Методы экспертных оценок метод сценариев

Работа по теме: Прогнозирование и принятия управленческих решений упп. Глава: Метод сценариев. ВУЗ: МГУТУ.

Метод сценариев

При
разработке управленческих решений
широкое распространение нашел метод
сценариев, также дающий возможность
оценить наиболее вероятный ход развития
событий и возможные последствия
принимаемых решений. Этот метод можно
рассматривать как комбинацию методов
экспертных оценок (индивидуальных или
групповых) с методами имитационного
моделирования.

В
основе этого метода лежат разрабатываемые
специалистами сценарии развития
анализируемой ситуации. Это позволяет
с тем или иным уровнем достоверности
определить возможные тенденции развития,
взаимосвязи между действующими факторами,
сформировать картину возможных состояний,
к которым может прийти ситуация под
влиянием тех или иных воздействий.

Профессионально
разработанные сценарии позволяют более
полно и отчетливо определить перспективы
развития ситуации, как при наличии
различных управляющих воздействий, так
и при их отсутствии.

С
другой стороны, сценарии ожидаемого
развития ситуации позволяют своевременно
осознать опасности, которыми чреваты
неудачные управленческие воздействия
или неблагоприятное развитие событий.

Высказывается
мнение, что необходимость в предвидении
наиболее вероятного развития ситуации
впервые возникла с возникновением
промышленного производства, поскольку
при сезонно повторяющемся сельскохозяйственном
производстве в этом не было никакой
необходимости.

Полностью
согласиться с такой точкой зрения
трудно, поскольку испокон веков
человечество воевало, время от времени
вело грандиозное строительство. И без
представления возможного развития
ситуации такие, целенаправленные
действия вряд ли были бы возможны.

В
то же время прототипы метода сценариев
нередко мы находим в разные времена в
разных странах.

Так
Кутузов собравший военный совет в Филях,
и прослушавший различные варианты
возможных действий, оценивал различные
сценарии развития войны с французами,
предлагавшиеся военноначальниками.

Он
сопоставлял их сильные и слабые стороны
и пришел к тяжелому, но, пожалуй,
единственно верному решению оставить
Москву, обрекая ее на пожары и разрушения.

Однако
последующее развитие событий подтвердило
его правоту. Предпочтенный им сценарий
развития событий полностью себя оправдал.

Государственный
деятель, занимающий ответственный пост,
и бизнесмен, принимающий важное для
судьбы проекта решение, финансист,
анализирующий фондовый рынок, хирург
накануне сложной нетрадиционной
операции, конструктор, закладывающий
основы принципиально нового объекта
при принятии важных решений, как правило,
пытаются предугадать возможный сценарий
развития событий с тем, чтобы принять
решение, обеспечивающее успех.

Считается,
что первым сценарии для прогнозирования
развития сложных систем использовал
Герман Кан. Первые из разработанных
сценариев носили преимущественно
описательный характер.

Впоследствии
метод сценариев был в значительной
степени развит за счет использования
более точных качественно-количественных
моделей.

Метод
сценариев предполагает создание
технологий разработки сценариев,
обеспечивающих более высокую вероятность
выработки эффективного решения в тех
ситуациях, когда это возможно, и более
высокую вероятность сведения ожидаемых
потерь к минимуму в тех ситуациях, когда
потери неизбежны.

В
настоящее время известны различные
реализации метода сценариев такие, как:

  • получение
    согласованного мнения,

  • повторяющаяся
    процедура независимых сценариев,

  • использование
    матриц взаимодействия и др.

Метод
получения согласованного мнения

является, по существу, одной из реализаций
метода Дельфи3,
ориентированной на получение коллективного
мнения различных групп экспертов
относительно крупных событий в той или
иной области в заданный период будущего.

К
недостаткам этого метода можно отнести
недостаточное внимание, уделяемое
взаимозависимости и взаимодействию
различных факторов, влияющих на развитие
событий, динамике развития ситуации.

Метод
повторяющегося объединения независимых
сценариев

состоит в составлении независимых
сценариев по каждому из аспектов,
оказывающих существенное влияние на
развитие ситуации, и повторяющемся
итеративном процессе согласования
сценариев развития различных аспектов
ситуации.

Достоинством
этого метода является более углубленный
анализ взаимодействия различных аспектов
развития ситуации.

К
его недостаткам можно отнести недостаточную
разработанность и методическую
обеспеченность процедур согласования
сценариев.

Метод
матриц взаимовлияний
,
разработанный Гордоном и Хелмером,
предполагает определение на основании
экспертных оценок потенциального
взаимовлияния событий рассматриваемой
совокупности.

Оценки,
связывающие все возможные комбинации
событий по их силе, распределению во
времени и т.д., позволяют уточнить
первоначальные оценки вероятностей
событий и их комбинаций. К недостаткам
метода можно отнести трудоемкость
получения большого количества оценок
и корректной их обработки.

Для
примера приведём одну из методологий
составления сценариев, которая
предполагает предварительное определение
пространства параметров, характеризующих
систему.

Состояние
системы в момент времени t
является точкой S(t)
в этом пространстве параметров.
Определение возможных тенденций развития
ситуации позволяет определить вероятное
направление эволюции положения системы
в пространстве выявленных параметров
S(t)
в различные моменты времени в будущем
S(t+l),
S(t+2)
и т.д.

Если
управляющие воздействия отсутствуют,
то предполагается, что система будет
эволюционировать в наиболее вероятном
направлении.

Управляющие
воздействия эквивалентны воздействию
сил, способных изменить направление
траектории S(t).

Естественно,
что управляющие воздействия должны
рассматриваться как с учетом ограничений
накладываемых как внешними, так и
внутренними факторами.

Технология
разработки сценариев предполагает
рассмотрение положения системы в
дискретные моменты времени t,
t+1, t+2,

… .

При
этом предполагается, что точка,
соответствующая системе S(t)
в пространстве параметров расположенным
в конусе, расширяющемся при удалении
от исходного момента времени t.

В
некоторый момент времени t+T
ожидается, что система будет расположена
в сечении конуса, соответствующем
моменту времени
t+T
.

Все
точки этого сечения могут считаться
вероятным расположением системы в
пространстве параметров. Естественно,
что наиболее вероятным считается
положение системы на центральной оси
конуса.

Управляющие
воздействия приводят к смещению положения
системы в пространстве параметров. В
этом случае также целесообразно
рассматривать лишь дискретные точки,
наибольшее внимание, уделяя при этом
наиболее вероятным точкам. При таком
анализе необходимо предвидеть возможность
возникновения дополнительных внутренних
напряжений между элементами системы,
поскольку они также могут изменять
положение системы в пространстве
параметров.

Для
оценки напряжений могут быть использованы
соответствующие индикаторы, в частности,
экономического или социального характера,
а также пороговые значения индикаторов,
при превышении которых положение системы
может значительно измениться.

Управляющие
воздействия в ряде случаев могут быть
направлены на предотвращение превышения
пороговых значений индикаторов, если
нашей целью является сохранение
стабильности.

В
некоторых случаях можно целенаправленно
стремиться к превышению пороговых
значений индикаторов, если это
соответствует поставленным перед
системой задачам.

Одним
из наиболее важных результатов
использования этой разновидности метода
сценариев, как впрочем, и других его
разновидностей, является лучшее понимание
анализируемой ситуации и основных
закономерностей и особенностей ее
развития.

Заслуживает
внимания разновидность метода сценариев,
предложенная Абтом, Фостером и Ри.

Авторы
подчеркивают, что их метод разработки
сценариев относится скорее к анализу
возможного, а не вероятного будущего.

Действительно,
полученное в процессе разработки
прогноза более глубокое понимание
ситуации предполагает в качестве
следующего шага выработку системы
воздействий, которая может изменить
рассмотренные сценарии развития
ситуации. И вероятное будущее может
оказаться скорректированным.

Разработанный
авторами метод предусматривает отбор
только тех переменных, которые имеют
непосредственное отношение к развитию
анализируемой системы, будь то система
контроля за окружающей средой или
система управления технологическим
процессом в действующем производстве
и т.д.

Далее
предполагается разработка достаточно
детальных сценариев для выявления
опасностей, угрожающих системе, и
необходимого противодействия им.
Предусматривается отбор среди множества
возможных сценариев наиболее пригодных
для последующего анализа, а также
процедуры использования компьютеров
для разработки неискаженных сценарных
прогнозов.

Рассмотрим
перечисленные процедуры более детально.
Прежде, чем приступить к разработке
сценария, предполагается провести
анализ ситуации с определением основных
действующих сил, основных взаимоотношений
между основными действующими в ней
факторами, необходимую детализацию и
структуризацию ситуации.

Отбор
переменных в этом методе предполагает
использование экспертов.

Анализируются,
с возможным использованием контент-анализа,
прогнозы экспертов развития ситуации
и выделяются переменные, являющиеся
частью логических рассуждений экспертов,
и их взаимосвязи.

Основной
задачей при этом является получение
набора существенных переменных,
достаточно полно определяющих развитие
анализируемой ситуации.

Следующим
этапом является определение для каждой
переменной соответствующей шкалы, в
которой она могла бы быть измерена.

Поскольку
в реальных ситуациях, наряду с
количественными переменными, используются
и качественные, предполагается разработка
для каждой переменной вербально числовой
шкалы, содержащей как численные значения
градаций, так и их содержательное
описание.

Содержательное
описание позволяет расширить состав
переменных, включая в него переменные,
действительно отражающие характер
анализируемой ситуации, хотя и не имеющие
количественной природы.

Количественные
значения переменных позволяют более
надежно определять возможные опасности.

Если
переменные непрерывны, то целесообразно
выделение характерных их значений, для
использования при анализе ситуации.

В
некоторых случаях информация о переменных
может представляться в виде некоторого
тезауруса, в котором отражается основная
информация как количественная, так и
описательная, позволяющая достаточно
полно представить переменную.

Неоправданное
увеличение числа переменных затрудняет
возможность анализа ситуации, в то же
время излишнее их обобщение (агрегирование)
также затрудняет проведение анализа.

Основная
задача сценария — дать ключ к пониманию
проблемы. При анализе конкретной ситуации
переменные ее характеризующие принимают
соответствующие значения — те или иные
градации вербально числовых шкал каждой
из переменных.

Определяются
все значения парных взаимодействий
между переменными, которые оказывают
взаимное влияние при развитии данной
ситуации.

Такое
взаимодействие между переменными, как
правило, представляется в матричном
виде.

После
разработки и представления сценария с
помощью переменных и оценки их
взаимодействия и внутренней согласованности
возможен, с использованием вербально
— числовых шкал, переход к представлению
сценария в виде содержательного описания.

Такая
форма нередко оказывается более удобной
при подготовке отчета о проделанной
работе. Иногда целесообразно включение
в состав сценария предыстории развития
анализируемой ситуации.

Отличительной
особенностью излагаемого метода является
многовариантность, т.е. рассмотрение
нескольких альтернативных вариантов
возможного развития ситуации с учетом
базисных сценариев.

Группируя
сценарии в классы можно определить
рациональную стратегию воздействия на
ситуацию.

Как
правило, данные о нескольких возможных
сценариях развития ситуации более
информативны, чем один единственный
сценарий и способствуют принятию более
эффективных решений.

Особенность
этого метода состоит также в том, что,
возможно, оценивать значения взаимодействия
переменных лишь на границах области
допустимых значений, а не по всей области,
как это предполагается в методе,
использующем матрицы взаимовлияний.

Использование
специальных программ для компьютеров,
а так же датчиков случайных чисел с
последующим отсечением невозможных
ситуаций для генерирования альтернативных
вариантов сценариев расширяет горизонт
анализа возможных в будущем ситуаций.

Разработанный
широкий спектр возможных альтернативных
вариантов развития ситуации позволяет
более полно определить критические
ситуации для принятия решений, а также
определить возможные последствия
предлагаемы; альтернативных вариантов
решений с целью их сопоставления и
выбора наиболее эффективного.

Профессионально
разработанный и периодически
актуализируемый прогноз — неотъемлемая
составляющая процесса выработки и
принятия важных управленческих решений.

Выводы

Основным
методом, использующимся в нормативном
прогнозировании, является метод
горизонтальных матриц решений. Обычно
используются двумерные и трехмерные
матрицы. Кроме метода горизонтальных
матриц решений используются методы
построения деревьев целей.

Метод
сценариев можно рассматривать как
комбинацию методов экспертных оценок
с методами имитационного моделирования.
В основе метода лежат разрабатываемые
специалистами сценарии развития
анализируемой ситуации. Существуют
различные реализации метода сценариев:

  • получение
    согласованного мнения,

  • повторяющаяся
    процедура независимых сценариев,

  • использование
    матриц взаимодействия.

Использование
специальных компьютерных программ, а
также датчиков случайных чисел для
создания моделей объекта прогнозирования
дает возможность разработки альтернативных
вариантов сценариев. Альтернативные
варианты развития позволяют определить
критические ситуации для принятия
решений.

Понятие и сущность метода сценариев

Практика работы ситуационных центров в настоящее время не обходится без использования метода сценариев, который позволяет произвести оценку наиболее вероятного хода развития событий, а также наиболее вероятные последствия принимаемых решений. 

На основе разработанных специалистами сценариев развития анализируемых ситуаций становится возможным на определенном уровне достоверности определять возможные варианты и тенденции развития, а также взаимосвязь между действующими факторами, формировать картины событий, к которым ситуация может прийти под воздействием определенного рода воздействий. 

Благодаря профессионально разработанным сценариям происходит обеспечение более полного и отчетливого определения перспектив развития ситуации как в случае наличия управляющего воздействия, так и в ситуации их отсутствия. 

При этом, благодаря сценариям ожидаемого развития ситуаций становится возможным создание условий для своевременного обнаружения опасностей, которые могут приводить к неблагоприятным путям развития событий, либо к неудачному управленческому воздействию. 

Благодаря сопоставлению и оценки вероятных сценариев развития ситуации, которая вызвана различными фоновыми и управляющими воздействиями и факторами, которые не зависят от деятельности руководителя возникает ситуация принятия зачастую единственно верного решения. 

Замечание 1

Принято считать, что сценарии для прогнозирования процессов развития разных сложных систем впервые были использованы Германом Каном. Первые разработанные им сценарии имели преимущественно описательный характер. Позднее, метод сценариев получил развитие преимущественно благодаря применению более точных количественных и качественных моделей. 

Метод сценариев представляет собой систему, в которой предполагается создание технологий разработки сценариев, которые позволят обеспечивать более высокий уровень вероятности выработки эффективных решений в тех ситуациях, когда это возможно, а также более высокую вероятность снижения к минимуму вероятных потерь в тех случаях, когда потери являются неизбежными. 

Варианты реализации метода сценариев в организации 

В настоящее время принято выделять большое количество различных стратегий реализации метода сценариев, среди которых: 

  1. Метод получения согласованного мнения. 
  2. Метод повторяющейся процедуры независимых сценариев. 
  3. Метод использования матриц взаимодействия. 

Приведем более подробную их характеристику.

Метод получения согласованного мнения – это в сущности одна из разновидностей метода Делфи, которая ориентирована на получение коллективной позиции разных экспертных групп касательно различных важных событий в различных областях в конкретный временной промежуток будущего. 

В качестве недостатка данного метода следует выделить отсутствие должного внимания процессам взаимодействия и взаимосвязи различных факторов, которые влияют на динамику развития ситуации, и на развитие событий. 

Метод повторяющейся процедуры независимых сценариев заключается в формировании независимых сценариев для каждого аспекта, которые оказывают существенное воздействие на различные ситуации. Также, данный метод использует повторяющиеся итеративные процессы согласования сценариев развития разных вариантов ситуаций. 

Замечание 2

Достоинством данного метода является усугубленный анализ взаимодействия различных моментов развития ситуации. В качестве недостатков метода выделяется недостаточная разработанность и методическая обеспеченность процедур согласования сценариев. 

Метод матриц взаимовлияния, который был разработан Хелмером и Гордоном нацелен на определение с учетом экспертной оценки потенциального взаимодействия событий данной совокупности. 

Оценки, которые связывают все возможные варианты развития событий в их силе, времени, распределении и прочем способствуют уточнению первоначальной оценки вероятностей событий, а также их комбинаций. 
Недостатком метода является сложность в получении больших объемов оценки, а также отсутствие корректной обработки этих оценок. 

Особенности методологии составления сценариев

Процессы составления сценариев предполагают предварительное определение системы параметров, которые описывают систему. 

Состояние системы в определенный момент времени «t» выступает в качестве точки 5 в данной системе параметров. На основании определения возможных тенденций развития ситуации становится возможным высчитать вероятные направления эволюции положения системы в пространстве этих параметров 5 в разные промежутки времени в будущем S(t+ 1), S(t + 2) и прочее. 

Замечание 3

В случае отсутствия управляющего воздействия предполагается, что эволюция системы будет происходит в самом вероятном ключе. 

Управляющее воздействие является эквивалентным воздействию сил, которые способны изменять направления траектории S(t). 

Управляющие воздействия должны быть рассмотрены совместно с ограничениями, которые накладываются и внешними, и внутренними факторами. Данная технология выработки сценария предполагает исследование положения системы в различные дискретные отрезки времени t,t+ 1, t + 2.

Вместе с тем, предполагается, что точка, которая соответствует системе 5 в координатах параметров располагается в конусе, который расширяется в ситуации удаления от исходных моментов времени I. 

В определенных моментах времени t + Т  можно ожидать, что систему будут располагать в сечении конуса, который соответствует моменту времени t + Т.

Каждая точка этого сечения может трактоваться в качестве вероятного расположения системы в пространстве параметров. Естественно, что наиболее вероятным будет считаться положение системы на центральных осях конуса. 

Замечание 4

За счет управляющих воздействий происходит смещение положения системы в пространстве параметров. В этом случае целесообразным также будет рассмотрение только дискретных точек, при уделении особого внимания вероятным точкам. В ситуации такого анализа важно уметь предвидеть возможности возникновения дополнительного внутреннего напряжения между элементами системы, так как они также могут изменять положение системы в пространстве параметров. 

Для произведение оценки напряжений можно использовать соответствующие социальные, либо экономические индикаторы, совместно с пороговыми значениями индикаторов, в ситуации превышения которых положение системы может быть существенным образом изменено. 

Замечание 5

В некоторый случаях, управляющее воздействие может быть направлено на предотвращение превышения пороговых значений индикаторов, в случае, если целью является сохранение стабильности. 

В некоторых ситуациях можно специально стремиться к результату, превосходящему пороговые значения индикаторов, что целесообразно в тех случаях, когда это не противоречит поставленным перед системой задачам. 

В качестве одного из наиболее значимых результатов применения данной разновидности метода сценариев, также, как и иных его разновидностей, выступает более детальное понимание аспектов анализируемых ситуаций, а также особенностей ее развития и ее основных закономерностей. Внимание заслуживает и иная модель метода сценариев. Исследователями заявляется, что их метод выработки сценариев относится преимущественно к анализу возможного будущего, а не вероятного будущего. 

Правда, более детальное понимание ситуации, которое получается благодаря процессу тщательной работы, следующим шагом определяет формирование системы воздействий, которая сможет изменять рассмотренные сценарии развития ситуации. При этом вероятное будущее может подлежать корректировке. 

В этом методе предусматривается отбор только тех переменных, которые имеют непосредственное отношение к развитию анализируемых систем, вне зависимости, относится ли эта система к контролю за окружающей средой, либо она относится к управлению технологическими процессами в действующем производстве, или прочим вещам. 

В дальнейшем авторы предлагают разрабатывать достаточно детальные сценарии для обнаружения опасностей, которые угрожают системе, совместно с выработкой системы противодействия им. 

Предусматривается среди большого числа сценариев отбор наиболее пригодных из них для всей совокупности с целью последующего анализа, совместно с процедурой использования компьютерных технологий для выработки сценарных прогнозов, которые не являются искаженными. Проведем более детальный анализ перечисленных процедур.

Замечание 6

Перед тем, как начинать разработку сценария, важно проводить анализ ситуации с определением конкретных базовых действующих единиц и отношений между факторами, являющимися важнейшими в ней. Кроме того, также важно выполнить структуризацию и детализацию ситуации. В этом методе отбор реализуют эксперты. 

Анализу подвергаются прогнозы развития ситуации с возможным применением контент-анализа, также происходит выделение переменных, которые представляют собой область логических рассуждений экспертов и их взаимосвязь. Ключевой задачей является получение набора существенных переменных, которые достаточно полно могут характеризовать развитие анализируемых ситуаций. 

Следующим этапом будет являться определение соответствующей шкалы для каждой переменной, в рамках которой она могла бы быть изменена. Так как в реальных условиях, вместе с количественными переменными могут быть использованы и качественные, важно разработать для каждой переменной вербально-числовую шкалу, в которой могут содержаться как численные значения градаций, так и их содержательное описание. 

Благодаря содержательному описанию становится возможным расширение состава переменных с помощью включения в него переменных, которые действительно могут отражать особенности анализируемых ситуаций, несмотря на то, что они и не обладают никакой качественной природой. Благодаря количественным значениям переменных становится возможным более надежная оценка опасностей. 

В случае, если переменные являются непрерывными, то целесообразным будет выделить их характерные значения с целью дальнейшего использования при анализе ситуаций. В некоторых ситуациях, сведения о переменных могут предоставляться в форме определенного тезауруса, который отразил бы основную количественную и качественную информацию, которая позволит достаточно полно представить переменные. 

Замечание 7

Благодаря неоправданному увеличению числа переменных происходит затруднение анализа ситуаций. Вместе с тем, их избыточное агрегирование (обобщение) также может сильно затруднить анализ. 

Основной задачей сценария является выработка ключа к пониманию проблемы. В ситуации анализа конкретных ситуаций переменные, которые ее характеризуют, получают соответствующие значения в виде определенных градаций вербально-числовой шкалы каждой из переменных.

Определению подлежат все значения парного взаимодействия между переменными, которые могут оказать взаимное влияние в ситуации развития данной ситуации. Такой тип взаимодействия между переменными, чаще всего представляется в виде матрицы. 

После выработки и представления сценария с помощью переменных, а также оценки их внутренней согласованности и взаимодействия возможно использование, при включении вербально-числовых шкал, перс-хода к презентации сценария в форме содержательного описания. Данная форма чаще всего оказывается самой удобной при подготовке отчета о проделанных работах. 

В некоторых случаях целесообразным является включение предыстории развития анализируемых ситуаций в состав сценария. Отличительной особенностью данного метода является многовариативность – то есть изучение нескольких альтернативных вариантов вероятного развития ситуации при учете базисного сценария. 

Замечание 8

На основании группирования сценариев в классы становится возможным определение рациональной стратегии воздействия на ситуации. 

Чаще всего, сведения о нескольких вероятных сценариях развития ситуации являются более информативными, чем единственный сценарий, кроме того, они позволяют принимать более эффективные решения. 

Еще одной особенностью этого метода является то, что он позволяет оценивать значения взаимодействия переменных только в рамках границ области допустимых значений, а не во всей области, как это предполагает метод, использующий матрицу влияния. 

Замечание 9

Использование специализированных программ для ЭВМ и для датчиков случайных чисел с последующими отсечениями невозможных ситуаций для проработки альтернативных вариантов сценариев позволяет расширить горизонты анализа вероятных ситуаций в будущем. 

На основе разработанного широкого спектра возможных альтернативных вариантов развития ситуации становится возможным более полное определение критических ситуаций для принятия решений, совместно с определением возможных последствий предлагаемых альтернативных вариантов решения с целью их сопоставления и выбора среди них наиболее эффективного. 

Методы экспертных оценок

Реферат: «Методы экспертных оценок»

Введение

Экспертные технологии — неотъемлемая составная часть процесса подготовки и принятия важных управленческих решений.

Профессионально принятое решение основано на адекватном представлении управленческой ситуации, понимании структуры и комплексного (системного) характера ее составляющих, учете основных факторов и тенденций, влияющих на ее развитие, определении путей эффективного достижения поставленных целей.

Управленческие ситуации могут возникать простые и сложные, а решения, как в простых, так и в сложных случаях хотелось бы принимать эффективные, приводящие к достижению поставленных целей.

Следует отметить, что для нашего времени характерна возросшая технологическая сложность процесса управления. С одной стороны, это объясняется возросшей сложностью объектов управления, с другой стороны, необходимостью учитывать объективные тенденции развития управленческой ситуации, а также ожидаемые решения лиц, способных оказать влияние на ее развитие. Необходимо принимать во внимание резко возросший в последние годы уровень конкурентной борьбы за рынки сбыта, а также уровень интеллектуальной составляющей, как в сфере производства, так и в сфере управления. Новые возможности открываются с появлением компьютерных технологий поддержки процесса принятия управленческих решений.

Все это предъявляет дополнительные требования к интеллектуальной составляющей процесса управления. А, значит, делает более востребованными профессиональные знания и опыт специалистов — экспертов, как непосредственно обеспечивающих деятельность объекта управления, так и призванных обеспечить эффективное управление им.

Владение современными технологиями управления требует наличия у лица, принимающего решения (ЛПР), необходимых опыта, знаний, умения, навыков, иными словами, профессионализма в области управленческой деятельности. Отсутствие такого профессионализма нередко приводит к дорогостоящим ошибкам и потерям.

Простые ситуации, в которых ЛПР обладает достаточным опытом принятия решения и достаточной информацией, в реальной практике управления, как правило, не вызывают затруднений.

Однако более сложные управленческие ситуации, развитие которых важно для ЛПР, требуют дополнительного внимания. ЛПР может не обладать всей совокупностью необходимой информации. Причем это скорее типичный случай, чем исключение в сложных управленческих ситуациях. Принятие же важного решения при отсутствии необходимой информации и четкого понимания тенденций развития ситуации содержит значительный элемент риска.

Снижение риска принятия ошибочного решения может быть в значительной степени достигнуто за счет использования экспертных технологий. Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно- техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления. В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того, чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.

Целью является изучение метода экспертных оценок — одного из важнейших этапов принятия грамотных управленческих решений.

Задачами:

.Изучение основных стадий экспертного опроса.

.Рассмотрение порядка подбора экспертов.

.Изучение областей применения метода экспертных оценок.

.Рассмотрение особенностей технологий экспертного оценивания.

1. Понятие. Виды. Основные стадии экспертного опроса

Методы экспертных оценок — это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений лицом, принимающим решения (ЛПР). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки — это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач — диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или при угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению — симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация — в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода — военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: «Давать или не давать французам сражение под Москвой?»

Другой простейший пример экспертных оценок — оценка номеров в КВН. Каждый из членов жюри поднимают фанерку со своей оценкой, а технический работник вычисляет среднюю арифметическую оценку, которая и объявляется как коллективное мнение жюри (ниже мы увидим, что такой подход некорректен с точки зрения теории измерений).

В фигурном катании процедура усложняется — перед усреднением отбрасываются самая большая и самая маленькая оценки. Это делается для того, чтобы не было соблазна завысить оценку одной спортсменке (например, соотечественнице) или занизить другой. Такие резко выделяющиеся из общего ряда оценки будут сразу отброшены.

Экспертные оценки часто используются при выборе — одного варианта технических устройств из нескольких, группы космонавтов из многих претендентов, набора проектов научно-исследовательских работ для финансирования из массы заявок, получателей экологических кредитов из многих желающих, выбор инвестиционных проектов для реализации среди представленных, и т.д.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для ЛПР, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других — число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома» (о нем — ниже). Не меньше существует и методов обработки ответов экспертов, в том числе весьма насыщенных математикой и компьютеризированных.

Один из наиболее известных методов экспертных оценок — это метод «Дельфи». Название дано по ассоциации с Дельфийским храмом, куда согласно древнему обычаю было принято обращаться для получения поддержки при принятии решений. Он был расположен у выхода ядовитых вулканических газов. Жрицы храма, надышавшись отравы, начинали пророчествовать, произнося непонятные слова. Специальные «переводчики» — жрецы храма толковали эти слова и отмечали на вопросы пришедших со своими проблемами паломников.

В США в 1960-х годах методом Дельфи назвали экспертную процедуру прогнозирования научно-технического развития. В первом туре эксперты называли вероятные даты тех или иных будущих свершений. Во втором туре каждый эксперт знакомился с прогнозами всех остальных. Если его прогноз сильно отличался от прогнозов основной массы, его просили пояснить свою позицию, и часто он изменял свои оценки, приближаясь к средним значениям. Эти средние значения и выдавались заказчику как групповое мнение. Надо сказать, что реальные результаты исследования оказались довольно скромными — хотя дата высадки американцев на Луну была предсказана с точностью до месяца, все остальные прогнозы провалились — холодного термоядерного синтеза и средства от рака в ХХ в. человечество не дождалось. Однако сама методика оказалась популярной — за последующие годы она использовалась не менее 40 тыс. раз. Средняя стоимость экспертного исследования по методу Дельфи — 5 тыс. долларов США, но в ряде случаев приходилось расходовать и более крупные суммы — до 130 тыс. долларов.

Несколько в стороне от основного русла экспертных оценок лежит метод сценариев, применяемый прежде всего для экспертного прогнозирования. Рассмотрим основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов. Экологическое или социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось. При разработке методологического, программного и информационного обеспечения анализа риска химико-технологических проектов необходимо составить детальный каталог сценариев аварий, связанных с утечками токсических химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения. Таким образом, метод сценариев — это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо. Возможность подобной декомпозиции не очевидна. При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:

построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;

прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы.

Каждый из этих этапов лишь частично формализуем. Существенная часть рассуждений проводится на качественном уровне, как это принято в общественно-экономических и гуманитарных науках. Одна из причин заключается в том, что стремление к излишней формализации и математизации приводит к искусственному внесению определенности там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого математического аппарата. Так, рассуждения на словесном уровне считаются доказательными в большинстве ситуаций, в то время как попытка уточнить смысл используемых слов с помощью, например, теории нечетких множеств приводит к весьма громоздким математическим моделям. Набор сценариев должен быть обозрим. Приходится исключать различные маловероятные события. Само по себе создание набора сценариев — предмет экспертного исследования. Кроме того, эксперты могут оценить вероятности реализации того или иного сценария. Прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы также осуществляется в соответствии с описанной выше методологией прогнозирования. При стабильных условиях могут быть применены статистические методы прогнозирования временных рядов. Однако этому предшествует анализ с помощью экспертов, причем зачастую прогнозирование на словесном уровне является достаточным (для получения интересующих исследователя и ЛПР выводов) и не требующим количественного уточнения.

Как известно, при принятии решений на основе анализа ситуации, в том числе результатов прогнозных исследований, можно исходить из различных критериев. Так, можно ориентироваться на то, что ситуация сложится наихудшим, или наилучшим, или средним (в каком-либо смысле) образом. Можно попытаться наметить мероприятия, обеспечивающие минимально допустимые полезные результаты при любом варианте развития ситуации, и т.д.

Еще один вариант экспертного оценивания — мозговой штурм. Организуется он как собрание экспертов, на выступления которых наложено одно, но очень существенное ограничение — нельзя критиковать предложения других. Можно их развивать, можно высказывать свои идеи, но нельзя критиковать! В ходе заседания эксперты, «заражаясь» друг от друга, высказывают все более экстравагантные соображения. Часа через два записанное на магнитофон или видеокамеру заседание заканчивается, и начинается второй этап мозгового штурма — анализ высказанных идей. Обычно из 100 идей 30 заслуживают дальнейшей проработки, из 5-6 дают возможность сформулировать прикладные проекта, а 2-3 оказываются в итоге приносящими полезный эффект — прибыль, повышение экологической безопасности и т.п. При этом интерпретация идей — творческий процесс. Например, при обсуждении возможностей защиты кораблей от торпедной атаки была высказана идея: «Выстроить матросов вдоль борта и дуть на торпеду, чтобы изменить ее курс». После проработки эта идея привела к созданию устройств, создающих волны, сбивающиеся торпеду с курса.

Как показывает опыт проведения экспертных исследований, с точки зрения менеджера — организатора такого исследования целесообразно выделять следующие стадии проведения экспертного опроса.

) Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка Лицом, Принимающим Решения (ЛПР) его цели. Таким образом, инициатива должна исходить от руководства, что в дальнейшем обеспечит успешное решение организационных и финансовых проблем.

) Подбор и назначение ЛПР основного состава Рабочей группы, сокращенно РГ (обычно — научного руководителя и секретаря). При этом научный руководитель отвечает за организацию и проведение экспертного исследования в целом, а также за анализ собранных материалов и формулировку заключения экспертной комиссии. Он участвует в формировании коллектива экспертов и выдаче задания каждому (вместе с ЛПР или его представителем). Дело секретаря — ведение документации, решение организационных задач.

) Разработка РГ (точнее, ее основным составом, прежде всего научным руководителем и секретарем) и утверждение у ЛПР технического задания на проведение экспертного опроса. На этой стадия решение о проведении экспертного опроса приобретает четкость во времени, финансовом, кадровом, материальном и организационном обеспечении. В частности, в РГ выделяются различные группы специалистов — аналитическая, эконометрическая (специалисты по методам анализа данных), компьютерная, по работе с экспертами (например, интервьюеров), организационная. Очень важно для успеха, чтобы все эти направления работ были утверждены ЛПР.

) Разработка аналитической группой РГ подробного сценария (т.е. регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок). Сценарий включает в себя прежде всего конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (например, тексты (слова), условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы). Так, довольно часто экспертов просят высказаться в свободной форме, ответив при этом на некоторые количество заранее сформулированных вопросов. Кроме того, их просят заполнить формальную карту, в каждом пункте выбрав одну из нескольких градаций. Сценарий должен содержать и конкретные методы анализа собранной информации. Например, вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов, применение иных методов статистики объектов нечисловой природы и других разделов современной эконометрики. Эта работа ложится на эконометрическую и компьютерную группу РГ. Традиционная ошибка — сначала собрать информацию, а потом думать, что с ней делать.

) Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью. На этой стадии РГ составляет список возможных экспертов.

) Формирование экспертной комиссии. На этой стадии РГ проводит переговоры с экспертами, получает их согласие на работу в экспертной комиссии, возможно, часть намеченных РГ экспертов отказывается по тем или иным причинам. ЛПР утверждает состав экспертной комиссии, возможно, вычеркнув или добавив часть экспертов к предложениям РГ. Проводится заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты.

) Проведение сбора экспертной информации. Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров — одной из групп, входящих в РГ.

) Компьютерный анализ экспертной информации с помощью включенных в сценарий методов. Ему обычно предшествует введение информации в компьютеры.

) При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров — повторение двух предыдущих этапов.

) Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР.

) Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение ЛПР заключительного документа ЭК, подготовка и утверждение научного и финансового отчетов РГ о проведении исследования, оплата труда экспертов и сотрудников РГ, официальное прекращение деятельности (роспуск) ЭК и РГ.

2. Подбор экспертов

Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных в теории и практике экспертных исследований. Очевидно, в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения. Но как выделить, найти, подобрать таких людей? Надо прямо сказать, что нет методов подбора экспертов, наверняка обеспечивающих успех экспертизы.

В проблеме подбора экспертов можно выделить две составляющие — составление списка возможных экспертов и выбор из них экспертной комиссии в соответствии с компетентностью кандидатов. Составление списка возможных экспертов облегчается тогда, когда рассматриваемый вид экспертизы проводится многократно. В таких ситуациях обычно ведется реестр возможных экспертов, например, в области государственной экологической экспертизы или судейства фигурного катания, из которого можно выбирать по различным критериям или с помощью датчика псевдослучайных чисел.

Как быть, если экспертиза проводится впервые, устоявшиеся списки возможных экспертов отсутствуют? Однако и в этом случае у каждого конкретного специалиста есть некоторое представление о том, что требуется от эксперта в подобной ситуации. Для формирования списка есть полезный метод «снежного кома», при котором от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Очевидно, некоторые из этих фамилий встречались ранее в деятельности РГ, а некоторые — новые. Каждого вновь появившегося опрашивают по той же схеме. Процесс расширения списка останавливается, когда новые фамилии практически перестают встречаться. В результате получается достаточно обширный список возможных экспертов. Метод «снежного кома» имеет и недостатки. Число туров до остановки процесса наращивания кома нельзя заранее предсказать. Кроме того, ясно, что если на первом этапе все эксперты были из одного «клана», придерживались в чем-то близких взглядов или занимались сходной деятельностью, то и метод «снежного кома» даст, скорее всего, прежде всего лиц из этого «клана». Мнения и аргументы других «кланов» будут упущены.

Вопрос об оценке компетентности экспертов не менее сложен. Успешность участия в предыдущих экспертизах — хороший критерий для деятельности дегустатора, врача, судьи в спортивных соревнованиях, т.е. таких экспертов, которые участвуют в длинных сериях однотипных экспертиз. Однако, увы, наиболее интересны и важны уникальные экспертизы больших проектов, не имеющих аналогов. Использование формальных показателей экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций…), очевидно, в современных условиях может носить лишь вспомогательный характер, хотя подобные показатели проще всего применять.

Часто предлагают использовать методы самооценки и взаимооценки компетентности экспертов. Обсудим их, начав с метода самооценки, при котором эксперт сам дает информацию о том, в каких областях он компетентен, а в каких — нет. С одной стороны, кто лучше может знать возможности эксперта, чем он сам? С другой стороны, при самооценке компетентности скорее оценивается степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность. Тем более, что само понятие «компетентность» строго не определено. Можно его уточнять, выделяя составляющие, но при этом усложняется предварительная часть деятельности экспертной комиссии. Достаточно часто эксперт преувеличивает свою реальную компетентность. Например, большинство людей считают, что они хорошо разбираются в политике, экономике, проблемах образования и воспитания, семьи и медицины. На самом деле экспертов (и даже знающих людей) в этих областях весьма мало. Бывают уклонения и в другую сторону, излишне критичное отношение к своим возможностям.

При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль малая осведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, много лет (не менее 3-4) работающих совместно, в одной комнате, над одной темой. Именно про такие пары можно сказать, что они «вместе пуд соли съели». Однако привлечение таких пар специалистов не очень-то целесообразно, поскольку их взгляды из-за схожести жизненного пути слишком похожи друг на друга.

Если процедура экспертного опроса предполагает непосредственное общение экспертов, необходимо учитывать еще ряд обстоятельств. Большое значение имеют их личностные (социально-психологические) качества. Так, один-единственный «говорун» может парализовать деятельность всей комиссии на совместном заседании. К срыву могут привести и неприязненные отношения членов комиссии, и сильно различающийся научный и должностной статус членов комиссии. В подобных случаях важно соблюдение регламента работы, разработанного РГ.

Необходимо подчеркнуть, что подбор экспертов в конечном счете — функция Рабочей группы, и никакие методики подбора не снимают с нее ответственности. Другими словами, именно на Рабочей группе лежит ответственность за компетентность экспертов, за их принципиальную способность решить поставленную задачу. Важным является требование к ЛПР об утверждении списка экспертов. При этом ЛПР может как добавить в комиссию отдельных экспертов, так и вычеркнуть некоторых из них — по собственным соображениям, с которыми членам РГ и ЭК знакомиться нет необходимости.

3. Область применения метода экспертных оценок

В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.

Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:

) эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;

) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.

Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.

Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей».

Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

) составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

) определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;

) определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

) альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

) альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и с группой экспертов. Остальные виды экспертизы предполагают коллективное участие экспертов, в работе. Независимо от индивидуального или группового участия экспертов в работе целесообразно получать информацию от множества экспертов.

Это позволяет получить на основе обработки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о зависимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в высказываниях экспертов.

. Особенности технологии экспертного оценивания финансовых рынков

Одной из отличительных особенностей российского финансового рынка является динамичность его развития и разнообразие факторов, оказывающих реальное воздействие на быстро, а подчас и резко, изменяющуюся ситуацию. Тем более необходимым представляется точно и своевременно определять основные механизмы, изменяющие ситуацию, и на основании их понимания предвидеть основные тенденции ее вероятного изменения.

Сказанное выше во многом объясняет и затруднения, испытываемые при использовании лишь традиционных статистических методов для проведения надежного анализа ситуации, складывающейся на финансовом рынке.

Дополнительные возможности открываются при изучении и анализе финансового рынка с использованием технологий экспертного оценивания. Следует, тем не менее, отметить, что непосредственное применение лишь одного из наиболее распространенных методов экспертной оценки, скажем, Делфи, ПАТТЕРН, мозговой атаки и т.д., при анализе столь сложного объекта не всегда приводит к успеху.

Как правило, к успеху приводит комплексная технология экспертного оценивания, сочетающая различные методы экспертной оценки и позволяющая объяснить и предвидеть динамику развития ситуации.

Необходимость использования сочетания различных методов экспертного оценивания и составляет Проблему 1, возникающую при организации и проведении экспертиз финансовой информации. В успешной ее реализации полезной может оказаться специально формируемая аналитическая группа, профессионально владеющая технологией экспертного оценивания.

Проблема 2. Формирование группы экспертов

При формировании группы экспертов (экспертной комиссии) нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда имеются профессионалы-финансисты, прекрасно представляющие практику анализируемой сферы деятельности, но не обладающие достаточной практикой, а иногда и готовностью, к деятельности эксперта. Поэтому одной из основных задач специалистов, организующих и проводящих экспертизу, является умение сделать привлекательным для экспертов участие в работе экспертной комиссии.

При регулярном проведении экспертиз целесообразно формирование банка данных об экспертах, приглашаемых для участия в работе экспертных комиссий. Данные о каждом эксперте запрашиваются в виде специально разработанных анкет. При регулярно проводимых экспертизах целесообразно рассчитывать рейтинг экспертов, как на основании предварительной информации, так и по результатам работы эксперта в составе экспертной комиссии.

Проблема 3. Подготовка аналитической информации

При анализе финансового рынка нередки ситуации, когда объектом экспертного оценивания становятся вопросы, требующие углубленных специальных знаний и опыта экспертов. В то же время эксперты, включенные в экспертную комиссию, как правило, не обладают возможностями и временем для дополнительного углубленного знакомства с объектом экспертизы. В этом случае целесообразной представляется подготовка аналитического материала, позволяющего в концентрированном виде представить основную информацию, характеризующую объект оценки. Такой материал готовится аналитической группой, возможно с привлечением соответствующих специалистов.

Проблема 4. Определение основных факторов

Ключом к пониманию механизмов, влияющих на развитие оцениваемой ситуации, является понимание факторов, оказывающих существенное воздействие на развитие ситуации.

При наличии достаточных статистических данных этому этапу экспертизы должен предшествовать анализ статистической информации. Нередко задача выявления основных факторов, влияющих на развитие ситуации, может быть решена с использованием методов факторного анализа, корреляционного анализа, многомерного шкалирования и т.д.

В случаях более сложных, нередко характерных для анализа финансового рынка, а также в случаях, когда необходима качественная (неколичественная) оценка, основные факторы определяются с помощью методов экспертного оценивания.

Экспертам предлагаются специально разработанные анкеты, в которых они указывают наиболее важные, с их точки зрения, факторы, ранжируют их по важности и оценивают их сравнительную весомость. Использование специально разработанных методов обработки экспертной информации позволяет при проведении коллективной экспертизы, когда для участия в экспертизе привлекается несколько специалистов-профессионалов, рассчитать результирующие экспертные оценки и на их основании установить перечень основных факторов, влияющих на развитие оцениваемой ситуации.

Проблема 5. Определение сценариев развития

На оценки ожидаемых значений факторов, показателей и др. оцениваемых величин во многом влияют условия, при которых такие оценки производятся. Совокупность этих условий описывается наиболее вероятными сценариями развития ситуации. Их определение и описание — одна из основных составляющих успешной экспертной оценки. В сложных случаях определение наиболее вероятных сценариев развития ситуации может стать объектом самостоятельной экспертизы. При формировании альтернативных вариантов сценариев могут использоваться материалы, подготовленные аналитической группой.

Наиболее распространенным методом, используемым при формировании альтернативных вариантов сценариев и выбора среди них наиболее вероятных, является метод мозговой атаки в сочетании со специально проводимым анализом основных тенденций развития ситуации.

Определенные в результате экспертизы сценарии являются основной информацией, характеризующей условия, при которых производится экспертная оценка.

Так, например, при экспертной оценке ожидаемого валютного курса в качестве наиболее вероятных рассматривались следующие сценарии:

сохранение валютного коридора, при этом верхняя и нижняя границы коридора должны определяться экспертами;

фиксированный курс рубля;

отсутствие жестких ограничений на валютный курс.

Проблема 6. Получение качественных и количественных экспертных оценок

После того как четко определены условия, при которых оценки должны производиться, эксперты приступают непосредственно к процедуре оценивания значений основных факторов, определяющих развитие той или иной анализируемой ситуации на финансовом рынке. В настоящее время процедуры экспертного оценивания достаточно хорошо отработаны и известны, поэтому мы не будем на них останавливаться детально. Ниже будет приведено описание процедуры построения экспертных кривых, которые находят достаточно широкое применение при экспертном прогнозировании, в т.ч. при прогнозировании развития анализируемых ситуаций на финансовых рынках.

Нередко из-за отсутствия точных количественных данных возникает необходимость использования качественных оценок. В этом случае мы рекомендуем пользоваться таким проверенным инструментарием, как шкалы Харрингтона, а при сравнительных оценках -ранжированиями, парными сравнениями и т.д. В настоящее время существуют достаточно разработанные методы расчета результирующих экспертных оценок при коллективной экспертизе.

Для различных сценариев развития ситуации экспертные оценки ожидаемых значений факторов, как правило, различаются.

Если целью экспертизы является оценка ожидаемых значений того или иного фактора или показателя, характеризующего финансовый рынок, то целесообразно указывать не только наиболее вероятное их значение, но также минимально и максимально возможные значения.

Проблема 7. Формирование экспертных кривых

Динамику изменения отдельных факторов и комплексных показателей во времени и не только во времени, получаемую в результате экспертного оценивания, удобно представлять в виде экспертных кривых. При формировании экспертных кривых сначала определяются характерные точки, в которых возможны значительные изменения тенденций развития анализируемого фактора. Например, в качестве характерных точек, в зависимости от оцениваемой ситуации, могут использоваться годы, кварталы, месяцы. В частности, при оценке показателей, зависящих от политической обстановки, в качестве характерной точки на координатной оси времени могут рассматриваться дата событий, которые могут оказать существенное влияние на политический климат в стране, а, следовательно, и на оцениваемый показатель.

После того, как характерные точки определены, эксперты указывают ожидаемые значения оцениваемого фактора или показателя в каждой характерной точке. В некоторых случаях эксперты указывают также ожидаемый вид экспертной кривой в интервалах между характерными точками.

Если в экспертизе участвуют несколько экспертов, определяется результирующая экспертная кривая.

Результатом работы экспертной комиссии при анализе ситуации на финансовом рынке может стать определение динамики изменения того или иного показателя во времени, представленной в виде экспертной кривой.

Естественно для различных сценариев развития ситуации экспертные кривые, как правило, различны.

Для оценки тенденций развития комплексных показателей, характеризующих финансовый рынок, нередко целесообразным оказывается формирование экспертных кривых, определяющих динамику изменения таких факторов как инфляция, валютный курс, объем внешней торговли, налоговые платежи.

Проблема 8. Формирование комплексной экспертной оценки.

На основании полученных данных, характеризующих динамику изменения основных факторов, оказывающих влияние на динамику изменения анализируемого комплексного показателя, аналитической группой рассчитывается комплексная экспертная оценка.

В зависимости от целей экспертизы такой комплексной экспертной оценкой может быть рассчитанное результирующее значение комплексного показателя, результирующая экспертная кривая, характеризующая динамику изменения комплексного показателя, и т.д.

Если целесообразно рассмотрение нескольких наиболее вероятных альтернативных сценариев развития ситуации, то комплексная оценка должна определяться для каждого из них.

Нередко проведение сложных экспертных оценок при анализе ситуации на финансовом рынке приводит к необходимости оценки комплексных показателей, имеющих вспомогательное значение и необходимых лишь для расчета комплексных показателей более высокого иерархического уровня, ожидаемая динамика изменения которых и является целью экспертизы.

Примером комплексной экспертной оценки может стать определение рейтинга банков, оценка финансовой устойчивости объекта инвестирования, оценка динамики изменения того или иного продукта банковской деятельности и т.д.

Проблема 9. Анализ результатов экспертизы

С целью повышения надежности результатов экспертизы целесообразно проведение дополнительного анализа полученных результатов и, прежде всего, это относится к результатам комплексной экспертной оценки. Целесообразно проведение дополнительного содержательного анализа результатов расчета ожидаемых значений комплексного показателя. Такой анализ полученной в результате обработки экспертных данных информации о динамике развития ситуации может привести к выявлению неучтенных на предыдущих этапах экспертизы факторов, к уточнению сравнительной весомости факторов и т.д.

В ряде случаев используются методы организации и проведения экспертиз, позволяющие оценивать степень противоречивости экспертных оценок. Это также позволяет, при необходимости, своевременно уточнять результаты экспертизы.

Проведение коллективной экспертизы способствует объективизации получаемых экспертных оценок. В то же время проведение коллективной экспертизы требует использования соответствующей технологии экспертного оценивания. Эксперты должны одинаково понимать цели экспертизы и задачи, стоящие перед ними в процессе проведения экспертизы. Как показывает опыт, эксперты обладают различными объемами информации, на основании которой они дают свои оценки. Существуют специально разработанные методы, предусматривающие обмен информацией между экспертами. Они различны в зависимости от объекта экспертизы. Начиная от традиционных процедур обмена информацией, предусмотренных в методах Делфи и мозговой атаки, и кончая менее традиционными, предусматривающими более полный обмен информацией между экспертами и определяющими его последовательность.

Целесообразна оценка степени согласованности оценок, даваемых экспертами, которая позволяет с одной стороны уточнить оценки, а с другой стороны — дать интерпретацию устойчивым различиям в оценках экспертов, принадлежащих различным «коалициям».

Заключение

Экспертные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.

Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.

Однако уже сегодня экспертные оценки в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях.

экспертный опрос управленческий делфи

Список литературы

1.Орлов А.И. Экспертные оценки. Учеб. пособие. — М.: 2002.

2.Экспертное оценивание. / Википедия. [Электронный ресурс]: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспертное_оценивание>.

.Литвак Б.Г «Экспертные технологии в управлении» 2-е ИЗДАНИЕ Москва «Издательство Дело» 2004

.Литвак Б.Г Разработка управленческого решения Учебник_2002 3-е изд -392с

.Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. 2010

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методы типа сценариев системный анализ
  • Милли уеннар сценарий
  • Мероприятие праздник первой отметки
  • Методы составления прогноза аналитический построение сценариев генерация идей
  • Милли йолалар сценарий