Массовый театрализованный народный праздник

массовый театрализованный народный праздник — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 8 (восьми) букв

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Ответов: 1 шт.


Буквы:

1

2

3

4

5

6

7

8

Описание:

Google

Yandex

КАРНАВАЛ

Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.

ПРАЗДНИКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ, особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).

Истоки театрализованных праздников.

Истоки праздников лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Сикретическое сознание древнего человека воспринимало мир, как нечто единое, неразделимое; явления природы, животные и растения, – все, что окружало человека, – наделялось им душой и персонифицировалось в том или ином божестве. Каждое божество следовало задобрить – тогда и охота будет удачной, и зима теплой и земля плодородной. Отсюда возникли обряды и ритуалы, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную «роль» в них исполняло божество, управлявшее конкретным событием: Сатурн, в Древнем Риме управлявший течением времени и плодородием; Коляда, в славянской мифологии олицетворяющий середину зимы; Купала, у тех же славян заботящийся о лете и полевых плодах, и т.д. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей. Все участники праздника – активны, все включены в действие.

Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из неразделимого восприятия рождения и смерти, пошли и т.н. личные праздники – дни рождения, дни основания, юбилеи и т.п. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.

Второй, очень серьезный аспект праздников – идеологический. Властные структуры (будь то ранне-языческие жрецы и шаманы, клерикальные власти или современные государственные правители) широко использовали праздники (и продолжают использовать) в своих интересах, формируя нужную им систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоциональной включенности окружающих; в этом состоянии люди наиболее подвержены внушению. Вот почему в истории праздников, как в капле воды, отражается вся история государственности и цивилизации.

ИСТОРИЯ

Массовые праздники, ведущие свою родословную от календарных обрядов, занимали огромное место в жизни широчайших народных масс античности: в Древней Греции – Дионисии, в Риме – Сатурналии. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздников: народная, балаганная, карнавальная стихия, обитающая на площадях, ярмарках, улицах; и праздники церковные. Они сосуществовали в сложном диалектическом противостоянии и взаимодействии (см. также КАРНАВАЛ).

 Painet, Inc.     БРАЗИЛЬСКИЙ КАРНАВАЛ

Христианская церковь вела беспощадную войну с языческими традициями празднований, одновременно широко используя театрализацию в праздниках церковных (особенно это свойственно католической церкви, с ее пышностью и зрелищностью служб и обрядов). Можно вспомнить праздничные крестные ходы, своей величавостью и торжественностью поднимая их участников над бытовым уровнем существования, приобщая к категориям высоким и вечным. Кроме того, уже в ранний период средневековья (9–12 вв.) внутри храмов начали давать представления т.н. «литургической драмы», которая позже (12–13 вв.), для увеличения зрительской аудитории, была перенесена на паперть. В 14–16 вв. чрезвычайно широко распространились постановки мистерий и моралите. Их популярность росла, количество зрителей продолжало увеличиваться, и церковные представления переместились на перегороженные площади и улицы. Однако все эти действия не смогли не только уничтожить народные театрализованные праздники, но даже снизить их популярность. В итоге церковью был выбран иной, более разумный путь – интеграционный, когда, при сохранении самого праздника, его языческая форма замещалась христианской. Ярким примером могут служить рождественские торжества, христианизировавшие два языческих праздника: рождение непобедимого Солнца (25 декабря) и рождение Диониса (6 января) (см. ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ). При этом наряду с официальными мероприятиями, в празднике Рождества были органично адаптированы и народные формы празднования новогоднего цикла: колядки, вертеп.

Наиболее драматичной в этом смысле была история борьбы с Масленицей (в католических странах – Карнавалом). Масленица в языческой традиции символизирует плодородие, но вместе с тем – зиму и смерть. Вот почему этот праздник, начинающийся с величания куклы-Масленицы, непременно заканчивается ее «похоронами», обозначающими начало нового весеннего цикла и обновления природы. Особую длительность этого праздника обусловливала, несомненно, временная свобода от насущно необходимой трудовой деятельности: сельскохозяйственные работы начинались позже. Так, весенние европейские карнавалы первоначально продолжались не менее двух недель. После ожесточенной борьбы, продолжавшейся несколько столетий, христианская церковь признала закономерность и естественность существования этого праздника, связанного с одним из главных переломных моментов природного цикла. Однако длительность канонизированного праздника была сокращена до одной недели. В православный канон масленица вошла под названием Сырной седмицы – недели, предшествующей Великому посту.

Таким образом, обычаи, традиции и даже конкретная атрибутика осваивалась христианской церковью и отчасти бралась ею на вооружение. Например, в древнейшем славянском летнем празднике «похороны кукушки» (позже – «крещение кукушки») обязательным элементом был обмен крашеными желтыми и красными яйцами среди участников. Однако это обстоятельство сегодня прочно забыто, а крашеные яйца стали непременным атрибутом праздника Пасхи.

В эпоху Возрождения начинает развиваться придворно-праздничная маскарадная культура театрализованных праздников, вбирающая в себя преимущественно внешние декоративные карнавальные формы и символику. Несомненно, эти праздники носили прежде всего увеселительный характер. Однако здесь формировалась традиция государственных праздников, постепенно включаемых светскими властями в арсенал идеологического воздействия на массы.

Театрализованные праздники в России.

В начале 18 в., Петр I, начавший гигантскую работу по европеизации России, особым приказом ввел в обычай т.н. ассамблеи, ставшие, по сути, российской формой придворных маскарадов. Возможно, это было средством психологического воздействия на массы: новые принципы имперской государственности формировались через эмоциональную вовлеченность в атмосферу праздника. Придворные театрализованные маскарады сопутствовали всей истории Императорского Дома Романовых, равно как и санкционированные государственной властью народные театрализованные увеселения балаганного характера.

Традиции театрализованных праздников с самого начала были взяты на вооружение государством и после Октябрьской революции. Основными целями оставались политические: пропаганда и агитация нового образа жизни. В 1920-е формы советских театрализованных праздников были необычайно разнообразны: митинги-концерты, демонстрации, политические спектакли, спортивные парады, и т.д. При этом широко использовались как массовые, так и коллективные формы театрализованных праздников.

Особое значение молодое государство придавало т.н. массовым инсценировкам, посвященным политическим датам. В Петрограде только на протяжении нескольких месяцев 1920 было проведено два грандиозных театрализованных праздника-инсценировки: К мировой Коммуне (19 июля) и Взятие Зимнего Дворца (7 ноября), в которых принимали участие многотысячные массы народа. Принципиально политический характер праздника Октябрьской революции (и Дня Международной солидарности трудящихся 1 мая) сохранялся до конца существования советской власти.

В те же 1920-е была заложена традиция физкультурных парадов, идеологически переосмысливающих античные Олимпиады (эта традиция продолжена в мировой практике Олимпийских игр).

Некоторым особняком в череде массовых государственных праздников стоит Праздник Урожая, соединяющий древние славянские языческие обычаи не только с идеологической нагрузкой, но и с экономическими интересами аграриев. Эти праздники всегда были приурочены к ярмаркам, где шла оптовая и розничная распродажа сельскохозяйственной продукции. В более поздний период с изменением общественной формации, Праздники Урожая идеологическую окраску практически потеряли.

Наследниками и продолжателями традиций массовых праздников стали сначала советские, а позже – российские Дни рождения городов. Они прочно вошли в культурный контекст социальной жизни и празднуются ежегодно. С особым размахом проводятся юбилейные праздники (850-летие Москвы, 300-летие Санкт-Петербурга).

Особым явлением в совокупности массовых праздников стал День Победы (9 мая). Поскольку в России практически не было семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война, масштабы этого праздника остаются поистине всенародными.

К категории массовых можно отнести и некоторые профессиональные праздники, преимущественно связанные с военными специальностями: День Советской Армии (День Защитника Отечества); День Военно-Морского Флота (особо популярный в портовых городах). В 1980–1990-х, как одно из следствий афганской и чеченской войн, в категорию массовых перешел и праздник Дня десантника.

Без внимания государства не оставались и коллективные формы театрализованных праздников. Начиная с первых годов советской власти, на производственных предприятиях и в учебно-воспитательных учреждениях внедрялись всевозможные театрализованные действа: «суды» над литературными персонажами, политические викторины (т.н. полит-удочки, когда участники с помощью рыболовной снасти «выуживали» сначала вопросы, а потом и призы), представления агитационных бригад (в т.ч. – передвижных, т.н. агитпоезда) и многое другое. Позже, с началом коллективизации и активизацией идеологической борьбы за сознание крестьянства, театрализованные коллективные праздники импортировались и в деревню (в частности, силами городских рабочих, направленных туда на подъем сельского хозяйства).

На более позднем этапе политическая направленность советских коллективных праздников несколько редуцировалась. Однако идеологическая подоплека сохранялась в каждом из них – начиная с профессиональных (День металлурга, День радио и многие др.), и кончая новогодними торжествами.

Особое место в советских театрализованных праздниках занимала атеистическая пропаганда: Красные Пасхи, Красные Крестины, позже – комсомольские свадьбы, и т.п., где вместо религиозных обрядов предлагались новые, искусственно сконструированные ритуальные формы, основанные на государственной идеологии. История повторялась на новом витке: фактически была предпринята попытка «зеркального отражения» опыта борьбы христианской церкви с языческими традициями – сохранения существа старых праздников в новой идеологической форме. Церковь перешла на положение изгоя, однако ее наиболее эффективные средства психологического воздействия осваивались и присваивались государственной идеологией. Вплоть до элементов атрибутики: в 1950-е, когда празднование Нового Года уже было признано официальным праздником, но электрические елочные гирлянды еще не были освоены советской промышленностью, массово производились специальные «елочные» свечи (и подсвечники-прищепки к ним), по форме напоминавшие свечи церковные. Одновременно шли жестокие гонения на народные религиозные формы театрализованных праздников, сохранившиеся в отдельных регионах. Так, известно много драматических примеров борьбы с традициями колядования и вертепов, особенно на Западной Украине. В целом попытка «осовечивания» религиозных праздников бесславно провалилась. (Но и исторического времени на борьбу с традициями у советской власти было неизмеримо меньше, чем у христианства на борьбу с язычеством). Тем не менее, отдельные особенности и элементы советских традиций были интегрированы в театрализованные праздники, и прочно вошли в быт. Так, с возрождением Рождественских праздников, празднование Нового года не потеряло своей актуальности, и сегодня обе традиции мирно сосуществуют. Или: светская часть празднования официально начинается в первый день Пасхи, тогда как в дореволюционных православных традициях было положено открывать светские увеселения лишь на второй день, в понедельник.

Более камерной разновидностью театрализованных коллективных праздников являются корпоративные и домашние: утренники в детских садах и школах, свадьбы, празднования годовщин и юбилеев учреждений и компаний, и даже – отдельных лиц. Такие праздники традиционно сопровождаются самодеятельными спектаклями, капустниками, концертами с выступлениями самодеятельных и профессиональных артистов; а также различными игровыми театрализованными действиями – шарадами, игрой в «фанты», конкурсами и т.п.

Если раньше профессиональная режиссура и организация театрализованных праздников в России распространялась только на их массовую разновидность, а все остальные осуществлялись преимущественно силами энтузиастов, то в настоящее время существует множество компаний и организаций, предлагающих свои услуги по профессиональному проведению театрализованных коллективных праздников любого уровня.

Татьяна Шабалина

В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.

Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.

Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.

Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.

Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.

Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.

Основные признаки массового театрализованного праздника:

        зрелищность,

        синтетичность,

        экспрессивность,

        идейно-художественнаяцелостность.

Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.

Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.

В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.

Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.

  1. Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
  2. В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
  3. Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1)     Строгая логичность построения темы.

2)     Нарастание действия.

3)     Законченность каждого отдельного эпизода.

4)     Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.

Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].

С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.

Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].

Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.

Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.

Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.

На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.

Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].

Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.

Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.

Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.

Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.

Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.

В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.

Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.

Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.

Литература:

  1. Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
  2. Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
  4. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
  5. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
  6. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
  7. Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
  8. Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, массовый праздник, сценарий, сценарий праздника, народный праздник, традиция, Масленица, массовый театрализованный праздник, русская культура, сценарная драматургия праздника.

Практически все
разновидности народных празднеств
имели и имеют театрализованный характер
или же включают в себя элементы театральных
действий. Это определяется обрядово-зрелищными
формами праздничной культуры, праздничной
жизни народа.

В
празднествах находили отражение как
вещественные, так и духовные результаты
жизнедеятельности человека. В них
своеобразно выражался определенный
уровень общественного сознания,
мировоззрения людей, проявлялись черты
морали, эстетические вкусы и т.п. Иными
словами,любой
праздник как социально-художественное
явление – необходимый элемент жизни
человека, одно из проявлений его
общественного бытия.

Слово
праздник происходит от древнеславянского праздь,
что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда
и происходит праздный в
значении: ленивый пустой, бесполезный,
не занимающийся делом, беззаботный и
т.п.

Украинское свято (праздник)
польское свито (праздник),
древнерусское святки зафиксировали
связь празднования с языческим поклонением
силе света, поскольку свят происходит
от слова светить. Древнерусские святки
и были посвящены дню зимнего солнцестояния
– празднику прибавления света, увеличения
продолжительности дня, пробуждения
природы от зимней спячки.

Ряд
значений термина “праздник” раскрывается
при сопоставлении его с близким по
значению словом торжество.
Это слово происходит отторг (торговище,
торжище), обозначавшего процесс обмена,
“овладения”, “хватания” одного товара
и отпуска, продажи другого.

Купля-продажа
всегда происходила публично, в местах
значительного скопления народа, и
обставлялась всевозможными церемониями
и ритуалами. На рыночных площадях
устраивались увеселения, праздничные
гуляния.

Впоследствии слово
торжество утратило непосредственную
связь с торговлей и ярмаркой и стало
обозначать празднование какого-либо
события, выражение восторга, радости,
приятное воспоминание и прославление.

Композиция
сценария массового театрализованного
празднества.

Говоря
о драматургии театрализованного
празднества, режиссеры и теоретики
единодушно выделяют в нем три
важнейших момента
 единого
действия: экспозицию (как
открытие празднества
), кульминацию и финал.

Что
касается понятий коллизия или развитие
действия
,
то в празднестве этот момент, в отличие
от театрализованных представлений
других видов, более локального характера,
рассредоточен в общей мозаике компонентов.

Некоторые
специалисты видят известное сходство
в построении массового театрализованного
празднества с композицией такой
музыкальной формы, как симфония.
Содержанием симфонии, как известно,
являются глубокие мысли и чувства,
существенные жизненные проблемы и
противоречия. Массовое
театрализованное празднество отражает
важные события в жизни большой общности
людей, а иногда и в масштабах государства
и в глобальных измерениях.
 Для
того и другого искусства характерны
идейная устремленность, масштабность,
обобщенность. И думается, что сравнение
композиционных структур этих двух
разных форм отражения действительности
вполне правомерно.

В первой части
симфонии – в экспозиции – основные
контрастные темы-образы получают
развитие в разработке, и затем темы этих
образов подкрепляют, поддерживают
основную схему композиции симфонии.
Сценаристу театрализованного массового
празднества разработка темы также
помогает через частное провести общее,
т.е. основную идею.

С театрализованным
празднеством перекликается и такая
музыкальная форма, как тема с вариациями.
Основная тема праздника, развиваясь,
также варьируется в разных формах и
видах. Это обусловлено и спецификой
восприятия массового празднества: если
театрализованный концерт,
литературно-музыкальная композиция
или агитационно-художественное
представление зритель воспринимает от
начала до конца как завершенное целое,
то массовое празднество воспринимается
по частям и выборочно. Если в театрализованном
концерте необходимо сфокусировать
внимание зрителя на сценической площадке,
то в массовом празднике, наоборот, надо
искать как можно больше рассредоточенных
центров, надо искать возможности
органично разводить в разных направлениях
массы людей, пришедших на празднество.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА

В соответствии с церковными канонами неделя накануне Великого поста предназначена для подготовки верующих к строгим постным ограничениям. В эту неделю мясо уже было запрещено, но разрешалось употреблять молочные продукты, за что неделя и получила в народе название Масленой, Сырной или Сыропустной, или попросту Масленицы. Иногда эту неделю также называют Мясопустной, хотя в церковном понимании термин Мясопуст относится к предшествующей неделе (Неделе о Страшном суде), когда прекращается употребление мяса. Однако под мясопустом мог пониматься и любой постный день, что со временем отразилось как в бытовой речи, так и в словарях. Если еще В.И. Даль четко определял Мясопустную неделю как канун Масленицы, то Д.Н. Ушаков уже называет Мясопустом саму Масленицу, таким образом, для современного человека эти понятия оказались смешаны.

Вместе с тем, Масленица, выпадая на время окончания зимы и начала весны, впитала в себя связанный с этой сменой сезонов обширный культурный слой поверий, примет, обычаев, ставших основой традиционных масленичных гуляний.

Масленицу праздновали «шумно и обжористо»,  но, несмотря на богатство стола, «угощения не выходили за рамки, предписанные режимом: Сырной недели» Праздничный стол отличало обилие выпечки с различными начинками. С точки зрения обрядовой структуры, «Масленица представляется сложным и развернутым комплексом», в который входил целый ряд обычаев встречи и проводов Масленицы, катание с ледяных гор – «катушек», а также на конях, ряжение. Во время катаний упряжки звенели колокольчиками, красовались «наилучшей сбруей, разноцветными ленточками в заплетенных косичках лошадиных грив, «браными» вожжами». Особое место занимали обряды, связанные с молодоженами, поскольку в масленичном комплексе «брачная тематика составляет одну из наиболее распространенных групп обычаев», и «особые формы гостевания».

В масленичных обычаях была своя историческая динамика, а каждый день Масленой недели имел в народе свое название: если в XIX веке пировать начинали в среду (Лакомку), когда зятья приходили в гости к теще, то в начале XX века главные гуляния были связаны с четвергом – Широким разгуляем. Но и в другие дни наносились взаимные визиты: в пятницу (Тещины вечерки) И на оборот, тещи навещали зятьев, а в субботу происходили Золовкины посиделки. В последний день Масленицы, Прощеное воскресенье, по всей России, люди ездили на кладбища, служили панихиды, после чего просили прощения за нанесенные обиды у родных и близких».

ШИРОКИЙ РАЗГУЛЯЙ

Действующие лица:

  • СКОМОРОХИ – 2 молодых человека 17 лет
  • ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
  • ВЕСНА – ласковая, улыбчивая, душевная женщина 35 лет
  • ЗИМА – сердитая, но отходчивая женщина 35 лет
  • ХОЗЯИН – степенный, благожелательный, зажиточный мужчина 30 лет
  • ХОЗЯЙКА – бойкая, гостеприимная жена Хозяина. Женщина 25 лет
  • КОНЬ – костюм рассчитан на двоих человек. Двое юношей 17 лет
  • ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА «ПЕТРУШКА»

Рекомендуемый реквизит:

Ширма для Петрушки, вышитые полотенца, стилизованные деревянные блинчики, деревянные круги с орнаментами в стиле традиционных росписей (хохлома, городец, урало-сибирская) – для оформления площадки; гирлянды из сушек, декоративный плетень, лавочки с ткаными дорожками, стол со скатертью, декоративный самовар, поленница; декоративная арка; столы, скатерти для оформления ярмарки народных ремесел, чучело Масленицы, атласные ленты, мешки, канат, реквизит для игр.

Музыкальное оформление:

Рекомендуется использовать фонограммы русских народных песен и мелодий.

ПРОЛОГ

Перед началом звучит музыкальная подборка русских народных песен.

Из главного дома усадьбы выходят два скомороха, зазывают зрителей на праздник.

1 скоморох (задорно):

Заходи сюда, народ,

И слева, и справа!

Мы Масленицу встречаем

Шуткой и забавой!

2 скоморох:

Побыстрей, да веселей,

Дорогие зрители!

Приводи сюда детей,

Приводи родителей!

1 скоморох:

Надо в празднике всерьез

Всем принять участье,

Чтобы Масленица вам

Пожелала счастья!

2 скоморох:

Будет праздник здесь большой,

Встретится Зима с Весной.

Кто на праздник к нам придет

Без улыбки не уйдет.

1 скоморох:

Заходи, народ, сюда,

И давай знакомиться.

Пусть на долгие года

Этот день запомнится!

Закончив зазывать, скоморохи возвращаются на основную площадку, где проходит действие. Из главной усадьбы друг за другом выходят фольклорные коллективы в зимних народных костюмах, исполняя acappella народную песню «А мы масленицу дожидались».

На середину площадки из круга выходят Хозяин и Хозяйка.

Хозяин: Здравствуйте, люди добрые! Вот и наступил долгожданный праздник, когда мы

зиму провожаем да весну встречаем. Масленицу широкую гуляем.

Хозяйка: Мы рады приветствовать вас на праздновании сибирской Широкой Масленицы!

Хозяин: А ну-ка, скажите, какое первое правило Масленицы? Правильно! Хорошее настроение! А какое настроение у вас? Не пора ли широкую матушку честную Масленицу привечать, честь ей воздать, славу пропеть, а зимушку с почетом проводить? «Не потешить Масленицу – жить в горькой беде», «С себя все заложить, а Масленицу проводить!» – так исстари говаривали на Руси .

Хозяйка: Люди с незапамятных времен славили весну, водили хороводы с трещотками, свистульками да рожками. В Широкий разгуляй ходили от дома к дому, отгоняли своей игрой несчастье, горе, зло. В этот день шла потеха: балаганы, ледяные горки, качели, катание на тройках, кулачные бои, ряженые.

Хозяин: Гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить Зиму-Зимушку и встретить Весну-Красну! Мы всех на праздник пригласили – ни про кого мы не забыли! Масленицу широкую открываем! Веселье начинаем!

Хозяйка: Только вот Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы ее звали долго, хвалили-нахваливали, да угощеньями вкусными заманивали.

Хозяин: А всего милее Масленице угощенье – блины вкусные, румяные!

Хозяйка: С яйцом, маслом, со сметаною!

Хозяин: Давайте Масленицу просить, уговаривать. В гости зазывать!

Хозяйка: Давайте ее все вместе позовем! Все готовы? Начинаем!

Все вместе:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Там малые детки

Ждут твоего света,

Лепешки валяют.

Тебя поджидают!

Хозяйка: А давайте, покликаем, как в старину на Ангаре в Сибири наши бабушки ее зазывали:

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки.

Бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Приезжай к нам в гости

На широкий двор,

На горах покататься.

В блинах поваляться.

Сердцем потешиться!

Звучит фонограмма «звон колокольчиков». На реплику Хозяйки «Сердцем потешиться» выходит ряженый Конь, за ленточки, как за вожжи, держится 1 Скоморох. За ним 2 Скоморох несет в руках чучело Масленицы.

Хозяин:

Ой, ой, ты Масленица,

Ой, и ко двору подъезжает,

Хозяйка:

Ой, да ты широкая,

Ах, во двор въезжает.

Фольклорные коллективы исполняют песню «Верба рясна (масленичная)»

Конь и Скоморохи проходят к центру площадки и ставят Масленицу на середину.

Участники фольклорных ансамблей образуют круг вокруг Масленицы.

Начинается обряд одевания масленицы.

1 девушка: Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна!

2 девушка: Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, трехаршинная!

3 девушка: Лента алая, двуполтиная, платок беленький, новомодненький!

4 девушка: Брови черные, наведенные, шуба синяя, ластки красные!

5 девушка: Лапти частые, головастые, портянки белые, набеленные!

6 девушка: Ой, да Масленица на двор въезжала, красные девушки ее встречали.

7 девушка: Ой, да Масленица, погостюй недельку, Широкая, погостюй другую!

По окончании обряда участники выстраиваются в полукруг лицом к зрителям.

Хозяйка:

Масленица голубушка,

Сладкоголосая любушка!

Хозяин:

Тебе решать, когда весна настанет,

Ты точно скажешь, когда снег растает!

Хозяйка:

Чем богаче отпразднуем –

Тем богаче будет год!

Хозяин:

Как у нас на Руси

В эти дни пекли блины,

Зиму провожали,

Масленицу привечали!

Хозяин:

Люди! Нынче «Разгуляй»!

Будем зиму провожать,

Тепло да солнце в гости ждать!

Звучит фонограмма «шум вьюги». Выходит разгневанная Зима.

Зима (разгневано): Я Зима! Хозяйка тут! Моя власть! Моё время! Кто это спровадить меня

собирается? Кому тут тепла да солнца захотелось? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Хозяйка:

Ох, честной народ,

К нам Матушка Зима идет!

Хозяин:

Здравствуй, тетушка дорогая,

Белая да седая,

В мешке стужу везешь,

На землю холод трясешь!

Сугробы наметаешь,

Ковром землю устилаешь!

Хозяйка:

Зимушка-Зима!

Что-то ты не весела?

Не ласкают снежны бури?

Что ты часто хмуришь брови?

Здорова ли ты?

Зима: Зубы мне не заговаривайте! Не хочу я, чтобы меня провожали! Я тут на веки поселюсь,

и всегда будет холод, мороз и мрак!

Хозяин:

Не стоит так злиться,

Пришла пора с тобой проститься,

Зимушка, ты пока еще в почете.

Пора подумать об отчете.

Зима:

Ну, что ж, начнем отчет.

О проделанной работе

Я всегда веду учет.

Ну, а теперь мы всех гостей спросим (обращается к зрителям). Снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Все: Да!

Зима: Скована ль крепко была на озере Байкале вода?

Все: Да!

Зима: Все ли довольны этой зимой иль не все?

Все: Все!

Зима: Вот, видите, не хотят люди Зиму отпускать. Да и с вами мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели, не все танцы станцевали. Вот и сейчас, взмахну рукавами,

намету сугробов, ни за что Весне через них не перебраться!

Хозяйка:

Так народ собрался весь,

Праздник надо продолжать

И гостей всех развлекать!

Звучит народная музыка. Выходит Конь с Весной. У Весны в руках красный сундучок.

1 Скоморох забирает из рук сундучок и ставит его у ширмы.

Хозяин (радостно): Погляди-ка, народ, к нам Весна идет!

1 скоморох: Весне красной шлем привет!

2 скоморох: Ждём тебя, весна – красна…

1 скоморох: С золотым гребнем…

2 скоморох: С изумрудным стеблем…

1 скоморох: С голубою далью…

2 скоморох: С Иваном-да-Марьей…

1 скоморох: С талою водою…

2 скоморох: С первой бороздой!

Фольклорные коллективы вместе со скоморохами заводят хоровод с гостями вокруг Весны.

Хозяин:

Так давайте, не стесняйтесь!

Кто со мной? Ай да, народ!

Не толпитесь у ворот,

Все проблемы забывайте,

Становитесь в хоровод!

Весна:

Здравствуйте, люди добрые!

Я Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

Вы меня ждали?

Вы меня звали?

Все: Да!

Зима (гневно): Ошиблись, ошиблись! Не хотели они тебя звать, им и со мной хорошо!

Весна (удивленно): Да правду ли ты говоришь, сестрица? Верно, уж мой черед подошел, тепла

да цветов всем захотелось.

Зима (раздраженно): А я говорю – рано ты пришла! Какие-то цветочки, какая-то весна!

Толи дело со мной – Зимой! Бабу снежную лепили? Крепость из снега строили? А в снежки

любите играть? Давайте поиграем! Становись напротив две команды.

Хозяин и Хозяйка помогают расставить команды.

Скоморохи выносят по коробу, в которых лежат поровну белые мячи.

Зима: Бросайте мячи на сторону противника. На чьей половине останется их меньше – та

команда победила.

Звучит фонограмма веселой народной музыки.

По окончании игры Скоморохи собирают мячи и уносят.

Весна (настойчиво): Хватит нам уже снега и мороза. Стоит ли так злиться? Пришла пора тебе проститься и уступить место мне – Красавице Весне!

Хозяин (примирительно): Зимушка-Зима, Весна-Красна, не ругайтесь! Вы обе хорошие, добрые, дарите радость людям. Помиритесь!

Весна: Весной тоже игр немало: городки, прятки, догонялки и салочки! Давайте проведем

«Петушиный бой».

ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Весна объясняет правила игры. Скоморохи выносят канат, которым определяется круг.

Четверо парней. Один на другого садится верхом. В руках по подушке.

Кто вытолкал пару за черту круга – тот и победил.

Звучит народная музыка на игру «Петушиный бой».

Хозяйка (успокаивает): Молодцы, как всегда, победила дружба. Но ты, Зимушка, уже уста-

ла, пришло время тебе отдохнуть, чтобы Весне дорогу освободить.

Зима: Нет! Я не хочу уступать Весне. А давайте, ещё один конкурс устроим. Кто проиграет,

тот и уходит.

Хозяйка: Хорошо. Чтобы было все по-честному, я сама всех на команды разделю. Кто любит

на санках кататься, в снегу кувыркаться? Становитесь к Зиме!

Хозяин: А кто за теплое солнышко, за зеленую травку, за весенний дождик? Становитесь за

Весну бороться!

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Скоморохи поднимают канат и растягивают его с двух концов.

Середина каната отмечена красной ленточкой.

Хозяйка: А сейчас и посмотрим, чья здесь правда! Начинаем конкурс!

Звучит музыкальная фонограмма на перетягивание каната.

Две команды становятся друг за другом напротив,

берутся за канат и тянут в разные стороны.

Проигравшая команда не согласна с результатом.

Предлагают поменять условия: становятся спиной друг к другу.

Хозяин:

Эй, веселый наш народ!

Если дружно взять канат,

Потянуть вперед-назад

И сказать три раза «Эх!»,

Победит, наверно, смех.

Побеждает команда Весны. Скоморохи уносят канат.

Возвращаются и заводят хоровод. Выходит Конь и подходит к Зиме.

1 скоморох: В хоровод к нам подходите!

2 скоморох: Нашу Зимушку с Весной помирите!

1 скоморох: Друг на друга пусть они не серчают!

2 скоморох: Вместе с нами пусть они Масленицу встречают!

Зима (смиренно): Ну, сестричка, твоя взяла! Видно, правда, прошло мое время. Все веселятся, тебя прославляют. Как в народе говорят: пора и честь знать. Добро пожаловать, краса

Весна. Вступай в свои права! Все равно через полгода я вернусь! Живите мирно, процветайте, здравствуйте. А я отдохну, не буду мешать вам.

Весна (радостно): Не сердись на нас, Матушка-Зима, за потеху нашу веселую. Чтим мы тебя

за твою красу небывалую, за работу твою великую, что украшаешь своим покрывалом белым

Землю-матушку. Игры твои снежные помним, любим. Потому провожаем тебя с почетом и

ласкою! Прими от нас поклон до земли, да люби нас как прежде!

Весна кланяется.

Хозяин: Дорогие гости! Давайте проводим нашу белую красавицу!

Зима: Спасибо вам, люди добрые, за то, что обычаи старины помните, да играете в веселые

народные игры.

Зима кланяется.

Хозяйка: Благодарим и мы тебя, Зима! Иди с миром!

Фольклорные коллективы исполняют песню «Зимушка-зима». Зима с Конем уходят.

  1. Зима снежная была,

Все дорожки замела.

Э-эй, да люли,

Все дорожки замела.

  1. Все дорожки и пути,

Негде всаднику пройти.

Э-эй, да люли,

Негде всаднику пройти.

  1. Я дорожку размету,

Сама к всаднику пройду.

Э-эй, да люли,

Сама к всаднику пройду.

  1. Ах ты, всадник молодой,

Ты возьми меня с собой.

Э-эй, да люли,

Ты возьми меня с собой.

  1. Ты возьми меня с собой

Молодой своей женой.

Э-эй, да люли,

Молодой своей женой.

  1. Меня милый подхватил,

В даль сторонку укатил.

Э-эй, да люли,

В даль сторонку укатил.

Хозяин:

Дорогие друзья земляки!

С легкой руки

Продолжаем заслуженный праздник!

Убеждаемся каждый год,

Что особенный народ

В нашем Сибирском крае живет!

Ах ты, зимушка-зима!

Хозяйка:

Щедрый, красивый,

Умный, не спесивый.

Учиться все горазды,

Но пора нам продолжить праздник!

И как в народе говорится:

Во всю, друзья, повеселиться!

Выходит гармонист. Фольклорные коллективы, Весна и скоморохи проводят перепляс под народную музыку гармониста: барыня, камаринская, казачок, кадриль.

Хозяйка показывает танцевальные движения, характерные для исполняемых танцевальных мелодий, их повторяют все персонажи и зрители.

Хозяйка:

А сейчас нужно проявить

Максимум старания!

Эх, раз! Да еще раз!

Начинаем перепляс!

Хозяин:

Выходи-ка в круг скорей,

Руки, ноги разогрей!

Хозяйка:

Валенком притопни,

Варежкой прихлопни!

Весна:

Для подруг и для друзей

Попляши-ка веселей!

Хозяйка:

А мы не скучаем –

Масленицу гуляем!

Руки подняли!

Дружно помахали!

Эй, скоморохи, сюда! Гулять будем!

Эй, народ, танцевать будем!

Повторяйте за нашими танцорами!

Поехали!

(Танец «Барыня»)

Эх, Барыня, барыня!

Спляши-ка нам, сударыня,

Ноги сами в пляс идут,

Мимо круга не пройдут,

Я платочком помашу,

Рукой юбку придержу,

Да каблучками застучу,

Да милёнку подмигну…

(Танец «Камаринская»)

Вспомним так же и героев старины,

Что являлись украшением страны.

Нам «Камаринскую» звонко заиграй –

Разудалую, гармонь, выдавай!

(Танец «Казачок»)

Ножку с пятки – на носок!

И с носка на пятку снова!

И «в притоп» на каблучок!

Казачок, казачок!

Развесёлый пустячок!

Все танцуют модный танец,

Старый, добрый «Казачок»!

(Танец «Кадриль»)

Ноги сами в пляс пустились.

Очень танец заводной.

Встретимся с тобой в кадрили.

Потанцуй, дружок, со мной!

Весна: Спасибо тебе, Хозяюшка, и вам, гости дорогие, за танцы старинные! Помнят сибиряки свои традиции славные, не забыли! А я к вам с подарком пришла! Привезла я вам забаву

(открывает сундук). Ой! А где же он? Неужели сбежал?

На ширму выскакивает с задорным криком перчаточная кукла Петрушка.

Звучит песня.

Это ж где было видывано,

Это ж где ж было слыхивано,

Чтобы курочка бычка принесла,

А бычок поросеночка?

Чтоб безногий за народом побежал,

А немой караул закричал,

Голопузому за пазуху толкал?

Это ж где было видано

Скоморошина

Петрушка: Да здесь я. Здесь! Кукареку! Здорово ребята, что ржете как жеребята?

Хозяйка: А вот ещё один мой герой! Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: Привет, Хозяйка! И вам не хворать!

В понедельник гости к тебе

Все нарядится стараются

Да угощенья несут,

И я здесь тут как тут.

Расскажи нам про день второй,

Иначе я пойду домой!

Хозяйка:

Вторник, Заигрыш озорной,

Встречай Масленицу со мной.

Во вторник петухи насест покидают,

А женихи невест выбирают.

Во вторник шутили, да песни пели,

Начинались девичьи качели.

Во вторник на лошадях каталися,

Озорничали, да смеялися.

И мы не будем стоять

Пора игры продолжать.

ИГРА «ГОРЕЛКИ»

Выбирают водящего «горелку» (горящего). Остальные становятся парами друг за другом,

берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота.

Последняя пара проходит под воротами и становится впереди,

за ней идет следующая пара. Горящий становится вперед шагов на пять от первой пары,

спиной к ним. Все играющие говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, не воронь,

А беги как огонь!

Сказав завершающие слова, стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колоны.

«Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за

руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а

горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать кого-нибудь одного из двух бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны.

А тот, кто остался без пары — «горит».

Петрушка: Здорово поиграли! А расскажи про третий день Масленицы!

Хозяйка:

Среда – Лакомка вкусная,

Хоть неделя мясопустная.

В третий день недели

Разгоняют метели,

Блинами объедаются,

С горок катаются,

Просто так не бродят,

А в гости друг к другу ходят,

Даже тёщи в среду

Ждут зятьёв к обеду.

Петрушка: А сегодня у нас Широкий Четверг!

Хозяйка:

А в Широкий Разгуляй – четверг

Устраивают фейерверк,

Снежные городки берут,

Все на улицу бегут,

Блинами угощаются,

В Масленицу объедаются,

Ряженые веселят народ,

Девчата ведут хоровод,

А парни силу пытают,

Кулачные бои затевают!

Петрушка:

В Разгул не устоять на месте,

Ставь на блины еще теста.

Хозяйка:

Разошёлся, посмотри-ка на него.

А предложи-ка чего-нибудь своего.

Забаву или потеху,

Наведи нам смеху.

Петрушка: Это я мигом! Для конкурса мне нужны смельчаки. Будем силой меряться. Вы-

ходите четыре богатыря. Конкурс проведем не зря. Вот вам веревка круглая. Одной рукой

возьмитесь за веревку, а другой рукой по моей команде вы должны дотянуться до подарка!

Итак, начинаем, вперед – потешим народ! Раз, два, три, тяни! Кто первый дотянется – тот

и подарок получит!

ИГРА «ТУГАЯ ВЕРЕВКА»

Звучит фонограмма народной музыки. По команде тянутся до подарка.

Кто первый дотянется – тот и забирает подарок себе.

Конкурс продолжается пока не останется один участник.

Он и является победителем.

Петрушка:

Вот и силач наш главный!

Победитель славный!

Хозяин:

Где песня поется,

Там легче живется!

Запевай песню русскую,

Звонкую, задушевную!

1 скоморох:

Предлагаем не стоять,

Предлагаем танцевать!

Хозяин:

Походил уже по свету,

Лучше русской песни нету!

Петрушка:

Как на масленой неделе,

Мы все песни перепели.

Пели – заливалися –

Хриплыми осталися!

2 скоморох:

Внимание! Внимание!

Веселье продолжается,

Игры начинаются!

Хозяйка:

Говорят, что на Руси

Лучшие пекут блины,

К нам сюда скорей спешите,

Свои таланты покажите!

Петрушка:

Я на Масленицу ел,

Всё блины, блины, блины,

До того я потолстел,

Что не сходятся штаны.

КОНКУРС «РЕЦЕПТ БЛИНОВ»

Хозяйка: Рецепты своих блинов всегда хозяйки в тайне держали, никому не рассказывали. Передавали их по наследству. Но мне удалось выманить два рецепта. Кто их найдёт,

тот вкуснейших блинов напечёт. Приглашаю двух человек, к сожалению не могу всех.

Рецепты ограничены в маленьком количестве. Вот вам в руки по свёртку. В каждом из них

хранится рецепт масленичных блинов. Кто первым свёрток размотает, тот рецепт и получает. По моей команде: раз, два, три!..

Звучит весёлая музыка.

Скоморохи выносят короб со свернутыми бумажками и раздают гостям.

Победителю слава и уваженье,

Пеките блины с наслажденьем

По рецепту русскому

Очень-очень вкусному.

А вы размотать не успели,

Не переживайте, вы просто блинов не хотели!

Звучит народная музыка. Участники фольклорных ансамблей заводят хоровод со зрителями

вокруг Весны. К ним присоединяются все участники праздника. Скоморохи выносят тряпичные

куколки «маслениц» и раздают всем участникам праздника.

Хозяин:

Ты гуляй, гуляй, наша Масленица,

Ты гуляй, гуляй, наша широкая.

Хозяйка:

Ты пришла с добром,

С сыром, с маслом и с яйцом,

Со блинами, с пирогами

Да с оладьями.

Хозяин: Сегодня мы, друзья, на празднике своем Зиму дружно проводили и Весну приветили!

Весна:

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей и злых бурь

Надолго миновала!

Хозяйка:

Тепла хотим и больше света,

Пусть солнце греет всю планету,

Пусть светит каждому в оконце,

Мы отпускаем в небо солнце!

1 скоморох:

И с вами мы прощаемся!

Здоровья, радости и сил!

2 скоморох:

Пусть праздник продолжается!

Хозяин: Дорогие гости! Не спешите расходиться!

Хозяйка: Всех приглашаем на нашей масленичной площади попить чайку горячего!

1 скоморох:

Вот румяные блины,

Во все стороны равны!

К ним сметана или джем,

Разбирайте, хватит всем!

2 скоморох:

Что за праздник без блинов!

Налетай без всяких слов!

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Хозяйка: Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость

души, которая всегда была свойственна нам. Масленица продолжается! Завтра в пятницу –

Тещины блины в гостях у родителей молодой жены, а в субботу – Золовкины посиделки.

Молодки угощают женихову родню. А в воскресенье Прощеный день, целовальник, проводы Масленицы.

Хозяин: Еще раз с приходом весны вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем!

КОНЕЦ

Post Views: 4 038

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масленица праздник корни
  • Масленица праздник композиция
  • Масленица праздник когда празднуют
  • Масленица праздник какой страны
  • Масленица праздник восточных славян