Мексиканский праздник мертвых девушки

В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых - Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время. Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто…

В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых — Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время.

Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.

Catrina-Parade-Morelia-Mexico-Day-of-the-Dead.jpg

История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.

Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.

Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.

280_03_2.jpg
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность — в форме жизни и смерти.

Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.

861_02_2.jpg
«Другие миры ацтеков» (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.

Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души — «духовных центра», каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.

Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.

Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.

Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями

Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.

280_12_2.jpg
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)

Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября — День всех Святых и 2 ноября — День Всех Душ

Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде «новоделов», в частности считается, что знаковый  персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.

_ 861_16_2.jpg_Mictlancihuatl, Aztec goddess of the underworld  Borgia Codex.jpg
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28

Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.

Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.

C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.

Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.

Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.

Калавера в переводе означает «череп». Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово «калавера» получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.

Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.

_La-Calavera-Garbancera-768x548.jpg

Одной из сатирических калавер  Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera» (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.

И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.

Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие

_Posada's La Calavera Garbancera in 1913.png

A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?

А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central» («Сон о воскресном вечере в парке Аламеда»), датируемой 1946 — 1947 годами.

_dream-of-a-sunday-afternoon-in-alameda-park.jpg

На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.

_____The_Kid_-_Diego_Rivera.jpg

Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.

Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь

La Catrina – In Mexican folk culture, the Catarina, popularized by José Guadalupe Posada, is the skeleton of a high society woman and one of the most…

А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.

Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.

Или вот такие танцы?

Продолжение  Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса

День Мертвых считается чуть-ли не самым известным праздником в Мексике. Скелеты, разукрашенные черепа, бархатцы, девушки в образе Катрины — такие же узнаваемые символы мексиканского Дня мертвых, как фонарь из тыквы во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных День мертвых ассоциируется со скелетами, скорбью и печалью. Но на самом деле это праздник радости, ведь смерть для мексиканцев — не конец жизни, а ее продолжение в мире ином. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет оттенка грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

История Дня мертвых

Празднование Дня мертвых в Мексике уходит корнями в древние традиции индейцев. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы проводили еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Система верований ацтеков была прочно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Очень важным считалось воздавать почести предкам, тем, кто умер. Еще до испанского завоевания Мексики в XVI веке черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в своих церемониях.

Высадившись на территории Центральной Америки, испанские конкистадоры впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуалы кощунственными, а коренное население — варварами и язычниками.

Задача испанцев после завоевания Америки состояла в обращении индейцев в католическую веру. Хотя завоевателей потрясла традиция почитания мертвых, она настолько сильно пустила корни в индейскую культуру, что искоренить ее было практически невозможно. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных индейцев, чтобы от них так просто отказаться. У католической церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля — 12 августа), перенесли на 1-2 ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками — Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник отмечается сегодня.

Традиции праздника

День Мертвых в Мексике празднуют два дня, 1 и 2 ноября. Иногда торжества охватывают и соседние даты. В большинстве регионов Мексики 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, не прерываясь. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, опять почувствовать то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев — символическая дверь между живым и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых).

Два обязательных атрибута подношений — вода, потому что духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающими по форме кости) и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника — посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под музыку марьачи, приносят любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души умерших услышали молитвы и разговоры живых.

В преддверии праздника магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или керамики. Общим символом праздника является череп (calavera).

Изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале XX века, когда знаменитый художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Своим произведением он акцентировал внимание на том, что богатые и успешные так же смертны, как и простые люди. Образ женщины-скелета в богатом убранстве стал прочно ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах) дети в костюмах ходят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики. Школы, предприятия, банки и даже многие магазины в эти дни не работают. В учебных заведениях, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями — еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

День Мертвых — это не Хэллоуин

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня мертвых имеет общие черты с традициями Хэллоуина. Оба праздника произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что в это время года духи возвращаются (Хэллоуин празднуют в последний день октября). Общими являются атрибуты скелетов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни. Но на этом параллели заканчиваются.

Традиции празднования Хеллоуина основаны на страхе смерти. Праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов — все отрицательные персонажи, хоть часто и представлены с юмором. Традиции Дня мертвых заметно отличаются, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам. Этот праздник посвящен семье, родным и близким, о которых помнят — все несет положительные эмоции, хоть и с оттенком грусти.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и тогда духи не причинят им вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие — отношение к смерти. В Хэллоуин смерть — это то, чего нужно бояться. На Дне мертвых смерть — это то, что надо отметить.

Пока часть планеты активно готовится к Хэллоуину, в Мексике прошел парад-подготовка («Ла Катрина») в честь другого удивительно «страшного» и очень самобытного праздника Dia de Los Muertos — «Дня Мёртвых».

Рассказываем, что это за дичь и чем интересен праздник. Поехали.

1. День Мертвых – многовековая традиция, которую не смогли искоренить

История праздника восходит к индейцам майя и ацтекам. Их вера была тесно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Местные жители (до завоевания Мексики испанцами) часто держали в домах настоящие черепа умерших, как символы смерти и воскрешения.

Каждый год ацтеки устраивали настоящий месяц жертвоприношений (современный август), в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Индейцы верили, что смерть только знаменует переход человека из одного состояния в другое. Другими словами, смерть для них – лишь трансформация, после которой жизненный путь не заканчивается.

Несмотря на то, что коренное население Центральной Америки принудительно обратили в католицизм, искоренить сильную традицию не удалось. Не помогло ни 500 лет католической пропаганды, ни скрещивание с религиозным календарем, ни мягкая интеграция в христианские каноны.

Все что удалось католической церкви – сдвинуть праздник на первый день ноября, когда церковь отмечает День всех Святых. Так себе достижение.

День Мертвых остался самобытным языческим праздником, со своими символами и традициями.

2. Современная интеграция и символ Дня Мертвых

В современном обществе символом Дня Мертвых стала цинковая гравюра «Калавера Катрина» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посады. Он изобразил женщину с лицом скелета в одежде высшего общества и назвал ее «La Calavera de la Catrina», показывая, что богатые и модные так же смертны, как и все остальные.

Фигурки Катрины стали неотъемлемым атрибутом праздника и отличным мексиканским сувениром.

Считается, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой индейцы совершали жертвоприношения.

3. У мексиканцев с детства абсолютно дружеские отношения со смертью

Современные мексиканские дети с юных лет видят изображения Катрины, играют в скелетов, едят шутливые пирожные в виде гробов и черепов. Дичь! Но таким образом, маленькие мексиканцы не бояться представления смерти, для них она абсолютно обычна.

4. Мексиканцы отмечают праздник два дня подряд

День мертвых отмечают два дня подряд 1 и 2 ноября. Считается, что именно в эти дни души покойных родственников навещают родной дом. Мексиканцы 1 ноября общаются с душами умерших детей, а на следующий день – с душами взрослых родственников.

  • 1 ноября — День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев
  • 2 ноября — Día de los Muertos – день, когда поминают умерших взрослых

Никакого траура и дней скорби. Считается, что этот праздник – отличный повод посмеяться над смертью и активно наслаждаться жизнью.

5. Традиции, которые могут шокировать

Ко Дню Мертвых мексиканцы готовят ярко украшенные цветами алтари в память об умерших родственниках.

На постаменты кладут любимые вещи, еду, напитки почившего родственника, сладости, зажигают свечи. Считается, что душа умершего родственника должна вспомнить вкус земных блюд. Многие выставляют алтари прямо на улицах, проводятся конкурсы(!) на определение лучшего пьедестала.

Также алтари можно увидеть в офисах, общественных местах на улицах и площадях городов.

Традиционная выпечка к празднику – Pan de muerte (Хлеб Мёртвых) – посыпанная сахарным песком булка, сверху которой впекается хлебный шарик, символизирующий череп. Этакий мексиканский «кулич для мертвых».

Кульминация праздника — посещение кладбища. Мексиканцы устраивают там шумные вечеринки с песнями и танцами. Также ведутся долгие беседы с усопшими родственниками и вспоминаются веселые факты из жизни умершего.

6. Города мертвых. Не страшные

В дни праздника его символы (черепа и скелеты) рисуются практически везде. Чаще всего они улыбаются и выполнены в ярких праздничных цветах.

В преддверии праздника в магазинах в виде сладостей и десертов можно обнаружить разнообразные вариации скелетов, черепов и гробов.

Кроме того, продаются масса тематических украшений сувениров и других атрибутов праздника.

В крупных городах организуются зрелищные уличные шествия, шумные карнавалы, импровизированные выставки и ярмарки, в маленьких — кладбищенские пикники.

7. Голливуд и «День Мертвых»

«Мертвые» карнавалы не раз обыгрывались в голливудских фильмах. Один из самых известных – вступительная сцена в последнем фильме о Джеймс Бонде «Спектр». Экзотический антураж и эффектная постановка.

В ноябре на большие экраны выйдет новый красочный мультик студии Pixar «Тайна Коко» (Coco), в которой обыгрывается столь необычный праздник.

«День Мертвых»— это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца*.

Мексиканский поэт Октавио Пас однажды сказал: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Каждый сходит с ума по-своему.

*Праздник популярен во многих странах Латинской Америки: Эквадоре, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре.

Кстати, в 2003 году праздник «День Мертвых» был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

Это вам не попсовый Хеллоуин.

Интересные материалы:

  • Что такое «Burning Man». Самый дикий фестиваль в мире
  • Что происходит на Burning Man 2017, самом диком фестивале мира

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуйте первым за статью!)

🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

undefined

iPhones.ru


Страшно интересная традиция. Рассказываем, почему мексиканцы не боятся смерти.

  • Это интересно

Юрий Андреев avatar

Юрий Андреев

@a1phadog

Люблю Apple, рассказываю о гаджетах, кино и полезных вещах из мира IT.

15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году

С 31 октября по 2 ноября Мексика праздновала одно из своих самых важных с исторической и культурной точки зрения событий — День мертвых. Это трехдневное мероприятие призвано почтить память отошедших в мир иной и проявить к ним уважение и заботу в этом мире. В разных уголках Мексики День мертвых отмечают с определенными локальными особенностями, но общими знаменателями для всех мексиканцев является алтарь, утопающий в еде, стилизованные скелеты и различные подношения, которые должны порадовать и удовлетворить покойников. Помимо этого, Día de los Muertos отличается массовыми переодеваниями. Люди прилагают огромные усилия, чтобы создать сложные и замысловатые костюмы, которые невозможно будет забыть.

15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году

Чтобы максимально походить на Калавера, знаменитый мексиканский «сахарный» череп, жители страны окрашивают свои лица в белый цвет и оттеняют устрашающую маску изображением пестрых цветов и других традиционных мотивов.

Но помимо цвета и зрелищности, костюмы воплощают в себе идею уважения к тем, кого уже нет с нами. Мексиканцы часто продумывают каждую деталь своих нарядов, создавая их с огромной любовью в честь тех родных и близких, которых они потеряли. Вот самые потрясающие и эффектные образы с праздника Дня мертвых нынешнего года.

15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

1 / 2656

Фото дня: репетиция в Голливуде во время эпидемии гриппа, 1937 год

Безопасные поцелуи от голливудских актеров во время эпидемии гриппа 1937 года. Поцелуи в фильмах репетировали в масках.

2 года назад

statsPixel

Калавера

Одним из моих любимых вариантов изображения черепа всегда был стиль Калавера. Блин, ну это реально круто! Если кого-то и пугают обычные мрачные черепушки, то веселенькие размалеванные калаверы не могут не вызывать симпатии. Сегодня черепа, разрисованные в этом стиле, – это модный тренд. Их можно увидеть на одежде или татуировках, модно устраивать фотосессии с соответствующим макияжем. Собственно, приветствую все эти проявления. А если кто-то из милых дам, рисуя калавера на своем лице, вдруг задумается, что это вообще означает, то эта статья придется им весьма кстати. А началось все в далекой Мексике…

День Мертвых

В переводе с испанского калавера означает, как ни странно, «череп». В Мексике он является символом Дня Мертвых, к которому там относятся с большим почетом. День Мертвых появился в результате слияния двух культур – испанской и индейской. Конкистадоры, понаехавшие из Старого Света, пытались всячески искоренить культуру майя и ацтеков и привить им свои традиции.

Калавера. Рисунок Карен Хикерсон

Калавера. Рисунок Карен Хикерсон

Среди навязываемых католических праздников были День Всех Святых и День Поминовения Усопших, приходившиеся на 1 и 2 ноября. Во время празднования среди прочего предполагалось делать пожертвования и подношения к церковным алтарям. По идее это должно было помочь душам умерших сократить сроки невеселого времяпровождения в чистилище и поскорее отправиться в рай.

Однако прожженные язычники индейцы восприняли все на свой лад. До покорения европейцами у них, естественно, были свои ритуалы, связанные со смертью. У них было два праздника, названия которых лучше не пытаться выговорить, – Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Во время первого чествовали умерших детей, а во время второго – взрослых.

Безграничный полет фантазии для художников

Безграничный полет фантазии для художников

Результатом такого смешения стали два праздника, которые до сих пор отмечаются в Мексике, — День Ангелочков (Dia de los Angelitos) и День Мертвых (Dia de los Muertos). Они празднуются 1 и 2 ноября и тоже разделяются по возрастному признаку. Вместо пожертвований в церковь индейцы стали подносить дары самим умершим.

Так как смерть в представлении мексиканских индейцев считалась светлым началом, в День Мертвых принято шуметь и веселиться. У них считается, что в ночь с 1 на 2 ноября души умерших возвращаются погостить у своих близких. Поэтому мексиканцы часто собираются семьями или общинами и проводят время на кладбищах.

Калавера Катрина

Калавера с розами

По традиции в это время устраиваются ярмарки и праздничные шествия, обязательным атрибутом которых является Калавера Катрина – скелет в женской одежде, украшенный цветами и красками. Многие считают, что она стала воплощением богини смерти Миктлансиуатль (я даже не пытаюсь написать это имя, тупо копирую), в честь которой древние индейцы принесли не одну тысячу человеческих жертв.

Другая теория ссылается на мексиканского иллюстратора Хосе Посада, жившего в конце 19-го – начале 20-го столетия. Посада стал основоположником серии карикатур, на которых все слои тогдашнего мексиканского общества изображались в виде скелетов. Основной идеей Посада было то, что не зависимо от твоего положения, роли в обществе и уровня достатка, всех нас ждет один и тот же конец, и перед лицом смерти все мы равны.

Калавера - символ Дня Мертвых

Одной из самых известных его работ является гравюра «Катрина». На ней изображен женский скелет в модной, украшенной цветами шляпке, которую могли себе позволить только представители богатых сословий. Само слово «Катрина» в переводе с испанского означает «франт». Якобы эта гравюра и является прообразом этой Катрины Калавера.

Калавера-Катрина

Калавера Катрина. Цинковая гравюра Хосе Посада

Не знаю, какая теория верна, но вторая мне импонирует больше. Украшая свой облик символикой Калавера, будьте проще, человечнее что ли. Как бы ты не выряжался и не пыжился, каким бы важным себя не чувствовал, это не сделает тебя особенным перед Богом. И в этом я полностью поддерживаю взгляды Хосе нашего Посада.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мексиканский праздник мертвых дата
  • Мексиканский праздник мертвых арт
  • Мексиканский праздник мертвецов
  • Мексиканский праздник духов
  • Мексиканский праздник дня мертвых