Методы типа сценариев это

Работа по теме: 1-11(лекция). Глава: 1. Методы типа «мозговая атака» («коллективная генерация идей»). ВУЗ: ЧГУ.

Содержание
занятия

Введение.

Учебные
вопросы (основная часть):

  1. Метод
    мозговой атаки (коллективного
    генерирования идей).

  2. Методы
    типа сценария.

  3. Метод
    Делфи.

  4. Методы
    типа дерева целей.

  5. Морфологические
    методы.

Литература:

Основная:

1. Советов
Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем.
– М.: Высшая школа, 2005.

2. Дегтярев Ю.И.
Системный анализ и исследование операций:
Учебник для вузов по специальности
АСОИУ. – М.: Высшая школа, 1996. – 335с.
(Рек.МО)

Дополнительная:

1.
Лебедев О.Т., Язвенко С.А. Основы системного
анализа. Учебное пособие. –Ст.Пб.:
Государственная инженерно-экономическая
академия, 2000. –110с.

Учебно-материальное
обеспечение:

1. Наглядные пособия:
электронный конспект лекций

2. Технические
средства обучения: интерактивная доска

Введение

Методы оценивания
систем разделяются на качественные и
количественные.

Качественные
методы
используются на начальных этапах
моделирования, если реальная система
не может быть выражена в количественных
характеристиках, отсутствуют описания
зако­номерностей систем в виде
аналитических зависимостей. В ре­зультате
такого моделирования разрабатывается
концептуальная модель системы.

Количественные
методы
используются на последующих эта­пах
моделирования для количественного
анализа вариантов сис­темы.

Между этими крайними
методами имеются и такие, с помо­щью
которых стремятся охватить все этапы
моделирования от постановки задачи до
оценки вариантов, но для представления
задачи оценивания привлекают разные
исходные концепции и терминологию с
разной степенью формализации. К ним
относят:

  • кибернетический
    подход к разработке адаптивных систем
    управления, проектирования и принятия
    решений (который исходит из теории
    автоматического управления применительно
    к организационным системам);

  • информационно-гносеологический
    подход к моделированию систем (основанный
    на общности процессов отражения,
    познания в системах различной физической
    природы);

  • структурный и
    объектно-ориентированные подходы
    системного анализа;

  • метод ситуационного
    моделирования;

  • метод имитационного
    динамического моделирования.

Такие методы
позволяют разрабатывать как концептуальные,
так и строго формализованные модели,
обеспечивающие требуе­мое качество
оценки систем.

Во
всех методах смысл задачи оценивания
состоит в сопос­тавлении рассматриваемой
системе (альтернативе) вектора из
критериального пространства Кm,
координаты
точек которого рассматриваются как
оценки по соответствующим критериям.

Например,
пусть множество Q
разбито
на l
подмножеств Q1,
Q2,
. . .,
Ql.
Для
элемента x

Q
необходимо
указать, к какому из подмножеств Qi
он
относится. В этом случае элементу х
сопо­ставляется
одно из чисел 1, 2, …, l,
в зависимости от номера со­держащего
его подмножества.

Простейшей
формой задачи оценивания является
обычная задача измерения, когда оценивание
есть сравнение с эталоном, а решение
задачи находится подсчетом числа
эталонных единиц в измеряемом объекте.
Например, пусть х
отрезок,
длину кото­рого надо измерить. В этом
случае отрезку сопоставляется
дей­ствительное число
(х) —
его
длина.

Более сложные
задачи оценивания разделяются на задачи:
парного сравнения, ранжирования,
классификации, численной оценки.

Задача парного
сравнения заключается в выявлении
лучшего из двух имеющихся объектов.
Задача ранжирования — в упорядо­чении
объектов, образующих систему, по убыванию
(возраста­нию) значения некоторого
признака. Задача классификации — в
отнесении заданного элемента к одному
из подмножеств. Задача численной оценки
— в сопоставлении системе одного или
несколь­ких чисел.

Перечисленные
задачи могут быть решены непосредственно
лицом, принимающим решение, или с помощью
экспертов — спе­циалистов в исследуемой
области. Во втором случае решение за­дачи
оценивания называется экспертизой.

Качественные
методы измерения и оценивания
характерис­тик систем,

используемые в системном анализе,
достаточно мно­гочисленны и разнообразны.

К основным методам
качественного оценивания систем
от­носят:

• методы типа
мозговой атаки или коллективной генерации
идей;

  • типа сценариев;

  • экспертных оценок;

  • типа Дельфи;

  • типа дерева целей;

  • морфологические
    методы.

Концепция «мозговая
атака» получила широкое распростра­нение
с начала 50-х гг. как метод тренировки
мышления, наце­ленный на открытие
новых идей и достижение согласия группы
людей на основе интуитивного мышления.
Методы этого типа известны также под
названиями «мозговой штурм», «конферен­ция
идей», «коллективная генерация идей»
(КГИ).

Обычно при проведении
сессий КГИ стараются выполнять
определенные правила, суть которых:

  • обеспечить как
    можно большую свободу мышления участников
    КГИ и высказывания ими новых идей;

  • приветствовать
    любые идеи, даже если вначале они кажутся
    сомнительными или абсурдными (обсуждение
    и оценка идей производятся позднее);

  • не допускать
    критики любой идеи, не объявлять ее
    ложной и не прекращать обсуждение;

  • желательно
    высказывать как можно больше идей,
    особенно нетривиальных.

В зависимости от
принятых правил и жесткости их выполне­ния
различают прямую «мозговую атаку»,
метод обмена мнения­ми и другие виды
коллективного обсуждения идей и вариантов
принятия решений. В последнее время
стараются ввести прави­ла, помогающие
сформировать некоторую систему идей,
т.е. пред­лагается, например, считать
наиболее ценными те из них, кото­рые
связаны с ранее высказанными и представляют
собой их раз­витие и обобщение.
Участникам не разрешается зачитывать
списки предложений, которые они
подготовили заранее. В то же время, чтобы
предварительно нацелить участника на
обсуждае­мый вопрос, при организации
сессий КГИ заранее или перед началом
сессии участникам представляется
некоторая предваритель­ная информация
об обсуждаемой проблеме в письменной
или устной форме. Подобием сессий КГИ
можно считать разного рода совещания
— конструктораты, заседания научных
советов по про­блемам, заседания
специально создаваемых временных
комиссий и другие собрания компетентных
специалистов.

Так как на практике
трудно собрать специалистов ввиду их
занятости по основной работе, желательно
привлекать компетен­тных специалистов,
не требуя обязательного их присутствия
на общих собраниях КГИ и устного
высказывания своих соображе­ний хотя
бы на первом этапе системного анализа
при формиро­вании предварительных
вариантов.

2. Методы типа сценариев

Методы
подготовки и согласования представлений
о пробле­ме или анализируемом объекте,
изложенные в письменном виде, получили
название сценария.
Первоначально
этот метод предпо­лагал подготовку
текста, содержащего логическую
последова­тельность событий или
возможные варианты решения проблемы,
упорядоченные по времени. Однако
требование временных ко­ординат
позднее было снято, и сценарием стали
называть любой документ, содержащий
анализ рассматриваемой проблемы или
предложения по ее решению независимо
от того, в какой форме он представлен.

Сценарий не только
предусматривает содержательные
рассуж­дения, которые помогают не
упустить детали, обычно не учиты­ваемые
при формальном представлении системы
(в этом и зак­лючалась первоначально
основная роль сценария), но и содер­жит
результаты количественного
технико-экономического или статистического
анализа с предварительными выводами,
кото­рые можно получить на их основе.
Группа экспертов, подготав­ливающих
сценарии, пользуется правом получения
необходимых справок от организаций,
консультаций специалистов. Понятие
сценариев расширяется в направлении
как областей применения, так и форм
представления и методов их разработки:
в сценарий не только вводятся количественные
параметры и устанавливаются их
взаимосвязи, но и предлагаются методики
составления сцена­риев с использованием
ЭВМ.

На практике по
типу сценариев разрабатывались прогнозы
в некоторых отраслях промышленности.
В настоящее время раз­новидностью
сценариев можно считать предложения к
комплек­сным программам развития
отраслей народного хозяйства,
под­готавливаемые организациями или
специальными комиссиями. Существенную
помощь в подготовке сценариев оказывают
спе­циалисты по системному анализу.
Весьма перспективной представляется
разработка специализированных
информационно-поисковых систем,
накапливающих прогнозную информацию
по данной отрасли и по смежным отраслям.

Сценарий является
предварительной информацией, на осно­ве
которой проводится дальнейшая работа
по прогнозированию или разработке
вариантов проекта. Таким образом,
сценарий помогает составить представление
о проблеме, а затем присту­пить к более
формализованному представлению системы
в виде графиков, таблиц для проведения
других методов системного анализа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методы типа «сценариев»

Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название «сценариев». Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен.

Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.

«Сценарий» предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа состояния страны, региона, отрасли с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых сведений от предприятий и организаций, необходимых консультаций.

На практике по типу «сценариев» разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности.

Роль специалистов по системному анализу при подготовке сценария состоит в следующем:

  • помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности развития системы;
  • проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формулирование целей;
  • провести анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации;
  • создать вспомогательные информационные фонды, способствующие решению соответствующей проблемы.

В последующем понятие «сценария» расширяется как в направлении областей применения, так и форм представления и методов их разработки.

«Сценарий» позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, которые не удается сразу отобразить формальной моделью. Однако «сценарий» — это все же текст со всеми вытекающими последствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), обусловливающими возможность неоднозначного его толкования. Поэтому его следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.

Понятие и сущность метода сценариев

Практика работы ситуационных центров в настоящее время не обходится без использования метода сценариев, который позволяет произвести оценку наиболее вероятного хода развития событий, а также наиболее вероятные последствия принимаемых решений. 

На основе разработанных специалистами сценариев развития анализируемых ситуаций становится возможным на определенном уровне достоверности определять возможные варианты и тенденции развития, а также взаимосвязь между действующими факторами, формировать картины событий, к которым ситуация может прийти под воздействием определенного рода воздействий. 

Благодаря профессионально разработанным сценариям происходит обеспечение более полного и отчетливого определения перспектив развития ситуации как в случае наличия управляющего воздействия, так и в ситуации их отсутствия. 

При этом, благодаря сценариям ожидаемого развития ситуаций становится возможным создание условий для своевременного обнаружения опасностей, которые могут приводить к неблагоприятным путям развития событий, либо к неудачному управленческому воздействию. 

Благодаря сопоставлению и оценки вероятных сценариев развития ситуации, которая вызвана различными фоновыми и управляющими воздействиями и факторами, которые не зависят от деятельности руководителя возникает ситуация принятия зачастую единственно верного решения. 

Замечание 1

Принято считать, что сценарии для прогнозирования процессов развития разных сложных систем впервые были использованы Германом Каном. Первые разработанные им сценарии имели преимущественно описательный характер. Позднее, метод сценариев получил развитие преимущественно благодаря применению более точных количественных и качественных моделей. 

Метод сценариев представляет собой систему, в которой предполагается создание технологий разработки сценариев, которые позволят обеспечивать более высокий уровень вероятности выработки эффективных решений в тех ситуациях, когда это возможно, а также более высокую вероятность снижения к минимуму вероятных потерь в тех случаях, когда потери являются неизбежными. 

Варианты реализации метода сценариев в организации 

В настоящее время принято выделять большое количество различных стратегий реализации метода сценариев, среди которых: 

  1. Метод получения согласованного мнения. 
  2. Метод повторяющейся процедуры независимых сценариев. 
  3. Метод использования матриц взаимодействия. 

Приведем более подробную их характеристику.

Метод получения согласованного мнения – это в сущности одна из разновидностей метода Делфи, которая ориентирована на получение коллективной позиции разных экспертных групп касательно различных важных событий в различных областях в конкретный временной промежуток будущего. 

В качестве недостатка данного метода следует выделить отсутствие должного внимания процессам взаимодействия и взаимосвязи различных факторов, которые влияют на динамику развития ситуации, и на развитие событий. 

Метод повторяющейся процедуры независимых сценариев заключается в формировании независимых сценариев для каждого аспекта, которые оказывают существенное воздействие на различные ситуации. Также, данный метод использует повторяющиеся итеративные процессы согласования сценариев развития разных вариантов ситуаций. 

Замечание 2

Достоинством данного метода является усугубленный анализ взаимодействия различных моментов развития ситуации. В качестве недостатков метода выделяется недостаточная разработанность и методическая обеспеченность процедур согласования сценариев. 

Метод матриц взаимовлияния, который был разработан Хелмером и Гордоном нацелен на определение с учетом экспертной оценки потенциального взаимодействия событий данной совокупности. 

Оценки, которые связывают все возможные варианты развития событий в их силе, времени, распределении и прочем способствуют уточнению первоначальной оценки вероятностей событий, а также их комбинаций. 
Недостатком метода является сложность в получении больших объемов оценки, а также отсутствие корректной обработки этих оценок. 

Особенности методологии составления сценариев

Процессы составления сценариев предполагают предварительное определение системы параметров, которые описывают систему. 

Состояние системы в определенный момент времени «t» выступает в качестве точки 5 в данной системе параметров. На основании определения возможных тенденций развития ситуации становится возможным высчитать вероятные направления эволюции положения системы в пространстве этих параметров 5 в разные промежутки времени в будущем S(t+ 1), S(t + 2) и прочее. 

Замечание 3

В случае отсутствия управляющего воздействия предполагается, что эволюция системы будет происходит в самом вероятном ключе. 

Управляющее воздействие является эквивалентным воздействию сил, которые способны изменять направления траектории S(t). 

Управляющие воздействия должны быть рассмотрены совместно с ограничениями, которые накладываются и внешними, и внутренними факторами. Данная технология выработки сценария предполагает исследование положения системы в различные дискретные отрезки времени t,t+ 1, t + 2.

Вместе с тем, предполагается, что точка, которая соответствует системе 5 в координатах параметров располагается в конусе, который расширяется в ситуации удаления от исходных моментов времени I. 

В определенных моментах времени t + Т  можно ожидать, что систему будут располагать в сечении конуса, который соответствует моменту времени t + Т.

Каждая точка этого сечения может трактоваться в качестве вероятного расположения системы в пространстве параметров. Естественно, что наиболее вероятным будет считаться положение системы на центральных осях конуса. 

Замечание 4

За счет управляющих воздействий происходит смещение положения системы в пространстве параметров. В этом случае целесообразным также будет рассмотрение только дискретных точек, при уделении особого внимания вероятным точкам. В ситуации такого анализа важно уметь предвидеть возможности возникновения дополнительного внутреннего напряжения между элементами системы, так как они также могут изменять положение системы в пространстве параметров. 

Для произведение оценки напряжений можно использовать соответствующие социальные, либо экономические индикаторы, совместно с пороговыми значениями индикаторов, в ситуации превышения которых положение системы может быть существенным образом изменено. 

Замечание 5

В некоторый случаях, управляющее воздействие может быть направлено на предотвращение превышения пороговых значений индикаторов, в случае, если целью является сохранение стабильности. 

В некоторых ситуациях можно специально стремиться к результату, превосходящему пороговые значения индикаторов, что целесообразно в тех случаях, когда это не противоречит поставленным перед системой задачам. 

В качестве одного из наиболее значимых результатов применения данной разновидности метода сценариев, также, как и иных его разновидностей, выступает более детальное понимание аспектов анализируемых ситуаций, а также особенностей ее развития и ее основных закономерностей. Внимание заслуживает и иная модель метода сценариев. Исследователями заявляется, что их метод выработки сценариев относится преимущественно к анализу возможного будущего, а не вероятного будущего. 

Правда, более детальное понимание ситуации, которое получается благодаря процессу тщательной работы, следующим шагом определяет формирование системы воздействий, которая сможет изменять рассмотренные сценарии развития ситуации. При этом вероятное будущее может подлежать корректировке. 

В этом методе предусматривается отбор только тех переменных, которые имеют непосредственное отношение к развитию анализируемых систем, вне зависимости, относится ли эта система к контролю за окружающей средой, либо она относится к управлению технологическими процессами в действующем производстве, или прочим вещам. 

В дальнейшем авторы предлагают разрабатывать достаточно детальные сценарии для обнаружения опасностей, которые угрожают системе, совместно с выработкой системы противодействия им. 

Предусматривается среди большого числа сценариев отбор наиболее пригодных из них для всей совокупности с целью последующего анализа, совместно с процедурой использования компьютерных технологий для выработки сценарных прогнозов, которые не являются искаженными. Проведем более детальный анализ перечисленных процедур.

Замечание 6

Перед тем, как начинать разработку сценария, важно проводить анализ ситуации с определением конкретных базовых действующих единиц и отношений между факторами, являющимися важнейшими в ней. Кроме того, также важно выполнить структуризацию и детализацию ситуации. В этом методе отбор реализуют эксперты. 

Анализу подвергаются прогнозы развития ситуации с возможным применением контент-анализа, также происходит выделение переменных, которые представляют собой область логических рассуждений экспертов и их взаимосвязь. Ключевой задачей является получение набора существенных переменных, которые достаточно полно могут характеризовать развитие анализируемых ситуаций. 

Следующим этапом будет являться определение соответствующей шкалы для каждой переменной, в рамках которой она могла бы быть изменена. Так как в реальных условиях, вместе с количественными переменными могут быть использованы и качественные, важно разработать для каждой переменной вербально-числовую шкалу, в которой могут содержаться как численные значения градаций, так и их содержательное описание. 

Благодаря содержательному описанию становится возможным расширение состава переменных с помощью включения в него переменных, которые действительно могут отражать особенности анализируемых ситуаций, несмотря на то, что они и не обладают никакой качественной природой. Благодаря количественным значениям переменных становится возможным более надежная оценка опасностей. 

В случае, если переменные являются непрерывными, то целесообразным будет выделить их характерные значения с целью дальнейшего использования при анализе ситуаций. В некоторых ситуациях, сведения о переменных могут предоставляться в форме определенного тезауруса, который отразил бы основную количественную и качественную информацию, которая позволит достаточно полно представить переменные. 

Замечание 7

Благодаря неоправданному увеличению числа переменных происходит затруднение анализа ситуаций. Вместе с тем, их избыточное агрегирование (обобщение) также может сильно затруднить анализ. 

Основной задачей сценария является выработка ключа к пониманию проблемы. В ситуации анализа конкретных ситуаций переменные, которые ее характеризуют, получают соответствующие значения в виде определенных градаций вербально-числовой шкалы каждой из переменных.

Определению подлежат все значения парного взаимодействия между переменными, которые могут оказать взаимное влияние в ситуации развития данной ситуации. Такой тип взаимодействия между переменными, чаще всего представляется в виде матрицы. 

После выработки и представления сценария с помощью переменных, а также оценки их внутренней согласованности и взаимодействия возможно использование, при включении вербально-числовых шкал, перс-хода к презентации сценария в форме содержательного описания. Данная форма чаще всего оказывается самой удобной при подготовке отчета о проделанных работах. 

В некоторых случаях целесообразным является включение предыстории развития анализируемых ситуаций в состав сценария. Отличительной особенностью данного метода является многовариативность – то есть изучение нескольких альтернативных вариантов вероятного развития ситуации при учете базисного сценария. 

Замечание 8

На основании группирования сценариев в классы становится возможным определение рациональной стратегии воздействия на ситуации. 

Чаще всего, сведения о нескольких вероятных сценариях развития ситуации являются более информативными, чем единственный сценарий, кроме того, они позволяют принимать более эффективные решения. 

Еще одной особенностью этого метода является то, что он позволяет оценивать значения взаимодействия переменных только в рамках границ области допустимых значений, а не во всей области, как это предполагает метод, использующий матрицу влияния. 

Замечание 9

Использование специализированных программ для ЭВМ и для датчиков случайных чисел с последующими отсечениями невозможных ситуаций для проработки альтернативных вариантов сценариев позволяет расширить горизонты анализа вероятных ситуаций в будущем. 

На основе разработанного широкого спектра возможных альтернативных вариантов развития ситуации становится возможным более полное определение критических ситуаций для принятия решений, совместно с определением возможных последствий предлагаемых альтернативных вариантов решения с целью их сопоставления и выбора среди них наиболее эффективного. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методы типа сценариев системный анализ
  • Милли уеннар сценарий
  • Мероприятие праздник первой отметки
  • Методы составления прогноза аналитический построение сценариев генерация идей
  • Милли йолалар сценарий