симметричную мизансцену и достигнуть равновесия и тем самым избежать, перегружения сцены на какую-то сторону. Фронтальная мизансцена подчеркнет торжественность ситуации вручения.

    Очень часто церемонии награждения сопровождаются фотографированием. Это еще один момент, когда арт-протоколу надо не спешить с уходом, а выстроить определенную мизансцену для фото. Владея мастерством мизансценирования арт-протокол должен владеть и искусством импровизации.

    Еще раз заметим, что «многие зрители присутствующие на церемонии, отмечают, что самыми волнительными моментами и мгновениями этого мероприятия являются моменты вручения премии людьми, связанными с именитыми лауреатами судьбой, общей деятельность, образом жизни, родственными или дружескими узами; друзьями или родными, с которыми не виделись много лет; одноклассниками и учителями, коллеками и наставниками…» [5]

    В эти моменты арт-протоколу необходимо быть внимательными и они должны знать «рассадку» этих гостей в зале. С одной стороны, чтобы не перепутать одних с другими, с другой, сориентироваться к кому и как подойти, какой предмет передать, то есть выстроить правильную смысловую мизансцену. Любая церемония награждения предполагает ответное слово награждаемого. В этом случае в обязанности арт-протокола входит: забрать на время выступления атрибуты награждения, а затем вернуть. При ответном слове, практически всегда пользуются микрофонами и не все награждаемые могут настроить его под себя. Это тоже обязанность арт-протокола. Задача арт-протокола обеспечить всех выступающих микрофонами и необходимым реквизитом.

    Из вышесказанного, можно сделать вывод, что арт-протокол — это специально подготовленная группа людей, которые знакомы со сценарием, с ходом проведения всего мероприятия. Широк спектр их обязанностей и задач. Мы считаем, что люди, которые будут входить в состав арт-протокола, должны знать манеры и этикет, владеть сценическим искусством. Арт-протокол есть неотьемлемая структурная единица в проведении торжественных мероприятий. Наряду со сценаристом, режиссером и все постановочной группой от них зависит темпоритм, успех, особенно церемониальной части и всего мероприятия в целом.

Выводы по второй главе

    Официальная часть, это главный компонент торжественного мероприятия. Это вид зрелища, который находится на начальной стадии праздника и требует четкой организации и проверенного порядка.

    Структура и содержание официальной части определяются протоколом, иными словами, набором правил для межведомственной вежливости. Протокол не является общим, незыблемым законом. Он может варьироваться в зависимости от местных традиций и ситуаций. В нем общепринято одно: строгое соблюдение принципа иерархии, то есть порядок подчинения низших звеньев высшему.

    Арт-протокол — это группа творческих людей, которые обслуживают и обеспечивают успешное проведение церемонии награждения, и именно они непосредственные участники церемониального действия всего торжественного мероприятия.

    Обязательным и общепринятым является неукоснительное соблюдение принципа иерархии на церемонии награждения.

Заключение

    В данной курсовой мы изучили такие типы праздничного действа как: зрелище, торжество, обряд и ритуал, нашли их различия и взаимосвязь друг с другом. Изучили организацию протокольной части мероприятия и вывели специфику арт -протокола в структуре мероприятия.

    Можно сделать вывод, что арт-протокол — это группа творческих людей, которые обслуживают и обеспечивают успешное проведение церемонии награждения. Мы рассмотрели задачи, которые решает эта группа, такие как:

-подготовка(заранее) всех наградных атрибутов к вручению;

-разработка технологии надевания лент, корон, медалей;

-обеспечение всех выступающих микрофонами и необходимым реквизитом;

    Людям из арт-протокола должны быть свойственны: этикет, манеры, знание сценического искусства и его законы. Арт-протокол есть неотьемлемая структурная единица в проведении торжественных мероприятий. От них зависит темпоритм и успех.

    Обязательным и общепринятым в протоколе является неукоснительное соблюдение принципа иерархии, который может корректироваться и видоизменяться, а иногда и нарушаться в зависимости от ситуаций и традиций.

    Торжественно-наградная часть празднично-обрядового действа может складываться из трех составляющих. Серия предварительных встреч, заседаний, вечеров собраний, которые проводятся накануне основного торжества, или собственно само торжество. А так же, фуршет, где все желающие, близкие к виновникам торжества могут поздравить и выразить слова признания. Каждая составная часть церемониала должна быть продумана и подробно разработана, чтобы церемониал не был монотонными, однообразным и нудным.

Список использованных источников и литературы1.«Культурная деятельность». Под редакцией. Л. Н.Когана. М.: Наука., 2011. 2.С. Лукашин. «Как нам обустроить протокол» стр 3, г.2014.

3.М.Г. Шаронина, стр.3, «Массовые формы современной культпросветработы» Челябинск 1990)

4.М.Г. Шаронина. Церемониал в контексте организации торжественно-наградной части обрдовых действ// Седьмые Лазаревские чтения: «лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: полифония и диалог смыслов»; материалы междунар. Науч. Конф. Челябинск 3-6 июня 2015г. Челябинск 2015 С.500-504)

5.А.Г. ШАРОЕВ. Режиссура эстрады и театр представлений. — М.:Омега-Л, 2014. — 136.

В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.

Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.

Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.

Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.

Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.

Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.

Основные признаки массового театрализованного праздника:

        зрелищность,

        синтетичность,

        экспрессивность,

        идейно-художественнаяцелостность.

Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.

Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.

В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.

Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.

  1. Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
  2. В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
  3. Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1)     Строгая логичность построения темы.

2)     Нарастание действия.

3)     Законченность каждого отдельного эпизода.

4)     Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.

Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].

С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.

Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].

Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.

Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.

Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.

На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.

Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].

Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.

Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.

Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.

Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.

Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.

В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.

Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.

Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.

Литература:

  1. Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
  2. Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
  4. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
  5. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
  6. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
  7. Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
  8. Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, массовый праздник, сценарий, сценарий праздника, народный праздник, традиция, Масленица, массовый театрализованный праздник, русская культура, сценарная драматургия праздника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масленица православный праздник история
  • Массовый праздник пример
  • Масленица православный или славянский праздник
  • Массовый праздник день села
  • Масленица почему так называется праздник