Мемориальные праздники это

Мемориальные мероприятия и их сценарно-режиссерские особенности – реферат на тему. Бесплатный доступ к базе с возможностью скачать оригинал реферата. Бесплатный доступ к реферату

Мемориальные мероприятия и их сценарно-режиссерские особенности

Мемориальные мероприятия и их сценарно-режиссерские особенности.doc

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также
промокод
Эмоджи
на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Часть памяти в масштабах человечества называется историей. Историческая память – это передача информации из поколения в поколение о событиях прошлого. Изучая историю, мы перенимаем опыт наших предков, это помогает нам избежать ошибок прошлого. Опираясь на знания и опыт наших предков, мы можем строить более совершенный мир. Настоящее – результат событий прошлого. Именно поэтому стоит трепетно относиться к памяти, беречь и хранить её.
Одна из главных составляющих памяти – это знания. Знания о великих исторических событиях, разных эпохах, о людях, существующих вне времени – это великие писатели, изобретатели, политики, учёные и многие другие творцы, которые своими заслугами изменили наши жизни. Обратимся к известному писателю-публицисту Д.С. Лихачёву, который говорил, о том, как важно беречь и хранить память, что является, по сути, «нравственным долгом» каждого человека перед самими собой и перед потомками.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, в котором на первый план выступает потребность в формировании духовно-нравственных качеств личности, воспитание в ней высоких патриотических чувств, единства духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Именно патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к её историческому прошлому и настоящему, обуславливает, мотивирует поведение и деятельность людей, направленные на благо Отечества. Любовь к родине, утверждал в своё время А.Н. Толстой, – это реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.
Важную роль в формировании духовно-нравственных качеств, воспитании патриотических чувств личности играет богатое историко-культурное наследие России. В связи с этим решить проблему духовно-нравственного возрождения общества можно лишь направив современное подрастающее поколение к познанию богатого историко-культурного опыта, оставленного нашими предшественниками [13].
В стремлении сохранить память люди создают литературные произведения, воздвигают памятники и мемориалы. Одними из самых проникновенных источников исторической памяти являются документальные мемориальные представления [12].
1. Мемориальная культура, мемориальный праздник. Классификация, цели и задачи мемориальных праздников.
Культурная память любого сообщества поддерживается не столько сакрализованными текстами, но и культовыми практиками, которые позволяют актуализировать далекое прошлое в виде определенного ритуала. В этом смысле праздник выполняет, в первую очередь, не рекреационную, а мемориальную функцию, способствуя передаче коллективных знаний последующих поколениям, их кодификации и фиксации. [6]
Мемориальная культура – это совокупность общественных достижений в области увековечения памяти. Мемориальная культура может быть выражена документами, речами, художественными произведениями, церемониями, днями праздников, и траура, наградами и премиями, присвоением имен, наименование населенных пунктов, местами захоронений и другое.
Здесь будет уместно уточнить, что под культурным наследием считаются непреходящие ценности культуры, закрепленные в идеалах, языке, искусстве, традициях, памятниках истории и других, передаваемых из поколения в поколение атрибутах совокупного духовного опыта человечества. [3]. Именно поэтому важность мемориальной культуры трудно переоценить: насколько она будет действенна, тем сильнее будет её влияние на подрастающее поколение, тем сильнее будет историческая память и, как следствие, гражданско-патриотическая позиция. Одним из самых ярких художественный проявлений в мемориальной культуре являются мемориальные мероприятия.
Как известно, Д.М.Генкин, чью классификацию разделяет большинство теоретиков, делит массовые праздники на определенные группы [5], по которым можно соотнести и мемориальные:
Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям (День Победы).
Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности (День шахтера в Кузбассе, День моряка на Сахалине).
Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Если брать в расчет другие классификации, то мемориальные мероприятия можно разделить на общегосударственные, церковные, воинские, трудовые, календарные и семейно-бытовые праздники и обряды. По данной теории один и тот же праздник может соотноситься сразу к нескольким категориям (например, День Защитника Отечества сразу отражает 3 категории: общегосударственный, воинский и календарный).
Общегосударственные:
23 февраля – День Защитника Отечества. В 1922 году эта дата отмечалась как «День красной армии».  С 1946 года — «День советской армии», а с 1949 по 1992 годы — «День Советской армии и Военно-морского флота». В СССР 23 февраля был рабочим днём (за исключением военных). После распада праздник отмечается в России, как День Защитников Отечества — праздник мужчин и женщин, принимавших и принимающих участие в защите Родины. Практически вся наша страна понимает этот праздник, как сугубо мужской праздник. И лишь немногие знают его истоки. Ведь во второй половине 1930-х годов в СССР события февраля 1918 года стали трактоваться как победа, одержанная в эти дни над немцами под Псковом и Нарвой. Согласно архивным данным, 23 февраля 1918 года германская армия находилась в 55 км от Пскова и 170 км от Нарвы. Ряд историков считает, что никаких боёв в этот день ни в германских, ни в советских архивах не зафиксировано. Однако историк В. Ж. Цветков утверждает, что 23 февраля 1918 года были сражения под Псковом, а также в Эстонии на железнодорожной станции  Кейла, где 23 февраля эстонские красногвардейцы вступили в бой с немцами и на сутки приостановили их наступление. В Пскове даже построили монумент и горельеф в честь боев Красной армии, сражавшись под Псковом.
9 мая –Великий день победы. Об этом событии об этом празднике знает каждый человек, а те, кто участвовал в Великой Отечественной войне, наши ветераны, помнят и скорбят по своим близким товарищам. Это событие по всем канонам считается великим мемориальным праздником. Ведь в этот день не только взывают к людям почтить память о павших войнах, но и напомнить о живых участников войны, ветеранов с медалями и орденами, которым мы бесконечно благодарны за великую Победу.
4 ноября – День народного единства. 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. На красной площади в 1818 году был построен скульптурный монумент, выполненный в стиле классицизма, посвященный Минину и Пожарскому, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Также является первым крупным памятником в Москве.
Церковные:
День Николая Чудотворца – ещё на Руси почитание «повсюду чествуемаго» Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев. Святитель Николай является самым почитаемым святым и в современной России.
8 июля – день памяти святых Петра и Февронии. день памяти святых Петра и Февронии, а также Февронии Низибийской в Русской православной церкви. Отмечается 25 июня (8 июля). С 2008 года в России отмечают приуроченный ко Дню Петра и Февронии День семьи, любви и верности.
Трудовые:
День Шахтера — профессиональный праздник шахтёров, история которого началась во времена Советского Союза; после распада СССР по-прежнему отмечается в России, Белоруссии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Украине в последнее воскресенье августа.
День Моряка — Решение о праздновании было принято в 2010 году. Государства-члены Международной морской организации (ИМО), входящие в ООН, подписали на конференции в Маниле резолюцию №19, послужившую основанием учреждения этого профессионального праздника.
В резолюции подчеркивалось, что специальный день для людей всех морских профессий необходим, потому что вклад моряков в дело международной торговли, мировой экономики и в развитие гражданского общества в целом неоценим. Эти слова были адресованы к 1,5 миллионам профессионалов, связавших свою жизнь с водной стихией.
Целью мемориальных праздников является донесение конкретных фактов до зрителя через художественное осмысление.
Задача мемориальных представлений – с помощью художественных выразительных средств (света, звука, пиротехники и др.) воспроизвести историческое событие, имеющее отношение к данному памятному месту. Такой синтез помогает подать мемориальный комплекс эмоционально ярко и исторически правдиво. «Мемориальные представления, которые проводились на памятных местах, обязательно связаны с историческими событиями. В них, собственно, и воспроизводились эти события в художественной форме» [1, с.75].
2. Разновидность мемориала, праздника.
Мемориальный праздник, как и любой другой, не может существовать лишь в единой форме. Он, бывает, включает в себя сразу несколько форм (например, как День Победы может праздноваться и как театрализованное представление, и как литературно-художественная композиция, и как художественно-публицистическая программа). Остановимся на этом подробнее.
Праздник-торжество должен соответствовать требованиям социально-психологической ситуации в прямой зависимости от раскрытия темы и создания необходимой эмоциональной атмосферы. В случае торжественного характера празднования стилистика массового представления приобретает характер ритуальности (сцены парадов, смотров, церемоний чествования или отдания дани памяти и т.д.). Участие зрителей в празднике регламентировано процедурой символических церемоний или традициями ритуала. Передвижение по праздничной территории определено закрепленными маршрутами [18, с. 99].
Литературно-художественные праздники под открытым небом, на широком уличном пространстве. В данном случае местом проведения выступают площадки у памятников, мемориалов, бюстов, домов-музеев и усадеб писателей и поэтов

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. Примерами данного типа праздника могут служить Всероссийский Фетовский праздник поэзии, Всероссийский Тургеневский праздник в Спасском-Лутовиново и др. Мемориальные литературно-художественные праздники отражают устойчивый интерес личности к художественной литературе, выражают общественную и педагогическую оценку, значимость творчества того или иного писателя [14].
Музейные литературно-художественные праздники организуют и проводият непосредственно в закрытых помещения, а именно, в домах-усадьбах писателей, музеях, библиотеках, выставочных залах и др. К таковым можно отнести праздники, посвященные жизни и творчеству И.А.Бунина, Н.С. Лескова, Л.Н.Андреева и др.
В свою очередь, каждый из двух типов литературно-художественного праздника имеет свои собственные формы, которые отличаются друг от друга структурным и тематическим содержанием сценария, особенностями способов их организации и проведения, возможностью использования традиционных, специфических и изобразительных средств. Так, например, мемориальные литературно-художественные праздники могут быть представлены двумя художественными формами: литературным театрализованным представлением и театрализованным поэтическим митингом. В отличие от обычного театрализованного представления литературное представляет собой полноценное художественно-творческое действо, выстроенное из логически выстроенных линий сюжета с использованием синтеза литературных произведений и художественных элементов. Данная форма мемориального литературно-художественного праздника имеет конкретную тему, актуально востребованную современным зрителем, специфические способы организации и постановки [14]
Театрализованный поэтический митинг представляет собой художественную обработку конкретного жизненного явления, мобильную форму литературно-художественного праздника, органически синтезирующую документальный и художественно-публицистический материал. Поэтический митинг, посвященный открытию бюста, памятника или мемориала тому или иному писателю или поэту, может выступить как составной частью литературно-художественного праздника, так и отдельным самостоятельным праздничным явлением. Он включает в себя комплекс разнообразных составных элементов, являющихся самостоятельными единицами сценической информации его сценария. Таковыми могут явиться торжественное шествие к памятнику или бюсту писателя, возложение цветов и венков к мемориалу, литературные и поэтические чтения, выступления реальных героев (писателей-современников, критиков, литературоведов и друзей). [14, с.77].
Следует отметить, что помимо театрализованных мемориальных праздников также существуют и мемориальные выставки, некоторые из которых были выполнены с применением театрализации и документалистики. Например, осенью 1986 г. в Центральном выставочном зале Москвы в рамках международной выставки «Мастера культуры за мир» была выстроена система сценарно-режиссерски организованного действия. По проекту эстонского художника А.Кесккюлы было организовано пространство Манежа, развернута необычная экспозиция из киноэкранов, видеопроекций, с телевизионной стенкой, органично включавшей в себя элементы архитектуры, голографические и электронно-лазерные эффекты.
Возможности общения не только с застывшей на холсте, в бронзе или мраморе экспозицией, но, главное, с интересными людьми, оттачивая при этом свое и формируя общественное мнение, — вот что являлось основой задумки театрализованных действий в «выставочной» ситуации. Данный класс мероприятии несет в себе особую историческую функцию. Такие мероприятия создают в целях познавательности и, как говорят эстетики и культурологи, которые посещают такие мероприятия, люди находят в этом «пищу для ума».
Но также хочется выделить такой тип мемориала, посвященный какой-либо определенной трагедии. В таких мероприятиях полностью отсутствует театрализация и люди собираются в целях возложения цветов, венков. Иногда это называют «Спонтанной мемориализацей».
3. Какие мероприятия мемориальные проводятся, на какую тему, цели и задачи мемориальных торжеств.
Освоить традицию, по мнению О. Георгия, – «это значит приобрести искусство соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, «своим среди своих», познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть» [9, 158].
Именно поэтому суть мемориального праздника еще состоит в том, чтоб не только донести какие-то определенные события, но и приобщить обыкновенных людей к этому событию, сделать их сопричастными. Такими мероприятиями являются:
Акция памяти. Акции как жанр обладают рядом признаков. Началу акции предшествует некий импульс к общему действию. Этот импульс может быть сформулирован и запущен вовне в форме призыва и мотивации, а может быть вирусной природы, когда кто-то один совершил действие, посвященное какой-то цели, распространил информацию об этом действии, и в последствии это действие было подхвачено широкими массами и состоялось неоднократное повторение, последовательно или синхронно.
Разделения на исполнителей и зрителей в акциях зачастую нет. Ведущий или символический персонаж, их ассистенты выступают в роли распорядителей церемонии, демонстрируют образцы и способы участия в символическом акте, (направление движения, условные жесты, повторение текстов, пение, действия с атрибутами-флажками, лентами, цветами). Действия участников церемонии строго регламентированы.
Акция «Бессмертный полк», вошедшая в традицию празднования Дня Победы, выполняет эту функцию. В 70-летие Дня Победы акция объединила 12 миллионов человек в России и за рубежом. Участвуя в акции, человек показывает свою солидарность с идеалами, пропагандируемыми на данном мероприятии. Помимо этого, эта акция послужила толчком, мотивацией для изучения семейного древа – так, многие участники неоднократно признавались, что для участия в акции они «поднимали» семейные архивы, находили фотографии, изучали биографию своих предков.
Акция «Чистый обелиск» -организация благоустройства мест воинских захоронений. Это не просто субботник и уборка территории, это важный воспитательный момент . Издревле уход за могилами предков является одновременно и актом поклонения потомков минувшим поколениям и воздаянием уважения и благодарности, что является основой основ любого человеческого сообщества, и переживанием сопричастности к общей истории семьи, рода, нации, страны.
Акция флешмоба должна быть от начала до конца спонтанной. Флешмоб не может преследовать рекламные или финансовые цели. Флешмоб – это деперсонификация в самом прямом смысле этого слова (в идеальном варианте, участники акции даже не знакомы друг с другом). Всенародные и массовые памятные флешмобы ( в память о погибших в войнах и военных конфликтах, катастрофах, терактах. Проводится в рамках мемориальных событий (таких как митинги, акции памяти) а также на ТВ.
К таким мероприятиям относятся:
— акции » Свеча памяти» (когда в одно и то же время жители всех городов страны зажигают свечу и выключают свет)
— одновременный запуск 1000 бумажных журавликов (Тысяча журавликов-оригами со всего мира каждый день запускаются вокруг памятника японской девочки Садако Сасаки.. По древней японской традиции, тот, кто сложит тысячу журавликов сможет загадать желание, которое обязательно исполнится. Журавлики-оригами символизируют то, что дети, сделавшие их и те, кто приходят к памятнику, чтобы запустить их, желают мира без атомной войны. Традиция ежедневно запускать тысячу журавликов-оригами у памятника связана с историей о том, что болевшая лейкемией Садако умерла, не успев сделать их тысячу.
Шествие. Например, организация патриотических автомотопробегов «Дороги Победы — Рубеж Славы». Само действие подобной церемонии имеет символическое значение и выражает в образной форме ценностное отношение участников к отмечаемому событию, памятным датам, героям прошлого (минута молчания, передача эстафеты,
Вечера памяти. Такие мероприятия могут иметь схожую структуру с клубным вечером, однако по назначению, целям, задачам и стилистике не имеют с ним ничего общего, поскольку задача вечера памяти — напоминать . В данном случае – напоминать о печальных датах в истории нашей страны. Например, памятный вечер посвященный жертвам политических репрессий призван сохранять и фиксировать в умах граждан нашей страны память о миллионах искалеченных судеб. Память о тех временах в истории, когда клеймо «врагов народа» легло на целые семьи и о людях, расстрелянных без суда и без следствия, отправленных в лагеря и ссылки.
— движение «Георгиевская ленточка» – общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года по инициативе «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община». С тех пор акция стала традиционной и проводится ежегодно на средства общественных организаций, предприятий и государственного бюджета с 24 апреля по 12 мая. В 2008 году Георгиевские ленточки распространялись в более чем 30 странах. За 6 лет проведения акции было распространено более 50 миллионов ленточек по всему миру.
Таже мемориальными мероприятиями будут являться зажжение огня, возложение цветов, церемониальные проходы.
Сценарно-режиссерские особенности мемориальных мероприятий.
Основной творческой задачей, стоящей перед режиссером театрализованных представлений у мемориалов и памятников является поиск образного решения постановки, позволяющей достичь максимального эмоционального отклика у зрителей. Символ, метафор, ассоциация – те средства иносказательной выразительности, которые в полной мере должен использовать режиссер при создании представлений у мемориалов. Метафоричность зрелища – вот основная видовая характеристика театрализованных представлений мемориального характера, вот к чему должен стремиться каждый режиссер-постановщик.
В документальных мемориальных представлениях «оживают» каменные страницы истории, не давая, тем самым, уйти в небытие событиям, людям, героям истории. Так, с помощью света и звука, мы слышим голоса исторических зданий, улиц, мемориалов

50% реферата недоступно для прочтения

Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее
время!

УДК 371.893:130.12+314.7

ПРАЗДНИК КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

МИГРАЦИОННОГО СООБЩЕСТВА

Аникин Д.А.

В статье рассматривается понятие праздника как неотъемлемого элемента культурной памяти, проводится различие между социальными и политическими праздниками. Автор указывает, что политическая приватизация праздника проявляется в создании нового календаря памятных событий, способствующих созданию и закреплению коллективной идентичности. Особую роль идентификационная функция праздника приобретает в условиях миграционного сообщества. Мифологизация прошлого приводит к возникновению различных символических дат и практик воспоминания об утраченной Родине. 

Ключевые слова: культурная память, праздник, практика, юбилей, миграционное сообщество. 

HOLIDAY AS ELEMENT OF CULTURAL MEMORY

OF MIGRATION COMMUNITY

Anikin D.A.

Identifying the difference between social and political holidays the article considers the holiday as the integral element of cultural memory. The author specifies that political privatization of a holiday is shown in creation of the new calendar of the memorable events promoting creation and fixing the collective identity. Identification function of a holiday gets a special role in the conditions of migration community. The mythologization of the past leads to emergence of various symbolical dates and the practices of reminiscence of the lost Homeland. 

Keywords: cultural memory, holiday, practice, anniversary, migration community.

Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-20149).

Праздник как культурное явление возможно следует рассматривать сразу в двух плоскостях. Метафизическая плоскость праздника заключается в отсылке к точке сотворения мироздания, поскольку каждый праздник воспроизводит исходный космогонический момент, отсылает к трансцендентной реальности. Но не менее важной является социальная плоскость праздника, поскольку в социальном измерении точка создания мира представляет собой, по сути, момент складывания определенного сообщества – не столько реальный, сколько представляющийся таковым последующим поколениям. В этом смысле праздник является важным атрибутом культурной памяти, поскольку он становится поводом для актуализации социальных связей и поддержания существования самого сообщества. Как считает М. Озуф, «праздники организуют время и образуют костяк повседневной жизни… они служат гарантией благонравия, ибо дозволенные ими излишества – это временная отмена жесткой упорядоченности и строгости, не позволяющая необузданной стихии захлестнуть размеренный ход будней и жизни в целом» [6, c. 11]. В этом смысле праздник гармонизирует общество, не просто выступая способом эмоциональной разгрузки, но и задавая сам ритм социальной жизни, чередование промежутков обыденности и обращения к сакрализованному прошлому. 

Культурная память любого сообщества поддерживается не столько сакрализованными текстами (хотя их роль, как показывает пример Иудеи, может быть очень велика), но и культовыми практиками, которые позволяют актуализировать далекое прошлое в виде определенного ритуала [1, c. 213-217]. В этом смысле праздник выполняет, в первую очередь, не рекреационную, а мемориальную функцию, способствуя передаче коллективных знаний последующих поколениям, их кодификации и фиксации. 

Праздник вряд ли можно назвать «формой культурной памяти», так как подобное словоупотребление противопоставляет «праздничную» память обыденным воспоминаниям, что в корне противоречит самому пониманию культурной памяти. Вместе с тем, можно согласиться с А.С. Макашовой, что «государственный праздник, разделяя многие общие функции праздника, представляет собой особый феномен конституирования гражданской общности, легитимирования нации как источника власти, и в этом плане требует специфического подхода» [5, c. 113]. 

Культурная память призвана очертить принадлежность индивида к определенному сообществу, соотнести его индивидуальные воспоминания с памятью других представителей этого сообщества, поэтому праздник в данном случае является мемориальной практикой, которая позволяет наиболее четко продемонстрировать единство сообщество, противопоставляя его, тем самым, всем остальным. Это отчетливо проявляется в различении семейных и общественных праздников. В первом случае количество и перечень приглашенных определяются семейными связями, в то время как во втором – круг участников торжества может быть расширен за счет самых различных категорий. Разумеется, указанную аналогию нельзя в полной мере перенести на все формы празднований, поскольку само понятие праздника является достаточно широким и может использоваться для описания как кратковременных, так и долговременных социальных ритмов. 

Анализ праздников как мемориальных феноменов вызывает потребность в определенной типологизации, нацеленной на выявление различий между способами и методами конструирования прошлого посредством праздничных практик. Наиболее существенным является различие между праздниками, не имеющими определенной исторической подоплеки, и праздниками, являющимися коммеморациями символически важных для сообщества дат. В качестве примера первых праздников, которые можно назвать социальными, может выступать Новый год или Международный женский день, в случае которых абсолютно неважна точка отсчета, то есть сам момент начала празднования. Для обыденного сознания время зарождения этих праздников не рефлексируется, в этом смысле они являются наиболее верным подтверждением идеи М. Элиаде о метафизическом смысле праздника. 

Другой группой праздников представляются символически значимые даты, которые включаются в календарь именно в силу определенного события, из чего логически следует, что каждый такой праздник имеет точный момент основания, в качестве которого может выступать либо само событие, либо хронологическая точка возникновения коммеморативной практики. Характерно, что это различие, существенное для коммуникативной памяти, «съедается» при переходе к культурной памяти, которая подразумевает не только письменную кодификацию сакрализованного знания о прошлом (Я. Ассман), но и окончательное закрепление коммеморативных практик в памяти сообщества, их восприятие в качестве безличных ритуалов. Подобный процесс можно увидеть на примере Дня Победы, когда для большинства современных школьников возникновение этого праздника представляется связанным с датой окончания Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года, хотя на самом деле введение этого дня в перечень праздничных дат состоялось только 20 лет спустя [2, c. 124-125]. 

Такие праздники, которые можно назвать политическими, не связаны с естественными механизмами социальной ритмики, свойственными еще традиционному обществу, а возникают лишь в момент кардинальной трансформации социального пространства, когда возникновение национальных сообществ вызвало к жизни потребность в эффективных механизмах подчеркивания их коллективной идентичности.

Мемориальная функция праздника достаточно рано была осознана властными институтами, что в момент трансформации династической империи в национальное государство привело к созданию развернутой системы государственных праздников, призванных закрепить новую форму социальных связей – между народом и сувереном. По сути, это означало постепенную секуляризацию существующей системы религиозных праздников, которые могли подвергаться различным трансформациям: инкорпорироваться в новую систему политических праздников, либо становиться основой для поддержания локальных (например, семейных или местных) идентичностей. 

Символический потенциал праздников, выражающий их способность кристаллизовать и проявлять представления определенного сообщества о своих внешних границах или, наоборот, о внутренних расколах, был в полной мере осознан французскими революционерами. М. Озуф отмечает: «Празднику надлежало сделать невиданные доселе социальные узы несомненными, вечными, нерушимыми. Здесь все должно было вызывать в душе каждого живой отклик: и предметы, выносимые для созерцания и поклонения, и воплощенный в зрительные образы рассказ о революционной истории, и вид шествий, творящих из толпы одиночек организованное сообщество, и публичность частной присяги, и торжественность присяги общей» [6, c. 18]. Стоит обратить внимание, что новый праздник, который должен был закрепить у потомков представление о революции как точке отсчета новой эры, включал в себя не только стандартизированный набор образов, но и обязательно учитывал воплощение этих образов в ритуализированных массовых мероприятиях. Праздник должен быть массовым, но не хаотичным, поэтому создаются и закрепляются формы организации массового поведения – в виде символических шествий (парадов), церемоний и обязательного участия представителей политической элиты, которым в этих церемониях отводится определенное место. 

Разрыв между событием и установлением коммеморативной практики в данном случае был минимальным – на протяжении всего нескольких лет, как указывается исследователями, был сформирован новый символический канон, который не просто перечеркивал предшествующую систему праздничных дат, а сознательно ей противопоставлялся. Даже несмотря на последующую реставрацию монархического строя во Франции, революционные преобразования праздников дали пример эффективности символической политики, направленной на закрепление в культурной памяти точек отсчета для новой коллективной идентичности. Именно поэтому становление советского строя сопровождалось созданием целой системы новых символических дат, наиболее существенным элементом которой стала дата свершения Октябрьской революции, а материальной формой ее воплощения – парад на Красной площади, впоследствии совмещенный с разветвленным церемониалом возложения венков, праздничных концертов и прочих политико-культурных мероприятий.

Сложившиеся коммеморативные практики обладают определенной пластичностью, которая позволяет включать в символический ряд новые даты или переосмыслить уже имеющиеся, придавая им новое значение в изменившихся политических или экономических условиях, что можно отчетливо увидеть на примере миграционного сообщества. 

В условиях эмиграции праздник приобретает дополнительный символический смысл, поскольку становится для сообщества одним из основных механизмов воспроизводства и поддержания собственной идентичности. Поскольку внешние условия (пребывание в иноязычной среде, постепенная экономическая дифференциация) становятся угрозой для сохранения идентичности, то возрастает культурная обособленность, одним из проявлений которой становится стремление к кодификации и стандартизации праздников, созданию канона, соблюдение которого становится залогом сохранения и национальной самобытности. Само противостояние внешней среде заставляет мигрантов наделять соблюдение праздников сакральным смыслом, стремиться к исполнению даже тех обрядов, которые в естественных условиях могли опускать или игнорироваться. При этом особенно существенным представляется в миграционных сообществах различие между политическими и социальными праздниками, что связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, исчезает государственная система, которая поддерживала существование политических праздников, а во-вторых, сохранение данных праздников в инокультурной среде становится потенциально рискованным, поскольку может быть – косвенно или прямо – направлено против других коллективных сообществ, с которыми осуществляется непосредственная коммуникация. 

Наиболее показательным примером указанных тенденций является русская эмиграция «первой волны», для которой, что существенно, отъезд из России был вынужденной необходимостью, но, одновременно, и мировоззренческим выбором, что способствовало появлению новых коммеморативных практик. Эти практики должны были выполнять двойственную функцию – не только скреплять сообщество за счет повторения определенных праздничных ритуалов, но и символизировать отсылку к «траченному раю», в качестве которого воспринималась быт дореволюционной России. При этом происходит переосмысление целого ряда исторических фигур, что проявилось в юбилейной политике русского зарубежья. Как отмечает, М.В. Ковалев, «В эмигрантской среде появились десятки научных и публицистических работ с попытками вновь осмыслить феномен декабристов. В глазах либералов они были образцом самопожертвования во имя народного блага и борцами с произволом власти. Однако монархические круги эмиграции, естественно, иначе восприняли столетие событий на Сенатской площади. Они расценивали подавление декабрьского выступления как победу здравого абсолютизма и закона над революционным безумием. Не удивительно, что во многих православных храмах в декабре 1925 года служили молебны в честь Николая I» [3, c. 270]. 

Показательно, что из юбилейной практики мигрантов практически полностью уходят военные коммеморации, но сохраняется внимание к историческим деятелям и значимы событиям внутриполитической истории России. Но сами эти события становятся основанием для внутренних разногласий, поскольку конструируемый образ «идеальной России» превращается в набор совершенно различных исторических и культурных идентичностей. 

В качестве заключения следует отметить, что праздник представляет собой отчетливо выраженную коммеморативную практику, направленную на конституирование и сохранение определенного сообщества. В этом смысле он является универсальным культурным феноменом, проявляющимся на всех уровнях социальной системы – от локальных семейных застолий до общенародных торжеств, приуроченных к вступлению в должность очередного политика, либо к празднованию символически значимой в государственном масштабе даты. Мемориальная природа праздника делает его важным элементом политики памяти, заставляя политическую элиту разрабатывать определенную стратегию не только подбора праздничных дат, но и выбора конкретных социальных практик празднования. Но функциональный успех возникновения и сохранения того или иного праздника напрямую связан с его вписанностью в механизмы коллективной идентификации. Поэтому огромное символическое значение праздник может приобретать в условиях травматизации культурной памяти. 

При этом следует отметить, что раскол единой идентичности запускает процессы легитимации новых локальных идентичностей, заставляет каждое вновь образовавшееся сообщество не просто сплотить собственные ряды, а вырабатывать совокупность исторических мифологем, устанавливающих преемственность и обосновывающих неслучайность границ вновь возникшего сообщества. Этот процесс приводит к сакрализации набора праздников, которые воспринимаются отныне как неотъемлемый элемент сохранения коллективной идентичности, что оказывается особенно актуальным в том случае, если существует угроза ее утраты. Характерным примером именно такой ситуации является возникновение миграционных сообществ, что можно наблюдать на примере русской эмиграции «первой волны». Экономически и психологически тяжелые условия существования «на новой Родине» способствовали мифологизации (особенно в сознании тех мигрантов, которые покинули Россию детьми) того символического миропорядка, который выражался в совокупности праздничных практик. 

Вместе с тем, изучение роли праздников в поддержании и трансформации культурной памяти имеет не только сугубо исторический аспект, поскольку современная эпоха, как считает П. Коллер, становится эпохой массовых миграций, что, однако, не приводит к становлению постнациональной идентичности [4, c. 19-20]. Миграционные потоки приводят лишь к тому, что представители различных сообществ перемешиваются друг с другом, сохраняя и даже гипертрофированно воспроизводя коммеморативные практики, свойственные их изначальному месту пребывания. В такой ситуации анализ исторических праздников в условиях функционирования миграционных сообществ становится способом выявления культурных противоречий и нахождения механизмов установления межкультурного взаимодействия. 

Список литературы:

1. Ассман Я. Культурная память Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2. Головашина О.В., Линченко А.А., Аникин Д.А. Память о Великой Отечественной войне: День Победы в историческом сознании россиян // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 123-133.

3. Ковалев М.В. Исторические праздники русской эмиграции как способ сохранения коллективной культурной памяти // Кризисы переломных эпох в исторической памяти. 2012. С. 268-287.

4. Коллиер П. Исход: как миграция меняет наш мир. М.: Издательство Института Гайдара, 2016. 384 с.

5. Макашова А.С. Государственные праздники в истории культуры России и концепция «изобретения традиции» Э. Хобсбаума // Общество, среда, развитие. 2013. № 4. С. 112-119.

6. Озуф М. Революционный праздник. 1789-1799. М.: Языки славянской культуры, 2003. 416 с. 

Сведения об авторе:

Аникин Даниил Александрович – кандидат философских наук, доцент Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Липецк, Россия).

Data about the author:

Anikin Daniil Alexandrovich – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Lipetsk Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk, Russia).

E-mail: dandee@list.ru.

Без знания славных и трагических страниц
истории своей страны не может быть сегодня
патриотического воспитания, основы которого
закладываются в начальной школе.
Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» направлена на
дальнейшее формирование патриотического
сознания российских граждан, как важнейшей
ценности, одной из основ духовно-нравственного
единства общества.
Чувство патриотизма присуще всем народам. Именно
патриотизм является тем фундаментом, который во
все времена объединял все слои российского
общества.

Патриотизм – это:

  • любовь к Родине, готовность служить её
    интересам, своему народу, выполнять гражданский
    долг и конституционные обязанности по защите
    своей страны;
  • естественная привязанность к родным местам,
    языку, национальным традициям;
  • уважение к своим предкам, проживающим на данной
    территории, любовь и терпимость к землякам,
    желание помогать им;
  • конкретные, каждодневные дела обустройства,
    взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков.

Задачи патриотического воспитания:

  • развитие личности (патриота России) способной
    успешно выполнять гражданские обязанности в
    мирное и военное время;
  • расширение знаний о родном крае, воспитание
    гордости за его героическое прошлое,
    историческое и культурное наследие;
  • изучение национальной культуры, народного
    искусства;
  • привитие учащимся глубокого уважения и
    почтения к символам РФ и др.
  • формирование гордости и чувства сопричастности
    к деяниям предков и современников.

Патриотическое воспитание всегда было одним из
важнейших направлений в работе педагога
начальных классов.

Для формирования чувства патриотизма у
учащихся использую разнообразные формы работы,
стараюсь создавать такие ситуации, в которых бы
учащиеся переживали чувства любви, гордости за
свою Родину, восхищались её славной историей,
мужество! и храбростью патриотов: классные часы:
«Военная судьба родного края». Использую
материал из книг краеведа-исследователя М.И.
Карагодина, в прошлом преподавателя Валуйского
педучилища, краеведа Сухорукова. А так же
посещение памятных мест в районе и области,
встречи с ветеранами войны и знаменитыми людьми,
участие в конкурсах чтецов и патриотической
песни, различные виды трудовой деятельности
(операция «Озеленение» – посадили вместе с
родителями ёлочки и берёзки у памятника, весной
высаживаем цветы), участие в кружке «Умелые
руки», краеведческая работа, приняли участие в
акции «Помоги памятникам Отечества».

Вместе с детьми создавали «Книгу памяти» о не
вернувшихся с войны защитниках и села Старый
Хутор. В 2004г. обратились к односельчанину
Михареву Алексею Петровичу, генеральному
директору ООО «Траст-Альянс» с просьбой
увековечить память погибших солдат. Средства
выделил депутат областной Думы, генеральный
директор ООО «Белрегионгаз», председатель
попечительского совета фонда «Память» Юрий
Николаевич Клепиков. Эскиз выполнен отделом
архитектуры г. Валуйки (глава г. Валуйки и
Валуйский район Посохов Иван Михайлович).

И 7 мая 2005 г. в Старом Хуторе состоялся праздник,
посвящённый открытию Мемориального комплекса в
память о невернувшихся с войны. В празднике
принимали участие учащиеся 2-9-х классов, учителя,
представители района и области, гости из
соседней Украины.

Настоящим патриотом можно считать человека,
постоянно укрепляющего своё физическое и
нравственное здоровье, хорошо воспитанного,
образованного, работающего во благо своего
Отечества, участвующего в общественных
мероприятиях или в деятельности организаций
патриотической направленности.

Цели и задачи:

  • формирование нравственного отношения к
    историческому героическому прошлому России,
    чувства гражданской ответственности за
    настоящее и будущее страны и народа;
  • развитие чувства уважения к старшему поколению,
    способность сопереживать чувствам людей;
  • развитие познавательного интереса у учащихся,
    воспитание патриотизма, как глубокого чувства
    любви к Родине, к памяти односельчан-защитников
    Отечества, готовности служить ей, укреплять и
    защищать её. Воспитывать любовь к родному краю,
    уважение к его истории, традициям, жителям.

Действующие лица:

  • ведущие – учителя школы, руководитель ООО
    «Память» И.И.Гуртовой,
  • учащиеся 2-9 классов Старохуторской основной
    школы,
  • духовой оркестр.

Гости:

  • Глава местного самоуправления города Валуйки и
    Валуйского района Посохов Иван Михайлович;
  • руководитель ООО «Память» И.И.Гуртовой;
  • военный комиссар горрайвоенкомата Соловов
    Юрий Юрьевич
    ;
  • гене­ральный директор ОАО «Оскольские
    просторы» Чувилкин Василий Егорович;
  • руководитель сельхозпредприятия с. Рубленое
    Велико-Бурлукского района Харьковской области. Катасонов
    Владимир Александрович.

Оборудование: венки, живые цветы,
воздушные шары с прикрепленными бумажными
голубями, духовой оркестр. Музыкальное
оформление: фонограммы песен:

  • «Поклонимся великим тем годам» муз. А.
    Пахмутова, сл. М.Львова,
  • «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл.В.Харитонова,
  • «Сегодня салют» муз. Протасова,
    сл.В.Степанова,
  • «Прощание славянки» муз. В.Агапкина, сл.
    В.Лазарева,
  • «Майский вальс» муз. И.Лученок, сл. М.Ясень,
  • «Летите, голуби » муз. И.Дунаевского, сл.
    М.Матусовского,
  • «Синий платочек» муз. А..Новикова, сл. Л.Ошанина,
  • «Венский вальс»
  • «Ты же выжил, солдат!»

Место проведения – площадка
перед памятником, погибшим в центре села.

План проведения праздника
открытия мемориала погибшим воинам в годы
Великой Отечественной войны, в с. Старый Хутор 7
мая 2005 г.

9.00 – звучит музыка военных лет;
9.30 – 9.45 – встреча гостей, участников мероприятия
у здания школы;
9.15 – 9.45 – концерт духового оркестра;
9.45 – 9.55 – построение учащихся, участников
мероприятия, ветеранов;
10.00 – 12.00 – праздник, посвященный открытию
мемориального комплекса погибшим воинам в годы
ВОВ;
12.00 – 12.15 – панихида погибшим воинам в годы ВОВ,
освящение мемориала;
12.30 – завершение праздника.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка военных лет. На площадке
возле памятника и стелы выстраиваются учащиеся
школы, жители села, гости.
Почётный
президиум проходит на верхнюю площадку к
микрофонам.
Ведущий 1 объявляет митинг открытым,
представляет гостей. Вступительное слово
руководителя ООО «Память» И.И.Гуртового.
Звучит гимн России. На фоне музыки песни
«Поклонимся великим тем годам».

Ведущий 2:

Война в запас ушла бессрочный.
Но как не вспомнишь тут о ней,
Когда взорвутся майской ночью
Салюты праздничных огней.

Вам – ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою!
Вам – труженики тыла,
Чьим трудом ковалась победа!

Вам – дети войны, лишённые детства
И своим детским трудом приблизившие победу,
Посвящаем этот праздник!

Ведущий 3:

Тем, кто навеки безымянным
Канул в фашистском плену!
Тем, кто ради правого дела
Сердце был отдать готов.

Тем, кто под машины ложился
Вместо понтонных мостов,
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,
Посвящаем этот праздник!

Ведущий 1 предоставляет слово для
выступления Главе местного самоуправления
города Валуйки и Валуйского района Посохову
Ивану Михайловичу.

Ведущий 2: В последние годы мы
расстались со многими праздниками. Но этот –
День Великой Победы остаётся с нами навсегда.
Потому что нельзя вычеркнуть из памяти народной
1418 дней самой страшной в истории человечества
войны.

1418 дней мы были в долгом пути.
Среди сожжённых лесов и забытых полей
Стояли лицом к врагу.
1418 дней бомбёжек, крови, огня,
Неисчислимых людских смертей,
Жизней тех, кто стоял стеной –
Забыть никогда не смогу!

Ведущий 3:

От бескрайней равнины Сибирской
До Полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский
Наш великий народ!
Рассчитывал враг на раздор, на безверье,
На силу машины и слабость людей.
Но встала стеной на фашистского зверя
Вся Русь, вся страна – от дедов до детей!

Ведущий1предоставляет слово для
выступления военному комиссару
горрайвоенкомата Соловову Юрию Юрьевичу.

Ведущий 2: 27 миллионов погибших на две
с половиной тысячи километров от Москвы до
Берлина. Это значит 19000 убитых ежедневно. Каждый
шестой житель нашей страны погиб во время войны.

Частичкой России средь разных земель
Могилы погибших её сыновей.
Поклон им по-русски, и к сердцу ладонь,
Горит на могилах их вечный огонь.
Пусть каждый из нас эту память хранит
«Ничто не забыто! Никто не забыт!»

Ведущий 3: Свои трагические
страницы военного лихолетья есть и у Старого
Хутора. Из нашего села на защиту Родины ушло 187
человек, 101 из них не вернулся.

У каждого из них была семья,
Своя забота.
Своя привычная работа
И мир привычного тепла…
Вечная слава и вечная память!
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Они за Отчизну свою.

Ведущий1 предлагает открыть стелу с
фамилиями погибших старохуторян. Звучит песня
«ЖУРАВЛИ» Френкеля, поёт Посохов Миша ученик 3
класса. Право перерезать символическую ленту
предоставляется: учащейся 9
классаСтарохуторской школыМихаревой Яне.

Ведущий 2:

И здесь на ветру молодом и смелом,
От которого кружится голова.
Чья-то рука начертала мелом
Безжалостно правильные слова
«Братья! Вы, наши труды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено.
Что-то, вы долго нам памятник ставите,
Или забыли давно?
И нервно, косо, как в бреду
Слова легли в косую твердь
И я вдруг понял все:
беду, отчаянье, муку, вечность, смерть.
И закричал себе тогда.
И вам, и тем в глубины лет:
«Убиты! – Да!
Зарыты! – Да!
Забыты! – Нет!»

Ведущий3: Шрамы войны остались в
каждом городе, в каждом селе, в каждом доме.
Созданы мемориальные комплексы, места боёв
отмечены обелисками,
памятники с красными звёздами хранят имена
погибших героев. Их нет, но они вечно будут жить в
нас, и их мысли и чувства должны обрести голос.

Ведущий 2: Пусть каждый из нас
почувствует на себе строгие глаза павших,
чистоту их сердец, ощутит ответственность перед
памятью этих людей. И пусть этот вопрос всегда
будет волновать живых: достойны ли мы памяти
павших?

Ведущий1 предлагает почтить память
погибших минутой молчания.

Ведущий 2: В сердцах моих
современников время не стёрло память о воинском
подвиге наших отцов и дедов. Не погасла
благодарность за спасение Отечества. Каждый из
нас, ныне живущих, просто обязан воздать должное
людям, до конца исполнившим долг воинской чести и
доблести, отдавших жизнь за Отечество.

Ведущий 3: Они всё время вместе: те, кто
пал на полях сражений и те, кто вернулись. У них
одна Победа! Только на живых лежит ещё огромная
ответственность: донести правду о войне детям и
внукам, чтобы новые поколения не забыли прошлого,
не утратили память истории.

Я не напрасно беспокоюсь
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как силы нам нужна!

Ведущий 1: Слово для выступления
предоставляется гене­ральному директору ОАО
«Оскольские просторы» Чувилкину Василию
Егоровичу.

Ведущий 1: Слово для выступления
предоставляется руководителю
сельхозпредприятия с. Рубленое
Велико-Бурлукского района Харьковской области. Катасонову
Владимиру Александровичу.

Ведущий 2:

Роща, лог, кошары, мойки, Северский Донец.
Обветшалые засеки – и Руси конец.
Дальше тоже наш, родимый Украинный край…

Ведущий 3:

На просторах России и Украины стоят обелиски.
На просторах России и Украины стоит тишина.
Кто войну пережил, потерял своих близких –
Не забудет вовек, что такое война!

Воины Советской Армии вместе с народами
Украины, Чехословакии, Белоруссии мужественно
сражались на фронтах Великой Отечественной.

Ведущий 1: Священна память о
тех днях и годах, о поколении фронтовиков. Она
общая для наших братских народов: русского и
украинского.
Наш земляк – генерал Армии Н.Ф. Ватутин,
командующий 1-м Украинским фронтом похоронен в г.
Киеве, на высоком берегу Днепра. В одном из
красивейших уголков города установлен памятник.
На постаменте высечены слова: «Генералу Ватутину
от украинского народа». Именем полководца назван
город в Черниговской области на Украине.

Ведущий 2: Посохов Григорий
Степанович, уроженец села Дубровки, сражался на
Украине под Харьковом вместе с чехом Отокаром
Ярошем. Оба посмертно удостоены высшей награды
СССР – звание Героя Советского Союза. Отокар
Ярош был первым иностранцем, получившим такую
высокую награду. Оба похоронены в братской
могиле с. Соколове Харьковской области. Тысячи
школьников со всех концов Украины, России,
Чехословакии посещают это священное место.

Ведущий 3: В братской могиле с. Старый
Хутор среди воинов, погибших за наш край
похоронен житель Украины – ст. лейтенант
Григоров Сергей Яковлевич.
Украинский народ верен своей исторической
памяти. Никакие границы, кордоны не помешают
дружбе братских народов, скреплённой кровью в
общей борьбе с фашизмом.

Необъятная и единая
Родная наша сторона
Это просторы Украины
И российские наши поля.

Ведущий 2: От имени всех жителей села
Старый Хутор я хочу выразить искреннюю
благодарность всем тем, кто помог нам
увековечить память о не вернувшихся с полей
сражений. Мы благодарны Вам, Юрий Николаевич
Клепиков, Иван Михайлович Посохов, Алексей
Петрович Михарев, Иван Иванович Гуртовой, а также
бригаде строителей во главе с Александром
Петровичем Михаревым. Этот обелиск – скорбь
народа по погибшим, вечная признательность
солдатам земли Русской, память истории.

Ведущий 3:

Если помнят ещё о погибших,
Если помнят ещё об убитых,
Память – чище огня.
Память – чище гранита!

Ведущий 1:Слова для выступления
предоставляются жительнице села Старый Хутор
Посоховой Лидии Ивановне, участнику войны, в
настоящее время, проживающему на Украине
Посохову Алексею Петровичу.

Ведущий 2: И сегодня пожелание здравия,
благополучия говорим самым дорогим гостям
нашего праздника. Сердечно поздравляем Вас,
солдат России, тружеников тыла, ваших друзей,
родных с 60-й годовщиной Великой Победы!

Пусть будет солнцем день украшен!
Пусть будет неба высота!
Пусть побеждает в сердце нашем
Свобода. Мир, и красота!

Ведущий 3:

За то, что Вы геройски воевали.
За то, что шли сквозь тысячу смертей.
За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей,
Низкий Вам поклон!

Выступают дети. В руках они держат воздушные
шары, с прикрепленными бумажными голубями

1. Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем Вас с великим днём
С днём нашей Славы!
С Днем Победы!

2. Пронизан звоном соловьиным,
В цветущих вишнях майский сад.
И так к лицу твои седины,
Твое величество, солдат!

3. Звенящий бронзой старый китель,
Тревожит в памяти набат.
Смотрите – это победитель,
Твоё величество, солдат!

4. Вам всем, кто вынес ту войну,
В тылу иль на полях сражений.
Принёс победную весну,
Поклон и память поколений!

5. Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Дорогие ветераны!
Носите ордена!
Они Вам за Победу, за раны честные даны.
Носите ордена!

6. Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой Вы домой пришли
Солдаты мая! Слава Вам навеки
От всей Земли!

7. Благодарим солдаты Вас
За жизнь! За детство! За весну!
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!

8. Вы в битве Родину спасли.
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей Земли!
За всё спасибо, Вам, солдаты!

9. Как вы вступали в города
Навстречу Вам бежали дети,
Вам, благодарны навсегда
Мы все, живущие на свете!
От всей души спасибо Вам,
Спасибо Вам, солдаты!

10. Спасибо Вам, что нам не довелось,
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось
Тревоги, голод, холод и разлуки.

11. Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек!

12. Да, позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам, мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек!

Дети отпускают в небо воздушные шары.

Ведущий 2: 60 лет прошло с того рокового
дня. Но до сих пор это день памяти и скорби. И
напоминают нам о нём убелённые сединами люди с
молодой искоркой в глазах. Мы видим их каждый
день. Ничего примечательного в них нет. И только
когда они надевают свои боевые награды, мы
обнаруживаем, что рядом с нами – герои. Герои не
только потому, что защищали свободу и
независимость своей Родины. Герои ещё и потому,
что прошли через весь ад и дожили до сегодняшнего
дня, не растеряв доброты, веры и надежды. Им есть
чем гордиться. Так как они не просто ветераны, а
ветераны-победители.

Ведущий 3: Вот только солдат той
Великой Победы с каждым годом остаётся всё
меньше и меньше. Тем дороже для нас присутствие
почётных гостей – ветеранов Великой
Отечественной:

  • Михарева Николая Кирилловича,
  • Михарева Николая Сидоровича,
  • Посохова Владимира Денисовича,
  • Посохова Петра Дмитриевича

Не молоды ветераны второй мировой.
Но пока жива наша память –
Победа остаётся молодой!

Ведущий 2: Мы гордимся, что в юбилей
Великой Победы в нашем селе есть ещё такие люди.
Это счастье, что мы ещё имеем возможность лично
услышать хриплый от волнения голос седого
ветерана, рассказывающего нам о войне, увидеть
собственными глазами живых героев. Давайте же не
только в праздники, но и в будни не забывать о
ветеранах Великой Отечественной. Миллионы
жизней, отданных за нашу свободу, заслуживают
простой человеческой благодарности, а немногие
оставшиеся в живых – повседневной заботы,
внимания, уважения.

Дети! Внуки! Люди!
Солнце будет, небо будет!
Двадцать первый век настал.
Я прошу вас, дети! Внуки!
Протяните к дедам руки.
Окружите их заботой.
Сделайте для жизни что-то
На год, два её продлите.
Помогите, сберегите.
А потом, с поклоном низким,
Возвратитесь к обелискам!

Ведущий 3:

Прошла война, но боль взывает к людям
Давайте люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память, верную о ней,
Хранят и дети нынешних детей
И наших внуков внуки.
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Ведущий 2:

Давайте люди мирно жить
И доброй истине служить.
Простой и вечной, человечной,
Чтоб песню общую сложить.

И надо нам понять сполна
Мы – люди, мы – одна семья!
И нам дана на всех одна
Звезда по имени Земля!

Ведущий 1:

В этот праздничный день
Горе с радостью дружит
Боль утрат, словно тень
До сих пор ещё кружит.

Море ярких цветов
Тем, что умерли стоя,
Под родительский кров
Не вернулись из боя.

Ведущий 2:

Шестидесятый раз
Мы День Победы встречаем.
Тех, что вышли в запас
Постепенно теряем.

Значит тех, кто живёт
Поспешите поздравить.
Время мчится вперёд.
А назад – только память.

Ведущий 3:

Позвольте всех поздравить с Днем Победы!
Большого счастья в жизни пожелать!
Пусть никогда не возвратятся беды,
Не зря солдат стояла насмерть рать.
Отчизна славит нынче ветеранов
С Великим праздником, товарищи, друзья!

Ведущий 2:

С праздником, дорогие ветераны!
С праздником, односельчане!
С праздником, дорогие гости!
Чистого и светлого неба,
Мира и добра всем!

Ведущий 1 объявляет митинг закрытым,
звучит фонограмма песни «День Победы. Участники
возлагают венки и цветы к памятнику погибших
воинов и стеле с фамилиями земляков, погибших на
фронтах Великой Отечественной войны. Ведущий
объявляет о проведении освящения стелы и
панихиды.

Библиографический список:

  1. Журналы «Начальная школа»;
  2. Газеты «Валуйская звезда» и «Еще не вечер»;
  3. «Валуйки – Форпост Отечества» М.Сухоруков, г.
    Белгород, 1999 г.;
  4. «Ратная доблесть Белгородцев», г. Белгород, 1995 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мемориальные праздники примеры
  • Мунгун праздник чувашского народа
  • Мемориал такта ачу тантанасы сценарий
  • Мульти пульти организация праздников
  • Мемлекеттік р?міздер туралы сценарий