Методы составления прогноза аналитический построение сценариев генерация идей

Работа по теме: реферат Соломеникова. Глава: 2. Методы прогнозирования. ВУЗ: ЧТИ ИжГТУ.

Единого,
универсального, метода прогнозирования
не существует. В связи с огромным
разнообразием прогнозируемых ситуаций
имеется и большое разнообразие методов
прогнозирования (свыше 150). На рис.1
представлен один из вариантов классификации
методов прогнозирования, основанной
на индуктивном и дедуктивном подходах.

Из
рис.1 видно, что вся совокупность методов
прогнозирования может быть представлена
двумя группами – в зависимости от
степени их однородности:

простые
методы;

комплексные
методы.

Группа
простых методов объединяет однородные
по содержанию и используемому
инструментарию методы прогнозирования
(например, экстраполяция тенденций,
морфологический анализ и др.).

Комплексные
методы отражают совокупности, комбинации
методов, чаще всего реализуемые
специальными прогностическими системами
(например, методы прогнозного графа,
система “Паттерн” и др.).

Кроме
того все методы прогнозирования поделены
еще на три класса:

  1. фактографические
    методы;

  2. экспертные
    методы;

  3. комбинированные
    методы.

В
основу их выделения положен характер
информации, на базе которой составляется
прогноз:

1)
фактографические методы базируются на
фактическом информационном материале
о прошлом и настоящем развитии объекта
прогнозирования. Чаще всего применяются
при поисковом прогнозировании для
эволюционных процессов;

2)
экспертные (интуитивные) методы основаны
на использовании знаний специалистов-экспертов
об объекте прогнозирования и обобщении
их мнений о развитии (поведении) объекта
в будущем. Экспертные методы в большей
мере соответствуют нормативному
прогнозированию скачкообразных
процессов;

3)
комбинированные методы включают методы
со смешанной информационной основой,
в которых в качестве первичной информации
наряду с экспертной используется и
фактографическая.

В
свою очередь, каждый из перечисленных
классов также подразделяется на группы
и подгруппы. Так, среди фактографических
методов выделяются группы:

статистических
(параметрических) методов;

опережающих
методов.

Группа
статистических методов включает методы,
основанные на построении и анализе
динамических рядов характеристик
(параметров) объекта прогнозирования.
Среди них наибольшее распространение
получили экстраполяция, интерполяция,
метод аналогий (модель подобия),
параметрический метод и др.

Группа
опережающих методов состоит из методов,
основанных на использовании свойства
научно-технической информации опережать
реализацию научно-технических достижений.
Среди методов этой группы выделяется
публикационный, основанный на анализе
и оценке динамики публикаций.

Среди
экспертных методов выделяют группы по
следующим признакам:

по
количеству привлеченных экспертов;

по
наличию аналитической обработки данных
экспертизы

Сущность
метода экспертных оценок заключается
в проведении экспертами интуитивно-логического
анализа проблемы с количественной
оценкой суждений и формальной обработкой
результатов. Получаемое в результате
обработки обобщенное мнение принимается
как решение проблемы (в данном случае
— прогноз).

Центральным
этапом экспертного прогнозирования
является проведение опроса экспертов.
В зависимости от целей и задач экспертизы,
существа и сложности анализируемой
проблемы, времени, отведенного на опрос
и экспертизу в целом, и допустимой их
стоимости, а также от подбора участвующих
в ней специалистов, выбирается метод
опроса:

  1. индивидуальный
    или групповой (коллективный);

  2. личный
    (очный) или заочный (путем пересылки
    анкет);

  3. устный
    или письменный;

  4. открытый
    или скрытый.

Охарактеризуем
наиболее популярные экспертные методы
прогнозирования.

1.
Метод интервью предполагает беседу
организатора прогнозной деятельности
с экспертом-прогнозистом о будущем
состоянии предприятия и его среды. Этот
метод требует от эксперта умения быстро,
фактически экспромтом, давать качественные
советы на поставленные вопросы.

2.
Метод аналитических докладных записок
(аналитических экспертных оценок в
форме докладной записки) предполагает,
что эксперт-прогнозист выполняет
самостоятельно аналитическую работу
с оценкой состояния и путей развития,
излагая свои соображения письменно.
При этом для выявления важности проблем
и решений используют метод предпочтения,
метод рангов.

3.
Метод “мозговой атаки” (“мозгового
штурма”). Данный метод является наиболее
известным и широко используемым методом
коллективной генерации идей и творческого
решения проблем. Он представляет собой
свободный, неструктурированный процесс
генерирования всевозможных идей по
поставленной проблеме, спонтанно
предлагаемых участниками.

4.
Метод “мозговой атаки наоборот”.
“Мозговая атака наоборот” во многом
напоминает обычную “мозговую атаку”,
но при этом разрешается высказывать
критические замечания. Вернее, не столько
даже разрешается, сколько весь метод
построен на том, чтобы все участники
группы выявили недостатки предлагаемых
идей

5.
Метод “мысленного группового анализа
реальной ситуации”. Этот метод применяется
при достаточно большом составе группы
(около 20 человек), когда вопрос касается
всей ситуации (процесса), которой можно
дать количественную оценку на основе
интуиции или здравого смысла, и когда
требуется групповое обсуждение или
взаимодействие.

6.
Метод составления сценариев — наиболее
популярный за последние десятилетия
метод экспертных оценок. Данный прогноз
обычно включает в себя несколько
сценариев. В большинстве случаев это
три сценария: оптимистический,
пессимистический и средний — наиболее
вероятный, ожидаемый.

7.
Метод дерева целей — широко применяется
для прогнозирования возможных направлений
развития науки, техники, технологий.
Так называемое дерево целей тесно
увязывает между собой перспективные
цели и конкретные задачи на каждом
уровне иерархии. При этом цель высшего
порядка соответствует вершине дерева,
а ниже в несколько ярусов располагаются
локальные цели (задачи), с помощью которых
обеспечивается достижение целей верхнего
уровня.

8.
Матричный метод — широко используется
в планировании и прогнозировании.
Например, в практике маркетинга матричный
метод применяется как метод оценки
позиции предприятия на рынке, что
позволяет принять решение о выборе
одной из возможных стратегий:

стратегии
атаки при благоприятной позиции;

стратегии
обороны при средней, неопределенной
позиции;

стратегии
отступления при неблагоприятной позиции.

9.
Метод Дельфи является наиболее формальным
из всех методов экспертного прогнозирования
и наиболее часто используется в
технологическом прогнозировании, данные
которого используются затем в планировании
производства и сбыта продукции. Это
групповой метод. при котором проводится
индивидуальный опрос группы экспертов
относительно их предположений о будущих
событиях в различных областях, где
ожидаются новые открытия или
усовершенствования.

Рассмотрим
методы, получившие широкое распространение
в мировой практике.

Методы
экспертных оценок

Основная
идея прогнозирования на основе экспертных
оценок заключается в построении
рациональной процедуры интуитивно-логического
мышления человека в сочетании с
количественными методами оценки и
обработки получаемых результатов.

Сущность
методов экспертных оценок заключается
в том, что в основу прогноза закладывается
мнение специалиста или коллектива
специалистов, основанное на профессиональном,
научном и практическом опыте. Различают
индивидуальные и коллективные экспертные
оценки.

Методы
экстраполяции

В
методическом плане основным инструментом
любого прогноза является схема
экстраполяции. Сущность экстраполяции
заключается в изучении сложившихся в
прошлом и настоящем устойчивых тенденций
развития объекта прогноза и переносе
их на будущее.

Различают
формальную и прогнозную экстраполяцию.
Формальная базируется на предположении
о сохранении в будущем прошлых и настоящих
тенденций развития объекта прогноза;
при прогнозной фактическое развитие
увязывается с гипотезами о динамике
исследуемого процесса с учетом”
изменений влияния различных факторов
в перспективе. Следует отметить, что
методы экстраполяции необходимо
применять на начальном этапе прогнозирования
для выявления тенденций изменения
показателей.

Методы
моделирования и экономико-математические
методы

Моделирование
предполагает конструирование модели
на основе предварительного изучения
объекта или процесса, выделения его
существенных характеристик или признаков.
Прогнозирование экономических и
социальных процессов с использованием
моделей включает разработку модели, ее
экспериментальный анализ, сопоставление
результатов прогнозных расчетов на
основе модели с фактическими данными
состояния объекта или процесса,
корректировку и уточнение модели.

В
зависимости от уровня управления
экономическими и социальными процессами
различают макроэкономические,
межотраслевые, межрайонные, отраслевые,
региональные модели и модели микроуровня
(модели развития фирмы).

По
аспектам развития экономики выделяют
модели прогнозирования воспроизводства
основных фондов, трудовых ресурсов, цен
и др. Существует ряд других признаков
классификации моделей: временной,
факторный, транспортный, производственный.

В
современных условиях в республике
развитию моделирования и практическому
применению моделей стала придаваться
особая значимость в связи с усилением
роли прогнозирования и переходом к
индикативному планированию.

Метод
экономического анализа

Экономический
анализ является неотъемлемой частью и
одним из основных элементов логики
прогнозирования и планирования. Он
должен осуществляться как на макро-,
так и на мезо- и микроуровнях.

При
проведении экономического анализа
следует использовать системный подход.
В качестве системы рассматривается
народное хозяйство (экономика) в целом
и его структурные части: сферы, регионы,
отрасли, объединения, предприятия.
Анализ должен быть комплексным, т.е.
всесторонним.

Сущность
метода экономического анализа заключается
в том, что экономический процесс или
явление расчленяется на составные части
и выявляются взаимосвязь и влияние этих
частей друг на друга и на ход развития
всего процесса. Анализ позволяет раскрыть
сущность такого процесса, определить
закономерности его изменения в
прогнозируемом (плановом) периоде,
всесторонне оценить возможности и пути
достижения поставленных целей.

Процесс
экономического анализа подразделяется
на ряд стадий: постановку проблемы,
определение целей и критериев оценки;
подготовку информации для анализа;
изучение и аналитическую обработку
информации; разработку рекомендаций о
возможных вариантах решения проблемы
и достижения целей; оформление результатов
анализа.

Балансовый
метод

С
помощью балансового метода реализуется
принцип сбалансированности и
пропорциональности. Он применяется при
разработке прогнозов, планов и программ.
Сущность его заключается в увязке
потребностей страны в различных видах
продукции, материальных, трудовых и
финансовых ресурсов с возможностями
производства продукции и источниками
ресурсов.

Балансовый
метод предполагает разработку балансов,
представляющих собой систему показателей,
в которой одна часть, характеризующая
ресурсы по источникам поступления,
равна другой, показывающей распределение
(использование) по всем направлениям
их расхода. В переходный период к рыночным
отношениям усиливается роль прогнозных
балансов, разрабатываемых на макроуровне:
платежного баланса, баланса доходов и
расходов государства, баланса денежных
доходов и расходов населения, сводного
баланса трудовых ресурсов, балансов
спроса и предложения. Результаты
балансовых расчетов служат основой при
формировании структурной, социальной,
финансово-бюджетной и кредитно-денежной
политики, а также политики занятости и
внешнеэкономической деятельности.
Балансы применяются также для выявления
диспропорций в текущем периоде, вскрытия
неиспользованных резервов и обоснования
новых пропорций.

Система
балансов, используемых в прогнозировании
и планировании, включает: материальные,
трудовые и финансовые. В каждую из
указанных групп входит ряд балансов.

Нормативный
метод

Нормативный
метод является одним из основных методов
прогнозирования и планирования. В
современных условиях ему стало придаваться
особое значение в связи с использованием
ряда норм и нормативов в качестве
регуляторов экономики. Сущность
нормативного метода заключается в
технико-экономическом обосновании
прогнозов, планов, программ с использованием
норм и нормативов. Последние применяются
для расчета потребности в ресурсах и
показателей их использования. С помощью
норм и нормативов обосновываются
важнейшие пропорции, развитие материального
производства и непроизводственной
сферы, осуществляется регулирование
экономики.

Норма
характеризует научно обоснованную меру
расхода ресурса на единицу продукции
(работы) в принятых единицах измерения,
например расход муки на 1 тонну
хлебобулочных изделий согласно
утвержденной рецептуре. В виде нормы
выступает потребление того или иного
продукта на душу населения согласно
научно обоснованному рациону питания.

Например,
рекомендуемая норма потребления мяса
и мясопродуктов в год на 1 человека — 82
кг. В непроизводственной сфере применяются
нормы, характеризующие необходимый
размер общей и жилой площади на 1 жителя,
потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы,
как правило, разрабатываются в
относительном выражении. Они характеризуют
степень использования ресурсов (например,
процент выхода годного литья от
металло-завалки), расход ресурса на 1
млн. р. продукции, размер платы за кредит
(процентные ставки) и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Предвидение и прогнозирование в принятии управленческих решений

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Предвидение — это предположение, видение заранее того, что должно произойти; предугадывание. Понятие «предвидение» включает:

  • предсказание (однозначное утверждение будущего состояния объекта или наступления какого-либо события);
  • прогноз (наиболее вероятное состояние объекта или возможность наступления события);
  • предположение — описание одного или нескольких возможных вариантов (гипотез) будущего состояния интересующих объектов.

Таким образом, предвидение — это отображение будущего состояния объектов либо тех изменений, которые могут в них произойти, либо информация о событиях, которые могут свершиться. Предвидеть — значит давать опережающую картину возможной действительности, характеризуемую системой воздействующих факторов и обеспечивающую их учет, потенциально благоприятное развитие обстановки.

Н. Кондратьев выделяет три типа предвидения:

  • иррегулярных событий (будущий урожай, уровень цен в определенный момент);
  • менее регулярно повторяющихся событий (сезонные колебания конъюнктуры);
  • общее развитие определенных социально-экономических тенденций (развитие или упадок отраслей хозяйства, общее движение цен).

 

Все типы предвидения относятся к неуправляемым (слабоуправляемым) параметрам. При разработке управленческого решения персонал управления сталкивается с неопределенностью неуправляемых параметров, степень которой может быть разной — от полной неизвестности их величины до случаев нахождения интересуемого параметра в сравнительно узком диапазоне. Предвидение дает возможность уменьшить степень неопределенности. Предвидение в целом осуществляет только лицо, принимающее решение, а его аппарат управления может участвовать в разработке прогноза при описании предположений.

Во внутрифирменном управлении предвидение должно отвечать следующим требованиям:

  • быть четко связанным с реальностью, т. е. результаты предвидения должны быть достижимы;
  • отражать личную убежденность одного или нескольких сотрудников предприятия;
  • учитывать экономический потенциал успеха предприятия;
  • служить базой долгосрочного успеха предприятия;
  • выражать интересы всех сотрудников фирмы.

Существуют различные описания того, как возникает и осуществляется предвидение. Различие мнений объясняется незнанием того, как работает наш мозг, и основывается на эмпирическом материале. Рекомендации по успешному предвидению основаны на следующих постулатах:

  1. Предвидение представляет собой результат сугубо индивидуального процесса, характерного для данного человека. Чаще всего ему предшествует напряженная интеллектуальная деятельность по решению проблемы. Идеи рождаются в глубинных структурах мозга и как бы случайно осознаются в виде «озарения», в результате мыслительный процесс приобретает нужное направление.
  2. Предвидение и идеи не могут появляться в обстановке суеты. Для их возникновения требуется состояние внутреннего покоя, которое может быть достигнуто с использованием комплекса технологий (в основном психотехнологий). Это может быть аутотренинг, управляемый медитативный тренинг или активный отдых.
  3. Все открытия и изобретения — результат сочетания имеющихся знаний и известных фактов. Человек умеет только то, чему сознательно или неосознанно научился. Предвидение осуществляется посредством умелой переработки информации в глубинах мозга при концентрации внимания на проблеме и положительной установке на успех. В настоящее время разработаны технологии, позволяющие человеку сознательно управлять своими мыслительными процессами (метод Э. Куэ, управляемый медитативный тренинг В. Кандыбы, нейролингвистическое программирование (НЛП) и т. п.)
  4. Успешное предвидение возможно в результате не только личной самоорганизации, саморегуляции мыслительных процессов способных и профессионально подготовленных руководителей, но и умелой организации интеллектуальной деятельности персонала, аппарата управления, использования соответствующих приемов, методов, технологий и технических средств в системной деятельности при разработке, принятии и реализации решений.

При всем принципиальном отличии направлений прогнозирование объединяет единая цель: определение характера протекания процесса в будущем. Множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну общую идею: обнаружение связей между прошлым и будущим, между информацией о процессе в контролируемый период времени и характером протекания процесса в дальнейшем. От того, насколько точно описаны исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования.

Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Из-за отсутствия этих условий прогнозирование может стать невозможным. Важнейшее из них — формулирование задачи, поскольку она определяет требования к объему и качеству информации, математический аппарат и точность прогноза. Информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, статистики.

Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических теорий: функциональный анализ, теория рядов, теория экстраполяции и интерполяции, теория вероятности, математическая статистика, теория случайных функций и случайных процессов, корреляционный анализ, теория распознавания образов. Чтобы обосновать выбор того или иного средства прогнозирования, необходимо иметь возможность количественно оценить его качество.

Каждый метод (прием) прогнозирования желательно сопровождать определенным значением показателя качества, изменяющимся в зависимости от формулирования задачи, условий ее решения. Это достаточно трудно. В каждом конкретном случае прогнозирования возможны различные методы (способы, приемы), каждый из которых характеризуется не одним показателем, а набором показателей, изменяющихся при изменении формулировки задачи и условий ее решения.

Деятельность лица, принимающего решение, и аппарата управления включает следующие этапы:

  • формулирование проблемы;
  • построение системы, в которой возникает проблема, и идентификацию (установление причинно-следственных связей и отношений) ключевых переменных;
  • сбор данных об обстановке и выдвижение гипотез;
  • формирование образа будущего с использованием модели и сценариев;
  • принятие стратегических решений.

При этом сценарии формирования образа будущего предусматриваются такие действия:

  • исследуемая система представляется с учетом современных реалий и динамики развития;
  • строится «дерево будущего», где ветвями являются гипотезы с возможными вариантами последствий;
  • конечные результаты прогнозируются для различных временных горизонтов. С помощью сценариев, передвигаясь из будущего в настоящее по системе «ходов», разрабатывают меры, необходимые для достижения поставленной цели.

В настоящее время уже разработаны рекомендации и методы выполнения прогнозирования, многие из которых могут быть использованы для предвидения.

Методы прогнозирования

Классификация прогнозов. В классическом менеджменте считается, что прогнозирование — это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. В результате этого получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании.

Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. Показатели прогноза (числовые характеристики объекта, объемы и сроки работ и т. п.) имеют вероятностную природу. На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве.

Источниками информации для прогнозов являются вербальные и письменные тексты, получаемые в процессе коммуникаций между людьми или в открытой печати. Для добывания необходимой информации отдельными структурами частного бизнеса организуется промышленный шпионаж. Информацию из открытой печати получают, используя приемы: структурно-морфологический; определения публичной активности; выявления групп патентных документов; анализа показателей; терминологического и лексического анализа.

Для прогнозирования в практической деятельности применяются различные количественные и качественные методы.

Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Примеры этих методов анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование.

Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов).

Приведем краткую характеристику методов прогнозирования, используемых чаще других.

Экспертные методы

  • Область применения. Экономическая конъюнктура. Решение проблем научно-технического прогресса. Развитие объектов большой сложности
  • Предназначение, решаемые задачи. Для объекта, развитие которого не поддается предметному описанию, математической формализации. В условиях отсутствия достоверной статистики относительно объекта управления. В условиях большой неопределенности. При отсутствии компьютеров. В экстремальных ситуациях.
  • Особенности применения. По экспертным оценкам 7-9 специалистов. Выработка коллективного мнения группы экспертов. Требуется много времени для опроса и обработки данных.

Метод эвристического прогнозирования

  • Область применения. Научно-технические объекты и проблемы, развитие которых плохо поддается формализации.
  • Предназначение, решаемые задачи. Нахождение оптимальных способов создания проектируемых (модернизируемых) систем. Выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области.
  • Особенности применения. Математический аппарат неприменим. Специально обрабатываются прогнозные оценки объекта путем систематизированного опроса экспертов в узкой области науки, техники, производства. Информационный массив создается набором заполненных экспертами таблиц.

Коллективная генерация идей

  • Область применения. Получение блока идей по прогнозированию и принятию решений.
  • Предназначение, решаемые задачи. Определение всего возможного круга вариантов развития управляемого объекта. Определение альтернативного круга факторов, воздействующих на объект прогноза. Получение сценария развития объекта управления
  • Особенности применения. Синтез объекта прогноза, мультифакторный анализ событий со стороны определяющих это событие факторов.

Морфологический анализ

  • Область применения. При малом объеме информации об изучаемой проблеме для получения систематизирований по всем возможным ее решениям.
  • Предназначение, решаемые задачи. Прогнозирование возможного исхода фундаментальных исследований. При открытии новых рынков, формировании новых потребностей.
  • Особенности применения. Структурные взаимосвязи между объектами, явлениями и концепциями. Всеобщность предполагает использование полной совокупности знаний об объекте. Необходимое требование — полное отсутствие предварительных суждений. Содержит этапы: формулирование проблемы; анализ параметров; построение «морфологичееского ящика», содержащего все решения; изучение всех решений.

Прогнозный граф и «дерево решений»

  • Область применения. Структурное прогнозирование: нахождение решения проблемы при сохранении функций, но с изменением структуры объекта.
  • Предназначение, решаемые задачи. Прогнозирование развития объекта в целом. Формулирование сценария достижения прогнозируемой цели, уровня цели, критерия и весов, ранжированных вершин.

Прогнозирование по аналогии

  • Область применения. Разрешение ситуаций, привычных для лиц, принимающих решения.
  • Предназначение, решаемые задачи. Решение ситуационных управленческих задач.
  • Особенности применения. Использование метода при наличии аналогов объектов, процессов. Применение метода требует специальных навыков.

При решении задач прогнозирования и принятии решений существенной проблемой является количество и качество требуемой информации. Ниже приведены несколько методов (приемов и способов), позволяющих лицам, принимающим решения, с минимальными материальными и организационными затратами наполнять информационную базу данных. Существуют различные методы получения информации:

  • Метод структурно-морфологический. Предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т. п.), что позволяет обоснованно формулировать стратегию научно-технического прогресса предприятия.
  • Метод определения публикационной активности. Поток документов, относящихся к различным областям знаний, цикличен. Отслеживая циклы, можно определить состояние разработки какой-то проблемы в стране, на предприятиях и принять меры по коррекции стратегий научно-технического прогресса в своей организации.
  • Метод выявления группы патентных документов. Любая организация, как правило, патентует только те идеи, которые имеют практическую значимость для ее развития и бизнеса. Изучая патенты-аналоги ведущих фирм, можно выявить направленность их деятельности и уровень решения ими интересующей вас проблемы.
  • Метод показателей. Каждая техническая система характеризуется набором показателей, которые совершенствуются, что отражается в документах. Анализируя динамику изменения характеристик показателей этой системы, можно сделать вывод о тенденции ее развития.
  • Метод терминологического и лексического анализа. При развитии различных областей знаний происходит естественная смена терминологического аппарата. Лексический анализ текстов позволяет обнаружить на раннем этапе зарождение принципиальных инноваций и спрогнозировать действия своей организации.

Выбор метода прогнозирования

Адекватно подобранные средства прогнозирования значительно улучшают качество прогноза, поскольку:

  • обеспечивают функциональную полноту, достоверность и точность прогноза;
  • уменьшают временные и материальные затраты на прогнозирование.

На выбор метода прогнозирования влияют:

  • сущность практической проблемы, подлежащей решению;
  • динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде;
  • вид и характер имеющейся информации, типовое представление об объекте прогнозирования;
  • комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;
  • период упреждения и его соотношение с предполагаемой продолжительностью рыночного, жизненного цикла, цикла разработки или модификации товара, услуги;
  • требование к результатам прогнозирования и другие особенности конкретной проблемы.

Все перечисленные факторы должны рассматриваться в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения. На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных фактора — затраты и точность. Следует выяснить, сколько средств выделено на подготовку прогноза, какова возможная цена спрогнозированных ошибок и выход. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.

При выборе метода прогнозирования нужно учитывать:

  • наличие статистических данных за необходимый период;
  • компетентность прогнозиста, наличие вычислительной техники;
  • время, необходимое для сбора и анализа информации.

В ряде случаев для получения независимых прогнозов используются одновременно несколько методов. Требования к прогнозам:

  • своевременность, с определенной степенью точности и определенности других показателей;
  • надежность, выраженная в знаковых единицах (долларах, единицах продукции, оборудовании, квалификации персонала и т. п.) и зафиксированная на бумаге;
  • простота методики прогнозирования для использования.

Выводы

  1. Понятие «предвидение» включает в себя: предсказание (однозначное утверждение будущего состояния); прогноз (наиболее вероятностное состояние); предположение (описания вариантов, гипотез). Предвидение осуществляют лица, принимающие управленческие решения, при активном участии аппарата управления. Предвидение дает возможность уменьшить степень неопределенности последствий воздействия факторов.
  2. Предвидение — это системная деятельность лиц, принимающих решения, персонала управления, привлекаемых экспертов специальных фирм. Оно осуществляется в научно обоснованной последовательности, подчиняется определенным (в основном эмпирическим) требованиям закономерностей мышления, управления, организации труда. Предвидение зависит от индивидуальности человека, его уровня подготовки (профессиональной и личностной).
  3. Разработаны и апробированы на практике различные технологии прогнозирования. Однако отсутствие необходимого методологического обеспечения интеграции знаний различных наук и недостаточные комплексные исследования мыслительной деятельности человека не позволяют обеспечить целостную, стройную систему знаний, рекомендаций по прогнозированию. В связи с этим существуют различные классификации методов прогнозирования, для решения задач прогнозирования недостаточно адаптирован имеющийся математический аппарат и т. д.
  4. Обоснованность выбора метода прогнозирования определяется условиями его применения и соответствия решаемым задачам. На практике используются различные показатели прогнозирования, соответствующие определенным требованиям к методам: точность, достоверность, стоимость, информативность и т. п.
  5. Методы прогнозирования подразделяются на качественные и количественные. Качественные методы основаны на суждении, опыте и экспертизе; количественные — на использовании статистических данных за определенный период времени или на связи между переменными. Ни один из методов не является универсальным. Методы могут быть простыми и сложными.
  6. Все прогнозы обычно бывают неточными и, следовательно, необходимо устанавливать степень их неточности или несоответствия определенному показателю. Разработаны различные рекомендации, позволяющие рассчитывать точности прогноза, оценивать эффективность той или иной методики и выбирать между разными методами прогнозирования. Контроль прогноза обеспечивает адекватность его исполнения. На практике рекомендуется использовать контрольную диаграмму или показатель отклонения. Выбор метода прогнозирования означает выбор методики, отвечающей поставленной задаче на приемлемом уровне затрат и точности.

Планирование бизнеса – это подготовка прогнозов развития компании, наиболее вероятных и обоснованных предположений о возможных проблемах в будущем, о необходимых бизнес-решениях и желаемых финансово-экономических показателях. Какие методы прогнозирования существуют, в чем их особенности и какой лучше выбрать, какие риски сопряжены с неправильным подходом к бизнес-прогнозированию, расскажем в статье.

Методы прогнозирования: понятие и сфера применения

Прогнозирование применяется в бизнес-среде для стратегического планирования. Составление финансового прогноза – это определение желаемого финансового результата и наиболее вероятностных путей его достижения на основе накопленного опыта, имеющихся экономических закономерностей, анализа текущих данных, определения возможных перспектив развития и т.д.

Прогнозирование, как процесс предугадывания возможного будущего на основе исходных данных, применяется во многих сферах: демография, экология, генетика, метеорология, социология, и конечно, экономика. Независимо от сферы применения, использование прогнозирования предопределено необходимостью принимать различного рода управленческие решения во избежание значительных неблагоприятных факторов, ошибок либо же достижении желаемых, запланированных показателей.

Выбор методов прогнозирования обусловлен сферой применения, поставленными целями прогнозирования, доступности инструментов и наличия необходимого числа исходных данных.

Отличие прогнозирования от планирования

Прогнозирование и планирование в бизнес-сфере тесно взаимосвязаны, поскольку составление прогнозов дает информацию для эффективного планирования, хотя и не определяет конкретных задач и результатов. В большинстве случаев прогнозы формируются для составления плана, а также помогают оценивать возможные последствия его реализации.

Прогнозирование не носит директивный, обязательный характер – его цель заключается в предопределении возможного исхода развития экономики, поэтому оно должно охватывать не только внутреннюю, но и внешнюю среду. Планирование же ориентировано только на деятельность предприятия и базируется на анализе внутренних факторов бизнеса.

Планирование должно иметь четкие временные рамки, прогнозы же могут составляться и на более долгосрочный период. При этом прогнозирование не подразумевает большой конкретики в достижении конечных результатов.

Для автоматизации прогнозирования и планирования можно использовать решение «1С:ERP Управление предприятием». Например, прогнозы о работе предприятия из следующих отчетов:

  1. Исполнение плана закупок. 
  2. Исполнение плана продаж. 
  3. Исполнение плана производства. 
  4. Исполнение плана сборки (разборки). 
  5. Плановая потребность в видах РЦ.
  6. Плановая потребность в материалах. 
  7. Плановая потребность в полуфабрикатах. 
  8. Плановая потребность в трудовых ресурсах.
  9. Сбалансированность планов.

Подробнее об «1С:ERP Управление предприятием» можно узнать здесь >>>

Этапы прогнозирования

Процесс прогнозирования проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели составления прогноза и постановка конкретных задач. Помимо этого, определяется состав рабочей команды, формулируются задания для них, определяется информационная составляющая (источники данных, какие сведения необходимы).
  2. Проведение анализа: определяются критерии оценки, качественные и количественные показатели, анализируются внутренние и внешние условия.
  3. Выбор метода прогнозирования. Начиная от момента сбора необходимых данных, до проведения анализа, расчетов, экспертных оценок.
  4. Аналитическая оценка полученных результатов. 
  5. Принятие управленческих решений, разработка рекомендаций на основе полученного прогноза.

Основные методы прогнозирования

В экономике существует несколько классификаций методов прогнозирования.

По признаку оценки

Выделяют качественные и количественные методы. Качественные – это, как правило, экспертные оценки, основанные на суждениях и умозаключениях, когда отсутствуют ретроспективные данные для расчетов.

Количественные подразумевают возможность проведения расчетов на основе числовых показателей прошлых и текущего периодов. Базируются на математических методах.

По информационной составляющей

Статические (или формализованные) основаны на использовании сведений о динамике развития явления, наиболее достоверны, имеют короткие сроки выполнения, точность расчетов, минимизируют проблемы при сборе и оценке сведений.

Интуитивные методы основаны на проведении аналогий, оценке имеющихся закономерностей. Необходимость экспертной оценки в соответствующей области. Оцениваются схожие процессы и явления.

По степени охвата задач

Все методы прогнозирования можно условно разделить на общие и специализированные методы. Общие методы применимы для широко спектра проблем и могут применены в различных сферах деятельности. Специализированные методы ориентированы на определенную сферу деятельности и не могут быть применены в иных целях, поскольку не дадут достоверных и точных результатов, либо же необходимы специфические вводные данные.

Характеристика методов прогнозирования

К основным методам относят те, которые можно нашли широкое применение во многих отраслях.

Метод экстраполяции

Часто применяется в продажах. Также называется методом аналогии. Заключается в изучении прошлого опыта, полученные результаты переносятся на будущее. Выявляется общая закономерность, которая независима во времени, сохраняется в долгосрочной перспективе и данные оценки можно проецировать на будущие результаты. Однако следует учитывать несколько нюансов: сезонность продаж некоторых категорий товаров, циклические колебания экономики, уровень инфляции, макроэкономическую среду, влияние внешней среды.

Метод экспертных оценок

Применяется, когда нет возможности провести математические расчеты – например, отсутствуют числовые показатели для оценки в динамике за несколько периодов, в случае нестандартных ситуаций, когда необходима профессиональная оценка опытного эксперта. Основывается на интуитивной оценке на субъективной основе, на проведении тестирования или опроса с последующей оценкой полученных результатов. Минусом можно считать субъективность оценки эксперта, возможный недостаток квалификации и знаний и низкое качество знания проблемы. Достоверность прогноза проверить невозможно, особенно если эксперты не обладают достаточным объемом информации.

Если привлекается один эксперт, то применяются методы построения сценария, интервьюирование, анкетирование. При привлечении команды специалистов используют мозговой штурм, совещания, метод Дельфи, ситуационный анализ.

Моделирование

Связан с построением моделей на основе оценки данных конкретных объектов или явлений, их аналогов. Итогом служит макет, чертеж, формула, схема. Прежде, чем принимать управленческое решение в реальном мире, можно спроецировать его результат на модель. При необходимости в конечную модель вносятся коррективы. Таким образом, повышается шанс избежать неудачного результата, повысить эффективность управленческих решений. Из недостатков – сложности расчета, однако привлечение компьютерных программ значительно упрощает механизм расчета.

Построение матрицы

Матрица представляет специальную таблицу, в которой целевая функция разбивается на несколько функций следующего уровня. Размер матрицы определяется, исходя из перечня подцелей. Исследуемое явление или объект зависят от множества факторов, которые разбиваются на группы по однородному признаку. Эти группы ранжируются по определенному критерию и далее оценивается влияние друг на друга, а также на конечную цель/результат. При оценке применяется балльная система (например, от 1 до 10). 

Статистические методы

Данная группа включает методы средних и относительных величин, индексный метод, группировки, построение графиков, корреляционный анализ. Общий фактор – проведение математических расчетов на основе числовых показателей за прошлые и текущий периоды. Эти методы являются наиболее точными при условии полноты и достоверности исходных сведений.

Метод сценариев

Применяется при принятии управленческих решений для оценки вероятностного наступления того или иного события и возможных результатов. При этом анализируется действие управленческого решения на конечный прогнозируемый результат, часто с привлечением экспертов или использованием математических расчетов. 

Проблемы прогнозирования

Прогнозирование в бизнесе – это всегда попытка предсказать исход события, однако это жизненно важный процесс, поскольку он дает возможность планировать деятельность предприятия. Тем не менее, существуют некоторые проблемы, которые необходимо учитывать:

  1. Устаревшие данные. Все сведения, применяемые для расчета, будут считаться историческими, и нет никаких гарантий, что аналогичные тенденции сохраняться в будущем.
  2. Невозможно учесть абсолютно все факторы, которые смогут повлиять на будущие прогнозные результаты. Так, нельзя предсказать результаты биржевых торгов, рост уровня инфляции, ключевых ставок, процентов по кредитам и вкладам и т.д.
  3.  Существует риск не принять во внимание фактор, который в настоящее время является незначительным или отсутствует вовсе, но уже завтра его влияние окажется значимым и повлияет на итоговый прогнозируемый результат.

Как выбрать подходящий метод

Выбор методов прогнозирования в бизнесе зависит от его целей, наличия и качества исходной информации, опыта экспертов и технических возможностей. Краткосрочные прогнозы не требуют применения большого количества методов или привлечения большого количества специалистов. Для них важна оперативность. В долгосрочной перспективе составление прогноза требует большого числа методов с применением компьютерного моделирования, математических и статистических расчетов. 

На практике, при выборе метода следует учитывать несколько моментов:

  1. Наибольшая точность и достоверность составления прогноза.
  2. Сроки составления и период прогноза.
  3. Сокращение затрат на процесс прогнозирования.

Проблема выбора заключается в том, что методов очень много, в них сложно ориентироваться, и трудно подобрать те, которые полностью удовлетворяют целям составления прогноза. Сложность объектов прогнозирования повышается, увеличивается число факторов, влияющие на итоговый ожидаемый результат, необходимо оценивать как внешнюю, так и внутреннюю среду. 

Успех составления прогноза зависит от качества, полноты и достоверности исходных данных. При отсутствии информации прогнозирование может стать невозможным.

Результаты прогнозирования должны быть простыми и удобными для анализа и использования, быть своевременными и максимально точными, надежными (дающими наибольшую вероятность достижения).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мероприятие посвященное дню пожилого человека сценарий
  • Милли бэйрэм сабантуй сценарий
  • Методы работы над сценарием
  • Мероприятие на командообразование сценарий
  • Методы проведения праздника масленицы