Медвежий праздник ульчи

Медвежий праздник, традиции северных народов,Обряды, связанные с культом медведя у северных народов, сопровождаются ритуальными танцами, пением
медвежий праздник
Медвежий праздник

Медвежий праздник (манс. яны пике — «большие пляски», нивх, чхыф леранд — «медвежья игра») — комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных
инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил
и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда — хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки
освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса —
на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях — и спортивных
состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в
качестве священных. Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там
зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший
брат — человек убил старшего — медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порше и родившая двух медвежат и
девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу
дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями.

охотники
Охотники

У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти. Культ медведя (особое
отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Севера, медвежий праздник — лишь для части из них. Условно можно выделить три основных варианта медвежьего праздника: 1 — общего
характера (условно), свойственный эвенкам, эвенам, кетам, северным якутам и др.,
2 — обско-угорский (у хантов и манси), 3 — амуро-сахалинский (у нивхов, ульчей, удэгейцев, орочей, ороков). Первый вариант наиболее ярко представлен у эвенков и кетов. Он приурочен к охоте на
медведя, и главное в нем — трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют. У эвенков медведя убивал
старший из охотников, а свежевал свойственник (нимак). Снимая шкуру с головы медведя вместе с шейными позвонками, приговаривали: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они
кусаться станут». Отделяли сало, делили его между семьями, тушу доставляли в селение на нартах, которые затем ломали. В селении продолжали свежевать добытого зверя: отрезали голову, вынимали
легкие, сердце, печень, глаза, вырезали уши, язык, нос, половые органы (их хранили до окончания праздника). Чтобы приобрести свойства медведя, нимак — родственник охотника — съедал сырое мясо. У
большого дерева разводили костры. В первый день варили шейную часть. Молодежь играла, плясала и водила хороводы. В полночь «крик ворона» возвещал начало трапезы. Ели молча у костра и расходились.
На второй день варили мелко нарезанные сердце и внутренности, в других котлах — мясо. Молодежь снова развлекалась, водила хороводы. После полуночи опять раздавался «крик ворона», все отвечали
«птице», мазали лица сажей и, называя друг друга оли — ворон, садились вокруг костра. Нимак раздавал ложки и пускал сосуд с сердцем и внутренностями по кругу. Медвежье мясо ели, разойдясь по
чумам. На третий день продолжали варить мясо и проводили обряды с головой, половыми органами медведя, мясо с головы съедали в полночь. Череп завертывали в бересту и хоронили. Шкуру медведя
получал нимак (в ответ он дарил охотнику оленя), ее окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки. У хантов и
манси медвежьи праздники были не только спорадические (по случаю удачной охоты на медведя), но и периодические

участник медвежьего праздника
Праздник

В далеком прошлом, когда убивать медведя, предка фратрии Пор, и есть его мясо запрещалось, очевидно, проводили только периодические праздники, на которые допускали лишь членов фратрии Пор. Со
временем, когда запреты ослабли, на празднике позволяли присутствовать чужеродцам, а позднее — и иноплеменникам. Для возрождения зверя и отведения вины стали добывать медведя, съедать его мясо и
проводить спорадические медвежьи праздники. Периодические праздники — «медвежьи игры» — устраивали зимой в течение семи лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с
периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5 — 7 дней перерыва в течение января и февраля — по 1 —
2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались. Праздник проходил в центре фратрии Пор — д. Вежакоры на
Оби. Медведя представляла его шкура, которую обычно хранили в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни, сказания о медведе и о происхождении людей Пор, танцы предков. В «медвежьих
песнях» рассказывалось о происхождении медведя, установлении обрядов. Затем следовала священная часть — «призывные песни» и «птичьи танцы», во время которых обращались к общим божествам, вызывали
предков, мужчины исполняли танцы с саблями или мечами. Впрочем, песни и интерме¬дии также поручали исполнять мужчинам, одетым в специальные костюмы (лисицы, петуха, журавля и др.), с берестяными
и деревянными масками на лицах. Костюмы и аксессуары праздника (сабли, мечи и др.) хранили в священном амбаре или в специальном общественном доме — «танцевальной избе». В последнюю ночь праздника
разыгрывали священные представления, изображая главных духов -Большого духа, Калтащ-экву, Мир Сусне хума, исполняли посвященные им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали
противоборство медведя, предка фратрии Пор, и Журавля, представляющего фратрию Мось.

участники медвежьего праздника
Участники праздника

На медведя и всех присутствующих нападали также комары, филин, огненная лисица, ворон. Танец огненной лисицы исполняли в зимней одежде, к которой привязывали хвост из соломы. Во время танца хвост
поджигали — это должно было привести к очищению помещения и участников праздника. Танцевали и пели под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента сангулътапа. Заключительный эпизод
праздника — приход семи лесных духов — мэнквов (духи фратрии Пор) за искупительной жертвой в виде двух деревянных фигурок мужчины и женщины. Их уносили в тайное святилище и сжигали. Позднее этот
обряд принял форму кукольного представления. Куклы выступали антагонистами медведя, и гибель куклы, которой заканчивался спектакль, воспринималась как искупительная жертва. Если убивали медведя,
то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу — четыре, а если медвежонка — то 2 — 3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). Спорадический
праздник являлся сокращенным вариантом периодического. В нем было больше развлекательных элементов. Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой,
зимой обсыпали снегом.

Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе — голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы
покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили уго¬щения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше
приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания — дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок). На празднике пели песни о
медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Сначала вина отводилась
на членов фратрии Мось, позднее — на иноплеменников («виновато русское оружие»). В течение нескольких ночей исполняли медвежий фольклор, танцы, песни и представления — инсценировки в масках (тули
лап). Они имели как сакральное, так и развлекательное значение. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком.
Назидательно-сатирический характер носили сценки, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать любой человек, в том числе присутствующий на празднике.
Никто не обижался на актеров. Тем бо¬лее что всем известные актеры были как бы анонимны: когда после представления и переодевания они возвращались в дом, хозяин спрашивал их: «Люди здесь
веселились, где вы были весь вечер?» На что они отвечали: «Нам это совершенно не известно: мы все время крепко спали».

участник праздника медведя

Кульминация праздника — представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине арти¬ста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе.
Мясо медведя ели лишь в последнюю ночь праздника. Варили его только мужчины, в особом месте и в специальных котлах. Ели руками или особыми палочками (нельзя было использовать металлические
предметы), кости разделяли по суставам. Мужчины ели мясо от передней части туши, женщины — от задней. (Голову, лапы и сердце варили мужчины позже, в лесу, и ели отдельно). Во время еды каркали
по-вороньи, отводя от себя вину. Говорили: «Вороны пришли, вороны едят». Очищались: обливались водой, зажигая стружки, ртом захватывали пламя, проводили руками над огнем, лезвием ножа постукивали
по зубам. После этого человек с горящим трутом обходил все углы жилища и кричал по-птичьи; открывал дверь, «выгоняя» птиц на улицу, — дом очищался от нарушителей запрета. Затем гасили свет и
делали вид, что засыпают. Раздавался голос: «К верхнему духу поднимается» (медведь). Кости медведя хоронили в лесу или озере, череп вешали на высокий пень или хранили завернутым в платок в
священном сундуке. Амуро-сахалинский медвежий праздник также устраивали периодически или по случаю удачной охоты на медведя. Наиболее ярко он представлен у нивхов. В охоте на медведя участвовали
члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кри¬чал: «У-у-у-у!» три раза, если убит был самец, и четыре — если медведица. Чтобы задобрить зверя, в его левое
ухо клали табак. Освежевав тушу, доставляли в селение — везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на музыкальном бревне. Тушу клали в амбар, шкуру с
головой — на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили всевозможные угощения, жареное мясо медведя раздавали
присутствующим. Трапеза сопровождалась игрой на музыкальном бревне. 

отображение праздника медведя косторезами

Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал пе¬риодического медвежьего праздника — с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе — феврале, в период полнолуния. С одной
стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой — с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя.
Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1 — изготовление священных
стружек инау, 2 — убиение медведя, 3 — водворение головы зверя на помост, 4 — кормление медвежьим мясом гостей, 5 — принесение в жертву собак, 6 — разъезд гостей. В назначенный день хозяин
медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и
угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему — это должно было принести благополучие
дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям. Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке
(«стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы,
гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным
черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним
какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины — чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» — медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь
около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним. Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их. Медвежий праздник народов Севера
соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя — предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и
воскресающем звере.

Праздники, обряды и верования

Ульчи верили в верховного небесного бога Ба-эндури, духов-хозяев верхнего мир Хадау (Ундё), земли На-эдени, водного мира (Тэму-эдени) и др., были распространены медвежий праздник дальневосточного вида, близнечный культ (адау), практиковали шаманы (хойракачисуилмэ-самакасаты); шаманскими атрибутами были специальный костюм, бубен, столб (дару), с помощью которого шаман попадал в верхний и нижний миры.

Само рождение человека сопровождалось множеством магических обрядов, древних религиозных действий в целях нейтрализации обитавших вокруг сонмов злых духов (чтобы было понятно при огромной детской смертности). Согласно верованиям, духами и богами (их ульчи называли “люди”) был наполнен весь мир, от верхнего бакта (ба – небо), среднего – земли мун-на (духи обитали тут в тайге, воде, любом месте) до подземного мира (були), куда уходили души умерших, чтобы жить там обычной “земной” жизнью (подобные представления формировались на базе снов шаманов и других людей).

Духом-хозяином земли считался На эдени (букв. “земли хозяин”), помогавший охотникам на промыслах. Ему молились в тайге, без шаманов. Но более всего молений обращали к небу, где жил Хадау (Ундё) – устроитель мира, природы, человека. Он давал охотникам души промысловых зверей в обмен на подарки и кровавые жертвоприношения (убивали курицу или свинью).

Главный небесный бог Ба эндури представлялся имеющим антропоморфный вид. Древним небесным богам, например, Сангия мапа, поклонялись ульчи всех родов (2 отдельных рода имели еще и своих особых богов). В случае болезни ульчи молились также солнцу, звездам.

Очень важными считались сферы, с которыми соприкасались охотники и рыбаки, здесь главными были представления о “хозяине” водяного мира Тэму эдени, огня Пудя. Им молились, приносили жертвы (угощали различной пищей, любимыми богами растениями), старались не обижать своим поведением, относились бережно к животным – из почтения к их “хозяевам”. От духов-хозяев зависела не только удача в промысле, но и здоровье охотника и его близких.

Особое место в жизни ульчей (как и других амурских народов) занимает медвежий праздник, религиозно-мистическое действо, посвященное “хозяину” всех медведей, – с древними, детально разработанными ритуалами, множеством запретов и обрядов. Представлялось, что и другие животные имели “хозяев”, например, соболь, добыть которого мечтал каждый. Большой сложностью отличались взаимоотношения ульчей с духами воды, их почитали, регулярно “кормили”, но и боялись и вели себя соответственно. В промысловых обрядах широко применялись различные фигурки – зооморфные и антропоморфные – из дерева, трав и т.п., все они изображали духов, “помогавших” на охоте, в рыболовстве, их хранили, регулярно “кормили”. При отправлении промыслового культа шаман ничем не отличался от своих однообщинников.

Религиозные верования ульчей нашли отражение и в свадебном обрядеː отец невесты ходил в тайгу молиться духу-хозяину земли о счастье дочери, угощал его особой пищей, потом этой “освященной” пищей кормил новобрачных. Символический смысл придавался угощению в доме жениха новых родных привезенной невестой из родного дома пищей, приготовленной на огне ее отца, и др.

Ульчи, н а н и (самоназв.: на — «земля»,
ни — «народ», пер. «местные люди»),
м а н г у н ы (устар. назв. От Мангу – Амур,
Мангу най – люди Амура), народ на Дальнем
Востоке.

Численность в 1897 году- 1455 человек, в 1959
году- 2055, в 1970- 2448, в 1979- 2552, в 1989-3233 человек,
из них в Хабаровском крае – 233 человек,
преимущественно в Ульчитском районе,
в с. Булава, дуди, Кольчом, Монгол, Ухта,
Тыр, в районном центре Богородское, в
Калиновке, Мариинском, Софийском и др.
По данным переписи населения 2002 – 3098
человек.

Ульчитский язык относится к тунгусо-
маньчжурской группе алтайской семьи
языков. Близок к нанайскому, в прошлом
иногда рассматривался как диалект
нанайского языка. В современном языке
Ульчей присутствуют реликты древних
алтайских языков, свидетельствующих о
жизни Ульчей (а также их соседей — нанайцев
и Сахалин, сроков) в нынешнем ареале по
меньшей мере более тысячи лет. Исследование
традиционной культуры У. и их соседей
показало, что в прошлом в этих местах
расселялись носители более древних
языков, рудименты которых вошли в
современный ульчский (аналогичные
элементы, но не сходные с ульчскими,
обнаружены в яз. нанайцев, орочей и др.).

Антропологический тип, к
которому принадлежат Ульчи, имеет в
основе аборигенный пласт, формировавшийся
на Амуре начиная с эпохи неолита. Большую
роль затем играл также Байкальский тип.
Можно сказать, что по антропологическим
признакам Ульчи занимают промежуточное
место между тунгусо-маньчжурской группе,
одной стороны, нивхами – с другой.
Этногинез Ульчей неразрывно связан с
этногенезом их соседей в бассейне
нижнего Амура. Неолитические стоянки
рыбаков и охотников размещались во
многих местах современного расселения
амурских народов. На протяжении нескольких
тысячелетий здесь появлялись небольшие
группы различной этнической принадлежности.
Наиболее значительными были племена
мохэ (последние века до н. э.), принесшие
на Амур тунгусо-маньчжурский язык и
культуру. В начале XVII
в. русские казаки- землепроходцы
обнаружили в низовьях Амура аборигенное
население сложного этнического состава.
Аналогичная картина зафиксирована и в
середине XIX
в., когда в регионе стали селиться
русские: в самом близком соседстве жили
тунгусо-маньчжурские нанайцы, ульчи,
удегейцы, негидальцы, орочи, а также
нивхи с их изолированным языком.

В результате многовековых контактов
этих народов, межэтнических браков и
межродовых союзов сформировалась
сходная материальная и духовная культура.
Как и все народа Приамурья, ульчи имели
сложную этническую историю, отразившуюся
в их родовом составе.

Первые известия русских об
ульчах относятся к 17 веку. В «отписках»
русских казаков-землепроходцев они
зафиксированы под именем нгатки и лонки.
Последний этноним, как выяснилось
позднее, был названием одного из ульчских
родов. Тогда же были предприняты первые
попытки обложить ульчей ясаком (В.
Поярков и др.). Возвращение Приамурья в
состав российского государства в
середине 19 века сделал ульчей подданными
России. Начинается активная колонизация
бассейна Амура русскими казаками и
крестьянами-переселенцами. На территории
расселения ульчей возникают русские
села Богородское, Михайловское, Иркутское.
Контакты с русским земледельческим
населением оказали большое влияние на
культуру, экономику, социальное развитие
ульчей. Их хозяйство активно вовлекается
в сферу рыночных отношений. Общественный
строй ульчей во второй половине 19 века
представлял собой причудливое переплетение
пережитков патриархального-родового
строя со своеобразной соседской общиной
и элементами капиталистических отношений.
Родовые пережитки проявлялись в
брачно-семейных отношениях, при исполнении
религиозных обрядов. Существовала
классификационная система родства:
группа родственников различной степени
родства называлась одним общим термином.
Члены разных родов, живущие в одном
селении, вступали в дружеские союзы
духа. Правовое положение ульчей и других
амурских народов несколько отличалось
от положения народов, вошедших в состав
России в 17-18 веках. Они были освобождены
от уплаты ясака. Управлялись старшинами,
которых избирали в каждом селении на
общих собраниях из числа родовой верхушки
и состоятельных односельчан. В своей
деятельности старшины подчинялись
непосредственно полицейским или
волостным управлениям. В 1916 г. Министерство
внутренних дел разработало «Положение
об управлении инородцами Приамурского
края», по которому большая часть
народов юга Дальнего Востока приравнивалась
к крестьянскому сословию. По переписи
1897 г. в 39 селениях, расположенных по
Амуру от Адди и Кульгу на севере до Ухты
на юге проживало 1455 ульчей. В
середине XIX
в. ульчи жили по Амуру между селениями
Ухта на севере и Ади (правый берег) и
Кульгу(левый берег)- на юге, а также по
протокам Амура и озерам Дуди, Удыль,
Кизи. В конце XIX
в. – оседло
в 39 зимнх селениях, в том числе этнически
смешанных.

Как и у каждого народа у ульчий были
свои божества, в которые они верили. Это
Бочо, Агды, Амба, Буга, Аями. Бочо (Бучу)
— один из духов-помощников шаманов. Бочо
представляли в облике человека с
остроконечной головой, с одной или двумя
руками (вариант: крыльями) и одной ногой.
Агды («гром») — хозяин грома и
молнии. Представляли Агды в образе
небесного старика. Он просыпается весной
и высекает кресалом огонь, поэтому на
земле раздаются раскаты грома, а
искры-молнии поражают злых духов. По
другим версиям, Агды имеет вид многоликого
пляшущего существа с медвежьей головой,
человеческим телом и крыльями орла либо
же облик птицы с огненными глазами, от
полёта которой происходит гром, а от
сверкания глаз — молнии. Агды входил в
число шаманских духов-помощников.
Считалось, что шаманы могли наслать
Агды на чужой род . Дух амба

Шаман

(амбан) — в мифах народов
Нижнего Амура — злые духи. Амба невидимы,
но могут принимать облик животных,
предметов или менять его в зависимости
от обстоятельств. Они обитают в самых
различных местах — в тайге, по берегам
рек, в горах, в заброшенных жилищах и
посёлках. Амба мешают людям на промысле,
нападают на одиноких путников и убивают
их. Вселяясь в людей, амба вызывают
болезни и смерть. У негидальцев, орочей,
ульчей именем «амба» называют также
тигра, которого почитают наряду с другими
мифологическими персонажами. Буга
(Бува, Боа) — верховное божество. Буга
управляет всеми силами природы, жизнью
тайги, животных и человеческого рода.
У нанайцев, негидальцев, орочей, ульчей
образ Буга переплетён с образом эндури
и имеет преимущественно антропоморфный
облик старца, живущего с женой и дочерью
на небе. Дух аями — дух-помощник и
покровитель шамана. Считалось, что аями
переходит к шаману по наследству. У
каждого шамана был свой аями. Он являлся
шаману во сне в виде женщины (шаманке —
в виде мужчины), а также волка, тигра и
других животных, а также вселялся в
шамана во время камлания. Аями выступал
в роли наставника шамана, в частности,
он учил его лечить, а также советовал,
какой костюм необходимо иметь шаману
(шаманке). Во время камлания шаман
обязательно носил на себе изображение
аями в виде антропоморфной фигурки.
Аями могли иметь и духи-хозяева различных
животных,
а также обыкновенные люди, для которых
аями были защитниками здоровья и
благополучия.

Традиционное хозяйство
имело комплексный характер с важнейшей
составляющей – круглогодичным речным
рыболовством. Летом и осенью добывали
проходных лососей, создавали из них
годовые запасы продовольствия для людей
и корма для ездовых собак. Занятие
рыболовством отразилось в названии
месяцев ульчитского календаря: месяц
ловли горбуши-уоро бени, месяц летней
кеты – сильчи бени, месяц осетровой
кеты – дава бени. Основные орудия
рыболовства : невода(арга, боямагда,
дагдали), ставные сети, четырехугольные
и мешкообразные и др. сети для Шаманка
подледного
лова. Сооружались запоры : зимние на
частиковую рыбу и летние на лосося.
Зимой у заездка делали прорубь, в ней
добывали рыбу махалками, а также багром.
Традиционный набор орудий промысла —
сети, заездки, крючковые снасти, разные
типы острог и т.п. Каждое из них применялось
в зависимости от времени года, состояния
погоды, уровня воды в реке, объектов
промысла и множества других характеристик.

Подсобное
значение имел морской зверобойный
промысел в Татарском проливе. В конце
марта- начале апреля небольшие артели
ульчей отправлялись с Амура на добычу
тюленей сивучей. Животных били с помощью
гарпунов. Охотничий
промысел имел подсобное значение. В
основном добывали пушного зверя,
поскольку пушнина

Зимнее
жилище

пользовалась
большим спросом у китайских и русских
торговцев. Охотились на колонка, белку,
выдру, лисицу, но основным объектом
пушной охоты был соболь. В конце 19 в. на
Амуре соболь встречался уже редко,
поэтому за ним отправлялись в дальние
экспедиции на Сахалин, в бассейны Амгуни,
Горина, Тумнина. На копытных (лосей,
оленей) охотились круглый год с помощью
самострелов. С начала
XX
в. применяли и огнестрельное оружие.

Было
развито семейное разделение труда.
Женщины в период осеннего лова рыбы
заготавливали юколу, рыбий жир, порошок
из рыбы, сухой корм для собак. Мужчины
в тайге – дерево разных видов для
сооружения жилищ и хозяйственных
построек, изготовления средств
передвижения и утвари. Обработка дерева,
кости, металла – сфера деятельности
мужчин. Женщины и подростки собирали
съедобные, волокнистые, лекарственные
растения, коренья и т. п., а также траву
для утепления обуви. Женщины обрабатывали
кожу и шкуры, изготавливали одежду и
обувь, берестяную утварь, циновки,
корзины и т.д.

Ульчи
вели оседлый образ жизни, жили в небольших
селениях, состоящих из 2-5 домов. В селениях
располагались как зимние, так и летние
жилища. Традиционное зимнее жилище
–бревенчатый однокаменный дом хагду
со столбовым каркасом. В пазы
Ульчитская семья
вертикальных столбов вставлялись
заостренные концы горизонтальных бревен
(стен). Внутри дома между средними
опорными столбами сооружались невысокий
помост, на котором зимой, вводя в дом,
кормили собак. Отапливался дом 2 очагами:
дуэнтэ тава(огонь таежного дома) и тэму
тава (огонь водяного бога). Под нижними
нарами, согревая их, проходил дым из
очагов. В начале XX в. под
влиянием русских стали появляться
срубные дома, первоначально в них
устанавливалось традиционное канновое
отопление. Близ жилых домов возводились
хозяйственные постройки Основат. хоз.
постройки сооружали близ зимников. В
срубных амбарах на высоких сваях держали
осн. имущество семьи, орудия промыслов.
Строили также генгга — длинные амбары
из двух частей, на сваях. Нередко генгга,
реже — амбары украшались резьбой. Между
зимником и берегом стояли многочисл.
вешала для лососёвой юколы. В сильные
холода пользовались также большими
металлическими жаровнями на трех ножках
с горящими углями. Характерная особенность
зимнего ульчского жилища наличие
«собачьего стола» уйчэу — низкого
помоста, на котором кормили ездовых
собак. Сезонные жилища на местах летних
промыслов- 4-угольные коровьи домики,
квадратные в плане , с двускатной крышей,
очагом в центре и дымовым отверстием.
На местах морской охоты жили в шалашах
конической формы, крытых покрышками из
рыбьих кож. На рыбалках жилища чаще были
двускатной формы либо полуцилиндрические.
На местах зимних промыслов в тайге
охотники сооружали дома из плах с 2
параллельными матицами.

Водные пути сообщения по Амуру, его
притокам имели важнейшее значение для
ульчей. Лодки по конструкции подразделялись
на дощатые (составные ), берестяные
(каркасные), долбленые. Основными были
дощатые плоскодонки (угда), имевшиеся
в каждом хозяйстве.Долбленые лодки
преимущественно употребляли охотники
на правых притоках Амура, берестяные
оморочки (дяи) — рыбаки по притокам
левобережья. Зимой по замерзшим рекам
ездили на нартах, лыжах. Было 2 типа лыж-
широкие, гнутые, подклеенные камусом
или нерпичьей шкурой, и прямые, более
длинные и узкие голицы. Существенную
роль в хозяйстве играли собаки – ездовые
и охотничьи. В сер. XIX в.
почти каждая семья держала до 12 ездовых
собак для перевозки грузов. Использовали
собачьи нарты амурского типа- узкие, с
двусторонне загнутыми полозьями, собак
запрягали «елочкой», «вразбег». С
появлением русских распространились
нарты восточносибирские, типа – широкие,
с вертикальной дугой. Собак в них
запрягали попарно.Для
зимнего «приработка» ульчи сталь
приобретать лошадей.

Ульчи жили семьями, среди которых
преобладали простые, малые (80% семей);
полигамных было 8%. Семья составляла
самостоятельный хозяйственный организм.
Родов насчитывалось ок. тридцати, мн.
были малочисленны. Крупные роды делились
на подразделения различного этнического
происхождения. Семьи каждого рода жили
дисперсно,

Внутри жилища
собирались вместе на годовой
праздник моления небу, на медвежьи
праздники. Основная функция рода —
регулирование брачных отношений. Семьи
некоторых родов объединялись в
своеобразные экзогамные союзы (духа)
по 5-8 родов, с включением в некоторые
нивхов, нанайцев, неги-дальцев.

Основной
социальной единицей была сел. община,
искони сосуществовавшая с родом. Ни
селение, ни род не владели землёй,
промысловыми угодьями. От соседей по
селению У. получали срочную помощь в
случае необходимости. Община регулировала
отношения внутри селений, стабилизировала
жизнь общинников.

Традиционную
одежду изготавливали из кожи, шкур
таежных и морских животных, оленьих и
лосиных камусов и ровдуги. Муж. и жен.
повседневные и праздничные, зимние и
летние халаты чаще из ткани, покроя
кимоно, с левой полой, застегивающейся
на правом боку; муж. более короткие, с
меньшим количеством орнаментов, зимние
на вате (хукту), праздничные — иногда
сплошь вышитые и украшенные аппликацией.
Изготовлялись также арми — из рыбьей
кожи, ровдуги, зимой — из разл. мехов. Под
халатом штаны (пэру), ноговицы-гару (из
ткани, на вате), ои (из рыбьей кожи,
ровдуги), нагрудник муж., малый меховой,
жен. лэлуэ — длинный, отделанный бисером,
металлическими бляшками

. Муж. юбки (хоси) из нерпичьих шкур,
фартуки охотничьи (бэпи), фартуки
праздничные, с орнаментом, охотничьи
куртки из лосиных шкур, малые меховые
шапочки, надевавшиеся с тканевыми
шлемами и т. п. Обувь в виде сапожка с
отдельной пришивной подошвой — из
ровдуги, из камусов; др. тип — с отдельно
кроеной головкой — из рыбьей кожи,
нерпичьих и сивучьих кож с множеством
украшений и без. Теплые шапки
орнаментированные. Рукавицы украшались
меховой мозаикой и т. п. Мужские охотничьи
куртки (боодо) изготавляли из шкур нерп,
качуи- из оленьей или лосиной ровдуги.На
зимней рыбалке мужчины и женщины носили
шубы из собачьих шкур, поддевая вниз
мезовые безрукавки. Головные уборы :
женские капорообразные из ткани на
меху, а твкже известные «рысьи» шапки
тугдема апу со стоячими на макушке
ушками рыси и хвостиком сзади. Охотники
носили маленькие шапочки (порого) из
шкур нерпы или белых камусов собак, со
съемными наушниками на меху (дява). Под
шапочкой – шлем из белой ткани, защищавший
от снега шею. Мужчины носили также глухие
капоры из собачьих камусов или оленьих
шкур.Плоскоконическое берестяные шляпы
летом – и мужчины и женщины.

Основу
питания составляла рыба. Зимой основную
роль играла юкола. Юколу ели сухой,
размачивали и жарили на углях, из нее
варили суп с добавкой круп, дикорастущих
растений, морской капусты. В больших
количествах запасали на зиму рыбий жир,
его хранили в калужьих или сивучьих
пузырях. Широко употреблялась и
употребляется сырая рыба. Мясо диких
животных в рационе появлялось нерегулярно.
Потребление медвежьего мяса
регламентировалось религиозными
воззрениями. Ритуальный характер носило
употребление в пищу и мяса собак, причем,
исключительно ездовых. Существенным
подспорьем в питании были дикорастущие
растения: черемша, сарана, крапива,
полынь, дикий лук, желуди, лишайники и
многие другие. Широко употреблялись в
пищу различные ягоды, орехи, древесные
грибы.

Религиозные верования У. имели некоторое
сходство с анимистическими верованиями
их соседей. Регулярные моления были
посвящены духам неба. Этот ритуал собирал
всех сородичей. Многие к этому дню
старались приобрести поросёнка для
жертвоприношения. Регулярностью
отличались моления духу-хозяину воды
— Тэму, от которого зависел улов в течение
года. Каждая семья имела в . тайге дерево,
у которого производилось у моление
местному духу о благополучии, об
избавлении от болезни, о счастье
уезжавшего члена семьи. Придя на охоту,
ежедневно молились духу-хозяину места,
духу огня — Пудя. Хозяина тайги (Дуэнтэ
Эдени) представляли себе в образе
огромного медведя, которому подчинялись
все обычные медведи. Существовали
развитые культы: медведей и близнецов
(адау). Охота на медведя, поедание его
мяса производились с соблюдением
множества табу. Существовал обычай
выращивания медведя в течение нескольких
лет в неволе. Содержание медведя,
приглашение десятков гостей, устройство
пира, сопровождающегося множеством
игр, собачьими гонками и т. п. — всё это
долженствовало вызвать у духа-хозяина
тайги чувство удовлетворения. Национальный
праздник – медвежий праздник, религиозно-
мистическое действо . посвященное
«хозяину» всех медведей. Для ульчей был
характерен культ близнецов (адау). В их
появлении были повинны таежные и водяные
духи, поэтому близнецов и их мать считали
необыкновенными людьми, их поведение
(и погребение) регламентировалось
строгими правилами. Погребение обычных
людей связывалось с подземным миром, с
представлением судьбах душ после
смерти. С начала 20 века умерших погребали
в земле. Традиционным для ульчей были
наземные захоронения – в срубных домиках
для гробов. Детей до 1-2 лет хоронили на
ветвях деревьев. После погребения
регулярно совершали малые поминки,
через год – большие, последние поминки-
с участием большого шамана Касаты.
Религиозные верования ульчей нашли
свое отражение и в свадебных обрядах.
Отец невесты ходил в тайгу молиться
духу – хозяину земли о счастье дочери,
угощал его особой пищей, потом этой
«освященной» пищей кормил новобрачных.

Было распространено шаманство. В
шаманстве ульчей много черт, сходных с
нанайскими. Шаманами были не только
мужчины, но и женщины. Основой шаманских
верований являлась вера в существование
духов. У каждого шамана были
свои духи — помощники и духи — защитники.
Как и у нанайцев, шаманы по степени
их силы подразделялись на несколько
категорий. Показателем популярности и
авторитета шамана являлись нашивки на
рукавах и плечах его халата. Во время
медвежьих праздников, свадебных и
поминальных обрядов выступали сказители,
известными сказителями были многие
шаманы,
проводившие свои камлания как театральные
действа: шаман пел, танцевал, разговаривал
с духами, вовлекая многочисленных
посетителей. Шаманы не
ограничивались лечением людей; они
широко практиковали своеобразное
«патронирование» детских душ, их
сохранение в теч. мн. лет. Шаманы высоких
рангов занимались «перевозкой»
душ умерших в загробный мир. В погребальных
и помин, обрядах выражалась вера в
загробную жизнь человека, это проявлялось
в ритуалах самого погребения, в многочисл.
помин, обрядах (постоянном общении с
душой умершего).

Искусство ульчей представлено
художественной обработкой дерева, кости
и металла (мужчины), рыбьей кожи, ткани
и бересты (женщины). Ажурной резьбой
украшались ковши, кроильные дощечки,
другие бытовые предметы.

Особенно тщательно украшались
ритуальные ложки, предназначенные для
медвежьего праздника. Из рыбьей кожи,
нерпичьих и собачьих шкур, лосиной
ровдуги изготавливали изумительные по
красоте халаты, нагрудники, обувь, другую
одежду и бытовые вещи. Вышивали
разноцветными нитками, подшейным волосом
оленя. Характерная особенность ульчского
орнамента — криволинейность с массой
завитков и спиралей.

В фольклоре выделяются
шаманские сказки о духах, животных и их
происхождении. Многие известные шаманы
прославились и как замечательные
сказители, проводившие свои камлания
как своеобразное театральное действо.
Неотъемлемой частью духовной культуры
ульчей является музыкальный фольклор.
Музыка сопровождала медвежий праздник
и различные обряды, музыкальное
интонирование было составной частью
шаманских камланий. Из музыкальных
инструментов наиболее характерны
однострунные скрипки тэнгэрэ и сирпакта
с тембром, напоминающим альт, свирели,
деревянные и железные варганы. Оригинальным
самозвучащим инструментом может служить
музыкальное бревно. Некоторые традиционные
ульчские инструменты в настоящее время
реконструированы. Музыкально-хореографическое
искусство представлено «медвежьими
танцами», исполняющимися на медвежьем
празднике, а также во время обрядов,
связанных с культом близнецов, и
шаманскими плясками. Особой эмоциональностью
и смысловой нагрузкой отличался танец,
исполнявшийся непосредственно перед
ритуальным убиением медведя и после
его смерти. В остальные моменты праздника
танцевали для развлечения.

Более обширной была сфера жен. прикладного
иск-ва: орнаментация одежды, обуви,
многочисл. берестяной утвари разных
типов, плетеной из корней утвари,
настенных и пр. циновок, других
разнообразных предметов, например
ритуальных колчанов для стрел. Вышивали
предметы муж. и жен. одежды разноцветными
нитками, подшейным волосом оленя (по
ровдуге — халаты, муж. фартуки), делали
аппликации, раскрашивали и расписывали
орнаментами халаты из рыбьей кожи.
Отделывали праздничные одежды разноцветной
меховой мозаикой. Орнамент в общей массе
был однородным — криволинейным с массой
завитков и спиралей — амур, стиль орнамента
отличался от любого, распространенного
в Сибири и на Дальнем Востоке. Хорошие
мастерицы никогда не повторяли один и
тот же узор, их фантазия была неисчерпаема.
Чрезвычайно сложны и трудоемки были
многие швы. Некоторые халаты изготовлялись
за несколько дней, И их орнаментальная
отделка занимала долгие месяцы.

Удивит,
многообразным было иск-во оформления
обуви разных типов: их наименования, в
зависимости от разнообразных украшений,
превышали в общей сложности десяток
терминов. Характер стиля орнамента —
амурский — был обнаружен археологами у
нас. этих мест в неолите и в более поздние
периоды. В сложном орнаментальном сплаве
иск-воведы обнаружили и др. сильные
компоненты (тюрк., тунгусский и др.),
следы к-рых проявляются и в др. сферах
культуры, а также в яз. У. Нац. интеллигенция
за последние годы мн. сил уделяет
возрождению тра-диц. культуры своего
народа. В школах ныне активно изучается
ульчский яз., дети учат старинные песни,
выступают в местных клубах, в ансамблях.

В
1988 году был создан ульчский детский
фольклорный ансамбль «Диро».

Руководит
ансамблем преподаватель Булавинской
школы искусств Мадо

Сопчовна
Дечули. В июле 1995 г. творческий коллектив
стал дипломантом

международного
фестиваля хореографического искусства
«Ритмы планеты»

(Хабаровск),
а уже в сентябре — международного
фестиваля «Дни мира на

Тихом
океане» (Владивосток).

В
этом же селе живут талантливые мастера
декоративно — прикладного

искусства
. Николай У с детства занимается резьбой
по дереву и

графикой.
Его работы экспонировались в Москве,
Италии, Японии, Америке

и
получили наивысшую оценку специалистов.
Иван Павлович Росугбу —

мастер
резьбы по дереву и кости, единственный
мастер в крае по

изготовлению
ульчских музыкальных инструментов и
обрядовой атрибутики.

Много
сил и здоровья отдал Дмитрий Иванович
Ангин, собирая по крупицам

материал
для создания сельского музея. По его
эскизам был построен

культурно
— этнический центр в с. Булава.

С
участием Клары Федоровны Дечули был
разработан и издан ульчский

букварь.
Светлана Васильевна Ангина разработала
учебники для первого и

второго
классов на ульчском языке. Можно назвать
еще немало одаренных

людей
, готовых отдать опыт , знания ,талант
на благо своего народа.

Для
того чтобы сохранить свою культуру,
нужна не только финансовая

помощь,
но и воспитывать в детях любовь к своему
народу, гордость за

свой
народ.

Использованная литература:

  1. Северная энциклопедия. Европейские
    издания и северные просторы. : М. 2004

Руководители проекта: Голубчикова
В. Д., Хвтисиашвили З. И.

  1. Коренные малочисленные
    народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
    Российской Федерации. Обзор современного
    положения. М, 2003. Суляндзига Р.В., Кудряшова
    Д.А., Суляндзига П.В.

  2. Мифологический словарь./Гл. ред.
    Мелетинский Е.М. — М.: Советская
    энциклопедия, 1990 г

Медвежий праздник — один из важнейших культов дальневосточных этносов. Он имеет длительную историю и потому неразрывно связан с духовной культурой коренных малочисленных народов, в том числе и нивхов. По сути, нивхская история без медвежьего праздника не существует.

Корни этого праздника просматриваются по археологическим и историческим материалам. На Амуре даже найдены керамические фрагменты с орнаментом медвежьих лап. Несомненно, обряд связан с охотничьим хозяйством. Из общего ряда медвежьих церемоний амуро-сахалинский или нивхский обряды обладают самобытностью и носят четко выраженный родовой характер. В этнографической литературе выделяют спорадический праздник, т. е. по случаю удачной охоты на медведя, и периодический, который проводили зимой. Наибольший интерес представлял и представляет периодический медвежий праздник у амурских и сахалинских нивхов.

Устройство медвежьего праздника не ограничено временными рамками, поэтому сказать конкретно, сколько дней он будет длиться, невозможно. Но ученые выделяют примерный период — от недели до месяца. Л. И. Шренк считал, что праздник длится до тех пор, пока еще имеются запасы медвежьего мяса и сала. Видимо, так оно и было. Согласно Ч. М. Таксами, который выделил 6 этапов в медвежьем празднике, рассмотрим каждый из них подробно.

Итак, первый этап называется инау ваг ку — день строгания стружек (инау (тях) — стружка, вагдь — строгать, ку — день). Все приготовления ведутся в доме хозяина медведя. Для праздника необходимо сделать много стружек (инау), которые будут украшать елочки на главной площадке (кадхр). Ель имеет ритуальное значение, ее хвою часто использовали при шаманских камланиях в качестве елового чая.

К началу праздника готовится ритуальная посуда: ковш — ньхыр, ложка — чмаус ни лувр, корыто для ритуального блюда мос — орн, котел для варки медвежьего мяса — ла вынь, табуированные ножи — уигла дяко.

Для проведения этого церемониала женщины должны сделать множество блюд и в большом количестве, так как нужно будет кормить медведя и угощать приехавших гостей. Самое главное ритуальное блюдо называется мос. Его приготовление занимает много времени и требует от женщины определенных навыков. Основной компонент блюда — рыбья кожа, которую обычно обдирают с юколы осенней кеты первого пласта. В современное время в блюдо кладут сахар, растирают, чтобы он растворился, затем сильными бросками вводят ягоду. Обычно это брусника — чир алс или шикша — ыгых, то есть те ягоды, которые можно сохранять в свежем виде целый год. Затем корыто с блюдом ставят в холод, где оно застывает до вида студня молочно-белого цвета с горошинами красных или черных ягод. Второе по сложности приготовления блюдо под названием холадь. Это смесь из ягод, орехов, жира, сухой икры, фасоли или гороха.

Ото – ритуальные блюда. Ольха. И.П. Росугбу. с. Булава, Ульчский район. 1997Кроме сладких блюд ежедневно варится и готовится масса других. Среди них юкола разных видов: выв ма — толченая юкола, хир ма — моченая юкола, хак ма — мелко нарезанная юкола, ра ма — юкола, зажаренная на углях. Режется тала из мороженой рыбы (кын дал). Для этого заранее ловят калугу — парк, осетра — туки, сигов — вагс, навагу — кани и т. д. Варят также суп парва: это смесь из риса, икры и орехов.

У мужчин тоже немало дел. Им необходимо заготовить дрова, расчистить дорогу, по которой будут водить медведя, и площадку, на которой произойдет его убиение. Кроме того, они должны приготовить оружие (лук — пундь, стрелы — ку, копье — ках). В порядок должны быть приведены амбар для хранения медвежьих костей и головы — тенр ху не, цепь — вылки и ошейник — пукс для привязывания медведя, музыкальное бревно — зас тяс. К тому же необходимо встретить и разместить почетных гостей.

Большая ответственность за организацию и проведение медвежьего праздника ложилась на членов рода, то есть на калгу (кал — род), которые откармливали зверя и ухаживали за ним в течение трех или четырех лет, в зависимости от его пола. Но, конечно же, основные действия с медведем совершали ызынгу — хозяева медведя. Когда же наступал момент проведения самого обряда, то за его соблюдением наблюдали пилангу — старейшие и уважаемые мужчины рода. Кроме того, они сами совершали многие обрядовые действия в процессе праздника, который должен был проходить в соответствии с давней сложившейся традицией.

А. Крейнович описывает в этот день еще один обряд — «кормление огня» — тугр ардь, который совершает хозяин медведя. Он «кормит» огонь ритуальным блюдом. Для этого на веточку ели кладут стружки — инау, ритуальное блюдо мос, сушеные корнеплоды сараны. «Кормить» огонь можно и сушеными стеблями кислицы, и табаком. Иногда обряд совершают, когда огонь начинает пищать или громко трещать. Для нивхов это значит, что огонь просит (по-нивхски — тугр экть). Тогда надо быстро бросить что-нибудь из выше названного, обращаясь к «хозяину огня»: «Поглагу ньрыя!», то есть «На своих детей посматривай!» Таким образом, «хозяин огня» является наблюдателем события и его участником, так как на нем будет готовиться медвежье мясо. Необходимо заметить, что огонь при этом разжигается священным родовым огнивом.

Второй день называется «Котр ар ку» — день кормления медведя или «На ха ку» — день стрельбы в зверя. Ч. М. Таксами отмечает, что перед устройством самого праздника медведя вводили в уйгран дыф — священный дом — и держали там несколько дней. Так поступали нивхи Амура и западного побережья Сахалина. Из этого дома, либо из его клетки (сруба), медведя выводили на последнюю прогулку по стойбищу.

По сведениям, которые представил информант Д. К. Човак, медведя водили в цепях до конца деревни. Во время этой «прогулки» его кормили разными блюдами (мос, холадь, тала), причем этой чести удостаивались только мужчины. В начале они сами пробуют еду, а затем кормят зверя, передавая ритуальную ложку более младшим по возрасту. На следующий день его заводили домой к хозяину — ызын, где привязывали к столбу карга цепями. Затем молодой парень надевал одежду из шкуры нерпы длиною ниже колен и рукавицы. В это время по два человека, слева и справа от медведя, злят его палками. Смелый парень должен улучить момент и, прыгнув, сесть медведю на шею, схватив его за уши. Такого парня называют танрла нивх, то есть ловкий человек. Если он допустит оплошность, то одежда из нерпичьей шкуры его надежно защитит. Обычно среди парней находятся несколько смельчаков, которые могут проделать этот трюк.

Последнее кормление медведя также является ритуалом. Ему дают на деревянных ложках (ньхыр) различные блюда: кын далк (мороженая рыба), е рак (отварной рис), мос, холадь, вызгалс (ягода, перемешанная с вареной рыбой), ма (юкола разных видов) и т. д. При этом выражается пожелание: «Ургур кыпръя!» — «Хорошо стой!», «Урлаф имгъя!» — «Дай хорошее место!» (т. е. дать хорошее место для выстрела).

Ритуальные ложки. Береза. И.П. Росугбу, с. Булава, Ульчский район. 1997Хозяин медведя в иносказательной форме выражает эту мысль: «Ырк Котр эггуйныдь» — «Уже медведю пора возвращаться домой». Затем следует состязание стрелков из лука (пундь — лук, ку — стрела), но последний меткий выстрел должен сделать избранный гость. Он должен внимательно следить за поведением зверя и улучить удобный момент для выстрела.

Затем наступает самая ответственная часть ритуала. Медведя в последний раз кормят. Все женщины уходят в помещение. Таков обычай: женщины не должны присутствовать при ритуальном убое медведя.

В отчете о командировке на Петровскую косу с целью сбора этнографического материала Т. Н. Лещиной, научного сотрудника Николаевского-на-Амуре краеведческого музея, говорится: «…последний медвежий праздник состоялся 11 января 1968 года. Нивх Владимир Чурик в течение трех лет откармливал черно-бурого медведя по кличке Ваня… Так как лука и стрел нет, медведя убивают из карабина. Поручают это самому опытному охотнику — участнику Великой Отечественной войны Якову Таркуну…»

После того как медведь убит, ему говорят: «Ургур вия, пызтох ургур вия! Ыз мангур чэзмугазо!» — «Хорошо иди к своему хозяину, хорошо иди! Хозяин пусть тебя очень полюбит!» Эти пожелания отражают представления нивхов, что хотя зверь и убит, но в другом мире он оживает и отправляется в путь к «хозяину гор» — пал ызу. Тот, в свою очередь, полюбив медведя за дары от людей, отправит им потом другого медведя.

Ч. М. Таксами обращает внимание на то, что перед свежеванием «медведю надевали намордник, делали ошейник, подвешивали к губам маленькую бумажку, завязывали глаза и уши». Л. И. Шренк также описывает украшение медвежьей головы, которое шьют женщины. «Из лент (гил. — чудбась) делают особую повязку, которую надевают медведю на морду тотчас под глазами, чтобы она могла вбирать в себя слезы, струящиеся будто бы из глаз животного. На повязке у середины морды пришито вырезанное из березовой коры изображение жабы. Одновременно с чудбасом на голову медведя накладывают еще и другую повязку. Эта повязка состоит из ремня, крестообразно охватывающего голову медведя, с прикрепленными к нему одним или двумя агатовыми шариками».

По сведениям информанта Е. К. Ланиной, нивхи четко различали земноводных: жабу — мифпик, а лягушку — рал. Она рассказала легенду о жабе. «Есть жабы, которые носят золотые рога — айс мурки. Ее встречают только избранные люди. При встрече с ней человек должен снять и бросить пояс. Если она переходит через него, у нее отпадает золотой рог. Человеку нужно сразу его взять и спрятать в сундук — куйз вако. Потом в сундуке появляются драгоценности, и этот человек становится богатым — корла нивх и счастливым — кыс йив нивх. Из этого следует, что жаба является символом богатства и счастья. Поэтому, возможно, украшение головы медведя орнаментом, изображающим жабу, предполагает пожелание счастья и богатства умершему родственнику в другом мире. У Крейновича Е. А. нет упоминаний об этой детали. Вероятно, что изображение жабы — влияние тунгусских народов. В их фольклоре это животное выступает положительным героем, помощником шамана.

Такое повышенное внимание к голове медведя вызвано древними религиозными представлениями нивхов, в которых мертвый медведь все равно остается живым и может видеть, слышать и даже плакать. Многие информанты (Магвина Т. С., Човак Д. К., Ланина Е. К.) отмечают, что череп медведя украшался ленточками из ткани, а в глазницы вставляли то ли ягоды, то ли бусины.

Медвежий праздник. 1960-еВ своей книге «Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура» Е. А. Крейнович записал следующее: «…ноздри медведя заткнули маленькими обломками еловых веточек, чтобы он не чувствовал запаха людей, которые будут разделывать его тушу. Если этого не сделать, то при охоте в лесу он, ожив, может якобы учуять запах человека, членившего его тушу, и может произойти беда».

В конце свежевания медведя проводят обряд перебрасывания его шкуры. Освежевав тушу до головы, медведя переворачивают на живот и становятся следующим образом: один человек у головы, другой у лап. Тот, кто стоит у лап, хлопает полотном шкуры по спине медведя определенное количество раз (три или четыре), затем перебрасывает тому, кто стоит у головы, и тот, в свою очередь, возвращает обратно шкуру. Такая процедура повторяется три или четыре раза, в зависимости от пола медведя. Существует четкое разграничение чисел: все нечетные числа относятся к мужскому началу, а четные — к женскому. Таким образом, этот обряд символизирует, что медведь «снял одежду».

Следующим важным этапом является обряд тёнр ессиндь — внесение медвежьей головы в жилище. Причем в родовой дом по строго установленному ритуалу вносят голову — тенр, шкуру — ныгр и мясо — тюс. Раньше вносили через дымовое отверстие — тама хуты, т. к. через дверь нельзя, ибо через нее ходят женщины. В более современном варианте это действие совершали либо через окно, либо специально вырезали отверстие в стене (Е. К. Ланина). Останки медведя кладут на место почетных гостей вместе с инау — украшениями — и стружками.

Л. И. Шренк описывает другое месторасположение головы медведя: «… вблизи почетной нары стояло большое четырехугольное, украшенное еловыми ветками и тяхом, сооружение из ольховых жердей и стволов… Сооружение имело вид этажерки. С верхней полки этой этажерки смотрели головы двух медведей». По сведениям информанта Е. К. Ланиной, это сооружение называется лезн или помост для головы медведя. Таким образом, медвежья голова окружена особым почетом, она как бы является наблюдателем всего происходящего и впоследствии должна остаться довольной.

Четвертый этап называется Котр зонр ар ку — день кормления медвежьей головы или Котр зус ар ку — день кормления медвежьим мясом.

Е. А. Крейнович отмечал, что существовали циглаф — табуированные части туши медведя, которые ели только мужчины, и нетабуированные, предназначенные для женщин. У исследователей существуют разные описания способов приготовления медвежьего мяса. Так, Л. И. Шренк описывал процесс варки мяса, «… строго запрещается жарить мясо, так как шипение мяса на огне, дойдя до слуха медведя, может рассердить его». Е. А. Крейнович, наоборот, пишет следующее: «В поджаривании табуированных частей туши сохранился древний способ приготовления пищи». В то же время он отмечает, что нетабуированные части медвежьей туши варили в большом котле. По всей вероятности, здесь отражается отличие между амурскими и сахалинскими нивхами, в котором явно заметное влияние соседних народов на материковых нивхов. Поэтому отваривание мяса в котле — явление более позднее.

Затем наступает время поедания медвежьего мяса — Котр уйлыдь (есть, кушать — индь). Ч. М. Таксами описал обычай Котр ныньф товдь, т. е. связывание медвежьих костей. «Самым почетным старикам — гостям преподносили такие части, как лопатку, бедренную кость и т. д. Гости, обглодав их, должны были возвращать их хозяину, привязав к ним какой-нибудь предмет.., возвращали ее с привязанными к ней лучшими ездовыми собаками, с копьями, ножами и т. д.» Информант Човак Д. К. рассказал, что мясо варили в большом котле, а затем резали его на еловых ветках. Самого уважаемого гостя угощали медвежьей лопаткой. В ответ он возвратил кость, привязав к ней отрез китайского шелка — маньдю чарб. Сахалинские нивхи, по описанию Е. А. Крейновича, использовали во время трапезы чмалар ку, т. е. стрелу в качестве платы за медвежье мясо.

«… ни одну кость гость не может оставить у себя. Если это произойдет, то он обязан возвратить кость хозяину вместе с искупительной собакой». Хозяева кормили гостей мясом, очень бережно люди к нему относились, ни один орган, ни одна косточка не остается без внимания. Причем мясо надо есть только руками с помощью ножа и палочек, но не рвать его зубами. По окончании трапезы все кости медведя — ныньфку — хозяева собирают. Они должны быть тщательно очищены от мяса (йывскть — счищать).

Е. А. Крейнович описывает, как происходит перенос медвежьего черепа в специальное хранилище (тёнр ху нё). Это целый обряд кормления головы — тёнр ардь, когда череп украшается стружками, на которые кладется еда (мос, корни сараны, норк). Хозяин должен в амбаре «покормить» предыдущие черепа. Выйдя из амбара, он совершает еще один обряд — палрох чыудь (в лес отделить), т. е. кормление духов леса. Он бросает в сторону леса корнеплоды сараны и говорит: «Няхку Каврра, нос хуты каврра, мих куты Каврра хар, ньзиф хыты фир ньнармая хая!» — «Глаз не имея, отверстия для ушей не имея, отверстия носа не имея, вот так посередине моего пути меня жди!» Таким образом, душа медведя, с головой, в которой заткнуты уже уши, нос, закрыты глаза, должна ждать прихода души хозяина. Имеется в виду хозяина медведя.

Петровская коса. 22 декабря 1967Нивхи проводили еще один обряд, который называется «день убиения собаки». Количество собак зависело от пола медведя и количества гостей, т. е. если медведь был самец, то нечетное количество собак, а если самка — четное. Этот обряд проводился после того, как череп медведя водворяли в амбар (тенр ху не).

Последний этап медвежьего праздника называется «нарх эгр ви ку — день проводов гостей с медвежьего праздника». В этот день совершался последний обряд: нич зитивдь (по Ч. М. Таксами) или лымызын зычывындь (по Л. Я. Штернбергу), т. е. «порог топтать». Суть этого обряда заключается в следующем: с внутренней и наружной стороны порога ставили нич (котел и топор). С внутренней ставили нич гостя, а с наружной — нич хозяина. Гость переступал через свой нич, а затем через хозяйский и забирал его с собой. Этот обряд схож со свадебным обрядом, когда невеста переступает через котел с кремнем и забирает с собой котел, стоящий снаружи у порога.

После того как кости медведя собраны, их относят в священное место, которое называется наню. Туда же относят кости от жертвоприношения собак. Женщинам ходить в наню нельзя — уидь, т. е. грех. Затем убирается вымытая ритуальная посуда, музыкальное бревно и другие атрибуты медвежьего праздника.

Важно отметить, что все члены рода, т. е. устроители праздника, принимали активное участие в организации медвежьего обряда. Каждый человек знал свои обязанности и строго выполнял их. Поэтому в подготовке и проведении праздника участвовали все сородичи.

Как известно, на праздник медведя приезжало много людей из разных стойбищ, поэтому между ними происходил активный обмен информацией разного рода. Во время межродового общения главы родов договаривались о совместной весенней рыбалке, охоте на морского зверя, когда и где продавать пушнину и т. д. Таким образом, медвежий праздник помимо решения основной проблемы — соблюдения ритуального действия — был поводом для решения различных промыслово-хозяйственных вопросов, которые имели немаловажное значение для дальнейшей жизнедеятельности людей, родов. Примечательно, что наблюдать за совершением обрядов могут дети, кроме того, они сами участвуют в различных игрищах, соответствующих их возрасту. Таким образом, они не просто наблюдатели, но и соучастники совершаемого действия. На бессознательном уровне идет усвоение, приобщение и формирование мировоззрения на взаимосвязь между человеком и природой. Закладываются основные знания о совершении древних обрядов и их роли в жизни человека.

Рассмотрев подробно каждый из этапов медвежьего праздника, трудно не заметить, что он состоит из определенного количества других обрядов, которые логично и гармонично вплетаются в один большой церемониал. Во всех обрядах отражено древнее мировоззрение нивхов на окружающий их мир. Все вокруг живое: и огонь, и череп медведя, и убитые собаки, и даже невидимые духи гор. К ним обращаются как к людям с пожеланиями, просьбами, которые в иносказательной форме выражают мысль о будущем благополучии (удачной охоте), о жизни в гармонии с природой. Сделав большое жертвоприношение духам в виде медведя и собак в придачу со стрелами, копьями и т. д., древние нивхи пытались установить двустороннюю связь с невидимыми силами, которые за это потом отблагодарят их. И неважно, что медведь, которого кормили и растили 3 — 4 года, мертв, главное, чтобы душа его (нар) пошла по верному пути — к своему хозяину. Ведь смерти как таковой не существует, это всего лишь переход из одного мира в другой.

Традиции и обычаи народа всегда передавались из поколения к поколению. К сожалению, в настоящее время культурное наследие нивхов многих других народов Севера утрачено безвозвратно. Последствия этого процесса вызывают все более растущее беспокойство. Выросло несколько поколений, не знающих традиций своего народа, языка, истории, и, как следствие, представители этих поколений переживают глубокий кризис духовности. Не могут адаптироваться в новых, быстро изменяющихся условиях жизни. Поэтому в поисках путей национального самосознания необходимо обратить свое внимание к древнейшим истокам, к народной мудрости.

Марина ТЭМИНА


Марина ТэминаТЭМИНА Марина Григорьевна, преподаватель нивхского языка Николаевского-на-Амуре педагогического училища коренных малочисленных народов Севера. Окончила Хабаровский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков. Всегда интересовалась вопросами родного языка и этнографией. В настоящее время работает над диссертацией «Медвежий праздник нивхов Амура и Сахалина».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мать короткий праздник на земле стихотворение
  • Медвежий праздник у народов севера когда
  • Мать короткий праздник на земле сочинение рассуждение кратко
  • Медвежий праздник у народов сахалина
  • Мать короткий праздник на земле сочинение на основе текста