Матах армянский праздник

В статье мы расскажем что такое матах у армян и как этот обычай выглядит в наши дни.

Древнейшая армянская традиция жертвоприношения, сохранившаяся по сей день, называется мадах (или хурбон). Переводится это слово, как «вознесение соли». Принадлежит этот обряд тем временам, когда процветало язычество, но традицией он стал после принятия армянами христианства. Передается от рода к роду, соблюдается в разных уголках мира, заселенных армянской диаспорой.

Этот обычай берет свои истоки в раннем язычестве. Матах у армян является культовым для большинства верующих. Смысл обряда заключался в подношении даров жертвоприношения животных Богу за его милосердие, дарование здоровья, благосклонность, покровительство в благих делах и помыслах. Этот ритуал настолько укоренился в каждой армянской семье, что стал наследием даже при Апостольской церкви.

армяне

Яндекс картинки

В истории зафиксирован факт: сразу после принятия Арменией христианской веры, победы над гуннами, царь Трдат со своими приемниками, произвел обряд матаха. В знак благодарности Богу, царь принес в жертву большое количество животных. А мясо раздал всем нуждающимся. После этого случая, у армян установилась традиция устраивать массовые трапезы в праздничные дни.

Жертвоприношение было двух видов:

  • Растительное. Это могла быть одежда, деньги, продукты питания. Наиболее распространенный вид растительного дарования — хлеб или армянский лаваш. Церемонии приготовления лаваша для пожертвования уже много тысяч лет, и он имеет определенные правила, тесто должно было быть приготовлено правильно. Мука собиралась из семи разных домов. Замешивалось тесто без закваски и соли — поэтому получалось пресным. Испеченный лаваш раздавался в семь семей, нуждающихся в еде. Жертвующий разносит благоподаяние лично.
  • Животная жертва. Минимальной жертвой считались два голубя. Далее оценивалось по возрастанию: петух, баран, наиболее ценная жертва — бык. Женщины отдельно производили обряд приношения птиц. Баран преподносился от отельной семьи, бык — группой, состоящей из нескольких семей и поколений. Быки выбирались темного окраса, предпочтительнее — черного.

Правила совершения матаха

  • Запрещалось производить обряд в дни священного поста, по средам и пятницам.
  • Пожертвованное животное должно было быть здоровым, без изъянов и повреждений;
  • Обряд закалывания жертвы производился исключительно мужчинами. Женщины, священнослужители и дети не принимали участия в этом процессе;
  • Голова, внутренние органы, шкура закапывались в землю, чтобы исключить съедение священного мяса другими животными;
  • Животное, выбранное для обряда, воспрещалось приводить в церковь;
  • Мясо быка раздавалось в сорок нуждающихся семей, барана — в семь, петуха — в три дома. Желательно, чтобы люди были незнакомы между собой до этого;
  • В приготовлении мяса участвовали только женщины;
  • Нельзя было делать из мяса разнообразные блюда, зажаривать или запекать его. Оно было сваренным с освещенной солью. Во время приготовления, вода в котелке должна была покрывать мясо всего на два пальца;
  • Застолье в честь матаха называлось — «обед (трапеза) любви». Имелась ввиду духовная любовь к Богу.
  • Благословенной жертвой являлось не само мясо, а соль. Она олицетворяла чистоту мыслей, освящения, покорности верующих. Священнослужитель освящает соль. Освященной солью кормят жертвенное животное.
  • Ответственность за проведение обряда лежала на старшем сыне средних лет или ближайшем родственнике этого возраста;
  • Процесс закалывания животного производился на рассвете.

Помимо вареного мяса на стол подавался хлеб, красное вино, брынза, соль (освященная), много свежей зелени. Перед началом застолья еда освещалась священнослужителем. При его отсутствии, участники трапезы самостоятельно читали молитву «Отче наш». Эта же молитва читалась и после завершения традиционного обеда. Разговоры в процессе еды носили религиозный, духовный характер: благодарность Богу за помощь в разрешении сложных жизненных ситуациях, исцеление от серьезной болезни, успокоение усопших душ.

армяне

Яндекс картинки

Это интересно! Запрещалось хранить жертвенное мясо или приготовленную из него еду, несколько дней. Оно должно было быть съедено в этот же день.

Принимать участие в обряде имели право только крещенные. Перед общей трапезой должны были быть разрешены все ссоры и недомолвки, улажены семейные проблемы. Желательно было подержать пост за неделю до обряда. В ближайшее к матаху воскресенье — исповедаться, причаститься. При соблюдении всех этих действий, церемония считалась правильной и принятой Богом.

В наши дни

В современное время армянский матах сохранился во многих семьях, передаваясь из поколения в поколение. Наиболее распространено соблюдение старых традиций в провинциальных населенных пунктах. Реже подобные традиционные церемонии проводятся в больших городах.

Часто современный мадах имеет исключительно символический характер. Голубь не приносится в жертву, а выпускается в небо. Но подобная традиция не будет считаться актом благотворительности — нуждающиеся не получают от данного обряда милостыни. Соль также не освещается.

В церкви советуют не тратить деньги на покупку голубей, а отдать эти средства нуждающимся напрямую в руки. Это будет более правильно и милосердно.

Также принято жертвовать одежду, деньги, любые другие продукты питания. Особенно это актуально в постные дни, когда запрещено употреблять в пищу мясные продукты, но следует заниматься благотворительностью, совершать милосердные поступки.

В наши дни, некоторые полагают, что эта традиция является кровной жертвой, подобием языческих жертвоприношений. Многие ошибочно сравнивают обряд с неправильными языческими обрядами, обычаями: ходят вокруг храма с животным перед закалыванием, обмазываются жертвенной кровью, разбрызгивают ее на стены церкви. Подобные манипуляции не имеют с обычаем милосердия матахом ничего общего. Современная Армянская церковь категорически не поддерживает подобные действия, призывает не делать подобного.

Эльдар. Историк

Задать вопрос

Матах у армян является традиционным благотворительным пожертвованием в Армянской апостольской церкви. В переводе обозначает «возношение соли». Главным смыслом этого обряда является возношение даров Богу путем сотворения милости нищим, пожертвований. Армянский матах выполняется в форме благотворительной трапезы, раздачи нищим мяса пожертвованного животного. Матах – это не установление церкви, а форма народного благочестия.

Нет, никогда не слышал

30.77%

Проголосовало: 52

матах

Яндекс картинки

Содержание

  1. Растительные жертвы
  2. Животные жертвы
  3. Как выполняют
  4. Исторические сведения

Растительные жертвы

Растительные компоненты в рационе человека – это хлеб, армянский лаваш. В культуре этой страны есть традиция приготовления лаваша для жертвоприношения. Чтобы делать такой лаваш, муку высшего качества собирают в семи домах.

Выпекают жертвенный лаваш без использования соли и закваски, он должен быть пресным. Раздают хлеб в семь домов, которые нуждаются в хлебе и пожертвованиях. Раздают его те, кто жертвует лаваш.

жертвенный лаваш

Яндекс картинки

Животные жертвы

В армянских традициях есть четкая иерархия животных жертвоприношений:

  1. Минимальная – два голубя.
  2. Петух.
  3. Главная жертва – приносится в виде барана.
  4. Высшая – бык.

Жертвоприношение в виде птицы осуществляется представительницами женского рода. А барана приносят в жертву представители всей семьи. Высшую жертву приносит азг, это семейно-родственная группа, в составе которой присутствуют представители нескольких родов и поколений, которые происходят от мужского рода, общего предка прародителя. Чтобы правильно принести мадах быка у армян, нужен только азг. Согласно древним традициям, бык должен быть окрашен в темный, почти черный цвет.

Как выполняют

Чтобы правильно провести обряд мадаха, нужно животное, представитель мужского пола. Также нужна щепотка соли.

Важно. Армянские традиции говорят о том, что не разрешается приносить в жертву животные, которые больны либо у которых имеется увечье. Подношение для высших сил должно быть чистым и непорочным.

Общие правила подготовки:

  • закалывает барана или быка для ритуала мадах представитель мужской половины рода;
  • голову и потроха закапывают в землю, чтобы после ритуала ими не могли полакомиться хищники;
  • не разрешается вести в религиозное сооружение животное для жертвоприношения.

Варить мясо разрешается женщинам. Жарить мясо нельзя, но и не используют только вареный продукт. Барана либо быка раздают в сыром виде нищим, либо употребляют после термической обработки самостоятельно, обязательно приглашая друзей, соседей или родственников разделить трапезу с семьей.

Мадах не предполагает использование крови. Католикос только освящает соль, которую приносит жертвователь. Церковь благословляет только соль, поскольку она олицетворяет чистоту и святость. Церковное присутствие в ритуале освящения соли обусловлено тем, что Адам совершил грех, землю прокляли, все вокруг обрело порочность. Поэтому при благословлении соли священнослужитель освящает землю, а освящая соль, очищает ее.

Освященную соль добавляют в пищу к животному, после забоя мясо варят в воде, в которую также сыплют эту соль. Помимо соли, в воду при варке ничего не добавляют, никаких специй.

Помимо представителей фауны, в качестве жертвы могут использоваться:

  • лаваш;
  • любая пища или продукты;
  • одежда;
  • деньги.

Всеми этими пожертвованиями человек показывает свое милосердие и благотворительность. Тот, кто выполняет обряд матаха, подает пищу нуждающимся, так выполняется священная заповедь Корана.

Матах не разрешается делать по средам и пятницам, также не проводится обряд в период поста. Мясо освященного животного не хранится в холодильнике или морозильных камерах. Его нужно сразу же употреблять, в тот же день, когда закололи. Смысл обряда заключается не в пиршестве или обильном поедании мяса, это символическое употребление продукта. Нужно либо съесть с родственниками, либо раздать нуждающимся.

матах

Яндекс картинки

Разделанное мясо раздается нищим по такому принципу:

  • бычок – в сорок домов;
  • ягненок – в семь домов;
  • петух – в три дома.

У современных армян отсутствует традиционное употребление в пищу голубятины. Поэтому они вместо поедания голубей выпускают их в небо, совершая символический матах.

Но такие действия не подразумевают под собой традиционное пожертвование, это символические манипуляции, не являются матахом. Такой обряд в качестве кровной жертвы воспринимают такие категории людей:

  • невоцерковленные;
  • сектанты;
  • христиане, которые являются приверженцами прочих традиций.

Среди таких людей ритуал проводится не всегда правильно, действия напоминают языческие традиции. Те люди, которые не знают, как правильно провести обряд, нередко вначале приводят в храм животное, ходят вокруг религиозного сооружения, выполняют с кровью различные манипуляции. Церковь не поддерживает такие действия, католикосы и священники осуждают подобные манипуляции.

В ветхозаветных и языческих традициях такой обряд являлся кровной жертвой. По христианским вероучениям, Иисус Христос проливал свою кровь на кресте во время распятия, очищая человеческие грехи. Так исчезла необходимость отпускать грехи, проливая кровь убиенных животных. Этот обряд описывается в Ветхом Завете. Но в Новом Завете его нету. Потому матах обрел новый, главный посыл — это проявление милосердия и благодеяний. Сущность этого обряда продиктована законами и заповедями Нового Завета.

В современной армянской церкви этот ритуал выполнят в качестве благодарности Творцу за милость либо обращаются к Нему, прося о помощи. Чаще всего он является обетом за благополучное завершение сложной ситуации. Также его выполняют в качестве поминального обеда, прося Бога об упокое души усопшего.

матах

Яндекс картинки

Исторические сведения

Впервые об этом обряде упоминают во время жизни святого Григория Просветителя. Католикосы после принятия христианства в стране в 301 году решали вопрос о том, можно ли использовать животных для жертвоприношения. Жертва Иисуса Христа избавила человечество от необходимости приносить в жертву животных.

Святой Григорий Просветитель предложил использовать представителей фауны для жертвы милости. Но жертву исполняли не в виде крови животного, это была благотворительность, поскольку мясо раздавалось нищим.

Матах (арм. Մատաղ, от Մատուցանել աղ, буквально «поднести соль») — обряд благотворительной трапезы, заключающийся в освящении соли и приготовлении с нею мяса животного. Матах является одной из обрядовых традиций верующих Армянской Апостольской Церкви и имеет смысл благотворительного пожертвования, принесения дара Богу в виде оказания милости бедным.

Традиция Матаха возводится к словам Господа Иисуса Христа:

«…когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14)

Матах совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего Матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а так же творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать Матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви. По большому счету, Матах не является именно церковным ритуалом или обрядом. Тем более это не Таинство. Это одна из поощряемых Церковью традиций народного благочестия.

История появления традиции

Традиция Матаха, как благотворительной или праздничной трапезы, появилась еще во времена принятия Христианства в Армении как государственной религии в 301 году. Предание Армянской Апостольской Церкви сообщает, что перед Церковью первой в мире христианской страны стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то Святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Известно также, что по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат Великий со всем своим окружением во главе со Святым Григорием Просветителем в церкви Святого Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил Матах, заколов множество животных устроил трапезу для народа. Таким образом, в Армянской Церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.

Способ проведения Матаха

Участие в обряде священника ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется Матах. Благотворитель приносит соль в церковь, где священник освящает ее особым чином, который, собственно, и называется «Матах» (Поднести соль). Животное приводить в церковь категорически запрещено, а потому оно режется благотворителем дома. Животное режется без всяких религиозных ритуалов, без каких-либо манипуляций с кровью или частями туши, как если бы просто забивалось животное в пищу. Единственное отличие в том, что перед забоем животному дают поесть немного освященной соли, чтобы мясо стало ритуально чистым и освященным. С этой же освященной солью мясо варится в воде.

Кормление ягненка освященной солью

По традиции для Матаха закалывают животное мужского пола — бычка, барана, петуха или голубя.
Сваренное в воде мясо раздают бедным (в обычных условиях это просто соседи), или устраивают трапезу у себя, причем мясо не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома, голубя — в 1 дом. Однако, среди большинства современных армян утеряна традиция употребления в пищу мяса голубя, что сказалось и на Матахе. Сложилась новая народная традиция символического «матаха» с голубем, когда живую птицу выпускают на волю.

* По большому счету, такое «красивое действо» Матахом, в подлинном его смысле, как благотворительного пожертвования бедным, уже не является. Потраченные на голубя средства жертвователя никак не помогают бедным, но просто отдаются продавцу голубей, которые будучи выпущенными на волю все равно возвращаются к тому же продавцу, делающему на этой народной традиции малозатратный бизнес. Поэтому, Церковью рекомендуется жертвователям вместо этого отдать те небольшие, не потраченные на голубя деньги непосредственно нуждающемуся человеку.

Кроме этого, Матах прямо может подразумевать пожертвование денег, любых других продуктов и даже одежды. Такой Матах особенно актуален в дни постов, поскольку в это время нельзя есть мясо, но еще большее внимание нужно уделять благотворительности и делам милосердия.

Матах и «жертвоприношение животного»

В связи с тем, что Матах, как народно-религиозная традиция, предполагает забой животных, почитаемых еще с Ветхого Завета как «ритуально чистых», людьми не знающими подлинного смысла этого действа он может ошибочно восприниматься как ритуальное жертвоприношение животного, подобное ветхозаветному или даже языческому. Такое неправильное понимание Матаха присуще разного рода псевдобиблейским сектантам, ищущим повод для критики в адрес Армянской Апостольской Церкви. Кроме этого, такая критика может исходить и от представителей иных Ортодоксальных Церквей, не имеющих такой традиции.

Основная претензия к неправильно понятому Матаху состоит в том, что в Христианстве нет и не может быть кровавых жертвоприношений, поскольку Иисус Христос на Кресте уже принес за грехи людей последнюю и окончательную Жертву. И если бы Матах действительно был ритуальным жертвоприношением животного, то такая критика была бы совершенно справедливой. Человек считающий себя христианином, но подменяющий Кровь и Плоть Христову кровью и плотью барана или петуха безусловно профанирует Жертву Христову и не может иметь благословения Божьего, на которое рассчитывает принося такую «жертву».

«Жертвенный» петух у входа в церковь

Однако, неверное представление о Матахе, как о кровавой жертве животного, присуще не только сектантам и представителям других церковных традиций, но присуще и многим неворцерковленным армянам, исключительно по национальному признаку относящим себя к Армянской Апостольской Церкви. Проблема усугубляется еще и тяжелым атеистическим советским прошлым. Люди в детстве крещенные, но не воспитанные в традициях Церкви, никогда не бывшие на Божественной Литургии, не представляющие что такое Причастие Крови и Плоти Христовых, искренне полагают, что Матах является именно кровавой ритуальной жертвой и самым главным, обладающим невероятным сакральным значением обрядом в Христианстве.

Кроме этого, само проведение обряда «жертвоприношения» у таких людей наполнено действиями порожденными откровенно языческой фантазией и заимствованиями из других религий, в частности из Ислама. Естественно, что священнику в таком «матахе» нет места. Ни о каком освящении соли речь обычно не ведется. Согласно таким «народным» понятиям, животное непременно нужно привезти к церкви, причем, чем древнее церковь, тем лучше. Идеальный вариант — заброшенная часовня в горах, где не только не мешают «ничего не понимающие попы», но и можно на лоне природы устроить самим себе же трапезу в виде обычного веселого пикника. Никаких молитв, хотя бы «Отче наш» в этом мероприятии не предусмотрено.

Наличие здания церкви или часовни в таком языческом «матахе» обязательно потому, что, по убеждению таких «христиан», животное нужно обвести (обнести) семь раз вокруг храма. Без этого «матах» им представляется либо не настоящим, либо не совсем полноценным. Другой, еще более экзотической традицией связанной с таким псевдохристианским жертвоприношением, является отрезание уха (гребешка) у еще не закланного животного, обмазывание себе лбов кровью с последующим засовыванием отрезанного уха в расщелину между камнями стены церкви. По современной традиции еще принято делать групповую фотографию с вымазанными кровью лбами и животным в центре композиции. После чего уже «приносится в жертву» животное.

Аналоги Матаха в других христианских традициях

Аналогичный армянскому Матаху обряд существует и в Грузинской Православной Церкви, которая относится к числу Православных Церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически. Вступив в Унию с Константинополем и приняв Халкидонизм, грузины изменили свое богословие, но сохранили большинство традиций, некогда связывавших их с армянами.

Практикуется Матах и у удин, которые являются единственным сохранившимся христианским народом древней Кавказской Алвании. Алванская Церковь, так же была в каноническом единстве с ААЦ, исповедуя с ней единую веру и имея общие обрядовые традиции. Алванский католикосат в связи с почти полной ассимиляцией алванцев среди армян, уже в начале второго тысячелетия считался автономным католикосатом ААЦ, а в XIX веке волею российского императора он был и вовсе упразднен, получив статус митрополии ААЦ. В связи с Карабахским конфликтом, современные удины, проживающие анклавом в Азербайджане, при сохранении христианской самоидентификации оказались в изоляции от Армянской Церкви. По этой причине духовное окормление над ними взяла на себя Русская Православная Церковь, что создало любопытный прецедент — теперь и в РПЦ есть верующие, проводящие матах.

Болгарский Курбан

В целом, подобные обряды, в том или ином виде, широко распространены среди восточных народов. Есть они и среди некоторых групп греков. Но наиболее активны, в обряде напоминающем армянский Матах в виде праздничных церковных трапез, болгары. У них это называется, на восточный лад, Курбаном. Естественно, что за якобы «языческую традицию» и болгарам достается критики от тех их единоверцев, которые не имеют подобного обряда.

У этого термина существуют и другие значения, см. Матах (значения).

Мата́х (арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «подносить соль» — мато (մատո) и ах (աղ). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.

Содержание

  • 1 Порядок совершения
  • 2 История
  • 3 Аналогичные обряды других христианских народов
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Порядок совершения

Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не доставались в пищу другим животным. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.

Поскольку матах это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли. То есть Церковью благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом чистоты и освящения. Церковное обоснование присутствия в обряде соли состоит в том, что вследствие греха, совершённого Адамом, земля была проклята, и всё стало порочным, поэтому, благословляя соль, священник освящает её, и животное, принимая соль, очищается ею[1]. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.

Вместо мяса животного, может быть совершено любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т. д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.

Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим. Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — в 3 дома. Голубя выпускают в небо.

Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия. Сама сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета и не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для больных и неимущих.

« Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных »

Лк.14:12-14

Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.

История

Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.

Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.[2]

Аналогичные обряды других христианских народов

Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.

Сохранился матах и у удин, некогда бывших в церкви Кавказской Алвании, так же исторически связанной с ААЦ. Алванская церковь в XIX веке слилась с ААЦ, а удины, проживающие анклавом в Азербайджане, при сохранении христианской самоидентификации оказались в изоляции от церкви. Сегодня духовное окормление над ними взяла на себя Русская православная церковь, что создало любопытный прецедент — в РПЦ есть верующие, проводящие матах[источник не указан 1273 дня].

Примечания

  1. http://www.armenianchurch.ru/sacraments/matagh.htm
  2. Езник Петросян — Армянская Апостольская церковь

Ссылки

  • Петросян Езник. Армянская Апостольская Церковь
  • Ново-Нахичеванская и Российская Епархия Армянской Апостольской Церкви. Таинства и обряды: матах (жертвоприношение) и освящение соли
  • [1]
 Просмотр этого шаблона Армянская апостольская церковь
Структура Католикосаты: Эчмиадзинский и Киликийский • Патриархаты: Константинопольский и Иерусалимский Главный храм Эчмиадзинского монастыря
Богослужение Армянский обряд • Матах
Персоналии Григорий Просветитель и основатели армянской церкви апостолы Фаддей и Варфоломей
Списки Церквей и монастырей • Патриархов • Епархий • Святых
Прочее Католикос всех армян • Аштишатский собор • Армянский церковный календарь • Вардапет

Вчера по новостям( которые смотрю крайне редко)был репортаж про йогу. Была пресс-конференция, где трое дядей или дядь пытались объяснить, что йога не секта. В общем, я уважительно отношусь
к индийской философии, только не понятно, зачем об этом говорить по новостям? Нет что бы
про армянскую философию пресс-конференцию показали. Ну да ладно. Теперь к теме.
Что же такое матах и в чем его символический смысл?
Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах — жертвоприношение; главный смысл его — пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным.

Матах существовал еще во времена Григория Просветителя Армении. После победы над гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе с Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне принес благодарственную жертву Богу, заколов множество животных и раздав их бедным.
С древних времен в Армянской Церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей или хачкаров совершать жертвоприношения.
Многие отождествляют матах с ветхозаветным жертвоприношением, которое давало возможность человеку получить отпущение грехов посредством пролития крови жертвенного животного. Однако Христос, проливший Свою кровь за грехи человечества и есть совершенная жертва Богу, следовательно сейчас отпала необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного.
Во-первых, матах — это подношение Богу, во-вторых — проявление любви и милосердия к бедным, в-третьих, это памятование усопших, и в-четвертых, выражение благодарности Богу за избавление от болезней и испытаний.
Для матаха необходимы жертвенное животное и соль. Обычно в жертву приносят бычка, барана, петуха или голубя. Как правило отбираются самцы.
Поскольку матах — это подношение Богу, то имеющее увечья и больное животное приносить в жертву нельзя, поскольку дары, подносимые Богу, как материальные, так и духовные, принято подносить чистые, непорочные, отборные и наилучшие, от честного заработка.
Порядок совершения матаха установлен Св. Григорием Просветителем. Дословно матах означает «подносить соль» (арм. мато ах). Не случайно священнослужитель благословляет не само животное, а соль, которая является символом чистоты и освящения. Христос говорит Своим апостолам: «Вы — соль земли» (Мф. 5:13). По причине согрешения Адама земля была проклята, и все стало порочным, поэтому, благословляя соль, священник освящает ее, и животное принимая соль, очищается ею. Соль благословляется в знак того, что это жертвенное животное отлично от подношения идолам. Помимо животного, допустимо любое пожертвование, будь то хлеб, пища, одежда, деньги или любой другой дар. Основным смыслом матаха является проявление милосердия и благотворительность, а не устраивание пиршества и тем более не вкушение мяса принесенного в жертву животного. Тот, кто делает матах, подавая хлеб насущный неимущему — в первую очередь исполняет заповедь, чем подтверждает свою любовь и веру во Христа.
Сегодня многие вопросы, связанные с матахом, к сожалению, потеряли свой христианский смысл и цель. Еще в первом веке после Литургии христиане собирались на «трапезу любви», которую приготавливали исключительно для больных и неимущих. В Евангелии написано: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:12–14). В этом и есть истинная милостыня в христианском понимании и осуществление матаха.
Жертвенное животное запрещается приводить в Церковь, поскольку: «Церковь символизирует Рай, куда животное не входит» (Григор Татеваци). Кровь жертвенного животного нельзя мазать на двери дома, лоб или руки человека, как делают некоторые. Это языческий обычай, лишенный всякого смысла и христианского содержания.
Матах нельзя совершать в среду и пятницу и во все постные дни. Мясо матаха нельзя держать дома как пищу, а нужно в тот же день раздать его бедным. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Заколоть жертву следует мужчине. Женщины, дети или священнослужители не должны закалывать жертвенное животное. Внутренности, голову и другие остатки жертвенного животного необходимо предать земле, чтобы оно не стало пищей кошек и собак, поскольку оно освящено. Все, что сотворено руками Господа, призвано служить человеку и его благополучию, в том числе и животное. Таким образом, матах — весьма человеколюбивый обряд, который дает повод верующим проявляя милосердие, помочь бедным и нуждающимся.

Взято тут http://www.diaspora-world.info/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масштабные детские праздники
  • Масштабность праздника 6 букв сканворд
  • Масульманские праздники 2021 г
  • Масульманские праздники 2020 г
  • Мастерство написания сценария