Международный день экологических знаний сценарий

Данная разработка написана ко Дню экологических знаний (15 апреля) и с целью углубления экологических знаний о природе, о тесных взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля и воспитания гуманного отношения к природе.. Биология, Мероприятия, 5 класс, Сценарий воспита

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»

Сценарий воспитательного мероприятия

ко Дню экологических знаний

«Волнуется природа неспроста»

Подготовила

Учитель биологии

Хоменко Ирина Павловна

2022 год

Цель: способствовать углублению экологических знаний о природе, о тесных

взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми

существами планеты Земля;

воспитывать гуманное отношение к природе.

Ход занятия

I.Мотивация учащихся

— Ребята, 15 апреля – очень важная для всех людей нашей планеты Земля дата.

— Кто знает из вас, что это за дата? (ответы детей)

— Запомните, дети, 15 апреля – День экологических знаний. Это – напоминание всем людям, живущим на планете об экологических проблемах, грозящих вымиранию человечества. Это – привлечение внимания каждого человека задуматься, что он может сделать, чтобы сохранить природу для будущих поколений.

— Я хочу прочесть вам стихотворение, ребята, в котором Природа обращается к людям с предупреждением опомниться и изменить свое к ней отношение. Называется оно «Волнуется природа неспроста». Послушайте.

Волнуется природа неспроста.

Не существует лишнего в природе,

Природа гармонична и сложна,

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется природа неспроста.

Она предупреждает человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботиться от века и до века –

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна.

Берет с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведет всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова?

И трудно жить становится и тяжко –

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что все живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И все живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесет глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее!

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной.

О, царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

— Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? (ответы детей)

— У меня лично – чувство вины, стыда перед природой. Может, вы слышали такое выражение: матушка-земля; матушка-природа? Объясните, как вы его понимаете. (ответы детей)

— Верно. Природа, как мать родная позаботилась о людях: дала все необходимое для человека, чтобы он ни в чем не нуждался. И вот как он отплатил «своей матери» — загрязнил землю, воду, воздух. Существуют уже Черная и Красная Книги природы. И если не исправить ошибки, допущенные человеком, то может исчезнуть все живое на планете.

 II. Основная часть.

— Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться любить и беречь наш природный дом. Для этого нужно хорошо знать его, понимать, что угрожает ему, а также будем учиться находить пути решения возникших в природе проблем. Я приглашаю всех вас на игру «Знатоки природы». Участвовать будут 2 команды. Правильные ответы будут оцениваться в 1 балл.

1. Тур Вода – символ жизни на Земле

1. Какого цвета больше на глобусе? Что это означает? (моря, океаны, реки, озера)

2. Почему нужно тогда беречь воду? (пригодна для питья только пресная вода, которая содержится только в реках и озерах и ее совсем немного на земле)

3. Назовите источники загрязнения воды. (сточные воды заводов, мусор, разлив нефти)

4. Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы? (не бросать мусор в водоемы, реки; бережно использовать в быту)

5. Какой экологический знак можно установить на берегу наших водоемов? (перечеркнутый красной чертой мусор)

Оценка

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

2. Тур Леса – легкие планеты Земля

1. Почему леса называют «легкими планеты»? (лес – самый большой источник кислорода на Земле)

2. Где нужно собирать лекарственные растения – в лесу или возле дороги?

3. Назовите самое распространенное дерево речных водоемов, которое укрепляет берега? (ива)

4. Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (растут ярусами)

5. Почему сломанная ветка засыхает? (прекращается ее питание)

6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет? (сосна светолюбивое растение)

Оценка

Физкультминутка – «Ветер»

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише, (присесть, спина прямая)

Деревце все выше, выше. (Встать на носки)

Раз, два – выше голова, (поднять голову)

Три, четыре – руки шире, (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть. (Сесть за парту)

3. Тур Какое небо голубое!

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания всех живых существ. (кислород)

2. Какой газ является основным компонентом воздуха и занимает 78% его объема? (азот)

3. Где легче дышится: в лесу или в городе и почему? (в лесу – растения выделяют кислород)

4. Почему ласточки перед дождем низко летают? (холодный воздух гонит насекомых книзу, где теплый воздух)

5. Почему нельзя водителю на стоянке оставлять включенным мотор? (выходят вредные выхлопные газы)

6. Последнее время предупреждают людей о вредности использования баллончиков с освежителем воздуха, дезодорантов, лаков и многих других распыляющих веществ. Почему? (газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой, а также впитывается в клетки кожи)

Оценки

4. Тур Почему нельзя?

1. Почему нельзя на лугу траву косить с края луга? (правильно косить с середины луга, давая возможность зверькам, насекомым, птицам покинуть место)

2. Почему нельзя шуметь в лесу, включать громкую музыку, разжигать костер? (звери и птицы могут покинуть свои места)

3. Чем опасен лесу мусор: бумага, пластик, консервная банка, стекло? (бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда – 100 лет)

4. Почему нельзя разорять муравейники? (муравьи уничтожают вредных насекомых)

5. Почему нельзя ловить бабочек? (бабочки опыляют растения)

6. Почему нельзя трогать гнездо птицы, брать в руки яйца или птенцов? (птицы могут покинуть свои гнезда)

Оценки

5. Тур Твой выбор: экологические ситуации

1. Этот зверь, ребята, может проснуться и в нас при виде, например, огромной поляны цветов. Скажите, как вы поступите?

2. Вы отправились на природу, расположились на поляне, громко включили музыку и стали кричать. Как можно оценить этот поступок?

3. Вы нашли в лесу маленького беспомощного зверька (зайчонка или бельчонка) и взяли его с собой. Правильно ли вы поступили?

4. На озере вы увидели, что ребята ловят лягушек, чтобы уничтожить. Ваши действия.

5. Нашел грибник 1 боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

Оценки

— Рассмотрев все эти ситуации можно сделать один вывод: человек действительно становится врагом природы. Вот почему нужно с раннего возраста учить детей правилам поведения в природе; воспитывать нравственные качества характера: доброту, сострадание, отзывчивость, бережное отношение к природе. Мы, люди, должны научиться жить в гармонии с природой.

III. Итоги конкурсов. Рефлексия.

Мне хочется закончить занятие словами из стихотворения И.Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Данный сценарий игровой программы «День экологических знаний» разработан педагогом дополнительного образования, руководителем детских объединений естественнонаучной направленности.

Сценарий используется для организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников в рамках экологического праздника «День экологических знаний». Сценарием предусмотрено проведение спортивной эстафеты, игры по станциям во внеаудиторных условиях (на площадке учреждения) или внутри учреждения в нескольких кабинетах, с использованием спортивного зала.

Сценарий предусматривает комплекс игр экологической тематики, упорядоченных таким образом, чтобы предусмотреть смену деятельности учащихся.

Данный сценарий может использоваться педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, учителями биологии общеобразовательных учреждений для организации внеурочной деятельности, на занятиях и уроках, а также вожатыми для проведения дней экологии в лагере, с целью стимулирования познавательного интереса учащихся, актуализации их знаний, сплочения коллектива.

Автор: Астанина Марина Францевна

Организация: БПОУ ОО ОМПК

Населенный пункт: г. Омск

Пояснения к презентации

(слайд 1) Классный час «15 апреля- День экологических знаний»

(слайд 2)

“Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях» (Арманд Давид)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

Как вы понимаете данные высказывания?

Рассказ преподавателя: Если человек уважает других людей, то он должен заботиться, чтобы вокруг в окружающем мире была чистота и порядок. А это значит, то он должен заботиться о природе. А если человек, охраняет природу, значит и защищает нашу Родину, потому что все что вокруг нас и есть наша Родина.

(слайд 3)

Каждый человек оставляет свой след – в своей школе, колледже, где его портрет вешают среди других выпускников, на работе, и, конечно, в истории своей семьи. Так и все люди вместе оставляют свой след на нашей планете. Но всегда ли мы можем им гордится?

(Обсуждение)

(слайд 4,5)

Рассказ преподавателя: Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния нашей семьи. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. Мы используем лес для производства бумаги, нефть для транспорта и медицины, уголь для отопления домов, торф и минеральные удобрения в сельском хозяйстве, металлы для производства необходимых машин и техники и многое другое. При этом производятся отходы.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой.

Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», который позволяет ярко представить нагрузку, оказываемую на окружающую среду отдельным человеком или целым государством. В расчете экологического следа важнейшее значение имеет то, сколько земной поверхности занимает каждый человек.

Смотрят видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=aq9W_-7hLSs

(слайд 6)
Экологический след включает:
площадь полей для выращивания растений, употребляемых в пищу людьми, на корм скоту, для производства материалов

  • пастбища для животных, используемых для мяса, шкур, шерсти, молока
  • леса для древесины и целлюлозы
    водоемы, где идет лов рыбы
    земля, занятая под зданиями, трубопроводами, дорогами и заводами
  • энергетическая земля – площадь леса для поглощения СО2 от сжигания топлива, сбора дров, ядерных и гидроэлектростанций

Рассказ преподавателя: Как вы думаете, у жителей какой части света самый большой экологический след? (Ребята предлагают варианты ответа)

(слайд 7)

На территории Европы проживает всего 7% населения Земли, но его жители используют 17% мировых природных ресурсов. Экологический след европейцев в 2,2 раза превышает возможности экосистем. Экологический след жителя России – 4,5 гектара. Почти такой же, как у европейцев! Экологический след Лондона – города, вмещающего 12% населения Великобритании, в 125 раз больше его собственной площади.

(слайд 8)

Что такое экология?

Ответ: Экология (греч. «наука о местообитании») – это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.

(слайд 9)

Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.

Рассказ преподавателя: Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний – дата, значимая для всех людей Земли. Человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему

Нас окружает природа. Повсюду. Даже те из нас, кто все свое время проводит в шумных, пыльных городах, видит редкие деревца на бульварах, гуляет иногда по тихим зеленым скверам, любуется яркими цветочными клумбами. Периодически природа напоминает о себе и собственной важности, превосходстве над всем человеческим родом катаклизмами и, как следствие, сотнями унесенными жизней. Так она хочет достучаться до нас — создателей и одновременно жертв процесса урбанизации. Впрочем, есть люди, которые каждую секунду помнят о необходимости поддержания естественной окружающей среды в первозданном состоянии и защиты ее от негативного влияния человеческого фактора. Это экологи. В мире существует немало праздников, призванных донести до общества идею совместной охраны природных ресурсов. Один из них жители планеты отмечают ежегодно 15 апреля. Он носит название День экологических знаний.

Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества. В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

(слайд 10)

Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически

Рассказ преподавателя: Задача праздника заключается в продвижении экологических знаний в массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны, информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической безопасности.

А сейчас проведем викторину, которая покажет, кто обладает большим запасом знаний в области экологии!

Вопросы викторины

  1. Что такое биосфера?
  2. Уникальное озеро нашей страны?
  3. Что такое загрязнение? Какие типы загрязнений вы знаете?
  4. Почему меняется климат?
  5. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
  6. Что является самым экологичным источником энергии?
  7. Что вы знаете о радиоактивных осадках?
  8. Что такое озоновые дыры?
  9. Что такое пестициды?
  10. Какие Вы знаете международные организации по защите окружающей среды?

Ответы викторины

  1. Что такое биосфера?

(Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский — выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

  1. Уникальное озеро нашей страны?

(Это — озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера — байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель — рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка — живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

  1. Что такое загрязнение? Какие типы загрязнений вы знаете?

(Загрязнение — это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Типы загрязнений: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

  1. Почему меняется климат?

(Причины изменения климата — парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

  1. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?

(Это — нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это — бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях — высевают на нефтяное пятно.)

  1. Что является самым экологичным источником энергии?

(Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

  1. Что вы знаете о радиоактивных осадках?

(Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

  1. Что такое озоновые дыры?

(Озон — форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона — из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

  1. Что такое пестициды?

(Пестициды — это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

  1. Какие Вы знаете международные организации по защите окружающей среды?

(ООН, Гринпис, Фонд дикой природы, Зеленый крест и т.д).

После проведения викторины, студентам предлагается поучаствовать в конкурсе плакатов «Мой экологичный город»

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,9 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,2 МБ

Опубликовано: 06.04.2021

Тема: «День экологических знаний».

Цель: создание
условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу
родной земли, формирования экологической культуры.

Задачи:

1)    Расширять познавательный интерес и
познавательную активность обучающихся .

2) Прививать навыки рационального расходования
природных ресурсов.

3)Развивать коммуникативные умения, формировать навыки
работы в коллективе.

4)Способствовать
воспитанию чувства любви к природе, уважения ко всему живому.

Оборудование: карточки с
заданием, украшение доски .

Ход занятия

1.       Вступительное
слово

Часто мы не ценим того, что нам подарено
судьбой, принимаем как должное.

Сейчас я говорю о великом счастье жить на
планете Земля, любоваться её природой, восхищаться её красотой.

Природа даёт человеку питание.

Ветер, солнце, лес и вода доставляют нам
общую радость.

Люди неразрывно связаны с природой тысячью
нитей.

От состояния Земли, её природных недр
зависит жизнь человека.

Многое нам даёт Земля.

А что для неё делаем мы?

Только пользуемся её богатствами, любуемся
её красотой?

Это неправильно.

Земля нуждается в защите, ей нужно
помогать, оберегать от бед.

И мы, люди, должны делать всё, что в наших
силах.

Красота! – говорим
мы, взирая на луг…

Не коснулся бы
лишь красоты этой плуг…

Земля дарит веками
свою благодать.

Не спешите красу у
Земли отобрать!

Украшают природу
восходы и ночь.

Мы должны найти
силы планете помочь,

Загрязнив водоем,
вырубая леса,

Мы добьемся того,
что увянет краса…

Глаз не радует
мусор в зеленой траве.

Кто же пользу
нести будет нашей Земле?

От лица всей Земли
– люди, вам мой поклон,

Если
каждый поймет, что Планета – наш дом

      История праздника
15 апреля День экологических знаний

Указанная
дата ведет свою историю с начала 90-х гг. прошлого века. В 1992 году в
Рио-Де-Жанейро состоялась конференция ООН, в рамках которой участниками
обсуждались основные проблемы окружающей среды и был сделан акцент на важности
экологического образования разумных обитателей и фактических хозяев земного
шара как необходимого для устойчивого развития человечества фактора. Тогда
кто-то и выдвинул идею об учреждении Дня экологических знаний, проведение
которого имело бы мировые масштабы. По всей видимости, инициативу находчивого
участника конференции коллеги восприняли с воодушевлением и энтузиазмом, иначе
15 апреля не значилось бы сегодня в реестре общественно-значимых праздников.

Россияне
узнали о существовании экологической даты несколько позже. День экологических знаний
пришел в нашу страну лишь спустя 4 года после своего возникновения
.
С инициативой регулярного проведения признанного всей планетой торжества в 1993
году выступили представители отечественных общественных природоохранных
организаций Кузбасса. Интересно, что идея шагать в 
ногу с
миром «вылилась» не просто в учреждение в России Дня экологических знаний, но в
масштабную ежегодную общероссийскую акцию. Последняя, согласно распоряжению
Правительства «О проведении в апреле-июне 1994 году общероссийских Дней защиты
от экологической опасности» от 4 февраля 1994 года  длится с 15 апреля по 5
июня — то есть до 
Всемирного дня охраны окружающей
среды
 и
Дня эколога в России.

Задача
акции и, собственно, праздника заключается в продвижении экологических знаний в
массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны,
информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической
безопасности. Благодаря общероссийским Дням защиты от экологической опасности у
каждого из нас имеется прекрасная возможность внести свою лепту в решение
проблемы глобального экологического кризиса в рамках конкретного региона.
Начиная с 1996 года, когда граждане нашей страны впервые отметили День
экологических знаний, 15 апреля во всех уголках нашей необъятной Родины
представители природоохранных учреждений организуют интересные, познавательные
мероприятия, пропагандирующие важность получения и углубления экологических
знаний.

Особенности науки экологии

Давайте
в общих чертах ознакомимся с основными аспектами сферы знаний, которая,
собственно, и дает повод проводить ежегодно 15 апреля День экологических знаний
по всему миру, в том числе в нашей стране. В переводе с греческого слово
«экология» означает буквально «учение о доме» (oikos — дом, убежище, logos — учение,
наука). Данный термин в обиход ввел биолог-немец Эрнст Геккель в 1866 году.
Ученый видел предмет изучения экологии в исследовании многообразия
взаимоотношений человека с компонентами окружающей его среды — как
органическими, так и неорганическими. Постепенно данное понятие обзавелось
другими смысловыми оттенками. В итоге современная интерпретация экологии как
учения звучит следующим образом: экология является наукой, изучающей
взаимоотношения организмов друг с другом и непосредственно с окружающей средой.
В задачи экологии входит:

·        
систематизация
практического и теоретического материала, имеющего экологический характер,
сведение разрозненной информации воедино;

·        
научное
прогнозирование изменений, происходящих в природе, которые спровоцированы
воздействием на естественную среду человеческой деятельностью;

·        
обеспечение
развития заповедного дела, а также восстановления биосистем, имеющих внутренние
нарушения.

Какова главная цель науки экологии? Ее легко
«вывести» на основе освещенных выше сведений: это приложение совместных усилий
по снижению отрицательного влияния антропогенного фактора на природу-матушку.
Для достижения поставленной цели понадобится ни много, ни мало — более
рационально относится к использованию биоресурсов, думать не только о
собственной выгоде и пользе, но — в первую очередь — о важности сохранения
естественной среды обитания в целости и сохранности.

Зачем нужны экологические знания?

Вопрос,
можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское
отношение населения планеты к природе. Это касается не только крупных
корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или
общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого
человека в отдельности. Ведь, посудите сами: мы устраиваем пикники, выезжая на
природу, и после себя оставляем горы синтетического мусора; срываем, гуляя по
лесу или лугу, цветы, собираем травы, часто вырывая их прямо с корнями,
совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности
воспроизводства; убиваем зайцев, лис, диких уток не ради желания утолить голод,
а ради забавы…

Примеров
потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно
привести бесчисленное множество. И происходит это не только по причине
отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня
экологической образованности и культуры. Овладев же в должной мере
экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные
изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и
человечества.

Тревожные факты.

Классный руководитель: Сегодня
экологическая катастрофа угрожает всему человечеству, всей планете. Мы
познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что  сегодня наша
природа  стоит на пороге экологической катастрофы.

Ученик 1. Реки Волга, Дон,
Обь, Иртыш, Урал, Енисей Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень
загрязнения.

Ученик 2. С 1960 по 1988 г.
Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С её
поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль
образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и
Тянь-Шаня.

Ученик 1. Деятельность
человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. Исчезло 36 млекопитающих
и 94 вида птиц. Если 400 лет биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и
птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.

Ученик 2. Гибель одного
вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов
животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится
всего лишь 25 птиц.

Ученик 1. За последние 3
года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

Ученик 2. В России ежегодно
в воду и под землю уходит более 500 миллионов тонн промышленных стоков.

Ученик 1. Промышленные
предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.

Ученик21. Граждане должны
осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие
поколения.

 Как
помочь природе?

Классный руководитель. Ребята, вы
познакомились с некоторыми материалами нынешнего экологического состояния нашей
планеты Земля. Предлагаю вам обсудить три вопроса. Первый вопрос: «Человек –
часть природы или её властелин?» Второй вопрос: «Согласны ли вы, что планете
Земля угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество её
предотвратить?». И третий вопрос: «Экологическая грамотность и экологическая
культура, как вы понимаете, что это такое?»

Ученик 1. «Дымят заводы в
атмосферу,

Огромной черною
трубою

И фабрики сливают
в реки

Потоки мутные
воды.

Мусор Землю
захламляет,

Всему живому
угрожает!

Гудят самолеты в
небе,

Пугая стаи птиц!

Вот нефть из
танкера льется,

В ней рыба морская
бьется!

Города и поселки
земные

Автомобили
заполонили!

Ракеты, сжигая
топливо,

Летят в
бесконечную высь.

И гибнут дети на
планете

От бомб,
взрывающих дома!

Ведь на Земле идет
война!

Да что же такое
творится

На нашей
прекрасной Земле?»

Ученик
2.

«Не пора ли остановиться!

За голову всем
схватиться!

Призвать на помощь
людские знания,

Свое самосознание?

Давайте поспешим,

Землю свою от бед
сохраним!

Степи, не
умирайте!

Нивы, поля,
зеленейте!

Леса, держитесь
корнями за

Матушку-землю
свою!

Цветы, зацветайте
пышно!

Пусть реки
струятся потоками быстрыми,

Прозрачными, 
чистыми,

На солнце
искристыми.

Пусть в море живут
большие киты,

Они нам ведь тоже
очень нужны!

Дельфины резвятся
и чайки кружатся

И волны на берег
мирно ложатся!

Как видите,
друзья,

В большей
опасности Земля

А
теперь ребята мы свами устроим мини – соревнования для этого нам понадобится
две команды , которые должны представить себя.

1)
Этап мы  совершим путешествие по царствам Флоры и Фауны. 
Я буду задавать по
очереди командам вопросы.

1.
Коллекция засушенных растений – это … (гербарий)

2.
Кто был серый, а стал белый? (заяц)

3.
Самая быстроногая птица? (страус)

4.
Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

5.
Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест)

6.
Чем питаются журавли и цапли? (лягушками)

7.
Сколько ног у жука? (шесть)

8.
Что ест зимой еж? (он в спячке)

9.
Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)

2)Этап
Найди лишнее слово”. Каждая команда получила карточки, в которых
написаны по три слова. Вам нужно вычеркнуть лишнее слово и объяснить
почему. 

1. Камбала, карась,
щука.

2.
Сирень, жасмин, рябина.

3.
Корень, букет, листья.

4. Трава,
земля, воздух.

5.
Дрозд, воробей, соловей.

6. Бегемот,
морж, тюлень.

7.
Венера, Земля, луна.

8.
Креветка, чайка, медуза.

9.
Кузнечик, шмель, полевка.

3)Этап
«Если вдруг…»

Я предлагаю
 вам  задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной  в игру
« Если вдруг…».

Условия этой игры
таковы: я вам буду давать начало  ситуаций, а вы можете продолжить.

Например: если
люди уничтожат все цветы  на Земле… погибнут многие насекомые… не станет
меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь
вы: Если вдруг

1) На городских
пляжах перестанут убирать территорию …(неприятно отдыхать среди мусора,
будет рассадник инфекции, можно пораниться о стеклянные бутылки. просто
неприятно отдыхать будет)

2) Вырубят все
леса на земле …(не будет грибов, ягод, зверей и птиц, им негде будет жить и
нечего есть. Негде будет погулять, полюбоваться природой
).

3) Если все заводы
по переработке мусора обанкротятся и закроются…(грязный мусор, особенно
пластиковые бутылки и пакеты покроют всю землю и погибнут растения).

4) Уберут из дворов мусорные  баки…(дворы
превратится в большую свалку, негде будет погулять людям, детям негде будет
играть).

Подведение
итогов (рефлексия).

Классный
руководитель.

Какое впечатление у вас осталось после классного часа?

Любите
нашу Землю! Берегите ее!

Скачано с
www.znanio.ru

учитель химии и биологии МБОУ “Гимназия им. И. М. Макаренкова” с.Ольговка

Сценарий приурочен к Дню экологических знаний агитбригада “Землянам-чистую планету”

Все: Вас приветствует агитбригада МБОУ «Гимназии им. И.М. Макаренкова» с.Ольговка

 Наш девиз:

Мы защитники природы!

Рады ей помочь всегда!

Не замутим грязью воды,

Птичьего не разорим гнезда!

1участник

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

 2участник

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

 3участник

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой,

И шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!             

 Видеозапись (Красоты планеты –  Земля)

Ведущий: Да, много выпало на долю Земли…

  • Потепление климата
  • Таяние ледников
  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и воду
  • Наводнения
  • Пожары
  • Выбросы промышленных отходов

На некоторых из проблем загрязнения окружающей среды нам бы хотелось вам рассказать.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ИСКУСТВЕННЫМ(АНТРОПОГЕННЫМ). ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ИЗВЕРЖЕНИИ ВУЛКАНОВ, ВЫВЕТРИВАНИИ ГОРНЫХ ПОРОД, ПЫЛЬНЫХ БУРЯХ, ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ, ВЫНОСЕ В АТМОСФЕРУ КРИСТАЛИКОВ СОЛЕЙ.

1-ый. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основные поставщики загрязнений – промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км² в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы.

    2-ой. Главный химический загрязнитель атмосферы – сернистый газ, выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты. Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей. При высокой концентрации сернистого газа, пыли, дыма во влажную тихую погоду в промышленных районах возникает белый, или влажный, смог – ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей. В Лондоне во время такого смога из-за обострения легочных и сердечных заболеваний с 5 по 9 декабря 1952 г. умерло на 4000 человек больше, чем обычно.

 3-ий. В больших городах и густонаселённых районах первенство в загрязнении атмосферы переходит от промышленности к автомобильному транспорту. С выхлопными газами в атмосферу поступают угарный газ, оксиды азота, углеводороды. 

4-ый. Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды –радиоактивное. Оно представляет угрозу для здоровья и жизни людей, животных и растений не только ныне живущих поколений, но и их потомков из-за появления многочисленных мутационных уродств. Последствия такого мутагенного влияния на растения, животных и человека изучены еще плохо и труднопредсказуемы. В районах умеренного радиоактивного загрязнения увеличивается число людей, заболевших лейкозами.

5-ый. Источниками радиоактивного загрязнения служат экспериментальные взрывы атомных и водородных бомб. Радиоактивные вещества выделяются в атмосферу при изготовлении ядерного оружия, атомными реакторами электростанций, при дезактивации радиоактивных отходов. Сейчас стало понятно, что не существует такой малой дозы ионизирующего излучения, которая была бы безопасна

6 – ой. С развитием промышленности и транспорта кислород в больших количествах используется при горение. Например: легковой автомобиль за 1,5 тыс.км. пробега расходует суточную норму кислорода одного человека ( в среднем человек в сутки потребляет 500 л. кислорода, пропуская через легкие 12 л воздуха).

7 – ой. Самой страшной в истории человечества была авария на 4 –м блоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Произошло разрушение, расплавление, испарение и вынос в атмосферу ядерного топлива. Всего испарилось и попало в атмосферу около 50 т. ядерного топлива. Радиоактивные вещества поднялись на высоту до 11 км  загрязнение охватило территорию Украины, Белоруссии и Центральные области России

8-ой. В атмосферу Земли в результате человеческой деятельности ежегодно выбрасывается 156 млн. тонн сернистого газа, 60 млн.тонн оксидов азота. Там где много промышленных предприятий, воздух загрязняется сильнее. 

Музыкальная запись «Стон Земли»

 На сцену выходит девушка, за ней юноша, они к чему-то прислушиваются…

 Девушка: Ты слышишь, кто-то нас зовет?! Кому – то страшно, жутко, больно!

 Юноша: Ну, ладно причитать, уже довольно! Не человек на помощь звал, то мать-земля от горечи вздыхает.

 Девушка: Земля жива? Да как же! В ней живого нет крупицы.

                                   Жив человек, животные и птицы.

                                 Да даже червь, букашка, рыба.

                                 Но как землица может быть живой?

                                 Что говоришь? Ты дружишь с головой?        

 Юноша:                   Садись поближе и послушай ты меня.

                                 Вот, скажем, осень… Дождь идет…

                                 Гляди, землица наша пьет.

                                 Зимою спит, весной встает,

                                 И все кругом уже цветет.

 Девушка:                 Я поняла. А реки – кровь,

                                 А гумус – кожный ей покров –

                                 Дрожит от взрывов, как от страха,

                                 А лес-тайга – земли рубаха.

                                 Прости, ведь я не думала тогда,

                                 Что матушка-земля жива!

                                 И думаю, не все и люди знают,

                                 Что мать свою родную обижают.

                                 Мы любим лишь себя и уважаем,

                                 И дом свой, и квартиру прибираем.

                                 У нас-то чисто, а земли не жалко,

                                 Земля отныне – как большая свалка.

 Юноша: Я Земля! Я – в беде!

              Взгляните, люди, на меня:

             Пылаю я в дыму огня.

         Меня взрывают, роют, жгут.

              Меня совсем не берегут.

              Бутылки, банки, коробки.

              Погибну скоро я с тоски.

              Конфету съел – и что, малыш,

              Бросаешь фантик, не глядишь?

              Пуста бутылка, все испил?

              А унести не стало сил?

              Услышьте голос мой родной

              Я плачу дождевой слезой.

              Я задыхаюсь, не молчу. Землетрясениями кричу.

              Я гневаюсь раскатом грома.

              Хочу быть чистой и здоровой! (Земля уходит)

Вместе: Что завтра будет? И подумать страшно…

              Надо юннатов скорей собирать, агитбригаду создавать.

              Ведь вместе же великая мы сила! (Уходят)

Ведущий: У нас в гостях прямо из леса белоствольная красавица (на сцене появляется девочка в костюме березы, она читает стихотворение).

 Береза

         Я береза белая, я в лесу росла,

         Горем поделиться к вам сюда пришла.

         Про мою обиду, про мою беду

         С самого начала речь я поведу.

         Я шумела весело летом и весной,

         Птицы голосистые пели надо мной.

         Приходили люди в летний жаркий день,

         Под моими ветками находили тень.

         Но житью хорошему вдруг настал конец,

         В лес пришёл однажды мальчишка-сорванец.

         Он изрезал ножичком всю мою кору,

         Было очень больно мне, думала умру.

         Он не успокоился, он поджег меня,

         Корчились листочки, сохли от огня.

         Вы ему напомните, сорванцу тому,

         Про березку белую в пламени, в дыму.

         Ведь березка каждая тоже хочет жить,

         С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

         Ведь березку каждую следует беречь,

         Но зачем березку резать или жечь.

Ведущий: Очень бы хотелось, чтобы эти цифры и факты не прошли мимо вашей души. Если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить основу нашего существования – природу Земли.

Звучит музыка. На сцену выходят Витя, Оля, Коля и Миша; они спорят, что-то доказывают друг другу. К ним подходит ведущий.

Ведущий: О чём спор? Что вы за проблемы решаете?

Оля: Да вот, услышали о глобальных проблемах Земли и спорим. Вот Витя и говорит…

Витя: Постой, я сам. Много тут про охрану природы говорили, а что можем сделать мы? Пусть об этом взрослые дяди и тети думают. А нам это не под силу.

Коля: Не под силу говоришь? Неправда, мы многое чего сделать можем.

Витя: Ну что, например? Что?

(Ребята советуются, спорят)

 Коля: Вот, например, самим соблюдать правила поведения в природе. А это значит…

 Оля: Не засорять места, где ты отдыхаешь.

 Маша: Не рвать целыми охапками цветы.

 Коля: Идя в лес за грибами, взять с собой нож, чтобы срезать гриб, а не вырывать его с корнем.

 Миша: Не ломать черемуху.

 Оля: Не разводить где попало костров в лесу.

 Маша: если ты взял сок у березы, замажь эту ранку землей. А лучше всего не бери.

 Оля: А еще мы можем создать общество защиты домашних животных.

 Маша: А разве нельзя выставить экологический пост во время цветения черемухи и сирени?

 Коля: Вот видишь, всё это нам под силу.

 Ведущий: Хотелось бы, чтобы наша планета оставалась такой же красивой, и парили в небе прекрасные птицы – белые лебеди.

  Все вместе:

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ!

ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,

БАБОЧКУ НА ЛИСТЬЯХ ПОВИЛИКИ,

НА ТРОПИНКАХ СОЛНЕЧНЫЕ БЛИКИ,

НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА,

НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА,

ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПОЛЕМ,

ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РОДНЫМ ПОКОЕМ

ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В НЕБЕ,

 БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!  БЕРЕГИТЕ!

 Мы, юные хранители природы, клянемся:

 1.Жить и учиться так, чтобы быть полезным своему Отечеству.

2.Быть честным и правдивым.

3.Любить и заботиться о своих меньших братьев.

4.Постоянно охранять окружающую нас природу.

5.Быть примером для всех, кому дорога наша планета Земля.

 6.Ведущая: Мы желаем добра, мира и красоты нашей планете!

 До новых встреч!

Интеллектуальная игра по экологии «Мы — дети Земли».

Цели: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимания ее значения для жизни всего человечества, осознания необходимости строить человеческую деятельность с учетом взаимосвязей в природе. Подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на нашей планете, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: плакаты с изображением природы, обитателей водоёмов, поля, леса,

Добрый день!

В апреле много разных экологических праздников

1 апреля — Международный день птиц.

15 апреля – День экологических знаний .

19 апреля – День подснежников.

22 апреля — не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома. Праздник был установлен на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 апреля 2009 года (резолюция № A/RES/63/278, ее соавторами выступили более 50 государств-членов ООН) и отмечается, начиная с 2010 года, ежегодно 22 апреля.

Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года.

Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

Перед началом игры я хочу вам прочесть замечательное стихотворение:

Стали люди сильными как Боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили Планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету

Черные — сотрешь ли, человек? (А. Плотников)

Строки этого стихотворения призываю нас задуматься о будущем. А для этого необходимо ценить

то, что нам дано.

В жизни много загадок, отгадать которые может только любопытный и знающий человек.

Будущее природы зависит от нас с вами. Останется ли наша планета голубой и зеленой или

превратится в пыль.

В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое

Природе. За ходом игры будет следить жюри и оценивать ваши ответы.

1.Разминка

Для 1 команды

1. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса.)

2. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)

3. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

4. Что делает зимой еж? (Спит.)

5. Какой предмет может сказать о себе:

«Со мной пойдешь, Дорогу обратно найдешь!»? (Компас).

6. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).

Для 2 команды

1. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Медведь.)

2. Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)

3. Что птицам страшнее — голод или холод зимой? (Голод.)

4. Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит.)

5. Край виден, но дойти до него невозможно. (Линия горизонта)

6. Какой предмет может сказать о себе:

«Под стеклом сижу, На север и на юг гляжу»? (Компас.)

7. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)

Дополнительно вопросы

2.Конкурс «Узнай цветы».Учитель показывает цветы, а ученики пишут ответы на на листочке.

1.Роза

2.Ромашка

3.Георгины

4.Тюльпаны

5.Мускари

6.Люпин

7.Хризантемы

8.Гладиолусы

9.Гвоздика

10.Флоксы

Доп-но для зрителей

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это… (гриб)

3.Загадки о грибах. Кто быстрее.

1.Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый… (боровик)

2.На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются… (опята)

3.Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

4.Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются… (лисички)

5.Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется… (рыжик)

6.Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

7.В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный… (груздь)

8.С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке… (мухомор)

9.На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная… (поганка)

10.Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

11.Этот гриб найдешь весной

На опушке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным… (сморчок)

12.В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются… (лисички)

4.Конкурс «Правда ли». (Карточки «Да» и «Нет». На экране вопросы)

1. Правда ли, что существуют лягушачьи «оркестры»? ( Да. Лягушка поёт, плотно закрыв и рот, и ноздри. Ещё более удивительно то, что она может петь даже под водой. Амфибии первые наземные животные приобрели голосовой аппарат. Например, квакши образуют дуэты, трио, квартеты и даже квинтеты. Есть среди них и запевалы. По разнообразию голосов лягушки могут соперничать с птицами).

2. Правда ли, что весной можно увидеть синих лягушек? (Правда. Весной в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретает лазурно-голубую окраску. Но стоит их вынуть из воды, и они быстро снова становятся бурыми).

3. Правда ли, что лягушки видят только движущие предметы, а что их окружает нет?

( Правда. Лягушки воспринимают глазами только движущиеся предметы. А кусты, пруд, деревья, небо они воспринимает лишь, как фон).

4.Правда ли, чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами? (Нет. Таким приемом крокодилы пользуются , чтобы подкрасться к свои жертвам.)

5.Правда ли, что кобра танцует под звуки дудочки факира? (Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движением дудочки , готовясь к атаке.)

6. Правда ли, что змеи могут совершать прыжки в высоту да метра? (Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву.

7.Правда ли ,что дикобраз стреляет своими иглами во врагов? ( нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)

8.Правда ли, что верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жиры.)

9. Правда ли, что одинокие волки воют на луну? (Нет. Волки для этого, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята).

Доп-но

( Правда ли, что в Африке водятся мухи-людоеды? ( Да, личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны.)

Правда, ли что кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет, меч-рыба абсолютно безвредна.)

Правда ли, что в Японии едят ядовитых рыб? ( Да. У рыбы – фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах, при ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.)

Стрижи спят на лету? ( да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету , а на рассвете опускается поближе к земле.)

Любят ли куницы ягоды и фрукты? ( Да. Куницы любят не только мясо, но и ягоды, и фрукты.)

Правда ли, что иволгу называют «лесной кошкой»? Если да, то почему? ( Да, потому что иногда крик иволги напоминает мяуканье недовольной кошки.)

Игра со зрителями. «Птицы». Если птицы хлопаем в ладошки, а если не птицы хлопать не надо.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

галки, макароны.

Прилетели птицы:

голуби, куницы.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и ватрушки

лебеди и утки,

и спасибо шутке!

5.Конкурс «Птицы». (По очереди)

1. Какая птица изображена на гербе Австралии? (страус)

2. Птица, не умеющая летать, но водоплавающая? (пингвин)

3. Птица, являющаяся символом мужества? (орёл)

4. Самая крупная птица? (страус)

5. Птица, обладающая самой длинной шеей и самыми длинными ногами? (фламинго)

6.. Какую птицу баснями не кормят? (соловей)

7. Водяной воробей? (оляпка)

8. Птица, которую часто путают с вороной? (грач)

9.Первый вестник весны? (скворец)

10. Птичка, которая лазает вниз головой? (поползень)

11. Попугай хвойных лесов? (клёст)

12. Птица-непоседа? (трясогузка)

13. Самая маленькая птичка? (колибри)

14. Какая птица хвалит свое болото? (кулик)

15. По защите каких птиц проходят в Китае массовые мероприятия? (воробьи)

16.Существует одна древняя легенда, которая гласит, что после сотворения мира одной птичке досталось серое некрасивое оперение. Но она не захотела оставаться такой некрасивой и поспешила за уходящим закатным солнцем. Солнце окрасило ее грудь в красно-коричневый цвет, а небесная синева упала ей на спинку. И поэтому люди стали называть ее «летящий драгоценный камень». Что это за птица? (зимородок)

Доп-но. Птицы-символ верности у восточных народов? (утки мандаринки)

Какую пользу приносит кукушка? (кукушка-единственная птица, поедающая прожорливых гусениц, наносящих огромный вред лесам)

Излюбленное лакомство аистов? (лягушки)

Самая большая птица из хищных? (гриф)

Какие птицы питаются воздушным планктоном? (ласточки и стрижи, их клюв напоминает сачок, которым они налету ловят различных насекомых)

Пернатая «кошка»? (сова)

У какой птицы мешок под клювом? (пеликан)

Любимые птицы английской королевы? (лебеди)

Мастер парящего полета? (альбатрос)

Птица – спутник моряков? (чайка)

В какой стране за отлов чаек можно попасть в тюрьму? (Объединенные Арабские Эмираты)

Какую птицу называют пиратом? И почему? (это вороны, они крадут из чужих гнезд яйца и птенцов)

Птица-красавиц с отвратительным голосом? (павлин)

Лесная птица, пение которой сравнивают со звучанием флейты? (иволга)

6.Конкурс «Узнай зверя». (на листочке)

1.Рысь.

2.Росомаха

3.Выдра

4.Медведь

5.Лось

6.Морж

7.Серна

8.Газель

9.Хорек

10.Тигр

7. Конкурс «Создай коллаж».( Игра со зрителями «У оленя дом большой»)

8. КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»(Вопросы )

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА;

В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

1.Рыба не клюет – она сыта;

2.пчелы сидят в улье и громко гудят;

3.ласточки и стрижи летают высоко;

4.птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

5.благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

6.Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

7.раскрыты цветы кувшинки;

8.одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

9.поздно вечером сильно трещат кузнечики;

10.крот нагребает высокие холмики;

11.паук усиленно плетет паутину;

12.голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

9.КОНКУРС ЭРУДИТОВ.(Карточки)

1.Что в переводе означает экология:

1) наука о доме; 2) наука о природе.

2.Какое растение называют сосной сибирской:

1) лиственницу; 2) кедр.

3.Где зимуют ласточки:

1) в Австралии; 2) в Африке.

4.Кит – это:

1) рыба 2) млекопитающее.

5.Название «адмирал» носит:

1) жук; 2) бабочка

6.С какой стороны дерева растет мох:

1) с северной; 2) с южной

7 Хвоинки сосны:

1) двухгранные; 2) трехгранные

8.Сколько пар ног у паука:

1) три; 2) четыре

9.На стволе березы растет гриб:

1) чага; 2) подберезовик

10.Какой газ используют для дыхания все живые существа:

1) кислород; 2) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 2, 5 – 2, 6 – 1, 7 – 2, 8 – 2, 9 – 1, 10 – 1.

Доп-но. КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Она невзрачна и мала.

Но поймала комара.( Росянка)

В рассветный час, сырой и сумрачный.

Когда роса во тьме блестит,

Горят фарфоровые люстрочки.

Да так, что глаз не отвести. ( Ландыш )

Много беленьких цветочков по четыре лепестка.

Плод стручок, как мешочек на спине у пастуха. (Пастушья сумка )

Тысяча долек в зеленом листе.

Белых цветочков в корзинке не счесть. (Тысячелистник)

Нарядные платьица. Желтые брошки.

Ни пятнышка нет на красивой одежке.(Ромашка)

Цветок мой ярко — розовый, но осторожен будь.

Шипами огорожен я, об этом не забудь. (Шиповник )

Он раскидист и могуч.

Головой коснулся туч.( Дуб )

Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,

Над рекой кусты душистые белым цветом занялись. (Черемуха )

В белом сарафане

стояла на поляне.

Прилетели сестрицы

сели на косицы.( Береза)

Ее всегда в лесу найдешь,

стоит колючая, как еж. (Ель )

В заключение игры – чтение отрывка из стихотворения В. Шиффера «Человек»:

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Международный день шутки сценарий
  • Международный день школьных библиотек сценарий мероприятия
  • Международный день школьных библиотек праздник
  • Международный день театра история праздника
  • М?мкинлекл?ре чикл?нг?н кешел?р турында сценарий